15 января 2013

Руководитель: Тарчевский Андрей,
г. Жуковский, tarchev@zhuknet.comcor.ru
тел. (09648)-25818

Народ! Если вам надоело в седьмой раз идти в Хибины, а времени на поход мало, и хочется простого, но нового и красивого, подумайте про Чуна- Монче и Волчьи тундры.

Плюсы:
- добираться почти также просто, как в Хибины,
- новое для многих место,
- очень много хороших дров,
- уникальные 30-метровые (!) замерзшие водопады,
- озера со льдом, с которого сдут снег - красиво,
- вполне настоящие (высотой более 1 км), красивые горы,
- живописные сосновые леса,
- и вообще приятный, разнообразный маршрут.

Минусы:
- после этого похода хочется в горы повыше,
- мало групп и возможна тропежка,
- в радиусе 10 км от Мончегорска - зона экологического бедствия,
- район маленький, если не забираться на дальние хребты (а в них любят ходить более "крутые" туристы), то почти всё можно обойти за один
поход,
- так и не удалось найти карту- километровку, шли по "двушке" и схемам (недавно обнаружил всё-же километровку в электронном виде!)
И все же нам, исходившим все Хибины, поход понравился.

Далее полезные данные для того, кто туда собрался (читать лучше с картой-двухкилометровкой)

О походе:

Отъезд 21 марта, возвращение 2 апреля
Ночевок в палатках - 7, дней похода- 8, включая день приезда и отъезда

Цели похода:
- лыжный 1к.с. не спорта ради, а здоровья и удовольствия для.
- посмотреть новые красивые места, полазить по разным горам и ущельям.

Маршрут:
1 день - Апатиты - автобус до р. Вите (12 км к югу от Мончегорска)-
1,2 дни - р. Вите - оз. Сейдъявр,
3 день, дневка - северная часть Чуна-тундр: радиальный выход на вершины 1072 и самую высокую - г. Эбручорр, она не обозначена на карте, рядом с 1026),
4 день - ущелье Корнескорч (оно на карте обозначено как обрывы между Чуна и Монче-тундрами) - озеро - верховья ручья, впадающего в озеро Верхнее Гарьюсное),
5 день - переход через северную часть Монче - тундр (с радиальным выходом на вершину 928) к озеру Вайкис,
6 день, полудневка - исследование ущелья реки, впадающей в Вайкис с юга-озеро Красная Ламбина,
7 день - Мончозеро - автобусом в Оленегорск,
8 день - баня, вкусные пирожки, отъезд.

По дням:

1 день

Автобус от Апатит в 9-30 до моста через р. Вите (там явное понижение, указатель был). Река местами незамерзшая, но двигаться лучше вдоль нее.
На оз. Островское видели избу, которая есть на карте.
Выход 11-00, встали на ночь 17-00 (по пути делали обед с супом).
Стоянка на оз. Вите.

2 день

До точки "173" на оз. Сейдъявр 3 ходки по 40 минут. Живописные леса, ель, сосна. На юге оз. Сейдъявр, где из него вытекает река Вите, стоит вагончик в 50 метрах от реки (близко не подходили). От озера ешё 40+20 минут до развилки р. Вите с ручьем, текущим с Корнескорча. Здесь нам помогла старая лыжня, шедшая очень прямо через лес, а не по реке, которая сильно крутит. Стоянка у больших сухих сосен.

3 день

Дневка - северная часть Чуна-тундр: радиальный выход на вершины 1072 и самую высокую - г. Эбручорр (1111 метров), она не обозначена цифрой на карте, находится рядом с высотой 1026), Прямо от стоянки поднимаемся вверх зигзагами. Пришлось пересечь очень неприятный овраг (круто, глубоко), находящийся между стоянкой, рекой Вите и склоном горы потеряли почти час на подход к границе леса.
Весь подъем занял 4,5 часа, с учетом 35-минутного перекуса. (В каком-то отчете я читал про два часа, но это были крутые спортсмены). Внизу более каменисто, выше - красиво и более снежно. Можно всю дорогу идти на лыжах, хотя местами есть соблазн их снять. Выходим к горе 1072 (она больше напоминает нагромождение полностью покрытых снегом больших камней на краю плато - очень красиво).
Движемся по плато с хорошей скоростью к горе Эбручорр по азимуту. (Еще минут 40). Видимость плохая. Но на гору поднялись! По плато стоит прокатиться - красиво, необычно - вдруг на горизонте появляется гора - ну, кажется, километр до нее, а через 50 метров подходишь и видишь, что это просто большой камень.
Обратно той же дорогой- 40 минут по плато и 2,5 часа вниз. На спуске мужики шли пешком, а я ехал на лыжах - одинаково по скорости.
Наверное, стоило подняться вдоль реки Вите повыше, прежде чем начинать подъем на гору - там, думаю, противный овраг отсутствует, а набирать высоту все равно где.

4 день

Ущелье Корнескорч (это на карте обозначено как обрывы между Чуна и Монче-тундрами) - озеро - верховья ручья, впадающего в озеро Верхнее Гарьюсное).
От места стоянки поднимаемся 20 минут вдоль р. Вите, затем поворачиваем под углом 90 градусов влево и уже через 200 метров виден вход в ущелье Корнескорч. Через 30 минут подходим ко входу в ущелье. Здесь нельзя пройти насквозь, но интересно подойти к замерзшему водопаду, находящемуся недалеко от входа (крюк на полчаса). Здесь, на ручье, вытекающем из ущелья, можно было бы делать ночевку, конечно, дрова там не так хороши. (Речь шла о коротком участке ущелья внизу, на карте он не показан. А большое трёхкилометровое ущелье - дальше.)
Поднимаемся по склону справа по ходу (потом пришлось потерять высоту), и через километр, наконец, начинается ущелье. Заметная тропежка. Красиво. Замерзшие водопады. Лавиноопасно! Узко и крутые склоны с обеих сторон. (Здесь когда-то давно погибла большая группа лыжников - сошел снежный козырек.) На выходе из ущелья пролезаем через очень узкий очень крутой, очень заснеженный короткий подъем и выходим на плато, к озеру. Спускаемся по ручью, и чем дальше, тем глубже тропежка. Ручей разветвляется, открытая вода и идти почти невозможно.
У первых же дров встаем. (Лучше было бы траверсировать склон над ручьем, а потом спуститься в лес). Всего 9 ходовых часов (!) с учетом перекуса, без учета захода к водопаду в начале ущелья.
(Кстати, отсюда намного легче было бы подняться на гору Эбручорр по пологому северному склону)

5 день

Переход через северную часть Монче - тундр (с радиальным выходом на вершину 928) - к озеру Вайкис, 30 минут до границы леса и по хорошему склону 2 часа поднимаемся к точке на хребте в 2 км к северу от вершины 928. Там заметные заснеженные скалы.
Оставили около них рюкзаки и налегке сходили на вершину 928 (еще 50 минут вверх). Вершина 928 не господствующая, но красиво вокруг! Спуск 30 минут до рюкзаков и ещё 1,5 часа до озера Вайкис. На спуске лыжи "едут сами", но надо экономить высоту и не брать круто вниз. Ручей должен быть справа внизу. По ручью ехать не надо - там глубокий снег и ближе к озеру Вайкис 30-метровый водопад!!! Падать туда не следует. Сильно влево тоже не надо - там скальные обрывы к озеру Вайкис. Последний участок спуска крут, извилист и требует аккуратности. Попадаем в небольшой лесок на озере, по-видимому, единственное место стоянки на озере - это здесь, у ручья. Дров немного, их спилили отдыхающие летом, но пару сухих елок мы нашли.
В этот день впервые увидели людей на буранах - издали. (Заметим, что под горой 928 есть интересный перевал, откуда берёт начало река Вите. С него можно идти все три стороны.)

6 день

Полудневка - исследование ущелья реки, впадающей в Вайкис с юга - озеро Красная Ламбина. Ручей, впадающий здесь в озеро Вайкис, необыкновенно живописен и стоит пройти по нему вверх. Замерзшие водопады, скалы, сосны и вообще здорово. Склоны, чем выше, тем круче, а пройти насквозь нельзя - если будете вылезать вверх из ручья, делайте это своевременно, а не как мы - по слишком крутому лавиноопасному склону.
На озере участки льда совсем без снега - очень красиво.
По озеру идем по хорошему буранному следу до избы на озере Красная Ламбина (похоже, там живут лесники) - 3 часа. (Был буранный след также в сторону Волчьх тундр).
Дорога живописна, сосны. Встаем на озере Красная Ламбина в лесу на южном берегу. И это последние хорошие стоянки перед Мончегорском.

7 день

Далее буранка пересекает север озера Пагель (здесь последние возможные места для стоянок - лес есть, но низкорослый) и выходит к осторову Большой Ярвинский на Мончозере. Всё Мончозеро и район Мончегорска в радиусе 10 км представляют собой зону бедствия, один вид которой может навсегда отбить охоту к туризму. Поэтому доходим до шоссе по Мончозеру и автобусом уезжаем в Оленегорск (около 20 рублей), транспорта много.

8 день

Билеты на поезд взяли заранее, поэтому еще ночевали под Оленегорском.

Заповедник:

Район похода проходил по Лапландскому заповеднику, что мы проигнорировали, и нигде не оформлялись. Первые 5 дней вообще никого не встречали, а на шестой прошли мимо домика лесника. В нем сидел мужик, не проявивший к нам никакого интереса. Сведений о злобности местных лесников не было.

Лыжня и тропежка:

Вдоль реки Вите была полузасыпанная лыжня недельной давности, которая нам иногда помогала.
На озерах и в безлесной зоне тропежка неглубокая 10- 20 см, вдоль реки - хуже, в лесу - очень глубоко - 40-80 см.
По озеру Вайкис часто ходили "бураны", хороший след до Мончозера, (надо думать, и в другую сторону, по реке Купись, идет эта дорога, далеко ли - не знаю), а само Мончозеро - всё укатано "буранами".

Литература:

В интернете есть ряд отчетов, частично описывающих данный маршрут, и содержащих великолепные фотографии района, (например, "http://www.tag.spb.ru/ski/chuna/report/html" rel="nofollow" )
Однако отчеты эти в основном о более сложных походах и информации в них мало. В турбиблиотеке МГЦТК - только отчеты конца пятидесятых...