19 мая 2020
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Норвегия
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: V

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь
ОО «Республиканский туристско-спортивный союз»

ШПИЦБЕРГЕН.

ОТЧЁТ

о лыжном спортивном походе пятой категории сложности в районе архипелага Шпицберген
совершенном группой туристов т/к “Альтаир” г.Минска в период с 30 марта по 20 апреля 2017 года.

Маршрутная книжка № 3Л-17
Руководитель группы Рыжанков Д.М.
Республика Беларусь, Могилев
телефон +375 29 2408923
e-mail: ryzdm71@gmail.com

Введение

Маршрут будет проходиться в режиме первопрохождения как во времена первых исследователей Арктики: Пири, Кука, Нансена или Амундсена. А что по сути изменилось? Мы по-прежнему на лыжах, пусть и более удобных, но это те же две доски, в руках те же две палки, на нас рюкзаки и сзади тянутся санки. Мы живём в такой же палатке Пик, как и они, спим в таких же групповых спальниках, топим снег на таких же примусах и заправляем их таким же бензином. И главное – нас ждёт такая же неизвестность, как и их. Пусть у нас есть подробная карта и мы можем ещё до поездки с помощью Гугл Земли пройтись по маршруту. Но мы то знаем что на месте всё окажется по-другому, пологий склон может стать скальным барьером, пологий ледник - ледопадом. Эта неизвестность щекочет нервы и заставляет не спать по ночам. Как оно будет на самом деле?, что мы увидим в том или ином ущелье? или на том или ином леднике? Только вопросы. Дух первооткрывателей не умер, есть ещё места на земле куда не дотягивается рука технического прогресса, куда не доплыть кораблю, не доехать снегоходу. Может у нас ничего и не получится, но мы хотя-бы попробовали.

Да здравствует Белорусский туризм!

Оглавление

1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
  2. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.
  3. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО.
  4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
  5. Изменения маршрута и их причины.
  6. График движения.
  7. Техническое описание прохождения группой маршрута.
  8. Дополнительные сведения о походе.
  9. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.
  10. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
  11. Литература

1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1.1. Проводящая организация:

Туристский клуб “Альтаир”, Республика Беларусь, Минск, пер. Богдановича 52.

1.2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.

Архипелаг Шпицберген, остров Западный Шпицберген.
Svalbard, Spitsbergen.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

22 дня, 21 ходовой.

с 30.03.2017
по 20.04.2017.

1.4. Подробная нитка маршрута.

пос. Пирамида – ледн. Стенщёбреэн – пер. Першацвет (1А п/п) – дол. Хугиндален - дол.Натхорстдален - пер.Вясёлка (рад. 1А п/п) – пер. Софус (1Б п/п) – ледн. Гавлхаугбреэн - дол. Диксондален – ледн. Фюнсбреэн – пер. Выгодный средний (2А п/п) – ледн. Студентбреэн – ледн. Университетсбреэн –– бух. Вестфьорддален –дол. Ёргенсендален - пер. "т/к Альтаир" (1Б п/п) – бух. Эустфьорд – хиж. Эустфьорднесхютта – ледн. Трюгеебреэн – в. Перриртоппен (рад. 1Б п/п) – ледовое плато Перриртоппен-Чадуикрюгген – пер. Зуб Дракона (2А) – ледн. Смутсбреэн – пер. (1А) - ледн. Штубендорфбреэн – ледн. Харкербреэн – пер. Панки (2А п/п) – ледн. Формидаблебреэн – ледн. Миттаг-Лефлербреэн – пер. Советских шахтёров (1А) – ледн. Ратнарбреэн – бух. Петуниабухта – пос. Пирамида – залив Биллефьорд – дол. Матисондален – дол. вост. склона г. Тирреллфьеллет - пер. Приморский (1А* п/п) – дол. Тверроадален – дол. Йинсдален – ледн. МакЛенбреэн - пер. Yellow Submarine (рад. 2Б п/п) - пер. Хутки (1Б п/п) – руч. Мурдочельва – залив Темпельфьорд – дол. Сассендален – дол. Лузитаниадален - ледн. Лузитаниа – пер. Лузитаниа (1А п/п)– в. Лузитаниафьеллет – ледн. Оливербреэн - дол. Хельветиадален – р. Адвентэльва – дол. Фоксдален –ледн. Фоксбреэн - пер. Фокспассет (1А п/п) – в.906(1А п/п радиально п/п) – ледн. Далбургбреэн – ледн. Плогбреэн – дол. Тверрдален – пер. Болтерскарлет (н/к) – ледн. СкоттТурнербреэн – дол. Болтердален - автодорога Лонгйир-шахта – Лонгйир.

1.5. Определяющие препятствия маршрута.

Категория

Характер препятствия

Путь прохождения

пер. Першацвет

Снег, фирн

ледн. Стенщёбреэн – слияние ручьев в дол. Хугиндален (первопрохождение)

пер. Вясёлка рад.

Северный исток руч. Натхорсельва – дол. Соппдален

пер. Софус

дол.Натхорстдален – траверс в. Гавлхауген – ледн. Натхорстбреэн

пер. Выгодный средний

Снег, фирн

северная ветвь ледн. Фюнсбреэн – ледн. Студентбреэн (первопрохождение)

пер. Альтаир

дол. Ёргенсендален – бух. Эустфьорд

в. Перриртоппен

Снег, фирн

пер. в. Перриртоппен – в. 1407 – в. Перриртоппен – пер. в. Перриртоппен – в. 1407

пер. Зуб Дракона

пер. Приморский

1А*

Фирн

дол. Вост. Склона г. Тирреллфьеллет – дол. Тверроадален (первопрохождение)

пер. Yellow Submarine рад

ледн. МакЛенбреэн – ледн. Комиссаербреэн

пер. Хутки

ледн. МакЛенбреэн – руч. Мурдочельва

пер. Лузитания
+ в.Лузитаниафьеллет

ледн. Лузитаниа – пер. Лузитаниа – в. Лузитаниафьеллет – ледн. Оливербреэн
(первопрохождение)

пер. Фокспассет + в.906 рад.

ледн. Фоксбреэн – ледн. Далбургбреэн

пер. Болтерскарлет

н/к

Снег

дол. Тверрдален – ледн. СкоттТурнербреэн

1.6,7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.

N

4ЛР Полярный Урал,
4ЛУ Саяны Восточные
1ЛУ с эл.6
(зимнее восхождение на п. Ленина 7134м)
6ГУ, 5ГР

2ЛУ Южный Урал

Завснар

Отчет  о лыжном походе пятой категории сложности в районе архипелага Шпицберген

1.8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

Отчёт и электронная версия будут храниться в библиотеке т/к Альтаир г.Минск, пер. Богдановича 52.
Дубликат по месту жительства руководителя. Полный объём информации находится у руководителя похода.
Отчёт опубликован на сайте: "http://www.manturs.narod.ru/" rel="nofollow"

1.9. Поход рассмотрен Минской городской МКК.

Сходить на Шпицберген хотелось давно, с тех пор как прочитал отчет Романенкова Сергея из МАИ. Раньше не было команды, да и опыта недостаточно для такого путешествия, теперь созрели. Идея состоит в том, чтобы попав в русский законсервированый в 90-е поселок Пирамида, совершить путешествие на север через Диксонфьерд и пройдя по горной стране Диксонлэнд выйти Вэстфьрдом к мысу Петерманн и далее перейдя Эусфьерд подняться на одну из высших точек архипелага пик Перитоппен, редко посещаемую из-за своей удаленности от городов. Далее, вернувшись в Пирамиду и забрав заброску, требовалось решить задачу возвращения в город Лонгйир наиболее кратчайшим сухопутным путем, учитывая замерзшие к этому времени Билле- и Темпелфьерды.
Серьезной задачей стояло на всем протяжении путешествия не повстречать белого полярного медведя, который на Шпицбергене водится в изобилии. Отсюда проистекла стратегия путешествия: перемещаться на максимальном удалении от морских заливов (фьердов), что в данной местности непросто или невозможно. Отсюда тактика перемещения и правила безопасности, которые пришлось соблюдать:
1) Там где медведи ходят, около фьердов перемещаться быстро, плотной группой, находясь начеку, осматриваясь и держа средства защиты под руками;
2) Такие места пересекать только в хорошую погоду с видимостью и ближе 2км до потенциальных мест не ночевать;
3) Пищевые остатки или носить с собой, или сжигать, или выбрасывать с последующим захоронением в горах.
О новизне района и маршрута надо ли говорить? Наш поход, это только третье путешествие на острове, известное нам, да и то о первом походе Пермяков мы только издалека слышали. Из пройденных перевалов более десяти в режиме первопрохождения. Возможно в тех местах где мы прошли вообще не ступала нога человека.

3. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.

Добраться до Шпицбергена проще всего из Норвегии – самолетом. Туда летают и SAS ("https://www.flysas.com/" rel="nofollow"), и бюджетная Norwegian Air ("https://www.norwegian.com" rel="nofollow"). Полет из Осло займет 4,5 часа. Из Тромсё, крупнейшего города на севере страны – примерно полтора часа. Norwegian Air, в силу того, что является лоукостом, не подходит для туриста лыжника, так как за багаж выйдет большой ценник и пропадут все преимущества лоукоста. Был выбран перевозчик SAS, с вылетом из Вильнюса, билеты покупались примерно за 4 месяца и полеты туда обратно обошлись в 350 евро на человека.
Кроме норвежских авиакомпаний на Шпицберген летают чартерные рейсы от компании “Арктикуголь” из Москвы. Перевозят работников “Арктикуголь”. Про возможность использования туристами ничего неизвестно.
Трансфер из аэропорта в город, самый дешевый вариант это автобус. Смело берите его, стоит он около 70 крон на человека, дешевле ничего не будет. После похода, правда по дороге назад нам попался таксист из Донецка, который отвез нас в аэропорт, вроде как за 180 крон на всех, но по другим отзывам о ценах на такси, я думаю, что с ним нам просто повезло.
Водным путём можно добраться из Мурманска, так же кораблем от компании “Арктикуголь”, так же используется корабль в интересах компании и о частных пассажироперевозках ничего неизвестно.
Из Норвегии можно добраться на корабле морским круизом из Осло и из Тромсе. В обоих случаях билет очень дорогой и для лыжного туриста этот вариант не подходит, так как круиз длится несколько дней. Из Осло около 8 дней, а из Тромсе около 3 дней.
Внутренние перелеты на Шпицбергене осуществляются в интересах губернаторской службы sysselmannen на вертолётах ("https://www.sysselmannen.no/" rel="nofollow"), про возможность пользоваться этими перелётами туристам ничего неизвестно. Регулярный рейс Лонгийр-Нью Олесунн, закрыт несколько лет назад и теперь в Нью Олесун. Летает только рейс в интересах компании Кингсбей. ("http://kingsbay.no" rel="nofollow"/) и научных сотрудников находящихся в Нью Олесунне, выполняемый авиакомпанией Lufttransport ("http://www.lufttransport.no/" rel="nofollow"). Для покупки билетов Лонгйир – Ню-Алесун необходимо разрешение компании КингсБей (которая является владельцем города Ню-Алесун). КингсБей ( сайт компании "http://kingsbay.no" rel="nofollow") же дает разрешение только на основании приглашения от ученых (список научных станций "http://kingsbay.no/research/research_stations" rel="nofollow"). Никто из ученых положительно не ответил на нашу просьбу о приглашении.
Кроме всего вышеперечисленного на Шпицбергене осуществляется вертолетное сообщение между поселками Баренцбург и Пирамида. Осуществляется в интересах компании “Арктикуголь”, про возможность использования в туристических целях ничего неизвестно. Известно лишь стало в походе уже в Пирамиде об ограничении норвежским губернатором вертолёто-вылетов между русскими посёлками, вроде как не более пяти раз в месяц. Осенью 2017 вертолет МИ-8 разбился в море недалеко от Баренцбурга, в данный момент (декабрь 2017) вертолет привезен снова.
Так как авиационный способ заброски найден не был, рассматривались так же сухопутный вариант заброски на снегоходах. Все местные снегоходчики запрашивали сумму от 400 до 700 евро на человека без рюкзака от Лонгийра в Пирамиду и еще около 50 евро за 50 кг круза. Кроме того в Пирамиду проходят снегоходные туры от компании “Грумант” (отделение “Арктикуголь” отвечающее за туризм на архипелаге), они могут помочь с перевозкой.
Остался только один вариант заброски – морской.  Была найдена компания "http://htg.svalbard.no/" rel="nofollow" , которая делает морские экскурсии в Пирамиду. При переписке компания согласилась продать нам билеты в одну сторону, стоимость билетов была 1200 NOK (около 150 евро на человека), кроме экскурсии на английском в пакет услуг так же входит вкуснейший обед с олениной и форелью. Команда корабля состояла из филиппинцев с очень сговорчивым капитаном, который готов был нас высадить на лед. Получилось так, что из-за начинающегося замерзания фьорда, корабль не смог дойти до берега в районе Пирамиды и произвел высадку пассажиров на лёд. Если очень грамотно подгонять график, то сделав круг вокруг Пирамиды, можно попробовать вернуться через пару недель на этот же корабль. Но в данном варианте план не надёжен из-за непостоянной ледовой обстановки. Рейс на котором мы пришли в Пирамиду, оказался единственным той весной, через две недели фьорд был замёрзшим более чем на 10км.

4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Заявленный маршрут
пос.Пирамида – бух. Петуниабукта – лед.Хербюэбрюэн – пер. к лед.Хнрбюэбреэн -  пер. к лед.Кембриджбреэн  – оз. Оланватнет(заброска) – лед.Оланнэльва – лед. Натхорстэльва – дол. Натхорстдален  - ДиксонФьёрд– дол. Диксондален – лед. Батвербреэн - пер.Вифтеласоет – лед.Орсабреэн – лед.Холтедалфонна – пер.Улафсонпассет – лед.Абрахамсенбреэн – лед.Русюбреэн – лед.Бетбреэн - бух. ВестФьёрд – переход черезУэстФьёрд–лед.Трюгвербреэн – лед. Рейнбукбреэн - в.Перритоппен1717 рад.2А – пер. к лед. Смутсбреэн - лед. Планенбреэн – лед. Штубендорфбреэн – УэстФьёрд. –лед.Миттаг-Лефлербеэн –оз. Оланватнет(заброска) – оз. Хогланнватнэт – лед. Ротнарбреэн - пос. Пирамида – Биллефьорд - ледн. Нуреншельбреэн – ледн. Ерритбреэн - р. Йопсдаленсэльва-  ледн. Метьюэнбреэн-  пер. Верблюд (1А)-  ледн. Берн-Мердокбреэн - Темпельфьорд - р. Сассенэльва - р. Эшерэльва - пер. Брентскарет (н/к)-  р. Адвентэльва-  г. Лонгиирбьен.

Запасные пути движения и аварийные выходы с маршрута.
При необходимости из долины Диксондален вернуться в пос. Пирамида через н/к перевал Хугиндален – Адинэльва; либо Натхорстдален – Алансдален на Миттаг-лефлер;
Со средней части маршрута выйти простыми перевалами к Эусфьерду и далее по нему подняться на Миттаг-лефлер;
Из горного массива Перитоппен – Ньтонтоппен спуститься по ледникам в Эусфьерд либо выйдя на ледник Ветеранов и Ломоносова двинуться через ледник Туна на берег Темпелфьерда либо через ледник Работ в долину Сассен. Тут проходят снегоходные пути туристов и несколько раз в день проезжают группы туристов).

5. Изменения маршрута и их причины.

Пройденный маршрут.
пос. Пирамида – ледн. Стенщёбреэн – пер. Першацвет (1А п/п) – дол. Хугиндален - дол.Натхорстдален - пер.Вясёлка (рад. 1А п/п) – пер. Софус (1Б п/п) – ледн. Гавлхаугбреэн - дол. Диксондален – ледн. Фюнсбреэн – пер. Выгодный средний (2А п/п) – ледн. Студентбреэн – ледн. Университетсбреэн –– бух. Вестфьорддален –дол. Ёргенсендален - пер. “т/к Альтаир” (1Б п/п) – бух. Эустфьорд – хиж. Эустфьорднесхютта – ледн. Трюгеебреэн – в. Перриртоппен (рад. 1Б п/п) – ледовое плато Перриртоппен-Чадуикрюгген – пер. Зуб Дракона (2А) – ледн. Смутсбреэн – пер. (1А) - ледн. Штубендорфбреэн – ледн. Харкербреэн – пер. Панки (2А п/п) – ледн. Формидаблебреэн – ледн. Миттаг-Лефлербреэн – пер. Советских шахтёров (1А) – ледн. Ратнарбреэн – бух. Петуниабухта – пос. Пирамида – залив Биллефьорд – дол. Матисондален – дол. вост. склона г. Тирреллфьеллет - пер. Приморский (1А* п/п) – дол. Тверроадален – дол. Йинсдален – ледн. МакЛенбреэн - пер. Yellow Submarine (рад. 2Б п/п) - пер. Хутки (1Б п/п) – руч. Мурдочельва – залив Темпельфьорд – дол. Сассендален – дол. Лузитаниадален - ледн. Лузитаниа – пер. Лузитаниа (1А п/п)– в. Лузитаниафьеллет – ледн. Оливербреэн - дол. Хельветиадален – р. Адвентэльва – дол. Фоксдален –ледн. Фоксбреэн - пер. Фокспассет (1А п/п) – в.906(1А п/п радиально п/п) – ледн. Далбургбреэн – ледн. Плогбреэн – дол. Тверрдален – пер. Болтерскарлет (н/к) – ледн. СкоттТурнербреэн – дол. Болтердален - автодорога Лонгйир-шахта - Лонгйир

Изменения маршрута и их причины
от прохода с ледника Гавлхаугбреэн перевалом №3 на ледник Фюнсбреэн пришлось отказаться из-за сильного встречного ветра. Пришолось двинуться по ветру в Диксондален и по Фирисграндален подняться на Фюнсбреэн;
Из-за медвежьей опасности пришлось отказаться от обхода мыса Петерман  и из Вестфьорддален пойти перевалом, поднявшись по  Ёргенсендален и перевалом 1Б, который назвали ТК Альтаир, перейти в бухту Эусфьерд;
Также из-за медвежьей опасности и решения не ночевать на берегах фьердов было принято решение не спускаться ледником Стубендорфбреэн в Эусфьерд. Было решено перевалив хребет выйти сразу на Миттаг-лефлер. Прошли перевалом 2Б Панки.
При переходе из долины Йинсдален на Темпелфьерд запланированным перевалом Хутки появилась возможность провести полудневку и совершить радиальный выход на седловину перевала с хорошим обзором, выводящего на берег Сассенфьрда в месте слияния с Темпелфьердом. Из-за характерного вида останца назвали перевал Yellow Submarine.

6. График движения.

Метеоусловия

Расстояние

ЧХВ

1 день
30.03.17

бух. Мимербухта – пос. Пирамида – слияние рек Мимерэльва и Мунинэльва (домик)

+55

пешком

2 день
31.03.17

Предыдущее – ледн. Стенщёбреэн – пер. Першацвет – слияние ручьев в дол. Хугиндален

+590-302

лыжи

3 день
01.04.17

Предыдущее –  соединение дол.  Хугиндален и Натхорстдален

-341

лыжи

Соединение дол.  Хугиндален и Натхорстдален -  дол.Натхорстдален (западное основание г.  Софус-Лифьеллет )

+99

лыжи

4 день
02.04.17

-491

200м кошки
далее лыжи

5 день
03.04.17

Днёвка (пурга средней силы)

6 день
04.04.17

Предыдущее – выход в дол. Диксондален

-272

По дол. Диксондален от ледн.  Гавлхаугбреэн до ледн.  Фюнсбреэн

лыжи, пешком, кошки

слияние ледников в вост оконечности ледн. Фюнсбреэн

+410

7 день
05.04.17

Предыдущее – цирк пер. Выгодный

+549

цирк пер. Выгодный – пер. Выгодный средний

0,5

Пер. Выгодный средний -  ледн. Студентбреэн – ледн. Университетсбреэн  – морена Университетс-моренен

-937

2*50м перила
100м кошки

11,5

8 день
06.04.17

Предыдущее – дол. Вестфьорддален – бух. Вестфьорддален – вход в дол. Ёргенсендален

-39

лыжи

верхняя оконечность дол. Ёргенсендален (перед выходом на плато)

+517

лыжи, пешком

9 день
07.04.17

Предыдущее – пер. “т/к Альтаир”

+165

кошки, лыжи

пер. “т/к Альтаир” – бух. Эустфьорд

-682

бух. Эустфьорд – м.Эустфьорднес – хиж. Эустфьорднесхютта

хиж. Эустфьорднесхютта – слияние ледн. Трюгеебреэн и Саннербреэн

+70

лыжи, пешком

10 день
08.04.17

Предыдущее – ледн. Трюгеебреэн – плато у основания ю-в гребня в. Перриртоппен

+828

лыжи

11 день
09.04.17

Предыдущее – пер. в. Перриртоппен – в. 1407

+818-818

2,8

пер. в. Перриртоппен – в. 1407– в. Перриртоппен -  пер. в. Перриртоппен – в. 1407

1,5*

пер. в. Перриртоппен – в. 1407 – место ночевки

2,8*

Место ночевки -  ледовое плато Перриртоппен-Чадуикрюгген – перевальный взлет пер. Зуб дракона

+16

Пер. Зуб дракона

+100-140

50м лыжи, 50м перила на подъем,
75м на спуск, кошки, лыжи

Пер. Зуб дракона – слияние ледн. Смутсбреэн и Галлербреэн

+124

лыжи

12 день
10.04.17

Предыдущее – ледн. Штубендорфбреэн – ледн. Харкербреэн – цирк пер. Панки

+24-451
+290

лыжи

Разведка перевала, подготовка тропы (радиально)

лыжи, кошки

13 день
11.04.17

Предыдущее - пер. Панки

+333

лыжи, кошки

пер. Панки – ледн. Формидаблебреэн – ледн. Миттаг-Лефлербреэн – скальные выходы правой части ледн. Мак-Уэйбреэн

-808+92

лыжи

14 день
12.04.17

Предыдущее – пер. Советских шахтёров – ледн. Ратнарбреэн – бух. Петуниабухта – бух. Мимербухта – пос. Пирамида – слияние рек Мимерэльва и Мунинэльва (домик)

-478+54

лыжи

15 день
13.04.17

Предыдущее - пос. Пирамида - бух. Мимербухта – залив Биллефьорд – дол. Матисондален – дол. Вост. Склона г. Тирреллфьеллет

-54+161

лыжи

16 день
14.04.17

Предыдущее – пер. Приморский – дол. Тверроадален –  дол. Йинсдален

+416-555

лыжи

дол. Йинсдален – каньон – дол. ручьев  от ледн. МакЛенбреэн и Купербреэн – слияние ручьев от ледн. МакЛенбреэн и Купербреэн

+114

Выход из каьона – слияние ручьев от ледн. МакЛенбреэн и Купербреэн

лыжи

17 день
15.04.17

Предыдущее – исток ледн. МакЛенбреэн

+311

лыжи

Исток ледн. МакЛенбреэн - пер. Yellow Submarine (радиально спуск с пер. Хутки)

+137+21-158

кошки

18 день
16.04.17

залив Темпельфьорд – дол. Сассендален – дол. Лузитаниадален

+104

лыжи

19 день
17.04.17

Предыдущее – ледн. Лузитаниа – пер. Лузитаниа – в. Лузитаниафьеллет – ледн. Оливербреэн

+764+36-398

лыжи

20 день
18.04.17

Предыдущее – дол. Хельветиадален – р. Адвентэльва – дол. Фоксдален – основание ледн. Фоксбреэн

-428+282

лыжи

21 день
19.04.17

Предыдущее – пер. Фокспассет

+410

пер. Фокспассет – в.906 – пер. Фокспассет

+135-135

кошки

пер. Фокспассет – в.906(радиально) – ледн. Далбургбреэн – ледн. Плогбреэн – дол. Тверрдален – пер. Болтерскарлет – ледн. СкоттТурнербреэн – дол. Болтердален (4км до дороги Лонгйир - шахта)

-498+138-278

лыжи

22 день
20.04.17

Предыдущее – автодорога Лонгйир-шахта - Лонгйир

-84

* - радиальное движение
Временной хронометраж (ЧХВ) описан в разделе 7. Термометр отсутствовал, метеоусловия описаны в разделе 7.

Обзорная и подробная карта района

Высотный график

7. Техническое описание прохождения группой маршрута.
Техническую часть отчета рекомендуем изучать параллельно просматривая фоторгафиии. Фотографии распространяются вместе с отчетом (см. пункт 10 Литература).

Прилетев на остров 29.03 в 11-30, разместились у найденого через facebook жителя Лонйгира Михаила. В этот день отобрали заброску на участов маршрута Пирамида – Лонгйир, взяли в магазине в аренду ракетницу и хлопушки. 30.03 в 9-00 нас ждал корабль до Пирамиды.

Отчет  о лыжном походе пятой категории сложности в районе архипелага ШпицбергенДень 1. 30.03.2017
H=0 Корабль высадил нас на лед в 500м от берега. Движемся по накатанной дороге, следом за экскурсионной группой, их забирает автобус. У погрузочного транспортера выходим на берег. И по дороге движемся к посёлку. У стелы “Пирамида” нас подбирает на авто Пётр, начальник “Арктикугля” в Пирамиде и отвозит за посёлок 3км к заброшенным домикам. H=55 У него оставляем заброску, предварительно отобранную в Лонгйире. Останавливаемся в дальнем от посёлка домике, возле домика есть дрова и уголь. Располагаемся, вечером экскурсия по посёлку, последние приготовления, ночуем.

Фото 1-1 – Высадка на лёд Биллефьорда

Фото 1-2 – В спортзале комплекса

День 2. 31.03.2017
H=55 Выход в 8-00. Перевалив через холм траверсом склона левого борта по очень плотному фирну, местами лёд. Спускаемся в долину р. Мунинэльва Встречаем старые следы медведя, им не меньше месяца. Далее движемся по руслу. В 9-30 доходим до хижины под в. Ретершёльдфьеллет. Дров и запаса продуктов нет. Доходим до ледника и вдоль правой боковой морены поднимаемся в верхнюю его часть, подходим под перевал, обедаем 12-30. Начинаем подъем, в камусах большую часть, только на самом верху камус перестает держать, надеваем кошки и оставшихся 100м (уклон 15 градусов) набираем до седловины H=645 14-40. Перевал единодушно решаем назвать Першацвет (1А). 100м в кошках (уклон 15 градусов), далее в лыжах забирая вправо к ручью. H=343 16-00 бивуак.

Фото 2-1 – Домик в дол. Минендален. Начало маршрута

Фото 2-9 Панорама с ледн. Стенщёбреэн на юг. Путь движения на пер Першацвет

Фото 2-10 – Последние метры к перевалу

Фото 2-11 Группа на пер. Першацвет

Фото 2-12 – Начало спуска с перевала.

Фото 2-13 – Путь спуска с пер. Першавец до места ночевки

Отчет  о лыжном походе пятой категории сложности в районе архипелага ШпицбергенДень 3. 01.04.2017
H=343 Мороз приближается к -30 С. Собираемся осторожно, акклиматизации ещё нет. Выходим в 7-15, катимся по до слияния ручьев, далее по основному руслу в сторону фьорда. После слияния под камнем находим склад канистр, какие полные, какие-то нет, заполнены бензином с маслом, отливаем чуть больше литра на НЗ. Выходим на солнышко. За 1.5 перехода Коля Р. не отогрел ноги, 9-00. Около часа отогреваем участника. В 10-00 продолжаем движение. Доходим до поворота к фьорду и долине Натхорстдален H=2. В долине дует. Заходим в долину и через один переход против ветра около 10м/c ставим палатку между холмами без ветра и обедаем 13-20. После обеда надеваем маски и движемся по долине. Ветер нарастает по мере приближения в г.Софус-Лифьеллет. У развилки ветер до 20м/c, ветер колючий, студит грудь через 4 куртки. Мы поворачиваем в левую долинку, по ходу движения. Небольшой каньончик. Проходим до удобого закрытого от ветра места и встаем H=101 17-20.

Фото 3-2 – Путь движения от пер. Першацвет

Фото 3-1 Панорама на входе в дол. Хугиндален (восток - запад)

Фото 3-3 – Путь движения к дол. Натхорстдален

Фото 3-4 – Встречный ветер в дол. Натхорстдален

Фото 3-5 – Подход к бивуаку в дол. Натхорстдален

День 4. 02.04.2017
H=101 Выход в 8-40. Выходим из каньона, через 700м развилка направо к леднику Софусбреэн, прямо к пер. Вясёлка и траверсу к пер. Софус. Несложный подъем в камусах по ручью до выполаживания, цирк. Перед нами 2 варианта прохода к ледн. Гавлхаугбреэн: 1) Спуститься с пер. Вясёлка и подняться на пер. Софус из дол. Соппдален, много надо сбрасывать и снова набирать 2) набрать из цирка практически до вершины, траверсировать её до перевала. Погода безветренная, выбираем 2 вариант, заодно можно осмотреть окресности, откудам мы пришли и куда идем. Слева перевал Вясёлка (1А), сходили на него радиально. Прямо несложный подъем на гребень 11-20, и нОтчет  о лыжном походе пятой категории сложности в районе архипелага Шпицбергенаправо в сторону вершины. Набрав необходимую высоту начинаем траверс западного его склона, склон становится крутой, надеваем кошки и оставшуюся часть около 500м идем в кошках до пер. Софус (1Б) . Обед.H=781. 15-30 начинаем спуск. По линии падения воды круто, траверсим склон около 200м вправо, и по линии падения воды до правых скал в цирке спускаемся в кошах надеваем лыжи и едем, до пологого тела ледника. Погода портится натягивается тучи. В восточном рукаве ледника находим тихое место. H=290 17-20. Ночью поднимается ветер.

Фото 4-1 – Путь к пер. Софус от места ночевки

Фото 4-8 – Обход крутого участка спуска

Фото 4-9 – Линия спуска к месту ночевки

Фото 4-10 – Путь спуска с пер. Софус от ледника

День 5. 03.04.2017
H=290 Низовая пурга средней силы, порывы до 25м/c. Место укромное закрытое, но даже и тут дует, а нам предстоит идти в широкую долину Диксондален, а может стать и хуже, значительно хуже, арктика!, решаем ждать. Строим снежную стенку, играем в преферанс, отдыхаем.

Отчет  о лыжном походе пятой категории сложности в районе архипелага ШпицбергенДень 6. 04.04.2017
H=290 Низовая пурга продолжается, но ветер чуть ослаб, но все равно достаточно сильный до 20м/с. Мы понимаем, что такое тут может продолжаться и неделю. Бойвой дух у команды на подъеме, не в палатке же мы сюда приехали сидеть! Решаем идти. Аккуратно собираемся, следим за руками и ногами. Выходим в 11-40. Входим в каньончик по направлению к Диксонфьерду, ветер с силой катит нас в долину, этот ветер нам ка краз подходит, дальше нам необходимо вместе с долиной повернуть на запад. Выйдя в долину Диксондален верет изменяется на встречный, северный H=18 13-30. Снег сдут, лёд заструги, снимаем лыжи и по снежным и каменным островкам прорываемся на север долины, чтобы спрятаться под горой. Долину диксон мы видели с пер. Софус, она широкая, и ветер там может разгуляться ещё сильнее, присматриваемся к простому перевалу с юга на север соединяющему дол. Диксондален и ледн. Университетсбреэн, нам этот путь по направлению подходит, однако дует какраз оттуда, порывы внизу до 25м/с. Решаем свернуть от ветра вправо к ледн. Фюнсбреэн. В нижней части ледника ветра практически нет, но в верхней части ветер снова меняется на западный, что не дает нам двигаться дальше к перевалам, находим более-менее закрытое место и встаем, строим капитальную снежную стену. H=428 17-30

Фото 6-1 – Движение к Диксондален

Фото 6-2 – Движение к Диксондален

Фото 6-3 – Диксондален

Фото 6-4 – Путь по ледн. Фюнсбреэн

Фото 6-5 – Встречный ветер на ледн. Фюнсбреэн

Фото 6-6 – Панорама ледн. Фюнсбреэн на запад

Фото 6-7 – Увалы и ветер на ледн. Фюнсбреэн

Отчет  о лыжном походе пятой категории сложности в районе архипелага ШпицбергенДень 7. 05.04.2017
H=428 Ночью ветер стихает до умеренных 10м/c, небо затянуло, снег. Видимость 200м. Утром после не продолжительных обсуждений единогласно решаем идти не через простой перевал на восток, а через более сложный но более интересные места на север. Наша задача к 8му дню успеть выйти к хижине Хютта, иначе у нас не остается запаса для в. Перриртоппен и возврата в Пирамиду, все настроены исключительно по-боевому, 2 дня сильного встречного ветра настроение не ухудшают, это лишь дает понять насколько суров этот район, погода блоговолит нам. Все понимаем, что для арктики этот ветер и мороз обычное дело. Выход в 10-20. Снегопад, несильный ветер около 10м/с. Через увал поднимаемся в цирк перевалов Выгодный. Постепенно растягивает, видимость 500м. Выбираем средний перевал. Тропим на вершину до середины голени в кошках, уклон до 20градусов. На перевале фирн, заструги. H=977 14-10. На спуск 100м перил, уклон вначале до 45градусов и плотный фирн, к концу около 25. 100м в кошках, на 3 такта по началу. Закончили спуск с крутого в 15-35. Далее в лыжах, рыхлый снег местами до 30см. Быстро спускаемся за угол, чтобы не испытывать судьбу с лавинами. Обед 16-15. По леднику Студентбреэн катимся вниз не толкаясь, выкатываемся на серединную морену ледника Университетсбреэн, пересекаем озеро. Выходим на морену, фактически это зачехлённый ледник, встаем. H=40 17-40. Ожидается холодная ночь, кругом крутые горы, долина не продувается, а значит будет холодовая инверсия, солнца давно нет, ледник, близость океана.

Фото 7-1 – Выход в цирк перевалов Выгодный

Фото 7-2 – пер. Выгодный средний

Фото 7-3 – Подъем на пер. Выгодный средний

Отчет  о лыжном походе пятой категории сложности в районе архипелага Шпицберген

Фото 7-4 – На пер. Выгодный средний (на запад)

Фото 7-5 – Подготовка перил на спуск

Фото 7-6 – Путь спуска

Фото 7-7 – Путь спуска и движение по ледн. Университетсбреэн

Фото 7-8 Панорама с ледника Студентбреэн на северовосток

Фото 7-9 – Выход на ледник Университетсбреэн

Отчет  о лыжном походе пятой категории сложности в районе архипелага ШпицбергенДень 8. 06.04.2017
H=40 Утром холодно, но не так как ожидали, -25 -30С. 8-40 Вторая часть морены сильно пересечена увалами и камнями, смещаемся к правому борту и в по рантклюфту спускаемся на фьорд, дойдя до солнышка делаем привал 10-30 H=1, до конца оттаиваем и двигаемся дальше по фьорду. Ледник с которого мы спустились шельфовый, в наших привычных континентальных горах такого не увидишь. Продвигаюсь по фьорду Вестфьорд наблюдаем мираж, очень пожожий на встающих и опускающихся мишек, миражей 4-5 и возникают в разных местах. Принимаем решение не обходить мыс Петерманн. Но медведи такими количествами не ходят. Идём дружно и присматриваем заходы в горы справа, но эти подъемы круты, и спуски плохи. Оказалось что это стадо оленей. Напротив входа в дол. Ёргенсендален обедаем 14-20. Ошибочно начинаем набирать высоту по направлению ко входу в долину, вертикальные скальные стенки не дают спуститься. Правильно подниматься практически от фьорда. Подъем с хорошим градиентом удобным для быстрого набора высоты, втретилось 2-3 стеночки где подъем в лыжах крайне затруднительный, некоторые снимают лыжи. Перед выходом на плато, перед перевальным взлетом, становимся на бивуак. H=518 17-30.

Фото 8-1 – Морена ледника Университетсбреэн

Фото 8-2 – Рантклюфт ледника Университетсбреэн у правого борта

Фото 8-3 – Выход и путь движения по бухте Вестфьорд

Фото 8-4 – Ледн. Университетбреэн

Фото 8-5 – Каньон на пути к пер. т/к Альтаир

Фото 8-6 – Сушка спальника на ходу

День 9. 07.04.2017
H=518 Выходим в 8-00 и начинаем тропить в кошках на перевал. Протропив 100м по середину голени решаем бросить это не благодарное занятие и обойти подъем на перевал через плато, поднявшись чуть выше перевала. Отчет  о лыжном походе пятой категории сложности в районе архипелага ШпицбергенВыходим на плато и обходим закрытый ледник по периметру. В 9-20 на перевале H=683. Необычайно красиво нарисован фьорд, ледники и горы. Много фотографируем. Это самая северная точка, которой мы смогли достичь в этом походе 79 градусов 9 минут северной широты. Спускаемся в лыжах сначала на северо-восток, а затем по ручью. Фирн плотный. В нижней трети спуска прижимы к скалам, лёд и камни. В 10-30 достигаем, фьорда Эустфьорд. Привал. Мы знали из отчета Сергея Романенкова о большом количестве медведей на этом фьорде, не задерживаясь начинаем переход в сторону хижины Эустфьорднесхютта, она в прямой видимости. При выходе не ледник медведи напомнили о себе, видим цепочку следов мать и дитя. Идем кучно, привалы не большие. В 12-45 достигаем хижины. На подходе увидели хозяев, они нас видели так же , однако не подъехали к нам. Решаем остановиться на полудневку здесь. Однако вернувшиеся вечером хозяева обьясняют что нам мягко говоря не рады. Неоднозначная ситуация. Собираем вещи и идем около часа к слиянию ледн. Трюгеебреэн и Саннербреэн на ночевку. H=71 20-30.

Фото 9-1 – Путь выхода на плато от места ночевки

Фото 9-2 – Попытка выхода к перевалу “влоб”

Фото 9-3 – Обход разломов и выход на перевал

Фото 9-4 – Панорама с перевала “т/к Альтаир” на запад

Фото 9-5

Фото 9-6 – Вид с перевала на северовосток в направлении спуска

Отчет  о лыжном походе пятой категории сложности в районе архипелага Шпицберген

Фото 9-7 Группа на пер. “т/к Альтаир”

Фото 9-8 – В верхней части спуска

Фото 9-18 – Линия спуска с пер. “т/к Альтаир” от хижины Эустфьорднесхютта

Фото 9-19 – Хижина Эустфьорднесхютта

Фото 9-20 – Панорама на восток от места ночевки. Вид на ледн. Трюгеебреэн

Отчет  о лыжном походе пятой категории сложности в районе архипелага ШпицбергенДень 10. 08.04.2017
H=71 Выходим в 8-30 смешаемся к орографически левому борту ледника Трюгеебреэн. Выбираем место со снегом и поднимаемся на ледник, крутовато, идем в камусах до ровного тела ледника. Выйдя на пологое переходим на мази. Погодо постепенно портится. К обеду затягивает, начинается лёгкий снежок. Вскоре видимость становиться менее 300м. Поворачиваем налево за южный контрфорс в. Перриртоппен и на небольшом плато останавливаемся H=899 15-30. Подготавливаем палатку к радиальному выходу, собираем снаряжение, отдыхаем.

Фото 10-1 Вид на запад от места ночевки

Фото 10-2 – Выход на ледн. Трюгеебреэн

Фото 10-3 Вид от средней части ледн. Трюгеебреэн на запад

Фото 10-4 Вид от средней части ледн. Трюгеебреэн на восток

Фото 10-5 – Массив в. Перриртоппен слева, путь движения по ледн. Трюгеебреэн справа

Фото 10-6 – Вид на запад

Фото 10-7

Фото 10-8 – Выход в восточный цирк в. Перриртоппен

Отчет  о лыжном походе пятой категории сложности в районе архипелага ШпицбергенДень 11. 09.04.2017
H=899 Погода чуть улучшилась. Снег не идет, внизу ветра нет. Собираемся выходим в 7-20. Идем на лыжах в сторону перевала между вершинами Перриртоппен и 1407. В 9-40 поднявшись над перевалом до подъема непригодного для лыж, переодеваемся в кошки, связываемся. Видимость 200м. Начинаем подъем к вершине. Идем на северное плечо, тут более полого, последних 300м набора с уклоном до 30 градусов. Карниз, полверевки перил, 150м на юг и мы на вершине Перриртопен H=1717 10-20. Спуск по поти подъема с одновременной страховкой, до середины в 3 такта. Спустившись от вершины на 100м по высоте, погода начинается улучшаться, виден путь к пер. Зуб дракона (2А). В 11-30 у места оставки лыж. В 12-30 у палатки. H=899 Обедаем. В 13-30 выходим к перевалу Зуб дракона (2А). Тропление 20см. Дойти до перевала план минимум. После разведки, начинаем прохождение перевала 16-30. На подъеме снег до середины бедра. 50м перил. H=1015 При достаточной личной технике, можно осуществить спуск по левой стороне склона без перил, плотный фирн и скалы. Мы же решаем применить перила, на спуск 1.5 веревки (75м), под снегом лёд и скалы. В 17-45 заканчиваем прохождение. Оставшийся участок спуска с перевала съезжаем на лыжах полутраверсом в направлении впадения ледн. Галлербреэн.в Смутсбреэн H=875. Подходим к горе чтобы спрятаться от возможного ветра, места открытые. H=999 19-20

Фото 11-1

Фото 11-20 Панорама верхней части ледн. Смутсбреэн на юг

Фото 11-21 – Подход к месту ночевки у впадения ледн. Галлербреэн.в Смутсбреэн

Фото 11-22 – в. Чадуикрюген

Отчет  о лыжном походе пятой категории сложности в районе архипелага ШпицбергенДень 12. 10.04.2017
H=999 Выход в 8-00 Перевеливаем через пологий перевал к леднику Штубендорфбреэн H=1023. Через 3.5км скальный выход в центре ледника обходим справа, в левом рукаве ледопад. H=572 Далее поворачиваем на ледник Харкербреэн, через 2.5км в первый приток от устья, на ледник ведущий на юго-восток в цирк перевала Панки. H=862 16-00 Издали видно, что перевал крутой и высокий, есть вопросы о необходимости перил, видим лёд и не ясна крутизна. Трое участников остаются ставить лагерь, и готовить еду. Рыжанков и Балабанов забирают веревки и уходят на разведку. Пройдя 2/3 склона до выполаживания становиться ясно что подготовленный ступеней будет достаточно для подъем, за ночь они смёрзнуться и удержат вес человека с рюкзаком, на непротропленном фирн.

Отчет  о лыжном походе пятой категории сложности в районе архипелага Шпицберген

Фото 12-1 – Путь от пер. Зуб Дракона к месту ночевки и начало подъема к ледн. Штубендорфбреэн.

Фото 12-2 – Перевал к ледн. Штубендорфбреэн

Фото 12-3 – Панорама ледн. Штубендорфбреэн юг

Фото 12-4 пер. Парад Планет

Фото 12-5 – Обход нунатака по основной части русла ледника

Фото 12-6 Путь спуска от нунатака. В орографически левой части ледника Штубендорфбреэн ледопад

Фото 12-7 Переход на ледн. Харкербреэн

Фото 12-8 Ленд.Харкербреэн. Линия движения к пер. Панки

Фото 12-9 – Путь прохождения пер. Панки

Фото 12-10 – Путь прохождения пер. Панки

День 13. 11.04.2017
Отчет  о лыжном походе пятой категории сложности в районе архипелага ШпицбергенH=862 Выходим в 6-50, пораньше, по холодку. Сколько возможно поднимаемся в лыжах (около 1/5 подъема). Дальше в кошках по центру склона, с максимальным снегонакоплением вертикально вверх, затем влево до фирна и вправо на перевал по фирну (обходим лёд). Крутая часть средняя около 200м уклон до 30 градусов. На перевале греемся одеваем лыжи. H=1195 8-45 Спуск с перевала пологий, в лыжах в правой части склона, в левой круто и скалы. Катимся до долины и поворачиваем на  ледн. Формидаблебреэн. На солнце жарко, в тени холодно. Безветренно. Ледник местами открытый, там где закрытый – плотный фирн, трещин нет Не доходя 500м до ледн. Миттаг-Лефлербреэн обедаем 12-30 H=387, предполагаем что на леднике может быть ветер. На впадении ледника Формидаблебреэн в ледн. Миттаг-Лефлербреэн наблюдаем не морену а ледовые заструги, находим мост среди разломов и движемся на характерную гору, похожую на зазубрину, Гизефьеллет. По мере подъема на ледник нарастает ветер, до 10м/c, ровный без порывов. Пересекаем ледник до скальных выходов у ледника Мак-Уэйбреэн и встаем на ночевку. H=479 17-45. Тяжёлый день – отличный повод достать один сюрприз, бутерброды с красной икрой и “Бехеревка”.

Фото 13-1 – Подход к пер. Панки. Вид с северного склона

Фото 13-2 – Пер. Панки в верхней трети

Фото 13-3 Группа на пер. Панки

Фото 13-4 – Пологий спуск на юг с пер. Панки

Фото 13-5 – Спуск по нижней части к ледн. Формидаблебреэн

Фото 13-6 – Переод с ленд. Формидаблебреэн на ледн. Миттаг-Лефлербреэн

Отчет  о лыжном походе пятой категории сложности в районе архипелага Шпицберген

Фото 13-7 – Панорама ледн. Миттаг-Лефлербреэн в сторону в. Пирамида от впадения ледн. Формидаблебреэн

Фото 13-8 – Разломы на слиянии ледников Формидаблебреэн и Миттаг-Лефлербреэн

Фото 13-9

Отчет  о лыжном походе пятой категории сложности в районе архипелага ШпицбергенОтчет  о лыжном походе пятой категории сложности в районе архипелага Шпицберген

Фото 13-10 – Направление движения к пер. Советских Шахтеров

День 14. 12.04.2017
H=479 Хоть как будто сегодня запланирована полудневка необходимо дойти до пирамиды порядка 20км, слово полудневка расслабляет сознание ненадолго, предстоит долгий путь по фьорду. За этот и предыдущий день нам необходим создать запас времени на возможное ухудщение погоды на финальную часть похода, от Пирамиды до Лонгйира. Мы прекрасно понимаем что такая халява бесконечно продолжаться не может, и чем дольше стоит хорошая погода тем с большей силой разыграется непогода, спешим. Выход в 7-00, движемся на юго-запад, на холм и выглядывающую из-за него одинокую гору. Фирн. На холме начинается спуск на ледник Ратнарбреэн, и дальше к фьорду. Ледник открытый! Нужно быть осторожным – продолжительные участки льда. Мы же движемся на лыжах, используя участки снега для уменьшения скорости. До середины подъема заезжают снегоходы. 8-50 Движемся по снегоходному снегу до выполаживания левого берега. Далее переваливаем через холм по азимуту к Пирамиде, дабы не обходить. Приходится надеть кошки, склон обледеневший, снег сдут полностью. 11-00 Вышли на фьорд Петуниабухта H=1. Дальше движемся по азимуту к Пирамиде. Встречаем медвежью полицию. После общения в Пирамиде езнаем что через Эббаэльву и ледн. Миттаг-Лефлербреэн медведи ходят с фьорада на фьорд, через Петуниу – не лучший путь. Всю дорогу по леднику видим много следов, утешает только то что кругом нас хватает следов снегоходов, а мы знаем что за перемещением медведей следит медвежья полиция, и нам не дадут возможности мишку обидеть (не на оборот!). 14-30 Подошли к Мимербухте. По известному пути идём в Пирамиду, забираем заброску. Выпиваем по бутылке заложенного пива. Первый этап пройден успешно! Ночуем в том же домике за Пирамидой.H=55 Описать прием в пирамиде.

Отчет  о лыжном походе пятой категории сложности в районе архипелага Шпицберген

Фото 14-1 – Путь с ледн. Формидаблебреэн (слева). Вид на плато ледн. Ломоносова (справа)

ото 14-2 – Панорама начала спуска с пер. Советских Шахтеров

Фото 14-3 – Линия спуска с пер. Советских Шахтеров

Фото 14-4 – Пересечение бухты Петуниа в направлении пос. Пирамида

Фото 14-5 – Медвежьи следы у пос. Пирамида

Фото 14-6 – Медвежьи следы у пос. Пирамида

Фото 14-7 – Ледн. Норденшельда

Отчет  о лыжном походе пятой категории сложности в районе архипелага ШпицбергенДень 15. 13.04.2017
H=55 Запас времени сделан, утром не торопимся, утром даем отдохнуть после трёх изнурительных дней, выходим около 11-20, в 11-45 подходим к Пирамиде с целью “одолжить” бензина на НЗ. Узнав состояние фьордов у Петра, Биллефьорд замерз далеко Темпель до половины недавно, но нас выдержит, пользуясь этой крайне полезной информации мы дважды изменим маршр ут. Прощаемся и через вертолётную площадку выходим на лёд через продолжительную зону торошения. H=1 Обедаем. И продолжаем путь к мысу Экхолм. Поднимаемся по долине Матисондален, обходим г.Тирреллфьеллет, однако приходится подняться выше планируемого места ночевки, много надутого снега, борта долины лавиноопасны. H=162 19-20.

Фото 15-1 в. Пирамида и одноименный поселок со льда Биллефьорда

Фото 15-2 – Путь с пер. Советских Шахтеров к пос. Пирамида

Фото 15-3 – Движение через Биллефьорд

Фото 15-4 – Движение через Биллефьорд

Фото 15-5 – Выход и путь по долине Матисондален

Фото 15-6 – м. Экхолм

Фото 15-7 м. Экхолм

Фото 15-8 – Тропление к месту ночевки перед пер. Приморский

Отчет  о лыжном походе пятой категории сложности в районе архипелага ШпицбергенДень 16. 14.04.2017
H=162 9-10 Выходим в сторону перевала Приморский, подъем пологий и не сложный. H=578 10-50 Достигли седловины, сразу начинаем спуск. 150м спуска покруче, не более 15 градусов, фирн, местами задутая корочка. Далее не очень продолжительное сужение  и долина принимает широкую форму V. Правый борт более пологий, с левого видны следы оторвынных досок, образованных ветром. Дно долины периодически забито толи лавинными выносами толи надуло увалов. Движемся траврсом правого борта, утомительно, но менее затратно чем прыгать через увалы, которых мы насчитали более 5 и высотой они больше 15м, кроме того с левого борта может сойти лавина. Местами круто, твёрдый фирн и надо строго держать лыжи чтобы не съехать на дно. 12-00 На расстоянии от перевала около 4км слева впадает ручей, долина открывается, из этого распадка дует до 15м/c. До обеда идем с ветром. Время обеда, дует. Ищем отворот без ветра, решаем не насиловать себя и делаем горячий обед 13-00. За время обеда ветер стихает. До долины Йинсдален полого. 16-00 выходим в долину H=23. Видим открытый океан, и необычайно красивые утёсы обрывающиеся в океан. Пересекаем долину к ручью вытекающему из ледн. Маклейнбреэн. Ручей течет в очень узком каньоне. Местами острые наддувы. Перед выходом в широрую долину каньон забит снегом. Роем проход, снимаем рюкзаки и лыжи, передаем, перетаскиваем на пологую часть. Высота наддува ок. 6м. Заходим в цирк становимся на ночлег. H=137 18-50.

Фото 16-1 – пер. Приморский

Фото 16-2 Вид с пер. Приморский в сторону спуска, на юго-запад

Фото 16-3 – Спуск с перевального взлета пер. Приморский

Отчет  о лыжном походе пятой категории сложности в районе архипелага Шпицберген

Фото 16-4 – Преодоление увалов праворого борта ручья в направлении дол. Йинсдален

Фото 16-5 – Преодоление увалов праворого борта ручья в направлении дол. Йинсдален

ото 16-6

Фото 16-13 – Подход к основанию ледн. Маклейнбреэн

Фото 16-14 - Подход к основанию ледн. Маклейнбреэн

Фото 16-15

День 17. 15.04.2017
H=137 Утром очень холодно и влажно, близко океан и холодовая инверсия, по ощущениям под 30. Очень долго собираемся, сильно хватает за руки и ноги. Выходим около 9-00. Отчет  о лыжном походе пятой категории сложности в районе архипелага ШпицбергенДвижемся к леднику МакЛенбреэн по ручью. Полого движемся очень бодро, стараемся согреться как можно быстрее. Согрелись через час, в 10-20 выходим на ледник вдоль орографически левого борта долины. Затем пересекаем морену к центру и находим удобный проход. С одного из пупырей любуемся океаном и перевалом, который изначально хотели назвать Гипербола изза причудливого наддува, однако потом назвали его Yellow Submarine. Решаем сходить этот перевал радиально и размедать подъем на перевал ведущий к Тепмельфьорду, пересечь его сегодня не успеваем, а ночевать у океана не безопасно. Обходим морену и выходим на ледник. Находим укромное место на солнце, отсюда виден и океан, пожалуй лучший обед и ночевка за весь поход. H=448 12-00. Обедаем. Выходим налегке, вдоль скалы разделяющей два ледника, затем по трубообразному продуву, казалось что здесь огромных размеров карниз, на самом же деле это лишь тень создает такой угрожающий вид, подходим к перевальному взлету, уклон до 30 градусов. Для выхода на пологое необходимо провесить 15м перил, стеночка с уклоном 60 градусов. Перевал решаем назвать Yellow Submarine из-за скалы напоминающей рубку подлодки жёлтого цвета. H=585 14-25 На перевале долго любуемся видами, и греемся, сейчас по настоящему тепло. Через пологую вершину переходим на седловину перевала Хутки H=606. Развадываем завтрашний спуск и начинаем спуск к лагерю в 15-45. H=448 16-05 в лагере.

Отчет  о лыжном походе пятой категории сложности в районе архипелага Шпицберген

Фото 17-1 – Движение по морене в цирке перевалов Хутки и Yellow Submarine. Путь прохождения пер. Yellow Submarine

Фото 17-2 – Движение в цирке перевалов Хутки и Yellow Submarine

Фото 17-3 – Взлет пер. Yellow Submarine

Фото 17-4 – Прохождение ключевого участка пер. Yellow Submarine

Фото 17-5 – Группа на пер. Yellow Submarine

Фото 17-6 – Линия движение от долины Йинсдален до лагера под пер. Хутки

Фото 17-7 – Спуск в лагерь под пер. Хутки. Завтрашний путь подъема

День 18. 16.04.2017
H=448 Выходим в 8-30. По подготовленной тропе поднимаемся на перевал Хуткi H=606 9-00. Спуск по широкому цирку плотно зафирнованному склону 15 градусов до морены. Морена слабо пригодна для спуска в лыжах, участок 100м всё таки приходится идти пешком. Длина морены около 300м. Далее в лыжах по пологому склону до Темпельфьорда H=1. Фьорд начинаем пересекать в 11-00 в направлении долины Сассендален. Лёд свежий, идем острожно. В середине пути по фьорду натыкаемся на полынью, её указала вынырнувшая уточка, вода, лёд и небо практически не различимы. Соблюдаем особую осторожность. На берег выходим в 17-15, поднимаемся по долине Лузитаниадален и становимся под горой Скарврипенопда. H=105

Фото 18-1 – На пер. Хутки

Фото 18-2 – Вид в сторону спуска к Темпельфьорду

Фото 18-3 – Пер. Хутки от морены в средней части спуска

Фото 18-4 – Спуск с перевала Хутки

Фото 18-5 – Пересечение бухты Темпельфьорд и дальшейший путь к пер. Лузитаниа

Фото 18-6 Панорама со льда буты Темпельфьорд. Пер. Хутки – слева, ледн. Берн-Мердокбреэн – справа.

Фото 18-7 – Ледники Тунабреэн, Фон-постбреэн

Фото 18-8 – На льду бухты Темпельфьорд

Фото 18-9 – Панорама в сторону пер. Хутки

Фото 18-10 – Утёсы Темпельфьорда

Фото 18-11 – Олени в дол. Сассендален

Отчет  о лыжном походе пятой категории сложности в районе архипелага ШпицбергенДень 19. 17.04.2017
H=105 Выходим около 9 утра. Движемся по руслу ручья, борта сужаются и закрываются непродолжительным каньоном, забитым на выходе снегом. Вылазим сняв только лыжи. 10-00. Морену обходим по орографически левому борту и спускаемся на ровное тело ледника. До среднего течения ледника идем по нему. Затем забираемся порядка 100м по вертикали на скальную гряду, уклон до 15 градусов. Горячий обед. После обеда поднимаемся на перевал Лузитаниа H=869, подъем в лыжах траверсами, уклон до 15 градусов. Идем к вершине Лузитаниафьеллет H=905 16-40. Следы снегохода. Спуск с вершины в лыжах на ледник Оливербреэн. Спешим начать спуск, затягивает. На спуске затягивает и уклон с мелким рельефом становится не различим, “идём по приборам”. Спускаемся до выполаживания и морены в средней части ледника Оливербреэн. H=507 Спуск занял около получаса.

Фото 19-1 – Преодоление наддува в русле ручья к ледн. Лузитаниабреэн

Фото 19-2 – Русло ручья

Фото 19-3 Путь от пер. Хутки до ледн. Лузитаниа

Фото 19-4 – Последние метры пер. Лузитаниа

Фото 19-5 – в. ЛузитаниафьеллетОтчет  о лыжном походе пятой категории сложности в районе архипелага Шпицберген

День 20. 18.04.2017
H=507 Выход в 9-10. Спускаемся по снегоходным дорогам, от ледника до долины дол. Хельветиадален и далее по ней до долины Адвентдален. У нас осталось два запасных дня, для недопущения разложения и траты денег в Лонгийире, принимаем совместное решение сделать кольцо на 2 дня через ледник Далбургбреэн. Такое решение принято с учетом того что вдоль всей долины дорога и даже при радикальном ухудшении погоды до самолета у нас 3 дня, и уперевшись мы точно на него успеем. Ветер до 15м/c, для обеда прячем в наддуве в 500м от маршрута. В долине снег сдут, лёд и заструги. H=79 15-00. Кое как пробиваемся до долины Фоксдален. Траверсируем склон до пологого спуска, далее по ручью до начала ледника. H=361 18-00

Фото 20-1 Спуск к дол. Хельветиадален

Фото 20-2 – По дол. Хельветиадален

Фото 20-3 – дол Адвентдален

Фото 20-4

Фото 20-5 – Путь по леднику к пер. Фокспассет от места ночевки

Отчет  о лыжном походе пятой категории сложности в районе архипелага ШпицбергенДень 21. 19.04.2017
H=361 Выходим в 8-00. По ровному леднику с равномерным уклоном около 10 градусов, поднимаемся на перевал Фокспассет. Не доходя 50м оставляем вещи H=771 9-50 и радиально идем на вершину 906м 10-50. Характер гор изменился, крутых скальных выходов почти нет, больше заснеженных склонов. Вершина красива с равными уклонами во все стороны. С перевала с удовольствием катимся по пухляку до долины Тверрдален через ледник Плогбреэн H=273. На пологий перевал Болтерскарлет поднимаемся на мазях, H=411 14-10. Испытываем противомедвежьи хлопушки и ракетницу, с подозрением оцениваем как это может испугать медведя. Далее по плато и спуск на ледник СкоттТурнербреэн 15-15. Здесь внимательно переезжаем к левому борту, в центральной части большие трещины, вдоль левого борта снегоходная и дорога для собачьи упряжек. Она идет к асфальтированной дороге которая ведет в Лонгийир. Спускаемся в долину Болтердален и не доходя 4км до асфальновой дорогиостанавливаемся прямо у дороги, мимо нас проезжают собачьи упряжки раз в час. H=133 17-40

Отчет  о лыжном походе пятой категории сложности в районе архипелага Шпицберген

Фото 21-1 – Выход из дол. Фоксдален и первая половина подъема по леднику к пер. Фокспассет

ото 21-2 – Пер. Фокспассет и в. 906м

Фото 21-3 – Подъем на в. 906

Фото 21-4 – На вершине

Фото 21-5 – Вид с вершины 906 в сторону ледн. Далбургбреэн

Фото 21-6

Фото 21-7 - Спуск в долину Болтердален и пересечение ледника

Фото 21-8 – Путь по левому борту ледника Болтербреэн

Фото 21-9 – В дол. Болтердален

Отчет  о лыжном походе пятой категории сложности в районе архипелага ШпицбергенДень 22. 20.04.2017
H=133 Неспешно собираемся и за одну ходку, под воспоминания последний 3 недель доходим до автодороги в Лонгийир. H=49 8-30

Фото 22-1 – Последние метры лыжни. Дорога Лонгийир - шахта

Фото 22-2 – Маршрут окончен. Центральная площадь г. Лонгийир. Памятник горнякам Шпицбергена

8. Дополнительные сведения о походе.

(Географическая и климатическая характеристика района похода и связанные с ними особенности действия туристов перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения и другая характерная для данного вида туризма полезная информация.)

Обзор района путешествия.

Географическая характеристика.
Шпицберген (др. русск. "Грумант", норв. "Svalbard (Свальбард)")- обширный полярный архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане на стыке трех морей - Норвежского, Гренландского и Баренцева, между 76°26' и 80°50' северной широты и 10° и 32° восточной долготы. Это один из самых северных уголков нашей планеты, от крайней северной точки архипелага - о. Росса, до Северного полюса 1020км. Шпицберген включает в себя больше тысячи островов, общей площадью около 64 тысяч квадратных километров. Большую часть, примерно 37 тыс.кв.км, занимает остров Западный Шпицберген, по которому проходила наша экспедиция. На Западе, в том числе и в Норвегии, принята другая формулировка: географическое название Шпицберген относится лишь к самому большому острову (Западный Шпицберген), а сам архипелаг носит имя Свальбард (в переводе с норвежского - "холодный край").
Рельеф Шпицбергена горный. Между широкими долинами и бескрайними просторами ледников возвышаются красивые, заснеженные острые пики и высокие плоскогорья: о чем, свидетельствует название "Шпицберген", в переводе "острые горы". Но горы острова не однообразны. Рядом с острыми пиками, похожими на Кавказские горы, соседствуют невысокие куполообразные вершины, а также горы, напоминающие скалы Гранд-Каньона в Колорадо. Наиболее высокие горы расположены в северно-восточной части острова. Высшая точка - пик Ньютона (1717м), второй по высоте точкой считается гора Перриртоппен, хотя высота ее также 1717м.
Вся прибрежная линия сильно изрезана фьордами, в которые стекают и обрушиваются сине-зелеными глыбами ледники острова. Последние занимают около 60% всей площади архипелага. Самый крупный ледник острова Западный Шпицберген - ледник Ломоносова.
Летом фьорды судоходны, в порт Лонгиирбьена заходят торговые и круизные суда, зимой, как правило, фьорды замерзают, хотя и не всегда.
Климат на Шпицбергене арктический, смягченный теплыми атлантическими водами течения Гольфстрим, проходящим у западного побережья архипелага. Средняя температура в феврале (самый холодный месяц) - 20.7 С, средняя температура июля (самый теплый месяц) +4,4 С. В зимний период (с сентября по апрель) температура редко опускается ниже -30 С, в летний (с июня по август) не выше +10 С. Максимальная зафиксированная температура +24,5°C (июль 1978), минимальная 46,3 °C (март 1986). Хоть температура зимой и не очень низкая для такой широты, но высокая влажность и сильные ветра делают холод весьма ощутимым. Маски, ресницы, шапки здесь обмерзают достаточно быстро. Погода на Шпицбергене не устойчива, для архипелага характерны частые колебания температуры, влажности воздуха, атмосферного давления и силы ветра в течение суток.
Зима на Шпицбергене - это четыре месяца полярной ночи. Полярный день начинается 21 апреля и заканчивается 21 августа, после короткой осени 28 октября солнце совсем скрывается за горизонт и появляется только 20 февраля. Наш маршрут попал в отрезок между полярным днем и полярной ночью.
Несмотря на относительную суровость природных условий, Шпицберген не является арктической пустыней. На свободной ото льда суше произрастают мхи и лишайники, встречаются карликовые ива и берёза. На островах и в прилегающих водах обитает около 30 видов млекопитающих, среди них белый медведь, северный олень, переселенный из Гренландии овцебык, морские животные: морж, нерпа, гренландский тюлень, белуха. Особую опасность для туристов представляет белый медведь.

История.
Первые упоминания архипелага содержатся в русских летописях и исландских сагах X-XI вв. Некоторые приписывают открытие скандинавским викингам, назвавшим встреченную ими землю Свальбард. Однако другие исследователи утверждают, что под этим следует подразумевать не Шпицберген, а остров Ян Майен, который вдвое ближе к Исландии и открытым частям Гренландии и через который пролегал путь норманнов.
В соответствии с гипотезой российских ученых считается, что открытие архипелага и его первое промысловое освоение принадлежит русским северянам - поморам, которым Шпицберген был известен уже в XIV-XV вв. Они считали открытую ими землю частью Гренландии и потому назвали ее Грумант. Здесь велся пушной и китобойный промысел, и поморы оставили на архипелаге не мало свидетельств о своем пребывании, например, деревянные кресты, которые помимо религиозного значения выполняли роль навигационных знаков, иные останки судов и поселений, промысловые инструменты. Наиболее известными поморами считаются новгородцы из рода Старостиных.
Первым официально нанес на карту очертания западного побережья архипелага голландский мореплаватель Виллем Баренц, который в 1596г. открыл остров Медвежий и "Землю острых гор" (Шпицберген). С тех пор началось систематическое научное и промысловое (в основном, китобойный промысел) освоение архипелага Великобританией, Голландией, Испанией, Францией, а затем и Данией, Германией, Швецией. Появление норвежцев на архипелаге относится к концу XVIII в., и характеризуется особой активностью зверобоев.
У истоков первой русской научной экспедиции на Шпицберген стоял великий русский ученый М.В.Ломоносов, организовавший в 1765-1766 гг. две морские экспедиции под началом В.Я.Чичагова. С начала 1800-х годов в изучение Шпицбергена включились англичане, французы, немцы, шведы, норвежцы. Здесь, в частности, в начале XX в. с экспедициями побывали такие известные норвежские мореплаватели как Фритьоф Нансен и Руал Амундсен. Первая русская геологическая экспедиция связана с именем В.А.Русанова, который в 1912г. провел на архипелаге ряд разведочных работ и обнаружил, как выяснилось позднее, перспективные угольные месторождения, положив, таким образом, начало русской угледобывающей деятельности.
Статус "ничейной земли" Шпицберген утратил в ходе мирной Парижской конференции при заключении Договора о Шпицбергене 9 февраля 1920г., который, предоставив Норвегии суверенитет над архипелагом, одновременно дал всем государствам-участникам Договора (всего 39) одинаковый свободный доступ к ведению там хозяйственной и научно-исследовательской деятельности на условиях полного равенства, предусмотрев также демилитаризованный статус Шпицбергена. В 1925 г. согласно норвежской королевской резолюции одновременно вступили в силу Договор о Шпицбергене, Горный Устав для Шпицбергена (разработан Норвегией согласно ст.8 Договора и согласован с остальными странами, подписавшими вышеназванный Договор) и национальный Закон о Шпицбергене (посредствам его Норвегия приняла суверенные полномочия над архипелагом).

Люди на Шпицбергене.
Население архипелага - около 2 400 человек (на 2005 год), в том числе:
" 1 645 норвежцев;
" 747 русских
" 8 поляков.
Самое большое поселение - Лонгиирбьен, 2 075 человек, большинство - норвежцы. Оно же является административным центром архипелага.
Остальные поселения:
" российские шахтёрские посёлки: Баренцбург (850 человек), Грумант и Пирамида (законсервированы)
" норвежский международный исследовательский центр Ню-Олесунн (около 50 человек, летом более 100)
" норвежский шахтёрский посёлок Свеагрува (90 человек, с рабочими из Лонгьиирбьена более 300)
" польская исследовательская станция Хорнсунд (9 человек).
Благодаря неослабевающему интересу к этому замечательному во многих отношениях полярному архипелагу и его особому международному статусу Шпицберген стал не только одним из наиболее изученных районов Арктики, но и своего рода научным полигоном, природа и ресурсы которого изучаются многочисленными специалистами разных стран и организаций.
Выше приведённые данные взяты из Википедии, реально же, кроме перечисленных национальных групп, на Шпицбергене живут представители очень многих народов мира. На островах постоянная текучка, кто-то приезжает поработать на два года, кто-то на пять лет, а кто-то живёт уже больше семи лет. Кроме европейских народов, имеется довольно большая группа представителей азиатских народов, в том числе и филиппинцы, работающие на экскурсионном корабле. Следовательно, невозможно описать полный этнический состав архипелага.

Заповедники, Национальные парки.

Для официальной регистрации у Губернатора ("https://www.sysselmannen.no" rel="nofollow") необходимо заполнить анкету на сайте. Самыми важными условиями являются наличие оружия и спутникового маяка или телефона работающего в высоких широтах.(SPOT не подходит, его спутники находятся близко к горизонту и связь есть только на открытых пространствах)
Весь архипелаг поделен на зоны их описание есть на сайте губернатора, или его можно получить при общении с губернаторской службой. Мы нигде не видели запретов на посещение тех или иных зон.

Специальное снаряжение (общественное)

400х500

нет

Ножовка

большая по дереву крупный зуб

0.5

120мл.х5х21

12,5л (нетто 8,8кг)

Тара под бенз

бутылки из под газ воды(не пиво и не лимонад)

1,5 литр

Основной

Отвертка доп.

Пассатижы мал.

Специальное снаряжение (личное на 1 человека).

Количество

Примечание

Лыжное

пара

старые горные с креплениями скитур

палки

флисовые или синтепоновые

бахилы

из кордуры для горных

Особенности организации питания в походе.

Колличества людей

мармелад

зефир

сыр

перекус (кроме дней отсидок)

сало

сладкое

щербет или ирис

х

халва (или халвичные конфеты)

козинаки

печенье

вафли

супы (5 шт.)

суповая основа

по 3 пакета 5 раз.

пеммикан

Суш курица

Овощи суш. (свекла, картофель, морковь, паприка, лук, чеснок)

Карпит (кроме 6-го)

орехи

сухофрукты

конфеты(леденцы)

2шт/чел (2х5х22=220шт.)

прочее

ЧАЙ (черн. 300гр. Зел.200гр. Каркадэ 200гр.)

кофе

Упаковка

65.7

Вес Брутто

Руководствуясь опытом предыдущих походов, можно смело сказать , что раскладка практически идеальна. Главный аргументом данного утверждения можно считать состояние организма в конце похода, а именно: отсутствие пищевого психоза и “жорика”. Есть конечно хотелось, но не в формате “съел бы всё”. Можем смело рекомендовать данную раскладку другим лыжным туристам. Также данная раскладка подойдет и для высокогорных походов, с корректировками для высотных походов.

Получение разрешений и оружия.

Для аренды ружья необходимы документы о несудимости и документы подтверждающие отсутствие запретов на ношение оружия, это же относится к ракетницам и хлопушкам. Аренда ружья на 3 недели стоит 350 евро без патронов. Также необходимо разрешение губернатора. Губернатор работает с 8-30 до 15-00. У нас получить разрешение у губернатора не получилось в 9-00 был корабль в Пирамиду, а узнали мы о требованиях разрешения от губернатора после 15-00 в магазине.
Ракетницы и хлопушки в магазине продают по паспорту и разрешению на ношение оружия. Стоимость 5 ракетниц и 3 хлопушек составила около 150 евро с арендой пистолета для ракетницы.

9. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.

....

10. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

За 3 недели был пройден продолжительный удалённый маршрут в условиях арктического климата, и практически без описаний. Маршрут пройден группой без каких-либо чрезвычайных ситуаций. Район путешествия можно охарактеризовать как исключительно удачный для лыжного туризма. Новизна, уникальность, ровный температурный режим, белые ночи, отсутствие лавинной опасности, отсутствие глубокого тропления с достаточным количеством мягкого снега, достаточно простой рельеф, подходящий для продолжительных путешествий зимой. Альпийский тип рельефа встретился только в районе вершины Перриртоппен. Во всех остальных подрайонах это заснеженные горы. Ввиду ровного темперного режима , ветров и влажности большое количество снега, которое присутствует в горах, не имеет низкую лавинную опасность, снег устойчивый, плотный, без досок. В то же время верхняя часть снегового покрова мягкая в большинстве случаев что предоставляет исключительную возможность катания на лыжах практически со всех пройденных перевалов. Мы съехали за поход столько спусков сколько не съехали за все предыдущие походы вместе взятые. Из опасностей можно перечислить медведей, арктический климат, ледники. На наш взгляд медвежья опасность сильно преувеличена, если соблюдать меры предосторожности (осторожное обращение с продуктами, быстрое пересечение фьордов, ночёвки только в горах) можно свести данную опасность к минимуму, на этом мы основывали построение маршрута. Ледники закрыты плотным зафирнованным снегом, что позволяет без опаски двигаться по ним. Ледопады мы встречали только на шельфовых ледниках. Ни в коем случае не стоит забывать что это Арктика и 79 градус северной широты. Ветер может быть крайне сильным. Нам исключительно повезло с погодой, это необходимо брать в расчёт при формировании маршрута.
Данный район можно рекомендовать группам имеющим опыт тундровых походов для прохождения маршрутов 5 и 6кс.

Оценка сложности маршрута.

ЭПмин = 400 +16х2 = 432
Т = 2 + 2 + 4 + 6 + 4 + 4 + 6 + 2 + 6 + 2 +2 + 8 + 4 + 2 + 2 = 56
В = 16642
ЭП = 300 + 5 (56 + 16,642) = 663 эквивалентных км
ЭП > ЭПмин

Вывод: маршрут соответствует заявленной шестой категории сложности согласно Методике категорирования лыжных маршрутов.

11. Литература.

1. Русский турист. Сборник нормативных актов по спортивно- оздоровительному туризму в России, вып. 7, ГК РФ ФКСТ, ТСС, М., 2001
2. Положение "О проведении категорированных походов в районах среднегорья по горному, пешеходному и лыжному туризму", ЦМКК России, 29.05.02
3. Видар Хисдаль, Архипелаг Шпицберген. Природа и история, Научный мир, М., 2005г
4. Е. Зингер, Шпицберген ледовый архипелаг. Пента, М., 2006 г.
5. В.Ф. Старков, Архипелаг Шпицберген в исторических исследованиях. 2006 г.. 408 с.
6. Г.Г. Матишов, Комплексные исследования природы Шпицбергена.Вып.7, 2007г. 370с.
7. В.С. Корякин, Семь экспедиций на Шпицберген. М Знание 1986г.
8. У. Херберт, Пешком через Ледовитый океан. Мысль. 1972г.
9. Л.Д. Долгушин, Г.Б. Осипова, Ледники, Мысль, М., 1989 г

"http://www.risk.ru/users/gaugin/1421/" rel="nofollow" - экспедиция немецких альпинистов в марте-апреле 2007 года в горы Atomfiellet. Руководитель Robert Jasper.
"https://www.risk.ru/blog/213052" rel="nofollow" - небольшой фото отчет по нашему путешествию на Шпицберген.
"http://en.wikipedia.org/wiki/Svalbard" rel="nofollow" - Информация по Шпицбергену в Википедии.
"http://www.svalbard.com/" rel="nofollow" - страница, посвященная Шпицбергену. Фотографии, информация, туристические компании.
"http://haldde.unis.no/vaerdata/past_data/" rel="nofollow" - Погода на Шпицбергене, информация за последние 10 лет
"http://www.svalbard-images.com/spitsbergen/" rel="nofollow" - Большая подборка фотографий Шпицбергена
www.sysselmannen.no/ - Страничка правительства Шпицбергена. Информация для приезжих. Карты нац. парков и заповедников и проч.
"http://www.kingsbay.no/" rel="nofollow" - Страничка компании Кингсбей. Заказ самолета и прочая информация по Ню-Олесунну

Используемые карты:
"http://nakarte.tk/#m=9/78.24495/16.42731" rel="nofollow"&l=T/N/C/F
"http://toposvalbard.npolar.no/" rel="nofollow"

Электронная версия данного отчета и все материалы (в т.ч. фотографические)
"https://drive.google.com/open?id=152NJmvZmQcj9eDJUTX9B90Xz_NIgSz3H" rel="nofollow"