5 ноября 2021
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Саянский
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: IV

Федерация спортивного туризма России Федерация спортивного туризма Республики Башкортостан

Клуб туристов "Спутник", г. Уфа

Отчет

о лыжном туристском походе

четвертой категории сложности по Западному Саяну (река Кантегир - река Алды-Ишкин),

совершённом с 22.02.2020 по 08.03.2020 г.

Маршрутная книжка № БЛ-2020-01

Протяженность 201 км

Набор высоты 7900 м

Заявленный маршрут:

Кантегирский залив (СШГЭС) - руч. Толсуг - траверс Кантегирского хребта - река Инсуг - перевал северного отрога хр. Саянского хребта (1А) - река Такмагаш - река Мургулук - перевал Саянского хребта (1А) - река Карамыш - траверс южного склона хребта Сайлыг-Хем-Тайга - перевал хребта Сайлыг-Хем-Тайга (1Б) - река Биче-Балыг - траверс хребта Сайлыг-Хем-Тайга - река Чинчилыг - траверс хребта Сайлыг-Хем-Тайга

- перевал южного отрога хребта Сайлыг-Хем-Тайга (1Б) - река Мунгаш-Куль - перевал южного  отрога  хребта  Сайлыг-Хем-Тайга  (1Б)  -  река  Колаш  - трасса Абакан-Ак-Довурак

Пройденный маршрут: Кантегирский залив (СШГЭС) - устье реки Талсуг - река Талсуг

- траверс Кантегирского хребта - река Инсуг - пер. Тувинской кавалерии 1Б - река Отуксуг - контрфорс перевала 1Б - река Ыдыктыг-Хем - перевал без названия 1А - река Мургулук - перевал без названия 1Б - река Карамыш - река Ор-Подар - река Ишкин-Бажи - река Алды-Ишкин - поселок Ишкин

Пройдено локальных препятствий 4 шт

ЛУ, 4 к.с. Приполярный Урал

Хронометрист

Схема заявленного маршрута

Отчет о лыжном туристском походе четвертой категории сложности по Западному Саяну

Схема фактически пройденного маршрута

Тимур Мурсалимов

Ксения Подкорытова

Тимур Сырыгин

Общегеографическая и туристская характеристика района похода

Маршрут проходит по территории Красноярского края и республики Тывы. Данный район Западных Саян ограничен с востока рекой Енисей, образующей

Саяно-Шушенское водохранилище, с севера рекой Кантегир, с юга тувинской котловиной, с запада трассой Абаза - Ак-Довурак. Ландшафт к северу от

водораздельного хребта совершенно классический горно-таёжный с

глубоко-врезанными долинами рек, крутыми склонами, обильно укрытыми снегом. К югу от водораздельного хребта снега мало, местами вообще отсутствует, леса так же мало, в основном лиственница, заметно участие ледников в формировании ландшафта.

Зимой данный район крайне мало посещается, нами не было найдено практически ни одного отчёта. Можно совершить достаточно много первопрохождений, особенно зимних с категориями от 1А до 2А. Возможны также траверсы хребтов, восхождения на вершины.

Транспортные возможности связаны с Саяно-Шушенским водохранилищем, трассой в Ак-Довурак и посёлками на севере Тувинской Котловины. При организации заброски/выброски необходимо учитывать, что водохранилище может быть не замерзшим и пересечение его на лыжах или на снегоходе может быть невозможным.

Для заброски надёжнее использовать местных с аэролодками. Практически

единственная точка на водохранилище доступная для автотранспорта - Джойский залив.

Также трасса Абаза - Ак-Довурак может оказаться закрытой на перевалах из-за

внезапных снегопадов, водители могут отказаться ехать за группой. Автомобильное сообщение все больше смещается на трассу Абакан-Кызыл.

На территории маршрута находятся два заповедника: Убсунурская котловина и

Саяно-Шушенский заповедник. Для посещения территории заповедников необходимо заранее получать разрешения.

Район располагает для планирования сквозных линейных маршрутов в треугольнике Джойский залив - посёлок Ишкин - трасса в Ак-Довурак южнее 100-го перевала.

Финансы и контакты

Автозаброска Абакан-Джойский залив, 8000 рублей, водитель Юрий, 89233940470

Заброска аэролодкой Джойский залив - устье ручья Талсуг, 50000 рублей, Анатолий 89607764045, 89029968434

Автовыброска Ишкин - Абакан - 29000

Организация похода

При составлении маршрута мы хотели пройти линейный маршрут в достаточно диком и мало-посещаемом снежном районе. Таковым оказалась данная часть Западного

Саяна, по которой отчётов о лыжных походах практически не было найдено.

Направление прохождения маршрута было выбрано с севера на юго-запад, так как наиболее непонятной и непредсказуемой была заброска по льду и/или воде.

Водохранилище замерзает не каждый год, тем более в нашу аномально-тёплую зиму, поэтому для заброски мы воспользовались аэролодкой (по сути надувная ПВХ лодка оборудованная вентилятором и защитной шкурой для скольжения по льду), которая может свободно переходить со льда на воду и с воды на лёд. Наша лодка с учётом груза перевозила нашу группу в 3 приёма по 3 человека за рейс. Заброска осуществлялась в 2 этапа - от Джойского залива до плавучей турбазы в устье

Кантегира, и от турбазы до устья ручья Талсуг. На турбазе мы воспользовались паузой для перепаковки продуктов.

Из-за того что водохранилище может не замерзнуть, пешком или на снегоходе заброситься может оказаться вообще невозможно. Это надо учитывать также при планировании маршрутов с пересечением Енисея выше по течению.

Заброска выше по течению реки Кантегир по словам местных нежелательна, так как подо льдом реки могут образовываться опасные ямы и пустоты при понижении уровня водохранилища зимой. На лыжах перемещаться по льду может быть затруднительно из-за мокрых наледей. Таким образом мы доехали практически максимум возможного вверх по Кантегиру.

Для выбора пути подхода к водораздельному хребту можно было выбрать один из многочисленных южных притоков Кантегира или траверс хребта. В долинах рек находятся избы и могут быть лыжни охотников. Мы выбрали траверс Кантегирского хребта, так как это интереснее, сложнее и, возможно, быстрее.

Нами планировался траверс водораздельного хребта до трассы Абакан - Ак-Довурак, однако маршрут пришлось изменить из-за отставания от графика и повышенной

лавинной опасности в альпийской зоне. Как выяснилось позже, трасса была закрыта из-за обильных снегопадов и лавинной опасности. Таким образом нам повезло оказаться в посёлке Ишкин и успеть тем самым к поездам и самолётам в Абакане.

Развернутый график

день пути

дата

участок пути

длина, км

перепад высот набор/сб рос, м

чхв, часов

всего

7900/7900

Техническое описание маршрута

День 1. 22.02.2020 - заброска по Саяно-Шушенскому водохранилищу

22 февраля группа собралась на ЖД вокзале города Абакан, погрузились в заказанный автобус и отправились к началу маршрута. До Черёмушек по трассе 120 км хорошей дороги. Практически единственный способ оказаться на Саяно-Шушенском

водохранилище это объехать плотину через перевал и спуститься к Джойскому заливу. Перед перевалом наш водитель устанавливает цепи на колеса. Дорога почищена бывает не всегда, и после больших снегопадов местные говорят проехать бывает проблематично. Рекомендуется забрасываться на внедорожнике.

В Джойском заливе много плавучих домиков, есть возможность выйти на лёд. На льду нас уже ожидает аэролодка, которая за 3 приёма перебрасывает нас к плавучей турбазе в устье реки Кантегир. Енисей не замёрз.

На турбазе перепаковываем продукты в то время, пока за следующие 3 рейса нас перебрасывают к началу маршрута в устье реки Талсуг. По Кантегиру тоже

встречаются незамерзшие участки, под снегом мокрая наледь. Встречаем несколько других аэролодок с рыбаками.

Выходим на берег, переходя небольшой участок мокрой наледи, и преодолевая прибрежные ледовые торосы, выходим на нормальное течение Талсуга, устанавливаем первый лагерь.

Аэролодка

Выход по ледяным торосам к нормальному руслу Талсуга

День 2. 23.02.2020 - Подъём по Талсугу

Погода мокрая, иногда идёт дождь. Долина Талсуга завалена лесом, пробираемся очень тяжело с полным весом и санями. За полный ходовой день удаётся около 5 км. Тропим без рюкзаков. Проходим одну хорошую избу.

Атмосфера подъема по Талсугу

День 3. 24.02.2020 - Подъем по Талсугу

Весь день поднимаемся по заваленной пойме и руслу Талсуга. Изредка удаётся

выходить на борт, где движение чуть легче. К вечеру достигаем плановой второй ночевки. Устанавливается антициклон. Долина расширяется, глубина снега резко растёт.

Третий день подъема по Талсугу

День 4. 25.02.2020 Подъем по Талсугу, траверс Кантегирского хребта

С утра остается последний крутой взлёт перед долгожданным и затянувшимся

выходом на Кантегирский хребет. Поднимаемся по крутому правому притоку Талсуга.

После выхода на траверс скорость передвижения возрастает, появляются красивые виды на фоне хорошей погоды. Доходим до плановой третьей ночевки.

Выход на Кантегирский хребет из долины Талсуга

Траверс Кантегирского хребта

День 5. 26.02.2020 Траверс Кантегирского хребта

Весь день траверсируем хребет любуясь хорошими видами вокруг. Тропежка наверху несложная. Почти все вершины выгоднее проходить по линии водораздела, борта либо слишком крутые, либо глубокая тропежка и лавиноопасно.

Вершину у истока ручья Иконникова, которая весь день маячит на горизонте и пугает размерами, подрезаем обходя справа по ходу движения, здесь мало снега, обнажен курумник.

После поворота основного хребта на восток (у вершины 2024.2) наблюдаем красивый закат, отсутствие дров и невозможность комфортно переночевать. Лес на седловине перед следующей вершиной, видимый со спутникового снимка, оказывается фикцией. Впереди с юга (справа) от основного хребта в широкой разлапистой долине притока Инсуга видны отроги на которые манит спуститься для комфортной тёплой ночевки. Но борт долины, как и все борта с юго-востока тяжело нагружены снегом, растет редкий молодой кедр, не внушающий спокойствия. До хорошего леса пришлось бы

сильно терять высоту чтобы потом трудно её набирать. Приходится при свете фонарей огибать следующую вершину с юга, выходить на хребет и дальше спускаться на нужный нам отрог.

Ходовой день закончился почти ночью.

Подъем к вершине 1950.1

Траверс Кантегирского хребта, слева вершина в истоке ручья Иконникова

Траверс склонов вершины в истоке ручья Иконникова

Траверс Кантегирского хребта, подъем к вершине в истоках ручья Иконникова

Путь ночного траверса

Вид на хребет Даштыг Тайга

День 6. 27.02.2020 Траверс Кантегирского хребта

Встаём позже обычного, даём себе отдохнуть после предыдущего тяжелого дня.

Продолжаем траверс Кантегирского хребта, в конце дня поднимается метель, погода хмурится. Начинаем спуск в долину Инсуга и встаём на ночевку перед основным

спуском на седловине. Погода портится, теплеет.

Последние км траверса Кантегирского хребта

День 7. 28.02.2020 Спуск с Кантегирского хребта к реке Инсуг, подъем по Инсугу

Спуск с седла нашего отрога начинается бодро, но быстро превращается в кошмар с поваленными бревнами, глубоким снегом, застревающими санями и прочими прелестями лыжного туризма. Без особого воодушевления спускаемся к реке и

выходим к хорошей избе с баней. Затапливаем баню чтоб пообедать в тепле.

Дальше маршрут идёт по реке Инсуг. Местами пользуемся старой охотничьей лыжней, потом начинаем тропить сами. Тропежка тяжелая без рюкзаков. Проходим ещё одну маленькую избу и встаем на ночёвку. Двое отправляются тропить вверх по течению.

Радости тропежки на реке Инсуг

День 8. 29.02.2020 Подъем по Инсугу

В этот день доходим до истоков Инсуга. Кругом красивые стены водораздельного хребта. Разведуем перевал к реке Такмагаш. Как и предполагалось ранее по розе

ветров, навстречу с перевала висят карнизы, перевал вероятно лавиноопасен, видна

скальная стенка. Отказываемся от прохождения этого перевала и принимаем решение идти завтра по запасному варианту с пересечением водораздельного хребта на юг в долину ручья Отук-Суг. Завтрашний перевал читается, видно отсутствие лавинной опасности, торчат камни и трава.

Оставили под перевальной чашей часть груза и спустились к озеру, где имелись последние дрова. В качестве дров правда пошел только корень кедра, который оказался просто фантастическим топливом. На ночь строим снежную стенку. Ночью поднимается ветер и прилично треплет палатку.

Группа перед перевалом в долину Такмагаш

Перевал в долину р. Такмагаш

День 9. 01.03.2020 Перевал Тувинской Кавалерии, 1Б, долина Отук-Суга

Утром поднимаемся к нашему грузу, доходим до подножия перевала. Довольно

сильная пурга, видимость плохая, но перевал разведан со вчера и в принципе виден.

Выходим в кошках, самостраховка палками, лыжи в санях волочатся или на рюкзаках. Подъем занял около 2 часов. Верёвки не нужны. Перевальный взлет 200 метров.

Поскольку информации о прохождении перевала до нас нет, называем перевал именем Тувинской Кавалерии. Он логично связывает долины с севера Инсуг и с юга Отук-Суг и удобен для пересечения водораздельного хребта. Относительно нелавиноопасен.

На перевале фотографируемся и начинаем спуск в долину Отук-Суга.

Начало подъема на перевал Тувинской Кавалерии, 1Б

Подъем на перевал Тувинской Кавалерии, 1Б

Седловина перевала Тувинской Кавалерии, 1Б

Группа на перевале Тувинской Кавалерии, 1Б

Вид на перевал Тувинской Кавалерии 1Б и путь спуска с юга

Путь безопасного прохождения перевала Тувинской Кавалерии 1Б

Спуск прямо вниз по кулуару лавиноопасен. Обходим кулуар слева по ходу движения, сперва пешком потом на лыжах, выходим на наст, через который пробивается трава.

Дальнейший спуск по насту/траве пешком или на лыжах. В целом спуск спокойный и не лавиноопасный если выбирать правильную траекторию движения. Дальше катание до достижения ручья Отук-Суг, где обедаем.

Дальнейшее движение по Отук-Сугу - это жестокая тропежка в черепашьем темпе без рюкзаков. Кругом горельник. Лагерь ставим на правом притоке Отук-Суга, с вечера делаем лыжню на борт ручья. Завтрашний перевал отрога очевидно лавиноопасен, поэтому принимаем решение контрфорсить его с севера.

День 10. 02.03.2020 контрфорс отрога Кантегирского хребта - левый приток Ыдыктаг-Хема

Выходим по вчерашней лыжне и быстро поднимаемся на отрог. Дальше двигаемся по маленькому отрогу на вершину, образующую северо-западное плечо перевала.

Выбрали контрфорс явно сложнее чем был бы с другой стороны перевала. Зато с вершины наблюдаем хорошую панораму водораздельного хребта и путь спуска со вчерашнего перевала. Под нашей вершиной с севера след лавины.

Спуск с вершины пешком и в лыжах. На спуске подогретый солнцем южный склон вершины 2297.3 сходит на наших глазах. На нашей траектории лавинной опасности нет.

Спуск к притоку Ыдыктаг-Хема в лесу, но к вечеру он оказывается очень хорошо прогретым солнцем, поэтому спускаемся с дикой неожиданной тропежкой и подлипом по линии падения воды. Пожалуй это был самый сложный спуск и тропежка за весь поход одновременно.

В широкой долине притока продолжается дикая тропежка правда уже без подлипа, пересекаем долину и встаем около ручья. Находим жидкую воду.

Контрфорс перевала

Группа на вершине

Момент схода лавины с прогретого солнцем склона

День 11. 03.03.2020 Спуск к Ыдыктаг-Хему, перевал водораздельного хребта

С утра переваливаем последний отрог перед спуском к Ыдыктаг-Хему. Тропежка на юго-западном борту нашей долинки полегчала, без труда выходим на перевал. Спуск - сначала небольшое катание, потом традиционный бурелом в стиле Западных Саян.

Вдоль Ыдыктаг-Хема читается местами “дорога”. К вечеру доходим до перевала водораздельного хребта. На наших глазах сходит склон справа по ходу движения. После перевала подрезаем небольшой отрог слева по ходу движения.

С вечера тропим лыжню на следующий отрог. Склон относительно лавиноопасен.

Конус зона отрыва лавины сразу после схода

Группа на перевале в долину Мургулука

День 12. 04.03.2020 Подъем по ручью Мургулук, перевал в долину ручья Карамыш

Выходим по вчерашней лыжне для подъема на очередной отрог. Подрезаем относительно лавиноопасный склон, ухает доска. Устанавливаем наблюдение,

лавиноопасный участок пересекаем по одному, стараясь не травмировать склон.

Дальнейший спуск через вершину 1964.0 представляет собой классический бурелом.

В долине Мургулука начинается относительно сложная тропежка вверх по траектории условной дороги. Перевал в долину Карамыша скрыт пургой. Держимся траектории нарисованной в карте дороги (тропы). На отроге перед перевальным взлётом оказываемся уже под занавес дня, видимости нет, пурга.

Вдруг внезапно небо очищается, пурга превращается просто в сильный ветер. Погода очевидно резко изменилась. Учитывая отставание от графика решаем сегодня переваливать в долину Карамыша. Сам перевал очевидно лавиноопасен, опять контрфорсим его с севера.

Подъем пешком по камням. На вершине 2291.1 оказываемся почти в темноте. Кое-как успели разведать спуск на седловину и спускались уже с фонариками.

Спуск с седла прямо вниз по молодому кедровому редколесью, не внушающему

спокойного отношения к лавиноопасности. Относительно глубокая тропежка, ухает доска. Местами проходим по одному выставляя наблюдение. Доходим до

выполаживания и ставим лагерь.

Контрфорс перевала в долину Карамыш

Вид на седловину перевала с вершины 2291.1

Вид на вершину 2291.1 с долины Карамыша. Видна зона схода доски

Путь спуска с перевала

День 13. 05.03.2020 Спуск по Карамышу, перевал в долину Ишкин-Бажи

Утром взгляд назад на наш перевал показал, что мы вчера обошли сверху сошедшую может лишь быть днем ранее лавину. Под перевальной седловиной на нашей

траектории спуска лавин ещё не было.

В самом начале спуска по ручью Карамыш справа наблюдаем сход лавины со склона, освещенного утренним солнцем, пыль от которой долетает до нас. Тропежка без рюкзаков относительно тяжелая. В долине чувствуется хозяйственная деятельность

людей, но избы и следов не находим.

Перед выходом к ручью Ховулыг-Ой тропежка пропадает, кедр почти исчезает, появляется лиственница, чувствуется смена климатических условий. Переваливаем небольшой отрог, попадаем на первую на нашем маленькую маршруте наледь. Дальше появляется дорога, по которой выходим через последний перевал в Туву. Спуск с катаниями по дороге в долину Ишкин-Бажи.

Пыль долетевшая до нас от схода лавины со склона прогретого утренним солнцем

Свежий сель

Долина р. Ховулыг-Ой

День 14. 06.03.2020 Спуск по Ишкин-Бажи

С этого дня начинается наш стремительный выход в населенку. Утром проходим мимо пустого кордона заповедника, и дальше начинается спуск по Алды-Ишкину по дороге по лошадиным и автомобильным следам мимо тувинских летников. Людей нигде не

встречаем. Тропежки нет. Долина очень живописна, тропой иногда поднимаемся высоко на борта Алды-Ишкина и обходим прижимы.

Чем ниже по течению, тем леса меньше. Пользуясь сохраненными спутниковыми снимками в телефоне определяем практически последнее место где можно найти дрова.

День 15. 07.03.2020 Спуск по Ишкин-Бажи

Продолжаем стремительно спускаться по Алды-Ишкину по дороге. По пути встречаем много летников, печей в них нет, переночевать в натопленной избе невозможно.

Ландшафт и пейзаж вокруг очень необычный и красивый.

Пользуясь спутниковой связью смогли договориться о выброске завтра из поселка

Ишкин. Встаем на ночевку перед выходом в насёленку в тополином лесу. Дрова найти трудно. Местные выбрали из этой тополиной рощи практически всё что горит.

Интересные лунные пейзажи Алды-Ишкина

День 16. 08.03.2020 Выход в Ишкин

Выходим на мост, нас ждёт наш водитель. Быстро собираемся и уезжаем. Выброска через город Кызыл в Абакан.

По пути узнаем, что выезд через 100 перевал был бы невозможен, перевал закрыт из-за лавинной обстановки. В Ергаках по пути так же видим огромное количество свежего

снега вдоль трассы.

Материальное оснащение группы

Обеспечение безопасности

Каждый участник передвигался со включенным лавинным датчиком весь маршрут. На группу было взято 5 лавинных лопат. Каждый участник имел лавинный щуп.

Лавиноопасные участки проходили по одному, выставив наблюдение с обеих сторон.

Основным способом обеспечения лавинной безопасности группы был выбор безопасной траектории движения, контрфорсы перевалов.

Лыжное хозяйство

В походе использовались различные лыжи:

1. пластиковые лыжи Elan с самодельной насечкой 1 пара;

1. пластиковые горные лыжи Head с грунтом и мазью

1. кантованные композитные лыжи с деревянным скользяком собственно производства “Шифонеры”, сделанные специально под поход, 6 пар.

Крепления использовались также различные: бойцовские полужесткие крепления (г. Екатеринбург), скитур крепления Silvretta 400, крепления TLT, самодельные крепления по типу скитур-креплений с качающейся платформой.

Связь в походе

Связь обеспечивалась с помощью устройства Иридиум360 РокСТАР. Благодаря спутниковому треккеру мы могли обмениваться сообщениями и передавать свои координаты, договориться через связного о выброске.

Список общественного снаряжения:

Мультитул (нож) для кирпичей

Ножовка для кирпичей

Веревка 8 мм, 40 м

Станционное (петля, карабины, сброс)

Жумар

Полусапоги эва

Карты

Конденсатник

GPS трекер

GPS с батарейками на поход

Спутниковый телефон с зарядкой от повербанка

GPS с батарейками на пох

Фотоаппарат с объективами

Штатив

Половник

Безмен цифровой

Хознабор

Носки для лыж

Видео-аппаратура

2050

Повербанк со шнурами и зарядкой

Гитара без чехла

Чехол для гитары

Суповой термос 2 (+ вес 0.5 от содержимого)

1900

Карабин с муфтой

Веревка 6-7 мм на схват мягкая 1.5 метра

Биппер

Комплект запасных батареек для биппера

Состав аптечки

Анальгетики

Кетопрофен (Кетонал)

8ам/100 мг

Немедленно при травме в комбинации с НЛС. В

качестве варианта кеторолак (Кетанов).

диклофенак

20к/100 мг

При сильных болях; после инъекции продолжать

таблетки. В качестве варианта кеторолак (Кетанов).

Ибупрофен

40 т/200 мг

При слабых и умеренных болях. В т.ч. препарат при

болезненных месячных (не парацетамол!)

Парацетамол

Эффералган

8табл.

Если аллергия на НПВС. Не смешивать с НПВС и

алкоголем! Не превышать дозировку! Антидот - АЦЦ.

Восполнение потерь

жидкости

Регидрон

6 пак.

При любой потере жидкости (понос, рвота,

кровотечения).

Горная болезнь и

осложнения

Церукал

15таб

от любой тошноты.

Диакарб

40 т/250 мг

Диуретик, можно применять профилактически, противопоказаний нет, побочный эффект - мурашки в конечностях (очень неприятное ощущение). По 125 мг

(полтаблетки) 2 раза в день.

Аспаркам

в комплекте с диакарбом, 1т/день

Дексаметазон

5 ампул

Осложннённая горная болезнь, высокогорный отёк мозга, травма позвоночника, ЧМТ (но при ЧМТ эффективность не доказана), обморожения. Начинает

действовать через 3-4 часа!

Антибиотики,

противогрибковые

Левофлоксацин (Таваник)

2 к. таб/по

500 мг

Фторхинолон-3. Всё кроме инфекций верхних дыхательных путей (тоже можно, но макролиды эффективнее). Курс 500 мг один раз в день 5 дней. Внимание: фторхинолоны сенсибилизируют к солнечному свету! Как вариант - моксифлоксацин

(Авелокс).

Азитромицин

2 к. т/50 мг

Макролид. Инфекции верхних дыхательных путей; пневмония. Натощак два часа до еды и час после не есть. Курсы: ИВДП - 3 дня по 500 мг; пневмония - 1 день 500, потом 4 раза по 250. Всё один раз в день. Брать

таблетки по 250, а не по 500!

Флуконазол

1 т/150 мг

Кандидозы, 1 таблетка единственный раз.

цистон

флак

Цистит 1-2 таб 2-3р/д в зависимости от тяжести. Долго.

Антигистаминные

супрастин

2 ампулы

Применять при выраженной аллергической реакции.

Лоратадин

10 табл

Минимум побочных эффектов по сравнению с

димедролом, но слабее. 1 раз в день.

ЖКТ

Любые токсины в ЖКТ

Но-шпа

10 таблеток

Непонятно зачем. Но народ привык.

Дыхательные пути,

уши, глаза

Ксилометазолин

1 фл

Капли от насморка (Галазолин)

Аскорбиновая к-та

5/2,5г

Ударная доза. Противопоказание - язва, гастрит.

трависил

20 таблеток

Скорее как плацебо; при инфекции и болях -

антибиотики и анальгетики.

Противовирусные

Мазь с ацикловиром

1 тюбик

В случае аллергии на таблетки

Антисептики

йод

фл. 30 мл

Универсальный антисептик

Хлоргексидин

После использования заполнить водой с парой капель

бетадина

Мазь противовоспалительна

я

1 тюбик

На усмотрение мажущихся (Кетанов, Индовазин)

Мазь Звёздочка

1 баночка

вкусно пахнет, больше незачем

Материалы

Шприц 2 мл

По одному в личную аптечку в паре с ампулой сильного

анальгетика, остальное в групповую.

Бинт стерильный

8 пачек

По одному в личную аптечку, остальное в групповую

Салфетки

перевязочные стер.

8 пачек

По одной в личную аптечку, остальное в групповую

Бинт эластичный

Либимые лекарства

широкий пластырь

Гигиеническая помада/жирный крем

конфетки от кашля и боли в горле

Таблетки для пищеварения

стропа для креплений

запасной тросик

маленькая отвертка

несколько саморезов обрезанных под длину

Выводы по снаряжению

На всем маршруте мы пользовались санками-волокушами, сделанными из пластиковой каталки Сноуплан синего цвета. К каталкам приделывался тент с задней загрузкой. В целом санки нам помогали, разгружая рюкзак. Санки грузились в первые дни продуктами (приблизительно по 10 кг на сани), позже продукты замещались личным

снаряжением. В низинах нам приходилось тропить без рюкзака, при этом санки естественно на процесс тропежки не влияют. По протропленному они не сильно мешают идти. Определенные трудности, конечно, были в буреломах и на крутых спусках, но в целом использование саней считаем оправданным.

Шатер использовали с квадратным дном 3.6*3.6 метра с тентом. Печь нескладная из нержавейки. Все ночёвки на маршруте были тёплыми.

Наши широкие лыжи оправдали себя для данного района, поскольку тропежки было много. В затяжные подъемы (практически только на ручье Талсуг) некоторые участники пользовались камусом, реп-шнуром, искусственным подлипом (чай на

скользяк).

Все лыжи прошли весь поход без поломок. Поломок креплений также не было.

Выводы по раскладке

Раскладка в походе использовалась прогрессивная, в первые 4 дня по 666 грамм на человека, позже по 779 грамм на человека. Для обедов мы несли два обеденных

термоса, которые утром заполнялись кипятком, сушеным или сублимированным мясом, крупой и сушеными овощами. К обеду доходил суп. В целом исходили из расчета 1 литр жидкости (суп + чай) на человека.

Практика термосных суповых обедов нам понравилась, однако нужно работать над меню, чтобы обеды были вкуснее и разнообразнее. Сублимированное мясо не даёт жира в бульон и такие обеды нравились меньше. Вручную сушеная курица даёт больше положительных эмоций.

Итоги, выводы, рекомендации по маршруту

Изначальной идеей маршрута было пройти от Кантегира до трассы Абакан -

Ак-Довурак с траверсом относительно пологой части водораздельного хребта. Однако трудности в первые дни с выходом на Кантегирский хребет, лавинная опасность предполагаемого первопрохода в верховьях Инсуга, повсеместная лавинная опасность района внесли свои коррективы. Мы были вынуждены воспользоваться запасными

вариантами и завершить маршрут в поселке Ишкин. В целом маршрут и район порадовал красивыми пейзажами, дикостью, почти полным отсутствием следов деятельности человека.

Глубокая и тяжелая тропежка, совершенно разные ландшафты с севера и с юга от

водораздельного хребта, тяжелые контрфорсы простых летом перевалов, возможность стать свидетелем схода лавин составили определенную запоминающуюся атмосферу похода. Запомнилась также яркая и эмоциональная заброска по льду

Саяно-Шушенского водохранилища.

Для осуществления изначального плана очевидно нужно больше дней и благоприятствование погодной и лавинной обстановки. В целом район достоин дальнейшего изучения с точки зрения лыжного туризма.