Виды туризма

13 декабря 2021
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Швеция
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: II
0 80 0

Одесская Областная Федерация Спортивного Туризма

Турклуб «Романтик», Одесский Национальный Политехнический Университет





 

Отчет

 



 

о лыжном туристском

спортивном походе 2 (второй) категории сложности

по Северной Швеции (Кунгследен)

совершенном с 26.02.2020 по 08.03.2020 года

 

 

 


 

Маршрутная книжка № 03/20

 






 

Руководитель группы: Ляпун Дмитрий Александрович

Тел: +38 073 065 1845

e-mail: dlyapun@gmail.com

 

 

Маршрутно-квалификационная комиссия ООФСТ рассмотрела отчет и считает, что поход может быть засчитан всем участникам и руководителю как поход _________________ категории сложности.

 

 

2020 г.

 

Место хранения отчета – сайт www.tkr.od.ua

 

Содержание 

 

  1. Справочные данные про туристский спортивный поход
    1. Информация о походе
    2. Характеристика района проведения похода
    3. Подробная нитка маршрута
    4. Данные об участниках
  2. Организация туристского спортивного похода
    1. Общая идея похода
    2. Варианты подъезда и отъезда. 
    3. Аварийные выходы с маршрута
    4. Сведения о прохождении маршрута каждым участником
  3. График движения и технический отчет 
    1. График движения
    2. Техническое описание прохождения маршрута
    3. Технические препятствия
    4. Высотный график
    5. Картографический материал и трек похода
    6. Выводы и рекомендации по прохождению маршрута
  4. Приложения
    1. Перечень личного снаряжения
    2. Перечень общественно снаряжения
    3. Состав аптечки
    4. Состав ремнабора
    5. Горелки и топливо
    6. Питание, перечень продуктов, рацион питания и их вес
    7. Общий вес продуктов и снаряжения
    8. Смета затрат на поход.
  5. Полезная информация
  6. Список литературы, туристических отчетов и других источников информации

 

 

  1. Справочные данные про туристский спортивный поход

1.1. Информация о походе 

 

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части поход, км

Продолжительность

Сроки проведения

Общая

Ходовых дней

лыжный

2

175

12

11

26.02.2020 - 08.03 2020


 

  • Район проведения - Кунгследен
  • Страна проведения - Швеция
  • Организация, проводящая мероприятие - Турклуб “Романтик”, г. Одесса, Украина
  • Максимальная высота - 2106 м.
  • Количество дневок - 1
  • Организовано забросок - 0
  • Количество участников - 11

 

1.2. Характеристика района проведения похода

 

Шведское заполярье – очень перспективный район для лыжных походов. Большое количество горных массивов позволяет наполнить маршрут разнообразными препятствиями, вплоть до высшей категории сложности. Высота гор сравнительно небольшая. Самая высокая точка на территории Швеции — гора Кебнекайсе (Kebnekaise), 2106 м. Рельеф сглажен деятельностью древних ледников. Современные ледники Скандинавских гор являются крупнейшими в материковой Европе.

 

Влажный морской климат и расчленённость поверхности определяют наличие большого количества рек, большинство из которых короткие, с сильным течением, не покрывающиеся льдом даже в зимнее время. Большое количество озёр. Вершина Кебнекайсе (Kebnekaise) находится в Лапландии, примерно в 150 км к северу от полярного круга и к западу от Кируны (Kiruna). Имеет две вершины — южную, покрытую ледником, высотой 2106 метров, и северную, высотой 2097 метров. Севернее Кебнекайсе в Европе нет более высоких гор.

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

1.3. Подробная нитка маршрута

 

Заявленный:

пос. Ритсем (Ritsem) – оз. Аутаяуре (Autajaure) – р. Алеп-Йоккаскайокка (Lulip Johkagasjohka) – пер. Йоккаскапассет (Johkagasjohkapasset) 1А (1450м) – р. Кайтумйокко (Gaidumjavri) – р. Видъяйокко (Viddjačohkka) – долина Сагарвагге (Saimmavarri) – р. Чекчайоокко (Čeakčacohkka) – г. Кебнекайзе (Kebnekaise) 1А (2106 м) радиально – р. Чекчайокка (Čeakčacohkka) – пер. Чекчачатча (Tjäktjapasset) н/к (1115 м) – р. Алесетна (Aliseatnu) – оз. Вуолле-Алесъяуре (Vuolle Alesjaure)– оз. Ратояуре (Ratojaure) – дол. Картинвагге (Kartinvagge) – р. Кимайокка – оз. Абискуяуре (Abiskojaure) – р. Абискуйокка (Abiskojokk) – пос. Абиску (Abisko).

 

Поход пройден без изменений в маршруте.

1.4. Данные об участниках

 

Ф.И.О.

Год рожд.

Туристический опыт 

Должность в походе

Контактная информация

1

Ляпун Дмитрий Александрович

1993

5ГУ (2019 Куйлю)

2ГР (2016 Сванетия)

1ЛР (2019 Карпаты)

2ЛУ (2013 Карпаты)

Руководитель

dlyapun@gmail.com

2

Голодягина Анна Дмитриевна

1999

1ЛУ (2019 Карпаты)

1ГУ (2017 Грузия)

Логист, финансист, фотограф

anna.ve.ph@gmail.com

3

Хижниченко Николай Николаевич

1993

1ЛУ (2019 Карпаты)

Зав. питанием

salmonjackgroup@gmail.com

4

Запорожец Дмитрий Юрьевич

1998

1ЛУ (2019 Карпаты)

Медик

blackultramarine@gmail.com

5

Макаревич Артем Андреевич

1998

1ЛУ (2019 Карпаты) 

2ПУ (2017 Крым) 

1ВУ (2019 Карпаты) 

1ПР (2018 Крым)

Ремнаборщик

artemmakarevich04@gmail.com

6

Максименко Андрій Александрович

1993

2ЛУ (2014 Карпаты)

2ГУ (2018 Норвегия)

Политорг

amax9x@gmail.com

7

Хомякевич Максим Иосипович

1992

5ГУ (Куйлю, Павлов), 2ПУ (Карпаты), 

1ПР (Карпаты),

-

sima0907@gmail.com

8

Юраш Виталий Владимирович

1995

2ЛУ (Карпаты, Сафтюк)

Примусятник

mcmister.man@gmail.com

9

Ливинский Лев Васильевич 

1999

1ВУ (2017 Карпаты)

Хронометрист

lev.liv2@gmail.com

10

Буряков Сергей Валериевич

1998

2ПУ (2017 Карпаты) 1ПР (2017 Карпаты)

-

sergey12.01.98@gmail.com

11

Майструк Александр Николаевич

1997

1ГУ (2017 Грузия) 

Зам. по общему

maystruks08@gmail.com

































 

2. Организация туристского спортивного похода

2.1 Общая идея похода

 

Основная идея похода заключалась в том, чтобы увидеть настоящий север своими глазами. Получить опыт холодных ночевок в условиях заполярья. Протестировать множество нового снаряжения, совершить первый поход от т/к Романтик группой, все участники которой имеют скитур снаряжение. 

2.2. Варианты подъезда и отъезда. 

 

Добирание в Стокгольм

 

Летели рейсом Киев Борисполь - Стокгольм Скавста авиакомпании Ryanair. До Борисполя ехали поездом Борисполь экспресс (80 грн полный, 40 студ.). Цена авиабилетов варьировалась от 30 евро в одну сторону. Дата вылета выбрана по минимальной стоимости цены всего добирания на маршрут, с учетом поезда по Швеции. Для рюкзаков был куплен багаж в обе стороны за 50 евро (так дешевле, после покупки билета это обойдется в 80 евро) и дополнительный багаж в одну сторону на группу (40 евро). Также было куплено 4 лыжных багажа, (масса до 20 кг, количество лыж - на массу) на всю группу в обе стороны. Со Скавсты в Стокгольм выбрали добирание автобусом Flygbussarna за 159 крон, ехать 80 минут.

Ночевали в хостеле Generator, цена от 20 крон за ночь. Хостел находится в 10 минутах ходьбы от центрального железнодорожного вокзала и автостанции, заселение круглосуточное.

Из Стокгольма в Украину возвращались в разные даты. Часть добиралась в аэропорт Стокгольм Скавста автобусом Flixbus за 64 кроны (в отличии от Flygbussarna, этот автобус не подъезжает под терминал, нужно пройтись 400-500 м), вторая часть - автобусом Flygbussarna. Летели без дополнительного багажа на всю группу. 

 

Добирание на маршрут

 

Ехали с г. Стокгольма в с. Еливаре ночным поездом компании SJ. Сидячие места - 1270 грн, лежа - 2125 грн. Сидячие купили в автомате на вокзале, лежачие на кассе, за это комиссия 100 крон. Действуют также скидки на возраст до 25 лет включительно. Поезд опоздал на пол часа, предложили компенсировать стоимость билетов на автобус, но мы заранее не покупали. 

При этом на автобус успели. Вероятно, он подстраивается под расписание и задержки поездов, но мы также подошли и попросили нас подождать. Ходит с привокзальной площади. Оплата в автобусе только картой. 

Ехали автобусом с. Еливаре - с. Ритсем компании Lanstrafiken Norbotten за 200 крон с человека. В приюте STF Стура Сьофаллет сделали вынужденную бесплатную пересадку с большого автобуса на маленький, подождав полчаса.

 

Добирание с маршрута

 

Закончили поход в поселке Абиско. Не зная точной даты окончания маршрута билеты заранее не брали. На месте оказалось, что дешевых сидячих и лежачих мест осталось меньше 11. Приняли решение доехать до города Кируна, переночевать и поехать в Стокгольм на следующий день. На станции Abisko Ostra билеты взять нельзя (нигде), либо через приложение SJ, либо на месте в поезде (дороже). Поезд до г. Кируна обошелся в 100 крон. Поезд г. Кируна - г. Стокгольм сидячие места - 1600 грн, лежачие - 2525 грн. В г. Кируна жд-вокзал находится далеко от центра, но на автовокзал (в центре города) ходят бесплатные автобусы, расписание подогнано под поезда, его можно узнать на сайте компании Lanstrafiken Norbotten или на остановке.

 

Выводы и рекомендации 

 

  • Билеты на поезд лучше всего покупать через приложение SJ.
  • Сайт ЖД www.sj.se
  • Сайт автобусов Lanstrafiken Norbotten ltnbd.se
  • Сайт автобусов с аэропортов flygbussarna.se

 

2.3. Аварийные выходы с маршрута

 

Аварийные выходы из маршрута возможны через пос. Ритсем (в первой половине маршрута) или через пос. Никкалуокта (во второй половине маршрута)

 

2.4. Сведения о прохождении маршрута каждым участником

 

Маршрут был пройден всеми участниками. Николай Хижниченко и Артем Макаревич не участвовали в радиальном восхождении на г. Кебнекайзе.

 

3. График движения и технический отчет 

3.1. График движения


 

День пути

Название участка

Время

Расстояние

Метеоусловия

Описание участка

1 день

26.02

 

Ritsem fjällstation (Ритсем) - Rijtesmjåhkka (река) 

14:15 (выход)

14:25 - 14:35

14:50 - 15:05

16:10 (стоянка)

7 км

 

 

-10°, ясно, снега нет, штиль местами слабый СВ ветер 

Вышли на маршрут. Идем по заснеженной дороге к месту 1й стоянки

Тех привал. В 300м от Ритсема.

Тех привал. Поднялись на холм над Ритсемом.

Стали лагерем слева от дороги, рядом с ЛЭП. 

 

Всего

1 ч 55 мин


 

 

 

2 день

27.02

 

Rijtesmjåhkka (река) - восточный берег Rijtsemjávrátja (озеро)

8:50(выход)

9:00 - 9:15

10:15 - 10:30

11:40 - 12:00

13:00 - 13:50

16:55 (стоянка)

13 км

 

-10°, ясно, снега нет, штиль

Неглубокий снег, местами небольшие заструги. В лесу глубокая тропежка. Выше лесной зоны – наст.



 

 

Всего

8 ч 5 мин

 

 

 

3 день

28.02

 

Вс берег Rijtsemjávrátja (озеро) - ЮЗ склон Máidahačohkka 

8:00 (выход)

8:40 - 8:55

9:40 - 10:00

11:00 - 11:20

12:10 - 12:50

13:35 - 13:50

14:35 - 14:55

15:45 (стоянка)

 

10 км

-11°, переменная облачность, снега нет, ветер СВ

Набор высоты. Идем по промерзшему снегу с минимальной тропежкой. Местами группа шла через снежную мглу.

 

Всего

7 ч 45 мин

 

 

 

4 день

29.02

ЮЗ склон Máidahačohkka - река Viddjajohka

8:20 (выход)

8:30 - 8:40

9:00 - 9:15

10:15 - 10:25

11:10 - 11:25

11:55 - 12:10

13:35 (стоянка)

9 км

-8°, переменная облачность, снега нет, штиль

Сброс высоты. Тип рельефа - наст. В ходе преодоления долины реки Видъяйокка был проведен спуск по 3 замерзшим  порогам.   

 

Всего

5 ч 15 мин

   
 

5 день

01.03

река Viddjajohka - река Tjäktjajåkka 

8:10 (выход)

8:20 - 8:30

9:15 - 9:30

10:05 - 10:20

11:05 - 11:20

12:15 - 12:30

13:15 - 13:45

13:55 (стоянка)

14 км

-12°, облачно, мелкий снег, ветер восточный

Продолжаем идти по долине реки Видъяйока. Рельеф - наст. По мере спуска по речной долине появляется мелкая растительность, снег становится более глубоким и  подходящим для тропежки. Дошли до закрытой STF Kaitumjaure 

 

Всего

5 ч 45 мин

   
 

6 день

02.03

река Tjäktjajåkka - 

северный склон Siŋŋivaggi

7:50 (выход)

8:10 - 8:20

9:15 - 9:30

10:45 - 11:00

12:00 - 12:15

13:00 - 13:20

15:05 - 15:25

16:55 (стоянка)

17 км

-11°, ясно, снега нет, штиль

Идем вдоль реки Тектяокка. Выйдя к тропе Кунгследен глубокий снег сменился настом. Пересекли STF Синги и начали набор высоты.     

 

Всего

9 ч 5 мин

   
 

7 день

03.03

Северный склон Siŋŋivaggi - 

вершина Kebnekaise - 

северныйсклон Siŋŋivaggi

6:30 (выход)

7:30 - 7:45

8:25 - 8:40

9:15 - 9:30

10:35 - 10:50

11:45 - 12:00

!!!12:50!!!

13:00 - 13:25

14:55 (стоянка)

10 км

-11°, ясно, снега нет, ветер Св

Направляемся к склону горы Кебнекайзе. Снег плотный. В ходе набора высоты было принято надеть камуса и продолжить подъем. Дойдя до участка где начинался фирн лыжи были заменены на кошки. При подъеме на Кебнекайзе недалеко от вершины был обнаружен приют.   

 

Всего

8 ч 25 мин

   
 

8 день

04.03

тропа Кунгследен - пер. Чекчачатча

8:40 (выход)

9:40 - 10:00

12:4 - 13:20

16:25 (стоянка)

17 км

-13° ,переменная облачность, снега нет

, буран

Выходим на тропу Кунгследен. Плотный снег местами заструги. Дойдя до STF Салка остановились на обед. 

 

Всего

7 ч 45 мин

   
 

9 день

05.03

пер. Чекчачатча - т/б.Алесяурестугорна - оз.Ратояуре

9:40 (выход)

10:40 - 10:55

11:30 - 11:45

12:40 - 12:55

13:40 - 14:20

15:15 - 15:25

16:05 - 17:20

17:20 (стоянка)

22 км

-9°, ясно, мелкий снег,

штиль

Спускаемся в долину. Плотный снег. Идя по долине время от времени встречаем собачьи упряжки. Дойдя до STF Алесяурестугорна принимается решение стать на ночевку в другом месте. В процессе перехода замерзшего озера была обнаружена понтонная переправа.  

 

Всего

8 ч 25 мин

   
 

10 день

06.03

оз. Ратояуре - т/б.Абискуяурестугорна

10:35(выход)

11:30 -11:40

12:30 -12:45

13:30 -13:45

14:40 -15:15

16:25 (стоянка)

11 км

-10°, ясно, снега нет, штиль

Продолжаем идти по долине. Плотный снег. Местами появляются небольшие деревья и кусты. Дошли до STF Абискуяуререстугорна, остались на ночевку. 

 

Всего

5 ч 50 мин

   
 

11 день

07.03

т/б.Абискуяурестугорна

-

-

-13°, ясно, снега нет, штиль

Дневка. Наконец-то у группы появилось время на поиграть, почитать книги или поспать до обеда.. 

 

Всего

0 ч 0 мин

   
 

12 день

08.03

т/б.Абискуяурестугорна - пос. Абиску

8:40 (выход)

9:35 - 9:50

10:40 - 10:55

11:40 - 11:45

12:20 - 12:35

13:10

(конец похода)

16 км

-15°, ясно, снега нет, ветер ЮЗ

Вышли в сторону Абиску. Идем по заснеженной дороге. Прошли вдоль замерзшего озера, пересекли национальный парк.     

 

Всего

4 ч 30 мин

   
 
 

За весь маршрут

 

146 * 1.2 = 175 км

 

 

3.2. Техническое описание прохождения маршрута

 

День 1: 26 февраля. пос. Ритсем (Ritsem fjällstation) – р. Ритсемякка (Rijtesmjåhkka)

Доехали на автобусе до конечного пункта рейсового автобуса поселка Ритсем (Ritsem). В местной турбазе купили чипсы, еще одну карту местности и налили кипяток в термоса. В 14:15 выходим на маршрут. 

 

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Старт маршрута, поселок Ритсем (Ritsem)

Начинаем движение по автомобильной дороге, которая разрыта ратраками и снегоходами. Небольшой подъем наверх. Через два перехода, сходим с дороги на тропу, которая также протоптана снегоходами. Снега очень много, но тропежка отсутствует поэтому двигаемся быстрым темпом.

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Снегоходная тропа

После трех переходов, решаем становится на бивуак. Отходим 10 метров влево от протоптанной тропы и начинаем обустраивать лагерь в 16:10. Утрамбовываем площадку, готовим ужин, и подготавливаем снаряжение на следующий день.

Рельеф - дорога, глубокий снег
Погода - ясно, ветрено

 

День 2: 27 февраля. р. Ритсемякка (Rijtesmjåhkka) – оз. Ритсемявратья (Rijtsemjávrátja)

Просыпаемся в 7 утра, завтракаем, собираем лагерь и двигаемся в сторону озера Ритсемявратья (Rijtsemjávrátja). Выходим в 8:50, группа пока собирается медленно, но для первого дня терпимо. Первые два перехода совершаем по той же снегоходной тропе, по которой мы шли вчера. Через два перехода, сходим с тропы в сторону озера. Нам нужно пройти к другому берегу. В это же время видим небольшую группу диких лосей, но завидев нас, они быстро ретируются. На озере дует ветер, поэтому не находя места чтобы пообедать, двигаемся дальше.

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Лоси на озере

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Движение по замерзшему озеру

Доходим до противоположного берега озера, выходим на довольно крутой склон, руководитель идет первым, и через 20 метров подъема командует группе одеть на лыжи камуса. Благодаря камусам, группа уверенно набирает нужную высоту. Проходим 200 метров вверх по склону, находим поляну, на которой растут деревья, в тени которых разбиваем бивуак. На месте есть немного дров, планируем разжечь костер. Обедаем, после чего отдыхаем и ужинаем.

Рельеф - промерзший снег, озеро
Погода - ясно

 

День 3: 28 февраля. оз. Ритсемявратья (Rijtsemjávrátja) – склон. Миадайокка (Máidahačohkka)

Просыпаемся в 6 утра, завтракаем, собираем лагерь и двигаемся в сторону перевала Йоккакаскапассет (Johkagasjohkapasset). Сегодня план дойти под перевальный взлет. Выходим в 8:00. Идем по промерзешму снегу с минимальной тропежкой, каждые сорок пять минут делаем пятнадцатиминутные привалы. Пейзаж - снежные холмы. 

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Типичный северный пейзаж

Иногда группу накрывает снежная мгла, из-за чего полностью пропадает видимость и читаемость рельефа, в таких случаях включаем GPS и идем по нему. В 14:30 посреди ничего садимся на обед.

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Обед

Подходим под перевальный взлет, до самого перевала остается 400 метров, находим небольшую впадину с отличным снегом для постройки ветро-защитной стены. Становимся на бивуак.

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Дима Запорожец готовит ужин

Рельеф - снег
Погода - ясно, облачность

 

День 4: 29 февраля. склон. Миадайокка (Máidahačohkka) – пер. Йоккакаскапассет (Johkagasjohkapasset) 1А - д. р. Видъяйокка (Viddjačohkka)

Просыпаемся в 6 утра, завтракаем, собираем лагерь и двигаемся в сторону перевала Йоккакаскапассет (Johkagasjohkapasset). Делаем пятиминутный переход и доходим до перевала, снимаем рюкзаки, делаем контрольную фотографию, перепаковываем санки на спуск. 

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Группа на перевале Йоккакаскапассет (Johkagasjohkapasset)

Первым спуск начинает руководитель, сначала движемся вертикально вниз, но из-за крутизны склона, огибаем крутой участок слева (по ходу движения группы), после выполаживания едем вправо, дойдя до скал. Лавинной опасности нет, снег утрамбован и монолитен.

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Траектория движения с перевала (снимок Google Earth)

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Линия спуска с перевала

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Линия спуска с перевала, вид вниз

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Спуск по каньону

 

Далее после скал, попадаем в широкий каньон, и продолжаем спуск по нему, тропежка отсутствует, поэтому каждый спускается со своей личной оптимальной скоростью. Обязательно стоит замыкающий, который ловит личные вещи, оторванные от санок. По бокам каньона выступают ледники, с которыми группа активно фотографируется.

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Фотография с ледником

 

Первую часть каньона без проблем проходим на лыжах, далее каньон сужается к ширине не более двух метров, с перепадами высоты по два метра. Снимаем лыжи и аккуратно в три такта проходим препятствия. 

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Участники спускаются по крутому рельефу

 

Продолжаем движение по каньону, на выходе группируемся и движемся по широкой долине реки Видъяйокка (Viddjačohkka). Через несколько километров виднеется постройка, скорее всего домик оленеводов, движемся к нему, на это уходит еще переход. Доходим, оказывается дверь сломана, и тамбур засыпан снегом, откапываем дверь, чистим домик и готовимся ко сну. Сегодня по плану сушка вещей и починка снаряжения.

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Домик с выкопанной дверью

Рельеф - наст, неглубокий снег
Погода - ясно, ветрено

 

День 5: 1 марта. д. р. Видъяйокка (Viddjačohkka) – турбаза Кайтумйауре (STF Kaitumjaure)

Просыпаемся в 6 утра, завтракаем, собираем вещи и начинаем движение в турбазу Кайтумйауре (STF Kaitumjaure).  Снег плотный сбитый, тропежка отсутствует, поэтому набирает достаточную скорость и спускаемся вниз по долине реки. Через пару переходов начинают появлятся кустарники и деревья, после рельефа состоящего в основном из ничего, эти деревья смотрятся довольно странно.

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Движение группы по долине

С появлением кустарников, появляются и другие представители местной фауны, а именно лоси, причем в этот раз, они подходят довольно близко, на расстояние метров 150-200.

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Продолжаем движение, чем больше сбрасывая высоту, тем глубже начинается снег, приходиться переггрупироваться, чтобы начать тропежку. Ставим направляющих и продолжаем движение. По GPS видно, что мы движемся по реке, но так как знаем, что тут возможны карнизы, движемся аккуратно. Через один переход сходим с реки на левый берег, огибая при этом карниз, висящий прямо над бурлящей рекой.

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Продолжаем движение и через переход находим тропу и указатель в сторону турбазы. На мост не идем, а продолжаем движение по тропе, доходим до лагеря. Увы он оказывается полностью закрыт, только маленькая кухня для готовки и для оказания помощи участникам, которые за сегодня натерли огромные мозоли. Ставим бивак и ночуем возле закрытой базы.

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Закрытая турбаза Кайтумйауре (STF Kaitumjaure)

Рельеф - наст, глубокий снег
Погода - пасмурно

 

День 6: 2 марта. Турбаза Кайтумйауре (STF Kaitumjaure) – в. Кебнекайзе (Kebnekaise)

Сегодня длинный день, нам нужно подойти максимально близко к вершине Кебнекайзе (Kebnekaise). Для этого мы как обычно встаем в 6 утра, в 8 выходим. Начинается наш новый путь по знаменитой Шведской королевской тропе или Кунгследен. Она примечательна тем, что по всей ее длине расставлены турбазы, стоят маркера и сама тропа протоптана снегоходами. 

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Глубина снега в Швеции

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Кунгследен (Kungsleden)

Нам везет с погодой и сегодня будет весь день светить солнце и дуть небольшой ветерок в спину. Подготовка группы и снаряжение позволяет брать большой темп и проходить огромные расстояния за переход.

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Кунгследен (Kungsleden)

Доходим до очередной базы Синги (STF Singi), поворачиваем на 90 градусов, сходим с тропы и начинаем набор в сторону горы Кебнекайзе (Kebnekaise). Поднимается сильный ветер, поэтому принимаем решение надеть пуховки и продолжить двигаться в них, потому что без них моментально замерзаешь. Делаем один переход и попадаем в яму, в которой уже не дует ветер, можно сделать привал и отдохнуть. Продолжаем набирать высоту, по карте видим, что впереди должно быть озеро, а значит и ровная площадка. Дойдя до озера, определяем это исключительно по карте, начинаем сооружать массивную снежную стенку, так как ночевать в этом месте нам предстоит две ночи подряд. 

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Дежурные готовят ужин

Рельеф - наст, глубокий снег
Погода - солнечно, ветрено

 

День 7: 3 марта в. Кебнекайзе (Kebnekaise) 2106м

Сегодня по плану у нас - радиальный выход на высочайшую точку в Швеции - гору Кебнекайзе (Kebnekaise). Просыпаемся в 4 утра, выходим в 6:30. Погода прекрасная, ни ветра ни туч нет. Начинаем плавный набор. Через 15 минут, одному из участников становится плохо, поэтому находим добровольца и отправляем их вдвоем в лагерь, а сами продолжаем маршрут. Доходим до перевала Геибмегаиси (Giebmegaisi), если судить по карте, тут можно подняться с юго-восточной стороны. Делаем привал.

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Юго-восточная сторона перевала

Продолжаем движение на лыжах, но уже клеим камуса, так как угол подъема заметно увеличивается. Проходим еще 400 метров, после чего делаем технический привал, оставляем лыжи, а сами надеваем кошки. Выше уже фирн и идти без кошек - небезопасно.

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Скоро вершина

Делаем еще переход и доходим до аварийного домика, который стоит всего в 100 метрах от вершины, не останавливались на привал, продолжаем движение. И вот через 5 минут мы уже стоим на высочайшей точке Швеции, вершине Кебнекайзе (Kebnekaise).

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

На вершине

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Север

Постояв 5 минут на вершине, начинаем спуск вниз, идем по своим же следам. Доходим до домика, там делаем привал, пьем весь запас чая и кушаем перевальные шоколадки. Также решаем откопать дверь в домик для того, чтобы в случае ЧП, другие группы могли не тратить на это время, плюс нам было очень интересно посмотреть интерьер этого приюта. Встречаем группу туристов, которые без лыж со стороны юго-востока поднимается на гору, всего четыре человека, все в альпинистском снаряжении, здороваемся и желаем удачи. 

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Приют на вершине

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Спуск с вершины

Спуск вниз не представляет каких-либо проблем, движемся быстро и уверенно к месту, где стоят наши лыжи. Через один переход доходим, снимаем кошки и надеваем лыжи, дальше нас ждет невероятно длинный и прекрасный спуск вниз на лыжах. Лавинной опасности нет, поэтому группа спокойно, каждый в своем темпе, начинает спуск вниз, руководитель замыкает процессию. Спускаемся в лагерь, отдыхаем и ужинаем.

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Схема движения группы

Синяя линия - движение на лыжах

Красная линия - движение в кошках

 

Рельеф - плотный снег
Погода - солнечно

 

День 8: 4 марта тропа Кунгследен (Kungsleden) - пер. Чекчачатча (Tjäktjapasset)

Просыпаемся, неспешно собираем лагерь, выходим в 8:40. Сегодня продолжаем движение по королевской тропе. Дует сильный ветер, поэтому становится тяжело найти место для привала, так как в центре долины нет ни единого холма, где можно было укрыться.

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Кунгследен (Kungsleden)

Доходим до приюта Салка (STF Salka), где пополняем запасы сникерсов, местной газировки и кофе. Там же хотим пообедать, но нам сообщают, что воспользоваться кухней, даже без учета кипятка и продуктов - стоит 10 евро с человека, что очень дорого и нецелесообразно, поэтому решаем пообедать прямо возле входа, ведь стена здания создает отличную преграду для ветра. Пообедав, продолжаем движение по тропе. Дует сильный ветер, который не позволяет даже нормально снять рукавицы, руки моментально замерзают. Наконец-то доходим до перевала Чекчачатча (Tjäktjapasset), где для своего удивления обнаруживаем открытый приют и дрова, на радостях заселяемся в него.

Рельеф - плотный снег
Погода - туман, сильный ветер

 

День 9: 5 марта пер. Чекчачатча (Tjäktjapasset) - т/б Алесяурестугорна (STF Alesjaurestugorna) - оз. Ратояуре (Ratojaure)

Переночевали на перевале Чекчачатча (Tjäktjapasset), а это значит больше набора высоты не будет, теперь оставшиеся 60 километров только вниз, такой расклад сильно поднимает боевой дух группы. Начинаем спуск вниз, все как обычно, широкая долина, снег и тропа. Движемся вниз, каждые 45 минут делая привалы.

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Через несколько переходов, доходим до турбазы Алесяурестугорна (STF Alesjaurestugorna), где хотим поставить лагерь, тратить лишние деньги чтобы спать в домике мы не хотим, поэтому просим разрешение поставить шатер на территории турбазы. Нам говорят можно, но за 30 евро с человека. Поразмыслив, что это не особо выгодно, прощаемся и идем дальше, искать место под бивуак. Движемся по замерзшему озеру, и ищем место под лагерь. Выходит, что ни одного подходящего места нет, начинаем изучать карту и находим точку, которая называется бивуак, решаем двигаться к ней, благо общий настрой группы позволяет это делать. Дойдя до конца озера к этой самой точке узнаем - что это понтонная переправа, где нет ничего, кроме строительного мусора. Теперь перед нами стоит задача что делать дальше, или оставаться тут, или идти к домику, но делать еще один переход. Группа единогласно решает двигаться дальше. Видимость отличная, группа бодрая, поэтому решаем пройти еще один переход. Через сорок минут доходим до чистого приюта, в котором и ночуем.

Рельеф - плотный снег
Погода - солнечно, ясно

 

День 10: 6 марта - оз. Ратояуре  (Ratojaure) - т/б Абискуяурестугорна (STF Abiskojaurestugorna)

Просыпаемся, завтракаем и идем далее. Времени в запасе у нас вагон, поэтому цель - пройтись до обеда, и сразу же на обеде поставить лагерь. Сегодня идем в сторону следующей турбазы STF. Погода как обычно радует, светит солнце и дует небольшой ветерок.

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Панорамный вид на национальный парк Абиску (Abisko)

 

Ближе к обеду мы понимаем что уже практически дошли до турбазы Абискуяурестугорна (STF Abiskojaurestugorna). Такой расклад нам не сильно подходит, потому что знаем местные цены и нам придется возвращаться назад чтобы поставить бивуак, ведь на территории лагеря это будет стоить солидных денег. Решаем попытать удачу в турбазе, поэтому продолжаем движение. В 15:30 по местному времени мы доходим до турбазы.

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Контрольная фотография у турбазы Абискуяурестугорна (STF Abiskojaurestugorna)

Наша цель - удачно договорится за ночевку на базе, ведь при ином раскладе нам придется возвращаться. Благо нам это удается, и мы договариваемся за пользование турбазой с ночевкой в домике всего за 20 евро с человека. Такой расклад нас не может не радовать, поэтому мы договариваемся за дополнительную ночь на базе и объявляем завтрашний день дневкой. Нам выделяют целый домик, с удобными кроватями, печкой и огромной гостинной. Вечером по плану - сауна и прочие водные процедуры. Оказывается тут есть связь, поэтому мы сообщаем что с нами все хорошо, рассказываем про дневку и остальные планы.

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Участники отдыхают у камина

Рельеф - плотный снег
Погода - солнечно, ясно

 

День 11: 7 марта - т/б Абискуяурестугорна (STF Abiskojaurestugorna)

Дневка

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Дима разрывает пенек голыми руками

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Группа ужинает

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Руководитель показывает маршрут

 

 

День 12: 8 марта - т/б Абискуяурестугорна (STF Abiskojaurestugorna) - пос. Абиску (Abisko)

Сегодня у нас последний ходовой день, подсчитав среднюю скорость, рассчитываем что будем в поселке Абиску до обеда. Прощаемся с хозяевами базы, и движемся в поселок.

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Переходим замерзшее озеро и начинаем спуск по узкой горной дороге. До поселка остается всего несколько километров, как вдруг случается первое чрезвычайное происшествие за весь поход - на крутом склоне участник не справляется с управлением, падает и ломает лыжное крепление. Благо мы весь поход тащим запасную лыжу, быстро настраиваем ее под ботинок и уже через пару минут продолжаем движение. В 13:15 мы доходим до железнодорожной станции поселка Абиско (Abisko). В 13:20 руководитель отправляет СМС в МКК, поход официально закончен. 

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

Группа в поселке Абиско (Abisko)

Рельеф - плотный снег
Погода - солнечно, ясно

3.3. Технические препятствия

 

Вид и название препятствия


 

Категория сложности


 

Характеристика препятствия


 

Путь прохождения (для локальных препятствий)


 

пер. Йоккакаскапассет (Johkagasjohkapasset) 1450м


 

Первая седловина к югу от г. Майтакачокка (Máidahačohkka). Подъём на перевал с запада очень пологий. Спуск на восток более крутой. Спускаемся на лыжах вниз затем вправо с выходом на язык ледника. Ниже ледника на выходе из ущелья небольшой каньон, проходится на лыжах.

С р. Алеп-Йоккакаскайокка (Lulip Johkagasjohka) на р. Кайтумйокко (Gaidumjohka)

г. Кебнекайзе (Kebnekaise)

 

2106 м.

1А (1Б?)

От верховьев притока подъём по склону правого борта (до 40°) на южный гребень (до 45°). На высоте 1900 м. на гребне есть аварийный приют. Выше хижины гребень выполаживается до 30°. На вершине снежный надув с карнизом.

Высшая точка Швеции. Подъём по южному гребню, с правого притока р. Сингийокка (Singijohka).

пер. Чекчачатча (Tjäktjapasset) (1115 м)

н/к

Через перевал проходит популярный маршрут Кунгследен, маркированный вешками. На седловине находится аварийный приют. С южной стороны взлет крутизной до 30°.

Из долины р. Чекчайокка (Čeakčacohkka) на р. Алесетна (Aliseatnu)

 

Категория сложности горы Кебнекайзе (Kebnekaise)

 

В официальном классификаторе сложность указана 1А, но это совершенно не соответствуют действительности. Во первых на вершину невозможно подняться не используя спец снаряжение, такие как лыжи и кошки. Также обязательна подстраховка на крутом склоне в виде альпенштоков или треккинговых палок. Сам путь подъема занимает огромный промежуток времени. Подъем технически и физически сложнее чем аналогичный подъем на вершину Говерла 1Б. Поэтому справедливо будет назначить этому препятствую сложность - 1Б.

3.4. Высотный график

 

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

 

3.5. Картографический материал

Карта района и пройденный маршрут

 

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

 

Фиолетовым обозначен фактический маршрут.

Пунктиром обозначены запасные варианты.

В GPS был использован картографический материал из ресурса SASPlanet.

Для навигации использовалась программа Topo GPS, карта Швеции платная и стоит 7 евро.



 

3.6. Выводы и рекомендации по прохождению маршрута

 

Поход пройден полностью по заявленному маршруту. Первая часть маршрута до королевской тропы - условно дикая, и мало посещена людьми, не считая редких домиков оленеводов. Поселок Ритсем (Ritsem) отличное место как для старта похода, так и для заброски или финиша похода, этому способствует удобный общественный транспорт, который курсирует между поселком и городом Кируна (Kiruna). Восхождение на вершину Кебнекайзе (Kebnekaise) является отличной целью и изюминкой похода, с ней маршрут кажется более лаконичным и законченным. Сначала нужно пройти перевалы, тропежку и метель, а уже после восхождения, можно наслаждаться второй частью маршрута, который состоит в основном из выхода из района. Это хорошая цель к которой надо идти, и с которой надо спуститься. 

 

Погода - рекомендую ходить походы в этот район именно с конца февраля - начала марта. Раньше - еще слишком малый световой день, позже - уже оттепели. Швеция встретила нас идеальной погодой, солнцем, и небольшим ветром. Конечно были и метель, и снегопады, и снежная мгла - но в целом с погодой нам повезло.


 

4. Приложения

 

4.1. Перечень личного снаряжения

 

Название

Вес

Общее

6850

Рюкзак

1500

Коврик Термарест

550

Компрессионники/упаковка

100

Ботинки

2800

Спальник

1500

Личное

400

Одежда

4200

Термоноски

200

Спальные носки

150

Термуха тонкая

200

Термуха толстая

250

Термоштаны

200

штаны ходовые

300

шорты утепленные

200

штаны теплые С/С

400

ветровка/ штормовка

600

полар/винстопер

500

спальная футболка

100

Пуховка

900

Белье

200

Прочая одежда

470

Ходовые варежки

150

Запасные варежки

100

Пуховые варежки

100

Шапка

70

Балаклава

0

баф (а лучше 2)

50

Разное

1450

маска лыжная

0

накидка на рюкзак

0

Посуда

250

Нож

80

Умывальное

200

часы

50

очки с футляром

100

мобильник

100

2 бинта

20

личная аптека

250

ксивник

100

документы

100

фонарик

100

сидушка

50

2 зажигалки

50

Личное специальное

4510

Лыжи

2700

Лыжные палки

500

Камуса

500

Санки

200

3 карабина

180

петля 1.20 м

110

2 кардалета

320

Кошки

1000

Общий вес

17480

Вес на себе

8720

Вес рюкзака ходовой

8760

 

Выводы и рекомендации

  • В походы брать только коврики с известным R-Value больше 2. Ижевские коврики не брать ни при каких условиях.
  • Рекомендую купить лыжи FISCHER S-BOUND, система насечек Offtrack Crown обеспечивают надежное держание даже на крутых склонах, что позволяет двигаться по склону вверх с достаточно большим уклоном без камусов.
  • Во избежание лишнего дискомфорта необходимо настроить кошки под размер ботинка и камуса под лыжи ещё в городе.
  • Рекомендую обклеить внешнюю поверхность  железной посуду вспененным полиэтиленом для комфортного использования при низких температурах. 

 

4.2. Перечень общественно снаряжения

 

Снаряжение

Кол-во

Вес

Шатер

1

7000

Тент

1

1700

Примуса

2

2800

Кан

1

3015

Чайник

1

1100

Половник

1

70

Рем. набор

1

1500

Аптечка

1

2300

Щетка для снега

2

200

Бензин

20 л

15300

Флаги

2

70

Лыжные чехлы

3

1500

Термос

5

700

Лопата

3

1800

Щуп

3

500

GoPro

1

420

Фотик

1

1500

спальники

3

14800

СУММА (в кг)

 

56,28

На одного(в кг)

 

5,63

 

Шатер

Взяли один общий шатер, который рассчитан на 10 человек. Группа состояла из 11 человек но никакого дискомфорта в связи этим не испытывали. 

 

Спальники

Так как рассчитывали на низкие температуры, для комфортного сна без печки, решили взять общие и личные спальники. Общие спальники использовались как конденсатники для защиты от росы, изморози и т.д. Личные спальники в среднем были с t комфорта -5. В походе все происходило как и задумано, конденсатники постепенно намокали от росы и пара, но обеспечивали защиту и дополнительное утепление для личных спальников. При сухих ночевках - группа сушила спальники. Личные спальники при таком раскладе - не намокали. 

Общие спальники брали 1 пятиместный, 1 четырехместный и 1 трехместный для дежурных. Оказалось что такого количества недостаточно и существует явная нехватка места, поэтому руководитель для себя принял решение спать в личном спальнике вне основного конденсатника.

 

Подготовительный процесс в Украине

В городе до отъезда к общим спальникам пришили капюшоны для того, чтобы во время сна человек всегда оставался накрытым. 

 

Выводы и рекомендации

Общие спальники очень много весят, при температуре до -20 можно брать просто конденсатники. Если брать общие спальники то нужно с расчетом количество человек в одном общем спальнике + 1.

 

4.3. Состав аптечки

 

Вся аптечка для удобства и ускорения поиска необходимого была разбита на блоки, а также разделена на “общую” и “экстренную”

 

Экстренная часть переносилась в поясной сумке под курткой и содержала:

Бинты, пластыри, перчатки (1 пару), 1 фл. хлоргексидина + препараты для “планового приема”, если участники в таковых нуждались. Ввиду температурных условий похода такие позиции как левомеколь и диклофенак также были добавлены в “экстренную” часть аптечки. Ампулы и шприцы не были добавлены сюда в связи с отсутствием возможности делать уколы на морозе.

 

Общая часть содержала все остальное, согласно списку ниже и переносилась в рюкзаке.

 

За время прохождения маршрута никаких серьезных травм и заболеваний не произошло. Около половины группы имело проблемы с мозолями, как следствие пластырь имел тенденцию заканчиваться. Один из участников проигнорировал натирание на ранней стадии из-за чего в дальнейшем его мозоли обрабатывались левомеколем и накладывали повязку. 

 

Выводы

Дополнить аптечку пинцетом, увеличить количество таблеток для горла, брать гораздо больше пластыря от мозолей чем рассчитано.


 

Наименование

Формат

Количество

Капли

Отипакс(ушные)

капли

1 флакон

Флоксал(глазные)

капли

1 флакон

Мази

Герпевир

мазь

1 тюб

Левомеколь

мазь

1 тюб

Диклофенак

мазь

1 тюб

ЖКТ

Сорбекс

пакетики

10 шт.

Маалокс

пакетики

10 шт.

Фестал

таблетки

20 шт.

Лопедиум(лоперамид)

таблетки

10 шт.

Регидрон

пакетики

5 шт.

Смекта

пакетики

10 шт.

Сенадексин

таблетки

10 шт.

Антибиотики

Ципрофлоксацин

таблетки

10 шт.

Азитромицин

таблетки

10 шт.

Перевязочные

Бинт стерильный

узкий

5 шт.

Бинт стерильный

широкий

5 шт.

Бинт эластичный

короткий(2м.)

1 шт.

Бинт эластичный

длинный (4м)

2 шт.

Ватные диски

в ПЭ упак.

40 шт.

Пластырь

рулонный

3 шт.

Противопростудные

Терафлю\колдрекс

пакетики

30 шт.

Нокспрей

спрей

1 фл.

Септефрил

таблетки

10 шт.

Декатилен

таблетки

40 шт

Мукалтин

таблетки

20 шт.

Доктор мом

леденцы

30 шт.

Жаропонижающее, обезболивающее

Цитрамон

таблетки

20 шт.

Спазмалгон

таблетки

20 шт.

Темпалгин

таблетки

10 шт.

Но-шпа

таблетки

20 шт.

Ибупрофен (200мг)

таблетки

20 шт.

Кетанов

таблетки

10 шт.

Сердечные

Нитроглицерин

таблетки

10 шт.

Ампулы

Кетанов

ампулы

5 шт.

Дексаметазон

ампулы

5 шт.

Разное

Хлоргекседин

флакон по 100 мл

3 шт.

Фурацилин

таблетки

10 шт.

Преднизолон

таблетки

20 шт.

Пантенол

спрей

1 шт.

Перчатки стерильные

-

5 пар

Шприцы

5 мл

10 шт.


 

4.4. Состав ремнабора

 

Серьезных поломок не было, поэтому из ремнабора брали в основном скотч, и нитки с иголками.

 

Состав ремнабора общего

Количество

Саморезы по дереву короткие

20 шт

Саморезы по дереву длинные

20 шт

Саморезы по металлу

5 шт

Иглы обычные и цыганские

набор иголок

Нитки капроновые разной толщины

3 мотка

Отвертка с разными битами

1 шт

Шило

1 шт

Булавки

20 шт

Надфиль круглый\треугольный

2 шт

Суперклей 88

2 тюбика ( разных фирм )

Эпоксидный клей + отвердитель

1 шт

Ткань (кордура) 60*60 см

2-3 шт

Веревка паракорд 10м

2-3 шт

Фастексы

2-3 поясных и 2 маленьких

Скотч армированный

2 больших мотка

Проволока нержавеющая

5 м в мотке

Хомуты металлические

8

Хомуты пластиковые

30-40

ХОРОШИЕ ПЛОСКОГУБЦЫ

1 шт

Зажигалка турбинная

2 шт

Бегунки

3 шт


 

Состав ремнабора личного

Количество

нитки с 2 иглами

1 набор

Отвертка

2 штуки, плюс и минус

Репшнур

2 по 5 м

Хомуты

2

   
   

Лыжное

Количество

площадки на палки

6 шт

леер

1 м

набор пружинного крепления

2 шт

 

4.5. Горелки и топливо

  1. Выбор горелок в поход и их особенности

В поход брали:

- 1 защитный экран из стеклоткани
- 2 мультитопливные горелки Kovea Booster

- 1 маленькую газовую горелку, которую можно накрутить на баллон (бралась для готовки кофе, когда этого хотелось).

- 1 ремнабор от горелок Kovea Booster

 

Брали 2 одинаковые мультитопливные горелки для лучшей ремонтопригодности. Это экономило время в случае поломки горелки и замене ее на другую.

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)



 

  1. Подготовительный процесс в Украине

В Украине провели чистку и профилактику. Посчитали кол-во бензина. Нашли места, где какой бензин можно купить в Стокгольме.

 

  1. Покупка и перевозка топлива в Швеции

Купили бензин “Gasoline Alkylate 4stroke” (есть еще такой вариант написания “alkylatbensin 4-takt”). Это аналог бензина “Калоша”, он уже сразу продается очищенным.
Купить можно на АЗС или же в строительных магазинах. На сайтах АЗС написано, что этот бензин продается в литровых бутылках и в 5-ти литровых пластиковых канистрах.
Всего было куплено 20 литров. Покупали на заправке Preem. Так как бензина в литровых бутылках там не оказалось, пришлось покупать четыре 5-ти литровых тары.
Стоимость 5 литров бензина: 205 шведских крон.

 

Купили один газовый баллон на 450 гр. в первом попавшемся магазине. Им оказался магазин military вещей Terräng.
Стоимость баллона: 100 шведских крон.

  1. Расход топлива в походе

За весь поход из 20 литров бензина было потрачено 11.5 литра. Это связано с тем, что поход мы закончили намного раньше, плюс были ночевки в домиках

 

Бензин расходовался на: 

  1. Приготовление пищи. Завтрак (3 л. воды) + ужин (6 л. воды)
  2. Чай. Завтрак (1.5 л. воды) + ужин (1.5 л. воды)
  3. Кипяток в термоса (5 л. воды)

Средний расход бензина с топкой снега: 1.4 литра на группу в день / 125 мл. на человека

 

Газовый баллон был использован всего на 75%. Точного подсчета расхода газа не велось, но одного баллона хватило примерно на готовку 20 пол-литровых чашек чая/кофе.

 

  1. Ремонт горелок в походе

Горелки не ломались, поэтому их ремонт не проводился, только чистка. Чистили горелки 3 раза за весь поход.

  1. Выводы и рекомендации

  1. Очень приятной штукой в походе оказался газовый баллон + маленькая газовая горелка. Можно в любое время быстро сделать кружку кофе и поделится ей с группой, которая всегда была этому очень рада. При температуре в -20, с газом никаких проблем не было.
  2. Лучше брать две одинаковые горелки, так легче их ремонтировать и обслуживать.
  3. В нашем случае защитный экран можно было не брать, так как готовка всегда была или в шатре или в домиках.
  4. Надо брать небольшую лейку для бензина.









 

4.7. Общий вес продуктов и снаряжения

 

Расчетный вес рюкзаков был в максимуме: мужской - 27 кг, женский - 20 кг.

По факту мужской - 28 кг, женский 19 кг.

Распределение весов: на каждую женщину определялось 0,5 мужской нормы, но не более 25 кг.

Общий вес общественного снаряжения. Снаряжения: 113 кг. В среднем М - 10,8  кг, Ж - 4,5 кг

Личное снаряжение: 

Общий вес (с надетым на себя): 17,6 кг (в среднем)

Специальное: 6,6 кг

Ресурсы (питание+топливо):

Общий вес - 97 кг

Среднее за весь поход: 6.2 кг/мужчину, 2.6 кг/женщину

 

 

4.8. Смета затрат на поход.

Расчеты в данном походе были усложнены несколькими факторами: группа добиралась в разное время, разными составами, из Одессы и Киева. Продукты, апаптечка, ремнабор, топливо и т.д. покупались в разных странах и использовались 2 видов валюты. После похода часть группы оставалась в странах Скандинавии, эти расходы учтены не будут. Также сумма варьировалась в зависимости от выбора более или менее дорогой сублимированной еды, а также класса вагона поезда при переезде по Швеции.

Поэтому в отчете приводятся сводные данные основных трат на одного человека на поход с выбором более дешевых вариантов и маршрутом добирания “Одесса-Киев-Стокгольм-Ритсем” в одну сторону и “Абиску-Кируна-Стокгольм-Киев-Одесса” в обратную. Все расходы предоставлены в гривнах.

Ниже представлена таблица и диаграмма расходов на 1 такого человека за поход. Как видим, из сводной таблицы ниже, основные затратные статьи: транспорт- почти 44% расходов и питание (продукты и топливо) - 26% от общей суммы расходов. 




 

Название статьи расхода

На 1 чел

Доля от общей суммы

Еда

3 271грн.

24,51%

Транспорт

5 840грн.

43,75%

Проживание

1 995грн.

14,95%

Общее снаряжение

84грн.

0,63%

Аптечка

295грн.

2,21%

Топливо

202грн.

1,51%

Прочее

1 660грн.

12,44%

Общий итог

13 348грн.

100,00%


 

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

5. Полезная информация

 

5.1. Камуса в лыжном походе

 

Обязательным требованием руководителя было наличие камусов в походе. 

 

Камус — специальная подкладка на скользящую поверхность лыжи для того, чтобы лыжа не проскальзывала при подъёме. У камуса с одной стороны липкий слой (для прикрепления к лыже), с другой - ворсистая поверхность. Именно этот ворс и не дает лыжам проскальзывать назад. Движение вверх/вперед происходит по ворсу, с минимальным трением. Когда же идет нагрузка в обратную сторону, то движения не происходит.

 

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

 

Все участники предварительно купили и настроили камуса на лыжи. На лыжных сборах научились максимально быстро снимать и клеить камуса на лыжи. 

 

В данном походе камус оправдал себя на все 100 процентов. Благодаря ему, любой подъем группа преодолевала максимально быстро и эффективно, не тратя лишнее время и силы на подъем с помощью лесенки или елочкой. Камус иногда забивался снегом, но в этом случае спасал скотч, и это тоже не вызывало никаких проблем. Также благодаря камусу маршрут становится еще и безопасным, ведь проходить лавиноопасные участки можно в лоб, лишний раз не подрезая склон.

Камус желательно всегда снимать с лыж и стараться сушить, максимально как это возможно, например положить его в карман куртки, или просушить над печкой.

 

Покупка камуса

 

Камус сам по себе - дорогое удовольствие, но есть один отличный выход. Камус продается на метраж, можно найти самый широкий, например 160мм, разрезать его пополам и так выйдет в два раза дешевле, чем покупать готовый камус в магазине.

 

5.2. Лыжи с заводскими насечками

 

Существуют лыжи с заводскими насечками, например Fischer s-bound. Это лучшие лыжи, с которыми можно пойти в поход. Особенность таких лыж в насечках, которые нанесены на скользящую поверхность, благодаря чему на не крутых подъемах им не нужен камус, поэтому скорость передвижения возрастает в разы. Но не стоит думать, камус для таких лыж - так же обязателен. Весят такие лыжи гораздо меньше своих остальных пластиковых собратьев. Настоятельно рекомендую!

 

5.3. TLT Крепления, скитур-крепления


 

Участники похода пользовались двумя разными конструкциями скитур-креплений: платформенные и крепления TLT. Большая часть группы, 7 человек, имели платформенные крепления. Данные крепления имеют ряд особенностей:

 

  • Для работы с такими креплениями подойдут любые ботинки с двумя рантами. От кожаных горных ботинок до специальных пластиковых "скитурных" моделей.
  • Достаточно бюджетные — можно найти за ±1000 грн
  • Вес креплений обычно превышает 1кг

 

Оставшиеся 4 участника пользовались креплениями TLT. Основные особенности:

 

  • Требуют специальный ботинок!
  • Цена в магазинах крайне высока — 12 тыс. грн и выше.
  • Вес не превышает 1кг, иногда может не превышать 500 грамм, а это всего 250 грамм на ногу!


 

5.3. Пластиковые ботинки

 

Применение пластиковых ботинок в лыжных походах. Были опасения, что в пластике человек будет испытывать дискомфорт, ему будет холодно, будет натирать, и обильно потеть нога. Если разносить внутренники заранее - никакого дискомфорта нет вообще. Плюсы пластиковых ботинок:

 

  • В них гораздо теплее чем в обычных ботинках
  • Они не промокают
  • Внутренники удобно сушить от влаги
  • Идеальный контроль лыж на спуске
  • Удобство вщелкивания ботинка в ски-тур крепление

 

Вся группа была на скитур креплениях и в скитур или альпинистских двойных ботинках. Благодаря чему скорость старта была моментальной, а скорость движения - гораздо выше чем ожидалось.

 

5.4. Санки

Маршрут не предполагал забросок, поэтому все топливо и еду пришлось нести на себе. Чтобы облегчить рюкзаки, была возможность взять санки, чем и воспользовалась вся группа. Были куплены Санки (волокуши) для зимней рыбалки.

 

Для того чтобы не выломать стандартные крепления, был произведено улучшение конструкции, для примера взяли рассказ опытных лыжников и фотографии в интернете.

 

Отчет о лыжном туристском спортивном походе 2 (второй) категории сложности по Северной Швеции (Кунгследен)

 

Что нужно учесть, когда берешь сани в поход

  1. У санок ломается корма, из-за сзади идущего лыжника
  2. Груз массой больше чем 10 кг на сани не нагрузишь
  3. Нужно взять тент, чтобы укрыть санки от снега
  4. На спуске санки всегда переворачиваются, и нужно упаковывать так, чтобы сверху ничего не торчало 
  5. Желательно иметь 2 - 2,5м между участником и санями. Короче — будут сильно мешать на спуске, а длиннее — группе придется держать большую дистанцию

 

Планы на будущее: продумать удобную систему упаковки и хранения вещей в санях. Рекомендую брать сани в поход.

 

6. Список литературы, туристических отчетов и других источников информации

 

Камуса

"https://mountainpeaks.ru/reviews/gornye-lyzhi/obzor-chto-takoe-kamus/" rel="nofollow"

Отчет о лыжном походе 2 к.с. по Скандинавским горам (Швеция)

"https://www.tkg.org.ua/node/14444" rel="nofollow"

Лыжный поход III к.с. по Сев. Швеции. Рук. В. Трылис. Март 2016

"http://www.tourclub.kiev.ua/content/view/258/32/" rel="nofollow"

Лыжная 5-ка по Швеции. Отчет.

"https://risk.ru/blog/199296" rel="nofollow"

Apple Store - Topo GPS

"https://apps.apple.com/ua/app/topo-gps/id578960575?l=ru" rel="nofollow"

Расписание автобусов в Швеции

"https://ltnbd.se/en/plan-trip/" rel="nofollow"

Карта приютов

"https://stfturist-en.imgix.net/app/uploads/sites/2/2017/05/stf-vandringsleder-kungsleden.jpg?auto=format" rel="nofollow",enhance

Санки (волокуши) для зимней рыбалки

"https://anvi.ua/products/sanki-volokushi-dlja-zimnej-rybalki---luchshaja-cena" rel="nofollow"

 

Источник: "http://tkr.od.ua/materials/374/" rel="nofollow"

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст

Похожие статьи

Добавить публикацию