20 апреля 2021
Вид туризма: Парусный туризм Категория сложности: нет или не указано

ОНЕГА 2015

Пролог.

24 июля 2015 года. Никак не могу поверить, что это не сон. Четкие профили собранных катамаранов на фоне Онежского озера, полная яркая арка радуги, настоящий северный лес и длинный песчаный пляж в районе села Деревянное. Завтра выходим. Уже собраны первые грибы, съедены первые ягоды черники да земляники, а все не верится, все боюсь проснуться.

Отчет о парусном походе на Онежское озеро (июль 2015 года)

«Хочешь рассмешить Всевышнего – расскажи о своих планах».

По известным причинам заранее строить планы на лето 2015 года мы опасались. Да и как их строить, когда нет никаких гарантий от прилета взрывающегося «подарка» прямо в собственный двор. Если послушать речи сильных мира сего, можно всерьез поверить в светлые и правильные цели отправителей подобных подарков, узнать много интересного о мировом порядке, правах, переговорах и прочей подобной лабуде. Только даже сама жизнь нескольких миллионов «туземцев» Донбасса, не говоря уже о собственном мнении и видении будущего никого из оных вершителей не волнует… Извините, отвлекся на наболевшее, вернемся поближе к парусам и Онеге.

Парусный сезон 2014 года был командой «Одиссея» пропущен полностью, в Черкассы ехать побоялись (теперь знаю, что нужно было ехать), а дальше уже было не до парусов. Оставаться на приколе и в году 2015 не хотелось, и, увидев анонс Воронежской Первомайской регаты, мы решили – нужно попытаться. Попытка оказалась успешной – на регате побывали, неплохо отгонялись, получили огромное удовольствие, и, самое главное, поближе познакомились с новыми друзьями. Захотелось большего, перспектива просидеть все лето дома не радовала, мысли были самые разные. Когда Олег Дьяков из Воронежа написал, что в конце июля – начале августа собирается на Онегу и не против нашей компании, сразу этот вариант всерьез мы не рассматривали – очень уж далеко и недешево. Но ЖЕЛАНИЕ проснулось, грызло настойчивым червячком.

Немного вернемся в прошлое. Ходили мы, в основном, по южным морям и водохранилищам и лишь в 2013 году часть нашей команды побывала на Ладоге, участвуя в Чемпионате МАРИНС. Впечатления остались незабываемые, причем не только спортивные. Вот тогда и появилось желание снова вернуться на Север к белым ночам, соснам и елям, чистой (хотя и холодной) воде.

Глаза боятся… а руки делают. Многочисленные организационно-финансовые проблемы, прежде всего заброску, удалось решить приемлемым способом. Наступило 20 июля, команда из восьми человек с двумя катамаранами и прочим  снаряжением погрузилась в микроавтобус и  взяла курс на границу.

На границе тучи ходят хмуро.

Чтобы «подстелить соломки», мы, как и раньше, обзавелись приглашением на очередную Воронежскую регату и справкой от местного спортивного ведомства. И вот – граница. Прошлый раз, в мае, особых проблем не возникло, багаж досматривали (едем то из региона, мягко говоря, неспокойного), но в целом отношение пограничников и таможенников с обеих сторон было доброжелательным. Надеялись на такое же и сейчас, но не тут то было. ДНРовский КПП прошли без особых проблем, а вот на Российском началось. Пришлось выслушать лекцию о том, что провоз спортивного снаряжения в таком количестве (оказывается, на человека можно не более 50 кг вещей, что свыше – облагается непомерной пошлиной) нужно оформлять заранее не то в Таганроге, не то в Ростове. Что любая лодка – транспортное средство со всеми вытекающими, и пускать нас ну никак не положено…

Одним словом, самым приятным в общении сотрудником таможни оказался служебный спаниель, натасканный не то на взрывчатку, не то на наркотики. Не найдя ничего подобного, он лишь заинтересовался бутербродом с колбасой.

После достаточно продолжительной экзекуции нас все-таки пропустили. Удалось сойтись на необходимости письменно задекларировать временный ввоз двух разборных катамаранов, помогли имевшиеся государственные судовые билеты (спортивное свидетельство не прокатило). Ночная дорога повела нас к Воронежу, где группа должна была соединиться.

Несколько слов о команде.

Кстати, о группе. Пора бы уже представить нашу команду.

В Воронеже нас ожидал экипаж в составе организатора воронежских разборных регат Олега Дьякова и его напарника Жени Минеева на катамаране конструкции и постройки Андрея Зворыкина. Олегу – отдельная благодарность за организацию и приглашение, если бы не он, не видали бы Онеги и мы. А большая часть иллюстраций – это великолепные Женины фотографии.

Донецкая часть в количестве восьми человек на двух почти однотипных катамаранах постройки вашего покорного слуги олицетворяла семейный подход к туризму. В поход пошли моя супруга Таня и четырнадцатилетняя дочка Катя, семейство Подтяроб из Амвросиевки в полном составе – учителя Петя и Люда, а так же двое их детей - студентов: Света и Леша. Восьмым был еще один постоянный участник одиссевских приключений Володя Петровский.

Отчет о парусном походе на Онежское озеро (июль 2015 года)

О длинной дороге до Петрозаводска и поиске места для стапеля рассказывать особенно нечего. Вначале мы «ткнулись» на турбазу «Уя». К сожалению, плата за возможность переночевать в собственных палатках и собрать лодки на ее территории оказалась, на наш взгляд, великоватой. В результате поисков нашли место у воды недалеко от дачного кооператива южнее села Деревянное. Как потом выяснилось, это место давно облюбовано для подъезда и спуска лодок рыбаками. Нам никто не мешал, надеюсь, мы – тоже. Вот здесь, после разбивки лагеря и сборки катамаранов, наконец, пришло ощущение «сбычи мечт», точнее – упомянутого ЖЕЛАНИЯ, с которого и началось мое повествование. Вопреки всем препятствиям, поход начался!

Деревянное – Пегрема.

Поддавшись эйфории начала похода, я даже поленился перед стартом просмотреть маршрут и «забить» точки, полностью положившись на Олега. В Уницкую губу – так в Уницкую… где это – разберемся по ходу, в конце концов на Онеге мы впервые и «нам все равно, куда идти».

В начале девятого утра отходим от гостеприимного пляжа. Наш экипаж (мое семейство плюс Алексей на «Одиссее» второй реинкарнации) выходит последним, не без оснований полагаясь на некоторое преимущество в скорости под парусами. Идем бакштагом, правым галсом, ход от 10 до 17 км/ч, время от времени срезаем верхушки волн с фонтанами брызг. Минут через сорок догоняем первый «Одиссей» (экипаж – остальные Подтяробы и Володя), берем полку рифов на гроте (ветер довольно свежий, а отрываться незачем – не в гонке ведь). Олег тем временем подошел к скалистому поросшему соснами берегу «потоптаться – осмотреться». Подходим и мы, но не высаживаемся – Олег с Женей уже отходят, путь продолжается. Пару раз начинался дождик, забегая вперед, скажу, что дожди, хотя и перемежающиеся с солнышком, оказались почти ежедневными.

Отчет о парусном походе на Онежское озеро (июль 2015 года)

Где то на входе в Уницкую губу ветер «заканчивается». И тогда сказал свое веское слово мотор, имевшийся у Олега. Вся флотилия была успешно отбуксирована до стоянки в Пегреме. Без него последние мили мы бы ползли несколько часов, если не больше.

Пегрема

Деревья на левом берегу расступились, открыв луг и старинный деревянный купол, увенчанный крестом. Мы добрались до Пегремы.

Пегрема – название заброшенной деревни на берегу Уницкой губы. Последние постоянные жители покинули ее в семидесятых годах прошлого века.

Сейчас это десятка полтора полуразрушенных домов и часовня Варлаама Хутынского (1770 год). Часовня действующая, по крайней мере заметно, что за ней следят в отличие от полностью заброшенных домов.

Прекрасная оборудованная стоянка расположена чуть севернее  остатков деревни, рядом с местом, где проходили археологические раскопки. Там наша команда и провела два дня, осуществляя радиальные вылазки.

Отчет о парусном походе на Онежское озеро (июль 2015 года)

Еще на подходе мы увидели у небольшого причала около деревни стилизованную под старину бригантину, доставившую очередную группу туристов из Петрозаводска. Мы не упустили случая посмотреть этот корабль поближе, девушка – матрос провела для нас мини экскурсию.

Дорога к причалу пролегала сначала через лес и земляничные поляны на его опушке, далее лугом, заросшим травой почти в рост человека.

Еще мы познакомились с Анатолием Павловичем Журавлевым, ученым-археологом, много лет отдавшим изучению Пегремы. И поныне он проводит на Онеге каждое лето. С интересом прослушали его лекцию, повествующую об истории здешних поселений людей, начиная от саамов и до сравнительно «свежих», увидели следы раскопок, осмотрели «Поляну идолов», на ней расположены различные каменные артефакты (честно говоря, без соответствующих пояснений и не подумал бы).  Пересказывать и очень долго, и, наверное, не нужно – кто заинтересуется, найдет эти сведения, как в книгах самого Журавлева, так и других материалах по истории Карелии.

Лично у меня от «участия в симпозиуме» (а именно так назвал Анатолий Павлович происходящее действо) впечатления остались неоднозначные. С одной стороны – очень интересный рассказ об очень интересном месте, с другой ощущение невольного участия в некоем спектакле. Пока рассказ вьется вокруг событий седой старины – заслушиваешься, как начинает вплетаться эзотерика с инопланетянами… – кто как, но лично я отношусь к этому весьма скептически. Слегка резали глаз и прибитые гвоздями прямо к соснам многочисленные таблички с названиями «идолов» и маршрутов, призывами возродить Заонежье и аббревиатурой НОЖ (Народное Ополчение Журавлева, добавлю, что первые слова вызвали у нас несколько другие ассоциации).

Отчет о парусном походе на Онежское озеро (июль 2015 года)

В Пегреме пришлось заняться (к счастью, за весь поход единственными) и ремонтными работами – зашиванием разошедшейся по шву палубы на первом «Одиссее». Лодка заслуженная, ходит более десяти лет.

Часть нашей команды отправилась в  «экспедицию» на висячие озера (другой берег губы немного севернее), вернулись с ведром лисичек, благополучно вечером изжаренных к всеобщему гастрономическому удовольствию.

Здесь же нашим рыболовам удалось поймать несколько окуньков и небольшую щуку, результатом стал котелок великолепной ухи.

Отчет о парусном походе на Онежское озеро (июль 2015 года)

Неугомонные Подтяробы обнаружили и протопили туристскую баню, второй день в Пегреме для нашей компании стал еще и банным.

Кижи

Побывать на Онеге и  пропустить Кижи – этого бы мы себе не простили. Переход запомнился очередными дождями и лавировкой на юг до пролива Пиче-Сельга. В самом проливе сделали небольшую остановку, погуляли по каменным лбам на южной его стороне, собрали вместе несколько растянувшийся кильватерный строй. Дальнейший путь пролегал по настоящему лабиринту Онежских шхер, выручал только навигатор. Перед самими Кижами пришлось двигаться рядом с судовым ходом.

Стоянка первоначально планировалась на Волкострове, расположенном от Кижей немного севернее. Но, проходя мимо, чуть севернее деревни Ямки обнаружили вполне пригодный для стоянки небольшой островок с полянкой, поросшей травой почти в человеческий рост. Там и остановились.

Отчет о парусном походе на Онежское озеро (июль 2015 года)

На Кижи мы высаживались по очереди двумя партиями. Высадка происходила около Ямок, на билетах мы соответственно «сэкономили». О самом музейном комплексе можно рассказывать бесконечно. Здесь и образцы деревянного зодчества, и предметы старины, и  возможность своими глазами увидеть, как рождаются детали строений,  игрушки или предметы рукоделия

Лукостров. Редкий ананас доберется до Онеги.

Переход на Лукостров 30 июля был одним из немногих, не отмеченных дождем, было тепло и солнечно, теплой казалась даже вода. Честно говоря, собирались мы остановиться на Мудре, но стоянку раньше обнаружили на северной оконечности именно Лукострова.

Дневка 31 июля была незаурядной. В этот день Олегу исполнилось пятьдесят! Утро началось с дружного хорового поздравления. «Официальная» же часть началась ближе к вечеру. Компанию черничному «торту» на столе составили привезенные Олегом бутылка Абрау-Дюрсо и… ананас! Вечер удался.

Отчет о парусном походе на Онежское озеро (июль 2015 года)

А день был посвящен осмотру местных достопримечательностей. Олег с Женей ушли на катамаране к соседним островкам, мы же пешком направились в южную часть Лукострова. На тропе «встретился» отличный малинник, разумеется, не обделенный нашим вниманием.

Дальше тропа пролегла мимо старенького, но используемого рыбацкого домика с маленьким огородом, от него повернула влево и, попетляв по еловому лесу, привела к очередному памятнику старины.

Отчет о парусном походе на Онежское озеро (июль 2015 года) В южной части острова расположена полуразрушенная церковь Илии Пророка и Трех святителей. От самой церкви более – менее сохранилась только колокольня, но и ее состояние оставляет желать лучшего.

Хед

Вообще-то первоначальные планы были более амбициозными – переход к мысу Бесов нос с последующим пересечением на точку старта. Но прогноз (вполне подтверждавшийся реальной погодой) сулил километров семьдесят лавировки по открытой Онеге. Почесав голову, решили идти на север к острову Хед.

За время перехода дождь начинался неоднократно, в качестве некоторой компенсации природа нам предложила попутный ветер. На подходе даже «проветрили» геннакер, который, правда, вскоре пришлось убрать из-за признаков надвигающегося грозового шквала (к счастью, прошедшего мимо). В поисках удобной стоянки сам остров сначала обошли с «неправильной» восточной стороны, но лагерь был поставлен на западном берегу недалеко от северной оконечности прямо посреди зарослей черники.

На острове во многих местах сохранились остатки укреплений и проволочных заграждений со времен Отечественной войны.

Отчет о парусном походе на Онежское озеро (июль 2015 года) На западном мысу расположен маяк, с которого открывается потрясающий вид.

Пяльма

Нет повести печальнее на свете… чем повесть о разборке и отъезде. Разбирались мы 4 августа в поселке Пяльма, куда за нами приехал микроавтобус. Олег с Женей перешли в Пяльму и разобрались на день раньше, нужно было еще перегнать оставленную Олегом в Деревянном машину. Встретились снова мы уже перед самой Москвой.

.Если предложить максимально кратко сформулировать впечатления о походе, я бы ответил: «великолепно, но … мало». Мы обязательно постараемся сюда вернуться.

А еще поход запомнился интересными теплыми встречами с коллегами по увлечению. На Пегреме мы увиделись с капитаном и командой «Хоббита» в одном лице Лидой, знакомой еще по Первомайской регате, командой катамарана «Лаки», другими  туристами парусниками (прошу прощения, многие имена я просто забыл). Не были мы единственными и на Лукострове, и на Хеде.

Источник : "https://donfst.info/article/otchet-o-parusnom-pohode-na-onezhskoe-ozero-iyul-2015-goda" rel="nofollow"