2 августа 2021
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Ленинградский район
Вид туризма: Пешеходный туризм

Отчет о пеше-водном походе по Ленинградской области 8-10 сентября 2014 года

95 километров за два дня и один вечер. Пройдено ногами около 60 км, на пакрафте около 20 км, автостопом - ровно 18.

Отчет о пеше-водном походе по Ленинградской области

Варианты пересечения Карельского перешейка я перебирал давно. Поначалу я разрабатывал маршрут от Кузнечного к Светогорску - порядка 100 км по азимутам и грунтовкам. Вторым, более простым путем, был азимут от Гаврилово примерно до Отрадного с переправой через Вуоксу в районе шлюза Гремучего. Все эти маршруты были целиком и полностью пешими и покупка пакрафта Полюд изменила все.

Предполагавшаяся нитка маршрута: Гаврилово - озеро Гагачье - озеро Ториковское - Житково - Барышево (стапель) - Лосево (антистапель)

Реальная: Гаврилово - Озеро Гагачье - озеро Ториковское - Житково - мост через реку Булатная (Холодный ручей) (стапель) - Колокольцево (антистапель) - мост через реку Волчья у Ягодного (стапель) - Лосево (антистапель)

Изначально я хотел пройти маршрут за 2 дня, выехав из города с утра, однако в последний момент решил стартовать вечером. Ночью, при лунном свете, я протопал хорошо знакомые 7 километров до озера Гагачьего и завалился спать на первом попавшемся участке. К счастью, для бивуака мне нужно 1.5х0.5 м. ровного пространства - я сплю в самодельном бивачном мешке и по необходимости ставлю на треккинговые палки тент.

Отчет о пеше-водном походе по Ленинградской области

Сплю я чутко и в 8.13 был разбужен грибниками, которых оказалось только в пределах видимости человек 10. Собрался-поел за полчаса, посмотрел рассвет и отправился в путь.

До дороге между трассами разбросано множество валунов, можно сказать, целый болдеринговый сектор. Вообще, рельеф на север от Островянского болота образован моренными грядами, а в лесу много не указанных на карте дорог и лесорубных делянок, что делает исследование района более простым.

Передвигаться по таким грядам следует с осторожностью, важным элементом снаряжения здесь являются треккинговые палки. Камни покрыты слоем мха, однако, щели между ними не всегда заполнены землей - нога может провалиться по колено.
Грунтовка к газопроводу "Северный поток" оказалась многолюдной. Грибников в лесу - как хипстеров на Невском. Несли в основном белые и красные, моховиков полно, некоторые размером с ногу.
На газопроводе тоже людно. Хорошие дороги, оставшиеся от строителей, позволяют заезжать на машине довольно в довольно таки глухие места. Здесь уже начинаю ловить на себе удивленные взгляды - люди прикидывают в уме - а где же здесь озеро? Весла торчат над рюкзаком как уши Чебурашки.

Отчет о пеше-водном походе по Ленинградской области

По газопроводу до поворота на болото идти ровно километр. Судя по часам, иду со скоростью 6 км/ч, что радует. Приятно и то, что новый рюкзак отлично сидит на спине, явные конструктивные косяки отсутствуют. Впереди важное препятствие - река Болотница. Если судить по спутнику, надо готовиться к купанию. Нужное мне болото оказалось довольно неприятным - пружинит, как батут, трава по грудь, вода стоит высоко. Стараюсь идти максимально аккуратно, но голенищем все равно зачерпнул. На лесистом островке оставил послание - интересно, тут кто-нибудь ходит, кроме лосей и кабанов? Вот и проверим.

Лес совершенно нехоженый, следов пребывания людей не нашел - ни спиленных деревьев, ни кострищ, ничего. Река Болотница оказалась приятным ручейком с песчаным дном, однако рисковать не стал и возвел сие инженерное сооружение.

После Болотницы начинаются песчаные гряды с зарослями черники и брусники, поэтому несмотря на чистый и сухой сосновый лес, передвижение по нему затруднено. Моховиков полно, собрал несколько крепких боровиков.

Ближе к ЛЭП встретил пожилую пару с полными корзинами. Женщина пожаловалась, что муж запретил ей собирать что-либо, кроме белых. Нисколько не удивились моему маршруту, пожелали удачи.

Отчет о пеше-водном походе по Ленинградской области

Дальше я почти не фотографировал. По азимуту дошел до озера Ториковского, на нем отдохнул и перекусил. Озеро большое и теплое, есть организованные стоянки. От озера выдвинулся к Житково. Все дороги хорошо наезжены, грибников хотя и меньше, но есть - уже в основном местные на убитых жигулях и самарах. Лес завален капитально, много старых лесорубных делянок. Пару последних километров до Житково проехал стопом, заодно и отдохнул. В Житково есть два магазина, население поселка - около тысячи человек. Приятно было увидеть, что старые финские каменные подклеты стоят под новыми крышами и вовсю используются. Далее я собирался дойти почти до Вуоксы по старой железнодорожной насыпи, заброшенной чуть ли не финнами. Ее состояние было мне не известно, спутник тоже мало что прояснял кроме нескольких последних километров. Первое время я был очень огорчен состоянием тропы, однако после пересечения с дорогой на север насыпь оказывается хорошим проселком.

Такое качество дороги настолько меня удивило, что какое то время я почти бежал со скоростью около 7 км/ч в состоянии легкой эйфории.

К этому моменту у меня почти закончились яблоки. Как только я об этом подумал - вуаля, три сочных садовых яблочка прямо на обочине.

Отчет о пеше-водном походе по Ленинградской области

Чтобы проиллюстрировать мое предположение о том, что дорога заброшена финнами или в войну, привожу фотографию остатков моста через реку Кузьминку. Там. кстати, валяются старые бетонные плиты и речку можно перейти не замочив ноги. Вообще, сапоги как водозащита за весь поход понадобились мне только на том нехорошем болоте у газопровода.

Спасибо лесовозам и охотникам на квадроциклах - пробили дорогу в обход завалов на насыпи.

Ниже - болото Охотничье. По оставшемуся участку насыпи идет отличный грейдер

Отчет о пеше-водном походе по Ленинградской области

Отбил себе пятки - все таки резиновые сапоги это обувь исключительно для леса. Привал у ручейка. Перекус, сушка портянок, умывание.

После этого мне оставалось правильно взять поворот и выйти на дорогу к Барышево и там идти дальше, или стапельнуться и проплыть километров 5-10 при сете луны. За весь день у меня не было ни одного затупа в ориентировании. Казалось бы, повод вспомнить закон Мерфи. Ага, вспомнил, конечно. На фото ниже одна из вырубок. Шел по хорошей грунтовке и решил, что карта врет и нет там асфальта, правильно я иду. Где-то вдалеке визжала бензопила и лаяли собаки. В общем, самоуспокоение, хорошо проведенный день и усталость сделали свое дело. Когда дорога явно пошла буквой S (я это понял по луне), ситуация прояснилась - я ломился по проселку в квадрате между трассой А-126 и насыпью.

Когда дорога, по которой я шел уже битый час, начала закладывать очередной вираж, я, наконец, достал оба фонаря, ручной феникс и пецль и свернул в лес, держа курс на полную луну. По пути мне встретились финские брустверы под орудия Кане, окопы, ямы от землянок. На викимапии ничего подобного не нашел, надо военные карты смотреть. Так то ничего интересного там нет, просто любопытно.

Отчет о пеше-водном походе по Ленинградской области

Вышел на трассу, на компас не смотрел - сказалась психологическая усталость. Пошел направо, "к Барышево". N-ная по счету  машина остановилась и меня проинформировали, что до моста через Булатную осталось километра 2. 2 так 2, что ж поделаешь.

Это фото выражает мое отношение к происходящему.

Утро на Булатной. Выспался в тепле и сухости, спасибо бивику. Такая постановка тента прекрасно защищает от ветра. Я предпочитаю тент простого кроя, так как он более универсален, чем катенарный и сужающийся к ногам. Собрался-стапельнулся минут за 40. Булатная проходима без обносов, присутствуют упавшие деревья, перекрывающие половину русла и несколько быстротоков в районе остатков мостов. Холодный ручей - довольно таки живописное место, такое ощущение, что там лодка есть у каждого жителя, вплоть до детей. После Булатной моей задачей максимум было прохождение Вуоксы до Лосевского порога с осмотром развалин фортов Нойсниеми и Лауттаниеми не левом берегу.

Отчет о пеше-водном походе по Ленинградской области

Я прогреб по Вуоксе 7 километров и понял, что занятие это не из веселых, а форты никуда не убегут. Антистапель и перекус за 40 минут на пляже у охотбазы Колокольцево. Применение чит-кода "автостоп". Не скажу, что сильная экономия времени (антистапель, выход к трассе, ожидание и езда заняли около трех часов), но главное - разнообразие.

До трассы 6 километров хорошей грунтовки, натряс вкусных яблок с дерева. На фото - сотовые вышки у поселка обозначаемого на картах, как Вперед или Колокольцево.

20 минут на трассе, 15 в дребезжащей газельке и я надуваю пакрафт под мостом через Волчью. При уже собранной герме это заняло 10 минут с перекусом. На этом участке Волчья проходится на рафте без проблем, разве что одно дерево я переполз на брюхе, отталкиваясь веслом. Если бы на пакрафте сидело двое, то одному пришлось бы вылезать. При закатном освещении каньон Волчьей безумно красив. Увы, на фотоаппарате я сидел, к тому же до электрички оставался всего час.

Отчет о пеше-водном походе по Ленинградской области

На Вуоксе штиль, грести одно удовольствие. Пакрафт идет ровно, или это я уже привык. Вхожу в Лосевский порог (в первый раз в жизни) в 19.00, в 19.15 уже бегу на электричку. После порога я окончательно решил, что лично для меня такая конструкция днища гораздо лучше альпаковской. Посадка выше, самоотлив, на камнях седалище вне опасности. До сих пор коленка щелкает после того, как я ее отбил о камень в декатлоновском аналоге Налима. В фартуке мокнешь все равно, если не в драйсьюте, а Полюд много воды не наберет.
К тому-же, "катамаранная" композиция делает лодку более быстроходной и устойчивой на курсе, чем классические пакрафты.

В конце немного рефлексии и важного опыта.

В этом походе я понял, что одному или по одному ходить гораздо проще, чем в несхоженной двойке, и, тем более, в большой группе. Когда я хожу не один, то принятие решений дается тяжелее, и, соответственно, я чаще ошибаюсь в ориентировании. В дополнение к этому я постоянно нервничаю в ожидании того, что напарник\ца начнет ныть или злится. То есть, беспокоит меня не тот факт, что мы заблудились, а то, что напарник устал и в печали. В одиночку же ответственность за свои ошибки несу только я сам (заблудиться в ленобласти я не боюсь) и поэтому одиночный ПВД становится, как говорят англоязычные коллеги, stressless.
Постановка бивака даже с отупевшей от усталости головой заняла у меня не более часа. Легкое и минималистичное снаряжение экономит не только вес, но и время. В таких походах готовка почти полностью заменяется перекусами. "Готовил" я трижды - два раза заварил лапшу и один - гречку. Без гречки можно было бы и обойтись, да сладкое надоело - не успел наделать бутербродов перед выходом.
Важный момент в водном походе - для фотоаппарата и пары ништяков должен быт отдельный гермомешок, а то на маршруте выковыривать камеру из гермы, на которой сидишь, не хочется совершенно.
Если у рюкзака лямки не дышат, то на такие длинные переходы стоило бы намазывать плечи вазелином, так как в противном случае могут появиться сыпь и прыщи.

Мой новый рюкзак показал себя превосходно от и до. Пояс переносил нагрузку, лямки были мягкими и удобными, карманы хранили все нужные мелочи. Отдельно хотелось бы отметить карман из грузовой сетки. На воде там ехали перекусы и вода, в лесу же туда удобно класть грибы. Про рюкзак напишу отдельно, после еще одного выезда.

Пакрафт наконец то полноценно испытан. Лодка устойчива на курсе, и, как полагается надувнушке, вертлява в пороге, быстро собирается (4 минуты) и надувается (10 минут). Самоотливное дно прекрасно. В дальнейшем я хочу сколхозить легкое сиденье со спинкой и бедренные упоры. При заказе я предполагал, что буду ходить на нем с кем-то, однако понял, что одному на нем гораздо удобнее и есть место, например, для велосипеда. Пока что недостатки не выявлены, кроме, разве что, отсутствия толкового мешка-насоса и легкой сидушки со спинкой. Сшито качественно, это я вам как врач бывалый самодельщик говорю.

ТТХ пакрафта:

• Длина - 2.6 м.
  • Ширина - 1.08 м
  • Вес - ???, не взвешивал, потом внесу
  • Внешняя ткань - Oxford 300d Ripstop PU, цвета почти любые
  • Баллоны - пленка TPU 200 микрон, на ощупь достаточно прочная, фактически не тянется
  • Клапан механический bravo 2005, можно поддувать ртом
  • Цена - 10900

Купить пакрафт, а также отремонтировать рюкзаки, палатки и все, что угодно можно вот тут, посмотреть другие лодки мастерской здесь.

Физически маршрут не стал для меня испытанием, однако, СТОЛЬКО топтать по дорогам попросту скучно, поэтому в густонаселенной Ленобласти байкрафтинг кажется мне более логичной концепцией.

Источник : "http://nerpagear.blogspot.com/2014/09/8-10-2014.html" rel="nofollow"