13 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Саянский
Год путешествия: 2009
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V

Дата: 9-31 августа 2009 г.

Автор: Валентин Соболев (Черкассы)

Краткие сведения о походе

• Вид туризма: водный
    • Категория сложности: пятая
    • Район путешествия: Республика Тува, Республика Бурятия
    • Сроки проведения: 9-31 августа 2009 г.
    • Нитка маршрута: пос. Орлик - оз. Шутхулай-Нур (автомобиль Урал) - р. Тисса - р. Сарикта- Сариктинский аршан - пер. Билин-Хутэл - р. Билин-Бажен - р. Билин - р. Кызыл-Хем - р. Каа-Хем - пос. Эржей.
    • Пешая часть- 55 км, водная часть- 330 км.
    • Уровень воды- средний, выше среднего (Каа-Хем).

Катамаран "Белрафт-2 спорт"

Катамаран Нерис-2 "Шатун"

1. Бодня Виктор- капитан кат-2, видео, главный браконьер
    2. Гера Геннадий- кат-2, фото, варка супов из медведей

В апреле были приобретены авиабилеты на маршрут Киев-Москва-Иркутск и Красноярск-Москва-Киев по очень удачной цене 3050 грн (около 380 долларов) - какая-то очередная акция Аэрофлота. Так как группа была из разных городов- 6 человек из г. Черкассы, 2 из Киева и 1 из Южно-Украинска- все собрались в аэропорту Борисполя 9.08. Между рейсами в Москве было менее 3 часов, поэтому время за распитием перцовки в Шереметьево из дьюти-фри прошло незаметно. В Борисполе на перевес около 20 кг на всю группу внимания не обратили, а вот в Шереметьево… Сторговались заплатить за перевес 5 кг (вышло около 30 долларов). Везли с собой из еды только по 2 л спирта, чай, кофе и сублимированное самодельное мясо.

В аэропорту Иркутска нас встретил Сыренов Алексей- житель пос. Орлик. Он организовывает заброску "от и до" -все 3 этапа, необходимые для попадания на Билин. С ним вести переговоры мы начали еще в феврале, когда стали задумываться об этом маршруте. Человек он оказался очень честный, все договоренности были выполнены вовремя и за те суммы, которые были оговорены заранее. По опыту других групп было известно, что многие другие жители Орлика, берущиеся за эту заброску, часто кидают туристов- то завозят не по Тиссе, а по Сенце, и там не дают лошадей, то завозят по Тиссе, и лошади куда-то пропадают… Вариант с вертолетом из Кызыла отпал еще весной, когда стало известно, что в Туве остался только один вертолет, и он в личном подчинении президента республики. Мы загрузились в 11-местный микроавтобус, и взяли курс на Орлик. Вез нас зять Сыренова. Вот здесь мы совершили небольшую ошибку, не закупив продуктов в Иркутске. По совету зятя мы решили это сделать в Култуке на берегу Байкала, но в том магазине был очень скудный выбор товаров. Пришлось недостающее докупать в магазине Орлика на след. утро. По пути- традиционная остановка на Байкале для закупки копченого омуля с пивом.

В Орлик ехали около 10 часов с остановками. После границы Бурятии на Святых Местах водителю давали наш спирт для кропления. Рекомендуем это делать туристам- спирта уходит немного, а отношение бурятов к вам будет гораздо лучше. Заброска Ирутск-Орлик стоила 14 тыс. руб. В Орлике Сыренов разместил нас у себя в огороде- кто-то устроился на сеновале, кто-то -поставил палатку. Просто в поселке ночевать не рекомендуется. Дочь Алексея угостила нас чаем с вкуснейшей сметаной и домашним хлебом. Было договорено, что в 8 утра нам будет подан 3-мостовый Урал с выведенной над кабиной выхлопной трубой для дальнейшей заброски.

Действительно, ровно в 8 просигналил Урал и мы начали погрузку. По дороге заехали за недостающими продуктами. Отметим- хлеб в Орлике купить почти невозможно. За рулем опять зять Алексея Сыренова со своим другом, которые меняли друг друга - предстояло проехать более 70 км по долине реки Тисса-притоку Оки. Дорога была очень увлекательной. То есть, дороги, как таковой, не было- около половины пути Урал ехал (или плыл) просто по реке- нам казалось, что мы катаемся на теплоходе по родному Днепру. Ну, или сплавляемся в Карпатах по Черемошу- только против течения… Иногда в глубоких местах заднюю или переднюю часть машины начинало нести -тогда храбрый водитель направлял свой гоночный автомобиль в сторону ближайшего берега, колеса начинали цеплять подводные камни, и путешествие продолжалось. По словам бурятов, будь вода выше сантиметров на 15- поездка была бы невозможной. Поэтому заброска по Тиссе практически нереальна в июле из-за высокого уровня воды. Святых бурятских мест было меньше, архэ на окропление ушло мало, поэтому оставшуюся часть в 1, 0 л бутылке отдали бурятам (архэ- (бурят. ) -водка).

Путь до озера Шутхулай-Нур (второго по счету) занял около 8 часов с остановками. Заплатили те же 14 тыс. руб. Иногда довозят только до первого озера- Дозор-Нур, но тогда пешая часть маршрута удлиняется еще на 1 день (между озерами 20 км). После второго озера дороги нет. Поставили палатки, выпили за приезд. Пытались ловить рыбу, поймали несколько мелких хариусов. Отобрали продукты на пешку, остальные продукты и сплавные вещи запаковали в таком виде, чтобы удобнее было грузить на лошадь.

Ровно в 11, как и договаривались с Сыреновым, к нам в лагерь на лошадях приехали буряты-проводники Сысырен и его сын Даша (ударение на втором слоге). В очередной раз были удивлены пунктуальностью бурятов. С ними было 3 пустые лошади. Цену накануне оговорили такую- за лошадь-1 тыс. руб. в день, за проводника- 500 руб. Вышло 6 тыс. в день. Поклялись друг другу, что пройдем пешку за 3 дня, т. к. лишних денег платить не хотелось. С задачей справились, но было порой очень трудно… Пустая лошадь берет примерно 80 кг, к лошади со всадником цепляли еще 30 кг. Сразу начался резкий подъем, т. к. к реке с 2 сторон подступали скалы. 2 участникам он дался нелегко, поэтому отобрали у них рюкзаки с личными вещами и прицепили на лошадей… Бедные животные… Затем идти стало легче, но тропа порой очень далеко уходила от реки (нужно запасаться на переход водой) , поэтому на ночевку остановились поздно- около 20. 30, когда тропа подошла близко к реке. Опять приятно удивили буряты. Даша сказал, что вообще не пьет, а Сысырен, выпив 3 рюмки, ушел спать. Мы-то боялись, что пить они будут много, как все буряты…

Дежурные проснулись в 7, вышли в 10. 30 (долго вязали вещи к лошадям). Сразу же тропа разделилась -пешие пошли левым берегом, а конные и "водители кобыл" переправились на правый, т. к. там проще лошадям. К обеду соединились на левом берегу. А потом случилось вот что… Внезапно услышали крики Даша, к нему быстро поскакал Сысырен. Оказалось, что бурятские лайки учуяли и загнали на дерево небольшого медведя. Даша достал карабин и со словами "фотографируйте, пока он жив", выстрелил 2 раза. Медведь сполз по дереву, и казалось, все… Но только собаки подошли к нему, он поднялся и начал бежать… Правда, далеко убежать не смог и рухнул. Даша отрезал ему все лапы, их по хорошей цене принимают китайцы. Авот туристы-водники призадумались-есть или не есть медведя… Адмирал и Валера отказались сразу, остальная же часть группы с криками "такого мы еще не ели, нам пофиг трихинеллез!!!" стали орудовать ножами и пилами, раздирая медведя на части и вырезая куски мяса на ужин. Адмирал, имея высшее медицинское образование, осмотрел мясо и печень животного, и дал добро на пожирание. Но только после трехчасовой варки. Кое-кто даже решил привезти череп медведя домой…

Ближе к вечеру начались броды, тропа переходила с одного берега на другой… Бродов было больше 10, порой по пояс… Сначала раздевались и разбувались, потом только разбувались, потом забили и шли так… Сухую обувь сохранили только Леша и Андрюша Кононенко. Встали после 8 на стрелке Тиссы и Сарикты, вдоль которой предстоял дальнейший путь на перевал Билин-Хутэл. Развели немного спирта, и начали варить медведя. Медицинские рекомендации по безопасному приготовлению выдержал только Алексей. Буряты, Саша и Андрей Мороз начали поедание после 30-минутной варки, Гена- после часовой, Витя и Славик- после двухчасовой. Валера заявил, что медведи-умные животные, катаются в цирке на велосипеде, поэтому есть медведя он отказывается. Адмирал отказался в связи опастностью заражения гельминтами (помня, как на Камчатке ему рассказывали, что 50% медведей Дальнего Востока ими заражено).

Вышли в 10. Через час дошли до минерального источника Сарикта. Вода вкусная, но буряты сказали, что сильно слабит, поэтому много не пили. А затем началось реальное болото… Скорость передвижения стала очень низкой. Тропа пыталась уходить как можно выше на склон, но все равно это не спасало. Люди проваливались по колено и выше, бедные лошади с привязанными веслами- порой по брюхо… Всем было тяжело. Почти пропали деревья, тропа шла в массиве густого ерника. Часа через 3 показался перевал Билин-Хутел с одинокой лиственницей. Это граница Бурятии и Тувы. Здесь небольшое озерцо, из которого начинается Билин- один из истоков великого Енисея… Вначале ширина реки меньше метра, и с трудом верится, что уже сегодня мы достинем места, где можно будет начать сплав. Силу река набирает постепенно, тропа продолжает идти по болоту около часа, пока не достинет красивого кедрового леса. По лесу шли еще часа 2, много грибов. Накопали золотой корень, вечером добавим в спирт. Дальше тропа раздваивается: направо- к озеру Билин-Холь, налево- к реке. Вышли к ней сразу за впадением левого притока- р. Ущелистой. На левом берегу- прекрасная галечная отмель. Адмирал решает стапелиться здесь. Многие делают стапель на озере. Но, во-первых, там гораздо больше комаров, во-вторых, там нет такого чудесного лиственного леса для рам катамаранов, как здесь. Буряты предложили сами идти на озеро- еще 6 км, ведь договор был именно туда. Но эта поляна нас вполне устроила. Стоит отметить, что мест для стоянки после перевала до этой замечено нами не было.

Стапель проходил под непрерывным дождем и сопровождался снижением температуры до +2. Как хорошо, что у нас есть тент 5 на 8 м, и основная часть сбора катов проходила под тентом. Варили и ели остатки медвежатины, особо циничные члены команды вываривали в котелке для чая череп медведя для дальнейшей транспортировки домой. Буряты, в связи с такой погодой, решили остаться на день с нами. Сварили настоящий бурятский чай-абсолютно не чай на вкус, а калорийный напиток. Затем Сысырен показал, как лучше ловить хариуса, используя собачий или конский волос. Никакая блесна с этим не сравнится. Часть группы собирала каты, часть ловила рыбу, чистила и жарила ее.

Утром дождь прекратился. То, что было у нас внизу дождем, на окрестных вершинах выпало в виде снега. В утреннем солнце покрытые свежим снегом острые пики смотрелись завораживающе… Глядя на это, мы понимали, что зима придет в эти места очень скоро- буквально через пару недель. И стали собираться быстрее. Попрощались с бурятами, им предстоял обратный путь через перевал… На воду встали около 12. Первые километры реки… Надо быть очень и очень внимательными. До озера Билин-Холь река представляет собой непрерывную шиверу. Уклон большой, для любителей малорасходных рек здесь очень интересно. Часты разбои, прижимы. Сплошных завалов было 3, все видны с наплыва и позволяют зачалиться заранее. Вокруг очень красиво, видны заснеженные горные пики. Озеро Билин-Холь преодолели за 45 минут. За ним следует еще 3 малых озера, перед крайним озером- очень интересный короткий порог 3+ к.с.. На выходе из этого озера- порог Моренный (6 к.с.). Чалиться лучше слева где-то за 40-50 метров от входа в порог к высокому берегу - там начинается тропа для обноса. Вдоль самого порога идет другая тропа, но она только для просмотра. В конце порога- хорошее место для стоянки с хорошей рыбалкой (до него со стоянками крайне сложно). Ее лучше найти без вещей, а потом нести туда каты и вещи. О самом пороге. Входа в порог нет для катов при любом уровне воды из-за огромных валунов. Далее в верхней и средней трети по нашей среднего уровня воде- 2 явных непрохода. Капитаны 2 судов решили не убивать каты и обнестись, а адмиральская двойка прошла нижнюю треть порога- довольно интересно. Обнос сложный, тропа плохая, занимает около 2 часов. Устали сильно, спать легли рано и без возлияний.

Вышли поздно-около 14. Это время ушло на ловлю хариуса за "Моренным". Поймали около 30 кг и забрали с собой. До следующего порога "Омега" минут 15-20 интересного динамичного сплава- шивера 3 к.с., сплошных завалов не было, много прижимов и нависающих деревьев. "Омега" (5 к.с.) начинается на крутом правом повороте реки сильным шумом и большими камнями на входе. По предыдущим лоциям, в пороге падение 40 м на км. Чалка слева, где начинается тяжелейшая крутая тропа для обноса вещей. Обнос за порог занимает более часа туда-обратно, стоянки там нет, и мы решили на середине обноса устроить стоянку на горе с чудесным видом на порог и отложить прохождение на утро. Часть группы варила уху, запекала хариуса в фольге, другая часть осматривала порог и строила планы его прохождения. Потом все вместе пили архэ под непрекращающимся дождем. На соседних вершинах, до которых было рукой подать, этот дождь выпадал снегом. Зима наступала на нас все больше и больше…

В 9. 00 продолжили обнос вещей за порог "Омега". Затем начали прохождение. Сначала шли двойки тандемом, после первой трети, наиболее сложной части порога, зачалились перевести дух и попить водички. Первая треть- жесткий слалом между крупных камней, с единичными несложными бочками и 1, 5 метровыми сливами. Вторая и третья часть полегче, но все довольно динамично и требует очень слаженной работы экипажа. Правильно кто-то писал- порог гораздо опаснее для судов, чем для людей. Затем шла четверка, усиленная адмиралом. В конце второй трети Андрюша Кононенко от усиленной гребли сломал весло. Хорошо, что запасное было привязано изолентой, а не скотчем, как иногда бывает… После порога привязали вещи, идем дальше. Дальнейший участок реки до слияния с Левым Билином очень понравится для любителей малорасходных рек- постоянная крутопадающая шивера 3-4 к.с.длиной около 4 км. 20 минут кайфа! Очень интересные маневры, есть разбои, сплошных завалов нет. После слияния с Левым Билином уклон снижается. Но здесь начинаются частые разбои, расчески, несколько сплошных завалов (вопреки лоциям предыдущих лет!!!). Все завалы видны издали, есть возможность зачалиться. Один завал- это вообще песня, река как бы ушла в тайгу, и непонятно, куда обноситься. После часовой разведки нашли узкую левую протоку, вдоль которой сначала обносили, а потом проводили катамараны. Еще раз подчеркну- мы все завалы видели заранее, но потом, на стрелке Кызыл-Хема и Балыктыг-Хема в тетради знаменитого музея нашли запись российских ребят, которые шли Билин на месяц раньше нас. Там они писали, что где-то в этих местах разбили в завале двойку и им пришлось сделать из уцелевшего одного баллона и целой двойки тримаран и дальше сплавляться таким образом…

После этого река собралась в одно русло и больше такими неприятностями нас не огорчала. Через минут 15 сплава на чудесной галечной отмели правого берега решили устроить лагерь и дневку. Сначала наловили хариусов на спиннинг, потом Алексей расчехлил подводное ружье и настрелял огромных хариусов под водой. На краю поляны устроили искусственный аквариум, куда выпускали живых хариусов на завтра. Мы поняли, что рыбный пир только начинается, и решили не противиться этому…

Дневка. С самого утра начали пить архэ. Параллельно варили уху- в 10-литровом котелке на 9 литров рыбы- 1 литр воды. Запекали хариуса в фольге, делали малосолку-пятиминутку с лимоном… Андрей Мороз своим подводным ружьем настрелял еще хариусов. К обеду пошел дождь с ветром. Слабаки пошли спать, а герои опустили тент, чтобы не порвался на ветру, залезли под него и продолжили пить архэ под запеченную рыбу в фольге. Окрестные горы опять укутались свежим белым снегом, а к вечеру по низу долины стал гулять туман. Все это напомнило красивейшие сюжеты сюрреализма. Вечером устроили конкурс -кто приготовит вкуснее уху. Победили Шатуны. Архэ пили уже все, оставшуюся рыбу пожарили на завтра.

Вышли около 10. Река становится шире, течение медленнее. Карельские пороги особо выделять не будем, идутся сходу. После них начинаются Белинские тиши- около 40 км спокойной воды. Горы отступают все дальше от реки. Мы решили дойти до впадения реки Тоймас, где планировали ловить тайменя. Тоймас впадает двумя рукавами, при впадении первого- место для 3-4 палаток. Валера 3 раза бросил спиннинг и сразу поймал 2 тайменя!!! и сига. Тут же их зажарили. Возможно, таймень даже вкуснее многих камчатских рыб… Алексею выпало дежурство, поэтому нырнуть пострелять не удалось. Постановили, что хариус- сорная рыба, отныне будем есть только тайменя. Вокруг лагеря- свежие следы медведя…

Утром опустился такой красивый и необычный туман, какого мы не видели ни в каких горах, где удалось побывать. Ночью был заморозок, и все каты и вещи вне палаток были покрыты толстым слоем инея. Решили во что бы то ни стало пройти до конца Тишей. Это было трудно, так как скорость течения упала до 2-3 км в час, и солнце жарило неимоверно. Река закладывала длинные петли, но вокруг было очень красиво. Снеговыми шапками блестели окружающие нас горы.

Мест для стоянок практически нет. В конце Тишей появляются заброшенные избы, скорость течения увеличивается, Справа к реке спускается осыпь с крупными черными камнями- начало Бельдыкского каскада (3 к.с.). На правом берегу- хорошая стоянка.

Алексей с адмиралом решили после ужина осмотреть каскад, на это ушло много времени и оказалось лишним. Он несложен для прохождения.

Вышли в 10. Каскад прошли с фото- и видеосъемкой. Вокруг очень красивые скалы. Через 2-3 км после него- пор. Большая Шивера (3+ к.с.) Валы, небольшие сливы, интересный слалом. Не смотрели. После него появляется много разбоев, крупные длинные острова. Через час- пор. Ворота (3+ к.с.). В пороге небольшие валы, на выходе- бочка. Не смотрели.

Через 2-3 км- порог Кривун (4 к.с.). Просматривали по правому берегу. Ориентир- остров к большим скоплением деревьев, перед порогом справа впадает ручей. Левая протока сложности не представляет, но воды мало, а много камней. Правая огибает остров и в конце бьет в скалу правого берега. Прижим очень сильный!!!

Порог "Крутая Шивера" (3 к.с.) - толком и не поняли, где он начинается, где заканчивается. Сложности не представляет. За ним более часа спокойного сплава. По берегам много огромной черной смородины, спорыша. Приходится часто останавливаться, терять время… Видели мелькнувшего в чаще медведя.

Порог "Змейка" (3 к.с.) порог с интересной траекторией движения, похожей на змею. Несколько сливов, на выходе бочка. Не смотрели.

Начало тропы на Уш-Бельдыр хорошо видно с реки. Вернее, видно не ее, а большую оборудованную стоянку на левом берегу со столиками, стульчиками из пней и т. д, от которой начинается эта тропа. Нам это было не надо, и мы решили остановиться за несколько минут до нее на галечной отмели правого берега. Рядом была большая яма до 10 м, Алексей нырнул за тайменем, но неудачно… Комары и мошка почти пропали. Кроме стандартного ужина, варили кедровые шишки. Получилось вкусно.

Вышли около 11. Через 40 минут сплава- стрелка с Шишхид-Голом. Река сразу меняется, становится шире и мощнее раза в 3. Первые километры сплава реку окружают красивые белые скалы, удаленные на разное расстояние от воды. Много островов, заваленных бревнами, много галечных отмелей. После Билина места для стоянки- почти за каждым поворотом. Затем река становится уже, невысокие скалы подступают к самой воде. До начала первого порога Верхних Щек- около часа сплава от стрелки. 2 первых порога осматривали с правого берега, просмотр неудобен, близко к реке не подойти. Для прохождения почти всех порогов Кызыл-Хема есть разные линии движения. Шли по центральным валам, пару раз чалясь в суводи для взаимной страховки. Пороги несложные, очень красивы. Порог 1- "Надпорожница" (3 к.с.) - валы более метра, слева на выходе- слив. Порог 2- "Клипсидра" (4 к.с.) - похож на значок доллара. Валы мощнее и чаще, есть пара прижимов к правому берегу.

Через несколько сот метров -порог 3 (3 к.с.) с полутораметровыми валами и сразу за ним- порог 4- "Сюрприз" (5 к.с.) - короткий интересный порог. Левая протока узкая, правильный вход в нее затруднен, на выходе мощная бочка. Правая как бы тоже разделена на 2 части.

Пороги 3 и 4 просматривали по правому берегу.

За левым поворотом- пороги 5 и 6. мы их не просматривали, но лучше смотреть. Порог 5 (3к.с.) - шли по центру, валы до 1, 5 м, небольшие бочки. Порог 6 "Голубь" (4 к.с.) -находится сразу за ним. Шли по валам, уходя от мощных бочек, как и большинство групп до нас.
    Пороги 7 и 8 (3 к.с.) плавно переходят дуг в друга, шли без разведки. Валы 1-1, 3м, несложные бочки. Порог 9 (3 к.с.) -шивера с валами до 1, 5 м. Порог 10 "Интеграл" (4 к.с.) просматривали с правого берега. Сначала мощные валы, на выходе очень сильный прижим к ПБ и косыми валами после него. Пороги проходили по очереди с попеременной страховкой судами.

Вскоре после пор. 10- огромный камень в русле реки на левом повороте, похожий на чемодан. Если перед ним уйти в узкую левую протоку, попадаете в отличную очень красивую заводь с чудным местом для стоянки. Очень много рыбы, красивый пейзаж. Река все больше оправдывает свое название ("Кызыл"- красный) - скалы вокруг почти все красного цвета. Вечером Саша наловил ленка, а Славик- мелкого хариуса. Архэ за ужином пришлось пить под тентом, так как дождь то начинался, то прекращался. Утром ставили сеть, поймали много сига. На малосолку- лучшая рыба!

Встали поздно. Вышли около 13. Лучше так не делать, чтобы пораньше пройти Нижние щеки.

До пор. 11"Морской" (3-4 к.с.) около 1, 5 часов сплава. Мощные валы до 2 метров.

Почти сразу за ним- пор. 12 (3 к.с.) -валы до 1, 5-1, 7 м на прямом участке. Шли без просмотра. Через 40 минут сплава- Пор. 13"Три Черепахи" (5 к.с.). Ориентир: непосредственно перед началом порога с левого берега впадает приток Сарыг-Чазы. Просмотр обязателен!!! До самого конца порога! Просмотр трудоемкий, но рекомендуем это сделать обязательно. Из описания: "В пороге 3 огромных бочки расположенных в шахматном порядке, не совсем однозначно читающиеся с наплыва. " Особенность в том, что есть еще четвертая бочка-черепаха, до которой мы не дошли при просмотре. Суда, обладающие хорошей скоростью- наши каты-двойки -сумели уйти от нее, а кат-4 свалился в нее почти без скорости. Упав в бочку, катамаран встал под углом 45 градусов, подумал и медленно встал на ровный киль. Правые гребцы едва не выпали. С трудом выбравшись из бочки, пришлось чалиться, т. к. была сломана поперечина. Наложили на нее шину и двинулись дальше.

Порог 14 "Желоб" (3 к.с.) - цепочка валов до 2 метров на прямом участке- сразу за предыдущим порогом.

Порог 15 "Желоб с котлом" (4-5 к.с.) -через 40 минут сплава. Река делится галечным островом пополам, смотрели с острова. Справа на скале- красивый водопад. Цепочка жестких валов до 2-2, 5м, следующих друг за другом. В конце порога надо успеть свалить от очень опасного прижима к скалам ЛБ, при постоянно умывающих валах это очень нелегко!

Порог 16 "Узкий" (4-5 к.с.) - через 30 минут сплава- сложный порог при нашей воде. Просмотр с правого берега занял около 2 часов. Начинается от нескольких крупных скальных обломков в русле непосредственно у устья левого притока. Далее русло сужается скальными стенками, валы до 2 м, наиболее сложный участок. 2 мощные бочки у ПБ- одна на заходе, вторая ближе к концу порога.

Пороги 17-18 (3 к.с.) - цепочки валов до 1, 5 м, несложный слалом.

Встали около 21 ч после впадения реки Ходын. Очень красивое место, есть охотничий домик, хорошая баня. День Независимости Украины начали отмечать поздно под суп и спирт с малосольной рыбой. После часа ночи народ стал отбиваться. А Виктор, Андрей и адмирал до 3 ночи не давали всем спать, вспоминая Саянский поход-2007.

Дневка. Пытались ловить рыбу, на спиннинг почти не ловится. С утра народ разделился по интересам. Гена и Леша пошли в радиалку на скалу Зарод, остальные пошли смотреть водопады на реке Ходын. А Витя и Андрюша Кононенко никуда не пошли. Они пили архэ. По-взрослому. Остальные участники похода по возвращению из решили сделать баню. Долго никто не хотел начинать колоть дрова, одолевала лень. "Пусть моется тот, кому лень чесаться"- сказал Гена. Хорошее дело начали Панда, Леша и Саша. Затем поддержали остальные. Баня хорошая, по-черному, топили часа 3. Сделали 3 вида веников- из лиственницы, из кедра и из березы. Растопили хорошо, парились долго уже при свете фонарей. На ночь поставили сеть, утром было немного хариуса.

Вышли в 10. Пороги 19-23- цепочки валов до1, 5-2 м. идутся сходу.

Пор. 24 "Бахаревский" (5 к.с.) -через 2 часа сплава от места ночевки. Мощный длинный порог, просматривали по правому берегу. Здесь уже видно присутствие людей, вдоль берега идет конная тропа. Шли по основным 2-2, 5метровым валам, обходя отдельные бочки. До стрелки с Балыктыг-Хемом около часа сплава с несложными шиверами. Перед стрелкой очень красиво -скальные острова в русле реки. Зачалиться нужно до стрелки за 150-200м на ЛБ. Оттуда идет тропа наверх к музею. Перекусили, оставили запись в тетради.

Река Каа-Хем вначале довольно спокойная река, много плесов. Много рыбацких изб, через минут 20 сплава на ПБ- небольшая новая турбаза. Горы вокруг уже не такие высокие. Через час после сплава- первая деревня староверов Унжей. Там живет семья Сивковых- всего 8 человек. Живут охотой, дарами леса и немного рыбалкой. Недалеко от них- небольшой женский староверческий скит. Кстати о рыбалке. На Каа-Хеме рыбалка у нас закончилась вообще. Дороги в деревню нет, раз в год Петр- глава семейства- нанимает из Кызыла УАЗ и по замерзшей реке завозит все необходимое. Решили у них остановиться и заночевать. Сразу же нас угостили свежим молоком и хлебом, малиновым вареньем. На ужин нам сварили картошечки и настоящий салат из помидоров! Хозяин растопил баню, кто хотел- попарился.

Утром нас опять накормили. На вопрос о стоимости всего Петр ответил- сколько дадите. Мы дали 800 рублей, 9 литров бензина, который везли для горелки, множество таблеток с аптечки, а также 15 метров пленки для бани. Староверам она пригодилась для теплицы.

Через час сплава- порог "Панфиловский" (4 к.с.). Состоит как бы из 3 частей. Мы не смотрели из-за длинного просмотра, но лучше просмотреть. В начале порога валы невысокие, в середине возрастают до 2, 5 м, в конце порога левый поворот между скальными островами.

До следующего порога- "Васильевский" (5 к.с.) минут 40 сплава. Ориентир - резкое сужение русла, на левом берегу обрывистые скалы, на правом - низкие гладкие камни. Смотрели по правому берегу. В центре порога пенная бочка, валы более 2 м, есть 2 вала более 3 м, вдоль левого берега чистая струя с. валами более 1 м. Кат-2 "Шатун" прошел вдоль левого берега. Кат-4 и адмиральская двойка шли по центру, уходя от бочки и собирая максимальные валы. Двойку первый 3-метровый вал полностью остановил, и на следущий вал экипаж забирался, "цепляясь когтями рук и ног". На видео получилось интересно.

Все чаще встречаются деревеньки и жилища староверов. В деревне Усть-Ужеп купили молока и яиц, но уже по завышенным ценам.

До порога "Байбальский" (5 к.с.) от Васильевского около 3 часов сплава. Перед Байбальским скорость течения резко падает, перед самим порогом река разливается очень широко, образуя красивое озеро. После крутого левого поворота слышен шум и видно начало порога. На ЛБ перед самым порогом - плохенькая стоянка для 3-4 палаток. Вечером пошли смотреть порог. Здесь по ЛБ идет грунтовая дорога, мы смотрели по берегу. Длина порога около 800 м, ширина 80-100м. Самый мощный порог на маршруте, страховка с берега неэффективна. В пороге цепочки валов высотой 2- 3 м и более, локальные бочки, мощные пенные котлы, отдельные большие камни в русле. За всеми камнями- бочки, куда попадать не слудует.

Отнесли вещи за "Байбальский". Часам к 11 начали прохождение. Порог можно проходить самыми разными вариантами. Прохождение под правым берегом чревато попаданием в самые мощные котлы. Кат-2 "Шатун" шел, прижимаясь к левому берегу и обходя 2 мощные бочки под самым ЛБ. Кат-4 заходил по центру, схватил самые мощные валы (один раз передние были полностью под водой) , затем постепенно уходил, смещаясь к левому берегу. Кат-2 адмиральский решился на эксперименты. Заходили слева, сместились в центр, ушли от самых мощных валов, затем сместились еще правее и с трудом ушли от мощных бочек. Пока привязывали вещи, Алексей с адмиралом насобирали целое лукошко подосиновиков- самые вкусные грибы на маршруте. А Витя Шатун сходил на разведку следующего порога.

Порог "Выходная шивера" (4 к.с.) начинается после короткого быстротока сразу за Байбальским. Валы до 2 метров, много бочек. Под ЛБ наиболее сложный проход, мы шли под ПБ, но надо уйти от 2 мощных бочек. Расположение препятствий в этих двух порогах сильно отличается в высокую и низкую воду.

Пор. "Шуйский" (3 к.с.) - через час сплава, несложные валы.

Пор. "Улильхемский" (3 к.с.) - через 30 мин. сплава. Очень красивый несложный порог, отдельные валы и мягкие бочки, интересный слалом. По берегам- много строений, несколько современных турбаз с катерами на подводных крыльях. По ЛБ все время идет грунтовая дорога, но машин почти нет- 2-3 в сутки.

Через 15 минут сплава- пор. "Бельдырег" (3 к.с.) - каскад мощных шивер с валами до 1, 5м, мягкими бочками, скальными островами. Очень интересный участок, не позволяющий расслабиться.

Невысокие скалы ближе подступают к реке, образую красивые заводи. Через минут 10 после Бельдырега встали на стоянку в одной из них. Чудесный песочный пляж, красивая высокая скала, отсутствие комаров и мошки, жареные подосиновики, большой теплый камень, выдающийся в реку, спирт, настоянный на смородине и радушие друзей- что еще нужно украинскому воднику, чтобы достойно отметить крайнюю ночевку вне цивилизации?

Вышли в 11. Через 15 минут сплава- порог "Каменушки" (3 к.с.) - невысокие валы, слалом между камней. Левая протока его называется пор. "Москва".

Через 5 минут сплава- порог "Эржей" (4 к.с.) , который находится в начале одноименного поселка. На входе 2 мощные бочки, на выходе- одна. Кат-4 шел справа, двойки прошли по центру.

Эржей - последний поселок, где живут русские. Все селения, что ниже- тувинские. К ним нам абсолютно не хотелось. Через 150-200 м после порога- автомобильная паромная переправа. Там мы пристали, по рекомендации старовера Петра разыскали в поселке Федора, который имеет машину "УАЗ-Фермер". С ним договорились, что на след. день утром он отвезет нас в Кызыл за 6, 5 тыс. руб. Телефона у него нет, со следующего года обещают в поселке мобильную связь. Антистапель проходил возле дома Федора на горке с хорошим видом на паром. Сходили в магазин за пивом- скудный выбор продуктов. Крайний вечер похода немного не удался из-за прихода к нам в гости земляка-бывшего милиционера, проживающего в Сарыг-Сепе. Он утомил своим присутствием и не дал толком отметить окончание похода. Народ настолько разленился, что ночевал в деревянном гараже у Федора. Только Валентин с Алексеем поставили палатку рядом на скале с видом на Енисей.

Выехали в 7 утра, в 11 были в Кызыле. Студенты ехали на учебу, поэтому микроавтобус на Красноярск нашли с трудом, заплатили 19 тыс. руб. - переплатили. Выехали в 13. По дороге останавливались поесть в прибитых точках водителя- его кормят бесплатно, если привозишь группу. Не всегда хорошие кафе, обратите на это внимание. В Красноярске были в 3 ночи. Развесили сушиться мокрые палатки и вещи прямо в здании аэропорта, никто ничего не сказал. Думали, что будет, если в рюкзаке просветят череп медведя… Шатуны улетели в 7 утра, мы поспали на креслах, у нас был рейс в 11. В Шереметьево опять пытались сбить денег за перевес, но мы при них стали напяливать на себя лишние вещи- полары и куртки при t +31- пропустили бесплатно. Затем перелет в Киев и здравствуй, родной город Черкассы.

Фотографии

Отчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и ТувеОтчет о пеше-водном путешествии V к.с. по Бурятии и Туве