13 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Саянский
Год путешествия: 2006
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V
Руководитель: Сергей Климин (Москва)

1. Справочные сведения о маршруте:
1. Справочные сведения о маршруте
1.1. Паспорт маршрута

Вид туризма: пеше-водный

Категория сложности: пятая (5)

Район путешествия: Западная Тува (Центральный Саян)

Нитка маршрута: г.Москва – г.Абакан (поезд) – кордон Арзайты ("Соболь", УАЗ) – р.Барлык (сплав до устья р.Талайлыг) – пеший переход в верховья р.Талайлыг – р.Талайлыг (сплав) – р.Барлык (сплав до устья р.Чазадыр) – пеший переход в район пос.Чазадыр – р.Чазадыр (сплав) –  р.Барлык (сплав до устья р.Шуй) – пеший переход в верховья р.Шуй – р.Шуй (сплав) - р.Барлык (сплав до пос.Шуй) – г.Абакан ("Соболь") – г.Красноярск ("Соболь") – г.Москва (поезд)

Протяженность активной части маршрута: 241 км: сплав - 160 км, пешком - 81 км
Сплав по р.Барлык - 74 км, по р.Талайлыг - 25 км, по р.Чазадыр - 11 км, по р.Шуй - 50 км
Пеший переход в верховья р.Талайлыг - 20 км, на р.Чазадыр - 15 км, в верховья р.Шуй - 46 км

Количество участников: 10 человек

Средства сплава: два четырехместных катамарана объемом 1.4 м3 и 1.8 м3 соответственно, двухместный катамаран объемом 0.85 м3

Уровень воды: выше среднего на Барлыке, средний или чуть ниже на Талайлыге, Чазадыре и Шуе

1.2. Состав группы

№ п/пФамилия И. О.Год рожд.Туристский опытОбязанности в группе
1КлиминСергей Валентинович1964Укучикта 6р, Кекемерен 6р, М.Нарын 5р, Китой-Онот 5р, Бий-Хем - Айлыг - Баш-Хем 5р, Моя-Ачин – Куторамакан 5р, Шавла-Аргут 5р, Урик–Хончин–Даялык 5р, МСРуководитель группы, фото, капитан К4-1
2Сечко Олег Юрьевич1966Укучикта 6у, М.Нарын 5у, Шавла–Аргут 5у, Чаткал 5у, Урик–Хончин–Даялык 5у, Моя-Ачин – Куторамакан 5у, Бий-Хем - Айлыг - Баш-Хем 5у, Китой-Онот 5уЗавхоз, матрос К4-1
3БабуроваОксана Борисовна1966М.Нарын 5у, Чаткал 5у, Урик–Хончин–Даялык 5у, Моя-Ачин – Куторамакан 5у, Китой-Онот 5уВрач, фото, матрос К4-1
4ЦветковВиталий Олегович1963Кекемерен 6у, Моя-Ачин – Куторамакан 5у, Писта 3рВрач, видео, матрос К4-1
5НиселовскийВадим Анатольевич1966Китой–Онот 5у, Шавла–Аргут 5у, Бий-Хем - Айлыг - Баш-Хем 5у, Снежная 4рРеммастер, капитан К4-2
6СухоруковМихаил Сергеевич1986Бий-Хем - Айлыг - Баш-Хем 5у, Ципа–Витим 4у, Чирка-Кемь 3рМатрос К4-2
7ЯковенкоАндрей Евгеньевич1986Кутсайоки 3(4)у, Б.Лаба 2(5)у, Кубань 2(4)уФото, матрос К4-2
8ВасильевБорис Георгиевич1965Кутсайоки 3(4)у, Б.Лаба 2(5)уФото, gps, матрос К4-2
9ВилинскийДмитрий Борисович1976Укучикта 6у, Кекемерен 6у, М.Нарын 5у, Урик–Хончин–Даялык 5у, Моя-Ачин – Куторамакан 5у, Бий-Хем - Айлыг - Баш-Хем 5у, Китой–Онот 5рЗам. руководителя группы, фото, капитан К2
10КомаровПавел Сергеевич1983Бий-Хем - Айлыг - Баш-Хем 5у, Она 4у, Мзымта 2(5)уВидео, матрос К2

1.3. Краткая характеристика района путешествия и маршрута

Западная Тува - своеобразный "аппендикс", окруженный с трех сторон Хакасией, Алтаем и Монголией - издавна ассоциируется у туристов-водников с двумя речками: Алаш и Хемчик. Освоенные ещё "на заре" водного туризма, обе эти реки не завоевали большой популярности, по крайней мере, у туристов из "дальних" регионов, к коим относится и Москва. Этому способствовали и невысокая спортивная ценность обеих рек, и весьма протяженная заброска. В самом деле, зачем ехать туда, если по пути был Кантегир, а теперь есть Она. Таким образом, водники из близлежащих регионов составляли подавляющее большинство посетивших эти реки.

Эти же водники и организовали "второе пришествие" в Западную Туву, когда в августе 1982 года новосибирские туристы под руководством Юдушкина и Малова попытались освоить крутопадающие притоки Алаша и Хемчика. Приведем выдержку из доступного в интернете "Отчета о совещании по безопасности за 1983 год в Новосибирской федерации туризма."

1. Группы из Новосибирска в августе 1982г. осваивали реки Западной Тувы. Группа А.В.Юдушкина прошла маршрут 5 категории сложности: р.Монагы - оз.Кара-Коль - р.Хемчик. На реке Монагы обнесен каньон 8 км очень высокой сложности, возможно вообще не проходимый, далее препятствия 3-4 категории сложности. На Хемчике от устья реки Шагпай до Бай-Тала - ряд препятствий 5 к.с., в большую воду некоторые из них могут стать 6 к.с.
  2. Группа Малова прошла маршрут 4 к.с. через верховья Хемчика (интересный горный узел с оледенением) со сплавом по рекам Козер - Таштухоль (Чульча) - Алаш. На Козере было мало воды. Основные препятствия на Таштухоле и Алаше - мощные шиверы. Обнесен порог 6 к.с. на выходе из озера Ташту-Холь.

Предлагается ряд новых сложных маршрутов в большую воду (выход до конца июня). Подход 15-30 км вдоль реки от оз.Ташту-Холь (туда машиной из Ак-Довурака) - р.Козер - р.Таштухоль - переход 25 км - р.Шагпай - р.Хемчик - пос.Тэлли. Прохождение притоков Хемчика: р.Чиндазын, р.Чоон-Хем и другие - 5-6 кат. сложности.

Спустя несколько лет, в 1989г. в номере 24 альманаха "Ветер странствий" была опубликована коротенькая статья Гинзбурга и Юдушкина "Реки Западной Тувы", посвященная этим походам. Видимо, за давностью прошедших лет, эта статья была не более информативна, чем вышеприведенная выдержка. Однако, в качестве рек для самостоятельного изучения, здесь впервые упоминалась река Шуй. Со времени выхода статьи прошло уже много лет, но "водной" информации по тому району больше никакой нет.

Мы всерьез заинтересовались Западной Тувой год назад, когда случайно обнаружились хорошие карты-километровки этого района. При внимательном изучении картографического материала нами был отмечен приток Хемчика - р.Барлык. Река обладает разветвленной сетью крупных притоков, среди которых можно выделить р.р.Талайлыг, Чазадыр, Шуй. Истоки Барлыка и его притоков (кроме Чазадыра) связаны с вершинами, порядка 3500 метров, расположенными в хребтах Шапшальский и Цаган-Шибету. Некоторые из этих вершин увенчаны хоть и небольшими, но постоянными ледниками. Да и в междуречье Шуя и Барлыка возвышается гора Мунхулик высотой 3577 метров, имеющая постоянный ледник, площадью в несколько квадратных километров. Общая площадь водосбора Барлыка до его стрелки с Хемчиком почти в два раза превышает площадь водосбора самого Хемчика. Удивительно, что такая река не была отмечена первопроходцами.

Поиски "водной" информации в интернете и МКК г.Москвы не принесли никаких результатов. Найденные нами туристы-водники из г.Кызыл также ответили, что о сплаве в том районе им ничего не известно. По информации из интернета, в последние несколько лет этот район стал достаточно популярным у пешеходных и лыжных туристов. Долина реки Шуй используется и теми, и другими для максимально быстрого и простого выхода к подножью Шапшальского хребта от посёлка Шуй, расположенного в 6 км ниже стрелки Барлыка и Шуя. Кроме того, кольцевые маршруты пешеходников и лыжников периодически захватывают самые верховья Талайлыга и низовья Барлыка. По немногочисленным фотографиям (в основном, лыжным) и упоминаниям о переправах у пешеходников, у нас сложилось мнение, что воды в реках того района, по крайней мере, в начале июля должно хватить для сплава на небольших судах. А в сочетании со средними уклонами 15-20 м/км всех отмеченных нами сплавных участков, сплав должен был представлять несомненный интерес.

Из нескольких разных источников мы выяснили, что существует некая дорога по р.Барлык, ведущая в южную оконечность Западной Тувы - пос.Мугур-Аксы. Но где и как эта дорога идет и каково её состояние, было не совсем понятно. И лишь в отчете пешеходников из г.Электросталь (рук.Соколов) мы встретили следующую информацию:"Поселок Мугур-Аксы - центр Монгун-Тайгинского района. До недавнего времени туда можно было добраться лишь через территорию Монголии, однако, теперь проложена грунтовая дорога по р.Барлык, связавшая Шуй и Мугур-Аксы напрямую." На запросы о состоянии дороги, отправленные в две транспортные компании, занимающиеся перевозкой туристов в данном регионе, были получены примерно одинаковые ответы:"Да, дорога известна, в нормальном состоянии, готовы везти за ...руб/км."

Итак, в результате обработки всей имеющейся немногочисленной информации был сформирован план путешествия, состоящий из большого количества отдельных этапов и выглядевший следующим образом:

1. Заброска автотранспортом из г.Абакан через Абазу и Ак-Довурак до пос.Шуй и далее вверх по р.Барлык до того места, "пока вода не кончится" (предположительно, до правого притока - р.Эльдиг-Хем).
  2. Сплав по р.Барлык до устья левого притока - р.Талайлыг.
  3. Пешеходный переход в верховья р.Талайлыг, предположительно, до устья левого притока - р.Балыктыг.
  4. Сплав по р.Талайлыг до её устья и далее по р.Барлык до устья правого притока - р.Чазадыр.
  5. Пешеходный переход в район пос.Чазадыр по автомобильной дороге, указанной на карте.
  6. Сплав по р.Чазадыр до её устья и далее по р.Барлык до устья левого притока - р.Шуй. На этом участке, при наличии времени, предполагалось осмотреть (а при возможности и пройти) предустьевые участки левых, крутопадающих притоков Барлыка - Малого и Большого Ак-Хема.
  7. Пешеходный переход в верховья р.Шуй, предположительно, до устья правого притока - р.Узун-Хем. Здесь планировался осмотр и, при возможности, прохождение каньона на Узун-Хеме, находящегося недалеко от устья.
  8. Сплав по р.Шуй и далее по р.Барлык до пос.Шуй.
  9. Выезд автотранспортом из пос.Шуй через Ак-Довурак и Абазу до г.Абакан.

Такая линейно-радиальная схема построения маршрута уже не раз была отработана нашей группой (Урик - Хоньчин - Даялык, Бий-Хем - Айлыг - Биче-Баш - Баш-Хем). На наш взгляд, планируя маршрут только таким образом, можно в настоящее время открыть какие-либо новые и интересные реки. Суммарная протяженность четырех водных частей составляла, по нашим оценкам, около 170 км (соответственно, предполагались 4 стапеля). Общая протяженность трех пешеходных переходов планировалась около 80 км.

1.4. Заброска и выход с маршрута

До Абакана наша группа добиралась скорым поездом №68 Москва-Абакан. Поезд отправляется ежедневно с понедельника по субботу в 22.55, время в пути 75 часов, прибывает в Абакан в 2.00 по Москве. Поезд, отправляющийся из Москвы в воскресенье, имеет номер №66 и приставку "фирменный". Время отправления, прибытия и в пути полностью совпадает с №68, а вот билеты стоят в 1,5 раза дороже.

Учитывая то, что наш поход проходил в более ранние, чем общепринятые для этого района сроки, а также то, что заброска предстояла нестандартная, мы предпочли заранее заказать автотранспорт. Наш выбор остановился на Филиппове Викторе т.(39022) 7-47-65, 8-903-986-66-89, e-mail: V.Filippov52@mail.ru. В данный момент Виктор проживает в Абакане, хотя ещё несколько лет назад жил в Кызыле, так что хорошо и не понаслышке знаком с большинством местных дорог. В его распоряжении есть несколько микроавтобусов и ГАЗ-66. Так как наша заброска предполагалась по дорогам приличного качества, то мы выбрали микроавтобус "Соболь". 10 человек разместились вполне комфортно, при этом три рюкзака и вёсла были привязаны на верхний багажник. Ещё на выезде из Абакана, Виктор выразил сомнения о наличии хорошей дороги от пос.Шуй вверх по р.Барлык, т.к. по его словам, "в этом месте совершенно незачем прокладывать дорогу". Однако, мы отвергли все сомнения, надеясь на благоприятный для нас исход.

До пос.Шуй около 6-7 часов "чистой езды". На выезде из Абазы позавтракали в придорожной столовой. Кормят здесь неплохо, но о-очень долго: на то, чтобы приготовить заказ на 10 человек у них ушло более часа. Однако, учитывая раннее время прибытия московского поезда в Абакан, это единственно реальное место для полноценного завтрака перед длительной заброской.

Практически на всем протяжении этого участка заброски дорога имеет неплохое асфальтовое покрытие. Несмотря на упоминания во многих отчетах о том, что трасса Абаза - Ак-Довурак находится в "заброшенном" состоянии, во многих местах видны участки "свежего" асфальта. Щебеночно-грунтовое покрытие встретилось нам только в районе пер.Саянский и недалеко от пос.Тээли, где наш водитель "срезал" большой крюк по проселочным дорогам.

После спуска с Саянского перевала, в долине реки Ак-Суг находится милицейский пост. Пока они весьма формально переписывают "всё, что ввозится в Туву и вывозится обратно". Как будут развиваться события далее - непредсказуемо.

Уже на тувинской стороне, пересекая многочисленные реки и ручьи, мы отметили, что уровень воды значительно выше среднего. Поэтому, подъезжая к Ак-Довураку, притормозили около стоянки местных таксистов, чтобы выяснить состояние дорог. Нам сообщили, что в связи с высокой водой в Хемчике и Барлыке, автодорога, соединяющая на карте Ак-Довурак и пос.Шуй напрямую, непригодна для проезда и нужно, не доезжая Ак-Довурака, сворачивать вправо на трассу, обозначенную на карте как А-161 и ведущую через пос.Тээли . Пересекая р.Хемчик по автомосту, отметили, что река находится в паводковом состоянии, плывут деревья и коряги.

На окраине пос.Шуй мы остановились около группы местных жителей, ковырявшихся во внушительного вида ЗИЛе, чтобы уточнить дальнейшую дорогу. Сведения, которые мы получили из разговора с водителями, сильно подпортили наше радужное настроение по случаю "почти завершившейся удачной заброски".

Итак: от пос.Шуй вверх по р.Барлык есть проселочная дорога, но только до урочища Чазадыр. Эта дорога доступна только для полноприводных машин, способных преодолевать броды. Сейчас в Барлыке высокая вода, и этот самый ЗИЛ, около которого мы общались, три часа назад был с трудом вытащен трактором с одного из бродов на выезде из посёлка. О наличии дороги в среднем течении Барлыка местным водителям ничего не известно. Зато в верхнем течении, вдоль реки есть хорошая дорога, ведущая через перевал в пос.Мугур-Аксы. Попасть на эту дорогу из пос.Шуй мы можем, вернувшись до г.Ак-Довурак, далее по трассе в сторону Кызыла доехав до пос.Чадан, где свернуть вправо (в сторону монгольской границы), доехав почти до пос.Хандагайты, свернуть влево (вдоль границы) и через пос.Саглы и перевал Арзайты спуститься к Барлыку. Итого, "крюк" около 400 км, причем, на участке вдоль монгольской границы водители сомневались в проходимости гружёного "под завязку" "Соболя". Наш водитель также слышал про эту дорогу, но сам ездил в Мугур-Аксы очень давно, когда ещё часть дороги проходила по территории Монголии.

Делать нечего, а ехать надо. Здесь мы ещё раз убедились в том, что не ошиблись с выбором "транспортной компании", за что Виктору огромное спасибо от всей группы. Раз надо ехать, значит надо, несмотря на то, что уже 17.00 по-местному и впереди маячит бессонная ночь, проведенная неизвестно где.

На перевале, ведущем к пос.Хандагайты, как раз около большого плаката с надписью о необходимости иметь пропуск на приграничную территорию, мы остановили УАЗ пограничников, который незадолго до этого обогнали. Наши документы их не интересовали, зато ребята весьма охотно показали по карте и рассказали, куда надо ехать. Они же и посоветовали нам заехать в пос.Хандагайты, где находится их застава, и найти там УАЗ-буханку, т.к. на гружёном "Соболе" могут быть проблемы.

В пос.Хандагайты мы провели около 3-х часов в поисках автотранспорта. УАЗов много, но все с утра должны быть на работе (завтра в посёлке намечался праздник, что-то вроде Дня Национальной Культуры). Мы уже начали вести переговоры с пограничниками о размещении на территории их заставы на ночлег, когда удача вновь улыбнулась нам. Около 24.00 тувинцы на УАЗ-буханке согласились везти нас до р.Барлык и мы начали перегружать вещи.

За заброску до верховий Барлыка через пос.Шуй мы договаривались заплатить водителю 10 тыс. рублей. После того, как все планы поменялись, Виктор попросил 1 тыс. рублей за 100 км пути с учётом обратного пробега. До пос.Хандагайты мы "наколесили" 750-760 км, поэтому отдали за заброску 14 тыс. рублей. Кроме того, отдали 3 тыс. предоплаты (из 7 тыс. объявленных) за выброску из пос.Шуй, на окраине которого договорились встретиться 25 июля в 12.00 по местному времени.

Участок дороги вдоль монгольской границы до Барлыка имеет протяженность около 100 км. Покрытие, в основном, гравийное с протяжёнными участками крупнокаменистой "брусчатки". Утверждать однозначно, что здесь нужна только машина повышенной проходимости, не беремся, т.к. видели дорогу ночью в узком луче фар. Кроме того, мы в начале пути обогнали "Оку" с полной загрузкой, которая потом благополучно проехала мимо нас уже на стапеле. Однако можно смело утверждать, что скорость движения на этом участке дороги на полноприводной машине повышенной проходимости значительно выше.

Движение достаточно оживлённое: когда под самым перевалом Арзайты наш водитель остановился, заявив, что дальше никуда не поедет, т.к. из двигателя вытекло всё масло, то за час ожидания (около 3.00 ночи) мимо нас проехали 4 машины, пока у одного запасливого водителя не удалось купить канистру масла. Машины - в основном, УАЗы разных видов, встретилась колонна КАМАЗов, что-то везущих в пос.Мугур-Аксы, изредка попадаются легковушки.

К 4.30 утра мы прибыли на место стапеля. Дорога, спустившись по р.Арзайты до стрелки с Барлыком, круто поворачивает влево, в сторону перевала на Мугур-Аксы, и идёт далее вдоль Барлыка. В 200-300 метрах после поворота расположен кордон Арзайты и стоит щит с надписью о необходимости иметь пропуск в Мугур-Аксинский район. Однако, кордон давно уже заброшен и ни одной живой души здесь нет. После короткой разведки мы высадились у самого первого домика. Поскольку шёл достаточно сильный дождь, то отсутствие стёкол в окнах домика оказалось как нельзя кстати: мы затащили внутрь все вещи и спрятались сами.

Выше кордона Арзайты, как планировалось в Москве мы не поехали по следующим причинам: во-первых, водитель уже опаздывал на работу и наотрез отказывался ехать дальше, во-вторых, уровень воды в Барлыке выше стрелки с р.Арзайты был признан нами минимально-достаточным для осмысленного сплава на 4-х местных катамаранах, ну, и в-третьих, дорога всех утомила и очень хотелось спать.

За заброску на УАЗ-буханке мы отдали водителю и его напарнику 3 тыс. рублей. Плюс 300 рублей за канистру масла, плюс... То ли мы, расслабленные бессонной ночью, вели себя по разгильдяйски, то ли тувинцы оказались чемпионами мира по "спортивному воровству", так или иначе, мы недосчитались одной видеокамеры, которая всю дорогу висела отдельно в салоне "буханки".

Выезд с маршрута осуществляется из пос.Шуй. Ещё при заброске, проехав по центральной улице посёлка и не увидев там ни одной подходящей машины, мы предпочли договориться с Виктором на определенный день и время. Таким образом, сроки окончания маршрута нам пришлось "подгонять" под время выезда. Мы вышли на окраину посёлка за 20 минут до условленного времени. Через 15 минут, проделав "крюк" в 700 км через Кызыл, подкатил наш "Соболь". Дорога до Абакана проблем не представляла.

В коне июля - начале августа уехать из Абакана на московском поезде практически нереально, если у вас нет заранее купленных билетов. Мы не стали брать обратные билеты в Москве, т.к. понимали, что в условиях первопрохождения планируемый график движения - вещь весьма приблизительная. Ещё при заброске, по приезду в Абакан мы пытались забронировать обратные билеты на предполагаемую дату выезда, надеясь, что потерять небольшую сумму денег за "бронь", в случае чего, будет не жалко. Однако, дежурная по вокзалу сообщила нам, что они сохраняют "бронь" только в том случае, когда она подтверждается каждые два дня и при этом каждый раз доплачивается по 40 рублей за билет.

Выезжать из Абакана можно через Красноярск или через Новокузнецк: это зависит от времени и даты прибытия в Абакан. Чтобы заранее планировать свой маршрут, полезно иметь перед глазами расписание всех поездов и схему железных дорог этого района (например, в том виде, как это приведено в отчёте). Мы ещё в пути поняли, что опаздываем на все местные поезда и, заплатив Виктору ещё 7 тыс. рублей, поехали сразу до Красноярска. Двое улетели утренним рейсом (кстати, в этом году аэропорт не работал по четвергам), остальные, погуляв полдня по Красноярску, уехали в плацкарте фирменного поезда.

АБАКАН - МОСКВА

349ЧБЛАГОВЕЩЕН - МОСКВА ЯР22:4104:1153:30по нечётн.- \ -

2. Техническое описание маршрута
2.1. График движения группы

День путиДатаУчасток маршрутакмСпособ передвиженияХарактер участка
1 – 430.06 – 03.07г.Москва – г.Абакан-поезд-
5 - 604.07 - 05.07г.Абакан - г.Ак-Довурак - кордон Арзайты. Стапель-Соболь, УАЗпер.Саянский, пер.Арзайты
706.07м.н. - а/мост через Барлык5сплавканьон Узкий, каньон Красный
807.07м.н. - устье р.Талайлыг7сплавмощные шиверы, пороги 4 к.с.
908.07м.н. - 2 км выше устья Теректы14пешкомхорошая тропа, брод через приток, обход бомов
1009.07м.н. - устье ручья в 2 км ниже р.Аккара-Су6пешкомтропа, брод через Талайлыг, частые подъёмы и спуски
1110.07днёвка, стапель--сборка судов, разведка каньона
1211.07м.н. - 3 км ниже каньона8сплавканьон Пасхи, пороги ниже каньона
1312.07м.н. - устье р.Берт-Ой20сплавпороги Талайлыга, Бертойский каньон
1413.07днёвка--рыбалка, баня
1514.07м.н. - устье р.Чазадыр27сплавБертойский каньон, Чазадырский каньон
1615.07м.н. - перед началом каньона Омега15пешкомдвижение по дороге, пер.Безымянный, пер.Чазадыр
1716.07днёвка, стапель--сборка судов, просмотр каньона
1817.07м.н. - устье р.Шуй38сплавканьон Омега, мощные шиверы в низовьях Барлыка
1918.07м.н. - брод через р.Шуй5пешкомразборка и просушка катамаранов, движение по дороге, броды через протоки р.Шуй, строительство катамарана для переправы через основное русло р.Шуй
2019.07м.н. - 1 км выше устья р.Оруктугузен17пешкомдорога, неплохая тропа, броды через притоки р.Шуй
2120.07м.н. - устье р.Сайлы-Хем13пешкомтропа периодически теряется, броды через притоки р.Шуй
2221.07м.н. - чуть ниже устья р.Могултур. Стапель.11пешкомдвижение по автомобильной колее
2322.07м.н. - устье р.Орук-Падар13сплавшиверы, пороги 4-5 к.с.
2423.07м.н. - 2 км ниже устья Сайлы-Хема5пешком, сплавразведка и обнос Сайлыхемского каньона, пороги 4-5 к.с.
2524.07м.н. - 3 км выше устья р.Шуй30сплавпороги Тройной, Прижим, мощные шиверы
2625.07м.н. - г.Красноярск7сплав, а/м Собольмощные шиверы, пер.Саянский
27 - 3026.07 - 29.07г.Красноярск - г.Москва-поезд-

2.2. Сплав по р.Барлык от кордона Арзайты до р.Талайлыг

Длина участка 12 км. Перепад высот 160 м. Средний уклон 13,3 м/км.

5 июля. В домике кордона Арзайты удалось переждать дождь и даже немного поспать на деревянных лавках и сетках от кроватей. Завтрак решили готовить здесь же, на печке. Несколько дырок в трубе дымохода заткнули лежавшими на полу кирпичами и признали сооружение годным к эксплуатации.

Пока готовился завтрак, решили разведать окрестности и поискать место для установки лагеря. В 200 м от домика ниже по течению - неплохая поляна, прикрытая с одной стороны повышением берега. Однако, местность открытая, и дорога проходит рядом. Напротив домика на реке сильный бой в скальный карман левого берега, затем, сразу же частокол из металлических труб в русле - очевидно, опоры для будущего моста. Чуть ниже - деревянный мостик на уровне воды. По этому мостику разведчики перебрались на левый берег Барлыка, обнаружив там неплохую полянку рядом с маленьким островком леса чуть ниже устья Арзайты. Вот только со строительным лесом там проблема. Примерно в 1 км выше кордона неплохой лесной массив у самой воды, но там находится жилая юрта чабанов, пасётся скот. Сам кордон Арзайты состоит из 3-4 домиков и стольких же деревянных сооружений типа "сортир". Наиболее целый домик с закрытыми ставнями окнами, видимо, является магазином и периодически бывает открытым. Практически все проезжающие мимо водители останавливались около него и стучали в дверь.

Разведчики, вернувшиеся с другого берега Барлыка, отметили, что вода в реке помутнела и начала быстро прибывать, практически касаясь нижних брёвен мостика. После окончания завтрака путь на левый берег был уже весьма небезопасен, и мы установили лагерь в 200 м ниже на нашем берегу и приступили к стапелю (N 50°29’156”, E 90°44’145”). Лес для рам брали на крутом склоне напротив кордона.

К обеду деревянный мост через реку полностью скрылся под водой, которая приобрела красновато-коричневый оттенок. Рядом с лагерем находилось углубление в галечной отмели, очевидно, расположенное ниже основного русла, т.к. вода фильтровалась сюда через толщу гальки и бежала по дну углубления бодрым, чистым ручейком. Это оказалось весьма кстати, т.к. в р.Арзайты, устье которой расположено в 100 м ниже, вода также была паводковой.

Весь день стояла жаркая, солнечная погода. К ужину, когда все катамараны уже были собраны, отметили, что уровень воды пошёл на спад относительно обеденного максимума. За весь день нас никто не беспокоил, хотя, все проезжающие мимо машины считали своим долгом посигналить в знак приветствия. Пастухи, пригнавшие стадо баранов с верхнего стойбища, также аккуратно обошли наш лагерь по дороге. Ну, и наконец, пограничники, притормозившие у "магазина", не проявили к нам ни малейшего внимания.

6 июля. К утру вода сильно упала, но, тем не менее, оставалась на уровне + 20...30 см относительно того, когда мы увидели реку впервые. Наш источник питьевой воды почти исчез, с трудом удалось набрать каны при помощи кружки. Погода отличная. Сплав начали в 11.00. Расход воды в точке старта приблизительно 10-12 куб.м. Сразу оговоримся, что точное определение расхода весьма сомнительно, т.к. непривычно высока скорость течения.

В 100 м ниже лагеря справа впадает р.Арзайты, вода в ней уже прозрачная, в отличии от Барлыка. Через 50 м от стрелки первое простое препятствие, представляющее собой короткое скальное сужение с несколькими невысокими сливами и прижимами поочередно к обоим берегам. Шли сходу.

Перед устьем р.Анчи (справа) на правом повороте видны крупные камни в русле. Для осмотра зачалились на правый берег. Два камня на самом повороте делят русло на три прохода. Препятствие не выше 3...3+ к.с, однако, осмотр желателен, т.к. сразу за поворотом весь центр русла забит достаточно острыми камнями. После осмотра К4-1 и К2 прошли под левым берегом, выполнив S-образный манёвр, а К4-2 на повороте резко ушел в правый проход. После поворота Барлык крутопадающей мелководной шиверой скатывается к устью р.Анчи. На притоке выше устья видны остатки разрушенного моста.

После стрелки река круто поворачивает влево. Сразу за поворотом мы зачалились на левый берег, т.к. впереди увидели крутой правый поворот и мощный прижим к скалам левого берега. Река постепенно начинает заглубляться в каньон с невысокими стенками. Это место можно считать началом каньона "Узкий".

Каньон "Узкий". 4+...5 к.с. Длина около 1 км. Начинается практически сразу после устья р.Анчи входной шиверой около 200 м. В середине шиверы крутой правый поворот с прижимом к левобережным скалам, далее относительно спокойный участок до крутого левого поворота. В 20-30 м за поворотом уклон резко увеличивается, и без того узкое русло сжимается невысокими скальными выходами. В этом "лотке" на протяжении 100-150 м расположены несколько сливов до 1-1,2 м и прижимов к берегам. Это первое ключевое место каньона. Далее "лоток" немного расширяется, следует около 50 м быстротока и второе ключевое место. Крупный обломок скалы, стоящий у правого берега, оставляет узкий проход слева. Сразу за обломком поток бьёт в выступ левого берега и поворачивает вправо на 90°. Далее стенки каньона повышаются до 10-12 м, в русле на протяжении 250-300 м несколько прижимов к скальным берегам. За 50 м до устья крутопадающего левого притока каньон немного расширяется, с обоих берегов есть удобные спуски к воде. Это место мы посчитали окончанием каньона "Узкий".

По левому берегу мы осмотрели прижим на правом повороте, после чего прошли всю входную шиверу и зачалились сразу за крутым левым поворотом: К4-1 и К2 к левому берегу, а К4-2 к правому. После осмотра ключевых участков каньона "Узкий" мы установили три точки страховки спасконцами с разных берегов. Первым порог проходил экипаж К2. Чисто преодолев узости первого ключевого места, двойке не удалось избежать удара о выступ скалы во втором ключевом месте, но всё обошлось удачно. Неожиданно мощными оказались прижимы в заключительной части каньона. Из-за узости русла и высокой скорости течения приходилось работать заблаговременно и в полную силу, уворачиваясь от скальных берегов. К2 зачалился в конце каньона к левому берегу, где и остался для организации страховки.

Экипаж К4-2 снял спасконцы с правого берега и начал прохождение каньона. Однако, видимо не рассчитав свои силы, ещё в первом ключевом месте катамаран не смог увернуться от выступа правого берега и был к нему прижат. Левый баллон с гребцами сразу же ушёл под воду, но экипажу удалось избежать переворота, своевременно покинув судно. В процессе самоспасения было упущено два весла, одно из которых выловила страховка ниже, а второе прошло незамеченным. К4-2 на верёвках провели чуть ниже по течению, до более пологого берега и подняли из воды. Обнаружив повреждения оболочки и рамы, экипаж отказался от дальнейшего прохождения препятствия и обнес катамаран до конца каньона по правому берегу.

Экипаж К4-1, учтя печальный опыт, разгрузил вещи и отнёс их в то же время в конец каньона по левому берегу, после чего приступил к прохождению. Несмотря на кажущуюся узость каньона, четвёрке удалось чисто пройти первое ключевое место, но во втором, как и двойка, не избежали удара о левобережный выступ скалы. Очень сильно пришлось поработать в выходной части каньона. Для разминки - потрясающий слалом. Зачалились к левому берегу на выходе из каньона и встали на обед.

За время обеда подремонтировали суда и осмотрели дальнейший участок реки. Собственно, понятие "окончание каньона Узкий" - чисто условное, просто в этом месте есть удобная чалка и выход на любой из берегов. Далее, на протяжении 400-500 метров просматривается прямой участок "каменной трубы" с высотой стенок 10-12 м. Но русло здесь значительно шире и препятствия существенно проще, можно идти сходу. В конце прямого участка река поворачивает влево, видны выходы красных скал и резкое увеличение уклона. Это начало каньона "Красный".

Каньон "Красный". 4+...5 к.с. Протяженность более 1 км, начинается за левым поворотом русла. На участке 300-400 м река проходит ряд узостей со сливами 1-1,2 м и навалами на скальные берега, постепенно втягиваясь в каньон с высокими стенками. Далее на локальном правом изгибе русла расположено ключевое место каньона: поток бьёт в выступ левого берега и резко уходит вправо, в щель шириной около 3 метров. Точному заходу мешает полуобливной камень в центре русла перед узостью. Затем идёт относительно спокойный прямой участок каньона, скалы повышаются здесь до 20-25 метров. За левым поворотом следует серия из нескольких мощных прижимов к отвесным береговым скалам, после чего правый берег резко понижается. Здесь удобное место для чалки и обноса вещей.

Мы зачалились перед каньоном "Красный" сразу за левым поворотом к левому берегу. Перед ключевым местом высокая левобережная скала обрывается в воду, препятствуя дальнейшему проведению разведки, обносу вещей и организации страховки. Поэтому, нам пришлось поочередно перечаливаться в маленький уловок правого берега, где был возможен подъем наверх. Вообще, с чалками на правый берег "с наплыва" здесь достаточно тяжело и лучше не полениться и присмотреть место заранее.

После просмотра, установки трёх точек страховки (две в районе ключевого места и одна в конце каньона) и разгрузки четвёрок экипажи в порядке К2, К4-2, К4-1 поочерёдно прошли порог. Ключевое место все преодолели достаточно чисто, только К4-2 слегка задел выступ левобережной скалы. А вот на выходе из каньона расслабились и "собрали" почти все прижимы.

После окончания прохождения обнесли все вещи в конец каньона. Ещё при перечалке, к нам в гости пожаловали двое местных пастухов, но на "вежливое предложение держаться подальше от наших вещей" они быстро согласились и наблюдали за нами издалека. Тем не менее, в процессе всего прохождения порога приходилось оставлять дежурного сначала в точке старта, а потом и на чалке в конце каньона.

В 300 м ниже окончания каньона "Красный" просматривается понижение левого берега с удобным выходом. Там мы и наметили очередную чалку, т.к. пора уже было вставать на ночёвку, и, желательно, вне досягаемости местными жителями. Каково же было наше разочарование, когда зачалившись, мы увидели в 100 м ниже по течению мост через реку. Но, делать нечего, нашли ровную полянку у самой кромки леса и поставили лагерь (N 50°31’152”, E 90°42’856”). Надо отметить, что местных жителей мы в этот день больше не видели и никто в гости к нам не приходил. Единственная проблема на этой стоянке - с водой. Барлык был мутный, и вода вновь начинала подниматься, а распадок ручейка, обозначенного на карте рядом, заканчивался сухим селевым выносом. В 400 метрах ниже лагеря дежурные обнаружили в каньоне заводь, образованную галечной отмелью, через которую вода хорошо фильтровалась. Туда и ходили поочерёдно за водой.

7 июля. К утру вода поднялась на 10-15 см. Часов до 11 мы пережидали сильный дождь, выплыли, как только он немного утих. Через 100 м ниже по течению мост, под ним достаточно сильный прижим к левому берегу, необходим заблаговременный манёвр. За мостом ещё некоторое время сохраняются каньонные стенки, однако, русло становится шире, в нём появляются галечные отмели. Участок сплава до устья р.Талайлыг по нашей воде можно оценить как хороший фоновый сплав 4 к.с.

Примерно в 400-500 м выше устья р.Улуг-Кожай (слева) за крутым левым поворотом находится "скальный лоток" с невысокими стенками и проходом на грани габарита для четвёрок. Далее в русле большая крупногалечная отмель, огибая которую, река делает широкую петлю. На этой отмели мы обнаружили второе весло, упущенное при прохождении каньона "Узкий". Перед устьем притока - жилая юрта. Само устье Улуг-Кожая плохо видно с наплыва, т.к. закрыто крупным камнем в русле.

За 1 км до стрелки с Талайлыгом на левом берегу несколько юрт. Когда мы поравнялись с ними, оттуда с радостными воплями выскочила огромная толпа детей разных возрастов. Пришлось зачалиться, чтобы пообщаться. Заправляла всей этой "ордой" некая мадам весьма солидного, городского вида. Она пояснила нам, что здесь у них некое подобие пионерского лагеря, куда на все лето привозят детей. К сожалению, в суматохе мы упустили из виду на чём, откуда и по какой дороге их сюда привозят. Мадам попеняла нам, что мы так задержались, т.к. они ждали нас ещё вчера (видимо, местное радио работает), после чего расспросила о наших планах и предложила, в случае необходимости, оставить у них заброску. Также она сообщила нам, что заночевать можно в 3 км выше устья в пустующих домиках "базы Талайлыг" или прямо на стрелке, пообещав, что нас никто беспокоить не будет.

Дождик вновь начал усиливаться, и мы, вежливо попрощавшись, отплыли. Расход Барлыка значительно возрос, некоторым бочкам в шиверах почти удаётся останавливать четвёрку. Чалились на левый берег в 30-40 м выше стрелки (N 50°32’347”, E 90°38’859”), откуда по автомобильной колее поднялись около 50-60 м вверх по Талайлыгу, где и нашли неплохую полянку для лагеря. Дождь уже перешёл в ливень, вода в притоке явно выше среднего уровня. Расход Талайлыга был сравним с Барлыком и составлял около 25-30 куб.м. Прямо напротив лагеря в русле мощный завал из трёх деревьев.

2.3. Переход в верховья р.Талайлыг

8 июля. Сильный ливень продолжался всю ночь, утро, и утих только часам к 12.00. Быстро разобрали катамараны и развесили их, в надежде хотя бы слить лишнюю воду. Пока готовился обед, нашли в скалах большого размера нишу и спрятали туда заброску в гермомешках. Вышли около 14.00.

Практически сразу автомобильная колея уходит вброд на противоположный берег. Нам пришлось проходить неприятный участок 70-80 метров по крупному куруму вдоль кромки воды. Колея возвращается на наш, правый берег через 400-500 метров в начале лесного массива. Слева подходит ещё одна колея, видимо, основная, которая огибает возвышение на стрелке с другой стороны и ведёт напрямую в "пионерский лагерь". Примерно, через 20 минут хода по автомобильной колее - база "Талайлыг": несколько домиков и строений, остатки вездеходной техники. В одном из домиков обнаружили семью тувинцев, крайне напуганную нашим появлением.

Вскоре после базы тропа выходит на верхнюю террасу и идет по ней. Двигаться легко, скорость передвижения составляет 4-5 км в час, пока не начинаются достаточно глубокие сухие распадки ручьёв. За одним из таких распадков тропа выходит на берег реки, где расположено зимовье и загоны для скота. В районе зимовья много местной разновидности крапивы, визуально она не похожа на нашу, а "кусается" даже сквозь толстый капрон.

Правый приток - р.Чайлалыг перешли по мостику из брёвен чуть выше устья. Вскоре после переправы тропа упирается в бом правого берега (N 50°29’503”, E 90°33’115”), высокая вода закрыла проход. Участок 3-4 метра преодолели свободным лазаньем по наклонным скалам с взаимостраховкой и страховкой в 20 м ниже спасконцом. Разведка показала, что обойти это место верхом, поднявшись и спустившись по крутой, мокрой осыпи из грязи и мелких камней, было бы опасней.

Далее тропа идет вдоль реки до притока Тумзе (справа). Брод через приток в месте поворота его долины, максимальная глубина брода 70-80 см. Сразу после брода хорошая тропа выводит на берег Талайлыга и здесь заканчивается. В этом месте на карте нарисован мост, в действительности, здесь всего лишь брод, непроходимый в нашу воду. Тут мы встретили группу молодых тувинцев, в задумчивости стоящих у воды - им надо на другую сторону. По этому берегу, с их слов, дальше дороги нет.

Поднялись "в лоб" по крутому, заросшему лесом склону на верхнюю террасу и обнаружили здесь неплохую тропу. Возможно, подъём сюда непосредственно сразу после брода был бы существенно легче. Перед устьем Улуг-Теректыга (слева) тропа раздваивается, мы пошли вправо, в сторону стрелки. В устье притока несколько домиков и деревянных строений. Торная тропа с высокого берега над стрелкой круто спускается к воде и идёт вдоль реки. Через 400-500 метров она упирается в бом, непроходимый из-за большой воды. В этом месте на карте обозначен брод, также сомнительный в нашу воду.

Поднявшись по крутому склону на 30-40 метров вверх, нашли неплохую тропу. Очевидно, на развилке надо было идти влево. Следует отметить, что всё вышесказанное относится к высокому уровню воды, когда все броды сложны или опасны. Основная тропа в этом месте, судя по карте и замеченным нами пастухам на лошадях, уже идет по левому берегу Талайлыга.

Тем не менее, продолжили движение по тропе, которая через 20 минут круто спустилась к реке в устье сухого ручья. Сразу за ручьём неплохая полянка, где мы встали на ночёвку (N 50°29’669”, E 90°31’266”). ЧХВ от устья Талайлыга 3 часа 10 минут. К вечеру отметили, что вода в реке заметно посветлела.

9 июля. К утру вода упала на 20-25 см. Вышли около 10.30. Через 15 минут хода от лагеря тропа снова упёрлась в бом. Поднялись на 30-40 метров вверх вдоль русла ручейка и нашли слабую тропинку. Через 20-25 минут хода на спуске окончательно потеряли тропу и вышли на берег Талайлыга сквозь густые заросли смородины. Впереди снова виден высокий, непроходимый бом. В 100 метрах ниже по реке обнаружили брод (N 50°29’852”, E 90°30’508”) перед правым поворотом русла. Ширина реки 30-35 метров, максимальная глубина у левого берега 80 см. Перешли поочерёдно с самостраховкой.

Сразу за бродом подъём около 30 метров на верхнюю полку. Тропа некоторое время идёт по ней, а затем плавно спускается к воде. Здесь она продолжается вдоль мелководной протоки Талайлыга, бродит её по камням, некоторое время идёт по острову и вскоре раздваивается. В этом месте на хорошей полянке мы сделали обед, совместив его с разведкой пути. Через 500-600 метров дальше по острову тропа упирается в непроходимый бом и бродит на правый берег, где чуть выше также видны отвесные скалы.

Поэтому, сразу после обеда мы вновь перешли по камням мелководную протоку и начали крутой подъем на борт долины. Здесь следует соблюдать осторожность, т.к. серпантины тропы местами осыпаются. Поднявшись, обнаружили верхнюю тропу, откуда хорошо просматривается дальнейший путь движения. Впереди виден невысокий плоский боковой хребет, прижавший реку к правому берегу и образовавший каньон. Перед хребтом в распадке расположены два коша. К нижнему, стоящему почти у самой воды, и идет наша тропа. Мимо верхнего коша идет своя тропа, которая плавно поднимается и пересекает боковой хребет через своеобразный "мини-перевал", срезая большую "дугу" Талайлыга.

Пройдя некоторое время по тропе, мы сошли с неё и двинулись напрямую к верхнему кошу. Здесь нашли новую тропу и по ней поднялись на "мини-перевал". Отсюда хорошо видно, что далее долина Талайлыга сильно расширяется и выполаживается, что подтверждается картой. Оценив обстановку, приняли решение заканчивать пешеходную часть маршрута и начинать сплав непосредственно перед каньоном.

На спуске с "мини-перевала" тропа пересекает ручей, вдоль которого мы и вышли к реке. За 50-60 метров до Талайлыга ручей упирается в большое "каменное поле" и уходит под землю. В этом месте на правом берегу ручья неплохое место для лагеря (N 50°30’651”, E 90°27’332”). ЧХВ от места ночёвки около 2 часов. Леса для строительства вокруг полно, не торопясь, начали стапель.

10 июля. Полночи и днём, часов до 12.00, продолжался сильный ливень, однако, вода по-прежнему светлая, уровень не изменился. Сборку катамаранов закончили около 16.30. До ужина успели просмотреть каньон, наметить места чалок и спилить дерево, торчащее в заходной шивере. Около нижнего коша каньон заканчивается, оттуда возвращались в лагерь по тропе вдоль высокого берега.

2.4. Сплав по р.Талайлыг

Длина участка 25 км. Перепад высот 411 м. Средний уклон 16,4 м/км.

11 июля. Сплав начали чуть выше устья притока, на котором строились. Расход воды в Талайлыге около 10-12 куб.м в сек, на наш взгляд, средний или немного ниже, вода прозрачная. В 100 м выше по течению на реке виден участок шиверо-порога с неплохим уклоном. При желании можно занести суда вверх и раскататься перед каньоном, но мы не стали тратить время. До начала каньона 400-500 м сплава по шивере средней сложности с обилием камней. Река на этом участке делает плавную дугу вправо, впереди виден крутой левый поворот, под высоким склоном правого берега большая наледь. Это начало каньона "Пасхи".

Каньон "Пасхи". 5...5+ к.с. Протяжённость около 2,5-3 км. Состоит из входной шиверы, трёх порогов, разделённых участками быстротока со слаломом между камней и выходной шиверы. Препятствия каньона отличаются большим уклоном и обилием крупных камней в русле, при повышении уровня воды некоторые из порогов могут стать 5+...6 к.с. На протяжении всего каньона по левому берегу вдоль воды идет тропа, что облегчает обработку препятствий. В двух местах тропа обходит поверху невысокие скальные бомы. Мы проходили каньон на разгруженных судах, оставив вещи в лагере на месте стапеля. Ввиду отсутствия свободных от прохождения участников, дежурного в лагере не оставляли. К счастью, всё закончилось хорошо, все вещи целы. (Кстати, местных жителей мы не видим уже третий день.)

Шивера "Входная". 3...3+ к.с. Протяженность около 200 метров, начинается на крутом левом повороте. Русло здесь разбивается на две протоки большим островом с лесом. Правая протока сильно забита крупными камнями, основной поток сваливается в левую протоку, здесь узкая крутопадающая горка со сливами до 1 м, много открытых камней. В середине шиверы крутой правый поворот с навалом на левобережные камни. За слиянием проток - небольшое расширение русла, удобная чалка на левый берег.

Мы остановились перед началом каньона за 40-50 метров до крутого левого поворота. Убедившись, что за ночь никаких "сюрпризов" в виде упавших деревьев в русле не появилось, мы поочерёдно прошли входную шиверу и зачалились на левый берег за слиянием проток.

Порог "Горка". 4+...5 к.с. Длина около 80-100 метров. Начинается после короткого участка быстротока за входной шиверой на правом повороте русла. Перед поворотом у правого берега стоит большой камень, по форме напоминающий "яйцо". Крупные камни в русле образуют крутопадающую горку из нескольких сливов более 1 метра каждый, последний слив с достаточно мощной бочкой. В нескольких метрах за этим сливом поток наваливается на гряду полуобливных камней, направленную вдоль русла. Проход возможен как справа, так и слева от гряды. За слиянием струй идет короткий участок слалома между обливных и надводных камней. Далее удобная чалка в голове галечного острова, расположенного ближе к левому берегу.

Мы поставили две точки страховки спасконцом на выходе из порога, после чего суда поочерёдно прошли "Горку". За входными сливами все экипажи смещались вправо, обходя продольную гряду, и далее шли с лавировкой между камней. Чалились в голове галечного острова и на левом берегу перед ним.

Далее до крутого левого поворота на участке около 250 метров идёт быстроток с обилием камней в русле. В некоторых местах проходы между камней чуть шире катамарана-четвёрки. За левым поворотом начинается самое сложное препятствие каньона - порог "Петля Талайлыга".

Порог "Петля Талайлыга". 5...5+ к.с. Протяженность около 350-400 метров. За крутым левым поворотом правая часть русла забита крупными глыбами. Под левым берегом образуется слив около 1,5 м с последующим навалом на полуобливной камень, с "подушки" которого вода сваливается в обе стороны. Вправо идёт горка из нескольких сливов меньшей высоты. После короткого участка быстротока с открытыми камнями в русле следует 1,5 метровый слив между двух крупных глыб в центре русла. Сразу за сливом идёт участок 50-60 метров, сильно засорённый открытыми камнями, после чего следует крутой поворот вправо на 900. На самом повороте у правого берега мощный многоступенчатый котёл сложной формы. На выходе из порога прижим к скале левого берега. Чалка сразу за этой скалой влево, проход по берегу к месту чалки только по тропе через невысокий бом.

Перед прохождением мы поставили три точки страховки спасконцом: за сливом в середине порога, на крутом правом повороте и в месте предполагаемой чалки. Т.к. на участке быстротока перед порогом мы не нашли удобной чалки, то стартовали непосредственно от места чалки за порогом "Горка". Получился достаточно протяженный участок сплава, на котором сложно запомнить все ориентиры. Тем не менее, все экипажи успешно прошли препятствие. Во входной слив прыгали, стараясь направить носы вправо, на середину русла, далее разгонялись и пробивали слив в центре русла, после чего резко уходили под левый берег, огибая на крутом правом повороте неприятный котёл. В этом месте без посадки на камни не обошлось ни у одного экипажа. Миновав прижим, чалились сразу за скалой на левый берег.

Далее следует достаточно длинная шивера средней сложности, включающая в себя крутой левый изгиб реки и прямой участок за ним. Уклон здесь заметно снижается. Мы осмотрели этот участок от места чалки за порогом "Петля Талайлыга" и поочерёдно перегнали суда до начала плавного правого поворота. Впереди видны крупные камни в русле и значительное падение воды. Это начало порога "Остров". Перед ним удобная чалка в камнях левого берега.

Порог "Остров". 4+...5 к.с. Протяжённость около 300-400 метров. Первые 70-80 метров порога представляют собой мощную крутопадающую горку из сливов до 1,2-1,5 м с бочками. Затем уклон несколько уменьшается, в русле быстроток со слаломом между крупными надводными камнями. Далее на крутом правом повороте в центре русла каменный остров. Более полноводная, левая протока заканчивается хитрой "ловушкой" из камней и брёвен. В правой протоке, имеющей ширину 4-5 м, по центру стоит острый "зуб", едва прикрытый водой. За слиянием проток препятствие заканчивается.

Перед прохождением установили две точки страховки спасконцами у окончания входной горки сливов. Все три экипажа проходили горку по основной струе, на скорости пробивая сливы и бочки, старались удержать судно от разворота. Далее до крутого правого поворота шли с лавировкой между камней. На правом повороте К4-1 и К2 уходили в левую протоку, чалились чуть ниже "головы" к острову и по нему переносили катамараны в конец порога, чтобы избежать повреждений. Экипаж К4-2 присмотрел для себя узкий проход между правым берегом и "зубом" в правой протоке. Однако выполнить задуманный манёвр не удалось, и судно серединой баллона проехало по "зубу", к счастью, отделались всего лишь царапиной.

Шивера "Выходная". 3+...4 к.с. Длина около 150-200 метров. Начинается в 30-40 метрах за слиянием проток на крутом левом повороте. Сразу за поворотом в русле россыпь камней разных размеров, создающих запутанный лабиринт. Приходится энергично маневрировать, чтобы не сесть на камни. В конце шиверы скальные стенки берегов расступаются. Проходили тандемом после беглого осмотра, чалились к левому берегу на быстротоке, чуть ниже коша.

Оставив катамараны в месте чалки, мы вернулись в лагерь по тропе, идущей по высокому берегу вдоль реки. После обеда свернули палатки и перенесли все вещи к судам, загрузились и продолжили сплав.

Примерно в 400 м сплава от коша река делает плавный левый, а затем правый поворот. Здесь уклон резко возрастает, видны крупные камни в русле, за ними горка из нескольких сливов высотой 1-1,2 м. К4-1 и К2 прошли сходу вдоль левого берега, К4-2 - по центру.

Через 300-400 метров, перед крутым левым поворотом зачалились на левый берег до отделения мелководной левой протоки. На повороте русло забито крупными камнями, основная струя круто уходит влево и падает ступеньками сливов с навалами на береговые камни. За правым поворотом идёт короткий прямой участок быстротока, далее в центре группа больших камней. Узкие проходы есть вдоль правого и левого берегов. Участок проходили поочерёдно после осмотра с левого берега.

Примерно через 500-600 метров идёт свал воды под скалу правого берега, затем крутой водосброс через крупные камни в центре русла. Через 30 м река делится на две протоки галечным островом. Правая протока круто отворачивает вправо, здесь огромное дерево поперёк струи (N 50°30’133”, E 90°29’886”). Прохождение-проводка по мелководной левой протоке.

За слиянием проток сначала левый, а затем плавный правый поворот, на котором идёт мощная крутопадающая горка сливов. К4-1, выполняя манёвр, не успел увернуться от берегового камня и пробил дырку в левом баллоне. Зачалились через 50-60 метров в небольшой заводи левого берега ( то ли устье маленького притока, то ли впадение мелководной протоки). Здесь же и встали на ночёвку, благо есть хорошая полянка на высоком берегу (N 50°30’054”, E 90°30’081”).

Участок реки ниже каньона, пройденный нами за сегодня, можно оценить хорошим фоновым сплавом 4...4+ к.с. Ввиду узости русла и высокой скорости течения, требуется интенсивный манёвр.

12 июля. От места ночёвки уклон реки несколько падает. Перед устьем Улуг-Теректига (слева) разделение на протоки. К4-1 и К2 прошли мелководной левой протокой, К4-2 обнёс острую плиту на заходе в правую протоку и далее прошёл справа. Почти до самого устья река сохраняет характер непрерывной шиверы с отдельными крутопадающими горками, весь участок можно оценить фоном 3+...4 к.с. О завале в устье Талайлыга мы помнили ещё с начала пешеходной части, а потому, как только увидели последний поворот реки, сразу зачалились к правому берегу в месте выхода на него автомобильной колеи. На месте нашей стоянки устроили обед, во время которого все суда и вещи перенесли по дороге к стрелке с Барлыком (за завал), а так же забрали благополучно сохранившуюся заброску.

2.5. Сплав по р.Барлык от устья р.Талайлыг до р.Чазадыр

Длина участка 30 км. Перепад высот 287 м. Средний уклон 9,6 м/км.

Уровень воды в Барлыке после стрелки с Талайлыгом существенно снизился по сравнению с тем, что мы видели несколько дней назад. По нашим оценкам, сейчас около 40-45 куб.м в сек, в Талайлыге вода прозрачная, в Барлыке - слегка мутноватая. Сразу за стрелкой река сжимается высокими берегами, местами отвесные скалы. Это начало Бертойского каньона.

Каньон "Бертойский". 4...4+ к.с. Протяжённость препятствия около 8 км. Начинается сразу за устьем Талайлыга, окончанием мы посчитали устье правого притока - р.Устю-Пахаш. Каньон условно можно разбить на две части: до устья левого притока - р.Берт-Ой и после, первая часть несколько сложнее. Препятствия каньона представляют собой, в основном, мощные шиверы, прижимы, навалы на крупные камни в русле. Сложность отдельных препятствий не выше 4 к.с., однако, учитывая длину каньона и то, что передвижение вдоль берега местами затруднительно или вовсе невозможно, стоит добавить полкатегории. Опытным экипажам при нормальном уровне воды можно идти сходу. У нас завалов не встретилось, хотя, несколько потенциально опасных мест в каньоне мы отметили.

12 июля после обеда мы отплыли от устья Талайлыга. Увеличившийся вдвое расход реки ощущается сразу же, поэтому, первые препятствия Бертойского каньона мы шли очень аккуратно: впереди тандем К2 и К4-1, через 40-50 метров К4-2, при малейших сомнениях старались просматривать препятствие. В основном, линия движения видна с воды, однако, зачастую это становится очевидным только на перегибе первого слива, т.к. уклон в каньоне достаточно высок и виден на глаз.

Обязательно посмотреть с берега мы рекомендуем только одно место: после небольшого ручья справа, река мощной шиверой идёт вдоль скальной стенки левого берега и круто поворачивает вправо, впереди видна большая скала правого берега с отрицательным уклоном, на неё навал воды. Чалиться для просмотра лучше напротив скалы или чуть дальше к левому берегу, при этом чалка осложнена крупным надводным камнем в сужении напротив скалы. В 50 метрах ниже видны крупные камни в русле и большое падение воды. Здесь расположен мощный слив до 1,5 метров через гряду крупных обливных камней. По центру и справа слив более крут, с мощной бочкой. Прыжок через обливные камни в этой части русла может быть чреват неприятностями. Достаточно чистый проход по "языку" вплотную к крупному левобережному камню.

Далее до устья левого притока - р.Берт-Ой ещё несколько препятствий, которые мы шли с просмотром, хотя они более "читаемы" с наплыва, чем предыдущие. Чалились на левый берег сразу за крутым левым поворотом перед устьем притока. Здесь небольшая ровная полочка удобная для стоянки (N 50°33’343”, E 90°38’517”).

13 июля. Днёвка в устье р.Берт-Ой. Место очень живописное, в обрамлении 100-метровых скальных стенок. Сознание того, что дороги "вдоль Барлыка" на этом участке нет и не может быть, к нам пришло уже давно. Прямо от нашего лагеря можно подняться на узкий, как "нож", скальный хребет, являющийся водоразделом Барлыка и Берт-Оя. На самом притоке в 50 м выше устья красивый водопад 6-7 метров высотой. Чуть выше по склону - "море" горелого сухостоя, дрова на баню напилили очень быстро. В мелководной протоке Барлыка выложили запруду из камней, получилась отличная ванна. В течение всего дня пытались ловить рыбу в устье Берт-Оя и выше по Барлыку, итог - 8 хариусов среднего размера на 5 спиннингов. К вечеру пошёл сильный дождь, так что последняя партия мылась в ускоренном темпе.

14 июля. К утру вода незначительно поднялась. Сложность препятствий после впадения Берт-Оя несколько снижается, однако, остаётся на уровне 3+...4 к.с., так что расслабляться не приходится. Во второй части каньона можно выделить мощный прижим к скале правого берега, перегородившей наполовину русло на крутом левом повороте. Хорошим ориентиром этого препятствия является узкая долина крутопадающего правого притока, обозначенного на карте. Далее стенки каньона начинают постепенно понижаться и к устью р.Устю-Пахаш совсем расходятся. Но, вплоть до самого притока, на Барлыке сохраняются мощные шиверы.

До устья следующего правого притока - р.Орту-Пахаш около 25 минут сплава. Река здесь течёт, в основном, одним руслом среди живописных берегов, встречаются шиверы средней сложности и перекаты. За устьем Орту-Пахаша Барлык начинает сильно петлять и дробиться на протоки. Шли сходу, выбирая наиболее полноводную протоку, завалов не встречали. Примерно за 4 км до устья Чазадыра все протоки собираются в одно русло, впереди видна узкая щель, которую Барлык "пропилил" в высоком скалистом хребте. Это начало Чазадырского каньона.

Каньон "Чазадырский". 4...4+ к.с. Протяжённость около 3 км. Поначалу препятствия представлены простыми прижимами на поворотах русла и одиночными камнями в струе с навалами на них. Далее, на крутом левом повороте в русле несколько разрушенных опор, очевидно, от бывшего здесь когда-то моста. Требуется энергичный манёвр по уходу в левую часть струи. Затем, за правым поворотом, на длинном прямом участке виден резко возросший уклон и обилие камней в русле. Это начало длинной и мощной шиверы-порога, тянущейся несколько крутых поворотов. Барлык здесь уже имеет расход порядка 60 куб.м в сек, а потому, валы до 1,5 м и ступеньки сливов по 1-1,2 м в воротах из камней заставляют работать в полную силу. Схоженным экипажам препятствие доставит большое удовольствие при движении с наплыва. Раза два у нас возникало желание зачалиться перед крутым поворотом и посмотреть, однако, в последний момент линия движения вновь "прорисовывалась". Постепенно каньон расширяется, скальные стенки понижаются, мощь препятствий ослабевает.

Слияние Барлыка с белесоватой водой и прозрачного Чазадыра было видно издалека. Мы зачалились перед стрелкой на правый берег (N 50°42’526”, E 90°34’114”). Здесь каменистая отмель, чуть выше на террасе хорошее место для лагеря, очень много грибов. На противоположном берегу Чазадыра полянка смотрится ещё симпатичней, но там гуляют коровы, мальчишки ловят рыбу, и рядом проходит дорога. Погода отличная - солнце, лёгкий ветерок, сдувающий надоедливых мух. К вечеру всё снаряжение было разобрано и просушено. На крутом склоне, густо заросшем кустарником, оставили в гермомешках заброску. Этим же вечером провели разведку в поисках удобного выхода на дорогу. Разведчики вернулись через 30 минут, сообщив, что "до дороги рукой подать".

2.6. Переход на р.Чазадыр

15 июля. Поднявшись от лагеря на невысокую террасу, вышли на старую автомобильную колею, заросшую травой. По ней прошли вверх по Барлыку до крутого поворота русла. Здесь подъём на высокий берег около 30 метров. Пройдя вдоль берега изгиб реки, вышли на лесную дорогу, которая здесь близко подходит к береговому обрыву (до этого места и дошли вчера наши разведчики). Состояние дороги несколько смутило нас: похоже, что по ней ездили очень давно, тогда как только за вчерашние полдня мы насчитали 5-6 машин в обоих направлениях. Тем не менее, продолжили движение вперёд и успели пройти около 1 км, прежде чем окончательно убедились, что эта дорога ведёт в тупик: впереди был виден спуск в распадок, выхода из которого не было.

Пришлось снова проводить разведку сразу в двух направлениях: обратно по этой дороге и вверх по склону. По результатам разведки, поднялись вверх по склону на 70-80 метров, двигаясь по слабой тропинке вдоль небольшого распадка, после чего вышли на основную дорогу. ( В действительности, от места выхода на старую лесную дорогу у обрыва реки, надо было вернуться по ней назад около 300-400 метров до отделения её от основной дороги.) Далее, до перевала в боковом хребте г.Тазойм идут несколько крутых витков серпантина. Со всеми "блужданиями" подъём от лагеря до перевальной точки занял около 1 часа ЧХВ.

С перевала за одну получасовую ходку спустились по дороге до её выхода непосредственно к руслу Барлыка. Следует отметить, что за всё время движения от лагеря мы нигде не встретили воды, все распадки мелких ручейков были сухими. Учитывая, что дальнейшее движение предстоит по аналогичной местности, мы заполнили водой все имеющиеся пластиковые бутылки.

От реки дорога начинает плавно подниматься вверх, пересекая по диагонали большую открытую террасу. Через 30 мин ЧХВ подошли к началу узкого распадка, ведущего к перевалу. Здесь уже начинается зона леса. Воды, как и ожидалось, нет. Немного не доходя до перевала, устроили перекус с горячим чаем из принесённой с собой воды. Подъём от начала распадка до седловины перевала занял 30 мин ЧХВ. Сам перевал Чазадыр (1751 м, н/к) представляет узкую скальную щель с невысокими стенками, по которой проходит дорога.

Спуск с перевала до выхода дороги из зоны леса занял у нас 15 мин ЧХВ. Чуть левее выхода дороги на большую открытую террасу, стоит жилой кош. На реке в этом месте - разбои. Идти по дороге вправо, в сторону нарисованных на карте домиков пос.Чазадыр, не имело никакого смысла, поэтому мы пошли вниз по течению, мимо коша, пересекая по диагонали террасу и постепенно приближаясь к руслу реки. Через 15 мин ЧВХ мы вышли к реке в том месте, где все протоки собрались в одно русло. Здесь просто чудесная полянка, на которой мы и поставили лагерь(N 50°41’241”, E 90°39’145”). Идея завтрашней днёвки пришла в голову всем одновременно, тем более, что идём с опережением графика. После обеда начали неторопливый стапель, с лесом проблем нет.

16 июля. Днёвка. Место отличное, поляна двухъярусная: ближе к воде под невысоким склоном костёр, чуть выше - палатки. Мелководная левая протока, впадающая рядом с лагерем, в этом месте образует большую и глубокую заводь, куда можно не торопясь зайти или эффектно плюхнуться с 2-х метрового обрыва. Учитывая, что весь день термометр зашкаливал за 30°, а на небе ни облачка, в эту "ванну" народ наведывался регулярно. Вода, правда, ледяная.

В ближайшем лесном массиве в изобилии произрастали не только продолины с поперечинами, но и грибы ( в основном, шампиньоны, сыроежки и козлята), так что к вечеру была хорошая закуска. В 300-400 м ниже лагеря по течению - начало каньона, где есть множество уловов удобных для рыбалки. Однако, результат такой же, как и на предыдущих речках: за весь день общими усилиями поймали 6-7 хариусов среднего размера.

Перед ужином провели разведку каньона по тропе левого берега. Просмотреть возможно только первые 2 км до крутого правого поворота, далее дорогу преграждают отвесные скалы. Препятствия на просмотренном участке представлены, в основном, простыми прижимами и мелководными шиверами не выше 3 к.с. Уровень воды - средний или чуть ниже.

2.7. Сплав по р.Чазадыр от начала каньона до устья

Длина участка 11 км. Перепад высот 154 м. Средний уклон 14 м/км.

17 июля. Выше лагеря по течению мы практически не ходили, однако, данные топографической карты и та картина, которую мы видели с перевала Чазадыр, позволяют предположить, что на участке от пос.Чазадыр до точки нашего стапеля спортивный сплав вряд ли целесообразен. Река сильно меандрирует, разбивается на многочисленные мелководные протоки, в которых возможны завалы. Глядя на карту, всё вышесказанное можно отнести вообще ко всей реке Чазадыр от верховий и до начала каньона.

Стартовали от лагеря около 10 часов, погода отличная, на небе ни облачка. Уровень воды за ночь не изменился - средний или чуть ниже. По нашим оценкам, расход воды составляет порядка 10 куб.м/сек. В 300-400 метрах ниже по течению видно сужение русла и скальные выходы по берегам - это начала каньона "Омега".

Каньон "Омега". 4...4+ к.с. Протяженность препятствия около 11-12 км, заканчивается каньон, практически, в устье Чазадыра. Река "пропилила" узкую щель в боковом хребте г.Тазойм, по форме напоминающую букву греческого алфавита. Наиболее сложный участок каньона расположен между крутым правым поворотом русла на 90° и устьем р.Пертой (справа). По воде выше средней можно предположить увеличение сложности каньона до 5 к.с., в основном, за счёт появления мощных прижимов в достаточно узком скальном русле.

Поскольку участок каньона от входа до крутого правого поворота был просмотрен вчера, шли его сходу тандемом. В русле мелководные шиверы и прижимы. За поворотом уклон реки резко возрастает, левый берег переходит в отвесные скалы. На длинном прямом участке всё русло забито камнями разных размеров, требуется интенсивный манёвр. В середине этого препятствия мы зачалились на правый берег, чтобы просмотреть выход из порога. Здесь мощный слив более 1 м в воротах из камней и бой в скалу правого берега на крутом левом повороте. После осмотра прошли поочерёдно. Сложность препятствия 3+...4 к.с.

Далее следуют несколько несложных "горок", которые, при желании, можно просмотреть с берега, после чего начинаются так называемые "Щели Чазадыра" - серия сужений русла со сливами и навалами на береговые скалы. Это самое узкое место всего каньона, река зажата среди отвесных скал, не везде линию движения можно посмотреть с берега. Первая "щель" расположена на крутом левом повороте, здесь мощный слив более 1 м в сужении русла и последующий за ним бой в скалу правого берега. Затем, немного успокоившись, поток вновь разгоняется и падает серией сливов с прижимом к скалам левого берега - это вторая "щель". Сразу за ней небольшое расширение русла под нависающей скалой правого берега. Оба препятствия проходили в связке, поочерёдно, зачаливаясь за второй "щелью" к правому берегу.

От места чалки видно очередное сужение - третья "щель", просмотреть которую по берегу не представляется возможным. Стартовали с интервалом 50 метров друг за другом. Поначалу кажется, что перед крутым правым поворотом русло наглухо забито камнями, и лишь в последний момент "проявляется" чистый слив под левым берегом. Весь участок щелей можно оценить 4...4+ к.с.

Далее, за плавным правым поворотом русла, впереди вновь видно скальное сужение, падение реки заметно увеличивается. Здесь следует зачалиться для просмотра порога "Затычка". С наплыва более удобная чалка просматривается на правом берегу (N 50°43’093”, E 90°37’615”).

Порог "Затычка". 4+...5 к.с. Основная струя идёт правее центра, разгоняясь среди крупных валунов. Перед скальным сужением расположен слив через всё русло с общим перепадом около 1,5 метров. Сразу за сливом лежит крупный скальный обломок, в который упирается основная струя. Примерно треть воды уходит вправо под скальную стенку, выход отсюда осложнён множеством мелких камней. Две трети воды, отражаясь от обломка, отбрасываются обратно под слив, образуя неприятный котёл. Левее котла просматривается относительно чистый слив в узких воротах из камней. Чтобы попасть сюда, надо заранее сойти с основной струи влево и вписаться в ещё одни "габаритные" ворота из двух крупных валунов. За порогом в скальном сужении чистый быстроток.

После осмотра порога с правого берега, перечалились на левый в небольшую бухточку, плохо заметную с наплыва. Перед прохождением поставили страховку двумя спасконцами. К4-1 при выполнении манёвра немного застрял на одном из камней, образующих первые ворота. Остальные суда прошли чисто.

Вскоре после порога с правого берега с интервалом 100 метров впадают два ручья (или две протоки одного ручья), очевидно, это устье р.Пертой. После него каньон значительно расширяется, однако, вплоть до самого устья на реке сохраняются мощные шиверы. Шли сходу. Примерно за 1-1,2 км до стрелки - автомобильный мост через Чазадыр. На прохождение всего каньона нами было затрачено чуть более 3-х часов.

Начиная от порога "Затычка" за нами "гналась" большая чёрная туча, которая разразилась мощнейшим ливнем, как только мы причалили на стрелке. Пришлось срочно натягивать групповой тент и 30 минут пережидать под ним. После окончания ливня приготовили обед и сняли оставленную заброску.

2.8. Сплав по р.Барлык от устья р.Чазадыр до устья р.Шуй

Длина участка 27 км. Перепад высот 152 м. Средний уклон 5,6 м/км.

Уровень воды в Барлыке за время нашей "прогулки" на Чазадыр и обратно практически не изменился, вода имеет тот же белесовато-мутный оттенок, её уровень чуть выше среднего. Барлык ниже стрелки - это уже весьма полноводная река с неплохим уклоном, а потому, мощные шиверы следуют друг за другом, нередки 1,5 метровые валы и "чувствительные" бочки. На протяжении первых 4-5 км за устьем Чазадыра по берегам сохраняются высокие скальные стены, затем долина реки значительно расширяется. Весь участок шли сходу, выбирая линию движения с наплыва.

До устья р.Большой Ак-Хем мы доплыли ровно за 30 минут ( таким образом, средняя скорость движения на этом участке около 15-16 км/час ). Чалились к левому берегу за 50 м до стрелки, берег здесь крутой и обрывистый, высотой 4-5 метров. Чалка непосредственно в устье притока, как нам показалось с наплыва, весьма проблематична. Р.Б.Ак-Хем в устье имеет расход около 5-6 куб.м/сек, на наш взгляд, уровень воды чуть ниже среднего и находится на грани осмысленного сплава на небольших двухместных катамаранах. В русле мелководная крутопадающая шивера. Мы сочли этот приток в данный момент для себя неинтересным и от дальнейшей разведки отказались. Хотя, можно предположить, что при уровне воды выше среднего последние 5-6 км притока со средним уклоном около 20 м/км могут представлять интерес для спортивного сплава на двухместных катамаранах и каяках.

Ещё через 20 минут сплава мы прошли точку, которую заранее занесли в GPS как устье р.Малый Ак-Хем. Однако, ни здесь, ни в ближайших окрестностях ничего, кроме маловодной протоки, вытекающей прямо через лес, мы не заметили. Возможно, это связано с тем, что стрелка с М.Ак-Хемом расположена под острым углом. Не сильно расстроившись по этому поводу, решили сегодня дойти до устья р.Шуй и подготовиться к завтрашней пешке.

Сплав до стрелки с первой протокой р.Шуй занял около 1 часа с несколькими просмотрами. Просматривали левый берег на предмет выбора хорошего места стоянки до устья р.Шуй, но как можно к нему ближе. Хотелось начать пешеходную часть сразу вдоль правого берега притока по дороге, а не быть зависимыми от наличия/отсутствия мостов через протоки р.Шуй. В результате, мы увлеклись и проскочили последнее возможное место стоянки, которое находится за 500-600 метров до стрелки. Основное русло здесь круто уходит вправо под борт долины. Левая - мелководная и незаметная поначалу протока, постепенно обретает мощь, значительно удаляясь от правой и, как выяснилось позже, впадает в р.Шуй в 300-400 метрах выше правой протоки. В общем, мы зачалились к левому берегу в 100 м ниже стрелки рек, напротив детского санатория.

С местами для лагеря здесь не густо. Ближайшую удобную полянку (N 50°50’554”, E 90°23’373”) нашли в 200-250 метрах, двигаясь перпендикулярно реке в сторону санатория. При этом пришлось пересечь ещё одну маловодную протоку. Катамараны к месту стоянки переносили уже под начавшимся мощным ливнем (второй за сегодня), который продолжался весь вечер и полночи.

2.9. Переход в верховья р.Шуй

18 июля. До обеда разбирали и сушили катамараны и вещи, благо погода этому способствовала. Очевидно, после вчерашнего ливня уровень воды в реке Шуй сильно поднялся, мы могли это оценить только по мелким протокам, которые за ночь появились вокруг лагеря. Вышли около 14 часов. Двигались по тропе, идущей мимо строений санатория, далее вышли на грунтовую автомобильную дорогу и продолжили движение по ней. У дороги очень много ответвлений: к реке и от нее, но мы старались выдерживать основное направление – вдоль реки Шуй, ориентируясь на указанный на карте мост через правую протоку.

Через 40 минут ЧХВ от начала движения дорога пересекла вброд мелководную протоку (ширина 15 м, глубина чуть выше колена). Через 10 мин. пересекли еще одну, более мелкую протоку, и через 5 мин после нее уперлись в основное русло правой протоки Шуя (N 50°48’968”, E 90°20’931”). Моста здесь нет, виден только автомобильный брод, но пройти по нему невозможно, т.к. расход протоки составляет около 20 куб.м в сек, а скорость течения очень высока.

В течение часа провели разведку вверх до разделения проток и вниз на 1-1,5 км, моста не обнаружили. На постройку катамарана и переправу у нас ушло около 1,5 часов. Поскольку времени было уже около 19 часов, встали на ночевку сразу за переправой на правом берегу р.Шуй.

19 июля. С утра отличная солнечная погода, уровень воды в реке упал на 15-20 см. Около 11 часов начали движение по дороге, которая постепенно переходит в хорошо набитую тропу. Перед устьем р.Карасу (справа) тропа траверсом идет по высокому бому и затем круто спускается к притоку. Перешли по мосту из бревен. Далее тропа по камням пересекает мелководную протоку и идет по острову.

Крупный приток – р.Тусту-Хем перешли по мостику из бревен чуть выше его устья. Сразу за переправой очень симпатичная маленькая полянка, где мы встали на обед. Во время обеда провели разведку, т.к. дальнейший участок пути в имеющихся у нас отчетах пешеходников был описан весьма запутанно, не ясно было даже по какому берегу лучше идти. Разведка заняла не более 10 мин, т.к. в 100 м выше по реке обнаружили новый мост через р.Шуй и около него несколько пастухов на лошадях. Взятый нами "язык" бодро отрапортовал, что тропа в верховья реки есть по обоим берегам, но по нашему, правому, она лучше.

Продолжили движение по правому берегу р.Шуй. Сразу после моста тропа круто спускается к воде, здесь весьма неприятный участок длиной около 20 метров, где пришлось идти по выступам скал у самой кромки воды. При более высоком уровне воды правобережный бом придется обходить где-то по верху, что существенно прибавит хлопот.

Далее четкая тропа идет вдоль реки, постепенно от нее удаляясь. Крупный правый приток – р. Маганатты, в районе брода через него, течет двумя протоками, поэтому, после брода через первую протоку не следует спешить снимать сплавные кеды – через 100 метров вторая такая же протока. Кстати, ширина каждой протоки около 20-30 метров, максимальная глубина выше середины бедра, так что если обе эти протоки чуть выше по течению сложить, да добавить хороший уклон, который читается по карте, то может получиться весьма интересно, по крайней мере для каяков и двухместных катамаранов. Однако, на проверку этой гипотезы у нас не было времени.

Сразу после брода через вторую протоку Маганатты следует поискать плохо заметное ответвление тропы, которое поднимается вверх на большую открытую террасу. Мы же продолжили движение по основной тропе, которая тут же спустилась к реке и закончилась у брода на левый берег. Брод при нашем уровне воды опасен, пришлось возвращаться назад.

С верхней террасы, куда мы поднялись, в хорошую погоду открывается вид на весь массив г.Мунхулик (3577 м). У нас, к сожалению, гора была закрыта облаками. Двигаться по террасе лучше вдоль ее края, чтобы не пропустить крутой спуск старой автомобильной колеи на нижнюю лесистую террасу. По этой колее мы без проблем добрались до очередного правого притока – р.Оруктугузен, брод по камням.

В 300-400 метрах после брода – мост через р.Шуй. С левого берега приходит автомобильная колея и продолжает движение в нужном нам направлении. Мы же, проведя небольшую разведку, нашли в 300 метрах выше моста хорошую полянку у реки и поставили лагерь (N 50°46’377”, E 90°10’444”). За день по "треку" GPS пройдено 17 км, ЧХВ – 4 часа 10 минут.

Вечером в окрестностях лагеря собрали много грибов, в основном, козлята и сыроежки, попалось несколько подберезовиков. Замечательная получилась закуска. По воле судьбы, наша группа вот уже много лет подряд планирует свои маршруты начиная с первых чисел июля или даже с конца июня, а потому грибы для нас – это весьма большая редкость, как правило, под конец похода. Здешние места в этом плане нас приятно удивили: при сплаве с верховий Барлыка нам и в голову не приходило поискать грибы в лесу, а уже на первой пешке на Талайлыг мы собирали шампиньоны в достаточном количестве.

Вечером одновременно начались две грозы: одна – в низовьях р.Шуй, вторая – за хребтом, видимо в долине р.Хемчик. Хотя дождь у нас так и не начался, но грохотом и "цветомузыкой" на полночи мы были обеспечены.

20 июля. От лагеря вышли на автомобильную колею и продолжили движение по ней. Колея постепенно приблизилась к руслу Оруктугузена и вскоре потерялась в его заболоченных протоках. По обрывкам тропы, постепенно набирая высоту, мы вышли к зимовью. Отсюда по хорошей тропе продолжили движение по высокой лесистой полке. Неожиданно, пройдя 300-400 м, тропа потерялась в завалах и ее поиски не увенчались успехом.

Пришлось вернуться к зимовью, где нашли еще одну тропу, круто спускающуюся вниз. По ней и вышли снова на берег р.Шуй немногим выше по течению нашего последнего лагеря. Здесь явный автомобильный брод через реку, сюда же подходит и наша колея, отворот которой мы, видимо, пропустили в болоте. Вообще, от лагеря сюда логичнее было бы двигаться просто вдоль реки: лес здесь достаточно редкий, подлеска нет. А так потеряли 1,5 часа времени и кучу сил, но хождение без описания предполагает такого рода неприятности.

Далее автомобильная колея постепенно переходит в тропу и вскоре пересекает небольшую каменную осыпь. В этом месте мы проигнорировали слабозаметное ответвление тропы, идущее круто вверх, за что вскоре поплатились, уперевшись в непроходимый бом и карабкаясь вверх по крутому, заросшему кустарником склону в поисках тропы.

За этим местом более-менее четкая тропа длительное время идет по высокой лесистой полке, пересекая многочисленные овраги и ручьи. Только за 3-4 км до устья реки Сайлы-Хем тропа вновь наглухо потерялась в завалах. Вновь нашли тропу, спустившись почти до самой реки. Некоторое время тропа идет вдоль реки, затем перед самым устьем Сайлы-Хема взбирается на высокий бом и далее идет вверх по притоку около 200-300 метров, после чего круто спускается к броду через приток. Сайлы-Хем течет здесь в глубоком ущелье, чуть выше по притоку – водопад, в русле крупные камни, между которыми глубокие ямы.

Мы уже задумывались о стоянке, поскольку уже было около 20 часов и дождь все усиливался. Однако, в окрестностях Сайлы-Хема не нашли ни одного приличного места: везде покатый склон с кочками и высокая трава. А поскольку, все уже давно промокли, то лучше уж брод пройти сегодня. Тем более, что за притоком на берегу р.Шуй видна хорошая полянка.

В верховьях Сайлы-Хема висит черная туча и вода в притоке выше среднего уровня. Потому, первая попытка преодолеть брод с "наскока" окончилась сломанным веслом. После этого поискали более подходящее место для брода, натянули веревку и по-очереди переправились. У левого берега в одной из ям почти по пояс.

Лагерь ставили под проливным дождем в начинающихся сумерках (N 50°42’616”, E 90°02’170”). Сегодня был, пожалуй, самый тяжелый ходовой день, когда за 5 часов ЧХВ мы прошли около 13 км. Весь день, карабкаясь по крутым склонам, заросшим кустарником, мы с завистью поглядывали на левый берег, безлесный практически на всем своем протяжении, где постоянно виднелась тропа. Невольно закрадывалась мысль: "А не пошутил ли над нами местный пастух?"

Моста через Шуй, о котором упоминалось во многих отчетах, в устье р.Сайлы-Хем уже нет. Только жалкие останки одной опоры свидетельствуют о его существовании несколько лет назад.

21 июля. От места лагеря автомобильная колея, очевидно, приходившая по мосту с левого берега, начинает подниматься на высокую террасу, обходя каньон р.Шуй. После подъема шли по дороге около 30 минут ЧХВ, после чего она круто спустилась к реке. Далее хорошо заметная колея так и идет невысоко над рекой то удаляясь, то приближаясь к ней.

Немного не доходя до устья левого притока – р.Могултур – увидели разделение реки на две протоки, каждая из которых была сильно забита камнями и с трудом проходилась бы, особенно на четырехместном катамаране. Вернулись 300 м назад по дороге и встали лагерем у слияния проток, решив начать сплав отсюда (N 50°38’884”, E 89°56’946”).

До планируемого окончания пешего перехода – устья р.Узун-Хем (справа) мы не дошли около 3 км. Желающие прогулялись туда налегке во время стапеля. Долина р.Шуй на этом участке достаточно пологая, интересных препятствий нет, а выше стрелки с Узун-Хемом и в самом притоке воды маловато для сплава.

С лесом для строительства рам проблем нет, так что к вечеру катамараны были почти собраны. Перед ужином приехал гость с фермы на противоположном берегу. Попросил закурить, получил отказ, закурил свои. И так раз 5-6 за час, после чего тихо исчез. А после ужина пришлось отбиваться от стада коров, которые были без пастуха и непременно хотели пройти через наш лагерь. Да, долина р.Шуй, по сравнению со всеми предыдущими речками – почти Арбат.

2.10. Сплав по рр. Шуй и Барлык до пос.Шуй

Длина участка до стрелки с Барлыком 50 км. Перепад высот 750 м. Средний уклон 15 м/км.

22 июля. С утра доделывали катамараны и после обеда стартовали. Река за слиянием проток имеет расход около 15-16 куб.м в сек, по нашим оценкам, уровень воды средний или чуть ниже, уклон хорошо виден на глаз. Первая же бочка на плавном левом повороте показала, что впечатления о невысокой мощности реки весьма обманчивы.

Дальнейший участок реки представляет собой сплошную шиверу-порог. Вскоре в русле появляются крупные камни. На крутых поворотах русла мощные горки со сливами до 1,2-1,5 м между валунов и навалы на крупные камни. Сложность всего участка до устья р.Орук-Падар (слева) можно оценить на уровне фонового сплава 4+...5 к.с. Поскольку для нас это была уже четвёртая речка, то шли, в основном, сходу, выбирая линию движения с наплыва. В двух-трёх местах пришлось посмотреть с берега.

Примерно через 10 минут от начала сплава на плавном левом повороте следует резко уходить в левую протоку, т.к. в правой виден завал из брёвен. Метров через 400-500 на очередном левом повороте завалы в обеих протоках. Можно зачалиться в правой протоке и сделать обнос около 80 метров по правому берегу, либо зайти в мелководную левую протоку и там пропихнуть суда под низко нависающим деревом. Мы задействовали оба варианта.

Ближе к устью р.Орук-Падар сложность препятствий несколько снижается. Сам приток впадает несколькими бурными, крутопадающими рукавами. Мы зачалились на правый берег в 100 метрах ниже устья. Здесь начало крутого подъёма автомобильной колеи на верхнюю террасу. Река в этом месте делает плавный левый поворот, уклон резко увеличивается. Впереди виден крутой правый поворот и высокая осыпь левого берега. Это начало Сайлыхемского каньона. Мы вернулись назад по дороге около 100 метров и поставили лагерь почти напротив устья р.Орук-Падар (N 50°41’933”, E 90°00’801”). Оставшееся время решили посвятить разведке каньона.

Каньон "Сайлыхемский". 5+...6 к.с. Протяжённость препятствия около 3 км. Начинается чуть ниже устья р.Орук-Падар (слева) и заканчивается в устье р.Сайлы-Хем (справа). Расход воды в каньоне при нашем уровне составлял около 20-22 куб.м в сек., в русле практически сплошная крутопадающая шивера-порог, на фоне которой можно выделить несколько ключевых мест, кое-где опасно торчат брёвна. Препятствий, сильно сложнее того, что мы уже проходили на этом маршруте, в каньоне нет, но общая протяженность и высокие, местами отвесные берега накладывают свой отпечаток. На нескольких участках каньона просмотр препятствий снизу сопряжен с большими сложностями или невозможен. Примерно в середине каньона просмотр сверху с правого берега также затруднён.

В этот вечер мы успели бегло осмотреть 3/4 каньона, затем через лес вышли на дорогу и вернулись в лагерь до темноты. Увиденного нам вполне хватило, чтобы принять решение об обносе Сайлыхемского каньона. На наш взгляд, детальная разведка и обработка препятствия могут занять более суток. И тогда, на 40 км неизвестной реки у нас останутся сутки или менее до встречи с машиной в пос.Шуй. Кроме того, чтобы не идти каньон гружёными, организация базового лагеря требует дополнительного времени или свободных участников в качестве дежурных, т.к за время осмотра мы видели 5-6 рыбаков по обоим берегам каньона. Таким образом, просто оставить лагерь в этих местах весьма небезопасно.

23 июля. С утра начали обнос каньона по дороге. Всей группой за две ходки подняли катамараны и вещи на верхнюю террасу, и вверху, и внизу приходилось оставлять дежурных. После того, как все вещи оказались наверху, двое участников отправились вдоль каньона, чтобы сфотографировать наиболее интересные места, а остальная группа продолжила обнос каньона по дороге до устья р.Сайлы-Хем. В процессе обноса несколько раз подъезжали пастухи на лошадях, предлагали бесплатную помощь, но мы отказались.

Ближе к обеду обнос и фотографирование каньона были закончены, причем, обнос завершился гораздо раньше. Поскольку экипаж К4-2 надумал пройти последний порог каньона, решили устроить обед на месте нашей бывшей стоянки. Пока готовился обед, разведали порог и частично перенесли вещи ближе к устью Сайлы-Хема, но так, чтобы они оставались в пределах видимости, т.к. вокруг "гуляют" несколько местных рыболовов.

Порог "Последний аккорд". 4+...5 к.с. Длина около 200 метров. Препятствие по сложности не сильно отличается от ключевых мест каньона, вот только правый берег здесь понижается и становится удобным для обработки порога. До начала порога идет длинная крутопадающая шивера, тянущаяся от предыдущего ключевого места. Затем река перегорожена грядой крупных валунов, образующих слив более 1,5 метров. Сразу за сливом лежит ещё один крупный камень, на котором образуется мощная водяная подушка. Свал влево с этого камня практически наглухо забит камнями, справа также лабиринт из булыжников, но просматриваются узкие ворота под самым правым берегом. Далее основная струя через гряду камней переходит под левый берег, где разгоняется и идёт вдоль цепочки крупных валунов в русле, поочерёдно на них наваливаясь. Чалка в конце порога возможна либо в тени крупных камней до устья Сайлы-Хема, либо в небольшой улов за устьем притока. Далее, практически без перерыва, продолжается сложный порожистый участок реки.

Перед прохождением закончили обнос вещей и снаряжения до самого устья Сайлы-Хема. К4-1 поставили на страховку в удобную "тень" большого камня перед притоком. Кроме того страховали спасконцом в районе основного слива. К4-2 стартовал с середины шиверы (оттуда, где удобно было спустить катамаран на воду). В основной слив заходили впритирку к правому камню и в сливе отрабатывали вправо. Чисто пройти узкие ворота под правым берегом не удалось: сначала застряли на полуобливном камне перед воротами, а затем и в самих воротах, ширина которых оказалась на грани габарита. Пройдя ворота, сместились под левый берег и далее шли по основной струе, избегая навалов на крупные глыбы в русле. Зачалиться удалось только в улове за устьем Сайлы-Хема.

Устье притока забито крупными камнями, между которыми глубокие ямы. Хотя уровень воды и упал, по сравнению с нашим бродом, но перейти Сайлы-Хем в устье у экипажа К4-2 не получилось. Поэтому, с помощью страховки пустое судно было перетянуто на левый берег притока, загружено и так же на верёвке отправлено обратно экипажу.

На последующем участке длиной около 2-2,5 км на реке мощная шивера-порог 4+...5 к.с, требующая энергичной лавировки. Равномерно-высокий средний уклон всего участка чередуется с ещё более крутыми горками, как правило, на поворотах русла. Линия движения не всегда хорошо читается с наплыва, несколько раз приходилось смотреть с берега. Заканчивается участок скальным каньоном с невысокими стенками. Зачалились на левый берег сразу за окончанием скальной стенки, т.к. впереди виден крутой свал воды влево, в центре русла каменный островок с несколькими деревцами. Это начало порога "Тройной".

Порог "Тройной". 4+...5 к.с. Длина около 300 метров, состоит из трёх ступеней. Первая ступень начинается на крутом левом повороте основного русла (прямо продолжается маловодная протока) крутопадающей горкой длиной около 70-80 метров. В конце горки река поворачивает направо, левый берег здесь обрывается в воду скальной стенкой высотой 15-20 метров. На повороте слив через всё русло высотой 1,2 м с навалом на скальный выступ левого берега. Далее следует участок 50-60 м мощного быстротока с камнями в русле. На локальном правом повороте русла расположена короткая вторая ступень, представляющая собой сильный навал на большой "троллейбус" в центре реки. Проход справа перекрыт камнем чуть меньшего размера, слева достаточно чистый узкий проход, куда мешают зайти гряды полуобливных камней перед ступенью. Затем идет участок быстротока 40-50 метров со слаломом между открытыми камнями. В третьей ступени середина и правая часть русла также забиты крупными булыжниками, слева узкий, относительно чистый проход. Далее левобережная скала кончается, удобная чалка к любому берегу.

Осмотра порога с высокого левого берега вполне достаточно для выработки линии движения, однако, страховка и хорошая фотосъёмка возможны только с правого берега. К тому же, уже вечерело и солнце светило строго вниз по течению (прямо в объектив). Поэтому мы перечалились на правый берег и поставили лагерь на удобной полянке у начала порога (N 50°43’019”, E 90°03’426”), отложив прохождение на завтра. В мелководной правой протоке с первого же заброса выловили самого крупного хариуса за весь поход (около 0,8 кг). Далее всё пошло как обычно, за весь вечер ещё две маленькие рыбки.

24 июля. С утра обнесли вещи в конец "Тройного" и на разгруженных судах поочередно прошли порог. Страховку и съёмку ставили у первой и второй ступеней. Линия движения не отличалась разнообразием: первую ступень шли по основной струе, смещаясь вправо перед основным сливом, далее, лавируя на быстротоке среди камней, прижимались под скалу левого берега, чтобы попасть в узкий проход второй ступени. На быстротоке перед третьей ступенью также смещались влево. Экипаж К4-2 зачалился после второй ступени направо, чтобы фотооператор успел переместиться ниже по течению и заснять прохождение третьей ступени. Здесь все суда чалились к правому берегу для загрузки вещей.

За порогом на прямом участке длиной около 250-300 метров уклон реки заметно падает, однако, за крутым левым поворотом вновь расположена мощная горка 4+...5 к.с. с плохо читаемой с наплыва линией движения. В русле крупные камни, высокие сливы. Далее следуют ещё несколько похожих горок чуть попроще, шли сходу. Следующий порог, который стоит посмотреть, находится перед устьем правого притока. Он хорошо просматривается при движении по тропе, а потому был заранее занесён в память GPS (N 50°43’411”, E 90°04’700”). С наплыва же виден крутой правый поворот русла и прижим к невысокой скале у левого берега.

Порог "Прижим". 4+...5 к.с. Длина около 50-60 метров. Начинается перед правым поворотом русла короткой разгонной шиверой. Основной поток постепенно сваливается вправо, образуя сначала навал на группу крупных камней, стоящих в центре русла, а затем достаточно мощный прижим к скале левого берега. Прохождение порога по основной протоке требует энергичной работы по уходу от этого прижима. Экипаж К4-1 перед порогом зачалился к правому берегу в мелководные камни, а потому далее предпочёл пройти по лабиринту камней у правого берега и затем по чистой горке из нескольких сливов 0,8-1,2 м. Чалились все в устье притока на правый берег.

До устья следующего правого притока идёт фоновый сплав на уровне 4 к.с. В устье очередная крутопадающая горка 4...4+ к.с., шли сходу. Далее сложность препятствий окончательно снижается до уровня 3...3+ к.с. На обед встали на правом берегу за 500 метров до моста в устье Оруктугузена. Здесь прекрасная полянка, через которую мы уже проходили на пешей части, автомобильная колея бродит на противоположный берег. Море грибов, любителям собирать дары природы было разрешено брать только самые молодые и крепкие, иначе за ужин не съедим.

Под мостом слив через камни более 1,5 м в левой части русла, справа узкий чистый язык. Все экипажи шли, прижимаясь к правому берегу. Через несколько минут сплава - бревно через всю реку, хорошо видимое с наплыва. Ушли в левую мелководную часть русла, затем проводка и короткий обнос около 20 метров. За два часа сплава дошли до разделения р.Шуй на две протоки. На этом участке периодически встречаются мощные, но простые препятствия. Завалов больше не встретили, хотя, по характеру русла можно предположить, что в некоторых местах вероятность их появления достаточно высока. На разделении проток ушли в правую и вскоре зачалились на месте нашей переправы. Благополучно забрали колышек от палатки, забытый на пешей части.

Далее следует быть внимательным: в русле начинают попадаться коряги и всякая "техногенная дрянь". Ещё через 10 минут сплава встали на стоянку на высокой террасе левого берега (N 50°49’420”, E 90°21’834”), зачалившись в мелководной левой протоке. До устья р.Шуй, по нашим расчётам, не более 2 км. Этот участок и 4-5 км по Барлыку мы планируем пройти завтра рано утром. А сегодня - баня. Мы причалили около 19 часов, а уже в 21-00 первая партия пошла париться, благо сухих дров в округе много. До того, как солнце спряталось за гору, все успели замечательно попариться.

В окрестностях нашего лагеря, видимо, живёт семья каких-то крупных хищных птиц. До поры до времени они мирно разглядывали нас с окружающих деревьев, но, стоило дежурным слегка отвернуться, как наш "сервированный" стол был с громкими воплями атакован.

25 июля. Подъём группы в 6 утра, вышли на воду без завтрака в 7 часов. С непривычки сильно мёрзнут руки, стараемся обходить все мощные валы и бочки. Примерно за 1-1,5 км до устья - автомобильный мост. Так вот он где! На карте его нет, да и не факт, что сохранится до следующего года. Вскоре впадает первая протока Барлыка, а через 300-400 метров - основная стрелка. Через 45 минут хода от стоянки зачалились на левый берег Барлыка. Здесь начинается "парковый" тополиный лес, где мы спокойно разобрали и просушили суда и вещи, пока готовился завтрак. Отсюда до окраины пос.Шуй около 20 минут пешком: сначала по тропинке, а затем по главной улице посёлка. Наша машина пришла ровно за 5 минут до назначенного времени.

3. Итоги путешествия, выводы, рекомендации
  1. Следует отметить, что Мугур-Аксинский район и пос.Хандагайты считаются приграничной территорией и формально требуют пропуска для их посещения. Мы этот вопрос не изучали, потому посоветовать ничего не можем, хотим только ещё раз отметить, что туристские группы, видимо, в силу небольшого пока их количества, не интересуют пограничников.
  2. Все встреченные нам на маршруте местные жители вели себя очень дружелюбно, проявляя лишь вполне оправданный интерес к "непонятным надувным пупындрам". Хотя, необходимо подчеркнуть, что мы, огорченные пропажей видеокамеры при заброске, старались не давать больше поводов интересоваться нашими вещами. Следует отметить лишь сложности в общении, связанные с языковым барьером. Говорить по-русски пытаются практически все местные жители, к сожалению, разобрать этот "местный диалект" у подавляющего большинства совершенно невозможно, поэтому не всегда можно сразу и правильно понять, что говорит собеседник. Пастухи живущие в низовьях Барлыка и в долине р.Шуй, наиболее часто посещаемой туристами, "выгодно" отличаются от остальных тем, что умеют достаточно внятно произносить "Курить дай!" или "Спирт есть?" Однако, при этом никакой настойчивой агрессивности нет и впомине.
  3. Сложно спорить с большинством географических изданий и с отчетами пешеходных групп, где раз за разом перепечатывается одна и та же фраза: "Район Западной Тувы отличается жарким и засушливым климатом, т.к. высокий Шапшальский хребет препятствует проникновению..." и т.д. Приводимое количество осадков в миллиметрах просто потрясает своей мизерностью. Но мы в течение трех недель наблюдали неустойчивую и весьма дождливую погоду, когда жаркое и палящее солнце чуть ли не ежедневно чередовалось с затяжными ливнями, и два групповых тента на 10 человек совершенно не казались лишними. Или же в этом году было "вот такое хреновое лето"? Может быть оно и к лучшему...
  4. Среди достоинств района следует отметить полное отсутствие комаров (сравните с Восточной Тувой). Однако, как и во всех обжитых районах с развитым скотоводством, их вполне заменяют полчища мух, также настойчиво лезущих в лицо и в тарелку, разве что не кусающихся. Но иногда встречались и слепни.
  5. Порадовало неожиданно большое количество даров природы. И если с ягодами все было как обычно для этого времени - едва спелая жимолость ближе к концу похода, то грибы были в достаточных количествах, несмотря на начало июля. В основном, встречались моховики, шампиньоны и сыроежки.
  6. А вот с рыбой здесь весьма туго. В принципе, этого стоило ожидать, т.к. район очень близко соседствует с Алтаем, также не отличающимся изобилием рыбы. Блесны, в виду их бесполезности, мы спрятали практически сразу же и начали ловить как и местные - на кузнечиков и ручейников. Однако, рыба плавающая прямо под ногами, игнорировала любую приманку. Местные рыбаки говорили нам: "Приезжайте через месяц, воды будет мало, а рыбы столько, что руками можно будет ловить". Если бы мы только на рыбалку сюда ездили...
  7. Район Западной Тувы совершенно не похож на более известные водникам пейзажи Бий-Хема, Каа-Хема или Улуг-О. Здесь есть что-то от Алтая, что-то от Средней Азии и что-то свое, необычное и удивительно красивое. После окончания маршрута осталось стойкое желание вернуться в этот район еще раз.
  1. Отчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной ТувыОтчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности в районе Западной Тувы