Виды туризма

12 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Саянский
Год путешествия: 1999
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV
0 462 0
Руководитель: Ярошевский Е. В. (Москва)

Содержание
  1. Сведения о походе:
    1. Паспорт маршрута;
    2. Список группы;
  2. Сведения о районе похода:
    1. Географическое описание района похода;
  3. Подходы и подъезды:
    1. Заброска;
    2. Выброска;
    3. Варианты аварийных выходов;
  4. Организация и общая идея похода;
  5. График движения и техническое описание маршрута:
    1. График движения;
    2. Техническое описание маршрута;
  6. Итоги похода, выводы, рекомендации;
  7. Приложения:
    1. Список группового снаряжения;
    2. Список личного снаряжения;
    3. Состав группового ремнабора;
    4. Состав аптечки;
    5. Список продуктов;
    6. Весовые характеристики груза;
    7. Смета расходов на поход
1. Сведения о походе
1.1. Паспорт маршрута

Вид туризма: пеше-водный.

Категория сложности: четвертая.

Район путешествия: Западный Саян. Таштыпский р-н Республики Хакасия.

Нитка маршрута: 105 км трассы Ак-Довурак - Абакан - пер. Кохошкий - р. Курукуль - р. Она - р. Каратош- р.Она - пос. Большой Он - пос. Кубайка - пос. Малый Анзас - р. Абакан - г. Абаза.

Протяженность нитки маршрута: пешая часть: > 22 км; водная часть: > 160 км; всего: около 185 км.

Радиальные выходы: радиальный выход к озеру Позарым: р. Каратош - долина ручья - пер. 2340 м - р. Позарымка - пер. 2470 м - оз. Дора-Коль - вер. 2765 м - траверс хребта Кезел-Тайга - р. Позарымка - оз. Позарым - р. Каратош. Радимальный выход в районе порога "Бобслей".

Общая протяженность - более70 км.

Продолжительность активной части маршрута: 19 дней, в том числе пешая часть: 3 дня; сплав: 10 дней; радиальные выходы: 5 дней; дневки: 1 день.

Состав группы: 6 человек.

Средства сплава: катамараны 4 и 2.

Время проведения похода: с 3 по 29 августа 1999 г.

Уровень воды: средний с отдельными паводками.

1.2. Список группы

Ф. И. О. Год рождения Исполняемая обязанность Имеющийся опыт
1.Лозинская Наталья Ивановна 1979 Жена и вдохновитель фотографа, зам руководителя по художественной части Мста - 2у
Охта (весна) - 3у
2. Минина Лидия Юрьевна 1980 Виртуальный врач и главный летописец команды Мста - 2у
Шуя беломорская (весна) - 3у
Охта(весна) - 3у
Катунь - 4у
3. Павлов Кирилл Александрович 1977 Завхоз, штурман Мста - 2у
Кузема - 3у
Чирка-Кемь - 3у
Охта - 3у
Шуя беломорская (весна) - 3у
Катунь - 4у
4. Патрик Павел Альфредович 1978 Массажист, а также бесценный помощник завхоза и капитана, гений инженерной мысли и добрый дух команды. Мста - 2у
Воньга - 2у
Кузема - 3у
Чирка-Кемь - 3у
Охта - 3у
Катунь - 4у
5. Шевыров Николай Вячеславович 1976 фотограф Мста - 2р
Охта (весна) - 3р
Шуя беломорская (весна) - 3р
6. Ярошевский Евгений Валерьевич 1974 капитан Мста - 2р
Кожа - 3у
Кузема - 3р
Чирка-Кемь - 3р
Охта - 3р
Катунь - 4р

2. Сведения о районе похода
2.1. Географическое описание района похода

Маршрут пролегает по территории Таштыпского района Республики Хакасия. Это горный район Западного Саяна, который протянулся более, чем на 600 км от верховьев Абакана до стыка с Восточным Саяном в верховьях рек Уды и Казыра. Высота гор достигает 3122 м (г. Кызыл-Тайга).

Республика Хакасия была образована в 1991 году из Хакасской АО, находившейся в составе Красноярского края. Площадь - 61,9 тыс. кв. км. Население более полумиллиона человек (1989 г.). В Хакасии 8 районов, 5 городов и 17 поселков городского типа. Административный центр Хакасии - Абакан, что в переводе с хакасского означает медвежья кровь, по данным на 1992 год имел около 158 тыс. человек населения. Сие поселение было основано в 1675 году как острог при одноименной реке в месте впадения ее в Енисей и положило начало освоения Минусинской котловины. Значительно позднее, только в 1931 году Абаканский острог, именовавшийся как село Усть-Абаканское, получил статус города. Город расположен близ впадения реки Абакан в Енисей. У пересечения Енисея железной дорогой Новокузнецк - Абакан - Тайшет построен крупный речной Абаканский порт. Современный Абакан промышленный и культурный центр Хакасии. Основными промышленными предприятиями города являются ПО "Абаканвагонмаш", а также заводы - опытно-механический, сталелитейный, контейнерный и др.; предприятия легкой промышленности и по переработке лесного и сельскохозяйственного сырья.

Город Абаза расположен в Таштыпском районе, в межгорной котловине среднего течения реки Абакан. Железнодорожной веткой город соединен с линией Новокузнецк - Абакан и автомобильной дорогой с Абаканом и Ак-Довураком (Республика Тува). Численность населения - 18,0 тыс. жителей (1992 г.). Поселок Абаза возник в 1957 году в связи с разработкой железорудного месторождения, в 1966 году преобразован в город. Имеется обогатительная фабрика. Железная руда отправляется на металлургические предприятия города Новокузнецка.

Рельеф.

Республика Хакасия, располагаясь на юго-западе Восточной Сибири, занимает части Минусинской и Чулымо-Енисейской котловин. На западе к территории области прилегают восточные склоны Кузнецкого Алатау (г. Верх. Зуб - 2178 м ) и Абаканского хребта (до 1984 м ), на юго-востоке - северные склоны Западного Саяна (г.Каратош - 2930 м ).По характеру рельефа территория области делится на две части: горную (2/3 территории) и холмисто-равнинную. Равнинные участки носят название степей (Абаканская, Кайбальская, Уйбатская и др.) и приурочены к широким долинам рек Енисея, Абакана, а также к низовьям их важных притоков.

Климат.

Резко континентальный с холодной и малоснежной зимой и теплым и влажным летом. Средняя температура января от -19 до -21?С в котловинах, в предгорьях от -15? до -17?. Лето в котловинах жаркое, средняя температура июля +18...+20 ?С, в предгорьях и горах

более прохладное +17...+18 ?С. Среднегодовое количество осадков колеблется от 300 мм в котловинах до 650-1000 мм в горах. Максимальное количество осадков (около 70%) выпадает летом.

Реки Западного Саяна.

Все реки Саян относятся к бассейну Енисея. Основные сплавные реки Западного Саяна: Абакан, Она, Кантегир, Алаш, Хемчик, Ус. Из этих рек наибольший интерес представляют только Она и Кантегир. Реки Кантегир, Хемчик и Ус впадают теперь в водохранилище Саяно-Шушенской ГЭС, поэтому выход с этих рек (а также с Алаша) затруднен.

Растительность и почвы.

В котловинах и отчасти в предгорьях развиты различного вида черноземы. Более 40% территории покрыты лесом (с общим запасом древесины до 400 млн. куб. м). В горах и на восточных склонах - светлохвойные лиственничные и лиственнично-кедровые леса, на западных склонах - горнотаежные темнохвойные леса, на вершинах - горная тундра и местами субальпийские и альпийские луга. В тайге большое количество ягод и грибов.

Население.

В Хакасии живут хакасы (12,3% по переписи 1970 года), русские - 78,4%, украинцы, татары, мордва и др. Средняя плотность населения - 7,9 человека на 1 кв. км. Наиболее плотно заселены котловины (25 человек на 1 кв. км), где сосредоточены свыше 3/4 жителей. Городское население - 329 тыс. человек (69%). Важнейшие города - Абакан, Саяногорск, Черногорск, Абаза, Сорск.

Транспортная сеть.

Протяженность железных дорог области свыше 800 км (1976 г.). Железнодорожная линия Ачинск-Абакан (с веткой на Черногорск) соединяет Хакассию с Транссибирской железнодорожной магистралью. Хакассию пересекает Южно-Сибирская ж.д. магистраль (Тайшет - Абакан - Новокузнецк - Магнитогорск) с ветками к Абазе и Саяногорску.

Судоходны реки Енисей и Абакан: имеется речной Абаканский порт.Общая протяженность водных путей - 271 км. Протяженность автомобильных дорог - 1828 км, в том числе с твердым покрытием - 1207 км. Наиболее значительные - Усинский (Абакан - Минусинск - Кызыл) и Абазинский (Абакан - Абаза - Ак-Довурак) тракты, соединяющие Хакассию с Тувой. Из других автодорог наиболее важные: Абакан - Черногорск - Шира - Ужур, Шира - Новоселово, Сонский - Цветногорск, Боград - Усть-Ерба. В столице республики - Абакане - крупный аэропорт.

3. Подходы и подъезды
3.1. Заброска

I. Цель - минимум времени на подъезд к маршруту

Москва - Новокузнецк - самолетом.

Новокузнецк - Абаза - поездом.

Абаза - 105-й км - автомашина.

Время на переезд 36...40 часов.

Стоимость немеренная.

II. Цель - минимум денежных затрат (1999 год август)

Москва - Абакан - поезд № 68 (плацкарт) (478 руб/чел).

Абакан - 105 км - автомашина (1300 руб за микроавтобус "Газель" на 310 км - 217 руб./чел.)

или

Абакан - Абаза - автобус 38 руб/чел (без багажа).

До Абазы идет около 4 часов, видимо муторно и долго, более того могут возникнуть проблемы с погрузкой: по рассказам предшественников бывали случаи когда с большими рюкзаками не брали; были случаи когда не было билетов. Так что решайте сами, насколько оправдан риск в начале похода.

Абаза - 105-й км - автомашина (500 - 600 руб.(?)).

II а. Альтернативный вариант

Москва - Новокузнецк - поезд (плацкарт).

Новокузнецк - Абаза - поезд (плацкарт или общий).

Абаза - 105 км - автомашина.

Данный вариант следует признать максимально дешевым - 520-570 руб. на человека, плюс при всюду сопутствующей удаче до 10 часов выигрыша времени. Однако, его отличает и максимальный риск. Во-первых, в Новокузнецке может не оказаться билетов на поезд Новокузнецк - Абакан (с прицепным вагоном до Абазы), во-вторых может не оказаться прицепного вагона до Абазы, и вам придется сделать еще одну пересадку в Аскизе и, наконец, в-третьих Кузбасс - просто весьма не стабильный регион, и знакомство с ним может длиться вопреки вашему желанию бесконечно долго.

Эмпирически проверенный вариант.

Мы ехали через Абакан и на сей раз были довольно богаты, так что более дешевую, но несколько более геморройную и не столь быструю идею заброски на перекладных через Абазу откинули как неперспективную. Однако на всякий случай упоминаем, что автобус на Абазу отходит в 7:40 по местному времени, то есть приблизительно через час с небольшим после прибытия московского поезда. Автовокзал находится на расстоянии трех троллейбусных остановок от вокзала железнодорожного. Стоимость билета до Абазы 38 рублей (с багажом практически все 45). Из Абазы реально взять машину до 105 километра (в ценах 1999 года ее стоимость составляла приблизительно 500 - 600 рублей. Следовательно подобный путь обошелся бы нам в 140 - 150 рублей на человека, вместо потраченных - 217, но взамен растраченных 70 рублей мы получили несколько часов выигранного времени и значительную экономию нервных и физических сил, а оно того стоило.

В итоге: весь путь от Ярославского вокзала (г. Москва) до 105 км трассы Ак-Довурак - Абакан занял немногим более 81 часа (с учетом поясного смешения около 85 часов) и вылился, учитывая только транспортные расходы в 700 рублей на человека, в принципе реально и за 620, а при наличие большого везения и еще дешевле.

3.2. Выброска

Заканчивать маршрут в Абазе можно двумя вариантами: около автомобильного моста, на правом берегу: здесь хорошее место для сборки и просушки вещей, на всякий случай рядом лес - неплохое место для ночевки; или приблизительно в трех километрах ниже моста на левом берегу Абакана - то есть непосредственно в городе. Преимущества второго варианта - близкое расположение автовокзала, железнодорожного вокзала, телеграфа, ряда магазинов.

Выход с маршрута осуществляется аналогичными способами. Из Абазы можно добраться как до Абакана. так и до Новокузнецка. Последний автобус на Абакан уходит из города около 18:00, как он стыкуется с Московским поездом нам неизвестно. Поезд до Аскиза, стыкующийся с поездом Абакан - Новокузнецк отправляется в 22:00.

В Новокузнецке появляются 10 часов на осмотр города, но могут внезапно возникнуть проблемы с билетами до Москвы и, даже до Новосибирска. Мы взяли практически последние билеты на Новосибирск и сразу же билеты на проходящий поезд из Новосибирска до Москвы (Когда приехали на следующее утро в Новосибирск билетов уже не было!!!). В Новосибе мы поимели еще 10 часов времени на изучение города.

3.3. Варианты аварийных выходов

Маршрут проходит на небольшом удалении от трассы Ак-Довурак - Абакан, которая может быть использована для экстремальной выброски.

В районе Верхней Оны трасса отделена от реки Кохошским массивом и хребтом Моныш, проходы по долинам ручьев и перевалы не сложны.

В средней части маршрута река на значительном расстоянии идет параллельно трассе.

В низовьях (в районе больших онских порогов и ниже) рациональнее спуститься по нахоженной тропе к месту впадения реки в р. Абакан. На Абакане много абазинских моторных лодок, и местные жители в помощи не откажут.

Кроме того, следует отметить, что на всем протяжении реки по одному из берегов (преимущественно по левому) проходит не плохая тропа.

Попытки перехода с грузом через хребты, игнорируя пути по долинам ручьев - в большинстве случаев, не есть хорошая идея (если же конечно вы не ищите трудностей на свою голову)!

4. Организация и общая идея похода

Вообще то мы собирались на Алтай, планируя пройти связку Шавла - Быстрый Аргут - Катунь, но Н. М. Рязанский и К? нас завернули, и, как теперь видится, слава Богу - глядишь поживем подольше. Окончательный маршрут был выбран менее чем за неделю до отъезда по рекомендации МКК. И, в общем-то мы остались довольны рекой, а она, надеемся, - нами.

Таким образом, целью предстоящего путешествия было:

- удовлетворение естественной потребности туристов - водников, в прохождении довольно сложных порогов в живописном районе страны;

- ознакомление с природой Западного Саяна;

- и просто приятное общение в кругу своих друзей, пусть всего лишь на двадцать дней в дали от суетного мира.

Исходя из этого, маршрут должен был удовлетворять следующим требованиям:

- возможно большей технической сложностью в пределах четвертой категории с препятствиями "слаломного" характера;

- эстетической привлекательностью и малонаселенностью местности;

- возможностью полноценного отдыха с необходимым уровнем эмоциональной и физической нагрузки.

Всем этим требованиям хорошо удовлетворяет маршрут по р. Оне (Западный Саян).

График движения был составлен таким образом, чтобы повысить роль спортивного (технического) аспекта похода. Выбранная тактическая схема прохождения маршрута предусматривала выделение большей части времени на преодоление порожистых участков реки в верхнем и нижнем течении и быстрое прохождение безынтересного, в техническом отношении, но бесспорно не менее красивого участка от пор. "Бобслей" до Больших онских порогов. Это позволило сократить протяженность дневных переходов на сложных участках и иметь резерв времени на случай, если потребуются дополнительные мероприятия по осмотру порогов и ремонту судов.

Каждый участник был экипирован спасжилетом и каской, плюс у четверых были гидрокостюмы.

Большая работа была проведена при подготовке продуктов питания. Выход в начальную точку сплава предусматривал пеший переход протяженностью 22 - 24 км, а также продолжительный радиальный выход, следовательно необходимо было минимизировать вес рюкзака, не обделив себя полноценным питанием. Что и было с успехом выполнено.

В целом подготовка снаряжения, средств сплава, спассредств, а также продуктов, аптечки и ремнабора соответствовали современным требованиям для автономных походов в экстремальных условиях.

Достаточный туристский и технический уровень группы позволили полностью пройти маршрут без аварий и других существенных неприятностей практически в точности по запланированному графику движения.

Пройденный маршрут является довольно сильной техничной четверкой и может быть рекомендован группам уже имеющим опыт спортивного сплава по рекам (III-IV категории сложности) азиатской части страны , Кавказа или хотя бы по карельской Кутсайоки.

5. График движения и техническое описание маршрута
5.1. График движения

День пути Дата Участок пути Протяжен-ность км. Рабочее (ходовое) время (включая привалы, перекусы, беседы, осмотр достопримечат.) Характер пути; способ пердвижения Особенности метеоусловий
1 3.08. Москва - Абакан 4225 поезд
2 4.08 - поезд
3 5.08 - поезд
4 6.08 - поезд
5 7.08. Абакан - 105 км -пер. Кохошский - р. Курукуль. 310 (на машине) около 6км пешком 4,3 часа на машине; ходовое время 3,5 ч. автомашина до 105 км., далее пешком через Кохошский перевал (подъем около 400м) В Абакане с утра около +17; на 105км 0+5 ° С, сильный ветер, метель, плохая видимость; долина Курукуля +10 +12 ° С
6 8.08. Долина р. Курукуль 7 - 8 км 4,5 часа пешком, хорошая тропа, после 11 км переход на лев. бер. теряющиеся тропы, заросли кустарника ночью снег; утром дождь; +5 +7 ° С, после полудня солнце около +15+18 ° С.
7 9.08. Долина р. Курукуль, р. Она, долина р. Каратош около 9 км около 7 часов пешком, отличная тропа, 3 км по Оне -гидростопом. Пасмурно, но изредка проглядывает солнце, утро холодное, днем +16 ° С
8 10.08. Долина р. Каратош - долина ручья 18 - 20 км 7,5 часов пешком, по долине Каратоша отличная тропа, две переправы, вверх по долине ручья кустарником и лесом. Утро прохладное переменная облачность, после полудня солнце до +20 ° С, вечером гроза
9 11.08 Долина ручья- перевал хребта Позарым -Тайга- долина р. Позарымки около 10 км более 7 часов пешком, троп нет, разве что редкие звериные, перевал (1А(?)). Ночью и утром дождь, днем пасмурно и сыро +10+12 ° С, к вечеру улучшение погоды.
10 12.08. Долина р. Позарымки - перевал хребта Кезек-Тайга - оз.Дора-Коль - вершина 2765 - траверс хребта Кезек-Тайга - долина Позарымки около 15 км 10,5 часов Пешком, перевал, восхождение на вершину 2765 м. траверс хребта, сложный спуск. Ночью сильный заморозок. Утро ясное, едва выше 0 ° С, весь день солнечно, но большое количество облаков, на высоте 2000м +12+14, на 2400 м.- +5+7, на 2765 м. - около - 3 ° С
11 13.08. Долина Позарымки - оз. Позарым - долина р.Каратош более 25 км 9 часов Пешком, сквозь высокий мокрый кустарник и через болото к Позарыму, далее отличная тропа, две переправы. С утра и до 16 часов обложной дождь, довольно тепло +10+15 ° С, к вечеру прояснение неба и улучшение погоды
12 14.08. Дневка - - сборка судов, баня, блины, прочие приятности дневки Переменная облачность, после полудня +13+15, к вечеру пасмурно, легкий дождь.
13 15.08. р. Каратош - р.Она - пор "Максим" около 10 км 2 часа Сплав, шиверы, пороги: "Каратошский", "Калибр", "Максим" Ясно, утром едва ли выше +5 ° С, после полудня до +17.
14 16. 08. Пор "Максим"- Пор "Трон" 7км 1 час Сплав, непрерывная шивера, пороги: "Арыхская шивера", "Трон", "Банный" Пасмурно, около + 15 ° С, Ранним вечером непродолжительный дождь (менее часа)
15 17.08. Пор "Трон" - пор "Косые ворота" 6 км 1 час Сплав, непрерывная мощная шивера, порог "Косые Ворота" Ночью сильный дождь, утром и днем +10+12 ° С, постоянные дожди с кратковременными перерывами, под вечер улучшение погоды, прояснение неба
16 18.08 Пор "Косые ворота"- Пор "Бобслей" менее 10 км около 1 часа Сплав, мощные шиверы, сильные прижимы, пороги "Бык", "Бобслей" Ясно. Утром едва выше 0 ° С, после полудня +22+24 ° С.
17 19. 08. Радиальный выход вниз по долине Оны, попытка подъема на крутой левый борт долины. 6 км около 4 часов Пешком, крутые склоны, местами до 45 - 60 °, колючий кустарник, скалы, пауки-крестовики и клещи Ясно, утро прохладное, после полудня +23+25 ° С.
18 20.08. Пор. "Бобслей "- р. Она в 1,5 - 2 км ниже устья реки Карасума 27- 30 км более 8 часов Сплав, шиверы, легкие прижимы, разбои русла, мели, заломы, трудоемкий обнос мощного завала Ясно, утро холодное, после полудня +24 +26° С.
19 21. 08. р. Она в 1,5 - 2 км ниже устья реки Карасума - р Она в 12км ниже третьего моста около 35 -37 км. около 8 часов Сплав, спокойная вода, редкие шиверы, мели Ясно, после полудня +25 ° С, к вечеру пасмурно, сильная гроза
20 22.08. р Она в....км ниже третьего моста - первый нижнеонский порог ("Джарганская яма") более 20 -22 км 4 -4,5 часа Сплав, до Малого Анзаса спокойная вода, далее мощные шиверы, высокие крутые валы до 1,5 - 1.7 метра, локальные сливы с каменных гряд, мощные удерживающие бочки Всю ночь дождь, утро пасмурное, на редкость промозглое и сырое, вода в Оне поднялась не менее чем на полметра, став грязной и мутной, низкая облачность, температура первая половина дня +10+12 ° С, вторая до +15 ° С, к ночи прояснение неба и сильное похолодание.
21 23. 08. первый нижнеонский порог ("Джарганская яма") - второй нижнеонский порог около 2 км более 2 часов Сплав, первый нижнеонский порог ("Джарганская яма"): мощная вода, опракидывающиеся валы до 2 метров, пологий слив (собственно "Яма"), за которым мощнейшая жесткая косая бочка, далее обливные камни, валы до1,2 м Утро холодное, переменная облачность, после полудня ясно +18 +20 ° С; вода в реке к вечеру упала на 30 -35 см
22 24.08 второй нижнеонский порог - р.Она на 3 км ниже второго Онского порога менее 4 км 0, 5 ч. Сплав, второй нижнеонский порог мощная вода, опрокидывающиеся валы до 2 метров, крутой слив высотой до 2 метров, за которым мощная удерживающая бочка, около 1,5 метров высотой, далее обливные камни, валы до1,2 м Утро холодное, по долине сильный коридорный ветер, ясно, после полудня +22+24 ° С
23 25.08 р.Она на 3 км ниже второго Онского порога - р. Абакан - г Абаза, далее поездом до ст. Аскиз около 35- 37 км. более 4 часов сплава; поездом 2,5 часа Сплав, простейшие шиверы, р. Абакан - спокойная вода, возможен очень не приятный встречный ветер Переменная облачность, температура после полудня +18 +22 ° С
24 26. 08 Аскиз - Новокузнецк, прогулка по г. Новокузнецк, Новокузнецк - Новосибирск 9 часов 10часов поезд пешком Ясно, над Новокузнецком густой смог, температура +27+29 ° С
25 27. 08 Прогулка по Новосибирску; Новосибирск - Москва 3335км 51 час поезд Пасмурно, +15+18 ° С
26 28.08 - - - поезд -
27 29.08 - - - поезд -

5.2. Техническое описание маршрута

Пешая часть.

Активная часть маршрута (пешая) начинается от 105-го километрового столба шоссе Ак-Довурак - Абаза. С этого места в хорошую погоду прекрасно просматривается вся тропа до перевала Курукуль. У нас же была практически нулевая видимость (особенно в вертикальном направлении), но как оказалось в этом тоже нет ничего страшного. Если тропа не находиться у дороги сразу идти надо на единственную не стандартную опору ЛЭП и далее на мыс кедрового леска.

Первые 500 - 600 м до начала подъема необходимо преодолеть сильно заболоченный участок, а также вброд перейти реку Б. Он. Ширина реки в этом месте 4...6 м, глубина - 0,2...0,4 м. Однако идти по болоту и вброд нужно осторожно, можно провалиться глубже чем по колено. Подъем начинается от сухой площадки, где можно поставить лагерь и переночевать, если группа подъедет к 105-му километру поздно. Следующее подходящее место для стоянки расположено за перевалом, по некоторым источникам в 15 - 30 минутах спуска с него, по нашим же (по скользкому снегу) не менее часа. Подъем на перевал идет по узкой, но хорошо набитой тропе.

Режим движения на участке подъема на перевал Курукуль (2152м (2193м) н/к) свободный. Каждый участник шел в своем темпе. Общая высота подъема около 400 метров, время около одного часа. Тропа на перевал идет сначала по редколесью, а затем вьется между редким кустарником. Склоны поросли густым слоем мха. Последний участок перед перевалом наиболее крутой. Злые языки утверждают, что "С перевала открывается чудесный вид на десятки километров вокруг. Отлично видна дорога на Большой Саянский перевал, долина ручья Курукуль, вдоль которого предстоит идти к реке Оне". У нас же только снег, белая мгла, да пролетающие над головой облачные лохмотья. От перевала до реки около 20 км. Тропа сначала круто сворачивает направо и делает петлю. Она была занесена снегом и мы ее потеряли. Спуск на первом километре пути от перевала для нас был гораздо сложнее подъема. В трех километрах от перевала тропа выходит к ручью Курукуль и далее идет вдоль него до реки Оны.

Ручей Курукуль мелкий и круто падающий, шириной от 1 - 2-х м в верхней части пути до 7-10-ти м в устье. В русле множество камней, местами завалы из упавших деревьев. Тропа вдоль ручья хорошо протоптана большим количеством туристов и местных рыбаков. Большая часть пути идет по правому берегу ручья, но на 11-ом км от шоссе необходимо перейти на левый берег вброд или по толстому бревну, т.к. на правом берегу высокая отвесная скала. На 13-ом км пути (отметки делаются от 105-го км шоссе) переход вброд на правый берег. На 14 - 15 километре уютная изба.

На 22-ом км пути тропа раздваивается. Идя вдоль ручья, группа выйдет в место впадения его в р. Ону. Здесь большая сухая поляна, на которой прекрасно размещаются одновременно несколько групп. Тропа сворачивающая вправо срезает угол, образованный ручьем и рекой, и через 3 км выводит к стоянке перед впадением в р. Ону ее левого притока р. Каратош . Начиная сплав от руч. Курукуль надо учитывать, что даже в среднюю воду первые 3 км пути очень мелко и возможны повреждения оболочек судов. Ниже реки Каратош воды в реке Оне становится вдвое больше и многие группы предпочитают начинать сплав именно здесь.

Пешая часть пройдена за три дня, хотя при желании или дефиците времени уложить ее в два дня не представляет большой сложности, даже с 40 килограммами за спиной.

Водная часть.

Каратош и Верхняя Она.

Сплав, был начат с реки Каратош ( приблизительно в полутора километрах выше ее впадения в Ону) Каратош очень приятная типично-азиатская река, видимо самой природой предназначенная для сплава на маломерных судах, в первую очередь на каяках. Река представляет собой непрерывную шиверу, неподражаемую игру струй, добавьте к этому быстрое до 3-4 м/с течение и локальные сливы с каменных гряд высотой до 0,5 -0,7 метров, то описание будет относительно полным. В общем сплав по Каратошу доставит массу удовольствия. И тем больше, чем меньше лени проявите вы при подъеме вверх по реке.

Порог N 1 "Каратошский" (III-).

Полтора километра пролетели как один миг и вот мы уже вливаемся в Ону, в 50- 70 метрах выше порога (№1) "Каратошский" Мощная струя в средней части русла, с рядом сливов через гряды обливных камней и бочек за ними, последний слив самый мощный высотой 0.7 метра, в пороге валы 0.5- 0.8 метра. Далее непрерывная шивера, почти без плесов, в километре от порога по правому берегу - добротная изба.

Порог N 6"Калибр"(III)

Несколько выделяется по своей сложности порог №6 "Калибр"(III) . Здесь река разделена большим островом ( длиной около 200 м ) на два рукава. Основная протока - левая. Стандартная несложная шивера на выходе которой мощный крутой косой слив высотой около метра. Вскоре за ним должен был быть №7 "Максим"(IV- IV+) - один из сложнейших порогов реки.

Порог №7 "Максим"(IV - IV+)

В преддверии "Максима" мы с большой осторожностью преодолевали излучины и даже один раз высадились на береговую разведку. Но не заметно влететь в порог довольно сложно. Его ориентиры: впереди появляется мощный завал из бревен. Русло делает легкий правый поворот и резко сужается за счет больших валунов на левом берегу, далее просматривается существенное падение воды и скальный бом. По левому берегу проходит замечательная тропа, удобная для просмотра. Ниже порога просторная оборудованная стоянка в березово-кедровом лесу; в ближайших окрестностях много грибов и брусники.

Для первого дня сплава порог весьма впечатляющ. Условно его можно разделить на три ступени. Первая ступень: вся масса воды, прижимаясь к правому берегу собирается в единую струю шириной 8 - 10 метров, следует слив около 0.5 метра, сразу же за ним второй - пологий слив с каменной плиты высотой 1.5 -1.7 метра, после слива горка стоячих валов до 0.7 метра высотой и легкий прижим к отвесной стене бома, за которым хорошо выраженное улово. Далее около 15 -20 метров быстротока - начинается вторая ступень (около 150 метров): основная струя бьет в два скальных обломка, ниже расширение русла, но также мощный поток среди большого количества крупных валунов и каменных плит. Небольшие до 1 метра локальные сливы и бочки, расположенные в шахматном порядке. Ширина отдельных проходов между камнями для катамарана крайне мала - около двух метров. Требуется постоянная напряженная работа. Третья ступень: рядовая шивера, коих в верхнем течении Оны превеликое множество.

До следующего сложного порога "Трон" от "Максима" меньше часа безостановочного сплава. Она, между двумя этими порогами, представляет собой практически непрерывную шиверу. Несколько выше рядовой сложности препятствий этого отрезка является многоступенчатый порог:

№9 "Арыхская шивера" (III+)

начинающийся приблизительно в 1,5 километрах ниже "Максима". Самая сложная первая ступень: каскад невысоких (до 1 метра ) крутых и мощных сливов с каменных гряд, разделенных валами ( 0.8 м.), в принципе все видно с воды, так что можно идти без просмотра.

№12 "Трон" (IV+)

В отличие от "Максима", где скорость течения перед заходом в порог не велика, перед "Троном" река разгоняется до 3 - 3,5 м/с, так что необходимо быть наготове, чтобы успеть зачалиться к левому берегу для просмотра этого красивого порога.

Русло делает легкий правый поворот. Впереди угадывается большое падение, видны высокие валы и два последовательно стоящих друг за другом по центру реки огромных полуобливных камня; причем если смотреть сверху, то видны только высокие водяные бугры, а если снизу, то более чем метровые сухие скальные обломки. По обе стороны от валунов расположены мощные пологие сливы около 1.5 и 1.2 метра. кроме того обстановка в пороге осложняется еще целым рядом сухих и обливных камней, меньшего размера. После второго слива следует ощутимый (сильнее чем на "Максиме" )прижим к скале правого берега, за выступом которой расположен предательский улов. Далее порог "Трон" сразу же переходит в порог

№ 13 "Банный" (IV-) Череда последовательных сливов до 1 - 1,2 метра с мощными бочками за ними. В пороге много камней, а также опрокидывающиеся валы до 1 метра. Прохождение всего порога требует полной концентрации и постоянной напряженной работы. После "Банного" характер реки практически не меняется, шиверы становятся мощнее(III - III+), не редки сливы с каменных гряд до 1 метра с сильными бочками. Чистое прохождение требует постоянных маневров, за частую весьма трудоемких. В конце участка порог № 23.

Порог № 23(III - III+).

В этом месте, на реке, расположен каменистый остров длиной прим. 100 м. Левая протока - узкая, с большим количеством камней и отсутствием достаточного места для маневра. Правая протока с мощной струей и валами, требует при прохождении грамотной и уверенной работы. Сразу за порогом, перед поворотом реки налево, у правого берега есть суводи. Здесь в Ону втекает крутопадающий ручей. Это место - хороший ориентир близости мощного порога "Косые ворота", до которого остается около 200 -250 метров.

Далее река делает крутой левый поворот, русло становиться шире, скорость течения несколько замедляется, впереди виден каменный лабиринт за ним явный перепад воды. Это начало порогов

№ 24 и №25 "Косые ворота"( IV-).

Эти два порога, как и многие другие на реке, трудно разделить, поэтому будем считать, что порог №24 является входной шиверой порога № 25. Движение по порогу № 24 аналогично движению на других шиверах, но порог № 25 "Косые ворота" требует осмотра. Пристать следует к правому берегу до начала разгонной шиверы.

Собственно порогом № 25 будем считать 10 - 15 м нагромождения в струе огромных валунов и плит, которое образует узкий пологий и чрезвычайно мощный слив с общим перепадом высоты не менее 2 метров. Река сжата четырьмя скальными обломками, создающими двое асимметричных ворот, шириной около пяти метров. В конце слива ощутимый навал на скалу слева (силы отбойного вала не достаточно для чистого ухода от препятствия) и впечатляющая, но мягкая бочка. При нашем уровне воды был возможен и второй вариант прохождения - по дугообразной правой протоке заканчивающейся невысоким (около 1 метра ), но крутым и мощным сливом с глубокой пенной ямой под ним. За порогом, в пихтовом лесу высокого правого берега уютная стоянка; много брусники. Порог обкатали несколько раз, опробовав оба варианта прохождения.

Порог № 26 (III - III+)

Следующий за "Косыми воротами" порог № 26 является, на фоне именных порогов, рядовым по сложности для походов 4 к.с. Он представляет собой мощную шиверу, осложненную локальными сливами высотой до 1 метра с мощными бочками за ними.

Порог № 27(IIi+).

Порог начинается достаточно мощной шиверой. Далее река обнаруживает легкий правый поворот и поток разделяется на две части, огибая нагромождение камней, которое при более низком уровне воды может оказаться каменистым островом. Левая протока более полноводная и с прижимом к камням левого берега. Правая - более узкая, но скорость потока в ней тоже велика. Идти можно любой протокой, но левой интереснее. Соединяясь обе протоки образуют мощный слив высотой 1.0 - 1.2 метра, после которого идет участок высоких (около метра) стоячих валов длиной 60...100 м. Ниже слива из струи с валами можно выйти в суводи, расположенные по обоим берегам. Основная сложность левой линии движения - удержаться на кромке струи ближе к каменистой гряде в середине русла, чтобы не затянуло струей в прижим.

После препятствия №27 река уже не представляет собой сплошную шиверу. Между порогами появляются участки относительно спокойной воды с хорошими суводями у берегов. До следующего порога такой участок имеет протяженность около 600 - 700 м.

Порог № 28 (III+).

Река делает правый поворот и, среди большого количества крупных надводных и подводных камней, образует ряд сливов высотой до 1.2 м с сильными бочками. Проходить можно по центру струи, здесь меньше слалома, но круче сливы и бочки. Можно по левой части, где сливы и бочки чуть послабее, но требуется высокая точность маневрирования среди камней. В средней части порога расположен ряд широких сливов и крутые сливы с сильными бочками на выходе. После порога N 28 следует несложная шивера длиной примерно 500 м за которой начинается порог "Бык".

Порог № 29 "Бык" (III+ - IV-)

Общая протяженность данного препятствия включая разгонную и выходную шиверы превышает длину 1 км. В результате чего, в высокую и среднюю воду не стоит злоупотреблять его просмотром - порог в принципе технически не сложен, все видно с наплыва, однако требует четкой работы всего экипажа.

После легкого левого поворота русла скорость течения реки возрастает. Начинается мощная шивера с нагромождением сухих и обливных камней. Местами в пороге довольно напряженный слалом, высокие валы (0.8 - 1.2 м ), небольшие локальные сливы с сильными бочками. Основная струя постоянно движется от одного берега к другому. В середине порога в основной струе двухгорбый скальный обломок - собственно "бык", по бокам от него пологие мощные сливы, после чего следует довольно крутой левый поворот реки. Заканчивается порог каскадом не высоких сливов с каменных гряд. Порог очень интересен и в случае удачного и чистого прохождения доставляет массу удовольствия.

Далее за порогом следует еще примерно 200 - 300 метров относительно несложной шиверы, после чего река временно успокаивается.

Участок реки от порога "Бык" до порога "Бобслей" представляет собой ряд относительно несложных шивер. Река делает частые повороты на которых могут возникать сильные и опасные прижимы.

Порог № 32 "Хлестовский прижим I"(III+)

Ориентир: около 1,5 - 2 км от порога "Бык", впереди виден эффектный скальный бом левого берега, река делает крутой правый поворот, угадывается значительный перепад уровней воды.

Порог начинается разгонной шиверой с валами до 1 метра, основная струя смещается к левому берегу, русло сужается за счет лежащих в воде у правого берега скальных обломков. Далее следует мощный пологий слив высотой 1.3 - 1.5 метра, после которого ощутимый прижим к скале левого берега, но его опасаться не стоит, от него можно без труда уйти парой своевременных гребков. Попытка уйти от прижима заранее, то есть прохождение правее основного слива - через мелководный крутой слив с каменной гряды грозит заклиниванием судна.

Препятствие №34 "Хлестовский прижим II"(!)

Очередное спрямление русла реки завершается высокой скальной стеной. После легкой шиверы река делает крутой правый поворот (100-120 ° ), а вся масса воды устремляется прямо к скалам левого берега, образуя сильнейший прижим с боем в скалу левого берега и попыткой переворота катамарана. Должен заметить что это было весьма неприятное приключение.

Для ухода от прижима необходимо выйти из основной струи и держаться правого отмелого берега.

Порог № 35 "Бобслей" (IV+ -V-)

Ориентиром начала порога "Бобслей" служит резкий поворот реки налево и большой обломок скалы около 4-х метров высотой на правом берегу. Собственно говоря, это фактически три последовательно расположенных порога или ступени (другое название его - "Трехступенчатый"). Между ступенями достаточно протяженные участки несильной струи с отличными суводями по обеим сторонам. Каждая из ступеней представляет собой несложную шиверу кончающуюся мощным сливом водопадного типа и после очень мощных бочек за сливами выходную струю с валами и более мелкими сливами. Осматривать порог можно с любого берега, но на наш взгляд предпочтительнее с правого.

Первая ступень: Быстроток на левом повороте реки с несильным прижимом к скале правого берега обрывается крутым водопадным сливом высотой 1.4 - 1.6 метра, за которым следует жесткая бочка и навал ударом боковой струи на камни чуть правее слива. Необходимо после слива резко уходить влево, а затем вправо уйти от обломка скалы. Первая ступень требует точного захода в слив и затем четкой работы гребцов. Длина ступени 60 - 80 метров. Вторая ступень: серия невысоких сливов, бочек и валов (до 1 - 1.2 метра ) по центру струи, навал на большой обломок скалы в русле. Струя из под левого берега уходит к правому, а затем вновь к левому. длина ступени около 200 - 250 метров Третья ступень: В русле два больших скальных обломка, расположенных в шахматном порядке между ними, а также между каждым из них и скалами берега мощные пологие и довольно узкие сливы с общим перепадом высоты 1.6 -1.8 метра. Левый слив мелководный и некрасивый грозит повреждением оболочки судов. Центральный - косой, технически наиболее сложный, с мощной мягкой бочкой и опасным скальным зубом на выходе. Правый - узкий (едва более трех метров), осложнен прижимом к скале правого берега, на входе острый скальный зуб, на выходе эффектная пенная яма.

Порог обкатали несколько раз, третью ступень двумя способами. От давления, в бочке после первого слива, по шву разошелся баллон ката четверки. В связи с ремонтом красотой порога и окрестных мест кинули дневку. В лесу много кедровых орехов. Осторожно в окрестностях есть клещи!

Следующий участок пути до последнего в верхнем течении реки Оны порога (№ 37), значительно проще. Здесь на протяжении 4 - 5 км расположены короткие 100 - 300 м шиверы, разделенные участками воды без препятствий с быстрым течением. Река становится несколько шире, появляются острова, завалы из упавших деревьев в узких протоках, несложные прижимы.

Порог № 36 ( III+).

Данный порог описании групп - предшественниц не представляет собой ничего серьезного, однако у нас вызвал некоторые затруднения. Река имеет существенный уклон, в русле много сухих и обливных камней в узкие проходы между которыми вписаться довольно не просто. Каменный лабиринт завершается каскадом сливов с каменных гряд высотой до 0.7 метра.

Порог № 37 (III - III-).

Последний (№ 37) порог верхнего каскада имеет протяженность не более 50 метров и представляет собой резкое сужение русла за которым следует мощный пологий слив с постепенно понижающимися валами от 1.3 до 0.7 метра с легким прижимом к скале правого берега.

Средняя Она.

Условно границами этого участка можно считать порог № 36 и поселок М.Анзас. Вообще говоря и на этом участке большое количество шивер, сложность которых падает монотонно. Река, принимая крупные притоки (Карасума, Большой Он) становится шире от 25 -30 до 80 - 120 метров, плесы все более протяженными. Горы несколько отступают от реки, долина становится немного шире, однако после пос. Б.Он горы снова подступают к воде на поворотах реки, здесь образуются слабые прижимы. Практически на всем участке среднего течения р. Она нет хорошего места для стоянок, поэтому не следует затягивать движение допоздна. Ориентироваться в своем местоположении можно по мостам, поселкам (Б.Он, Кубайка и М.Анзас) и впадающим рекам. Основную опасность на этом отрезке реки представляют поваленные и зависшие низко над водой деревья, разбои струй, завалы, прижимы мели. До впадения реки Карасума участок, несмотря на отсутствие порогов достаточно напряженный, необходимо быть очень внимательным.

Особо следует упомянуть о неномерном препятствии, расположенном приблизительно в 3 - 4 км выше устья реки Карасума и именуемом "Задницей", которое может оказаться самым сложным препятствием на реке.

Река течет в широкой долине, дробясь на рукава. Одно из подобных дроблений очень хорошо выраженено. Приблизительно третья часть потока, уходит влево на большой скорости пробиваясь сквозь заросли кустарника, рукавом шириной не более 4 - 5 метров. Основная масса воды с значительно меньшей скоростью продолжает двигаться прямоленейно, метров через 50 -70 упираясь в мощнейщий завал, несколько подпрудивший реку. Вода проходит сквозь препятствие насквозь, вызывая опасный навал судна на сучкастую преграду; течение ощутимое и бороться с ним очень трудно. Здесь необходимо пристать к правому берегу и произвести обнос длиной не более 100 м. Мы же поступили гораздо хитрее: вытянув катамараны на бечеве вверх по течению нырнули в уходящую в неизвестность левую протоку... Что получили в итоге, можно узнать прочитав раздел Дневник путешествия" под 20.08.99.

Она ниже впадения Карасумы позволит группе отдохнуть, снять физическое и эмоциональное напряжение при прохождении верхнего каскада порогов. Однако не следует расслабляться, каскад нижних порогов (Большие пороги Оны) начинается резко и мощно.

Средний отрезок Оны изобилует проявлениями цивилизации, на большом расстоянии проходя параллельно с трассой Ак-Довурак - Абакан. здесь же располагаются три поселка: вымирающий Большой Он своим посещением можно не удостаивать: магазина в нем нет, молока и прочей снеди купить не у кого, разговаривать тоже особо не с кем - кругом одни бичи. Другое дело Кубайка или Малый Анзас. В этих поселках также нет магазина, но хлеб все же приобрести можно у местного населения, также здесь, если повезет, можно разжиться на молоко, картофель, огурцы, рыбу, орехи и т.п. Местное население - интересные собеседники, отличающиеся искренним гостеприимством и радушием.

Нижняя Она.

После М.Анзаса река еще около двух километров течет широко и спокойно. Но вскоре горы подступают ближе, долина заметно сужается, увеличивается скорость течения, появляются шиверы, мощь которых быстро растет. Ночью была впечатляющая гроза с продолжительным ливнем, к утру вода поднялась на 0.5 метра.

Пороги №38 №39 (II+ - III)

Шиверы с валами около 1 метра.

Порог № 40 (IV)

Порог Катунского типа - технически несложная, но очень мощная шивера, высокие крутые опракидывающиеся валы до 1,5 - 1.7 метра, локальные сливы с каменных гряд, за которыми образуються мощные удерживающие бочки. Наибольшую опасность представляют собой бочки с выраженным противотоком, подтягивающим кормовую часть судна под мощную струю предшествующего слива. Длина порога 600 - 800 метров. Требуется постоянная работа с большими затратами физических сил.

Пороги №41 №42 (IV-)

Данные препятствия при нашем высоком уровне воды фактически сливаются. Мощная вода, крутые валы высотой 1.3 - 1.5 метра, локальные сливы и останавливающие бочки. Для выполнения маневров и пробивания валов и бочек необходима постоянная собственная скорость. Порог № 42 заканчивается каскадом сливов с каменных гряд.

Еще с начала порога №42, впереди, в конце спрямления русла видна буро-желтая скальная стена высотой около 100-150 метров. После вышеуказанного каскада сливов, река делает крутой левый поворот. Скорость течения около 4 м/с. Это ориентиры начала первого каскада Больших Онских порогов. Сразу за поворотом порог №43

Порог №43 (III+ - IV-)

У скального бома правого берега горка из 4 - 5 стоячих постепенно понижающихся опрокидывающихся валов высотой от 1.8 до 1.2 метра слева чистый проход по быстротоку. За поворотом на левом берегу пляж и хорошее место для стоянки. Через 250-300 метров быстротока река делает выраженный правый поворот, за которым начинается мощная разгонная шивера порога №44 "Джарганская яма". Перед поворотом у левого берега большая суводь и еще одно место для стоянки.

Порог № 44 "Первый большой онский порог" или "Джарганская Яма" (V)!!!

Мощная вода, в пороге опрокидывающиеся валы от 1.5 до 2 метров, последние два вала самые высокие и мощные с гребня последнего вала катамаран съезжает по пологому сливу в собственно "Яму", в которой накрывается мощнейшей жесткой косой пульсирующей бочкой, далее обливные камни "черепахи", валы до 1,2 м. Однако возможен более простой вариант прохождения под левым берегом, где валы значительно ниже, а бочки слабее. Четверка собрала все прелести сего препятствия, чудом удержавшись на ровном киле после удара бочки и изрядно наглотавшись пены в "яме", для двойки же решили выбрать вариант прохождения под левым берегом. Безусловно порог № 44 наряду с порогом № 46 являются самыми сложными на маршруте и формально выходят за рамки походов четвертой категории сложности.

Порог № 45

Следующий порог № 45, по видимому является выходной шиверой порога № 44. В русле много камней, валы до 1 метра, через 150 - 200 метров резкий левый поворот за которым после 100- 150 метров относительно спокойной воды начинается порог № 46. Место для стоянки, просмотра и возможного обноса по левому берегу.

Порог № 46 "Второй большой онский порог" (V - V-)

Условно в пороге можно выделить две ступени и выходную шиверу. Первая ступень (протяженность около 100м): мощная вода, серия опракидывающихся валов до 1,5 метров, последий около 2 метров, за ним мощная жесткая бочка по высоте не уступающая валу. Далее 25 - 30 метров быстротока и начало второй ступени. Вторая ступень: относительно чистые и спокойные проходы под правым берегом и очень узкий под левым. В центре два слива: левый более пологий, проходит через нагромождение камней, с непонятной игрой струй и пенным котлом внизу, видится менее эффектным и более опасным чем правый: чистый крутой и полноводный слив высотой до 2 метров, за которым мощная удерживающая бочка, около 1,5 метров высотой (с легкостью ставящая катамаран двойку на крутую кормовую свечу), на выходе обливные камни, валы до1,2 м.

Порог обкатали несколько раз, проходя первую ступень по центру и, затем, уходя в центральный правый слив. Из трех попыток прохождения порога двойкой, одна закончилась оверкилем. Страховка катамараном внизу порога.

Пороги №47 - №51

Прочие пороги Нижней Оны представляют собой несложные шиверы. На общем фоне выделяются пор. № 48 (III) и № 49 (III - III+) , но по сравнению с уже пройденными они покажутся легкой разминкой.

От пор. № 46 до устья реки Оны остается около 40 - 50 минут сплава. В трех километрах ниже пор. № 46 на правом берегу реки уютная изба, кедровый лес с обилием орехов. Выше по склону красивые скалы. Последняя еле заметная онская шивера остается позади и река плавно вливается в Абакан.

р. Абакан

Абакан на всем участке пути от устья р. Оны до г. Абазы (ок. 33 - 35 км ) - широкая и величавая река. Уровень воды был тоже выше среднего, поэтому на реке нет отмелей, а редкие шиверы не представляют ни сложности ни спортивного интереса. Течение быстрое, красивые берега, много мест для удобных стоянок. Весь путь до г. Абазы при отсутствии сильного встречного ветра проходиться за 3,5 - 4 часа. Здесь можно дать группе расслабиться и отдохнуть. На реке часто появляются моторные лодки рыбаков и жителей, отправляющихся на заготовки сена хозяйства.

Заканчивать маршрут в Абазе можно двумя вариантами: около автомобильного моста, на правом берегу: здесь хорошее место для сборки и просушки вещей, на всякий случай рядом лес - неплохое место для ночевки, в 150 метрах остановка автобуса, который довезет до вокзала; или приблизительно в трех километрах ниже моста на левом берегу Абакана - то есть непосредственно в городе. Преимущества второго варианта - близкое расположение автовокзала, железнодорожного вокзала, телеграфа, телефона ряда магазинов.

6. Итоги путешествия. Выводы и рекомендации

Итоги.

Мы прошли запланированный маршрут и остались им довольны. Надеюсь, что мы остались довольны и друг другом. Что до погодных условий, то мы вкусили их по полной программе, от свирепой метели, ночных заморозков и ливней до безмятежно-безоблачного неба и жаркого азиатского солнца. Мы действительно неплохо отдохнули, значительно повысили уровень технической и тактической подготовки, что, опять же надеюсь, позволит в следующем сезоне пройти что-нибудь посерьезнее.

Я понял, что все сильнее начинаю любить горы и становлюсь все более ярым сторонником горно-водных комбинаций. Эта поездка не была столь насыщенной и столь эпохальной как прошлогодняя алтайская одиссея, но тем не менее оказалась весьма приятной.

Не обошлось на сей раз и без тактических и плановых ошибок, но что мне нравится в нашей команде, так это умение почти любую ошибку превратить в достоинство, а поражение сделать счастливой и вдохновенной победой, чему в не малой степени способствует многолетняя схоженность и взаимопонимание.

Выводы.

Выбор для похода маршрута по р. Оне безусловно удачен. Маршрут насыщен большим количеством интересных и сложных препятствий, расположен в живописном горном ущелье, богатом дарами леса (кедровыми орехами, ягодами, грибами). Недостатком маршрута является слишком большая его популярность среди туристов. Количество групп на реке чрезвычайно велико так, что иногда, как например на Больших онских порогах не хватает изолированных мест для стоянок (ну в общем-то одну ночку потерпеть можно). На порожистых участках по обоим берегам хороших стоянок хватает, правда, на участке Больших порогов Оны их меньше. На участке гладкой воды мест для стоянок очень мало. Маршрут исключительно интересен в спортивном отношении для походов IV к.с. на катамаранах, а также каяках, но в последнем случае, по силам только очень хорошо подготовленным группам, особенно в высокую воду, т.к. сложность реки значительно возрастает и становится несколько выше эталонной четверки. Однако, Она, пожалуй за исключением "Джарганской ямы" река не страшная и требует куда меньше нервного и физического напряжения чем таже самая Катунь.

Состав снаряжения, ремнабора, аптечки и продуктовая раскладка доказали свою жизнеспособность. Правда при продолжительных дождях, что в Саянах не редкость неплохо иметь большой групповой тент 16 - 20 кв. метров.

Рекомендации.

Во многом удачному и полноценному проведению похода способствует его грамотное тактическое построение. В основе которого как нам видится должен лежать принцип небольших по времени переходов в верхней части реки, с обкаткой наиболее интересных порогов и быстрый переход по средней Оне (1, 5 - 2 дня). Если позволяет время, то его лучше всего тратить на дополнительные пешие радиалки с заходом в том числе и в высокогорную часть.

Необходимо внимательно отнестись к планированию переходов на участке гладкой воды. Подходящих мест для стоянок почти нет. Не следует рассчитывать на пополнение рациона питания за счет ловли рыбы в р. Оне. Здесь ее очень мало, а в высокую воду поймать практически невозможно. Из дичи в горах в основном куропатки, в низовьях рябчики, но не в таком количестве, чтобы прокормить группу. В урожайные годы, а 1999 г. можно с полным основанием считать таковым, имеется большое количество грибов, ягод и кедровых орехов.

Сплав от устья ручья Курукуль до устья р. Каратош, а тем более выше ручья Курукуль, интереса не представляет, а в малую воду грозит повреждениями оболочек судов.

Не следует начинать подъем на Кохошский перевал, если нет гарантии выйти к стоянке за перевалом в светлое время дня.

Для групп, имеющих желание, необходимый запас сил и времени, можно посоветовать радиальные выходы в верховья р. Оны, на озеро Пичу-Мунгаш-Холь, в верховья р. Каратош, на озеро Позарым, а также восхождения на г Каратош ( 2930 м ) и соседние вершины.

Наиболее интересным видится радиальный выход расчитанный на 6 - 8 дней по маршруту р Каратош - оз. Позарым - р. Позарымка - пер. Пограничный (н/к) - р. Самжур - оз. Кара-Холь - р Элдиг-Хем - р Чехан - оз Куп-Холь (откуда возможно восхождение на высочайшую гору Западного Саяна Кызыл-Тайга ( 3122 м )) - пер. Салжен - оз. Пичу-Мунгаш-Холь - р. Она.

Также хочется отметить, что значительный интерес представляет собой сплав по реке Каратош , особенно для маломерных судов.

Интересен также сплав по реке Карасума. Однако волок в Карасуму, начинающийся после завершения каскада порогов Верхней Оны достаточно трудоемок и связан с обязательной разборкой судов. Тропы плохие, местами теряющиеся вовсе, но если есть силы и время, то оно того наверняка стоит.

На наш взгляд определенный интерес в хорошую погоду должен составить и дальнейший сплав по Абакану до населенного пункта Сафьянов. Переход гор в степи - это красиво и интересно, далее можно собравшись пройти 5 - 6 километров до озера Ханкуль, посмотреть менгиры, после чего уехать электропоездом в Абакан от станции Уйтаг или Ханкуль

Вымирающий поселок Большой Он своим посещением можно не удостаивать: магазина в нем нет, молока и прочей снеди купить не у кого, разговаривать тоже особо не с кем - кругом одни бичи. Другое дело Кубайка или Малый Анзас. В этих поселках также нет магазина, но хлеб все же преобрести можно у местного населения, также здесь, если повезет, можно разжиться на молоко, картофель, огурцы, рыбу, орехи и т.п. Местное население - интересные собеседники, отличающиеся искренним гостеприимством и радушием.

Неплохо иметь с собой 0.5 - 0.7 литра спирта. Возможны выгодные предложения по обмену на орехи, золотой корень, продовольствие.

Из интересных природных и исторических объектов на маршруте следует указать оз. Позарым, оз. Пичу-Мунгаш-Холь, оз Кара-Холь и Дора-Коль водопады Улуг-Холь (около 7 км на юго-юго-запад от оз Позарым), водопад Кедрач (в верховьях реки Кызылкузунсу), г Карактош и прочие вершины, скалы около порога "Бобслей", а также лечебное миниральное озеро Ханкуль, древние могильные курганы, отмеченные менгирами в Приабаканских степях (подробнее см. "Дневник путешествия"за 7.08.99. )... Вобщем Западный Саян это красивые и интересные места и туда просто стоит съездить!

Счастливого пути и красивой дороги!!!

7. Приложения
7.1. Список группового снаряжения

Наименование Кол-во Вес, кг
Катамараны 2 40
Весла (включая запасные) 7 8
Спасконцы диам.6 и диам.8 2x30 м 1
Палатки 2 5
Тент 2 1.5
Спальники 4 7,5
Котлы 3 2.5
Противень или сковорода 1 0.5
Топоры 2 2.5
Набор для мытья посуды рукавица    
половник, спички, оргстекло и т.п. 1 компл. 1
Фонарь с батарейками 1 компл.  
Свечи 2 шт.  
Термометр в чехле 1  
Карты, схемы, лоции, дневники. 2 компл. 1,5
Компас 3 шт  
Фотоаппаратура с пленкой 2 2.5
Упаковки герм. для вещей и продуктов 9 компл. 3    
Веревки (4, 6, 10) всего 50 м 2
Реп шнур 25 м 1
Аптечка 1 1
Ремнабор 1 3
Общий вес около 80 кг

7.2. Список личного снаряжения

Наименование Кол-во Вес, кг
Рюкзак 1 1.0
Коврик 1 0.5
Кружка, миска, ложка, нож 1 компл. 0.5
Зубная щетка паста и туал. бумага 1 компл.
Спасжилет 1 1.5
Каска 1 компл. 0.5
Гидрокостюм (у кого есть) 1 компл. 2.5 - 3.0
Обувь сухопутная 2 пары 1.5
Кеды или (для гидрокостюма) 1 пара 0.5
Шерстяной костюм 1 компл. 1.0
Свитер 2 1.0
Куртка 1 1.0
Штормовка 1 0.5
Нижнее белье 2 компл. 0.5
Белье теплое 1 компл. 0.5
Носки шерстяные 2 пары 0.25
Носки простые 4 пары 0.25
Шерстяная шапочка 1
Перчатки 1 пара
Общий вес не более 14 кг

7.3. Состав группового ремнабора

Наименование Кол-во Примечание
Пассатижи 1
Отвертка с набором наконечников 1
Ножницы 1
Шило 1
Напильник 3-х гранный 1
Иглы N 12 и N 7 с широким ушком 3 + 2
Изолента 5 м 2
Скотч широкий 50 м 1
Жгут резиновый 10 м гермоупаковок 1 ремонт оболочек, гидрокостюма,
Куски ткани "Теза" 0,1 кв. м ремонт оболочек
Куски ткани "Авизент и Кордура" 0,1 кв. м ремонт оболочек
Куски капроновой ткани 0,2 кв. м ремонт чехлов, палаток и т.п.
Нить капроновая толстая и тонкая 75 м
Сапожная игла 1
Клей "Феникс" 0,25 л ремонт оболочек
Клей резиновый 0,2 л ремонт оболочек
Бензин 0,5 л обезжиривание ткани
Проволока медная и аллюминевая 3 м
Запасные хомуты для ката 2 4 шт
Наждачная бумага 0,05 кв. м зачистка поверхностей перед склеиванием

7.4. Состав аптечки

Наименование Кол-во Назначение
Бинт нестерильный широкий 10 м Перевязочный материал
Бинт нестерильный узкий 10 м Перевязочный материал
Марля 5 м Перевязочный материал
Лейкопластырь широкий 4х5 м Мозоли
Лейкопластырь бактерицидный 20 шт  
Вата 50 г  
Бинт эластичный 5 м При растяжениях, расширении вен
Жгут медицинский 1 При кровотеч-ях
Перекись водорода 1 флакон При кровотеч-ях
Настойка йода 25 г Дезинфицирующие
Анальгин 20 табл. Болеутоляющие
Новокаин 8 ампул Анастетик
Баралгин 10 табл. Болеутоляющие
Спирт медицинский 0,25 л Дезинфицирующее и согревающее
Валидол 8 табл Сердечн.
Корвалол 1 флакон Сердечн
Марганцовка 10 г Дезинфицирующее
Регидрон 3 порошка Кишечно-желуд; при недостатке солей
Уголь активированный 40 табл. Абсорбент при отравлениях
Левомицетин 10 табл. Антибиотик Кишечно-желуд.
Сульгин 6 табл. Кишечно-желуд.
Имодиум 20 табл. Кишечно-желуд.; закрепляющее
Тавегил 8табл. Антиаллергическое
Гигиеническая помада 1 шт.  
Бальзам "Золотая звезда" 1шт. Укусы насекомых; насморк
Масло растительное 1 флакон Доставать клещей
Витамин "С" с глюкозой 16х10 табл. От общей задохлости
Чеснок 5 головок Профилактика простудных заболеваний
Мятн. конф "Рондо" 50 табл. Для поднятия настроения
Шприцы и иглы 5 шт Для введения новокаина
Мыло и шампунь 2 шт Мыть руки и мордочку

7.5. Список продуктов

Вид продукта Количество Вес (включая тару) На чел / на варку Калорийность на 100г (ккал)

Крупы

19 кг

гречка

7 литров 6,5 кг 70 г 317

рис

8 литров 7,5 кг 70г 334

"геркулес"

- > 2кг 40- 50 г 336

пшено

1,5 литра 1,4 кг 70г 324

манка

1 литр 0,7 кг 40- 50 г 334
Макаронные изделия - 3 кг 150г 330

Тушенка

45 банок около 20кг 60 - 140 г. 337-376

Сух. молоко

2,6 литра - - 470

Консерв. рыбн.

10 банок > 2кг Перекус -

Сыр плавл.

12 шт 1,2кг Перекус 367

Колбаса с/к

3 палки > 2кг Перекус 436

Вафли

6 пачек 0,6 кг Перекус -

Сухари черные

- > 2,5кг - 410

ванильные

- 0,5 кг Перекус -

Кетчуп "здравствуй язва"

1 бутылка 0,3 кг - -

Суп харчо острый

5 пакетиков 1 кг 50 г 300

Кубики бульон.

40 шт 0,5 кг 0,7шт -

Мясо сублим.

1 литр 0,5 кг 1 ложка -

Сгущенка

4 банки 1,5 кг - 324

Сахар колотый

38 кусочков 1 кг к чаю 400

рафинад

1 пачка 1 кг к чаю 400

Заменитель сахара

1 упаковка - к молочн. каше -

Масло растит.

1 литр 1 кг - 882

Мука блинная

1,5 литра 1 кг - 315

Соль

- 1 кг - -

Сухофрукты

5,5 кг - -

изюм

1,5 литра 1 кг - 273

курага

- 2 кг - 250

суш. бананы

5 упаковок 1 кг Перекус 318

финики

2 упаковки 1 кг к чаю 328

экзот. фрукты

- 0,5 кг к чаю -

Шоколад

20 плиток 2 кг Перекус 525 – 569

Конфеты

- 1,5 кг к чаю 357

Косхалва

1 упаковка 0,3 кг к чаю 500

Чеснок

5 головок - В лечебных целях -

Чай

0,5 кг - -

Кофе раствор.

12 пакетиков 0,05 кг 1 пакетик -

Какао

1 пачка 0,15 кг - -

7.6. Весовые характеристики груза

  На 1 человека На группу
Продукты, кг 12 - 13 кг около 75 кг
Групповое снаряжение, кг 13.5 кг около 80 кг
Личное снаряжение, кг 10 - 14 кг около 75 кг
   
Всего, кг 38 кг 230 кг

Вроде бы все правильно, но суммарный вес у нас был несколько меньше килограмм 215- 220;

Выходной же вес рюкзаков у участников колебался от 42 до 26 кг.

7.7. Смета расходов на поход

1. Проезд на 1 чел. на группу
Москва - Абакан (поезд,) 475 руб. 2850 руб
Абакан - 105-й км шоссе (автомашина) 217 руб. 1300 руб.
Абаза - Новокузнецк (поезд) 54 руб. 324 руб.
Новокузнецк - Новосибирск (поезд) 71 руб. 426 руб.
Новосибирск - Москва (поезд) 385 руб. 2310 руб.
Всего проезд: 1202 руб. 7210 руб.
2. Питание на маршруте 310 руб. 1860 руб.
3. Питание в дороге, мелочные    
расходы и всеразличное баловство 180 руб. 1080 руб.
Всего: 1692 руб. 10150 руб.
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию