13 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Саянский
Год путешествия: 2003
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V
Автор: Кирилл Павлов (Москва)

Содержание
1.1. Паспорт маршрута

Вид туризма: пеше-водный.

Категория сложности: пятая.

Район путешествия:Восточный Саян. Окинский аймак Республики Бурятия, Каа-Хемский кожуун Республики Тува

Нитка маршрута: р. Дунда-Гол – р. Даргыл – пер. Шутхулай – пер. Шерпов – оз. Дэдэ Хухэ-Нур – оз. Додо-Хухэ-Нур – р. Хелгин – р. Тисса - Тиссинский аршан - Сариктинский аршан - р. Сарикта – пер. Билин-Хутэл (Низкое место) - р. Белин-Бажен – р. Белин – пос. Уш-Бельдир – р. Кызыл-Хем – р. Каа-Хем – пос. Сарыг-Сеп.

Протяженность нитки маршрута: пешая часть: > 80 км; водная часть: > 370 км; всего: около 450 км.

Радиальные выходы:

1. Радиальный выход-разведка в районе перевала Шерпов > 5 км;

2. Радиальный выход в районе Бельдыкского каскада > 4 км;

3. Радиальный выход в Уш-Бельдир > 10 км;

4. Радиальный выход в районе 1-2 порогов Кызыл-Хема > 4 км;

5. Радиальный выход на скалу Зарод > 5- 6 км;

6. Прогулка по Кызылу > 4 км;

7. Прогулка по Новокузнецку > 7 км.

Общая протяженность - около 40 км.

Продолжительность активной части маршрута: 21 день, в том числе пешая часть: 7 дней; сплав: 11 дней; дневки: 2 дня.

Состав группы: 5 человек.

Средства сплава: катамаран 4.

Время проведения похода: с 6 августа по 6 сентября 2003 г.

Уровень воды: Билин-Бажен и Билин – выше среднего, Кызыл-Хем – паводковый, Каа-Хем – высокий

1.2. Состав группы

Ф. И. О.год рожденияИсполняемая обязанностьИмеющийся опыт (реки выше 3 к.с.)
1. Астрединова Светлана Леонидовна1976ВрачЖом-Болок 5у
Кураган 4(5)у

2. Подходы и подъезды
2.1. Заброска

В район начала маршрута, в зависимости от финансовых возможностей и пожеланий группы, можно рекомендовать несколько вариантов подъездов.

I. Цель - минимум времени на подъезд к маршруту

Москва - Иркутск - самолетом

Иркутск- Слюдянка - поездом или электричкой. (электрички всего две)

Слюдянка - Орлик - автомашина

Орлик – устье Даргыла – автомашина повышенной проходимости.

Время на переезд 1,5-2 суток.

Стоимость > от 7500 руб/чел.

II. Цель - минимум денежных затрат (2003 год август)

Москва - Слюдянка - поезд (плацкарт) (1720 руб./чел.)

Слюдянка - Орлик - автомашина (5000 руб. за "УАЗ" ("батон") на 390 км – 1250 руб/чел)

Орлик – устье Даргыла – автомашина повышенной проходимости. (4000 руб за ЗИЛ 131 на 75 км 1000 руб/чел)

Временные затраты от 4,5 до 6 суток.

Стоимость заброски составляет (> 4000 руб./чел.)

В принципе из Слюдянки до Орлика раз в неделю ходит автобус ПАЗик (именуемый "Бурятский автобус"), но туристов берет, только в случае наличия свободных мест, а таких как правило не оказывается. Кроме того, существуют рейсовые автобусы до Кырена – довольно крупного поселка с действующим дацаном на полпути между Слюдянкой и поселком Монды; однако большого смысла попадать в него ИМХО нет. Также как и не рекомендуется делать пересадку в селе Монды (что предлагают многие Слюдянские водилы) – выйдет только дороже.

В Слюдянке за прошедшие три года автомобильная мафия только упрочила свои позиции: стала еще наглее и неприятнее. Цены держат на уровне 7000-8000 тыс. руб. до Орлика, более того, мужики ушлые и зело противные, так что доверия не внушают.

Эмпирически проверенный вариант

С поисками машины нам на сей раз повезло. Пообщавшись с мафиозными водилами и узнав диспозицию мы отправились на поиски в город. Довольно быстро неподалеку от рынка мы нашли УАЗ с бурятами из Зун-Мурино и договорились до Орлика за 5000 тыс. Водитель наш – бурят Роберт – один из местных предпринимателей полгода как перехавший из Окинской долины в Тунку. По пути мы заехали к нему домой пообедать… Стандартный густой мясной бульон с макаронами вызвал ностальгию… Но самое удивительное было то, что нас узнала его младшая дочь, с которой 3 года назад мы общались на летнике Шара-Тала в долине Сенцы… Вот уж воистину мир тесен…

Дорога до Орлика… Снова дождь мешается с солнцем, кыренский дацан, многочисленные святые места и бурханы, щедро разбрызгиваем водку… На Нуху –Дабан въехали опять уже ночью…И опять так и не увидели Мунку-Сардык. За то в рассеянном лунном свете пред нами предстало перевальное озеро, откуда брала начало могучая Ока… Сайн-Байна, Земля Гэсэра!

В Орлике оказались глубокой ночью, переночевали на северном выезде из поселка, в уютном лиственничном лесу. На утро нас разбудил Роберт, который нашел нам уже машину для дальнейшей заброски: ЗИЛ 131 сторговали за 4000 рублей.

В итоге: весь путь от Ярославского вокзала (г. Москва) до слияния Даргыла и Дунда-Гола занял 117 часов (с учетом поясного смешения соответственно 123 часа, то есть около пяти суток.) и вылился, учитывая только транспортные расходы в 3980 руб. на человека.

Адреса и телефоны людей организующих заброску:

г. Слюдянка: мужик, услугами которого мы пользовались в 2000 г.

Адрес: Кукелева, 3, дом рядом с рынком.

Телефон: (……) 29 75

Добродушный приятный мужик выйдя на пенсию переехал в Слюдянку из Нижнего Новгорода. Ценной информации и интересных рассказов вы от него почерпнете навряд ли, но ехать с ним приятно.

Пос. ОрликСыренов Алексей Жалсараевич

Адрес: (ул. Обручева, Дом с голубыми наличниками напротив стадиона).

Телефон - Код Улан-Удэ, далее соединить с Орликом, 51-426.

Мужик – местный координатор, самвозит редко, чаще выступает в роли посредника. Доброжелателен, гостеприимен, но свою корысть знает. По желанию может организовать встречу в Слюдянке, но для этого надо звонить за несколько дней. (машины УАЗ ("батон") и УРАЛ).

Бамбалаев Баир (жена Мунконова Уля) – Живут на так называемой "новой улице" – самой крайней от реки. В поселке все друг друга знают, так что найти не проблема. Баир отличный водитель, приятен в общении. Для бурята относительно не скуп. На наш взгляд лучший вариант для дальнейшей заброски из Орлика. Машины ГАЗ-66 и УАЗ ("козел").

Мунконов Сергей – довольно молодой парень на "Урале". Скуп даже по бурятским меркам.

Телефон: 51-413.

Ангархаев Санжа Жамсаевич – машина "Урал".

Телефон: 51-201.

2.2. Выброска

Заканчивать маршрут удобно в поселке Сарыг-Сеп или Усть-Бурен. Более ранняя выброска, например из Эржея или Сизима возможна, но весьма проблематична. Из Сарыг-Сепа в Кызыл два раза в день ходит автобус (время отправления в 10.20 и 17.20), кроме того у автовокзала постоянно дежурят маршрутные такси, стоимость проезда в которых, практически не отличается от автобусной. В 2003 г был назначен дополнительный автобусный маршрут Кызыл – Сарыг-Сеп – Усть-Бурен.

Существенной проблемой является то, что поселок Сарыг-Сеп не виден с основного русла Каа-Хема. Незадолго перед поселком необходимо зайти в маловодную правую протоку и как только впереди покажутся первые дома, сразу же зачалиться на правый берег. В качестве ориентиров протоки можно указать подходящие к воде с левого берега мачты высоковольтной ЛЭП. Небольшой лесок у места чалки вполне пригоден для того чтобы провести в нем спокойно ночь, просушить суда и вещи. На утро оказалось, что лесок находиться на острове и отделен от основного берега еще одной протокой-затоном, через которую на наше счастье построен добротный деревянный мост. От моста до автовокзала в центре поселка около 1,5 км асфальтовой дороги. В поселке есть столовая, несколько кафе, более десятка магазинов, почта. От Сарыг-Сепа до Кызыла по трассе ровно 90 км (около 2 часов езды).

Автобус из Кызыла на Абакан уходит вечером (в 20.00) и прибывает в административный центр Хакасии около 5 часов утра. Для осмотра тувинской столицы достаточно 2 часов, поэтому логично уехать в Абакан на маршрутном такси не дожидаясь вечера. Стоимость проезда на автобусе составляла 280 руб., на маршрутном такси - 350 руб., однако красоты Усинского тракта вознаградят сторицей.

Поезд из Абакана на Москву отправляется около 17 часов по местному времени, на Красноярск около 16, на Новокузнецк в 23:30. Самым быстрым путем до дома в нашем варианте оказалась связка Абакан-Новокузнецк, более 9 часов прогулки по Новокузнецку и поезд Новокузнецк – Москва.

2.3. Варианты аварийных выходов

Большая часть маршрута проходит по ненаселенной части Окинского аймака Республики Бурятия и Каа-Хемского кожууна Республики Тува, по территории практически полностью лишенной какой бы то ни было дорожной сети. Все это обуславливает чрезвычайную сложность аварийных выходов с маршрута. В качестве основного аварийного пути на пешей части следует рассматривать конную тропу по долине Тиссы. От летника Бурал-Морито есть плохая автомобильная дорога до Орлика.

За перевалом Билин-Хутэл (Низкое место) при возможности сплава целесообразнее эвакуироваться в поселок Уш-Бельдир. С мая по конец августа поселок связан авиасообщением с Кызылом (рейсы выполняются не реже 1 раза в две недели).

Наиболее сложны аварийные выходы из ущелья Кызыл-Хема. Бомы, скалы, курумы, густой кустарник делают проход вдоль реки практически невозможным или по крайней мере крайне не эффективным. В качестве не проверенной рекомендации можно предложить подняться вверх по долине одного из правых притоков и попытаться пройти менее расчлененными верхами.

На Каа-Хеме уже в 15-20 км после стрелки начинается относительная населенка. По берегам помимо отмеченных на карте поселков, населенных старообрядцами встречается большое количество заимок (скитов), как правило все они соединены хорошими тропами, а зачастую и грунтовыми дорогами.

3. Организация и общая идея похода

На этот маршрут мы собирались три года назад, но из-за серьезной травмы одного из участников и не самоходного состава команды были вынуждены отказаться от амбициозной идеи пересечения Восточного Саяна. Тогда вместо Билина мы ушли на Жом-Болок и впоследствии ничуть не пожалели об изменении.

И вот теперь вновь, как и три года назад все подстраивалось во имя великой летней поездки. Грандиозные идеи со связками Саянских рек одна за другой приходили мне в голову: Дотот - Кара-Бурень со 120 км переходом на Казыр, Шишхид-Гол с его неизвестными притоками и сомнительными пересечениями Российско-Монгольской границы, Дотот с выходом на Билин… около 35 ходовых дней с легкими судами, обилием радиалок, довольно жестокими пешими перебросками… В итоге со своими наполеоновскими планами я остался один… Мои спутники сказали, что максимум чем они располагают это 21 ходовым днем. В результате пришлось умерить аппетит и вернуться к идее трех летней давности, только уже без радиалки в долину вулканов. На сей раз в качестве бонусов рассматривались аршаны Чойгана и Уш-Бельдира, восхождение на пик Топографов, занос судов вверх по Балыктыг-Хему и прохождение Щек…

Итак, нас вновь ждала волшебная земля Гэсэра, и один из самых диких маршрутов Южной Сибири.

Вариант идти одним судном, без страховки, был неприятен, но смущал мало… Пять лет назад почти в том же составе на этом же малолитражном (немногим более 1000 л.) катамарне мы прошли всю Катунь, имея в арсенале только опыт Охты и Чирка-Кеми.

В МКК на поход было заявлено 4 человека, однако по прибытии в Слюдянку мы обнаружили Минину Лидию, сказавшую, что она наш ангел хранитель и при ее отсутствии с нами в этом походе один из нас из оного не вернется. Изначально мы проигнорировали подобное заявление и согласились на совместную заброску, наивно полагая, что девушка останется гулять в окрестностях Хойто-Гола. Однако экспедиция по спасению нас была продолжена. После двух суток следования за нами, девушка была взята в команду на определенных условиях.

Каждый участник был экипирован спасжилетом, каской и гидрокостюмом. Большая работа была проведена при подготовке продуктов питания. Выход в начальную точку сплава предусматривал пеший переход протяженностью около 80 км, а также радиальные выходы, следовательно, необходимо было минимизировать вес рюкзака, не обделив себя полноценным питанием, что было блестяще исполнено.

В целом подготовка снаряжения, средств сплава, спассредств, а также продуктов, аптечки и ремнабора соответствовали современным требованиям для автономных походов в экстремальных условиях.

4. График движения и техническое описание маршрута
4.1. График движения

День путиДатаУчасток путиПротяженность кмРабочее (ходовое) время (включая привалы, перекусы, Разведки, осмотры и проч.)Характер пути; Способ передвиженияОсобенности метеоусловий
16.08.Москва – Слюдянка> 530091 часПоезд-
27.08.---Поезд-
38.08.---Поезд-
49.08.---Поезд-
510.08.Слюдянка – Зун-Мурэн – Орлик390" 9 часов на машинеПоезд, Машина "УАЗ"+14 +16° переменная облачность; к ночи +8°
611.08.Орлик- устье реки Даргыл (1530 м)80> 7часовМашина ЗИЛ 131Под утро прошел небольшой дождик + 7° ; днем " +10 +12° ясно; к вечеру до +16°. К ночи резкое похолодание до +1°.
2около 1 ч.Пешком разведка, поиск тропы.
712.08.Дневка--Отсыпаемся, греемся у костра, думаем…Под утро начался дождь, затянувшийся до глубоких сумерек. День – низкая облачность +6°, к ночи до +3°. Окрестные хребты посеребрил снег.

Стоянка близ устья Даргыла – вверх по долине Даргыла до границы зоны леса (1870 м.)

11 км5 часовПешком по конной тропе. Тропа неплохая, местами сильно разбитая. На полянах болотцах и в местах речных разливов теряется. 2 простых брода через Даргыл (хотя под дождем мало не показалось).Ночью возобновился дождь; Утро + 2° дождь, низкая облачность, ветрено и очень холодно. Снеговая линия на хребтах опустилась метров на 200-300 ниже. Днем и вечером +3-4° С непрерывный дождь.
914.08.Стоянка в верховьях Даргыла – Перевал Шутхулай (2300 м) – озеро за перевалом (2250 м)7 км4,5 часаМестами тропа, местами курумник, ерник и болота. Брод через Нуртой и Даргыл. Перевал Шутхулай (н/к)Всю ночь дождь. Утро пасмурное +8° ; День и вечер переменная облачность, чередование зарядов дождя и солнца; +9 +12° ; Ночью заморозок до –3°
1015.08.Стоянка на перевальном озере – пер. Шерпов (2570 м) – оз. Дэдэ-Хухэ-Нур – р. Хэлгин.10 км> 8 часовПешком. Перевал Шерпов (почти 1А), травянистые склоны и курумы, на перевале снег. Вдоль озера теряющаяся тропа, ерник, близ южной оконечности крупно глыбистый курум, далее плохая теряющаяся тропа, болота и густой высокий ерникУтро ясное, в тени минус, на солнце довольно тепло. Днем переменная облачность +4 + 12° (в зависимости от высоты и локальной погоды); под вечер при солнце и без ветра по ощущениям очень тепло, так что появилось желание искупаться в озере. К ночи похолодание до + 2°
1116.08.Вниз по долине Хэлгина (оз. Додо-Хухэ-Нур, стоянка в километре ниже устья Хэлгинэ-Хутэл)12 км

> 8 часов

Пешком, большей частью по тропе качества ниже среднего через ерник и болота, местами тропа теряется и приходится идти на пролом На юго-восточной оконечности озера Доодо-Хухэ-Нур сложный крупно глыбистый курум. Брод через Хэлгинэ-Хутэл.Утро переменная облачность. Днем пасмурно, к вечеру ясно. + 12 +14°. К ночи + 2°.
1217.08.Низовья Хэлгина – вверх по долине Тиссы до Тиссинского Аршана16 км9 часовТропа среднего качества через болота и ерник, в лесу хорошая тропа. Сложный брод через Хэлгин, 3 брода через Тиссу. Между 1 и 2 тиссинскими бродами тропа разбита приходиться прыгать по кочкам или чвакать по болотной жиже.Ночью заморозок до –2°. Утро + 1° С Утром и днем переменная облачность +12 +15°, часам к пяти вечера воздух прогрелся до + 20°. К ночи похолодало до + 4°.
1318.08.Тиссинский Аршан – Сариктинский Аршан долина реки Сарикта – стоянка выше зоны леса (1850 м)

9 км

>5часовТропа лучше среднего в лесу, на гарях и болотах становиться отвратной. Болота, стоячая вода, ерник. 3 брода через Сарикту.Утро + 4°. Переменная облачность. К вечеру воздух прогрелся до +15 +17°. Вечером гроза, дождь с градом. В течение часа температура упала на 10°. К ночи до + 2°.
1419.08.Верховья Сарикты – перевал Низкое место (Билин-Хутэл) – р. Билин-Бажен не доходя 1 км до первогоправого притока.11- 12 км6,5 часовТеряющаяся плохая тропа, густой и высокий ерник, болота, кочкарник. В долине Билина с началом зоны леса по правому берегу появляется уверенная тропа, но после спуска и она начинает дробиться и вскоре теряется.Утро переменная облачность +8°, сильный ветер. День пасмурно, редкие проблески солнца. Кратковременные дожди, +10° ; к ночи +7°
1520.08.Дневка Стапель--Стапель, сбор ягод, блины, компот и прочее баловство с гастрономическим уклономНочью начался дождь. Утро + 8° С, Весь день слабый дождь с редкими перерывами +10 +12°. К ночи прояснение и похолодание до +6°.
1621.08.р. Билин-Бажен не доходя 1 км до первого правого притока – озеро Билин-Холь – пор. "Моренный"13 км4,5 часаСплав. Заломы и завалы, "расчески", мели, шиверы до III к.с. Три обноса, в том числе обнос порога Моренного (VI -) (очень трудоемкий)Под утро снова начался дождь, продлившийся с редкими перерывами почти до самой ночи. В течении дня +8 +10°
1722.08.Пор. "Моренный" – пор. "Омега"3 км (сплав) 4-5км пешком7 часов из них сплава менее 15 минут.Сплав. Каскад непрерывных шивер от II до III+ к.с. Обнос вещей за порог "Омега", разведка пор. "Омега" (V), ремонт катамарана.Утро – дождь +7°. После полудня прояснение + 10° После 15.00 + 15 +17° Переменная облачность, вечером кратковременный дождь. К ночи похолодание до +3°

1823.08Пор. "Омега" – р. Билин – Стоянка ниже "Второго Карельского" порога.16 км8 часов из них сплава немногим более 2 часовПрохождение порога Омега (V к.с.), и каскада шивер (III-IV- к.с.). Очень напряженный слалом, валы и бочки до 0,7 м ; пологие сливы до 1,5 м ; На Билин-Бажене завал, на Билине многочисленные заломы и "расчески".Первый день идеальной погоды. Ясно. Утро + 6° ; Ближе к вечеру +17+19° К ночи похолодание до +2°
1924.08.Стоянка близ "Второго Карельского" порога – Зимовье Тоймас.> 20 км5 часовСпокойное течение, местами сильное меандрирование, начало Билинских Тишей. Идем на веслах пытаемся ловить рыбу, коей здесь превеликое изобилие.Ночью легкий заморозок, утро 0°, густой туман. Днем переменная облачность, редкие капли дождя. После полудня до +16° К ночи похолодание до +6°
2025.08.Зимовье Тоймас – Начало Бельдыкского каскада.30 км5 часовБилинские тиши. В конце отрезка появляется ощутимое течение, отдельные быстрины.Утро – обложная низкая облачность сильный дождь продлившийся часов до 3-4 дня. В течении дня + 4 +7, к вечеру до + 10°. К ночи слабый дождь.
2126.08.Начало Бельдыкского каскада – дорога на Уш-Бельдир48- 50 км6 часовБельдыкский каскад (III - III +), шиверы, пороги "Ворота" (III +), "Прижимистый" (IV), "Змейка" (III - III +). Небольшие локальные сливы, прижимы, валы до 1,5 м, бочки до 1 м, местами жесткие.Пасмурно. Всю ночь и утро слабый дождь. +8°.Днем усиление дождя. К вечеру несмелые прояснения +11°, к ночи +7°.
2227.08.Радиальный выход на курорт Уш-Бельдир. Р. Билин – р. Кызыл-Хем – стоянка в устье р. Верхний Кадраус.> 10 км пешком5часовПешком по хорошей грунтовой дороге.Переменная облачность. Утро прохладное в течение дня +12 +14°, хотя на солнце очень жарко. Кратковременный дождь. К вечеру понижение температуры до +5°.
18 км сплав> 2 часовСплав Порог №1 "Надпорожница", пор. №2. "Клипсидра" (IV). Мощная вода, крутые Валы до 2,5 м.
2328. 08.

Стоянка в устье р. Верхний Кадраус. – стоянка в устье ручья Кара-Адыр (Перед порогом №7)

4кмпешком3часарадиалкаРадиалка крутые каменистые осыпи, густой кустарник, бурелом, свободное лазание по скалам.Утро + 2° густой туман. Весь день солнечно. После полудня до +18 +20°. К вечеру похолодание до +7°
4 км сплав3 часа на воде (из них сплав около 15 мин.)Пороги №3, №4 "Сюрприз" (V +), №5 и №6 "Скала Голубь" (IV -). Мощная жесткая вода валы более 2 м, огромные бочки и пенные котлы, слив со скалы > 2 м. Ремонт, замена сломанной поперечены.
2429.08.Стоянка в устье ручья Кара-Адыр (Перед порогом №7) – Устье реки Хадын Радиальный выход на скалу Зарод.38 км сплав

4,5часаОсновные пороги Кызыл-Хема. Мощная вода, валы до 3 м, локальные бочки, прижимы.Утро туман +3° ясно С 3 до 5 дня – переменная облачность, сухая гроза, максим. Температура +16 +18°. К ночи +10°.
> 5 км3 часаКрутой курумник, осыпи, свободное лазание.

Устье реки Хадын – Стрелка - порог "Панфиловский"64 км

7,5 часов

Шиверы, Бахаревский порог (IV – IV+), 1-ая ступень Панфиловского порога (IV) Крутые валы до 2,5 м, локальные бочкиУтро +8°. В течении дня +12 +15°. Переменная облачность под вечер пасмурно, сухая гроза. К ночи +10° Очень теплая ночь.
2631. 08.Порог "Панфиловский" - Стоянка в 2 км ниже Шуя47 км7 часов"Васильевский" (IV +) и "Байбальский" (V – V-) пороги. Мощная вода, валы до 3м бочки до 1,5 м.Утро +8°. В течении дня переменная облачность +12 +16°. К вечеру ясно. К ночи похолодание до +5°.
271.09.Стоянка в 2 км ниже Шуя – пос. Сарыг-Сеп62 км7,5 часовПоследний каскад порогов Каа-Хема (II-IV кс) Валы до 2,5 м, мощные локальные бочки. Многовариантные прохожденияУтро ясное, небольшой туман +2°. Днем солнечно до +15°. После 3 часов дня переменная облачность, очень сильный ветер после 16:30 пасмурно. В 19.00 начинается дождь. К ночи дождь усиливается. +10°. Самая теплая ночь похода.
282.09.Пос. Сарыг-Сеп – Кызыл – Абакан.500км8часовАвтомашинаУтро + 9° дождь. Днем пасмурно без осадков +13 +15°.
4–5 км2,5 часаПрогулка по Кызылу
293.09.Абакан –Новокузнецк> 400км11часовПоездВ Новокузнецке: утро переменная облачность +15°. Днем солнечно +25 +27°.
7 км9 часовПрогулка по Новокузнецку
304. 09.Новокузнецк – Москва> 370060 часовПоезд-
315.09.---Поезд-
326.09---Поезд-

4.2. Техническое описание маршрута
4.2.1. Пешая часть

Примечание: При наличии времени рекомендуется сделать радиальный выход на горячие источники Чойган1(Жойган) (2–3 дня) к горячим источникам Хойто-Гол2 и в Долину Вулканов (2-4 дня). Их мы посещали три года назад, сейчас – увы, времени было в обрез, да и дождливая холодная погода (+4 +6 °) первых дней не вселяла оптимизма…

Активная часть маршрута (пешая) начинается от места впадения реки Даргыл в Дунда-Гол3Ключевой момент – поиск основной конной тропы вверх по Даргылу. Тропа начинается от поляны на левом (орографически) берегу реки! А не на правом, как показано на большинстве карт и схем. На поляне тропу не видно, появляется она только при входе в лес. Следует отметить, что вокруг много ложных троп ведущих в никуда или возвращающихся обратно в долину Дунда-Гола. Поэтому при наличие спиногрыза весом более 40 кг, целесообразно кинуть небольшую разведку.

Тропа довольно круто поднимается вверх на прилавок, далее около сотни метров идет субгоризонтально по опушке лиственничного леса, после чего начинается затяжной подъем вверх. Тропа сильно разбита лошадиными копытами и ее черный торфяной след без труда читается на склоне. Метров через 500-600 она выходит наводораздельный хребет Дунда-Гола и Даргыла после чего довольно круто спускается в долину последнего.

Вскоре тропа подходит к первому броду через Даргыл и переходит на орографически правый берег. Брод несложен, глубина реки до 0,5 м. Далее начинается разлив Даргыла, долина расширяется, у реки появляется заболоченная пойма, чередующаяся с участками галечных пляжей. Тропа становиться хуже и периодически теряется. Хорошая набитая тропа появляется в лесу вновь уже выше разлива. Через некоторое время она выходит к охотничьей избушке , а еще через 400- 500 м, вновь возвращается на левый берег. Брод на разбое , глубина до 0,3 м.

Далее тропа не теряется до конца зоны леса, по пути встречается еще одно зимовье. В плохую погоду при затяжном дожде или снеге целесообразно заночевать не выходя из лесной зоны. Следует учесть, что хороших мест для стоянок в верховьях Даргыла очень мало. В хорошую погоду можно подняться несколько выше. Не доходя нескольких сот метров до впадения в Даргыл левого притока реки Нуртой, есть несколько уютных островков с одинокими лиственницами и оборудованными стоянками. Но дров хватит только на приготовление еды.

В зарослях ерника тропа ветвиться и теряется. Мы поднялись вверх по склону, перейдя сначала вброд бешено скачущий по камням Нуртой, а затем поднявшись еще около километра вверх по долине Даргыла перешли на его правый берег, где снова обнаружили конную тропу. Основная тропа видимо переходит на правый берег Даргыла еще ниже слияния Даргыла с Нуртоем. Тропа хорошо читается поднимаясь на перевал Шутхулай4 (ок. 2250 м). Но можно идти и без нее. Ерник остался позади, вокруг невысокая травка, последние отцветающие жарки и водосборы, много лука . Сразу за перевалом небольшое озерко, на высоком берегу которого мы и расположились лагерем.

Далее распрощавшись с тропой, спускающейся к озеру Болдоктой-Нур6после небольшой разведки мы начали подъем на перевал Шерпов (ок.2570 м), после начального крутого 35-40 ° взлета далее шли траверсом хребта.Подъем несложен идет в основном по довольно пологим мелкообломочным курумам, кое-где по травке, на самом верху по снегу.

С перевала открывается замечательная панорама массива Пика Топографов (3044 и 3089 м). Спуск к озеру Дэдэ-Хухэ-Нур6более крутой, проходит по логу ручья вытекающего из перевального озера, перекрытого курумом . Далее травка, мох, ниже ерник, ближе к озеру периодически появляются слабые намеки на тропы. В хорошую погоду чрезвычайно привольное место; много голубики, растет саган-дайля7. Спустившись к озеру шли по кромке его левого берега по узкой каменной полосе между ерником и водой. Несмотря на +12 ° воздуха и +3 ° - воды. Появилось устойчивое желание искупаться в озере. Заплыв получился не продолжительный, но очень приятный! В южной части озера коренной берег подходит непосредственно к воде, в ернике появляется плохая тропа. Близ южной оконечности озера крупноглыбистый курум , который целесообразно обойти сверху траверсом склона, не то чтобы это было проще, но около получаса времени на данном маневре выиграть можно. Далее шли вдоль Хэлгина по его левому берегу сквозь густой ерник и болото, периодически под ногами появлялись намеки на тропы, но вскоре также внезапно и исчезали. Через 2 км ниже озера появляется постоянная тропа, несмотря на это идется медленно, иногда довольно продолжительное время приходиться чвакать по щиколотку в болотной жиже или ломиться сквозь сплетения ерника.

У озера Додо-Хухэ-Нур8опять же приходиться идти вдоль кромки воды… Всюду много ягод, на мокром песке свежие следы крупного медведя… Ближе к южной оконечности озера начинается очередное "каменное море"… Нам повезло затяжной крупноглыбистый курум удалось преодолеть без дождя… Далее дискретная тропа, уже привычные болота и утомляющий ерник… В качестве бонуса великолепные пейзажи долины Хэлгина! Переходим вброд неглубокий но бурный поток Хэлгине-Хутела, встаем на ночь в 1- 1,5 км южнее на каменной гривке посреди болота.

После разливов Хэлгина по его левому берегу появляется устойчивая конная тропа пришедшая из долины Шутхулая с перевала Хэлгине-Хутэл. Тропа некоторое время идет по долине, но не доходя километра-полутора до Тиссы, заходя в лес, начинает подниматься вверх и забирать все сильнее к востоку. В лесу на террасах в каменных чашах очень красивые маленькие озерки с относительно теплой водой, хорошие места для стоянок.

Тропу покидать не хотелось, но осознав, что спустится она в долину Тиссы существенно восточнее устья Хэлгина, мы решили идти на пролом через лес. Метров через 300-400 наткнулись на сизый от ягод голубичник, пришлось сделать остановку минут на 20… Ягоды очень крупные, как виноград кишмиш, напоенные солнцем…

Сбрасывая высоту, мы вышли к устьевой ступени Хэлгина … Набравшая силу река с ревом несется в скальном каньоне. Мысли о броде кажутся абсурдными, а вот сплавиться здесь было бы интересно. Идем вниз до устья. Стенки каньона сходят на нет, поток становится менее концентрированным, но остается достаточно мощным.Бродили Хэлгин непосредственно в устье. Брод сложен. Глубина до 0,75 м. Вариант таджикской стенки почему то не прижился. Бродили по одиночке с двумя альпенштоками, как на лыжах, пересекая неширокие концентрированные струи и отдыхая в обратках небольших бочек. Ширина русла более 20 метров. На разведку, брод и перекус потратили около 2,5 часов.

Конную тропу на правом берегу Хэлгина нашли почти сразу. Впервые после долины Даргыла шли по хорошей сухой тропе. Скорость сразу же выросла в 2-3 раза, так что мы не заметили как пробежали мимо Тиссинского водопада. С тропы его не видно и не слышно. Вокруг очень красивый чистый светлохвойный лес, много брусники.

Километра через 4-5 тропа переходит на правый берег ТиссыБрод простой. Течение слабое, глубина 0,3 - 0,4 м, дно мелкая галька, ширина русла не менее 50 м. Последующие 300- 400 м – разбитая конная тропа в высокой траве: приходиться прыгать по кочкам или чвакать по вязкой болотной жиже, глубина которой местами доходит до колена… Далее очередной брод через Тиссу на разбое. Течение почти не ощущается глубина 0,4- 0,5 м. местами до 0,8 - 1 м, дно у берегов вязкое, далее мелкая галька. Суммарная ширина проток около 80 м.

До устья Сарикты тропа остается достаточно хорошей, далее начинаются разброды. Отдельные тропки подходят к воде и, судя по всему, переходят на другой берег. Основная тропа выводит к броду через ручей Хутли-Жалгалевому притоку Тиссы. Метров через 250-300 какие бы то ни было тропы на левом берегу заканчиваются. Здесь приблизительно в полутора километрах выше устья Сарикты мы перешли вброд Тиссу. Брод на разливе множество проток, разделенных галечными отмелями. Ширина более 100 м глубина до 0,3 м, острые камни.

На противоположном (правом) берегу на взгорке - уютная полянка с вкопанным сэргэ 9 - замечательное место для стоянки. В 150- 200 м. (к западу-северо-западу) от сюда находится Тиссинский аршан. Вода слабоминерализованная, с едва уловимым железистым сероводородным привкусом. Тропа на правом берегу появляется возле поляны с сэргэ и идет только в одну сторону - в сторону реки Сарикта. Крутой взлет на приустьевую ступень и спуск в долину Сарикты к более знаменитому Сариктинскому аршану. Вода по бурятским меркам сильно газированная с устойчивым сероводородным привкусом. Есть грязевые ванночки под открытым небом. Множество любопытных поделок, но до Хойто-Гола или Чойгана конечно далеко… У аршана тропа раздваивается. Ложная, по которой мы пошли изначально выводит к броду через реку Сарикта и далее забирая все больше на восток уходит в сторону Зун-обо-гола. Тропа же ведущая на Билин и Бий-Хем прижимается к борту долины поднимаясь вверх по левому берегу Сарикты. Тропа среднего качества иногда раздваивается, нужно быть очень внимательным, так как идти напрямую через ерник, гарь и поваленные деревья здесь очень тяжело. Через 2- 3 км пути тропа покидает зону сплошного леса… Впереди открывается изумительный вид на верховья Сариктинской долины , одинокие горы-останцы водораздельного хребта Восточного Саяна, пологие седловины перевалов, разноцветие ерника и небесная ширь…

Покинув лес тропа становится хуже. Идти большей частью приходится по откровенному болоту иногда проваливаясь по голень, или ломиться по узким протоптанным коридорам в сплошном массиве ерника. Скорость передвижения несмотря на все усилия едва ли достигает 3 км/ч. Следующее ключевое место – одинокий кедр с округлой кроной. Его становится видно метров за 300 –400. Возле него тропа разветвляется: основная идет прямо – в долину Бий Хема, нам же налево к броду через Сарикту и далее на перевал Билин-Хутэл (Низкое место). Брод объективно несложный (ширина реки 7 - 10м, глубина 0,3- 0,4 м) если бы не ледяной ливень с колючим градом. На правом берегу Сарикты есть несколько троп, но все они плохого качества и периодически теряются. Поэтому идти легче верхами холмов, так как там ерник ниже и не такой плотный. Есть несколько стоянок… Дров мало, но поживится есть чем, так что мы даже устроили настоящую пионерию с вечерними посиделками. Очень и очень красиво… Единственный недостаток – постоянный ветер.

Далее начинается едва выраженный подъем на перевал Билин-Хутэл (Низкое место). Постепенно тропа становится все более выраженной, принимая в себя все новые и новые составляющие. На перевале одинокая лиственница, тур, несколько табличек… Сзади Бурятия, впереди неизвестная Тува. Четко рефлектируемое ощущение границы. Рядом с лиственницей небольшое озерко – скромным ручьем из него вытекает Билин-Бажен.

По ту сторону перевала, тропа идет в разброд и то и дело теряется. Идем вдоль реки по левому берегу: высокая трава, болото, заросли ерника… Внизу видны пушистые кедры. Избранное нами подобие тропы оказалось ложным относительная высота над урезом реки выросла метров до 150-200, а вскоре мы уперлись в селевой лоток. Сложный и довольно опасный спуск по конгломератному склону, брод Билина, полчаса ломки через практически непроходимый высокий ерник – всего этого можно было бы избежать, если бы изначально мы выбрали путь по правому берегу. Только на границе леса нам удалось найти основную тропу.

Долина Билина в ландшафтном плане кардинально отличается от Бурятии – южная темнохвойная тайга из ели и кедра с довольно густым подлеском. Местами попадаются усыпанные ягодой черничники, крупная как виноград голубика, брусника, внизу по берегам проток много красной смородины. Спустившись в долину, тропа вновь начала ветвиться и теряться. Идеальных удобных мест для стоянки и стапеля как нам показалось нет, однако, это только на первый взгляд. Мы облюбовали полянку на высокой террасе правого берега в километре выше первого правого притока Билин-Бажена и остались очень довольны сделанным выбором.

Таким образом пешая часть протяженностью более 80 км была пройдена за семь дней (46 ходовых часов).

1 Пихта (тув.)

2 "Хойто" – Север; "Гол" - река, долина. Северная долина (бур.)

3 "Дунда" - средний, посредине, между; "Гол" – река, долина. Срединная Долина (бур.)

4 Расплескиваться, разливаться (бур.)

5 "Болдок" - холм, "Нур" - озеро; Озеро с холмом (бур.)

6 Верхнее Синие Озеро (бур.)

7 Сагандайля ("белое крыло") – по науке – рододендрон Адамса. Добавка побегов сего растения в чай придает напитку специфический сильный и на любителя приятный аромат. Сагандайлю используют в качестве тонизирующего и стимулирующего средства: улучшает работу почек, сердца, головного мозга. Усиливает потенцию, снимает усталость и похмельный синдром.

8 Нижнее Синее Озеро (бур.)

9 Сэргэ - столб для коновязи. Со временем стало предметом ритуального почитания. Еще сравнительно недавно украшенное резьбой сэргэ у дома символизировало благополучие и социальный статус хозяина. Установление сэргэ имело символическое значение: это моя земля, это место имеет хозяина. Сэргэ сооружалось два раза в жизни человека - в связи со свадьбой и со смертью. В прошлом у каждой юрты стояло сэргэ, "ибо пока стоит сэргэ - жива семья". Нельзя было разрушать сэргэ, пока оно само не придет в негодность. Сэргэ символизировал "древо жизни", "мировое дерево", объединяющее три мира. На столбе наносились три, а иногда и более кольцевых канавки. Верхняя предназначалась для привязывания лошадей верховных небожителей, средняя - для лошадей обычных земных людей, нижняя - для лошадей представителей подземного мира. Кроме того, различают "мужские" и "женские" сэргэ, последние отличает сквозное отверстие. Ныне сэргэ часто встречаются на священных местах, реже вблизи дорог и домов.

4.2.2. Водная часть

р. Билин-Бажен (20 км).

Сплав по реке Билин-Бажен был начат в 1,5 - 2 км ниже устья крупного левого притока реки Ущелистая при уровне воды заметно выше среднего. На протяжении первых 4- 5 км сплава река представляет практическинепрерывную несложную шиверу со значительным уклоном. Довольно часты разбои, мелководные перекаты, встречаются "расчески", заломы, несильные прижимы. Сплав несложен, но требует постоянной концентрации и четкой работы. Судовой ход узок, места для маневра ката-четверки мало. На участке были встречены два сплошных завала. Оба не криминальны, ибо располагаются в местах, где мелкие речные протоки протекают меж галечных пляжей. Обносы и проводки не сложны и не протяженны (до 50 м). Проблем с чалкой нет. Незадолго перед озером Билин-Холь река успокаивается, долина становиться шире, лес отступает от берегов, открываются красивые панорамные виды на склоны окрестных гор.

На левом берегу в северной части озера есть зимовье. Озеро Билин-Холь имеет протяженность около 5 км. При слабом встречном ветре и упорной гребле мы преодолели его на веслах за 1 час. За Билин-Холем следует цепочка из еще трех малых озер, соединенных шиверистыми протоками. Первые две до II (к.с.) сложности не представляют, последняя третья (III- к.с.) с разбоем мелководна и довольно сильно засорена камнями. На берегах появляются крупноглыбистые курумы, подходящие к самой воде. Даже посредственного места для стоянки нет.

На выходе из третьего малого озера находиться первое значительное препятствие Билин-Бажена порог "Моренный".

Порог N 1 "Моренный" ("Водопадный") (V + - V I-).

Просмотр и обнос по левому берегу.

Чрезвычайно красивый мощный порог со сложной линией движения, представляющий каскад относительно пологих узких водопадных сливов, с мощными пенными бочками и навалами на обломки скал в русле. Протяженность кульминационной части около 250- 300 м. Сквозных вариантов чистого прохождения на катамаране в нашу воду не имеет. Однако считать порог непроходимым не верно. В пороге выделяются три потенциально негабаритных места: одно непосредственно на заходе и, видимо, два в центральной части., однако при правильной траектории силы струи скорее всего будет достаточно чтобы протиснуть судно сквозь узкие ворота с касанием одним из баллонов гладкого сухого камня. В конце кульминационного отрезка прыжок с обливной плиты. После просмотра даже родилась идея попытки прохождения порога. Но поразмыслив, мы решили, что это от лукавого: очень не хотелось сломать судно на следующий день после стапеля, да и проходить подобные вещи в восьмом часу вечера без группы береговой поддержки и страховки – ни есть правильно.

В итоге пришлось прибегнуть к сложному трудоемкому обносу , сперва по болоту, затем по крупноглыбистому куруму (после дождя очень скользкому) Катамаран спустили на воду за последним сливом порога и выходную шиверу прошли на веслах. Обнос занял более полутора часов.

За порогом на левом берегу нашлось довольно приятное и удобное место для лагеря , у реки сложена каменка, судя по многочисленным рыбьим скелетам, здесь неплохо ловиться хариус.

Последующие 3 км реки разделяющие пороги "Моренный" и "Омега" представляют собой непрерывный каскад постепенно усложняющихся шивер (II – III + к.с.). Сплав не сложен, но весьма динамичен и эмоционален, уклон русла около 15 м/км. Через 12-14 минут сплава

Порог N 2"Омега" (" Ущелистый") (V – V -).

Ориентиры: после короткой мощной шиверы участок быстротока 80- 100 м. далее резкий правый поворот, река как бы упирается в зеленую стену – очень крутой склон высотой 25- 40 м густо поросший ольшаником, впереди видно нагромождение камней и возрастающий уклон русла. Под левым берегом просторная суводь.

Просмотр и обнос вещей по левому берегу. Тропа обноса хуже среднего, начинается от верхнего края суводи, круто поднимается вверх до полочки (приемлемое место для стоянки) и далее идет близ бровки склона речной долины по красивому кедрово-лиственничному лесу, спускаясь к реке в конце выходной шиверы порога. Сверху открывается впечатляющий вид на белую от пены струю воды описывающую правильную греческую "омега". В окрестностях порога очень много ягод (гонобобель (голубика), брусника, на верху в лесу черника, а в конце порога смородина). За порогом места для стоянки плохие, но при необходимости найти площадочку под пару палаток можно.

Техническое описание. "Омега" один из ключевых, а технически самый сложный и интересный порог маршрута. Протяженность порога не менее 800 м.

Первая ступень порога начинается на крутом правом повороте с сильно засоренного камнями крутопадающего участка протяженностью 80- 100 м. На входе "габаритный непроход", действительно вариант чистого прохода не возможен, но если вы твердо уверены в надежности шкуры вашего судна, то проскрестись по камням реально. Далее каскад сливов до 1 м. между больших полусухих валунов, расположенных в шахматном порядке; в промежутках валы 0,5 м, за коротким быстротоком после слияния с маловодной правой протокой кульминационный момент – "попадание верблюда в игольное ушко" проход между камней (несколько уже габаритов судна). Далее водопадный слив более 1 м с мощной бочкой, небольшие валы переходящие в быстроток на левом повороте. За поворотом серия камней отжимает струю влево, пологий слив, несильный прижим к скале левого берега, валы 0,5-0,7м. Отражаясь от скалы струя уходит под правый берег, скатываясь пологим 1,5 –метровым сливом с глубокой но мягкой бочкой. Далее быстроток, под правым берегом обширный улов, коим стоит воспользоваться, дабы перевести дух и осмотреть целостность снаряжения.

Вторая ступень наиболее спокойная. Начинается сразу же за уловом на левом повороте. Представляет собой быстроток, несложный слалом между сухих и обливных камней, небольшие сливы с каменных гряд, валы до 0,5 м.

Третья ступень. Начинается на следующем крутом правом повороте как мощная шивера, прорывающаяся через частокол камней. В пороге напряженный слалом между сухих и обливных камней, довольно узкие, но везде габаритные проходы, сливы с каменных гряд, небольшие жесткие бочки, валы до 0,7 м. Протяженность ступени около 300 м. Постепенно камней становится меньше, шивера ослабевает, переходя в быстроток.

Удобных мест для чалки до конца порога нет. Концом порога можно считать начало разбоев. Здесь НЕОБХОДИМОзачалиться в начале левой маловодной протоки забитой камнями. Дело в том, что в 80 метрах далее за плавным левым поворотом, мощные центральная и правая протоки полностью перекрыты недавно упавшим огромным тополем. Просмотр по островному левому берегу.

Общие выводы и рекомендации: очень интересный неординарный слаломный порог, прохождение которого проще и эффектнее в большую воду. Даже по воде выше средней, как минимум в двух местах (на входе и в конце первой ступени приходится садится на камни или скрестись по оным). Чрезвычайно интересен для прохождения на каяке, хорош для ката-двойки, для маневров четверки – очень тесно. При нашей воде порог видится более опасным для судов нежели для людей. Останки сломанной рамы одного из катамаранов-предшественников настораживающим напоминанием лежали на берегу в конце первой ступени. Мы за прохождение заплатили разбитой лопастью весла.

Порог проходили на разгруженном кате по основной струе, с перечалкой в улове в конце первой ступени. Окончательно зачалились перед началом левой протоки, после чего проводкой провели катамаран по ней, миновав, тем самым, бревно в струе.

На оставшихся 2,5- 3 км отделяющих порог "Омега" от устья река практически не меняет характера, представляя собой каскад насыщенных шивер (III - IV-) , встречается ряд разбоев, упавшие в воду деревья. До самой стрелки река требует предельной собранности и внимания.

р. Билин (115 км)

На первых километрах после слияния Билин Бажена с Левым Билином характер сплава остается довольно динамичным, однако уже появляется возможность на время отвлечься от реки и посмотреть по сторонам. Река дробится на протоки, часто приходиться нырять под "расчески" и отгребаться от несильных прижимов имногочисленных заломов, местами приходиться прибегать к довольно хитрым и напряженным маневрам, однако вопреки лоциям предыдущих лет ни одного сплошного завала на реке не обнаружили.

Скорость течения постепенно падает, Билин начинает закладывать довольно крутые излучины, приобретая вид равнинной реки. Появляются галечные пляжи. Лес по берегам редеет, а к руслу реки все чаще подступают заросли ерника и тальника. На 11 км после слияния в русле появляются скальные обломки за следующим крутым левым поворотом расположены "Карельские пороги". Свое название получили из-за структурных особенностей точь в точь повторяющих структуру многочисленных порогов Карелии: посреди болота к воде подходит скальная гривка, и река пропиливает в ней брешь, ниспадая равномерной наклонной шиверой.

Порог №1 "1-й Карельский" (III-)

Неприятная мелководная шивера, засоренная камнями с запутанным судовым ходом.

Порог №2 "2-й Карельский" (II – II +)

Находиться сразу же за "1-ым Карельским" порогом после небольшого плеса. Расположен в сужении русла на прямом участке. Представляет собой довольно мощную полноводную шиверу с валами до 0,7 м и одной небольшой бочкой строго по центру. В 150 м за порогом на левом берегу (на острове) удобное место для стоянки.

Далее Билин на добрых 50 км принимает характер равнинной реки. Течение еще некоторое время остается ощутимым, но после участка крутых меандров падает до 1- 3 км/ч. Это так называемые Билинские Тиши – место очень красивое и экзотичное для горных стран. Неспешно текущая река пересекает заболоченную тектоническую котловину, горы отступают на второй план. Исполненные лиризма пейзажи речных излучин, замечательные пойменные озера, изобилие рыбы, множество околоводных птиц (чирки, крохали, белый и серый гуси), ощущение первозданного покоя… В качестве обратной стороны сей идиллической картины, свирепеющая в предвечерние часы мошка и необходимость постоянного впахивания на воде.

В начале Тишей, 2- 3 км не доходя до устья реки Тоймас , на высокой правобережной террасе - просторная охотничья изба с протекающей крышей. С террасы открывается замечательный вид на долину Билина, пойменное озеро, распадок долины левого притока, берущего начало на монгольской границе. Очень привольное место.

Заболоченная котловина Тишей выполняет функцию водохранилища. В результате чего Билин в нижнем течении зарегулирован. Так, несмотря на обильные и дожди уровень воды в реке практически не изменился.

В конце Билинских Тишей, появляются локальные быстрины, к воде подступают отдельные холмики и взгорки, на правом берегу – рыбацкие строения. Река становится заметно мощнее. Постепенно берега поднимаются все выше, впереди по правому берегу лиственничное редколесье и хорошие места для стоянок, одно из них находиться в 250- 300 м до начала Бельдыкского каскада.

Порог №3 "Бельдыкский Каскад" (III - III+)

Ориентиры: Впереди видно сужение русла на местном левом повороте, с правого берега к реке спускается крутая каменистая осыпь черного цвета - следы разрушающегося базальтового плато.

Просмотр с правого берега, целесообразен только с эстетической точки зрения: каньон впечатляет, но для прохождения прост.

Каскад представляет собой протяженную шиверу (около 2,5 км) средней сложности. С валами до 1,0 м, несильными прижимами, уловами небольшим пологим сливом с мягкой пенной бочкой. В нашу воду сухих камней не было. В конце каскада довольно сильные прижимы к береговым скалам сначала левого, а затем правого берега. Наиболее эффектен верхний участок каскада расположенный в базальтовом каньоне, здесь целесообразно зачалиться в одном из уловов и совершить небольшую вылазку вооружившись фотоаппаратом.

Порог №4 "Большая шивера" (III+)

Находиться в 10-15 минут сплава ниже Бельдыкского каскада. Интересная мощная шивера с валами 1–1,3 м, локальными сливами с каменных гряд, обливными камнями. Особенно хороша в высокую воду.

Далее река постепенно успокаивается, появляются разбои и острова, притопленные галечные пляжи с которых рыбаки (первые встреченные за 9 дней люди) ловили хариуса.

Порог №5 "Ворота" (III+)

Приблизительно 1ч 10 мин. сплава от "Большой шиверы". Ориентиры: Некоторое сужение русла, отвесная скальная стенка высотой 15- 20 м. с правого берега. В пороге валы до 1,5 м, в левой части русла локальный пологий слив с перепадом около 1,5 м. с довольно мощной бочкой за ним.

Порог №6 "Прижимистый" ("Кривун") (IV – IV -)

Находится приблизительно в 15 минутах сплава от порога "Ворота".

Ориентиры: локальное сужение долины реки, впереди виден остров на нем многолетний завал из деревьев, непосредственно перед началом порога справа впадает крутопадающий ручей. Сам порог расположен на крутом левом повороте реки.

Просмотр по правому берегу.

Порог шиверистого типа. Левая протока прямая, представляет несложную крутопадающую шиверу, правая огибает остров и бьет в правый берег. На выходе два мощных косых отбойных вала, попадание на которые лагом чревато оверкилем даже для четверки. Прижим довольно силен и опасен. Как нам рассказали позднее, четырьмя днями ранее здесь погиб инструктор одной из коммерческих групп.

Порог проходили после береговой разведки по правой протоке, уходя траверсом от прижима, подставляя корму под первый отбойный вал, и заходя носом во второй.

Порог №7 "Крутая шивера" (III - III -)

Начинается почти сразу же за порогом "Прижимистый" – приятный участок с валами до 1- 1,2 м. До следующего порога "Змейка" около часа спокойного сплава.

Порог №8 "Змейка" (III)

Очень красивый порог начинается на крутом правом повороте (100-120 °) как мощная шивера осложненная каскадом небольших сливов с каменных гряд, далее быстроток и крутой левый поворот на 140-160 ° вся масса реки прижимается к правому берегу, создает визуально уловимый перекос уровня воды. На выходе из порога несильный прижим к скале правого берега, пологий слив (0,5 м) с небольшой но мощной бочкой сразу за которой под правым берегом жесткий улов.

Далее до самого устья выраженных препятствий на реке нет. Русло часто дробиться на протоки, местами встречаются простенькие шиверки. С левого берега ниспадают два примечательных водопада.

Если в планы группы входит посещение курорта Уш-Бельдир нужно не проскочить начало дороги. Ориентирыоной: река упирается в скалу высотой около 15 м и делает крутой правый поворот. Под левым берегом огромный улов с противотоком, на берегу стоянка, от скалы влево уходит длинный затон. Чтобы выйти на дорогу необходимо пройти по затону около 80 - 100 м. и подняться вверх по крутому склону.

р. Кызыл-Хем (90 км).

На Шишхид-Голе был паводок. Темная струйка Билина влилась в белесовато-желтую муть величественной реки. Непродолжительное плавание по сбойке разноцветных вод, поднятые в прощальном жесте руки и обращенные к устью безлюдной реки лица: "До свидания Билин!", разворот ката на 180 и "Здравствуй Красная река!". Широкие протоки, многочисленные острова, притопленные кусты, Кызыл –Хем разливался здесь, напоминая и цветом и ширью миниатюрную Амазонку. Воде в русле было тесно, она вздыбливалась, вспучивалась, кружилась маленькими водоворотами. Мимо проплывали редкие бревна. В Уш-Бельдире говорили, что даже в мае, во время половодья, вода шла несколько ниже. По правому берегу через каждые 3- 4 км попадаются избы.

Приблизительно через 10 км сплава Кызыл-Хем собирается в одно русло, долина быстро сужается, берега становятся выше, к воде подступают невысокие отвесные скалы – это начало верхнего каскада знаменитыхКызыл-Хемских Щек. По берегам - интересные текстурные рисунки застывшей базальтовой лавы , остроконечные черные останцы, именуемые "каменными замками".

В русле появляются одиночные крутые валы 1- 1,5 м. Вода очень жесткая и мощная. Через километр-полтора после начала щек без особых примет начинается первый порог Кызыл-Хема.

Примечание:

* В следствии высокого уровня воды, имевшаяся у нас на руках лоция Кызыл -Хема, оказалась практически бесполезной. Описание подавляющего большинства порогов отличалось кардинальным образом (а за частую (в верхней части ущелья) не имело ничего общего), вследствие чего мы довольно быстро потеряли ориентировку, определив свое место нахождения только после порога №6.

** Возможность многовариантного прохождения большинства порогов Кызыл-Хема и Каа-Хема, позволяет существенно варьировать категории сложности порогов от (III до V+) в зависимости от выбранной траектории. Указанная в скобках сложность порога относится к нашему варианту прохождения.

Порог №1 "Надпорожница" (III)

Чистая струя со спорадическими валами до 1,5 м. В русле скальные острова в левой части невысокий пологий водопадный слив с обливной скалы с довольно мощной бочкой за ним. Очень красивый правый берег: "каменные замки", базальтовые скалы…

Порог №2 "Клипсидра" (IV)

Через 300 м быстротока после порога №1.

Ориентиры: Впереди видно сужение русла на местном правом повороте с обоих берегов к воде спускаются невысокие отвесные скалы.

Порог представляет S -образный поворот русла в скальном каньоне. Мощная тугая струя с цепочкой валов до 2,5 м, в конце несильный прижим к скалам правого берега (напоминает верхние ступени Аккемского прорыва на Катуни) За порогом - зона вертикальной турбулентности: мощные "поганки", небольшие водовороты. Под левым берегом огромный улов. Порог получил название из-за своей формы, напоминающей в плане согнутую клипсидру песочных часов.

Далее быстроток. На правом берегу на конусе выноса притока - реки Верхний Кадраус замечательное место длястоянки (возможно лучшее на всем протяжении верхних щек). В глубине есть небольшая изба.

Порог № 3 (III – III -)

Быстроток плавно переходит в порог №3, по сути являющийся заходной шиверой порога №4. Порог начинается в 50- 100 м за устьем Верхнего Кадрауса. В левой части струи пологие валы более 1,5 м., в правой быстроток. Впереди виден порог №4. Уже издалека препятствие смотрится очень грозно, с расстояния в 300 м различимы взлетающие над порогом брызги и клочья пены. Для просмотра следует пристать к правому берегу сразу за бомом.

Порог № 4 "Сюрприз" (V - V +)

В конце шиверы основная струя наваливается на огромную скалу-остров близ левого берега, валы становятся мощнее, выше и круче. Левая протока узкая просматривается плохо. На заходе видно как струя пробивается пенным потоком меж полуобливных валунов и скрывается за островом. Правая протока значительно шире, ее левая часть перекрыта мощным отбойным валом, оттесняющим массу воды вправо, далее идет пологий водоскат по всей ширине русла, справа у острова огромный вертикальный опрокидывающийся вал-бочка более 3 м, по центру водяной бугор, образованный, вероятно, затопленным обломком скалы с обратной стороны которого следует довольно высокий (не менее 2 м) косой водопадный слив с пенным котлом за ним, на выходе очень мощные пульсирующие поганки, запирающие котел снизу.

Шли с короткой предварительной разведкой. Заходили из под правого берега на центр, уходя от прижима и отбойного вала, зашли на водоскат левее центра, но будучи ошарашенными размерами вала-бочки начали маневр по уходу от него вправо вылетели на водяной бугор и слились в котел, при заходе в который у нас сломалась одна из поперечин. На наше счастье замыкающая котел поганка обрушилась перед нашим выходом, а донная струя оказалась неглубоко. Зацепившись за нее четырьмя веслами, мы вытянули притопленную корму ката, а первым номерам удалось сделать полновесный гребок за границей пены. А далее как в сказке: под нами вырос огромный водяной гриб, приподнял катамаран более чем на полметра над поверхностью реки и обрушиваясь, мягко, как на волне прибоя вытащил нас из зоны противотока.

Отойдя от порога 200 м, мы причалили к берегу, и приступили к ремонту, занявшему немногим более полутора часов.

Порог № 5 (III +)

Начинается, за крутым левым поворотом, на следующем правом повороте. Хаотичные валы 1- 1,5 м, небольшие локальные бочки, у берегов большие улова. Почти сразу же переходит в порог № 6.

Порог № 6 "Скала Голубь" (IV -)

Из-за слепящего солнца прибегли к короткой предварительной разведке. В пороге мощная жесткая вода, валы более 1,5 м, небольшие локальные бочки. В конце второй трети порога ближе к правому берегу – изумительная скала, напоминающая голубя. На выходе несколько мощных бочек расположенных в шахматном порядке. Особенно впечатляет, та что ближе к левому берегу (вертикальная стена воды более 2м, с противотоком-обраткой длиной почти в пару судовых корпусов). Шли по центру, обходя огромные бочки в выходной части порога.

Вообще, после приключений в пороге №4 река заставила себя уважать и даже побаиваться. В результате устоялась общая тактика прохождения препятствий Кызыл-Хема - сбор максимальных валов и умеренных бочек с уходом от мощных пенных котлов.

После порога небольшой участок быстротока (около 100 м), слева впадает ручей Кара-Адыр за устьем притока приемлемое место для стоянки. Практически напротив устье реки Нижний Кадраус. Далее начинается порог №7

Порог № 7 (III)

На входе несложный прижим к скалам левого берега, далее хаотичные жесткие валы до 1 м. Порог №7 переходит в порог №8.

Порог № 8 (III +)

Валы до 1,2 м небольшие локальные бочки. В конце порога скалы в русле. Далее быстроток.

Порог № 9 (III + IV -)

Валы до 1,5 м, локальные бочки. Далее быстроток и несложная шивера с валами до 1- 1,2 м в некоторых лоциях выделяемая как порог №10.

Порог № 10 "Интеграл" ("Кораблики") (IV)

Ориентиры: Резкое сужение реки перед крутым левым поворотом. По правому берегу большая каменистая осыпь, опускающаяся непосредственно к воде, над осыпью скалы, левый берег невысокие скалы с лесом.

Просмотр по правому берегу; пренебрегать оным не рекомендуется. На куруме много смородины, есть крыжовник.

Порог представляет S -образный поворот русла. На заходе валы до 1 м, по центру очень пологий чистый водоскат, справа и слева от которого сливы через камни с бочками за ними, далее 50- 70 м быстротока после чего весь поток устремляется к правому берегу наваливаясь на два скальных обломка в правой части русла. Прижим силен и опасен. На выходе мощные косые валы – отбойники от последней скалы.

Порог №10 завершает каскад Верхних Щек. Далее река несколько успокаивается, впервые после начала ущелья появляются плесовые участки. Очень красивые берега. Узость долины способствует довольно быстрой смене пейзажей, так, что картинка не приедается, более того скальные стены зачастую образуют как бы два плана – невысокие непосредственно у воды и высотой 100- 300 м за каменными осыпями. Плесы периодически прерываются несложными шиверами. Все галечные отмели и пляжи затоплены, некоторые угадываются по торчащим из воды кустикам ивы. Близ устьев притоков и на отлогих берегах довольно регулярно попадаются охотничьи избы.

Ниже устья правого притока Нижняя Теректы начинается вторая часть ущелья, так называемые Нижние Щеки , тянущиеся до впадения крупного правого притока реки Хадын.

На этом участке мы вновь потеряли ориентировку, вернее имевшееся описание порогов ни как не стыковалось с увиденным на реке.

Препятствий оказалось несколько больше нежели содержалось в лоции, расположенные в нижней части именные пороги уступали по мощи и сложности безымянным шиверам верхней и средней части каскада. Большинство препятствий выродились в довольно примитивные цепочки валов разнообразной конфигурации выстой 2- 3 м. Сухих камней в русле не было, за затопленными скалами – ощерясь пеной стояли огромные бочки.

Порог №11 "Морской" (IV -)

Запоминающаяся очень красивая мощная шивера-аттракцион с пологими пирамидальными "морскими" валами высотой не менее 3 м.

Порог №12 (IV)

Мощный струйный порог цепочки крутых валов до 2,5 м. Локальные бочки разных размеров и на любой вкус.

Порог №13 "Три черепахи" (IV +)

Ориентир: непосредственно перед началом порога с левого берега впадает значительный приток Сарыг-Чазы. Шли сходу, однако просмотр считаем очень полезным.

Один из самых интересных и эффектных порогов на реке. Мощные крутые опрокидывающиеся валы разнообразной конфигурации 2- 3 м, в пороге 3 огромных бочки расположенных в шахматном порядке, не совсем однозначно читающиеся с наплыва. Видимо в нормальную воду они то и есть "Три черепахи". Единственный порог на маршруте умывший весь экипаж, так что вода в ушах хлюпала до самой ночи.

Порог №14 "Желоб" (IV)

Расположен сразу за порогом "Три черепахи". По сути, рядовая шивера – чистая тугая струя с валами до 2,5 м.

Порог №15 "Желоб с котлом" (III - III +)

Ориентиры. Приблизительно в километре от порога №14. Локальное расширение русла, левый берег невысокие скалы, в левой части русла большой галечный остров с засохшим кустарником, несколько в отдалении от реки со скал правого берега ниспадает изумительный 40- 50 м водопад. Впереди видно сужение русла, начинается каньон - с обоих берегов отвесные скалы.

Просмотр по правому берегу в нашу воду был абсолютно излишним.

В пороге цепочка крутых валов более 1,5 м., в каньоне поганки… Никакого котла не обнаружили…

Порог №16 "Узкий" (III - III +)

В нашу воду простенький порожек, в красивом каньоне, местами сужающимся до 25 –30 м. Валы, поганки, эстетическое наслаждение и радость сплава…

Пороги №17 - №18 (III - III +)

Несложные цепочки валов до 1,5 м, небольшие локальные бочки, участки вертикальной турбулентности в выходных частях порогов.

Последние 3- 4 км перед впадением реки Хадын , возможно самое красивое место на реке! За устьем правого притока реки Хадын, неплохое место для стоянки. Есть изба, дурацкая баня . Здесь можно устроить дневку или полудневку с радиальными выходами на скалу Зарод, осмотреть выходной каньон и каскад водопадов на Хадыне, в устье Хадына неплохая рыбалка.

Плосковершинная скала Зарод подобна бастиону с практически отвесными 350- 400 м стенами. Закрывающему выход из ущелья Кызыл-Хема. Подняться на вершину Зарода сложно, но, в принципе, реально, хотя последние 40- 60 м приходится подниматься свободным лазанием. Наиболее удобные варианты восхождения с севера и с юго-запада. Рассказывают, что на вершине Зарода есть небольшое озерко, на берегу которого остатки сгоревшей избушки, где некогда подвизался инок Палладий.

Пороги №19 - №23 (III – IV)

Ничего принципиально нового. Струйные пороги с высокими валами 1,5- 2,5 м и локальными бочками. Есть чистые проходы. Основное отличие от выше расположенных препятствий менее жесткая вода, более продолжительные плесы между препятствиями. На морфометрически и структурно аналогичных порогах мощь препятствий нижней части ущелья несколько уступает уже пройденным.

Порог № 24 "Бахаревский" (IV - IV +)

Ориентиры : галечный остров, выраженный поворот направо, порог начинается за следующим крутым левым поворотом, справа на берегу обломок скалы, крупноглыбистый курум.

Просмотр возможен по обоим берегам, на наш взгляд предпочтительнее по правому. Перед порогом встретили коммерческую группу новосибирской турфирмы "Братья Говор". Они нас дезориентировали, сказав, что Бахаревский мы уже проскочили и вообще скоро Стрелка… Послушавшись авторитета мы с ходу влетели в порог… Жаль…

Бахаревский относительно несложный, мощный красивый порог, допускающий многовариантные прохождения… Жесткие валы 2- 2,5 м в правой части русла до 3 м. Очень приличные, но не ужасающие как в верховьях бочки… На выходе локальные повороты струи, пологий водоскат с мягкой пенной бочкой.

Далее до стрелки на реке встречается еще пара шивер с крутыми валами более 2 м, мощными поганками и водоворотами в скальных сужениях и после оных.

Перед Стрелкой в русле появляются скальные острова, причудливых форм, живописные заливчики, окруженные невысокими отвесными скалами…Здесь нужно быть очень внимательным, дабы не пропустить место чалки на стрелке… Так как непосредственно в месте слияния вылезти на берег практически не возможно. На стрелке хиленький Музей, видимо сильно обнищавший за последние годы: неплохи настольный макет катамарана и деревянная пушка установленная на самом мысу.

р. Каа-Хем (140 км)

После Стрелки характер реки и долины довольно быстро меняется. Каа-Хем уже не горная, а величественная сибирская река – своего рода Енисей выше Красноярска в миниатюре. Затяжные плесы с гладкой водой и достаточно быстрым течением позволяют бросить весла и развалившись на кате предаться матрасничеству.

По берегам много заимок, или как называют их местные старообрядцы скитов. Километрах в 20 от стрелки в русле появляются скальные острова и первые небольшие шиверы. Постепенно плесы становятся короче, ускоряется течение, шиверы набирают силу.

Порог №1 "Панфиловский" ("Помор", "Сафоновский") (IV)

Ориентиры: сужение долины, река как бы упираясь в высокую скалу-бом правого берега поворачивает налево.

Правильнее говорить о Панфиловских порогах во множественном числе как каскаде шивер, разделенных протяженными быстротоками расположенных перед и на левом повороте русла. Можно выделить три обособленные ступени. Первая – простая шивера с пологими валами до 1,5 м ; вторая – расположена на прямом несколько суженном участке русла реки с возросшим уклоном представляет собой чистую тугую струю с мощными и очень крутыми валами до 2,5 м ; третья – расположена на левом повороте в протоках между двумя большими скальными островами -несильный навал на скалы, хаотические валы и сбойки 1- 1,5 м. Обычно, Панфиловским порогом называют именно третью ступень, по нашей воде наименее впечатляющую.

Далее до Васильевского порога препятствий на реке нет.

Порог №2 "Васильевский" (IV +- V -)

Ориентиры. Менее часа сплава от порога "Пафиловский". После правого поворота на следующем пологом левом повороте следует расширение русла с огромной суводью под правым берегом, скорость течения падает, ощущается подпор воды. В 150- 200 м впереди, на местном правом повороте видно сужение русла. Левый берег – невысокие отвесные скалы, правый пологие гладкие скалы, подобные бараньим лбам.

Просмотр по правому берегу.

Один из мощнейших порогов на маршруте. Общая протяженность 250 - 300 м. и выше и ниже порога плесы. Порог, впечатляющ, но не опасен. Весьма удобен для разведки, обносов, катания, страховки и фотосъемки, что кардинальным образом отличает его от подавляющего большинства других порогов маршрута.

В пороге выделяются две ступени. Первая более мощная начинается на пологом правом повороте русла. Основная струя собирается в центре реки и далее падает с каменной гряды вздыбливаясь мощными валами (более 2 м) и бочками до 2 м. Вдоль левого берега относительно спокойный проход. Далее около 70 м быстротока с валами до 1 м, под правым и левым берегом обширные улова. Затем следует вторая ступень – каскад мощных жестких опрокидывающихся валов до 2,5 м.

Заходили по центру по чистому языку с прицелом на центральную бочку, однако несколько промахнулись и слились захватив лишь левый край бочки… Однако даже в таком варианте мало не показалось. В пороге очень жесткая вода

Далее до порога "Байбальский" около трех часов сплава по гладкой воде.

Порог №3 "Байбальский" (V -)

Ориентиры. Километра за 3 до порога начинает ощущаться подпор воды. Скорость течения падает практически до нуля, река широко разливается. Это своего рода внутреннее водохранилище или озеро (Байбалык Холь). Меж тем впереди виден крутой левый поворот и сужение долины. Метров за 300 до порога над рекой повисает низкий гул, впереди видны взлетающие вверх пенные загривки валов…нечего сказать, впечатляет.

Просмотр возможен и удобен с обоих берегов. По левому берегу, проходит автомобильная грунтовая дорога. По берегам очень много черемухи. Страховка с берега не эффективна, с воды затруднена.

Длина порога более 500 м. В пороге очень мощная вода, цепочки валов разнообразной конфигурации высотой 2- 3 м и более, локальные бочки, мощные пенные котлы, отдельные редкие скалы в русле. Ширина русла 80–100 м. Порог допускает многовариантные прохождения. Наиболее сложные и масштабные элементы сосредоточены в правой и центральной части русла: огромные валы, мощная бочка и гигантский котел после слива с затопленной скалы. За поворотом мощь порога постепенно сходит на нет, далее 200- 250 м. быстротока. Большая суводь под левым берегом.

Заходили в порог по центру, после двух сравнительно небольших бочек, смещались влево в крайнюю цепочку валов и вновь уходили на центр. Зачалились в суводи у левого берега перед Выходной Шиверой.

Порог № 4 "Выходная Шивера" (IV - IV +)

Эмоционально очень яркое препятствие. Расположена в 150- 200 м после Байбальского порога. Очень мощная шивера с жесткими опрокидывающимися валами до 2- 2,5 м. Наиболее сложная в левой половине русла, относительно спокойный проход под правым берегом. Шли по центру. Протяженность шиверы около 200 м, далее река успокаивается.

Порог № 5 "Шуйский" (III)

Несложный порог струйного типа. Пологие валы менее 1,5 м ; в конце порога в левой части русла более 2 м.

Порог №6 "Улильхемский" (II)

Упоминания не заслуживает. Отдельные валы до 1 м, скальные острова. Есть варианты проходов по почти гладкой воде. Далее 2- 3 км быстротока.

Примечание. Следующий участок реки до поселка Эржей заслуживает особого внимания. В большую воду это своеобразный десерт, преподносимый рекой перед завершением сплава. Главное не проспать его и не проехать мимо, а не ленясь выжать максимум возможного, дабы потом не было обидно!

Порог №7 "Бельдырег" (III +)

Под порогом Бельдырег будем считать участок реки ниже впадения левого притока реки Кара-Бельды до начала порогов "Москва" – "Каменушки", представляющий каскад довольно мощных и интересных шивер, разделенных непродолжительными плесами. В пороге валы до 1,5 м и более, небольшие локальные бочки, скальные острова. Очень интересный учебный порожек, позволяющий реализовать многовариантные траектории прохождения. Особенно интересны подъемы по суводям за островами, траверсы, переходы со сменами проток.

Порог №8 "Москва"/"Каменушки" (III + - IV)

Наиболее мощный участок вышеупомянутого каскада. Река дробиться на протоки большими скальными островами. Левая протока именуется порог "Москва", правая - порог "Каменушки". В пороге валы до 2 м, небольшие, но мощные бочки. Проходили входную часть порога "Москва", затем уходили в тень одного из островов, поднимались в верх по суводи и траверсируя струю уходили в правую протоку - порог "Каменушки".

Далее около километра быстротока до последнего порога "Эржей".

Порог №9 "Эржей" (IV -)

Достойный финальный аккорд. Замечательный катабельный порог, расположенный непосредственно в черте поселка Эржей. Представляет мощную струю с крутыми валами до 2 м и более. В выходной части порога в правой и левой части русла огромные бочки. Особенно впечатляет та, что справа более 2 м. Сразу за бочками следует расширение русла, гладкая вода обширные улова с противотоком под правым и левым берегом. Так что даже в случае оверкиля вам грозит только 10- 15 м подводного плавания. Мы прошли сквозь правый край левой бочки и впритирку слева от правой. Достойный аттракцион!

В 200 м ниже порога паромная переправа. От паромной переправы (левый берег) идет грунтовая дорога в русское село Сизим (около 2 км) В Сизиме есть магазин, почта, можно позвонить по спутниковому телефону в любую точку планеты (стоимость одной минуты порядка 40 руб.) Село очень приятно внешне. Местные радушны и доброжелательны. Можно купить молоко, картофель, кедровый орех, другие дары природы.

На последующих 50 км от Эржея до Сарыг-Сепа на реке нет сколь-нибудь значимых препятствий. До поселка Бельбей по берегам красивые розовые, фиолетовые, багровые скалы, далее появляются острова, по берегам смешанный лес, много черемухи… Течение умеренно быстрое, правда мы попали в сильный встречный ветер и первые 20 км после Эржея приходилось впахивать на веслах по едва текущей реке.

Горы становились ниже и отступили от реки. По воде проплывали красно-пунцовые осиновые листья, подобные лепесткам роз – это величавый Каа-Хем провожал нас цветами и хмурым печальным небом, которое перед самым Сарыг-Сепом не выдержало предстоящей разлуки и разрыдалось затяжным дождем.

5. Итоги похода, выводы, рекомендации

Итоги

Мы прошли запланированный маршрут и остались им довольны. Более того это была одна из самых замечательных, красивых, интересных и душевных поездок во всяком случае за последние 3 года. Старик Саян показал нам множество своих лиц, и мы с благодарностью и вдохновением принимали его подарки. Здесь было все: занесенные снегом перевалы, островершинный альпийский рельеф массива Пика Топографов, горные озера, разноцветный ерник, лирика Билинских Тишей и необузданная мощь паводкового Кызыл-Хема, базальтовые скалы, аршаны и аржааны…Дичь, глушь, безлюдье… За 12 дней мы не встретили ни одного человека.

В целом можно сказать, что нам повезло с погодой и это несмотря на обилие дождей, холодные ночи и дневную температуру, зачастую не поднимавшуюся выше +10+12 ° С. Везение заключается и в том, что дни с наиболее пакостной погодой выпадали на пешие переходы в зоне леса, на стапель, на простые участки сплава. Метеорологические наблюдения проводились не реже 3–5 раз в сутки. Основные закономерности приведены в таблице в параграфе 4.1. Минимальная температура за время похода составила -3 ° (15.08), максимальная + 20 ° (28.08)

Идея линейно-вытянутых органичных путешествий, протяженных горно-водных комбинаций, обнаруживает все новые и новые преимущества, позволяя организовать путешествие по всем правилам композиции.

Особенно хотелось отметить удачное тактическое и плановое построение маршрута. Единственным недостатком можно считать временной дефицит, не позволивший обогатить маршрут более продолжительными радиальными выходами, как во время пешей части, так и на сплаве.

Выводы

Выбор для похода маршрута по р. Билин-Бажен – Билин – Кызыл-Хем – Каа-Хем безусловно удачен. Маршрут насыщен достаточным количеством интересных и мощных препятствий. Значимым достоинством маршрута является сравнительно не большая его популярность среди туристов.

Определение категории сложности непосредственно водной части маршрута затруднительно, так как оно сильно зависит от уровня воды и выбранной траектории прохождения препятствий. В целом пройденный маршрут технически не сложен (в рамках заявленной пятой категории). Единственное нетривиальное препятствие, требующее детальной проработки, это порог "Омега" на Билин-Бажене, в значительно меньшей степени выделяются порог "Прижимистый" на Билине и "Интеграл" на Кызыл-Хеме, требующие для удачного прохождения использование кормового траверса струи. Однако, тем не менее при паводковом уровне воды мощь и конфигурация отдельных вполне рядовых препятствий Кызыл-Хема и Каа-Хема существенно изменилась, значительно (на 1 – 1,5 категории) выйдя за рамки эталонной четверки. Это прежде всего касается порогов №4 "Сюрприз", №13 "Три Черепахи" и №24 "Бахаревский" на Кызыл-Хеме, а также порогов "Васильевский" и "Байбальский" на Каа-Хеме. Таким образом, на наш взгляд, в большую воду водная часть маршрута может быть оценена полноценной (пусть технически и несложной) пятой категорией сложности и может быть рекомендована группам уже имеющим опыт спортивного сплава по большерасходным рекам не ниже IV категории сложности азиатской части страны (Ока, Катунь, Ципа и др.)

Состав снаряжения, ремнабора, аптечки и продуктовая раскладка доказали свою жизнеспособность. Особенно хотелось бы отметить идеально продуманную и рассчитанную раскладку, позволившую не голодать и вместе с тем не умирать под весом рюкзака на пешей части.

Рекомендации

Во многом удачному и полноценному проведению похода способствует его грамотное тактическое построение, хорошо проработанная раскладка и соответствие снаряжения.

Для групп, имеющих желание, необходимый запас сил и времени, можно посоветовать радиальные выходы в долину Вулканов, источники Чойган, восхождение на Пик Топографов. Возможен альтернативный пеший маршрут на Билин из долины Тиссы от летника Бурал-Морито через долину реки Саган-Гол Восхождением на вершину Мунку-Сасан (Мунхе Саган) (3164 м)

Частные рекомендации:

- Заброска в Окинскую долину и далее вверх по долине Сенцы, отдельная часть путешествия. Не стоит пренебрегать остановками в "святых местах" (копыто коня Шаргай Нойона, водопадик перед началом подъема на Нуху-Дабан, беседка и сэргэ после Нуху-Дабана, стела Хонгодоров и ряд других; рекомендуется заглянуть в Кыренский дацан.

- Ответственно отнестись к поиску тропы вверх по Даргылу (см "пешую часть")

- Курум внизу озера Дэдэ-Хухэ-Нур, можно обойти верхом по тропе. Экономия времени на лицо.

- Хэлгин удобнее бродить выше устьевой ступени

- Внизу долины Хэлгина, вскоре после того как тропа входит в лес замечательные места для стоянок на берегах маленьких лесных озер.

- Не пропустить Тиссинский водопад (с тропы не видно и не слышно)

- Удостоить вниманием Тиссинский и Сариктинский аршаны

- Если нет уверенности, что удастся спустится до темноты в долину Билин-Бажена, ночевать лучше не доходя перевала на бурятской стороне.

- Спуск с перевала Билин-Хутэл (Низкое место) проводить по правому берегу реки

- Мест для стоянок на Билин-Бажене мало от озера Билин-Холь до конца порога "Моренный" нет вообще

- Билин-Бажен очень интересен для маломерных судов и катамаранов –двоек.

- Зарезервировать один- полдня для ловли рыбы на Билине!

- Приготовить фирменный салат "Бельдыкский" (зеленый лук, сырые рыжики, подсолнечное масло, соль, брусника) Все пропорции по вкусу… Обалденно!!!

- Не пропустить Уш- Бельдир и искупаться в ваннах!!!

- На Кызыл-Хеме, при солнечной погоде, планировать ходовой день так, чтобы вставать на стоянку в 16.00, позднее на отдельных участках реки солнце слепит так сильно, что порог приходится идти практически в слепую… вариант с солнечными очками в принципе спасает, но неудобен.

- Не следует злоупотреблять просмотрами, однако и пренебрегать оными не стоит. Необходим просмотр порогов "Моренный", "Омега", "Прижимистый", "Сюрприз"*, "Интеграл", "Байбальский"; желателен "Три Черепахи"*, "Бахаревский", "Васильевский", "Эржей"* (* - при нашем уровне воды).

- Сходить в радиалку в районе устья Хадына (водопады), подняться на Зарод (неплохо иметь основную веревку)

- Иметь лишние рыболовные крючки в подарок старообрядцам Каа-Хема

- Обязательно иметь групповой тент (затяжные дожди на 2-3 суток – это в пределах правил)

Из интересных природных и исторических объектов на маршруте следует указать многочисленные "святые места" (Бурханы), стелу Хонгодоров в урочище Сенцин Тала, оз. Болдоктой-Нур, оз Дэдэ-Хухэ-Нур, пик Топографов, оз. Додо-Хухэ-Нур, маленькие лесные озера на террасах в низовьях Хэлгина, Тиссинский водопад, Тиссинский и Сариктинский аршаны, базальтовые плато в районе Бельдыкского каскада, курорт Уш-Бельдир, Базальтовые скалы ("каменные замки") в верхней части Кызыл-хемских щек, скала "Голубь", водопад перед порогом "Желоб с котлом", скала Зарод, водопады на реке Хадын, стрелка на слиянии Кызыл-Хема и Балыктыг-Хема и др.

6. Приложения

Каны22
Противень или сковорода10.8
Топоры22.5
Набор для мытья посуды рукавица
половник, спички, оргстекло и т.п.1 компл.1
Фонарь с батарейками2 компл.
Термометр в чехле1

Жгут резиновый 10 м гермоупаковок1  ремонт оболочек, гидрокостюма,
Куски ткани "Теза"0,1 кв.мремонт оболочек
Куски ткани "Авизент и Кордура"0,1 кв. м.ремонт оболочек
Куски капроновой ткани0,2 кв.мремонт чехлов, палаток и т.п.
Нить капроновая толстая и тонкая75 м

Хирургическое шитье
Мыло и шампунь2 штМыть руки и мордочку

6.5. Список продуктов

Вид продуктаКоличествоВес (включая тару)На чел./на варкуКалорийность на 100г (ккал)
Крупы

Групповое снаряжение, кг13.5 кгоколо 55 кг
Личное снаряжение, кг10 - 11 кгоколо 42 кг
Всего, кг38 кг147 кг

Выходной же вес рюкзаков у участников колебался от 30 до 42 кг.

6.7. Смета расходов на поход

1. Проездна 1 чел.
Москва - Слюдянка (поезд,)1570 руб.
Слюдянка - Орлик (автомашина)1250 руб.
Орлик – Устье Даргыла1000 руб.
Сарыг-Сеп - Кызыл60 руб.
Кызыл – Абакан350 руб.
Абакан - Новокузнецк198 руб.
Новокузнецк - Москва (поезд)1271 руб.
Всего проезд:5699 руб.
2. Питание на маршруте1050 руб.
3. Питание в дороге, мелочные
расходы и всеразличное баловство250 руб.
Всего:6999 руб.

6.8. Картографическое обеспечение

Вопрос картографического обеспечения для нас оказался очень болезненным. Всегда приятно гулять, имея под рукой хотя бы пристойную двухкилометровку (1:200000). Три года назад нам посчастливилось купить на вокзале в Слюдянке с рук двухкилометровку на район междуречья Тиссы и Сенцы, с захватом долины вулканов, среднего течения Жом-Болока, пос. Орлик, Бурятиско-Тувинской границы и южных гор, включая Мунку-Сасан и исток Билина. Однако на водную часть мы располагали только миллионкой, да еще выкопировками и графическими лоциями отксеренными в турклубе, качество которых увы не совершенно.

По словам встреченных горников из Питера в Интернете есть подробная километровка на территорию как минимум от Билин-Холя до устья Жом-Болка, но найти адрес ее нахождения так и не удалось.

Практически все карты на тамошние места печатаются в Сибирских издательствах. Ниже приводим адреса некоторых из них, куда можно заехать по пути или списаться заранее:

644099 г. Омск., ул. Таубе 13, В-2206 (Омская картографическая фабрика).

664026 г. Иркутск., ул. Декабрьских событий 3.

664026 г. Иркутск., ул. Рабочего штаба 24.

630005 г. Новосибирск 5.,ул. Демьяна Бедного 55.