21 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Камчатский
Год путешествия: 2004
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: III
Руководитель: Солод С.С. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №6060

Сканирование и обработка отчета - Петр Сломинский (Москва)

1. Справочные сведения:

Вид туризма: пешеходный;
Категория сложности: 3-4-я;
Район путешествия: Южная Камчатка;
Нитка маршрута: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС – влк Мутновский - влк Горелый - Ходуткинские г.и. - влк Ксудач - оз. Курильское - пос. Озерный;
г. Петропавловск-Камчатский;

19 Шапошник Ирина Анатольевна 1955 Врач 152-23-26
20 Юдин Виктор Игоревич 1959 Участник 554-23-30

1.3. Организация и проведение похода

Идея пойти на Камчатку возникла в конце 2003 г. независимо в Москве и Дубне. В результате желающих оказалось 20 человек.

Билеты на самолет были приобретены в кампании "Трансаэро" в начале апреля туда и обратно с фиксированным сроком обратного отлета в течение месяца, что позволило группе значительно снизить расходы на транспорт. Стоимость билетов туда и обратно - 11000 руб./чел.

Для проверки готовности группы к походу было проведено 2 тренировочных выхода: 4-х дневный по маршруту: с. Красные горы - г. Старица (Тверская обл.) и 3-х дневный по маршруту: г. Дмитров - г. Сергиев Посад (Московская обл.).

С целью уменьшить выходной вес рюкзаков через Евгения Коротаева была достигнута договоренность о заброске части продуктов на Ходуткинские г.и. с попутным рейсом в сроки до 08 августа. Стоимость заброски - 30 руб./кг. Кроме того, предполагалось, что автомобиль доставит нас на стоянку возле домика вулканологов. От этой стоянки мы планировали налегке совершить радиальные выходы на влк Мутновский и Горелый и тем самым облегчить акклиматизацию и временную, и спортивную. Стоимость заброски - 200 $ US.

Однако, в этом году весна была холодной и запоздалой. Из-за этого дорога на влк Горелый и далее была закрыта. Автомобиль смог довести нас только до Мутновской ГеоТЭС. В результате пришлось идти сначала на стоянку возле Дачных г.и., а затем к домику вулканологов через перевал с полными рюкзаками.

Одновременно была достигнута договоренность о снятии с влк Ксудач 13 августа 4-х человек (Д. Аникина, Д. Аникину, А. Каненкова и М. Седышеву), имеющих более короткий отпуск. Планировалось, что их заберет спецрейс вертолета Ми-2 с влк Ксудач. Стоимость рейса- 1000 $ US.

Прибыв на Ходуткинские г.и. 09 августа, мы узнали, что заброска до сих пор находится в городе: то не было оказии, то не было погоды. На источниках находится база т/ф "Кречет", имеется рация. С помощью сторожа базы Михаила Терешкова мы передали информацию в город. Под вопросом оказалась возможность продолжения похода и снятия 4-х человек с влк Ксудач.

Прождав ответа из города более 1,5 дней и не получив его, четверка отправилась обратно в город через прииск. Оттуда их подвез до города попутный автомобиль. Основная часть группы отправилась к влк Ксудач. Михаил выделил нам продуктов на 3-4 дня и обещал направить заброску, если она прийдет, на Ксудач. В случае отсутствия заброски на Ксудаче мы намеревались вернуться в город через Ходутку.

Вертолет увидел нас 12 августа при подходе к р. Зап. Ходутка и приземлился. Поскольку вертолет шел дальше на Курильское озеро, где должен был забрать туристов, мы договорились с летчиком о заброске продуктов на Ксудач с сопровождающим А. Седышевым и об отправке О.Кудряшовой в город, т.к. она потянула коленку и шла с трудом.

На Курильское озеро мы пришли 20 августа и от продолжения маршрута к влк Кошелева и Камбальный пришлось отказаться. Кроме того, разрешение на посещение заказника мы не оформили. С одной стороны у нас не было определенности в дате прибытия на озеро и в количестве участников, с другой стороны очень дорогая стоимость (более 1000 руб./чел. в сут.). Мы надеялись договориться на месте. А. Седышев улетел с озера на вертолете из-за обострившейся боли в суставах.

Переночевали на кордоне и ушли по дороге в пос. Озерный. Транспорт по этому участку (от кордона до переправы) не ходит. Через реку могут переехать только автомобили типа "Урал". Для нас переправа была опасной. Благодаря помощи начальника заказника Тимофея Дахно и охотоведа Андрея Быкова на переправе нас встретил автомобиль "Урал", перевез через реку и доставил в поселок.

В выходные дни аэропорт не работает. Билеты в город были распроданы на несколько дней вперед. Поэтому мы решили добираться в город с попутными машинами, везущими рыбу на рыбзавод в пос. Усть-Большерецк, по побережью Охотского моря.

После нескольких часов ожидания нас подобрала машина "Урал", которая шла до р. Опала. Её водитель Саша оказался бригадиром рыбаков, стоящих в устье реки на правом берегу. Переправа автомобилей через нее проводится только в светлое время и только во время прилива. Поэтому переправы можно ждать целый день. Саша перевез нас на правый берег на лодке.

Ожидание дальнейшей оказии растянулось на два дня. Попутных машин было мало, а места в кабине чаще всего были заняты. Отправляли по 1-2 человека. В результате в городе оказались только 24 августа.

Учитывая возможность бесплатного провоза багажа, продукты в, в основном, были закуплены в Москве. Раскладка продуктов была составлена из расчета 650-700 Г/день на чел. Недостающие продукты купили в городе. Цены на продукты здесь примерно в 1,5 раза выше, чем в Москве.

В городе останавливались в помещении городского турклуба, любезно предоставленного нам Константином Лангбурдом.

1.4. Полезные адреса
  1. Туристическая компания "ВИДИНИЕ КАМЧАТКИ", ген. Директор Евгений Коротаев, тел. (41522) - 5-77-85, E-mail tour@mail.kamchatka.ru
  2. Туристическая фирма "Траверс-тур" Директор Константин Лангбурд, тел. (41522) - 5-10-21, E-mail: travers@mail.iks.ru
  3. Дирекция Кроноцкого заповедника и филиала (Южно-Камчатский заказник), г. Елизово, ул. Рябикова, д. 48, директор Валерий Комаров, зам. Директора Владимир Мосолов, начальник заказника Тимофей Дахно, тел. (41531)-6-17-54, E-mail: zapoved@elrus.kamchatka.su
3. Техническое описание маршрута
3.1. График похода

День Дата Пройденный участок Основные препятствия Протя-
жен-
ность,
км
Способ передвижения Примечание
10 07.08 До оз. Срединного Броды, ше ломайник, стланник, пепловые поля, подъемы, спуски 8 Пешком Стоянка хорошая, солнечно
11 08.08 До р. Асача, до тундровых полей То же 9 Пешком Стоянка хорошая, облачно
12 09.08 До Ходуткинских г.и. Тундра, перевал, тропа, броды, болото 18 Пешком Обустроен ная стоянка, купание, пасмурно
12-14 09-11.08 Дневка Ожидание заброски, пасмурно
14 11.08 До ручья на р. Зап. Ходутка Тропа, шеломайник, стланник, броды, подъемы, спуски 15 Пешком Стоянка у ручья хорошая, облачно, уход 4-х участников
15 12.08 Дор. Ягельный Тропа, стланник, шеломай ник, броды, подъемы, спуски 20 Пешком Прилет вертолета, cтоянка в овраге, вода из снежника, поиски дров, солнечно
16 13.08 До р. Теплая Стланник, броды, подъемы, спуски, пепловые поля 16 Пешком Стоянка на склоне влк Ксудач, вода из снежника, сбор дров, солнечно
17 14.08 До "Горячего берега" Пепловые поля, подъемы, спуски 12 Пешком Стоянка на горячем пляже разборка заброски солнечно
18 15.08 Дор. Швецова Подъем на борт кальдеры, пепловые поля, подъемы, спуски, движение по ручью 20 Пешком Стоянка на тундре, облачно
19 16.08 До р. Юж. Ксудач за горой Беленькая Стланник, шеломайни к броды, движение по реке, спуски подъемы 15 Пешком Стоянка в шеломаинике, облачно
20 17.08 До слияния p. p. Пр. и Лев. Унканович Стланник, шеломайни к броды, спуски, подъемы 14 Пешком Стоянка в шеломаинике, облачно
21 18.08 До отметки 193,7 Броды, движение по ручью, шеломайни к 12 Пешком Стоянка на стрелке р. Пр. Унканович, солнечно
22 19.08 Дор. Выченкая 2 км до устья Перевал, движение по ручью, стланник, болота, тропа, подъемы, спуски, броды 13 Пешком Стоянка на клочке суши, облачно
23 20.08 До кордона на Курильском озере Движение по ручью и вдоль залива броды, стланник, подъемы, спуски 8 Пешком Стоянка на кордоне, облачно
24 21.08 До пос. Озерный По дороге до переправы, 12 Пешком Стоянка возле летного поля,
на "Урале" 30 Авто отправка А. Седышева с озера в город

• Переход на Ходуткинские г. и., схема 2, 3, 4;
  • Переход на влк Ксудач, схема 4;
  • Переход на оз. Курильское, схема 4-8;
  • Переход до пос. Озерный, схема 8-9.
3.2. Переход к домику вулканологов

Переход проходил в 2 этапа.

Вахтовка доставила нас до шлагбаума Мутновской ГеоТЭС. Далее и для транспорта и для людей необходим специальный пропуск. Здесь мы встретили группу чешских туристов, которые закончили маршрут и уехали на нашей машине.

Выгрузившись из вахтовки, мы с рюкзаками и с частью ранее заготовленных дров направились в обход ГеоТЭС на стоянку возле Дачных г. и. Переход 2,5 км.

Тропа поднимается по снежнику на 100-120 м, выходит на травянистое плато, через 1,5 км подходит к борту ручья и круто падает к нему. Мест для стоянки довольно много. Дрова можно набрать поблизости. Стоянка обжитая, иногда бывает много народа, оставлять лагерь без присмотра не хотелось. См. фото 1 и 2. Встретили группу камчатских школьников.

Горячие источники находятся за ручьем в 500 м, подъем до 100 м. В ручье сделана небольшая запруда из камней, которая позволяет принять лежачую ванну.

Выходы на вулканы Мутновский и Горелый можно совершить и с этой стоянки. Мы решили перейти на стоянку к домику вулканологов.

Маршрут на перевал достаточно простой, есть тропы, дорога, скрытая под снегом, постоянно встречаются задвижки с трубами. Это места забора пара из недр. Сопку Двугорбую оставили на северо-западе. Набор высоты 500 м, см. ф.3,4, 5.

С перевала маршрут траверсирует склон хр. Отходящего до ручья, вытекающего из кратера влк Мутновский, см. ф. 6. Склоны то каменистые, то снежные. На снежниках набита тропа. Возле одного из ручьев сделали перекус, дрова подобрали в пути. Здесь оставили рюкзаки и налегке вышли на осмотр кратера. Здесь встретили несколько туристских групп.

Тропа идет либо по снежным мостам, либо по склонам ручья, см. ф. 7. После осмотра нижнего кратера, см. ф. 8, 9, 10, 11, вернулись за рюкзаками и далее к домику вулканологов.

Путь проходил по горной тундре, камням и снегу. Значительная часть распадков оказалась засыпана снегом, что упрощало движение. Домик находится у слияния ручьев у подножия г. Тарбаганья. Со склонов хр. Отходящего он виден. К нему можно пройти и по дороге, но она еще была частично под снегом. На одном из ручьев имеется небольшой водопад, см. ф. 12.

Стоянка хорошо обустроена. Здесь поставили базовый лагерь. Вечером прилетел вертолет и привез группу американцев.

3.3. Выход на влк Мутновский и Горелый

С базового лагеря пошли на осмотр вулканов. Большая часть группы под руководством С.Кубарева пошла на влк Горелый, а остальные под руководством С. Солода пошли на осмотр верхнего кратера влк Мутновский, который мы не смогли осмотреть накануне.

Группа С. Солода вышла к каньону в овраге Опасный, который находится под рыжей горой, см. ф. 13, 14. Каньон впечатляет. Здесь же находится водопад, см. ф. 15.

Далее маршрут проходил вдоль ручья до нижнего кратера. Оттуда тропа поднимается то по снежнику, то по скалам. Наверку большой ледник см. ф. 16 и 2 глубоких кратера. В одном бирюзовое озеро, которое было еще закрыто льдом, в другом имеется несколько активных фумарол на склонах кратера, см. ф. 17. Набор высоты около 1000 м.

Обратный путь по пути подъема.

Группа С. Кубарева перешла долину ручья по снежнику, поднялась на тундру по одному из притоков р. Освистанная, далее напрямую на Горелый. Подъем на вулкан простой, набор высоты до 1500 м. Группа обошла кратер почти полностью, см. ф. 18-20 и вечером вернулась в лагерь, заодно осмотрев каньон оврага Опасный.

3.4. Переход на Ходуткинские г.и.

Снявшись из базового лагеря, пошли по тундре вначале в сторону влк Мутновского, затем повернули к Горелому. Шли с незначительным набором и потерями высоты. Наиболее сложным оказался траверс снежника, который имел небольшой уклон вначале, затем его крутизна увеличилась. В результате вниз скатились на "пятой" точке, благо высота была небольшая, а внизу был выкат, см. ф. 21. Небольшую вершинку перед кальдерой Горелого обошли с востока и вышли в кальдеру, в истоки р. Освистанная.

В кальдере почти везде еще лежал снег, который на глазах превращался в кашу, пропитанную водой. Постоянно встречались выходы лавовых потоков. С запада оставался борт кальдеры высотой 500-700 м, с востока поднималась вершина кратера.

Несколько раз в поисках выхода на дорогу, ведущую на прииск, поднимались на борт.кальдеры. Поднялись наверх по небольшому распадку не доходя до мощного лавового потока 2,5-3 км. Затем спустились вниз на урочище "Тундра Ровная". Через 5-6 км вышли на дорогу, идущую от трассы на прииск. До него по дороге 40 км. Дорога сильно размыта, местами промоины достигали 1,5-2 м. В этом году машины по ней еще не ходили.

Спрятавшись от ветра в небольшой лощине, перекусили. Дрова собрали возле дороги. Дорога подходит к подножию г. Высокой, пересекает небольшой ручей. Здесь появляется ольховый и кедровый стланник. На ночлег встали на небольшой травянистой поляне, здесь же небольшой ручей.

Далее дорога идет таким образом, что не пересекает никаких рек и ручьев. Через 15 км она выходит к реке Мутная. Здесь мы встали на перекус. Во время перекуса снизу подошла группа чешских туристов. Через 2 км вышли к реке Грибная. Через нее оказался перекинут небольшой мрстик, используемый для переезда на "Буранах" зимой, см. ф. 22. Дорога идет, огибая г. Подкова, затем удаляется от реки.

Когда до прииска оставалось менее 10 км навстречу проехал бензовоз на базе "Урала". Он выехал в разведывательный рейс с целью проверки состояния дороги. Через некоторое время он вернулся и попутно забрал часть людей и рюкзаков, что существенно облегчило дальнейшее движение.

Прииск еще только обустраивается. Переночевали в ангаре, сходили в баню, просушились, см. ф. 23.

На следующий день по дороге вышли к реке Асача. Перешли несколько ручьев, реку Семейная и несколько проток реки Асача встали напротив скалы, т. н. "Аквариум", см. ф. 24.

В 500 м ниже по течению нашли дерево, лежащее поперек основной протоки, навесили перила и переправились на правый берег, см. ф. 25. Далее пошли вдоль реки через шеломайник, кустарник, промоины и т.п. прелести. Через 2-2,5 км обнаружили тропу, которая повела нас наверх к реке Федотова, но вскоре кончилась.

Дальнейшее движение осуществлялось с постепенным набором высоты. Пришлось пробираться через березовый лес, ольховый и кедровый стланник, постоянно искать проходы через него, идти по пепловым полям, см. ф. 26, высокотравью.

Обедали у небольшого ручейка.

Выйдя на небольшую вершину, склоны которой сплошь заросли стланником. Высота около 600 м. С трудом нашли проход и вышли к озеру Срединному. Место для стоянки хорошее.

Отсюда направились в сторону реки Асача. Вновь набираем высоту и с очередной высоты видим в 5-6 км тундру, болота, озера. Это долина реки Асача. Попрежнему. приходится преодолевать стланник, высокотравье, глубокие распадки. Обедали возле ручья на пепловом поле. К реке вышли к 17 часам.

Вдоль реки местами попадаются медвежьи тропы. Шли вдоль правого (орографически) берега, перешли большой приток Затем путь вдоль берега нам отрезал кедровый стланник. Пришлось идти вдоль берега, затем несколько раз бродить через реку, см. ф 27. Встали на правом берегу на краю обширной тундры. Наутро на левом берегу реки видели группу туристов, которая шла на Опалинские г.и.

Далее шли по тундре, постепенно набирая высоту. Высота 400 м. Затем вновь спустились на тундру и пошли на юго-запад. Вышли к истокам реки Асача. Здесь появилась тропа. По тропе поднялись на перевал, где встретили группу туристов из Голландии, пообщались с проводником Виктором, получили от него рекомендации по дальнейшему переходу на Ходуткинские г.и. С перевала по тропе сбежали быстро. Затем тропа вышла в широкую заболоченную долину. Шли вдоль правого берега ручья, который то собирается в одно русло, то разливается озером. Так вышли к реке Прав. Ходутка. На болоте тропа потерялась. Долго искали место брода. Перешли реку в том месте, где она разбивается на протоки. Брод достаточно глубокий, многие зачерпнули воды в сапоги. Течение не очень сильное. Переходили по 2-3 человека.

Обойдя болото по кромке левого берега, вышли на тропу, которая привела нас на г.и. Они представляют собой озеровидное расширение длиной около 300 м и цщриной около 30 м. Температура воды около 40 град. С. Место хорошо обустроенное. Здесь есть домики, купальня, мосток через горячий ручей, вытекающий из озера, дизель, возможна радиосвязь с городом, стол, кострище, туалеты, см. ф. 28. Постоянно здесь живет сторож-смотритель. Михаил Терешков встретил нас хорошо, разрешил встать на противоположном от домиков берегу, вьщелил дрова на первый момент, но огорчил тем, что заброска с продуктами еще не прилетела. Кроме того, дизель был неисправен и зарядить аккумуляторы было невозможно.

День был пасмурный, поэтому горы Ходутка и Приемыш были в облаках и выход на них не состоялся. Вид на эти горы в хорошую погоду, см. ф. 29.

На следующий день Михаил связался по рации с городом и передал наш SOS. В результате после 1,5 дней ожидания наша четверка: Дарья и Дмитрий Аникины, Алексей Каненков и Мария Седышева отказались идти на влк Ксудач и пошли обратно на прииск, а затем в город. Их маршрут пролегал вдоль реки Асача, который в результате оказался проще, чем тот по которому мы пришли сюда.

3.5. Переход на влк. Ксудач

Остальная часть группы ушла на влк Ксудач. Продуктов на несколько дней нам выделил Михаил, который пообещал переадресовать туда заброску, если она прилетит. В противном случае нам пришлось бы вернуться обратно.

По тропе, идущей вдоль теплого ручья, быстро вышли к реке Прав. Ходутка, здесь же перешли реку. Брод здесь проще, чем накануне, см. ф. 30. Дальше тропа шла по правобережной тундре.

В 2-х км от брода стоит домик егеря, но его не было на месте. Затем долина реки сужается, берега повышаются и в местах впадения притоков появляются глубокие долины с крутыми берегами. Тропа иногда идет серпантином, а иногда очень крутая. Берега становятся поросшими березняком и кедровым стланником.

Обедали у ручья Светлый. Ночевали в глубокой долине возле ручья. Река течет в скалистом ущелье, появляются пороги до 3-й к.с. Затем, преодолев еще несколько распадков, вышли на пепловые поля, заросшими островками берез и кедрового стланника, см. ф 31, 32. Впереди гора Желтая, см. ф. 33 и слияние рек Прав, и Зап. Ходутка и реки Теплая). Решили перейти р. Зап. Ходутка в ее верховье. Туда выводила хорошая тропа.

На одном из переходов по пепловым полям мы увидели вертолет МИ-2. Увидев нас, он приземлился. Оказалось, что он летит на Курильское озеро и везет нашу заброску, см. ф. 33. Воспользовавшись оказией, мы отправили в город Ольгу Кудряшову, которая повредила колено. Одновременно мы отправили на вулкан Ксудач Анатолия Седышева, чтобы не оставлять заброску без присмотра.

Обедали на ручье.

Двигаясь по тропе мы значительно отклонились на запад и вышли на тундровые поля к почти к подножию г. Казанцева, в верховья ручья Ягельный, см. ф. 34. Достаточно долго шли по сухому глубокому руслу ручья. Идти по верху трудно, т.к. многочисленные притоки заставляют постоянно спускаться и подниматься. Встали у первого снежника в долине ручья. Дрова нашли возле остатков строения.

Далее двигались по ручью пока он не повернул на юго-запад. Отсюда по долине небольшого ручья через несложный перевал спустились к реке Зап. Хо дутка напротив впадения ручья Снежный. Прошли по левому берегу пока река не обогнула гору на правом берегу, несколько раз бродили через реку, см. ф. 35. Затем перешли на правый берег и встали на обед.

Далее двигались на юго-восток по березовому лесу и пепловым полям в сторону Ксудача. Вскоре вышли к подножию вулкана. Внизу в 100 м течет река Теплая. Долина реки непроходима, т. к. сплошь заросла стланником, есть большой водопад. Склоны крутые и сыпучие, см. ф.35.

Наверху множество следов на пепловых полях, см. ф. 36 Ольховый стланник растет отдельными клочками, воды нет. Поэтому мы несли с собой воду. Встали у последних кустов. Оказалось, что не очень далеко был снежник и напряженка с водой не состоялась, см. ф. 37.

Через 4-5 км вышли на борт кальдеры. Общий набор высоты около 600 м. Внизу в 200-х м истоки реки Теплая и озеро, см. ф. 38. Долго искали тропу, по которой можно было бы спуститься вниз, но нашли. Везде крутые сыпучие склоны, либо скальные обрывы, см. ф. 39. В результате спустились по небольшому распадку к реке в 1 км от истока. Сходили на водопад. Сверху почти не виден. Нужно спуститься вниз. Для этого требуется веревка.

У реки перекусили и вдоль левого берега вышли к истоку. Отсюда можно увидеть тропу на склоне, по которой нужно было спускаться. Затем поднялись на борт кратера Штюбеля, см. ф.40, обогнули кратер и спустились к озеру Ключевому на Горячий берег. Здесь нас уже заждался Анатолий.

Разбросали по дежурствам продукты, приняли горячие ванны, см. ф. 41, 42.

3.6. Переход на оз. Курильское

От места стоянки по долине ручья, впадающего рядом, поднялись к борту кальдеры. Затем по крутому травянистому склону вышли наверх. Подняться можно только в отдельных местах, т. к. почти везде крутые скальные склоны, см. ф. 43, 44. Набор высоты около 600 м.

С борта кратера спускались по пепловым полям в направлении запад-юго-
запад, чтобы попасть в долину реки Швецова. По склону много глубоких
распадков, многие из них закрыты снегом, см. ф. 45. Спуск напоминал переход из
весны в лето: из под растаявшего снега начали появляться ветки, вначале голые,
затем с листочками. Наверху все заросло ольховым стланником. Дошли до 1-го
ручья и встали на обед..

Ручей довольно быстро набрал силу, идти по распадку стало гораздо труднее. Встали на ночлег, когда вышли на тундровое поле, см. ф. 46. Впереди стояла гора Беленькая.

Далее шли по тундре, постепенно приближаясь к горе и огибая ее с запада. Ближе к реке Юж. Ксудач путь преградили почти сплошные заросли кедрового стланника. Для прохода через них использовали небольшие распадки, тундровые поля и медвежьи тропы.

Вышли к реке Юж. Ксудач в месте крутого левого поворота, здесь песчаный обрыв. В реке появилась рыба. Перешли реку вначале на левый берег, затем на правый. Встали на обед. Поймали много рыбы, см. ф. 47.

Затем шли по прибрежной пойме правого берега, огибая гору Беленькая. Далее долина стала узкой, пришлось несколько раз бродить через реку, идти по §рде вдоль берега продираться через шеломайник. Броды почти по пояс, течение быстрое, переходили по 2-3 человека. Река сильно петляет. На склонах сплошные заросли стланника, глубокие врезки от притоков. Склоны крутые и опасные. В нескольких местах пришлось карабкаться по мокрым сползающим травянистым склонам, по медвежьей тропе.

Встали в шеломайнике на левом берегу. Пройдя около 1 км от места ночевки вдоль берега, поднялись наверх. Здесь березовый лес и высокотравье. Переходили на реку Унканович по направлению на запад-юго-запад. По пути перешли несколько глубоких распадков. На перевал вышли по долине ручья Белый. Шли практически по азимуту, чтобы не попасть обратно в бассейн реки Юж. Ксудач. Затем спустились к реке Восточная, притоку реки Унканович, см. ф. 48, перешли ее и встали на обед.

Далее вьппли в долину реки Унканович. Здесь обширные тундровые поля. Шли вдоль правого берега вверх по течению по тропе до слияния рек Прав. И Лев. Унканович. Здесь встали на стоянку среди зарослей шеломайника, см. ф. 49.

Тундровые поля закончились, долина реки стала узкой, глубокой, с крутыми склонами, поросшими стланником. Воды стало намного меньше. Далее шли либо по берегу реки Пр. Унканович, либо прямо по воде. Тропа пропала. Встали на обед у слияния ручья Вкусный и реки Пр. Унканович.

Дальнейший маршрут проходил по долине ручья Вкусный. Воды немного.

По берегам появились причудливые конгломератные осыпи, напоминающие башни, замки и т. п., см. ф. 50, 51, снежники, завалы, оползни, см. ф. 52.

Встали на ночлег у слияния нескольких ручьев (точка 193,7) на небольшой террасе среди зарослей ольхового стланника.

Появились небольшие водопады, один из которых пришлось проходить лазанием, рюкзаки и участников поднимать с помощью веревки.

На перевал вьппли по самому длинному истоку. Высота перевала около 450 м. Озера не видно. Переход по травянистому склону около 100 м. Спуск в ручей, впадающий в реку Выченкая крутой и глубокий. Склоны ручья заросли стланником. Уклон реки большой. Шли либо по берегу, либо по воде.. Приняв несколько притоков, река набирает силу, поворачивает на юг, долина несколько расширяется. Берега заболочены. По левому берегу прослеживается тропа.

Обедали в конце болота на левом берегу реки. Через 2 км долина вновь сужается. Тропа местами теряется. Постоянно приходится карабкаться через стланник, обходить скалы поверху, см. ф. 53. Много притоков, которые глубоко врезаются в склоны. Приходится многократно переходить реку. Броды глубокие, камни, сильное течение. Переходили со страховкой. Такой участок тянется более 5 км. Попытки пройти совсем верхом не увенчались успехом, т. к. любой очередной распадок сбрасывает вниз к реке.

Встали на правом берегу на клочке суши, пришлось вырубить несколько веток стланника. Поставили 3 палатки вместо 4-х. Рядом водопад более 20 м.

За 1,5 км до впадения в озеро река выкатывается из гор и разливается на несколько проток. Идти просто. Здесь царство медведей. Они пируют на реке, купаются в озере, см. ф. 54, 55.

Обедали на берегу озера в бухте Северная, см. ф. 56.

Далее пошли по песчаной косе до конца залива, Местами пришлось идти по воде. Когда появились скалы, идти вдоль берега стало невозможно. По крутому склону, заросшему ольховым стланником, поднялись наверх около 100 м. Через 200 м вышли на травянистое плато. Прошли на запад до конца поляны. Начали спуск по небольшому распадку, который вывел к реке. Вдоль реки идет хорошо набитая тропа, по которой вышли к заколу-мостику.

Этот закол построен работниками станции ТИНРО для обеспечения возможности учета рыбы, идущей на нерест в озеро. Вход на мостик только с разрешения работников станции. Кроме того, он огражден проводами, находящимися под высоким напряжением.

После некоторого ожидания появился работник станции. Он отключил напряжение и пропустил нас на другой берег.

Здесь нас встретили начальник заказника Тимофей Дахно и егерь Володя.

Володя указал место, где можно поставить палатки и предупредил, чтобы мы ночью выставили дежурных, т. к. медведи подходят прямо к домикам.

На кордоне есть электричество, радиосвязь с городом, возможна спутниковая связь, см. ф. 57. Эпизодически на озеро прилетают вертолеты, т. к. в нескольких местах находятся места стоянок туристских коммерческих групп.

Ночь прошла относительно спокойно, хотя собака егеря Володи пару раз отгоняла медведей от нашей стоянки.

3.7. До пос. Озерный

От станции ТИНРО до поселка Озерный 40 км, есть дорога. Вначале 12 км дорога идет по левому берегу, затем переходит на правый берег. Моста нет. Брод доступен только вездеходам или автомобилям типа "Урал". Далее по правому берегу в сухую погоду могут проехать автомобили типа Джип. Затем дорога выходит на асфальтированнную трассу, которая соединяет пос. Озерный и Паужетку.

На правом притоке р. Озерная есть интересный экскурсионный объект: Кутхины Баты, см. ф. 58.

Дорога от станции до переправы практически не используется. В лучшем случае по ней ездят 1-2 раза в год.

До переправы мы дошли за 3 часа. На правом берегу нас ждал микроавтобус "Тойота", который накануне вызвал Тимофей. Ца кордоне остался Анатолий Седышев, т. к. у него сильно болели суставы.. Он улетел в город на вертолете

От переправы вброд через реку Озерная мы отказались. Большая глубина (до 1,2-1,5 м) и сильное течение делали переправу вброд опасной. По объяснениям егерей в 1,5 км ниже переправы река разбивается на протоки и здесь ее можно безопасно перейти вброд. Но идти пришлось бы через сплошную стену стланника.

После переговоров с нами водитель уехал в поселок и вернулся через 2 часа на "Урале", который переехал через Озерную загрузил нас в кузов и привез в поселок, Выгрузились возле аэродрома.

Путь из поселка Озерный в город описан выше и существенно дополнил наши впечатления от Камчатки, см. ф. 59-62.

4. Выводы и рекомендации
  1. Пройденный маршрут всем понравился. Маршрут насыщен различными уникальными достопримечательностями.
  2. Маршрут требует хорошей физической и технической подготовки, умения хорошо ориентироваться на местности, знания маршрута, особенно ключевых участков, хорошего снаряжения.
  3. Заявленный маршрут был пройден не полностью ввиду значительного отставания от запланированного графика и отсутствия разрешения на посещение заповедника.
  4. Несмотря на трудности, возникавшие на маршруте, группа успешно справилась с ними. Моральный дух группы был высоким.
  5. По-видимому, некоторые участки маршрута были пройдены не оптимально:
    1. Проще было бы пройти от "Аквариума" на р. Асача в верховья не через оз. Срединное, а вдоль реки Асача.
    2. Не следовало так далеко уходить в верховье р. Ягельный
    3. Не сумели найти тропу на спуске с борта кальдеры влк Ксудач.
  6. Большое количество медведей требует максимальной осторожности и не допускает одиночного хождения на маршруте.
  7. Ввиду того, что в этом году было много снега, трудностей с водой не возникало.
  8. Расчеты на подножный корм оправдались частично, т. к. рыба и грибы попадались местами, ягод практически не было.

Отчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влкОтчет о пешеходном путешествии 3-й категории сложности, совершенном группой туристов из г.г. Москвы, Дубны и Люберцы в период с 01 по 24 августа 2004 г. по Южной Камчатке по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - Мутновская ГеоТЭС - влк. Мутновский - влк