Виды туризма
Дата: 20.07 - 09.08.2006 г.
Маршрутная книжка № 14/06
Руководитель: Некрасов С.А. (Запорожье)
Сканирование, обработка: Виктор Евлюхин (Москва)
Содержание
- Справочные сведения о спортивном туристском походе
- Сведения о районе путешествия
- Организация спортивного туристского похода
- Определяющие препятствия маршрута
- Техническое описание маршрута
- Итоги, выводы, рекомендации
- Приложение
- Список использованной литературы
- Фотоматериалы
- Перевальные записки
1. Справочные данные о спортивном туристском походе
Подготовка и проведение похода осуществлялось под руководством факультета физического воспитания ЗНУ (Запорожского национального университета) и запорожского клуба экстремальных видов спорта "Славутич".
Вид туризма | Категория сложности похода | Протяженность активной части похода, км | Продолжительность | Сроки проведения | |
Общая | Ходовых дней | ||||
Пеший | V | 349 | 21 | 19 | 20.07-09.08.06 |
2. СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ
Уральские горы - Каменный Пояс, протянувшийся на 2500 км от жарких степей Казахстана до берегов Северного Ледовитого океана. С географической точки зрения Урал делится на пять районов - Южный, Средний, Северный, Приполярный и Полярный.
Наиболее широкая часть Урала, состоящая из десятков параллельных хребтов, ограниченная на севере и на юге соответственно долинами рек Уфалей и Урал, называется Южным Уралом. В предгорьях этой части Урала характерны степные и лесостепные ландшафты, выше склоны гор покрыты смешанными лесами, а наиболее значительные вершины, словно острова, встают над зеленым океаном леса. В западном ряду хребтов располагаются крупнейшие горы Южного Урала - Ямантау 1640м и Большой Иремель 1582 м. Севернее долины реки Уфалей до широты хребта Басеги простирается относительно пониженный и суженный участок Уральских гор. Это - Средний Урал. Южная тайга полностью покрывает его невысокие пологие холмы. Средний Урал - это наиболее обжитая часть Урала, здесь сосредоточены главные транспортные пути, соединяющие Европу с Сибирью. Тут же протекает легендарная Чусовая - единственная река Урала, пересекающая с востока на запад горные цепи. До широтного участка реки Щугор строго в меридиональном направлении вытянулся Северный Урал. Телпоз-Из - гнездо ветров - самая высокая его гора 1617 м. Осевую часть хребтов образуют короткие водораздельные хребты - Поясовый Камень, Хозатумп, Кваркуш и другие. Более высокие горы, в числе которых и популярные Конжаковский и Денежкин Камни, располагаются в восточных массивах. Западные предгорья Северного Урала характерны широкими холмистыми увалами - пармами. На севере района располагаются самые глухие и нетронутые уголки края. К северу от широтного участка Щугор горы вновь расширяются, разбросав лучами свои многочисленные хребты. Это самый высокий район пояса - Приполярный Урал. Здесь находятся высшая вершина всего Урала - гора Народа 1896 м, и ряд гор, характерных своими альпийскими очертаниями - Сабля и Манарага. Эта часть Урала покрыта северной редкостойной тайгой. Большая часть склонов гор раскрашена многоцветием альпийских лугов и горных тундр. К северу от Народы горы резко сужаются и откланяются к северо-востоку. На стыках Приполярного и Полярного Урала в истоках реки Хулги хребет представлен узкой цепью гор, практически безлесных, лишенных каких-либо предгорий и открытых навстречу всем ветрам. Неподалеку отсюда Пайер 1472 м - самая высокая точка Полярного Урала и одна из наиболее суровых гор всего Каменного Пояса. За долиной реки Собь, по которой тонкой ленточкой тянется самая северная трансуральская магистраль, железная дорога Сейда - Лабытнанги, Уральские горы, прежде чем окончательно растворится в прибрежной равнине, вновь расширяются. В скрытых от суровых ветров уютных долинах встречаются последние уголки уральского леса. Над ними высоко в горах - настоящие ледники, а за горами - тундра до самых берегов Карского моря, по которому даже летом плавают огромные глыбы льда. Южной границей Приполярного Урала является долина Щугора.
Приполярный Урал - наиболее высокая часть горной страны. Отдельные вершины его хребтов поднимаются более 1800 м над уровнем моря, а ширина горной полосы достигает 150 км. Наиболее высокие вершины - Народа (1896,0), Карпинского (1803,4), Мансинер (1778,7), Янченко (1740,9), Манарага (1662,7), Колокольня (1640), Алешкова (1686) - находятся в центральной части. На этом участке Уральские горы пересекают тундру, лесотундру, степную и лесостепную зоны. Восточный склон Приполярного Урала постепенно переходит в равнинные пространства Западно-Сибирской низменности. Хребты западного склона резко обрываются к Печорской равнине. На Приполярном Урале сформировался альпийский тип рельефа, для которого характерны пилообразные гребни, карлинги, кары, ниши, цирки, ущелья. Горные хребты разделены широкими, глубоко врезанными долинами. Здесь разнообразны древние и современные скульптурные и аккумулятивные ледниковые формы, курумы и нагорные террасы. Отмечаются платообразные вершины с нагорными террасами в полосе развития неустойчивых к выветриванию пород. Крутые (до 40-500) склоны долин имеют выпуклый профиль с лавинными желобами и узкими эрозионными долинами мелких водотоков, оползневыми воронками. Район принадлежит к провинции древних и современных ледниковых форм. Осевая зона Приполярного Урала сложена в основном наиболее древними метаморфическими породами протерозойского и нижнепалеозойского возраста. Породы представлены гнейсами, кристаллическими сланцами, амфиболитами, кварцитами, диабазами и др. Поднятия Приполярного Урала в неоген-четвертичное время оцениваются в 500 - 700 м, некоторыми исследователями - до 1000 м. Эти породы прорваны мощными интрузиями гранитов и гранодиоритов, с которыми связаны месторождения горного хрусталя и редкоземельное оруденение.
Крупнейшие реки западного склона - Косью, Щугор, Большая Сыня - несут свои воды в Печору, и формируют весомую часть ее стока. Для рек западного склона характерно чередование продольных участков долин с поперечными. Реки Кожим в верховьях и его левые притоки - Балабан-Ю, Лимбеко-Ю, Хамбал-Ю, Дурная текут между хребтами в широких (до 12 км), нередко заболоченных продольных долинах. При прорыве реками хребтов, гряд, увалов, их долины суживаются, образуя местами глубокие ущелья (Вангыр, Косью, Большой и Малый Паток). В русле появляются бурные и стремительные пороги, перекаты с большим падением. В небольших горных ручьях падение русла нередко достигает нескольких десятков метров на километр. Местами ручьи низвергаются с отвесных скал живописными водопадами. По густоте речной сети и удельной водоносности территория приполярного Урала не имеет себе равных на всем Урале. Реки берут начало в высокогорной части из озер и каровых ледников, характеризуются резкими суточными и сезонными колебаниями уровня воды, порожистостью, мелями и перекатами, крутыми скалистыми берегами.
Приполярный Урал богат озерами. Только в горной области насчитывается более 800 озер. Широко распространены озера ледникового происхождения. Они расположены в карах и цирках, на днищах троговых долин, а также на перевальных седловинах, на надпойменных и пойменных террасах. Каровые озера отличаются высоким расположением (выше 800 м), большой глубиной (более 20 м), округлой формой, каменистыми, почти лишенными растительности берегами, отсутствием рыбы и водоплавающей дичи.
Вследствие повышения поверхности Приполярного Урала температура июля низкие - соответственно 12 и 10 град. на высоте 1600 - 1800 м не выше 3 град. С. Заморозки бывают и в летние месяцы. Максимальное количество осадков в Приполярном Урале свыше 1200 мм. Максимум осадков приходится на теплое время года - до 70 % годовой суммы. На Приполярном Урале, в районе горы Народы, на хребтах Восточные Саледы и Сабля насчитывается 50 ледников общей площадью 7,5 кв.км. Самые крупные ледники Манси под вершиной Мансинёр и Гофмана под Саблей. Большинство ледников расположено в глубоких карах и цирках на подветренных восточных и юго-восточных склонах хребтов, причем высота нижних концов языков ледников колеблется от 600 до 1350 м. Основными типами растительности являются северо-таежные сосновые и темнохвойные леса, субальпийские криволесья и луга, горные тундры и гольцы. Флора растений пока еще не изучена подробно, но можно предположить, что она составляет не менее 600 видов. Растительность района богата и разнообразна. В горах можно встретить на небольшом расстоянии тайгу, смешанные леса, субальпийские и альпийские луга, горную тундру и петрофильную растительность. Хорошо прослеживается высотная поясность. Лес поднимается в горы до 450-650 м над уровнем моря. Тайга европейского склона сырая, сильно заболоченная. В древесном поясе преобладает ель, иногда встречается береза и пихта. Под пологом леса растут таежные бореальные виды - черника, седмичник европейский, голокучник трехраздельный. В верхнем течении Косью встречаются отдельные кедры, а вдоль Печоры и в низовьях Косью - сосна. В нижнем горном поясе помимо еловых и елово-пихтовых лесов распространены массивы сфагновых болот с пушицей, багульником, карликовой березой, голубикой, морошкой и клюквой. Наиболее обширные заболоченные пространства расположены между рекой Печора и Саблинским хребтом. Леса относятся к единственному, крупному участку девственной, северной тайги в Европе. Их верхняя граница на европейском склоне составляется из лиственницы, редколесий ели и березы пушистой. Увлажненные макросклоны занимают березняки с полянами высокотравных луговин. Среди субальпийского высокотравья можно обнаружить радиолу розовую (золотой корень), живокость, дудник, вейник. Выше верхней границы леса в нижней части горно-тундрового пояса встречаются труднопроходимые ивняки с ивой сизой, мохнатой и др. Выше распространены кустарничково-моховые и мохово-лишайниковые виды, а выше 100-1200 м склоны хребтов почти лишены растительности. На территории парка Югыд Ва имеются популяции редких и эндемичных видов, занесенных в Красную Книгу России. На территории Приполярного Урала зарегистрировано более 30 видов млекопитающих. Среди крупных и средних животных есть белка, бурундук, песец, лисица, волк, бурый медведь, северный олень, росомаха. Орнитофауна представлена глухарем, тетеревом, рябчик, тундровая и белая куропатки, лебедь-кликун. Гнездятся скопа, сапсан, кречет и орлан белохвост, занесенные в Красную Книгу. Наиболее обычная рыба горных рек - европейский хариус. В озерах много окуня, щуки, встречается редкая озерная форма арктического гольца. Весной и осенью из Баренцева моря к истокам многих притоков Печоры устремляется семга. Река Косью и ее притоки весной ждут семгу на нерест, а река Кожим с притока с августа. Почти вся территория Приполярного Урала находится в ведении Национального парка "Югыд ва" (Чистая вода), который первым в России был включен в список Мирового наследия ЮНЕСКО. Национальный парк "Югыд ва" занимает площадь 1891701 га и находится на крайнем северо-востоке Европейской части России. Именно на Приполярном Урале с его истинно высокогорным рельефом находится большинство ледников и наиболее примечательных вершин и хребтов.
Маршрут: 1952 км - руч. Пальникшор - р. Дурная - хр. Западные Саледы - р. Хамбалью - пер. Становой (940 м, н/к) - пер. Форелевый (840 м, н/к) - р. Лимбекою - пер. № 82 (Труба, Валдик, Балбан) (985 м, н/к) - оз. Круглое - г. Народная (1896 м) - пер. Каркар (1240 м, 1А) - р. Манарага - пер. Центральный (1250 м, 1А) - р. Народа - р. Мансишор - пер. Хобе Западный (1520 м, 1Б) - р. Хобею - р. Ошкавож - пер. Облачный (1600 м, 2А) - г. Алешкова (1686 м, 1А) - пер. Четырех (1470 м, 2А) - р. Монхобею - пер. № 14 (Тульский), (1390 м, 1Б) - пер. № 99 Геологов (1580 м, 1А) - плато Парнук - пер. № 13 (Парнук, Непреступный I) (1410 м, 1Б) - р. Пывсяншор - р. Манарага - пер. Студенческий (1080 м, 1А) - р. Капкан - вож - пер. Кукареку (1А) - пер. Холодный (1070 м, 1А) - р. Лунвож Нидысей - р. Нидысей - пер. Долгий (820 м, н/к) - р. Дурная - Кожимский тракт - р. Сывью - ст. 1952 км.
Состав группы
№ п/п | Фамилия, имя, отчество | Дата рождения | Туристская подготовка | Обязанности в группе |
1 | Некрасов Сергей Андреевич | 29.08.1961 | Приполярный Урал - 2005 V Р | Руководитель, фотограф |
2 | Товстопятко Федор Федорович | 06.08.1975 | Хибины - 2004 IV У | Завхоз по пит-ю |
3 | Некрасов Иван Сергеевич | 26.07.1988 | Пр. Урал - 2005 V У | Штурман |
4 | Лукин Андрей Витальевич | 22.06.1986 | Хибины - 2004 IV У | Летописец |
5 | Мазур Ирина Владимировна | 08.10.1984 | Пр. Урал - 2005 V У | Медик |
6 | Зеленюк Юрий Алексеевич | 24.08.1988 | Пр. Урал - 2005 V У | Рем. мастер |
Отчет находится в библиотеке областной МКК. В помещение городского клуба экстремальных видов спорта "Славутич". По итогам похода имеется около 250 фото и отснят видеофильм. Поход рассмотрен МКК федерации спортивного туризма Запорожской области.
3. Организация спортивного туристского похода
Общей идеей данного похода было познакомиться с новыми районами Приполярного Урала. Приполярный Урал - по нашему мнению один из красивейших "пешеходных" районов нами был выбран для проведения этого похода исходя из ряда причин:
- это самый близкий туристский регион на территории СНГ для проведения сложных пешеходных маршрутов и позволителен по средствам;
- второй составляющей частью похода было повышение спортивного мастерства, в походе V категории сложности;
- естественно были тренировки, участия в соревнованиях по туристскому многоборью, этим составом были пройдены маршруты: Карпаты 2003 г - III кт. сл., Хибины 2004 г - IV кт. сл., Приполярный Урал 2005 г - V кт. сл.;
- мы хотели совершить автономный поход, отработать пути подъездов и отъезда на маршрут;
- фотодокументирование и составление технических описаний вершин и перевалов;
- нитка маршрута была выбрана с учетом подъезда и завершения маршрута от железнодорожной станции 1952 км. Это дает возможность группе сэкономить 3 000 гр. на подъезде до базы Желанная если ехать одной группой и 1500 гр. если объединится с другими группами. Экономия средств на посещение национального парка. Этот маршрут имеет очевидные финансовые выгоды;
- аварийным выходом с маршрута была база "Желанная", это самая ближняя точка, где можно выйти к транспорту, и добраться до города Инта;
- все участники группы прошли весь маршрут, не прохождение отдельных участков не было;
- при планирования похода мы отказались от варианта прямого сообщения на поезде Симферополь - Воркута, сложность в приобретение билетов. Путь через Москву по цене равнозначный, но условия комфортности значительно выше, никакой сложности с билетами;
- обратный выезд из г. Печора возможен поездом Воркута - Симферополь, были билеты даже в день отъезда.
4. Определяющие препятствия маршрута
Дата | № участка дневного перехода | Участок пути (от-до) | Чистое ходовое время | Характеристика пути, природные препятствия их категорийность | Метеоус. |
20.июл | 1 | 1952 км - руч.Пальникшор - 26 км | 4,5 часа | Дорога, переправы | Облачно, дождь |
21.июл | 2 | Руч..Пальникшор - р. Дурная - З..Саледы - 21 км | 4,5 часа | Дорога, переправы | Облачно, дождь. |
22.июл | 3 | З.Саледы - долина р. Хамбалью - 22 км | 5 часов | Дорога, тропа, переправы | Облачно, дождь |
23.июл | 4 | Долина реки Хамбалью - 21 км | 4 часов 40 минут | Тропа, болото, переправы | Переменная облачность |
24.июл | 5 | Р. Хамбалью - пер. Становой - пер. Форелевый - р. Лимбекою - 21 км | 6 часов 25 минут | Тропа, осыпь н/к, болотистый берег озера, болото, броды. | Облачно, дождь. |
25.июл | 6 | Дневка | Облачно, дождь | ||
26.июл | 7 | Р. Лимбекою - пер. Труба - оз Круглое - 19 км | 6,5 часа | Тропа, осыпь н/к, броды, болотистые низины. | Переменная облачность |
27.июл | 8 | Р. в оз. Круглое - г. Народная - оз Круглое - 13 км | 5 часов | Тропа, осыпь н/к, переправа н/к | Дождь |
28.июл | 9 | Круглое - пер. Каркар - р. Манарага - пер. Центральный - р. Народа - 16 км | 5 часов | тропа, снег н/к, перевалы 1А | Дождь, солнечно |
29.июл | 10 | р. Народа - р. Мансишор - 12 км | 3,5 часа | дорога, тропа, осыпь, н/к, | Переменная облачность, дождь |
30.июл | 11 | р. .Мансишор - пер. З. Хобе - р. Хобею - 14 км | 4,5 часа | Осыпь, тропа, перевал 1Б | Облачно, дождь |
31.июл | 12 | р. .Хобею - р. Ошкавож - 15 км | 6,5 часа | Тропа, лес н/к, каньон | Солнечно |
01.авг | 13 | Р. Ошкавож - пер. Облачный - г. Алешкова - р. Монхобею - 14 км | 6,5часа | Осыпь, снежник, перевал 2А | Дождь, облачно |
02.авг | 14 | р. .Монхобею - пер Тульский - Парнук - р. Пывсяншор - 13 км | 6,5 часа | Тропа, осыпь 1А, перевалы (1Б) | Переменная облачность |
03.авг | 15 | р. Пывсяншор - р. Косью - 15 км | 4,5 часа | Тропа, болото н/к, переправы н/к, | Облачно, дождь |
04.авг | 16 | Дневка | Облачность, дождь | ||
05.авг | 17 | Р. Косью - пер Студенческий - р. Капкан - вож - 14 км | 4 часа | Дорога, тропа, перевал 1А. | Переменная облачность |
06.авг | 18 | Р. Капкан-вож - пер. Кукареку-пер. Холодный - пер. Нидисей - 22 км | 4,30 мин. | Тропа, осыпь, болото1Б, дорога, броды. | Переменная облачность. Солнечно |
07.авг | 19 | Р. Нидисей - пер. Долгий - р. Дурная - 32 км | 6,20 мин | Тропа, болото, дорога, броды. | Переменная облачность, дождь |
08.авг | 20 | Р. Дурная - тракт - р. Сывью - 21 км | 3,50 мин | Тропа, болото, дорога | Переменная облачность |
9.08 | 21 | Р. Сывью - 1952 км - 18 км | 3 часа 45 мин | Дорога, броды. | Переменная облачность |
Итого активным способом передвижения: 349 км
5. График движения и техническое описание маршрута
В отчете дано орографическое описание элементов горного рельефа.
Относительные перепады высот (набор, сброс), указанные в тексте отчета, определялись по путеводителям по национальному парку и по горизонталям топографических карт масштаба 1см: 1 км., 1 см: 1,3 км.
20.07. ст. 1952 км - река Сывью - ручей Пальникшор - 26 км.
Станция "1952 км ", в 5 часов 22 минут поезд № 375 делает остановку. Поселок не функционирует, используется как дачный поселок. Помещение ж/станции, и ее вывеска напоминают о прошлом времени (фото № 1). Начали движение по Кожимскому тракту, дождь явился нашим спутником на протяжении всего маршрута. За 30 минут по дороге, а затем по плитам, которые выстилают ее поверхность, вышли на пересечение тракта с ЛЭП. От ЛЭП еще 30 мин. хода до первого на пути чистого ручья. С памятником погибшему водителю у моста через ручей М. Седъель. Вокруг болота, местность равнинная, от ручейка еще 45 минут хода с подъемом и спуском до ручья Безымянного, который расположен около "карьера". Отсюда начинается затянутый подъем на возвышенность Сыл-Бок-Чугра. По правой стороне дороге наблюдается озерцо. По сторонам дороги - сырой еловый лес. Спуск с этой невыразительной гряды приводит к довольно крупной реке Сывью (от карьера около 1 часа хода). В месте пересечения реки с трактом имеется брод, ширина реки здесь 45 м, глубина 0,8 м., течение относительно спокойное, дно каменистое. Дальнейший путь по тракту - постоянный плавный подъем (фото № 2). Через 60 минут после брода на р. Сывью вышли к развилки дорог на хребте Обе-из. Дорого влево по ходу через 3 км выводит к "балкам кооператоров", где можно решить транспортные вопросы. Еще 45 минут, и длинный спуск приводит к мостику через ручей Пальникшор. Поднявшись метров 200 от берега ручья, на обочине тракта мы ставим лагерь. Наш маршрут завершался по тракту, можно оставить лишний груз, чем мы и воспользовались.
21.07. Ручей Пальникшор - река Дурная - хребет Западные Саледы - 21 км.
От ручья Пальникшор тракт взбирается на второе плечо хребта Обе-из, около 1часа 10 минут. Выходим к ручью со стоянкой туристов. В 100 метрах вправо от тракта тропа, 3 часовый путь на брод на реке Дурной, если кому необходимо следовать в верховья долины реки. Это 33 км тракта, через 1 км наш ждет река Дурная. Ее преодолеваем вброд. Ширина до 80 м., глубина до 1 м. течение сильное, дно каменистое, вода холодная (фото № 3). Переправившись, тракт уходит на плавный подъем, на хребет Западные Саледы. По пути небольшие подъемы и спуски - дорога преодолевает долинки правых притоков р. Дурной, левых - р. Кожим. По правой стороне встречались металлические пластины с километровыми отметками, 38 км, 40 км. На 44-м км тракта, у подножия хребта, стоит изба, мы не проверяли. Был очень сильный дождь, заметна была деятельность геологов, разбросанные металлические предметы. Но отметок о 44 км мы не заметили и вышли к ручью в районе 45 км со следами стоянки, где и разбили лагерь.
22.07. Хребет Западные Саледы - долина реки Хамбалъю - 22 км.
В пелене сплошной мряки. При отсутствии видимости и дефиците времени, траверс хр. З. Саледы был отклонен. Мы продолжили путь по тракту с входом в долину реки Хамбалью. От 45 км тракт пересекает хребет Западные Саледы. По обеим сторонам возвышаются склоны закрытых облаками вершин. Брод, размытый мост с металлическими участками моста. Затяжной подъем выводит к высшей точки тракта на хребте Джагальябтик. Открывается долина реки Лимбекою и тракт идет на понижение. Необходимо держать ориентир по вездеходной колее, которая отходит справа п/х не доходя 150 метров до высшей точки тракта. Завершился монотонный путь по тракту, мы движемся к руслу реки Хамбалью в юго - западном направление. 3,5 км колея идет по хр. Джагальябтик, слева п/х возвышается вершинка с трегопунктом. Дорога с хребта приводит к ручью Юнкошор, между двух озер имеются сухие места, дрова и старая стоянка туристов. Если есть возможность, в 4 км на берегу Хамбалью, на границе леса стоянка.
23.07. Долина реки Хамбалью - 21 км.
От стоянки, колея делает подъем и идет по лесу последнему в этой долине на левом берегу. Спуск к руслу реки Хамбалью (фото № 4), одновременно мы наблюдаем два хребта, Западные и Восточные Саледы. У реки наблюдаем каркас шалаша. По возможности это может быть местом для стоянки предыдущего дня. С хр. Западные Саледы в р. Хамбалью несут многочисленные притоки, которые нам приходится преодолевать. Четким ориентиром для нас был дым, при приближение оказалось стойбище оленеводов - коми (фото № 5). Получив, консультацию мы движемся по долине, впереди массив Хамбол - Нырд расположенный между двух хребтов с двумя перевалами. Справа понижение, перевал № 83 (Хамбалъю), высота 800 м, соединяет верховья долин реки Хамбалъю и реки Нидысей. Наш перевал менее заметное понижение, над цирком (фото № 6). Лес в долине реки Хамбалью растет только на правом орографическом борту долины. Место стоянки надо планировать, зона леса завершена, но имеются заросли ивки и полярной березки. Под цирком в озере водится кумжа, возможны варианты рыбной ловли, в реке рыбы нет, это со слов оленеводов. Наши попытки поймать рыбу в реке не увенчались успехом. Долина реки Хамбалью на нашем маршруте была лидером по наличию кровососущих насекомых.
24.07. Река Хамбалью - пер. Становой (940 м, н/к) - пер. Форелевый (840 м, н/к) - река Лимбекою - 21 км.
Вдоль берега, где фрагментарно идет тропа - то ли оленья, то ли человеческая подходим под перевал. Основной ориентир - мощный скальный цирк в массиве Хамбол - Нырд с право п/х. Совершаем брод и подходим к озеру, по заболоченному склону. По травянистому, склону делаем подъем на перевал. Перевал Становой, высота 940 м, н/к. Соединяет долину реки Хамбалъю (левый приток р. Лимбекою) и верховья долин ручьев Становой (правый приток Нидысея). Перевал находится между хребтами Западные и Восточные Саледы. Направление перевала: север - юг. Склоны перевала травянистые. Со стороны реки Хамбалъю моренные поля, крутизна до 20 - 250. Тура на большой седловине обнаружить не удалось. В 20 минутах на запад, к перевалу № 83 расположены остатки геологической базы. Высота взлета 140 м. перепад высот 240 м. со стороны р. Нидысей перевал пологий. Не теряя высоту, лучше траверсировать склон, прослеживается тропа. Перепад высот 300 м. Перевал Форельный (Восток), высота 840 м, н/к. Соединяет долину ручья Алькесшор, левый приток реки Лимбекою (оз. Форельное) и долину ручья Становой (правый приток р. Нидысей). Находится в северной части хр. Восточные Саледы. Направление перевала: восток-запад. Подъем по травянистому склону, крутизна 15-200. Со стороны ручья Становой от устья до седла перепад высот 220 м. На седле, имеется тур из камней (фото № 7). Озеро Форельное лежит на дне обширного цирка, спуск к нему с перевала - 150 м. по снегу и осыпям до 200 крутизной. Со стороны оз. Форельное перепад высот от озера до седла - 80 м. Озеро обошли слева п/х. У дальнего конца озера недалеко от истоков ручья Алькесшор совершаем брод. Пространство между истоками р. Алькесшора и р. Лимбекою представляет собой заболоченное безлесное плато, имеющий слабый наклон к северу (фото № 8). При пересечении его основную трудность представляют заросли ивки в рост человека. Ближе к р. Лимбекою предстоит пологий подъем на увал, на гребне которого много небольших озер с сухими берегами, и видом на хребты Восточные Саледы и Малды Нырд (фото № 9). От озера Форельного около 1 часа 45 мин. хода. От увала с озерами движемся траверсом правого п/х склона и постепенно втягиваемся в долину р. Лимбекою чуть ниже ее слияния с р. Падежавожем. Не надо от озер делать крутой подъем и траверс склона, вы выйдете на осыпной склон и потратите много сил. В долине хороший лиственничный лес, спуск на дно долины около 150 м. до 300, по глыбам и более мелким осыпям. С высокого борта долины четко видно соединения двух долин, р. Лимбекою и р. Падежавож (фото № 10). В лесу вездеходная колея, которая выше раздваивается. Сворачиваем влево, и дорога приводит к броду через реку. Нам показалось, что на броде глубина большая, сделали разведку и в 100 метрах выше по течению совершаем брод. Максимальная глубина - почти по пояс, течение самое стремительное из всех преодоленных рек на маршруте. На этом броде рекомендуем организовать командную страховку. На берегу находится палатка, шалаш рыбаков. В этом месте в предыдущие годы наблюдался пост национального парка. Избежать встречи удалось. Сэкономили деньги. Мест для стоянки предостаточно.
25.07. Дневка.
Планировать дневку в этом районе очень удобно. Можно совершить радиальный выход к озеру Падежаты. Озеро расположено на высоте 732 м между хребтом Юаснырд на востоке и отрогами хребта Восточные Саледы на западе. Длина водоема около 3 км, наибольшая ширина 0,5 км. Это одно из рыбных мест на маршруте. Полюбоваться видами долины р. Падежавожа. Если есть необходимость, здесь находится кратчайший путь к базе "Желанная".
26.07. Лимбекою - пер. № 82 (985 м, н/к) (Валдик, Балбан,Труба) - озеро Круглое - 19 км.
На слияние рек прекрасные места. Наш путь идет по правому берегу р. Лимбекою, где наблюдается вездеходная колея. Участок до 30 минут представлено болотами и рядом озер. Тропа делает подъем по осыпи на правый крутой борт долины. Дорога выводит к броду (30 м, шириной, глубиной 0.5 м.), по ходу с право озеро. Падение Лимбекою около 10 м/км. Далее путь идет по заболоченным участкам, пересекая многочисленные ручьи. На каменистых берегах растет полярная березка и ивняк. От переправы 2ч.20 мин. хода до патока из ледника Лимбеко. Впереди уже виден конец долины. Пасмурно, иногда происходит разрыв и открывается панорама гор, обрамляющая долину реки Лимбекою. Далее еще 50 минут хода - и мы достигаем слияния истоков р. Лимбекою. Долина сильно заболочена. От слияния видны понижения в хребте. Это возможные перевалы на истоки реки Манарага. Продолжаем движение по дороге и за 40 мин. поднимаемся на перевал, подъем пологий, каменистые россыпи перемежаются с заболоченной тундрой. На седловине имеющей классическую форму, имеется два тура из камней (фото № 11). Это перевал № 82, больше известный как Труба (Валдик, Балбан). Высота 985 м, н/к. Соединяет верховья долин рек Лимбекою (басс. р. Кожим) и р. Балбанъю (басс.р. Кожим). Находится между северной оконечностью хр. Малдынырд и северным отрогом хр. Юаснырд, направление перевала: с северо-запада на юго - восток. По перевалу проходит хорошо набитая тропа. Крутизна склонов 200. наверху - среднеглыбовая осыпь. Перепад высот с обеих сторон - 80 м. От седловины совсем небольшой спуск по снежнику (до 5 мин) приводит к озеру. Которое оставляем слева п/х и по тропе начинаем подъем к озеру Круглому. Со склона открывается седловина перевала Труба (фото № 12). В верховьях дров нет, если есть желание собирайте мелкий сушняк. Подъем происходит по трем ступенькам с хорошей тропой. Открывается цирк с озером в который спускаются языки ледника Балбан. Справа понижение в хребте, это перевал Каркар. Перед нами отвесные стены склонов плато, на котором находится вершина Народной. Цирк представлен своеобразным озером, с островом. На берегу, множество мест для стоянок, большинство групп используют газ. Это популярное и узловое место для попадание на плато где расположена высочайшая вершина Урала, гора Народная и в долину реки Манарага, через перевал Каркар.
27.07. оз. Круглое - Рад. выход. Вершина Народная (Поэнурр), (1896 м) - озеро Круглое - 13 км.
Вершина Народной была открыта в 1927 году Северо-Уральской экспедицией АН СССР и Уралплана под руководством Б.Н.Городкова. Сотрудник экспедиции А.Н.Алешков дал ей название Народная (от русского слова народ, а не от мансийского народа - лесная, которым названа река, берущая начало около горы). Высота 1896 м,. Находится в Исследовательском кряже. От массива вершины начинаются реки: Народа, Карпин-шор (оз. Голубое), Манарага, Балбанъю. Классическим восхождением считается с долины р. Балбанъю. Лучьший подъем от нижнего конца оз. Круглого, на отрог, справа от притока, впадающего в исток р. Балбанью, вытекающего из озера. Пройдя по берегу, огибая северную оконечность озера, по камням переходим приток р. Балбанью, вытекающий из озера. От озера Круглого совершаем подъем по гребню, крутизной 25-300. Выход на плато идет по средней осыпи, за 30 минут подъема мы оказались на плато с выровненной осыпью. От тура прослеживаются тропа, но в больших камнях она теряется. Подъем приводит на край плато вдоль которого можно наблюдать два перевала по которым идет проход из долины реки Манарага. Прямо по ходу движения видно понижение в хребте, куда мы держим путь. Каменные осыпи чередуются с травянистыми заболоченными участками, среди камней сочится вода. Преодолев небольшую складку в завалах камней, продолжаем неторопливый подъем к седловине Народы. На пути встречаются характерные участки из глыб белого цвета, что издалека делает Народу как бы припорошенной снегом. Над седловиной возвышается большой деревянный крест с надписью "Спаси и сохрани", установленный, судя по надписям в 1998 году и посвященный 2000 летию христианства на Руси. Дальнейший путь на вершину по широкому гребню хребта, среди огромных камней, через 25 минут выводит на высшую точку Урала - гору Народная. На вершине несколько туров, много памятных табличек, щит с мечом, другие сувениры, поднятые на вершину туристами (фото № 13). Спускались по скользким камням, ниже подошли к восточному краю плато - посмотреть на озеро Голубое (фото № 14). Облачность, дождь не открыли всей панорамы окружающих гор. Спуск с вершины занял 2 часа 30 минут.
28.07. Озеро Круглое - пер. Каркар (1240 м, 1А) - р. Манарага - пер. Центральный (1250 м, 1А) - верховья реки Народа - 16 км.
От стоянки у озера за 20 минут, выходим на перевал № 87 (Каркар), высота 1240 м. 1А. (фото № 15). Соединяет верховья долин рек Балбанъю (басс. р. Кожима) и Манарага (басс. р. Косью). Находится в Исследовательском кряже, в 4 км на северо-запад от г. Народная, направление перевала: северо-восток - юго-запад. Свое название получил от двух мощных каров, расположенных по обе стороны перевальной точки. Со стороны р. Балбанъю выход на перевал от озера с островом (фото № 16). Перепад высот от озера около 70-80 м, крутизна 300. В долину р. Манарага спуск с перевала по двум ступеням. Первая ступень с перевала протяженностью 150-200 м. крутизна 350. Средне - и крупнообломочная осыпь. На этой ступени, слева п/х в цирке находится озеро. К второй ступени ведут моренные гряды, около 1 км. Вторая ступень начинается спуском к реке Манарага длина, около 80-100 м. Крутизна 250. Перепад высот 420 м. На склонах второй ступеньки можно одновременно наблюдать панораму долины реки Манарага. Открывается первая ступенька перевала Центрального и вершина Янченко (фото № 17). Долина с истоками реки Манарага с вершинами 1582 м и 1620 м. Спустившись к руслу реки Манарага, подходим под перевал Центральный. Долина круто поворачивает к югу. Сам перевал из долины не виден. Перевал № 22 (Центральный, Голубые надежды), высота 1250 м,1А. Соединяет верховья долин рек Манарага и Народа. Находится в Исследовательском кряже, между вершинами Народной и Янченко. Перевальная точка на границе Европы и Азии (фото № 18). Направление перевала: север-юг. С перевала Центрального возможны траверсы по Исследовательскому хребту на вершину Народной, Янченко. Со стороны реки Манарага перевал имеет две ступени. Первая ступень (нижняя): подъем восточнее ручья по плохо слежавшейся среднеобломочной осыпи и бараньим лбам, крутизной 300. На первой ступени озеро обходится с восточной стороны. От юго-западного края озера подъем по среднеобломочной осыпи на северный склон вершины Янченко. Вторая ступень (верхняя): подъем по среднеобломочной осыпи с выходом на снежник, крутизна 30-350. Перепад высот 420 м. Спуск в долину реки Народа по среднеобломочной осыпи, (фото № 19), крутизной 15-200, а затем по длинному гребню срединной морены плавно поворачивающей вправо. За час вышли к площадкам на берегу истока реки Народа. Перепад высот от реки Народа до седла 330 м. Если удачно слаживается день, лучшие стоянки, с дровами в начале долины р. Мансишор.
29.07. Река Народа - река Мансишор - 12 км.
Перед нами внизу лежит вытянутая цепочка озер. Совершив переправу по камням, мы движемся вдоль озер. Вход в долину р. Мансишор загроможден моренными валами из средних камней (фото № 20). Лучше не набирать высоту, а идти вдоль русла по левому берегу. Выходим к притоку р. Мансишор, который выбегает из под ледника Манси, преодолеваем его. Путь вверх по долине до первого (от устья) левого притока занимает 20 минут, выше устья второго левого притока долина широкая, местами заболоченная. Вдоль ручья - заросли кустарника. Ниже места впадения третьего левого притока есть хорошее сухое место для стоянки. Дров много (сухие ветки кустарника). Добрались до потока, вытекающего из ледника Манси. Поток довольно мощный, падение большое. Отсюда еще 1 ч. 10 мин. до небольшого озера Манси-Ты, около которого на травянистой площадке ночлег. Из опыта предыдущих дней, зная, что дрова отсутствуют, можно принести (фото № 21). В мелких кустарниках находим сушняк. Открывается вид на возвышающуюся, зубчатую вершину Блюхера.
30.07. р. Мансишор - пер. Западный Хобе (1520 м, 1Б) - река Хобею - 14 км.
Наш дальнейший путь лежал в долину реки Хобею. Попасть туда из верховий ручья Мансишор (приток Экспедиционного, притока реки Народа) можно двумя вариантами, через перевалы Хобе. Обе седловины примерно равнозначны: пер. Хобе Вост. (1Б, 1520 м.) и пер. Хобе Зап. (1Б, 1570 м.). Утром погода переменная, горы ночью припорошил снег, идет дождь. От места ночлега на берегу небольшого озера Верх. Манси-Ты за 30 мин. подошли под взлет пер. Хобе. Далее поднимаемся на седло Хобе Вост (фото № 22). Открывается долина реки Мансишор (фото № 23). Последующие 50 м - подъем на перевал по снегу и осыпям. На перевале тур - на самой седловине и к западу на 200 м. Уходим на запад к перевалу Зап. Хобе. идем в сплошной пелене дождя. Пытаемся фотографироваться (фото № 24), и сделать спуск к ближайшим камням, чтоб переждать непогоду. Спуск с пер. Хобе Западный около 300 метров, в долину левого притока реки Хобею идет склоном крутизной до 450. Спуск занял 25 мин. Крутизна склона до 35°, скользкие камни, в средней части выходы скальных плит, бараньи лбы 45 мин. - движение по долине левого притока реки Хобею до выхода в основную долину. Долина имеет форму канавы, на большом протяжении русло, сложено, из крупных скальных обломков. Падение ручья большое. Непосредственно доходим до соединение ручьев (фото № 25), и далее до впадения в реку Хобею. Непосредственно доходим до впадения ручья в реку Хобею. Имеются много дров, которые выносит большая вода. Пасмурно, ветер, туман. Ставим лагерь. При хорошей погоде лучше уходить в зону леса на слияние двух рек Хобею и Ошкавож. Ориентир место лагеря геологов на берегу р. Хобею.
31.07. Река Хобею - верховья реки Ошкавож - 15 км.
С места ночевки продолжаем движение по тропе вдоль левого берега реки Хобею, на правом берегу так же идет тропа. Перед нами открывается соединения долин р. Хобе и Ошкавож (фото № 26). Перед выходом в долину к слиянии р. Хобе и р. Ошкавож на берегу реки стоит лагерь геологов, следы пребывания будут еще долго напоминать о их пребывании. Перейдя на правый берег, мы продолжаем путь по тропе, которая ведет к слиянию рек. Существуют два варианта попадания в долину р. Ошкавож. Первый вариант: траверсировать подножия отрога, по границе леса, там путь будет проходить по крупной осыпи. Мы, сойдя с тропы, подрезали склон и вышли к руслу р. Ошкавож. Эпизодически встречается тропа, вдоль левого берега. После выхода за границу зоны леса переходим на правый берег реки. Ширина реки 6-7 м, глубина 0,4-0,6 м. Высота правого берега 10-15 м, крутизна 200. Можно идти либо по дну каньона реки (фото № 27, 28), либо подняться на верхнюю террасу правого берега. Левый берег крутой, прижимистый. Выбираем маршрут по дну каньона реки, временами поднимаясь вверх, огибая крутые склоны. В основном идем по краю отмели реки, местами выходя на снежники. На ночевку встаем выше слияния истоков р. Ошкавож. Место под палатки выравниваем, коврики укладываем на камни под палатку, чтобы не прорвать дно об острые камни. Следующий участок технически сложный, делаем разведку. От места стоянки делаем фото перевала (фото № 29).
1.08. Ручей Ошкавож - пер. № 93 (Облачный), (1600 м, 2А) - г. Алешкова (1686 м, 1А) - пер. Четырех (1470 м, 2А) - река Монхобею - 14 км.
Спустившись от стоянки к руслу р. Ошкавож подходим под перевал. Русло находится под снегом. Через 20 минут подошли к цирку. Отсюда просматривается подъем на перевал. Основание цирка покрыто снегом. От стоянки к перевальному взлету 35 минут. Выбираем тактику, идти, на гребень по краю снежника, иногда выходим на осыпь. Снег, жесткий, трудно рубить ступени. Страховку осуществляем, альпеньштоками. Все участники работают в касках. После снежника выходим на осыпной склон, движемся по камням средней величины до перевальной седловины. От ручья Ошкавож подъем по среднеобломочной осыпи крутизна склона 300, перед седлом перевала крутизна возрастает до 35-400. Погода вновь не дает насладиться панорамой гор, и долиной ручья Ошкавож (фото № 30). Дождь, просветы, облачность. Перевал № 93, высота 1600 м. 2А. Соединяет верховья долины ручья Ошкавож и долину первого левого притока р. Манхобею (ледник Маньхобе) (фото № 31). Находится в Исследовательском кряже в 1-1,3 км северо-западнее вершины Алешкова. Направление перевала: север-юг. Летом остаются наледи и снежники. От перевала совершаем два радиально ознакомительных выхода. От перевала на запад открывается плато. В 10 минутах находится перевал, соединяющий р. Хобею и р. Маньхобею (Четырех, 1470 м, 2А). В нижней точки перевала и на склоне по туру, для пешеходников и лыжников. Обнаружили записку. Видимость ограничена. Сделали разведку гребня ведущего к вершине Свердлова. С плато сходили на г. Алешкова (1686 м, 1А), (фото № 32). В просветах рассмотрели подъем и спуск в долины р. Ошкавож и р. Манхобею. Спуск в сторону р. Манхобею начинается с перевала к озеру образовавшегося под ледником Маньхобе (фото № 33). По склонам крутизной 40-450, далее крутизна склона уменьшается до 30-350. Перепад высот 500 м. На многих участках неустойчивая осыпь, встречаются участки травянистых склонов. Со стороны реки Манхобею расположены снежники. Спуск занял около 2 часов. От грандиозного цирка с ледником и озером с плавающими льдинами, спускаемся по крупной осыпи ко второму озеру (фото № 34). Озеро обходим слева п/х и открывается вид на озеро и хребет с вершиной Алешкова. За озером по каньону продолжаем движение по правой стороне реки. Глубина каньона 3-5 м. Ширина реки 3-5 м, глубина 0,3-04 м. У слияния и выше по правому притоку р. Манхобею растет ерник высотой 0,5 - 1 м Местность заболочена. Это последние дрова, в верховьях есть открытые, ровные участки для стоянок.
2.08. р. Монхобею - пер. № 14 Тульский (1390 м, 1Б) - пер. № 99 Геологов (1500 м, 1А) - плато Парнук - пер. Непреступный I (1410 м, 1Б) - р. Пывсяншор - 13 км.
От морены подходим под перевальный взлет. Понижение в хребте - это перевал № 14, Тульский, высота 1390 м, 1Б (фото № 35). Соединяет верховья долины ручья Пывсяншор (басс. р. Косью) и верховья долины р. Манхобею (правый приток р. Хобею). Находится в Исследовательском кряже, между юго-западным гребнем пика Граничный и плато Парнук. Направление перевала: с северо-запад на юго-восток. Перевальная точка находится на границе Европа - Азия. Со стороны р. Манхобею крутизна склона 250. Перепад высот 180 м. Перевал односторонний. В сторону ручья Пывсяншор, спуск дюльфером (3 веревки по 40 м) по 30 метровому скальному участку. Крутизна склона 500. Далее-среднеобломочная осыпь. Перепад высот 230 м. За 40 минут по снежнику и осыпям поднялись на перевал, под перевалом находится озеро (фото № 36). Спуск с перевала сложный. Мы совершаем траверс склона к плато Парнук. Траверс идет на протяжение 0,4 км по разрушенным скалам. Выходим на плато, с яркой деятельностью геологов. На плато имеются постройки, место шурфов, взрывных работ. На память берем образцы гонного хрусталя. На перевале Геологов имеется тур, мы его обновляем (фото № 37). Перевал № 99 (плато Парнук, Геологов), высота 1500 м, 1А. Соединяет верховья долины р. Манхобею и верховья р. Б.Парнук (Лев. Парнук). Находится в Исследовательском кряже в 0,4-0,5 км севернее в. Конгломератная. Перевал Геологов имеет общее седло с перевалом.№ 13. Направление перевала: восток-запад. Со стороны р. Манхобею крутизна подъема до 350. Перепад высот 270 м. Спуск с плато Парнук происходит в грандиозный цирк, перевалы со сложностью 2А. Мы вдоль края плато в пределах ограниченной видимости доходим до понижение с туром. Это наиболее оптимально, легкий спуск в долину р. Пывсяншор. Перевал № 13 (Парнук, Непреступный I), высота 1410 м,1Б (фото № 38). Соединяет верховья долины ручья Пывсяншор и верховья долины р. Б.Парнук. Находится в хребте Непреступный и является частью Исследовательского кряжа в 1 км западнее перевала № 14 (Тульского). Направление перевала: север-юг. Спуск с выположеного склона в долину р. Пывсяншор происходит по склону крутизной до 40-450, это до середины спуска далее крутизна около 350, склон сложен крупнообломочной осыпью. Спуск приводит к грандиозному цирку в основание, которого расположено озеро (исток реки Пывсяншор) расположено в замкнутом с трех сторон каре с обрывистыми скальными стенками (фото № 39). Движемся вдоль левого борта долины и огибаем озеро. На этом участке долина представляет собой каровую лестницу с высотой степеней от 30 до 60 м. В верхней части долины еще три озера. Они занимают днища древних цирков и подпружены моренными нагромождениями. Обход озер верховий реки Пывсяншор по правому борту долины (фото № 40, 41). Средняя и крупная осыпь. Снежники крутизной до 10-12 0. Снег плотный. Камни мокрые. Между 3-м и 4-м сверху озерами - заболоченные участки. Камни покрыты мхом. За 4-м (самым большим) озером - переправа по камням. Долина реки расширяется, высокие склоны трога достигают 30-400. Появляются первые деревья, березы, лиственницы. На берегу небольшого озера ставим лагерь.
3.08 Река Пывсяншор - река Косью - 15 км.
Для сравнения, прохождения долиной реки Пывсяншор сложно. От стоянки идем правым бортом долины, по зарослям и осыпям. Тропа появляется фрагментально, и выводит к водопаду (фото № 42). Тропа ведет на левый берег, где также теряется. Слева подходят крутые берега, справа вдоль берега - широкие травянистые террасы переходят в прижимы (фото № 43). Много ерника. Через 2 км тропа теряется в густом лесу. Много мха и завалов. Брод, путь по правому берегу, до слияния с ручьем Моренный. Движение по руслу. Обрывки тропы. Попадаются рыбацкие шалаши. После резкого поворота долины на С-В через 1,5 км вышли на открытое место. Отсюда на север видно озеро и долина р. Косью (перед хребтом г. Медвежья лапа). На западе массив вершин Колоколен. Вышли на берег озера по моховым, заросшим кустарником и отдельными деревьями террасам (фото № 44). На берегах озера наблюдаются следы цивилизации. Туристы, рыбаки оставляют следы своего пребывания. От озера и далее по долине реки Манарага идет заросшая вездеходная дорога. Этот район своеобразный узел соединения маршрутов.
4.08. Дневка.
На берегу озера можно заняться рыбалкой, есть на берегу лодка (фото № 45). Рыба была, но очень мелкая, на уху рассчитывать можно. Встречаются ягоды, много грибов. Время можно провести плодотворно. Возможны радиальные выходы.
5.08. Река Косью - пер. Студенческий (1080м, 1А) - река Капкан вож - 14 км.
От озера слева проходит вездеходная дорога, от которой открывается панорама на долину реки Манарага с балком и видом на склоны г. Манарага (фото № 46,47). Дорога теряется у реки, можно пройти участок на прямую где необходимо сделать брод через р. Ломесьвож. Далее по долине р. Манарага, по левому берегу, идет продолжение колеи, переходящая в очень набитую тропу. Через 1 час 10 минут, ориентир остатки геологического лагеря, надо искать брод на правый берег. Вдоль реки идет тропа которая выводит к стоянки. От нее тропа ведет на подъем к перевалу Студенческому. Около часа тропа ведет по лесу с преобладанием березы. Вдоль тропы встречаются места стоянок. Последняя на границе леса, с разбросанными бочками. С перевала бежит ручей, с водой проблем нет. Плавный подъем к перевалу идет по травянистому склону (фото № 48). Крутизна склона 15-200. От границы леса к туру на перевале 1 час хода (фото № 49). Перевал № 78 (Студенческий), высота 1080 м, 1А. Соединяет долины рек Манараги и Капкан-вожа (правый приток р. Косью). Находится в 1,5 км на северо-восток от в. Манарага. Перепад высот 340 м. Спуск с перевала по среднеобломочной осыпи и травянистому склону, крутизна до 350. Перепад высот 120 м. Спуск по хорошо набитой тропе к реке Капкан-вож.
6.08. р. Капкан вож - пер. Кукареку (н/к) - пер. Холодный (1070 м, 1А) - река Нидысей - руч. Каменистый - 22 км.
От прекрасной стоянке на слияние притоков реки Капкан-вож преодолеваем ручей текущий с отрогов Манараги и двигаемся по левому берегу по четкой тропе, на протяжение 25 минут. Брод можно выбрать, глубина Капкан-вожа до 50 см, ширина до 25 метров. Слева по ходу возвышается вершина Лжеманарага (1410 м). Справа вершина с очень разрушено вершиной и осыпным склоном. Между вершинами наблюдаем один из притоков р. Капкан-вож, который имеет бурный характер. Поднявшись на склоны горы Лжеманараги мы наблюдаем выполажевание рельефа. Между двумя вершинами наблюдается цирк, у подножия озеро и перевальное понижение (фото № 50). Выбираем путь в центральную часть понижения, по травянистым склонам в чередованием с крупной осыпью. На выходе наблюдается тур - это перевал Кукареку (фото № 51). Спуск с перевала ведет в понижение в долину. Если ваш путь на перевал Тобик, уходим влево на подъем, который плавно переходит в понижение и самым коротким путем выведет к перевальной точки. На этом участке очень большая путаница, так как два перевала Тобик и далее Холодный имеют общее седло, и в перевальных записках очень большая путаница. От перевала Тобик небольшой подъем и выход вдоль озера по снежнику к перевалу Холодный. Перевал Холодный (Каскадный, Ступеньчатый). Высота 1070 м, 1А. Соединяет верховья р. Капкан-вож и долину р. Лунвожнидисей (исток первого левого притока). Находится в массиве Манарага в 1-1.5 км на северо-запад от вершины Лжеманарага (фото № 52). Направление перевала: с севера на юго-восток. Со стороны р. Капкан-вожа подъем по среднеобломочной осыпи 70-80 м. Крутизна до 300. Седловина на перевале широкая, общая с перевалом Тобик. Перепад высот 320 м. Спуск с перевала представлен тремя ступенями. Спуск первой ступени проходит по осыпи крутизной до 400, далее крутизна 25-300 это около 80м. вторая ступень пологая и третья высотой 40-50 м, крутизной 250. Перепад высот от перевала до перевального взлета 200 м. Каменные поля длятся до выхода из долины до границы леса (фото № 53). Вот и отроги хребта Западных Салед. Вдоль реки идем по заболоченной местности. Граница леса представлена лиственницами. Вдоль реки идет четкая тропа. Этот путь длится 2 часа, тропа выводит к вездеходной, но очень старой дороге. На этом участке надо уловить подъем, существуют тропы рыбаков которые могут вас запутать и увести к слиянию с рекой Нидысей. Подъем на склон и спуск к реки Нидысей, на склоне виден черный остов - это геологический балок. На дороге, которая очень заросла, встречаются опасные ямы. На противоположном берегу ровные участки, но лучшее место для стоянки будет место около балка на ручье Каменистом.
7.08. Ручей Каменистый - пер. Долгий (820 м, н/к) - р. Дурная - 32 км.
От геологического балка который стоит на берегу ручья Каменистого (фото № 54), мы движемся вдоль левого берега. Тропа приводит к большим деревьям и упирается в ручей. Надо совершать брод на правый берег, где в высокой траве подсекаем вездеходную дорогу. Перед нами слева возвышается начало хребта Малые Саледы. По ходу движения видно широкое понижения между двумя гребнями. Дорога проходит по заболоченной местности пересекаемая множеством ручьев. Выходы камней встречаются редко, по берегам ручьев, которые несут воды в понижения к руслу Каменистому. В районе перевала видно вертикально стоящий объект, при подходе выясняется, что это геологическая вышка. Тура не наблюдается, хотя водораздел уже четко выражен. Перевал Долгий (Крестовый, Волчий, Тракторный), высота 820 м, н/к. Соединяет долины рек Дурная и Нидысей. Находится в южной части хр. Западные Саледы. Направление перевала: север-юг. Крутизна склонов не превышает 15-20 град.. Склоны травянистые. По перевалу проходит вездеходная дорога. От балка до перевала путь пройден за 2 часа. Перевал очень протяженный - около 12 км. Тур сложен не на перевальной точке, а с долины реки Дурной логично установлен на подъеме в понижение. Справа по ходу озеро, вдоль реки идет четкая дорога самая лучшая за время похода. На склонах видна граница леса, река делает поворот и приводит в заболоченное понижение. На правом берегу видно строение это остатки геологического балка. Около него можно ставить лагерь, есть вариант и на левом берегу. От перевала до балка на р. Дурной 1 час 50 минут. От балка, по правому берегу уходит тропа. Сразу согласно карте наблюдаются заболоченные участки, этот участок длительностью 45 минут. На болотах троп нет, они теряются, но на выходах на сухие участки она появляется. Тропа выраженная, отходит от русла и следующий выход к берегу реки Дурной будет через 4 часа. Чередования сухих участков и заболоченных идет на протяжении всего дневного перехода (фото № 55). Для долины реки характерно большое высокотравье, с большим количеством водных объектов. Со стороны Западных Салед от которого мы откланяемся, подходят притоки реки Дурной, которых мы насчитали 12. Броды через эти преграды не сложны, за исключением очень скользкие камни на дне ручьев. Подойдя к руслу Дурной, наблюдаем следы переправы. Вдоль берега находятся множество мест кострищ. Это место очень часто используется у туристов и рыбаков. В округи лучших мест нет. Мы ставим лагерь с учетом дневки. Есть грибы, ягоды, рыба если повезет. От балка на реке Дурной мы сделали 5 переходов в сумме 4 часа 30 минут.
8.08. Река Дурная - Кожимский тракт - река Сывью - 21 км.
Переправа через реку Дурной Ель происходит на броде, если ориентироваться на вездеходную колею. Река названа Дурной из-за того, что не замерзает зимой. А слово "Ель" обозначает ручей или реку. По нашим сведениям, рыбу в Дурной почти не ловят, хотя она там есть. Переправа оказалась не такой сложной. Глубина достигает 80 см, а ширина превышает 50 метров. Течение довольно сильное. Вездеходная дорога подводит к броду и продолжается на левом берегу реки. Первые 40 минут пути будут идти по болотам привал можно сделать на сухом пригорке. После которого, еще предстоит идти 25 минут и начнется длительный сухой участок, около 45 минут. Дорога отходит от реки, болот становится больше, тропа местами теряется, переходит в дорогу. На отдельных участках заросли травы и кустарников превышают рост человека, который может чередоваться с заболоченными участками. Выйдя из леса перед вами открывается, открытое пространство со всех сторон окоймленое лесом. Прямо перед вашим взором будет понижение в деревьях - это выход на тракт, до него по болотам 10 минут и далее по тропе, которая выведет к тракту у ручья с местом многочисленных стоянок. Слышим рокот мотора. Выходим на полотно Кожимского тракта. Дальнейший путь идет по дороге, которая делает подъемы и спуски с хребта Малдыиз и выходит к мостику через ручей Пальникшор. Очередной плавный подъем на хребет Обеиз. Он выводит к развилки, влево отходит вездеходная тропа к т.н. "балкам кооператоров". Этот участок пройден за 40 минут. И далее спуск в долину реки Сывью, тракт имеет местами уклон до 15 градусов. В пути около 1 часа. На реке по обеим, берегам есть хорошие стоянки. Лучший вариант остаться на правом берегу, слева от дороги прекрасное место.
9.08. Река Сывью - ст. 1952 км - 18 км.
В месте пересечения реки с трактом имеется брод, ширина реки здесь 40-50 метров, глубина до 0,7 м., течение относительно спокойное, дно каменистое. "Сывью" в переводе означает "теплая река", что не соответствует действительности. От реки идет подъем на гряду Сыл - Бок-Чугра. По сторонам дороги - сырой еловый лес. Спускаемся с возвышенности к ручью, с множеством мест от кострищ. На берегах речки признаки разработок, бывший карьер. От брода на реке Сывью до карьера 50 минут. Дальнейший путь идет по равнине, пересекаем ручей. Уже слышны поезда. От карьера до станции около 10 км. Вокруг болота, местность равнинная, впереди ЛЭП и вышка для приема сигналов мобильной связи. На последнем участке дорога выложена бетонными плитами, делает поворот влево и выводит к "железке". Строения станции не функционируют, уже несколько лет (фото 56). Поезда пригородного сообщения Инта - Печора останавливаются здесь.
6. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрут
Итоги
1. Успешно пройден новый маршрут, вся запланированная нитка маршрута выполнена, в очень сложных погодных условиях. Для одних участников первая "пятерка", для других вторая.
2. Пройден интересный спортивный маршрут включающий в себя восхождения на высокие вершины Урала: Народную (1895 м), Алешкова (1686 м).
3. Пройдено 16 перевалов, в том числе как хорошо известные (Каркар, Центральный, Хобе, Студенческий), так и мало посещаемые № 93 (Облачный), плато Парнук.
4. На маршруте познакомились с бытом оленеводов коми. По городу Печора имеем представление о жизни людей в северном регионе.
Выводы
1. Пройденный маршрут не является оптимальным, очень сложный, а выбран исходя из возможностей группы, физической, материальной.
2. Прохождение маршрута осуществлялось в аномальных погодных условиях очень холодного лета, с постоянным выпадением осадков в виде дождя, иногда снега.
3. На определенном этапе были проблемы с кровососущими насекомыми, готовились. Были грибы и ягоды. С рыбой не было время, да и надо серьезно готовиться.
4. Очень рады встречи с группами на маршруте: петербуржцев, интинцев.
5. Ну и главный вывод: мы вернулись в этот район! В этом районе очень много интересных вариантов. Очень понятно, почему в этом районе планируют комбинированные маршруты.
Рекомендации
1. База "Желанная" - наиболее популярное место начала и окончания маршрутов. Около 60% групп начинают свои путешествия с этого места. Стоимость подъезда составляет 15 000 рублей на группу. Кто как договорится. Лучше договориться и ехать двумя группами - будет дешевле, а влезут все.
2. Планируя маршрут можно начальной и конечной точкой выбирать станцию 1952 км, это даст экономию денежных средств. Что мы и сделали рекомендуемым маршрутом.
3. Теперь о том, куда идти и как забрасываться. Самое главное! Не забудьте, хотя бы по телефону, сообщить в Интинский спасательный отряд, куда и как вы идёте и подтвердите выход из района. Вам это будет стоить телефонный разговор, а в крайнем случае помогут. Телефон (810782145) 6-19-11, в Сыктывкаре (8212) 43-22-84. Второе: Ваш маршрут проходит по территории национального парка "Югыд Ва", поэтому заранее свяжитесь с их главной конторой по адресу: 169570 республика Коми, город Вуктыл, ул. Комсомольская, д.5, телефон/факс (82146) 21-2-63. Контора в Инте (810782145) 6-20-93, интинский филиал ул. Дзержинского 27А. Киселев Юрий Анатольевич т.д. 6-35-21.Обязательно заранее! Они вышлют вам факсом распечатку всех своих услуг. Через Киселева можно решить вопрос заброски. Ехать от Инты до базы "Желанная" 6-9 часов, в зависимости от состояния дороги. В этом году были сильные дожди, на броде в верховьях реки Кожим машины "Урал" простояли трое суток.
4. За нахождение на территории парка без путёвки, грозит штраф в 20 минимальных окладов и выдворение с территории парка. Стоимость: 75 руб./сутки для взрослого, до17 лет 18 руб./сутки. Мы на базу Желанная не заходили, и на маршруте работников парка не встретили.
5. На маршруте были у трех балков. Балок "Манарага" "Нидысей" уже практически непригодны для ночлега в них. На реке Дурной служит только ориентиром для туристов.
6. Разрабатывая маршрут знайте, что вы не найдете дров за границей "зеленки", только мелкая полярная ива и березка, хватало. Группой для приготовления еды использовался газ и "дрова". Опыт предыдущего похода, и вы с дровами только надо их заносить с собой. Расход газа составил 2 баллона по 450 гр. и 3 по 230 гр.
7. Погода очень изменчива, ее трудно предсказать. Солнце, дождь, снег, все возможно. Настоятельно советуем иметь водозащитный чехол для рюкзака.
8. Видеосъемка велась на протяжении всего маршрута. На маршруте источников тока нет. Мы брали цифровое видео с двумя батарейками. Отсняли 4 часа съемок.
9. Группа вместо тушёнки использовала соевый заменитель мяса и копчёную колбасу. Очень положительный результат! Во-первых: вес рюкзаков был около 33 кг. Во-вторых: вкусовые и калорийные качества колбасы выше, чем у тушёнки, в которой много бульона и жира, а мяса мало.
10. Оправдала себя и сковорода. Мы готовили жареные грибы. Это несколько увеличило расход сил, но добавило кучу удовольствия. Разнообразие в питание вносили компоты из разнообразных ягод.
11. Предметом первой необходимости должна быть сетка-накомарник. Комары и мошка нас и не особо доставали, мы использовали средства защиты. Лучше всего зарекомендовал себя по походам в Хибины и Урал, "Комарекс".
12. Для похода большинство советов по обуви, были сапоги. Мы рискнули и прошли маршрут в ботинках и кроссовках. Сапоги используют местные и группы которые идут размеренно. У нас нитка маршрута составила 349 км, шевелит ногами, надо было очень много.
Групповое и личное снаряжение
1. Палатка - 2 шт.
2. Рюкзак, спальник, коврик - 1 шт.
3. Котлы, крышка - сковорода - 2/1 шт.
4. Ополовник - 1 шт.
5. Моющие средства - комплект.
6. Костровой набор, трос - комплект
7. Горелка, баллон - 2/5 шт.
8. Пила - 1 шт.
9. Ножи, дощечка, нож консервный - комплект
10. Веревки, репы, карабины, системы - 40 м, 16 кар.
11. Видеокамера - 1 шт.
12. Фотоапарат - 2 шт.
13. Термометр - 1 шт.
14. Пакеты на рюкзак - 2 шт.
15. Накомарник - 1 шт.
16. Полотенце, мыло, зубная паста, щетка, бритвенный прибор
17.Ремнабор - 1,4 кг.
18. Гитара - 1 шт.
19. Аптечка - 1 шт.
20. Компасы - 2 шт.
Групповое снаряжение должно быть надежным и максимально легким. Рюкзаки емкостью от 90 л до 100 л. Для рюкзаков накидки мы заменили пакетами 120-160 л для мусора. Очень практично и удобно. Костровой набор упростили, использовали камни и альпеншток. В лесной зоне применяли тросик. Накомарник является необходимым атрибутом, на маршруте много участков с большим количеством кровососущих. В трудные минуты, наши души согревала хорошая песня. Гитара была нужным предметом снаряжения. Памятные моменты нашего похода мы отобразили в фотографиях и видеофильме. Качественные снимки и видео можно получить при хорошей аппаратуре. Мы использовали два фотоаппарата, цифровой и пленочный.
РЕМОНТНЫЙ НАБОР
№ п/п | Наименование | Единица измерения | Кол-во |
1 | Иголки разных номеров | шт. | 10 |
2 | Шило сапожное | шт. | 1 |
3 | Шило простое | шт. | 1 |
4 | Отвертка | шт. | 1 |
5 | Напильник (надфиль) | шт. | 2 |
6 | Плоскогубцы-кусачки | шт. | 1 |
7 | Оселок | шт. | 1 |
8 | Лента изоляционная | ролик | 1 |
9 | Шнур капроновый ? 2 мм | м | 20 |
10 | Кожа | м | 1 |
11 | Клей «Момент» | тюбик | 1 |
12 | Проволока мягкая стальная 1 мм х 1 м | м | 1 |
13 | Скотч | м | 100 |
14 | Ткань синтетическая 5х20 см | кусок | 1 |
15 | Нитки капроновые тонкие | м | 100 |
16 | Нитки кордовые | м | 40 |
17 | Нитки х/б черные и белые | катушка | по 1 |
18 | Резина бензиномаслостойкая 0,5…1,0 мм | кусок | 1 |
19 | Пуговицы разные | шт. | 10 |
20 | Булавки разные | шт. | 10 |
21 | Швейцарский нож | шт. | 1 |
22 | Шурупы-саморезы 3 х 15 мм, 3 х 20 мм | шт. | 10 |
Ремонтный набор направлен на исправление поломок и неполадок в снаряжение. Наиболее распрастраненое использование, шило, нитки для различных поломок. Ремонт обуви, для этих целей в наличие кусочки кожи. Очень удобным в походах стало использования скотча. Большинство ремонтного набора мы не использовали по назначению. Снаряжение было надежным.
СОСТАВ МЕДИЦИНСКОЙ АПТЕЧКИ
№ п/п | Наименование | Ед. изм. | Кол-во |
Перевязочный материал | |||
1 | Бинты нестерильные широкие | шт. | 3 |
2 | Бинты стерильные | шт. | 3 |
3 | Бинт эластичный | шт. | 2 |
4 | Бинт эластичный трубчатый | шт. | 1 |
5 | Лейкопластырь (4 см) | рулон | 2 |
6 | Лейкопластырь (2см) | рулон | 2 |
7 | Лейкопластырь бактерицидный | упаковка | 7 |
8 | Раствор бриллиантового зеленого (20 мл) | флакон | 1 |
9 | Перманганат калия (КmnO4) (5 мг) | упаковка | 1 |
10 | Эмульсия синтомициновая с анестезином (50 г) | флакон | 1 |
11 | Гидроперит | таблетки | 4 |
12 | Спирт этиловый | литр | 2 |
13 | Раствор аммиака 10% (1мл) | ампул | 4 |
Препараты в таблетках | |||
1 | Тетрациклин | табл. | 10 |
2 | Левомицетин | табл. | 20 |
3 | Фталазол | табл. | 40 |
4 | Цитрамон | табл. | 16 |
5 | Анальгин | табл. | 16 |
6 | Димедрол | табл. | 10 |
7 | Солпадеин | табл. | 20 |
8 | Бесалол | табл. | 20 |
9 | Уголь активированный | табл. | 80 |
10 | Стрептоцид | табл. | 10 |
11 | Валидол | капсула | 10 |
12 | Сода пищевая | гр | 50 |
13 | Бальзам «Золотая звезда» | упаковка | 1 |
Препараты в ампулах | |||
1 | Линкомицин | ампула | 10 |
2 | Анальгин | ампула | 5 |
3 | Демидрол | ампула | 5 |
4 | Новокаин 5 мл 0,5% | ампула | 3 |
5 | Раствор аммиака 1 мл 1% | ампула | 3 |
6 | Кордиамин 2 мл | ампула | 5 |
7 | Трамадол | ампула | 5 |
8 | Лизикс | ампула | 2 |
9 | Ледокаин | ампула | 5 |
10 | Но-шпа 2 мл | ампула | 2 |
Витамины | |||
1 | Аскорбиновая кислота (0,05 г) | дражже | 100 |
2 | Ундевит | дражже | 100 |
Медицинские инструменты | |||
1 | Шприцы 5 мл одноразовые | шт. | 6 |
Смягчающие препараты | |||
1 | Крем | тюбик | 1 |
2 | Помада гигиеническая | тюбик | 1 |
3 | Спасатель | тюбик | 2 |
4. | Фастум гель | тюбик | 1 |
5. | ДИП рилиф | тюбик | 1 |
Вес аптечки - 2 кг
При подготовки к походу все участники провели профилактические Медицинские мероприятия. Был налажен самоконтроль. За две недели до начала похода участники начали принимать витамины, кальций. На маршруте самая распространенная неприятность была, это потертости, ссадины, царапины, ушибы. Для этих целей надо должно подготовиться. Универсальный бальзам "Спасатель", "Фастум гел", "ДИП РИЛИФ", лейкопластыри были основными источниками использования на маршруте. Более серьезных заболеваний избежать удалось.
ПИТАНИЕ
1. Крупы (гречка, рис, арнаутка, макароны, пшено, горох) - 320ккал 2,5 кг
2. Картофель сушеный -315 ккал 1 кг
3. Хлеб - 206 ккал 1 шт.
4. Сухари - 186 ккал 3 шт.
5. Печенье - 410 ккал1 кг
6. Бублики - 272 ккал 1 кг
7. Сахар - 505 ккал-0,5 кг
8. Конфеты - 377ккал 0,3 кг
9. Гулливеры - по 18 шт.
10. Мивина: картофель, вермишель, кисель - по 20 шт
11. Шоколад - 548 ккал - 2 шт.
12. Сухои сливки - 607 ккал - 0,250 кг
13. Арахис - 410 ккал 0,2 кг
14. Курага - 275 ккал 0,2 кг
15. Изюм - 260 ккал 0,2 кг
16. Консервы рыбные - масло 3шт., 286 ккал, томат 1 шт., 275 ккал 4 шт.
17. Паштет печеночный - 303 ккал 1 шт.
18. Колбоса сырокопченая - 420 ккал 4 шт.
19. Сало - 770 ккал 0,5 кг
20. Соя - 344 ккал 1 уп.
21. Кетчуп - 300 ккал 1 шт.
22. Майонез - 612 ккал 2 шт.
Итого: 14,5 кг
1. Мука - 314 ккал 1 кг
2. Топленое масло - 980 ккал 1 кг
4. Олия - 881 ккал 1 л
5. Соль - 0,5 кг
6. Мюсли - 2 кг
7. Какао -373 ккал 0,2 кг
1. Чай, кофе - 40 шт.
2. Витамины (ундевид 50 шт), ревит-100 шт, дуавит, кальций
3. Заменитель сахара
В спортивных походах, начиная с III категории сложности, очень важно снизить вес рюкзаков. Наша группа в каждом новом походе вносила изменения, новшества, которые себя оправдывали. Питание было просчитано с позиции калорийности и весовых характеристик. При выходе на маршрут вес рюкзаков у мужчин составлял 33 кг, у девушки 30 кг. Поход проходил автономно. По возможности выбирали те продукты, у которых больше съедобная часть или выше процент усвояемости. Исходя из опыта, тушенку, заменили колбасой. Отказались от традиционного картофеля, использовали сушенный вариант. Качество и вкусовые кондиции сберегаются, уменьшается вес. Хлеб частично заменяли оладьи. Удачно применялись на перекусах и на ходу - глюкоза с витаминами, конфеты "гулливеры", шоколад, арахис, орехи, курага. Соленое сало, были хорошим еноргоносителем. Уменьшение количества сахара вызвано использованием его заменитель. Повышение калорийности достигали через использование высококалорийных продуктов: сало, масло топленное, майонез, сухие сливки, шоколад. На эти сроки пришлось появление грибов, подосиновиков, белого гриба. Для витаминизации пищи дополнительно в рацион вводили чеснок, лук. Варили компоты из ягод, черника, смородина. Планировал поход, можно рассчитывать на дополнение вашего походного меню, на отдельных участках маршрута. В графе питание может вызвать противоречивые отношения к алкоголю. Умеренное потребление алкоголя не оказывает вреда, даже в больших количествах. Эта теория была проверена на практике во время данного похода. Мы использовали этиловый спирт. В сложных погодных, моральных, физических условиях это послужило более легко переносить эти трудности. При расчете рациона питания исходили из того, что наиболее благоприятное соотношение белков, жиров и углеводов в пище - это 1:1:4. При составлении раскладки использовались рекомендации по питанию Алексеева А.А.
Смета похода
1. Проезд № 070 г. Запорожье - г. Москва - 130 гр.
2. Стоимость п/белья - 8гр.
3. Поезд № 376 г. Москва Яр - г. Инта - 204 гр.
4. Стоимость п/белья - 45 рублей
5. Посещение НП "Югыд Ва" - 75 рублей в день
6. пл.1952 - г. Печора - 119рубль
7. Поезд № 375 Печора - г. Москва Яр - 190 гр.
8. Стоимость п/белья - 45 рублей
9. Поезд № 211 г. Москва Кур - Запорожье - 143 гр.
10. Питание - 183 гр.
11. Фото, видео - 15 гр.
12. Аптечка - 15 гр.
13. Ремнабор - 5 гр.
14. Отчет - 10 гр.
Сумма на одного участника - 945 гривен
Расписание движения транспорта
1. 070 Запорожье 1 - Москва Кур, отправление 15.18 мин, прибытие в 10.26 мин.
2. 376 Москва ЯР - от - ие 12.30 мин, прибытие в 1952 км - 5 ч. 22 мин в Инту - 6.12 мин.
3. Рабочий поезд Инта - Печора. Ст.1952 км отправление 8.33 мин, прибытие 12.15 мин.
4. 375 Печора - Москва ЯР, отправление в 3.56 мин, прибытие в 15.46 мин.
5. Москва КУР - Запорожье 1, отправление в 23.12 мин, прибытие в 15.23 мин.
1. "Классификация пешеходных маршрутов" (ЦРИБ "Турист", Москва, 1990 г.)
2. Гунн Г. П. "Печора о золотые берега" М., "Мысль", 1972. 141 с., 8л. ил.
3. "Север" М., "Физкультура и спорт", 1975. - 264с. с ил., 24 л. ил. (Библиотека туриста)
4. Вершины центральной части Приполярного Урала. Данько В. Ю., Еремкин М. А. 2004.-52 с.
5. Отчеты походов. Руководители: Балеевских И., Бекетов К., Белоусов А., Габидуллин А., Ефремов А., Кронин Г. , Сафронова М., Штифман А, Затонский А.
На протяжении похода все значительные объекты фотографировались. Перевальные точки, вершины, значительные участки для ориентирование на местности. На перевалах Тульский и Долгий качественные снимки не получились. Фотоматериал не отображает хорошо погодные условия, они на снимках обманчивые. На маршруте было отснято 340 снимков, в техотчет помещено 56.
Фотографии:
Записки с перевалов и вершин
Комментарии