Виды туризма

20 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Год путешествия: 1997
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: II
0 611 0
10.-28.07.97 г. 

Руководитель: 
Шамшин Д. В.
Московская Государственная Академия Тонкой Химической Технологии (МИТХТ) 
им. М. В. Ломоносова.

Южный Урал был выбран как технически несложный район, совмещающий в себе степенную красоту Уральских гор, своеобразие южной тайги и доступность в плане подъездов. Маршрут прокладывался по наиболее высокой (из доступных) части Южного Урала, знакомит с высокогорным озером Зюраткуль, второй по высоте вершине района - г. Иремель, пересекает главные хребты - Бакты и Зигальга.

Транспорт
10.-12.07.97
Из Москвы выехали поездом № 220 Москва - Караганда в 23~. Предполагалось ехать до ст. Бердяуш и, затем, поездами местного сообщения добираться до ст. Сатка, однако в поезде выяснилось, что поезда до ст. Сатка ходят один раз в сутки и стоимость проезда в них во много раз больше, чем в автобусах, ходящих до автовокзала г. Сатка каждые 40 минут от ст. ж. д. Сулея. Действительно, не успев на автобус, отходивший 12.07.97 в 13~ (время везде указано московское), мы уехали в 14~. Несмотря на то, что почти все автобусы проходящие места в них вполне хватает на группу. Стоимость проезда 1-го человека 2.300 рублей. Далее, до оз. Зюраткуль автобусы ходят 2 раза в неделю, но можно легко поймать машину. Проезд в вахтовом Урале (не попутно) обошёлся группе в 100.000 рублей и в 18~ 12.07.97 мы были уже на озере.
Территория от оз. Зюраткуль почти до пос. Тюлюк объявлена национальным парком. Входной билет на восемь человек в пос. Зюраткуль стоит 28.000 рублей. Расплатившись со всеми мы отошли около 2-х километров от посёлка и поставили лагерь.

Маршрут

1 день 13.07.97 г.
От посёлка Зюраткуль через плотину на озере идёт слегка заросшая дорога. Она огибает озеро с севера и обходит северную оконечность хр. Москаль. Основная дорога уходит на запад в г. Сатка. Обозначенный на карте кордон Шаровский судя по всему несколько лет пустует и разрушается и дороги вдоль западного берега озера не существует. Сделав крюк мы вышли по другой дороге к р. Малый Кыл. У впадения р. Малый Кыл в оз. Зюраткуль вкопана большая труба, и переправа в этом месте не представляет сложности. Дороги, обозначенной на карте идущей по северо-западному склону хр. Москаль не существует. Хорошая дорога идёт от р. Малый Кыл в направлении хр. Нургуш. Далее шли без дороги траверзом хр. Москаль. Идти тяжело. Из-за травы почти 2-х м высоты ничего не видно под ногами, да и обзор окрестностей весьма затруднён. Склоны хр. Москаль пологие, залесённые; вдоль самого гребня периодически поднимаются каменные узкие (до 3 м ширины и до 80 м длинны) вертикальные стены высотой местами до 8 м. Ночевали на р. Малый Кыл.

2 день 14.07.97 г.
Просека, пересекающая р. Малый Кыл с запада на восток действительно имеет ширину 4 м и проходит по весьма заболоченному лесу. Мы пошли вверх по склону хр. Москаль и скоро вышли на тропу только что пробитую весьма многочисленной группой туристов (судя по следам не менее 15 человек) Что очень облегчило передвижение по хр. Москаль. Удалось быстро дойти до пересечения дороги с р. Большая Калгаза. Через реку возводится весьма внушительный деревянный мост (толщина брёвен не меньше 0,5 м при длине пролёта 6 м). Лагерь ставили, 300 м не доходя моста.

3 день 15.07.97 г.
Пошли по дороге вниз вдоль р. Большая Калгаза. Улучшенная дорога, ведущая по карте через пос. Петропавловка в пос. Меседа заброшена и на участке от второго поворота к хр. Нургуш труднопроходима для транспорта, зато неожиданно в прекрасном состоянии оказалась вторая дорога через хр. Нургуш, по которой мы и прошли до слияния рек Большой и Малый Березяк. После перевала через хр. Нургуш дорога постепенно становилась всё менее и менее наезженной. Обозначенного моста через р. Большой Березяк не существует, однако, река легко переходится по камням 100 м выше автомобильного брода. А вот перейти Малый Березяк, не промочив ног, невозможно. Хоть он и меньше по расходу воды, но много уже, а потому найти брод мельче 0,4 м не удалось. Пойма между р. Большой и Малый Березяк заболочена, дорога весьма заросла травой. Другой берег р. Березяк преимущественно высок и сух.

4 день 16.07.97 г.
По случаю хорошего места - днёвка с баней.

5 день 17.07.97 г.
Далее обозначенная на карте дорога постепенно пропадает. Вдоль р. Березяк иногда проступают следы от шпал узкоколейки но дороги как таковой уже нет. Посреди бывшего полотна растут берёзы и пихты диаметром ствола до 15 см. Вдоль берега идёт едва заметная тропа, временами теряясь в заболоченных понижениях. На пути встречается каменистый прижим, который приходится преодолевать через верх. Через некоторое время тропа со следами от шпал отворачивает от реки и идёт через незаросшую вырубку, вновь превращаясь в дорогу. Далее дорога всё более и более улучшаясь ведёт почти так как показано на карте в пос. Тюлюк. Встаём на ночлег, отойдя 1,5 км от Тюлюка на одноимённой реке.

6 день 18.07.97 г.
Радиальное восхождение на г. Иремель
Поднимаясь по дороге вверх по р. Тюлюк, заметили группу туристов-школьников из г. Курган. Часть участников они оставили в 500 м от дороги на р. Карагайка, что позволило нам спокойно оставить рюкзаки внизу. Вдоль р. Карагайки много сносных мест для стоянок, но сухостоя мало. Мост через неё деревянный, для движения автотранспорта непригоден, но пешему человеку перейти можно. Глубина автомобильного брода - 0,15 м (можно перейти по камням).
Дорога на Иремель проходит не так, как на карте, не справа, а слева огибая холм на пути. Далее дорога проходит под самым краем плато Малого Иремеля, которое с этой стороны красиво, зубчатой стеной обрывается в долину. Огибая край плато, дорога заканчивается поляной на которой, по-видимому, когда-то стоял балок. Дальше идёт широкая маркированная тропа (марка - белый круг). Перед сужением долины р. Карагайка есть ответвление, маркированное двумя горизонтальными коричневыми полосами, ведущее на г. Жеребчик.
Плече, соединяющее Жеребчик с основным массивом Большого Иремеля покрыто редким, с широкими проплешинами, хвойным лесом не превышающим 6 м в высоту. Склоны плеча крутые, до 40 градусов, с каменными осыпями. Верх плеча шириной до 10 м - плоский, но с отдельными скальными выходами высотой до 5 м.
Подъём со стороны Жеребчика через предвершину на Большой Иремель прост и идеален для обучения преодолению осыпей с различной величиной камней со штоком. Крутизна подъёма меньше 30° на всём подъёме. На плато перед самой вершиной на камнях встречаются карликовые ели и пихты, а в каменных углублениях можно даже в засушливую погоду набрать достаточно воды, чтобы на готовочной печке приготовить горячий обед.
Единственная доступная вершина Южного Урала, превышающая 1400 м (1582 м: Ямантау - 1640 и Большой Шелом - 1427 м находятся на территории Башкирского заповедника) весьма посещаема и легко доступна, а потому, увы, весьма замусорена и исписана краской. Сама вершина плоская, с возвышающейся 4-х метровой скалой с одним пологим краем. В нержавеющем сундучке рядом с вершиной скопилась масса записок нестандартного содержания, начиная с 1987 года, что говорит о редкости заявленных групп в этом районе. Сняли записку группы из г. Кургана: состав - 23 человек, руководители Дерягин Н. М., Герасимов Н. С, Самойлова М. Л. и др.
Тропы, обозначенные на карте, переваливающие через плато Б. Иремеля и между Б. и М. Иремелем, хорошо заметны даже с вершины по притоптанной траве, а спуск с неё обозначен двумя турами на краю вершины. Перевал между Б. и М. Иремелем немного возвышается над зоной леса.
Кольцевое восхождение Жеребчик - Б. Иремель заняло 11 часов (9 ходовых часов, 29 км, перепад высот 1000 м).

7 день 19.07.97 г.
Дорога на Александровку поддерживается в весьма хорошем состоянии, хотя сам посёлок почти вымер. Приблизительно 1 км южнее пересечения продолжения этой дороги (на брошенный посёлок Юрюзанку) со вторым руслом р. Большой Морган начинается территория заповедника, которая достаточно часто патрулируется. Мы свернули на старую лесовозную дорогу перед руч. Большой Каменный. На расстоянии 4 км от основной дороги недалеко от ручья поставили лагерь.

8 день 20.07.97 г.
Радиальное восхождение на г. Поперечная (1389 м, расстояние до лагеря 9 км, набор высоты от уровня лагеря 770 м).
Лесовозная дорога не пересекает ручей и ведёт на возвышенность, отделённую от хр. Зигальга долиной ручья Б. Каменный. Далее дорога поворачивает снова в долину р. Юрюзань; приходится идти без дороги. На водоразделе приходится преодолевать скальную стенку. Максимальное превышение стенки над плоским хребтом 15 м, можно однако найти проломы и подниматься всего на 2-3 м. Возвышенность перед горой в сторону долины р. Б. Каменный обрывается крупной каменной осыпью (средний диаметр камней 1,7 м), а в сторону г. Поперечная - покрыта редкими, низкими (до 5 м) лиственницами, елями и пихтами, что не мешает ориентировке. Подъём на саму вершину - тоже осыпной, но камни здесь мельче и идти проще. Вершина г. Поперечная - плоская. На ней два небольших каменных нагромождения. Одно, восточное, имеет наверху деревянный могильный крест без всяких надписей. На другом, западном, нашли полусгнившие остатки геодезической отметки. На последней мы сложили тур и оставили записку.
На восхождение и возвращение в лагерь потратили 9 часов (7,5 ходовых часов).

9 день 21.07.97 г.
Проходим Александровку и встречаем егеря, который весьма любезно объяснил, как обойти территорию заповедника по хр. Бакты. Река Юрюзань около Александровки - серьёзное препядствие: глубина брода 0,5 м, ширина 15 м, скорость течения 0,6 м/с. Склоны хребта круты, верх - скальный с частыми жандармами. Идти приходится по склону в лесной зоне. На склонах много родников. Ночуем у одного из них.

10 день 22.07.97 г.
Находим заросшую дорогу, которая выводит нас к перевалу с избой, которая, по-видимому, раньше была кордоном заповедника. В избе на столе - журнал приёма-сдачи дежурства. Последняя запись датирована маем прошлого года. Не доходя избы, тропа к роднику. На карте здесь обозначена станция узкоколейной ж/д Арша. Вместо полотна узкоколейки имеется очень ухоженная грунтовая дорога. Ночуем рядом с избой.

11-12 день 23-24.07.97 г. Выход и транспорт
По дороге за 2 ходовых часа выходим в пос. Верхнеаршинский. В 15~ (по Москве) отходит автобус до г. Белорецк. Вокзал находится за городом. От автовокзала ходит рейсовый автобус. Через Белорецк по чётным дням ходит фирменный скорый поезд "Магнитка" сообщением Магнитогорск - Москва № 093, отправляющийся в 22~ и прибывающий в 05~ (время московское). Можно добраться поездами местного сообщения до Уфы, а там ходят ещё 4 поезда до Москвы. В день приезда билетов не было, но в Уфу решили не ездить, так как в Белорецке небольшой чистый тихий вокзал, а в Уфе ещё не известно, когда удастся уехать.

За 11 дней было пройдено 160 км, совершено два восхождения на вершины с перепадами высот 1000 и 770 м, прёодолён брод через р. Юрюзань (ширина 15 м, глубина 0,5 м, скорость течения 0,6 м/с), траверсирован участок хребта Бакты.
Район интересен для пеших и пеше-водых походов 1 - 2 к. с. Наиболее благоприятный сезон - с середины июля до середины августа. Выяснив нынешнее расположение границы заповедника, могу предложить другие варианты маршрута:
1. (пеше-водный) Зюраткуль - хр. Нургуш - р. Большой Березяк - Березяк - пос. Тюлюк - г. Большой Иремель (Жеребчик, Мал. Иремель) восхождение - хр. Аваляк - р. Большой Авняр - хр. Бакты перевал - р. Большой Каменный - г. Поперечная - р. Юрюзань сплав до г. Юрюзань.
2. г. Бакал - хр. Большая Сука - хр. Нургуш - р. Березяк - пос. Тюлюк - г. Большой Иремель (Жеребчик, Мал. Иремель) восхождение - р. Синяк - пос. Николаевка.
Необходимости в сапогах, верёвках в летний сезон нет.

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию