Виды туризма

19 января 2013
( г. Москва )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2003
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: IV
0 602 0

Дата: 01-23 августа 2003 г.

Руководитель: Солдатов Г.Ю. (Москва)

Обработка: Виктор Евлюхин (Москва)

Содержание

I. Паспорт спортивного похода
1. Проводящая организация
2. Место проведения
3. Общие справочные сведения о маршруте
4. Подробная нитка маршрута
5. Определяющие препятствия маршрута
6. Ф.И.О., адрес, телефон, факс, руководителя и участников
II. Отчет
1. Общая смысловая идея похода
2. Варианты подъезда и отъезда
3. Общая информация по району
4. Техническое описание
Паспорт перевала Зап. Анитим
Паспорт перевала Стройгаз
Паспорт перевала Переметный
Паспорт перевала Восход-2 (Олимп)
Паспорт перевала Весенний
Паспорт перевала Туманный Восточный
Паспорт перевалов Москвич - Орбита
5. График маршрута
6. Питание на маршруте
6.1. Раскладка
7. Специальное снаряжение
8. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

 

I. Паспорт спортивного похода

1. Проводящая организация

Турклуб МИТХТ (Москва, пр-т Вернадского д. 86а)

2. Место проведения

Россия, Алтай, Северо- и Южно-Чуйский хребты.

3. Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризмаКатегория сложности походаПротяженнность активной части похода, кмПродолжительностьСроки проведения
общаяХодовых дней
пешийIV - четвертая230,523161-23 августа

4. Подробная нитка маршрута

Пос. Чебит - пер. Карагем (н/к) - Карагемская Поляна - пер. Анитим (2А) - пер. СтройГаз (1Б ) - пер. Переметный (2А) - пер. Олимп (2А) - пер. 30 летия ВЛКСМ (1Б) - Карагемская поляна - р. Нижняя Каинды-Одру (спас. Работы) - Карагемская поляна - пер. Абыл-Оюк (1Б) радиально - пер. Весенний (2А) - пер. Туманный Восточный (2А) - пер. Москвич (1Б) -пер. Орбита (1Б) - Шавлинские озера - плато Ештык-коль - пер. Орой (н/к) - пос. Чебит.

5. Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствияКатегория трудностиДлина препятствий (для протяженныхХарактеристика препятствий (наименование, высота)Путь прохождения (для локальных препятствий)
Перевалн/к-Карагем, 2837,4 мВосток-запад
Перевал-Западный Анитим, 3095,0 мСевер-юг
Перевал-Стройгаз, 3253,5 мЮЗ-СВ
Перевал-Переметный, 3218,0 мСевер-юг
Перевал-Олимп (Восход-2), 3515,0 мЮг-север
Перевал-30 летия ВЛКСМ, 3100,0 мВосток-запад
Перевал-Абыл-Оюк, 3220,0 мЮВ-СЗ
Перевал-Весенний, 3235,0 мСВ-ЮЗ
Перевал-Туманный Восточный, 3264,0мВосток-запад
Перевал-Москвич, 3160,0 мЮг-север
Перевал-Орбита, 3105,0 мЗапад-восток
Перевалн/к-Орой, 2229,0 мЮг-север

6. Ф.И.О., адрес, телефон, факс,e-mail руководителя и участников

NФ.И.О.Место работы, должностьТуристская подготовкаОбяз. на маршрутеГод рожд.
1Солдатов Георгий ЮрьевичУГОЧС ВАО, спасатель4у.п.Байкал, 3р.п.Кольский, 3р.г. Приэльбр., 3р. Альп. 2Б р.руководитель1979
2Сорокин Юрий ВладимировичВ/ч 713303у.п.Кольский, 1р.п.Кандалакша 3р. Альп. 2Ау.штурман1978
3Шрагин Денис ИгоревичСтудент МИТХТ3у.п.Кольский 1Бу.завпит1981
4Комардин Павел ВалерьевичСтудент МИТХТ3у.п.Кольский, Знач.Альп., 2Ауреммастер1981
5Арсентьев МихаилСтудент МЭСИ2у.п.Ю.Урал, Знач.Альп., 1БуСиноптик/ хронометр.1984
6Кирилкин Роман АлександровичСтудент МИТХТ3у.п.Баукал, 3у.г.Приэльбр., 3р. Альп. 2Бу.медик1980
7Ерохина Наталья АлексеевнаСтудентка РГГУ3у.п.Кольский, 1Б.у.финансист1984
8Бочаров Василий АлексеевичСтудент МИТХТ3у.п.Байкал, Кольский, 2Ау. 2р.п.Кольский,участник1981

7. Отчет хранится

В библиотеке Турклуба МИТХТ.

II. Отчет

1. Общая смысловая идея похода

Маршрут разрабатывался таким образом, что бы была возможность максимально изучить Северо- и Южно- Чуйские хребты, охватить как можно больше территории.

2. Варианты подъезда и отъезда

Походы на Северо-Чуйском хребте обычно начинаются от Чуйского тракта. Есть 4 стандартных, проверенных опытом и временем пути подхода. Наиболее популярным у массового туриста в силу своей простоты был, да и, пожалуй, остаётся маршрут с началом в Чибите (либо, что равносильно, у нижнего чибитского моста через Чую, что находится километрах в 5 ниже села). Путь этот ведёт через плато перевала Ештык-Коль (Орой), более чем на километр поднятое над рекой, и через 45 километров приводит к Большому Шавлинскому озеру.

Для тех же, кто хочет побыстрее попасть к подножию основных вершин и перевалов, наиболее удобным является заезд через ущелье Актру, где находится возрождённый альплагерь. Ущелье с возвышающимися правее него ледовыми массивами пиков Актру и Куркурек прекрасно видно из Курайской долины. Доехав по Чуйскому тракту до села Курай, надо свернуть с дороги и проехать ещё несколько километров вдоль Чуи до моста. Отсюда повернуть направо и ехать в направлении поросших лесом холмов, расположенных на правом берегу реки Актру. Дорога выходит к прогнившему бревенчатому настилу, ездить по которому уже нельзя, но на машине повышенной проходимости можно пересечь реку вброд и доехать прямо до домиков альплагеря. До ледников Актру отсюда уже рукой подать.

Ещё один путь ведёт вверх вдоль реки Маашей (или Мажой). Этот левый приток Чуи стекает с одноимённого ледника, лежащего под стенами пиков Маашей и Карагем. Чтобы попасть к мосту через Чую, находящемуся вблизи устья Маашея, надо проехать мимо посёлка Акташ и в том месте, где Чуйский тракт снова выходит к реке, свернуть с него направо и проехать по покосам к началу прижима. Здесь начинается тропа, которая через 3 километра выводит к мосту, ниже которого Чуя устремляется в популярный среди туристов-водников Мажойский каньон. (Сюда можно попасть и непосредственно от села Чибит, пройдя или лучше проехав, если дорога не размыта, около 15 километров. Дорога эта начинается недалеко от подвесного моста и идёт по террасе правого берега Чуи высоко над каньоном). Крутой, но недолгий подъём по тракторной дороге выводит в широкую долину реки Маашей. Колея идёт ещё 4 километра до пересечения с другой дорогой, которая по моховым плато ведёт как налево, к реке Актру, так и направо - к Ештык-Колю. Далее вверх по весьма живописной долине ведёт хорошая и, за исключением небольшого подъёма на завал озера, ровная тропа.

Ну а четвёртый вариант ведёт в долину реки Джело и, через тракторный перевал Карагем, в верховья реки Иолдо-Айры, вдоль которой спускаются на Карагемскую поляну. Этот путь предпочтителен в том случае, когда запланирован маршрут, включающий в себя прохождение перевалов как на Северо-, так и на Южно-Чуйском хребтах.

Заметим, что из-за большего, чем на Южно-Чуйском хребте, количества осадков общее отступление ледников и таяние снежников хоть и увеличило камнепадную опасность перевалов, но не в такой степени. Так что традиционные пути преодоления хребтов по большей части годны к использованию и в настоящее время. Ещё одно характерное отличие определяется многолюдностью этого района, в результате чего по наиболее популярным долинам и перевалам натоптаны хорошие тропы.

Южно-Чуйский хребет расположен в южной части республики Алтай вблизи границы России с Китаем и Монголией. Это третий по абсолютной высоте хребет Алтайских гор, в котором находится крупнейший центр оледенения этой горной страны с самым большим по площади Талдуринским ледником. Немногим уступает ему и соседний Софийский ледник. Неудивительно поэтому, что именно с этими ледниками, хребтами их окружающими и вершинами этого района связаны наиболее интересные маршруты.

Хребет протянулся более чем на 100 километров практически в широтном направлении. С севера его естественной границей служат долины реки Карагем и её истока Иолдо-Айры, стекающего с перевала Карагем на запад. Логично поэтому считать эту седловину той точкой, где сходятся два горных района: Северо- и Южно-Чуйские белки. Далее на восток Южно-Чуйский хребет ограничен с севера долиной р.Джело, левого притока р.Талдура, и собственно рекой Талдура. После слияния с р.Чаган эта река приобретает имя Чаган-Узун и выходит в Чуйскую степь, в которую, постепенно понижаясь к востоку, спускаются северные отроги хребта, разделённые долинами других притоков р.Чуя. По одному из них, а именно по р.Тархата, можно провести условную границу между Южно-Чуйскими белками и северными отрогами примыкающего к ним с юга хребта Сайлюгем. (Кстати, именно вдоль долины этой реки проходит дорога, соединяющая Кош-Агач с Джазатором). С запада Южно-Чуйский хребет ограничен рекой Аргут, в которую впадают как Карагем, так и река Джазатор, текущая вдоль южной стороны хребта и также служащая естественной границей района. К югу от р.Джазатор лежит плоскогорье Укок, знаменитое своими прекрасно сохранившимися в условиях высокогорной мерзлоты древними могильниками. Оно замыкается лежащим вдоль границы России невысоким гребнем хребта Сайлюгем, за которым возвышается хорошо видный с Южно-Чуйского хребта мощный узел оледенения Монгольского Алтая.

Близость хребта к засушливым полупустыням Монголии и северо-западного Китая заметно сказывается на климате района и приводит как к логичным следствиям этой особенности географического расположения, так и к некоторым парадоксальным явлениям. Совершенно естественно, что осадков на Южно-Чуйском хребте выпадает меньше, чем на Северо-Чуйском и - уж тем более - чем на Катунском. По этой причине погода здесь в летние месяцы портится реже. Тем не менее, однако, именно на Южно-Чуйском хребте находится крупнейший алтайский ледник.

Логично ожидать, что долины и склоны разной ориентации будут сильно отличаться друг от друга. Так оно и есть в действительности: по долинам рек бассейна р.Карагем растёт настоящая горная сибирская тайга из кедров и лиственниц. Долина р.Талдура в низовьях - практически каменистая полупустыня, высоко над которой во влажных логах правого берега ютятся лиственничные перелески. Только после устья р.Джело этот лес спускается к реке и появляется на некоторых затенённых участках левого берега. А чем дальше на восток и ближе к центральной части Чуйской степи, тем меньше деревьев в долинах рек, стекающих с Южно-Чуйского хребта на север. Но, как это ни удивительно, больше комаров из-за пойменных мерзлотных болот.

Ещё более сильный, а самое главное неожиданный контраст существует между северными и южными склонами. Спускающиеся к р.Джазатор долины гораздо больше напоминают северные лесотундры, чем лежащие совсем рядом полупустыни. Основной ландшафт здесь определяется горно-мерзлотными болотами, поросшими густым стлаником, и только достаточно далеко от хребта в этих зарослях появляются вкрапления лиственничного и кедрового леса.

Южно-Чуйский хребет начал посещаться туристами существенно позже Катунского и Северо-Чуйского. Связано это как с его относительной удалённостью, так и с тем, что в советские времена Кош-Агачский район был пограничной зоной, для посещения которой требовалось выписывать специальный пропуск. В то же время в хозяйственном отношении северные долины хребта, спускающиеся в Чуйскую степь, были освоены ещё в доисторические времена, о чём свидетельствуют многочисленные могильники, разбросанные по их берегам. Да и если приглядеться внимательно к почве, окружающей зимовья, то можно заметить, что стоят они на таком мощном слое кизяка, для накопления которого требуется не одна сотня лет.

Наиболее активно в спортивном отношении район Южно-Чуйского хребта осваивался в 60-е годы. Именно тогда были пройдены и классифицированы почти все известные ныне перевалы. Много воды, однако, утекло с тех пор, отступили ледники, проходило особенно интенсивное в этих местах разрушение скальных массивов, несколько изменилась методика оценки сложности перевалов. По всем этим причинам классификация, почти не претерпевшая изменений с тех времён, существенно устарела. Причём если некоторые перевалы (такие, например, как Черноморец, Троих) в действительности проще, чем записано в каталоге, то другие (например, Талдуринский) сложнее. А отдельные элементы должны быть из этого списка исключены, так как по указанному пути ходить просто не стоит, как по соображениям удобства и логичности, так и с точки зрения безопасности. В качестве примера можно привести так называемый перевал 8 марта.

Есть ещё одно обстоятельство, которое обязательно необходимо принимать во внимание при планировании похода на Южно-Чуйском хребте. Это повышенная камнепадная опасность практически всех скальных гребней в малоснежное время года. При этом следует иметь в виду, что разрушенные скалы в этом районе практически не образуют осыпей в классическом понимании этого слова, таких осыпей, которые характерны для гор Средней Азии. Здесь осыпной материал, даже освободившись от снега, всё равно остаётся скреплённым льдом. Поэтому, как только пригреет солнце либо пройдёт тёплый дождь, начинаются камнепады. Так что передвигаться по подобным псевдоосыпям я бы никому не советовал. По этой причине многие перевалы (такие, как Гребешок) в бесснежное время просто нельзя ходить, а безопасные пути прохождения других (Талдуринского, в частности) увеличивают их техническую сложность. В то же время наоборот б'ольшая часть перевалов категории 2А в снежное время года проходится пешком, то есть реально их сложность в такой ситуации никак не выше, чем 1Б.

Следует отметить, что даже в последние годы, когда Алтай остался практически единственным безопасным и доступным горным районом, Южно-Чуйский хребет по-прежнему относительно мало посещаем. Основная масса туристов просто не доезжает до него, по той простой причине, что кроме Белухи, озера Шавло и, пожалуй, Актру, ничего другого на Алтае не знает. Поэтому неудивительно, что здесь нет туристских тропинок и при подходах по долинам приходится идти в лучшем случае по колее зимника или по лошадиным и овечьим следам.

Маршруты по Южно-Чуйскому хребту начинаются и чаще всего заканчиваются на Чуйском тракте. Южнее Курайской степи Чуя, зажатая отрогами Северо-Чуйского хребта, входит в ущелье. На выходе из него в Чуйскую степь на левом берегу реки виднеется довольно большое село Чаган-Узун, к которому ведёт новый бетонный мост. Если проехать ещё немного дальше по тракту, то хорошо видно, как в тёмные и прозрачные воды Чуи вливается серая муть, приносимая рекой Чаган-Узун с ледников. На всех картах указано, что дорога в верховья этой реки ведёт через мост к одноимённому селу, затем через ещё один мост на её правый берег, по которому уже можно напрямую доехать до села Бельтир (или Кызыл-Маны, по названию колхоза). В действительности же такой путь возможен только на автомобиле типа ГАЗ-66. Лучше и надёжнее проехать ещё 11 километров по тракту до села Ортолык, а затем уже повернуть направо и по двум деревянным мостам, перекинутым через протоки Чуи, переехать на её левый берег. Дальнейший путь лежит по каменистой пустыне, раскинувшейся в междуречье двух левых притоков Чуи: Елангаша и Чаган-Узуна. Зубодробильная гравийка с поставленными кое-где на её обочине совершенно бесполезными дорожными знаками ведёт направо, на невысокий плоский водораздел и выходит через 29 километров к Бельтиру. Если же ехать прямо по направлению к горам, то попадаешь в долину реки Елангаш, известную своими наскальными рисунками. Здесь, на правом её берегу, находится высшая точка Южно-Чуйского хребта, но, в то же время, нет сложных перевалов.

Начинать маршрут можно, в принципе, и с южной стороны хребта, из долины реки Джазатор, куда от Кош-Агача ведёт через невысокий перевал дорога. Это может быть удобным в том случае, когда хочется пройти по западной или восточной окраине района, к которым дорога подходит достаточно близко, тогда как к центральной части хребта придётся довольно долго подходить по стланикам и болотам.

Мы же из Москвы выехали поездом Москва - Бийск (прицепной вагон). Поезд единственный, рассписание не даю, т.к. обещали поменять и возможно добавить еще поезд.

До перевала Карагем добирались два дня. Сначала на автобусе до Чебита (8000р.), затем на ГАЗ-66 (8000р.) до перевала. Машины можно найти на месте, можно заказать из Москвы через интернет. Фирму порекомендовать не могу, т.к. остался недоволен той, которая осуществляла нашу заброску. Деньги отдавайте по частям после преодоления этапов заброски или лучше вообще отдавайте только в самом конце заброски. Может случиться так, что одна машина Вас привезет, а вторая за Вами не приедет…

Очень важно, берите еще в Москве билеты обратно! Нам удалось уехать из Барнаула через Новосибирск, только благодаря удостоверению спасателя и наличию ФСБшника в группе. Знаю, что из Барнаула можно легко улететь, но подробностями не располагаю.

3. Общая информация по району

АЛТАЙ (от тюркско-монг. А л т а н - золотой), горная система Азии. Простирается с Северо-Запада от Зап. Сибирской равнины (81 в.д.) на Юго-Восток до равнин Гоби (106 в.д.). Длина более 2000 км. Состоит из сильно расчлененных хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея. Наиболее высокие вершины поднимаются в зап части (Белуха - 4506 м).

Алтай расчленен густой сетью горных рек и озер с большими уклонами и быстрым течением. По своему режиму они относятся к особому алтайскому типу: питаются талыми снеговыми водами и летними дождями и отличаются длительным весенним половодьем. Наиболее крупные и многоводные реки Алтая : Катунь, Бухтарма, Бия и Чуя. Имеется более 3500 озер, с преобладанием небольших каровых и моренно-подпрудных; самые крупные озера (Телецкое, Маркаколь) занимают тектонические котловины. В пределах Алтая распространены горностепные, горнолесные и высокогорные ландшафты, образующие систему отчетливо выраженных высотных ландшафтных поясов.

Горно-Алтайск (до 1932 - Улала, с 1932 - 1948 - Ойрот-Тура), город, центр Горно-Алтайской АО Алтайского края РСФСР. Расположен в предгорьях на р. Майма в 96 км к ЮВ от ж.д. станции и пристани Бийск, с которой связан автомобильным сообщением.

Природа. Г.-А охватывает южную часть Алтая. В пределах области находится высшая точка Алтая - г. Белуха (4506 м). Высокогорные хребты (Катунский, Курайский, Сев., Южный Чуйские и др. ) разделены глубоко врезанными долинами или широкими котловинами, "степями"( Абайская, Уймонская, Чуйская ...).

Климат - резко континентальный, довольно суровый. Зима в условиях господствующего здесь высокого атмосферного давления холодная и продолжительная. Средняя температура января от -15? до -32?С в межгорных котловинах центрального Алтая. В высокогорье лето короткое и прохладное, средняя температура июля на высоте 1000м не превышает 15? С. Алтай - мощный концентратор влаги. На открытых в сторону влажных ветров склонах зап и СВ районов выпадает до 1200 мм осадков. На ЮВ их годовое количество убывает до 300 мм ( в Чуйской степи до 100мм): здесь преобладают летние осадки и мощность снежного покрова зимой невелика. Характерной особенностью климата Алтая являются горно-долинные ветры, в частности фёны. В высоких хребтах Алтая известно более 1000 ледников общей площадью более 800 кв км. Наиболее значительны долинные ледники Катунских и Чуйских белков, долина которых достигают 88-100 км. Продолжительность вегетационного периода от 75 до 120 дней. Реки принадлежат бассейну Катуни и Бии. Крупнейшее озеро - Телецкое. В СЗ части на нижних склонах гор и в долинах - черноземные почвы, на остальной территории - горно-подзолистые. Леса занимают 25%, преобладают хвойные породы (сибирская лиственница, кедр, пихта, ель), в нижнем поясе гор - сосна, береза, осина, черный тополь. Около 2/3 лесов сосредоточено в бассейне Катуни. Верхняя граница леса -2-2,5 км, выше - субальпийские и альпийские луга. Высокогорные ландшафты типичны лишь для наиболее высоких хребтов и формируются в суровых климатических условиях - с низкими летними температурами и значительным количеством осадков, выпадающих в виде снега. В высокогорном поясе преобладают горно-луговые, лугово-чернозёмовидные почвы, на которых в нижней части пояса развиваются заросли низкорослых субальпийских кустарников (березки и ивы) и субальпийские луга, а выше - низкотравные альпийские луга. Для восточных и СВ районов более типичны горные тундры (кустарниковые, мохово-лишайниковые, каменисто-щебнистые). Выше альпийских лугов и тундр господствуют лишенные растительности скалы, каменистые россыпи, снежные поля и ледники. В крупных котловинах - растительность горно-степного и полупустынного типа. Из животных характерны горный козел, барс, медведь, волк, лось, марал, пищухи, серый сурок, суслик, белка, соболь; из птиц - журавль-красавка, глухарь, тетерев, рябчик, куропатки, кедровка.

Чуйский тракт, участок магистральной автодороги Новосибирск-Бийск-Ташанта, протяженностью 626 км. Построен в 1903-1912 как гужевой тракт в Монголию. Пересекает долины рек Катунь и Чуя. Промежуточные пункты: Майма. Черга, Шебалино, Туэкта, Онгудай, Иня, Кош-Агач.

Северо-Чуйские белки - это целая система хребтов, расположенная в междуречье Чуи, Катуни и их притоков: Аргута, Карагема, Чаган-Узуна и Талдуры. Собственно Северо-Чуйский хребет протянулся практически в широтном направлении на 100 километров от Аргута до села Чаган-Узун. Западная его часть служит водоразделом рек Шавла и Юнгур, истоки которых сходятся в районе Шавлинских озёр. Сюда же подходит и так называемый Карагемский хребет, что тянется параллельно основному, разделяя долины Юнгура и Карагема. К северу от Шавлы расположился невысокий, мало посещаемый туристами Шавлинский хребет. Это практически самостоятельный горный район, который отделён от Северо-Чуйского хребта широким пространством плоскогорья Ештык-Коль. К югу от Шавлинских озёр и дальше на восток, занимая прямоугольник с длиной 40 и шириной 20 километров, расположился самый высокий и наиболее интересный в спортивном отношении горный узел Биш-Иирду. Здесь находится высшая точка хребта: пик Маашей (4177 метров над уровнем моря), другие высокие и красивые вершины, большие ледники и сложные перевалы. Именно эта часть хребта обычно привлекает туристов и альпинистов. Другие интересные места обычно остаются вне их поля зрения.

Природные условия в районе Северо-Чуйских белков просто прекрасные: поросшие густым лесом долины, чистые реки, голубые озёра с отражающимися в них снежными вершинами. Осадков летом выпадает достаточно много, но погода обычно существенно лучше, чем на Катунском хребте, и вполне можно рассчитывать на то, что не больше половины походных дней будет с дождём или снегом. В лесах много грибов и разнообразных ягод, ближе к осени созревают кедровые шишки. Так что в дни отдыха, на подходах и выходах можно за счёт подножного корма существенно разнообразить стандартное походное меню.

Южно-Чуйский район ограничивает южную цепь Центрального Алтая с востока. Он отделен от восточной части Катунского хребта теснинами Аргута, от Северо-Чуйского хребта долиной Карагема, с юга - долиной р. Джазатор, с востока - р. Чуей и ее притоками.

Основной водораздельный хребет протянулся с запада на восток на 120 км, от него отходят на север 8 больших отрогов, служащих водоразделами Кара-Айры и притоков рек Ошту-Айры и М. Кара-Айры, Калынагач, Ат-Баши, несущих воды на север, в Чую. Южные склоны хребта прорезают реки Онгуду, Бара с притоками, Мангат с притоками и другие правые притоки рек Джазатор и Аргут.

Южно-Чуйский хребет- второй на Алтае по размерам оледенения. Расположенные на нем 243 ледника имеют общую площадь 222,8 кв.км., большая часть их расположена на северо-восточных склонах его центральной части. Ближе к восточной части хребта рельеф становится более спокойным, седловины более выражены и сглажены от реки Кара-Айры до Елангаша. Она отличается резко расчлененным рельефом с высотами до 3700 м. И относятся к бассейну реки Аргут. На флангах центральной части хребта возвышаются вершины Иикту (3941) и Тымому (3960)

Главные ледники района - Кара-Айры, Большой Талдуринский (самый крупнейший ледник Алтая - длина 7.5 км, площадь 28.2 кв. км.), Софийский, Ядринцева. Определяющие перевалы района- 1Б и 2А категорий, есть несколько перевалов 2Б и два 3А категории трудности. Расположены перевалы в основном в главном хребте и в северных отрогах. В Южно-Чуйском хребте нет пока перевалов высшей категории трудности, и в смысле возможностей проведения горных походов район пока уступает Катунскому и Северо-Чуйскому.

Для всего хребта характерны следующие особенности. Во-первых, южные склоны круче северных и имеют более короткие отроги. Во-вторых, оледенение южного склона значительно меньше северного. В-третьих, хребет очень беден древесной растительностью, сосредоточенной лишь по долинам реки Джазатор и притоков Карагема, Талдуры и Чаган-Узуна. В-четвертых, климат района значительно суше и контрастнее, чем в Катунском и Северо-Чуйском хребтах.

Снеговая линия повышается с запада на восток с 2900 до 3100 м., на южных склонах она на 100-150 м выше.

В целом на Алтае широко распространены почти все типы горных ледников - от мелких висячих и каровых до крупных долинных и котловинных. По количеству преобладают каровые и висячие, по площади - долинные и каровые. Доля остальных типов ледников невелика.

На некоторых ледниках Алтая сейсмическим методом была измерена толщина льда. На языке ледника Малый Актру ниже ледопада толщина льда 65-90 м. И меньше. На Большом Актру ( в его левой части ) была измерена наибольшая толщина льда -180-350 м. Максимальная толщина льда крупнейшего Б. Талдуринского ледника 170 м. Максимальная скорость движения ледника была измерена на Б. Талдуринском леднике- до 208 м.\год Скорость движения льда долинного ледника средних размеров колеблется от 10-15 м\год до 100-120 м\год. В средней части Б. Талдуринского ледника гляциологами была измерена температура льда до глубины 12 м. Она на всех горизонтах отрицательная.

Северо-Чуйский хребет, где был закончен поход, простирается с северо-запада на юго-восток на 140 км, при ширине в западной части 50 км и постепенно сужаясь к востоку до 20-25 км. Наибольшей высоты хребет достигает в центральной части, известной больше под названием горного узла Биш-Иирду, в котором сосредоточено основное оледенение хребта. Средние высоты хребта примерно 3600 м, а ряд вершин превышает 4000 м (Маашей-баши 4173, Ак-Тру 4075 м). Перевалы отличаются разнообразием, но имеют закономерность - северные и северо-восточные склоны круче, взлеты выше. Категории трудности - до 3Б включительно, определяющий характер наиболее серьезных перевалов - снежно-ледовый. Высота снеговой линии на северных склонах - около 2900, на южных- около 3100 м и выше.

Орография хребта сложна и представляет собой несколько примерно параллельных хребтов с общим направлением запад-восток. У туристов они получили названия Чуйский, Шавлинский, Карагемский.

Чуйский хребет расположен в междуречье Чуи и Шавлы, протянулся на 60 км в широтном направлении от слияния Чуи и Катуни до плато Ештыкол. Высота хребта повышается с запада на восток, высшая точка - 2925м. Водораздел местами заболочен, но есть тропы.

Шавлинский хребет расположен между долинами Шавлы и Юнгура. У Аргута его высота примернр 2500 м, к востоку он поднимается, и за правым притоком Юнгура рекой Курунды на хребте появляется оледенение, лес встречается только в долинах рек. Наиболее трудные перевалы расположены в восточной части хребта, подковой огибающего Шавлинские озера.

Средняя высота Карагемского хребта, являющегося водоразделом Юнгура и Карагема, 3400 м. на всем его протяжении. Хребет покрывают небольшие ледники, площадь которых увеличивается к центру узла. Все хребты сходятся в один горный узел в районе вершин Сказка и Красавица, расположенных в истоках реки Шавла. Далее к востоку хребет представляет собой сложную систему гребней с развитыми долинными ледниками и рядом северных и южных отрогов по 20-25 км протяженностью. Максимальное оледенение в верховьях рек Ак-Тру, Маашей, Шавла, а на юго-восточных склонах - в истоках рек Джело и Карагем.

Восточную оконечность хребта замыкает вершина Купол трех озер, увенчанная ледником. За ним хребет постепенно вырождается, появляются обширные, местами заболоченные, открытые пространства. Лес исчезает- начинается курайская степь.

4. Техническое описание

Год был малоснежный, что сильно отразилось на сложности перевалов. Имея на руках описания и фотографии мы с трудом узнавали наши перевалы. По условиям прохождения Западный Анитим 1Б* в нашем сезоне был 2А. Восточный Анитим 2А был безопаснее и проще, но обойти заявленый перевал мы не решились, так как с Восточного начинала спуск группа туристов. Перевал Переметный 1Б* был пройден по крутому леднику рядом с ледопадом а не под скалами по вмороженной сыпухе. Путь под скалами был очень опасен, каждую минуту сходили камни. В итоге по условиям прохождения перевал пройден как 2А.

В связи с предпринятыми спасработами (о чем есть запись в маршрутной книжке) маршрут был изменен и пройден по одному из заявленных запасных вариантов: вместо …- пер. Первого Совета (1А) - пер. Разведочный (1Б) - пер. Терешковой (2А) - пер. Весенний (2А) - пер. Абыл-Оюк (1Б) - … было пройдено: …- рад. пер. Абыл-Оюк (1Б) - пер. Весенний (2А) - пер. Туманный Восточный (2А) - пер. Москвич (1Б) - пер. Орбита (1Б).

Кроме того, была оказана посильная помощь на Карагемской поляне Одесским туристам (девушка сломала ногу на пер. Талдуринский). При прохождении перевала Переметный был найден трупп, о котором все сведения передали Кош-Агачской прокуратуре.

Паспорт перевала

районхребет, массивназваниевысота (м)категория трудности
летозимаМежсезонье
Горный АлтайЮжно-Чуйский хр.Анитим западный30951Б*1Б*

1. Местонахождение на хребте: Перевал "Анитим Западный" находится в северном отроге Южно-Чуйского хребта между вершиной 3412,8 и вершиной 3152,1 ориентирован в направлении север-юг.

2. Что соединяет и связывает: Перевал "Анитим Западный" соединяет долину р. Калын-Агач и долину р. Ошту-Айры.

3. Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает: Нет информации.

4. Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон): Нет информации.

5. Печатный или рукописный источник сведений: Описание перевала можно найти по адресу"http://cctelcom.nsu.ru/otchet/ns_chu/1999/threeiiig.html" rel="nofollow"

6. Количественные характеристики:

номер участкавремя подъемакрутизна участкапротяжен-ность участкавремя движения со страховкойколичество пунктов страховкирельеф
    Поперемен-нойОдновремен-ной  
Подъем:       
1 (первая ступень, ледовый склон)30 мин25 – 30 градусов100м---Ледовый склон
2 (подъем к началу кулуара)30 мин25 градусов120м-- Снежный склон
3 (кулуар)3,5 часа35-40 градусов100м3,5-3Ледово – осыпной кулуар
4 (от конца кулуара до седловины)20 мин10 градусов150м---Средняя осыпь
Всего:4ч 50 мин 470м3,5-3 
Спуск:       
1 (с седловины до пологого ледника)1 ч35 –38 градусов60м по высоте---Живая средняя осыпь

7. Частота прохождения (ориентировочно): Нет информации.

8. Преимущественное направление прохождения: Нет информации.

9. Условия при которых изменяется категория трудности: В зависимости от состояния снега в кулуаре трудность перевала может быть увеличена на полукатегорию.

10. Описание прохождения, рельеф по участкам пути, протяженность, крутизна, время прохождения участков:

Подъем со стороны р. Калын-Агач. Цирк перевала Анитим расположен слева по ходу в долине р. Калын-Агач. Непосредственно в цирк ведет короткий (по высоте около 30м) осыпной склон крутизной около 25 градусов. В западной части цирка расположены пологие травянистые площадки, достаточно сильно заболоченные. В южной части ближе к перевалу начинаются мелкоосыпные моренные гряды, идущие до начала ледового склона перевала. Проходить морены удобнее правой по ходу стороной цирка. Первая ступень подъема на перевал Анитим это ледовый склон крутизной 25 - 30 градусов, протяженность около 100м . Трещин нет. Далее с выполаживания под второй ступенью дороги на восточную и западную седловину расходятся. На восточную седловину (влево по ходу) ведет снежно-ледовый склон. Согласно имеющимся описаниям его крутизна около 30-35 градусов и протяженность не менее 250 м. На западную седловину вправо по ходу ведет широкий (10-20 м) кулуар, выше которого пологий (около 10 градусов) осыпной склон приводит уже непосредственно на седловину. Максимальная крутизна на ледовом участке 20-25 метров составляет 35-40 градусов. Согласно имеющимся описаниям при наличии достаточного количества снега кулуар проходим с одновременной страховкой. В нашем случае кулуар был ледово-осыпным, а подход к ключевому участку снежным. При таком раскладе кулуар КРАЙНЕ камнеопасен. Прохождение требует провески двух перильных веревок. Время подъема от языка ледника до седловины 5 часов. Набор высоты от начала ледового склона до седловины 200 м.

Спуск в сторону р. Ошту-Ойры. Это склон крутизной 35-38 градусов. На склоне живая средняя осыпь. Камни очень неустойчивы, но, начав движение, быстро застревают. Осыпь выходит на ровный ледник. Трещин под зоной спуска нет. Время спуска с седловины до ровного ледника 1 час. Сброс высоты от седловины до ледника под перевалом 60 м.

11. Требования к организации движения и страховки: В зависимости от состояния снежного покрова применяется движение с одновременной или с попеременной страховкой.

12. Возможные опасности и меры безопасности. Опасности: на подъеме камнепады со стенок кулуара. Камни летят в основном с левой по ходу стенки. Меры безопасности: Выставить наблюдателя. Проходить сужение кулуара как можно быстрее. Опасности: оползни камней на спуске. Меры безопасности: движение плотной группой.

13. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу. Ледорубы и кошки на каждого участника. Не менее одной основной веревки на трех человек. Набор ледовых крючьев.

14. Возможные и рекомендуемые места ночлега. Со стороны р. Калын-Агач травянистые террасы в перевальном цирке. Со стороны р. Ошту-Ойры пологая часть ледника непосредственно под перевальным взлетом. Возможна ночевка на седловине перевала.

15. Информация о ЧП и аварийных ситуациях, известных автору: Нет информации.

16. Автор описания: Солдатов Г.Ю

Паспорт перевала

районхребет, массивназваниевысота (м)Категория трудности
    летозимамежсезонье
Горный АлтайЮжно-ЧуйскийСтройгаз3253,5

1. Местонахождение на хребте: Перевал "Стройгаз" находится в северном отроге Южно-Чуйского хребта между вершинами 3152,1 и вершиной 3452,1 ориентирован в направлении северо-восток юго-запад.

2. Что соединяет и связывает: Перевал "Стройгаз" соединяет долину р. Ошту-Айры и долину р. Атбажи.

3. Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает: Нет информации.

4. Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон): Нет информации.

5. Печатный или рукописный источник сведения: Описание перевала можно найти в интернете на сайте"http://cctelcom.nsu.ru/otchet/ns_chu/1999/threeiiig.html" rel="nofollow"

6. Количественные характеристики:

номер участкавремя подъемакрутизна участкапротяжен-ность участкаВремя движения со страховкойколичество пунктов страховкирельеф
    Поперемен-нойОдновремен-ной  
Подъем:       
1 (с пологой части ледника до взлета на верхнее плато)40 мин10 – 30 градусов250м-40 мин-Снежно-ледовый
2 (взлет на верхнее плато)40 мин30 градусов100м---Средняя живая осыпь
3 (по верхнему плато до седловины)30 мин10 градусов700 м-30 мин-Закрытый ледник
Всего:1 час 50 мин 1050м-1ч 10мин- 
Спуск:       
1 (с седловины до подножия перевального склона)3 часа20-30 градусов350---Средняя живая осыпь

7. Частота прохождения (ориентировочно): Нет информации.

8. Преимущественное направление прохождения: данными не располагаем.

9. Условия, при которых изменяется категория трудности. При подъеме на перевал не по боковой осыпи, а по снежно-ледовому склону или ледопаду категория трудности перевала может увеличиться как минимум на полукатегорию.

10. Подъем со стороны р. Ошту-Ойры. Прохождение осуществлялось в связке с перевалом Анитим. Поэтому описание подъема дается с выполаживания ледника под перевалом Анитим. Подъем на выполаживание происходит по языку ледника или левой (орографически) морене. В восточной части выполаживания находится ступень ледника, выводящая на верхнее плато. В левой по ходу и центральной части ступень представляет собой ледопад. По имеющимся на сегодняшний день описаниям прохождение ледопада явно не соответствует заявленной сложности перевала 1Б. В правой по ходу части снежно-ледовый склон с двумя взлетами крутизной до 35 градусов. Трещин на взлетах не обнаружено. На пологой части между взлетами есть большие трещины, которые легко обходятся. Также возможно прохождение правой по ходу части ледопада впритирку к описанному выше склону (такой вариант увеличит сложность перевала как минимум на полукатегорию), либо справа по ходу от склона по средней живой осыпи, крутизна до 30 градусов. Первый взлет группа прошла по леднику, второй - по осыпи справа по ходу. Седловина перевала - это низкий (15-20м) гребень в северной части верхнего плато ледника. Для подхода к гребню нужно пересечь все верхнее плато с юга на север. Довольно много широких трещин повдоль линии движения, проходятся легко. Время подъема до края верхнего плато ледника 1час 20 минут. Переход по верхнему плато до седловины 30 минут.

Спуск в долину р. Атбажи. Спуск - мелкая и средняя осыпь, в верхней части разрушенные скалы, крутизна 20-30 градусов. При спуске имеет смысл двигаться по ходу влево так справа велика камнеопасность. В связи с этим спускаться лучше не с той седловины, где находиться тур (по центру гребня), а с самой западной седловины гребня. Пройти по гребню между седловинами несложно. Кроме того, верхней части склон сразу под центральной седловиной сложнее, чем под западной. Время спуска с седловины до дна перевального цирка 3 часа.

11. Требования к организации движения и страховки. В зависимости от состояния снежного покрова применяется движение с одновременной или с попеременной страховкой. На спуске движение плотной группой.

12. Возможные опасности и меры безопасности. Опасности: на подъеме ледовые трещины. Меры безопасности: Движение в связках. Опасности: камнепады на спуске. Меры безопасности: движение плотной группой. При спуске забирать влево по ходу из-под камнеопасного склона.

13. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу. Ледорубы и кошки на каждого участника. Не менее одной основной веревки на трех человек. Набор ледовых крючьев.

14. Возможные и рекомендуемые места ночлега. Со стороны р. Ошту-Ойры пологая часть ледника непосредственно под перевальным взлетом. Возможна ночевка на верхнем ледовом плато. Со стороны р. Атбажи берега озер (хорошо видны с седловины перевала).

15. Информация о ЧП и аварийных ситуациях, известных автору: Нет информации

16. Автор описания: Солдатов Г.Ю.

Паспорт перевала

районхребет, массивназваниевысота (м)Категория трудности
    летозимамежсезонье
Горный АлтайЮжно-ЧуйскийПереметный32181Б*1Б*

1. Местонахождение на хребте: Перевал "Переметный" находится в северном отроге Южно-Чуйского хребта между вершинами 3653,3 и 3364,5, ориентирован в направлении север - юг.

2. Что соединяет и связывает: Перевал "Переметный" соединяет долину р.Атбажи и долину р. Талдура.

3. Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает: Нет информации.

4. Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон): Нет информации.

5. Печатный или рукописный источник сведения: Описание перевала можно найти в интернете на сайте"http://www.mountain.ru/mkk/biblio/altay/geroev/" rel="nofollow"

6. Количественные характеристики:

номер участкаВремя подъемакрутизна участкапротяжен-ность участкавремя движения со страховкойколичество пунктов страховкирельеф
    попеременнойОдновременной  
Подъем:       
1 (от языка ледника под перевальный взлет)1 час10-20 градусов1,5 км-1 час-Снежно-ледовый
2 (от начала перевального взлета до седловины)1ч 20 мин30-35 градусов1501ч 20 мин-3Снежно-ледовый
Всего:2 часа 20 мин 1650м1ч 20 мин1час3 
Спуск:       
1 (от седловины до языка ледника)1 часдо 15 градусов1,5 км-1 час-Снежно-ледовый

7. Частота прохождения (ориентировочно): Нет информации.

8. Преимущественное направление прохождения: данными не располагаем.

9. Условия, при которых изменяется категория трудности. При подъеме на перевал не по снежно-ледовому склону, а по ледопаду категория трудности перевала может увеличиться как минимум на полукатегорию.

10. Описание прохождения. Подъем со стороны р. Атбажи. Подъем на перевал по правому орографически борту преметного ледника. На подъеме 2 ступени. Перед первой ступенью пологий (около 10 градусов) открытый ледник без трещин. Подъем на первую ступень некрутой (20 градусов). Трещин мало, проходится пешком с одновременной страховкой. Выполаживание под второй ступенью закрыто снегом. Чистое время подхода под вторую ступень от языка ледника 1час. Вторая ступень слева по ходу - это снежно- ледовый склон крутизной 30- 35 градусов с выраженным бергшрундом после первой трети подъема. Выше берга глубина снежного покрова много меньше чем до берга. На момент составления описания (август 2003) ниже берга глубина рыхлого снега составляла не менее 1м, выше - несколько сантиметров. Нижний край берга непрочен и начинает разваливаться с первыми лучами солнца. В нижней части склона много закрытых снегом трещин. Вправо по ходу от склона начинается ледопад, который продолжается до противоположного борта ледника. Слева по ходу под скалами берг кончается и идет ровный ледовый склон крутизной до 40 градусов. На этот склон сильно сыпет со скал, а лед премешан с вмерзшими камнями. Прохождение на подъем не рекомендуется. На подъем имеет смысл вешать не менее двух веревок. Первую через берг, вторую по снежно-ледовому лбу над бергом. В зависимости от состояния снега может понадобится попеременная страховка в нижней части склона в зоне трещин, и еще одна перильная веревка выше берга для выхода на седловину. Чистое время подъема на вторую ступень 1 час 20 мин.

Спуск в сторону р. Талдура. На спуске в верхней пологой части ледника много больших трещин. Искать проход левым бортом возможно, но рискованно, так как расширение трещин происходит именно в сторону левого (орографически) борта. Для спуска существенно проще перейти по верхней пологой части к центру ледника ближе к правому борту. Оттуда спускаться строго вниз по ровному без трещин ледовому склону крутизной 12-15 градусов до морен. Спуск по левому борту возможен только вплотную к скалам. Так как слева по ходу на леднике существует большой и крутой (около 40-45 градусов) скальный остров. Сверху он закрыт ледовой шапкой и поэтому на спуске не виден. Описанный выше спуск позволяет обойти остров справа. Чистое время спуска с седловины перевала до морены под языком ледника 1 час. После выхода на морену под языком ледника лучше идти вниз не по ручью, а левее по моренам.

11. Требования к организации движения и страховки. В зависимости от состояния снежного покрова применяется движение с одновременной или с попеременной страховкой.

12. Возможные опасности и меры безопасности. Опасности: ледовые трещины. Меры безопасности: Движение в связках. Опасности: камнепады со скал слева по ходу. Меры безопасности: Не подходить близко к скалам.

13. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу. Ледорубы и кошки на каждого участника. Не менее одной основной веревки на трех человек. Набор ледовых крючьев.

14. Возможные и рекомендуемые места ночлега. Со стороны р. Атбажи берега озер под перевалом. Возможна ночевка на седловине перевала. Со стороны р. Талдура травянистые террасы на спуске к р. Талдура.

15. Информация о ЧП и аварийных ситуациях, известных автору: Нет информации

16. Автор описания: Солдатов Г.Ю.

Паспорт перевала

районхребет, массивназваниевысота (м)Категория трудности
    летозимаМежсезонье
Горный АлтайЮжно-ЧуйскийВосход-2 (Олимп)3515

1. Местонахождение на хребте: Перевал "Восход-2" находится в северном отроге Южно-Чуйского хребта между вершинами 3693,6 и Талту Западная(3836,4) , ориентирован в направлении север-юг.

2. Что соединяет и связывает: Перевал "Восход-2" соединяет долину р. Талдура и долину р. Киренэльдуярык.

3. Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает: Нет информации.

4. Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон): Нет информации.

5. Печатный или рукописный источник сведения: Описание перевала можно найти в библиотеке московского гор. тур. Клуба.

6. Количественные характеристики:

номер участкаВремя подъемакрутизна участкапротяжен-ность участкавремя движения со страховкойколичество пунктов страховкирельеф
    попеременнойОдновременной  
Подъем:       
1 (по моренам до языка ледника)1 часдо 15 градусов1,5 км---Средняя осыпь
2 (по леднику до перевального взлета)1 час 10 миндо 15 градусов2 км-1 час 10 мин-Снежно-ледовый
3(перевальный взлет до седловины)3 часа 25 мин30 – 38 градусов400м---Средняя живая осыпь
Всего:5 ч 35 мин 3900м--1ч 10мин- 
Спуск:       
1 (от седловины по перевальному склону до выполаживания ледника)30 мин30 градусов150 м строго вниз-30 мин-снежный
2 (от подножия перевального склона до языка ледника)1 час 30 миндо 15 градусов3 км-1 час 30 мин-Снежно-ледовый
Всего: 3150м--- 

7. Частота прохождения (ориентировочно): Нет информации.

8. Преимущественное направление прохождения: данными не располагаем.

9. Условия, при которых изменяется категория трудности. Не выявлено.

10. Описание прохождения. Подъем со стороны р. Талдура. Подход к языку ледника по одному из моренных валов высотой около 25 - 30м. Возможен выход на левый по ходу вал по карману морены вплотную к скальному склону. При этом, однако, увеличивается опасность камнепада. Далее по моренным валам можно подойти без существенных перепадов высоты к самому языку ледника. Чистое время подхода от начала моренных валов до языка ледника 1 час. Заход под перевал по центральной части ледника. Крутизна не более 15 градусов, трещин и промоин немного и они легко преодолеваются. Чистое время подхода от языка ледника до перевального склона 1ч 10 мин. Перевал расположен в северной части цирка. Подъем представляет собой крутой (30- 38 градусов) склон средней живой осыпи с двумя большими скальными участками крутизной 40 градусов и более. Скалы расположены в верхней половине склона и разделены широким(более 30м) осыпным потоком, по которому можно подняться до самой седловины перевала. Для того чтобы увидеть этот поток нужно подойти достаточно близко под перевал. До зоны скал подъем в лоб по осыпи. В зоне скал можно подниматься по правому по ходу краю потока по скалам, это более надежно. Сложность свободного лазанья I или II-. Перед выходом на седловину небольшой (около 3м) простой скальный участок 40-45 градусов. Чистое время подъема по перевальному склону до седловины 3ч 25 мин. Седловина представляет собой узкий скальный гребень и сразу за ним большая снежная шапка. Наверху на снегу, правее нижней точки гребня большой камень. Тура не обнаружили, поэтому тур был установлен непосредственно на скальном гребне.

Спуск в сторону р. Киренэльдуярык. Спуск с седловины перевала - снежно-ледовый склон крутизной около 30 град. Снега много. Слева по ходу и по центру на склоне большой бергшрунд, справа по ходу участок открытого крутого льда (около 50- 55 градусов). При выставленном наблюдателе можно спуститься с одновременной страховкой. Маршрут спуска будет S-образный. Сначала вправо по ходу спуска в обход берга, потом вниз и влево в обход ледосброса и далее вниз. Напрямую сверху вниз препятствия не видны, только сбоку. Далее вниз по пологому закрытому леднику. Большое количество широких трещин поперек маршрута движения. Ледник открывается только напротив подъема на перевал 30-летия ВЛКСМ (слева по ходу). Там же слева расположены удобные травянистые площадки под палатки. Чистое время спуска с седловины до площадок 1ч 30 мин. Далее спуск ближе к левому борту ледника по открытому льду без трещин до конца ледника. Крутизна не более 15 градусов. Чистое время спуска от стоянок до морен под языком ледника 30 мин. Дальнейший спуск возможен по средним осыпям вдоль русла ручья. Следует, однако, иметь в виду, что в год составления описания была крайне низкая вода.

11. Требования к организации движения и страховки. В зависимости от состояния снежного покрова применяется движение с одновременной или с попеременной страховкой.

12. Возможные опасности и меры безопасности. Опасности: ледовые трещины на спуске в сторону р. Киренэльдуярык. Меры безопасности: Движение в связках. Выставить наблюдателя при прохождении перевального взлета. Опасности: зыбун под языком ледника со стороны р. Киренэльдуярык. Меры безопасности: проходить этот участок либо по холоду либо быстро.

13. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу. Ледорубы и кошки на каждого участника. Не менее одной основной веревки на трех человек. Набор ледовых крючьев.

14. Возможные и рекомендуемые места ночлега. Со стороны р. Талдура травянистые террасы на подъеме к перевалу. Возможна ночевка на леднике под перевальным склоном и на седловине. На седловине достаточно снега, чтобы отрыть пещеру. Со стороны р. Киренэльдуярык травянистые террасы по левому (орографически) борту ледника под перевалом 30-летия ВЛКСМ.

15. Информация о ЧП и аварийных ситуациях, известных автору: Нет информации.

16. Автор описания: Солдатов Г.Ю.

Паспорт перевала

районхребет, массивназваниевысота (м)Категория трудности
    летозимамежсезонье
Горный АлтайСеверо-ЧуйскийВесенний3235

1. Местонахождение на хребте: Перевал "Весенний" находитсятся в районе пика Красавица в южном отроге Северо-Чуйского хребта между вершинами 3448,0 и 3209,0 , ориентирован в направлении северо-восток юго-запад.

2. Что соединяет и связывает: Перевал "Весенний" соединяет долину р. Абыл-Оюк и долину р. Левая Камрю.

3. Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает: Нет информации.

4. Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон): Кем и когда пройден неизвестно.

5. Печатный или рукописный источник сведения: Описание перевала можно найти в интернете на сайте"http://www.mountain.ru/mkk/biblio/altay/novosibirsk/teh2.shtml" rel="nofollow"

6. Количественные характеристики:

номер участкавремя подъемакрутизна участкапротяжен-ность участкавремя движения со страховкойколичество пунктов страховкирельеф
    попеременнойОдновременной  
Подъем:       
1 (от языка ледника до перевального взлета)30 мин15 градусов1 км-30-Лед
2 (от подножия перевального взлета)3 часа 50 мин30-40 градусов200 м-3ч 50 мин-Разрушенные скалы
Всего:4 ч 20 мин 1200 м-4ч 20мин- 
Спуск:       
1 (с седловины до подножия перевального склона на ледник)2 часа35 градусов150 м2 часа-2Скалы, средняя осыпь
2 (от подножия перевального склона до языка ледника)1 часдо 15 градусов1,5 км-1 час-Снежно-ледовый
Всего: 1650 м2 ч2 

7. Частота прохождения (ориентировочно): Нет информации.

8. Преимущественное направление прохождения: данными не располагаем.

9. Условия, при которых изменяется категория трудности. Не выявлено.

10. Описание прохождения. Подъем со стороны р. Абыл-Оюк. Со стоянок под ледником хорошо виден перевальный склон и седловина слева по ходу. Непосредственно из-под самого склона седловина не видна. Седловина неявно выражена. Подъем под перевальный склон по языку ледника. Лед без трещин, крутизна около 15 градусов. На выполаживании ледник закрытый, под перевальным склоном много засыпанных снегом трещин. Чистое время подхода под перевальный склон от стоянок под ледником 30 мин. Склон - разрушенные скалы вперемешку с гравийными участками. Крутизна 30-35, местами 40 градусов. Сложность свободного лазанья II+, местами III+. Сильная камнеопасность. При прохождении с одновременной страховкой соблюдать осторожность. Подъем с тяжелым рюкзаком очень труден физически. Так как из-под склона седловина не видна, рекомендуется начинать подъем правее по ходу под промежуточную вершину в гребне и в верхней половине подъема постепенно забирать левее. Ширина гребня на седловине около 2м. Чистое время подъема с ледника на седловину 3ч 50 мин.

Спуск в сторону р. Левая Камрю. В начале спуска скальный участок крутизной 65-70 градусов. Протяженность 7 м, ориентировочная сложность свободного лазанья III+. Далее средняя и мелкая осыпь крутизной 35 градусов до ледника. Для спуска достаточно провески одной перильной веревки. Чистое время спуска с седловины до ледника 2 часа. Ледник в верхней части закрыт и очень сильно разорван. Спуск вдоль левого (орографически) борта ледника по осыпи до поворота ледника вправо по ходу. Дальнейший путь по осыпи невозможен (осыпь кончается, начинаются крутые скалы). Дальше движение возможно только непосредственно по леднику. Трещины большие, есть продольные. Уклон при спуске к языку не более 15 градусов. Чистое время спуска по леднику до морен под языком ледника 1 час.

11. Требования к организации движения и страховки. На подъеме со стороны р. Абыл-Оюк движение с одновременной страховкой. При спуске в сторону р. Левая Камрю на скалах движение с попеременной страховкой, на леднике - с одновременной страховкой.

12. Возможные опасности и меры безопасности. Опасности: на подъеме со стороны р. Абыл-Оюк камнеопасность. Опасности: ледовые трещины на спуске в сторону р. Левая Камрю Меры безопасности: Движение в связках. Опасности: зыбун под языком ледника со стороны р. Левая Камрю. Меры безопасности: проходить этот участок либо по холоду либо быстро.

13. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу. Ледорубы и кошки на каждого участника. Не менее одной основной веревки на трех человек. Набор ледовых крючьев. Набор скальных крючьев и закладок, возможно френды.

14. Возможные и рекомендуемые места ночлега. Со стороны р. Абыл-Оюк песчаные площадки под языком ледника либо ледник под перевальным взлетом. Со стороны р. Левая Камрю песчаные площадки ниже языка на 600 м по течению.

15. Информация о ЧП и аварийных ситуациях, известных автору: Нет информации.

16. Автор описания: Солдатов Г.Ю.

Паспорт перевала

районхребет, массивназваниевысота (м)Категория трудности
    летозимамежсезонье
Горный АлтайСеверо-ЧуйскийТуманный восточный3264

1. Местонахождение на хребте: Перевал "Туманный Восточный" находится в районе пика Красавица в южном отроге Северо-Чуйского хребта между вершинами 3713,7 и 3628,4 , ориентирован в направлении юго-восток северо-запад .

2. Что соединяет и связывает: Перевал "Туманный Восточный" соединяет долину р. Правая Камрю и долину р. Юнгур.

3. Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает: Нет информации.

4. Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон): Кем и когда пройден неизвестно.

5. Печатный или рукописный источник сведения: Описание перевала можно найти в интернете на сайте"http://www.mountain.ru/mkk/biblio/altay/novosibirsk/teh2.shtml" rel="nofollow"

6. Количественные характеристики:

номер участкавремя подъемакрутизна участкапротяжен-ность участкавремя движения со страховкойколичество пунктов страховкирельеф
    попеременнойОдновременной  
Подъем:       
1 (от стоянки на озере до языка ледника)1 часдо 25 градусов1 км---Средняя осыпь
2 (от языка ледника до перевального взлета)1 часдо 15 градусов2 км-1 час-Снежно-ледовый
Перевальный взлет до седловины45 мин35 градусов150 м-45 мин-Снежно-ледовый
Всего:2ч 45 мин 3150м-1ч 45 мин- 
Спуск:       
1 (от седловины до подножия перевального склона)25 мин35 градусов250м-25-Снежно-ледовый
2 (от подножия перевального склона до языка ледника)50 миндо 15 градусов2,5 км-50 мин-Снежно-ледовый
Всего:1ч 15мин 2750м-1ч 15 мин- 

7. Частота прохождения (ориентировочно): Нет информации.

8. Преимущественное направление прохождения: данными не располагаем.

9. Условия, при которых изменяется категория трудности. Не выявлено.

10. Описание прохождения. Подъем со стороны р. Правая Камрю. От стоянок на озере подход под ледник по мелкой и средней осыпи, крутизна склонов не более 25 градусов. Верхнее озеро между моренными валами может высохнуть. Чистое время подъема от стоянок на озере до языка ледника 1 час. Ледник до перевального взлета закрытый и пологий (менее 15 градусов). Перевальный взлет - снежно-ледовый склон крутизной 35 градусов. Сложность свободного лазанья II+. При достаточном количестве снега возможно прохождение с одновременной страховкой. Седловина широкая, снежная. На седловине большой камень. Чистое время подъема от языка ледника до седловины перевала 1 час 45 мин.

Спуск в сторону р. Юнгур. На спуске аналогичный снежно-ледовый склон крутизной 35 градусов. При наличии снега возможно прохождение с одновременной страховкой. Под склоном несколько больших трещин. Ледник закрытый. При спуске в долину Юнгура имеет смысл двигаться сначала по пологой части ледника к правому (орографически) борту почти под седловину перевала молодых, а затем поворачивать влево по ходу и спускаться по языку ледника, крутизна спуска 15 градусов. Язык ледника открытый без трещин. Чистое время спуска с седловины до морен под языком ледника 1 час 15 мин.

11. Требования к организации движения и страховки. В зависимости от состояния снежного покрова применяется движение с одновременной или с попеременной страховкой.

12. Возможные опасности и меры безопасности. Опасности: ледовые трещины. Меры безопасности: Движение в связках. Опасности: зыбун под языком ледника со стороны р.Юнгур. Меры безопасности: проходить этот участок либо по холоду либо быстро.

13. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу. Ледорубы и кошки на каждого участника. Не менее одной основной веревки на трех человек. Набор ледовых крючьев.

14. Возможные и рекомендуемые места ночлега. Со стороны р. правая Камрю берег озера под перевалом. Возможна ночевка на седловине перевала. Со стороны р. Юнгур песчаные площадки под языком ледника (стоит иметь в виду, что эти площадки являются временным водотоком).

15. Информация о ЧП и аварийных ситуациях, известных автору: Нет информации.

16. Автор описания: Солдатов Г.Ю.

Паспорт перевала

районхребет, массивназваниевысота (м)Категория трудности
    летозимамежсезонье
Горный АлтайСеверо-ЧуйскийМосквич – ОрбитаМосквич (3160)
   Орбита (3105)   

1. Местонахождение на хребте: Перевал "Москвич" находится в Северо-Чуйском хребте между вершинами 3727,7 и 3522,8 , ориентирован в направлении север-юг. Перевал "Орбита" находится в северном отроге Северо-Чуйского хребта между вершинами 3522,8 и 3292,2 , ориентирован в направлении восток-запад.

2. Что соединяет и связывает: Перевал "Москвич" соединяет долину р. Юнгур и долину р. Левая Шавла. Перевал "Орбита" соединяет долину р. Левая Шавла и долину р. Правая Шавла.

3. Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает: Нет информации.

4. Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон): Нет информации.

5. Печатный или рукописный источник сведения: Описание перевала можно найти в интернете на сайте"http://www.mountain.ru/mkk/biblio/altay/novosibirsk/teh2.shtml" rel="nofollow"

6. Количественные характеристики:

номер участкавремя подъемакрутизна участкапротяжен-ность участкавремя движения со страховкойколичество пунктов страховкирельеф
    попеременнойОдновременной  
Подъем:       
1 (по левой морене до пологой части ледника)40 миндо 15 градусов800м---Средняя осыпь
2 (ледник до подножия перевального взлета)20 мин< 10 градусов500м-20мин-Снежно-ледовый
3 (перевальный взлет до седловины)1 час30 градусов200м---Средняя осыпь
Всего:2 часа 1,5 км-20 мин- 
Между перевалами:       
1 (с седловины перевала Москвич до подножия перевального взлета Орбиты)40 мин10 градусов600м-40мин-Снежно-ледовый
2 (перевальный взлет Орбиты до седловины)20мин30 градусов100м-20мин-Снежно-ледовый
Всего:1 час 700м-1 час- 
Спуск:       
1 (перевальный склон до ледника)30мин30-35 градусов300м---Мелкая осыпь
2 (от подножия перевального склона по леднику до языка)50миндо 10 градусов1,2 км-50 мин-Ледовый
Всего:1 час 20 мин 1,5 км-50мин  

7. Частота прохождения (ориентировочно): Нет информации.

8. Преимущественное направление прохождения: данными не располагаем.

9. Условия, при которых изменяется категория трудности. Не выявлено.

10. Описание прохождения. Подъем из долины р. Юнгур. Подъем на ледник по левой (орографически) боковой морене проще чем по языку ледника. Верхняя пологая (менее 10 градусов) часть ледника закрыта. Перевальная седловина расположена в северной части цирка. Подъем на седловину по средней осыпи крутизной 30 градусов. Седловина неширокая скальная. Чистое время подъема от стоянок под левой мореной до седловины 2 часа.

Прохождение ледника Гляциологов между перевалами Москвич и Орбита. Ледник закрытый. Много трещин. Спуск по леднику Гляциологов в долину р. Левая Шавла крайне сложен из-за большого количества трещин. Проход между перевалами возможен по правой (орографически) стороне цирка, но в снежный сезон есть опасность схода лавин на этот маршрут из-под вершины справа по ходу. Под перевальным взлетом Орбиты много полузасыпанных трещин. Взлет снежно-ледовый, крутизна 30 градусов. Седловина перевала широкая снежная. Чистое время прохождения между седловинами перевалов 1 час.

Спуск в долину р. Правая Шавла. Спуск с перевала по мелкой осыпи (почти песок) крутизной 30-35 градусов. В нижней части склона средняя осыпь той же крутизны выходит на пологий ледник. Чистое время спуска с седловины до ледника 30 мин. Дальнейший спуск возможен по телу ледника (ледник открытый, трещин мало), либо по левому (орографически) осыпному склону. Далее идет маркированная турами тропа. Чистое время спуска по леднику до морен под языком ледника 50 мин.

11. Требования к организации движения и страховки. При прохождении осыпных участков страховка индивидуальная, при прохождении снежно-ледовых - одновременная.

12. Возможные опасности и меры безопасности. Опасности: ледовые трещины. Меры безопасности: Движение в связках.

13. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу. Ледорубы и кошки на каждого участника. Не менее одной основной веревки на трех человек. Набор ледовых крючьев.

14. Возможные и рекомендуемые места ночлега. Со стороны р. Юнгур ровные каменные площадки под левой (орографически) мореной ледника. Со стороны р. Правая Шавла стоянки под языком ледника на маркированной тропе. Возможна ночевка на седловине перевала Орбита. Ночевка на леднике Гляциологов между перевалами категорически не рекомендуется.

15. Информация о ЧП и аварийных ситуациях, известных автору: Нет информации.

16. Автор описания: Солдатов Г.Ю.

Описание перевалов Карагем, 30-летия ВЛКСМ, Абыл-Оюк, Орой имеется в многочисленных отчетах Московского Городского Центрального Клуба Туристов. Технической сложности не представляют.

5. График маршрута

День путиДатаЗаявленный участок путиПройденный участок путиПротя-жен-ность в кмЧХВМетеоусловия
-01.08-05.08Москва-Бийск-Чебит-пер.КарагемМосква-Бийск-Чебит-пер.Карагем31h20-
106.авгПер. Карагем-Карагемская полянаПер. Карагем-Карагемская поляна125h47 
207.авг-подход к пер. Западный Анитим-подход к пер. Западный Анитим157h10 
308.08-пер. Западный Анитим-пер. Талдуринский. Либо –пер. Западный Анитим-пер.Стройгаз–пер. Западный Анитим-пер.Стройгаз88h40 
409.08-рад. в. Ольга Восточная-р. Талдура. Либо –пер. Переметный-р. Талдура–пер. Переметный-р. Талдура127h25 
510.08дневкадневка-- 
611.08-пер. Восход2-р. Карагелу-Арык. Либо пер. В. Мухур-Оюк-пер. Мухур-Оюк-пер. Восход2-рад. пер. 30-летия ВЛКСМ8,57h52 
712.08-Карагемская поляна-Карагемская поляна-спасработы153h50 
813.08-р. Камрю-спасработы (-р. Камрю-р. Н. Каинды-Одру)4112h0 
914.08-р. Н. Каинды-Одру-спасработы (р.-Камрю-Карагемская поляна)144h50` 
1015.08-пер. Первого Совета-р. Каинды-Одрудневка-- 
1116.08-пер. Лена. Либо -пер. Разведочный-верх. р. Абыл-Оюк144h50` 
1217.08дневка-рад. пер. Абыл-Оюк-пер. Весенний-р. Левая Камрю9,58h50 
1318.08-пер. Терешковой-р. Левая Камрю. Либо верх.р. Левый Юнгур-верх. р. Правая Камрю6,53h20 
1419.08-пер. Весенний. Либо -пер. Москвич-пер. Туманный Восточный-верх. р. Левый Юнгур96h14 
1520.08-пер. Абыл-Оюк-В. Шавлинское озеро. Либо -пер. Орбита-пер. Москвич-пер. Орбита-Нижне Шавлинское озеро137h45 
1621.08-дневка. Либо -пер. В. Шавлинскийдневка   
1722.08-р. Шавла. Либо -пер. Н. Шавлинский-р. Шавла-верховья р. Шабага228h10 
1823.08-верховья р. Шабага.-пер. Орой-пос. Чебит287h47 
1924.08-пер.Орой-пос. Чебит-г. Барнаул---
2025.08Запасной день----
2126.08Запасной день----

6. Питание на маршруте

Одним из прогрессивных методов консервирования скоропортящихся пищевых продуктов является метод сублимационной сушки. Метод сублимационной сушки позволяет сохранять высокие вкусовые качества и питательную ценность пищевых продуктов продолжительное время при нерегулируемых температурных условиях.

К основным приемуществам метода сублимационной сушки относятся следующие:

Высокое качество продуктов и их биологическая полноценность (сохранение формы, объема, цвета, аромата, вкуса, витаминов, ферментов и др.).

Быстрая и наиболее полная восстанавливаемость или растворимость при оводнении.

Малый вес (1/5 - 1/10 начальной массы).

Возможность длительного хранения разнообразных продуктов и готовых блюд при соответствующей упаковке без применения холодильных установок в различных климатических зонах.

Неподверженность радиационным облучениям, что обусловлено очень малым содержанием воды.

Возможность широкого использования сублимированных продуктов в различных условиях, в том числе и в условиях автономного существования людей.

6.1. Раскладка

Принципы, которыми мы руководствовались при составлении раскладки:

питательность

легкость (в смысле веса)

разнообразие

вкус (вкусной еда должна быть)

сбалансированность

простота фасовки, упаковки, транспортировки

эстетика (процесс употребления пищи должен быть приятен, сама пища должна выглядеть не суррогатной смесью с не внушающим доверия запахом, а блюдом, приятным во всех отношениях).

Запланированный рацион с разным меню чередовался:

Подробно в таблице:

Документ Word (390 КБ) или файл RTF в ZIP архиве (21 КБ)

1-й этап - это первое кольцо (Карагемская поляна - Карагемская поляна)

2-й этап - от Карагемской поляны до конца маршрута (Чебит).

Раскладка была составлена исходя из заданной руководителем величины дневного нормы 500 г на человека. Для похода подбирали продукты, которые не требуют больших затрат времени и горючего на их приготовление. В качестве кулинарного эксперимента с собой взяли сублимированные продукты Gala-Gala, для приготовления которых необходима только горячая вода. Они оказались вкусными и довольно сытными.

Примечание к раскладке:

- 4 злака - смесь хлопьев зерновых культур быстрого приготовления;

- Кар. Пюр. - картофельное пюре быстрого приготовления (картофельные хлопья);

- Колбаса - Конская сырокопченая колбаса "Чужук";

- сухари черные сушили сами из черного хлеба (из 1 буханки - 24 сухаря);

- конфеты - карамель с начинкой и леденцовая;

Общее количество чая на поход 1.2 кг, кроме этого готовили 2 раза кисель из пакетов "Русский продукт".

Соль брали в количестве около 700 г. Большой популярностью пользовались различного рода специи и их смеси.

7. Специальное снаряжение

ГрупповоеЛичное
НаименованиеКоличествоНаименованиеКоличество
Веревка основная d 10 мм, 50 м3Ледоруб1
Примус2Ботинки1
Карабины15Страховочная система1
Петли8Карабины5
КрючьяКомплект закладокДождевая накидка1
Ледовый молоток2Жюмар1
Крючья3 швеллера универсальныхВосьмерка1
--Прусик3
--Перчатки2
--Очки2
--Кошки1
--Каска1
--Гамаши1
--Ледобуры2

8. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

1). На отчет и описания перевалов полагаться особенно не рекомендуется, так как поход был пройден до землетрясения.

2). На Алтае преобладает лед и снег. Скальные маршруты - редкость и если есть возможность скалы желательно обходить, так как все они, как правило, сильно разрушены и опасны.

3). Наибольшую опасность из всех пройденных перевалов представляет собой Анитим Западный, особенно в малоснежный год его лучше не ходить.

4). Отдельно хочется сказать про перевал Восход 2 (Олимп). В некоторых описаниях встречали формулировку "с перевала съехали на жопах до выполаживания ледника (ступень)". Ни дай Вам Бог следовать таким описаниям (см. описание спуска). В малоснежный год это грозит летальным исходом.

5). Очень хорошо себя показали сублимированные продукты "Гала-Гала".

6). Погода сложно поддается прогнозированию, совсем не похоже на, например, Кавказ. Даже местные жители не смогли нам поведать примет прогнозирования.

7). Группа должна быть очень хорошо подготовлена, так как район дикий и до ближайшей помощи далеко.

8). Пройденный маршрут с точки зрения распределения сил и безопасности оказался очень удобен и логичен, кроме того, очень интересен, особенно для людей впервые попавших на Алтай.

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию