21 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Киргизия
Год путешествия: 2006
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: V

Дата: 13 августа - 05 сентября 2006 г.

Руководитель: Липин С.Л.

Справочные сведения

1. Проводящая организация: самодеятельная группа туристов т/к УрГПУ "Вершина". Адрес: г.Екатеринбург, пр. Космонавтов 26, УрГПУ

Вид туризма К.с. Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
С подъездами Ходовых дней
пеший 6 394 30 24 13.08–5.09.2006 г

3. Район, подрайон: Киргизская республика, Нарынская и Ошская области; Внутренний Тянь-Шань, хребты: Ат-Баши, Торугарт-Тоо, Ферганский

4. Подробная нитка маршрута: дер. Озгерюш - пер.Уюрма (н/к,3808 тур. п/п) - р.Тюз-Ашуу - - пер.Учитель (2А,4182 п/п) - истоки р.Лев. Кошкасу - г.Талды-Суу (2А,4285 п/п) рад - р. Лев. Кошкасу - р.Кошкасу - р.Богашты - р.Джалбогашты - р.Туюкбогашты - р.Музтабас - р.Правый Мустабас - пер.Козлёнок (1А,4144 п/п) - р.Кош-Кара-Таш - пер.Уральских туристов (3А,4369 п/п) - пер. ГБФ (2А,4174 п/п) - р.Чет-Келтедид - р. Капкан - траверс 1Б (пер.Энтузиастов (1Б,4037 п/п) - пер.Пляж (1Б, 3975 п/п) - пер. Желанный (2А,4418 п/п) - р.Кенсу - долина р.Кёкаргыр - оз.Чатыр-Кёль - р.Мустыр - в верховье р.Лев. Мустыр - г.Пик Педуниверситет (3А,5023 п/п) - р.Мустыр - - пер.Простой (н/к,3621 п/п) - р.Кызылсу - пер.Обзорный (1Б,4255) - р.Суек - р.Кулаганташм - р.Каракол - р.Инкасу - р.Чон-Каракоман - р.Качи-Каракоман - пер.Кызылбелес (н/к,3143) - пер.Кёккыл (н/к,3084) - р.Джилангач - пер. Джилангач (н/к,3136) - пер. Читты (1Б,3678) - р.Аркашур - р.Читты - р.Яссы

5. Определяющие препятствия маршрута:

Название и вид препятствия К.т. Высота, м Характеристика препятствия
пер.Учитель, первопрохождение 4182 скально–ледовый, 35–45 гр.
г.Талды–Суу, первопрохождение 4285 скальный, 45–55 гр.
пер.Козлёнок, первопрохождение 4144 осыпной, 20–25 гр.
пер.Уральский туристов, первопрохождение 4369 скально–ледовый, 60–90 гр.
пер. ГБФ, первопрохождение 4174 снежно–осыпной, 35–45 гр.
траверс (пер.Энтузиастов (1Б,4037) – пер.Пляж (1Б,3975) первопрохождение 3900–4100 осыпной, 25–35 гр.
пер. Желанный, первопрохождение 4418 скально–ледовый, 35–50 гр.
г.Пик Педуниверситет, первопрохождение 5023 скально–ледовый, 60–80 гр.
пер.Обзорный, первопрохождение 4255 осыпной, 25–35 гр
пер.Читты 3678 осыпной, 35–45 гр.

6. Общее количество локальных препятствий

перевал вершина траверс каньон переправа
н/к – 5 2А – 1 1Б –1 1А – 1 н/к – 22
1А – 1 3А – 1   1Б – 2 1А – 3
1Б – 2       1Б – 2
2А – 3
3А – 1

6. Адрес хранения отчета: г. Екатеринбург, ул 8 Марта, 22 тел. (343) 359-86-52 (факс), 359-86-83, 371-34-48.

7. Поход рассмотрен МКК:

ЦМКК г.Москва, штамп 100-00-666666653, а также МКК Свердловской области, штамп 166-00-56665555

ФИО Место учебы, работы Туристский опыт Обязанности
Походный Переваль-ный Высот-ный
Липин Сергей Леонидович Преп–ль, УИТ 5 ПР Фаны; 5 ПР Джунгар; 5 ЛР З.Тува; 5 ПУ Кодар 2Б – У,Р. 5642 м; 5480 м; 5170 м; 5105 м; 5017 м Руководитель
Тихомиров Антон Михайлович Дом фольклера 5 ПУ Фаны; 5 ПУ Джунгар; 5 ЛУ З.Тува; 3 ЛР Прип.; Урал 2Б – У 1Б – Р 5642 м; 5480 м; 5170 м; 5105 м; 5017 м Зам. руководителя, Фотограф
Успенский Дмитрий Дмитриевич аспирант, УрГУ 5 ПУ Фаны; 5 ПУ Джунгар; 5 ЛУ З.Тува 2Б – У 5642 м; 5480 м; 5170 м; 5105 м; 5017 м Видеооператор, фотограф, хронометрист
Соснина Станислава Юрьевна УрГПУ 5 ПУ Джунгар; 2Б – У 1Б – Р 5642 м; 4100 м; Финансист, Медик
Малышева Ирина Николаевна фирма «Мана–, рага» 5 ПУ Фаны 2Б – У 5107 м Завхоз
Исаченко Алексей Витальевич фирма «Мана–, рага» 5 ПУ Фаны; 5 ГУ Ц.Кавказ 3А – У 5107 м Завснар, руководитель горной части

1. Общая смысловая идея похода

На протяжении последних нескольких лет наша дружная команда совершала довольно серьёзные спортивные путешествия по традиционным туристским районам. С каждым годом увеличивалась сложность, численность и разнообразие локальных и протяжённых препятствий. Перед каждым походом собирался большой и исчерпывающий материал о районе путешествия (описание перевалов, фотографии, карты-схемы и т.д.). Поэтому само путешествие оказывалось достаточно предсказуемым. К примеру, разве можно рассчитывать на бурные эмоции во время прохождения перевала, о котором ты знаешь заранее почти всё? Где тебя ждут оставленные консервные банки, фантики и прочий мусор возле перевального тура?

С другой стороны, если попробовать найти свой перевал. Где тебя ждёт полная неизвестность и чувство первопроходца. В прошлом году мы попробовали, сделали 2 первопрохождения, и нам это безумно понравилось.

На этот год мы довольно долго искали район, где имеются логичные возможности первопрохождений. Хребет Ат-Баши, Торугарт-Тоо - явились для нас настоящей находкой. Район, где возможен маршрут с полным туристским первопрохождением! Эти два хребта, расположены на самом юге Киргизии, на границе с Китаем, что долгое время и сдерживало их туристское освоение. В советское время получить пропуск в эту погранзону, представлялось крайне проблематичным. В настоящее время все эти сложности позади - район доступен.

Перед походом была проведена большая работа по поиску материала, который собирался действительно по крупицам. Всё, что мы нашли это физико-географическое описание района, и отчет о вело походе, совершённый по предгорьям района. Больше всего возникло проблем с поиском карт. В итоге: 2-х километровка у нас имелась только на половину маршрута, другую шли по 5-ти километровке. Существенную помощь оказал GPS, с забитой административной картой всей Киргизии. Там показаны крупные реки и ледники, что существенно облегчало ориентирование. Незначительную помощь оказали снимки из космоса, которые мы скачали с помощью программы Google.

Естественно, планировали маршрут мы очень осторожно, без большого количества локальных препятствий.

Основной идеей путешествия стало посещение малопосещаемого района с целью сбора информации о местности и выработке возможных рекомендаций группам, направляющимся в этот горный узел.

2. Варианты подъездов

Туда

Поезд № 306 Свердловск - Бишкек, Отправление 7.08 в 13.40, ходит 2 раза в неделю ПН, ЧТ, прибытие 9.08 в 17.20, (время московское), микроавтобус (частный), Бишкек - Нарын, в пути около 6 часов, (расстояние ~ 400 км), микроавтобус (частный), Нарын - Ат-Баши, в пути около часа, (расстояние ~ 45 км), микроавтобус (частный), Ат-Баши - Озгерюш, в пути около часа, (расстояние ~ 50 км)

Самолёт, Екатеринбург (а/п Кольцово) - Бишкек (а/п Манас) по ЧТ, в пути 4 часа, С автовокзала ходит рейсовый, 3 раза в день, С автовокзала ходит рейсовый, несколько раз в день

Обратно

Такси, ущелье ист. Кара-Шоро (р.Яссы) - г.Узген, в пути около 1,5 часов, г.Узген - г.Ош (аэропорт), в пути около 40 минут, Самолёт ЯК-40, Ош - Бишкек, в пути 50 минут, в день 5 рейсов, Такси, Аэропорт - ж/д вокзал Бишкека, в пути около часа, Поезд № 305 Бишкек - Свердловск, ходит 2 раза в неделю ЧТ, ВС, прибытие 12.09 12.05, (время московское)

Ходит автобус, каждый день в пути около 10-12 часов., Самолёт, Бишкек - Екатеринбург, по средам

Комментарий к транспортной составляющей

o Цены в Киргизии на частные такси, автобусы и т.д. очень низкие. По сути, стоимость бензина + совсем чуть-чуть за работу. Поэтому рейсовым транспортом мы не пользовались вовсе, хотя далеко не "буржуи". Две трети местных автолюбителей не брезгуют этим, ведь работы и достатка в стране нет. Естественно все хотят обмануть и загнуть цену.

o Район имеет очень хорошую транспортную доступность. От Бишкека до гор 8 часов на автомобиле. Единственное, что задерживает - оформление пропусков в погранзону в Нарынском погранотряде. Если ехать на автомобиле к западной оконечности хребта Ат-Баши, то придётся оформлять пропуск ещё и на водителя, так как там погранпост - Корганташ.

o Вообще мы думали, что выбраться из района будет несколько сложнее. Но на обратном пути случилось маленькое чудо. Выходим во второй половине дня к дороге, вскоре подъезжает таксист, в Узгене он нас передаёт другому таксисту (дальше сам он ехать не может - прав нет!). Решаем заехать в аэропорт, узнать когда ближайший самолёт на Бишкек. Подбегает, чуть ли не сам пилот, говорит: "Ребята у меня как раз 6 мест осталось, через 15 минут вылет". В 18.00 мы уже в Бишкеке. Скажи нам это утром, часов в 10, когда мы находились на высоте 3100 метров и до дороги было 18 км, мы бы не поверили.

3. Аварийные выходы с маршрута

На разных участках маршрута может быть разная продолжительность и протяженность аварийных выходов.

В первой половине похода (1-12 день) самый короткий вариант - через осевую часть хребта Ат-Баши, на север в долину реки Ат-Баши, которая очень хорошо обжита местным населением. Минусы этого варианта, что для этого придётся сделать первопохождение, а простой перевал (особенно в центральной части хребта) вряд ли удастся найти. Второй вариант на этом отрезке - спуститься к реке Аксай (35-40 км), где местами летом живут чабаны. Можно попробовать договориться насчет лошадей.

Во второй части похода (хр.Торугарт-Тоо, 13-19 день) самый простой и единственный вариант это выход к грунтовой дороге, в район пер.Тузбель и выходить по ней. Если дело совсем плохо, то можно сбегать к пограничникам за транспортом. Либо на север, до погранзаставы Корганташ, либо на юго-восток на саму границу с Китаем, на погранзаставу Торугарт-Тоо. На самой дороге транспорт мы не видели.

В заключительной части похода, аварийный выход самый протяжённый. Придётся идти вверх по долине реки Арпа, затем на погранзаставу Корганташ.

4. Изменения маршрута и их причины

Каким запасом прочности может обладать заявочная нитка маршрута в районе, где сам маршрут представляет собой полное первопрохождение?

Естественно маршрут планировался как примерный, с большим количеством запасных вариантов. В целом, всё-таки удалось сохранить основной вариант заявочной нитки. Каких-либо серьёзных изменений, влияющих на напряженность и сложность маршрута, по сравнению с заявочной ниткой маршрута, внесено не было.

Изменения:

1. Не удалось найти перевал в верховье реки Талды-Суу. Поднявшись на ярко выраженную седловину хребта с юга, обнаружили почти отвесные 300-метровые сбросы на север. Чтобы, хоть как-то, компенсировать затраченные усилия, поднялись на вполне доступную (2А) вершину в хребте. Далее по запасному варианту по Аксайской долине в обход отрогов хребта.

2. В верховьях р.Мустабас планировались движение по осевой части хребта с 2-3-мя первопрохождениями. Тут коррективы внесла погода. Низкая облачность, осадки. Не помогла даже вынужденная днёвка. Пришлось искать более простой перевал в южных отрогах, для дальнейшего движения на юго-запад.

3. Отказ от восхождения на высшую точку хребта - г.4786 был вызван некоторым отставанием от заявленного графика и предыдущим изменением. Кроме того, издалека вершина показалась как очень не простая.

4. Река Капкан полностью оправдывает своё название, выхода из неё нет. Длительный поиск перевала в долину р.Кенсу результатов не дал. Сложилось впечатление, что из долины реки Капкан в долину Кенсу (на юг) вряд ли есть перевал проще 3А.

5. На 17 день планировалось взойти на высшую точку хребта Торугарт-Тоо (5108м). Но не тут-то было. После нескольких сотен метров перильной страховки в верхней части мы подошли почти к отвесным скалам. До вершины оставалось около 100 метров, но не оставалось тогда времени на спуск. Что ж, пришлось согласиться на вершину чуть пониже в южном отроге хребта и более доступную.

6. В заключительной части маршрута планировалось движение вдоль границы с Китаем и выход в посёлок Кёкарт. Нас туда не пустили местные чабаны-пограничники. Спорить было бесполезно, тем более, что к нам отнеслись очень вежливо. Поэтому заключительная часть похода несколько удлинилась по протяженности.

5. Краткая характеристика района путешествия

Населенные пункты

Территория малообжитая и представлена поселками сельского типа. В основном они сосредоточены в межгорной долине Ат-Баши и насчитывают от 20 до 5000 жителей. Самые крупные поселки - районный центр Ат-Баши, аил Ак-Муз.

Застройка населенных пунктов квартальная или рядовая, разреженная. Улицы широкие. Дома одноэтажные, глинобитные, с плоскими крышами. Лишь школьные здания иногда двухэтажные, сложенные из кирпича. Большинство поселков обеспечено телефонной связью, хотя доступность ее для туристов, как правило, можно поставить под сомнение. Водоснабжение производится из рек, ручьев и колодцев. По долинам рек встречаются временные поселения - летовки, зимники; они используются чабанами во время перегона овец и яков.

Дорожная сеть

Север территории пересекает шоссе Балыкчи - Нарын - Ат-Баши; ширина полотна 10 м, проезжей части - 8 м. От населенного пункта Ак-Муз до урочища Чатыр-Таш в Ак-Сайской долине проложена гравийная дорога шириной до 8 м. Далее дорога поднимается на запад по долине к перевалу Торугарт. Здесь характер покрытия глинисто-песчаный, трасса пересекает высокогорные сырты, многочисленные русла рек и, местами, вообще теряется из вида. Ширина проезжей части 5-7 м. Движение автотранспорта по нитке Балыкчи - Нарын - Ат-Баши - Торугарт возможно круглый год, а по остальным дорогам - в зависимости от сезона и состояния снежного покрова. По грунтовым и и полевым дорогам движение возможно только в сухую погоду - глинистое покрытие сильно размокает во время дождей. Важную роль как пути сообщения в летнее время на территории играют тропы; зимой тропы занесены снегом и движение по ним прекращается. Перевалы на тропах расположены на высоте 3100-4100 м; через хребет Кок-Шаал-Тау они бывают открыты с июня по август, через хребет Ат-Баши - с мая по октябрь.

Рельеф и грунты

Местность высокогорная, сильно пересеченная, занята труднодоступными хребтами (Ат-Баши и Кок-Шаал-Тау), относящимися к горной системе Внутреннего Тянь-Шаня. Преобладающая абсолютная высота хребтов 3900-4400 м (Ат-Баши) и 4000-4900 м (Кок-Шаал-Тау); высшая точка - вершина "4960 м" в хребте Кок-Шаал-Тау. Гребни хребтов чаще всего узкие, зубчатые; вершины остроконечные, иногда в виде недоступных пиков. Пригребневые части склонов отличаются большой крутизной; здесь нередки скалистые обрывы высотой в несколько сот метров, окаймленные мощными осыпями. Крутизна склонов в их средней части 15-25 град., в нижней - до 10 град. Вдоль подножия склонов довольно часто встречаются скалы-останцы причудливой формы - кекуры, а также отдельные крупные камни, имеющие значения ориентиров. Высота кекуров 10 м и более, камней - 3-5 м.

Хребет Ат-Баши расположен в южной части Нарынской области, по орографическому расположению ориентирован иначе, чем большинство примыкающих массивов и тянется на 135 километров с юго-запада на северо-восток. Севернее этого хребта, а также между ним и хребтом Кок-Шаал-Тау расположены крупнейшие в пределах территории межгорные долины, с реками Ат-Баши и Ак-Сай. Эти долины обеспечены грунтовыми дорогами и тропами. Долина Ат-Баши замыкается на юго-западе перевалом Ак-Беит (3282 м), а на северо-востоке - узкими воротами ущелья близ поселка Босого. Ак-Сай - суровая межгорная долина в Киргизии. В западной ее части, на высоте 3530 м, расположена огромная чаша самого высокогорного в республике озера Чатыр-Коль.

Дно межгорных долин плоское или волнисто-плоское; основными препятствиями при движении здесь являются многочисленные промоины, обрывы речных террас, а также пространства, занятые каменистыми россыпями. Большинство остальных долин в горах имеют вид ущелий и теснин с отвесными скалистыми стенками и узким, заваленным камнями дном, иногда целиком занятым речным потоком; движение по таким долинам сильно затруднено, а подчас невозможно. Грунты почти повсеместно преобладают скальные и каменистые, и только в крупных межгорных долинах значительные площади занимают щебеночные суглинки и сырты.

Всю территорию Чатыркольской котловины, Ак-Сайского ущелья и, в восточной части, урочища Кагалячап представляют сырты - плоскогорья, длительно подвергавшиеся денудации, т.е. разрушению и выравниванию под действием ледников, воды и ветра. Плоские и неглубокие речные долины и широкие всхолмленные впадины чередуются со сглаженными междуречьями и невысокими хребтами. Вечная мерзлота тут тоже остаток древнего оледенения, она широко распространена на высоте более 3400 м.

Территория расположена в сейсмически активной зоне; зарегистрированные здесь землетрясения достигали силы 9 баллов и более.

Гидрография

Самыми крупными реками района являются реки Ат-Баши и Ак-Сай; ширина рек 15-25 м, глубина 0.5-1.6 м, скорость течения до 2 м/сек. Дно русел каменистое или песчано-галечное, берега попеременно то высокие обрывистые, то низкие пологие. На значительном протяжении русла рек Ат-Баши и Ак-Сай разбиты на многочисленные рукава и протоки шириной от 3 до 10 м. Между рукавами и протоками расположены низкие песчано-галечные и каменистые острова, затопляемые в половодье. Остальные реки на территории имеют ширину до 5 м при глубине до 1 м; течение рек стремительное, нередко с порогами и водопадами. Берега преимущественно высокие, обрывистые.

Основной водной артерией Ак-Сайской долины является река Ак-Сай, питающаяся, в основном, ледниками хребта Кок-Шаал-Тау. За счет слабовыраженного наклона долины река и ее притоки имеют широкие русла, разбитые на множество рукавов. Интересно, что с восточной части долины течет одноименная река, сливающаяся с "западным" Ак-Саем недалеко от урочища Чатыр-Таш, на высоте 3000 м. После слияния река носит название Кокшаал и через понижение в хребте Кок-Шаал-Тау уходит в Китай.

Замерзают реки в ноябре, вскрываются в марте-апреле. Весеннее половодье, связанное с таянием снега, накапливающегося за зиму на горных склонах, и в долинах рек, приходится на апрель-май; в июне-июле, в период интенсивного таяния вечных снегов и ледников, на реках бывает второе - летнее половодье. Наиболее низкие уровни устанавливаются в сетябре и держатся всю зиму, вплоть до весны.

Самым крупным озером в регионе является Чатыр-Коль. Его площадь составляет около 170 кв. км., а глубина, по различным оценкам, лежит в пределах 5-20 метров. Из 24 речек впадающих в озеро, постоянный водосток имеет только Кок-Айгыр. Несмотря на тот факт, что озеро бессточное, общая минерализация воды мала и находится в пределах 0,5-1 мг/л. Температура воды в июле-августе колеблется в пределах 6-16 градусов.

Кроме этого, в долине Ак-Сай существует множество мелких озер - Кель-Суу, Кош-Коль и другие. Некоторые из них образованы выходами минеральных вод, но, в силу трудно доступности района, практически не изучены.

Грунтовые воды в горах встречаются на самой различной, но чаще всего очень значительной глубине. Глубина залегания грунтовых вод в долинах от 5 до 30 м.

На территории Ат-Башинского района имеются несколько минеральных источников - нарзаны и кальциево-углекислые. Некоторые из них используются пищевой промышленностью области для производства питьевой минеральной воды.

Растительность

Лесов на территории мало, состоят они из тяньшанской ели и сосредоточены на северных склонах хребта Ат-Баши. Здесь же встречаются участки елового редколесья.

Южные склоны массивов начисто лишены лесов в силу как экспозиции, так и сурового резко континентального климата. Отроги хребта тут менее выражены, имеют длину до пяти километров и спускаются в высокогорную безжизненную долину реки Ак-Сай, лежащую на высоте более 3500 метров.

По глубоким долинам рек в горах растут арча (низкорослый можжевельник) и некоторые другие кустарники. Большая часть горных склонов покрыта низкотравными лугами, а с высоты более 3600 м начинают преобладать различные холодоустойчивые растения, нередко подушкообразной формы. Растительность крупных межгорных долин сухолюбивая, степная. Здесь типичны ландшафты злаково-полынной степи на высоте 3100-3550 м, типчаково-ковыльной степи (3500-3800 м), полупустыни и холодной пустыни (3550-3800 м) в различных сочетаниях.

Животный мир

Обычный состав горной фауны Киргизии представлен во всем разнообразии и в этом регионе. Водятся такие редкие птицы, как аист черный, балабан, беркут, бородач, горный гусь, орел степной, орланы и т. д.; из млекопитающих: баран тяньшаньский горный, архар "Марко Поло", волк красный, джейран, медведь, рысь, барс снежный.

Кроме этого, водится большое количество зверей и птиц, имеющих охотничье-промысловое значенье, что дает отличные возможности для проведения охотничьих туров, в особенности на архаров "Марко Поло" и козерогов, которые привлекают большой интерес зарубежных охотников.

Примечателен в районе Чатыр-Кольский заповедник, где тысячами гнездятся дикие гуси, утки и другие птицы.

Климатические условия

Климат района Ат-Баши резко континентальный. Среднегодовая температура здесь минус 5-6 градусов, максимальная +24, а зимний минимум минус 50 градусов. Летом на высоте более 3000 м каждую ночь бывают заморозки.

Зима на большей части территории длится с середины ноября по март включительно (в крупных межгорных долинах - с середины ноября до середины марта); этот сезон характеризуется холодной, преимущественно пасмурной погодой. Температура воздуха в дневные часы в зависимости от высоты местности изменяется от -3 до -15 град., в ночные часы - от -20, до -30 град. (минимальная температура около -50 град.). Осадко повсеместно выпадают в виде снега; толщина снежного покрова на нижних участках горных склонов и в межгорных долинах 1-2 м, высоко в горах 5-6 м, местами до 10 м; в этих районах нередки снежные обвалы и лавины.

Весна на большей части района длится два месяца - апрель и май, в долинах - два с половиной месяца ( с середины марта по май). Погода весной неустойчивая, как правило, пасмурная. Температура воздуха днем колеблется от 10 до -3 град., ночью от 5 до -20 град. Весной выпадает наибольшее количество осадков (максимальное в апреле).

Лето продолжается с июня по август; этот сезон прохладный и сухой. Дневная температура колеблется от 15-20 град. до 5-7 град., а ночная - от 4-6 и до 0, -10 град. Осадков летом выпадает мало, преимущественно в виде непродолжительных ливней или града.

Осень начинается в сентябре и длится до середины ноября, характеризуясь устойчивой ясной погодой. В горах уже с сентября месяца начинаются снегопады. Температура днем изменяется от 12 до -7 град., а ночью от 0 до -20 град.

Ветры в теплое время года преимущественно западные, в холодное - восточные; преобладающая скорость ветров 2-3 м/сек. Наибольшей силы (15 м/сек и более) ветры обычно достигают зимой. Для территории характерны также местные горно-долинные ветры (бризы) небольшой и средней силы; ночью и утром они дуют вниз по склонам гор и долинам, а днем - в обратном направлении.

6. Метеоусловия на маршруте

а) циркуляция нижнего слоя атмосферы и осадки

В общем, господствовала ясная погода (14 из 24 дней) - 58% времени. Часто наблюдались обычные для гор явления - с утра ясно, после обеда появляется облачность (так было 4 раза из 24 дней) - 25%. Осадки в связи с этим более характерны во второй половине дня.

Целый день сильный дождь шёл лишь однажды, вынудив нас сделать вынужденную днёвку. Три дня шёл кратковременный дождь и в течении двух дней встречалось кратковременное выпадение снега, обусловленное высотой.

В целом можно, отметить, что район достаточно засушлив. Это подтверждается обилием засухоустойчивой эфемерной растительности.

б) температурный режим

Такого холода, мы давненько не испытывали в летних походах. По утрам частенько замерзала вода в котлах. Особенно холодна Аксайская долина, где несмотря на солнышко температура часто бывала не намного выше нуля градусов. Позагорать не разу не приходило в голову.

Так что довольно южное простирание района пускай не вводит ни кого в заблуждение.

7. Высотный график

Рисунок GIF

8. График движения

Дата Участок пути Протяжен-ность, км (с рад.) Ходовое время Перепад высот метеоусловия
13.08 деревня Озгерюш – вверх по ручью 7 + 870; – 50 ясно
14.08 пер.Уюрма (н/к,3808) – р.Тюз–Ашуу 19,5 6ч 30 мин + 600; – 450 ясно
15.08 р.Тюз–Ашуу – пер.Учитель (2А,4182 п/п) – истоки р.Лев. Кошкасу 11 5ч 30 мин +740; –235 ясно
16.08 истоки р.Лев. Кошкасу – г.Талды–Суу (2А,4285 п/п) рад – вниз по р. Лев. Кошкасу – р.Кошкасу 18,5 (21) 7ч 15 мин + 300; – 800 ясно
17.08 р.Кошкасу – р.Богашты – р.Джалбогашты – р.Туюкбогашты – р.Музтабас 31 6ч 20 мин + 350; – 350 ясно
18.08 р.Музтабас – р.Правый Мустабас 21,5 5ч 05 мин + 530; –50 ясно
19.08 р.Правый Мустабас, вынужденная днёвка       Пасмурно, дождь
20.08 р.Правый Мустабас – пер.Козлёнок (1А,4144 п/п) – р.Кош–Кара–Таш 17 5ч 40 мин +560; –680 Облачно с прояснениями, кратковременный дождь
21.08 р.Кош–Кара–Таш – пер.Уральский туристов (3А,4369 п/п) 7 11ч 35 мин + 600; – 600 Облачно с прояснениями, снег
22.08 пер. ГБФ (2А,4174 п/п) – р.Чет–Келтедид – р. Капкан 12 5ч 10 мин + 410; – 1370 ясно
23.08 р. Капкан – траверс 1Б (пер.Энтузиастов (1Б,4037 п/п) – пер.Пляж (1Б, 3975 п/п) 10,5 5ч 35 мин + 1350; – 175 ясно
24.08 пер.Пляж – пер. Желанный (2А,4418 п/п) – Кенсу 11,5 5ч 40 мин + 760; – 960 Облачно с прояснениями, временами шел снег
25.08 р.Кенсу – долина р.Кёкаргыр – оз.Чатыр–Кёль 38,5 + 250; – 450 Облачно с прояснениями, кратковременный дождь
26.08 Днёвка       Облачно с прояснениями
27.08 оз.Чатыр–Кёль – р.Мустыр 32,5 6ч 50 мин + 150; – 200 ясно
28.08 р.Мустыр – в верховье р.Лев. Мустыр 12,5 4ч 50 мин 785 Облачно с прояснениями
29.08 в верховье р.Лев. Мустыр – г.Пик Педуниверситет (3А,5023 п/п) рад 1,5 (3) 9ч 20 мин + 720; – 720 Облачно с прояснениями
30.08 р.Лев. Мустыр –р.Мыстыр – (12,5) 6ч 40 мин –785 ясно
31.08 р.Мыстыр – пер.Простой (н/к,3621 п/п) – р.Кызылсу – пер.Обзорный (1Б,4255) 23,5 6ч 55 мин + 925; – 600 ясно
1.09 р.Суек – р.Кулаганташм 33,5 7ч 15 мин + 150; – 915 ясно
2.09 р.Кулаганташм – р.Каракол – р.Инкасу – р.Чон–Каракоман – р.Качи–Каракоман 29 7ч 20 мин + 150; – 150 Облачно с прояснениями
3.09 р.Качи–Каракоман – пер.Кызылбелес (н/к,3143) – пер.Кёккыл (н/к,3084) – р.Джилангач 23 5ч 50 мин + 430; + 440 Облачно с прояснениями, кратковременный дождь
4.09 р.Джилангач – пер. Джилангач (н/к,3136) – пер. Читты (1Б,3678) 15 3ч 40 мин + 670; – 490 ясно
5.09 р.Аркашур – р.Читты – р.Яссы 18 3ч 40 мин – 1240 ясно

9. Основные статистические параметры маршрута

o Протяженность 394,5 км (в зачет) 411 км (всего)
o Продолжительность 24 дня
o Общее количество ходовых часов 137 часов 50 минут
o Средняя скорость 2,9 км/ч
o Средний дневной переход 16,4 км/день
o Общий перепад высот 23020 метров
o Средний дневной перепад высот 959 метров
o Формула локальных препятствий (без переправ):
o н/к + 2А + 2А + 1А + 3А + 2А 1Б + 1Б + 2А + 1Б + 3А + н/к 1А + 1Б + н/к + н/к + н/к + 1Б

10. Техническое описание

День 1. деревня Озгерюш - вверх по ручью

Проезжаем к дальнему концу деревни Озгерюш. Заранее высматриваем нужную долину ручья, стекающего с перевала Уюрма. Возле крайнего дома, выгружаемся и готовимся к старту нашего длительного путешествия. Высота по GPS - 2480 метров.

В 11.35 выходим на маршрут. Чтобы попасть в нужную долину, нужно перевалить через небольшой (перепад метров 100) травянистый отрог. Проходим мимо огородов, огороженных колючей проволокой. Подходим к первым холмам. Начинается плавный подъём, который постепенно становится заметно круче. За первый 35-минутный переход прошли 2 км и набрали 180 метров высоты. Ещё через пол часа подходим к узкой зоне леса, растущего преимущественно вдоль ручья. Останавливаемся на обед.

Далее поднимаемся вдоль ручья, движение осложняется высокотравьем (местами по грудь). Скорость заметно падает. По сторонам растёт лес. Стараемся придерживаться ручья, местами по камушкам. Проходим последние деревья. Зона леса в данном месте хребта Ат-Баши узкая 300-500 метров.

Затем в зоне альпийских лугов натыкаемся на тропу, поднимаемся метров 300 по ней, потом она теряется. Долина расширяется, становится, довольно, живописной. В стороне одиноко пасутся кони. Метров 500 довольно пологий ровный участок долины, после которого вновь взлёт. Впереди появляются скалы. Справа характерная вершина. Здесь перед очередным резким взлётом останавливаемся на ночлег. Высота по GPS - 3300 метров.

День 2. пер.Уюрма (н/к,3808) - р.Тюз-Ашуу

Выход в 8.20. С утра продолжаем подниматься по крутому каменистому руслу ручья. Затем вновь ровный участок, метров 150. Напоминает ступени, чередование взлётов и ровных площадок. И так 3 раза, с примерно равными промежутками. После уходим влево, по травянистому склону. За поворотом, как нам тогда показалось, мы увидели седловину перевала. Позже выяснилось, что седловина ещё дальше. Примерно 1 км плавный набор высоты. Подошли под взлёт, высота около 3650 метров.

Набираем метров 100 по осыпи среднего размера (крутизна 15-20 градусов). Имеется тропа. Затем длинный, метров 500 ровный каменистый участок. Подходим под небольшой каменистый взлёт и мы на перевале. Седловина перевала Уюрма (н/к,3808) широкая, каменистая. Тура нет. Видно, что через перевал иногда ходят местные жители в Аксайскую долину, в том числе и на конях. Но сведений, что на перевале когда либо были туристы нет. Поэтому можно считать восхождение на перевал Уюрма туристким первопрохождением. Общее время подъёма от места ночлега 2 часа 15 минут, а от деревни Озгерюш 5 часов 15 минут чистого ходового времени.

На перевале складываем тур. Оставляем записку. В 11.20 начинаем спуск.

Плавный пологий спуск довольно быстро приводит нас к озеру (диаметром около 500 метров). Обходим его слева по ходу. За 30 минут дошли до ручья, вытекающего из озера. Далее 45 минут идём по ровным заболоченным лугам, очень похожим на тундру. Доходим до места, где река начинает прорезать ровную долину, образуя скальный каньон. Осыпные хребты окружающие долину заканчиваются. По камушкам переправляемся на правый берег ручья. Возле 3-х метрового водопада останавливаемся на обед.

Далее за 25 минут дошли до ручья, текущего перпендикулярно нашему. Сливаясь, они дают начало реке Ат-Баши. Переправляемся по камушкам через него. Далее идём в юго-западном направлении. Пересекаем холмистый отрог и спускаемся к долине ручья, текущего в южном направлении. Хотя, собственно, воды в нём не было. Далее вновь пересекаем холмистый отрог. Проходим мимо 2-х расположенных рядом озёр. Спускаемся к небольшому ручью. Пересекаем и его, придерживаемся по-прежнему юго-западного направления. Чередование спусков и подъёмов. Прошли несколько пересохших ручьёв. Далее небольшой заболоченный участок. С трудом отыскиваем небольшой ручеёк. Первая вода за последние 2 часа. Останавливаемся на ночлег. Высота по GPS - 3444 метра.

День 3. р.Тюз-Ашуу - пер.Учитель (2А,4182 первопрохождение) - истоки р.Лев. Кошкасу

Выход в 8.15. С утра продолжаем двигаться по "бескрайним" сыртам в юго-западном направлении. Пересекаем вновь небольшой холм, спускаемся к пересохшему руслу ручья. Проходим вверх по пересохшему руслу, взбираемся на очередной холм и впереди открывается панорама реки р.Тюз-Ашуу. Затем спускаемся к руслу реки и вдоль него двигаемся вверх по течению. Долина реки Тюз-Ашуу поначалу ровная и широкая.

Пройдя около часа вверх по течению, подходим под довольно высокий травянисто-осыпной взлёт. Около получаса поднимаемся на него вдоль левого берега реки. Затем ровный участок на котором останавливаемся на обед.

Далее крутой подъём по каменистому берегу ручья выводит нас к озеру (размеры 70 х 200 метров). Идти по берегу озера тяжело, так как он крутой и представлен монолитными скалами. Далее ещё одно небольшое озеро. От него уже довольно хорошо просматривается цирк долины. В нём можно разглядеть 2 перевала: один на север, другой - на северо-запад. Второй вариант нам более подходит.

За 30 минут обходим озеро и начинаем подниматься по снежно-осыпному склону, который постепенно становится ледовым. Далее, можно сказать, начинается сам перевальный взлёт.

Одеваем кошки. Подъём по закрытому леднику, крутизной до 45 градусов. В средней части трещины, поэтому связываемся в связки. За 45 минут поднимаемся по участкам скал, далее нужно уходить вправо. В верхней части ледник становится открытым, без трещин и более пологим. Ещё 35 минут подъёма и мы на седловине перевала Учитель (2А,4182 первопрохождение). Седловина из мелкой осыпи, шириной 15-20 метров. Складываем тур, оставляем записку. Так как большая часть группы заканчивала педагогический университет, решаем назвать его "Учитель". Сильный ветер заставляет поторопиться со спуском.

Спуск гораздо проще подъёма. Проходит по осыпи, имеющей плитчатое строение. Крутизна местами до 45 градусов. Спуск с самостраховкой альпенштоком. Уходим влево к руслу ручья. Доходим до воды и на пологом участке останавливаемся на ночлег. Высота по GPS - 3948 метров.

День 4. истоки р.Лев. Кошкасу - г.Талды-Суу (2А,4285 п/п) рад - вниз по р. Лев. Кошкасу - р.Кошкасу

Выход в 8.45. Сегодня по плану у нас было найти перевал дальше в западном направлении, в соседнюю долину. Что-то похожее на седловину мы ещё приметили вчера, когда находились на седловине перевала Учитель. Она расположена в дальнем, противоположном углу цирка. Спускаемся метров 100 до небольшого озера. Затем уходим вправо к ручью, текущего, как нам показалось, с перевала. Спускаемся метров 200 по огромным "каменюгам" (диаметром по несколько метров). Довольно опасно и неприятно. За 30 минут выходим к ручью.
Здесь долина выполаживается. За 35 минут вдоль русла ручья (на некотором удалении) подходим под высокий, осыпной перевальный взлёт. Склон камнеопасен, средняя крутизна осыпи 35- 40 градусов, местами выходы скал. Подъём на седловину занял 45 минут. Седловина узкая, шириной не более 2-3 метров. Высота по GPS - 4155 метров.

Всё было нормально пока мы не заглянули на ту сторону. Мама дорогая! Скально-ледовый, практически отвесный склон, огромной высоты. К тому жутко камнеопасный. Посовещавшись, принимаем решение отказаться от спуска, из-за его повышенной опасности. Решаем компенсировать потраченные "впустую" силы - восхождением на расположенную в гребне вершину. Вершина расположена к юго-западу от седловины.

Подъём на вершину от седловины занял 45 минут. Перепад 130 метров. Протяженность подъёма по гребню около 200 метров. Собственно сам подъём представлен, скально-осыпным гребнем с участками несложного лазания. Крутизна 45-50 градусов. Обходим наиболее сложные участки, придерживаясь южного, более пологого склона. Сама вершина скальная. Устанавливаем тур. С вершины отлично просматривается, расположенный в далеке к северу поселок Талды-Су. Даём вершине одноимённое название. Спуск по пути подъёма - занял 20 минут. Спуск с седловины до ручья - 35 минут. Возле ручья останавливаемся на обед.

После обеда решаем отказаться от дальнейшего поиска перевала в западном направлении. А обойти отрог и пройтись по сыртам. Тем более, что чего-то похожего на перевал больше и не видно. Да и тратить силы впустую тоже, что-то не хочется.

После обеда идём вниз по реке Левый Кошкасу. Проходим 40 минут - постепенно горы отступают. Ещё 40 - по широкой долине застланной травянистым ковром, идётся легко и приятно. Постепенно теряем высоту. На протяжении следующего 40-минутного перехода долина постепенно приобретает холмистый облик. В среднем за 40 минут проходим по 3 км, что довольно неплохо. Горы остаются далеко позади. На протяжении следующих 45 минут также идём по правому берегу, удаляясь от русла на 100-150 метров. На последнем переходе доходим до слияния рек Правого и Левого Кошкасу. Здесь неподалёку останавливаемся на ночлег. Высота по GPS - 3313 метров.

День 5. р.Кошкасу - р.Богашты - р.Джалбогашты - р.Туюкбогашты - р.Музтабас

Выход в 9.15. Спускаемся ещё метров 500 по широкой долине реки Кошкасу. Долину перпендикулярно пересекает что-то похожее на лошадиную тропу, или грунтовую дорогу. Идём по ней в западном направлении. Доходим до небольшого правого притока реки Кошаксу. Переправляемся через него вброд, по колено. Скорость течения не велика.

За 40 минут доходим до русла реки Богашты. Далее тропа теряется, идём по компасу. Характер переправы тот же. Идём далее. Движение по сыртам довольно монотонно и однотипно: небольшие перепады высот через травянистые холмы. Переправляемся ещё через пару небольших ручьёв. Местами участки солонцов. Чувствуется, что данная местность испытывает недостаток влаги. Подходим к подножью г.Кырккюгой (3443м). Проходим возле неё с юга. На берегу р.Джалбогашты останавливаемся на обед. Общее ходовое время от р.Кошкасу 2 часа 50 минут.

Переправа через р.Джалбогашты вброд по колено, скорость течения не велика. Продолжаем движение вдоль хребта Ат-Баши в юго-западном направлении по предгорьям хребта. Аксайская долина представляет из себя высокогорную холмисто-увалистую равнину с небольшими перепадами высот (до 100-150 метров). Средняя высота сыртов в данном месте 3200-3300 метров. Скорость движения довольно велика, так как вследствие недостатка влаги растительность не так обильна и практически не затрудняет движение. Лишь местами наблюдаются участки высокотравья, со скрытыми неровностями. Кроме того, по долинам ручьёв в понижениях иногда встречаются небольшие заболоченные участки.

От р.Джалбогашты до р.Туюкбогашты 6,7 км прошли за 1 час 20 минут чистого ходового времени. Река разлилась на 15-20 метров, переправа в брод по колено. Вообще, для всех рек - притоков реки Аксай характерно небыстрое течение и широкое русло. Всё объясняется тем, что реки стекая с хребта Ат-Баши в равнинную Аксайскую долину замедляют своё движение.

После р.Туюкбогашты долина довольно сильно изрезана глубокими понижениями ручьёв. Перепады заметно усложнили движение. От р.Туюкбогашты до р.Музтабас около 10 км дошли за 2 часа 10 минут чистого ходового времени. Река Музтабас значительно шире и крупнее всех пройденных нами до этого рек. Река разлилась на несколько рукавов, выработав, глубокую речную долину. На берегу реки останавливаемся на ночлег. Высота по GPS - 3340 метров.

День 6. р.Музтабас - р.Правый Мустабас

Выход в 10.00. Идём вверх по леовму орографическому берегу реки Музтабас. Река окружена не высокими холмами. Проходим два несложных прижима. Примерно через 1,5 часа хода от ночлега подходим к мощному глинисто-осыпному прижиму с левого берега, к тому же ещё и камнепадоопасному! Проходим по очереди по пояс в воде. Затем поднимаемся на высокий левый берег реки и по ровной террасе двигаемся к слиянию правого и левого истоков реки Музтабас. От места ночлега до слияния 14,5 км прошли за 3 часа 50 минут чистого ходового времени.

Переправа через реку Левый Музтабас оказалась не так проста. Река имеет ширину 20-25 метров, мутное и довольно глубокое русло (до 80 см). Переправляемся группами по 3 человека с самостраховкой альпенштоком. Далее вновь по ровным альпийским лугам вдоль русла реки Правый Музтабас. Через 40 минут останавливаемся на обед. Река здесь разливается на несколько рукавов, вода прозрачная. В заводях замечаем плеск небольшой рыбы. Вооружаемся камнями и альпенштоками и пока готовится обед, идём на рыбалку. Ловим пяток рыбок, размером с ладошку - хорошая прибавка к обеду.

Далее начинается довольно резкий набор высоты. Река здесь протекает в скальном каньоне. Идём сверху по его левому берегу. Подходим к вечеру под морену. На последней травянистой лужайке останавливаемся на ночлег. Река здесь разливается на несколько рукавов и метров 200 сохраняет равнинный характер. Высота по GPS - 3868 метров.

День 7. р.Правый Музтабас, вынужденная днёвка

Целый день низкая облачность, дождь.

День 8. р.Правый Мустабас - пер.Козлёнок (1А,4144 п/п) - р.Кош-Кара-Таш

С утра погода по-прежнему "неважная". Низкая облачность и моросящий дождь. Тратить второй день на ожидание погоды для нас непозволительная роскошь. Немного подождав, выходим. Решаем найти более низкий перевал в южных отрогах хребта Ат-Баши.

Выход в 10.45. Спускаемся вниз по р.Правый Мустабас (около 30 минут). Далее переправляемся (почти по колено) через реку на её правый берег. Затем переправляемся через небольшой травянистый отрог, разделяющий истоки реки. Затем спускаемся к реке и движемся вверх по левому берегу. Погода постепенно нормализуется. Прямо по курсу замечаем ярко выраженную седловину в южном отроге хребта, перевалив через которую мы сможем выйти к долине р.Кош-Кара-Таш.

За 40 минут движения вверх по реке подходим к устью ручья, текущего с перевала. Переправляемся через довольно бурный ручей на его правый берег (глубина по колено). Останавливаемся здесь на обед.

Далее начинаем подъём вверх по долине ручья. Ручей постепенно делает поворот направо. За 40 минут подходим под перевальный взлёт. Сам взлёт представлен мелкой осыпью. Крутизна склона не превышает 25-30 градусов. Монотонный подъём выводит нас на широкую седловину, размером с футбольное поле. Складываем тур. Замечаем следы горных козлов, что и толкает нас на название перевала - Козлёнок (1А,4144).

Спуск по довольно пологому травянистому склону. Справа по ходу мощное оледенение и альпийский облик долины хребта Ат-Баши, где расположена его высшая точка. За 55 минут спускаемся и немного проходим вниз по течению левого истока реки Кош-Кара-Таш. Не доходя 1,5 км до слияния истоков, решаем переправляться на правый берег ручья. Сделать это не так просто, так как река довольно быстрая и глубокая. Присмотрев более удобное место, переправляемся стенками по 3 человека.

Далее переваливаем через травянистый отрог. Тем самым значительно срезая угол. Спускаемся к правому истоку реки Кош-Кара-Таш. Далее по травянистому берегу вдоль русла реки. За 55 минут дошли до левого притока реки. В месте, где он разливается на 3 рукава с самостраховкой альпенштоком переправляемся на его правый берег. Третий - самый мощный поток переправляемся стенками по 3 человека (воды выше колена).

Затем за 40 минут проходим устье правого притока. Идём по широкому каменистому руслу. Чрез некоторое время долина заметно сужается. Берега становятся крутыми, проходим несложный прижим. Подходим к языку морены и на последней небольшой поляне останавливаемся на ночлег. Высота по GPS - 3785 метров.

День 9. р.Кош-Кара-Таш - пер.Уральских туристов (3А,4369 п/п)

Выход в 8.00. Поднимаемся вдоль ручья по осыпям. Слева по ходу ледник, он образует небольшую долину. Далее 100-метровый снежник. Через некоторое расстояние слева с горы свисает мощный ледник. Переходим через ручей. За 1 час 25 минут чистого ходового времени подходим к языку ледника, расположенный в северной части цирка долины.

Далее в кошках совершаем подъём на язык ледника. Некоторое время ледник открытый. Потом связываемся в связки, так как ледник становится закрытым, местами просматриваются трещины. Заходим в северный цирк ледника. Пологий подъём по леднику за 1 час 10 минут выводит нас к подножью перевального взлёта. Взлёт невысокий, 50-70 метров. Представлен мелкой осыпью, довольно камнеопасно. Крутизна до 45 градусов. Седловина расположена в правой части понижения.

Седловина перевала Уральских туристов представлена скальным узким гребнем, круто обрывающимся на север. Время начало спуска в 11.30.

Северный склон перевала (высота по GPS - 600 метров) представлен разными участками.

1. скально-осыпной кулуар, крутизной 50-75 градусов. На его преодоление хватает 1 верёвки (1). Крепим на петлю. Ниже и левее начинается ледовый участок.

2. довольно крутой фирно-ледовый склон, крутизной 60-70 градусов. Камнепадоопасно! Время от времени сыпятся камни. На преодоление данного участка уходит 2 верёвки (2,3). Крепим на ледобурах. Вторая верёвка заканчивается небольшим скальным гребешком, за которым можно спрятаться от иногда пролетающих камней.

3. фирно-ледовый склон, крутизной до 60 градусов. На прохождение уходит 2 (4,5) верёвки. Первую крепим за скальный крюк, забитый в скальный гребешок. Вторую за ледобур. Участок заканчивается более пологой осыпью, до 45 градусов.

4. по середине перевального взлёта перевала Уральских туристов имеется как бы торчащая скала. Сверху которой имеется относительно безопасный осыпной участок (крутизной до 30 градусов). Несколько метров пологого склона. Далее скальный обрыв, довольно высокий. Который несколько проще и меньше если его проходить несколько левее.

5. скально-осыпной кулуар, крутизной 60-70 градусов. На прохождение уходит 1 (6) верёвка. Крепим за петлю. Камнеопасно. Участок заканчивается скальным обрывом.

6. отвесный скальный участок. На прохождение уходит 1 (7) верёвка. Крепим за скальный крюк. Камнеопасно. Участок заканчивается ледовым склоном.

7. ледовый участок, крутизной 60-70 градусов. На прохождение уходит 5 верёвок (7,8,9,10,11). Верёвки крепим на ледобурах. Третья верёвка выводят нас на небольшой крутой осыпной участок. 10-ю верёвку крепим на скальный крюк, забитый в большой камень. Участок заканчивается выполаживанием ледника до 45 градусов и появлением снега на склоне.

8. мощный бергешрунд, который представлен целой серией больших трещин, шириной до 3-4 метров. Снега становится довольно много, поэтому перила (2 (12,13) верёвки) крепим за ледорубы. Находим более безопасный путь по снежным мостам. Проходим трещины с тщательной страховкой. После бергшрунда ледник постепенно выполаживается.

Общее время спуска до ледника 8 часов. Но радоваться было рановато. После 200 метров ровного участка закрытого ледника с небольшими трещинами (движение в связках) начинается перегиб. Начинается примерно 250-метровый участок сплошных трещин (открытых и закрытых). Ледник очень резко и круто обрывается к морене с сильнейшими изломами. Идти опасно и неприятно. Выбираем путь в лабиринте трещин, местами расстояние между трещинами меньше чем сами трещины. Придерживаемся правой стороны. В нижней части ледник присыпан камнями, трещины заканчиваются. Спускаемся к первой морене уже в полной темноте и останавливаемся на ночлег. Высота по GPS - 3760 метров.

День 10. пер. ГБФ (2А,4174 п/п) - р.Чет-Келтедид - р. Капкан

Выход в 8.30. Перевал ГБФ расположен в том же цирке, что и перевал Уральских туристов. Плавный набор по морене, постепенно переходящий в лёд. Затем резкий взлёт открытого ледника. Одеваем кошки, так как крутовато. Со свистом пролетают камни, что ж одеваем каски. Примерно через 40 минут подъёма лед становится закрытым, более пологим. Проходим в связках несколько закрытых и полузакрытых трещин. Ледовый взлёт вскоре выводит нас к осыпному перевальному взлёту.

Перевальный взлёт имеет высоту около 150 метров. Представлен мелкой, неудобной для подъёма, осыпью. Ноги каждый раз на пол шага съезжают вниз. Камнеопасно. Седловина небольшая скально-осыпная. Имеется снежник. Ориентация склонов запад-восток. Складываем тур, оставляем записку. Высота по GPS - 4174 метра. Называем перевал в честь географо-биологического факультета (ГБФ) с которым каждого из нас много связывает.

Спуск представлен в верхней части 100-метровым участком мелкой осыпи, крутизной до 35 градусов. Затем выходим на открытый ледник, сползающий с вершины (расположенной слева по ходу). Лед крутизной 25-30 градусов, поэтому идём в кошках. Затем выходим на морену и вдоль ручья до крутого сброса (спуск с перевала занял 30 минут чистого ходового времени).

Далее небольшой сброс выводит нас к широкому каменистому руслу реки. После слияния с левым притоком река собирается в единый поток и долина приобретать каньонообразный вид. Ширина русла сужается до 2-4 метров. Прыгаем по камушкам с берега на берег. По сторонам отвесные стены, высотой 15-20 метров. Поначалу идти с самостраховкой альпенштоком ещё можно. Потом участки несложного свободного лазания. Но чем ближе к устью реки, тем она круче. Под конец начинается каскад водопадов. Что поделать? Начинаем искать выход из этого лабиринта. Немного возвращаемся назад. Находим крутоватый, но приемлемый выход на левый борт каньона. Вылезли из каньона и с удивлением отмечаем, что идти можно и поверху. Без особых проблем подошли к р.Чет-Келтедид. Останавливаемся на обед.

После обеда решаем переправляться на левый берег р.Чет-Келтедид. Река представлена бурным и мощным потоком. Ещё до этого мы видели метрах в 300 выше устья участок обвалившейся скалы, перекрывающей реку.

Вообще, надо сказать, уникальное природное явление. Огромный кусок скалы обвалился и образовал естественный мост. Река протекает под скалой. Переправившись, идём вниз по течению. Через некоторое время появляются луга, а затем и примесь кустарниковой растительности. Долина довольно быстро теряет высоту. Вскоре мы уже с большим трудом пробираемся через густые заросли кустов и высокотравья, высотой выше человеческого роста. Два сложнейших 40-минутных перехода и мы у слияния с рекой Капкан. Здесь и останавливаемся на ночлег. Высота по GPS - 2796 метра.

День 11. р. Капкан - траверс 1Б (пер.Энтузиастов (1Б,4037 п/п) - пер.Пляж (1Б, 3975 п/п)

Выход в 8.30. Далее по плану у нас было найти перевал через главную водораздельную часть хребта Ат-Баши на юг в долину р.Кенсу. На утро 11 дня мы ещё не знали, что название долины реки "Капкан" полностью оправдывает своё название, так как выхода из неё практически нет.

С утра переправляемся через реку Капкан на её левый берег, так как предварительный осмотр долины показал, что удобней подниматься по этой стороне долины. Переправа по колено, с самостраховкой альпенштоком. Утром течение заметно слабее, чем вчера вечером. Затем поднимаемся вверх по долине реки. Сама река течет далеко слева и внизу. Подъём довольно плавный. Сначала кустарники вперемежку с колючками, затем ровные альпийские луга. За 2 часа чистого ходового времени доходим до пологого участка долины, где река более спокойна. Так как удобней далее идти по правому берегу, а мы находимся на левом, решаем вновь переправляться. Переправа по колено, течение не так сильно, ширина реки 5-7 метров.

Далее резкий взлёт долины. Дошли до слияния истоков. Перепрыгиваем через него по камушкам. Впереди начинает просматриваться цирк долины, его оледенение. Надо сказать зрелище стоящее: мощная скально-ледовая стена, без каких-либо понижений (а следовательно намеков на наличие перевала), общий перепад от конечной морены не менее 1 км. Это зрелище нас, конечно, мало обрадовало. Останавливаемся на обед и параллельно совершаем разведку в верховье долины. Разведка только подтвердила наши опасения - перевала здесь нет (во всяком случае мы не нашли).

После проходим вверх по правому притоку реки Капкан в надежде найти перевал там. Вскоре становится понятно, что там делать нечего! Каньон, а потом висячий ледник. Складывается впечатление, что из долины реки Капкан в долину Кенсу (на юг) вряд ли есть перевал проще 3А.

Затем решаем попробовать пройти вверх по правому притоку ручья в надежде перевалить хотя бы на восток в верховье долины р.Чет-Келтедид и искать перевал на юг в Аксайскую долину уже там.

Возвращаемся обратно к устью ручья и идём вверх по его правому берегу. Подъём довольно резкий с большим набором высоты. Проходим водопад 3-х метровой высоты. Подходим к повороту ручья на юг. Впереди перед собой (в восточном направлении) замечаем понижение в хребте, которое вполне может стать седловиной нашего будущего перевала.

Подъём по мелкой плитчатой осыпи, проходим участок некоторого выполаживания и подходим под перевальный взлёт. Перевальный взлёт перевала Энтузиастов имеет высоту (с западной стороны) 250 метров. Представлен мелкой осыпью, крутизной до 40 градусов. Подъём с самостраховкой альпенштоком занял 45 минут. Седловина перевала Энтузиастов (1Б,4037) также состоит из мелкой осыпи, шириной 5-7 метров. Складываем тур, оставляем записку. Перевал полностью оправдывает своё название, так как к югу на расстоянии 800 метров расположен аналогичный перевал соединяющий те же долины но заметно ниже и проще. Спуск с перевала Энтузиастов проходит по более крутому осыпному склону, но мы решаем выбрать иной вариант. Решаем пройти траверсом через небольшую скально-осыпную вершинку к перевалу расположенному южнее. Траверс занял у нас около 30 минут.

Седловина следующего перевала значительно шире, состоит из рыжей мелкой осыпи. Даём ему название - Пляж (1Б,3975 п/п). На его восточном склоне имеется небольшой снежник. Решаем остановится на нём на ночлег. С перевала Пляж отлично просматривается наш возможный следующий перевал в долину Кенсу. Путь на него проходит через ледник, поэтому лучше уж на широкой седловине, чем на леднике.

День 12 пер.Пляж - пер. Желанный (2А,4418 п/п) - р.Кенсу

Выход в 8.35. С утра спускаемся с перевала Пляж. Спуск представлен мелкой и средней осыпью, крутизной до 30-35 градусов. Довольно большой 300-метровый сброс выводит нас на открытый язык ледника.

Затем начинаем подъём по этому леднику. Крутой язык ледника, заставляет одеть кошки. Далее сплошь трещины. Проходим и с тщательной страховкой, маневрируя в этом огромном лабиринте трещин. Придерживаемся центра ледника, по краям трещины шире.

После 500-метрового участка трещин, после некоторого перегиба ледник становится пологим и закрыт снегом. Впереди ярко выраженный перевал, в дальней (южной) части цирка. За 1 час 15 минут движения по леднику подходим под перевальный взлет.

Перевальный взлёт - ледовый с серией трещин и широким бергшрундом. Проходим его несколько левее, а потом двигаемся вправо на седловину. Общее время подъёма по леднику на перевал 2 часа 50 минут. Седловина перевала Желанный (2А, 4418) представлена узким скальным гребнем. Складываем тур и начинаем спускаться.

Спуск по скально-осыпному склону, местами крутоват (45-55 градусов). Камнеопасно! Затем выходим на небольшой ледник (практически без трещин) по которому спускаемся до небольшого ледникового озера. Останавливаемся на обед. Высота по GPS - 4105 метров.

Далее спускаемся по пологой морене, переходящей в осыпные пологие склоны долины. Несколько раз без особых проблем переправляемся с берега на берег ручья, выбирая более оптимальный путь. Затем ручей сливается с другими и уже вдоль реки по её левому берегу идём вниз по течению. Горы постепенно отступают, рельеф приобретает черты равнинного. В общей сложности от озера прошли 1 час 25 минут и остановились на ночлег. Высота по GPS - 3752 метров.

День 13. р.Кенсу - долина р.Кёкаргыр - оз.Чатыр-Кёль

Выход в 8.10. С утра продолжаем спускаться вдоль реки Левый Кенсу, по его левому берегу. Идётся легко по широкой травянистой долине. За 30 минут дошли до слияния истоков. Проходим ещё полчаса и решаем переправляться на противоположный правый берег реки.

Переправа в месте, где река разлилась на 2 рукава, шириной по 10 метров каждый. Воды по колено, течение не сильное.

Далее меняем направление движения на западное. Идём перпендикулярно долине Кенсу. Переваливаем через травянистый водораздел и спускаемся к долине реки Кёкаргыр. Тропы, обозначенной на нашей карте в этом месте нет. Далее продолжаем двигаться по огромной плоской долине к первому правому притоку р. Кёкаргыр. Расстояние 3,4 км до него проходим за 45 минут. Здесь же останавливаемся на обед. Высота по GPS - 3650 метров.

Продолжаем двигаться в западном и юго-западном направлении. До 2-го правого притока реки Кёкаргыр приходиться двигаться по участкам высокотравья. Расстояние 3,9 км проходим за 55 минут. До третьего правого притока реки Кёкаргыр дошли за 50 минут. С прибрежного холма далеко впереди показалось озеро Чатыр-Кёль.

Далее абсолютно ровные луга с редкой травянистой растительностью, которые кажутся бескрайними. Выходящие с гор ручьи, пересыхают и не доходят до реки Кёкаргыр. Воды нет на протяжении более 15 км. Дошли до северо-восточной оконечности озера Чатыр-Кёль и остановились на ночлег. Высота по GPS - 3530 метров.

День 14. Днёвка на оз.Чатыр-Кёль

День 15. оз.Чатыр-Кёль - р.Мустыр

Идём вдоль береговой линии в западном направлении, срезая изгибы. На противоположном берегу отлично просматривается хребет Торугарт-Тоо, являющийся границей между Китаем и Киргизей. Постепенно хребет Ат-Баши подходит к озеру ближе, а затем и совсем близко. Выходим на старую грунтовую дорогу. Проходим крупный залив. Останавливаемся на обед.

Далее отдельные холмы - отроги хребта Ат-Баши подходят почти вплотную к воде. Доходим до северо-западной оконечности озера Чатыр-Кёль. Общее время движения вдоль береговой линии 3,5 часа чистого ходового времени (22,5км).

Затем в юго-западном направлении, вдоль хребта. Тут к нашему удивлению начинается самое интересное! Многочисленные остатки полевых военных сооружений на протяжении почти 8 км: целые лабиринты многокилометровых окопов, пулемётные доты, противотанковые рвы и т.д. и т.п. Когда-то здесь проводились серьёзные военные учения. За 1 час 45 минут от озера дошли до грунтовой дороге на пер.Туз-Бель. Далее спускаемся к реке Мустыр (довольно большой сброс) и останавливаемся на ночлег. Высота по GPS - 3569 метров.

День 16. р.Мустыр - в верховье р.Лев. Мустыр

Выход в 9.30. Отправляемся на попытку восхождение высшей точки хребта Торугарт-Тоо. Берём продуктов на 4 дня. Идем вверх по течению р.Мустыр. Примерно за полчаса подходим к предгорьям. Далее удобней идти по левому орографическому берегу, так как он шире. Переправляемся (воды по колено, течение не сильное, ширина около 15 метров) на противоположный берег.

Далее подъём по высокому холмистому левому берегу, представленный широким плоским междуречьем. Проходим слияние истоков реки Мустыр (1 час 20 минут от места ночлега). Далее по Левому Мустыру. Река протекает в глубоком каньоне. Мы идём по высокой ровной террасе. Затем долина начинает довольно быстро сужаться. Начинается череда сплошных скальных каньонов. Река течет в глубоких (50-70м), очень узких (5-15 м) каньонах, хотя река не маленькая. Нам же приходиться подниматься по крутым (до 30 градусов) скально-осыпным склонам.

Доходим до слияния 3-х ручьёв, истоков р.Левый Мустыр. Проблема в том, что все 3 ручья протекают в глубоких каньонах. Нам нужно пройти прямо через крайний левый исток. Но он протекает в глубоком скальном каньоне и конца его поблизости не видно. Расстояние между стенками каньона 4-5 метров, а его глубина 10-12 метров. Долго ищем выход из этого лабиринта.

Затем спускаемся метров на 150 ниже слияния истоков. Здесь имеется более простой участок где можно спуститься в каньон. Крутой скально-осыпной склон метров 15. Далее переправа с самостраховкой альпенштоком через р.Левый Мустыр, чуть выше его слияния с правым притоком. Забираемся на правый берег реки и останавливаемся на обед.

Кстати надо отметить, что ручьи имеют ярко выраженное ледниковое питание со всеми вытекающими последствиями. За те 2 часа, что мы обедали уровень воды в реке поднялся на 60см! Высота по GPS - 3787 метров.

Далее плавный набор по направлению к скалистому отрогу вдоль ручья, текущего по-прежнему в глубоком каньоне. Затем выходим к языку старой морены и по ней вверх. Затем удобней выйти на гребень морены, слева по ходу. По нему быстро подходим к открытому леднику без трещин. За 35 минут подходим к подножью вершины 5108м. По центру ледника имеется каменистый участок, удобное и логичное место для ночлега. Высота по GPS - 4313 метров. С лагеря отлично просматривается вершина. Выбираем вариант маршрута завтрашнего восхождения.

День 17. в верховье р.Лев. Мустыр - г.Пик Педуниверситет (3А,5023 п/п) рад

Выход с рассветом в 7.00. Температура с утра -7-10. Одеваем всё снаряжение и подходим к ледовому взлёту. Фирно-ледовый склон крутизной 25-30 градусов, постепенно увеличивает свою крутизну. После набора около 150-200 метров на склоне появляется множество трещин, крутизна увеличивается до 30-35 градусов, местами до 40. Дальнейшее движение производим в связках.

Набираем около 200 метров по фирно-ледовому склону (30-45 градусов) и выходим на западный гребень. Экспозиция склона северо-западная.

После гребня короткий участок траверса, обходим крутые скальные выходы. Склон 45-55 градусов, организуем сопровождение через скальный выступ. Далее подъём по узкому кулуару, камнеопасно! Лёд, крутизной 45 градусов. Затем выход на комбинированный скально-снежно-осыпной склон, крутизной 40-45 градусов, в верхней части до 55-60.

Движение сильно затрудняют участки мелкой осыпи, слегка присыпанные снегом, или с тонкой ледовой корочкой. Провешиваем 5 перильных верёвок (точки - скальные выступы). Затем одна почти вертикальная верёвка (точка - скальный выступ).

Затем движение вдоль скал по снежному склону 30-35 градусов, набор высоты около 40 метров. Затем выход через перемычку на ледовый склон, ведущий к вершине.

Вообще мы планировали восхождение на высшую точку хребта Торугарт-Тоо, г.5108м. Но с запада вершина обрывается скалами, высотой 50-70 метров, местами отвесными. Оптимальный путь наверх найти не удаётся. Времени на восхождение остаётся не так много (ещё спускаться). Поэтому решаем взойти на более приемлемую вершину, расположенную в скально-ледовом гребне, примыкающий с юга.

После движение к вершине траверсом по ледовому склону, крутизной до 65 градусов. Страховка через ледобуры, провесили 2,5 нитки наклонённых перил. Вершина - очень узкий скальный гребень сильно разрушенных скал (на гребне может с трудом стоять один человек). Высота по GPS - 5023 метра, что ниже на 85 м высшей точке хребта.

Спуск по пути подъёма. На спуске повесили 350 метров (можно было и больше!) перил по комбинированным скально-снежно-осыпным-ледовым склонам (точки - буры, скальные выступы, скальные крючья). Внизу в связках. С тщательной страховкой на бергшрунде. Общее время восхождения 9ч 20 мин.

День 18. р.Лев. Мустыр -р.Мыстыр

Выход в 9.20. Спускаемся по пути позавчерашнего подъёма (см описание День 16.) 50 минут - до слияния 3-х ручьёв; 50 минут - вниз мимо каньонов до первых альпийских лугов; 40 минут - до слияния правого и левого истоков р.Мыстыр; 30 минут - до закладки в предгорьях хребта.

Полуднёвка

День 19. р.Мыстыр - пер.Простой (н/к,3621 п/п) - р.Кызылсу - пер.Обзорный (1Б,4255)

Выход в 8.45. Двигаемся на запад по широкому плоскому междуречью. Бескрайние травянистые луга. Проходим пересохшее травянистое русло ручья. За ним начинается подъём на холмистый отрог хребта. Переваливаем через него и спускаемся к широкому каменистому руслу ручья, воды в нём нет. Ручей вытекает с гор и поворачивает на запад. Нам он по пути.

Прямо перед нами ярко выраженная седловина в следующем отроге хребта. Данный отрог также травянистый, но значительно более высокий, чем предыдущий. Данный отрог отделяет нас от долины реки Кызылсу, в верховье которой нам и надо. Подъём серпантином по пологому травянистому склону. Седловина перевала Простой (н/к,3621) широкая, общее время восхождения от места ночлега (р.Мустыр) - 1 час 20 минут.

После небольшого спуска начинается "скакание" по небольшим отрожкам, долинам ручьёв с перепадами по 30-50 метров. Впереди на западе служит ориентиром ярко выраженная отдельно стоящая гора с красным оттенком. Слева скальный гребень с остроконечной вершиной г.4667м. За 50 минут дошли до широкой долины р.Кызылсу.

Далее идём вверх по течению, по правому орографическому берегу реки. Имеется старая тропа. Затем долина сужается. Переправляемся на левый берег реки (ширина 15 метров, течение несильное, воды чуть выше колена). Затем идём по высокой террасе левого берега, абсолютно ровной. Где-то напротив устья крупного правого притока с левого берега к руслу реки спускается скальный отрог. Траверсируем глинисто-осыпной склон, крутизной до 45 градусов, круто обрывающийся к реке. Река метрах в 100 внизу. Проходим также по высокому левому берегу слияние левого и правого истоков реки Кызылсу. Левый берег затем несколько выполаживается. Дальше он изрезан глубокими долинами ручьёв (левые притоки), поэтому спускаемся по осыпному склону к руслу ручья. Возле реки останавливаемся на обед. Высота по GPS - 3600м.

Далее двигаемся вверх по узкому каменистому руслу ручья. Множество свежих следов волков и их жизнедеятельности (черепа и т.д.). За 45 минут дошли до устья правого притока. Идём дальше, крутизна долины постепенно увеличивается. Ручей постепенно поворачивает на лево. Вскоре русло ручья окружается скально-осыпными склонами, которые становясь всё плотней образуют каньон. Прыгаем по камушкам с одного берега ручья на другой. В общем-то сохранить ноги сухими всё равно не удаётся. Некоторые особенно сложные участки приходится преодолевать по комбинированному скально-осыпному склону, кстати, довольно крутому. Затем борта каньона расступаются, справа по ходу показывается седловина нашего предполагаемого перевала. Общее ходовое время от обеда до перевального взлёта 2 часа.

Перевальный взлет представлен пологой мелкой осыпью (10-15 градусов) в нижней части и более крутой в верхней (20-25). Перепад + 190 метров. Седловина широкая. Складываем по центру тур, оставляем записку. С седловины перевала Обзорный (1Б,4255 п/п) отлично просматривается почти весь хребет Торугарт-Тоо и "гигантская" долина реки Арпа.

Спуск по мелкой осыпи, крутизной 30-35 градусов. Спуск со взлёта метров 200 спускаемся за 5 минут. Ноги сами едут по осыпи.

Проходим вниз по долине ручья до первых травянистых полянок и останавливаемся на ночлег. Высота по GPS - 3893 метра.

День 20. р.Суек - р.Кулаганташ

Выход в 7.45. Идём вниз по широкой долине, которая постепенно становится всё шире и шире. Примерно через час пути отроги хребта Торугарт-Тоо остаются позади. Мы оказываемся в огромной долине реки Арпа. Многие реки, которые стекают с хребта и направляются на север, постепенно мелеют, пересыхают, так и не доходя до реки Арпа. Поэтому долина, особенно её более нижняя часть выглядит безжизненной. Бесконечные поля полузасохшей травы.

Внизу слева по ходу можно разглядеть долину реки Суек. За 1,5 часа ходьбы по слабо пересечённым ландшафтам доходим до широкой реки Суек. Возле реки внизу по течению стоят две юрты. По нашему плану предполагалось подняться в верховье реки перевалить через одноимённый перевал, непосредственно на границе с Китаем.

Проходим вверх не более 10 минут как нас догоняют 3 всадника на конях. Это киргизские чабаны, по совместительству пограничники. Проверяют наши документы. Всё в порядке, но туда идти нельзя. Почему? Потому что там китайские пограничники, которые нас обязательно задержат. В общем, бесполезные препирательства и нам приходиться подчиниться. Нам советуют обходить и переваливать через Фергансикй хребет где-нибудь по дальше от этого границы. Приходится изучать карту, ведь придётся менять весь финальный участок. Наш заявленный запасной вариант через долину реки Каракель, также отвергнут пограничниками. Ещё и потому, что у нас пропуск в погранзону на территории Нарынской области, а тут начинается Ошская.

В общем-то, дружественно настроенные к нам пограничники советуют нам вариант движения вниз по долине реки Арпа, а затем перевалить через перевал Читты и там выйти в населёнку. Оттуда без проблем можно уехать в г.Узген - крупный районный центр.

Достоинство этого варианта: технически простой, исчерпывающая консультация (т.к. когда-то они там охотились и охотно нам описали весь путь), простой выезд с конечной точки маршрута. Минусы - увеличивается протяженность маршрута (на 20-30 км).

Решение принято - идём в пеший марафон через пер.Читты.

Спускаемся несколько вниз по реке Суек, присматривая место для переправы на левый берег. Река шириной 20-25 метров, сильное течение, каменистое русло. Переправляемся стенками по 3 человека, глубина почти по пояс.

Затем за час переваливаем через травянистый отрог в долине реки Суек, перепад около 100 метров. Спускаемся с травянистого отрога и идём по тропе в северо-западном направлении. За 25 минут дошли до небольшого ручья-родника.

Идём дальше в том же направлении. Тропа идёт вдоль подножия хребта. GPS показывает, что мы постепенно теряем высоту, хотя, что не ощущается. За 3 часа чистого ходового времени монотонного движения дошли до р.Кулаганташ. Кстати, надо отметить, что с водой некоторые проблемы. Расстояние между редкими ручьями до 10 км, 80% пересохшие без воды. Высота по GPS - 3076 метров.

День 21. р.Кулаганташ - р.Каракол - р.Инкасу - р.Чон-Каракоман - р.Качи-Каракоман

Выход в 9.20. Продолжаем пеший марафон вдоль Ферганского хребта. По пути пересекаем невысокие холмы-отроги долин хребтов. За 1 час 40 минут чистого ходового времени подошли к глубокой долине реки Каракол. Спускаемся. Мутный мощный поток, высотой по колено. Переправляемся с самостраховкой альпенштоком.

Затем забираемся на высокий левый берег. Вновь ходьба по травянистым лугам. За 1,5 часа подходим к реке р.Чон-Каракоман. Переправа по колено не вызывает особых затруднений.

Постепенно широкая долина реки Арпа все более сужается, уже просматриваются некоторые фрагменты речной террасы самой реки.

Далее ещё одна несложная переправа через очередной левый приток р.Арпа (без названия). От него 40 минут до р.Качи-Каракоман. Переправа по колено, того же характера. Возле русла реки останавливаемся на ночлег. Высота по GPS - 3110 метров.

День 22. р.Качи-Каракоман - пер.Кызылбелес (н/к,3143) - пер.Кёккыл (н/к,3084) - р.Джилангач

Выход в 9.00. Поднимаемся на довольно высокий осыпной берег реки и продолжаем двигаться в северо-западном направлении. Имеется старая тропа. Надо сказать, что река Арпа постепенно начинает уходить всё глубже и глубже, прорезая долину. Если вчера, позавчера мы шли по ширикому высокогорному плоскогорью, то сегодня начинается более пересечённый рельеф.

Пересекаем несколько небольших левых притоков реки Арпа. Впереди показался травянистый перевал Кызылбелес. Перевал находится в северном травянистом отроге Ферганского хребта. С его помощью удается пройти далее по долине реки Арпа, без значительных перепадов высот. Спускаемся также по травянистому склону, крутизной 15-20 градусов. Местами участки высокотравья.

Далее вновь пересекаем левый приток Арпы. Затем сильный сброс к р.Шильбели. Спустились ниже психологической отметки 3000 метров, а именно 2854 м. Последний раз такое было 12 дней назад. Сразу меняется растительность. Появляются кустарники, разнотравье высотой почти по пояс и т.д. Тропа по которой мы шли идёт вверх по течению на перевал Шильбели.

Переправа через Шильбели не проста: сильное течение, воды выше колена, ширина 5-8 метров. Переправляемся стенками по 3 человека.

Затем начинается крутой и высокий взлёт на перевал Кёккыл. Монотонный подъём по высокотравью слева (по ходу) от ручья, текущего с перевала. Сам перевал размером с футбольное поле. Спуск гораздо круче. Тот же характер, в нижней части добавляется кустарники (рябина и ещё что-то). Спускаемся к руслу реки Джилангач. Проходим немного вдоль широкого правого берега. Затем удобней идти по левому. Переправа вброд не сложна, воды не выше колена, течение медленное. Проходим пару переходов и останавливаемся на ночлег в верховьях реки. Высота по GPS - 3012 метра.

День 23. р.Джилангач - пер. Джилангач (н/к,3136) - пер. Читты (1Б,3678)

Выход в 9.40.Продолжаем подъём по левому орографическому берегу реки Джилангач. Пересекаем два небольших притока реки. Далее монотонный подъём выводит нас на широкую травянистую седловину перевала Джилангач. Спуск на северо-запад в долину реки Семиз крутоват. Но нам туда не надо.

С перевала мы двигаемся в южном направлении, несколько траверсируя склон и выходим к руслу ручья, стекающего с цирка нашего перевала. По пути проходим несколько глубоко врезанных в склон сухих русел ручьёв. Затем движемся вверх по широкой долине ручья. Сплошные участки высокотравья.

Через 2-3 км начинается резкий подъём. Двигаемся по-прежнему на юг. Переправляемся через ручей-приток главного ручья. Главный ручей долины уходит вправо (по ходу). Затем проходим слева от водопада. После осыпной склон выводит нас к ровному участку. От сюда уже чётко просматривается перевальный взлёт. От перевала Джилангач до подножья перевального взлёта перевала Читты 1 час 25 минут чистого ходового времени.

Перевальный взлёт имеет высоту 220 метров. Представлен мелкой и средней осыпью, по мере подъёма постепенно становящейся всё круче и круче (максимальная крутизна в верхней части до 45 градусов). Подъём с самостраховкой альпенштоком. Занял 35 минут.

Седловина перевала Читты (1Б,3678) скально-осыпная. Есть где разместиться.

Спуск имеет тот же характер, что и подъём. По мелкой осыпи съёзжаем моментально, некоторые трудности только на средней по размеру осыпи, тут уж не разгонишься. Длинный спуск приводит к долине, которая очень резко сбрасывает высоту. Долина этого ручья, очень узкая. Местами перекрыта большими (по 50-70м) снежниками, которые видимо уже так и не успеют растаять.

Возле слияния с левым притоком долина несколько выполаживается имеется ровные площадки. Здесь и останавливаемся на ночлег. Высота по GPS - 3193 метра.

День 24. р.Аркашур - р.Читты - р.Яссы

Выход в 9.20. С утра решительно продолжаем спускаться вниз по течению реки. Идём сначала по левому берегу. Затем по камушкам переправляемся на правый. Проходим минут 20 и снова на левый. Долина крутая, быстро теряем высоту. Поначалу в долине часто чередовались осыпные участки, поэтому скорость не так велика (за первый 50-ти минутный переход прошли 2,5 км). Затем берега становятся более широкими, идём по травянистым лугам (за второй 50-ти минутный переход прошли уже 3,5 км). Растительность становится более обильна. Появляются первые кустарнички.

Затем подходим к слиянию с крупной р.Аркашур. У слияния крутой сброс каньонного типа. На противоположном берегу стоит брезентовая палатку. Живут местные пастухи. По камушкам переправляемся к ним. Нас угощают чаем, консультируют по дальнейшему пути, который становится совсем простым. Далее имеется грунтовая дорога, по которой видимо гоняют скот, транспорт здесь вряд ли проедет. Вдоль реки Читты растёт редкий лес. Вообще долина довольно хорошо обжита местными жителями, палатки, домики и т.д. встречались нам несколько раз.

За 2 часа чистого ходового времени от р.Аркашур дошли до устья реки Читты. Тут она сливается с рекой Яссы. У слияния живут пчеловоды. Далее вниз по долине реки Яссы идёт грунтовая дорога с покрытием по которой уже довольно часто ездят машины. А ездят они в среднее течение реки Яссы, где находятся выходы минеральных и лечебных вод Кара-Шоро. Одно из популярных мест отдыха жителей г.Узгена и г.Оша.

Здесь и заканчивается наш маршрут. Высота по GPS - 1956 метров.

11. Потенциально опасные участки маршрута и обеспечение безопасности на маршруте

! Пожалуй, наибольшую опасность при прохождении маршрута для нас представляли камнепады. В этом отношении больше всего запомнились: пер. Уральских туристов (с юга), пер. ГБФ (с севера), пер.Желанный (с юга), г.Педуниверситет. На этих участках маршрута угроза камнепада особенно велика, чему мы даже были свидетелями. Лучше проходить эти локальные препятствия как можно раньше с утра. Но это не всегда удается из-за значительных перепадов высот, длительных подходов, жестких временных ограничений. Поэтому можно посоветовать лишь одно - всегда находиться в касках, быть внимательнее (возможно использования наблюдающего), стараться не задерживаться в наиболее опасных местах (узкие кулуары и др.).

! Срыв на крутом склоне - одна из главных угроз нормального прохождения маршрута. Хребет Ат-Баши и хребет Торугарт-Тоо - районы с резким альпийским рельефом и, как следствие, крутых участков очень и очень много (все и не перечислить). Поэтому особое внимание в походе было уделено страховке. Использовались её разные виды: самостраховка альпенштоком (на осыпных склонах крутизной до 35-45 градусов), самостраховка ледорубом (на фирно-ледовых склонах крутизной до 35-45 градусов), перильная страховка (на склонах 45 и более градусов; в сумме было провешано более 1000 метров), движение в связках (на фирно-ледовых склонах крутизной до 45 градусов). Кроме того, на всякий случай, у группы имелась достаточно грамотно подобранная аптечка и у каждого участника индивидуальный перевязочный материал. Некоторые участники группы участвовали в различных соревнованиях (прежде всего туристическое многоборье (4 участников имеют звание КМС)), где отрабатывались различные аварийные ситуации, возможные в походе (в том числе с транспортировкой пострадавшего).

! Трещины на ледниках представляют серьёзную опасность в следующих местах: пер.Учитель (с востока), пер.Уральских туристов (с обеих сторон), пер.ГБФ (с северо-востока), пер.Желанный (с юга)!!! На этих участках активно использовался весь имеющийся у нас набор ледового снаряжения (ледобуры, ледорубы, перильная страховка, кошки и др.)

! Переправы через горные реки также стали довольно серьёзной проблемой на маршруте. Хребты Внутреннего Тяшь-Шаня - район с огромным количеством горных рек.

! Когда мы заходили в район, все местные жители уверяли нас, что район кишит волками. Рассказывали несколько случаев нападения волков на людей, даже летом. Искренне удивлялись, что мы не вооружены. Волков мы не встречали, но следов видели очень много.

12. Перечень наиболее интересных объектов на маршруте

Маршрут включал в себя довольно большое количество локальных препятствий, прежде всего перевалов. Каждый перевал представлял из себя прекрасную обзорную точку, с которой открывались прекрасные виды гор Внутреннего Тянь-Шаня. Тем не менее, из всех 14 перевалов на которых нам довелось побывать, хотелось бы особо отметить следующие: пер.Обзорный, пер.Желанный, пер.ГБФ. Великолепная панорама ждёт своих восходителей с г.Педуниверситет и г.Пик Тылды-Суу.

Большое впечатление на нас произвела бескрайняя Аксайская долина. Уникальное плоскогорье со средней высотой 3500 метров. По обеим сторонам долину окружают мощный альпийский рельеф. С большим удивлением встретили пасущихся здесь верблюдов.

Самое высокогорное озеро Киргизии Чатыр-Кёль изюминка путешествия. На заднем плане мощно смотрится хребет Торугарт-Тоо. На озере тысячами гнездятся дикие гуси, утки и другие птицы.

Благодаря сочетанию разных компонентов природы (горный рельеф, реки, обилие растительности) ландшафт очень привлекателен с эстетической точки зрения, характеризуется большим колористическим разнообразием пейзажа.

Данный район из-за своей малой хозяйственной и туристской освоенности имеет очень богатый и непуганый животный мир чему мы не раз были свидетелями.

13. Дополнительные сведения о походе

11 Фонарик 1 шт 0,2 кг

Итого общий вес личного снаряжения 7,3 кг

Комментарий к снаряжению:

К снаряжению особых требований не предъявляется - достаточно, чтобы палатка выдерживала порывы ветра до 10-15 м/c и длительные осадки, а спальник позволял комфортно ночевать при наружной температуре до -10 гр. Ввиду большого числа бродов рекомендуется иметь запасную обувь и достаточное количество носков. Конечно, необходимы такие предметы, как солнцезащитная мазь и очки, шерстяные шапочка и перчатки (не помешают даже днем). Леса или отсутствуют совсем или удалены. Поэтому горючего для горелок должно быть достаточно на весь поход. Костёр мы жгли лишь однажды. Экран из фольги или стеклоткань существенно ускорят процесс приготовления пищи, так как ветер в ущельях практически не стихает.

13.2. Питание в походе

Раскладка на группу туристов (6 человек) условно делится на 3 части

с постепенным нарастанием рациона.

Таблица (RTF)

Личные вещи 8 9 50
Итого 39,1 29,7 216

14. Смета похода

Наименование расходов На одного участника На группу (6 человек)
Поезд Свердловск – Бишкек (плацкарт) 1.500р. 9.000р.
Заправка Газа, аптека и прочие расходы 250р. 1.500р.
Автобус Бишкек – Нарын 310р. 26000 сом, 1857р.
Проживание в Нарыне, 2 суток (гостиница) 140 сом, 100р. 8400 сом, 600р.
Питание в дороге туда 500р. 3.000р.
Автобус Нарын – Ат–Баши 120р. 1000 сом, 714р.
Автобус г.Ат–Баши – дер.Озгерюш 120р. 1000 сом, 714р.
Питание в походе 1.700р. 10.200р.
Оформление пропусков в погранзону 5 евро, 175р. 30 евро, 1050р.
Машина ущелье р.Яссы – г.Узген 71р. 600 сом, 428р.
Такси г.Узген – г.Ош (аэропорт) 120р. 1000 сом, 714р.
Самолет Ош – Бишкек 2000сом, 1428р. 12000 сом, 8570р.
Такси аэропорт – ж/д вокзал г.Бишкека 120р. 1000 сом, 714р.
Проживание в Бишкеке (1 сутки) + питание 250р. 1.500р.
Поезд Бишкек – Свердловск 1.500р. 9.000р.
Питание в дороге 250 1500
Итого 8515 51090,

Примерный курс валют на лето 2006 года

1 рубль- 1,4 киргизский сом

Максимально высокий курс рубля в Бишкеке (местами почти 1,5), максимально низкий в районе оз.Иссыкуль (1,3)

15. Оценка категории сложности похода

Оценку категории сложности похода производим в последовательности, согласно "методике категорирования пешеходного маршрута" ("Русский турист"; выпуск седьмой; Москва 2001г.)

1. Общая протяженность маршрута - 394,5 км (посчитано с коэфицентом 1,2). Продолжительность похода - 24 ходовых дня (с 2-мя днёвками).

2. Перечень всех локальных препятствий (ЛП max). Определяем максимальное количество баллов, которые набрал бы маршрут, если бы все ЛП шли в зачет.

Переправы н/к р.Ат–Баши (в верховьях) 0,5
  пр. приток р.Чет–Келтедид 3
    р.Левый Мустыр 3
    Итого: 113

3. Подсчитываем сумму баллов за ЛП (локальные препятствия), идущие в зачет.

Вид препятствия Название к.с. баллы

Характеристика протяженных препятствий

Таблица 15 (RTF)

В зачет за ПП идёт - 108 баллов

4. По таблице, приведённой в той же "методике", определяем географический показатель района - он равен "6" (Г)

Далее определяем коэффициент автономности - он равен "1" (А)

5. Используя высотный график маршрута (включая подъёмы и спуски) определяем коэффициент перепада высот. По формуле:

К=1+GH/12

где GH - суммарный перепад высот (в км)

К=1+23/12=2

6. Далее на основании полученных оценок отдельных параметров маршрута подсчитываем общее количество набранных им баллов. По следующей формуле:

КС=ЛП+ПП+(ГАК)

где КС - полученная категория сложности маршрута

ЛП - баллы за локальные препятствия

ПП - баллы за протяженные препятствия

Г - географический показатель

А - показатель автономности

К - коэффициент перепада высот

КС=74+108+(6 1 2)=182+12=194

185<194 - укладывается в диапазон для 6 к.с.

Вывод: по действующей методике категорирования пеших походов пройденный маршрут по всем параметрам соответствует маршруту "6" (шестой) категории сложности. Кроме того, нужно особо учитывать, что маршрут явился полным туристским первопрохождением!

16. Необходимые документы

Гражданам СНГ не нужна виза для посещения Киргизии. Но по приезду в течение трех дней необходимо зарегистрироваться. По прошествии этого срока без регистрации встреча с первым же милиционером грозит неприятностями. Максимальная концентрация милиции - автовокзал в Бишкеке. Тут и наличие необходимых документов не защищает от домогательств "служителей порядка". В других населенных пунктах республики встреча с милиционерами - скорее исключение, чем правило.

Для посещения приграничных зон Кыргызстана, а таковыми и являются долины, лежащие южнее хребтов Ат-Баши, необходим пропуск. Выписывает его МВД и, в зависимости от формы документа, в нем может потребоваться дополнительная отметка погранотряда, в распоряжении которого попадает территория похода. В нашем случае потребовалась отметка Нарынского погранотряда. Кроме того, может потребоваться отметка СНБ (служба национальной безопасности, типа КГБ). Её можно сделать также в Нарыне.

Можно приехать в Нарын и при везении и настойчивости оформить пропуска в погранзону самим дня за 2-3. Причём практически бесплатно. В противном случае можно порекомендовать следующие, известные нам турфирмы.

"Альп Тур Иссык Куль": 61-1, Кирпичный завод, Каракол, 722360, Киргизия. тел: (996 3922) 20548 факс: (996 3922) 50163. e-mail: khanin@infotel.kg e-mail: khanin2003@mail.ru. web: "http://www.mountain.ru/advertising/Issik_Kul/" rel="nofollow"

"Turkestan Travel Company": 273, Токтогула, Каракол, 722360, Киргизия. тел: (996 3922) 26489 факс: (996 3922) 59896. e-mail: psi@karakol.kg. "http://www" rel="nofollow". karakol.kg

"Горы Азии": 1А, ул. Линейная, 720021, Бишкек, Киргизия. тел.: (996 312) 690235; (996 312) 690234 факс.: (996 312) 690236. e-mail: aljona@mail.elcat.kg. www.asiamountains.co.uk. www.asiamountains.free.fr

17. Итоги и выводы

Общее впечатления о походе самые положительные. Несмотря на относительно небольшие размеры республики Киргизии и достаточно массовый "наплыв" туристов в летний сезон, многие уголки страны остаются практически непосещаемыми в силу относительной удаленности и режима государственной границы с Китаем.

Главная особенность хребта Ат-Баши заключается в том, что район, довольно, полого понижается на юг, и очень резко с большими сбросами обрывается на север. При планировании первопрохождений это надо обязательно учитывать, особенно если вы заходите с юга (пологого склона). Поэтому южные отроги хр.Ат-Баши, Аксайская долина более подходят для пешего туризма. Несмотря на общую приподнятость над уровнем моря, для этой части района не характерны огромные перепады высот. Даже самые крупные долины имеют абсолютную высоту около 3200-3500 метров, а средняя высота перевалов 4200-4300 метров. Кроме того, где ещё в Средней Азии есть такие огромные плоскогорья, не освоенные людьми.

Если прокладывать маршруты по осевой части хребта, особенно захватывать его северные отроги то это более подходящий вариант для горного похода, причём повышенной категории сложности. Одними "2А" здесь вряд ли ограничится. Перепады высот на северной части хребта 1500-2000м на коротких отрезках. Самая интересная в спортивном отношении центральная, более возвышенная часть хребта Ат-баши. К окраинам горный рельеф по проще.

Хребет Ат-Баши и Торугарт-Тоо большой район с огромными туристскими возможностями. Десятки, а может и сотни перевалов и вершин дожидаются своих первопроходцев. Имеется отличное сочетание альпийских вершин с длинными, достаточно пологими долинами рек, представленных луговой растительностью. Перевалы очень разнообразны по сложности, по высоте и по своему характеру (ледовые, осыпные, скальные и т.д) - на любой вкус. Благодаря сочетанию разных компонентов природы (горный рельеф, реки, обилие растительности) ландшафт очень привлекателен с эстетической точки зрения.

За три месяца подготовки к мероприятию нам не удалось найти достаточной информации по предполагаемому району путешествия. И в библиотеке МГЦТК, и в сети общего пользования "Интернет" - полное отсутствие материалов об хр.Ат-Баши, хр.Торугарт-Тоо, Аксайской долине поэтому в походе было не просто. Наша задача своим отчётом хоть как-то частично восполнить этот информационный пробел.

Общий вывод: Поход пройден в установленные сроки без использования аварийных путей. Считаю, что смысловая идея похода полностью удалась.

Паспорта локальных препятствий

Таблица 17 (RTF)

Схемы пройденных локальных препятствий

1. Пер.Уюрма (н/к,3808)

Отчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-Шаню

2. Схема прохождения перевала Учитель (2А,4182 п/п)

3. Схема г.Пик Талды-Суу (2А,4285 п/п)

4. Схема прохождения перевала Козлёнок (1А,4144 п/п)

Отчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-Шаню

5. Схема пер. Уральских туристов (3А,4369 п/п) и пер.ГБФ (2А,4174 п/п)
Схема траверса пер. Энтузиастов (1Б,4037)- пер.Пляж (1Б,3975)

6. Схема пер. Желанный (2А,4418 п/п)

Отчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-Шаню

7. Г. Пик Педуниверситет (3А,5023 п/п), карта пер. Обзорный (1Б,4255 п/п)

8. Карта пер. Читы (1Б,3678)

Карты

Обзорная карта района
масштаб 1: 1 000 000 (в 1 см 10 км)

масштаб 1: 200 000

Восточная часть хребта Ат-Баши

Центральная часть хребта Ат-баши

Западная часть хребта Ат-баши

Восточная часть хребта Торугарт-Тоо

Фотографии:

Отчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-ШанюОтчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-Шаню