19 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Казахстан
Год путешествия: 2005
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: V

Дата: 03-25 августа 2005 г.

Руководитель: Липин (Екатеринбург)

9. Физико-географическое описание района
10. Перечень наиболее интересных объектов
11. Дополнительные сведения о походе
- 11.1. список снаряжения (личное и общественное)
- 11.2. питание в походе
15. Используемая литература
16. Приложение

I. Справочные сведения

1. Проводящая организация: самодеятельная группа туристов т/к УрГПУ "Вершина". Адрес: г.Екатеринбург, пр. Космонавтов 26, УрГПУ

Вид туризма Категория сложности Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
С подъездами Ходовых дней
пеший 5 303 31 23 3 – 25.08 2005 г.

3. Район, подрайон: Джунгарский (Жетысускому) Алатау (Южный и Северный хребет). Юго-Восточный Казахстан.

4. Подробная нитка маршрута: устье р. Казан - пер. Таврида Вост. (первопр. 3600,2А) - р.Правая Сатылы - лед. Сатылы - пер. Муз-Бель (3640,1Б*) - р. Алтынсай - ледник Алтынмуз - траверс 2А / пер. Алтынмуз Западный (3650,2А) - пер. Боковой (3400,1Б)/ - пер. Ахтаир (Весёлый) (3548,2А) - лед. Алтынмуз - пер. Алтынмуз Восточный (3700,2А) - лед. Гляциологов - пер. Каскадный (3800,2А) - пик Гляциологов (4100,1Б) - р. Юйтас - пер. Карабулак (3465,1А) - р. Карабулак - р. Казан - пер. Тюйе-Мойнак (2400,н/к) - р. Кара-Арык - р. Коржун - р. Аюсай - пер. Сапожников (3610,1Б) - лед. Сапожников - пер. Алма-Ата (3730*,1Б) - истоки р. Коржун - пер. Хитрый (3570,1Б) - лед. Алтынсарина - пер. Аболина (3550,2Б) - лед. Аболина - пер. Макаревича (3850,2А) - лед. Макаревича - р. Акбулак - р. Аксу - р. Коксай - лед. Коксай - пер. Уральских туристов (первопр. 3650,1Б) - р. Котурганбулак - каньон (1Б) - р. Кара-Арык - пер. Каратор (3582,1Б) - лед. Булгал - р. Карасырык - пер. Занавес (3700,2А) - лед. Колоскова - пер. Сцена (3600,1Б) - лед. Обручева - пер. Галерка (3800,2А) - лед. Гагарина - р. Акчаганак - лед. Шульца - пер. Турист (3617,1Б) - р. Талды - лед. Джамбула (рад) - р. Кумбасай - пер. Барай (2413,н/к) - р. Баскай - р. Уток - р.Караунгур - р. Бос. Баскан - пос. Покатиловка

5. Определяющие препятствия маршрута

Название и вид препятствия Категория трудности Высота, м Характеристика препятствия
пер. Таврида Вост. (п/п) 3600 Скально–ледовый
Вершина пик Гляциологов 4100 Скалы, фирн
Навесная переправа р. Кара–Арык 2057 L = 30 м, глубина < 1 м

Общее количество локальных препятствий

перевал вершина траверс каньон переправа
н/к – 2 1Б – 1 2А – 1 1Б – 2 н/к – 10
1А – 1       1А – 5
1Б – 8       1Б – 4
2А – 7       2Б – 1
2Б – 1

ФИО Возраст Место учебы Туристическая подготовка обязанности в группе
Участие в походах Перевальный опыт Высотный опыт
Липин Сергей Леонидович 23 Преп–ль УИТ 5 ПР Фаны 5 ЛР Зап. Тува 5 ПУ Кодар 2Б рук. 5400 Руководитель
Тихомиров Антон Михайлович 24 Изд–во «Аква–пресс+» 5 ПУ Фаны 5 ЛУ Зап. Тува 4 ПУ С.Тянь–Шань 2Б участие 1Б руководство 5400 Медик
Батыров Вячеслав Валерьевич 23 Изд–во «Аква–пресс+» 5 ПУ Фаны 4 ПУ С.Тянь–Шань 2Б участие 1А руководство 5400 Ремонтник
Соснина Станислава Юрьевна 20 УрГПУ 3 ЛУ Вост. Саяны 1Б участие 1А руководство 2800 завхоз
Успенский Дмитрий Дмитриевич 23 УрГУ 4 ПУ С.Тянь–Шань 2Б участие 5400 Видеооператор
Столяр Николай Григорьевич 24 Строй– арсенал 4 ПУ С.Тянь–Шань 2А участие 5000 Завснар

7. Адрес хранения отчета: г. Екатеринбург, ул. Пролетарская 3, тел. 371-47-36, 371-64-90. Имеется 0,5 часовой видеофильм

8. Поход рассмотрен МКК: Свердловской области, штамп МКК 56665555

II. Содержание отчета

1. Общая смысловая идея похода

В этом году просто сходить в сложный поход в отдалённый горный район нам показалось маловато. Захотелось открыть не только для себя, но и для всех туристов Свердловской области, какой-нибудь новый малоосвоенный район. Из нескольких довольно интересных вариантов, был выбран самый дешевый - Джунгарский Алатау. До сих пор этот район оставался белым пятном для туристов нашей области.

До настоящего времени этот район посетило всего несколько десятков групп, это крайне мало для района такого масштаба. Для сравнения такое же количество групп посещают Саяны, горы Забайкалья, Алтай и др. всего за один сезон. Хребты Джунгарского Алатау, только в пределах Казахстана протягиваются на несколько сотен километров. До сих пор здесь ждут своих первопроходцев десятки перевалов и сотни вершин. Долгие годы туристское освоение района сдерживал его приграничный статус. В последние годы ситуация изменилась и попасть в район не составляет больших проблем.

Таким образом, привести с собой максимально возможное количество информации о районе - главная наша задача.

Во-вторых, мы успели полюбить Среднюю Азию. Это наше 3-е посещение этой удивительной горной страны (Сев.Тянь-Шань, 2003; Фаны 2004; Джунгарский 2005). Среднюю Азию можно любить хотя бы за то, что путешествие туда представляет собой ещё и своеобразное приключение. Как не старайся, всегда возникают непредвиденные ситуации, особенно на стадии подъездов. А про разнообразие рельефа (и других компонентов природы) и говорить нечего.

Кроме того, нас привлекает сама идея совершения пеших походов в высокогорье. При этом учитывается принятая "методика категорирования пеших походов". Нитка маршрута прокладывается в обход многочисленных технически сложных участков, тем не менее, даже с "пешим" опытом удаётся побывать и на высших точках районов, и посетить наиболее интересные его места.

Общая смысловая идея похода заключалась в прохождении "сильной пятерки" с максимально возможным количеством перевалов, с большим километражем.

Одна из основных идей похода - это пропаганда спортивного туризма. С этой целью по материалам похода планируется проведение фотовыставок в нескольких ВУЗах города (как минимум в УрГПУ, УИТ, УрГУ). Публикация статей в журналах. Это послужит прекрасной рекламой нашего студенческого т/к "Вершина" УрГПУ и "Пилигрим" УИТ и, в конечном счете, пополнит наши ряды. Кроме того, в походе был отснят 1,5 часовой видеофильм, который будет обязательно представлен на собрании Уральского филиала "Русского Географического общества", а также на общем собрании т/к "Вершина", посвященным летним походам.

2. Подъезд к району путешествия

отправление в ~ 6.00
прибытие в ~ 8.00
ГАЗ-66
По предварительной договоренности с фирмой "Stek"
В пути 6 часов (по горной дороге около 80-100 км)
Обратно: Такси (частник) пос. Покатиловка - г.Сарканд
отправление 29.08 в ~ 9.00
прибытие 31.08 в 12.12

Комментарии к разделу:

1. Имеются 2 варианта как добраться до станции Уш-Тобе: а) поездом с пересадкой в Алма-Ате б) поездом с пересадкой в Новосибирске. По времени несколько короче вариант "а", он же и несколько дешевле. Но спокойней вариант с пересадкой в России. Мы с познавательной точки зрения решили "прокатиться" двумя путями.

2. Уш-Тобе, Талды-Курган, Текели связаны между собой регулярным автобусным сообщением. Можно воспользоваться и услугами таксистов частников, стоимость невелика.

3. Лучше всего заранее связаться с фирмой "Stek" E-mail:stek@mail.ru, моб. 8-333-25-49-801, 8-333-35-94-871, директор Дима Сагуров, которая единственная занимается доставкой в район, причем возможны различные варианты.

Мы на этом потеряли 3 дня. Пока их нашли, оказалось, что машина занята, пока нам сделали пропуска в погранзону, регистрация ... Всего этого можно было избежать, заранее перед выездом отправив информацию о себе (нитку маршрута, паспортные данные). К приезду будут оформлены все документы (регистрация, пропуск), и будет ждать машина. Кстати, дорога не для слабонервных - проходит по крутым каньонам и обрывам.

4. В поселке Покатиловка, изрядно подвыпившие Казахи, встретили нас не очень дружелюбно, пришлось очень быстро искать такси, хотя, имеется регулярное автобусное сообщение с г. Саркандом.

5. Из Сарканда до Алматы добраться очень просто - ходят многочисленные автобусы (много проходящих). Все они преимущественно отправляются в ночь.

3. Аварийные выходы с маршрута

В данном районе довольно коротких аварийных выходов нет, все они рассчитаны на срок от 4 до 6 дней. К тому же если выходить по крупным рекам, то нужно быть готовым к сложным каньонным участкам в предгорной зоне. Наиболее подходящие выходы по старым грунтовым дорогам, ведь район раньше был не плохо обжит военными. Лучше всего выйти к дороге Кара-Арык - посёлок Рудничный. С северного хребта можно уйти по реке Кора (ниже по течению появляется хорошая дорога) в г. Текели.

4. Изменения маршрута и их причины

Маршрутная нитка практически полностью соответствует заявленному варианту. Тем не менее, имеются незначительные отклонения, обусловленные следующими причинами:

20-21 день Отказ от радиального восхождения на пик Семенова Тянь-Шаньского и прохождения пер. НГУ (2А). Вызвано это было дождливой, облачной погодой и отсутствием свободного времени на её ожидание. Кстати пер. НГУ является одним из самых высоких в горах Джунгарского Алатау (4400м, при высшей точки района - 4600м) и его безопасное прохождение при той погоде было невозможно. Поэтому, чтобы, всё таки, оказаться в долине р. Уток был пройден простой пер. Барай (2413,н/к)

2 день Группа отказалась от прохождения пер. Таврида (3500,1Б) из-за его крайне повышенной камнеопасности. Здоровые камни летели с перевала с интервалом в несколько минут. Поэтому для переваливания в долину реки Пр. Сатылы был найден, другой, технически более сложный, но всё таки более безопасный путь - пер. Таврида Восточный ( 3600,2А).

Некоторые изменения в названиях перевалов обусловлены не изменением маршрута, а уточнением их названия у туристов г.Текели.

5. График движения

Ходовой день Участок пути Протя–
жен–
ность,
км (с рад.)
Ходовое время Перепад высот метеоусловия
1 слияние р.Казан и р. Кара–Арык – подход под перевал по долине ручья впадающему ниже р. Козылсай 5,5 3ч 10 мин 600 Облачно с прояснениями, кратковременный дождь
2 пер. Таврида Вост. (первопр.3600,2А) – р.Правая Сатылы – лед. Сатылы – пер. Муз–Бель (3640,1Б*) – р. Алтынсай 18 9ч 15 мин + 1550 – 1500 Облачно с прояснениями, кратковременный дождь
3 р. Алтынсай – ледник Алтынмуз – траверс 2А / пер. Алтынмуз Западный (3650,2А) – пер. Боковой (3400,1Б)/ – пер. Ахтаир (Весёлый) (3548,2А) – ледник Алтынмуз 12,5 7ч 20 мин + 1600 – 500 Ясно
4 ледник Алтынмуз – пер. Алтынмуз Восточный (3700,2А) – ледник Гляциологов – пер. Каскадный (3800,2А) – пик Гляциологов (4100,1Б) – р. Юйтас 13 (13,5) 5ч 50 мин + 1300 – 1700 Облачно с прояснениями, вечером дождь
5 р. Юйтас – пер. Карабулак (3465,1А) – р. Карабулак – р. Казан – пер. Тюйе–Мойнак (2400,н/к) – р. Кара–Арык – устье р.Казан 22 9ч 15 мин + 750 – 1750 Переменная облачность, в первой половине дня дождь
6 Днёвка       Облачно с прояснениями, кратковременный дождь
7 Слияние р.Казан и р. Кара–Арык – устье р. Коржун 17 6ч 25 мин 150 Ясно
8 устье р. Коржун – р. Аюсай 12,5 4ч 10 мин 650 Ясно
9 р. Аюсай – пер. Сапожников (3610,1Б) – лед. Сапожников – пер. Алма–Ата (3730,1Б*) 15,5 7ч 10 мин + 1300 – 300 Ясно
10 пер. Алма–Ата – истоки р. Коржун – пер. Хитрый (3570,1Б) – лед. Алтынсарина – пер. Аболина (3550,2Б) 8 + 1100 – 1100 Ясно
11 пер. Аболина (3550,2Б) – лед. Аболина – пер. Макаревича (3850,2А) 5 8ч 50 мин + 650 – 350 Облачно с прояснениями
12 пер. Макаревича (3850,2А) – лед. Макаревича – р. Акбулак – р. Аксу – р. Коксай 24 7ч 20 мин + 500 – 1850 Облачно, временами дождь
13 р. Коксай – лед. Коксай – пер. Уральских туристов (п/п 3650,1Б) – р. Котурганбулак 19 7ч 15 мин + 1150 – 1150 Облачно, временами дождь, гроза
14 каньон (1Б) р. Котурганбулак – р. Кара–Арык – устье р.Демекпе – озеро под пер. Каратор 26,5 6ч 10 мин + 450 – 150 Ясно
15 Днёвка       Ясно
16 верховья р. Кара–Арык – пер. Каратор (3582,1Б) – лед. Булгал – р. Карасырык – пер. Занавес (3700,2А) 12 7ч 25 мин + 1500 – 600 Ясно
17 пер. Занавес (3700,2А) – лед. Колоскова 1 5ч 30 мин – 500 Облачно, мокрый снег
18 лед. Колоскова – пер. Сцена (3600,1Б) – лед. Обручева – пер. Галерка (3800,2А) 14 6ч 40 мин + 1200 – 400 Ясно
19 пер. Галерка (3800,2А) – лед. Гагарина – р. Акчаганак – лед. Шульца – пер. Турист (3617,1Б) – р. Талды 17,5 7ч 45 мин + 800 – 1650 Облачно
20 р. Талды – лед. Джамбула (рад) 8,5 (9,5) 4ч 15 мин + 150 – 550 Облачно, дождь
21 р. Талды – пер. Барай (2413,н/к) – р. Баскай – р. Уток – р.Караунгур 21 6ч 20 мин + 750 – 1600 Облачно с прояснениями, вечером дождь
22 р. Караунгур – р.Бол. Баскан 20,5 7ч 50 мин – 400 целый день дождь, похолодание
23 р.Бол. Баскан – пос. Покатиловка 12 3ч 10 мин – 300 Облачно с прояснениями

Основные статистические параметры маршрута: Протяженность 303 км (в зачет) 310 км (всего)
Продолжительность 23 дня
Общее количество ходовых часов 136 часов
Средняя скорость 2,27 км/ч
Средний дневной переход 13 км/день
Общий перепад высот 32500 метра
Средний дневной перепад высот: 1410 метров
Формула локальных препятствий (без переправ): 2А + 1Б + 2А + 2А + 2А + 2А + 1Б + 1А + н/к + 1Б + 1Б* + 1Б + 2Б + 2А + 1Б + 1Б + 1Б + 2А + 1Б + 2А + 1Б + н/к

6. Высотный график

Отчет о пешем походе V к.с. в районе Джунгарского Алатау

7. Техническое описание

День 1. слияние р.Казан и р. Кара-Арык - подход под перевал по долине ручья впадающему ниже р. Козылсай

Подъехали к слиянию рек Казана и Кара-Арыка к 12 часам дня. Далее грунтовая дорога по мосту переправляется через реку Казан и тянется далее по левому орографическому берегу реки Кара-Арык. Мост уже сильно разрушен и водитель не за какие деньги ехать далее не согласился. Вброд через р. Казан машине также не переправится, во всяком случае по тому уровню воды, который был в это время. Поэтому выгружаем вещи, обедаем, готовимся к выходу на маршрут.

Собираемся в акклиматизационное кольцо на 5-6 дней. Делаем закладку продуктов (привязываем обработанные мешки на деревьях).

Затем начинаем подъем в ущелье безымянного ручья, текущему ниже по долине р.Козылсай. От устья рек движемся в южном направлении. Сначала пришлось идти по лугам и высокой траве, затем вышли на старую едва заметную дорогу, оставшеюся от лесозаготовок, и по ней прошли зону леса, вышли на склон долины, дорога превратилась в еле заметную тропу, а потом и вовсе скрылась в траве. Затем незначительный спуск к ручью и переправа на левый его берег.

Далее вверх по ручью, довольно резкий набор высоты. По бокам крутые склоны.

Прошли вдоль ручья, пока не появилась необходимость прейти на другой берег и подняться на правый склон, ущелье закусывается и дальше не известно пройдешь ли. Поднялись и на склоне обнаружили множество звериных тропок. Поднялись по травяным буграм на первую ступень висячей долины и вышли к ручью. Под вечер заморосил дождь, останавливаемся на ночлег.

День 2. пер. Таврида Вост. (первопр.3600,2А) - р.Правая Сатылы - лед. Сатылы -пер. Муз-Бель (3640,1Б*) - р. Алтынсай

Вышли в 7.30. Проходим последние участки травянистой растительности и выходим на моренные осыпи. По левой боковой морене нашли удобный путь. Пред перевальный ледник загораживает высокий мореный вал из желто-рыжего камня, возможен подъем по нему, как выйти на ледник минуя вал мы не видели, но думаю что можно. Наверху вала площадки для ночевки. До них мы дошли за 1 час 20 минут ходового времени. Ещё 20 минут по небольшому открытому леднику и подходим под перевальный взлёт перевала Таврида. Перевал находится в самой западной части цирка.

Северный склон перевала ледовый, а сверху участки небольших сильно разрушенных скал. Ледник имеет крутизну 25-35 градусов, с абсолютно ровной поверхностью, очень твёрдый. Всё бы не чего, но с регулярной периодичностью в 2-3 минуты сходят довольно сильные камнепады. Камни пролетают весь перевальный взлёт, набирая большую скорость. Пронаблюдав, эту картину ещё с дальних подступов к перевалу, решаем поискать место для перевала в долину реки Правой Сатылы юго-восточнее.

Здесь склон представлен скальным кулуаром с участками фирно-ледового склона. В верхней части кулуар сужается. Этот вариант подъёма также довольно камнеопасен. (За время подъёма камни пару раз слетали), но в отличии от самого перевала Таврида, находящегося в 300 метрах к северо-западу, гораздо безопаснее. Ведь там камни сыпались постоянно с небольшими перерывами.

В верхней части склон 45-65 градусов. Провешиваем 80 метров перил в кулуаре и по нему выходим на небольшую седловину. Седловина скальная узкая, общий перепад составил 200-250 метров. Сложили тур. Назвали данный перевал Таврида Восточный.

Южная сторона осыпной склон, перепад 400-600 метров. Искать перевал с южной стороны очень тяжело, однообразные скалы и кулуары. Траверс гребня затруднен скальными жандармами и нецелесообразен. Спуск с перевала серпантином, склон 30-40 градусов. До реки Правая Сатылы спустились за 45 минут.

Вдоль русла реки по правому орографическому берегу имеется довольно хорошая тропа. Идем 35 минут по ней в верховье долины. На последних перед мореной альпийскими лугами пасутся кони, пастухов не видно.

Далее за 50 минут по старой пологой морене подошли под высокий моренный вал. Ещё 20 минут и мы у крутого уступа ледника (до 30 градусов). Одеваем кошки и забираемся на него.

По леднику идти легче и проще, тем более, когда он открыт к тому же практически без трещин. Правая часть ледника более изрезана и есть ледопад. Сам ледник испещрен ямами выкатами метров по 30-50, в некоторых озера. Выходить на ледник лучше у истоков левого ручья и затем по леднику выходить на седловину, двигаясь между ямами и постепенно забирать к правой стороне. Ледник переметный, т.е. плавно поднимается на седловину и переваливает в другую долину переламываясь трещинами на седловине. Седловина широкое ледовое поле спуск в самой северной стороне, тур сложен на пологих скалах. Сняли записку туристов из г.Новосибирска. Подъём на перевал от языка ледника заняло у нас 50 минут ходового времени.

Спуск с перевала проходит через четыре бергшрунда, разрыв каждого не более метра по ширине и практически без перепада между краями, в нашем случае к тому же хорошо забитые снегом. Затем выполаживание и большое количество трещин и опять крутой спуск, после которого пологий участок ледника без трещин. Язык с простым выходом на морены.

Не крутой спуск по моренам вдоль реки, метров 500 и вы попадаете на бараньи лбы и по ним красивый водопад. Лбы можно обходить слева по курумнику средних размеров, либо заранее в районе небольшого грязного озера перейти ручей (он маленький) выйти на морену справа и уже по ней обойти лбы. Дальше по самой долине идти просто, река в долине периодически уходит под камни. Так три километра до устья на р. Алтынсай. С перевала Муз-Бель спустились за 1 час 25 минут ходового времени.

День 3. р. Алтынсай - ледник Алтынмуз - траверс 2А / пер. Алтынмуз Западный (3650,2А) - пер. Боковой (3400,1Б)/ - пер. Ахтаир (Весёлый) (3548,2А) - ледник Алтынмуз

Выход 6.40. С утра начинаем подниматься вверх по долине реки Алтынсай. Местами проходим несложные прижимы. Через 1 час 35 минут зашли в каньон долина закусывается скалами, этот участок длится 200 - 400 метров, в одном месте перебродили речку. Со скал могут лететь камни, нужно быть осторожными. Прошли закус и перед нами открылся грандиозный, по здешним меркам, ледник. До него полтора километра.

Вначале вдоль ручья затем по ранклюфту ледника, когда стало скользко вылезли на боковые (справа) пологие бараньи лбы и с них на ледник. Ледник открытый, местами встречаются группы трещин. За одну ходку строго на север, как задала направление река, пересекли центральную часть ледника. Далее поворачиваем на лево и немного спустившись, заходим в западную камеру ледника. Подъём по открытому пологому леднику и через 40 минут мы на седловине перевала Алтынмуз Западный. Тура нет. Седловина перевала, ледовое плато 100 на 100 метров, круто обрывающаяся к северу. На перегибе и далее мощные трещины. Спуск с перевала представлен ледником, на всём протяжении сильно изломанный и со средней крутизной 60 градусов.

Проводим разведку. Спускаться с перевала а затем подниматься на перевал в Боковом отроге, выглядит откровенно нелогичным. К тому же спуск явно не будет простым (тянет на 2А-2Б). Несколько проще и логичнее траверсом уйти на седловину перевала в боковом отроге (который мы в последствии назвали Боковой).

С седловины перевала не теряя высоты проходим траверсом по северному склону узловой вершины (в связках, кошках). Склон представлен фирном, крутизной 45 градусов. Далее начинаем спуск на скальный отрог, отходящий в северном направлении. Вешаем 70 метров перил, крепим на ледобурах. Затем склон несколько выполаживается, вновь связываемся в связки. Выходим на скалы. Здесь уже гораздо проще и безопаснее. Проходим 200-300 метров по скально-осыпному гребню, огибая самые сложные участки. Выходим на седловину перевала Боковой, примерная высота которого 3400 метров. Складываем тур и начинаем спуск.

Спуск по мелкой осыпи, крутизной 45 градусов. В верхней части несколько камнеопасно. Спускаемся серпантином, плотной группой. В нижней части склон выполаживается и выводит нас к открытому леднику. Проходим по нему около 40 минут, пересекаем небольшую морену, несколько ручьев и подходим под перевал Ахтаир, другое его название Весёлый.

С северной стороны перевал - в самой верхней части скалы примерно 20 метров, затем выполаживающийся лед с бергшрундом. Мы все это обошли, пройдя восточнее (влево) метров 200. Далее по довольно крутому скально-осыпному кулуару поднялись на гребень. По нему и вышли на седловину. Ледник Алтынмуз с юга выходит прямо на седловину, а в его ранклюфте озеро из озера ручей, который водопадам стекает с седловины на север.

Тур расположен чуть западнее на скалах. Снимаем записку туристов из г.Новосибирска. Далее, огибая озеро с правого берега, движемся в южном направлении по закрытому леднику, без трещин. Немного спустившись, на его открытой части встаём на ночлег.

День 4. ледник Алтынмуз - пер. Алтынмуз Восточный (3700,2А) - ледник Гляциологов - пер. Каскадный (3800,2А) - пик Гляциологов (4100,1Б) - р. Юйтас

Выход в 7.20. По пологому леднику поднимаемся на седловину перевала Алтынмуз Восточный (3700,2А). Средней части пересекли большое количество трещин (открытых и закрытых). Движение в связках, местами с тщательной страховкой, так как некоторые снежные мосты выглядят крайне ненадёжно. Подъём на седловину от места ночлега занял 1 час 10 минут.

Седловина широкая. Практически по всей длине свисает карниз. В левой части подходят скалы и крутой кулуар. Просмотрели, что можно. По оценкам необходимо повесить не более 1-2 веревок. Вокруг отличные виды на ледник Гляциологов и окрестности. Тур не обнаружили, сложили свой.

Спуск по разрушенным скалам к снежнику, склон в нижней части несколько выполаживается. На леднике валяются обломки от обвала перевального карниза. Поверхность засыпана снегом. Язык крутизной 25 градусов (идем в кошках).

Небольшой ледник, который нас выводит к леднику Гляциологов, довольно круто обрывается. Уходим налево на боковые морены ледника Гляциологов.

По моренам, крутизной до 30 градусов спускаемся на ледник Гляциологов. Выходим на него и вверх. По небольшого взлёта ледник на всём своём протяжении пологий. Единственный пологий ледопад ледника Гляциологов без труда обходится справа и слева (мы предпочли этот вариант) по ходу. Трещин практически нет.

Впереди отлично просматривается перевальный взлёт перевала Каскадный и безымянная вершина 4100 метров, расположенная к югу (справа) от него. Через 35 минут ходьбы по леднику он становится закрытым. Местами небольшие трещины. Ещё 40 минут и мы подошли под перевальный взлёт.

Перевальный взлет представляет дугообразный 150 метровый снежный надув крутизной 25-30, выводящий прямо на перевал. На осыпную седловину перевала поднимаемся за 40 минут. На седловине тур, сняли записку туристов из г.Москвы (рук. Чхутиани, 1993).

Затем подъём на вершину с отметкой 4100м. Первая сотня метров по средней осыпи, склон 35-40 градусов. Затем скально-осыпной склон с участками несложного и безопасного лазания в обход наиболее сложных участков. Постепенно гребень сужается. Правый склон (западный) - крутые скальные сбросы, левый (восточный) - крутой (45-55 градусов) фирновый склон. Гребень сужается до 6-10 метров. Одеваем кошки и двигаемся по краю восточного склона. Далее скально-осыпной гребень становится фирно-ледовым. Участки крутых подъёмов 10-15 метров (крутизной до 60 градусов), сменяются пологими (15-25 градусов).

Вершина снежная, с крутыми сбросами на юг. Подъём от перевала занял около часа ходового времени. Тура не обнаружили. Неуспев как следует осмотреться как нас затягивает облаком. Спуск по пути подъёма. Старались больше держаться восточного фирно-ледового склона. Спуск 25 минут.

Далее у нас было 2 варианта (оба оговорены в маршрутной книжке): 1. траверсом уйти на перевал Карабулакс 2. Спускаться с перевала до реки Юйтас и подниматься на тот же перевал с юго-востока.

Просмотрев траверс, понимаем, что он технически очень сложный. Представляет из себя скально-зубчатый склон, состоящий из череды спусков и подъёмов. Местами скальные сбросы очень велики. По скромным оценкам траверс не ниже 2Б. Решаем воспользоваться запасным вариантом, в обход отрога.

С перевала хорошо видны все окрестности. Просмотрели спуск. Сначала по снежнику - 150 метров, крутизна 25 градусов. Затем открытый сброс ледника с многочисленными трещинами, местами довольно широкими. Попали в довольно неприятную ситуацию - твердый, крутой ледник (около 30 градусов крутизна), с многочисленными трещина, местами забитые снегом, при видимости в 50 метров (опять заволокло облаком). Проходим трещины с тщательной страховкой. И не напрасно. Один из снежных мостов не выдержал - участник шедший первым провалился по грудь. За 40 минут выходим к морене.

По осыпям среднего размера уже почти под проливным дождём до первых удобных площадок. Дошли до озера в кармане правого склона (20 минут от языка ледника). Встаём на ночлег.

День 5. р. Юйтас - пер. Карабулак (3465,1А) - р. Карабулак - р. Казан - пер. Тюйе-Мойнак (2400,н/к) - р. Кара-Арык - устье р.Казан

Выход в 8.30. Из озера по водопадному руслу вытекает бурный ручей. Идем по левому берегу. В верхней части по средней и мелкой осыпи. Затем по травянистым склонам. Через 40 минут подходим к устью ручья, впадающему слева (один из 2-3-х ручьев вытекающих из широкого цирка перевала Карабулак). Переправляемся через бурный ручей по камням. Далее начинаем набирать высоту по травянистому склону в цирк перевала. Поднявшись метров на 200, склон выполаживается. Далее по пологим заболоченным травянистым участкам. Ручей растекается на множество рукавов, обходим их справа. Затем переправляемся через один из многочисленных ручьёв, вытекающий из правой камеры цирка.

Поднимаемся по каменистому руслу ручья, текущего прямо по ходу (с запада). Он через 15 минут выводит нас к довольно большому озеру (1х1 км). Обходим озеро с левого берега. На пути встречаются участки крутоватого осыпного склона.

От озера продолжаем набирать высоту по пологим осыпям. В верхней части появляются туры. От озера за 35 минут поднимаемся на перевал (2 часа 40 минут от места ночлега).

На перевале Карабулак (3465,1А) имеется тур, записка туристов из г. Алма-Аты (рук.Жусупов, 2003г).

Спуск по пологой мелкой осыпи. Затем выходим на боковую морену ледника. Значительно выше самого льда. Затем по тропе серпантином спускаемся к реке Карабулак возле конечной морены ледника на границе альпийских лугов (40 минут от седловины перевала).

Далее вниз по правому берегу реки, по тропе (местами теряется). За 1 час чистого ходового времени доходим до крупного правого притока, в 2 км выше устья реки. Идти по правому берегу, становится очень неудобно из-за высокой травянистой растительности и особенностей орографии склона. Видно, что противоположный берег, более удобен (так или иначе переправляться всё равно придётся, и лучше это сделать сейчас).

Река Карабулак в своём нижнем течении представляет из себя бурный мутный поток шириной до 10 метров, глубиной до 0,7 метра, с сильным течением. Подыскиваем наиболее подходящее место и стенками по 3 человека (почти по пояс) переправляемся на левый берег реки. Далее 40 минут до реки Казан.

Неподалёку от устья реки виден полуразрушенный сруб - хорошее место для обеда и укрытие от дождя, который идёт не первый час.

Тут же параллельно руслу реки идёт старая грунтовая дорога. Идём по ней вниз по течению реки. За 1 час доходим до р. Минбулак 1. Ещё 55 минут и мы возле полуразрушенного моста через реку Казан. Далее дорога серпантином взбирается на перевал Тюйе-Мойнак (2400,н/к). От моста 20 минут ходового времени. Спускаемся с перевала и по лугам, с участками леса 2 часа идём к месту оставленной 5 дней назад закладке. Уже в первых сумерках доходим до моста через реку Казан - место старта нашего путешествия.

День 6. Дневка у слияние р.Казан и р. Кара-Арык

Рыбалка не к чему не привела, но рыба вроде как есть. В изобилии грибы, ягоды. Отличное место.

Конечно, было бы логичнее оставить закладку, в первый день под пер. Тюйе-Мойнак (2400,н/к), и не наматывать всей группой лишние несколько км. Но там место гораздо менее привлекательное для отдыха.

День 7. слияние р.Казан и р. Кара-Арык - устье р. Коржун

Выход в 10.40. Довольно тяжело идется с полными "мешками". За 35 минут доходим до участка леса на высоком берегу. Огромное количество малины, трудно оторваться. Ещё 45 минут по грунтовой дороге и мы у заброшенной, видимо, погранзаставы (имеется вышка). Тут же развилка дорог, одна вправо (по ходу) ведёт на, уже исследованный нами, перевал Тюйе-Мойнак. Идём прямо. Здесь и далее почти до устья р.Коржун сплошные луга.

Идём по старой грунтовой дороге по широкому левому берегу, на расстоянии несколько сотен метров от реки Кара-Арык.

За очередным незначительным изгибом долины Кара-Арыка впереди отлично просматривается долина реки Коржун. От заброшенной погранзаставы до устья реки Коржун 3 перехода по 40 минут.

Непосредственно напротив устья левый орографический берег Кара-Арыка (по которому мы двигаемся) становится крутым появляются участки леса. Тропа несколько забирает вверх обходя, крутые сбросы по вверху.

Пройдя некоторое время по высокому берегу, спускаемся по ручью к руслу Кара-Арыка. Подходим к реке. Нужно как то переправляться на противоположный правый берег реки. Обозначенный на старых картах в 5 км ниже по течению мост, как нам объяснили в турклубе г.Текели смыло как минимум лет 10 назад.

Река Кара-Арык в этом месте имеет ширину от 30 до 50 метров. Вода в отличие от Казана прозрачная. Глубина 1 и более метров, скорость течения приличная. Русло представлено многочисленными шиверами и перекатами, короче говоря, отличная река для сплавов 4-5 категории сложности. Сложность добавило то, что в последнее время, уже на протяжении длительного времени, стояла дождливая погода и уровень несколько повысился.

Поднимаемся на несколько сотен метров выше по течению, в поисках более подходящего места для переправы.

Основная сложность - переправить первого. Столяр Николай, имеющий 2 разряд по плаванию, решает переплыть реку. Причём, настойчиво предлагает не дожидаться утра (минимального уровня воды в реке), предпочитая сделать это при солнышке (в обеденные часы температура сегодня около +27-29). Организуем страховку, сопровождение, одеваем на Колю каску и систему. Находим участок, где река после очередного небольшого изгиба несколько разливается, течение не такое быстрое и главное - отсутствуют большие камни в русле.
Примерно 1/3 ширины реки удаётся пройти стоя с альпенштоком (скрывает по пояс). Далее сбивает с ног и вплавь. Николай проплывает примерно ещё 1/3, до желанного берега остаётся 5-7 метров, но слишком далеко сносит (ниже по течению опасный участок из камней и перекатов). Вытаскиваем на берег.

Вторая попытка ещё выше по течению метров на 500. Ширина реки здесь несколько больше, чем в предыдущем месте. Удача - Николай переплывает реку. Но в этом месте не за что крепить перила. Не теряя веревки, спускаемся ниже по течению реки, где река максимально узка.

Натягиваем навесную переправу (длинна между опорами около 30 метров).

Общее время переправы через реку Кара-Арык 3 часа. Проходим метров 500-700 и на хорошей поляне неподалёку от реки Коржун останавливаемся на ночлег. Тут имеются заросли кустарников, а значит будет костёр.

День 8. устье р. Коржун - р. Аюсай

Выход в 10.00. Начинаем подниматься вверх по реке Коржун. Сначала утопая по пояс в траве несколько км, по широкой плоской долине (ширина 2-3 км). Затем Коржун обступают хребты, долина сужается. Местами встречаются какие-то едва заметные тропы, но быстро теряются в высокотравье.

За 1 час 45 минут чистого ходового времени от места ночлега (устья р.Коржун) доходим до крупного левого притока реки, обозначенный на карте как ручей №1. Переправляемся по камушкам. Ещё 20 минут и мы возле устья реки Аюсай. Находим более подходящее место для переправы, в 100 метрах выше слияния рек. Тут река разливается на 2 рукава. Первый чуть по меньше. Второй проходим стенкой по 2-4 человека (глубина до 1 метра), скорость течения велика.

Около 1 часа плюхались на отрезке в длинной 1 км при движении вверх по течению реки Аюсай. Тут крутой берег, местами труднопроходимый стланик, густой лес, коряги. Советуем перейти на противоположный берег Аюсая (правый). Мы поняли, это уже поздновато, когда река текла по крутой долине, в невысоком каньоне. Подойти к воде очень сложно, переправиться тем более.

Проходим ещё 40 минут. Проходим мощные конусы выноса лавин, снег не растаял до сих пор. Участки осыпного склона. Далее идти несколько легче, берег становится несколько положе.

Дойдя до первых полянок, сильно вымотавшись, останавливаемся на ночлег. На последних кустиках готовим пищу.

День 9. р. Аюсай - пер. Сапожников (3610,1Б) - лед. Сапожников - пер. Алма-Ата (3730*,1Б)

Выход в 9.25. Идём по сплошным осыпям вдоль русла реки. Местами заросли стланика. За 50 минут ходового времени доходим до устья ручья, стекающего с перевала Кумбель-Су (на противоположном берегу реки Аюсай). Затем травянистые луга, по которым идётся гораздо приятнее. Впереди шириной 2-3 км травянистая плоская долина. За 45 минут доходим до левого истока реки Аюсай, стекающего с нужного нам перевала Сапожникова.

Не доходя ручья, начинаем набор высоты, срезая образовавшийся угол. Подъём в нижней части по травянистому склону, крутизной 20-25 градусов. Идём серпантином. Далее выходим к руслу ручья, которое представлено крупным курумом (камни диаметром 1х1м и более). Вода течёт под камнями, лишь местами выходит на поверхность.

Через 65 минут подъёма по крутому руслу ручья, выходим на своеобразный перегиб долины. Небольшой пологий травянистый участок, озеро. Далее 30 минут подъём по крупной, местами "живой", осыпи.

Затем участок пологой морены, камни среднего размера. За 40 минут движения по ней подошли под крутоватые бараньи лбы. Выбираем путь по проще.

Примерно 150 метров набора высоты и мы у начала широкого ледового плато - которое и представляет из себя седловину перевала Сапожников (3610,1Б). Тур справа (с восточной стороны) на скалах. Сняли записку туристов из г.Караганды (рук. Козлов,2005). В общей сложности подъём на перевал занял 6ч 15 минут от устья Аюсая (3 часа от устья ручья, стекающего с перевала) чистого ходового времени.

Спуск по довольно пологому леднику Сапажников. Ледник закрытый, трещин вроде бы нет. На всякий случай идём в связках. В средней части ледник открытый, появляется большое количество трещин.

Не доходя до конца ледника Сапожников, примерно около 1 км, подошли под перевал Алма-Ата. Он расположен с права (по ходу) в скальном хребте. Разглядеть его не просто, перевал не выражен, и представляет из себя незначительное понижение в скально-осыпном склоне. Если бы мы не знали, что там есть перевал, сами мы вряд ли бы догадались.

Подъём осложнён тем, что проходит по мелкой лифтующей осыпи. Ноги проваливаются в ней и съёзжают. Крутизна 35-45 градусов. В средней и верхней части подъём проходит по скальному кулуару, шириной 30-40 метров, заполненной мелкой осыпью. Местами камнеопасно. Поднимаемся серпантином. От ледника до седловины перевала 1 час 45 минут изматывающего подъёма.

Седловина перевала Алма-Ата (3730,1Б*) имеет ширину 5-10 метров. Есть тур. Сняли записку туристов из г.Талина (рук. Шуклин, 1993). Спуск крутоват. Время позднее (около 19), поэтому останавливаемся на ночлег на седловине перевала, рядом внушительные скалки, которые защитят в случае появления ветра. С восточного склона имеется снежники (на западном тоже есть небольшие), где мы берем воду.

День 10. пер. Алма-Ата - истоки р. Коржун - пер. Хитрый (3570,1Б) - лед. Алтынсарина - пер. Аболина (3550,2Б)

Спуск с перевала в обход нависающего снежника. Далее по мелкой осыпи (крутизной около 45 градусов), сброс метров 100-150 и выходим на небольшой ледник. Ледник закрытый, трещин не видно. Проходим по нему метров 300-400. Далее выходим (слева по ходу) на осыпь и по ней обходим скальный отрог слева.

Далее подъём в сторону перевала по осыпному склону, средней крутизны. Примерно через час ходового времени поднялись уже на седловину перевала Хитрый, который так же разглядеть очень не просто. Подъём на седловину по средней осыпи, в верхней части по снежнику. Перевал расположен в том же скальном хребте, что и перевал Алма-Ата. Примерно на 1 км к северу от него.

На седловине перевала имеется тур. Сняли записку туристов из г.Новосибирска (рук.Болбат, 1993г.).

Спуск гораздо круче подъёма. В верхней части по узкому весьма камнепадоопасному скальному кулуару. На всякий случай, "бросаем" 1 перильную верёвку. Ниже склон несколько выполаживается (45-55 градусов). Скалы отступают, спуск довольно не приятный по крупной и средней осыпи, местами "живой". Перепад от седловины до ледника метров 300, на всём протяжении крутизна не ниже 45 градусов. Спуск занял 1 час ходового времени. Со стороны перевал смотрится внушительно, просто скально-осыпная стена. У небольшого озера встаём на обед.

Перевал Аболина прямо по курсу (напротив нас с севера). Отлично просматривается его южный склон. Пер. Аболина разделяет долины р. Водопадная и Урман-Биен. Экспозиция склонов : северо-восток - юго-запад. Со стороны р. Водопадная перевал скально-осыпной.

Подъем проходил по кулуару крупной осыпи крутизной 30-35 градусов протяженностью до 100м между скальными сбросами . С кулуара по скальным полочкам вышли на 60-тиметровый участок средней осыпи крутизной до 30 градусов , ведущей непосредственно к седловине . Движение производилось плотной группой , с навешиванием 30 м перил на крутом скальном участке. Седловина перевала узкая, резко обрывающаяся к лед. Аболина .Подъем занял 2 часа . На середине перевала нашли тур, записку туристов из Талды Кургана, совершившей поход 3 к.с. в июле 2005 г.

Выкладываем себе площадку и встаём на ночлег, так как сегодня спуститься уже не успеть.

День 11. пер. Аболина (3550,2Б) - лед. Аболина - пер. Макаревича (3850,2А)

С утра производим разведку спуска с перевала. Имеющийся у нас в описании, оптимальный путь спуска в восточной части седловины, нами не обнаружен. Зато к западу от тура. Находим петлю, и вроде как более подходящее место.

В 8.40 приступаем к спуску. Склон представлен скальными сбросами с участками жесткого фирна, крутизна 60-80 (местами 90). Веревка №1 - (на петлю) - по кулуару между больших камней, в кошках, так как чередуются участки фирнового склона. Веревка № 2 - (скальный крюк) характер склона тот же. Имеются хорошие относительно безопасные полочки. Веревка № 3 (скальный крюк) - большой скальный сброс (до 90 градусов), участки жесткого льда. Веревка № 4 - (петля) спускаемся по крутому фирновому склону, временами по сторонам летят камни, становится довольно камнеопасно. Веревка № 5 - (ледобур) - спуск по крутому фирно-ледовому склону (крутизна около 60 градусов). Доходим почти до бергшрунда. Веревка № 6 (ледобур) - прохождение бергшрунда. Далее можно спускаться без перильной страховки.

По закрытому леднику двигались в связках , вдоль левого отрога , затем пересекли ледник до боковой морены. В центральной части ледник открыт , но много трещин , забитых снегом. Спуск с перевала и движение по леднику заняло 5 часов 30 минут .Наиболее простой и безопасный путь через ледник проходит вдоль юго-восточной границы лед Аболина. Огибаем отрог и на морене встаём на обед.

Далее по пологому открытому леднику за 45 минут подходим под скально-осыпной хребет, в котором расположен перевал Макаревича. Седловина перевала практически никак не выражена, её непросто заметить. Ситуация осложняется периодически накатывающимися облаками. Перевальный взлёт огромен 500-600 метров осыпи мелкого и среднего размера. На подъём уходит 1 час 50 минут чистого ходового времени. Склон имеет среднюю крутизну 30 градусов. Поднялись несколько западнее седловины, и несколько выше. Седловина перевала Макаревича (3850,2А) широкая, имеются отличные безопасные места для ночлега. Начать спуск в 6 часов вечера не рискуем, поэтому останавливаемся на ночлег.

День 12. пер. Макаревича (3850,2А) - лед. Макаревича - р. Акбулак - р. Аксу - р. Коксай

Первые 100 метров спуска в верхней части проходят по средней осыпи, крутизна до 25 градусов. Затем выход на закрытый ледник, по началу достаточно пологий. Затем подходим к ярко выраженному перегибу ледника, склон становится гораздо круче и опаснее (45-50 градусов). Потом довольно широкий берг (ширина 1,5-2 метра) забитый снегом. Вешаем перильную веревку. После берга ледник постепенно выполаживается. В средней части становится открытым.

Далее по леднику, который постепенно поворачивает на лево. За 30 минут доходим до языка, в этом месте ледник становится несколько круче и жестче. Затем (35 минут ходового времени) проходим по левому берегу мимо 3-х небольших озёр, идущих друг за другом. Проходим ручей, стекающий с ледника МПГ. Далее (45 минут ходового времени) долина расширяется, идём по травянистым склонам. Несколько забираем влево. С этого места перевал Макаревича смотрится довольно внушительной ледовой стеной.

Затем переправляемся на противоположный правый берег (воды по колено, скорость течения не велика). Поднимаемся на невысокий травянистый склон правого берега и выходим к соседней небольшой долине ручья, текущего из озера. Начинается дождь. Продолжаем далее траверсировать травянистые отроги в северо-восточном направлении. Вскоре подходим к долине реки Карабулак. Тут сильный сброс (не крутой). Внизу, примерно на против нас, сливается Карабулак и Кишкине Булак. Спускаемся в северном направлении и выходим к реке Карабулак ниже слияния. По долине травянисто-холмистые склоны.

Не доходя до слияния с рекой Акбулак, река делает резкий сброс, уходит в каньон. Появляется лес. Под проливным дождём останавливаемся на обед.

Затем поднимаемся на правый травянистый берег реки. Стараемся срезать угол слияния рек Акбулак и Аксу. Через 30 минут спускаемся к реке Аксу на 200-300 метров выше слияния. Она представляет из себя мощный и бурный водный поток.

Далее поднимаемся вдоль русла по труднопроходимому высокотравью, местами участки стлаников. Довольно непросто оказалось переправиться через бурную речку Карасай. При ширине 5-7 метров и глубине чуть выше колена, буквально сбивало с ног. Вокруг реки и далее сплошной бурелом. Идется трудно и медленно. Примерно за 1 час 45 минут прошли 3-4 км и вышли к устью реки Коксай. Здесь на участках кустарниковой растительности и останавливается на ночлег.

День 13 р. Коксай - лед. Коксай - пер. Уральских туристов (п/п 3650,1Б) - р. Котурганбулак

Выход в 9.35. Поднимаемся вверх по левому орографическому берегу реки Коксай. Сразу от долины реки Аксу довольно резкий набор высоты. Через 50 минут ходового времени выходим на пологий участок, проходим последние участки кустарников. Впереди виднеется морена ледника. Проходим ещё один небольшой взлёт (45 минут).

Следующий 40-минутный переход уходит на прохождение километрового ровного участка альпийских лугов. Затем взлёт довольно крутой подъём по осыпям. Подходим к 1-му небольшому озеру. Проходим его с левого берега.

Проходим ещё немного. Далее долина заметно сужается, впереди озеро. За ним поперёк долины высокие (70-100 метров) скалы. Ручей пробирается по крутым осыпям справа по ходу. Мы решаем уйти влево и там по скально-осыпному склону, с участками травянистой растительности подняться на вал.

Далее проходим по наиболее выраженному коридору в морене и подходим к языку ледника. По пути проходим довольно сложные участки "живой" средней и крупной осыпи.

Язык ледника пологий. Здесь много костей крупных животных (что типа коровы). Видать здесь питался какой-то крупный хищный зверь, теряемся в догадках.

Впереди виднеется ледовая седловина, она достаточно отчетлива выражена. Начинается гроза. По-быстрому, вещи в одну сторону, сами в другую. Быть застигнутыми на леднике грозой не очень приятно и даже страшновато. Уходим к скальному левому отрогу и в крупной осыпи пережидаем стихию. Примерно через час продолжаем подъём. Начинает раздувать облачность.

Подъём на седловину по довольно пологому закрытому леднику. Не доходя метров 50 до седловины перевала, в месте перегиба ледника появляется большое количество трещин. Одна из них особенно велика (ширина 2-3 метра, глубина такая, что дна и не видно). Имеется в хилый снежный мост. Используя весь арсенал ледового снаряжения переправляемся на целевой берег.

Седловина перевала "Уральских туристов" (именно так мы его назвали) широкая, ледовая. Слева (к востоку) на скалах сложили тур. Оцениваем его как перевал "1Б".

Спуск отлично просматривается и представлен пологим закрытым ледником, вроде бы без трещин (тем не менее, всё равно идём в связках). Затем выходим на морену и по ней спускаемся к довольно большому (длинной около 1 км) озеру. Проходим его по левому берегу.

Затем за 1 час спускаемся до крупного левого притока реки Котурганбулак. Тут главное не попасть в каньон, который имеет место быть у реки. Начинается он постепенно, а выбраться потом сложновато. Лучше заранее держаться от русла на некотором расстоянии. По верху с левого берега идётся довольно хорошо.

Левый приток не такой крупный, легко проходится (воды примерно по колено, течение не сильное). Потом ещё один небольшой. Доходим до первых кустиков и встаём на ночлег.

День 14 каньон (1Б) р. Котурганбулак - р. Кара-Арык - устье р.Демекпе - озеро под пер. Каратор

С утра продолжаем спускаться к широкой долине реки Кара-Арыка, виднеющейся впереди. Русло реки Котурганбулак всё глубже прорезает долину и возле неё появляются высокие берега. Идём по левому берегу реки на расстоянии больше ста метров от воды. Травянистый склон довольно крутой. Ниже по течению он переходит в осыпной. Примерно через 1,5 часа ходового времени берега отступают и мы выходим к широкой плоской долине Кара-Арыка.

Далее идём вверх по течению реки Кара-Арык, по широкой альпийской долине. Левый (противоположный) берег круче, но там виднеется тропа. Прошли небольшой ручей. Следующий довольно большой, поначалу приняли за Демекпе. Вышли на тропу в 100-150 метрах от самой реки.

От реки Котурганбулак до Демекпе 2х40 минут ходового времени. Река Демекпе довольно широкая и полноводная, к тому же глубокая. Возле устья реки Демекпе на противоположном берегу реки Кара-Арыка виднеется домик. Долина также довольно Демекпе широкая.

Еще 40 минут вверх по Кара-Арыку. Чувствуется приближение границы - пересекаем забор с колючей проволокой не доходя примерно 1,5 км до устья реки Карангсай. Следующие 40 минут - по-прежнему широкая альпийская долина. "40" - до устья небольшого ручья. По пути пересекли ещё один старый повалившийся забор из колючей проволоки. "45" - до крупного правого притока, который в самом устье разливается на несколько (5-6) рукавов. Переправляемся через них по камушкам.

За следующий 55-и минутный переход проходи большую нависающую конечную морену с противоположного берега реки Кара-Арык. Далее река уходит в неглубокий скальный каньон. Идём по камушкам вдоль русла реки. В этом месте некогда бурную реку Кара-Арык можно перейти по камням не замочив ноги. Далее 50-70-и метровый снежник, полностью перекрывающий реку. Подходим к морене откуда и вытекает Кара-Арык.

Данная морена подпруживает озеро длинной около 300 метров. Проходим ещё метров 500 и на последней травянистой поляне встаём на ночлег. Можно побегать по склонам и насобирать веток на костёр. Примерно не доходя 1 км до крупного правого истока реки Кара-Арык. Впереди отлично просматривается перевал Каратор.

День 15. Днёвка на озере в верховьях реки Кара-Арык (под пер. Каратор)

День 16. верховьх р. Кара-Арык - пер. Каратор (3582,1Б) - лед. Булгал - р. Карасырык - пер. Занавес (3700,2А)

Выход в 9.00. За озером, разлив реки и морена, заходим на морену и набираем высоту. Идём по левому коридору морены, мимо крупного правого притока. Далее взобрались на ровный участок морены. Впереди виден перевал Каратор. Далее приходиться немного спуститься пройти по ровному участку морены и потом взлёт.

Перевальный взлёт представлен мелкой местами подвижной осыпью, крутизна до 20-25 градусов. Седловина довольно большая. Имеется тур. Сняли записку туристов из г. Новосибирска, прошедших не так давно (рук. Борисов А.А.).

Спускались по крутоватой осыпи 30 градусов. Затем по пологому леднику (открытый, без трещин) до языка. Спустились с него, вода очень мутная. Находим почище и обедаем.

Далее идём по полой морене, по пути пересекаем несколько мутных ручьёв справа по ходу. Далее по ровному дну долины к устью ручья, стекающего с перевала Занавес. От языка ледника Булгал дошли за 55 минут.

Ручей местами протекает в виде водопадов. Можно обойти по склонам. Довольно резкий взлёт. В нижней части травянистый склон, постепенно переходящий в среднюю осыпь. Местами неприятные колючие кустарники, траверсируем склон в северном направлении с набором высоты. Далее подъём по средней осыпи, дошли до крайнего левого ручья. Затем за 30 минут подходим по языку морены почти под скальные сбросы. Проходим небольшой пологий участок, маленькое озерко. Далее справа по ходу язык ледника. По нему за 50 минут выходим на широкое каменистое плато, круто обрывающееся к востоку. Это и есть седловина перевала Занавес. Седловина широкая, поиски тура результатов не дали. Имеются удобные площадки для ночлега. Седловина очень широкая, каменистая, камни щебня до трех метровых. Смотрим (ищем) спуск - найти что то подходящее не просто, все обрывается сильно разрушенными скалами. Решаем вставать на ночевку на седловине, с утра будем делать разведку.

День 17. пер. Занавес (3700,2А) - лед. Колоскова

Провели разведку. Спуск с перевала начали в северной части, чуть выше седловины. Прямо у скал. Первые 20 метров - крутой скально-осыпной склон (крутизна до 70 градусов). Затем с самостраховкой альпенштоком по 45-градусной мелкой осыпи, примерно около 200 метров. Далее, влево уходит крутой скально-ледовый кулуар, шириной несколько метров. Конца его не видно, но очень круто и камнеопасно. Прямо по курсу скальные обрывы. Уходим влево, на гребень, разделяющий снежный склон (с лева) и скальный (справа). Через несколько десятков метров, гребень круто начинает уходить вниз. Дальше спуск по перильной страховке. В общей сложности вешаем 5 верёвок. Первые 2 верёвки на скальных крюках, по скально-ледовому склону, крутизной 60-70 градусов. Далее по разрушенным крупным скалам. Нижние 100 метров провешиваем на ледобурах по ледовому склону, крутизной 50-60 градусов. Последние метры камнеопасны, то и дело спускаются небольшие камнепады. Максимально быстро проходим этот участок и выходим на осыпной участок.

Далее по средней осыпи, крутизной 25-30 градусов. Проходим метров 200 и выходим на ледник, на поверхности которого много крупных камней. Погода резко испортилась - мокрый снег, облачность, отсутствие видимости. Всё это заставляет нас искать себе место прямо на леднике. Седловина перевала Сцена, которая отлично просматривалась весь день исчезла из видимости. Ставим палатку, снег идёт весь. К вечеру покров достигает 30 см толщины.

День 18. лед. Колоскова - пер. Сцена (3600,1Б) - лед. Обручева - пер. Галерка (3800,2А)

Выход в 9.00. С утра погода отличная. За 45 минут подходим по пологому закрытому (после вчерашнего снегопада) леднику под перевал Сцена. Местами довольно много трещин, поэтому движение в связках. Набор высоты не велик. За 1 час поднимаемся по осыпи среднего размера на седловину перевала Сцена (3600,1Б). Перепад метров 200-300. Подъём осложняется свежевыпавшим снегом. Камни присыпаны снегом, скользко. Склон не крутой - 15-25 градусов.

Седловина перевала узкая, скальная. Имеется тур. Сняли записку туристов из г.Перми (руководитель Белоусов, 2004г). Практически напротив (несколько к северу) расположена седловина перевала Занавес.

Спуск с самостраховкой альпенштоком по осыпи среднего размера, крутизна 35-45 градусов. Выходим на пологий открытый ледник. Спускаемся по центру ледника, местами не широкие трещины. Язык ледника крутизной до 15-25 градусов. Выходим на боковую морену и по ней до конечной морены ледника (65 минут чистого ходового времени от седловины перевала). Далее по осыпям и широкому междуречью за 50 минут до слияния с ручьём Фёдоровича. Обедаем.

За 30 минут спускаемся до ручья, стекающего с перевала Галерка. Поднимаемся вверх по ручью, крутизна местами 15-20 градусов. Долина представлена в нижней части травянистыми склонами. Начали подъем в висячую долину, затем пересекли речку в долине, и обойдя скалу по среди долины слева поднялись на морену. Долина сделала поворот в лево и мы, забравшись на очередную морену, внезапно оказались перед озером. Ледник стекает прямо в озеро, плавают льдины. С ледника в воду водопад.

Обходим слева озеро, выходим на ледник (открытый) и подходим под седловину перевала. Перевальный взлёт представлен крутым ледовым склоном с трещинами. Удобнее и безопаснее подняться левее (метров на 300) по осыпному склону. Крутизна его 35-45 градусов, местами камнеопасен. За 45 минут выходим на осыпное плато. Размеры его довольно внушительные (несколько сотен метров). На плато останавливаемся на ночлег, имеется вода.

День 19. пер. Галерка (3800,2А) - лед. Гагарина - р. Акчаганак - лед. Шульца - пер. Турист (3617,1Б) - р. Талды

Выход в 8.35. Движемся по широкому гребню в юго-западном направлении. Постепенно ширина его уменьшается до нескольких десятков метров. В южной части плато небольшая каменистая вершина, за которой находится седловина перевала Галерка. Перед вершиной тур, который оставила группа туристов из г.Новосибирска. Это не правильный тур. Лучше спускаться за вершиной (легче!). Переваливаем через вершинку, перепад до 100 метров. Седловина перевала фирно-ледовая, довольно узкая. Оба склона довольно круты. Складываем тур перевала Галерка (1Б,3800) на скалах к северу. От места ночлега (широкого каменистого плато) до седловины 30 минут хода.

Спуск начинаем от тура к северу. По крупной крутой осыпи. Камни диаметров до 1,5-2 метров. Спуск, крутой и какой-то неприятный. В средней части осыпь мельчает и становится положе. Немного поворачиваем к югу, так как слева крутые сбросы. За 40 минут спускаемся до ледника. По открытому леднику за 35 минут до языка. По пути проходим 2-3 трещины. За 40 минут спускаемся с морены. По "дороге" из камней спустились с ледника, затем прошли разливы реки, идти здесь легче - мелкий песок и щебень. Свернули от ручья влево и спустившись с морены сразу попали на траву, пересекли речку по траве, дошли до скальных сбросов, обошли справа (река слева от сбросов) и вышли к реке. Прошли до правого притока, он течет из ущелья с нашим перевалом Туристов, пересекли речку и по травяным склонам поднялись в висячую долину, перед нами встала крутая морена (40 минут ходового времени от реки).

Прошли немного справа по ранклюфту морены, потом поднялись на нее по старому руслу речки, и по центру ледника подошли под взлет на перевал. Сунулись в одном месте камни съезжают под ними лед, в другом месте тоже. Отказались от легкого траверса прямо на седловину, пошли по линии падения воды, но небольшим серпантином, так и поднялись (за 50 минут).

Седловина перевала Турист (3617,1Б) узкая, скально-осыпная. Имеется тур. Сняли записку туристов из г. Новосибирска (рук. Борисов А.А.). Сквозь облачность просматривается вершины Семеного-Тяньшаньского, Джамбуда и др.

Спуск по средней осыпи, крутизна 30 градусов. Перепад метров 100-150. По открытому леднику Турист с множеством трещин. За 30 минут доходим до языка ледника. По моренам спустились к р.Талды (1 час 40 минут ходового времени). Река все время оставалась слева, мы шли по центру очень неприятный спуск - огромные валуны. Возможно, легче спускаться по левому краю вдоль речки. В долине р. Талды (кстати воды нет, река течет где-то под камнями) возле устья ручья останавливаемся на ночлег.

День 20. р. Талды - лед. Джамбула (рад) - вниз по течению р.Талды

С утра идёт дождь. Поэтому восхождение на пик Семёнова Тян-Шаньского откладывается. Около 11 часов дождь прекращается. Кажется, что вот-вот раздует облачность. Быстро собравшись, выходим на штурм. Идем по пересохшим руслам морены, имеющей какой-то тёмный окрас. В верхней части идём по правому берегу мутного потока. За 1 час 20 минут выходим к языку ледника. Снова пошел дождь, цирк ледника затянут облаками, видимости никакой - к огромному сожалению, от восхождения на высшую точку района приходится отказаться. За 50 минут возвращаемся в лагерь. Обедаем.

Затем начинаем спускаться вниз по реке Талды. 30 минут - по средней морене до ручья перед озером. 40 минут - по травянистым склонам, местами с осыпью до дальнего края озера (длинной около 500 метров), расположенное напротив очередного левого притока. 40 минут - по ровным альпийским лугам до крупной осыпи, перекрывающей долину поперёк. Спускаемся по ней, выбирая путь в лабиринте 2-3 метровых камней. Доходим до кустарников и останавливаемся на ночлег.

День 21. р. Талды - пер. Барай (2413,н/к) - р. Баскай - р. Уток - р.Караунгур

С утра продолжаем спуск вниз по течению реки Талды. За 30 минут доходим до левого притока - река Арчевая (с ледника Шумского). Далее участки труднопроходимого леса с густым подлеском. Местами идём по тропе, но в высокотравье её несколько раз теряли. Пересекли глубокий "след" старого селя. Участки леса чередуются с лугами. Примерно за 2 часа ходового времени дошли до реки Кумбасай. Воды по колено, течение не сильное. Поднимаемся на её правый берег, где ещё издалека была видна старая грунтовая дорога. Дорога ведёт на перевал, вдоль травянистого отрога. На перевальный взлёт дорога взбирается небольшим серпантином. Перевальная седловина пер. Барай (2413,н/к) - травянистая, подъём от переправы через р.Кумбасай занял 2 часа.

Спуск имеет тот же характер - грунтовая дорога, серпантином извивается по альпийским лугам. К реке Уток обрывается довольно круто. В высокотравье дорога обрывается. По обе стороны от реки Уток густой труднопроходимый лес. С большим трудом пробираемся сквозь бурелом к руслу реки. Река - бурный мощный поток, просто так не переправится. Движемся вдоль русла вниз по течению. Ищем более подходящее место для переправы. Проходим метров 300. В месте где река несколько сужается, валим сухару, которая полностью перекрывает русло. По ней, придерживаясь за ветви переправляемся на правый орографический берег реки Утог. Далее по буреломам со средней скоростью 5-10 метров в минуту поднимаемся возвышенный правый берег, где в метрах 50-70 от реки имеется хорошая тропа. По обе стороны от тропы сплошные заросли малины. За 40 минут доходим до реки Караунгур. Река шириной 10-12 метров, глубиной до 70-80 см, течение сильное. Переправляемся на противоположный правый берег реки стенками по трое. Проходим метров 300 и останавливаемся на ночлег.

День 22. р. Караунгур - р.Бол. Баскан

С утра и весь день шел дождь, довольно сильно похолодало, в горах выпал снег. Река Караунгур после слияния с р.Уток протекает в каньоне. Каньон довольно узкий 15-25 метров. По обоим берегам скальные стены, и далеко не везде можно найти место где из него вылезти на гребень. По началу дорога идёт по правому берегу возле скал. Затем она несколько раз бродом проходит через прижимы правого берега. Течение у реки очень сильное, местами приходиться идти в воде по пояс. По берегам скалы, которые не оставляют других вариантов.

Затем дорога бродом уходит на противоположный берег. Река не широкая, но мощная и бурная (возможно ещё и потому, что последние дни идут дожди). Находим место где река разливается на 2 рукава. Первый рукав перешли стенкой (всей группой), второй не смогли. Под проливным дождём заниматься навесной переправой не было ни какого желания, поэтому решили пройти ещё правым берегом. Тем более, что по началу была видна едва заметная тропинка.

Позже мы пожалели о том, что не переправились здесь. Далее это сделать будет ещё сложнее (причем в разы). А двигаться по правому берегу р. Караунгур, а затем по Большому Баскану значительно сложнее.

Каньон представлен скальными склонами, высотой свыше сотни метров, заросший древесной и кустарниковой растительностью. Местами пробираться по буреломам особенно сложно, местами приходилось идти по воде, иногда по крутому берегу (а ниже грохот воды). Ситуацию усугубляла погода, не прекращающимся проливным дождём. Примерно за 1 км до реки Большой Баскан скалы по берегам отступают. Выходим серпантином на крутой правый берег. Проходим несколько сотен метров по гребню и выходим к долине реки Большой Баскан. Спуск по крутому сбросу и мы возле устья Караунгура. От устья реки Уток на прохождение каньона ушло 3,5 часа ходового времени и много сил. На слиянии рек находиться пограничный пост. В нем на удивление ни кого нет. Видно, что его забросили не так давно.

Стенкой переходим через реку Большой Баскан (воды по пояс, течение сильное, ширина 8-10 метров). По её правому берегу идёт вниз по течению хорошая грунтовая дорога. По дороге после каньона идётся очень легко и быстро. Примерно через 1,5 часа доходим до моста через реку Большой Баскан. Вернее моста никакого нет, но видно, что он тут был и дорога далее идёт по левому берегу. Переправиться можно только по навесной переправе, но переправить через мощный горный поток первого участника не так просто. Решаем продолжить движение по правому берегу реки, которая так или иначе выведет нас к посёлку Покатиловка. Двигаться пришлось по густым зарослям малины, крапивы, разных кустарников и пр. Скорость передвижение очень не большая. Через 2 ходовых часа дошли до небольшого правого притока. Далее появляется едва заметная, а потом всё лучше и лучше тропа. Пройдя по ней 4-5 км, в прибрежных кустах останавливаемся на ночлег.

День 23. р.Бол. Баскан - пос. Покатиловка

Далее по берегам луговая растительность, горные хребты отступают берега холмистые. Склоны вытоптаны коровами. Идём по тропе на расстоянии 100-150 метров от реки. Вскоре впереди показываются первые строения - ферма. До неё ещё несколько км по покосам. Выходим на грунтовую дорогу и по ней подходим к ферме. От неё 5 км до поселка. Почти бегом бежим туда, последние 2 км подъезжаем на тракторе.

8. Потенциально опасные участки маршрута и обеспечение безопасности на маршруте

! Пожалуй, наибольшую опасность при прохождении маршрута для нас представляли камнепады. В этом отношении больше всего запомнились: пер. Таврида, пер. Ахтаир, пер. Алма-Ата, пер. Хитрый, пер. Аболина, пер. Занавес. На этих участках маршрута угроза камнепада особенно велика, чему мы даже были свидетелями. Лучше проходить эти локальные препятствия как можно раньше с утра. Но это не всегда удается из-за значительных перепадов высот, длительных подходов, жестких временных ограничений. Поэтому можно посоветовать лишь одно - всегда находиться в касках, быть внимательнее (возможно использования наблюдающего), стараться не задерживаться в наиболее опасных местах (узкие кулуары и др.).

! Срыв на крутом склоне - одна из главных угроз нормального прохождения маршрута. Джунгарский Алатау - район с резким альпийским рельефом и, как следствие, крутых участков очень и очень много (все и не перечислить). Поэтому особое внимание в походе было уделено страховке. Использовались её разные виды: самостраховка альпенштоком (на осыпных склонах крутизной до 35-45 градусов), самостраховка ледорубом (на фирно-ледовых склонах крутизной до 35-45 градусов), перильная страховка (на склонах 45 и более градусов; в сумме было провешано 650 метров), движение в связках (на фирно-ледовых склонах крутизной до 45 градусов). Кроме того, на всякий случай, у группы имелась достаточно грамотно подобранная аптечка и у каждого участника индивидуальный перевязочный материал. Некоторые участники группы участвовали в различных соревнованиях (прежде всего туристическое многоборье (2 участников имеют звание КМС)), где отрабатывались различные аварийные ситуации, возможные в походе (в том числе с транспортировкой пострадавшего).

! Трещины на ледниках представляют серьёзную опасность в следующих местах: лед. Алтынмуз, спуск с пер. Каскадный, бергшрунд пер. Макаревича, бергшрунд пер. Уральских туристов. На этих участках активно использовался весь имеющийся у нас набор ледового снаряжения (ледобуры, ледорубы, перильная страховка, кошки и др.)

! Переправы через горные реки стали довольно серьёзной проблемой на маршруте. Джунгарский Алатау - район с огромным количеством бурных горных рек. Наибольшую сложность представляли переправы через: Кара-Арык, Коржун, Коксай, Демекпе, Уток, Карангур, Большой Баскан. Навыки наведения навесной переправы, и хождение стенкой - являются очень нужными при путешествии по Джунгарскому Алатау.

9. Краткое описание района

Джунгарский Алатау в пределах бывшего СССР- это горная система в юго-восточной части Казахстана, простирающаяся с запада- юго-запада на восток- северо- восток почти на 40 км вдоль границы с Китаем. Продольные долины рек Коксу на западе и Боротала на востоке делят Джунгарский Алатау на два крупных хребта, идущих параллельно друг другу: Северный Центральный хребет (СЦХ) и Южный Центральный хребет (ЮЦХ).

Общая протяженность СЦХ с запада на восток составляет около 250 км. В западной части СЦХ ограничен отрогом, отделяющим правую составляющую реки Мисбулак от левой, с востока- Джунгарскими воротами- тектоническим разломом, отделяющим горы Джунгарского Алатау от хребта Майли. Среди северных отрогов СЦХ следует выделить Айдаусайский, Аксуйский и Саркандский отроги. В центральной части СЦХ на юг вдоль границы с Китаем отходит Коксу-Бороталинская перемычка, связывающая СЦХ и ЮЦХ. На западе через Коржун-Коринскую перемычку СЦХ стыкуется с хребтом Каратау, имеющем самостоятельное значение. Последний тянется параллельно СЦХ почти почти 50 км, достигая максимальной высоты (3902 м) в верховьях ледника Безсонова.

Средняя высота гор осевой части СЦХ равна примерно 4000 м. Седловины главного хребта лежат ниже соседних вершин всего на 200-300 м. Высочайшая вершина СЦХ, как и всего Джунгарского Алатау,- пик Семенова Тянь-Шаньского- 4662 м (по последним уточненным данным), самая низкая- седловина Талды (3504 м).

Снеговая линия гор, примыкающих к СЦХ и хребта Каратау, расположена на высоте 3400-3800 м и зависит от экспозиции склона. Один из значительных районов оледенения находится в верховьях реки Коры. Здесь расположены крупные ледники: Тронова, Безсонова, Каратальский, Сапожникова. Среди многочисленных ледников северных склонов СЦХ особенно выделим самый длинный ледник Джунгарского Алатау- ледник Абая длиною около 10,9 км, а также ледники Джамбула, Берга и Аболина. Преобладающий тип ледников- долинный и каровые. Иногда встречаются висячие ледники и ледники плоских вершин.

Общая протяженность ЮЦХ немногим превышает 100 км. В западной части ЮЦХ ограничен рекой Коксу и носит название хребта Токсанбай. Протягиваясь далее на восток- северо-восток, ЮЦХ за Коксу-Бороталинской перемычкой приобретает название хребет Беджинтау.

Средняя высота гор осевой части ЮЦХ- 3770 м. Высочайшая вершина хребта Токсанбай- пик 4030 в верховьях реки Улькенисы, а хребта Беджинтау в пределах бывшего СССР- пик 4126,5 в верховьях реки Джланды. Отроги северных склонов ЮЦХ коротки, не превышают 10 км. Южные отроги ЮЦХ значительно длиннее (до 30 км), разделяют крупные притоки реки Или- Борохудзир, Усек, Бурхан, Тышкан, Чижин- и имеют подчас самостоятельное значение. Вершины в этих отрогах нередко превышают 4200-4300 м.

Наивысшая точка ЮЦХ- пик Панфилова (Ормекши)- 4359,8 м, расположен в хребте Тышкантау, почти симметрично расходящимся на запад и восток от Хоргосского отрога. Этот хребет тянется на протяжении 40 км строго в широтном направлении от места слияния Большого и Среднего Усеков, ограничиваясь на востоке рекой Хоргос.

Для ЮЦХ характерны три типа рельефа высокогорья: первый- высокогорный крутосклонный сильнорасчлененный рельеф со следами ледниковой обработки (наиболее приподнятая часть хребтов Тышкантау, Беджинтау и Карасуйского отрога); второй- высокогорный крутосклонный сильнорасчлененный рельеф (южные склоны Карасуйского отрога и хребта Беджинтау, отрога Кокжота); третий- высокогорный слаборасчлененный рельеф (Кичик-Казанский ортог, отроги в западной части ЮЦХ).

Район ЮЦХ имеет достаточно большое оледенение. При этом в приводораздельной части хребтов нередки ледники протяженностью до 3,5 км. Самый крупный ледник района- ледник Воейкова- расположен в верховьях реки Чижина. Длина его 8,6 км, он является одновременно самым крупным ледником южных склонов всего Дунгарского Алатау. Ледники южных склонов ЮЦХ в основном карового типа, иногда встречаются висячие ледники. Ледники северных склонов долинного и карового типов.

Джунгарский Алатау- своеобразная в климатическом отношении страна. Она как бы является барьером, разделяющим географические ландшафты. На северных склонах наблюдаются достаточно выраженный алтайский климат. Южным склонам свойственен тяньшаньский климат, близкий климату Заилийского Алатау, Киргизского и Таласского хребтов.

Климат Джунгарского Алатау в целом резко континентальный, горный и для разных частей района различный. Так, верховья рек Коры и Кара-арыка и долина реки Казан отличаются сравнительно низкой и резкоменяющейся температурой воздуха. На южных склонах ЮЦХ теплее, а на северных склонах ЮЦХ погода более стабильна.

Самым теплым временем года в Джунгарском Алатау является вторая половина июля- начало августа. Основная масса осадков приходится на май и конец августа. Преобладающее направление ветров- западное и южное, они отличаются незначительными скоростями, редко превышающими 7 м/с.

Растительность и животный мир Джунгарского Алатау разнообразны и зависят от рельефа, климата, гидрографической сети, абсолютной высоты и т.д. В высокогорье преобладает травянистая растительность, растет большое количество цветов самых ярких окрасок. Широко распространены лекарственные растения: золотой корень, эфедра, ятрышник (пиава) и др. В среднегорье повсеместно растут тянь-шаньская ель, пихта, карагач, береза, шиповник, барбарис, малина, арча. В березовых рощах Кара-арыка и его притоков немало грибов.
Наиболее освоенными туристами районами Джунгарского Алатау является западная часть СЦХ и хребет Каратау. Здесь можно проложить горные маршруты 1-4 категорий сложности. Перспективой с точки зрения дальнейшего освоения является центральная часть СЦХ от Биенского до Аксуйского отрогов. До сих пор недостаточно исследованы ЮЦХ и хребет Тышкантау с прилегающими к ним отрогами. В указанных районах имеется множество перевалов от 1А до 2Б категорий трудности.

10. Перечень наиболее интересных объектов на маршруте

Маршрут включал в себя большое количество локальных препятствий, прежде всего перевалов. Каждый перевал представлял из себя прекрасную обзорную точку, с которой открывались прекрасные виды гор Джунгарского Алатау. Тем не менее, из всех 21 перевала на которых нам довелось побывать, хотелось бы особо отметить следующие: перевалы цирка ледника Алтынмуз (Алтынмуз Восточный, Западный, пер. Весёлый), пер. Аболина, пер. Макаревича, Уральских туристов (п/п), пер. Каратор, пер. Турист.

Большое впечатление на нас произвело особенности оледенения гор Джунгарского Алатау. Мощные изломанные ледники, с огромными ледопадами, гигантскими трещинами - Алтынмуз, Гляциологов, Аболина - самые крупные из них. Запомнилась сложностью своего прохождения и каким-то особенным великолепием конечная морена ледника Джамбула.

После довольно длительного нахождения в высокогорной зоне, очень приятно пройтись по широким и довольно протяженным долинам крупных рек Казан, Кара-Арык, Аксу, Талды, которые поражают обилием разнообразной растительности.

Благодаря сочетанию разных компонентов природы (горный рельеф, реки, обилие растительности) ландшафт очень привлекателен с эстетической точки зрения, характеризуется большим колористическим разнообразием пейзажа.

Одна из главных изюминок района - обилие ягод. Такое количество малины, земляники и клубники мы раньше не видели. Клубничные поля по долине Кара-Арака в районе устья Коржуна тянутся сотнями метров. А заросли малины выше устья Казана невозможно пройти без, хотя бы получасовой, остановки. Довольно часто грибы являлись существенной добавкой к рациону.

Данный район из-за своей малой хозяйственной и туристской освоенности имеет очень богатый и непуганый животный мир. Можно долго перечислять виды животных обитающих здесь, но своими глазами мы видели косулю, рысь, сусликов, гигантские орлы, соколы и всякую "мелочь".

11. Дополнительные сведения о походе

1. Список снаряжения (общественное и личное)

Перечень группового снаряжения

11 Фонарик 1 шт 0,2 кг

Итого общий вес личного снаряжения 7,3 кг

2. Питание в походе

Раскладка на группу туристов (6 человек) условно делится на 3 части с постепенным нарастанием рациона.

ТАБЛИЦА (RTF, 198 КБ)

Личные вещи 5 6 31
Снаряжение 7,2 36,3
Итого 33,2 26 187,6
День 1 – 5 (кольцевая часть маршрута)
Продукты 2,2 2,2 13,350
Личные вещи 3 4 19
Снаряжение 6,3 31,8
Итого 18,8 13,5 108
День 7 – 23 (на выходе)
Продукты 9,9 9,9 59,5
Личные вещи 5 6 31
Снаряжение 7 35
Итого max=7 день min=23 день 29,2 19 23,2 12,3 169,3 107,3

12. Смета расходов

Наименование расходов На 1 человека На группу (6 человек)
Поезд Свердловск – Новосибирск 785 4710
Проживание в г.Текели (3 дня) 400 2400
Пропуск в погранзону 450 (15$) 2700
Почтовые расходы 45 270
Заброска на автомашине ГАЗ–66 Текели – устье реки Казан 1110 6670 (230$)
Такси пос. Покатиловка – г. Сарканд 100 600
Автобус г. Сарканд – г. Алматы 250 1500
Проживание в Алмате (2 дня) 400 2400
Поезд Алматы – Екатеринбург 1300 7800
Питание в поезде 200 1200
Итого 7785 46710

Следует отметить, что "рубль" не очень популярен в юго-восточном Казахстане. Лучше заранее позаботиться о его выменивании на местную валюту, так как сделать это на месте бывает не просто. Во-первых, прослеживается прямая зависимость - чем ближе к России, тем выше курс (до 5 тенге за рубль в Северном Казахстане), во-вторых, в тех не многочисленных банках, что есть в г.Текели курс крайне не выгоден (4,2) - поэтому приходилось искать "частников" (с курсом 4,6). Разница в 18 % довольно существенна.

Примерный курс в банках Алматы (лето 2005) - 1 рубль = 4,6 тенге

13. Оценка категории сложности похода

Оценку категории сложности похода производим в последовательности, согласно "методике категорирования пешеходного маршрута" ("Русский турист"; выпуск седьмой; Москва 2001г.)

1. Общая протяженность маршрута - 303 км (посчитано с коэфицентом 1,2). Продолжительность похода - 23 ходовых дня (с 2-мя днёвками).

2. Перечень всех локальных препятствий (ЛП max). Определяем максимальное количество баллов, которые набрал бы маршрут, если бы все ЛП шли в зачет.

Переправы н/к пр. приток р.Юйтас 0,5
Каньон р. Котурганбулак 3
р. Караунгур 3
    Итого: 183

3. Подсчитываем сумму баллов за ЛП (локальные препятствия), идущие в зачет.

Вид препятствия Название к.с. баллы
Траверс пер. Алтынмуз Западный – пер. Боковой 9
Каньон р. Котурганбулак 3
  Итого: 55

Подсчитываем сумму баллов за ПП (протяженные препятствия), идущие в зачет (см. далее)

В зачет за ПП идёт максимум - 80 баллов

4. По таблице, приведённой в той же "методике", определяем географический показатель района - он равен "6" (Г)

Далее определяем коэффициент автономности - он равен "1" (А)

5. Используя высотный график маршрута (включая подъёмы и спуски) определяем коэффициент перепада высот. По формуле:

К=1+GH/12
где GH - суммарный перепад высот (в км)
К=1+32,5/12=3,7

6. Далее на основании полученных оценок отдельных параметров маршрута подсчитываем общее количество набранных им баллов. По следующей формуле:

КС=ЛП+ПП+(ГАК)
где КС - полученная категория сложности маршрута
ЛП - баллы за локальные препятствия
ПП - баллы за протяженные препятствия
Г - географический показатель
А - показатель автономности
К - коэффициент перепада высот
КС=55+80+(6 1 3,7)=157,2
135<157,2>185 - укладывается в диапазон для 5 к.с.

Вывод: по действующей методике категорирования пеших походов пройденный маршрут по всем параметрам соответствует маршруту "5" (пятой) категории сложности.

Характеристика протяженных препятствий

Таблица 1 (документ RTF, 121 КБ)

Итого сумма баллов за протяженные препятствия - 128 баллов (80 в зачет)

15. Используемая литература

Информация о Джунгарском Алатау в Екатеринбургском городском клубе туристов отсутствует, так как район впервые посещается туристами из Свердловской области. Поэтому основным источником информации явился Интернет. Собирая по крупицам информацию о районе стало известно, что там неоднократно бывали туристы из г.Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Томска и Новосибирска. Туристское освоение района началось с 80-х годов. Раньше освоение района сдерживало приграничное положение и напряженные отношения с Китаем, а также наличие более удобных подъёздов к Тянь-Шаню. За два десятилетие здесь возможно побывало несколько десятков групп.

Всё, что удалось найти в Интернете, это несколько статей о районе (В. Тихонова), карту хребтовку М 1:100 000, 4 отчета.

1. горная 4 1996г. под руководство Мартынова А.Д. г. Томск

2. пешая 5 1992г. под руководством Владимирова В.Б.

Санкт-Петербург

Северный хребет
1.1 Аболина 3550 ос–лд р. Водопадная – В. камера лед. Аболина
1.2 Ак–Эмель 3600 лд лед. № 54 (исток р. Аксу) – р. Болотистая
1.3 Академика Б. Н. Петрова 3650 ос–лд лед. Тронова – Нижн. 3. камера лед. Безсонова
1.4 Аксу 3600 лд–сн лед № 121 (р. Карангсай) – лед .№ 54
1.5 Алма–Ата 3730 1Б*   лед. Сапожникова (р. Кора) – лед. № 168 (р. Коржун)
1.6 Виталия Абалакова 3730 сн–лд–ос лед. Хейердала (№ 16) – р.Орга–Бнен – лед. № 280 (р. Южная, р. Кора)
1.7 Востоковедов 3500 ос–лд р. Водопадная – лед. № 166
1.8 Демекпе 3630 1Б* ос Л. исток р. Домекпе (р. Караарык) – первый исток р. Демекпе (р. Аксу)
1.9 Горной секции 3680 лд–ос В. камера лед. Аболина – лед. 161
1.1 Макаревеча 3850 ос–лд лед. Аболина – лед. Макарсвича
1.11 Обходной 3710 ск–лд р. Южная (р. Кора) – лед. № 19 (р. Урман–Биен). Через пер. Хейердала
1.12 Сапожников 3610 сн–ос лед. Сагюжпикона (р. Кора) – Л. приток р. Аюсай
1.13 Советских пограничников 3450 1Б* лд Л. исток р. Лагерной – лед. № 81 (р. Волчья)
1.14 Сокол 3850 ск П. приток р. Аидаусай – Л. приток р. Маитас
1.15 Танюша 3810 лд–ос лед.№166 (главный исток р.Коржуп) – лед.Аболина (№20) (р.Урман–Биен)
1.16 Туристов 3950 ос–сн лед. Шульца – лед. Туристов
1.17 Турклуба ''Альтаир'' 3860 лд–сн лед. № 19 (р. Урман–Биен) – лед. № 279 (р. Южная, р. Кора)
1.18 Хейердала 3650 лд–ос р. Южная (р. Кора), (лед. № 279) – лед. Хейердала
1.19 60 лет Казахстана 3650 ск–лд лед. № 122 (Л. исток р. Карангсай) – лед. Ажар
1.2 Аболина 3800   лед.N278 (р.Водопадная, р.Кора) – З. Камера лед.Аболина (р.Урман)
1.21 Мынчукыр 2900 н/к ск–тр–ос П.исток Л.притока р.Кызылагаш –р.Кора. Весной – 1А
  Центральный хребет
2.1 Алтынсарина 3680 ск–ос лед. Алтынсарина – главный исток р. Коржун. Через Коржун–Кориискую перемычку
2.2 Арал–Тобе 3350 лд–сн лед. № 266 (р. Мукан) – лед. № 263 (р. Арал–Тобе)
2.3 Бацких 3750 ск–лд р. Ледниковая (П. С. приток реки Жаманкольсай) – р. Айсельбайсай (Л.Ю. приток р. Кора)
2.4 Валентины 3550 ск–лд 3. цирк лед. Безсонова – лед. № 269 (лед. Тронова)
2.5 Жаманкольсай 3290 ос–лд лед. № 243 (р. Тюйте) – лед. №218 (р. Жаманкольсай, р.Чажа)
2.6 Казтурсовет 3280 лд–ос лед. № 244 (р. Тюйте) – исток С.–В. притока р. Койтас
2.7 Каменный 3360 лд–ск лед. № 254 (р. Каскабулак, р. Кора) – р. Верхний Ойсаз (р. Коксу)
2.8 Карангсай 3550 лд первый Л. исток р. Карангсай – лед. № 116 (П. исток р. Лагерной)
2.9 Каскабулак 3550 лд–ос лед. Тронова (№ 267) – П. исток р. Каскабулак
2.1 Кокчетав 3400 лд–ск лед. № 254 (р. Каскабулак) – С. приток р. Тентексай
2.11 Коржунский 3650 1Б* ос–сн лед. Сапожникова – лед. № 167(р. Коржун)
2.12 МАИ 3680 сн–лд лед. Алтынсарина – лед. Сапожникова. Через пик МАИ
2.13 Медвежий 3610 сн–ос лед. Тептекгай (№ 193) – лед. № 191 (р. Аргалыбулак)
2.14 Натальи 3600 1Б* ос–лд лед. Безсонова (№ 275) – С. приток р. Тентексай (лед. № 196)
2.15 Николая Кузнецова 3350 ос р Тюйте – лед № 239 (р Салдыртас)
2.16 Ольги 3640 ск–лд лед Безсонова (№ 275) – лед. Тронова (№ 267)
2.17 РКТ (Рязанский КТ) 3480 лд–сн лед № 269 (лед Тронова) – лед № 274 (р Кора)
2.18 Семи 3590 1Б*   лед Тронова (р Кора) – долина р Тентексай
2.19 Спортклуба МАИ 3520 лд 3. цирк лед Безсонова – лед. № 274 (р Кора)
2.2 Строитель 3720 ск–ос лед № 193 (р Тентексай) – лед. Аюсай (№ 180)
2.21 Тани Савичивой 3390 ос–лд лед № 269 (лед Тронова) – лед 273 (р. Кора)
2.22 Текелинский 3320 лд–ос лед Безсонова – лед № 180 (П. исчок р Аюсай, р Кора)
2.23 Тентексай В 3740 2А* сн–лд лед Тентексай В (р Тентексай В ) – лед Аюсай (р Аюсай)
2.24 Тронова 3500 1Б* лд–ск лед Тронова (№ 267) – С. приток р. Тентексай
2.25 Тюйте 3240 1А* лд–ос лед № 243 (р Тюйте) – исток С.– В. притока р. Койтас
2.26 Целиноград 3750 ск–лд лед Тронова (р Мукан) – 3. цирк лед Безсонова (р Кора)
2.27 Чабанский 3100 н/к   р Караарык – р Казан. К востоку от перевала Тюе–Маинак
2.28 Чижа I 3580 лд–сн лед Чижннский (№ 219) – лед. № 227 (р. Асельбайсай)
2.29 Чижа II 3710 лд–ск лед Чижинский (№ 219) – лед. № 235 (р. Салдыртас)
2.3 Ветеран 3450   лед.Каскабулак (р.Каскабулак, р.Кора) – З. приток р.Тентексай (р.Коксу)
2.31 Владимира Микитюка 3700 3А*   лед.Тронова (р.Мукан,р.Кора) центр. исток .Тентексай (р.Коксу)
2.32 Койтас 3350   лед.Высоцкого (р.Каскабулак, р.Кора) – безымянный лед. (р.Койтас,р.Чажа)
2.33 Седло 3230   лед.Высоцкого (р.Каскабулак, р.Кора) – З. камера лед.Каскабулак (р.Каскабулак)
2.34 Тайга 3700 лд–ос лед.Безсонова – р.Тентексай
  Южный хребет
3.1 Ауэзова 3950 ск–лд лед. № 125 (второй П.пр.р.Тышканбас) – лед.Ауэзова
3.2 Геодезистов 3970 ос–сн лед. №130 (первый Л.пр.р.Тышкан) – лед.Амангельды
3.3 Головина 3700 ос–лд р.Тышканбас – лед.Хоргосский
3.4 Изнурительный 3820 ос–лд р.Карсу – лед.№171 и(третий Л.пр.р.Каскабулак, р.Саргир)
3.5 Карабулак 3465 ос р.Майлисай – р.Карабулак (р.Казан)
3.6 Кошама 3500   р.Б.Усек – р.Ср.Усек
3.7 Сакоу В. 3680 н/к   р.Саргир – р.В.Сакоу
3.8 Турклуба Спартак 3960 ос–лд р.Тышканбас (район лед.№116) – лед.Воейкова
3.9 Тышкан 4080 2А* лд лед.№168 (пятый приток р.Саргир) – лед.Тышкан
3.1 Тышканбас 3970 ос–лд лед.№120 (р.Тышканбас) – лед.Воейкова
3.11 Хоргосский 3960 лд лед.Воейкова – лед.Хоргосский
3.12 Глыбистый 3920 1Б* ск–лд лед.Воейкова – лед.Панфилова. Южнее п.4247
3.13 СК МВТУ 3950 сн–лд З.камера лед.Панфилова – лед.Сейфулина. Восточнее п.4247
3.14 Самуйлова 3920 3А* ск–лд З.камера лед.Панфилова – лед.Хоргосский. В плече в.4247. Два варианта прохождения
    4050 3А* сн–лд
3.3 Одиночек 3650 лд–ск лед.Коккия – П.пр.р.Жаксысая
3.31 Сарыбель 2500 н/к тр–ос через отрог Тышканбас – р.Нарын
3.32 Кумбель 2600 тропа р.Б.Кабыл – р.Кумбельсай

Таблица (эта же) в формате RTF (225 КБ)

Карты (GIF):

Отчет о пешем походе V к.с. в районе Джунгарского АлатауОтчет о пешем походе V к.с. в районе Джунгарского АлатауОтчет о пешем походе V к.с. в районе Джунгарского АлатауОтчет о пешем походе V к.с. в районе Джунгарского АлатауОтчет о пешем походе V к.с. в районе Джунгарского АлатауОтчет о пешем походе V к.с. в районе Джунгарского АлатауОтчет о пешем походе V к.с. в районе Джунгарского Алатау