20 января 2013

Автор: Максим Компаниец

Источник: veloclub.ru

Карта маршрута

Отчет о пешем путешествии по Хибинам

Давно собирался посмотреть на жемчужину Кольского полуострова - Хибинские горы. Но все как-то не складывалось - мешали походы то на Урал, то в Саяны. И вот, наконец, в августе 2008, собрался. Поначалу собирались идти пять человек, Но в поход пошли втроем - Я, мой сын Алексей, и Антон Колотаев.

День 1. 5 августа

Поезд по расписанию приходит на станцию Имандра ранним утром. Но, естественно, он немного опоздал, поэтому мы оказались на станции около 8 утра. Погода ясная, переменная облачность, прохладно. Поначалу хочется надеть шапку, но надеюсь, что на ходу под рюкзаком мы быстро согреемся.

Водонапорная башня, от которой идет тропа в горы, видна от станции. Мы подошли к башне, и пошли по этой тропе. Рюкзаки тяжелые: вес увеличен за счет фруктов, которые были предназначены на поезд. Поэтому процесс надевания рюкзака сопровождается довольно разнообразными звуками (кряканье, уханье, оханье…). Отходим несколько сотен метров от станции, и в березовом лесочке под ЛЭП делаем себе альпенштоки из березовых палок. Перепаковали рюкзаки - отдали Антону часть общественного снаряжения, чтобы вес рюкзаков был у всех примерно одинаков.

Переходы делаем по полчаса, на каждой остановке все в обязательном порядке съедаем по яблоку и по персику - в животе их нести явно легче, чем за спиной.

Через полтора км тропа выходит к реке Гольцовке, и мы продолжаем движение по правому берегу реки. Вода в реке чистая и прозрачная, по берегам - сосновый лес. Почти как в Мещере, только шум реки напоминает о том, что мы все-таки приближаемся к горам.

Несколько переходов - и мы подходим к месту слияния ручьев Маннепакх и Меридиональный, откуда и начинается река Гольцовка. Около слияния стоит группа, говорят, что несколько дней сидели под перевалом сев. Чорргор и пережидали непогоду: шел дождь со снегом, перевал был скрыт облаками. Сегодня погода улучшилась, они прошли перевал и вот сейчас сушатся и греются. В общем, отдыхают.

Мы переобуваемся в сапоги, и бродим Маннепакх. Брод в болотных сапогах несложен, но один сапог у меня быстро начал набирать воду. Вылез из реки, и обнаружил на сапоге внушительную дыру… Хорошее начало!

Антон не стал брать болотные сапоги, решил ограничиться обычными, поэтому ему перейти брод немного сложнее.

Координаты брода - N67 49.108 E33 21.548 Высота - 231м.

После брода опять обуваем ботинки и продолжаем движение по правому берегу ручья Меридионального.

Лес потихоньку расступается, сосны редеют и исчезают, вместо них появляются березы и елки. Еще пара переходов - и мы переходим ручей Часнайок. Брод совсем несложен даже в ботинках. Недалеко от реки я нашел сухую елку, и мы решили там пообедать. После обеда продолжили подъем вдоль Меридионального ручья.

Лес превратился в березовое криволесье, потом исчез совсем.

На ночевку встали выше границы леса, на небольшой ягелевой полянке на берегу озера.

Отсюда уже виден цирк, из которого вытекает ручей Меридиональный. Горы припорошены свежевыпавшим снегом.

Координаты места ночевки - N67 45.841 E33 23.274, высота - 500м.

Перед ужином я и Алеша прогулялись к истокам Меридионального ручья, посмотрели на перевал Вост. Арсеньева, на который надо идти завтра.

День 2. 6 августа

С утра - ясно, переменная облачность. Не спеша, позавтракали, собрались, пошли по тропе к перевалу. Тропа идет вдоль реки, пересекает несколько ручьев, которые вытекают прямо из-под камней. Тропа тянется в сторону перевала Зап. Арсеньева, поэтому мы решили покинуть тропу, и набирать высоту, двигаясь траверсом вдоль склона. Склон травянисто-осыпной, идти по камням с тяжелым рюкзаком нелегко, но можно. Хорошо, что камни не скользкие. Не очень хорошо, что среди камней попадаются живые…. Несколько переходов - и мы на седловине.

Координаты перевала Восточный Арсеньева: N67 43.994 E33 24.005, высота - 1020м

Здесь дует холодный ветер, долго задерживаться на перевале не хочется. Поэтому быстро съедаем перевальную шоколадку, делаем несколько снимков, и начинаем спускаться в долину Малой Белой. Много прошлогодних снежников. А местами лежит свежевыпавший, белый снег. Спуск сначала довольно крут, проходит по камням среднего размера. Иногда встречаются чемоданы, но, впрочем, их немного. Хотя этот перевал классифицируется как некатегорийный, я бы присвоил ему категорию 1А. Впрочем, возможно, мы двигались не совсем традиционным путем.

На спуске я искал место для обеда, но все никак не попадалось - то нет воды рядом, то склон слишком крут. Интересное свойство рек в местных горах: вода течет по склону, а ниже ручей исчезает под камнями…

Когда, наконец, все условия для обеда были выполнены, оказалось, что до предполагаемого места ночевки осталось не больше километра, и мы ограничились перекусом. Вскоре начинается лес - сначала березовое криволесье, потом начинают появляться елки. Мы встали на ночевку немного в стороне от ручья Ферсмана, поставили палатку под большой разлапистой елью. Рядом лежит сухая елка, поваленная ветром, мы отпилили от нее верхушку и воспользовались ветками.

Координаты места ночевки: N67 41.805 E33 23.239, высота: 407м.

День 3. 7 августа

Дневка. После завтрака пошли в радиалку- экскурсию на гору Юдычвумчорр. Это высшая точка Хибин. Гора Юдычвумчорр имеет столообразную форму - ее склоны почти со всех сторон очень круты и каменисты, только западный отрог, со стороны ручья Ферсмана, относительно пологий. По этому отрогу мы и поднимались. Подъем несложен, проходит в основном по травке и по мелким камушкам. Мы за пару переходов вышли на плоскогорье, и добрались до одной из нескольких вершин горы, ее высота - 1124м. Отсюда хорошо видны истоки ручья Ферсмана, и озера в истоках реки Малая Белая. Двигаться дальше стало неинтересно: вершина горы плоская, как стол, а до ее высшей точки еще идти и идти, а потом возвращаться…. В общем, мы сделали несколько панорам и решили вернуться. На спуске нас встретил холодный дождь со снегом. Впрочем, он оказался кратковременным. Потеряли высоту, и сразу потеплело. В лесу, у костра, оказалось уютнее, чем на вершине.

После обеда прогулялись к месту впадения ручья Ферсмана в реку Малую Белую.

День 4, 8 августа

Утром ясная, хорошая погода. Мы начали движение вдоль Малой белой, по правому берегу. До границы леса идем по приличной вездеходной дороге, проходим мимо озера, которое видели вчера с вершины. В этом месте дорога становится тропой и разветвляется на три перевала - Рамзай, а также восточный и западный Петрелиуса. Мы решили воспользоваться западным перевалом Петрелиуса: он интереснее. На небе появляются низкие облака, причем видно, что из них идут дождики. В истоках реки Малая Белая есть озера, на которых можно было бы устроить обед, но мы решили заменить обед перекусом: останавливаться надолго нельзя, быстро замерзаешь. Немного посидели на морене перед перевалом, и полезли наверх. На перевал идет тропа, которая исчезает только в местах пересечения каменных россыпей среднего и крупного размера, но вскоре появляется вновь. Часть пути мы проходим по снежнику. Перевал представляет собой расщелину в скале (как будто какой-то великан откусил от горы кусок). Дно расщелины завалено камнями - чемоданами, идти по ним нелегко, но ущелье оказывается коротким. На стенках ущелья несколько памятных табличек. За ущельем - пологая площадка: седловина перевала, тур расположен именно на ней.

Координаты перевала: N67 43.814 E33 30.399, высота: 849м.

Спуск несложный, от самой седловины идет тропа. Мы немного передохнули на седловине, и начали спускаться вниз по тропе. Недаром этот перевал является некатегорийным. Тропа выходит к озерам в истоках реки Петрелиуса, у верхнего озера - неплохое место для стоянки. Впечатляют стенки в цирке, из которого вытекает эта река. Они неприступны, образуют отрицательный угол. Дальше мы пошли по тропе вдоль реки. Погода явно портится: небо затянуто облаками самых разных типов - кучевыми, слоистыми, барашками. Иногда принимается моросить дождик, но быстро притихает. Довольно быстро мы опустились ниже границы леса, но вот лес этот представлял собой березовое криволесье, и останавливаться в нем на ночевку желания не возникало. А елки были видны еще километрах в двух. Ничего страшного, время еще есть, мы идем вперед, к еловому лесу. Тропа вскоре стала дорогой, и идем по ней довольно быстро. Хотя усталость к вечеру уже дает о себе знать. Как только около дороги появились первые елки, мы начали искать место для ночевки, и почти сразу его нашли - рядом с небольшим озером, не обозначенным на карте, лежало упавшее еловое дерево.

Ровная площадка для палатки, вода и дрова - что еще нужно для счастья?

Координаты места ночевки: N67 46.132 E33 33.526, высота: 375м.

День 5, 9 августа

Ночью шел дождь, и утром он продолжался. Поэтому завтрак приготовили в палатке на горелке. Пока позавтракали, дождь прекратился. Облака низкие, и на перевал в такую погоду лезть страшновато. Но у нас сегодня никаких перевалов в планах нет, мы идем по долине реки. Вышли чуть позже, чем обычно, и продолжили путь по дороге, по которой шли вчера. Сапоги обули сразу: нам скоро предстоит брод через реку Петрелиуса. По дороге идется легко и просто, поэтому нужный поворот к броду мы пролетели. Через полкилометра заметили, что дорога идет не туда, куда нам надо, и вернулись. Поворот на брод мы нашли довольно быстро, и брод оказался несложным (в болотных сапогах). Антону пришлось выбирать дорогу тщательнее, а мы с Алешей перешли реку, не задумываясь. Вот только один сапог у меня подтекает, гад….

Координаты брода: N67 46.495 E33 33.773, высота: 356м.

Идем по дороге дальше. По сторонам - много стоянок, видно, что эта часть долины часто посещаема. Погода непонятная - пасмурно, то начнет капать дождь, то вдруг ненадолго выглянет солнце, но вскоре опять начинает моросить. Через несколько километров дорога проходит мимо озер в средней части долины Кунийока, и вскоре мы выходим к броду через реку Кунийок. Этот брод посложнее, чем предыдущие, его мы решили перебродить стенкой - течение норовит сбить с ног. Но ничего, преодолели. Хотя сапоги Антон все-таки залил. Высоты болотных сапог достаточно, но подтекающий сапог не дал насладиться сухостью ног…

Координаты брода: N67 47.824 E33 35.718, высота: 289м.

Идем по дороге дальше. Дорога стала совсем простой: по ней ездят обычные легковушки.

Мы пересекаем дорогу на КСС, и продолжаем движение на восток, в долину реки Рисйок.

Через километр видим табличку с надписью "красивый водопад". Сходили, посмотрели на этот водопад, немного пофотографировали.

Координаты водопада: N67 47.721 E33 37.022, высота: 367м

А потом начали искать место для дневки. Выше подниматься я не вижу смысла - видно, что мы уже находимся почти на границе леса.

Место я нашел довольно быстро - недалеко от водопада в лесу находится небольшое озерцо. Вода и ровная площадка есть, а вот с дровами - напряг. Дров нет вообще. Все елки и сосны чувствуют себя хорошо и сохнуть не намерены. Обед приготовили на костре из тонких веток орешника, но их мало и надолго таких дров нам не хватит. А хотелось бы завтра сделать дневку, погреться, помыться и постираться. После ужина мы сходили на экскурсию к заброшенной штольне, и там, на склоне, обнаружили сухую елку. От лагеря она отстояла почти на километр, но мы не поленились сходить за топором и пилой, и притащили половину елки в лагерь. Ужин сделали на нормальном костре, погрелись и посушились. Вечером пошел дождь, и шел всю ночь.

Координаты места ночевки: N67 47.752 E33 36.746, высота: 351м.

День 6, 10 августа

Дневка.

Утром - дождь. Завтрак приготовили в палатке на горелке. Дождь не прекратился ни днем, ни вечером. Так что помыться и постираться не получилось.

День 7, 11 августа

С утра пасмурно, но, по крайней мере, не капает. Облака низкие, плотные, гор не видно.

Поэтому решили в этот день на перевал не соваться. Завтрак приготовили на костре, а после завтрака я и Антон прогулялись в сторону КСС и прошли дальше по дороге, идущей вдоль долины Кунийока. Дорога оказалась вполне проходимой для автомобилей, мы прошли по ней до озера Щучьего, и подошли к берегу озера. Мест для стоянок нет, берег заболоченный и сырой. По берегам растет морошка и голубика, но ягоды еще незрелые.

Вернулись в лагерь, приготовили обед. Потом я сходил за второй половиной елки, которую мы спилили позавчера, и принес ее в лагерь. В результате всем все-таки удалось помыться, постираться и погреться и просушиться у нормального костра.

День 8, 12 августа

С утра опять пасмурно, но вершины гор облаками не скрыты. Быстро завтракаем, и идем на перевал Южный Рисчорр. Сначала двигаемся по дороге вдоль Рисйока, потом дорога переходит в тропу, а облака снижаются и перевальная седловина скрывается в белой мгле.

Иногда начинает моросить дождик, вокруг - сырость и холод. Тропа четко читается, уходит куда-то в облака, поэтому я решаю рискнуть и все-таки пройти по ней. Включаю GPS, чтобы можно было вернуться назад своими следами, и мы начинаем набирать высоту. Облака плотные, видимость - метров 30-50, но тропа не исчезает, а выводит к перевальной седловине.

Координаты перевала: N67 45.799 E33 41.082, высота: 914м.

На перевале находиться долго не хочется - сыро, холодно, дует ветер и гонит водяную пыль. Тропа продолжается и на спуске. Мы быстро спускаемся по ней метров на 50, выходим на довольно пологий склон, на котором тропа теряется. Делаю несколько попыток ее найти - нахожу, но, через несколько десятков метров тропа растворяется в ягельной подстилке. Все попытки найти продолжение безуспешны. Видимости нет, облака все такие же плотные. Хорошо, что в этом месте можно идти, как угодно, всего лишь соблюдая направление. Двигаемся по азимуту на восток, слегка забирая на север, чтобы, теряя высоту, выйти к реке - к какому-нибудь из истоков Каскаснюйока. И вот долгожданная река. Точнее, ее сухое русло. Но это уже хороший ориентир. Двигаясь вдоль русла реки, мы быстро теряем высоту, и появляется видимость: видна долина Каскаснюйока, и виден еловый лес вдалеке. Вскоре мы подсекаем тропу, по которой быстро к этому лесу. Ниже облаков на смену водяной пыли приходит обычный дождик. Погода неприятная, но в лесу, наверное, можно развести костер, согреться и подсушиться.

И вот еловый лес рядом. Увы, сухих елок нет. Мы несколько раз делаем попытки найти дрова, и все безуспешно. Проходим немного ниже вдоль реки, и повторяем попытки. А далеко уходить по течению реки не хотелось бы - завтра придется возвращаться. Наконец, Алеша увидел сухую елку, Рядом очень кстати протекал ручей, и была достаточно ровная площадка. Здесь и заночевали.

Координаты места ночевки: N67 46.555 E33 49.599, высота: 344м.

День 9, 13 августа

С утра - безоблачное голубое небо до горизонта! Какое счастье, когда сверху ничего не капает и вокруг все видно.

Мы быстро собираемся и выходим. Сегодня я хочу дойти до истоков реки Майвальтайок. Сначала немного возвращаемся назад по тропе, по которой пришли вчера, но потом сходим с тропы, и удаляемся от реки на север. Виден перевал Умбозерский - он простой, невысокий, но проходит по ущелью с высокими и крутыми скальными стенками.

Мы вылезаем из долины Каскаснюйока, и движемся по склону горы Партомчорр, набирая высоту. Склон некрутой, травянистый, но идется тяжело. Погода опять портится. На небе появляются облака, которые быстро становятся тучами и быстро заволакивают все небо. Пора бы остановиться на обед, но вода никак не попадается. А когда, наконец встречаем воду, оказывается, что уже недалеко место ночевки. Пара переходов - и открывается долина Майвальтайока. Впереди - гора Лявочорр. Я хотел дойти до озера, из которого вытекает один из истоков реки, но цирк с этим озером затянут плотными облаками. Поэтому решаем остановиться на слиянии двух истоков Майвальтайока, и поставили палатку на морене. Место открытое, возможен ветер, поэтому палатку крепили понадежнее.

Вечером прогулялись с Антоном до перевала Сев. Партомчорр.

Координаты места ночевки: N67 48.701 E33 50.760, высота: 637м.

День 10, 14 августа

Погода опять решила испортиться, причем всерьез. Дождь, ветер, водяная пыль, холодно и сыро. Горы скрыты в облаках, ничего не видно. Сидим в палатке, пережидаем непогоду.

Ближе к вечеру ветер и дождь усиливается. Капли дождя с такой силой бьют по тенту, что пробивают его насквозь, (палатка все-таки старая, изношенная). Я заправил часть нижнего полиэтиленового тента между верхним тентом и палаткой. В палатке сразу становится суше и теплее. Но для того, чтобы вылезти из палатки (например, сходить за водой), приходится делать усилие воли. Ближе к ночи ветер стал порывистым, пригибал палатку к земле, и нам приходилось на всякий случай придерживать каркас изнутри руками.

День 11, 15 августа

Ночью ветер стих, и дождь прекратился. Утром горы скрыты в облаках, но в них есть разрывы. Решили попытаться пройти на вершину Лявочорр и посмотреть сверху на долину Кальока. После завтрака пошли вдоль притока реки, набирая высоту. Потом продолжили набор высоты по гребню горы, выбрав место, где положе. И вот мы на вершине. Вершина у Лявочорра, как и у многих гор в Хибинах, плоская. Тур, и развалины триангулятора, как ни странно, находится не на самом высоком месте, а метров на триста в сторону.

Координаты вершины: N67 50.088 E33 51.147, Высота: 1193м.

На восток Лявочорр обрывается крутыми скальными стенками, с которых хорошо видно Умбозеро и Ловозерский горный массив. Только редкие кучевые облака плавают под нами. А западный склон горы, обращенный в долину Кальока, затянут облаками. Мы подошли к началу склона, но в долине ничего разглядеть не смогли - одна беспросветная серая мгла. Немного побродили по вершине, пофотографировали, но пришлось возвращаться - на вершину начало натягивать облака. Начали спуск по треку GPS, спустились на пару сотен метров, и появилась видимость.

Заглянули и в цирк с озером, к которому хотели пройти изначально. Идти пришлось по камням - чемоданам, но у озера обнаружилась довольно уютная площадка для палатки.

Координаты озера: N67 49.609 E33 50.015, высота:961м.

После этого вернулись в лагерь.

День 12, 16 августа

С утра - ясно, небо достаточно чистое. Быстро собрались и пошли на перевал Сев. Партомчорр, по тропе, которую разведали позавчера. Дошли до седловины, немного пофотографировали, посидели у перевального озера.

Координаты перевала: N67 48.989 E33 47.780, высота: 817м.

Спуск с перевала оказался несложным, зато живописным. Погода пока радует солнцем и теплом. Довольно быстро на склоне горы появился ручей Лявойок, и мы остановились на обед. С этого места хорошо виден перевал Южный Партомчорр. Отсюда он выглядит пониже и проще, чем северный, с которого мы только что спустились.

После обеда продолжили спуск, периодически делая фотосессии у водопадов. Около одного особо красивого многокаскадного водопада фотосессия затянулась настолько, что мы решили невдалеке заночевать.

Координаты водопада: N67 50.213 E33 43.463 высота: 340м

Подходящая площадка и дрова нашлись недалеко. Источник представлял собой гейзер, фонтанирующий прямо из-под корней елки. После ужина я полез к верхним ступеням водопада, захватив с собой фотоаппарат, но забыл палку. Влезть удалось быстро, а вот спускаться по скользким камням без палки я не рискнул. Пришлось обходить склон и искать более пологое место для спуска.

Координаты места ночевки: N67 50.260 E33 43.565, высота: 352м.

День 13, 17 августа

С утра продолжение фотосессии водопада, начатой еще вчера. Погода ясная, дождя пока не планируется.

Продолжаем спуск вдоль Лявойока. Тропа идет через елово-березовый лес, потом она выводит в долину Кунийока, и становится дорогой.

Дорога проходит через отличный сосновый лес, и мы решаем поискать в этом лесу место для дневки. Такое место быстро нашлось: немного не доходя реки мы обнаружили холм, заросший соснами. Под холмом тек ручей, с подболоченными берегами, на которых было много ягод морошки морошка. К сожалению, она еще незрелая.

В русле ручья мы нашли белый гриб приличных размеров,, который неизвестно как сумел вырасти под водой. Вода хлестала прямо через шляпку. Гриб был насквозь пропитан водой, но оказался абсолютно чистым, ни одной червоточинки. Что, впрочем, неудивительно. Мы отжали из него воду, и отправили вариться в суп вместе с моховиками, в изобилии росшими на склонах холма.

День 14, 18 августа

Дневка. Я и Антон прогулялись на другой берег Кунийока. Сначала думали перейти реку вброд, но посмотрели на мощную струю воды со стоячими валами, и отказались от этой затеи. Решили, что проще дойти до базы КСС и воспользоваться мостиком. По другому берегу реки идет тропа, которая постепенно переходит в дорогу. По дороге давно никто не ездил, она оказалась заросшей, но шлось по ней легко и приятно. По пути набрали приличное количество моховиков на ужин.

День 15, 19 августа

С утра погода хорошая. Сегодня надо взять перевал Сев Чорргор, для чего нам надо набрать больше 700 м по высоте. Хотя рюкзаки к этому времени полегчали, все равно

немало. Поэтому вышли пораньше, и пошли по дороге к КСС. Там за нами увязались две местные собаки (пёсосопровождение). Тропа шла на перевал лесом, собаки бежали перед нами по тропе, и попутно охотились на мышей. Мы не спеша набирали высоту, а тропа все никак не исчезала. Исчезла она только ближе к концу подъема, у нижнего края снежника. Но в этом месте уже и так было понятно, что дальше надо лезть по снежнику. Снежник лежал на достаточно крутом склоне. Хорошо, что он был рыхлым, не льдистым. В одном месте снежник слегка отступил от стенки ущелья, в котором лежал, и было видно, что толщина снега там почти два метра. Алеша слазил в щель между снежником и стеной, и сделал оттуда несколько фотографий.

Координаты перевала: N67 48.257 E33 31.539, высота: 984м.

После перевала нас сопровождала уже одна собака, вторая решила вернуться назад.

Перевальная седловина представляет собой мрачное узкое ущелье с высокими стенками. Дно его завалено камнями - чемоданами. Идти по ним неудобно, но ущелье оказывается коротким. По другую сторону перевала следует короткий, но крутой спуск, а за ним спуск выполаживается, и сразу же появляется тропа. Мы дошли до ручья, пообедали. Несмотря на то, что ярко светило солнце, во время обеда изрядно замерзли - с перевала тянул холодный ветер. Собака песосопровождения получила за работу кусочек сыра, колбасы, и конфету. Почти сразу после обеда увидели водопад, около которого пришлось сделать фотосессию.

Координаты водопада: N67 48.733 E33 29.392 высота: 658м.

На ночевку встали выше границы леса, на морене около впадения притока в ручей Маннепакх. Можно было бы пройти и еще ниже, но мы захотели посмотреть еще один водопад, который, судя по карте, должен быть на этом притоке в нескольких сотнях метров от места впадения.

Координаты места ночевки: N67 48.627 E33 28.053, высота: 535м.

После ужина я и Антон прогулялись к водопаду. Он тоже оказался красивым.

Координаты водопада: N67 48.241 E33 28.403 высота: 633м.

День 16, 20 августа

Хорошо, что прошли перевал вчера, по хорошей погоде. Ночью шел дождь, к утру перестал, но облака утром были низко, и вершин гор не было видно. Мы же теперь находимся в долине Маннепакха, и облака нам уже не страшны. Собака песосопровождения лежала рядом с палаткой, свернувшись калачиком.

Позавтракали, пошли дальше. Тропа битая, практически везде хорошо читается. Если где тропа начнет теряться, то мы смотрим на собаку песосопровождения: она уверенно бежит туда, где находится тропа. Через несколько переходов встречаем большую группу школьников - поднимаются наверх, а перевал скрыт в облаках. Я советую останавливаться под перевалом и ждать прояснения, но они не могут такого себе позволить: газа и примусов в группе нет, им необходимо стоять в лесу.

Тогда я посоветовал собаке песосопровождения идти с этой группой через перевал: мы-то уже и без нее справимся, а ребятам на перевале в облаках без проводника будет неуютно. К моему удивлению, собака все поняла и побежала с этой группой. А мы продолжаем спускаться вдоль реки.

Тропа вошла в лес, сначала березовое криволесье (там мы увидели водопад, у которого была организована фотосессия, плавно перешедшая в перекус)

Координаты водопада: N67 48.831 E33 25.817 Высота:419м

А еще через несколько километров мы подошли к слиянию ручьев Маннепакха и Меридионального. Мы здесь уже были в первый день. Круг замкнулся!

Теперь нам надо перебродить Меридиональный.

Координаты брода: N67 49.108 E33 21.548 Высота: 231м

В болотных сапогах это сделать не составляет труда, а вот Антону сложнее: на этом броде свои сапоги он гарантированно зальет. Недалеко, в месте сужения реки, через русло перекинуто бревно, но без перильной страховки перейти по нему не представляется возможным. Мы с Алешей бросили рюкзаки на другом берегу, спустились в реку рядом с бревном, и помогли Антону перейти по нему. Течение в этом месте сильное, сбивает с ног. Оно наваливает меня на бревно, норовит выбить камни из-под ног. Я упираюсь палкой в дно, чтобы сохранить равновесие, а ведь надо еще и Антона по бревну переводить. В общем, с грехом пополам перешли. У Антона сапоги остались сухие, а мне уже все равно - сапог течет, ноги давно мокрые…

Переобулись обратно в ботинки, пошли дальше.

Тропа идет по елово-сосновому лесу. Вокруг - изобилие грибов. Моховики-козляки растут в неограниченном количестве. Набрали три полиэтиленовых пакета, привязали их к рюкзакам сзади.

Палатку поставили на огромной каменной плите, лежащей в реке. Плита ровная, сухая, горизонтальная. С трех сторон - вода, а рядом шумит порог. Красота!

Вечером на ужин сварили суп с грибами, которые потом остались в виде добавки.

Координаты места ночевки: N67 49.510 E33 18.970, высота: 221м.

День 17, 21 Августа

Дневка. Мы с Антоном сходили на экскурсию в ущелье Аку-Аку. Не сразу, но нашли тропу, которая шла в нужном нам направлении.

Начало троп: N67 49.551 E33 18.167, высота: 203м

N67 49.513 E33 18.312 высота: 205м

Тропа набрала высоту, вышла за границу леса, и растворилась. Перед нами - пологий склон горы, довольно плотно затянутый облаками. Видимость - метров 100, никакого ущелья не видно.… Продолжили путь по азимуту. Вскоре подсекли искомое ущелье, спустились в него.

Координаты места, где можно без труда спуститься в ущелье: N67 48.246 E33 17.601 Высота: 464м

По дну ущелья идет неплохая тропа. Стены ущелья становились все круче, и все величественнее. Облака придавали им несколько загадочный вид. В тумане каменные глыбы по бокам напоминали развалины какого-то огромного средневекового замка. Мы шли по ущелью, фотографировались, и не переставали дивиться фантазии природы. А потом облака вдруг поднялись, и ущелье потеряло свою загадочность.… Впрочем, менее красивым оно не стало. Вернулись в лагерь, пообедали, помылись в реке. Вода холодная, бодрит и освежает.

День 18, 22 августа

Отсюда до станции Имандра совсем недалеко, а поезд у нас поздно вечером. Поэтому решили до обеда оставаться здесь. Сходили на ближайшую поляну, подкрепились голубикой. Наконец-то она созрела.… Прогулялись вдоль реки, посмотрели на пороги и шиверы. Сварили обед, поели. А после обеда начали собираться. Вышли на дорогу, которая идет по левому берегу Гольцовки, и пошли по ней. Километра через 4 дорога вывела нас к ЖД мосту, рядом с которым есть подвесной пешеходный мостик. От него до станции Имандра около 2 км. Чтобы скоротать время до поезда, решили прогуляться на берег озера Имандра и поужинать там. Нашли неплохую рыбацкую стоянку, где вполне комфортно поужинали. Правда, немного досаждали комары, поскольку ветер практически совсем стих. А после ужина отправились на станцию, к поезду.

В общем, поход, как обычно, удался. Вот только погода могла бы быть немного более солнечной.

Выводы

Хибинские тундры - это горный массив, идеальный для приобщения новичка к горному туризму. Эти горы весьма легко доступны (отошел пешком 2 км от станции - и ты уже в предгорьях) и компактны (из любой точки за 1-2 дня можно добраться до какого-нибудь населенного пункта). Абсолютные высоты небольшие (высшая точка Хибин - гора Юдычвучорр - имеет высоту всего 1200м), то есть горная болезнь тут не грозит.

В Хибинах каждый может проложить такой маршрут, который окажется ему, что называется, "по зубам". Здесь будет интересно и начинающему туристу-пешеходнику, которому даже некатегорийный перевал обеспечит достаточный уровень адреналина, и опытному горнику, которому хочется позаниматься свободным лазанием на скалах, навешивать перила и подюльферять со склонов.

Хибинские горы, в общем, достаточно безопасны (во всяком случае, летом), но это настоящие горы, (с их камнепадами, скользкими после дождя склонами, живыми камнями...), поэтому технику безопасности в горах надо соблюдать в полном объеме.

С собой имеет смысл взять газовую или бензиновую горелку. Она даст возможность останавливаться на ночевку практически в любом месте, и не завистеть от наличия дров. Впрочем, всегда можно построить маршрут так, что все ночевки будут только в лесной зоне. Но с дровами в Хибинах не везде хорошо.