27 сентября 2021

о пешем туристическом походе

II категории сложности по горному Крыму,

совершенном группой туристов ГС МФТИ

в период с 1 по 7 января 2012 года.

Маршрутная книжка №  1/2012

Руководитель группы    Волков М.А.

Москва         2012г.

Оглавление

ОТЧЕТ

II категории сложности по горному Крыму,

совершенном группой туристов ГС МФТИ

в период с 1 по 7 января 2012 года.

Маршрутная книжка №  1/2012

I. Справочные сведения о походе.

1. Проводящая организация

2. Место проведения

3. Общие сведения о маршруте

4. Подробная нитка маршрута

5. Определяющие препятствия маршрута

6. Сведения об участниках

II. Организация забросок. Пограничные и заповедные зоны. Спасательные службы.

III. Организация похода.

1. Общая смысловая идея путешествия

2. Аварийные выходы с маршрута и его запасные пути

3. Изменения маршрута и причины изменения

4. Высотный график

IV. Техническое описание маршрута.

День 1

День 2

День 3

День 4

День 5

День 6

V Материальное оснащение группы.

VI. Смета похода

VII. Итоги, выводы и рекомендации.

VIII. Ссылки

I. Справочные сведения о походе.

1. Проводящая организация

Горная Секция МФТИ,

г. Долгопрудный  Московской области.

2. Место проведения

Украина, Крым

3. Общие сведения о маршруте

Вид туризма – Пешеходоный

Категория сложности похода – Вторая

Протяженность активной части, км  105 (с учетом коэф. 1,2)

Продолжительность  общая   -  9 дней

Ходовых дней      -  7 дней

Сроки проведения 31.12.2011-08.01.2012

Общий набор высоты на маршруте - 3240 м

Максимальная высота – 1527 м    Маршрутная книжка 1/2012 выдана МКК  Московской обл.

4. Подробная нитка маршрута

Маршрут планируемый: пос. Лаванда -  долина Привидений – пер. Тисовый кулуар (1Б) -  в. Ю. Демерджи -  пер. Седло Демерджи(н/к) – в. Сев. Демерджи – р.Егерек – Чатыр-Даг яйла – Мраморная Пещера – в. Эклизи-Бурун – Бабуган Яйла – в. Роман-Кош –Ялтинская Яйла -  Ай-Пертинская Яйла – в. Ай-Петри – г.Ялта.

Маршрут пройденный: пос. Лаванда -  долина Привидений – пер. Тисовый кулуар (1Б) -  в. Ю. Демерджи -  пер. Седло Демерджи(н/к) – в. Сев. Демерджи – р.Курлюк-Баш– Чатыр-Даг яйла – в. Эклизи-Бурун – Бабуган Яйла – в. Роман-Кош –Ялтинская Яйла -  Ай-Пертинская Яйла – в. Ай-Петри – г. Ялта.

5. Определяющие препятствия маршрута

Путь прохождения

перевал

Тисовый Кулуар

Травянисто-осыпной склон около 30º, снежники обходятся.

С-Ю

Завхоз

1988

Отчет о пешем туристическом походе  II категории сложности по горному Крыму

Рисунок 1 Первый ряд, слева направо: Андрей, Ирина, Дима, Юля, Миша, Даня. Второй ряд: Кирилл и Женя

II. Организация забросок. Пограничные и заповедные зоны. Спасательные службы.

В Крыму рекомендуется ходить по разрешенным маршрутам и ночевать на оборудованных стоянках.

Все заброски между населенными пунктами мы осуществляли на троллейбусе:

Симферополь – Лучистое

Верхн. Кутузовка – Ялта

Ялта – Симферополь

Троллейбусы ходят регулярнос периодичностью  около 30 минут.

ПСС Симферополя

Г. Симферополь, ул.  Зои Жильцовой д.24

+38-0652-25-31-58

+38-967-704-13-19

III. Организация похода.

1. Общая смысловая идея путешествия

Основной идеей похода было пройти простой поход второй категории сложности в красивом районе Горного Крыма. Преследовались цели: прохождение перевала 1Б, посещение вершин, подготовка к летним горным походам.

2. Аварийные выходы с маршрута и его запасные пути

В случае аварийной ситуации на маршруте возможен выход в цивилизацию не более чем за 3 часа

Район позволяет срезать любую из частей маршрута на транспорте.

3. Изменения маршрута и причины изменения

Отказ от прохождения Бабуган Яйлы вследствие нехватки времени. Отказ от прохождения пер. Ай-Петри Вост. Из-за плохой погоды.

4. Высотный график

Отчет о пешем туристическом походе  II категории сложности по горному Крыму

IV. Техническое описание маршрута.

День 1

01.01.12

Погода:   Утром и днем туман. Ночью ясно, сильный ветер

Поворот с шоссе на Лучистое (ост. Лучистое) – пос.Лаванда -  стоянки около Долины Привидений.

Пройдено: 7 км

Перепад Высот:  + 200 м

ЧХВ: 2 часа 30 минут

Высаживаемся из троллейбуса на ост. Лучистое в 11.20 (здесь и далее время местное). Движемся по дороге мимор пос. Лаванда. Там, где дорога пересекает р. Демерджи, начинается тропа вверх в направлении разрушенного замка Фука. До поворота доходим в 12.05. По тропе за 20 минут доходим до развалин замка. Вдоль тропы растет высокий кустарник. Осматриваем замок (вход платный,  осматриваем со стороны) и движемся на северо-восток к источнику Демерджи. Здесь можно пополнить запасы воды. От источника движемся на восток по грунтовой дороге до долины Привидений.  Долина представляет собой склон с причудливыми скалами цилиндрической формы. Еще примерно через 40 минут доходим до места нашей стоянки. Отсюда в течение последующих трех часов ходим в направлении перевала на разведку, а также назад к роднику за водой. Вечером погода проясняется, дует сильный порывистый ветер. Укрепляем палатки.

Рисунок 2  Движемся от источника Демерджи к долине Привидений

День 2

02.01.12

Погода:   Ясно. Внизу влажно, на яйле неглубокий жесткий снег. Несильный ветер.

Пер. Тисовый Кулуар (1Б) – в. Ю.Демерджи – т/с Курлюк-Баш

Пройдено: 24 км

Перепад Высот:  + 780 м-430м

ЧХВ: 5 часов 45 минут

Пер. Тисовый Кулуар Демерджи

Подъем дежурных в 5.00, группы в 5.30. Выход в 7.15. Сначала движемся по общей тропе  наверх  в  долину Привидений. У большой 25 метровой скалы поворачиваем налево в кулуар (а тропа  уходит направо). Кулуар скально-осыпной, растут лиственные деревья. Слева по ходу вертикальная стена, Справа – скально-осыпной склон.  Отчет о пешем туристическом походе  II категории сложности по горному Крыму

Рисунок 3 Подъем на пер. Тисовый Кулуар

Через 15 минут хода от 25-метровой скалы встречаем непростой скальный участок 10м. Без рюкзаков проходится легко, с рюкзаками – скользко. Вешаем вспомогательные перила.  Постепенно с набором высоты появляется снег. Иногда обходим крутые участки кулуара по склоны справа по ходу.

За 1 час ЧХВ от 25-метровой скалы подходим под ключевой участок перевала – 20-метровый скальный участок. На скалах расту деревья, за которые удобно крепить веревку.

Вешаем веревку. Делаем промежуточную точку на дереве для ускорения подъема.

В 11.50 группа поднялась на перевал. На перевале тропа -  подъем на в. Южная Демерджи.

Устраиваем перекус. В 13.00 закончили перекусывать. Поднялись на Ю. Демерджи, сходили радиально на обзорную площадку, к югу от вершины.

Далее движемся на север по дороге в направлении Демерджи Яйлы. По яйле движемся также по дороге, идущей в восточной части яйлы на север.Через три перехода (1 час 40 мин ЧХВ),считая от Южной Демерджи, находимся в северной точке Демерджи-Яйлы. Отсюда принимаем решение сходить радиально в в.Тырке  и спуститься к т/с Курлюк Баш, расположенной на роднике с тем же названием. До стоянки нужно идти по дороге юго-западного направления. Дорогу западного направления  мы найти не смогли – занесена снегом. От развилки на севере Демержди-Яйлы до стоянки 1,5 часа ЧХВ. На стоянке чистая родниковая вода. Снег. Можно найти дрова.

Отчет о пешем туристическом походе  II категории сложности по горному Крыму

Рисунок 4 Подъем на пер. Тисовый Кулуар.

Рисунок 5 Обзорная площадка к югу от Ю.Демерджи

День 3

03.01.12

Погода:   Ясно. Внизу сухо, на яйле неглубокий жесткий снег. Ветра нет.

т/с Курлюк-Баш -  Привольное – Чатыр-Даг-Яйла – ночевка под в. Эклизи-Бурун

Пройдено: 21 км

Перепад Высот:  - 500 м +630м

ЧХВ: 5 часов 00 минут

Подъем дежурных в 4.30, выход группы в 6.50. Со стоянки Курлюк-Баш переходим на правый берег ручья и выходим на дорогу. Дорога идет вниз вдоль ручья до шоссе. Дошли до трассы за 1,5  часа ЧХВ.  Сажаем на троллейбус Колю. Он накануне получил травму веткой в глаз. К счастью, за три дня в цивилизации он полностью выздоровел. Далее 1 км на юг по трассе до ост. Привольное. Отсюда начинается грунтовая дорога наверх на плато Чатыр-Даг. Через 2 км дорога заканчивается, начинается тропа. Светит солнце, тепло. Загораем на привалах.

За 1 час 10 мин (ЧХВ) поднимаемся от шоссе на Чатыр-Даг Яйлу. Тут лежит снег.  Движемся по грунтовке юго-западного направления до пересечения с асфальтовой дорогой.  На пересечении встаем на перекус. Надеемся найти источник,  отмеченный на карте возле пересечения, но он пересох.   В 13.00 выходим с перекуса  Держимся тропами в направлении в. Домчи-Кая,  чтобы оттуда подсечь тропу на Эклизи-Бурун. После трех переходов встаем на ночевку.  Примерно 2 часа ЧХВ прошли с места подъема на яйлу до места стоянки. Остановились там, где тропа начинает резкий подъем на верхнее плато Чатыр-даг.

Рисунок 6 Дорога вниз вдоль р. Курлюк-Су

День 4

04.01.12

Погода:   Ясно. Внизу сухо, на яйле неглубокий жесткий снег. Ветра нет.

В.Эклизи-Бурун – пос. Верх. Кутузовка -  г. Ялта – начало Боткинской тропы

Пройдено: 24 км

Перепад Высот:  + 300 м

-1030м +130м

ЧХВ: 6 часов 20 минут

Сегодня мы хотим встретить рассвет на вершине Эклизи-Бурун. Для этого дежурные встают в 3 утра, группа в 3.30. Топим снег на газу, завтракаем. Выходим в 5 утра. Тропа наверх крутая, до 30 градусов. За 30 мин ЧХВ выходим на плато. Дальше 40 м на юг до начала подъема на гору. Бросаем рюкзаки здесь,  на развилке тропы. За 10 минут забираемся на гору. Итого 1 ч 20 минут на подъем. В 8 утра спустились с горы к рюкзакам. Движемся на ВЮВ по тропе. Через 40 минут тропа уходит на спуск с яйлы. Далее тропа входит в лиственный лес.  Проходим мимо Буковой поляны и т/с Кутузовское Озеро в направлении Верхней Кутузовки. Через 2,5 часа ЧХВ с момента ухода на спуск пересекаем ЛЭП и встаем на перекус. За 1 час ЧХВ доходим до остановки пос.  Верхняя Кутузовка. Едем в Ялту на тролеейбусе. Дорога заняла чуть больше часа. В Ялте пересели на автобус до Поляны Сказок. В 15.25 начали движение от шоссе вверх по Боткинской Тропе. Тропу легко найти по многочисленным указателям краской на бордюрах. Движемся 40 минут до пересечения тропы и ручья. Здесь встаем на ночевку. Оборудованных стоянок нет, ночуем в лесу на пологом склоне.

Рисунок 7 Верхнее плато Чатыр-Даг перед рассветом

Рисунок 8 Рассвет на в. Эклизи-Бурун

Рисунок 9 Начало спуска с плато Чатыр-Даг  на юго-восток. Впереди видим в. Ю.Демерджи

День 5

05.01.12

Погода:   Утром ясно. Вечером накрывает облаком. На яйле неглубокий жесткий снег. Несильный ветер.

Боткинская тропа – Ялтинская Яйла – Ай-Петринская Яйла – в. Ай-Петри.

Пройдено: 22 км

Перепад Высот:  + 1100 м

-200 м

ЧХВ: 5 часов 00 минут

Подъем в 4.30. Выход группы в 6.35. Пересекаем ручей и продолжаем двигаться по Боткинской тропе. Через 1ч 20 мин проходим по узкому участку тропы, которая прижимается в скале. С другой стороны тропы обрыв, огороженный забором. Почти сразу после этого участка тропа раздваивается: набитая тропа уходит вниз в водопаду Учан-Су. Наверх идет слабозаметное продолжение Боткинской тропы. Мы уходим вниз к водопаду.

В 9.30 мы у входа к водопаду. Вход, похоже,  платный. Но к этому времени кассиры, видимо, еще не проснулись.  Проходим беспрепятственно. После водопадов возвращаемся назад к развилке и продолжаем движение вверх по тропе. По пути снова пересекаем границу, где лежит снег. Тропа становится скользкая, местами обледеневшая. Нужно двигаться с большой осторожностью, даже несмотря на наличие перил на некоторых участках тропы. Через 1,5 часа ЧХВ от развилки выходим на Ялтинскую Яйлу. Отсюда отлично видно г. Ялту.  Видим, как с моря приближаются облака.  Их уровень немного  ниже, чем наш.  Облака не поднимаются пока выше, идут вдоль берега. Перекусываем.

Подъем на яйлу от места ночевки занимает 3 часа ЧХВ (Всего от шоссе получается 3  ч 40 мин).

В 13.50 выходим  по тропе в направлении т/б  Кичкине (ЮВ). Оттуда уже по дороге сначала юго-восточного, затем юго-западного направления движемся к турприюту ГСС и далее  на в. Ай-Петри(1234м). От выхода на Ялтинскую Яйлу подъем на вершину занял 1 ч 40 мин. С закатом спускаемся с Ай-петри до ближайшего пригодного для стоянки места в лесу. Через  15 минут спуска встаем на ночевку. Облака все-таки переваливают через вершину и опускаются на нас. Воды нет, топим снег.

Отчет о пешем туристическом походе  II категории сложности по горному Крыму

Рисунок 10 Боткинская тропа. Отчет о пешем туристическом походе  II категории сложности по горному Крыму

Рисунок 11 Закат на Ай-Петри

День 6

06.01.12

Погода:   Сильный ветер, туман

в. Ай-Петри. – пещ. Трехглазка – в. 1279 – в. 1239 – канатка под Ай-Петри.

Пройдено: 6 км

Перепад Высот:  + 100 м

-100 м

ЧХВ: 1 час 50 минут

Сегодня у нас по плану было спуск с пер.Ай-Петри Вост(1Б). Поднимаемся в 5 утра. В 7 часов мы снова на вершине Ай-петри. Дует сильный порывистый ветер, видимость 10  м. Принимаем решение не брать перевал, а спуститься на машине. Заказываем машину рядом с гостиницой у канатки и  уходим гулять. Делаем кольцо: канатка – пещера Трехглазка  (была закрыта, к сожалению)  в 1279, в. 1239 – канатка. Путь занимает у нас 1 ч 50 минут. Затем перекусываем и уезжаем в Ялту.

Рисунок 12 Утро в лесу под Ай-Петри

V Материальное оснащение группы.

Специальное снаряжение:

• Основная веревка 10 мм 40 м – 2 шт
  • Карабины 4 шт.
  • Ледорубы 3 шт.
  • Ледобуры 4 шт.
  • Лавинные лопаты – 3 шт.
  • Станционная петля – 2 шт
  • Репшнур 6 мм – 40м
  • Лавинные щупы – 3 шт

Личное снаряжение( на каждого участника):

• Кошки
  • спальник
  • фонарик электрический

Бивуачное снаряжение

• палатки Normal 4-х мест., Bask 4-х мест.
  • газовые горелки Camp4 3 шт.
  • газовые баллоны Kovea 450 гр  9 шт.
  • Кан 5 л и 6л
  • Тент 3*3 м

Меню каждого дня представляло собой 3-х разовое питание(завтрак, обед или перекус и ужин) + караманное питание.

•  На завтрак - каша с печеньем, небольшой кусочек сыра и чай(немного больше 1\4 от общего числа ккал в день ).
  • Перекус- чай + сухари + колбаса
  • На ужин (составлял примерно 1/2 от общей калорийности) ели крупу/макароны/горох/картофельное пюре + мясо/сыр(мясо сублимированное, пр-во «Акмалько») + чай + сладкое.
  • "Карман"- сухофрукты + орехи.

В первые дни на все продукты наложен коэффициент 0,8. В среднем на человека в день вышло 2900ккал(630 г.) . С учетом схода одного участника: 3200ккал(700г.)

VI. Смета похода.

В расчете на одного человека

• Проезд на поезде  Москва – Симферополь.  Туда 1837 руб., обратно 2892 руб.
  • Питание 1370 руб, газ 133 руб.
  • Заброска + выброска из района - Троллейбусы 50 руб.
  • Машина с Ай-Петри 200 руб.
  • Аптечка 100 руб.

Сумма: 6600 руб с человека

VII. Итоги, выводы и рекомендации.

• Район сильно населенный. На маршруте встречается много групп туристов и других отдыхающих.
  • Рельеф и погодные условия позволяют отрабовать скальную технику и быт в горах перед летним сезоном.
  • Лавинное снаряжение нужно продумывать исходя из прогнозов погоды. Наш сезон не первый, когда снега было мало.
  • Возможно, нужно закладывать большее количество технических препятствий, чтобы не таскать специальное снаряжение мертвым грузом. Либо наоборот, исключать их совсем и проходить большее расстояние.