Виды туризма

19 января 2013
( г. Москва )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Год путешествия: 2005
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: III
0 1201 0

Маршрутная книжка № 177-04/1-017

Руководитель: Тугарева В.В. (Москва)

Содержание

1. Справочные сведения о походе
2. Характеристика района и маршрута похода
4. График движения
5. Техническое описание маршрута
6. Выводы и рекомендации
7. Материальное оснащение группы
8. Краеведческое задание

 

1. Справочные сведения о походе

  1. Проводящая организация: СОШ № 174
  2. Район похода: Калужская область
  3. Вид туризма: пешеходный
  4. Категория сложности : Третья степень
  5. Номер маршрутной книжки: 177-04/1-017
  6. Протяженность: 78 км
  7. Продолжительность активной части: 8 дней
  8. Сроки похода: 31.05.05 -7.06.05
  9. Маршрут: Москва - Калуга - Юхнов - Колыхманово - Слобода - Никитино - поповка - Сергеевское - Николо-Ленивец - р. Изверь - Острожное - Косово - Галкино - ст.Полотняный завод - Калуга - Москва

Состав группы

  Фамилия Имя, Отчество Г.р. Должность Тур. опыт
1. Тугарева Виктория Васильевна 1980 Руководитель IIкс–Р, IVкс–У
2. Хальзова Елена Юрьевна 1960 Зам.руководителя ПВД
3. Моисеенко Анна 1992 штурман ПВД
4. Коргунов Савва 1992 начхоз ПВД
5. Должанский Алексей 1992 Реммастер ПВД
6. Королькова Марина 1992 летописец ПВД
7. Изотова Вероника 1992 Медик ПВД
8. Залалова Алена 1992 Начпит ПВД
9. Салягина Елизавета 1993 Фотограф ПВД
10. Бруни Федор 1992 Метеоролог ПВД
11. Тараканов Денис 1989 физорг ПВД

2. Характеристика района и маршрута похода

1. Географическое положение

КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ, в Российской Федерации. Площадь 29,9 тыс. км2. Население 1067 тыс. человек. Центр - г. Калуга. Расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины. На западе и северо-западе - Смоленская, на востоке - Среднерусская возвышенность.

Территория области лежит на древней докембрийской Русской платформе, сложенной кристаллическими породами, обнаружены здесь и следы вулканической деятельности. Сверху кристаллический фундамент перекрыт мощной толщей (около 1000 м) осадочных отложений разного возраста. Среди них встречаются полезные ископаемые: бурый уголь, различные глины и пески, известняк, мел, фосфориты и пр.

2. Климат

Климат Калужской области умеренно-континентальный с резко выраженными сезонами года. Среднегодовая температура колеблется от +3,50 °С до +4,50 °С, средние температуры января - 10°С, июля 17°С. Годовая сумма осадков равна 550-650 мм, причем две трети их выпадает в виде дождя и одна треть в виде снега. Ветровой режим характеризуется преобладанием ветров западных направлений.

3. Реки и озера

Весь комплекс природных условий и, прежде всего, климат обусловливает широкое развитие речной сети. По территории области протекает 2043 реки, около 200 из них имеют протяженность более 10 км. Реки области относятся к волжскому бассейну, и лишь на западе протекают реки днепровского бассейна - Болва и Снопоть. Самые крупные реки области: Ока, Угра, Жиздра, Протва, Шаня, Вытебеть, Болва, Рессета, Ресса, Суходрев. Все реки характеризуются извилистым руслом, небольшим падением, медленным течением. Многие из них в пойме имеют озера-старицы.

4. Растительность

По характеру растительного покрова территория Калужской области находится в пределах двух подзон: большая часть в подзоне хвойно-широколиственных лесов, центральная и восточная часть - в подзоне широколиственных лесов. В настоящее время естественная растительность сильно изменена. На смену коренным типам лесов пришли леса смешанные, в которых главная роль принадлежит березе и осине.

Травянистая растительность очень разнообразна и, в основном, типична. Однако на фоне обычных видов встречаются и редкие и охраняемые растения. Это различные виды орхидных: венерин башмачок, пальчатокоренники, пыльцеголовники, ятрышники, неоттианте, дремлики и др. ; чилим или водяной орех; ковыль перистый (степной вид); медвежий лук или черемша; плауны; папоротники: сальвиния, многоножка, страусник, ужовник, гроздовники и многое другое.

5. Животный мир

Животный мир области имеет смешанный характер: он включает в себя северные, западноевропейские и степные виды. Многие из них сейчас являются охраняемыми: обитает на некоторых водоемах области выхухоль - реликтовый эндемичный вид, занесенный в Красную книгу МСОП; встречается крупная летучая мышь гигантская вечерница - естественно редкий вид; отмечаются такие птицы как черный аист, скопа, беркут, орлан-белохвост, сапсн, балобан; среди громадного числа видов насекомых заслуживают особого внимания жук восковик-отшельник, некоторые виды шмелей, красавец аполлон обыкновенный - бабочка, являющаяся редкой во всем мире и др.

6. Почвы

Географическое положение области на стыке лесной и лесостепной зон определило весьма значительную здесь пестроту почвенного покрова. Господствующими же являются дерново-подзолистые почвы, которые в центральных и восточных районах сменяются светло-серыми лесными.

7. Туристские возможности Калужской области

В пределах Калужской области возможны самодеятельные туристический. походы: пешие - 2 КС, лыжные, водные 1 КС, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные 1 - 2 КС.

Основные районы самодеятельного туризма - лесные массивы, долины Оки, Угры, Нары, Жиздры, Протвы, Шани, Суходрева.

На территории Калужской области сохранились: ансамбль Пафнутьева монастырь (15 в.) в с. Роща, Успенский собор (16 в.) в с. Перемышль, церкви Преображения (сер. 16 в.) и Введения (17 в.) в с. Спас (на Угре), ц. Преображенская в с. Спас - Загорье, Воскресенская и Знаменская церкви в с. Трубино, Успенский собор Успенского монастырь в с. Гремячево (все - 17 в.), ц. Введения (18 в.) в с. Уваровское, Успенская ц. (18 в.) в с. Ильинское (на Жиздре); усадьбы 18 в. - старейшая вотчина Голицыных в с. Городня (гл. дом построен по проекту А. Н. Воронихина), Полторацких в с. Авчурино (Никольская ц. построена по проекту В. П. Стасова), графа И. Л. Воронцова в с. Белкино (гл. дом и ц. Бориса и Глеба), усадьба в с. Нижние Прыски (ц. Преображения). Среди гражданских построек - присутственные места (18 в.) в Перемышле. В Калужской области жили писатель А. Н. Радищев (в с. Радищеве обелиск на месте дома), деятельница русского культуры Е. Р. Дашкова (похоронена в с. Троицкое), худ. Н. А. Ярошенко (усадьба в с. Павлищево). В память о героях Отечественной войны 1812 и Великой Отечественной войны, проходивших на калужской земле, созданы мемориалы, памятники, музеи в Малоярославце, Тарутине, Людинове, в сёлах Кременки, Ильинское, Холмы, Хлуднево, Юхново, Веснины. Памятники маршалу Г. К. Жукову в с. Жукове и дер. Стрелковка (родина Жукова). Музеи в Калуге, Боровске, Жукове, Козельске, Мосальске, Обнинске, Тарусе.

Калужская земля видела многих великих людей России. Полотняный Завод навсегда освящен для нас именем А.С.Пушкина, который бывал здесь дважды в 1830 и 1834 гг. С Калужской губернией связаны имена декабристов: П.Н.Свистунова, Г.С.Батенькова, Е.Н.Оболенского, С.Н.Кашкина. Калужская земля помнит Г.Р.Державина, Н.В.Гоголя, братьев Киреевских, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, Л.Н.Толстого, К.А.Толстого, П.Л.Чебышева - известного русского математика, уроженца с.Окатово Боровского уезда, П.А.Кропоткина, географа, писателя. На сцене одного из старейших театров России - Калужского театра - выступали великие русские актеры: П.Мочалов, М.Щепкин, Т.Федотова, А.Славин, Н.Милославский, М.Савина, Садовские и многие другие.

При подготовке раздела использовалось:

Николаев Е. В., По Калужской земле, 2 изд., М., 1970; Туристские тропы Калужской области, Тула, 1990.

8. Пути подъезда и выезда

Маршрут начинался от г. Юхнова. Добраться до него можно несколькими способами:

Доехать на электричке до Калуги, после сесть на автобус до Юхнова. Билеты лучше покупать на экспресс, причем заранее. Необходимо учесть, что при покупке билетов на экспресс необходимо предоставить документы на всех членов группы (паспорта, свидетельства), т.к. билеты именные и оформляются они как билеты на поезда дальнего следования. Стоимость проезда на экспрессе - 130 руб, на электричке - 74,80 руб. Стоимость билета на автобус - 62,70 руб.

Принцип тот же, только доехать следует до Малого Ярославца, и оттуда опять таки на автобусе до Юхнова.

С московского автовокзала (на Щелковской) отходят автобусы на Юхнов.

Отъезд на электропоезде до Калуги, где следует уже сесть на поезд до Москвы.

В принципе, область покрыта хорошей сетью автомобильных дорог, поэтому в случае экстренной надобности из района похода можно легко и быстро добраться до любого интересующего места.

Передвижения нашей группы

Пункт отправления Пункт назначения Время отправления Время прибытия Время в пути
Москва Калуга 7:20 9:55 2:35
Калуга Юхнов 10:40 12:20 1:50
Полотняный завод Калуга 13:14 14:20 1:06
Калуга Москва 17:51 20:38 2:47

Расписание электропоездов Москва-Калуга-Москва

Москва – Калуга Калуга – Москва
отправление прибытие отправление Прибытие
7:20 9:55 5:00 8:26
9:08 12:41 7:00 9:40
12:18 14:56 7:22 10:51
16:13 19:32 11:40 15:06
18:10 21:38 14:24 17:50
19:10 21:45 17:51 20:38
20:48 0:05 20:20 23:51

Расписание движения автобусов от калужского автовокзала до Юхнова

Отправление: 6:50, 10:40, 12:55, 15:15, 18:10, 19:10. Стоимость проезда: 62,75 руб.

Телефоны для справок:

(0842) 57-72-40 - справочное бюро

(0842) 57-42-27 - отдел пассажирских перевозок

Расписание движения электропоездов от станции Полотняный завод до Калуги

Отправление со станции Полотняный завод Прибытие на станцию Калуга I
6:30 7:37
13:14 14:20
16:30 17:36
19:29 20:35
22:19 23:30

9. Сведения о медицинских пунктах, музеях и магазинах

Магазины: Юхнов, Колыхманово, Звизжи, Острожное, Галкино, Полотняный завод.

Цены в магазинах на основные продукты питания дешевле, чем в Москве.

Аптеки: Юхнов, Полотняный завод.

Больницы:

Малоярославецкая ЦРБ,

г.Малоярославец, ул.Чистовича, 38. (231) 2-12-88

Юхновская ЦРБ

г.Юхнов, ул.Б.Луканиных, 66. 2-11-44

Краеведческий музей в Юхнове (кр. понед.)

Рассчитывать на сотовую связь в этом районе путешествия возможно. Телефоны МТС. Билайн, Мегафон( принимает с гораздо большими помехами)

Поисково-спасательная служба, туристские организации:

Центральная региональная ПСО - Москва, 115541, Москва, ул. Веселая, 33-3

Раздел подготовил: Должанский Алексей.

4. График движения

Дата Участок пути км Ход. время Способ передвижения Определ. препятствие
31.05 Москва–Калуга–Юхнов–Колыхманово–Слобода 14 4:40 Электропоезд, автобус, пешком по асфальтированной и грунтовой дорогам  
1.06 Никитино–Поповка 12 3:30 Пешком по грунтовым дорогам  
2.06 Сергеевское–Николо–Ленивец 8 2:10    
3.06 Звизжи–Дорохи–р. Изверь 10 2:45    
4.06 Богданово–Гребнево–Острожное 6 1:30    
5.06 Косово–Озеро 10 2:30    
6.06 Галкино–Бели 12 4:30 Пешком по заболоченным проселочным и лесным дорожкам и тропинкам  
7.06 Ст.Полотняный завод – Калуга – Москва 6 1:40 Пешком по асфальтированной дороге, элктропоезд.  

Таблица метеонаблюдений

Дата Время Тем–Ра воздуха Направление ветра Вид облачности Осадки Примечание
31.05 12.00 / 20.00 25 / 18 Ю 30% обл. (перистые) Нет  
1.06 12.00 / 20.00 28 / 23 Ю 30% обл. (перистые) Нет  
2.06 12.00 / 20.00 25 / 20 ЮВ 50% обл. (перистые) Нет  
3.06 12.00 / 20.00 20 / 18 ЮВ 50 – 100% обл. (перистые и дождевые) Дождь В обеденное время ливень
4.06 12.00 / 20.00 20 / 18 ЮВ 50–100 % обл. (кучево–дождевые) Дождь В обеденное время небольшой дождь
5.06 12.00 / 20.00 23 / 20 СЗ Перистые и дождевые Нет  
6.06 12.00 / 20.00 20 / 18 СЗ Переменная обл. (слоистые) Нет  
7.06 12.00 / 20.00 26 / 20 З 50% обл. (перистые и кучевые) Нет  
8.06 12.00 / 20.00 18 / 16 З 100% обл. (кучевые и дождевые) Дождь  Дождь с самого утра переходящий к обеду в моросящий

5. Техническое описание маршрута

День первый. 31 мая 2005 г.

Москва - Калуга - Юхнов - Колыхманово - Слобода

Протяженность: 14 км. Ходовое время 4:30

Раннее утро. Группа встречается на Киевском вокзале. Энтузиазма много, но спать хочется очень сильно. Электричка отходит в 7:20, и все постепенно засыпают, восполняя недобранный сон. В 10 часов мы уже в Калуге. Погода обещает быть хорошей и настроение от этого понимания поднимается. Еще 1,5 часа в автобусе и мы на старте нашего маршрута - в Юхнове. Выгружаемся, Выражаем радость по поводу начала таки похода и начинаем движение на запад в сторону выхода из города.

Проходя по городу всюду замечаешь подтверждения тому, что Калужская область, а Юхнов в частность занимает далеко не самое последнее место в истории событий Великой Отечественной войны: памятники, монументы, даже танк - все говорит само за себя. Проходим мимо почты, делаем небольшую остановку пока там нам ставят печать в маршрутную книжку и двигаемся дальше.

Движемся пока по дороге с асфальтированным покрытием, машин практически нет. Через 5 км подходим к мосту через р. Угра, какая же она огромная и красивая. Сразу после моста сворачиваем на грунтовую дорожку, что ведет вдоль течения реки, дорога хорошая, кое-где покрыта песком. Идешь по сосновому лесу, наслаждаешься чистым воздухом. Скорее всего местные жители по этой дороге выезжают к пляжно-пикниково-шашлычным местам. Мы же достаточно скоро(через килиметр) сворачиваем в сторону реки: Кушать то уже охота, да время уже обеденное - близится к 15:00. Место для обеда - сказка: сосновый лес, высокий берег с которого открывается вид на реку. Пока готовился обед все желавшие искупались в Угре. Что скажешь по этому поводу - закаленные люди, спортсмены.

После обеда продолжаем движение по грунтовке, проходим деревню Наталинка и поворачиваем на северо-запад. Через 2 часа мы подходим к дер. Слобода, рядом с которой мы и устраиваемся на ночлег. Место, конечно, не такое колоритное как на обеде, но для житья тургруппы очень даже подходящее. Дрова имеются в достаточном количестве, вода. Только вот комары в этот вечер нам всем порядком надоели.

День второй. 1 июня 2005 г.

Катилово - Никитино - Екатериновка - Поповка

Протяженность: 12 км. Ходовое время 3:15

Выход в 9утра. Перемещение по грунтовым дорогам, иногда переходящим в улучшенные и даже с покрытием. Недоходя до Никитино в реке Вережка набираем воды в бутылки, чтобы не зависеть от источников воды, когда подойдет время к обеду. Обед устраиваем на окраине Екатериновки, на границе леса и поля. Время около 2-х часов дня. Дров достаточно. Лес смешанный. После обеда - отдых. Девчонки уходят собирать полевые цветы, возвращаются с венками.

В 16 часов продолжаем движение в строну деревни Поповка. На ночевку спускаемся в сторону Угры порядка 800 м. Как обычно это и бывает - живописные берега, правда с дровами дела обстоят плохо. Встаем на ночевку в 17:20. Спуск к реке: хорошая набитая тропа.

День третий. 2 июня 2005 г.

Сергиевское - Николо-Ленивец

Протяженность: 8 км. Ходовое время 2:10

Подъем в 8 часов. Выход в 10. Очень долгие сборы. От Попоки до Сергиевского ведет автомобильная грунтовая дорога, правда ни одной машины пока мы шли не встретили. Дорога то забирает в лес, то выходит на поле. Места очень красивые. Группа разделилась на несколько подгрупп: одни занимаются стихотворчеством, другие играют в двойные ассоциации, третьи просто болтают. Дорога совершенно не утомляет. Доходим до Сергиевского, с помощью местных жителей обнаруживаем церковь. Сама церковь очень заброшена: вокруг заросли крапивы по пояс, бурелом. Видно , что туда давно никто не захаживал, даже местные ребятишки. Одна из причин заброшенности видимо кроется в том, что рядом расположен чей-то частный участок, про который говорят, что там страшно злые собаки без привязи, Но как это ни парадоксально - забора вокруг пресловутого участка нет. Так что, чтобы приобщиться в архитектуре дер. Сергиевское надо обладать не дюжей смелостью .

На выходе из деревни долго ориентируемся, пытаясь разобраться куда идти. Дело в том, что в нужном нам западном направлении отходят целых три дороги и если мы пойдем не по той, то рискуем сделать огромный крюк. Обещанного на карте кладбища по ходу пути справа не обнаруживаем, но так как направление дороги в целом нас удовлетворяет мы решаем идти именно по ней. Через 5,5 км утомительной лесной дороги мы выходим на хорошую грунтовую дорогу, где встретив местного жителя и скорректировав наше местонахождение добираемся до Николо-Ленивца.

Николо-Ленивец - небольшая деревня. Мы рассчитывали, что быстренько осмотрим указанную на карте церковь и пойдем ставить лагерь на ночь. Подойдя к церкви мы понимаем, что это не просто обычная деревня. Во-первых, церковь эта (храм в честь святой живоначальной троицы) построена в самом начале 19 века - в 1802 году. Во вторых, в окрестностях деревни по берегу реки Угры проходит экологическая тропа по местам древних городищ, селищ, а на противоположном берегу даже имеются курганы. Правда с нашего берега их местоположение мы определить не смогли. Но самое интересное для нас открылось, когда мы вышли на смотровую площадку у церкви. В начале мы не могли понять, что перед нами: то ли инопланетные постройки, то ли культовое сооружение. Мы долго стояли зачарованные, прежде чем решили спуститься к реке, чтобы посмотреть на удивительное сооружение поближе. Оказалось - это огромная деревянная башня, по которой можно поднять по спиральной лестнице наверх на смотровую площадку и полюбоваться оттуда великолепным видом на Угру и окрестности. Так у нас родилась идея и тема нашего краеведческого исследования - оставить без внимание такое произведение было бы глупо, тем более что оно само пришло к нам в руки, или мы к нему пришли. На стоянку мы встали ниже по течению Угры. И в течение вечера еще не раз ходили на башню.

День четвертый 3 июня 2005 г.

Звизжи - Дорохи - р. Изверь

Протяженность: 10 км. Ходовое время 2:45

Подъем в 8, выход в 10 часов. По накатанной, щебенчатой дороге доходим до дер Звизжи, откуда уже начинается хорошая асфальтированная дорога. Машины встречаются очень редко. Погода с самого утра не блещет, пасмурно, иногда накрапывает. За 4 перехода доходим до Моста через р. Изверь, сходим с дороги, идем вниз по течению 400 м, где и встаем на ночевку. Не доходя до стоянки начинает моросить дождь, к обеду превратившийся в ливень. Сидим по палаткам. Дров мало, поэтому лишний раз жечь костер не хочется. Ну и ладно. Наступил долгожданный отдых.

День пятый 4 июня 2005 г.

Богданово - Острожное

Протяженность: 6 км. Ходовое время 1:30

Погода пасмурная, чем и обусловился поздний подъем группы. В 10 часов. На группу напал какой-то ступор, поэтому было решено обед устроить тут же. В обед пошел дождь. Выход со стоянки в 15:30. Идем по дороге. К 17:00 доходим до Острожного. Ночевка недоходя до ЛЭП 300 м. Слава богу хоть с дровами тут все в порядке. Разводим большой костер, сушим вещи, которые успели промокнуть.

День шестой 5 июня 2005 г.

Косово - ст.Костино - Озеро

Протяженность: 10 км. Ходовое время 2:30

Подъем в 8 утра. Погода налаживается, а вместе с ней и намечается подъем духа у всей группы. От Острожного поначалу движемся по асфальтированной дороге, которая через 2 км переходит в гравийную. К 14.00 доходим до Озера. Оказывается, что это озеро стоит на пути ежедневного выгула коров на пастбище, поэтому взять оттуда воды не удается, приходиться идти в саму деревню, где нам дают наполнить наши бутылки. Встаем на стоянку, после обеда устраиваем отдых на 1,5 часа, а потом играем в футбол, благо стоянка на окраине поля.

День седьмой 6 июня 2005 г.

Галкино - Бели

Протяженность: 12 км. Ходовое время 4:30

Подъем как обычно в 8, выход сегодня в 9:30. это уже прогресс. Собираться начинаем быстрее. Участок сегодняшнего пути сложен для ориентирования тем, что то что обозначено на карте - отсутствует на местности и наоборот. Зато есть строго ограниченные границы полигона, поэтому если даже совсем потеряешь ориентацию, то в любом случае не потеряешься. С юга участок ограничен рекой Угра, с запада, востока и севера - асфальтированными дорогами. В нашем случае особых проблем не было: мы шли по азимуту подбирая подходящие тропы и просеки и достаточно четко вышли на шоссе. Единственная неприятность - болотистость в некоторых местах, правда не глобальная, так что это не страшно, и обилие комаров. На ночь встаем не доходя до поселка Бели 300 метров. За водой ходили в поселок.

День восьмой 7 июня 2005 г.

Бели - Полотняный завод - Калуга - Москва

Протяженность: 6 км. Ходовое время 1:40

Выход со стоянки в 10 часов. Уже чувствуется настроение: едем домой. Плюс ко всему приближение цивилизации и следовательно: мороженого, пироженных, сникерсов и колы. К 12:15 приходим в Полотняный завод. Электричка в Калугу в 13:14. Приехав В Калугу не успеваем на поезд до Москвы, приходиться ждать. На улице идет дождь, но мы все равно, поделившись на группы расходимся погулять по городу. В Москву приезжаем в 20:38. Впереди у нас ночь отдыха и назавтра - опять в поход.

6. Выводы, рекомендации

Очень удобный маршрут для начала пешей практики: простое ориентирование, хорошие дороги, красивые пейзажи

Богатый район на исторические памятники - простор для краеведов

открытие деревни Николо-Ленивец, как новой центра модерн-искусства

Можно сочетать водный поход по реке Угра с пешим: и разнообразие впечатлений и польза от смены занятий

7. Материальное оснащение группы

  1. Топор - 1
  2. Пила-ножевка "fiscars" - 1
  3. Пила-цепочка - 1
  4. палатки - 3
  5. Тент общественный (6?8) - 1
  6. таганок - 1
  7. Костровой троссик - 1
  8. Канн 7 л - 2
  9. Канн 5л - 1
  10. Противень для жарки - 1
  11. Видеокамера - 1
  12. Аптечка - 1
  13. Ремнабор - 1
  14. Штурманский набор(карта, компас -2) - 1
  15. Фотоаппарат - 1

8. Краеведческое задание

Творчество Николая Полисского в деревне Николо-Ленивец

"Самый креативный художник" по итогам 2003 года Николай Полисский уже четвертый год осуществляет уникальный социально-эстетический проект в соавторстве с пятьюдесятью жителями деревни Николо-Ленивец. За это время они превратили деревню в форпост современного искусства, а обычные калужские крестьяне стали полноценными соавторами художника. Проекты Полисского представляют собой масштабные объекты на открытом воздухе, чей размах поражает даже горожан, привыкших к громоздким инсталляциям современных художников. В этот раз архитектор представил 18-метровую башню из корней и сучьев неправильной, но очень эффектной формы: пирамиду, которую венчал шар-купол с торчащими в разные стороны ветками-шипами. На презентацию приехала группа московских искусствоведов и журналистов. Полисский поделился с ними своими ближайшими творческими планами. Среди них - проведение фестиваля современного искусства "Арт Угра" летом 2005 года и создание Центра современного искусства в Николо-Ленивце, где ведущие современные художники, архитекторы и журналисты будут проводить мастер-классы. Вечером силуэт башни окрасили огни фейерверка: арт-группа "Синие носы" провела один из своих "фирменных" перформансов.

Художник Николай Полисский завершил работу над своим третьим большим проектом - "Дровником", гигантской башней-поленницей. Какое-то время башню можно будет увидеть в натуре перед тем, как она исчезнет. Для это лишь нужно поехать в село Николо-Ленивец на реке Угре, что в Калужской области. Обозреватель Михаил Боде съездил туда и побеседовал с Николаем Полисским.

Михаил Боде: Это уже твой второй "башенный" проект. Первая башня высотой в семь метров была из сена. А нынешняя сложена из дров, эдакая гигантская поленница. О чем ты думал, когда это все делал? Известно, что у башен есть разные функции: культовая (вспомним хотя бы зиккураты Древней Месопотамии, пирамиды ацтеков, минареты и т.д.), оборонительная (замковые и крепостные) и, скажем так, инженерная (радио- и телебашни, например Шуховская на Шаболовке). К какому типу ближе твои башни?

Николай Полисский: Если уж говорить о функциях, то первая, "сенная", башня была "пищевой" - в конечном счете, все это должно было пойти на корм скоту. То, что ее пришлось сжечь, было по замыслу неправильным (но просто сено начало гнить). Ее должны были сжевать коровы, потом - дать людям молоко, а потом... Короче, понятно, что использованный материал должен был совершить такой круговорот из природы в природу же. А что касается дров, то это всем известный древний мирный энергоноситель (это тебе не атом). В энергию эти дрова превратятся потом в печках моих деревенских друзей, которые одновременно и мои спонсоры.

М.Б.: То есть никакого культового назначения? Просто бытовые, практичные хранилища провианта и топлива.

Н.П.: Да, конечно. Но одновременно это и произведения искусства, созданные, так сказать, с крестьянским подходом.

М.Б.: Но уж больно формы необычные. Обычно ведь сено убирают просто в стога, а дрова складывают эдакой стеночкой. Без всяких выкрутасов. А у тебя не стог, а какой-то спиралевидный минарет, не поленница, а просто копия ступенчатой пирамиды Джосера. Как же без прообразов-то культовых построек?

Н.П.: Ну, может быть. Но на самом деле в таком месте, как Николо-Ленивец, где как бы объединились все красоты русской природы, которые всегда любили наши художники, - живописный поворот реки, заливной луг, дальний лесок, церковь на горке - хотелось поставить что-то значительное, что-то архаичное. А значительное - это всегда что-то древнее. При этом сделать такой огромный объем можно было лишь при этой спиралевидной форме. Когда я разговаривал с умельцами стогования, они утверждали: можно поднять стог на четыре, максимум пять метров, да и то со стогометателем. Я сказал, что будем делать десять метров. И выяснилось, что если постепенно подниматься по пандусу этой винтообразной формы, то можно сметать очень высокий стог. Потом, правда, башня осела до семи метров, понятно, по естественным причинам: усушка.

Что касается дровника или поленницы, то тут такая история. Деревенские оценивают свое благосостояние в том числе и по тому, сколько у них дров. Потому что когда селянин видит, что у него маленький дровник, его охватывает панический ужас: как зимовать-то, побираться что ли? А вид большого дровника вызывает у него, так сказать, чувство глубокого удовлетворения, уверенности в завтрашнем дне. Отсюда и такой большой объем дровяной башни. То, что она получилась четырехступенчатой, почти случайность. Это все от внутренних конструкций.

М.Б.: Можно ли сказать так, что твои башни - это в каком-то смысле символы социального единения и равенства? То есть не у каждого свой стожок или поленница, а один такой гигантский запасник на всех.

Н.П.: Да, как я уже и говорил. Стог должны были съесть коровы, а общим дровником будет обогреваться все наша деревня.

М.Б.: Как местные жители отнеслись к таким необычным для них проектам современного искусства? Было ли с их стороны непонимание и отторжение или же, наоборот, они сразу восприняли эту идею?

Н.П.: Пожалуй, нет. Непонимание было как раз со стороны московской публики: не верили, что я найду деньги на такое дело, что вообще такое возможно сделать в смысле конструкции, посмеивались. Да и я тоже был почти что в панике: все лето косил, а тут пошли дожди, сено начало подгнивать. Меня поддержал наш местный дядя Ваня, с которым мы вместе работали, а потом подтянулись и другие деревенские. Накосили тонну, и это уже внушало какой-то оптимизм. Я подумал: еще пять таких стогов - и башню уже можно строить. Оказалось полной ерундой. Пришлось еще на стороне подкупать - сено ведь утаптывалось и уминалось, его все время не хватало. Невозможно было понять, сколько его вообще надо. И в случае с дровником были сомнения: выйдет ли из этого архитектурное сооружение, хватит ли материала.

М.Б.: Конструкцию подсказали селяне или это твой личный опыт?

Н.П.: Это повседневный деревенский опыт. Выкладываешь простую поленницу и уже понимаешь, что и как. Технология простая, усваиваемая любым сообразительным человеком.

Теперь о реакции местных жителей. Началось все со снеговиков, когда зимой мы с друзьями-художниками и деревенскими вылепили на склоне Угры больше сотни снеговиков. В самом начале у местных было некоторое недоумение - зачем все это? Но сама тема - игровая, традиционная, детская - снимала этот вопрос. Все восприняли это как веселую зимнюю игру и с большим удовольствием приходили лепить. И даже получали некоторое вознаграждение - художники ведь тоже получают какие-то гонорары. На проекте со снеговиками все и определилось: и взаимопонимание, и взаимоотношения, и команда помощников-конструкторов. А на строительство сенной башни приезжали уже волонтеры, группы человек по тридцать, которые бесплатно два раза в неделю помогали нам укладывать сено. Всем было очень весело - работала в основном молодежь - все как-то радостно отмечали, как день ото дня растет башня. Эстетический момент в работе был очень важным.

М.Б.: То есть строительство башен - это еще и эстетическое воспитание селян?

Н.П.: Безусловно. Ребята уже ждут новых проектов, расспрашивают меня. Они видят, что об их башне пишут в газетах и журналах, показывают по местному телевидению. Они понимают, что сделали нечто социально и художественно значимое, а не просто исполняли какие-то барские причуды. С какой-то радостью и энтузиазмом это все воспринимается. Как-то стою в местном магазине, туда вбегает мужик и орет всем: "А вашу башню сейчас показывали по телевизору. На выставке в Москве показывают ее фотографии". Или плывет плот по Угре, оттуда кричат: "Что за село-то? А, Николо-Ленивец? Так это у вас зиккурат построили?" Даже слово "зиккурат" выучили.

НМ.Б.: Ты все эти проекты и конструкции придумывал, вероятно, очень долго? Как они родились?

Н.П.: Все пошло от естественного материала, все началось, как я говорил, со снеговиков. Снег - бесплатный материал. И его много. И из него так и хотелось что-то сделать. А потом снег растаял, и появилась трава. Захотелось что-то сделать из травы, из сена (другое дело, что его пришлось потом прикупить). Затем подумал о другом природном материале - о дереве...

М.Б.: То есть у тебя был подход художника-пластика, а не художника-концептуалиста?

Н.П.: Безусловно. Основа проектов - материал. Мне нравится, что критики и искусствоведы находят в этих работах какие-то вторичные и третичные смыслы. Это подтверждает правильность изначального замысла.

М.Б.: Эти твои работы причисляют к лэнд-арту, к ландшафтному, земляному и т.д. искусству. До того ты был знаком с этим видом современного искусства: листал альбомы и журналы, видел фотографии инсталляций в природе американских или британских лэнд-артистов? Слышал о Смиттсоне, Нэше, Голсуорси, о работах в Грисдальском парке в Англии?

Н.П.: В этой сфере образование у меня не было систематическим. Что-то, конечно, видел, что-то слышал. Но ведь что-то и откладывается в подкорке. Я перед собой не ставил задачи - займусь-ка лэнд-артом. Просто я всегда любил природу и как живописец до безумия писал разные пейзажи. А потом подумал: а не начать ли работать в самом этом пространстве и с элементами этого пространства? Оказалось, это возможно.

М.Б.: Значит ли это, что больше ты не будешь заниматься живописью, писать берега Угры?

Н.П.: Нет, вовсе не значит. Просто должна появиться внутренняя мотивация что-то снова изображать на плоскости. По прошествии такого времени сейчас мне уже кажется опасным принадлежать к какому-нибудь направлению или художническому клану. Можно просто отупеть и забыть, ради чего все делается. Раньше все было прекрасно: многим нравилась моя живопись, я ею мог даже в какой-то мере зарабатывать. А потом я понял, что ограничиваю себя в возможностях, в широте видения. Если вдруг появится неодолимое желание писать, то буду писать.

М.Б. Что является настоящим твоим произведение: та реальная башня, которая сейчас стоит в подлеске, или фото- и видеодокументация, которая после нее останется?

Н.П.: Сложный вопрос. Конечно, кто-то добирается до Николы-Ленивца и видит натуральную башню, а большинство увидит ее на фото и на видео. Мне кажется очень важным то, что это произведение останется в памяти. Ведь оно (или они) - временное явление. Специально выбираются временные материалы: снег сходит, сено съедается коровами, дрова сгорают в печках. У них, можно сказать, сезонная жизнь. А носители документации будут показываться на выставках. И то, и другое - часть памяти о произведении. Если бы я был таким гордым и честолюбивым, то ваял бы башни из камня или из бревен. Но я никого не хочу постоянно мучить их видом. Самое надежное место для моих работ - в памяти. Если они того достойны, то их будут помнить. Например, много ли мы знаем о древнейших монументах, большая часть из которых давным-давно разрушена? Однако они - все эти "семь чудес Света" - остались в памяти человечества. Наверное, я нахально сравниваю свои башни с ними? Но думаю, что нечего ими мозолить глаза, и так всего много наворотили.

Раздел подготовлен Изотовой Вероникой, на основе интервью с Николаем Полисским в сети Интернет.

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию