20 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2007

3. треккинговые палки,
  4. треккинговые ботинки,
  5. солнцезащитные очки.

Кроме того, у руководителя имелся набор отрезков основной веревки, кошки, 4 ледобура, 4 скальных крюка, ледоруб, айсбаль, карабины.

Общественное:

7. аптечка,
  8. палатки - 2 шт,
  9. веревка основная.

Алтайский край из года в год привлекает все большее количество желающих активного отдыха. Наш выбор остановился на западной части Катунского хребта, изобилующей озерами и водопадами. В данной части хребта максимальные высоты составляют 3000 м над уровнем моря, а верховья долин располагаются на высотах 1800-2000 м. Долины заросли кедрачом и лиственницей, выше располагаются богатые альпийские луга благодаря обилию осадков и солнца.

Итак, остались позади дорожные хлопоты и два дня в поезде. Заказанная заранее в "Бийск-Алтай-Тур" машина "Газель" мчит нас по живописной дороге, ведущей из Барнаула в горный Алтай. По длительности путь к пос. Мульта и далее к маральнику (12 км) составляет 12-14 часов с остановками на обед и ужин. Существует два пути: через Семинский перевал (770 км) дальше, но дорога лучше; либо через перевал Кукуя, но в этом случае отрезок пыльной щебеночной дороги значительно продолжительнее. Выехали 24 июля 2007 г. из Барнаула в 15 ч по местному времени, с заездом в офис "Бийск-Алтай-Тур", расположенный в г. Бийске, и в Усть-Коксу на дом к работнице заповедника, которая выдала нам пропуск на территорию Катунского биосферного заповедника из расчета 130 руб/чел в день. Необходимо сразу отметить, что стоимость всей "Газели" на группу составила 12 тыс. руб. в 2007 г., что значительно выше, чем в предыдущий год. За обратную дорогу с нас взяли аванс в размере 6 тыс. руб. Мы скрепя сердце пошли на эти траты, хотя в Барнауле частники были готовы везти нас, взяв по 1,5 тыс. руб. с человека в один конец, только из соображения надежности обратной дороги, поскольку билеты на поезд у нас были приобретены заранее.

Приехали к мосту через р. Мульту вблизи маральника в 4-30 утра 25 июля. Через час рассвело, мы попили чай, поставили палатки и улеглись спать, так как ночная езда хотя и романтична, но несколько утомительна, поскольку в машине спать невозможно. Отдохнув и подкрепившись, мы двинулись в путь около 15 ч. В первом же частном доме с вывеской "Вечный странник" мы оставили лишние в походе вещи и договорились с радушной хозяйкой Раей о бане, когда будем возвращаться в последний вечер. На развилке дорог повернули налево и начали подниматься вверх по ущелью. Дорога идет перелесками и приводит к спуску в распадок, по дну которого течет ручей. В этом месте автомобильная дорога для полноприводных машин идет направо вверх кружным путем, а мы по тропе спускаемся к ручью, переходим его и останавливаемся на ночлег около 17 ч, пройдя в этот день порядка 5 км. Начался дождик, поэтому мы решили дальше не идти. Натянули походный тент, поставили палатки. Украшением вечера было пение под гитару.

26 июля

Погода хорошая. Из лагеря вышли в 12 ч. Дорога идет лесом, встречаются поляны, но все время с набором высоты. По описанию, приведенному в книге А.А. Лебедева "В горах Алтая", сегодня мы должны пройти 5 бродов. Часа через 2-2.5 вышли к первому броду, расположенному правее основного направления тропы. Внимание! Сюда идти не надо, так как эта дорога поворачивает в обратном направлении и через пос. Ойбок приводит к маральнику. Мы же, обрадовавшись, что наконец-то появился первый брод, этого не знали, и сделали лишний крюк, потеряв часа полтора. Возвратившись к исходному месту, пообедали и примерно в 16-30 двинулись в путь. Надо сказать, что наша скорость была крайне низкой из-за тяжелых рюкзаков, в том числе с альпинистским снаряжением, а также вилянием тропы.

Три брода через р. Михайловку последовали один за одним, поэтому тем, кто переобувал обувь, имел смысл идти этот участок в сменной обуви. Затем последовал крутой подъем и спуск в широкую долину. В этом месте можно идти по дороге, сделав крюк, зато не придется подниматься и спускаться. Перепрыгнув несколько небольших ручейков, выходим к хорошо оборудованной стоянке среди лиственниц и кедров.

Потом нас ждал долгий крутой подъем и спуск. Подошли к широкой реке, которую нужно переходить вброд. Это - р. Проездная Мульта, а за ней в нескольких десятках метров - р. Крепкая. На броды с переобуванием уходит много времени. По переброшенным через реку бревнам мы идти не стали, зато в некоторых местах при низком уровне воды можно перепрыгивать по камням. Вскоре показалось Нижнее Мультинское озеро (multa), к которому мы вышли в 9 вечера. Перед ужином с законными 100 г. "с устатка" все с удовольствием искупались. Снова костер и гитара за полночь. За день пройдено 17 км.

Отчет о походе I к.с., проведенном на Алтае в районе западной части Катунского хребта летом 2007 года
Ф. 1. Нижнее Мультинское озеро

27 июля

С утра заморосил дождь. Попытки изловить хариуса на блесну в Нижнем Мультинском озере не увенчались успехом. Пошли по набитой тропе, проложенной по западному берегу озера. Часа через полтора вышли к "Шумам" - мощной и бурной реке, соединяющей Среднее и Нижнее озера. Река с грохотом прорывается через нагромождение камней. Здесь можно с удовольствием походить и поснимать панорамы. К Среднему озеру ведут две тропы: одна ближе к "Шумам", другая (попроще) - дальше от воды. Вторую тропу надо искать вблизи стоянки, расположенной левее (орогр.) "Шумов"(shum).

Ф. 2. "Шумы"

Около 15 ч, проведя предварительную разведку, мы начали переходить вброд "Шумы" в верхнем течении под усиливающимся дождем. Глубокие места преодолеваем, наступая на подводные камни, так как там глубина явно выше, чем по пояс. Двоим девушкам рюкзаки перенесли ребята, другая справилась сама. Уровень воды, в основном, доходил значительно выше колен. Поскольку все промокли, то решили сразу идти до поста егерей, расположенного в верхней части Среднего Мультинского озера на восточном берегу. Предъявив егерям заранее полученное разрешение на посещение заповедника, пообедав, решили мокнуть дальше с перспективой назавтра устроить дневку. В 18 ч вышли вверх по ущелью и, стоически принимая ушаты холодной воды с кустов и с неба, а также преодолевая постоянные подъемы, к 21 ч вышли к пересечению р. Поперечной и р. Мульта. По карте расстояние порядка 3,5 км, а в реальности больше 5 км. С тяжелыми рюкзаками, продираясь по кустам, и с учетом подъемов-спусков и поворотов тропы, не получается идти меньше 3 часов с короткими отдыхами, не снимая рюкзаки, так как холодно и мокро. Перед мостом через р. Поперечную находится самая лучшая из всех оборудованная стоянка с навесом над деревянным настилом, под которым мы и поставили две своих палатки. Все промокли насквозь, а также подмокло часть вещей в рюкзаках. Вывод: вещи нужно упаковывать в непромокаемые гермомешки, либо расфасовывать по пакетам для мусора; также частично решает проблему дождя накидка на рюкзак.

Радуемся, что у нас есть горелка и газ и не надо разводить костер под дождем. Переодеваемся полностью, 100 гр "просушечных" воспринимаются "на ура", а горячий ужин всем поднимает настроение. Дождь продолжается всю ночь.

За день пройдено 10 км.

28 июля

Сегодня у нас дневка. Отсыпаемся после трех ходовых дней, а главное - сушим вещи и обувь. Погода пасмурная. Ботинки сушим на столбиках дымом от костра.

Теперь мы знаем границы заповедника. Заповедник начинается выше нашей стоянки:

- по р. Мульта метров через 200 после перехода р. Поперечной по мосту;

- через 500-800 м вверх по долине р. Поперечной;

- частично захватывает озера на р. Тихой.

Границы заповедника обозначены щитами. В заповеднике нельзя разводить костры и ставить палатки, хотя фактически это требование не выполняется. Для того, чтобы пройти перевалы от Верхнего Мультинского озера (Норильчан, Абитуриентов), нужно делать подход под перевал. Для прохождения перевала Абитуриентов просматривается вариант ночевки в висячей долине, откуда падает самый правый водопад, если стоять спиной к долине и лицом к озеру. Для подхода под этот перевал целесообразно перейти р. Мульту в том месте, где она вытекает из Верхнего озера, а не обходить озеро по часовой стрелке, и подняться в висячую долину.

Для прохождения пер. Детский надо перейти вброд р. Мульту и подняться к красивому озеру "Весёлых девчат" по крутому подъему (нужна веревка). Заповедника в этом месте нет. После прохождения перевала можно остановиться на ближайшем озере, не спускаясь в долину р. Крепкой. Дальнейший спуск пойдет правее скальных выходов справа-налево и вниз. Этот вариант спуска значительно проще пути от среднего озера вниз по скальному кулуару, где необходима страховка (будет описано ниже). Долина р. Крепкой относится к охраняемой территории, но специального разрешения на ее посещение не требуется.

29 июля

У одной из наших участниц проблемы со здоровьем: бронхит и покраснение глаз. Поэтому она остается в лагере с рацией, а мы идем в радиалку к Верхнему Поперечному озеру. Ночью снова был дождь, поэтому кусты и трава в воде. Крутой подъем примерно через полтора часа выводит нас к мощному водопаду. Тут явно больше 8 м, как пишет в своей книге А.А. Лебедев. После очередного подьема и прохождения альпийских лугов, неожиданно открывается вид на Нижнее Поперечное озеро. Фотографируемся, и в путь. Тропа идет через кусты, постоянно пересекая ручьи, которые зачастую текут прямо по тропе. Наши ботинки постепенно набирают воду. Но зато нас окружают бесподобные цветущие луга, богаче, чем в ущелье Юсеньги в Приэльбрусье.

Ф. 3. Озеро Нижнее Поперечное

Нижнее Поперечное озеро (poperechnoe) оказалось весьма длинным. Тропа есть, но мы ее потеряли в конце озера. Как потом оказалось, тропа пошла значительно выше. Перед нами красивые скальные утесы, покрытые лиственницей и кедрачом. От Нижнего до Верхнего озера примерно 3,5 км с подъемом через заросли стланниковой березы и курумник, который становится очень скользким во время дождя, так как в основном покрыт лишайником. Справа по ходу от нас - заснеженные горы.

Поднялись к Верхнему Поперечному озеру. Панорама гор поменялась. Вытекающая из Верхнего озера река, падает вниз оглушающим водопадом. Снимаем эту красоту на видеокамеру. Обедаем, укрывшись от ветра под скалой возле живописной поляны, на которой растут цветы, своим видом напоминающие крупные колокольчики. Мы промокли и продрогли, поэтому горячий чай и обед пришлись очень кстати.

Спускаемся вниз по тропе, которая расположена выше нашего пути подъёма. Связь по рации с нашей участницей нестабильна из-за поворота ущелья, по которому мы поднимались. Возвращаемся около 20 ч. Нас ждет готовый ужин. Украшением вечера служит гитара. За день пройдено в оба конца 14 км.

30 июля

Наша участница подлечилась, поэтому в радиалку к Верхнему Мультинскому озеру (multinskoe) идем в полном составе. С утра солнце, которому мы несказанно рады. Постоянно останавливаемся для "фотосессии". По хорошей тропе за полтора часа дошли до нижнего окончания озера. Вид на вершины и само озеро впечатляющие. Каждый новый ракурс напрашивается в кадр, поэтому идем неспеша.

Пройдя примерно половину озера, не переходя р. Мульту, подошли к тропе с поднимающейся по ее склону узенькой тропинкой. Пройдя по ней, увидели знакомых около своей палатки - Антона и Полину из г. Санкт-Петербурга. Они собирались на перевал Норильчан к озеру Тальмень, затем через Иолдо в Кучерлу и Аккем. Но из-за непогоды поменяли свои планы и решили идти нашим первоначальным маршрутом, от которого мы уже отказались: пер. Абитуриентов - долина р. Тихой - пер. Крепкий - долина р. Крепкой.

Ф. 4. Озеро Верхнее Мультинское

Тропа, по которой мы пришли, ведет на перевал Норильчан. Дальше по берегу озера ее может и не быть. Погода портится. Закапал дождь, и мы поворачиваем назад. Вернулись на нашу стоянку, пообедали, собрали палатки и в 18-40 двинулись вниз к егерям на Среднее Мультинское озеро. Тропа грязная, но тем не менее к 21 ч приходим на озеро и встаем на его берегу около большой лиственницы ниже строений и беседки. Девчонки идут в баню, а мы довариваем ужин и общаемся с егерем Александром Николаевичем.

Егерь Андрей подсказал нам хороший вариант: переправиться через озеро на лодке, подняться по травянисто-скальному кулуару на Медвежий хребет и перевалить его через седловинку. Путь подъема весьма крут, порядка 45?; высота 450 - 500 м над уровнем озера. В случае такого перехода мы съэкономим время на переход в верховья р. Крепкой кружным путем по долине и избежим переправы через р. Мульту, уровень которой поднялся из-за дождей.

За день пройдено 13 км.

31 июля

Утром солнце, поэтому срочно досушиваем мокрые вещи. Неспеша собираемся и идем за лодкой. Хорошо, что лодка - "казанка" не занята, и мы получаем очередное удовольствие от переправы через озеро.

Мы предполагали, что поднимемся на седловину за 2-2.5 часа, а оказалось, что только за 5 часов! Тропы нет, ноги скользят по траве. Местами мешают проходу заросли стланниковой березы и ивы. Крутизна составляет порядка 30-45?. Чуть легче подниматься по скальным выходам. Перед самым выходом на гребень навешиваем веревку, поскольку крутизна увеличилась, и появились небольшие, но отвесные участки склона. Отсюда прекрасно видны озера (ozero).

Ф. 5. Вид на Нижнее и Среднее Мультинские озера с хребта Медвежий

На гребень поднялись в 20-30, мест для стоянки и воды нет. Спуск такой же крутой, но просматривается до самого низа. Провешиваем веревку (40 м, диаметр 10 мм) вдоль скальных выходов и поочередно спускаемся. Дальнейший спуск происходил самостоятельно по травянистому склону в надвигающейся темноте с фонарями. При первой же возможности остановились на ночлег на склоне у основания двух кедров. Перекусили колбасой, орехами, сухофруктами без воды, заедая дольками лимона. Угнездились в корнях кедров в спальниках под открытым небом, благо, что дождя нет.

По сложности перевал оцениваем как 1А к.с. За день пройдено 2 км, 7 х.ч.

1 августа

Подъем в 8 утра. Собираемся и идем вниз. У одной из наших участниц - ушиб голени ноги, полученный накануне при ночном спуске. Вдоль скальных выходов для безопасного движения по кулуару навешиваем веревку, два рюкзака переносим "челноком". Дальше спускаемся по траве, по которой скользят ноги. Доходим до первого кедра в долине и устраиваем завтрак, сходив к реке за водой. Наконец-то пьём воду.

После отдыха идем вверх по тропе, проложенной по правому берегу р. Крепкой. Фотографируем пейзажи, отдыхаем на озерах. На последнем большом озере нам досталась самая живописная стоянка в кедрах на мысочке, который вдаётся в озеро. Наслаждаемся солнцем и видами гор.

За день пройдено 4 км.

2 августа

Сегодня у нас заслуженная дневка, но двое самых неугомонных из всей группы идут смотреть водопад, который начинается из бирюзового озера. По рации держим связь с "Базой". К водопаду поднялись через снежник, пересеченный живописной трещиной. Дальше немного поднялись по скалам и перед нами мощный поток в облаке несущейся водяной пыли. Фотографируем водопад, скалы и озеро и возвращаемся в лагерь.

Вечером устроили учебное занятие по надеванию систем, вязке узлов и передвижению по основной веревке на скользящем карабине и на "пруссике".

3 августа

Идем в радиалку на пер. Крепкий 1Б к.с., оставив в лагере приболевшую участницу. Встали в 6 утра. Погода очень хорошая. Прошли курумник. Кулуар, по которому нам предстоит подниматься, проходит левее маленького ручейка. С нашей стоянки просматривается еще один путь, значительно левее, но тогда путь по висячей долине сильно увеличится и мы рискуем не уложиться по времени и не дойти до перевала. Этот путь лежит в сторону перевала Детский и на его пути расположено еще одно озеро, которое мы не увидели.

Подниматься с самого низа кулуара было затруднительно, поэтому мы выбираем путь чуть правее через склон, поросший кедрами, немного поднявшись по полочке. Провешиваем веревку, так как очень круто и поднимаемся, держась за нее. Пройдя влево по полочке, перед подъемом по самому кулуару надеваем системы и каски, вчетвером связываемся веревкой и поднимаемся с одновременной и попеременной страховкой через выступ. Поднявшись наверх, сразу выходим к живописному озеру, на берегу которого видим поляны, густо заросшие крупными колокольчиками и красивые округлые выходы скал. После "фотосессии" идем на юг, в сторону маленькой седловинки, оставляя слева крутые скалы, все время на подъем.

На бирюзовом озере (krepki) устроили обед. Двое самых стойких искупались. Вода бодрит. Погода пока хорошая, но иногда нелетает маленькая тучка с дождем. Из этого озера вытекает ручей, срывающийся со скал водопадом, к которому мы и ходили накануне.

Ф. 6. Бирюзовое озеро на пути к пер. Крепкий

Обходим озеро по курумнику по часовой стрелке и поднимаемся по направлению прохода в горах. Слева - ледник. Дальше удобно подниматься по снежнику, который примыкает к леднику. Выше снежника снова идем по курумнику, среди которого стали встречаться желтые маки.

Вышли к последнему небольшому озеру под ледником. Дальше серпантином, стараясь не спускать друг на друга камни, укладываясь в один поворот, поднимаемся по крутой каменистой осыпи слева от ледника. И вот, наконец, перевал, состоящий из нескольких гряд.

В 16-50 замечаем перевальный тур, в котором находим записку, написанную на обертке от шоколадки и датированную двумя неделями раньше. Но вдруг из долины Крепкой послышались раскаты грома, видим грозовую тучу. В этот момент по рации наша участница сообщает, что в нашу сторону движется гроза. Поэтому быстро съедаем перевальную шоколадку и идем прятаться от грозы под защиту крупных камней, чуть приспустившись в долину р. Тихой.

Но Бог милостив, остановил тучу, она прошла вниз в долину р. Крепкой. Отдохнув и подкрепившись, через полчаса мы двинулись вниз. И тут увидели вторую грозовую тучу. Быстро валим вниз, пока курумник не стал мокрым. По снежнику скользим еще быстрее. Постояв и подумав, туча также как и первая ушла вниз в долину.

На берегу бирюзового озера находим скалу с выходами кварца, полосатую как арбуз. Взяли отколотые кусочки. Для спуска по кулуару снова надели системы и, отрабатывая движение в связке, пошли вниз. Но до самого низа не дошли, так как там сбросы. Решили для надежности возвращаться по пути подъема, тем более, что начало быстро смеркаться. Привязали веревку к кедру и, страхуя через ствол, запустили вниз участницу с рюкзаком. Оказалось, что в темноте она немного ошиблась направлением спуска и не вышла на полочку, с которой мы начинали подъём. В результате до самого низа ей не хватило 2 м веревки. Это был еще один экстримальный момент нашего похода. Девушка сняла рюкзак и, отсоединившись от веревки, самостоятельно прошла 2 м свободным лазанием, сняв затем рюкзак с полки. Такой спуск по веревке было удобнее осуществлять на "восьмерке", а не спортивным способом со страховкой схватывающим узлом на петле. Тем не менее, все спустились благополучно, правда, затратив на это довольно много времени. Последний участник спускался по сдвоенной веревке с продергиванием.

В лагерь вернулись полдвенадцатого ночи. Нас ждал ужин.

За день пройдено 10 км, 11 х.ч.

4 августа

После такой радиалки, по-доброму, нужно устраивать отдых. Поэтому мы встали попозже и, пользуясь солнечной погодой, устроили банный день, вернее, полдня. После обеда собрали палатки и только собрались идти, как начался дождь, перешедший в грозу с градом размером с горошину. Отсидевшись под пленкой, в 17 ч пошли искать брод через р. Крепкую для того, чтобы подняться в висячую долину, где находятся 5 озер. Брод нашли примерно в 300 м ниже места вытекания реки из озера Крепкое. Удалось перейти реку, не замочив ноги, прыгая по камням. Нам предстоял подъем примерно на 300 м от уровня реки. Мы выбрали путь по травянистому кулуару с выходами курумника примерно в 150 м ниже ручья, падающего водопадом из озер.

И снова нас подвел поздний выход из лагеря и медленный темп движения. Зато мы отсняли на фотоаппараты и видеокамеру все красивые места. Особенно хорошо смотрится озеро Крепкое (krepkoe) с пути нашего подъёма.

Ф. 7. Вид на озеро Крепкое (верхнее) с подъема в "висячую" долину к 5 озерам

Как уже стало традицией, к месту ночлега мы дошли к 21 ч. Встали на первом же озере (verxnee), найдя две более или менее ровные площадки. Палатки поставили прямо на выпавший град, который и не думал таять на этой высоте (2200 м над уровнем моря). Приняв по 100 гр "согревающих" и поужинав, решили, что жизнь не так уж и плоха. За день пройдено 2 км.

5 августа

Сегодня идем осматривать озера и разведывать путь на перевал Перевальный, который ведет в долину Проездной Мульты. На этот момент руководитель уже принял решение взойти на этот перевал налегке, сделав радиальный выход. Отказ от прохождения перевала всей группой и возвращение в маральник через долину Проездной Мульты вызван следующими обстоятельствами.

1. У одной из участниц началось обострение воспаления глаз, вызванное загрязнением линз, поэтому по тропе она старалась идти без них.

2. Недостаток информации о наличии троп в Проездной Мульте и отсутствие резерва времени. В случае непредвиденных трудностей мы рисковали опаздать на машину из маральника. Тропа же в долине р. Крепкой достаточно хоженая.

3. Начало сказываться общее утомление группы. В этой ситуации подъем и спуск по скользкому курумнику с рюкзаками представляли определенную опасность.

Учитывая все эти обстоятельства, с согласия группы, было решено возвращаться в маральник через долину р. Крепкой.

А сегодня мы неторопясь погуляли по берегам 4 озер, по дороге увидев настоящего рыжего сурка, размером с большую кошку. К пятому озеру нужно было подниматься еще на 150 м вверх, поэтому мы к нему не пошли из-за ухудшения погоды.

Ф. 8. Первое озеро, ближайшее к долине р. Крепкой

На третьем озере в хорошем месте стояла палатка с москвичами, которые показали нам оптимальный путь подъема на пер. Перевальный. Он идет от первого к долине озера, на котором и стояли наши палатки, справа-налево и снизу-вверх по "зеленке" (бадан).

Возвратились к нашим палаткам и, только пообедали в 14 ч, как начался дождь. Поступившая команда "по палаткам!" была принята с воодушевлением. Дождь и, соответственно, крепкий освежающий сон, длились 4 часа. Один только руководитель, отягощенный грузом ответственности, дав себе немного отдохнуть, занялся составлением летописи.

Таким образом, сегодня после обеда образовалась неожиданная необходимая для всех полудневка по метеоусловиям. Как следует отдохнув, устроили песенный вечер под аккомпанемент гитары. За день пройдено 3 км.

6 августа

Подъем в 5-30, быстрый завтрак и все, кто был готов идти на перевал, в 6-30 вышли на совершение этого маленького подвига. Поднимаясь, мы наблюдали картину образования облаков из тумана в долине. Облака чередой быстро шли вверх, образуя причудливые картины. В 8-30 поднялись на скальный гребень выше перевала. Полчаса спускались по сильно разрушенным скалам, местами с глубоким трещинами, до перевальной седловины с туром. Сняли записку годичной давности, в которой указывалось, что группа, прошедшая перевал перед нами, в свою очередь, забрала записку трехлетней давности.

Вид в долину Проездной Мульты особенно не впечатлил, поэтому мы порадовались нашему радиальному выходу. Спуск с перевальной седловины в сторону Проездной Мульты сильно затруднен из-за крутизны и скальных выходов; здесь явно не 1 А к.с. Как нам стало известно из отчетов, группы идут через вершину, ближайшую к долине р. Крепкой, даже обходя ее с противоположной перевалу стороны. Этот путь хорошо просматривается с перевальной седловины. Сообщив по рации в лагерь о нашей победе и съев традиционную перевальную шоколадку, стали спускаться вниз. К этому моменту всю долину р. Крепкой заволокло облаками, и пошел дождь. Здесь мы в полной мере прочувствовали прелесть передвижения по мокрому курумнику, затратив на спуск немногим меньше времени, чем на подъем.

В лагере нас уже ждал завтрак, приготовленный заботливыми руками. Пока продолжался дождь, мы позавтракали в палатке и часок отдохнули. Но вот стало проглядывать солнце, и мы засобирались вниз. Высохли палатки, подсох и курумник. Благополучно спустились в долину р. Крепкой, перешли реку и остановились на маленькой стоянке, расположенной на берегу среднего озера в его центральной части.

После раннего подъема и пройденного пути не хотелось дальше идти, тем более, что с нашей стоянки еще были видны снежные вершины. Мы прощались с горами. К тому же озеро, с его прозрачной зеленоватой водой, и хорошим заходом, манило искупаться. За день пройдено 7 км.

7 августа

С утра решили провести скальные занятия, в том числе, чтобы отразить их в фильме. Надели системы, каски; взяли скальные крючья, карабины, восьмерку и айсбаль и выдвинулись к ближайшим скалам. Руководитель провесил отрезок веревки метров 10, с промежуточными точками закрепления через крючья и карабины, укрепив его на станции: сблокированные отрезком основной веревки швеллер и скальный крюк. Было отработано и задокументировано движение по веревке со страховкой через петельный "пруссик", а также спуск с помощью восьмерки, который вызвал особенный прилив энтузиазма. Девушки были покорены альпинизмом и твердо решили поехать в обозримом будущем в альплагерь.

В приподнятом настроении вернулись в лагерь, искупались, позавтракали, собрались и в 13-20 двинулись по тропе вниз по правому берегу р. Крепкой, по пути собирая грибы. Обратный путь с облегченными рюкзаками не был тяжелым, однако тропа все время терялась в курумниках и, то шла на подъем, то опускалась вниз к реке. В книге Лебедева А. А. "В горах Алтая" мы обнаружили ошибку. Тропа в долине р. Крепкой всегда идет только по правому (орогр.) берегу реки, не переходя на левый берег напротив ущелья Проездная Мульта, как об этом пишет Лебедев.

Традиционно, около 21 ч встали на поляне в трех километрах ниже ущелья Проездная Мульта, не доходя 1 км до дороги, ведущей к Нижнему Мультинскому озеру. В этом месте р. Крепкая имеет приличный уклон и шумит как горная река. Параллельной ей в этом же ущелье течет р. Проездная Мульта.

Сегодня - завершающий вечер нашего похода, и от того грустно. Не хочется даже петь. За день пройдено 15 км.

8 августа

Утром и весь день горы провожают нас прекрасной погодой. Встав в 9 ч, вышли в полдень. Действительно, вскоре показалась разбитая УАЗами дорога, по которой мы повернули к маральнику. Перейдя вброд р. Крепкую, а за ней Проездную Мульту, пошли на подъем через лес, местами срезая изгибы дороги. Обедали на стоянке в широкой долине после спуска с отрога хребта, не доходя километра 1,5 до первого брода через р. Михайловку.

Далее трижды пересекли р. Михайловку и к 19 ч подошли к маральнику, где нас ждала прекрасная баня за 600 руб. с группы, о чем было договорено заранее. Хозяйка заварила нам душистый травяной чай и мы от души пропарились, смыв с себя походную грязь. Забрав оставленные в доме наши вещи, в том числе часть продуктов, приобретенных с избытком, купив молока и меда, к 21 ч (как всегда) выдвинулись к мосту через р. Мульту, на противоположный берег которой с вечера по предварительной договоренности приехала "Газель" фирмы "Бийск-Алтай-Тур". За день пройдено 21 км.

9 августа

Мы ночевали под открытым небом в спальниках, так как планировался ранний выезд. В 6 утра мы покинули гостеприимную Мульту и, сделав в дороге 4 остановки, к 18 ч вечера по местному времени прибыли в Барнаул. До поезда еще оставалось 3 ч 45 мин - резерв времени на случай поломки машины. Погуляв по городу и сделав необходимые закупки продуктов в дорогу, сели в поезд и отметили завершение маршрута.

Общая протяженность маршрута составила 123 км.

Локальные препятствия:

- перевал без названия Медвежьего хребта, сложность его, по моему мнению, соответствует 1А к.с.;

- радиальный выход на пер. Крепкий 1Б к.с. со стороны долины Крепкой;

- радиальный выход на пер. Перевальный 1А к.с. с первого озера в "висячей долине";

- броды рек Крепкой, Михайловки, Проездной Мульты и "Шумов" (Мульты).

ВЫВОДЫ

1. По физическому состоянию, туристическим навыкам и психологической совместимости участников группа была готова к проведению данного горного похода в условиях автономного передвижения.

2. В результате проведения похода были отработаны навыки передвижения в условиях гористой местности:

- передвижение по курумнику;

- броды через реки;

- передвижение по крутым (до 45?) травянистым склонам;

- передвижение с одновременной и попеременной страховкой по скальным кулуарам;

- ориентирование в горах;

- организация незапланированного ночлега на склоне.

3. Корректировка ранее запланированного маршрута обусловлена следующим:

- болезнь одной из участниц;

- сильные дожди и неустойчивая погода перед первым планируемым перевалом;

- сокращение количественного состава группы с 7 человек до 5, что привело к увеличению веса рюкзаков за счет общественного снаряжения;

- обеспечение безопасности прохождения маршрута группой, имеющий недостаточный опыт совершения походов в горах и необходимость выхода в конечную точку маршрута в срок.

4. Считаю, что проведенный поход соответствует 1 к.с.

Отчет составил руководитель похода Чиганов Агазовая горелка с баллонами,pлексей Владимирович