20 января 2013
Тип материала: Отчет
Год путешествия: 2007
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: II
Автор: Павел Горбунов (Санкт-Петербург)

1. Справочные сведения;
  2. Нитка маршрута;
  3. Состав группы;
  4. Техническое описание;
  5. Итоги, выводы, рекомендации
Справочные сведения

В период со 2 по 8 января 2007 года группа туристов из г. Санкт - Петербурга в количестве 3 человек совершила лыжное путешествие II категории сложности по Карелии в районе сев.приладожья.

Нитка маршрута

Сортавала - р. Хелюлянйоки – оз.Хелмиярви – зал.Кирьявалахти – оз.Лахмаярви - оз.Хауккаярви – горы Питкянярвенмяки – оз.Риуталампи – оз.Вахваярви – оз.Хаукиалампи – оз.Питкяярви – оз.Аккалампи – пос.Рюттю – р.Тохмайоки – оз.Туоксъярви –оз.Хауклампи – оз.Короярви – р.Китенйоки – пос.Заозерный - Сортавала.

Протяженность маршрута: 140 км
Продолжительность похода: 6 дней, из них:

• 5 ходовых
  • 1 активная дневка

Ф.И.О. год рождения туристский опыт oбязанность
Горбунов Павел Александрович 1977 V к. сл.У,Прип.Урал руководитель
Александров Сергей 1982 IV к.сл.У, Прип.Урал фотограф
Смольянинов Дмитрий Сергеевич 1983 IIIк.сл.У, Кольск. п-ов зав. по снаряжению

Техническое описание

1-й день, 2.01.07-3.01

Эл. СПб-Кузнечное; 17.03 (из Девяткино) -19.20

Кузнечное – Сортавала; 20.40-23.25

Идем по городу на север, далее по шоссе вдоль оз. Мариланлампи и поворачиваем по дороге на восток вдоль р.Хелюлянйоки. После пос.Лахденкюля проходим по дороге на север на оз.Хелмиярви и встаем на его юго-вост. берегу.

В дизеле на Сортавалу пограничный контроль просто проверил паспорта и мы поехали дальше. Когда шли по Сортавале с лыжами все оборачивались и смеялись. Когда прошли мост через р.Тохмайоки дорога превратилась в каток и мы около 500 м. скользили без коньков. В пос.Лахденкюля (2-3 дома и сараи) около часу ночи мы встретили 4-х собак и добрая тетя пообещала спустить одну из них. Когда повернули к оз.Хелмиярви на дороге встретили вагончик с лесорубами. Один из них спросил: "на рыбалку"? Мы смеясь ответили, что да, а в ответ хотелось спросить: "как пройти в библиотеку?" Ведь время уже было пол второго ночи. После этого мы стали называть себя рыбаками. При выходе дороги к оз. Хелмиярви стоят два, видимо недостроенных, здания. Вот GPS координаты верхнего здания (град.мин.сек.) 61 45 08.1 N 30 43 15 E.

Ночью 0 +1, переем.облачность.

2-й день, 3.01

К утру подморозило и мы решили проверить лед на озере. Ночью на льду стояла вода, а теперь она покрылась корочкой льда, который проваливался и вода выходила на лед (фото). На другой стороне оз. сидел рыбак. Мы двинули через озеро по льду. Здесь впервые попробовали встать на лыжи. После оз.Хелмиярви идем на север по периодически исчезающей тракторной дороге. Трактор здесь ездил вдоль и поперек, поэтому следует придерживаться нужного направления по компасу. Долго петляем по лесу и через 1.5 км выходим на грунтовую дорогу, идущую на С-В и упирающуюся в шоссе (А-130). На дороге есть снег! Мы встаем на лыжи и мчимся к шоссе. Лед на спуске к шоссе охлаждает наш пыл. По шоссе огибаем зал.Кирьявалахти и после одноименного поселка сворачиваем по бывшей ЛЭП на С-В. Через 500 м подъема и спуска по скалам сворачиваем к оз.Лохилампи. Дальше идем по ручью на восток, а затем по его притоку на север. Обе долины ручьев довольно заболочены, а болото в отличие от озер замерзло плохо. Потом выходим на дорогу, ведущую на оз.Хауклалампи. И вдоль заболоченного ручья выходим к оз.Хауклаярви. Вечером запускаем фейерверки на озере - сегодня день рождения Сереги.

Утром солнце и ок.-1 -2, потом перем. облачность.

3-й день, 4.01

Идем по оз.Хауклаярви на запад, дальше по ручью на С-З . Переходим горы Петсевара и выходим на оз.Питкяярви. По озеру подходим под вершину 187.8. Забираемся наверх и находим сломанную тригу и снимаем записку. Спускаемся. Переходим озеро и пересекаем горы Питкянярвенмяки. Переходим приток р.Кюльмяоя, проходим поля и начинаем двигаться по дороге на С-З. Здесь нас догоняет белый пежо, в котором трое мужиков и 2 собаки. Старший представляется лесником. Мы показываем ему наш маршрут и он объясняет, как нам пройти к нужным озерам, называя их по-русски. Предлагают подвести, но мы идем сами. Идем около 4-х км по дороге на С-З. После локального поворота дороги на запад сворачиваем к оз.Пяхимайненлампи, выходим на него, одеваем лыжи и начинаем наш лыжный поход по озерам. Озеро Риуталампи - оз.Пертьярви-оз.Хияярви-залив озера Вахваярви. Переходим озеро Вахваярви и встаем на западном берегу у о.Хапписари.

Перем. облачность., около -1 -2.

4-й день, 5.01

Ночью валит снег, а к утру температура перевалила за 0 в плюс. Выпало около 3-5 см снега. Сегодня нас здорово выручат лыжи. Поднимаемся на гору на юге. На горе стоит большой дом, от которого остались одни стены (фото). От дома идем по дороге на Ю-З на следующую гору, где отмечен поселок. Вместо поселка находим металл.бочку. С горы идем по дороге на Ю-В до оз.Ятяскелампи, обходим его и уходим по неотмеч. дороге в сторону оз.Мусталампи. Спускаемся на него. Там сидят рыбаки. Дальше идем по озерам: Сурхауккалампи - Хауккалампи - Колмисолли - Кусая - Сукслампи - Катя - Питкяярви - Рюкали – Аккалампи. Вечером промокшие, но довольные первый раз за поход разводим костер - погреть промокшие ноги.

Пасмурно, редко мелкий дождь +1 +3

5-й день, 6.01

От оз.Аккалампи идем на юг вдоль ручья к дороге. Метров через 300 переправляемся на правый по ходу берег по бетонной плите и еще метров через 300 находим дорогу, ведущую к шоссе. С шоссе сворачиваем на запад в пос.Рюттю по дороге, ведущей к ж/д ст.Рюттю. Сразу после поворота с обеих сторон дороги расположена заброшенная ферма. На ж/д ст.Рюттю стоит несколько домиков и есть зал ожидания - на нем висит замок. Идем дальше на Ю-З по ж/д до предполагаемого моста через р.Тохмайоки. На карте обозначена дорога и мост - на местности не находим ни того, ни другого. По берегам реки лед, по центру - вода. Ширина реки 10-15 м. Делаем разведку и в 200 м ниже по течению река полностью покрыта льдом. Пробуем лед на прочность и решаем переправляться. Но благодаря спешке и лени один из участников проваливается. Уже на другой стороне разводим костер, сушимся и перекусываем. Дальше идем вдоль реки и выходим на грунтовую дорогу. Переходим ее и идем по дороге вдоль поля на запад к оз.Туоксъярви. Переходим озеро и находим неотмеченную на карте лесовозную дорогу, ведущую по долине на запад к нужному нам озеру. По дороге доходим до вырубки, а внизу расположено наше озеро.

Пасмурно, температура около 0.

6-й день, 7.01 (рад.выход)

Утром берем с собой все необходимое и выходим налегке в сторону ГЭС на запад. Первый км предстоит идти по азимуту, т.к. видимых ориентиров нет. Берем азимут на запад и движемся в сторону оз.Хауклампи. Полагаясь на ведущего и рельеф делаем полукруг вокруг горы и понимаем, что движемся в противоположном направлении. После этого берем компас, и более не выпуская его из рук, доходим до озера. Затем, обходя лежащую между озерами гору с юга, доходим до оз.Короярви и далее на оз.Пиен-Короярви. Отсюда начинаем подниматься по хребту, ведущему на г.Кауриланмяки. Не поднимаясь на гору спускаемся в 100 м от вершины по ущелью к ЛЭП. По дороге вдоль ЛЭП доходим до ГЭС. Переходим по плотине на остров, образованный двумя руслами реки Китенйоки, и идем ко второй плотине на его противоположном берегу. Наш фотограф Серега заснимает пороги и водопад вдоль и поперек и попутно роняет свой 350Д в реку. Здесь делаем перекус и поднимаемся вверх по реке около 2-х км до впадающего справа по ходу крупного притока. Вдоль него доходим до оз.Пиен-Короярви и дальше идем по до лагеря тем же путем, что и с утра. В лагере разводим костер и готовим праздничный ужин - сегодня рождество.

Пасмурно, температура около -1 -2.

7-й день, 8.01

С места ночевки идем обратно по дороге к оз.Туоксъярви. Идем вдоль озера, а затем вдоль поля на юг. По дороге доходим до шоссе. По шоссе проходим пос.Заозерный и сворачиваем на дорогу ведущую вначале на Ю-В, а затем на восток в Сортавала. К 14 ч. мы на ж/д вокзале в Сортавала.

Пасмурно, температура около 0.

Дизель Сортавала-Кузнечное 17.15, Кузнечное - СПб 20.16. В девяткино мы в 23.10.

Итоги, выводы, рекомендации

За 6 дней нами пройдено 27 озер и несколько рек. Даже при небольшом минусе лед на озерах и даже реках держит хорошо. Средняя толщина льда – 15 см. Поход можно с натяжкой назвать лыжным, т.к. лыжи использовали максимум 3 дня, а остальное время несли их на себе. Данный район можно рекомендовать для лыжных, пеших и даже вело походов. При наличии большего количества снега может быть пройдено большее расстояние. Для ориентирования на местности мы использовали карты масштаба 1:50000 (генштаб, 1989 г.) и GPS навигатор. Навигатор очень сильно нам помог, т.к. ориентирование в лесу даже по 500-м карте при отсутствии видимых ориентиров – весьма затруднительно.

Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)Отчет о походе II к.с. по Юго-Западной Карелии (Северное Приладожье)