23 декабря 2020
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Камчатский
Вид туризма: Пешеходный туризм

<:namespace ns="livejournal" prefix="lj">

В августе мы осуществили свое маленькое большое путешествие по Камчатке. Маленькое, так как, глядя на карту, понимаешь, что наши 300 км в рамках полуострова ничтожно малы. Большое, потому что это место совершенно невероятное и восхитительное!

Я честно старалась, чтобы было не очень много букв, но их все равно много и фотографий много... и даже видеоролик есть.

Вот, собственно, с этого момента я поняла, что все... моя жизнь никогда не будет прежней)))

Маршрут и команда

Нитка маршрута: Долина Гейзеров – Долина Смерти – кальдера вулкана Узон – урочище Синий Дол – русло ручья Непересыхающий – река Новый Семячик – вулкан Малый Семячик – вулкан Карымский – вулкан Академия Наук - урочище Тундровое – река Жупанова – перевал Дзензур – парк Налычево – перевал Пиначевский – город Елизово.

<:namespace ns="livejournal" prefix="lj">

Расстояние: около 320 км.

Даты: 09.08.2017 – 30.08.2017

Заброска и выброска Заброска вертолетом из города Елизова в Долину гейзеров Кроноцкого заповедника. Мы прибыли на Камчатку утром 5-го августа, а уже 6-го планировали вылететь на маршрут. Но вылет отложили на 2 дня по причине непогоды, а потом и вовсе отменили, так как «Витязь-тревел» - неадекватная авиакомпания. Вылетели мы только 9 августа компанией «Край-Пурга» (они заиньки).

Выброски не было. Конец маршрута - поселок Пиначево, мы прошли от него 5 км по грунтовке, после чего, нас подобрал добрый человек и довез до Елизова. До трассы, по которой ходят автобусы, мы не дошли около 5 км.

1. Кроноцкий заповедник

9 - 11 августа

Кроноцкий биосферный заповедник – моя мечта. Наткнувшись когда-то на блог Игоря Шпиленка, я поняла, что когда-нибудь просто обязана попасть в это невероятное место и увидеть своими глазами Кальдеру вулкана Узон, Долину гейзеров, побывать на Кроноцком озере и нюхнуть серы в зловещей Долине смерти.

Конечно же, когда на руках оказались билеты на Камчатку, я очень озадачилась вопросом, как же попасть в заповедник. Договориться удалось только на 3 дня, при этом, на согласование ушло около 3 месяцев.

Дело в том, что стандартный вариант посещения заповедника – мажорно-экскурсионный. Он включает в себя доставку на вертолете, часовую экскурсию в Долине гейзеров и Узоне, после чего тебя грузят в вертолет и увозят. Это совсем не наш формат, нас интересовал пешеходный маршрут с последующим пешим уходом из заповедника в сторону цивилизации (естесственно, с облюдением все правил). Но менеджеры не хотели нас понимать, пытались выставлять нереальные счета, явно не желая вдаваться в детали. В результате, мы как-то нечаянно вышли на директора заповедника с письмом о том, как менеджеры на корню пресекают пешеходный туризм (потом, после разговоров с инспекторами мы поняли почему), и как нам обидно от такого положения дел. Нас услышали.

И вот, 9 августа мы прилетели в заповедник. Весь борт экскурсионных туристов изумленно сморел на наши рюкзаки, постигая, что мы летим в один конец, а мы во все глаза смотрели в иллюминаторы, пытаясь убедить себя, что все эти изломы, перевалы, каньоны, реки и стланики, - это не страшно, и мы обязательно пройдем, и медведи нам ничего плохого не сделают.

Отчет о походе на Камчатку 2017

Передвижение по заповеднику возможно только в сопровождении государственного инспектора, ночевки только на территории полевых стационаров.

В Долине гейзеров

Вид на Долину гейзеров и реку Гейзерная. Во время оползня 2007 года река разлилась и образовла целое озеро.
Отчет о походе на Камчатку 2017

Сейчас в долине больше сотни действующих гейзеров.Отчет о походе на Камчатку 2017

Этот, к примеру, называется "Врата ада"

Гейзер "Большой" Отчет о походе на Камчатку 2017

Текут горячие ручейки Отчет о походе на Камчатку 2017

Кипят грязевые котлы
Отчет о походе на Камчатку 2017

Изучив как следует долину, отправились в сторону Долины смерти в сопровождении инспектора Елены. Подъемы даются с трудом, стараемся, конечно, держать темп, но он - темп, все равно медленный. Плюс, постоянно отвлекаешься, зависая над открывающимися видами.

К Долине Смерти

При подъеме на борт Долины гейзеров открывается вид на оползень 2007 года, который уничтожил большую часть долины.
Отчет о походе на Камчатку 2017

Рассказывают, что оползень спустился настолько тихо, что на кордоне заповедника никто не услышал, вышли на улицу и обалдели...

Подъем дался тяжело, первый день все-таки... Отчет о походе на Камчатку 2017

Зато виды... это ж незабываемо... Отчет о походе на Камчатку 2017

На привалеОтчет о походе на Камчатку 2017

ЦветочкиОтчет о походе на Камчатку 2017

Вулкан Кихпиныч очень красив Отчет о походе на Камчатку 2017

А вот и первые медведи. Катаются на снежниках

Сама Долина смерти полностью оправдывает свое название. В выходящих из земли газах большую часть составляет углекислый газ, сероводород, попадается даже синильная кислота. Долго находится там нельзя, но звери этого не знают и регуляно гибнут там от удушья.Отчет о походе на Камчатку 2017

Запах от реки тот еще... Отчет о походе на Камчатку 2017Отчет о походе на Камчатку 2017

Нашли там идеально сохранившегося мертвого зайчикаОтчет о походе на Камчатку 2017

Переночевав у кордона Долины смерти, двинули в сторону Кальдеры вулкана Узон.

По дороге к Узону

В этом году много не растаявших снежников, поэтому с водой проблем почти не было

Виднеется Кроноцкий вулкан
Отчет о походе на Камчатку 2017

Медвежья мать, завидев нас, перешла на другую сторону ручья. С ней было 2 медвежонка, любознательно выглядывающих из-за мощной мамы. Восторга и мурашек у всей команды - полные штаны естесственно.

Озеро Дальнее (действительно дальнее)

И снова цветочки

Парящая земля Узона

Это волшебное место. Стоял себе вулкан, активно извергал лаву, наращивая свой конус. А когда лавовый источник под ним иссяк, вся лава просела внутрь. В следствие этого, около 40 тыс. лет назад вулкан просел сам в себя, образовав кальдеру. Площадь кальдеры - около 100 квадратных километров, диаметр - около 10 км. И до сих пор эта кальдера парит, кипит, бурлит, кормит термофилов, представляя собой кладезь древних знаний и чудес.
У меня чуть кома не случилась от счастья быть там. Сколько же рассматривала фотографии и мечтала туда попасть.

Но и спарящей землей Узона пришлось прощаться. Работники и волонтеры заповедника - совершенно чудесные и гостеприимные люди. Спасибо им огромное.

По дороге к Синему долу

Вид с борта Узона на кальдеру. Поднимались по руслу пересохшего ручья, крутой подъем, поднимались долго.
Отчет о походе на Камчатку 2017

Вулкан Большой Семячик (гора Зубчатая)

Вулкан ТауншицОтчет о походе на Камчатку 2017

Вид на прекрасный Кроноцкий вулкан и вулкан Крашенинникова
Отчет о походе на Камчатку 2017

Синий дол находится на границе заповедника, здесь мы попрощались с инспектором Леной и группой волонтеров.

2. К вулкану Малый Семячик

12 -16 августа

Выйдя за территорию заповедника, мы выбирали себе путь сами. Маршрут был прорисован еще в Москве, но в ближайшие два дня мы могли полагаться только на то, что видели на спутниковых снимках, так как описания прохождения от Синего дола до нужного нам ручья, мы не нашли. Если не считать кедрового стланика и отсутствия воды местами, путь оказался вполне терпимым.

Каньон реки Старый Семячик. Уже позже, смотря на этот снимок я поняла, что вот таких масштабов мира, которые ощущались там, я, наверное, никогда уже не прочувствую...
Отчет о походе на Камчатку 2017

На привале, вид на центральную Камчатку
Цветущая тундра

Впервые столкнулись с отсутствием воды у ручья Непересыхающий (какая ирония). Двоим пришлось ходить 3 км по руслу до снежника. По одномучеловеку мы вообще не ходили, кругом михи.

Ручей "Удобный". Названия рек тут себя не оправдывают. Не удобный он. Продираясь весь день по стланикам на скудных запасах воды, услышав шум реки под вечер, обрадовались. А оказалось, что он течет метрах в 150 внизу в каньоне, чтобы набрать воды нужно еще идти в его верховья по крутому склону.
Отчет о походе на Камчатку 2017

Река Новый Семячик. Очень крутой спуск к реке, отсутствие подходов, долгий поиск места для переправы и мертвый медвежонок в траве, сделали этот день богатым на впечатления))))

Здесь была первая дневка, испортилась погода, но это не помешало нам сходить к великолепному водопаду. Подходы к нему обрывистые, но мы нашли место для спуска. Вода в этом году высокая и зрелище захватывающее.

Видите тропу? Правильно, нет там троп, вообще нет.
Отчет о походе на Камчатку 2017

О тропах следует сказать отдельно. 18 из 21 дней маршрута мы шли по сухим и мокрым руслам ручьев, тундре, ломились сквозь кедровый и ольховый стланики (кедрач - это мрак, ольха хотя бы гнется), болото, шеломайники, шлаковые поля, вулканические бомбы, курумник и прочие естесственные явления. Троп в этой местности нет, это было для нас ново и необычно. Несмотря на трудности. чувствуешь себя настоящим естествоиспытателем.

Шлаковые поля вулкана Малый Семячик. Шлак осыпается под ногами, периодически на спусках включается режим "бобслей".

На них что-то пытается расти
Отчет о походе на Камчатку 2017

Лагерь на склоне вулкана Малый Семячик. Наверное, самое живописное место лагеря за весь поход.

Над облаками

Утром сходили в радиалку к озеру Троицкого в кратере вулкана Малый Семячик.

Виды открываются нереальные

Впервые увидели Карымский вулкан

У края кратера стоит железный домик - раньше была станция вулканологов.
Отчет о походе на Камчатку 2017

Озеро Троицкого является одним из самых кислых в мире. Сплошная серная кислота, отсюда и такой шикарный бирюзовый цвет. Это одно из самый красивых мест, которое я видела.

Карымский маняще плюется пеплом

3. К Карымскому вулкану

17 -18 августа

Остатки лавовых потоков Малого Семячика
Отчет о походе на Камчатку 2017

Озеро Пересыхающее уже давно пересохло.

Ирисы

Пробирались к вулкану Карымскому сухими руслами и шлаковыми полями.
Отчет о походе на Камчатку 2017

Вулкан активный, извержение закончилось относительно недавно - в 2002 году. Ласково называемый нами "Карымыч", активно плюется пеплом, засыпал все, что можно в радиусе 30 км. Несколько дней шли покрытые плотным слоем пепла, который, естесственно лежит и на траве и на кустах и на всем вообще. Впереди идущий поднимает облако пепла и все идут как ежики в тумане.

У его подножия стоит дом вулканологов. Его научная миссия в новой России никому не нужна, поэтому сейчас этот домик используют в качестве приюта редкие туристы. Рядом с ним отличные горячие источники.

Внутри много тематической литературы

Фотографии последнего извержения

Мы часа 3 не могли вылезти из горячих источников, поэтому на фото все такие чистенькие, интеллигентно играем в шахматы

Пыхтим

4. Вулкан Академия наук

19 августа

Кратер вулкана Академии наук заполнен озером Карымским. В 1996 году из-за извержения температура воды поднялась и вся рыба трагически погибла.
Отчет о походе на Камчатку 2017

Он тоже парит горячими источниками.

Не каждый день разбиваешь лагерь в кратере вулкана

Все, на чем могут быть видны следы, утоптано михами

5. К реке Жупанова

20 - 24 августа

Снова ручьи и стланики

Странные синие цветочки

Долина реки Кедровая. Там повышенная концентрация медведей. Когда разбивали лагерь, насчитали 4-х в зоне видимости. "Нифига себе, но время уже позднее, а вот тут клевые кедрачные дрова" - сказали мы и разбили там лагерь. Если бы мне в Москве сказали, что я буду спать, как убитая, когда вокруг гуляют медведи, я бы не поверила и сказала бы, что я ж не псих...

Во время переправы через реку молодой медведь вышел в 10 метрах от меня, оглушенный шумом потока. Испуганный лексикой моих товарищей с другого берега реки, за пару секунд оказался уже на сопке метрах в 150.

Урочище Тундровое. Болото болотом
Отчет о походе на Камчатку 2017

Река Жупанова. Очень мощная речка, с нее открывается вид на шикарный вулкан Жупановский, но погода была нелетная и мы увидели только его подножие и то не надолго. В следующий раз, видимо.

Были у нас опасения по поводу переправы через эту реку. Вода в этом году высокая, поэтому пошли на координаты, по которым должна была находиться база, которая осуществляет контроль браконьерства, и на которую вертолетом забрасывают американских и политических рыбаков. Они там ловят кижуча и форель. Мы очень надеялись на лодки и отзывчивость работников, если они там, конечно, есть.

И, ура, там были люди, и нам не пришлось форсировать реку вплавь. Ребята на базе нам, конечно, очень удивились, но и обрадовались возможности пообщаться, угощали нас всякими вкусностями.

Река нерестовая, горбуша уже не фуагра
Отчет о походе на Камчатку 2017

А вот голец и кижуч - очень даже. Зависли аж на 2 дня, не в силах уйти от рыбы и икры. Походный паек очень скуден и отряд тощал на глазах.

Медведи ходят табунами. Можно выйти на берег реки с фотоаппаратом и непрерывно снимать, как они идут вдоль берега с интервалом 100 метров и рыбачат. До людей им дела нет.

Этот мих где-то свернул не туда
Отчет о походе на Камчатку 2017

Про медведей: они там есть и их там много. Видели больше 20 штук точно, после 9-го я перестала считать.

Тут работает тот же принцип, что и везде: чем глуше местность, тем медведи осторожнее. Запах человека ассоциируется у них не с едой, которая лежит в рюкзаке или палатке, а с потенциальной опасностью. Бурый медведь - не конфликтное животное и в случае потенциальной опасных запахов, сваливает подальше, либо просто идет по своим делам, соблюдая дистанцию.

На случай неожиданных встреч, в зоне доступа всегда фальшфеер. По одному мы не ходили, сильно не растягивались. В местах, где ограниченная видимость (стланики), и есть шанс нарваться неожиданно, мы издавали воинственные "Эгегей" и еще набор всяческих нечленораздельных звуков.

6.Перевал Дзензур

25 - 27 августа

Вулкан Дзензур. Так же, как и Жупановский, показался на чуть-чуть и спрятался в ужасе.
Отчет о походе на Камчатку 2017

Перед подъемом на перевал дневали из-за непогоды, так как под шквальным ветром лезть по мокрым камням не рискнули, разбили лагерь на каком-то совсем кривом бугорке.

Перевал Дзензур показался нам очень мрачным и нелегким. Лезть приходится прямо по здоровенным валунам лавового поля, которые периодически выше человческого роста и все "живые".

Снежники подло скрывают под собой щели между этими валунами.

На перевале холодно

Сразу за перевалом бурлит фумарола, снова запах серы

7.Налычево

27 - 29 августа

За превалом начинается природный парк Налычево, здесь впервые на нашем маршруте появляется тропа. Для нас это роскошь. Погода мрачная. Попадаются водопадики
Отчет о походе на Камчатку 2017

Когда спустились в долину Налычево, стали попадаться домики и облагороженные горячие источники. Учитывая, что мы все мокрые, домик с печкой - великое счастье.

От Дзензура до конечной точки маршрута мы добежали за 2.5 дня, учитывая, что полдня отмокали в источниках.

Во-первых, чего бы не идти, когда такая шикарная тропа, во-вторых, очень хотелось еще на океане потусить, а в-четвертых, там уже достаточно много туристов, соответственно и медведи там знают человека, и по словам работников парка, могут влезть в палатку, а я такие контакты не люблю.

На кордоне побеседовали с инспектором, спросила у него про большую группу из Екатеринбурга, которая должна была уезжать 26-го, он вспомнил, сказал, что молодые, энергичные и веселые ребята)))

Перед центральным кордоном шикарное шикшево-голубичное поле, медведи не стесняются вообще. И "полевые" михи, не в пример речным, пушистые и красивые, вот этот пасся в 100 метрах от лагеря, негодяй.
Отчет о походе на Камчатку 2017

В последний день мы прошли пешком 42 км - от центрального кордона Налычево до поселка Пиначево. Мой голеностоп знатно обалдел от такого расклада и передвигалась я после этого исключительно так:

В последний день показались, наконец, домашние вулканы.

Пиначевский перевал. Альтернативным вариантом выхода с маршрута был Авачинский перевал, но на него нужно было больше времени. Плюс, неизвестно было, как быстро мы сможем оттуда выбраться, а очень хотелось на океан.

Вид на долину Налычево с Пиначевского перевала

Собственно, на этом наш маршрут можно считать оконченным. Последняя ночевка была около поселка Пиначево, а 30-го августа к обеду мы уже были в Елизово. Затарившись вкусняшками, поехали на Халактырский пляж и 2 дня всячески там отдыхали, кушали рыбу с икрой, гуляли и залечивали раны.

8.Тихий океан

30 августа - 1 сентября

Тихий океан не требует, по-моему, вообще никаких комментариев.

Погода на прощание сделала нам подарок, тучи разошлись и мы встретили рассвет. А какие в последние 2 ночи были звезды!

А это утка Дениска - бессменный лидер всех наших походов
Отчет о походе на Камчатку 2017

Источник : "https://rusever-forever.livejournal.com/1841.html" rel="nofollow"