30 декабря 2020

3-15 августа 2020, руководитель — Оксана Азниева

Вид на гору Ерыдаг с массива вершины Шалбуздага

1.08.2020, суббота

20.45 – Прибытие в махачкалинский аэропорт «Уйташ». С помощью яндекс-такси добираемся до открытого (в отличие от других, незаконно захваченных) пляжа «Лагуна» в городе Каспийске (неподалеку от пансионата «Наука», где пляж как раз закрытый) . Это в 17 минутах езды от аэропорта. Стоимость – 250 рублей. Каспийск расположен еще ближе от аэропорта, чем столица Дагестана, хотя формально «Уйташ» считается аэропортом Махачкалы.

На пляже ночуем в палатках. Пляж грязный, как и море. Но в социальном плане ночью проблем не было. Однако, так как в Каспийске очень много берегозахватов, днем (особенно в выходные) этот крошечный пляж испытывает огромную антропогенную нагрузку. Поэтому поутру нужно собираться как можно раньше. Пляж начал наполняться народом уже в 6 утра.

Кстати, на пляже есть платный туалет (10 рублей).

В долине Усухчая, недалеко от села Куруш

2.08, воскресенье

10.00. Посадка в маршрутку до села Усухчай (маршрут Махачкала-Ахты) на Южном автовокзале г. Махачкалы. Кстати, там также есть платный туалет за 10 рублей. От «Лагуны» на яндекс-такси – 250 рублей. Поездка длится 3,5 - 4 часа. Стоимость – 500 рублей. Имеется лишь одна промежуточная остановка в Дербенте. Около остановки есть туалет в кафе, стоимость – 20 рублей. Прибываем в Усухчай в 13.30. Там, около парка и местного отдела образования, есть бесплатный туалет.

Садимся в машину сотрудника Федерации альпинизма Дагестана Арсена, который живет в селе Куруш и с которым мы заранее договорились о доставке нас туда. Арсен является также управляющим альплагерем «Ярыдаг», что под Курушем, однако мы ночуем не там, а чуть подальше по дороге в сторону погранзаставы и перевала Ихир. Выгружаемся около родника и становимся на ночлег.

Ночью гроза, очень яркие молнии.

Куруш — самое высокогорное село в Европе

3.08, 1 ходовой день

Идем на перевал Ихир.

Подъем в 6.00, туман, видимость плохая. Отдаем заброску Арсену, ждем до 8.00. Видимость временно появляется, но начинается дождь. Старт в 9.15. Движемся по дороге по направлению к погразаставе. Проходя мимо заставы, отмечаемся у дежурных, сообщаем о выходе на маршрут.

Далее начинаем искать дорогу. Дороги на перевал Ихир, указанной на карте, на местности не оказалось. При этом дорога от заставы шла по берегу реки, что противоречило нашему направлению. Поэтому пришлось выбрать единственную серпантинную дорогу, идущую вправо и вверх. Она сильно петляет из стороны в сторону и постоянно разветвляется. Наконец, испробовав все отвилки, мы вынуждены были встать лагерем в 17.00. Дорога уперлась в тупик.

P.S. – На перекус мы встали в 13.00 под навесом пустого на тот момент коша, расположенного у дороги. Пастуха там не было, но были крупные собаки-алабаи. Они хотя и лаяли, но подпустили нас и позволили разместиться под навесом, что было очень кстати, так как дождь шел почти весь день. Также весь день был туман, очень плохая видимость.

С обеда вышли в 14.15.

P.P.S. – В процессе поиска дороги пытались пройти по очень крутому травяному склону. Мало того, что это очень опасно, но еще и безрезультатно.

Суммарно за день было пройдено 12 км.

Окрестности перевала Ихир

2 ходовой день, 4.08

Подъем в 5.30. туман, видимость слабая, но лучше, чем вчера. Понимаем, что вчера плутали напрасно. От коша надо было идти вверх. Не следовало пересекать ручей, встретившийся по пути.

Выход в 8.30. На перевал поднялись в 9.30. Оставили записку. Начали спускаться вправо, траверсируя склон. В некоторых местах дорога теряется, идем по навигатору. В 13.00 спускаемся к безымянной реке и обедаем. С обеда выходим в 14.00. Идем по руслу реки до впадения в нее Ихирчая. От этой точки на карте река называется Мазачай. Вообще с определением топонимики рек на имеющихся картах сложно.

Со временем русло реки уходит в узкий каньон, окруженный высокими скалами. Поднявшись на склон и исследовав его, понимаем, что двигаться дальше вдоль Мазачая можно лишь по руслу. Идем местами по колено (и даже выше) в воде. Поток сильный, но не сносит. Один раз русло образует водопад в узком каньоне. Приходится обоходить это место по верху. Останавливаемся на ночлег в месте, где каньон расширяется и есть возможность выйти на заросшую травой полку. Там много места для палаток, а также (напротив этого места) в реку впадает ручей с чистой водой. Вода в самой реке сильно смешана с грязью.

Встали на ночлег в 17.30. Впереди еще остается часть непройденного каньона. Интересно, что в отчете 30-летней давности сказано, что участок проходился «по широкому руслу реки». Однако быть шире, чем сейчас, оно физически не могло, так как стены каньона сложены из твердых осадочных пород.

P.S. – Примерно с 11.00 этого дня туман рассеивается, становится тепло. Большую часть дня идем при комфортной погоде.

Всего за день пройдено 11 км.

Спуск с перевала Ихир в долину Мазачая

Каньон реки Мазачай

Обход каньона Мазачая по верхним террасам

3 ходовой день, 5.08

Выход в 9.47. До обеда идем все тем же руслом реки в каньоне. Иногда русло становится широким, иногда его зажимает в тиски скал, и тогда приходится обходить верхом. Время от времени в мутную реку впадает чистый ручей. Как правило, это живописный водопад.

Склоны каньона поражают красотой. Есть тут и типичные образцы выветривания («пальцы» и «грибы» на вершинах скал), есть и узкие тоннели, в которых воды сбрасывается уступами. В одном месте на нависающем над водой участке скалы мы обнаруживаем остатки старинной каменной постройки очень малой вместимости (только чтобы лечь). Предположительно, это разбойничья засидка. Ее можно увидеть, лишь подойдя вплотную.

P.S. – В каньоне обнаружены следы семейства волков и одного медведя.

Продолжаем идти по руслу, в том числе по воде.

Встали на обед в 13.00, вышли в 14.00. После обеда обнаружили, что дальше идти каньоном невозможно. Он превращается в узкий водопад, зажатый между скал. Пришлось подняться по очень крутому травянистому склону вверх. Для человека, боящегося высоты, как я, это было тяжело. Наверху мы обнаружили скотопрогонную тропу, идущую по верхним ярусам хребта. Волчьи следы шли туда же. Идти по этой тропе человеку с высотобоязнью трудно. Хотя со временем возникает привычка. К тому же, тропа действительно безопасна, хоть с виду и страшна. Волки шли по ней же.

При впадении Зуранчая в Мазачай тропа удобно спускается вниз. Переходим Зуранчай на другую сторону и идем примерно километр по верхнему руслу, до впадения ручья с чистой водой. Становимся на ночлег в 17.00.

Мазачай

Свежий след передней лапы медведя в каньоне

4 ходовой день, 6 августа

У одного из участников уже третий день прогрессирует воспаление глаза. Принимаем решение на время прервать поход и спуститься в населенный пункт в поисках врача. Снова выходим на Мазачай и идем вниз. Мазачай по большей части протекает в величественном скальном каньоне, сравнимым с каньоном реки Колорадо. Идти по нему невозможно, мы поднимаемся наверх к скотопрогонным тропам. Идти по ним – отдельный стресс. Некоторые места действительно опасны, а не только страшны. Один из них маркирован (правда, только в конце J) как «опасный участок».

Выходим на дорогу, прорубленную в скале и ведущую в аул Смугул и на погранзаставу, расположенную перед ним. Дорога местами обвалилась в пропасть, проход –по очень страшным узким полочкам. Высота каньона – до 100м. Виды – уникальны. Протяженность дороги – 8-9 км. Приходим на погранзаставу, откуда пограничники (огромное им спасибо!) добросили нас до села Куркал, а нашего больного – еще дальше, до райцентра Ахты. Очень хороший офицер Омар Анварович привез нас к заброшенному кафе около базы отдыха «Бальнеологический курорт «Ахты» (горячие источники). На террасе этого кафе мы, уже в полной темноте, поставили палатки, в то время как Омар Анварович отвез нашего больного в приемный покой больницы. Правда, там ему дают лишь рекомендации по лекарствам (он их тут же купил в аптеке). Омар Анварович, дай ему Бог здоровья, купил нам воду.

Величественные террасы Мазачая, 3 день

Мазачай

5 день, 7 августа

Утром наш больной едет в Ахты, в поликлинику к офтальмологу. Мы остаемся его ждать. На вышеупомянутой базе отдыха за 50 рублей можно принять горячий душ и поплескаться в бассейне, что мы и делаем. Рядом находим бесплатный источник питьевой воды.

Часам к 15.00 приезжает наш больной. Оказалось, что в Ахты нет офтальмолога и ему пришлось на маршрутке ехать в Усухчай. К счастью, там его приняли, и даже без полиса, и оказали помощь. Больной почувствовал себя лучше и принял решение завтра снова идти в горы.

Скотопрогонные тропы. 4 день

Полузаброшенный аул Маза. 4 день

Вот он, «Опасный участок» 4 дня. Это действительно так.

6 день, 8 августа

Утром одна из участниц, которой давно надоел горный поход, сходит с маршрута и уезжает через город Ахты в культурное путешествие по Дагестану. Оставшаяся группа на такси доезжает до села Мискинджи, откуда начинается традиционная паломническая тропа на гору Шалбуздаг. Такси добрасывает нас до верхней части села. Отсюда мы планируем пройти немного наверх, чтобы найти поляну с водой для еще одной дневки. Дело в том, что наутро у еще одной участницы обострился герпес. Поэтому прямо сегодня идти наверх мы не рискуем. Решаем подождать денек.

Просим у хозяев одного из верхних садов разрешения поставить палатку на их территории и садимся варить обед. Планируем завтра идти на Шалбуздаг, ночевать на плато около озера Зам-Зам, куда доходят паломники, и уже оттуда идти искать вершину.

Из-за болезни участника весь маршрут поломан, но мы пытаемся спасти хоть какую-то часть.

Из Мискинджи любуемся на великолепную гору Гитин-Даг. Она напоминает фотографии вершин в районе Гранд-Каньона в США.

Скотопрогонные тропы 4 дня

На пути к погранзаставе. 4 день

7 день, 9 августа

Целый день, до вечера, поднимаемся на гору Шалбуздаг. На гору проложена извилистым серпантином автомобильная дорога. По ней едут машины с паломниками. Сначала мы пытались срезать меандры дороги, шагая прям по травянистому склону, но вскоре устали и двинулись по шоссе. Со всеми извивами протяженность дороги составляет 24 км. Воды на подъеме почти нет, так что нужно запасаться заранее. Мы встретили лишь один ручей на высоте 2050м, и больше ничего до самого финиша.

Поднимаемся до мавзолея Сулеймана, где нас напоил чаем его гостеприимный смотритель. Оттуда поднимаемся еще 500 м до высоты 3500м, где находится благотворительный гостиничный комплекс для паломников. Таким образом, мы набрали за день 2200м. Нас бесплатно покормили (огромное спасибо!) и разрешили поставить палатки посреди комплекса. Все бы великолепно, но на улице непрерывно, весь день и всю ночь, из репродуктора звучат суры Корана. Спать невозможно. Утром просыпаемся, завтракаем все в той же благотворительной столовой и выдвигаемся наверх, к священному озеру Зам-Зам. Там планируем ночевать и идти на вершину.

Как читатель уже понял, гора Шалбуздаг – место религиозного паломничества. Паломники приезжают сюда регулярно каждый год в течение августа. Для них на средства пожертвований организована гостиница и бесплатное питание. Люди здесь очень хорошие. Прибывающим женщинам нужно не забыть надеть платок.

Вид на гору Гитин-Даг из Мискинджи. 6 день

По паломнической дороге на Шалбуздаг, 7 день

Шалбуздаг близко!

8 день, 10 августа

Впрочем, у меня социофобия, поэтому я первая (в 8.00) убегаю из гостеприимной благотворительной организации. Хотя это мало помогает: всю дорогу до озера приходится идти в толпе паломников. Они приехали из Мискинджи на такси, но от гостиницы идут к Зам-Зам пешком. Я делаю ошибку, сбиваюсь с тропы и оказываюсь на опасной сыпухе. С трудом, с помощью других заблудившихся паломников, возвращаюсь на тропу. Дохожу до озера в 13.00. Высота – 3800м. Нахожу неподалеку местечко, ставлю палатку, дожидаюсь остальных. Делаем перекус.

Добавлю, что везде вдоль паломнической тропы валяется мусор. Это весьма печально. К сожалению, сложная мусорная ситуация характерна для всего Дагестана. В малых городах и селах его просто не вывозят, и он ровным слоем устилает улицы. В горах людей поменьше, однако мусора тоже достаточно. Его здесь не считают проблемой, и все образуемые отходы просто швыряют на землю…

Таким образом, у нас получается полудневка около озера Зам-Зам. Завтра будем обходить массив вершины и приспустимся в другую сторону – к селу Куруш. Оттуда попытаемся взойти на высшую точку г. Шалбуздаг – 4142м.

P.S. – Все дни похода, кроме двух первых и последнего, стоит идеально ясная погода.

Подъем к озеру Зам-Зам

Массив Шалбуздага

Спуск с Щалбуздага в сторону Куруша, 9 день

9 день, 11 августа

Первые паломники появляются в районе нашей палатки уже в 5.00 – они специально выходят из гостиницы затемно, чтоб встретить рассвет на горе. Мы выходим в 8.00. Движемся вместе с теми, кто идет от озера дальше, к кладбищу на скалистом плато. Это последняя точка, куда добираются паломники. Там очень красиво (если не замечать мусора, который они бросают). Высятся столбовые скалы, сложенные из какой-то красной породы. Этот скальный массив, откуда открывается дивный вид во все стороны, является последней точкой подъема паломников. За ними идет настоящее кладбище с надгробиями. Все уставлено турами. Плато огромное, окаймленное со всех сторон локальными скальными выходами. Нам очень повезло – в день нашего восхождения перед нами внизу (в сторону долины реки Усухчай) расстилался океан облаков от горизонта до горизонта, как в фильме «Солярис» Тарковского. Находясь на плато, мы были примерно на 500м выше линии облаков. Над облаками возвышается массив гор Ерыдаг и Базар-Дюзу. Нужную нам тропу в сторону Куруша находим довольно быстро (траверсом вправо). Она вся уставлена туриками. Лишь изредка она идет по неприятному курумнику или по осыпи.

Ищем место, где можно было бы поставить лагерь у ручья, чтоб завтра налегке попытаться взойти на «официальную» вершину Шалбуздага. Наконец, находим ручей на высоте 3200м. Ставим лагерь, делаем обед. Опять получается полудневка, чему мы очень рады.

P.S. – На спуске с Шалбуздага, на скалах, встретили горных серн (косуль). В стаде примерно 15 голов.

Плато Шалбуздага — последняя точка, куда доходят паломники

Вверху в центре — географическая вершина горы Шалбуздаг. Вид с паломнического плато

Вид с Шалбуздага на гору Ерыдаг

10 день, 12 августа

Просыпаемся в 5 утра, пережидаем дождь. Мимо нас проходят московские туристы; гиды возят их по Дагестану и Чечне. Все в тумане, но мы решаемся идти на гору. Поднимаемся по руслу высохшего ручья. Сильно забираем влево. Движемся по неприятным осыпям, слева обходим нависающие над долиной скалы. Ориентиров нет. Местами осыпи очень крутые. Стараемся идти по низу кулуара пересохшего ручья. Туман временами развеивается, и появляется видимость. Одно врем идем по небольшому срединному гребню кулуара. Наконец, в 14.00 приходим к последнему взлету. Высота – 4000м. Оказываемся в висячем ущелье, окруженном нависающими скалами и торчащими зубьями. Здесь, как обычно в Дагестане, много мусора. В том числе, валяется упаковка от недавно съеденного «Доширака». Явно, что альпинисты делают тут свой штурмовой лагерь. Последние два пролета до вершины требуют провешивания веревок. Очень круто. Затвердевшая сыпуха, чуть выше поблескивают на солнце остатки ледника. Два участника пытаются преодолеть хотя бы первый пролет, но, к счастью, вовремя отступают – без спецсредств здесь не пройти.

В 15.00 выходим на спуск. Спускаемся 2 часа. Долго не можем найти в тумане нашу стоянку. Если бы не навигатор, то и не нашли бы. Ложимся спать, чтобы завтра идти в Куруш за заброской, и дальше – под гору Базар-дюзу.

P.S. – С последнего взлета на Шалбуздаг очень хорошо видны голоса паломников. Оказывается, та часть огромного массива, которая достигается с Мискинджи (а диаметр всего массива вершины – 4 км), находится в зоне видимости с «официальной» вершины. Просто она скрыта в тумане. Но когда туман ненадолго рассеивается, мы видим внизу, в километре от нас, то самое кладбище и скалы, на которых завершается паломнический путь. Потом, проанализировав фотографии, сделанные с кладбища, мы понимаем, что наивысшая точка горы оттуда хорошо видна (просто мы не знали, где она). Но, похоже, с той стороны она недостижима. Во всяком случае, председатель Федерации альпинизма Дагестана сообщил нам, что подъем осуществляется только со стороны Куруша.

Тропа на Шалбуздаг со стороны Куруша

Подъем на Шалбуздаг со стороны Куруша

11 день, 13 августа

Старт в 9.30. Спускаемся в Куруш, приходим в дом к Арсену, забираем заброску и договариваемся с ним о машине, чтобы выехать 16-го в село Усухчай. После этого минуем поселок, переходим вброд реку Усухчай в районе впадения в нее Вахтагчая. Далее идем вверх по Вахтагчаю в сторону перевала Вахтаг, откуда по гребню возможно восхождение на Базар-Дюзу. Переходим то на левый берег реки, то на правый (местами возникают прижимы). В конце концов переходим на верхнюю террасу левого берега. NB! – Все ручьи текут в Вахтагчай по обрывистому правому берегу. Вдоль нашей тропы по левому берегу ручьев нет, нужно запасаться водой. Местами скотопрогонные тропы идут по очень крутым склонам, рекомендуется обходить их по верху. Наконец, тропа спускается вниз как раз в том единственном месте, где в Вахтагчай впадает ручей с чистой водой с левой стороны. Здесь же находится удобная стоянка – собственно, как выяснилось, это последняя возможная стоянка перед восхождением на перевал. Становимся на ночлег, в надежде завтра налегке пойти наверх.

Вид на перевал Вахтаг, 12 день

12 день, 14 августа

Выход с базового лагеря в 7.20. Мы обследовали все возможные пути подъема. Перевальный взлет огромный и фрагментированный: распадается на несколько кулуарчиков, образованных ручьями, с мощным контрфорсом между ними. Подъем по правой стороне кулуара упирается наверху в скалы и, что немаловажно, уводит слишком далеко вправо от перевала и от горы. Явно это нам не по пути. Спускаемся вниз и пробуем подниматься по главному руслу ручья. Он быстро уходит в каньон и закрывается языком ледника, присыпанного тонким моренным слоем. Местами ледник весьма крут, передвижение по нему без кошек и ледорубов невозможно. Поднимаемся по леднику максимально высоко и упираемся в водопад. Спускаемся до слияния ручьев и тпробуем подняться по второму руслу, левее. Однако там ледник еще круче. Тогда двое участников, не боящихся высоты, в отличие от меня, пытаются забраться на контрфорс, разделяющий два русла. Подъем неприятен, особенно в конце, перед переходом на заросшую травой полку: там есть небольшой скальный участок, который нужно проходить лазанием.

Как выясняется впоследствии, именно путь через контрфорс является оптимальным. Два отчета, обнаруженных в интернете (1990 и 2018 гг.) описывают подъем именно этим маршрутом. Авторы отчетов сообщают, что скальный выход проходим без страховки. Правда, 30 лет назад снега тут было несколько побольше. Да и восхождение 2018 г. Осуществлялось в октябре, когда контрфорс был засыпан снегом.

Таким образом, потратив весь день в неудачных разведывательных перемещениях, возвращаемся в лагерь.

Еще раз вид с Шалбуздага на Ерыдаг. 9 день

Перевал Вахтаг. 12 день

12 день

13 день, 15 августа

Ночью идет дождь, слышен гром, гроза. Утром дождь продолжается. В итоге он заканчивается, но все вокруг по-прежнему «в молоке». Но, когда туман изредка рассеивается, мы видим, что и гору Базар-дюзу, и перевал Вахтагчай, и соседнюю с ним вершину живописно засыпало снегом.

После обеда собираем лагерь и стартуем в Куруш, чтобы заночевать под поселком и утром 16-го сесть в машину до Усухчая.

Отчет о походе по горному Дагестану

8 день. Подъем к Зам-Зам.