13 апреля 2021
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Горно-Кавказский
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: нет или не указано

5-12 августа 2020 г. мы сходили в небольшой поход по Приэльбрусью - в основном по популярным и часто посещаемым местам, однако заглянули и в очень редко посещаемую долину Керанзыкол* к большому и необычайно красивому озеру. В данном посте - технический отчет о походе (нитка, карта, описание где-как шли с поясняющими фото). Красивые снимки будут позже в отдельных постах, как всегда.

*правильно - Карангыкол ("тёмное, неприветливое ущелье"), но так уж повелось на картах.

Нитка маршрута:

Пос. В.Баксан - дол. Сылтрансу - пер. Сылтран (1А, 3341 м) - радиально п. 3562.8 - дол. Мукал - дол. Мкяра - дол. Кыртык - дол. Уллуусенчи - пер. Кыртыкауш + пер. Кыртык Верхний (1Б, до 3500 м) - левый приток р. Карангыкол - пер. Карангы Водораздельный (1А, 3474 м) - оз. Карангыкёль - радиально п. 3631 м - дол. Карангыкол - пер. Карангы Нижний (1А, 2975 м) - дол. Шаукол - переезд - пос. В.Баксан - дол. Адырсу - а/л Уллутау - радиально Местийская хижина - а/л Уллутау - переезд - пос. В.Баксан - радиально водораздел долин Сылтрансу и Кыртык.

На карте:

Фото 01. Нитка маршрута с ночевками (кликабельно)

Данные о походе:

День Дата Путь Км*1.2 Высоты Набор Сброс
1 05.08 Пос.В.Баксан - дол. Сылтрансу 8 1570-2800 1230
2 06.08 Пер. Сылтран (1А, 3441 м) - радиально п. 3562.8 - дол. Мукал 8 2800-3560-2800 760 760
3 07.08 Спуск в дол. Кыртык - дол. Уллуусенчи - пер. Кыртыкауш - пер. Кыртык Верхний - приток дол. Карангыкол 14.5 2800-2480-3500-2980 1020 840
4 08.08 Пер. Карангы Водораздельный (1А, 3474 м) - дол. Карангыкол - оз. Карангыкёль 4 2980-3480-3260-3430 670 220
5 09.08 Радиально п. 3631 м - спуск в дол. Карангыкол - пер. Карангы Нижний (1А, 2975 м) - дол. Шаукол; переезд, пос. В.Баксан - дол. Адырсу 11 3430-3630-2930-2980-2500-2740; 1520-1800 770 1180
6 10.08 Подъем к а/л Уллутау, радиально не доходя до Чегетских ночевок 16 1800-2880-2360 1080 520
7 11.08 Радиально Местийская хижина 12 2360-3200-2360 840 840
8 12.08 Переезд в В.Баксан - радиально водораздел дол. Сылтрансу и Кыртык 3 1530-1830-1530 300 300
    Итого: 76,5   6670 4660

Описание прохождения маршрута

5 августа

Утром приезжаем в пос. Верхний Баксан, что в Приэльбрусье, в долине Баксана. Стартуем от центра поселка, где магазинчики, по хорошей грунтовой дороге, в 11 утра (Фото 02):

Фото 02. Долина Сылтрансу в Google Earth
Отчет о походе по Приэльбрусью в августе 2020 г.

Путь по долине Сылтрансу хорошо известен, описан во множестве отчетов. Значительно улучшенная грунтовая дорога (ездят уазики, возят туристов) выводит (см. то же Фото 02 выше) к 12:30 к уютной поляне в начале соснового леса. Тут развилка дорог: влево-вверх к гостевому дому Сылтран ("https://www.instagram.com/syltran07/" rel="nofollow"), прямо траверсом лесного склона - выше в долину. Вторым путем к 14:20 выходим к месту, где дорога выводит к речке Сылтрансу незадолго до поляны с кошем. Это первое место от В.Баксана, где есть вода, так что в поселке ею надо запастись, т.к., как видно по хронометражу, подъём сюда занял около 3,5 часов довольно напряженного подъема. От брода дорога проходит (вторым бродом через второй рукав реки) через места ночевок к кошу. Второй рукав переходить не нужно - далее тропа, тщательно маркированная краской на камнях каждые 5-10 метров, идет ор. правым берегом до самого озера Сылтранкёль. Задача дойти до озера от пос. В.Баксан - под силу сильным группам при не очень позднем старте. Поскольку мы вышли не равно утром, дойти до озера в этот день было хоть и заманчиво, но неверно с точки зрения акклиматизации. Потому на ночевку встали на полянке здесь:
"https://nakarte.me/#m=17/43.32560/42.69275" rel="nofollow"&l=I&nktl=CBDebGxm8lP1rFXtbuw2jA
Набора 1230 м в первый день достаточно, высота 2800 м. Озеро же - 3200 м. От коша к месту ночевки шли 2,5 ч общего времени. Между кошем и нашим местом ночевки, кстати, удобных мест для лагеря нет.

6 августа

Утром, продолжая идти по хорошей маркированной тропе, за 2 ч общего времени выходим к озеру Сылтранкёль. Примерно посередине этого подъёма - еще одни хорошие площадки, так называемые "стоянки недотянувших".
У озера большое количество площадок, немало установленных палаток. Вода в озере мутная, но есть родниковые ручьи, текущие со стороны пер. Сылтран. На этот перевал по всё той же маркированной тропе вдоль чистого ручья поднимаемся за 1 час (Фото 03).

Фото 03. Пер. Сылтран от оз. Сылтранкёль
Отчет о походе по Приэльбрусью в августе 2020 г.

Перевал - широкое каменистое плато. Немного в сторону озера есть чистый ручеек и площадки - отличное место для ночевки, на мой взгляд, лучше, чем у озера: обзорнее.

С перевала открывается шапка Эльбруса. Но лучший вид - с окрестных простых осыпных вершин, обозначенных на Фото 4:

Фото 04. Подъем на пер. Сылтран и п. 3562.8
Отчет о походе по Приэльбрусью в августе 2020 г.

На Безымянной и Сковороде я уже был, потому прогуливаемся (30-40 минут вверх, 20 вниз) налегке на третью, 3562.8 по карте. Вид на Эльбрус с неё в безоблачную погоду, какая у нас и была, - превосходные!

Спуск с пер. Сылтран в сторону дол. Кыртык (сначала к р. Мукал) не так прост и полог, как от озера Сылтранкёль. Первые метров 300 по высоте - весьма и весьма крутой и неприятный мелкоосыпной-землянистый склон, спасает только тропа с её серпантинами. Но даже тропа довольно "скользкая" (хоть и сухая), спускаться надо очень осторожно. Фото (Фото 5) не передает крутизны склона.

Фото 05. Спуск с пер. Сылтран в дол. Мукал
Отчет о походе по Приэльбрусью в августе 2020 г.

Напряженный спуск до выполаживания долины Мукал занял 30-80 минут в зависимости от личной техники :).
На выполаживании есть площадки, но воды нет - только вдали мутная р. Мукал. Но через 20-30 минут вниз по тропе правого берега Мукала - чудесная поляна с мощным родником. Нам оставаться здесь рано, продолжаем идти по хорошо маркированной тропе правого берега Мукала, пересекая неоднозначные (если бы без тропы) осыпные моренные валы.

За 50 минут общего времени спускаемся от подножия взлёта перевала к большой поляне перед обрывом устьевой ступени р. Мукал (Фото 6):

Фото 06. Ночевка у выхода из дол. Мукал в дол. Мкяра
Отчет о походе по Приэльбрусью в августе 2020 г.

Здесь тропа раздваивается: классическая туристская уходит по левому берегу р. Мукал влево-вниз в обход пояса скал. Маркированная же - идет вправо, где спускается по довольно головокружительному скальному поясу серпантинчиками, по полкам. Налегке - вполне проходимо (видимо, тропа для трейлраннеров, бегающих за день из В.Баксана в В.Баксан). С рюкзаком - отчетливо есть куда далеко и долго падать: спускаться крайне опасно (обозначено синим на Фото 07 ниже). К тропе же на левый берег р. Мукал мостика нет, а брод во второй половине жаркого дня опасен. Так что придётся ночевать на поляне, где развилка троп. Да только чистой воды не видно, а в р. Мукал мутная. Однако в ходе разведки нахожу ближе к красивому каньону р. Мукал супер-чистейший-мега-родник, так что ночевка в удачном месте! (раньше этого родника не знал, его не сразу заметишь). Координаты:
"https://nakarte.me/#m=18/43.34848/42.64162" rel="nofollow"&l=Otm&nktl=egSpaFFj7YpgGvc7O90LOQ
(возможно, это правильные координаты родника, что на OpenTopoMap в 70 м западнее - там уже каньон)
(источник на OpenTopoMap в 180 м восточнее - не нашел)

7 августа

С утра брод р. Мукал несложен, переходим в тапках по колено. Хорошая тропа по пути, указанному на Фото 07, спускается к р. Мкяра и выводит к месту впадения в неё р. Мукал. От места ночевки 30-40 минут, не считая брода.

Фото 07. Выход из дол. Мукал в дол. Мкяра
Отчет о походе по Приэльбрусью в августе 2020 г.

Р. Мкяра тоже с утра бродится без проблем в месте, где разделяется на несколько проток. Далее по коровьим тропам левого берега Мкяры подходим к устью р. Субаши, где начинается собственно р. Кыртык (Фото 8).

Фото 08. Заход в дол. Уллуусенчи из дол. Кыртык

Третий брод - реки Субаши - тоже с утра прост. Далее, не теряя высоты, по коровьим тропам, а затем очевидно человеческой, логично срезаем пару серпантинов дороги (Фото 08), и затем по самой дороге входим в долину Уллуусенчи (говорят, правильно Уллу-Ёзеньги). От брода р. Субаши около часа.

Дорога сворачивает к кошу вправо, тропа поворачивает влево, на запад - к перевалу Кыртыкауш (Фото 9):

Фото 09. Подъем на пер. Кыртыкауш с востока
Отчет о походе по Приэльбрусью в августе 2020 г.

Подъем на перевал - по очевидной тропе правого, затем левого берега реки, занял 3 часа общего времени, а с учетом длительного обеда и привалов - часа 1,5 чистого времени.
Воду в реке Уллуусенчи пить не рекомендуется - много скота охлаждается в жару прямо в реке, со всеми вытекающими (субстанциями). По пути был родник примерно здесь:
"https://nakarte.me/#m=18/43.38028/42.66305" rel="nofollow"&l=I&nktl=PPkS_eoRXFE-ZHrKCYwSDQ
Но площадок удобных рядом не было. Ближе к перевалу были оборудованные площадки у р. Уллуусенчи, но сильно "заминированные", в т.ч. свежими "минами" :(.
Ночевка возможно на самом перевале (нет воды) или немного спустившись в сторону р. Исламчат, где блестел ручей.

С пер. Кыртыкауш начинается полуисследовательская часть похода - в долину Карангыкол. Сначала была идея попасть туда через некий осыпной перевал, 57а на карте ниже и на Фото 15 ниже. Но от подъема по нереально длинной осыпи этого перевала сразу отказался. Вторая идея - выйти на этот перевал по хребту, через пер. Кыртык Верхний. Пояснение этой идеи ниже.

За 20-30 минут по крутым, но не сильно живым осыпям вскарабкиваемся на хребет, в котором восточнее расположен пер. Кыртык Верхний (Фото 10):

Фото 10. Подъем с пер. Кыртыкауш на гребень перевала Кыртык Верхний
Отчет о походе по Приэльбрусью в августе 2020 г.

В месте выхода на гребень - небольшое уютное плато, много мест для палаток. При наличии снега (т.е. воды) - отличное место для ночевки. В бесснежном же августе этого года тут ни одного снежника. Путь подъема на гребень обозначен также на Фото 11:

Фото 11. Подъем и спуск с перевала Кыртык Верхний

По простому скально-осыпному хребту доходим до района пер. Кыртык Верхний (Фото 12):

Фото 12. Траверс гребня и спуск с перевала Кыртык Верхний
Отчет о походе по Приэльбрусью в августе 2020 г.

От идеи подъема на него "в лоб" из дол. Уллуусенчи я изначально отказался - везде крутые ск.-ос. склоны. И сейчас, гуляя по гребню и посматривая в сторону р. Уллуусенчи, глядя на безумные кулуары, не очень представлял, где там подниматься или спускаться. На мой взгляд, адекватный путь выхода на пер. Верхний Кыртык из Уллуусенчи - как прошли мы. Там минимальный участок крутой осыпи, и не столь крутой и камнеопасной.

Как и всякому ленивому человеку :), хотелось не терять высоту по пути к главной цели - изумруду района - озеру Карангыкёль. Для этого попытались пройти следующий вариант, обозначенный на карте Фото 13: с пер. Кыртык В. (N56) по гребню через п. 3575 на тот самый перевал 57а, назовём его Карангы Центральный (так как есть только Нижний, Верхний и Водораздельный):

Фото 13. Долина Карангыкол на карте
Отчет о походе по Приэльбрусью в августе 2020 г.

И с 57а немного спуститься и там уже рядом озеро.

Однако нам это не удалось в связи с:
- давно закончившейся водой,
- приближающемся вечером,
- визуальной сложностью непосредственного перелезания через п. 3575;
- очень живой и крутой средней и крупной осыпью, если обходить п. 3575 с боков (на фото не передаётся);
- усталостью после уже довольно продолжительного дня.

Так что дошли только до пупырька, обозначенного на Фото 14:

Фото 14. Попытка пройти через хребет к пер. Карангы Центральный
Отчет о походе по Приэльбрусью в августе 2020 г.

Всегда лучше повернуть рано, чем поздно. Задача не слишком трудная, надо бы реализовать как-нибудь.
По гребню, что несравненно проще злых осыпей северного склона этого хребта, возвращаемся на пер. В.Кыртык.

Кстати, пер. Ц.Карангы (N57а) с карты выше, со стороны Уллуусенчи выглядит вот так (Фото 15).

Фото 15. Вид на пер. Карангы Центральный из дол. Уллуусенчи
Отчет о походе по Приэльбрусью в августе 2020 г.

Вполне безобидно, но в реальности разумно проходить такие осыпи только на спуск, и то, если не жалко ботинок. И надо учитывать, что с обратной стороны тоже протяженная живая осыпь (Фото 20).

Итак, не дойдя по гребню до и через п. 3575, вернулись на пер. В.Кыртык и по пути, указанному на Фото 16, а также Фото 11,12, спускаемся в долину левого притока р. Карангыкол с задачей встать на ночевку у ближайшей воды, т.к. "план Б" теперь - перевалить в дол. Карангыкол и к озеру через пер. Карангы Водораздельный (Фото 12,14).

Фото 16. Попытка пройти через хребет к пер. Карангы Центральный и спуск с перевала Кыртык Верхний в приток р. Карангыкол
Отчет о походе по Приэльбрусью в августе 2020 г.

Идем вниз по долине, площадок много, в воды все нет и нет. Возможно, когда в верховьях еще лежат снежники, вода в, сухих сейчас, руслах будет. В конце концов, в месте, указанном на Фото 17, находим выход небольшого ручейка, и ставимся поблизости.

Фото 17. Спуск с перевала Кыртык Верхний в приток р. Карангыкол

8 августа

Возвращаемся вверх по долине, и по пути, указанному на Фото 18, 19, за 3 часа общего времени от ночевки, поднимаемся на пер. Карангы Водораздельный:

Фото 18. Подъем на пер. Карангы Водораздельный

Фото 19. Подъем на пер. Карангы Водораздельный

В одном месте, приблизительно обозначенном на Фото 19, перед выходом красивых рыжих скал, обнаружили площадки с временно выходящим на поверхность ручейком. Знать бы вчера!

Важно не спутать перевал с более низкой седловиной (Фото 19) - с обратной стороны там крутые сбросы.

С перевала открывается широкая панорама верховьев основной долины Карангыкол (Фото 20):

Фото 20. Путь от пер. Карангы Водораздельный к озеру Карангыкёль
Отчет о походе по Приэльбрусью в августе 2020 г.

В частности, видна северная сторона пер. 57а Карангы Центральный. И дальнейший путь к озеру.

Спускаемся метров на 200 по крутой мелкой живой осыпи. Местами читается тропа (следы), по виду человеческая (Фото 21).

Фото 21. Спуск с пер. Карангы Водораздельный и начало подъема к озеру
Отчет о походе по Приэльбрусью в августе 2020 г.

Далее по осыпям, как указано на Фото 20, выходим к озеру Карангыкёль (3430 м) (Фото 22):

Фото 22. Место ночевки у озера Карангыкёль

От перевала  1,5-2 часа.

Готовых площадок не видно. В ходе разведки находим наиболее удачное для выравнивания место. После получасовых работ готова прекрасная площадка (место на Фото 22).
Ручьев поблизости нет, но вода в озере очень чистая - главное её не портить мытьем посуды и т.д. Питьё из озера не вызвало проблем. В принципе, примерно здесь:
"https://nakarte.me/#m=17/43.40545/42.66263" rel="nofollow"&l=I&nktl=5noA9aXnvgQZvGhvgmIPlA
есть выход чистого ручья, но туда далековато ходить, а ночевать там без вида на озеро, когда оно рядом - сомнительно.

Это сугубо технический отчет, все "красивости", в т.ч. и виды с озером будут в отдельных постах у меня в ЖЖ и инстаграмме.

9 августа

Рано утром, до и на рассвете хожу на пер. Карангы Верхний (со стороны озера он 1А, с обратной стороны скальная 2Б), и с перевала на расположенный к северу п. 3631 м. Лучшие виды похода!

Фото 23. Радиальный выход на п. 3631 м
Отчет о походе по Приэльбрусью в августе 2020 г.

Ну, хорошего понемногу, пора идти дальше.
Ещё вчера обнаружили на камнях такую же частую маркировку краской, как и к озеру Сылтранкёль! Т.е. сюда проложен маршрут, а упоминаний об этом не находилось.
Тропа проложена к северу от нунатака (справа по ходу, если спускаться от озера) (Фото 24). Но пройти легко и без неё.

Фото 24. Спуск от оз. Карангыкёль в дол. Карангыкол и подъем на пер. Карангы Нижний
Отчет о походе по Приэльбрусью в августе 2020 г.

За 1,5-2 часа общего времени спускаемся от озера в пологую часть долины (Фото 24). Есть площадки. Вода в ручье чистейшая. Впереди отчетливо видна седловина пер. Карангы Нижний, куда выходим траверсом правого борта долины по тр.-ос. склонам средней крутизны.

Спуск с перевала - сначала по довольно неприятным крутым тр.-ос. склонам, затем в общем направлении вправо-вниз по тр. склонам 20-25 град. - занял 1,5 часа (Фото 25).

Фото 25. Спуск с пер. Карангы Нижний в дол. Шаукол
Отчет о походе по Приэльбрусью в августе 2020 г.

Без труда перебродив р. Шаукол, выходим на грунтовую дорогу Тырныауз-Джилысу.

Далее планировалось пройти пару перевалов северных отрогов хр. Ташорунбаш, и через пер. Суарык выйти в В.Баксан. Но, впервые за все дни похода, погода начала стремительно портиться. Попутная машина предлагает подвезти до Тырныауза - и поскольку бесконечные осыпи немного надоели - соглашаемся, и едем в Тырныауз, радуясь, что дождь снаружи машины.

В самом же городе погода хорошая, хотя над горами вокруг черные тучи. На такси доезжаем до В.Баксана, и идем вверх по долине Адырсу. К темноте доходим до речки Водопадная, где на укромной полянке в стороне от дороги ставимся. Ночью сильная гроза. Хорошо, что мы сегодня не высоко в горах.

10 августа

Продолжаем идти по грунтовой дороге в долине Адырсу до альплагеря Уллутау (Фото 26).

Фото 26. Долина Адырсу по Google Earth
Отчет о походе по Приэльбрусью в августе 2020 г.

В альплагере заселились в комнату одного из корпусов (вечером есть электричество, в окрестных кафешках - wi-fi), и пошли радиально к Чегетским ночевкам (Фото 27).

Фото 27. Радиальный выход под Чегетские ночевки

Перейдя реку в районе базы пограничников (выше альплагеря нужен пропуск), доходим по тропе левого берега р. Адырсу до мощного потока с л. Гумачи. Не без труда переходим его, и по правобережной морене, по известной тропе, поднимаемся в сторону горы Чегет-тау-чана, чтобы дойти до Чегетских ночевок, и может быть, по леднику в сторону пер. Гарваш. Там красиво. Но снова после обеда портится погода, причем стремительно. В какой-то скале находим нишу, где кое-как можно укрыться от ливня. Через час дождь ослаб, возвращаемся по пути подъема. Однако поток с л. Гумачи увеличился и стал яростно-мутным и непереходимым. Хорошо, заметили, как группа альпинистов направилась по правому берегу потока прямо к р. Адырсу, скрылась в камнях, а потом очутилась на другом берегу реки Адырсу. Последовали туда же - нашли капитальный мост в узком месте. Вот что значит много лет не бывать в каком-либо месте - уже и не знаешь обстановку, все меняется. Вернувшиь в альплагерь, сушимся, отдыхаем.

11 августа

Снова пасмурно, но дождя с утра нет. Выходим на Местийскую хижину - еще одно знаковое место ущелья. По мощной тропе правого берега Адырсу за 2,5 часа общего времени поднимаемся к недавно появившемуся озеру у языка отступившего ледника (Фото 28, 29).

Фото 28. Радиальный выход на Местийскую хижину
Отчет о походе по Приэльбрусью в августе 2020 г.

Тропа очевидна на всем пути, кроме крупноглыбового завала перед озером, где маркирована краской на камнях. Обойдя озеро справа по ходу (Фото 29),

Фото 29. Обход озера и выход на ледник с обходом скалы, на которой расположена хижина

выходим на пологий язык ледника Адырсу, правая ветвь (Фото 30).

Фото 30. Выход с ледника к хижине
Отчет о походе по Приэльбрусью в августе 2020 г.

С середины горизонтальной части ледника, по осыпям под скалами, выходим на вершину скального мыса, где и расположена хижина (Фото 31):

Фото 31. Местийская хижина

От озера 45 минут.
Хижина в целости-сохранности, очень уютная, внутри может с комфортом разместиться на ночевку человек 12. Только вот воды рядом нет - видимо, надо ходить на ледник, с которого поднялись, а это минут 20 туда-обратно.
К моменту прихода на хижину пошел дождь. Пережидаем внутри, пьем чаи, читаем "бортовой журнал" - записи постояльцев и посетителей, типа жалобной книги, только наоборот по смыслу.
Дождь так и не прекращался. Утеплились, надели накидки и по пути подъема вернулись в альплагерь.

12 августа

В бухгалтерии альплагеря летом собирают желающих уехать вниз, и "оптом" отправляют на машине соответствующей вместимости. Так что не за дорого доезжаем до подъемника перед Верхним Баксаном. В самом поселке заселяемся в гостевой дом (там их несколько, местные жители подскажут). И в оставшееся время дня гуляем в малоизвестное место - к конгломератным пальцам, или замкам, правого берега долины Кыртык (Фото 32). А также делаем попытку пройти по дну безымянного ущелья правого притока Кыртыка, что оказалось невозможным (скальный барьер, водопад), и просто гуляем по овечьим тропкам водораздела Сылтрансу и Кыртыка:

Фото 32. Радиальный выход на водораздел Сылтрансу и Кыртыка

13 августа

Домой (временно).

Источник : "https://mg5642.livejournal.com/127648.html" rel="nofollow"