1 ноября 2021
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Вид туризма: Спелеотуризм Категория сложности: II

Инв.№_________ Туристский Клуб НИТГУ «Берендеи»

Томская федерация спортивного туризма

Отчет

о прохождении спелео-туристского спортивного маршрута II  (второй) категории сложности в районе Восточных отрогов  Кузнецкого Алатау (пос. Ефремкино и Малая Сыя, Хакасия)  совершенного группой туристского клуба «Берендеи» ТГУ со 2 по 8 января 2018г.

Маршрутная книжка № 0-07-18 Руководитель группы: Коновалова К.В.

Адрес руководителя: г. Томск пр. Ленина 15-а кв.32

Маршрутно-квалификационная комиссия Томской федерации спортивного туризма  рассмотрела отчёт и считает, что поход может быть зачтён всем участникам и  руководителю ВТОРОЙ категорией сложности.

Судья по виду __________ (_________________________________)

Председатель МКК __________(__________________________________) Штамп МКК

г. Томск 2018г.

Оглавление

1. Справочные сведения...............................................................................................................3 1.1. Организация: .........................................................................................................................3 1.2. Место проведения............................................................................................................... 3 1.3. Общие справочные сведения: .............................................................................................3 1.4. Нитка маршрута: ...................................................................................................................3 1.5. Определяющие препятствия маршрута...............................................................................3 1.6. Состав группы.........................................................................................................................3 1.7. Адрес хранения отчета..........................................................................................................4 2. Содержание отчета...................................................................................................................4 2.1. Общая смысловая идея похода............................................................................................4 2.2 Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.................................................4 2.3 Изменения маршрута и их причины.....................................................................................4 2.4 Описание прохождения маршрута группой.........................................................................4 2.5 Описание прохождения пещер.............................................................................................8 2.6. Дополнительные сведения о походе.................................................................................13 2.7 Итоги и выводы по прохождению маршрута.....................................................................14 3. Фотоматериалы……………………………………………………………………………………………………………….…15

Туристский клуб «Берендеи» Томского государственного университета. 2018г. 1

Отчет о спелео походе 2 к.с., Хакасия, Ефремкинский карстовый участок 1. Справочные сведения

1.1 Проводящая организация:

Туристский клуб «Берендеи» Томского государственного университета. 1.2 Место проведения:

Республика Хакасия, Ширинский район, Ефремкинский карстовый участок. 1.3 Общие справочные сведения:

Вид

туризма

сложности

похода

Протяжённость  активной части,  км.

Общая

2-8 января  2018г.

1.4 Нитка маршрута

1.4.1 Заявленная:

г.Томск - пос.Ефремкино - пещера Виноградовская (2А) - пещера Ящик Пандоры (до  Ипподрома) (2Б) - пещера Кашкулакская (2А) - пос.Ефремкино - г.Томск.

1.4.2 Пройденная:

г.Томск - пос.Ефремкино - пещера Виноградовская (2А) - пещера Крест (2А) - пещера Ящик  Пандоры (до Ипподрома) (2Б) - пос.Ефремкино - г.Томск.

1.5 Определяющие препятствия маршрута:

ТГУ, ИФ

Летописец

1.7 Адрес хранения отчета

Электронная версия отчета на сайте "http://berendei.tsu.ru" rel="nofollow" в разделе ОТЧЕТЫ. 1.8 Маршрутная книжка

№0-07-18, выдана МКК ТФСТ.

2 Содержание отчета.

2.1 Общая смысловая идея похода

Общая идея похода: прохождение спортивного туристского спелео маршрута второй  категории сложности.

Задачи:

∙ применение на практике знаний техники SRT, полученных на тренировках в зале  ∙ совершенствование техники прохождения препятствий в пещере, подготовка к  походам более высокой категории сложности

∙ повышение навыков ориентирования

∙ приобретение опыта наведения перил, навески в реальных условиях 2.2 Организация подъезда и отъезда

Для заезда и отъезда самым удобным способом оказался заказной автобус на 25 мест (3  группы). Томск – Ефремкино 679 км.

До всех пещер от Ефремкино можно дойти пешком или на заказном транспорте.

Так же отъезд возможен по трассе Коммунар-Шира, на автобусе, который ходит 2 раза в  день, или на попутном транспорте. Далее, на поезде Абакан- Москва, который в 18:40  проходит через Шира, едем до Тайги (8:40 следующего дня). Из Тайги до Томска можно  добраться на электричках, которые ходят три раза в день, или на скорых поездах, которые  проходят через Тайгу и Томск.

Туристский клуб «Берендеи» Томского государственного университета. 2018г. 3

Аварийный выходы с маршрута:

Почти у каждой пещеры есть сотовая связь.

От пещеры можно добраться до трассы Коммунар-Шира, где можно поймать попутный  транспорт, попросить о помощи.

При отсутствии связи или транспорта, от всех пещер, в данном походе, до ближайшего  населённого пункта 2-5 км, можно добраться пешком.

2.3 Изменения маршрута и причина изменений

Порядок прохождения пещер был изменён по причинам: невозможность проехать к  пещере Кашкулакская, загруженность группами пещеры Ящик Пандоры.

2.4 Описание прохождения маршрута группой

автобус

2.4.2 Техническое описание прохождения

2 января, день первый

Отъезд был запланирован на 6:30 утра. Участники похода собрались в клубе в 5, чтобы  проверить и дособрать снаряжение, необходимое для прохода пещер, распределения и  упаковки еды. В 6 приехал автобус, все начали грузить рюкзаки и занимать места, в 6:30  автобус выехал. По дороге совершались технические остановки на заправках и в кафе. В  19:30 мы были на месте, занимали домик в пос. Ефремкино.

3 января, день второй. Пещера Виноградовская.

Подъём было решено делать в 9:30 утра, что позволило нам выспаться после дня дороги в  автобусе. В 12:30 за нами приехала машина. В 12:50 нас высадили у столба на въезде в пос.

Туристский клуб «Берендеи» Томского государственного университета. 2018г. 4

Отчет о спелео походе 2 к.с., Хакасия, Ефремкинский карстовый участок

Малая Сыя, там мы пошли по свёртку направо. Пещера располагается на левом склоне  долины р. Малая Сыя, немного не доходя до пещеры «Археологическая», расположенной  на правом склоне. В 13:02 начали подъём. В 13:37 мы были у входа в пещеру, начали  переодеваться. В 14:10 начал спускаться первый участник. Первой точкой закрепления  перил является дерево у входа в пещеру, подобраться к которому удобно, провесив  подводные перила. Навеску от входа до большого уступа перед гротом Летучих мышей делал руководитель группы, Коновалова Кристина. Пещера холодная, крюки для навески  затекают льдом, необходимо вооружиться скальным молотком, чтобы в случае  необходимости отдолбить их. До выступа ведёт серия перестёжек, каремы. Далее от уступа  идёт лаз вниз и наклонная катушка, ведущие в к колодцу. Здесь так же есть крючья для  навески и перестёжек. Навеску по второму колодцу организовывал участник похода,  Ворожцов Сергей. Колодец заканчивается полкой и наклонной ледовой катушкой, ведущей  на дно пещеры. Так же есть и другой способ навески для прохода на дно – сквозной, минуя  грот Летучих мышей. В 16:45 группа в полном составе была на дне пещеры. Следом за нами  спускалась группа другого туристского клуба, поэтому с подъёмом надо было повременить.  В 20:15 мы вышли из пещеры, оделись и отправились домой. Внизу, у столба Малая Сыя,  нас встретила машина.

4 января, день третий. Пещера Крест.

Подъём был объявлен в 9:00. Группа быстро позавтракала и собралась. В 10:40 за нами  приехала машина. Отвезли нас сразу к подъёму, немного не доезжая до столба на въезде  в пос. Малая Сыя. Пещера располагается в скальном гребне, над автодорогой и карьером  известняка. Дорогу мы нашли легко - вверх до самой пещеры ведёт чёткая тропа от групп,  ходивших туда в предыдущий день. В 50 метрах не доходя до воронки, находится лебедка,  которую вытащили из пещеры года три назад. В 10:55 мы начали подъём, который занял у  нас 50 минут. Мы быстро переоделись и в 12:00 первый уже начал спуск в пещеру. Было  два варианта сделать навеску: через бревно, как нам посоветовали предыдущие группы,  или от крюков (спитов) на правой стене, которые находятся в 4-5 метрах от уступа, до них  ведёт стационарный траверс. Первый вариант, через бревно, показался нам не совсем  надёжным. Коллегиально мы решили довериться спитам. Первым, делать навеску, под  контролем более опытных участников, отправился Ворожцов Сергей. Траверс был  продублирован, от спитов перила уходили вниз, через перестёжку под карнизом, на  ледовую катушку, ведущую к гроту Плоский, где группа в полном составе была в 13:10.  Далее мы отправились в Новую систему, делаем навеску, небольшой колодец. Навеску  делает участник – Самцова Анастасия. Попали в просторный грот. Организовывать подъём  отправился Минков Кирилл: забрался лазанием, организовал подъём, траверс и спуск.  Пройдя через небольшой меандр, мы увидели «мини Дельтаплан» - камень, расклиненный  в проходе. В 14:10 мы были на дне с кувалдой. В 15:07 вернулись в Плоский. Затем мы  пошли в грот Аида, где перекусили, пофотографировались и отдохнули. Хочется заметить,  было удивительно, но в гроте прекрасно ловит сотовая связь. В 17:00 первый участник был  наверху. В 18:00 мы начали спуск с горы и в 18:30 уже были дома.

Туристский клуб «Берендеи» Томского государственного университета. 2018г. 5

Отчет о спелео походе 2 к.с., Хакасия, Ефремкинский карстовый участок

5 января, день четвёртый. Пещера Ящик Пандоры.

Этого выхода участники группы очень ждали, так как ни разу не были за озёрами. В 10:00  нас забрали из дома. Одновременно с нами машина забирала группу из детей клуба  «Кедр», некоторое время ушло на их ожидание. В 10:30 нас привезли на место и через 20  минут мы были в гроте Широкий. Там мы постарались быстро переодеться, чтобы успеть  пройти до прихода детей. В 11:15 мы уже были в клешне. Навеску в Синдебобель  организовал Шумилов Андрей. Мы быстро прошли завальный лаз КД. Навеску от  Маракетовой до Сатурна организовал руководитель, Коновалова Кристина. В 12:30 мы  были под Rn4. В 13:00 мы вышли к колодцу Белый слон, навеску в который делал Ворожцов  Сергей. В 13:20 через лаз Подростковый мы попали в грот Богом забытый. В ноябре 2017  года в пещере проходила экологическая акция, в результате которой из неё вынесли  колоссальное количество мусора, в том числе и траверс над озером Длинным. С собой мы  специально брали расходную верёвку, чтобы сделать стационарную навеску- траверс  вдоль озера. Организацией траверса занимались участники Ворожцов Сергей и Минков  Кирилл. В 15:15 мы были в Колизее, обедали, после чего оставили системы и налегке пошли  под Rn13 (в угол грота по левой стенке). До ипподрома от Rn14 мы добирались через  Стакан, Смешной (В 16:20 Rn15), нашли лаз в Весёлые гуси (в узком проходе под левую  стенку), вышли в Птеродактиль. В 17:15 – Ипподром. Сделали несколько неудобных  фотографий. Достигнув цели нашего выхода, мы не упустили возможности исследовать те  части пещеры, где нас ещё не было. От Ипподрома до Rn14 мы добрались напрямиг, без  Гусей, отправились в Утюг, впечатлились чёткостью грота. Далее мы пошли по проспекту  Металлургов, до водной преграды на Алые паруса и Четырёх костей, прогулялись по  Золотому кольцу, по проспекту Пионеров до водной преграды. Всё, что нас останавливало,  это отсутствие сплавсредства. Мы долго пытались увидеть в неявных рисунках на стенах и  потолке «Rn16», он нам много где мерещился, но явного найти не получилось. Затем мы  вернулись в Колизей, ещё раз перекусили, оделись и отправились в грот Серый. Посетив  Серый, решили возвращаться назад. Некоторое время потратили на поиск выхода из  Колизея – светоотражайку туда можно и побольше повесить. На обратном пути в мы  заглянули на озеро Изумрудное (00:55), хотя сначала, не заметив его, ушли в Клозет. Наверх  мы поднимались через Бешеный (сняли навеску - её нам оставила вторая группа, с которой  мы пересеклись у Смешного, и которая ушла наверх, пока мы гуляли). В 05:20 мы, уставшие,  но довольные, были в Широком. Мы тут же позвонили Марине в Ефремкино сообщить, что  с нами всё в порядке, однако непрогретая машина в 6 утра за нами приехать не могла. Мы  собрались уже идти до посёлка пешком, однако нам навстречу выехали наши друзья  Берендеи, которые нас ждали и ездили к пещере каждый час.

Туристский клуб «Берендеи» Томского государственного университета. 2018г. 6

Карта-схема передвижений в п. Ящик Пандоры за Колизеем:

Отчет о прохождении спелео-туристского маршрута  2 категории сложности в районе Восточных отрогов Кузнецкого АлатауОтчет о прохождении спелео-туристского маршрута  2 категории сложности в районе Восточных отрогов Кузнецкого Алатау

Туристский клуб «Берендеи» Томского государственного университета. 2018г. 7

Отчет о спелео походе 2 к.с., Хакасия, Ефремкинский карстовый участок Отчет о прохождении спелео-туристского маршрута  2 категории сложности в районе Восточных отрогов Кузнецкого Алатау

6 января, день пятый. Днёвка.

Весь день мы посвятили отдыху и высыпанию. Некоторые сходили прогуляться до  Крепости, некоторые предпочли сходить в баню и посмотреть кино.

7 января. День шестой. Днёвка.

В этот день наши последние надежды отправиться в пещеру Кашкулак рухнули - проехать  всё же оказалось невозможно. Поэтому в этот день мы собирали рюкзаки к отъезду и  совершали незначительные прогулки. А так же много играли на гитаре и пели.

8 января. День седьмой. Отъезд.

Подъём был в 5 утра. Мы собрались, прибрались, собрали перекус в дорогу. В 6:30 автобус  ждал нас у магазина. Дорога прошла спокойно и без приключений, в Томск прибыли в  19:00.

2.5 Описание пройденных пещер

2.5.1 Пещера Виноградовская.

GPS координаты пещеры: 54.412058, 89.414516

Протяженность ходов пещеры составляет 200м, глубина – 82м.

Туристский клуб «Берендеи» Томского государственного университета. 2018г. 8

ЕО1-2 – деревья,  между ними

подводные перила. От ЕО1 до ШК1

верёвка №1.

От ШК1-2 до ШК7  верёвка №2.

От ШК7 до ЕО3

верёвка №3. ЕО3 – каменная глыба.

Далее лаз.

организована на

двух шлямбурных  крюках 10-11 на

потолке с

перестёжкой ШК12  чуть ниже перегиба.

Пещера чистая, обледенелая, холодная. На дне ледовая катушка.

Итог: Верёвки 10м, 50м, 45м и 45м; 12 карабинов.

Туристский клуб «Берендеи» Томского государственного университета. 2018г. 9

Отчет о спелео походе 2 к.с., Хакасия, Ефремкинский карстовый участок 2.5.2 Пещера Крест.

GPS координаты пещеры: 54.417457, 89.424980

Протяженность ходов пещеры - 380м, глубина – 65м.

пещеры

Верёвка 30м,  35м;

Карабины

6шт.

Навеска начинается  от дерева на краю  воронки, проходит  через перестёжку и  до снежной пробки.  ЕО-S1 – верёвка№1.  На правой стенке на  спитах траверс, S3-4  навеска чрез

перестёжку под

карнизом до дна  колодца. От S1

верёвка№2. Внизу  метра два ледовая  катушка.

Колодец

2 шт.

Навеска делается за  ШК; первый

поднимается

лазаньем 8м; затем  траверс 5 м и спуск  15м.

Пещера сухая, чистая. Итог: Верёвки 30м, 35м, 15м и 30м; 10 карабинов.

Туристский клуб «Берендеи» Томского государственного университета. 2018г. 10

Отчет о спелео походе 2 к.с., Хакасия, Ефремкинский карстовый участок 2.5.3 Пещера Ящик Пандоры.

Пещера находится на левом берегу Белого Июса. Подход к пещере осуществляется по  тропе, затем по крутой осыпной ложбине в склоне горы, держась правой стороны.  Начинается пещера «Широким» гротом. Просторный, сухой грот с удобной площадкой для  базирования.

Пещера разнообразная, с большим количеством препятствий разной категории сложности.  Многочисленные колодцы, завалы, галереи, озёра.

GPS координаты: 54.4329983, 89.4577017.

Глубина пещеры 195м, протяженность ходов 11000м.

пещеры

Схема навески

Вход: из грота Широкий вниз ведёт лаз Пылесос до Клешни. Проходится лазаньем, без  навески.

Спуск в

Синдебобель

ШК1 ШК2

ШК3

ШК4

Карабины 4 шт.

Навеска в колодец  организовывается  за два шлямбурных  крюка с двумя

перестёжками.

поднимаемся на

балкон грота

Маракетова бездна. Навеска за два

шлямбурных крюка  с перестёжкой на  полке.

Спуск в

Навеска в Слона

начинается с

подводных перил, с  ШК11-12 начинается  спуск с двумя

перестёжками до дна  колодца.

Туристский клуб «Берендеи» Томского государственного университета. 2018г. 12

ШК20

Верёвка 55м;

Карабины 6шт.

Траверс вдоль озера  организовывается  через шлямбурные  крючья, под ногами  трос. Направо через  озеро натягивается  переправа (есть

стационар и трос).

Итог: Верёвки 35м ,35м ,25м, 35м и 55м; 18 карабинов.

2.6 Дополнительные сведения о походе

Фотоаппаратура

2.6.2 Список специального группового снаряжения

Верёвки

10 (10м, 15м, 25м, 35м, 35м, 35м, 45м,  45м, 55м)

Карабины

Тёплые руковицы/перчатки

Туалетные принадлежности

Комплект

Посуда (кружка, ложка, миска, нож)

Личная аптечка

Прочие расходы

Всего

2.7 Итоги и выводы по прохождению маршрута

Были выполнены все поставленные цели и задачи, выезд прошёл без аварий. Нами был пройден спелео-маршрут соответствующий второй категории сложности.  Участники похода на практике, в реальных условиях, применили более сложную технику  SRT, которую изучали в зале, самостоятельно делали и снимали навеску.

Это были отличные, с пользой проведённые новогодние каникулы.

Пещеры 2 к.с. Сыйско-Ефремского участка не сложные, но подходят для первого шага в  более серьёзную спелеотехнику. Участники группы подготовлены хорошо и отлично.  Некоторым рекомендовано вести свои походы. Для участия в походах более высоких  категорий необходимо усовершенствовать технику.

Туристский клуб «Берендеи» Томского государственного университета. 2018г. 14

3. Фотоматериалы

Отчет о прохождении спелео-туристского маршрута  2 категории сложности в районе Восточных отрогов Кузнецкого Алатау1. В дороге

Отчет о прохождении спелео-туристского маршрута  2 категории сложности в районе Восточных отрогов Кузнецкого Алатау  2. Подъём к пещере Виноградовской

Туристский клуб «Берендеи» Томского государственного университета. 2018г. 15

3. Берендеи у входа в Виноградовскую

Отчет о прохождении спелео-туристского маршрута  2 категории сложности в районе Восточных отрогов Кузнецкого Алатау4. Участник на спуске

Туристский клуб «Берендеи» Томского государственного университета. 2018г. 16

5. Всё затекло льдом

Отчет о прохождении спелео-туристского маршрута  2 категории сложности в районе Восточных отрогов Кузнецкого Алатау6.Навеска после грота ЛМ до дна

Туристский клуб «Берендеи» Томского государственного университета. 2018г. 17

7. Группа на дне Виноградовской пещеры

Отчет о прохождении спелео-туристского маршрута  2 категории сложности в районе Восточных отрогов Кузнецкого Алатау8. Ледовая катушка на дне

Туристский клуб «Берендеи» Томского государственного университета. 2018г. 18

9. На тропе до Креста

Отчет о прохождении спелео-туристского маршрута  2 категории сложности в районе Восточных отрогов Кузнецкого Алатау10. У входа в п. Крест