Виды туризма
Федерация спортивного туризма России
Федерация спортивного туризма – Объединение туристов города Москвы.
Отчет
о прохождении водного туристского спортивного маршрута 3 (третьей) (с эл. четвертой) категории сложности рекам Красненькая, Кутсайоки, Тунтсайоки, Тумча Мурманской области совершенном группой туристов из Москвы и Московской области в период с 10.06.2016 г. по 19.06.2016 г
Маршрутная книжка: 1/4-306
Руководитель группы: Валуев Сергей Викторович,
г. Москва, Елизаветинский пер., 6-1-30
тел. (985) 9979557
е-mail: 9979557@mail.ru
Маршрутно-квалификационная комиссия Федерации спортивного туризма-объединения туристов Москвы рассмотрела отчет и считает, что маршрут может быть зачтен всем участникам и руководителю категорией сложности.
Отчет использовать в библиотеке
Судья по виду ( ) Председатель МКК ( )
город Москва 2016
Справочные сведения
Проводящая организация
Самостоятельная группа туристов из Москвы и Московской области.
Место проведения
Российская Федерация, Северо-Западный федеральный округ, Кандалакшский район Мурманской области.
Общие справочные сведения о маршруте
Дисциплина (вид туризма) |
Категория сложности маршрута |
Протяженность активной части, км |
Продолжительность активной части |
Сроки проведения |
|
общая |
ходовых дней |
||||
Водный |
Третья с эл. четвертой |
81,5 |
10 дней |
5 дней |
10 июня 2016 г. – 19 июня 2016 г. |
Уровень воды – ниже среднего.
Подробная нитка маршрута
г.Москва - г.Кандалакша - п. Алакуртти - р.Красненькая (р. Вуоснайоки) (сплав) - р.Кутсайоки (сплав) – р. Тунтсайоки (сплав) - р.Тумча (сплав) - п. Зареченск- г.Кандалакша - г.Москва
Обзорная карта региона с указанием маршрута.
Представлена в приложении. Сокращения, используемые в отчете:
ПБ правый берег
ЛБ левый берег ПП правая протока
ЛП левая протока Шив. шивера Пор. погор
Определяющие препятствия маршрута (даны для нашего уровня воды)
Вид пре- пятствия |
Название |
Категория трудности |
Длина (для протяженных препятствий)1 |
Характеристика определяющего препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.) |
Путь прохождения |
р. Красненькая (уровень воды – низкий) |
|
||||
каньон |
Короткий |
4 |
250м |
Две ступени. Первая ступень - 2 слива в скальном сужении, вторая ступень - два слива через всю реку с россыпью острых камней |
По основной струе, избегая камней, заход слева. |
порог |
Прыжок |
3 |
10м |
Плотина камней высотой ~1.5 м |
По основной струе. |
каньон |
Щёчки |
3 |
200м |
Заходная шивера на ПП, скальное сужение с основным сливом, прижим к ЛБ. |
По основной струе, избегая прижима. |
1 Длина порогов измерена по космоснимкам.
каньон |
Кавказский |
4 |
250м |
Цепочка сливов, валов и бочек. В низкую воду множество камней- "зубов" |
Проход по сложной траектории, избегая камней. |
порог |
Горка |
3 |
200м |
Две ступени. Первая ступень - ряд сливов и бочек с навалом на ПБ, вторая ступень - сливы с большим количеством камней. Конец порога - гряда камней с проходом у ЛБ и выход в оз.Пюхярви |
По основной струе, избегая камней. |
р. Кутсайоки (уровень воды – ниже среднего) |
|
||||
порог |
Сомнительный |
4 |
50м |
Косая бочка первого слива, затем основной слив с навалом на камень по ПБ, затем большое улово по ЛБ и третий слив на ПП, по низкой воде в третьем сливе близ берегов выступают острые камни. |
Заход по центру на язык, затем по основной струе. |
порог |
Муравей |
3 |
70м |
Порог расположен на ЛП в месте сужения реки за островом. Первый слив с камней - основной, затем выходная шивера. В большую воду есть навал на камень по ПБ.. |
Заход слева. Держась левого берега, затем по основной струе. |
порог |
БСТ |
3 |
100м |
Большой камень на заходе и множество мелких камней задают множество возможных траекторий прохождения. В конце порога ближе к ЛБ массивный камень с подводным карманом, от которого и произошло название порога. |
В основном слева, избегая камней. |
водопад |
Оба-На |
5 |
80м |
Водоскат в левой (основной) части русла и маловодный водопад в правой. Отбой от двух камней по ЛБ - один в середине плиты, другой в самом конце. |
Обнос. В малую воду опасен для прохождения, т.к. требует точного захода из-за обилия торчащих камней. |
водопад |
Маманя |
Для катамаранов непроходим |
60м |
Две отвесные ступени, внизу каждой острые камни. Обнос вещей за 100 м до водопада по ПБ через не большой перевал. |
Обнос. |
порог |
Тесный |
3 |
100м |
Камень на входе, делящий русло и три камня на выходе, на которых можно расклинить катамаран. По низкой воде заход только справа (после первого слива навал на скалу по ПБ) |
Заход справа, затем резкий уход под левый берег. |
порог |
Ступенька |
4 |
370м |
Длинный порог на ЛП реки. Заход от левого берега, много слалома, неожиданные бочки в конце. |
По основной струе. |
порог |
Водопадный |
4 |
280м |
4 ступени, каждая ступень, это ряд мощных сливов и бочек. Первые две ступени находятся в более узком месте – мощь воды больше, 3-я и 4-я ступени тянутся через всё русло – есть камни. |
Заход по центру, затем вправо, а в 3-4-й ступени влево. |
р.Тунтсайоки (уровень воды – ниже среднего) |
|
||||
порог |
Яма |
3 |
100м |
Прямой слив в сужении реки, за ним подряд два огромных косых разнонаправленных вала. Перед сливом в левой части бочка. От нее до ПБ косой вал. |
По центру. |
порог |
Котёл |
3 |
50м |
Мощный слив на выходе в озеро. Косой, закручивающий вал в левой части русла. |
Заход справа, затем по центру. |
р.Тумча (уровень воды – ниже среднего) |
|
||||
порог |
Карниз |
3 |
50м |
Порог разделен плоским островом, слева косой слив, справа котел образованный водопадным сливом через плиту. Далее мощная шивера на правом повороте с упором в скалу левого берега. |
Слева, затем по основной струе, уходя от прижима. |
порог |
Шляпа |
3 |
70м |
Остров по центру, правая протока мелкая и узкая, левая протока круто поворачивает влево, а затем вправо, петлей огибая остров, на входе в нее по центру камень. Справа от камня струя |
По центру левой протоки. |
|
|
|
|
поворачивает и уходит в мощный прижим к левым скалам, слева – водопадный слив с бочкой, на выходе порога сливы, валы. |
|
Состав группы:
№ п/п |
Фамилия, имя, отчество |
Дата рождения |
Домашний адрес и телефон |
Туристская подготовка |
Обязанности, распределение по средствам сплава |
1 |
Валуев Сергей Викторович |
25.01.1984 |
г. Москва, Елизаветинский пер., д. 6, стр. 1, кв. 30, тел. (985) 9979557 |
Катунь 4ВР, Урик 4ВР, Ока 4ВР, Она 4ВУ, Инструктор ВТ |
Руководитель, К2-1, капитан |
2 |
Панферова Любовь Ивановна |
14.10.1992 |
г. Москва, ул. Архитектора Власова, д. 10, кв. 135, тел. (499) 1344695 |
Катунь 4ВУ, Пистайоки 3ВУ, Пшехашка- Пшеха 3ВУ, Мста 2ВУ Водная школа СУ |
Завхоз, К2-1, матрос |
3 |
Арнаутов Алексей Николаевич |
13.08.1970 |
г. Москва, Берингов пр-д, д. 6, корп. 1, кв. 45, тел. (905) 5201818 |
Катунь 4ВУ, Пшехашка- Пшеха 3ВУ, Мста 2ВУ, Водная школа СУ |
Снаряженец, К2-2, капитан |
4 |
Михайлов Дмитрий Игоревич |
17.08.1981 |
г. Москва, Волгоградский пр- т, д. 135, корп. 2, кв. 48, тел. (916) 4993379 |
Катунь 4ВУ, Пшехашка- Пшеха 3ВУ, Мста 2ВУ Водная школа СУ |
Штурман, К2-2, матрос |
5 |
Чикляев Иван Владимирович |
16.06.1981 |
г. Москва, ул. Осенняя, д. 22, кв. 29, тел. (916) 9818006 |
Пистайоки 3ВУ, Пшехашка- Пшеха 3ВУ, Мста 2ВУ Водная школа СУ |
Фото, К2-3, капитан |
6 |
Толмачёва Наталья Владимировна |
18.03.1984 |
Иркутская обл., Иркутский р-н, р.п. Маркова, д. 2, кв. 81, тел. (926) 0462230 |
Пшехашка- Пшеха 3ВУ, Мста 2ВУ Водная школа СУ |
Медик, К2-3, матрос |
7 |
Богомолов Антон Владимирович |
14.08.1968 |
г. Москва, Ленинский пр-т, д. 41/2, кв. 201, тел. (499) 1352342 |
Джилису- Болгарт- Мал.Нарын, Чон-Кемин 5ВУ; Ока 4ВУ; Балыктыг - Хем, Каа-Хем 4ВУ; |
Реммастер, К2-4, капитан |
8 |
Рашек Юрий Владимирович |
27.08.1985 |
Московская обл., г. Балашиха, ул. Пионерская, д. 7, кв. 66, тел. (903) 0194528 |
Урик 4ВУ, Теберда- Аксаут 3ВУ, Пшехашка- Пшеха 3ВУ, Центральный Кавказ 3ГУ |
Хронометрист, финансы К2-4, матрос |
Адрес хранения отчета, наличие видео- и киноматериалов, в том числе адрес Интернет-сайта нахождения отчета:
Один экземпляр отчета подаётся в МКК ФСТ-ОТМ, электронная версия отчета хранится у руководителя и участников.
Поход рассмотрен МКК:
Федерации спортивного туризма – объединения туристов Москвы.
Шифр МКК: 177-00-56666252
Организация и проведение похода
Общая идея похода, стратегия и тактика ее достижения, особенности, новизна и т.д.
Поход планировался, как тренировочный в рамках подготовки к путешествию в Восточный Саян на реки Китой и Онот. Выбор региона был обусловлен следующими требованиями:
-
относительная близость региона, чтобы успеть провести поход в течение 10 дней.
-
характер порогов на реке должен максимально походить на характер порогов на Саянских реках. А так как связку рек Красненькой и участок реки Кутсайоки называют
«Карельским Башкаусом» за насыщенность водными препятствиями, выбор пал именно на этот маршрут.
-
достаточно простая организация похода – один из участников группы был на этих реках 3 раза и все необходимые шаги (получение пропусков, организация заброски/выброски) совершаются быстро и без трудностей.
-
живописные места, обилие рыбы и других даров природы.
Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения
Обычно группы, проходящие данный маршрут, добираются до г. Кандалакша поездом, который идет до Мурманска.
В Кандалакше уехать в сезон с вокзала на автотранспорте особой проблемы не составляет, постоянно присутствует масса таксистов. До поселка Алакуртти идет вполне качественная асфальтированная дорога, однако, за Алакуртти начинается грунтовая дорога, с большими лужами, ямами и бродами. Легковая машина или "Газель" там не пройдет. В принципе, водители легкового транспорта, как правило, знают, где в Алакуртти можно найти ГАЗ-66 или УАЗ с прицепом (буханка). Изначально договорились с Валерием Васильевичем Красавиным (+7 921 275 8229), который везёт нас до Алакуртти (и забирает на машине с катера после выброски с Иовского вдхр), и Артура (9-952-299-04-61), который на своём ГАЗ-66 довозит от Алакуртти до места стапеля. Но на обратной дороге Валерий передал нас своему другу Роману, что в итоге вышло на 2000 тыс. р. дороже. Забрасывались мы двумя группами 6 и 8 человек.
В последнее время наблюдается тенденция к облегчению доступа граждан в приграничные районы. При погрузке в г. Кандалакша к нам сразу подошли пограничники для проверки паспортов. Также необходимо зарегистрировать группу в пос. Алакуртти в погранчасти. Для этого достаточно предоставить им список группы с паспортными данными и паспорта для сверки. После краткого инструктажа вам пожелают доброго пути.
Отдельно стоит отметить, что маршрут проходит по территории государственного природного заказника регионального значения "Кутса", поэтому стоит согласовать список и маршрут группы на сайте Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области по адресу: "http://mpr.gov-murman.ru/activities/okhrana-" rel="nofollow" okruzhayushchey-sredy/09.oopt/forms/kutsa/index.php.
Выброску с маршрута можно осуществлять начиная с пор. Шляпа, но наш маршрут предполагал прохождение части водохранилища и нас катер забирал нас с мыса Маргариты. Катер перевозит группу через Иовское вдхр до г.Зареченск за фиксированную сумму в 15000 рублей с группы (не более 15 человек). Таким образом имеет смысл объединиться нескольким группам (начиная с 16 пассажира взымается доплата за каждого туриста). В туристский сезон у пор. Шляпа постоянно стоят 2-3 катера, а также катера курсируют по всему водохранилищу, что позволяет решить вопрос прямо на месте. Но мы предпочли договориться о выброске заранее - Алексей 8(921)660-56-48, 8(911)320-83-17.
По слухам, мобильная связь работает в нескольких километрах от бани (час сплава от пор. Тесный, около разрушенного моста), если подняться вверх по тропе по ПБ. Но в целом мобильная связь на маршруте отсутствует вплоть до пос. Зареченск.
-
Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
Первый аварийный сход с маршрута возможен после окончание р. Красненькая - через Голубые озера. Второй вариант возможен примерно через 8 км после водопадов (1 час сплава от пор. Тесный) в месте, где на реке сохранись остатки моста, есть небольшой магазин, работающий в сезон, а на север уходит дорога в сторону нежилой деревни Вуоярви и поселка Алакуртти. Кроме того, возможна выброска после пор. Водопадный (примерно 1 км ниже порога на ПП реки) - на ЛБ перед чёрной скалой есть болотистый приток, поднявшись по которому можно найти тропу. Если пройти по ней около 2 км, то можно дойти до хорошей наезженной дороги, по которой группу может забрать ГАЗ-66, УАЗ (буханка). Запасные варианты для нашего маршрута официально не заявлялись.
Изменения маршрута и их причины
В первый день сплава (12.06) остановились раньше, чем планировали по причине долго стапеля. На третий день сплава (14.06) нагнали график. Маршрут решили сократить и закончить у мыса Маргарита из-за сильного встречного ветра. Сплав закончили 16.06, что позволило устроить незапланированную дневку 17.06.
График движения
Даты |
Дни пути |
Участки маршрута |
Протяжен- ность, км |
Способы передви- жения |
Ходовое время |
Метеоусловия |
Характерные препятствия |
10.06 - 12.06 |
1-3 |
г. Москва – г. Кандалакша – пос. Алакуртти – Чертов мост (стапель) |
--- |
поезд, авто |
--- |
---- |
--- |
12.06 |
3 |
Чертов мост – пор. Островной |
2,7 |
сплав |
1 ч 50 мин |
Пасмурно, мелкий дождь, вечером ясно 8- 10ᴼС |
Пор. Короткий (4) Пор. Каменистый (2) |
13.06 |
4 |
Пор. Островной – вдп. Маманя |
6,3 |
сплав |
11 ч 21 мин |
Утро ясно, штиль 12ᴼС, днем облачно 16-18ᴼС |
Пор. Островной (1) Пор. Прыжок (3) Пор. Щечки (3) Пор. Кавказский (4) Пор. Горка (3) Пор. Сомнительный (4) Пор. Муравей (3) Пор. БСТ (3) Вдп. Оба-на (5)обнос Вдп. Маманя обнос |
14.06 |
5 |
Вдп. Маманя – пор. Водопадный |
34 |
сплав |
13 ч 10 мин |
Утром переменная облачность, днем дождь, гроза, вечером ясно |
Пор. Тесный (3) Пор. Ступенька (4) Пор. Струя (2) |
15.06 |
6 |
Пор. Водопадный – стрекла рек Кутсайоки и Тунтсайоки |
8,5 |
сплав |
10 ч 10 мин |
Переменная облачность, днем 16ᴼС, вечером ясно 12-14ᴼС |
Пор. Водопадный (4) Пор. Лесенка (2) Пор. Три протоки (2) Пор. Яма (3) Пор. Котел (3) |
16.06 |
7 |
Стрекла рек Кутсайоки и Тунтсайоки – мыс Мвргариты (Иовское водхр.) |
30 |
сплав |
12 ч 25 мин |
Утро ясно 16 ᴼС, днем пасмурно дождь, сильный встречный ветер, вечер 15ᴼС |
Пор. Ночной (1) Пор. Карниз (3) Пор. Каньонный (2) Пор. Змея (2) Пор. Шляпа (3) |
17.06 |
8 |
Дневка (антистапель) |
--- |
--- |
--- |
Пасмурно, дождь 15ᴼС, ветер |
--- |
18.06- 19.06 |
9-10 |
Мыс Маргариты – пос. Зареченск – г. Кандалакша – г. Москва |
--- |
--- |
--- |
-- |
---- |
* Все пороги ниже третьей категории трудности проходились без просмотра. Итого активными способами передвижения: 81.5 км
Техническое описание
10.06.16 – 12.06.16 г. Москва – г. Кандалакша – Чертов мост (стапель)
22:15 отправление поезда 092 Москва — Мурманск, прибытие в Кандалакшу 12.06 в 4:27.
12.06.16 Чертов мост – пор. Островной
4:27-4:32 выгрузились на ст. Кандалакша, загрузка в Ford Transit. Подошли пограничники проверить паспорта.
4:55 — Выехали.
6:30 — Подъехали к пункту паспортного контроля.
6:49 — Прибили в пос. Алакуртти в погранчасть. Зарегистрировались. 7:12 — В ожидании ГАЗ – 66 разгрузили Форд. Перекус.
7:25 — Подъехал кунг ГАЗ-66, загружаем его.
7:37 — Заправились бензином (1л бензина 92 = 35,3р.) Выехали. 8:45 — Техническая остановка.
9:15 — Брод.
9:36-9:42 — Вторая остановка у памятника экипажу Т-26, с крыши кунга ловит сотовая связь (Билайн, МТС).
10:45 — Приехали к Чертову мосту, около него уже стоят 3 лагеря, два из них собираются. 11:00 — Перетащили вещи ближе к реке, затем на площадки для сбора катамаранов, начало сборки.
14:20 — Готов обед. 17:25..30 - Выход на воду.
18:38-18:40 — Порог и шивера после залива по левой протоке.
19:07 — Чалка на ПБ для осмотра пор. Островной. Решили, что идем по сливу справа, по основному руслу торчат каменные гребни — можно порвать шкуру.
19:20 — Отмена прохождения, встаем на ночевку выше порога.
19:50 — Костер горит, подъем дежурных назначен в 6ч, общий на 7ч, выход на 9ч. 20:30 — Ужин, Сергей В поймал форель.
22:00 — Сергей П и Денис поймали по красной рыбе. 23:00 – Отбой.
13.06.2016 Пор. Островной – вдп. Маманя
6:50 — Подъем группы, ясно, t=+12C, штиль. 7:07 — Вброшено!
7:20-7:25 — Завтрак окончен.
9:07-9:09 — Выход на воду, ветерок, облачность 30%.
9:24 - Прошли 2 шиверки, чалка на ПБ перед порогом Прыжок, идем на осмотр.
10:26 — Прошли порог, порядок К2-4, К2-3, К2-2, К2-1.
10:54 — Идем обратно к судам.
11:20 — Прохождение порядок К2-3, К2-1, К2-2, К2-4. Прохдили прог в связке с порогом горка.
12:40 — прошли все суда, повреждения: К2-3— помяли 1ю поперечину, К2-2 повреждены вязки на внешней стороне левой гондолы.
13ч — Чалка на ЛБ ниже шиверы сразу после слияния рек, готовка обеда. 14:28 — Привязываем вещи, обед закончен, костер залили.
14:40 — Выход на воду.
16:00 — порог Муравей прошли. Ориентиры: Сразу за плесом река поворачивает налево,
где начинается порог. Чалка на ЛБ до начала острова. Просмотр по ЛБ. Длина препятствия: 70 м. Порядок К2-1, К2-2, К2-3, К2-4.
16:08 — Просмотр порога БСТ. Ориентиры: гряда камней поперек русла реки. Порядок: К2-1, К2-3, К2-2, К2-4.
18:20 — Перечалка на правый берег на обнос Мамани. Ориентиры: начинается сразу на выходе из озера за порогом Оба-на. Расстояние от Оба-На 200-250 м. С воды не виден и не слышен. Высота 9 м.
19:14 — Каты К2-1 и К2-3 сброшены в водопад, пойманы внизу, каты К2-2 и К-2-4 перенесли по тропе по ПБ.
20:45 — Каны на огне, каты перенесены.
14.06.2016 Вдп. Маманя – пор. Водопадный
7:10 — Завтрак.
8:30 – Фото под водадом Маманя. Руководителем поймана средняя щука.
10:50 — Порог Тесный. Ориентиры: после плёса сужение русла, ЛБ – скальный, чалка по ПБ. Порядок: К2-4, К2-3, К2-2, К2-1.
12:18 — Проплыли остатки моста (место брода). 15:10 — Пообедали на ПБ (по реке 22,8км).
16:55 — Окончание прохождения порога Ступенька.
17:45-17:50 — пор. Струя (Малый Каньонный) сходу. Порядок К2-1, К2-2, К2-3, К2-4. 17:50-20:00 – По пути ловилась рыба.
19:30 – Гроза.
Перед локальным порогом недалеко от Водопадного была хорошая тихая стоянка на ЛБ. Стоянок на Водопадом на ПБ много, но это излюбленные места туристов – будте готовы к приходу гостей.
20:45 — Осмотр, переходим на место стоянки между ступенями, каты оставляем выше порога,вытащенными на берег и привязанными к деревьям.
21:10 — Перенесли вещи на место лагеря. 22:30 — Ужин.
15.06.2016 Пор. Водопадный – стрелка рек Кутсайоки и Тунтсайоки
8:10-8:40 — Завтрак.
10:00-10:20 — Занесли вещи за порог.
11:35 — Группа закончила прохождение порога. Порядок прохождения: К2-1, К2-2, К2-3, К2-4.
14:05 — Чалка на ЛБ Тунтсайоки при её слиянии с Кутсайоки, обед. Сильный ветер в сторону Тунтсайоки. Здесь же ночевка.
15:40 — Закончили обед, переменная облачность, t=+16C, ветерок.
15:55 — Подошла коммерческая группа (2 К-4, 1 каяк), вылезла на наш берег, примерно через 20 минут они, разделившись, ушли.
16:40 — Вышли вверх по реке Тунтсайоки. 16:55 — Дошли до порога Котел.
17:00 — Осмотрели порог, нашли тропу для обноса, несем каты. 17:18 — Идем далее вверх по реке.
17:32 — Чалка ниже порога Яма, ремонт сорвавшейся крутки на кате К2-1. 17:35 — Осмотр Ямы.
17:50 — Занесли суда выше порога Яма, начало прохождения. Порядок К2-3, К2-1, К2-2, К2-4. Так же были проведены занятия по самосплаву в данном пороге.
18:40 — Прошли порог Котел. Порядок: К2-4, К2-2, К2-3, К2-4. 19:40 — Вернулись к месту лагеря на стрелке рек.
21:15 — Ужин.
23:30 — Отбой.
16.06.2016 Стрелка рек Кутсайоки и Тунтсайоки – мыс Маргариты (Иовское водохранилище)
7:10-7:40 - Завтрак, отметили оладьями Д.Р. Вани. 10:00 — Вышли на воду.
11:05 — Начало прохождения. Порядок: К2-4, К2-2, К2-3, К2-1.
14:40 — Чалка на ЛБ ниже 2х островов на обед. Руководитель поймал огромную щуку.
16:20 — Вышли с обеда, проехал маленький катер. 17:50 – Остановка на острове.
19:10 — Остановка в протоке за островом.
20:20 — Чалка на острове слева от т.73км, сильный встречный ветер. 20:32 – Выходим.
21:48 — Мы на восточном мысе острова в 0,5 км от мыса Маргариты 21:52 — Попили чаю из их термоса, разделили остатки сахара с обеда
22:10 — Вышли с места отдыха (весь переход до мыса Маргариты ветра не было) 22:20 — У мыса Маргариты (появляется ветер из пролива).
22:25 — У места лагеря, выносим суда на берег. 23:25 — Ужин.
17.06.2016 Дневка(Антистапель)
11:30 — Завтрак, с утра ясно, затем кратковременные дожди. 12:00-20:00 – Сбор судов. Антистапель.
16:10 — Обед — уха, жареная рыба. 20:28 — Ужин.
18.06.2016 – 19.06.2016 мыс Маргариты – пос. Зареченск - г. Кандалакша – г. Москва
9:45 – Завтрак.
10:03 – Отчалили на катере.
12:02 — Чалка катера на ПБ рядом с базой отдыха «Иова» у дороги. 12:40 — Приехала газель с прицепом, загрузка.
13:04 — Выехали.
14:00 — Поворот на Алакуртти. 14:04-14:10 — Санитарная остановка.
15:05 - Приехали к вокзалу, вещи сложили в здании вокзала, потом пошли в город: кто в магазин, а кто и в музей.
19:12 — Отправление поезда 225 «Мурманск — Адлер» со станции Кандалакша 23:49 следующего дня — прибытие поезда 225 на станцию Москва-Курская.
Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
- В случае низкого уровня воды часть порогов потяряла свою гидродинамическую силу, но вместе с тем обнажилось очень много камней, на который можно застрять, прорвать катамаран. Наиболее опасна в этом плане река Красненькая. Также водопад Оба-на становиться очень опасным для прохождения в виду обилия обнажившихся камней на входе.
- Обнос водопада Маманя безопасней с левой стороны. Также известны случае переворота катамаранов сразу после водопада Оба-На из-за навала на камень в русле.
- Несмотря на популярность маршрута среди туристов, он проходит в автономных условиях, что накладывает на группу дополнительные обязательства по обеспечению безопасности на маршруте.
Дополнительные сведения о походе
2.8.1. Обеспечение безопасности на маршруте
При подготовке и проведении данного похода были приняты следующие меры безопасности:
- При прохождении маршрута все члены группы находились в неопреновых гидрокостюмах, спасжилетах, касках, грудных обвязках, имея при себе стропорезы, личные спасконцы с карабинами;
- При прохождении определяющих препятствий водной части маршрута применялась следующая тактика: предварительный просмотр препятствий, определение основной и запасных траекторий движения, в отдельных случаях – нижняя страховка с воды, страховка с марковкой с берега;
- Комплект картографического материала имелся у капитана каждого судна. На каждом суде имелись рации;
-
Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения
Финансовые затраты |
||
Вид затрат |
На 1 чел., руб |
На группу 8 чел., руб. |
Продуктовая раскладка |
2071 |
16566 |
Газель Кандалакша –Алакуртти* |
429 |
3430 |
ГАЗ-66 от Алакуртти до Чертового моста |
714 |
5714 |
Катер** |
857 |
6857 |
Газель Алакурти - Кандалакша |
429 |
3430 |
Поезд Москва-Кандалакша |
2875 |
23000 |
Поезд Кандалакша- Москва |
3000 |
24000 |
итого |
10375 |
83000 |
*Заброска и выброска была совмесна с еще одной группой из 6-ми человек, на группу из 14-ти человек газель до Алакуртти 6000, ГАЗ 10000, обратно газель 6000 р. ** катер стоит 12000руб, так как выбрасывались с мыса Маргариты, заплатили меньше, т.к. скооперировались с еще одной группой |
Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
Маршрут был пройден, запланированный график выдержан и даже опережен, в следствие чего появилась возможность отдыха на дневке. Не реализовалась возможность прохожения порога Оба-на из-за опасно низкой воды. В высокую воду маршрут представлял бы больший спортивный интерес. Однако малая вода дает возможность полакомиться рыбой.
Маршрут не позволяет раскататься перед определяющими препятствиями.
«Каньон Короткий» начинается через 1 км от места стапеля. Перед ним есть всего пара порожков в которых можно и нужно «размяться». Не стоит пренебрегать этой возможностью.
Специфика препятствий маршрута такова, что падение выбирается не постепенно, а порогами-ступеньками. Исключением является участок р. Красненькая от порога «Прыжок» до впадения в р. Кутсайоки.
Над отчетом работали
Панферова Любовь;
Михайлов Дмитрий – картографический материал; Рашек Юрий – хронометраж.
Проверка материалов Валуев Сергей.
Приложения
Картографический материал
Фотоматериалы
Фото 1. Чертов мост
Фото 2. Каньон Короткий К2-3.
Фото 3. Порог Прыжок К2-4.
Фото 4. Порог Прыжок К2-1.
Фото 5. Порог Щечки К2-2.
Фото 6. Порог Кавказский К2-4.
Фото 7. Порог Горка К2-1.
Фото 8. Порог Сомнительный. К2-2.
Фото 9. Порог сомнительный К2-1.
Фото 10. Порог Муравей К2-3.
Фото 11. Порог БСТ К2-4.
Фото 12. Водопад Оба-на.
Фото 13. Спуск катамаранов по вдп. Маманя.
Фото 14. Вся группа на фоне вдп. Маманя.
Фото 15. Порог Тесный К2-1.
Фото 16. Порог Ступенька К2-2.
Фото 17. Порог Водопадный первая ступень К2-3.
Фото 18. Порог Водопадный третья ступень. К2-2.
Фото 19. Порог Яма К2-3.
Фото 20. Порог Яма занятия по самосплаву.
Фото 21. Порог Яма занятия по самосплаву и страховке.
Фото 22. Порог Котел К2-4.
Фото 23. Порог Котел К2-2.
Фото 24. Порог Карниз К2-1.
Фото 25. Порог Шляпа К2-4.
Фото 26. Улов на входе в водохранилище.
Фото 27. Вся группа вместе с группой Виталия Позднева на выброске с мыса Маргариты.
Комментарии