Виды туризма
ОТЧЕТ
o прохождении водного туристского спортивного маршрута
четвёртой категории сложности по Западному Саяну, совершенном группой ГФСОО «Федерация спортивного туризма г.Челябинска» в период с 09 июля по 19 июля 2018 года
по рр.Она-Абакан
Маршрутная книжка: № 46/2018 Руководитель группы:
Суворов Андрей Максимович Россия, Челябинская область,
г. Челябинск, ул. Энтузиастов, 29А-16 тел. +7-963-473-44-97
e-mail: kosyatz@gmail.com
Челябинская областная туристско-спортивная маршрутно-
квалификационная комиссия 174-00-555533300 рассмотрела отчет и считает, что маршрут может быть зачтен всем участникам и руководителю
четвёртой категорией сложности.
Отчет использовать в библиотеке
РФСОО «Федерации спортивного туризма Челябинской области» Судья по виду (подпись)
(Тарасов Ю.Н.) Председатель МКК (подпись)
(Черных М.А.)
Штамп МКК
г.Челябинск 2018 г.
Раздел 1
Проводящая организация
МКК ГФСОО «Федерация спортивного туризма Челябинской области»; Россия, Челябинская обл., г. Челябинск, Воровского, 48;
Председатель - Черных М.А., тел. +7922-712-19-41
Место проведения маршрута
Россия, республика Хакасия.
Западный Саян, бассейны рек Она и Абакан.
Общие справочные сведения о маршруте
Вид туризма |
Категория сложности |
Протяженность активной части, км |
Продолжительность активной части, дни |
Сроки проведения |
|
общая активная |
ходовых дней |
||||
Водный |
четвертая |
181 |
11 |
7,5 |
с 09.07.2018 по 19.07.2018 |
Средства сплава - четыре двухместных катамарана |
Фамилия производителя, город |
Объём |
Цвет |
условное наименование |
|
Данилин, Саратов |
900 л |
жёлто-синий |
К-2 «Рэд» |
||
Студенецкий, Челябинск |
1100 л |
зелёно-бело-жёлтый |
К-2 «Роберт» |
||
Студенецкий, Челябинск |
1100 л |
жёлто-чёрный |
К-2 «Кабан» |
||
Горшкова, Екатеринбург |
1100 л |
жёлто-сине- фиолетовый |
К-2 «Сухих» |
||
Распределение расстояния на маршруте |
24 км – пеший подход к началу сплава 24 км 157 км – сплав |
||||
Распределение времени на маршруте |
2,5 дня – пеший подход к началу сплава 1 день – стапель 5 дней – сплав 2 дня – днёвки 0,5 дня – антистапель итого 11 дней |
||||
Уровень воды |
р.Она от места стапеля до пор.1-й Большой Онский – ниже среднего, р.Она с пор.1-й Большой Онский до устья, р.Абакан – выше среднего |
Сокращения, принятые в отчёте
ЛБ / ПБ – левый берег реки / правый берег реки (орографически) ЛП / ПП – левый поворот реки / правый берег реки (орографически) порог ПБО – порог Первый Большой Онский
порог ВБО – порог Второй Большой Онский
Нитка маршрута
пеший переход: 315-й км трассы Абакан – Ак-Довурак – пер.Кохош, н/к –
– вдоль р.Курукуль – вдоль р.Она до устья р.Каратош;
сплав: устье р.Каратош – сплав по р.Она до устья, сплав по р.Абакан до г.Абаза.
1.6. Определяющие препятствия маршрута
Порог |
Уровень воды |
к.с. |
Длина |
Краткая характеристика препятствия |
1. Максим |
ниже среднего |
4А |
250 |
Слив 1,2 м в сужении русла, через 30 м 0,7 м, затем каменистая шивера со сливами. В шивере сложная линия движения. |
2. Бобслей |
4А |
250 |
Усложняющаяся шивера с навалами на камни, которая завершается сужением русла с необходимостью ухода от камней и преодоления пенного вала. |
|
3. Первый Большой Онский |
выше среднего |
4В |
400 |
Входная шивера, затем основная ступень с мощными валами до 1,5 м закусывающими бочками в середине и на выходе. |
4. Второй Большой Онский |
4В |
150 |
Две ступени, валы до 1,2 м. Необходимость чёткого манёвра либо преодоления мощной косой бочки в первой ступени или пенного котла во второй ступени. |
|
Все препятствия находятся на р.Она, все они пройдены всеми экипажами. |
Состав группы
ФИО |
Год рожд ения |
Туристский опыт* |
Обязанност и |
Судно (описание судна см. в п.1.3) |
Суворов Андрей Максимович (1) |
1991 |
5У-рр.Башкаус-Чулышман (Алтай), + 2*5У (Алтай, Джунгарский Алатау) 3Р-рр.Песчаная-Катунь |
руково- дитель, штурман |
К-2 «Рэд», капитан |
Калинин Дмитрий Сергеевич (2) |
1992 |
3У-рр.Песчаная-Катунь (Алтай) + 3У в р-не С.Кавказ |
завснар |
К-2 «Рэд», матрос |
Луканин Егор Анатольевич (3) |
1998 |
3У-рр.Песчаная-Катунь 1Р-р.Мста (ост.евр.часть РФ) |
реммастер |
К-2 «Роберт», капитан |
Исмагилова Юлия Салаватовна (4) |
1988 |
3У-рр.Песчаная-Катунь (Алтай) |
фотограф |
К-2 «Роберт», матрос |
Солодникова Софья Александровна (5) |
1996 |
3У-рр.Песчаная-Катунь 1Р-р.Юрюзань (Юж.Урал) |
помощник завхоза |
К-2 «Кабан», капитан |
Ермолаев Иван Сергеевич (6) |
1988 |
3У-рр.Песчаная-Катунь (Алтай) |
фотограф |
К-2 «Кабан», матрос |
Ксенофонтов Олег Сергеевич (7) |
1999 |
3У-рр.Песчаная-Катунь (Алтай) + 3У в р-не С.Кавказ |
хроно- метрист |
К-2 «Сухих», капитан |
Васильева Екатерина Андреевна (8) |
1975 |
3У-рр.Песчаная-Катунь 2Р-рр.Бедярыш-Лемеза (Южный Урал) |
завхоз, оператор экшн- камеры |
К-2 «Сухих», матрос |
*указанный туристский опыт участников получен
в 2017-2018 гг.;
руководителя – в 2016-2018гг.
-
Адрес хранения отчёта
Библиотека ГФСОО «Федерация спортивного туризма Челябинской области»; Россия, Челябинская обл., г. Челябинск, Воровского, 48; тел. +7904-815-63-04
-
Поход рассмотрен
Поход рассмотрела Челябинская областная туристско-спортивная маршрутно-квалификационная комиссия. Выдана маршрутная книжка 46/2018.
Челябинская областная туристско-спортивная маршрутно-квалификационная комиссия 174-00-555533300 рассмотрела отчет и считает, что маршрут может быть зачтен всем участникам и руководителю четвёртой категорией сложности.
Раздел 2
Общая смысловая идея похода
Пройти водный спортивный маршрут четвёртой категории сложности, повысить уровень туристского мастерства, впервые посетить Западный Саян, получить удовольствие от общения с единомышленниками, сделать запоминающиеся фотографии.
Варианты подъезда на маршрут, отъезда с маршрута
Традиционно заброска начинается от г.Абакан. Любым заказным автомобильным транспортом необходимо добраться до 315-го километра трассы Абакан – Ак-Довурак. Далее возможна пешая или конная заброска. Ввиду не самой высокой сложности пешей заброски и ограниченности походного бюджета был выбран именно вариант пешего подхода.
Выброска из г.Абаза может быть осуществлена на междугороднем автобусе или тем же заказным автомобильным транспортом. Мы воспользовались (как по пути туда, так и обратно), услугами водителя восьмиместного микроавтобуса с прицепом Вячеслава +7913-830-56-63 и остались довольны.
Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
На пешей части маршрута и в начале сплава (выше Каратошской заставы в 3 км ниже устья р.Каратош) – возвращение на точку старта (трасса Абаза-Ак-Довурак)
Ниже Каратошской заставы – сплав до п.Б.Он, через который проходит трасса Абаза-Ак-Довурак. Ниже п.Б.Он – выход на трассу Абаза-Ак-Довурак, которая проходит вдоль реки до п.Кубайка.
Ниже п.Кубайка – сплав до п.М.Анзас.
Ниже п.М.Анзас – сплав до р.Абакан и далее до г.Абаза. По р.Абакан ходят моторные лодки.
Запланированный, пройденный маршрут, причины изменения маршрута
Дата |
День пути |
Запланированный маршрут |
Пройденный маршрут |
||
Участок маршрута |
Км |
Участок маршрута |
Км |
||
пешая часть |
|||||
09.07 |
1 |
315-й км трассы Абаза-Ак-Довурак –
|
6 |
315-й км трассы Абаза-Ак-Довурак –
|
6 |
10.07 |
2 |
16 км от устья р.Курукуль –
|
12 |
16 км от устья р.Курукуль –
|
12 |
11.07 |
3 |
4 км от устья р.Курукуль –
|
6 |
4 км от устья р.Курукуль –
|
6 |
Итого пешком: |
24 |
Итого пешком: |
24 |
||
водная часть |
|||||
12.07 |
4 |
Стапель. устье р.Каратош – – пор.Косые ворота |
13 |
Стапель. устье р.Каратош – – пор.Косые ворота |
13 |
13.07 |
5 |
пор.Косые ворота – – 2 км выше устья р.Карасума |
30 |
Днёвка |
- |
14.07 |
6 |
Днёвка |
- |
пор.Косые ворота – – 3 км ниже устья р.Карасума |
35 |
15.07 |
7 |
2 км выше устья р.Карасума – – устье р.Б.Колчан |
32 |
3 км ниже устья р.Карасума – – устье р.Б.Колчан |
27 |
16.07 |
8 |
устье р.Б.Колчан – – 5 км ниже устья р.Б.Анзас |
29 |
устье р.Б.Колчан – – 5 км ниже устья р.Б.Анзас |
29 |
17.07 |
9 |
5 км ниже устья р.Б.Анзас – – пор.Первый Большой Онский |
20 |
5 км ниже устья р.Б.Анзас – – пор.Первый Большой Онский |
30 |
18.07 |
10 |
Днёвка |
- |
Днёвка |
- |
19.07 |
11 |
пор.Первый Большой Онский – – г.Абаза. Антистапель |
33 |
пор.Первый Большой Онский – – г.Абаза. Антистапель |
33 |
Итого сплав: |
157 |
Итого сплав: |
157 |
||
— |
Итого активными способами передвижения: (с учётом коэффициента 1,2) |
181 |
Итого активными способами передвижения: (с учётом коэффициента 1,2) |
181 |
Причины изменений в графике:
-
Днёвка 14.07 была перенесена на 13.07 в связи с тем, что в первый сплавной день начала травить одна из гондол К-2 «Роберт» и нуждалась в тщательном осмотре и ремонте. Как оказалось, травила старая заплата, при этом на тренировке перед самым началом похода заплата ещё «держала».
-
Стоянка 15.07 была организована на 5 км ниже в связи с плохими условиями для лагеря в планировавшейся точке.
График движения
Дата |
День пути |
Участок маршрута |
Способ передви- жения |
Рас- стоя- ние, км |
Определяющие препятствия участка |
09.07 |
1 |
315-й км трассы Абаза-Ак-Довурак –
|
пешком |
6 |
пер.Кохош (н/к) |
10.07 |
2 |
16 км от устья р.Курукуль –
|
пешком |
12 |
броды (н/к) |
11.07 |
3 |
4 км от устья р.Курукуль – –вдоль р.Курукуль –
|
пешком |
6 |
- |
12.07 |
4 |
Стапель. устье р.Каратош – – пор.Косые ворота |
сплав |
13 |
пор.Максим (4А) |
13.07 |
5 |
Днёвка |
- |
- |
|
14.07 |
6 |
пор.Косые ворота – – 3 км ниже устья р.Карасума |
сплав |
35 |
пор.Бобслей (4А) |
15.07 |
7 |
3 км ниже устья р.Карасума – устье р.Б.Колчан |
сплав |
27 |
- |
16.07 |
8 |
устье р.Б.Колчан – – 5 км ниже устья р.Б.Анзас |
сплав |
29 |
- |
17.07 |
9 |
5 км ниже устья р.Б.Анзас – – пор.Первый Большой Онский |
сплав |
30 |
- |
18.07 |
10 |
Днёвка |
- |
- |
- |
19.07 |
11 |
пор.Первый Большой Онский – – г.Абаза. Антистапель |
сплав |
33 |
пор.Первый Большой Онский (4В) пор.Второй большой Онский (4В) |
Итого активными способами передвижения, в т.ч.: пешком: сплав: |
181
24 157 |
четыре порога 4 к.с. |
Техническое описание прохождение группой маршрута
Краткое описание пройденного маршрута по характерным участкам
№ п/п |
Название участка |
Описание участка - Пешая часть, 24 км |
Длина участка |
1 |
315-й км трассы Абакан-Ак- Довурак – пер.Кохош – долина р.Курукуль (3 км, 2 км) |
Необходимо пересечь болотистую долину р.Б.Он в направлении А-образной опоры ЛЭП. Её легко определить, остальные опоры стандартной линейной формы. Лучше сразу, у трассы, одеть «водную» обувь, если вы не планируете замочить «пешую». На этом участке необходимо делать брод р.Б.Он. Здесь это ещё трёхметровый ручей глубиной 50 см. От опоры ЛЭП тропа уходит вверх, на перевал. Тропа ярко выраженная, идти по ней было легко. Сначала тропа пролегает кедровой роще, затем выходит на открытое пространство. Взошли на пер.Кохош в 15.20. Тропа вниз с перевала сначала уходит направо, при этом спуск достаточно пологий. Почти сразу же попадаешь в густой, таёжный лес. Затем тропа начинает падать круто, теперь уже забирая влево, описывая дугу по правому борту долины р.Курукуль. Тропа по-прежнему чётко видна. |
5 км |
2 |
долина р.Курукуль – стрелка р.Курукуль и р.Она – долина р.Она до устья р.Каратош (16 км, 3 км) |
После выхода к р.Курукуль спуск становится совсем пологим. Есть хорошее место для стоянки на большой ровной «поляне» с редким лесом перед первым правым притоком р.Курукуль. Ещё одно хорошее место для стоянки – изба в 9 км пути от устья р.Курукуль. Тропа идёт в основном по правому берегу. Иногда есть локальные подъёмы и спуски по борту долины р.Курукуль. Поскольку тропа используется и как конная, она достаточно узкая и «пробита» в среднем на 20-30 см. Несколько раз тропа переходит на левый берег и обычно почти сразу же «перебирается» обратно. Ширина бродов составляет несколько метров, глубина – до 50см. В нашем случае мы преодолели 6 бродов. Правые притоки р.Курукуль (ручьи и ручейки) проходятся "на сухую". В районе бродов тропа немного путается, но заблудиться сложно, т.к. генеральное направление вниз по долине понятно. За несколько километров до р.Она броды заканчиваются. «Дойдя» до р.Она, тропа продолжается по её ПБ до устья левого притока р.Каратош. Возможно, тропа идёт и далее, но мы не проверяли. В 30 м выше впадения Каратоша на ПБ р.Она удобная поляна для стапеля. |
19 км |
№ п/п |
Название участка |
Описание участка – Сплав, 157 км |
Длина участка |
Река Она, 131 км |
|||
«Верхняя Она» (Каратош – Карасума), 45 км |
|||
3 |
Устье р.Каратош – пор.Максим |
Несколько шивер-перекатов 1-2к.с. Перед пор.Максим первый ярко выраженный порог 2к.с. |
7 км |
4 |
П.Максим, шив. Змейка (4 к.с.) |
Первый серьёзный порог на Верхней Оне. После локального порога с двумя сливами следует шивера с крупными камнями, требующая очень чёткого манёвра. |
6 км |
5 |
Пор.Максим – пор.Косые ворота |
До устья левого притока Средний Арыг мелководные шиверы 1-2 к.с. После впадения Ср.Арыга почти идёт серия мощных шивер-порогов 3к.с. (Арыгские шиверы). Они требуют постоянной корректировки курса для ухода от обливных и полуобливных камней. |
|
6 |
пор.Косые ворота (3 к.с.) |
Ключевое место - слив, после которого струя несильно наваливает судно на камень. После разведки не кажется сложным, но в отличии от Арыгских шивер, порог требует обязательного просмотра. |
5 км |
7 |
пор.Косые ворота – пор.Бобслей |
Участок содержит постоянный фон 2-3 к.с. Участок не так мощен, как отрезок Арыгских шивер, но всё равно достаточно интересен. |
|
8 |
Пор.Бобслей (4 к.с.) |
Красивый, протяжённый порог с длинной, двухступенчатой заходной шиверой 2-3 к.с. Заканчивается нагромождением крупных камней, при прохождении которого необходимо цеплять пенный вал, образованный центральным камнем. |
27 км |
9 |
Пор.Бобслей – устье р.Карасума |
Первые километров 20 сложность шивер в основном 1-2к.с., редко «2+». За 5-7 км до устья Карасумы русло делится на протоки, завалов нет но есть несколько расчёсок, мелководные перекаты. |
|
«Средняя Она» (Карасума – Малый Анзас), 54 км |
|||
10 |
устье р.Карасума – п.Кубайка – д.М.Анзас (42 км, 12 км) |
Река значительно расширяется, до 30-50 м. Фоновые препятствия, дорожки валов до 0,5-0,7 м локальны ввиду большой ширины реки и относительно небольшого уклона. На данном участке крайне мало обжитых стоянок. Несколько мостов автомобильной трассы не представляют опасности. «Центр цивилизации» на данном участке реки – п.Кубайка. |
54 км |
«Нижняя Она» (д.М.Анзас – устье р.Она), 32 км |
|||
11 |
д.М.Анзас – пор.Первый Большой Онский |
В 4 км ниже д.М.Анзас начинается участок, содержащий несколько мощных шивер 2 к.с. и 3к.с. |
26 км |
12 |
пор.Первый Большой Онский (4 к.с.) |
Мощный протяжённый порог с валами до 1,5 м и двумя достаточно мощными бочками в конце порога. |
|
13 |
М/у Онскими порогами |
Расстояние между Первым и Вторым Онскими порогами - около 800 м. Шивера 2-3 к.с. |
|
14 |
Пор.2-й Большой Онский 4к.с. |
Мощный двухступенчатой порог (валы до 1,2 м), по мощный бочке в каждой из ступеней, страховка спасконцом неэффективна. |
6 км |
15 |
Пор.Второй Большой Онский – устье р.Она |
Сразу после порога около 2 км мощных шивер 3к.с. с валами до 1,8 м и достаточно мощными бочками. Далее река «успокаивается». |
|
Река Абакан, 26 км |
|||
|
Устье р.Она – г.Абаза |
Отрезок без серьёзных препятствий, на внешнем радиусе некоторых поворото на валы до 1 м. |
26 км |
Техническое описание прохождения группой маршрута по дням
09 июля 2018
Приехали на 315-й км трассы Абакан-Ак-Довурак на микроавтобусе в 12.00.
Подготовились к старту, вышли в 13.00.
Прошли с трассы в сторону А-образной опоры ЛЭП. Для этого необходимо пересечь болотистую долину Большого Она. Лучше сразу, у трассы, одеть «водную» обувь, если вы не планируете замочить «пешую».
Затем перебродили реку Большой Он. Здесь это ещё трёхметровый ручей глубиной 50 см.
От опоры ЛЭП тропа уходит вверх, на перевал. Тропа ярко выраженная, идти по ней нам было легко. Сначала тропа пролегает кедровой роще, затем выходит на открытое пространство.
Взошли на перевал Кохош в 15.20.
Тропа вниз с перевала сначала уходит направо, при этом спуск достаточно пологий.
Почти сразу же мы снова оказались в лесу, теперь уже густом, таёжном. Вскоре тропа начинает падать круто, теперь уже забирая влево, описывая дугу по правому борту долины ручья Курукуль. Это самый трудный пеший участок, но и в нём, по большому счёту нет ничего сложного. Тропа по-прежнему чётко видна.
После выхода к Курукулю спуск становится совсем пологим, тропа идёт по правому берегу. Встали на стоянку на запланированном месте на большой ровной «поляне» с редким лесом перед первым правым притоком Курукуля.
10 июля 2018
Продолжили движение по тропе преимущественно по правому берегу Курукуля.
Тропа в целом пологая, иногда есть локальные подъёмы и спуски по борту долины Курукуля Поскольку тропу используется и как конная, она достаточно узкая и «пробита» в среднем на 20-30 см.
Вообще, нам очень повезло, что во время «пешки» не было дождя, тропа была сухой или с
«подсушенной» грязью.
В основном тропа также пролегает по правому берегу Курукуля, но когда правый берег становится крутым, то она переходит на левый берег и обычно почти сразу же «перебирается» обратно. Ширина бродов составляет несколько метров, глубина – до 50см. За день мы прошли 6 бродов, т.е 3 раза «туда» и три раза «обратно».
Правые притоки Курукуля (ручьи и ручейки) проходятся "на сухую".
До избы в 9 км пути до Оны, у которой мы сделали обед, было пройдено 4 брода. Первые два интервалом в 200м. В районе первых двух бродов тропа немного путается (много путей обхода), но заблудиться невозможно. За километр до избы 3-й брод, за 50 м до избы - 4й. Изба находится взгорке, который можно обойти по низу, слева (ближе к Курукулю).
После обеда прошли ещё 2 брода.
На ночёвку встали у правого притока Курукуля или у протоки Курукуля. Встали перед спуском к "ручью".
Встали на стоянку перед руч.Чадырлы, предпоследним и последним крупным правым притоком Курукуля. Места под палатку есть, но с кочками.
11 июля 2018
Продолжили движение по тропе по правому берегу Курукуля. Сегодня бродов уже не было. Дойдя до Оны, мы продолжили движение по тропе по правому берегу Оны.
Р.Она сразу за устьем р.Курукуль
К обеду дошли до левого притока Каратоша и встали на отличной поляне на ПБ Оны в 30 м выше впадения Каратоша.
Заготовили берёзу для рам. Строительного леса немного.
Воротки также изготавливались из дерева.
12 июля 2018
С утра собрали катамараны.
Подбор материала для строительства рамы
Вязка рамы
Отобедав, вышли на воду.
Группа на старте сплава
Порядок следования экипажей в кильватерной колонне:
- К-2 «Рэд» (Суворов-Калинин)
- К-2 «Роберт» (Луканин-Исмагилова)
- К-2 «Кабан» (Солодникова-Ермолаев)
- К-2 «Сухих» (Ксенофонтов-Васильева)
Сразу же после выхода у К-2 «Роберт» начала спускать одна из гондол. Как выяснилось на следующий день, «прохудилась» одна из старых заплат. Поэтому в первый сплавнойкаждые 2-3 км мы чалились и Луканин подкачивал гондолу.
До порога Максим кильватерной колонной прошли несколько мелководных шивер-перекатов 1- 2к.с. Вода ниже среднего.
Чалка на участке выше пор.Максим. К-2 «Кабан»
Фоновая шивера выше пор.Максим
Название порога |
к.с. |
Протяжённость |
|
|||||||||
Максим |
4 |
250 м |
||||||||||
Ориентиры, чалка; осмотр. Остров перед порогом Максим прошли слева. В конце левой протоки препятствие 10 "Калибр" (2 к.с.)- пологий узкий "кривой" слив около 1 м через гряду камней. Зачалились после острова на ЛБ перед сужением русла. Осмотр по ЛБ. |
||||||||||||
Описание, чалка после порога. Слева русло поднято, на нём большие валуны, большая часть воды в первой половине порога уходит в правую часть русла. Порог имеет две ступени.
«чемоданами» до 0,6 м . Один из них – «хитрый», через нагромождение камней со сбросом с одной из плит. Далее ещё около 100 м каменного "лабиринта". Чалка возможна в шивере Змейка за одной из плит либо на обоих берегах в уловах за камнями. |
||||||||||||
|
|
С |
х |
е м а |
п |
р о х |
o ж д |
е н и |
я |
|
||
№ |
Кто проходит |
Кто страхует |
Как и где страхует |
Кто снимает |
Где снимает |
|||||||
1 |
К-2 «Рэд» |
Луканин |
Спасконец на ЛБ на второй половине быстротока (чуть ниже точки съёмки 1) |
Исмагилова, Ермолаев |
Точка1 – на ЛБ ниже основного слива Точка 2 – на ЛБ напротив ключевого участка шиверы Змейка |
|||||||
Солодникова |
Спасконец на ЛБ ниже ключевого участка шиверы Змейка |
|||||||||||
2 |
К-2 «Сухих» |
Луканин |
спасконцом аналогично |
Те же |
||||||||
Солодникова |
спасконцом аналогично |
|||||||||||
К-2 «Рэд» |
С воды в улове в центре русла за ключевой частью шиверы Змейка |
|||||||||||
3 |
К-2 «Роберт» |
Калинин |
спасконцом аналогично |
Суворов, Ермолаев |
||||||||
Солодникова |
спасконцом аналогично |
|||||||||||
К-2 «Сухих» |
С воды в улове ЛБ в конце шиверы Змейка |
|||||||||||
4 |
К-2 «Кабан» |
Калинин |
спасконцом аналогично |
Суворов, Исмагилова |
||||||||
Луканин |
спасконцом аналогично |
|||||||||||
К-2 «Сухих» |
С воды аналогично |
пор.Максим. К-2 «Рэд»
Шивера Змейка. К-2 «Рэд»
Шивера Змейка. К-2 «Рэд»
Пор.Максим. К-2 «Сухих»
Шивера Змейка. К-2 «Сухих»
Шивера Змейка. К-2 «Сухих»
пор.Максим. К-2 «Роберт»
шивера Змейка. К-2 «Роберт»
пор.Максим. К-2 «Кабан»
шивера Змейка. К-2 «Кабан»
Порог был пройден без происшествий. К-2 «Сухих» дважды «наседал» на камни во второй половине шиверы Змейка, однако ситуация была штатной.
Далее до устья левого притока Средний Арыг мелководные шиверы 1-2 к.с. После впадения Ср.Арыга начался каскад мощных шивер-порогов 3к.с. (Арыгские шиверы).
Это следующие друг за другом около 8 препятствий протяжённостью от 30 м до 80 м.
Требуют чёткой лавировка между полуобливными и обливными камнями, сливы до 1,2м, в основном пологие, с недержащими или «подкусывающими» совсем немного.
Проходили участок кильватерной колонной, дожидаясь друг друга в уловах, если колонна немного растягивалась.
Арыгские шиверы заканчивается за несколько сот метров до характерного кустистого острова, который обозначает близость порога Косые ворота.
«Кустистый остров» обошли левой протокой, прошли несложную шиверу и сразу после неё зачалились в улово на ЛБ перед левым поворотом.
На полке левого берега уютная стоянка.
Здесь мы расположились на днёвку, на день раньше запланированного, т.к. идти ещё один ходовой день со спускающим катамараном К-2 «Роберт» было нецелесообразно.
13 июля 2018
Днёвка. Переклеили заплату на внутрянке одной из гондол К-2 «Роберт».
После обеда сходили на разведку порога Косые ворота.
-
июля 2018
После стоянки прошли ЛП прошли ещё около 70 м и зачалились на ЛБ за 50 м перед порогом Косые ворота.
Название порога |
к.с. |
Протяжённость |
|
|||||
Косые ворота |
3 |
50 м |
||||||
Ориентиры, чалка; осмотр. После Арыгских шивер - кустистый остров. После острова несложная шивера. Можно зачалиться перед поворотом в улове сразу за малозаметным устьем мелкого левого притока. Особенно если вы хотите попасть на стоянку или разведать возможность чалки непосредственно перед порогом. Напротив него с осыпи круто падает правый «приточек». Притоки – это второстепенные ориентиры, мы их заметили уже после чалки. Сразу после неё река делает резкий ЛП. На нём правая часть русла «замусорена» камнями, слева чистый пологий слив 0,4 м. Сразу после ЛП необходимо чалиться на ЛБ, порог начинается через 60-80 м после поворота. По ЛБ хорошая тропа для осмотра. Как мы увидели позднее, в 15 м выше места чалки стекал левый приток, а правый крутопадающий ручей оказался прямо напротив стоянки. |
||||||||
Описание, чалка после порога. На заходе несложная каменистая шивера. Далее ключевая часть порога длиной около 20 м: русло сужается до 10-12 м, русло делит центральный камень шириной 2-3 м, слева и справа от которого сливы 0,7 м. Справа проход закрыт «дополнительными» камнями. Единственным вариантом остаётся прохождение порога слева. Через 7-8 м после слива струя несильно бьёт в плиту, расположенную левее центра. После слива необходимо «отрабатывать» правее, т.к. слева, между ЛБ и плитой габаритный непроход. Чалка после порога возможна на оба берега, улова большие. |
||||||||
С х е м а п р о х о ж д е н и я |
||||||||
№ |
Кто проходит |
Кто страхует |
Как и где страхует |
Кто снимает |
Где снимает |
|||
1 |
К-2 «Рэд» |
Ксенофонтов |
спасконцом с ЛБ в 15 м ниже порога |
Васильева |
с ЛБ |
|||
2 |
К-2 «Роберт» |
К-2 «Рэд» |
у ПБ в улове ниже порога |
|||||
3 |
К-2 «Сухих» |
К-2 «Рэд» |
там же |
Исмагилова |
с ПБ |
|||
4 |
К-2 «Кабан» |
К-2 «Рэд» |
там же |
|||||
К-2 «Сухих» |
там же |
Порог Косые Ворота был пройден без происшествий.
Порог Косые Ворота. К-2 «Рэд»
Порог Косые Ворота. К-2 «Рэд»
Порог Косые Ворота. К-2 «Роберт»
Порог Косые Ворота. К-2 «Роберт»
Порог Косые Ворота. К-2 «Сухих»
Порог Косые Ворота. К-2 «Сухих»
Порог Косые Ворота. К-2 «Сухих»
Порог Косые Ворота. К-2 «Кабан»
Порог Косые Ворота. К-2 «Кабан»
Порог Косые Ворота. К-2 «Кабан»
Далее до порога Бобслей почти постоянный фон 2-3 к.с., который был пройден кильватерной колонной. Больше всего запомнились два.
Первый был почти сразу после порога Косые ворота. Река прижата к ЛБ, т.к. справа русло поднято. Турбулентный поток длиной 40 м. Ключевой момент – слив 0,7 м. Чалка перед порогом возможна на ЛБ. После зачаливания руководитель провёл экспресс-осмотр порога и дал команду на продолжение движения кильватерной колонной.
Второй запомнившийся порог длиной 30 м: две гряды камней на со «сливными» проходами шириной 3-4 м между ними.
На чалке перед порогом Бобслей распороли левый борт К-2 «Рэд» и К-2 «Роберт» небольшим, ничем не примечательным, но очень острым камнем. Зашили две дыры длиной 50-60 см, (благо повреждены были только шкуры) совместив ремонт с разведкой.
Название порога |
к.с. |
Протяжённость |
|
|||||
Бобслей |
4 |
250 м |
||||||
Ориентиры, чалка; осмотр. Резкий ПП, в центре которого впадает левый приток Ортучатахем. Сразу же виден ЛП. Чалка производится на ЛБ на коротком прямом участке между ПП иЛП. По ЛБ хорошая тропа для осмотра. |
||||||||
Описание, чалка после порога. Порог имеет три ступени, при этом 2-я и 3-я проходятся вместе.
Чалка после порога возможна на оба берега, хорошие улова. |
||||||||
С х е м а п р о х о ж д е н и я 1-й ступени |
||||||||
№ |
Кто проходит |
Кто страхует |
Как и где страхует |
Кто снимает |
Где снимает |
|||
1- -2 |
К-2 «Рэд», К-2 «Сухих» |
взаимная страховка |
с воды |
Исмагилова |
с ЛБ |
|||
3 |
К-2 «Кабан» |
К-2 «Рэд»» |
в улове у ЛБ послей 1-й ступени |
Исмагилова |
с ЛБ |
|||
4 |
К-2 «Роберт» |
Васильева |
с ЛБ |
|||||
С х е м а п р о х о ж д е н и я 2-й и 3-й ступеней |
||||||||
№ |
Кто проходит |
Кто страхует |
Как и где страхует |
Кто снимает |
Где снимает |
|||
1 |
К-2 «Рэд» |
Ксенофонтов |
спасконцом с ЛБ в 15 м ниже порога |
Васильева |
с ЛБ |
|||
2 |
К-2 «Роберт» |
Ксенофонтов |
спасконцом с ЛБ в 15 м ниже порога |
|||||
К-2 «Рэд» |
в улове у ЛБ в 20 м ниже порога |
|||||||
3 |
К-2 «Кабан» |
Луканин |
спасконцом с ЛБ в 15 м ниже порога |
Исмагилова |
с ЛБ |
|||
К-2 «Рэд» |
в улове у ЛБ в 20 м ниже порога |
|||||||
4 |
К-2 «Сухих |
К-2 «Рэд» |
в улове у ЛБ в 20 м ниже порога |
|||||
К-2 «Кабан» |
в улове у ПБ в 20 м ниже порога |
Порог Бобслей был пройден без происшествий.
пор.Бобслей. Первая ступень. Тандем из К-2 «Рэд» (впереди) и К-2 «Сухих»
пор.Бобслей. Первая ступень. К-2 «Кабан»
пор.Бобслей. Первая ступень. К-2 «Кабан»
пор.Бобслей. Первая ступень. К-2 «Роберт»
пор.Бобслей. Вторая ступень. К-2 «Рэд»
пор.Бобслей. Вторая ступень. К-2 «Рэд»
пор.Бобслей. Вторая ступень. К-2 «Рэд»
пор.Бобслей. Вторая ступень. К-2 «Роберт»
пор.Бобслей. Вторая ступень. К-2 «Роберт»
пор.Бобслей. Вторая ступень. К-2 «Роберт»
пор.Бобслей. Вторая ступень. К-2 «Роберт»
пор.Бобслей. Начало второй ступени. К-2 «Кабан»
пор.Бобслей. Вторая ступень. К-2 «Сухих»
пор.Бобслей. Вторая ступень. К-2 «Сухих»
пор.Бобслей. Вторая ступень. К-2 «Сухих»
Далее до конца дня шли кильватерной колонной. Сложность шивер в основном 1-2к.с., редко
«2+». За 3-4 км до устья Карасумы русло начало делиться на протоки. Завалов при этом не было, несколько расчёсок, мелководные перекаты, на которых иногда требовалась проводка судна.
В планировавшемся месте стоянки на ПБ перед устьем Карасумы было чьё-то незаконченное застолье, и на первый взгляд плохо с дровами. Палатки необходимо ставить на дороге.
Поэтому прошли дальше. Прошли устье Карасумы (река заметно «раздалась», «фон» практически
«испарился). Через час встали на ПБ на травянисто-песчаной площадке за неимением перспектив найти место получше.
15 июля 2018
Шли весь день кильватерной колонной. Фоновые препятствия (дорожки валов до 0,5-0,7 м) локальны ввиду ширины реки от 25 м и более.
Через час после выхода остановились на стрелке Оны и реки Большой Он.
Узнали у отдыхающих из Абакана, что посёлок Б.Он – это несколько домов, на трассе есть придорожное кафе. До него со стрелки идти минут 10-15 по тропе. Мы не пошли, т.к. были не голодны.
На стоянку встали сразу за устьем р.Б.Колган. Удобное место, обжитое. До этого очевидных мест для стоянки не было.
Вид на стоянку от устья р.Б.Колган
16 июля 2018
Шли весь день кильватерной колонной. Препятствий практически нет.
Группа на фоне остатков разрушенного моста в районе бывшей (?) Онинской заставы
Группа на фоне одного из мостов автомобильной трассы «Абакан-Ак-Довурак»
В Кубайке много баз отдыха, функционирует магазин. Ассортимент нормальный, удовлетворит любого непритязательного туриста. Работает до 19. От моста на ПБ прямо около 400 м и налево около 250 м. В магазине нам сказали, что при заброске можно заезжать к ним и просить завести свежего хлеба к такой-то дате. А нам достались всего два «лежалых» «кирпича».
Встали на стоянку на ПБ после Кубайки в запланированном месте.
Стоянка получилась неплохой, туристы в этом месте иногда останавливаются.
17 июля 2018
Весь день шли кильватерной колонной. Сначала проследовали мимо деревни М.Анзас, с воды выглядит «не очень». Перед деревней на ЛБ дом с двумя флагами, огороженный колючей проволокой. Выглядит как погранзастава.
Перед устьем левого притока Джарган две мощные шиверы. Первая более мощная, длиной около
200 м (обливные камни, локальные бочки, валы до 1 м) Затем сразу же ещё одна шивера протяжённостью около 150м. После устья Джаргана до порога Первый Большой Онский (далее – ПБО) ещё одна заметная шивера.
Перед чалкой на ЛБ после ЛП перед порогом ПБО прошли порог 3к.с., описание смотри ниже в таблице порога ПБО в разделе «Ориентиры…»
Встали на стоянку перед входной шиверой порога ПБО. Отличное место. Пляж, туристский музей.
Предварительно просмотрели порог ПБО.
18 июля 2018
Днёвка. После завтрака на разгруженных катамаранах, пройдя входную шиверу ПБО, перечалились в улово перед порогом (подробное описание порога смотри чуть ниже). К-2 «Сухих» решил отдохнуть от «гребной работы».
Ксенофонтов и Луканин отстраховали сначала прохождение К-2 «Рэд», затем К-2 «Кабан». Снимали первые два прохождения Васильева и Исмагилова.
Все последующие прохождения снимали Васильева и Ксенофонтов.
К-2 «Роберт» прошёл порог со страховкой с воды двух других экипажей.
По такой же схеме (с двойной страховкой катамараном) каждый из трёх экипажей ещё раз прошёл порог.
Затем унесли катамараны обратно на стоянку. Заносить катамараны для катания основной части порога удобно: тропа широкая и хорошо набита. А вот возвращаться с места промежуточной чалки на стоянке неудобно, т.к. деревья растут близко друг к другу и катамаран приходится нести в вертикальном положении, но и при таком способе «протискиваться» сквозь чащу непросто.
После тренировки, ещё перед обедом, пошёл сильный дождь, который продолжался до конца дня.
19 июля 2018
Дождь продолжался утром и шёл до конца дня. Вода на нашей стоянке поднялась примерно на 0,5 м и затопила весь пляж. Мы перечалились по входной шивере порога до начала его ключевой части.
Название порога |
к.с. |
Протяжённость |
|
||||||||||||
Первый Большой Онский |
4 |
400 |
м |
||||||||||||
Ориентиры, чалка; осмотр. Порог расположен в 3,5 км ниже левого притока Джарган. После него на протяжении этих 3,5 км повороты носят локальный и плавный характер. Перед первым резким поворотом (левым) порог 3к.с. с высокой скоростью течения, с валами до 0,6 м и проходами в виде пологих сливов между нескольких чемоданов шириной около 3 м. Чалка сразу за крутым поворотом чалка на маленький пляж. Отсюда начинается входная шивера порога. Справа напротив пляжа валуны-кубы высотой 3-4 м. По ЛБ хорошая тропа для осмотра. |
|||||||||||||||
Описание, чалка после порога. Сначала приведём описание порога на днёвке, 18 июля. Первая половина дня. Уровень воды ниже среднего. Входная шивера 2-3 к.с. с валами до 0,8 м и отдельными камнями в русле, локальными бочками. После входной шиверы длиной 250 м возможна чалка в улово на ЛБ на локальном ПП. Далее начинается основная часть порога. Струя сжата крупными береговыми камнями до 10-15 м, к концу расширяется до 20 м. Протяжённость около 100 м. В начале дорожка валов. Правее центра они мощнее, до 1,2 м, левее – слабее, до 0,8 м. Через 50 м после начала ключевой части порога чуть левее центра стоит камень ближе к левому берегу. Слева от него слив под углом около 45 градусов высотой 0,7 м, затем струя несильно «несёт» на невысокие плиты, о них можно "шоркаться" и уходить чуть правее. У камня стоячий массивный белый вал высотой около 1,5 м. Возможен проход по основной струе правее вала. Затем пологие валы до 0,7 м на протяжении 15 м, после чего начинается пологий слив 10-15 м, проходя который необходимо «пробивать» две бочки средней мощности. Ниже через 30 м ближе к ПБ стоят два валуна, за которыми можно страховать с воды. Страховка с воды возможна и с ЛБ. Там есть небольшие улова за камнями. Страховка морковкой эффективнее с левого берега в 15-20 м ниже порога. После порога около 100 м слабой шиверы 1-2к.с., на которой можно чалиться на любой берег. Описание порога 19 июля. Первая половина дня. Уровень воды выше среднего. В целом порог усложнился. Входная шивера стала мощнее и «достигла» 3к.с. Валы в ключевой части порога «выросли» до 1,5 м. Бочки в конце левой части порога стали «страшнее», а в центре на месте камня образовалась ещё одна достаточно мощная бочка после слива высотой 0,9 м. При этом левый проход стал «чистым», камни-плиты на выходе залило, образовав пологий слив без бочки. |
|||||||||||||||
|
|
С |
х |
е |
м |
а |
п |
р о |
х |
о |
ж |
д |
е н и я 19 июля |
|
|
№ |
Кто проходит |
Кто страхует |
Как и где страхует |
Кто снимает |
Где снимает |
||||||||||
1 |
К-2 «Рэд» |
Ксенофонтов |
спасконцом с ЛБ в 15 м ниже порога |
Васильева |
с ЛБ |
||||||||||
Луканин |
спасконцом с ЛБ в 20 м ниже порога |
||||||||||||||
2 |
К-2 «Кабан» |
Ксенофонтов |
спасконцом с ЛБ в 15 м ниже порога |
||||||||||||
Луканин |
спасконцом с ЛБ в 20 м ниже порога |
||||||||||||||
К-2 «Рэд» |
с воды в улове ПБ |
||||||||||||||
3 |
К-2 «Сухих» |
Луканин |
спасконцом с ЛБ в 20 м ниже порога |
Ермолаев |
с ЛБ |
||||||||||
К-2 «Рэд» |
с воды в улове ПБ |
||||||||||||||
4 |
К-2 «Роберт» |
К-2 «Рэд» |
с воды в улове ЛБ |
||||||||||||
К-2 «Сухих» |
с воды в улове ПБ |
На фото для сравнения фото порога до начала дождевого паводка (во время тренировки на днёвке). Пляж с фото двумя страницами выше оказался полностью затоплен.
Далее идут фотографии прохождения 19.07.2018 на загруженных катамаранах.
К-2 «Рэд» прошёл порог по центру бочка после центрального слива «подкусила» катамаран и в течение нескольких секунд развернула на 360 градусов по часовой стрелке (если смотреть вниз по течению). Экипаж как до, так и после слива, действовал достаточно грамотно, поэтому переворота судна не произошло. Остальные экипажи прошли ключевую часть порога строго под левым берегом.
Пор.ПБО. К-2 «Рэд». Вход в бочку
Пор.ПБО. К-2 «Рэд». Прокрутка в бочке в бочке
Пор.ПБО. К-2 «Рэд». Уход из бочки
Пор.ПБО. К-2 «Рэд» в конце порога
Пор.ПБО. К-2 «Рэд». Прокрутка в бочке в бочке
Пор.ПБО. К-2 «Рэд». Уход из бочки
Пор.ПБО. К-2 «Рэд» в конце порога
Пор.ПБО. К-2 «Сухих»
Пор.ПБО. К-2 «Сухих»
Пор.ПБО. К-2 «Роберт»
Пор.ПБО. К-2 «Роберт»
До порога Второй Большой Онский (далее – ВБО) мощная шивера 2-3к.с. Сделали предварительную чалку на ЛБ перед ЛП перед порогом.
Название порога |
к.с. |
Протяжённость |
|
|||||||||||||
Второй Большой Онский (Остров) |
4 |
150м |
||||||||||||||
Ориентиры, чалка; осмотр. ЛП примерно через 500 м после порога ПБО. Сразу за ним пологий слив почти во всю реку с бочкой средней мощности; у ЛБ чистый проход между камнями. Чалка перед порогом ВБО - на ЛБ через 80 м после ЛП. По ЛБ хорошая тропа для осмотра. |
||||||||||||||||
Описание, чалка после порога. Вода в пороге идёт по левой части русла. Правая часть русла постепенно мелеет на входной шивере 2 к.с. длиной около 70 м, а основная часть порога длиной 80 м пролегает слева от плоского острова с несколькими деревьями. Порог на лёгком локальном правом повороте. Первая ступень длиной около 30 м. Горка валов до 1,5 м, затем мощная косая бочка чуть левее центра, ослабевающая вблизи у левого берега. На выходе ещё дорожка валов до 1 м. Затем 15-20 м быстротока. Вторая ступень имеет длину 30-35 м. Ключевое место - пологий слив около 1,2 м. Чуть правее центра слив образует мощную бочку. А ближе к ЛБ надводный камень шириной около 3 м, справа от него слив пологий, без бочки. При этом через 5-7 м после полого слива ещё одна бочка, но не держащая. Затем постепенно затухающая выходная шивера 2 к.с. Обе ступени проходятся вместе, промежуточная чалка невозможна. Чалка на ЛБ на выходной шивере. Чалиться нужно сразу за порогом, «не зевать», иначе «унесёт» в следующую шиверу. Страховка морковкой неэффективна, т.к. сразу после порога основная струя уходит под ПБ. |
||||||||||||||||
|
|
С |
х |
е м а |
п |
р о |
х |
о |
ж |
д |
е н и |
я |
|
|||
№ |
Кто проходит |
Кто страхует |
Как и где страхует |
Кто снимает |
Где снимает |
|||||||||||
1 |
К-2 «Рэд» К-2 «Роберт» |
взаимная страховка |
с воды |
Васильева |
точка съемки на ЛБ у второй ступени, на заднем плане первая ступень |
|||||||||||
2 |
||||||||||||||||
3 |
К-2 «Кабан» |
К-2 «Рэд» |
с воды у ЛБ |
Васильева |
||||||||||||
К-2 «Роберт» |
с воды у ЛБ |
|||||||||||||||
4 |
К-2 «Сухих» |
К-2 «Рэд» |
с воды у ЛБ |
Ермолаев |
||||||||||||
К-2 «Кабан» |
с воды у ЛБ |
К-2 «Рэд» и К-2 «Роберт» проходили 1-ю ступень слева, у берега. Затем смещались по струе влево, для прохождения второй ступени по пологому сливу правее камня рядом с левым берегом; струя при этом «тянет» правее в мощную центральную бочку.
Пор.ВБО, вторая ступень. К-2 «Рэд»
Пор.ВБО, вторая ступень. К-2 «Рэд»
Пор.ВБО, вторая ступень. К-2 «Рэд»
Пор.ВБО, К-2 «Роберт» между первой и второй ступенями
Пор.ВБО, вторая ступень. К-2 «Роберт»
Пор.ВБО, вторая ступень. К-2 «Роберт»
К-2 «Кабан» прошёл первую ступень также, как и первые два экипажа. Затем слишком сильно отработал влево между ступенями, наехал носами на «левый» камень второй ступени, задержались в таком положении на несколько секунд, а затем слились кормой там же, где два предыдущих экипажа слились носами. Сразу же после слива они сделали обратный разворот и зачалились в штатном режиме.
Пор.ВБО, вторая ступень. К-2 «Кабан»
Пор.ВБО, вторая ступень. К-2 «Кабан»
Пор.ВБО, вторая ступень. К-2 «Кабан»
К-2 «Сухих» прошли первую ступень немного правее стартового тандема, закололись в косой бочке и достаточно быстро вышли из неё. Вторая ступень была пройдена аналогично первым двум экипажам.
Пор.ВБО, вторая ступень. К-2 «Сухих»
Пор.ВБО, вторая ступень. К-2 «Сухих»
После порога ВБО около 2 км мощных шивер 3к.с. с валами до 1,8 м и достаточно мощными бочками. После двух мощных Больших Онских порогов они проходились «в охотку». Шли кильватерной колонной, как и далее до места антистапеля.
Прошли устье Оны и влились в Абакан. Препятствия, пройденные на р.Абакан – три порога с валами до 0,8-1 м.
Встали на антистапель на ПБ за 200 м перед мостом в г.Абаза. Поляны хорошо вытоптаны. Дров очень мало.
На следующий день утром за нами приехал микроавтобус и увёз в Абакан.
GPS-координаты точек, пройденных на маршруте
№ п/п |
Название точки |
Координаты |
Высота над уровнем моря |
|
1 |
00,0 старт09.07 |
N51°43'00.08" |
E89°51'04.24" |
1913 |
2 |
02,7 пер.Кохош |
N51°42'48.42" |
E89°49'12.59" |
2147 |
3 |
06,1 стоянка09.07 |
N51°42'40.38" |
E89°47'10.83" |
1656 |
4 |
012,8 изба |
N51°42'43.98" |
E89°42'32.28" |
1441 |
5 |
017,4 стоянка10.07 |
N51°42'23.74" |
E89°39'16.70" |
1344 |
6 |
024,2 / 0,0 стоянка11.07,стапель |
N51°42'57.57" |
E89°35'18.35" |
1218 |
7 |
7,1 Максим |
N51°46'20.75" |
E89°35'27.78" |
1172 |
8 |
12,4 стоянка12-13.07, Косые Ворота |
N51°48'46.01" |
E89°35'18.33" |
1085 |
9 |
17,8 Бобслей |
N51°51'04.86" |
E89°36'25.56" |
1020 |
10 |
48,1 стоянка14.07 |
N52°03'29.48" |
E89°43'38.02" |
782 |
11 |
75,0 ПБ стоянка15.07 |
N52°10'55.02" |
E89°52'03.47" |
691 |
12 |
104,2 стоянка16.07 |
N52°21'19.44" |
E89°48'44.64" |
615 |
13 |
114,5 начало больших онских шивер |
N52°25'24.53" |
E89°47'47.94" |
587 |
14 |
123,8 стоянка17-18.07 |
N52°29'46.86" |
E89°50'06.60" |
543 |
15 |
124,0 Первый Большой Онский |
N52°29'55.38" |
E89°50'01.50" |
541 |
16 |
125,4 Второй Большой Онский |
N52°30'35.03" |
E89°50'03.84" |
531 |
17 |
156,8 стоянка19.07,антистапель |
N52°37'18.01" |
E90°03'36.95" |
457 |
Точки порогов стоят перед препятствием
Затраты на осуществление маршрута
Статья затрат |
Затраты на человека (в группе 8 человек) |
Газель 14 мест без прицепа Челябинска-Екатеринбург и обратно |
1 600 |
Поезд Екатеринбург-Абакан и обратно |
9 100 |
Багажные билеты на поезд (два на группу «туда» и два «обратно») |
300 |
Микроавтобус 8 мест с прицепом из Абакана до «315-го км и из Абазы в Абакан |
2 700 |
Продукты |
2 200 |
Доукомплектование аптечки, ремнабора, прочее |
600 |
Итого |
16 500 |
Потенциально опасные участки и препятствия на маршруте
Все четыре определяющие препятствия 4 к.с. на маршруте, а также пор.Косые ворота.
Пешая часть, оказавшаяся для нашей группы не очень сложной, могла бы быть совсем иной при дождливой погоде.
Во время аномально высоких паводков перед устьем р.Карасума периодически возникают завалы. У нас завалов не было.
Клещи встречались нам на протяжении всего сплава. При этом на пешей части не видели ни одного. Также есть мошка, но нас особо не кусала.
Итоги, выводы, и рекомендации по прохождению маршрута
Итоги. Группа успешно прошла маршрут. Было пройдено четыре препятствий четвёртой категории сложности. Члены группы повысили уровень туристской подготовки. Мы впервые побывали в Западных Саянах. Группа выражает благодарность Роберту Гарипову, Алексею Обвинцеву и Сергею Сухих за предоставленные в пользование замечательные, а главное, лёгкие катамараны.
Выводы. Если брать рамы, и рассчитывать нести весь груз «за раз», не «челноком», то брать их разборными, чтобы они удобно помещались в боковинах рюкзаков. Нести двухметровый тубус вдвоём крайне неудобно. У нашей группы такой чехол был только один, поскольку мы брали для каждого катамарана только по две трубы на продолины.
Удобных стоянок на Средней Оне мало, т.к. почти везде густой таёжный лес. Мосты на Оне безопасны.
Рекомендации. Закладывать дни на пережидание паводка. Особенно актуально при опыте более четверти участников 3 к.с. и ниже.
Комментарии