Виды туризма

31 декабря 2021
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: II
0 61 0

 



 

Отчет O прохождении водного туристского спортивного маршрута

второй категории сложности (надувные байдарки) на территории республики Карелия по реке Писта, совершенного с 04.08.2019 по 19.08.2019


 

Маршрутнаякнижка№ 19В Поход не заявлялся


 

Руководитель Трухин Владимир Валентинович

mail:v.trukhin@mail.ru





 

Маршрутно-Квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что маршрут может быть зачтен всем участникам и руководителю второй категорией сложности.

 

Справки выданы в количестве 3 штук.

 

Отчет использовать в библиотеке РОО "Ульяновская федерация спортивного туризма"


 

Судья по виду ( ) Председатель МКК (С.И.Кушманцев)

 

Штамп МКК


 

г.Ульяновск,2019г

Оглавление

  1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ 3
  1. Проводящая организация 3
  2. Район проведения 3
  3. Подробная нитка маршрута 3
  4. Общие справочные сведения о маршруте 3
  5. Средства сплава и рассадка по судам 3
  6. Состав группы. Сведения об участниках и руководителе 3
  7. Уровень воды в река 4
  8. Определяющие препятствия маршрута 4
  1. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА 5
  1. Общая смысловая идея похода 5
  2. Подъезд и отъезд 5
  3. Оформление погранпропусков. 6
  4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты 6
  5. График движения 7
  6. Техническое описание 8
  1. Дополнительные сведения о походе 25
    1. Перечень специального снаряжения 25
    2. Аптечка походная 25
    3. Ремнабор 26
  1. ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ МАРШРУТА 28
    1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

(Паспорт спортивного похода / путешествия)

 

  1. Проводящая организация

 

Поход был организован и проведён туристским клубом «Бумеранг» УлГТУ из города Ульяновска.

 

  1. Район проведения

(Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив) Российская Федерация, Республика Карелия река, Писта.

  1. Подробная нитка маршрута

 

г. Ульяновск – ж/д ст. Лоухи – оз. Кимасъярви – р. Писта – оз. Поалла – г. Калевала - ж/д ст. Кемь– г. Ульяновск

 

  1. Общие справочные сведения о маршруте

 

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность

активной части похода

Продолжительность активной части

Сроки проведения

водный

вторая

Сплав - 96 км

Пешком – 2,5 км

11 дней

04.08.2019 –

19.08 2019

 

  1. Средства сплава и рассадка по судам

Надувная байдарка «Экстрим» ф. «Вольный Ветер»- 2-х местная. Экипаж: Трухин Михаил – капитан, Трухина Елена – матрос.

Надувная байдарка «Маэстро» ф. «Вольный Ветер»- 1- местная. Экипаж: Трухин Владимир.

 

  1. Состав группы. Сведения об участниках и руководителе

 

Состав группы – 3 человека


 

№ п/п

Фамилия, Имя,Отчество

Год рождения

Туристическая подготовка

Обязанности в группе, средство сплава

1.

Трухин Владимир

Валентинович

1964

2014 - 4кс-кат.-Ока Саянская -Р 2018 - 2кс-байд.-Сакмара -Р

Руководитель группы,

3.

Трухина Елена

Владимировна

1970

2014 - 3кс-кат.-Инзер-Лемеза -У 2014 - 4кс-кат.-Ока Саянская-У 2018 -2кс байд., Сакмара, У

Завхоз, фото- видео- оператор, рыбак

7

Трухин Михаил

Владимирович

1997

2014 - 3кс-кат.- Инзер-Лемеза-У 2014 - 4кс-кат.-Ока Саянская-У 2018 -2кс байд., Сакмара, У

Ответственный за лагерь, капитан байдарки


 

  1. Уровень воды в река

 

Уровень воды в реке Писта – средний, чуть ниже среднего.

 

  1. Определяющие препятствия маршрута

 

При определении категории сложности (к.с.) водных препятствий использовался

«Перечень классифицированных и эталонных туристских маршрутов и препятствий», а также общепринятые лоции данного маршрута.

 

Препятствие

Категория

сложности

Длина

препятствия

Характеристика препятствия

пор. Сакал

2

150 м

По струе, избегая навала на правый берег на повороте.

Мощные валы. Осмотр с левого берега

 

пор. Захар

 

2

 

800 м

Сложная система островов. Проход справа от "ключевого" острова. Прямо у острова - бочка. Правее бочки - чистый слив, но выносит на мель. После ещё

одной ступеньки (чистый сливчик) выносит в озерко

пор. Змеиный

2

600 м

По струе. Осмотр с левого берега

пор. Соленый

2

200

По струе. Осмотр с левого берега



 

пор. Падун



 

3



 

400

Вскоре после "Соленого" виден скальный лоб на ПБ - там есть стоянка. Напротив лба - болотистый вход в левую протоку, правая протока журчит вдали шиверкой. В правой протоке - косой вал и отлогая шивера. В левой - слив с бочкой, мощная выходная шивера. Перед сливом наваливает на правую скалу гораздо больше, чем кажется с берега. На выходе из шиверы (на левом повороте) держитесь левее -

прижимает направо и сажает на обливняки.

 

пор. Межозерный

 

2

 

200

Две протоки. Если идти озеро у ПБ, видно шиверу и шум только правой протоки. Там малоинтересная шивера – порог Межозерный.

В левой протоке порог Коварный. На входе слив, затем очень мощная шивера. Перед сливом наваливает направо на камень. Просмотр весьма желателен. Для просмотра на выходе из озера зачаливать к острову.

пор. Лужма

2

100

На выходе из озера. По струе. Валы. Без осмотра

пор. Семиповоротный

 

3

 

1500

Валы, камни, сходу по струе. Осмотр и страховка с

берега малопродуктивны. Разумен проход парами - со взаимостраховкой с воды

пор. Одинокое

дерево

2

200

Проход справа (у ПБ) в чистый слив. За сливом

высокий вал, затем выходная шивера

пор. Курки

3

300

Бочка на входе, далее длинная шивера. Просмотр с

левого берега.

пор. Петух

2

50

Сходу по струе. Симпатичный вал (гребешок)

 

пор. Грива

 

2

 

300

Два острова, самой левой протоки вначале не видно,

но идти надо именно по ней. Мощная шивера, бочки, камни. Просмотр слева.

 

Вайкульский каскад - пор. Фурляляй

 

3

 

700

Крутопадающая подковообразная входная шивера, далее - остров с шиверами в обеих протоках, далее струя скользит по каменистому мысу ЛБ, там - глубокий улов, проходим мимо - струя БЬЁТ в

следующий скальный мыс ЛБ, левее - глубокий улов - в нем и чалиться. На мысу - стоянка. Порог -

эффектная, но слабая бочка у левого берега и чистый



 

     

слив с валами правее неё. Один из немногих порогов, удобных для катания (сразу за бочкой - чалка в улове).

Если не кататься в бочке и не фотографировать, можно идти сходу по сливу. Бочка обходится легко

пор. Имесев

3

400

 

пор. Талии

2

80

 
 

пор. Хирви

 

2

 

150

Простой перекат на левом повороте, и сразу за ним крутой правый поворот - чалиться к ЛБ. Бочки на входе, лучше просмотреть. Далее - шивера. На выходе

- еще одна плита, но слив с воды хорошо виден.

 

пор. Поалла

 

3

 

400

Первая ступень - несложная горка с бочкой, сходу, за ней небольшой плес и вторая ступень, красивая и

интересная. Стоянка на ЛБ. Сливы и бочки на любой вкус.

 

Все препятствия были пройдены всеми участниками группы.

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

 

  1. Общая смысловая идея похода

 

Цель похода. К началу лета стало понятно, что серьёзного похода не получится. В июне стали собираться в Карелию. Кандидаты то появлялись, то исчезали, и к середине июля осталась та часть группы, которая и пошла.

Соответственно цель похода определилась при решении идти в Карелию: отдохнуть от рабочих буден.

Но даже в режиме отдыха сплав по озерам нисколько не привлекал. Поэтому остановились на проверенном варианте Писте.

Для байдарок достаточно бодрая река в Карельском варианте: серия озер, соединенных рекой. Между озерами шиверы и пороги.

 

  1. Подъезд и отъезд

 

Заброска.

В связи с поздней покупкой билетов в Карелию ехали из Ульяновска через Питер. Поезд №347ЙЦ, отъезд из Ульяновска 04.08.2019 в 00:09. Прибытие в Санкт-

Петербург на Московский вокзал 05.08.2019 в 12:10.

Переезд на Ладожский вокзал на такси. Для маленькой группы хватило одной машины. При заказе эконом-такси из-за маленького багажника приходится доплачивать за размещение вещей в салоне. Стоимость 250 рублей. В бизнес классе объема багажника может оказаться достаточно для размещения багажа.

Отъезд из Санкт-Петербург на поезде №022ЧА (на Мурманск) 05.08.2019 в 21:24.

Прибытие на станцию Лоухи 06.08.2019 в 13:27.

Заброску от ж/д станции Лоухи до реки (озеро Кимасъярви), а также выброску от озера Поалла до станции Кемь с заездом в Калевалу осуществляла туристическая фирма ООО «ВелТ – Карельские путешествия». Стоимость заброски составила 9000 руб, выброски 11000 руб. Предоплата 10 тысяч проводилась до похода, остальной расчет при заезде в Калевалу. Переписку по трансферту вели по электронной почте, выход на фирму через сайт фирмы: trips@onego.ru; "http://kalevala.com.ru" rel="nofollow" .

Расстояние от станции Лоухи до озера Кимасярви 160 км. Дорога асфальто- грунтовая, местами плохого качества. Средняя продолжительность не менее 3 часов, без учета заезда к пограничникам.

 

Выброска.

Окончание маршрута возможно разными вариантами.

Не проходя до конца озеро Корпиярви, выйти к трассе Войница – Калевала.

Пройдя озеро до конца, и пройдя выходной порожек из озера, снятся у моста через Писту автомобильной трассы Войница – Калевала.

Пройти дальше, до озера Поаллы, с прохождением последнего порога на Писте. Но в этом варианте потребуется либо пешком через лес по тропе около 2-х км выходить на трассу, либо, не разбирая судов, возвращаться против течения (оно в этом месте очень слабое) к автомобильному мосту.

Мы пешком выходили на дорогу, где нас ожидала машина от ВелТа.

Отъезд из Кеми на поезде №021ЧА 16.08.2019 в 20:32. Прибытие в Санкт- Петербург на Ладожский вокзал 17.08.2019 в 10:09.

Переезд с Ладожского вокзала на Московский вокзал на такси – 200 рублей. Отъезд из Санкт-Петербург на поезде №347ЖД 17.08.2019 в 17:45.

Прибытие в Ульяновск 19.08.2019 в 06:41.

 

  1. Оформление погранпропусков.

 

Река Писта берет свое начало от границы с Финляндией. До 2013 года для того, чтобы попасть на место начала сплава и возможности его проведения требовалось разрешение от ФСБ России о нахождении в погранзоне. Сейчас такое разрешение не требуется. Но влияние близости границы остается. В Лоухах вас могут встретить представили ФСБ и запросить паспортные данные. По дороге вам придется проезжать пункты пограничного и таможенного контроля.

Для меньшей потери времени рекомендуется иметь поименный список группы с полными паспортными данными, лучше в 2-х экземплярах.

 

  1. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

 

По ходу маршрута Писту периодически пересекают лесовозные дороги.

Достаточно оживленные дороги :

  • вначале маршрута трасса, по которой проводилась заброска;
  • в серидине маршрута ;
  • в конце маршрута Войница – Калевала.

Населенные пункты на озере Пистоярви и на озере Вайкульском.

Сейчас, после исключения ловли рыбы по лицензии, появилось много грунтовых дорог, по которым к реке подъезжают рыбаки. Но надеяться на них не стоит, люди на рыбалку, которую ведут не совсем дозволенными методами.

Телефонная связь возможна только на озере Пистаярви и на мосту трассы Войница – Калевала. Оператор Мегафон.

Запасных вариантов для этого похода не рассматривалось.

  1. График движения

 

Дни пути

Дата

Участок пути

Протяжен- ность в км

Ходовое время

Вид движения, определяющие препятствия на участке

1

04.08

г. Ульяновск – г. С- Петрбург

 

36 ч 56

мин.

Заброска на микроавтобусе

2

5.08

г. С-Петербург – п. Лоухи

 

15ч 37

мин.

Поезд, авто, поезд

3

06.08

ж/д ст. Лоухи – оз.

Кимасъярви пор. Сакал

160

 

1

 

0,5 ч

Автомашина Стапель

Сплав. Порог Сакал

4

07.08

пор. Сакал – пор. Захар

1,5

Сплав Порог Захар

5

08.08

пор. Захар – оз. Мундаярви

15,5

7 ч

Сплав

Пороги Змеиный, Соленый, Падун

6

09.08

оз. Мундаярви – пор. Семиповоротный

29

8 ч

Сплав

Пороги Коварный, Лужма, Семиповоротный, оз. Пистоярви

7

10.08

пор. Семиповоротный –

оз. Муасярви

3,5

0,6 ч

Сплав

Порог Одинокое дерево

8

11.08

оз. Муасярви – пор. Петух

7

1,5 ч

Сплав

Пороги Курки, Петух

9

12.08

пор. Петух – начало Вайкульского каскада

10

2 ч 30

мин.

Сплав

Порог Грива, оз. Вайкульское

10

13.08

начало Вайкульского

каскада. – пор. Имесев

10

6 ч

Сплав

Вайкульский каскад

11

14.08

пор. Имесев – оз. Поалла

18,5

4 ч 30

мин.

Авто, сплав

Каньон Красный, каньон Осыпной

12

15.08

оз. Поалла

0

 

Дневка, антистапель

13

16.08

оз. Поалла – а/д Войница -

Калевала г. Кемь

2,5

45

180

1 ч

1 ч

3 ч

Пешком Автомашина Автомашина поезд

14-

15

17.08-

18.08

г. Кемь - г. С-Петербург г. С-Петербург -

г. Ульяновск

 

13 ч 37

мин.

Поезд, авто, поезд

16

19.08

г. Ульяновск

 

36 ч 56

мин.

Поезд


 

  1. Техническое описание

 

День 1. 04 августа.

До полуночи загрузились в поезд, разложили рюкзаки, байдарки. После отправления поезда легли спать. Путешествие началось.

День прошел в безмятежном отдыхе.

 

День 2.   05 августа.

В С.-Петербург поезд прибыл в 12-10. Друзья из Питера в это время были тоже в походе. С Московского вокзала на Ладожский вокзал для продолжения поездки переехали на такси. Такси заказали, выйдя на привокзальную площадь. Стоимость приемлемая. Время позволяло не торопиться.

Перекус и неспешные разговоры помогли скоротать время в ожидание поезда.

Отправление из С-Петербурга в 21-24. Посадка на поезд начинается за полчаса до отправления, на перрон спустились за 10 минут до начала посадки. В поезде уменьшили количество проводников, поэтому только на крупных станциях открывали выход из всех вагонов. На остальных выход был открыт через вагон. В остальном погрузка прошла в штатном режиме. После отправления поезда поужинали и легли спать.

 

День 3.   06 августа.

На станцию Лоухи прибыли в 13:27. На перроне нас встречал водитель, нанятый ВелТом. Больше туристов на вокзале не было – вторник не богатый день на туристов, да и погода прохладная. Представителей ФСБ тоже не было видно.

Быстро погрузили вещи в машину. По дороге купили хлеб, и выехали из Лоухов в сторону Финляндии. Сначала дорога была нормального качества, после ремонта. Затем кусками вместо асфальта была просто грунтовая, но видать недавно прошел грейдер и ехали достаточно быстро. На пограничном пропускном пункте нам махнули, чтобы проезжали. Таможенники были заняты другой машиной, наша маленькая их совсем не заинтересовала.

Так практически без остановок почти добрались до места. Но после очередной развилки водитель засомневался – не проскочили ли отворот к реке. Он не так часто ездил в этот район и немного подзабыл дорогу. Я тоже не узнавал район – появилась новая дорога, которая дезориентировала. Телефонной связи не было. Пришлось достать свой навигатор и уточнить место - не доехали. Через 10 минут были на месте. От трассы к реке ведет узкий отворот. Дорога подходит к разрушенному мосту. Здесь группы обычно выгружаются из машин. Здесь мы получили от водителя заказанных червей для рыбалки, и в 17:30 распрощались.

Стапелиться можно либо прямо на дороге, либо перебраться на лесистый мысок, омываемый озером Кимасярви. Там достаточно места для лагеря и стапеля двух-трех больших групп, хороший выход к реке.

Так как основной поток туристов уже прошел, то место стапеля было достаточно замусорено. На мыске готовилась к сплаву группа. У них людей было много.

Мы решили им не мешать и расположились на дороге. Стапель закончили быстро, но раскладка вещей по мешкам отняла много времени, мешал моросящий дождик. Подошли ребята из соседней группы, немного поболтали. Оказалось, что они из Красноармейска (Подмосковье), группа разная по возрасту и опыту. Предлагали занять их место, но нам ночевать здесь не хотелось.

После того соседняя группа отчалила мы тоже начали привязывать вещи. Центральные стропы, которыми привязывали вещи, оказались несколько коротковаты –груза взяли много. Пришлось привязать дополнительную веревку.

Все готово, старт. Планировали уйти с места стапеля и встать на ночевку в первом приемлемом месте, как вариант рассматривали просто перечалиться на другой берег.

Из озера река вытекает между опорами разрушенного моста, за коротким быстротоком попадаешь в маленькое озеро длиной чуть более полукилометра. Озерцо мелковато, заросшее водорослями. На этом участке следует освоиться, почувствовать судно и напарника. В этот поход я взял новое весло и первые полкилометра активно к нему привыкал.

Из озера Писта вытекает порогом Сакал. Осмотр порога удобно проводить с левого берега. Заход в порог от правого берега, слева мелко, далее необходимо смещаться на центр, уходя от прижима к правому берегу. В месте прижима камень и рядом слив 0,7 м. Далее по основной струе.

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности (надувные байдарки) на территории республики Карелия по реке Писта


Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности (надувные байдарки) на территории республики Карелия по реке Писта

Проходили без осмотра. Вечерело и тратить время на осмотр не было никакого резона. За порогом на правом берегу увидели старую стоянку. Встали. Место чистое, чуть в стороне горельник. Дров достаточно. К ужину первая рыба.

За день прошли 1 км.

 

День 4. 07 августа.

Утро было солнечным.

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности (надувные байдарки) на территории республики Карелия по реке Писта

Совершенно, никуда не торопясь, попробовали половить рыбу. Но берег был не подходящим для рыбалки. Пришлось собираться и продолжать сплав.

Порог Захар. С технической точки зрения порог интересный, но мелкий и противный. На заходе среди островов трудно определить нужную протоку. В последний момент видишь ключевой остров, на который следует зачалиться для просмотра. Справа от острова кривоватая бочка, после которой следует резко уходить влево. Слева от острова русло перекрыто большими булыганами, между которыми располагаются мелкие метровые сливы.

Проходили без осмотра.

Выйдя в озеро Куелилампи, на планируемом месте стоянки обнаружили вчерашнюю группу. С рыбалкой у них не очень. Группа заканчивала сборы. Предложила нас подстраховать на Падуне. Но мы сказали, что на сегодня сплав закончили.

Встали лагерем на полуострове. Но так как это полуостров, а туристов останавливается за сезон достаточно много, то за дровами надо походить.

Со стоянки открывается приятный вид на озеро. Сам полуостров каменными плитами уходит в озеро.

Каменные плиты выстилают и ближайшее окончание полуострова, что несколько затрудняет разбивку лагеря. Но ради красивых пейзажей приходится немного потерпеть.

За день прошли 1,5 км.

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности (надувные байдарки) на территории республики Карелия по реке Писта

Остаток дня занимались рыбалкой, заготовкой дров, сбором ягод. После обеда погода испортилась. Накрапывающий дождик перешел в ливень. Но потом дождь прекратился и продолжилась рыбалка.

 

День 5. 08 августа.

Погода хмурая, но без дождя.

В этот нужно было пройти нормальный дневной переход.

Трудовой день начали с порога Змеиный. Просмотр порога по левому берегу. Порог достаточно длинный около 700 м с хорошим падением. Начинается порог сливом у правого берега, дальше идет крутопадающая шивера с умеренным течением и горка на выходе, где явно выраженной струи нет – сплошное нагромождение валов и камней.

Шли сходу.

Порог Соленый. Осмотр с левого берега. Проход по струе. Косой слив в середине порога с прижимом к левому берегу.

Шли с ходу.

После Соленого вскоре показывается каменный лоб на правом берегу. Напротив лба болотистый вход в левую протоку. В этой протоке порог. В правой протоке крутопадающая шивера с мелким входом и мелким выходом.

Порог Падун. Чалка к левому берегу перед каменными плитами или прямо на них. Далее начинается быстроток с выносом в порог. Тропа для осмотра и обноса по левому берегу. Порог расположен на левом повороте. Прижим к камням правого берега гораздо сильнее, чем видится с берега. Слив около 1,5 м. Проход по центру. Бочки как таковой нет, но при заходе крайним правым или левым вариантом может опрокинуть. Сразу за сливом можно ставить страховку. Страховать с воды сложно, лучше спасконцом. Далее порог продолжается мощной шиверой с обилием камней, требуется постоянный маневр. Заканчивается шивера зигзагообразным поворотом.

На пороге никого не было. Стоянки были пустыми. Сразу обнесли вещи вниз порога. На обратном пути посмотрели порог.

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности (надувные байдарки) на территории республики Карелия по реке Писта


Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности (надувные байдарки) на территории республики Карелия по реке Писта

Прошли точно по намеченной траектории. За порогом привязали вещи и пошли дальше.

Обедать решили, чуть отойдя от порога. На правом берегу стоянка, мы обедаем на левом берегу, там что-то типа старой стоянки. Ночевать там сложно, трудно найти место под палатки, а обедать шикарно.

На сегодня пороги закончились, но на шиверах нужно быть очень внимательным. Темная вода скрывает камни. Прошли мост, за которым река впадает в озеро Шуванда.

За ним озеро Вяара. Между озерами бодренькие шиверы. За озером Вяара сужение и автомобильный мост. За мостом шивера, после которых попадаешь в озеро Мандуярви. Стоянки должны быть в начале озера и в конце.

Опасаясь, что в конце озера стоянки могут быть занятыми, мы встали не доходя до конца озера на левом берегу. С прошлого раза на нашем месте кто останавливался, место обжитое нами приглянулось и другим.

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности (надувные байдарки) на территории республики Карелия по реке Писта

Так как стоянка была незаезженная, то дров было в избытке, кругом чисто.

Поставив лагерь, занялись рыбалкой. На этой стоянке у нас были самые крупные окуни. За день прошли 15,5 км.

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности (надувные байдарки) на территории республики Карелия по реке Писта

 

День 6.   09 августа.

Погода была благосклонной. Не было ветра и жары. Быстренько дошли до конца озера Мандуярви. Писта из озера вытекает двумя протоками. В правой протоке располагается простенький порог Межозерный – прямая шивера, которую можно проходить сходу.

В левой протоке порог Коварный. Просмотр проводится с острова, разделяющего протоки. Начало левой протоки достаточно широкое, в первой части простенькая шивера. Затем река делает правый поворот, на котором остров делит протоку на две части. Происходит сужение реки. Левая протока прямая, но мелкая. Правая глубокая, быстрая с резким поворот влево и после острова поворотом вправо.

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности (надувные байдарки) на территории республики Карелия по реке Писта

Заход к ключевому месту пор. Коварный

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности (надувные байдарки) на территории республики Карелия по реке Писта

Вид на ключевое место пор. Коварный

Маневр вправо, позволяющий уйти от центральных камней и от прижима к левому берегу затруднителен из-за камней в конце правой протоки.

Произвели осмотр порога, убедились, что завалов в ключевом месте нет. Прошли чисто, но на ключевом месте выбросило под самый левый берег.

Порог выносит в озеро Хирвасъярви. Озеро проходить ближе к островам, не заходя в заливы правого берега.

На выходе из озера пара шиверок. Через 2 км мост с довольно оживленной трассой. Под мостом перекат. Далее шиверы. Озеро Вихельтаярви проходить, придерживаясь правого берега. Выход из озера практически не виден.

Выйдя из озера нашли стоянку на левом берегу. Встали на обед. Выход к воде не очень. Берег грунтовый, мелко. Но народ, по всей видимости, часто здесь ночует. Судя по чешуе рыбалка неплохая и дрова есть.

Но мы после обеда пошли дальше.

Между Вихельтаярви и Пистаярви несколько хороших шивер. Перед выходом в Пистаярви увидели группу из Красноармейска, но подходить не стали – у них шли бурные обсуждения установки парусов на катамараны для пересечения озера.

Озеро Пистаярви самое большое озеро на Писте. Протяженность по курсу без учета заходной и выходной части 11 км. Ветер встречный, но не сильный. Озеро предпочтительнее пересекать по компасу (направление на Юг) или по навигатору. Определить выход из озера по карте сложно. Пересекли озеро быстро за 2 часа 20 минут.

На выходе из озера стоянки имеются на правом и одна на левом берегу.

Планировали заночевать на левом берегу. Велико было наше разочарование, когда увидели, что место планируемой стоянки уже занято. Искать стоянку на правой стороне не было желания, решили идти дальше.

Сразу на выходе из озера порог Лужма. Порог простой можно идти сходу по струе – валы. Рыбаков не видно.

За Лужмой река расширяется, что-то небольшого озера. Хотелось уже встать на ночевку. Но то ли мы проскочили и не заметили стоянок, то ли их в этом месте не было. Пересекли озерцо. Дальше начинается порог Семиповоротный. Перед этим порогом необходимо отдохнуть.

Длина порога 1,5 км. Представляет из себя - непрерывную шиверу. На заходе особенно у правого берега мелко. Далее обливные камни. Валы нарастают с каждым поворотом.

Осмотр порога практически не даст никакого положительного эффекта, только потеря времени. Проходить лучше связками с взаимной страховкой. Можно организовать подстраховку в середине порога, где валы на некоторое время становятся чуть поменьше. Порог держит в напряжении до самого конца. На выходе в озеро мелко и требуется уходить от камней.

Прошли порог в основном чисто, слегка зацепив один камень.

Сразу на выходе из порога на левом и чуть подальше на правом берегу стоянки.

Мы встали на левом. Крутой подъем, но наверху хорошо: ровная площадка под палатку, костровище, стол. Лагерь отделен от остального леса оврагом, поблизости дров уже не было. На стоянке лежало несколько сырых бревен. Пришлось сходить за дровами подальше – за овраг.

За день прошли 29 км.

 

День 7.   10 августа.

На утро оставалось достаточно дров со вчерашнего дня. Пригревает солнышко. Мы решили побыстрее выйти, чтобы встать на дневку в запланированном месте. Идти оставалось совсем немного до озера Муасярви. Сборы были недолгими, как и сам переход. Сходу прошли порог Одинокое дерево. Проход под правым берегом, чистый слив. Обычно занятая стоянка пустовала и даже немного подзаросла.

Вот и озеро Муасярви. Здесь мы готовились порыбачить, полюбоваться закатами.

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности (надувные байдарки) на территории республики Карелия по реке Писта

Наша стоянка к нашему приходу была пустой. За день прошли 3,5 км.

Поставили лагерь и начали дневку.

Но ощутить одиночество не получилось. Обычно тихая река нарушалась звуками моторки. Позже мы узнали, что рыбаки освоили дорогу с выходом в конце озера. И если раньше без лицензии на рыбалку можно было остаться без снастей после встречи с инспектором, то теперь ловили все и всем.

В этот раз кроме окуней и плотвы на Муасярви нам ничего поймать не удалось.

 

День 8.   11 августа.

Утро было солнечное, но ветреное и прохладное. Несмотря на красоту озера, разочарование от вчерашней рыбалки давало о себе знать.

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности (надувные байдарки) на территории республики Карелия по реке Писта

Решили идти дальше. В это время байдарка, выбравшись из тени на солнце, сказала:

«пшш…». Разошелся по шву нос баллона. Клейка баллона на ветру не принесла желаемого результата. Пришлось применить испробованный метод – перевязать место разрыва.

На озере нас встретил встречный ветер. Не спеша, против ветра, осматривая берега, мы продвигались по озеру к выходу. Вот и выход, здесь порог Курки.

Осмотр порога с левого берега. На месте чалки небольшая стоянка, так себе.

На входе мелковато, много камней. Приходится на заходе смещаться в центр. Подковообразный слив с тремя бочками: правой, центральной и левой. Центральная кривая. Проходили по левой. Но в левую заход из центра, с резким уходом от камней опять на центр. Далее шивера.

Дошли до порога Петух. Порог простой и короткий, в узких воротах. Можно обкатывать самоспас, но аккуратно. На выходе мелковато и под водой скрываются камни.

Идется сходу.

Обычно на Петухе стоянка занята, но в этот раз никого не было. Решили окончание дневки провести здесь. Место приятное, на болотах оставалось немного морошки. Рыба мелкая, но клюет хорошо.

За порогом на высоком левом берегу стоянка рыбаков, куда они подъезжают на машинах. Вечером неожиданно сверху прошла моторка. На пороге подняв мотор, резиновая лодка (типа катамарана) легко скатилась по сливу, но неожиданно села на камни. Пришлось рыбакам выходить в воду и стаскивать лодку. Рыбаков на Писте стало очень много.

За день прошли 7 км.

День 9.   12 августа.

Утром еще раз полюбовавшись Петухом, тронулись дальше.

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности (надувные байдарки) на территории республики Карелия по реке Писта

Встречный ветер на реке не очень ощутим. Достаточно быстро дошли до порога Грива.

Просмотр порога слева. Два острова разделяют реку. Левую протоку видно не сразу, но идти нужно по ней. Порог - мощная шивера с валами, бочками. На выходе камни. Просмотр очень желателен.

Шли сходу.

После Гривы река успокаивается, берега становятся низкими, заболоченными. И на таком замедленном уровне река выходит в озеро Вайкульское. Здесь мы ощутили прелести встречного ветра. Нос байдарки постоянно подпрыгивал, грести приходилось без отдыха все 4,5 км пока проходили озеро. На прохождение Вайкульского затратили столько же времени, сколько и на прохождение Пистаярви.

Дошли до разрушенного моста где немного передохнули от перехода через озеро. В принципе, чтобы не уйти слишком далеко, нужно было искать стоянку.

Хорошая стоянка на Фурляляе не привлекала. Неизвестно занята она или нет, а места там мало. Решили отыскать, что-нибудь пораньше.

На входе в Вайкульский каскад заметили рыбацкую стоянку. Стоянка располагается в лесу, достаточно скрытая с реки. Из леса к стоянке от основной тропы идет ответвление. Дров достаточно. Спокойно. Тихо накрапывает дождь, но под тентом сухо.

Рыба клюет не активно, но как всегда достаточно. За день прошли 10 км.

 

День 10. 13 августа.

Утром неожиданно мимо нас прошел катамаран. Никак не думали, что кто-то нас догонит. Мы к этому времени еще только заканчивали сворачивать лагерь.

Сразу с места старта входишь в Вайкульский каскад.

Подковообразная шивера на левом повороте, далее на правом повороте остров с шиверами в обеих протоках, далее струя с валами проносит мимо скал левого берега, выносит на скальный мыс левого берега. За мысом глубокий улов, в него чалиться.

На этом мысу стоянка. Напротив порог Фурляляй. Слева красивая, но слабая бочка. Справа чистый слив с валами. Удобно организовывать покатушки. Заносить судно наверх требется всего метров 20-30.

Шли сходу.

Далее Писта становится очень неторопливой. Обогнав кого-то по пути, решили что очень торопимся. Дойдя до озера Имисярви, которое располагается несколько в стороне и соединяется с рекой узкой протокой, вошли в озеро. Здесь и пообедали и порыбачили. Ночевать на озере не удобно, низкие заболоченные берега, лес густой, обжитых стоянок нет. Но рыбалка оказалась удачной. То ли место относительно уединенное, то ли погода подходящая, но на озере мы задержались. И только когда на реке послышались голоса туристов, решили идти дальше. Выйдя из озера быстренько обогнали одну группу, догнали другую и зачалились перед порогом Имисев.

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности (надувные байдарки) на территории республики Карелия по реке Писта

Возле порога стоянки на левом берегу поменьше, на правом побольше. Мы встали на левом. Перед нами, по всей видимости, на этом месте ночевала коммерческая группа. Так это могла быть их последняя стоянка на реке, они решили оставить все лишнее. Крупы, макароны, соль, мука, сковорода, коптильня все было аккуратно сложено.

После нашей дневной рыбалки сковорода оказалась очень кстати. За день с учетом рыбалки прошли 10 км.

 

День 11.  14 августа.

Утро начиналось весело. Пока неторопливо сворачивали лагерь перед порогом откуда- то появилась группа каякеров. Они быстренько взглянули порог, осмотр порога проводить по правому берегу, и начали прохождение. Мы со своего места насладились просмотром. За ними пошли катамаранщики. Но за ними мы уже не смотрели – пришла пора грузить байдарки и идти самим.

Порог Имисев состоит из двух ступеней, разделенных спокойным участком.

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности (надувные байдарки) на территории республики Карелия по реке Писта

В каждой ступени валы, бочки. Проход может варьироваться в зависимости от уровня воды. После первой ступени (правого поворота) можно немного передохнуть, выйти на правильный заход во вторую ступень.

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности (надувные байдарки) на территории республики Карелия по реке Писта

После прохождения порога очень быстро догнали группу катамаранщиков – это были наши знакомые из Красноармейска. А перед порогом Талии догнали и группу каякеров. Просмотр порога проводится с правого берега. Читается с воды. Короткий порог с мощными валами, в конце шивера. По просьбе каякеров несколько отстали от них в пороге. Группа оказалась из Питера. Перед следующим порогом мы их все таки обогнали.

Порог Хирви. Начинается на левом повороте простым перекатом, за которым следует чалиться в улов левого берега для осмотра порога. На крутом правом повороте серия бочек и камней, располагающихся беспорядочно. В малую воду из-за обилия камней прохождение сильно осложняется. В большую вырастает мощь валов и бочек, которые

легко могут перевернуть байдарку. Сходу порог прочитать на байдарке сложно. Уворачиваясь от одного камня, садишься на другой.

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности (надувные байдарки) на территории республики Карелия по реке Писта

Шли без просмотра. Впереди мы, за нами каякеры. В одном месте нам не удалось уйти от камня, заметили поздно. Но зато коллегам упростили проход.

После порога оторвались от каякеров и пошли к заключительному длинному озеру Корпиярви.

Выйдя в озеро, зачалили к первому острову на обед. Во время обеда мимо нас прошли и каякеры, и катамаранщики и группа на моторном катамаране. После обеда озеро перед нами было пустым. Ветер то стихал, то появлялся вновь. Шли быстро, но никого не могли догнать. В заключительной части озера необходимо править на правый край зеленого поля. Выход из озера три протоки: центральная мелкая, каменистая; левая и правая по проще, но с техногенкой. Шли правой. В конце порожек с обилием камней.

Впереди мост трассы Войница-Калевала. Причалили к мосту. Здесь разбирали катамаран, который обогнал нас на озере. На дороге стоял микроавтобус под погрузку. Мы прошли дальше по дороге, с намерением позвонить по телефону. Но оказалось, что Билайн здесь не работает. Пришлось возвращаться к байдарке.

От моста пошли к Поалле. Хотелось встать на третьей ступени, но предполагали, что обогнавшие нас ребята уже там стоят.

Поалла заключительный порог Писты. Состоит из трех ступеней, разделенных большими участками. Особенно в отдалении находится первая ступень, за которой ровная гладь позволяет делать что угодно. Первая ступень и самая простая.

Вторая ступень самая сложная, причем ее сложность сильно зависит от уровня воды. В малую воду достаточно простой гладкий слив с заходом по центру. В большую воду мощь слива увеличивается, отбойные валы закручивают основную струю винтом. За второй ступенью следует быстроток с валами, который выносит в третью ступень – слив через всю реку. В третью ступень заходить ближе к центру с небольшим смещением влево. В самом центре бочка, если на скорости, то проносит хорошо. При заходе снизу бочка крепко удерживает катамаран двойку, совершенно не выпуская его из своих объятий.

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности (надувные байдарки) на территории республики Карелия по реке Писта


Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности (надувные байдарки) на территории республики Карелия по реке Писта

Прошли порог без осмотра. На стоянке никого не было. За день прошли 18,5 км.

В целом за поход прошли с учетом радиальных выходов по озерам 96 км.

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности (надувные байдарки) на территории республики Карелия по реке Писта


 

День 12. 15 августа.


Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности (надувные байдарки) на территории республики Карелия по реке Писта

День был посвящен дневке, рыбалке, безуспешным попыткам просушить под дождем снаряжение.

А еще подошли туристы из Красноармейска для обкатки молодежи на пороге. Неожиданно состоялась встреча со старыми знакомыми по прошлому походу.

 

День 13.  16 августа.

Утро было хмурое, но уже без дождя. Позавтракав, свернули лагерь. Предстояло от озера выйти на дорогу. Хорошая тропа от второй ступени ведет через лес к дороге. Начало тропы замаркировано красным пакетом. Ближе к концу тропа пересекает

высохшее русло протоки. Место весьма опасное после дождя. Нужно идти по большим скольким камням. Любое неловкое движение может привести к травме.

Вещи перенесли в два приема.

В это время к месту встречи поъехала машина. Тучи разбежались, ярко светило солнце. Через час мы были в Калевале.

Здесь провели окончательный расчет с ВелТом, в гостинице сходили в душ, пообедали, сходили в магазин за продуктами в дорогу и выехали в Кемь.

Дорога асфальтовая, и через три с небольшим часа приехали на станцию. Распрощавшись с водителем отправились в здание вокзала.

В 20:30 загрузились в подошедший поезд.

 

День 14.  17 августа.

В Питер прибыли по расписанию. Свободного времени между поездами много. Ожидать решили на Ладожском вокзале, здесь показалось спокойнее. После обеда вызвали такси и переехали на Московский вокзал.

Наконец в 17:00 подали наш поезд, пошли грузиться. В 17:45 поезд повез нас домой.

 

День 15. 18 августа.

Поезд.

 

День 16.  19 августа.

В 06:41 группа прибыла в Ульяновск. Поход был окончен.

2.6 Дополнительные сведения о походе

 

  1. Перечень специального снаряжения

Групповое

Личное

Наименование

Количество

Наименование

Количество

Спортивное туристское судно Байдарка надувная 2-х

местная «Вольный Ветер»

«Экстрим»

Байдарка надувная 1-местная

«Вольный Ветер» «Маэстро»

 

1

 

1

Каска сплавная

1

Спасательный конец

1

Спасательный жилет

1

Весло байдарочное запасное

2

Гидрокостюм

неопреновый "мокрого" типа

1

GPS навигатор Garmin Etrex

20

1

Костюм защитный

1

Ремнабор общественный

1

Весло байдарочное

1

   

Гермоупаковка

2

 

  1. Аптечка походная

НАИМЕНОВАНИЕ

КОЛ-ВО

ПОКАЗАНИЯ

1

Цитрамон

10

таблеток

От головной боли и повышенной температуры тела

2

Пенталгин

10

таблеток

При различных болевых синдромах

3

Кетарол

3-4

ампулы

При выраженных болевых синдромах: переломах,

вывихах, травмах.

4

Диклофенак гель

2 шт.

Противовоспалительное, наружное. При болях в

суставах, мышцах

5

Йод

1 шт.

Для обработки ссадин, царапин

6

Спирт

медицинский

1 шт.

Антисептик, обработка перед инъекциями

7

Левомеколь мазь

1 шт.

Ранозаживляющее

8

Клей БФ-6

1 шт.

Защита раневой поверхности

9

Стрептоцид

порошок

 

Лечение мокнущих тяжело заживающих ран

10

Фенистил

1 шт.

От раздражения на коже. Лечение аллергии

и последствий укусов насекомых

11

Валидол

10

таблеток

При болях в сердце

12

Парацетамол

10

таблеток

При повышенной температуре тела

13

Амиксин

3

Вирусные заболевания, грипп



 

   

таблетки

 

14

Септефрил

10-30

таблеток

Для лечения горла

15

Амброксол

20

таблеток

От кашля

16

Офлоксацин

10

таблеток

Антибактериальное средство широкого спектра

действия

17

Де-Пантенол

1шт.

При легких ожогах, в т.ч. солнечных

18

Нифуроксазид

20

таблеток

При инфекционном отравлении

19

Энтеросгель

1 шт.

Отравления, кишечные инфекции, интоксикация,

аллергия

20

Лопедиум

10

таблеток

Закрепляющее, при диарее

21

Индовазин

1 шт.

При ушибах растяжениях, чтоб снять воспаление

22

Финалгон

1 шт.

Разогревающая мазь, при болях в пояснице,

растяжениях

23

Найз мазь

1 шт

Противовоспалительная при травмах, ушибах,

растяжениях

24

Альбуцид - капли

для глаз

1

упаковка

Капли для глаз при раздражении воспалении травме

глаз, обезбаливающие противовоспалительные

25

Пластыри 2,5х7,2

15 шт.

 

26

Бинт 7х14 стер.

6-8 шт.

 

27

Шприц 2 мл

10 шт.

 

28

Вата стер. 50г

1 шт.

 

29

Эластичный бинт

1 шт.

 

30

Пинцет, ножницы

   

31

Ревит

1 шт.

Витамины

32

Перекись

2 шт.

 

 

  1. Ремнабор

1

Плоскогубцы

2

Отвертка

3

Ножницы

4

Клей ПВХ + момент резиновый

5

Ацетон + бензин

6

Заплатки капроновые, резиновые, ПВХ

7

Салфетка протирочная х/б

8

Скотч

9

Изолента

10

Ножницы

11

Нитки капроновые

12

Иголки

13

Наперсток

14

Шило

15

Полотно по металлу

16

Шкурка



 

17

Проволока нержавеющая

18

Стропа 25 мм

19

Пряжки разные, 25 мм

20

Шило

21

Напильник


 

  1. ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ МАРШРУТА

 

Выводы.

Отчет составлен для летнего похода при среднем уровне воды. Средство сплава надувная байдарка.

 

План похода был выполнен полностью.

Маршрут был пройден полностью без изменений.

Все участники группы прошли все пороги штатными экипажами.

 

В целом маршрут по реке можно рекомендовать как хорошую байдарочную тройку, требующую определенных навыков от участников сплава при любом уровне воды.

Для катамаранов - это все-таки двойка.

 

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию