Виды туризма

21 июля 2021
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: II
0 1110 0

ОТЧЕТ 

о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу, совершенном группой ГФСОО «Федерация спортивного туризма г.Челябинска» в период с 19 по 25 мая 2019 года 

по рр. Акчим – Вишера 

Маршрутная книжка: № 30/2019 Руководитель группы: 

Шишкина Анна Андреевна 

Россия, Челябинская область, 

г. Челябинск, пр. Победы, 333А-53 тел. +7982-313-81-33 

E-mail: arianashi@mail.ru 

Челябинская региональная МКК 174-005455533300 рассмотрела отчет и считает, что маршрут может быть зачтен всем участникам и руководителю второй категорией сложности. 

Отчет использовать в библиотеке Челябинской региональной МКК Судья по виду   (Стерликов И.В.) 

Председатель МКК (Черных М.А.) 

Штамп МКК 

Челябинск 2020  

 

Проводящая организация 

Челябинская региональная МКК 

Россия, Челябинская обл., г. Челябинск, Воровского, 48 

председатель Черных Михаил Алексеевич, тел. +7922-712-19-41 

 

 

Место проведения маршрута 

Россия, Пермский край. 

Северный Урал, бассейны рек Акчим и Вишера. 

 

 

Общие справочные сведения о маршруте 

 

Вид туризма 

 

Категория сложности 

 

Протяженность активной части, км 

Продолжительность активной части, дни 

 

Сроки проведения 

общая активная 

ходовых дней 

водный 

вторая 

131 

19-25 мая 

2019г. 

 

Сокращения, принятые в отчёте 

ЛБ / ПБ – левый берег реки, правый берег реки (орографически) 

ЛП / ПП – левый поворот реки, правый берег реки (орографически) 

 

 

Нитка маршрута 

р. Акчим в 10 км выше устья р. Верхняя Акчимская Золотиха – 

(иначе - пор. Винчестер в 0,3 км выше горелого моста) – сплав по р. Акчим до устья – 

– сплав по р. Вишера до пос. Набережный (окраина г. Красновишерск) уровень воды в р. Акчим – средний, в р. Вишера - высокий 

 

Карта маршрута:

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

 

1.6. Определяющие препятствия маршрута 

 

препятствие 

к.с. 

длина( 

км) 

уровень 

воды 

описание 

река Акчим 

пор. Винчестер 

0,1 

средний 

три пологих слива 0,3-0,5 м, камни в русле 

при быстром течении 

шиверы ниже 

пор. Винчестер 

средний 

очень большое количество камней в русле, 

быстрое течение 

итого всеми экипажами пройдено 2 препятствия 2 к.с. 

 

Состав группы 

ФИО 

Год рожд. 

Туристский опыт 

Должность в походе 

Шишкина Анна Андреевна 

 

1991 

5У-рр.Кок-Хем-Бий-Хем- Улуг-О-Бий-Хем; 

1Р-р.Юрюзань 

руководитель, 

матрос К-4 «Катя» 

Суворов Андрей Максимович 

1991 

5У-рр.Башкаус-Чуя-Катунь, 

+3*5У; 4Р-рр.Она-Абакан 

капитан К-4 «Катя», штурман 

Беликов Сергей Сергеевич 

1994 

1У-р.Реж 

матрос К-4 «Катя» 

Луканин Егор Анатольевич 

1998 

4У-рр.Она-Абакан, 1Р-р.Мста 

капитан К-2 «Рэд» 

Солодникова Софья Александровна 

1996 

4У-рр.Она-Абакан, 1Р-р.Юрюзань 

матрос К-2 «Рэд», завхоз 

Сажин Евгений Олегович 

1984 

5У-рр.Башкаус-Чуя-Катунь, 2Р-р.Сакмара 

капитан К-4 «Рома» 

Овчинников Роман Николаевич 

1982 

1У-р.Реж 

матрос К-4 «Рома», фотограф 

Колоскова Анжелика Альбертовна 

1970 

1У-р.Реж 

матрос К-4 «Рома» 

Максимов Александр Анатольевич 

 

1969 

2У-рр.Бедярыш-Лемеза, 2У- рр.Вильва-Б.Порожняя- 

Вильва 

 

матрос К-4 «Рома» 

 

Кравченко Александр Александрович не смог принять участие в походе из-за 

болезни.Поэтому экипаж К-4 составлял три человека, двое из которых были самыми опытными в группе. 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 1 К-4 «Катя»: Суворов, Шишкина, Беликов 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 2 К-2 «Рэд»: Луканин, Солодникова 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 3 К-4 «Рома»: Колоскова, Сажин, Максимов, Овчинников 

 

  1. Адрес хранения отчёта 

Библиотека Челябинской региональной МКК. 

Россия, Челябинская обл., г. Челябинск, Воровского, 48; тел. +7904-815-63-04 

 

Поход рассмотрен 

Поход рассмотрела Челябинская региональная МКК (174-005455533300). Выдана маршрутная книжка 30/2019 

 

Общая смысловая идея похода 

Пройти водный спортивный маршрут второй (с элементами третьей) категории сложности на самой спортивной реке Пермского края (Акчиме) и самой популярной сплавной реке Северного Урала (Вишере), посмотреть некоторые известные туристические достопримечательности, повысить уровень туристского мастерства у некоторых участников, получить удовольствие от общения с единомышленниками, сделать запоминающиеся фотографии и видеозаписи. 

 

Подъезд на маршрут, отъезд с маршрута 

Заброска на маршрут делится на две основных части: от Челябинска до Красновишерска и от Красновишерска до разрушенного моста на реке Акчим («горелого моста»). 

До Красновишерска можно добраться любым автомобильным транспортом. Из Челябинска в Красновишерск ехать 900 км по асфальту. По железной дороге можно доехать только до Соликамска, от последнего остаётся до Красновишерска 100 км. Мы ехали на заказной Газели.18 мая в 5 утра выехали из Челябинска, к вечеру доехали до Красновишерска. В первой половине дня 19 мая добрались из Красновишерска до Акчима на заказанных заранее УАЗ «Буханка». Подробнее эта часть заброски описана на стр.11-13 

Выброска их Красновишерска аналогична заброске. Мы также ехали на заказной Газели. Выехав 25 мая вечером из Красновишерска, 26 мая в обед мы вернулись в Челябинск. 

Телефоны водителей: Олег, Челябинск. Газель 14 мест, с грузом до 10. +7912-790-39-96 Иван Серегин, Красновишерск. УАЗ «Буханки. +7908-260-30-40. 

 

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты 

От места стапеля до п. Мутиха (до 41-го км маршрута) –сплав по Акчиму до п. Мутиха; От п. Мутиха до устья Акчима (41-46 км) – выход в п. Мутиха по дорогам вдоль Акчима; 

От устья Акчима до антистапеля (46-130 км маршрута) – сплав по Вишере до населенных пунктов Сыпучи, Вишерогорск, Заговоруха, Романиха, Набережный, Красновишерск. Можно рассчитывать на местных жителей и их моторные лодки. 

Группа встала на учёт в МЧС Пермского края посредством электронной заявки, заполненной на официальном сайте Управления МЧС региона. Сразу после отправки заявки был произведён звонок в МЧС для того, чтобы удостовериться, что нашу заявку приняли. При выходе на маршрут и при выходе с маршрута осуществлялся звонок с соответствующим уведомления сотрудников ведомства. 

 

Запланированный, пройденный маршрут, причины изменения маршрута с кратким обзором прохождения маршрута 

 

Участок маршрута ЗАПЛАНИРОВАННЫЙ 

Км 

Способ пере- движения 

Дата 

День пути 

Км 

Участок маршрута ПРОЙДЕННЫЙ 

Стапель (р. Акчим в 10 км выше устья р. Верхняя Акчимская Золотиха; иначе – горелый мост) 

 

19.05 

 

Стапель (р. Акчим в 10 км выше устья р. Верхняя Акчимская Золотиха; иначе – горелый мост) 

Разведка пути заноса судов с места стапеля к точке: 3 км выше горелого моста по реке (радиально) 

4 (8)* 

пешком 

4 (8)* 

Разведка пути заноса судов с места стапеля к точке: 3 км выше горелого моста по реке (радиально) 

Занос судов с места стапеля к точке: 3 км выше горелого моста по реке 

пешком 

 

 

20.05 

 

 

0,3 

Занос судов с места стапеля к началу пор. Винчестер 

3 км выше горелого моста по реке – горелый мост (без вещей) 

горелый мост – 5 км ниже устья р. Верхняя Акчимская Золотиха 

 

14 

 

сплав по р. Акчим 

0,3 

 

14 

пор. Винчестер – горелый мост (без вещей) 

горелый мост – 5 км ниже устья р. Верхняя Акчимская Золотиха 

5 км ниже устья р. Верхняя Акчимская Золотиха – 2 км выше п. Мутиха 

24 

сплав по р. Акчим 

21.05 

22 

5 км ниже устья р. Верхняя Акчимская Золотиха – 4 км выше п. Мутиха 

2 км выше п. Мутиха – устье р. Акчим 

сплав по р. Акчим 

 

22.05 

 

4 км выше п. Мутиха - устье р. Акчим 

устье р. Акчим – 5 км ниже устья р. Большая Шалюга 

28 

сплав по р. Вишера 

30 

устье р. Акчим - 7 км ниже устья р. Большая Шалюга (скала Столбы) 

днёвка 

23.05 

днёвка 

5 км ниже устья р. Большая Шалюга – 2 км выше устья р. Большой Колчим 

 

27 

сплав по р. Вишера 

 

24.05 

 

 

30 

7 км ниже устья р. Большая Шалюга – 3 км ниже 

устья р. Большой Колчим (1 км ниже паромной переправы ниже Вишерогорска) 

2 км выше устья р. Большой Колчим - п. Набережный (окраина г. Красновишерск) 

30 

сплав по р. Вишера 

 

25.05 

 

25 

1 км ниже паромной переправы ниже Вишерогорска 

- пос. Набережный (окраина г. Красновишерск). 

Антистапель 

Антистапель 

26.05 

Итого активными способами передвижения: (с учётом коэффициента 1,2) 

137 

 

131 

Итого активными способами передвижения: (с учётом коэффициента 1,2) 

из них сплав – 133 км; пешком – 4 км 

 

из них сплав 130,3 км, пешком – 0,3 км 

*расстояние, пройденное в ходе пешей разведки 19.05 не учитывается в общем километраже 

 

 

Причины изменения маршрута с кратким обзором прохождения маршрута 

Прибыли на место стапеля по плану, в обед 19 мая. Сходили на разведку пути заноса судов к началу Акчимских тулымов*. Выяснили, что расчистка пути займёт не менее двух суток, тогда как по плану мы могли затратить на это не более суток. Уровень воды (средний вместо планировавшегося высокого) делал «подвиг» по очистке тропы достаточно бессмысленным. 

Поэтому 20 мая мы занесли суда на 300 м выше горелого моста к началу пор. Винчестер 2 к.с. и начали сплав. Первые 9 км включали в себя шиверы 1-2 к.с. с большим количеством камней в русле. Дальнейшие отклонения в местах стоянок объясняются поиском хорошего места для бивака в радиусе 4-5 км от планируемой точки ночлега. Днёвка была проведена по плану, 23 мая. 

На р. Вишера мы посетили Писанские пещеры, плотину недалеко от устья р. Большой Щугор, грот и скалу Ветлан. 

Во второй половине дня 25 мая мы прибыли на место, запланированное для антистапеля. По договорённости с водителем, он должен был приехать утром 26 мая. Однако водитель приехал 25-го вечером. Немного ускорившись с антистапелем, мы выехали из Красновишерска 25-го вечером. 

 

 

*в высокую и паводковую воду участок шивер-порогов «Акчимские тулымы» имеет сложность 2+ к.с. и протяжённость 3 км,   заканчиваясь   порогом   Винчестер   3   к.с. Пор. Винчестер заканчивается непосредственно перед горелым мостом – традиционным местом стапеля на р. Акчим. Средний уклон участка – 17 м/км. 

 

График движения 

Дата 

№ 

дня 

Участок маршрута 

Уровень 

воды 

Км 

ЧХВ, 

часов 

Средняя 

скорость, км/ч 

Средний 

уклон, м/км 

Ключевые 

препятствияучастка 

 

19.05 

 

Стапель (р. Акчим в 10 км выше устья р. Верхняя Акчимская Золотиха; иначе – горелый мост) 

Разведка пути заноса судов с места стапеля к точке: 3 км выше горелого моста по реке (радиально, 

пешком) 

 

 

4 (8)* 

 

3,5* 

 

2,3* 

 

 

 

 

 

20.05 

 

 

 

Занос судов с места стапеля к началу пор. Винчестер (пешком) 

0,3 

0,2 

1,5 

пор. Винчестер – горелый мост(без вещей) 

средний 

0,3 

2 мин 

9,0 

пор. Винчестер 2 к.с. 

горелый мост – устье р. Верхняя Акчимская Золотиха 

средний 

1,7 

5,2 

шиверы 1-2 к.с. 

р. Верхняя Акчимская Золотиха - 5 км ниже устья р. Верхняя Акчимская Золотиха 

средний 

1,2 

4,3 

21.05 

5 км ниже устья р. Верхняя Акчимская Золотиха – 4 км выше п. Мутиха 

средний 

22 

3,8 

5,7 

 

22.05 

 

4 км выше п. Мутиха - устье р. Акчим 

средний 

1,5 

6,0 

устье р. Акчим - 7 км ниже устья р. Большая Шалюга (скала Столбы) 

высокий 

30 

5,0 

6,0 

0,4 

23.05 

днёвка 

 

24.05 

 

7 км ниже устья р. Большая Шалюга – 3 км ниже устья 

р. Большой Колчим (1 км ниже паромной переправы ниже Вишерогорска) 

 

высокий 

 

30 

 

4,7 

 

6,4 

 

0,4 

 

 

25.05 

 

1 км ниже паромной переправы ниже Вишерогорска - пос. Набережный (окраина г. Красновишерск). 

высокий 

25 

5,6 

4,5 

0,2 

Антистапель 

Итого активными способами передвижения: 

(с учётом коэффициента 1,2) из них сплав 130,3 км, пешком – 0,3 км 

131 

23,7 

5,5 

1,8 

2 препятствия 2 к.с. 

* показатели разведки заноса судов не учитываются в итоговой сумме 

 

Техническое описание прохождение группой маршрута 

Техническое описание заброски 18 мая 

18 мая в 5 утра мы выехали из Челябинска на заказной Газели. К вечеру доехали до Красновишерска. Ночевали в лесу на окраине Красновишерска. 

 

19 мая 

В первой половине дня 19 мая добрались из Красновишерска до Акчима. Ехали на двух УАЗ «Буханка». От Красновишерска идёт неплохая грунтовая дорога в посёлок Вая (фото 4) 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

 

Фото 4 – грунтовая дорога Красновишерск - Вая 

По ней может проехать практически любой автомобиль. Конечно, дорога не самого лучшего качества, периодически встречаются выбоины и колдобины. 

Через 55 км от Красновишерска минуем посёлок Мутиха, расположенный на ЛБ Акчима в нескольких километров от устья реки. Посёлок – ориентир того, что через 10 км необходимо будет свернуть направо в долину реки р. Бол. Ябурская. Здесь уже сможет проехать только автотранспорт повышенной проходимости. 

 

 

На следующей странице представлена карта заброски от Мутихи почти до места стапеля. Путь движения выделен розовым цветом. 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

 

До «горелого» моста остаётся почти 20 км. На этом участке есть два основных препятствия. Во-первых, это первый мост через р. Бол. Ябурская (фото 5). Он представляет собой настил из брёвен, которыми завалено русло реки. Ширина моста около 5 метров. Каждый год его подмывает паводком. У нас центральная часть настила была смещена на 3-4 м ниже по течению. Поскольку у водителя была с собой бензопила, мы немного «доработали» мост, настелив ещё брёвен и досок. 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 5 - первый мост через р. Бол. Ябурская 

Во-вторых, чем ближе к Акчиму, тем больше нависающих над дорогой молодых деревьев, которые нужно спиливать бензопилой. Последние 4-5 км двигаешься очень медленно. Большую часть времени один из водителей идёт с бензопилой, другой перегоняет поочерёдно обе машина. А пассажиры откидывают спиленные ветки и деревца с дороги, периодически меняясь. Скорее всего, наша группа была первой на Акчиме в этом году, и поэтому было так непросто – см. следующее фото 6. 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

 

 

Техническое описание маршрута 19 мая - продолжение 

В обед прибыли на место стапеля (фото 7) на ПБ Акчима. Выгрузили вещи у горелого моста и перенесли их на 50 м ниже по течению на место лагеря. 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 7 – место стапеля 

Уровень воды оказался средним: в русле было много камней, которых не было бы при паводковом или высоком уровнях воды (фото 8). Кроме того, в интернете мы видели видео пор. Винчестер (расположенный непосредственно перед горелым мостом) при высоком уровне воды – и было понятно, что у нас уровень воды значительно ниже. 

Собрали катамараны и сделали пешую разведку тропы на ЛБ Акчима вверх по течению. Для разведки необходимо перечалиться с ПБ на ЛБ. В нашем случае это было удобно сделать ниже опор моста (непосредственно за ними). 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 8 – горелый мост 

Тропа идёт по прямой на восток, в то время как река идёт в северо-восточном направлении. Через 2,5 км нужно свергнуть с основной тропы налево и двигаться 1,5 км в северном направлении до реки. Это место на фото 9-10. 

 Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 9-10: Акчим перед началом Акчимских тулымов: кадры вверх, вниз по течению 

Движение по основной тропе (без катамарана в собранном виде) не представляет большой трудности. Однако большое количество нависающих над тропой веток и молодых деревьев делает возможным движение с катамараном только после 

«зачистки» тропы. После поворота на север не везде легко пройти даже налегке, постоянно встречаются участки «лесного частокола». По нашей оценке, с бензопилой (которой с отъездом водителей у нас не стало) расчистка пути заняла бы не менее суток, а вручную – 2,5-3 суток. 

Было принято решение о том, что заносить суда было бы нецелесообразно. Тем более, что высокого уровня воды, ради которого можно было бы попробовать 

«совершить подвиг», не наблюдалось. Разведку делали Суворов, Солодникова, Овчинников, Луканин. Первые двое разведали весь путь до конца, а остальные шли с топорами и «подчистили» основную тропу. 

 

20 мая 

В первой половине дня дособирали катамараны. После обеда занесли суда по ПБ Акчима на 300 м к началу пор. Винчестер 2к.с. (фото 11) 

Порог в нашу среднюю воду представлял из себя три последовательных пологих слива высотой 0,3-0,5 м. Ширина русла в пороге около 10м. Длина порога 130 м. В пороге было несколько обливных камней, которые могут повернуть катамаран. В конце порога есть скальный выступ у ПБ, за которым хорошее улово для страховки как спасконцом, так и катамараном. 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 11 - пор. Винчестер. Вид вверх по течению от 3-го (последнего) слива. Съёмка прохождения порога велась из точки ПБ, где стоит человек в синей куртке. 

Порог первым проходил К-2 «Катя». С берега страховали спасконцами Максимов и Овчинников. Затем порог прошёл К-2 «Рэд» при страховке теми же спасконцами и К-4 

«Катя» с воды. Последним порог прошёл К-4 «Рома» при страховке К-2 «Рэд» с воды. Прохождение порога на фото 12-21. 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 12 - К-4 «Катя» в пор. Винчестер. Слив №1 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 13 - К-4 «Катя» в пор. Винчестер. Слив №2 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 14 - К-4 «Катя» в пор. Винчестер. Слив №3 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 15 - К-4 «Катя» в пор. Винчестер. Чалка в улово ПБ 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 16 - К-2 «Рэд» в пор. Винчестер. Слив №1 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 17 - К-2 «Рэд» в пор. Винчестер. Слив №2 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 18 - К-2 «Рэд» в пор. Винчестер. Слив №3 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 19 - К-4 «Рома» в пор. Винчестер. Слив №2, кадр 1 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 20 - К-4 «Рома» в пор. Винчестер. Слив №2, кадр 2 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 21 - К-4 «Рома» в пор. Винчестер. Слив №3 

После прохождения порога все суда перечалились в улово ПБ за горелым мостом (см. фото 22-24). 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 22 - Перечалка К-2 «Рэд» от пор. Винчестер в улово ПБ за горелым мостом. 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 23 - Перечалка К-4 «Рома» от пор. Винчестер в улово ПБ за горелым мостом. 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

 

Фото 24 - Перечалка К-4 «Катя» от пор. Винчестер в улово ПБ за горелым мостом. В правом нижнем углу кадра виден край опоры моста. 

Привязали вещи отправились ниже по течению. Походная колонна имела следующий порядок судов: К-4 «Катя», К-4 «Рома. 

Примерно первые 9 км сплава представляли из себя непрерывную череду шивер 1-2 кс при достаточно высокой скорости течения. Необходимо было постоянно лавировать между камнями, которые наличествовали в русле в большом количестве. Ввиду среднего уровня воды камней было настолько много, что обходить  их все 

«чисто» не было физической возможности. 

К сожалению, собственных фотографий этого участка мы предоставить не можем. Дело в том, что новая китайская экшн-камера Овчинникова разрядилась сразу после пор. Винчестер. Овчинников не предупредил об этом руководителя, т.к. не думал, что имеет важное значение. Иначе съёмка обязательно была бы организована с других фото-видео приборов. А руководитель, хотя и предупреждала Овчинникова о необходимости съёмки, не донесла до него то, что отснять данный участок крайне важно. 

Поэтому мы приводим кадры (см. фото 25-27) со сплава другой группы с этого участка. Уровень воды здесь намного выше, поэтому почти все многочисленные камни, которыми мы «наслаждались», здесь не видны. 

 

 Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 25-27. Шиверы ниже пор. Винчестер. 

Дата сплава здесь – 9 мая 2017 года. Стоит отметить, что пик паводка на реке год от года нестабилен, и может быть в любых числах мая. 

После устья правого притока Верхняя Акчимская Золотиха в 9,5 км ниже горелого моста уклон реки снижается, ширина русла увеличивается с 12-15 м до 20-25 м. Камней в русле также становится меньше. 

На этом определяющие категорию сложности участки маршрута закончились, далее до финиша всего похода была «ровная вода». Всего за день было пройдено 14 км. 

Встали на стоянку на ЛБ в 5 км ниже устья правого притока Верхняя Акчимская Золотиха (см. следующее фото 28) 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

21 мая 

С утра произошло небольшое происшествие. С утра при накачке К-4 «Рома» у судна примерно на метр разошёлся боковой шов. (см. следующее фото 29) Пришивать ткань к ПВХ – занятие технически трудное и отняло время до обеда. 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Ширина русла около 25 м, скорость течения невысока. (фото 30). За день прошли 22 км. 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

 

Фото 30 – р. Акчим и К-4 «Рома» 

Встали на стоянку на ЛБ в 3,5 км выше посёлка Мутиха (см. следующее фото 31) 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

 

22 мая 

Через 4 км после начала сплавного дня дошли до поселка Мутиха (см. фото 32) 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 32 – К-4 «Рома» на фоне п. Мутиха. 

Затем, ещё через 2,5 км, прошли мост за поселком Мутиха. (см. фото 33) 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 33 – К-2 «Рэд» ниже моста после п. Мутиха 

 

И ещё через 2,5 км дошли до устья Акчима и «впали» в Вишеру (фото 34). 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 34 - группа на фоне Вишеры на стрелке с Акчимом 

Уровень воды в Вишере оказался высоким, ширина русла 35-40 м. Перекатов, характерных для Вишеры в межень, как и следовало ожидать, не оказалось. Иногда высокий уровень воды несколько затруднял траверсы и чалки. 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 35. Максимов с К-4 «Рома» на Вишере 

Затем дошли до Писанских пещер. По описанию их 3, мы посетили 2. Пещеры расположены на склоне ПБ в 450 м ниже устья р.Писанка. 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Пещеры (фото 36 выше) интересные, но остаться чистым при посещении вряд ли получится (фото 37 ниже). Расстояние от устья Акчима до Писанских пещер – 6,5 км. 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Встали на днёвку на ПБ сразу за скалой Столбы. Стоянка на фото 38. Расстояние от пещер до стоянки – 23 км, а всего за день было пройдено 39 км. 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 38 – стоянка, на которой проходила днёвка 23 мая 

 

23мая 

Днёвка.

 

 24 мая 

К обеду, пройдя 13 км, дошли до устья левого притока Большой Щугор, зачалившись 

непосредственно в устье. Пробравшись по густому лесу 400 м вверх по течению, мы посмотрели на плотину (фото 39-40) Сплав по ней при любом уровне воды мы не рекомендуем, поскольку в потоке воды есть металлические конструкции. 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 39 – плотина на р. Большой Щугор – вид вниз по течению 

 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 40 – плотина на р. Большого Щугора – вид вниз по течению 

Затем дошли до Вишерогорска (14 км от устья Большого Щугора) и посетили местный магазин, а также немного пообщались с местными жителями, понаблюдали за их бытом. Набрали воды, опасаясь пить из реки ниже Вишерогорска даже кипячёную воду. 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 41 – К-4 «Катя» и К-2 «Рэд» на р. Вишера выше Вишерогорска 

Встали на стоянку на ЛБ в 1 км ниже паромной переправы, расположенной чуть ниже Вишерогорска (фото 42). Всего за день было пройдено 30 км. 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 42 – стоянка 24.05 

 

25 мая 

В последний сплавной день (см. фото 43 ниже) предстояло пройти 25 км по воде. 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

 

Чтобы посетить грот Ветлан (см. фото 44-45 ниже), преодолели 20 км до устья безымённого левого притока (первый из двух перед скалой Ветлан). Ориентировались для чалки по точке в GPS. Грот расположен в 400 м от реки, есть тропа. 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 45. Группа в гроте Ветлан. Фотограф Овчинников. 

 

В 1,8 км ниже мы зачалились также на ЛБ, чтобы посетить знаменитую скалу Ветлан. Подъём по склону крутой, но виды, открывающиеся наверху, точно стоят того. Набрали воду в роднике чуть ниже места чалки. 

Для проведения антистапеля мы зачалились ещё на 3 км ниже на ЛБ перед окраиной Красновишерска, посёлком Набережный. В этом месте (фото 47) от посёлка к реке подходит дорога и есть не очень опрятная, но вполне приемлемая стоянка (фото 46). Разобрав суда и поужинав, мы уехали на заказанной заранее Газели в Челябинск. 

 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 46 - стоянка на антистапеле 

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

 

Фото 47 - место антистапеля на ЛБ перед поселком Набережный. Фото сделано в направлении выше по течению. 

 

Потенциально опасные участки и препятствия на маршруте 

В нашу среднюю воду вероятность переворота в пор. Винчестер, шиверах ниже порога и тем более на других участках маршрута была минимальна. 

В высокую на пор. Винчестер перевернуться в случае ошибки можно. В интернете есть видео, на котором экипаж К-2 пытается зачалиться на быстротоке к ПБ, но не учитывает навала на скальный выступ. И при столкновении с ним мгновенно 

«киляется». 

Расчесок не было, завал был один на первых километрах сплава. Он был заранее замечен и после чалки легко обнесён по кромке берега без разгрузки судов. 

 

Дополнительные сведения о районе маршрута 

Погода в это время переменчива, от лёгкого «минуса» до +10-15 градусов тепла. Два раз шёл снег, это было красиво. Погода в это время Пермском крае напоминает 

погоду в майские праздники на Южном Урале. 

Использование гидрокостюма, хотя бы штанов или полукомбинезона является крайне желательным. На Вишере, использовать неопрен, за исключением носков, не обязательно. 

 

  1. Затраты на осуществление маршрута 

 

Статья затрат 

Затраты на человека (в группе 9 человек) 

автозаброска Челябинск- Красновишерск и обратно 

5 000р. 

автозаброска Красновишерск - Акчим 

 

1 500р. 

Продукты по раскладке 

2 500р. 

Прочее 

300р. 

Итого 

9 300р. 

 

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута Группой был пройден водный спортивный маршрут второй категории сложности. Семь из девяти членов группе впервые побывали на сплаве на Северном Урале. 

Все члены группы впервые были на пройденных реках и с удовольствием насладились красотой природных объектов реки Вишера. 

Группа не прошла 3 км участок шивер-порогов выше места стапеля. При этом пройденные в условиях средней воды на р. Акчим пор. Винчестер 2 к.с. и следующий за порогом 10 км участок шивер 1-2 кс позволяет считать маршрут достойным второй категории. 

Рекомендуем продумать защиту от клещей. Мы, к счастью, встретили всего одного, и что удивительно, на палатке (обычно клещи обнаруживаются на одежде или коже). 

«Поймать» высокую воду на Акчиме весьма сложно. Мы опоздали примерно на неделю. При этом в высокую воду не всегда можно доехать к реки, т.к. мосты могут быть смыты или подмыты. 

Занос судов на Акчимские тулымы очень сложен из-за зарастающей просеки и густого леса. Для гарантии успеха необходимо иметь с собой бензопилу и лучше не одну и 2-3 суток на «зачистку». Стоит ли оно того – ведь оптимальный уровень воды в реке бывает дней 10 в году в мае– вопрос открытый. 

 

Ссылка на GPS-данные маршрута 

"https://cloud.mail.ru/public/UkJv/3HrUzZv5Y" rel="nofollow" 

Точки маршрута, фактических ночёвок, трек маршрута. 

 

Карты маршрута  

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному УралуОтчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по Северному Уралу

 

 

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию