21 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Горно-Кавказский
Год путешествия: 1954
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: I
Трасса маршрута: Цейское ущелье - Садонский перевал - Кионский перевал - Гуларский перевал - Стыр-Дигора - пер.Штулу - р. Черек Балкарский - Советское - Нальчик.

Начало путешествия: 14 августа 1954 г.
Конец путешествия: 25 августа 1954 г.

Руководитель группы: Глазунов Б.А., инструктор-общественник по туризму, III разряд по туризму и альпинизму, туристский стаж 4 года. Адрес: Сталинградский пр. д. 31 кв.9.
Количество участников: 10 человек.

Отчет из библиотеки Петроградского клуба туристов (Санкт-Петербург), №I/231-Л

Сканирование и обработка текста - Дмитрий Жаров (Санкт-Петербург)

Участники похода

Фамилия Г. р. Партийность Место раб.
1 Австриков М. 1927 ВЛКСМ З-д Фрунзе
8 Перевалова В. 1932 ВЛКСМ З-д Фрунзе
9 Рыскин А. 1930 ВЛКСМ З-д ГОМЗ
10 Ясицкий О. 1933 б/п З-д ГОМЗ

В маршрутной книжке в графе "место работы" у всех указано: "п/я 412".

Перед выездом из Ленинграда в альплагерь "Торпедо", в котором все участники группы должны были находиться в течение одной смены, секция туризма Ленинградского Городского Комитета утвердила маршрут группы: Цейское ущелье - р. Хызымдон - ущелье р. Чайнашки - Безенгийское ущелье - р. Чегем - р. Тютю-су - ущ. Адыр-су - ущ. Адыл-су - пер. Донгуз-орун - р. Накра. При выезде в лагерь после бесед и консультаций с рядом инструкторов лагеря и турбазы, бывавших в тех местах, выяснилось, что данный маршрут по трудности значительно превышает II категорию. Уполномоченный Всесоюзного Комитета по Цейскому ущелью запретил группе выход на маршрут, как чрезмерно сложный и опасный и совместно со старшим консультантом Цейской турбазы Н. Г. Молчановской рекомендовал, группе маршрут через пер. Штулу, уже пройденный однажды (в 1950 г.) группой инструкторов турбазы. Таковы причины, побудившие нас изменить маршрут. Маршрутный лист был выдан уполномоченным 13 августа 1954 г.

Описание путешествия по дням

14 августа. Группа вышла из альплагеря "Торпедо" и направилась к Садонскому перевалу. Садонский перевал расположен в самом конце отрога главного Кавказского хребта, который разделяет Садонское и Цейское ущелья. В начале этого отрога расположены вершины: Тур-хох, Укр-Туре, Цей-хох. Левее перевала расположен пик "Турист" (3100 м), он хорошо заметен и является прекрасным ориентиром. Высота перевала 2900 м. Путь проходит сначала по правому (орографически) берегу р. Цей-дон мимо Цейской турбазы, затем переходим через мост и идем по левому берегу мимо селений Нижний, Средний и Верхний Цей. Арбичная дорога переходит в горную тропку. Подъем на перевал несложен и занимает примерно 4 часа. За перевалом на Север ведет малозаметная тропа, которая прячется местами в кустарнике и густой траве. Растительность альпийская, весь склон покрыт зарослями рододендронов, уже отцветших к концу лета. Под скалками течет родник - это прекрасное место для отдыха.
Спускаемся в Садонское ущелье. Здесь повсюду - рудники (весь район богат полезными ископаемыми), подвесные дороги, по которым беспрерывно идут вагонетки с рудой. По мосту переходим Садон и идем к Нижнему Згиду. За Нижним Згидом дорога быстро поднимается вверх. Через 2 километра мы попадаем в Верхний Згид. Это большой рудничный поселок с базаром, магазинами, почтой. Наши рюкзаки получились довольно увесистыми (до 25 кг), мы изрядно устали, поэтому останавливаемся сразу же за Верхним Згидом.
15 августа. Идем к перевалу Кионский или Згидский. Перевал ведет в Дигорию. Его высота 2510 м. Это пологий, легкий перевал, склоны его полностью лишены растительности, очень унылые и однообразные места. Видим кучу камней, по-видимому, тур, но записки в нем нет. Масса ручейков. Спуск с перевала более крут. Идем по правому берегу р. Коми-дон до селения Дунта. В селении магазина нет, поэтому идем в селение, расположенное на правом берегу вверх по склону километра 2 (забыли взять соль!). Соль достали, но кроме нее в магазине ничего нет. По мостику переходим речку и попадаем в Дунту. От Дунты идет шоссейная дорога в районный центр - селение Мацута. Двигаемся к Гуларскому перевалу. Тропа уводит на крутые травянистые склоны - это подъем к перевалу Козоти-вцек. Он невысок (2500 м), но довольно утомителен. Спуск с перевала - по мелкой сланцевой осыпи. По сенокосному мостику переправляемся через Сарди-дон. За речкой видна пастушечья ночевка. Поднимаемой на Гуларский перевал. Подъем более полог, чем подъем на Козоти-вцек (высота 2940 м) Останавливаемся в красивой долинке. Внизу видно Караугомское ущелье. Подъем на перевал 4-5, спуск 2-3 часа.
16 августа. Идем по тропе сначала по травянистым склонам, затем по лесу. Вступаем в красивое Караугомское ущелье. Ущелье покрыто лесом, много сосняку. Останавливаемся не доходя селения Дзинага. У части группы потерты ноги, решаем остаток дня дальше не идти. Делаем экскурсию в ущелье реки Урух - безусловно, одно из красивейших ущелий Северной Осетии. От Дзинаги до р. Урух - километра два. Сел. Дзинага - большая деревня. В ней расположено управление геологической партии, отряды которой ведут изыскательские работы в районе Караугонского ледника по рекам Уруху и Харвесу. В Дзинаге находятся склады партии и пекарня. В Управлении можно выписать недостающие продукты. Есть хлеб, крупы, сахар, мясные консервы.
17 августа. Посвящаем день выходу на Караугонский ледник - один из крупнейших ледников Кавказа. Из Дзинаги идем по правому берегу реки Караугон. Пересекаем небольшое ущелье и выходим на огромный моренный вал. С вала спускаемся на язык ледника. Весь ледник усыпан грязью и камнями. выход на язык довольно прост. Проходим по языку, переходим на другую его сторону. Недалеко от ледника расположена прекрасная поляна. Возвращаемся в Дзинагу по левому берегу речки Караугон. Переходим по шаткому мостику речку Фастал, проходим через селение Ногакау и, не доходя до Дзинаги, переправляемся через Караугон вброд.
18 августа. Решаем в этот день дойти до селения Стыр-Дигора. Этот небольшой участок проходим до обеда. Дорога от Дзинаги ведет к реке Урух. Через хороший мост переходим на левую ее сторону и идем по левому берегу Харвеса. Проходим Стыр-Дигора. Нам предлагают остановиться в клубе, но мы проходим за селение 1,5 км и разбиваем палатки у самого берега Харвеса. За дровами приходится идти на склон. Остаток дня деятельно готовимся к предстоящему переходу - четыре дня мы будем идти по ненаселенной местности.
19 августа. Идем по ущелью Харвеса. Очень красивые места. Слева в Харвес впадает река Гебивушдон. Следуя по этой реке можно выйти к перевалу Геби-ацек, который ведет на ту сторону главного Кавказского хребта. В месте слияния рек очень красивая полянка - удобное место для бивуака. Далее следует подъем, временами он весьма крут. Уже внизу в стремительной теснине ревет Харвес. Постепенно леса исчезают. Преодолеваем не длительный, но очень крутой подъем и выходим на сенокосные площадки. Отсюда виден перевал и вершина Штулу. В километре за сенокосной площадкой - каменный завал. Огромные камни, возможно, морена спускавшегося с хребта ледника. Устраиваем привал. За каменным завалом пологая ровная долина длиною 3-4 км. По долине течет спокойный Харвес. Слева - огромный массив горы Лабода. Идем по долине. Временами попадаем в болотца, легко переправляемся через Орс-дон, но останавливаемся перед Гурами-дон. До вольно глубокая и бурная речка. Ни вверх, ни вниз по течению переправы не видно. Переходим в брод напротив коша на склоне. Ночуем у коша. Ночь очень холодная, чувствуется близость могучих ледников.
20 августа. Рано выходим из коша и идем по едва заметной тропинке. Тяжелый, утомительный подъем длится почти шесть часов. Перед тем как подняться на перевал, надо сначала преодолеть гребень, спуститься в долинку, и уже из долинки начинается подъем на собственно перевал. Большее количество малозаметных тропок (здесь гоняют скот) путает, следуя одной из таких тропок, мы выходим на трудную часть гребня, преодолевать которую приходится с помощью веревки "по-спортивному". Короткий привал и начинаем подъем на перевал. Подъем крут в начальной части, Дальше - пологий. К часу дня мы на перевале. Слева - гора Штулу. Снимаем записку предшествующей группы и быстро спускаемся по мелкой осыпи. Внизу - нарзанный источник, который вознаграждает нас за день утомительного пути. Продолжаем путь. Идем вдоль речки (название неизвестно). Следовало бы перейти на левый берег у нарзанного источника, но момент упущен, и мы вынуждены идти по крутым травянистым склонам к ломким скалам. Наконец, переходим речку и идем по едва заметной тропке. Верховья ущелья поражают обилием ледников и речек. Останавливаемся на ночлег неподалеку от коша на правом берегу Ах-су.
21 августа. Идем по Ax-су. Очень красивая долина. Тропка выводит на травянистые склоны, затем спускаемся к нарзанному источнику, рядом - разрушенное здание, очевидно, лечебного типа. Километра через 1,5 - второй кош. В этом месте решаем, что делать дальше: по правому берегу Черека, где мы сейчас находимся, дороги нет. По левому идет прекрасная тропа, но надо переправляться через Ax-су и Дых-су. Реки здесь очень бурные - незадолго до нас чуть пониже утонул один турист. Осматриваем возможные места переправ и убеждаемся, что переправа возможна только рано утром. Не имеет смысла терять полдня - решаем идти по правому берегу Черека. До совхоза 20-25 км. Пересекаем густые заросли крапивы и малины и выходим на крутые склоны, заросшие лесом. Местами лес прорезают следы селей. Густая скользкая трава сильно затрудняет движение. Тропы нет. За 4-5 часов ходу проходим не более нескольких километров, С большим трудом, уже затемно находим место для ночевки у берега Черека.
22 августа. Кругом много диких зверей. Вчера видели медведя. Сегодня утром обнаружили на песке массу следов и свежеобглоданную ногу тура. Вчера ее не было. Решаем идти вдоль берега реки по камням. Есть трудные места, но идти возможно. Идем быстро. Продукты кончились. Временами приходится выходить в лес и снова спускаться к реке. Погода, которая до сих пор благоприятствовала нам, резко портится. Начинается ливень. Пробираемся сквозь густые заросли кустарника и лес. Выходим на тропку, которая приводит нас к скользкой стенке, покрытой мхом. Двигаться можно лишь с тщательной страховкой - скалы скользкие. Преодолеваем скалы и выходим на широкую проселочную дорогу. До совхоза близко. Но новая преграда - поперек долины, перерезая путь, медленно движется сель - последствие недавнего дождя. Его ширина достигает 200 м. На потоках грязи предательски плавают камни. С трудом выбираем засохшие места. Наконец, и это препятствие преодолено. В 3-4 километрах видим совхоз. Ночуем в совхозе.
23 августа. Отдыхаем, стираемся, пополняем запасы продуктов. Остановились в школе, которую любезно предоставила нам дирекция совхоза. Совхоз - прекрасное место для дневки. Здесь огромные сады яблонь, но к сожалению, все поздние сорта, много абрикосов и персиков, есть овощи, в 4-х км ниже по Череку на той стороне реки - дом отдыха и мост через Черек - единственный мост на протяжении многих километров. В четыре часа выходим из совхоза и двигаемся дальше. К вечеру доходим почти до Голубых озер. На протяжении всей дороги ущелье Черека очень живописно. Особенно красиво то место, где ущелье пересекают скалистые горы. Километра через три от этого места - две полянки, удобные для ночевки.
24 августа. Проходим мимо Голубых озер. Это любимое место трудящихся Кабардинской АССР. Вода очень холодная. От Голубых озер идем вдоль Черека. Местность становится более оживленной - попадаются лесопилки. Понемногу горы начинают отступать. Километров черев 5 от озер расположен поселок Бабучент, от него идет на Нальчик прекрасное шоссе. Вдоль по Череку раскинулись леса, преобладают лиственные породы. В 8 км от Бабучента - районный центр село Советское. Здесь есть почта, магазин. Ночуем за Советским у берега.
25 августа. Дорога идет по холмистой местности. Очень жарко. Черек широко разлился и течет совершенно спокойно. Поздно вечером приходим в Нальчик.
26 августа. Осмотр Нальчика. В Нальчике можно остановиться в Доме туриста (прекрасное новое здание), либо на базе одного из многочисленных альплагерей, находящихся в Боксанском районе. Здесь находятся базы лагерей: "Шахтер", "Металлург", "Нижний локомотив", "Джанту-ган", "Искра", "Химик". Нальчик - небольшой, но красивый город. Масса зелени - от вечнозеленого самшита до степных березок. В хорошую погоду отчетливо видны пятитысячники - Дух-тау и Коштан-тау.

Общая характеристика маршрута

Непрерывный переход через большое число перевалов, многочисленные горные реки, попадающиеся на пути, необходимость нести значительную часть продуктов питания - все это создает известную трудность при прохождении маршрута. Начальный участок - Цейское ущелье - Кионский перевал не очень интересен, группам, которые начинают свой путь не из альплагеря, имеет смысл выбрать какой-нибудь другой вариант. Наиболее интересным и трудным является участок Стыр-Дигора - Плодоягодный совхоз, в особенности за Штулу. Переход на левый берег Черека труден и связан с двумя опасными переправами, его следует, безусловно, предпочесть прохождению по правому берегу только в случае дождя или длительных дождей, в этом случае правый берег станет непроходим. Интересный вариант пути: Цейское ущелье - Мамисонский пер. - пер. Гебивцек - ущелье Харвеса - дальше по нашему пути. Вариант пути: Нальчик - Мацута (на машине) - река Урух - пер. Гурдзи-вцек - пер. Гиби-вцек - ущелье Харвеса - дальше по обычному пути.

Необходимое снаряжение

Группа, идущая по маршруту, должна иметь:
1. веревку
2. два-три репшнура и карабина
3. горные ботинки
4. альпинистские рюкзаки
5. ледорубы.
Рекомендуется захватить примус и керосин, т.к. на участке Стыр-Дигора до второго коша на Ах-cy дров почти нет. Примус пригодится и в случае плохой погоды. От Стыр-Дигору надо захватить палки для палаток (или ставить их на ледорубы).

Продукты питания
Часть продуктов на последние два дня пути можно забросить по почте в село Советское. Остальные продукты надо нести с собой (крупы, сахар, масло, консервы). Хлеб можно купить в Згиде, Дзинаге, Совхозе Советском. В Дзинаге можно достать и крупы. В кошах по пути можно купить молоко и сыр. В совхозе можно выписать, картошку, помидоры, огурцы, фрукты. По дороге попадаются ягоды (особенно по Череку), в основном малина, есть дикий крыжовник и смородина.

Население, народное хозяйство
До пер. Штулу путь проходит по Северо-Осетинской АССР, население - осетины, за Штулу начинается Кабардинская АССР. Население прекрасно говорит по-русски, гостеприимны как все горцы. Занимается население сельским хозяйством, в основном животноводством.

Стоимость путешествия
Проезд Ленинград-Орджоникидзе и Сухуми-Ленинград - 400 руб. (на человека).
Питание в походе - 300 руб. (на человека). Итого - 700 р. (не считая расходов, связанных с восхождением группы на Эльбрус и путешествие по Сванетии). Из этой суммы дотация Л.О.С. Д.С.О. "Зенит" - 220 руб., личные сбережения участника 480 руб.
Необходимым снаряжением группа была обеспечена из фондов Л.О.С. Д.С.О. (ботинки, рюкзаки, веревка).

Выводы
Группа проделала интересный и трудный маршрут по малопосещаемым местам Северной Осетии и Кабарды, познакомилась с природой, населением и хозяйством этих районов. Хорошая тренировка, полученная членами группы за время пребывания их в альпинистском лагере, позволила им провести поход без очень большой затраты сил, задержек и травм.

НАЧАЛЬНИКУ СПОРТИВНОЙ ТУРИСТСКОЙ ГРУППЫ ДСО "ЗЕНИТ"
тов. ГЛАЗУНОВУ Б.А.

Утвержденный группе маршрут ввиду его чрезмерной усложненности и небезопасности - запрещаю.
В соответствии с консультацией полученной группой у старшего инструктора-методиста Цейской Турбазы тов. Молчановской Н.П. - рекомендую группе пройти по более безопасному и освоенному маршруту через перевалы Кионский, Гуларский и Штулу.
Данный маршрут по своей трудности относится ко 2-й категории.

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО АЛЬПИНИЗМУ
КОМИТЕТА ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
ПРИ СМ СССР В ЦЕЙСКОМ РАЙОНЕ
О.ГРИНФЕЛЬД

На основании представленных положительных характеристик альп. лагеря "Торпедо" на т.т. Земляк Л.Н. ,Павлова И.А. и Австрикова М.П. и проверки их прав на участие в туристском маршруте 2-й категории трудности - против дополнительного включения в состав группы вышеуказанных лиц - не возражаю.