25 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Горно-Кавказский
Год путешествия: 2002
Вид туризма: Спелеотуризм Категория сложности: III
Руководитель: Нина Чегодаева (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №6116

Сканирование отчета - Фыва Цукен (Лобня)

Обработка отчета - Алекс (Зеленоград)

2.5. Туристические возможности района

Спортивно-техническое описание п.БМ-6 (Ханты-Мансийская),
для прохождения с применением техники СРТ

Спортивно-техническое описание п.БМ-8,
для прохождения с применением техники СРТ (первопрохождение)

Спортивно-техническое описание п.БМ-9,

Спортивно-техническое описание п.Крестик-Турист (до "Мышиного лаза"),
для прохождения с применением техники СРТ

4.3.Техническое описание маршрута

2.5. Туристические возможности района

Автор текста: Кошелев Максим

Гора Фишт и прилегающее к нему плато находится в Краснодарском крае на западном склоне Главного Кавказского Хребта. Добраться до плато Фишт можно либо от ж/д станции Белореченская, либо от г.Сочи через Дагомыс.

Через ст. Белореченская идут поезда Москва - Адлер. Можно ехать через Украину, можно через Россию. Через Россию дешевле и спокойнее. В летнее время заказывать билеты нужно за 45 суток. Иначе есть шанс не купить их вовсе. Летом назначаются дополнительные поезда, они идут дольше.

Поезд до станции Белореченская идет примерно 31 час. Далее можно договориться с МЧС г.Майкопа и вас довезут через г. Майкоп, г. Хаджох в горы, или вы садитесь на электричку в Белореченской и едете через Майком в Хаджох. Дальше возможны варианты:

Пешеходный маршрут имеет три варианта.

Первый - машина от Хаджоха до г. Гузерипль (40км), далее до Партизанской поляны (примерно километров 20). Не доезжая Партизанской поляны километров 5, дорогу пересекает сель, дорога может быть разрушена, и тогда идти нужно от селя, срезая по правой тропе довольно круто вверх. Тропа приводит к Партизанской поляне. Время ходьбы хорошо подготовленной группы по тропе без веса минут 40. Дальше от Партизанской поляны идет маркированная тропа через зону леса (2 часа ходу). Тропа идет через высокие лопухи вверх и маркировку видно плохо, через 2 часа ходьбы впереди виден Гузерипльский перевал. Подъем на него очень тягучий. Спустившись с перевала видно следующий - Армянский. Примерно по середине между этими перевалами стоит небольшой лесок, в котором целесообразно сделать перекус. Подъем на Армянский перевал не очень крутой и короткий, поэтому отрезок пути между Гузерипльским и Армянским перевалом не сложен. Далее, спустившись с Армянского перевала круто вниз, вы попадаете в зону леса, переходите несколько ручьев и две речушки, и не спускаясь к Фиштинскому приюту, поворачиваете направо по тропе, через лопухи, пересекая "Белую речку" вы оказываетесь у подножия "Красных скал". Второй - машина до Плато "Лаго-Наки"( от Белореченской это стоит 3500р), далее через кордон (плата за нахождение на территории заповедника 50 р. в день со взрослого человека и 20 р. со школьника) машина идет до Инструкторской щели, а если удастся договориться, то до реки Цыца (еще + 200р). От Инструкторской щели тропа выводит через треугольное озеро на Гузерипльский перевал, далее идти по первому варианту. От Инструкторской щели до подножия Фишта 12 километров , идти без рюкзака часа 4.

Третий вариант ходьбы - от реки Цыца (8км). От реки идет маркированная тропа через озеро Псенодах (озеро остается справа). Сразу за озером начинается подъем на Фишт-Оштеновский перевал. Далее с перевала пологий спуск к подножию "Красных скал". Время ходьбы примерно часа 3.

Ближайший пункт со средствами связи приют Фишт. Но там связь работает не регулярно. Гарантированная связь с кордона "Лаго-Наки". С кордона можно связаться со спасателями из Майкопа, они передают информацию в Сочинский спас, отряд. Телефон спасательной службы Майкопа 232-01 - Лешко Александр.

Сброска с плато имеет тоже различные варианты.

Самый короткий путь - через Цыцу, при условии, что туда придет машина. Достоинства: малый набор высоты, пологие тропы, расстояние 8 км . Недостатки: не всегда машина может проехать к реке, тогда придется идти на Инструкторскую Щель, сильно набирая вверх; чтобы машина пришла, нужен дополнительный созвон с Майкопскими спасателями, а это не всегда возможно с приюта, т.к. связь там не регулярна.

Второй путь - через Инструкторскую щель, тоже при условии договоренности с машиной.Достоинства: даже если машина не приехала, дорога до ближайшего транспорта идет без набора высоты. Недостатки: Вы завязаны на машину, дорога идет через кордон, на котором придется платить за нахождение в заповеднике, на пути три больших подъема.

Третий - через Партизанскую поляну. Достоинства: После Гузерипльского перевала все время вниз, в зоне леса можно ночевать и готовить на дровах (экономия газа), после Парт.поляны можно поймать лесовоз и отправить на нем рюкзаки. Недостатки: Из Гузерипля сложно уезжать, если брать машину, то дорого.

Четвертый путь - через "веселый спуск" на Бабук-аул и Солох-аул в Дагомыс. Достоинства: вы сразу попадаете на море. Недостатки: идти не меньше 4-х дней, спуск очень крутой( с большим весом тяжело) и платить за нахождение в заповеднике придется на двух кордонах.

На маршруте продукты нигде купить нельзя. Поэтому для экономии времени и веса укомплектовывать продукты лучше в Москве.

Спортивно-техническое описание п. БМ-6 ( Ханты-Мансийская), для прохождения с применением техники СРТ

Режим обвод­ ненности, опасности

К18

Сл-П7-Сл-В8-Сл-ВЮ

сухо

Внизу ход раздваивается, влево тупик, дальнейшее движение на право в "очко"

К14

Сп-ПЗ-Сл-Ш.5- Сл-В1-Сл-В12

капеж, камнепад

Колодец камнепаден, внизу расходятся несколько тупиковых ходов, идти вправо в узкую щель

УЗ

узко, ручей

К25

Ео-Ш-Сп-П1- Сп-В0.7-Сп-В14-Сл-В1-Сл-В15

сильный капеж

В середине колодца закачнуться на противоположную стену, далее по полке и вниз

7-8

У1.5+У2

8-9

ход "Хиросима"

местами узко

Вход в меандр - узкая горизонтальная щель, далее по течению воды

9-10

У8

Ео-В12

На дне лужа

10-11

Зале балконом

СВП

Верхний ход тупиковый, идти нижним ходом

11-12

меандр

сухо, местами узко

12-13

К5

Ео-Сп-Вб

Начало колодца в узости, далее зал

13-14

меандр

В конце зал

14-15

Сп-ВЗ

15-16

узко

Узкая и низкая щель с ручьем, обход через "очко" слева нап шелью

16-17

узко

За щелью вода уходит в отверстие в полу, идти вперед до расширения, далее нижним ходом назад, мимо водопада до начала колодца

17-18

Спуск по левой стене

21-22

СВЛ

Не идти по воде, идти в "очко" слева вверху

22-23

У4

Сп-Сп-В5

На дне колодца выход в сухой горизонт

23-24

29-30

У7

Сп-Сп-В8

Внизу большая лужа, необходимо закачнуться на полку

30-31

узкий меандр

Идти верхом, затем спуститься к воде

Спортивно-техническое описание п. БМ-8, для прохождения с применением техники СРТ (первопрохождение)

К14

Ео-Сл-В20

Узко на входе

вход примерно 1x0,4 м, на дне колодца ход раздваивается

К10

Ео-Ш0-Сл-В10

Спуск вдоль ледника

Пройти по ледяной полке до спита, далее вниз

Наклонный ход

свп

Спуск по снегу

Ход заканчивается снежной пробкой

2-5

У2

Подъем на глыбу

свл

В середине меандра подъем по расклиненным камням

Кб

Сл-В8

Внизу зал, дальнейшее прохождение возможно по меандру в его средней части, не спускаясь в этот колодец

Спортивно-техническое описание п. БМ-9, для прохождения с применением техники СРТ (первопрохождение)

Ход диаметром 0.6 м

СВЛ

Ход выходит в нижнюю часть колодца

Местами узко

На противоположной стене колодца продолжение хода, через 20 м ход сужается.

зальчик

капеж

Ход выходит в зальчик являющийся дном колодца

ползком

После зальчика ход продолжается еще 5 м , далее непроходимый завал, за завалом просматривается продолжение хода

Спортивно-техническое описание п. Крестик-Турист (до "Мышиного лаза"), для прохождения с применением техники СРТ

Ход "Метро"

Мокро

Ход диаметром 1.5x0.6 м с несколькими расширениями, заканчивается щелью с навеской

К15+К7

Скп-П5-Сп-Сп-Сп-В50-Ео-П4- Сл-П8-Сл-Сл-В8

В колодце закачнуться на полку, далее за расклиненную глыбу, за глыбой Кб, пройти верхом, далее по ходу до К7

Зал

СВП

В правой части зала щель с навеской

К10

Ео-Шк-В15

На входе узко

На колодце веревка трется

СВП

Местами узко, на дне вода

Идти вправо, местами ползти

Цепочка залов

Цепочка из 7 залов, залы проходятся по правой стене, идти по турам со стрелками

7-8

К10 + У10 "Каскад"

Шкп-П4-Сп-Сп- ПЗ-Сп-ВЮ-Сл-П5-Сл-Шкл-В4- Шк-Шк-В10

По стене течет ручей

После К10 перила по полке слева, после У10 зал "Развилка"

8-9

Зал "Развилка"

СВП

Слева по ходу на высоте 6 м ход в сторону ГЗВ, идти в сторону меандра, который начинается щелью в полу

9-10

Идти верхом меандра

10-11

У6

Сп-П4-Шкл-Шкл-В7-Шкл- П4-Шкл-П5-Сп- Сп-В15-Шк-ГО- Ео-В7

Спуск до следующего расширения меандра, идти до перемычки, спуск после перемычки до полки примерно 15 м , вдоль полки ПЗ и спуск на дно

11-12

Зал

СВП

Подняться по глыбам наверх, слева на стене веревка ведущая в "Мышиный лаз"

Отчет о спелеологическом туристском походе группы Гонзо ЭЦДЮТЭ Родина (Западный Кавказ, массив горы Фишт) Отчет о спелеологическом туристском походе группы Гонзо ЭЦДЮТЭ Родина (Западный Кавказ, массив горы Фишт) Отчет о спелеологическом туристском походе группы Гонзо ЭЦДЮТЭ Родина (Западный Кавказ, массив горы Фишт) Отчет о спелеологическом туристском походе группы Гонзо ЭЦДЮТЭ Родина (Западный Кавказ, массив горы Фишт)

4.3.Техническое описание маршрута

Поезд Москва - Адлер № 404 через Россию, дополнительный в летнее время. Время отправления - 0.30, время прибытия на станцию Белореченская 8 утра 28.07.

Поезд опоздал на час. У нас была договоренность с МЧС г. Майкопа, что они забирают нас с вокзала Белореченской и отвозят в горы. Но у них очень ограничено время, в связи с непростой природной обстановкой. Опоздание поезда было критичным. Однако машина нас дождалась, и с опозданием, но мы отправились наверх на Лаго-Наки. На кордоне, находящемся на въезде на плато Лаго-Наки, мы заплатили сбор за нахождение в заповеднике (50р. с взрослого и 20р. со школьника за каждый день) и поехали в сторону Инструкторской щели. Время езды на машине от кордона до Щели -1,5 часа. Уговорили шофера довезти нас до реки Цыца. К 16 часам по Москве мы начали поход.

Первая задача - понять, куда идти, во сколько темнеет, сколько светового времени в нашем распоряжении, акклиматизация к высоте. Решено поставить лагерь, провести разведку местности.

"На Цыце мы были в 16.00. и решили, что сегодня идти куда - то нам слабо (хотя зря, до озера Псенодах вполне бы дошли). Стемнело в 21.30. и мы решили перевести часы на 2 часа вперед, чтобы удобнее было ловить световой день". Погода облачная, весь вечер бродила гроза, но дождя так и не случилось.

Чегодаев Паша

Подъем в 6.00. по Москве и в 8.00. по-нашему. Отныне все упоминающееся время - местное. Выход в 10.00. Команда в полном составе (кроме одного дежурного) с рюкзаками уходят в первую ходку. Задача - дойти до "Красных скал" у подножия Фишта, разбить лагерь, оставить дежурного, вернуться за второй ходкой. От лагеря первое же препятствие - Цыца. В связи с дождями она сильно разлилась и перейти ее не так просто. Все попытки организовать переправу по бревну провалились, решили переходить реку вброд. 40 минут ушло на переправу. Перпендикулярно Цыце в южном направлении идет тропа, маркированная металлическими столбиками с бело-красно-белыми полосами на табличках. После плавного подъема тропа выполаживается, пересекает 3 ручья. Общий набор высоты незначителен. До озера Псенадах развилок нет. Перед озером тропа раздваивается, Озеро можно обойти верхом, оставив его справа внизу. После первого подъема от озера нагромождение больших глыб. Там мы решили разгрузить рюкзаки. Ходка оказалась тяжелее, чем мы думали. Каждый вынул что-то тяжелое, мы спрятали оставленные вещи в щели, под одной из глыб, рассчитывая забрать их в следующую ходку. Идти стало веселее. Дальше хорошо маркированная тропа идет в сторону Фишт - Оштеновского перевала без развилок. Мы шли каждый в своем темпе, не торопясь, и не сбивая собственного ритма (каждые 30-40 минут - 5 минут отдыха). Дорога не плавная, а с крутыми подъемами и небольшими спусками. Тропа периодически пересекает снежники. Первые ребята поднялись на перевал к 12 часам. С перевала идет спуск, на тропе много камней идти следует аккуратно. Спуск не крутой, но постоянный. Примерно через километр тропа выполаживается и выходит на травянистый гребень над речкой Белой, которая находится слева внизу. Около большого камня,, не спускаясь к воде разбили лагерь (оставили 2 человек и две палатки, и две на случай ночевки остались у Цыцы). . На месте лагеря мы были в 13.15. Устроили перекус и в 14.30 пошли обратно. В 300 метрах от лагеря погода решила нас испытать. Начался сильный град с дождем. Непогода продолжалась примерно 50 минут. Переждав град и не обращая внимания на мелкий дождь мы поспешили обратно к Цыце. На месте спрятанных вещей нас ожидал сюрприз. У Ильи полностью пропал комплект подземного снаряжения. Обыскав все возможные щели, прочесав места под навалом камней, стало понятно, что у комплекта появились не собственные ноги и он "ушел служить в другой муравейник". Время было сильно потеряно. В лагере у Цыцы мы были только к 18.00.(по местному темнеет в 23 часа). Все мокрые, уставшие и немного подавленные. Теми силами, которые есть, все сразу не унести, решили ночевать на Цыце, а завтра идти полноценную ходку до Фишта. Уже потерян первый день, и график пути немного отстает от предполагаемого.

Игнатьева Юля

Задача дня - переправить все вещи под Фишт к красным скалам. Подъм в 8.00, к 10.00. собран лагерь, мы позавтракали и готовы к дороге. Ходка тяжелее, чем вчера, сказывается усталость, высота, да еще не все акклиматизировались. Вышли в 11.00., перешли Цыцу вброд, на озере Псенадах были в 12.30. Ребята идут очень тяжело, перегружены. Мы принимаем решение разгружаться, но с вещами остается человек. Ходоков меньше. Но и груз меньше. Договариваемся связываться по рации каждые 30 минут. В 14.30 начался дождь. Каждый идет в своем темпе, но держат друг - друга в поле зрения. В 15.00. мы на перевале, в 16.00. - в лагере. Оказалось, что потерялся 7- ми летний мальчик. Сын начальника МЧС г. Майкоп. Его ищут спасатели, прочесывают все тропинки. Вот такой новостью встретили нас у Фишта. Перекусив, пошли обратно. Связь по рации. Дежурный у озера к приходу группы организовал перекус, чай, свернул временный лагерь. В районе 17.00. опять дождь с градом, но мы уже привыкшие. На озере мы в 18.30, в 19.15. начинается последняя ходка. В 21.30. первые ребята уже в лагере и вышли навстречу помочь донести рюкзаки оставшимся. Ночевка, завтра подъем на плато.

Ильин Ваня

Подъем в 8.00., завтрак, паковка рюкзаков на 1 ходку. Подъем предстоит очень крутой, со скальными участками, поэтому рюкзак должен быть не тяжелый, очень удобный. В первую ходку пакуется лагерь, общественное снаряжение. Прогноз - 4 ходки, не меньше. Задача - полностью подняться на Фишт за сегодня. В первую ходку в 10.00. ушли все, кроме бедного Ильи, страдающего за потерянное снаряжение. Сначала траверс по зеленой траве без тропы, ориентир - выход красного камня, тропа на склоне почти не видна. На подходе к леднику, спускающемуся перпендикулярно нашему пути, увидели палатку. Рядом - разбитая стеклянная банка с тушенкой. Оказалось, к ребятам приходил медведь. Мы не поверили. Но тут же сразу его и увидели на склоне горы. Медведь бежал траверсом по горе, очень легко и быстро. Вот бы нам так бегать. Медведь медведем, а нам надо вверх. Пересекли снежник, очень медленно и с альпенштоками, вышли на тропу. Это тропа, отмаркированная турами, по которой плановые туристы поднимаются на плато и идут к вершине Фишта. На тропе находятся 4 скальных участка, которые с рюкзаками преодолеваются с помощью друг друга. После второго скального участка тропа раздваивается. Влево уходит подъем на Фишт, а по едва заметной правой тропе через каменную осыпь, параллельно красным скалам подъем на плато. У самого края - снежник, который лучше обойти. Если подниматься вдоль красных скал, то выйдешь на стоянку "У медведей", от нее направление на Фишт, через 200 метров стоянка "лагерь 1999". Самые быстрые дошли до места стоянки за 1ч.20мин., нашли место, натаскали 60 литров воды, оставили вещи и пошли вниз за второй ходкой. Четверо уставших шли значительно медленнее, около 3 часов. Погода очень жаркая, самое пекло. Мы передвигаемся с рациями, связываемся каждые 30 минут. Внизу движение спасателей. Мальчика, котрый потерялся, пока так и не нашли. К 15.00. наверху установлен лагерь, верхние идут вниз за ходкой, нижние идут вверх с рюкзаками. Встретились мы на снежнике под последним скальником. Решено, что один остается внизу у вещей, а все остальные поднимаются, как только будут готовы. Вторую ходку ребята поднялись за 1,5 часа. Связь в 18.00. В 19.00. ребята спускаются за третьей ходкой, понятно, что все мы не уносим, и завтра еще последний рывок. Оставили внизу Макса, но когда собрались. Поняли. Что если напрячся, то сегодня можно все закончить. Это была самая тяжелая ходка, 2ч.45мин. мы поднимались наверх, в лагерь пришли по темноте в 23.30., зато все вещи наверху, заброска закончена. С погодой повезло. Дождь так и не начался, скалы были сухие и в плане безопасности все было в порядке.

Игнатьева Юля

В первой половине дня все заняты обустройством лагеря, постановкой столовой, заготовкой воды, установкой ветрозащитных стенок у палаток. С обеда (16.00-21.00.) начаты поисковые работы на плато. 3 группы по 3 человека, прочесан Северо - восточный склон плато, траверсом по направлению к Фишту. Найдено 4 перспективных входа, в двух из них начаты работы по расчистке завалов. Погода ясная с переменной облачностью. Температура 28-32 градуса. Общая задача на первые три дня - поиск и проверка того, что мы нашли.

Чегодаева Н.В.

Первая половина дня: Работают три группы. Одна проверяет с веревками и снаряжением нижние входы по склону, названные БМ-11, 12. В БМ-12 вход на глубине 7 метров завален щебенкой, возможностей для раскопок нет. Направление работы группы закрыто. Вторая группа работает по разбиранию входа в БМ-10. После 4 часов раскопок вход сужается книзу, несмотря на сильное дыхание, возможность проникнуть в систему возможна только после взрывных работ. Направление работы группы закрыто. Третья группа работает на прохождение БМ-8. Вход раскопан очень узкий. Из всех ребят попасть туда может только Илья. Решено спускать Илью с помощью полиспаста, если он увидит под землей продолжение. Вход можно будет расширить с помощью скарпели и кувалды, спрятанных нами в 1999 году. Первопрохождение удачно, Илья спустился на глубину примерно 15 метров , попал в достаточно большой зал с ледником, видно продолжение. Решено продолжать работы в БМ-8. В этот же день (после обеда) двойка раздалбливает вход, делает навеску и спускается вниз. Установлена голосовая связь с пещерой "Крестик-Турист" (вход находится ниже метров на 5) и исследована правая сухая часть пещеры до узости. Это удача.

Вторая половина дня - поиск на плато. Одна группа прочесывает все перспективы в западном направлении между г.Пшехосу и г.Фишт. Результат отрицательный. Все входы или отмаркированы, или не перспективны. Решено это направление закрыть. Вторая группа ищет на центрально части плато в южном направлении. Результат тот же. Третья группа работает в БМ-8. Погода хорошая утром и дождь во второй половине дня.

Пашков Павел

Последний день поиска. Если ничего не найдем, завтра начинаем запланированные работы. Работаем в 3 группы. На подходах к Фиштинскому леднику большой моренный холм, названный "Телефонной будкой". Одна группа искала за мореной, другая перед мореной, третья на запад от морены. В результате поиска, сопровождающегося сильным дождем и туманом, найден треугольный вход, находящийся в скале за "Телефонной будкой". Рядом щель, приводящая в пещеру, найденную МГУ. Направление входа противоположно направлению МГУшной пещере. Принято решение исследовать новый вход, названный БМ-9. Погода отвратительная, сильный порывистый ветер, холодно. Столовую приходится держать, чтобы не сломало.

Кошелев Максим

Начало подземных работ. Погода: то солнышко, то тучки, то дождь.

Тройка в учебных целях делает топосъёмку в пещере "Дубница". Общее время работы-7 часов. Сделана топосъёмка. Вечером начерчены карты.

Пещера проходилась без снаряжения, проход по входной щели, далее пол уходит вниз, шли по полочке. Метров через 100 перешли на противоположную полочку. Самый опасный участок. Дальше развилка. Ход повернул и вышел в зал, на противоположном конце которого мы увидели веревку, уходящую вверх. Поднялись по веревке, прошли еще немного и остановились перед небольшим колодцем. Спустился туда только Ваня, дальше явного продолжения нет. Вернулись к развилке прошли ответвление. Ход невысокий, сначала понижается, потом подъем и выход к колодцу. Спустились вниз по местной веревке, дальше не пошли. Вернулись ко входу и начали топосьемку. Сложности оказались при съемке вертикальных участков. Отсняли 20 пикетов и вернулись в лагерь рисовать карты.

Чегодаев Паша

Двойка-навеска в БМ-6. Продолжительность выхода 9 часов 15мин. Выполнена навеска пещеры до глубины 100 метров . Из-за большого количества воды полностью переделана навеска на 3 колодца, сделана разнесенная перестежка, уход от водяного душа. Переделана навеска 2 колодца от очка, так как старые спиты затекли льдом. Забито 7 спитов. Снежный конус, который в 1998 году так поразил нас, полностью стаял, однако все стены колодцев покрыты льдом. Снег есть на дне 2 колодца. В пещере очень мокро и холодно.

Никитин Илья

Тройка-первопрохождение п.БМ-9, маркировка БМ-8 и БМ-9. Идти до пещеры БМ-9 от лагеря примерно 45 минут. Если стоять лицом к горе. Где находится вход, то Фишт будет справа вверху. Искали мы вход не долго, проход к пещере по полочке вдоль стены. Вход - кротовый лаз, имеет изогнутую форму, почти горизонтальный. Сначала в пещеру полез Макс. Он пролез примерно 10 метров и оказался наверху небольшого уступа 2,5 метра . Спустившись с уступа скальником, Макс нашел продолжение хода внизу. Ход такой же формы, является как бы продолжением предыдущего. Метра через 3 ход наклоняется. По наклонному ходу попадаешь в расширение, на дне которого находится небольшая щель, куда можно опустить ноги и развернуться, чтобы ползти обратно. После расширения на дна которого наверно раньше была вода, ход опять горизонтально уходит вперед не петляя. Метров через 10 ход раздваивается, сужается и сходится с потолком. Макс на дополз до раздвоения. Повернул в расширении назад, очень узко. Н.В. полезла в БМ-9 после Макса. "Дойдя" до места, где развернулся Макс, Н.В. пролезла дальше. У развилки было впечатление, что пещера кончилась Однако из правого хода чувствовалось дыхание. После раскопавания глины, дыхание усилилось. Стало понятно, что ход можно раскапывать, только осторожно и собирая глину в мешок, чтобы потом ссыпать глину в расщелину. Воодушевленные мы вернулись в лагерь.

КошелевМаксим

Двойка после завтрака продолжила разведку и прохождение пещеры БМ-9. Во время работ была произведена расчистка завала, которая позволила существенно увеличить протяженность пещеры (Вытащено 12 мешков глины). Обедали ребята около пещеры. Вернулись в лагерь в 18.30. Сильный туман осложнил возвращение в лагерь. После расчистки завала удалось пройти еще 5-7метров. Далее узкий лаз попадает в зал, диаметром 1,5 метра , в котором льет вода. Из зала на том же уровне ход продолжился. Его прохождение осложнено глиняным завалом, который можно разгребать. Возможно восхождение наверх.

Кошелев Максим

Четверка - выход на вертикальную акклиматизацию в БМ-6 до балконного зала (100м). В пещере холодно. На входе снег, на третьем колодце поливает душ. Во второй колодец спускаться можно только по одному, пережидая друг друга на полке, так как в лед вмерзли камни, лед тает и возможен камнепад. После второго колодца долго искали переход к третьему. Начали подмерзать, но нашли. Подъем прошел без проблем. Опоздали к контрольному сроку на 3 минуты, это единственная неприятность. Ребята приготовились уже идти на помощь.

Петраш О. Ю.

Двойка - выход в "Дубницу" поснимать, попрактиковать скальник.

Весь день проливной дождь, все вымокли, подземное снаряжение мокрое, сушить негде. Это осложняет безопасность дальнейших выходов.

Ночью дождь. Утром дождь. Холодно и мокро. Пытаемся сушить вещи на горелках в столовой. Получается. Все выходы в связи с погодой после обеда.

Двойка - топосьемка БМ-9 и дальнейшая разведка. В связи с психологическим состоянием одного из участников вернулись раньше, но задача №1 выполнена. К вечеру карта начерчена.

Чегодаев Паша

Двойка - Выход в БМ-6, навеска после щели, поиск продолжений. Продолжительность выхода 12 часов. Найден и расширен обход мокрой щели, в результате при прохождении этого места отпала необходимость в гидрокостюме. По основному ходу дошли до глубины примерно 150 метров . На трех пройденных колодцах была старая веревка. На К-25 веревку заменили. Также на К-25 забили 2 спита, перевешивая веревку на них. На следующем колодце тоже забили спит. На глубине 150 м начали раскапывать забитое песком и глиной "очко", найденное в 1999 г . Раскопав глиняную пробку обнаружили ход, замытый глиной почти под потолок. После примерно часа раскопок вышли к развилке. Один ход шел наклонно вниз, второй поднимался наверх. Оба хода достаточно велики для передвижения по ним ползком. Нижний ход через некоторое время вышел к основному ходу, примерно на 15 метров ниже "очка". Второй ход привел в галерею, по которой можно передвигаться в полный рост. Далее ход несколько раз то поднимался, то опускался. Местами можно было идти. Местами ползком. В двух местах пришлось расширять ход молотком. Ход закончился глиняной пробкой, через отверстие в которой просматривалось продолжение. Из-за нехватки времени группа повернула назад. Обратная дорога до "очка" заняла 20 минут. На всем протяжении хода было обнаружено большое количество ответвлений. Все эти ходы представляют собой старую пещерную систему, из которой ушла вода и она перестала развиваться. В результате на следующий выход осталось две задачи: Сделать топосьемку найденной сухой галереи и дойти до места, пройденного в 1999г.

Пашков Павел

Двойка - составление С.Т.О. в БМ-6 и схемы навески. Задача выполнена, схема вечером уже нарисована, С.Т.О. написано. Начальством одобрено.

Кошелев Максим

Целый день проливной дождь. После вчерашних выходов решено сделать перерыв, отдых и просушку одежды. Изотермики ребята сушат на себе, а носки, комбинезоны, конденсатники - в столовой на горелках и свечах. Расход газа резко увеличился. Но у нас есть небольшой запас.

Тройка - выход в БМ-9 за оставленными мешками и веревкой. К вечеру немного распогодилось, даже проглянуло солнышко.

Утром солнце, все высушились и готовы в бой.

Двойка - начало работ в п. "Крестик-Турист". Все работы в этой пещере проводились с учебными целями. Сначала поиск входа. Вход был найден довольно быстро, он засыпан снегом и его нужно раскапывать. Ребята вернулись в лагерь за снаряжением. Пришлось пробивать снежо-ледовую пробку на входе, толщиной примерно 1,5 метра , меандр, названный ходом "Метро" тоже весь в снегу, пришлось прорывать и его. Задача: повесить первые два колодца. Задача выполнена.

Чегодаев Паша

Тройка - выход в БМ-6, спортивное прохождение.

Продолжительность выхода 5 часов, спуск до 100 метров . Внизу сделали перекус. На подъеме у одного участника отказал свет, что сильно усложнило выход (приходилось его ждать и все время подсвечивать).

Дубинин Дима

Двойка - выход в БМ-6. Продолжительность выхода 13 часов.

1. Выполнена топосьемка ранее найденной системы ходов (50пикетов), продолжительность топосьемки 5 часов, скорость топосьемки: 10 пикетов /час или 1 пикет за 6 минут.

2. Обнаружена новая система галерей, в большинстве своем уходящих наверх. Вход в систему находится примерно на том же уровне, что и ранее найденная. Новая система исследована далеко не полностью, но это задача на следующие выходы, как и топосьемка ходов.

3. На обратном пути опять расширяли "очко", скоро оно превратиться в маленький зальчик.

Никитин Илья

Тройка - Новичковый спуск в БМ-6. Пещера была пройдена до меандра "Хиросима" . В момент спуска никаких казусов не было, не считая того, что ребята забывали давать команды и гнали вниз (долго ждали выхода и дождались). Антон был в вертикальной пещере впервые в жизни, да и Вова тоже. Вове понравилось. Он так себе примерно все и представлял, только хотел идти вперед, дальше. Говорит — мало прошли. А Антон думал, что пещеры это сталактиты и сталагмиты вокруг. Широкие ходы и высокие потолки, просторно там, сухо и тепло. Спускался очень аккуратно. Побаивался. Набрал воды в сапог, начал подмерзать. Мы решили идти наверх. По дороге обратно команды уже давались. Вова усвистел вперед и там замерз. Антон двигался в среднем темпе, я замерзла внизу. В общем, в техническом плане до "Хиросимы" пещера не очень сложная, навешена удобно. Для первого вертикального выхода под землю очень даже ничего. Антону мало не показалось.

Игнатьева Юля

Погода облачная, хмурая, к вечеру прошел дождь. Мы уже не обращаем на него внимания.

Двойка - Выход в БМ-9. Задача: прокапывание хода с целью проникновения дальше в "зал". Продолжительность выхода 4 часа. Выполнена задача по раскопке хода. В результате группа наткнулась на глыбовый завал После частичного разбора завала было образовано "очко", в которое влезает голова и рука. Через "очко" виден туннель, идущий вниз и вправо. Следующей задачей будет скалывание куска плиты для проникновения в туннель.

Кошелев Максим

Двойка - выход в БМ-6 за веревкой для провешивания п. "Крестик-Турист". Продолжительность выхода 7 часов. Пещера провешена в обход воды, так что до требуемого места, где лежала веревка(-150м) мы добрались сухими, но грязными. Достаточно тяжело проходились меандры и "очко". Дошли до зала, где ребята оставили гидры и горелку. Перекусили, забрали уши и карабины, поднялись к оставленной веревке, забрали и пошли вверх. Идти с трансами оказалось еще сложнее. У Вани пробило шланг карбидки - дальше шел с налобным фонарем. На выходе из пещеры встретили друзей из Форпоста. Они стоят внизу на приюте. А часть из них пошла на Фишт и завернула к нам в лагерь.

Дубинин Дима

Тройка - Выход в "Крестик-Турист", навеска до "Мышиного лаза" Продолжительность выхода 10 часов. В результате выхода сделана навеска до глубины- 200 метров , на всех колодцах лежит старая веревка, оставленная гр. "Эдельвейс" в 2001 году, с завязанными узлами, что существенно облегчало навеску Было понятно, что если есть узел, где-то должна быть и точка опоры. Весь путь по пещере отмаркирован турами, на некоторых нарисованы стрелки с указанием пути движения. До "Мышиного лаза" мы добрались за 5 часов, устроили перекус, но сухой, т.к. воды в зале перед "Мышиным лазом" нет. Илюха очень устал и замерз (сказывался поздний выход, мы вышли из лагеря в 20.00). У него начали появляться признаки переохлаждения. Нужно было срочно начинать подъем (начали в 3 часа ночи). В 5 утра были уже на поверхности, Илья согрелся и мысль о скором лагере подгоняла его. В 5.45. были в базовом лагере. Поужинали и легли спать с чувством честно выполненного долга.

Чегодаева Н. В.

Облачно, мрачно, дождь, в общем как всегда.

Двойка - выход в п. "Крестик-Турист". Цель - сделать схему навески. Продолжительность выхода-6ч.45мин. С Димой мы пришли ко входу в "Крестик- Турист", где нас ждали Юля, Аркаша и Антон. Вход в пещеру был снежный. После первого колодца были перила, после которых была веревка вниз, которую мы заменили. По приходу в лагерь оказалось, что это была не та веревка. После второго колодца мы встретили группу из трех человек (см. выше). После чего мы шли вместе. После третьего колодца у Димы прорвался шланг у карбидки. Обрезав шланг, мы пошли дальше впятером до последнего колодца. Перед последним колодцем трое остановились на перекус, а мы спустились вниз к Мышиному лазу. Мышиный лаз это огромный тоннель с наваленными камнями по всему ходу движения. Схему навески мы делали поднимаясь наверх. У меня засорилась форсунка. Прочистили и поднялись на поверхность. Наверху нас ждал Аркаша, у которого в пещере прихватило живот. Он ждал свою группу, а мы пошли в лагерь.

Ильин Ваня

Тройка - выход в п. "Крестик-Турист". Цель - сделать С.Т.О. пещеры. Вниз спускались часов пять, делая описание пещеры, поэтому двигались медленно. Вниз последнего колодца перед Мышиным лазом решили не идти, так как у Аркаши заболел живот. Во избежании несчастного случая двинулись наверх. В лагерь пришли в 22.30.

Игнатьева Юля

Четверка - Выход в пещеру БМ-6, продолжительность выхода 10 часов.

Задача одной двойки- исследование нижней части пещеры (ниже 150 м ), поиск возможных продолжений. Пройден меандр, начало которого было обнаружено в 1999г. Меандр заканчивается ходом (высота примерно 0,7м, ширина -1,5 м .), по дну которого течет ручей. Дальнейшее прохождение меандра возможно только в гидрокостюме. До этого места гидрокостюм требуется только для защиты от капежа, возможно использование непромокающего комбинезона вместо "гидры". На обратном пути была снята навеска на третьем колодце. Веревки с колодцев на глубинах 90, 95, 100, 120,175м оставлены в пещере.

Никитин Илья

Задача второй двойки - топосьемка нового горизонта. Спуск прошел без проблем и быстро. Зона топосьемки находится на глубине 130 м от входа, начинается меандром, по которому нужно ползти по уши в глине. Отснято правое крыло горизонта, время съемки - 3 часа. Выход прошел без осложнений.

Чегодаев Паша

Немного распогодилось. Нужно ловить хорошую погоду. Но передышка была недолгой.

Группа отважных - подъем на г. Пшехо-Су. На Фишт, как было запланировано, мы не смогли сходить из-за плохой погоды и плохой видимости, тем более, что подъем по Фиштинскому леднику опасен. Поэтому решено было идти на Пшехо-Су. Подъем лучше начинать от ложбины между Фиштом и Пшехо-Су, двигаясь в северном направлении от Фишта наверх . Пройдя зеленку, выходишь на сыпуху, лучше идти с альпенштоком. Сначала резкий набор высоты (примерно 600 метров ), оказываешься на гребне горы. С гребня хорошо видно озеро Псенадах и Фишт-Оштеновский перевал. Далее по гребню в сторону от перевала идти 1,5 км . В туман вершина не видна. Рядом с вершиной карстовое плато. На плато мы нашли сыроежки. Это было поразительно, на такой высоте и вдруг растут грибы . На вершине мы решили перекусить. Нашли 2 записки за 23.08.01 и 22.07.02. И те и другие писали свои координаты. И что у них непогода. В это время начался дождь, потом гроза и град. Гроза ударила совсем рядом, неприятное ощущение. Как только мы отошли от вершины на 1 км . дождь прекратился и выглянуло солнце. Мистика. Такое впечатление, что природа не пускает туристов на эту вершину. В группе была рация и мы связывались с базовым лагерем каждый час. У них сильного дождя не было. Пришли в лагерь довольные.

Камынин Илья

Двойка - Выход в БМ-9. Цель выхода - проверка проходимости завала. Погода - дождь, туман, плохая видимость. Дальнейшее расширение пещеры придется отложить из-за отсутствия технических средств. В следующий раз попробуем сдвинуть плиту веревкой. Во время спуска из БМ-9 к леднику один из участников сорвался и упал в рантклювт. В тяжелом состоянии его привели в лагерь.

Чегодаев Паша

На этот день мы планировали видеовыход. Но в связи с происшествием все планы поменялись. Сегодня должен прилететь вертолет с МГУ, решили с ним отправить в Адлер больного, а заодно и часть вещей. Но ничего не вышло, так как вертолет из-за плохой погоды не прилетел. Остались недоделанные дела в пещерах, поэтому день построили следующим образом. До 14.00 ждем вертолет. Если он не прилетает. Часть группы начинает сброску с "калекой", двойка делает топосъемку БМ-8, оставшиеся трое снимают навеску в "Крестик-Туристе". Понятно, что больной ничего нести не может, значит все его вещи нужно разложить. Спускались с плато в две ходки , поставили лагерь у р. Белая. Каждый час - связь по рации. Трое остались ночевать наверху, завтра они уберут мусор и спустятся вниз. Общая сброска назначена на 10.00 13.08.02. Больной чувствует себя средне. Сидит на обезболивающих таблетках.

Чегодаева Н.В.

Двойка - Выполнена топосъемка пещеры БМ-8, пройдено и оттопорено боковое ответвление, обнаруженное в пещере в предыдущий выход.

Никитин Илья

Тройка - Выход в п. Крестик - Турист. Цель - снятие навески. Времени до сброски оставалось мало, поэтому все нужно было делать оперативно. Так и получилось. За минимальное время мы спустились до конца навески, так как дорога уже знакомая, попрощались с одной из самых больших пещер Кавказа и начали подъем. Нужно было снять карабины и уши, а веревку аккуратно положить на прежние место. Практически не останавливаясь, даже отказавшись от перекуса, мы поднимались наверх. Особых сложностей наша задача не представляла, поэтому все было сделано быстро и аккуратно, даже не смотря на то, что большинство выемку осуществляло в первый раз. Осторожно вынимая и убирая веревку на место мы благополучно поднялись и покинули пещеру.

Беляевский Вова

Сброска. Нижний лагерь собрали уже к 10 часам, ждем тех, кто наверху. Ребята собирались очень долго. Им нужно было оставить место лагеря в первозданном виде. Спустились ребята только в 12.30. Переложив вещи, мы начали основную сброску. От места стоянки, через лопухи, придерживаясь края зоны леса, мы вышли на тропу, ведущую от приюта Фишт к Армянскому перевалу. От реки через лопухи тропы нет. Нужно держаться зоны леса, метров через 400 выходишь на тропу, по которой попадаешь к ручью, переходишь и идешь по маркированной тропе к Армянскому перевалу. По дороге еще 2 ручья, больше воды нет. Подъем на Армянский перевал довольно крутой. На перевале отдых. На перевале были в 14.00. Задача дня - дойти до зоны леса, там переночевать, утром следующего дня быть на Партизанской поляне. Решили двигаться каждый в своем темпе, назначив несколько точек встречи. 1 - перекус между Армянским и Гузерипльским перевалом, 2- край зоны леса. С Армянского перевала спускается маркированная тропа, спуск пологий. Метров через 800 - ручей, от него метрах в 300 небольшой лесок, где был назначен перекус.На перекусе мы были в 15.00. Дождались отстающих, пообедали. От леса начинается подъем на Гузерипльский перевал( на перевале - в 16.00) . С Гузерипльского перевала пологий спуск, примерно через 2,5 км тропа раздваивается. Левая уходит к Инструкторской Щели, правая (видна очень плохо) ведет к зоне леса. На тропе много камней, часто она заросла лопухами выше головы. Основной ориентир - маркированные столбики с красно-белой полосой. Иногда марки нарисованы на камнях, но видно их плохо. При входе в зону леса маленькая полянка на 2 палатки.На краю лека мы были в 19.00. Через 300 метров справа есть полянка побольше, там мы остановились на ночлег. Костер. Целый месяц без костра. Сидели и тихонько смотрели на огонь.

Чегодаева Н. В.

Вышли из лагеря в 11.00. Тропа , ведущая к парт, поляне видна очень хорошо. Через 1 км от места ночлега тропа разветвляется. Левая тропа уходит вверх к поляне Армянского приюта, нужно идти по правой тропе, не набирая высоту. После перехода через речку (деревянный мостик, очень аккуратно) тропа поднимается вверх и выходит на дорогу, ведущую к Партизанской поляне. По дороге идти 2км. На Парт, поляне дом и озеро. На озере мы были в 13.30. Перевели часы. У нас опять

Московское время и запас 2 часа. Дорога идет мимо озера, делает петлю в 5 км . Дорогу можно срезать - 900 метров через лес и через сель. Тропа начинается от дома и идет в противоположном направлении от дороги. На краю селя нас должна была ждать машина МЧС. Прождав 1,5 часа, решили, что если будет возможность подъехать на попутке, МЧС ждать не будем. Нам повезло и лесовоз забрал рюкзаки и двух бойцов. "Калека" тихонько идет сам. Не может долго сидеть и тем более трястись в машине. В общем он начал приходить в себя, на море пойдем с ним в мед. пункт. По дороге разветвлений нет, дорога приводит к шоссе Гузерипль - Ходжох. В 200 метрах автобусная остановка на Ходжох. В Гузерипль мы дошли за 2ч10мин. Быстро пообедали, поймали "66", в Ходжохе были к вечерней электричке. На ней в Белреченскую, а там в Хосту и купаться, купаться, купаться...

Чегодаева Н.В.

Утром- море. Днем - море. Вечером - море. Мы приходим в себя, лечим больных, учимся разговаривать на цивилизованном языке, узнаем последние новости. Завтра домой, прощай еще один маршрут.

16.08-18.08. Поезд Адлер - Москва. Д - о - м - о - й...