25 января 2013

5-Р
Руководитель
2 Шахов А. В. 1980 МГУ, аспирант 353-01-47 5-У Зам. руководителя
3 Коновалов Григорий 1983 МФТИ, студент 291-37-08 4-У Помошник рук.
4 Пашкова Ольга 1986 Шк.1080 537-02-79 5-У Завхоз
5 Николаев Дмитрий 1986 Шк.1080 - 5-У Завснар (подз.)
6 Гатилов Дмитрий 1986 Шк.321 - 4-У Ремонтник
7 Шаповал Денис 1986 Шк.321 113-25-14 5-У Командир
8 Ларионов Станислав 1986 Шк.314 110-54-91 4-У Завснар (поверхн.)
9 Рымарь Даниил 1988 Шк.671 285-53-97 3-У Завснар (подз.)
10 Бугакова Наталья 1988 Шк.671 285-40-71 3-У Штурман, медик
11 Самсонов Сергей 1986 Шк.671 977-83-30 3-У Фотограф
12 Кретинин Дмитрий 1987 Шк.671 285-56-10 3-У Штурман, ремонтник
13 Дробецкая Ада 1987 Шк.671 487-12-17 3-У Медик, завхоз
14 Саблина Анна 1988 Шк.671 285-41-32 2-У Участник
15 Зырин Михаил 1989 Шк.671 285-10-96 2-У Нач. Фин.

1.2. Цели и задачи похода

При планировании похода мы исходили из того, что задачи 4-х предыдущих крупных летних спелеопоходов группа успешно выполнила. Отработаны навыки жизни на поверхности в экстремальных условиях высокогорья (сильный ветер, отсутствие костра, недостаток воды) в течение продолжительного времени, навыки исследования неизвестных пещер, первопрохождения отдельных участков, навыки самостоятельной навески снаряжения, навыки работы на больших глубинах (600-800м. и более) с применением гидрокостюмов, жизни в подземном базовом лагере, т. е. повысился общий "вертикальный" опыт группы. Появился опыт многосуточных выходов на большие глубины (3-5суток). Кроме того, улучшилось материально-техническое положение (больше стало карабинов, ушей, спитов и т. д.) - благодаря финансовой поддержке в рамках Первенства ВОУО по туризму. Исходя из вышеизложенного, а также учитывая прошлогодний опыт работы на Бзыбском хребте в пещере им. Пантюхина (1508м., 5к.с.), и разведанный в августе 2003г, как задел на будущее участок хребта (и даже найденный, но не обследованный вход в новую пещеру) для похода был выбран район в центральной части Бзыбского хребта.
Главная цель похода - поиск новых пещер и их первопрохождение.
Перед группой стояли 3 задачи:
- Поисково - разведочная - обследовать район, найти как можно больше новых, неизвестных пещер и максимально изучить их.
- Спортивно - исследовательская - составить спортивно-технические описания пещер, определить GPS - координаты входов для составления нового кадастра пещер Бзыбского хребта - это задание группа получила от Русского Географического Общества.
- Научно - экологическая (как часть краеведческого задания), - взять пробы воды и снега в пещерах и снежниках а также в открытых водоемах для последующего анализа в лаборатории на химический состав и наличие микроорганизмов - такую задачу группа взялась решать совместно с параллельно работающей в западной части хребта спелеогруппой, в которой работала руководитель этого экологического проекта - Светлана Мазина, м.н.с. Биофака МГУ.
Подготовка к спелеоэкспедиции началась с ноября 2003 года, она включала 3 экспедиции: осенью на хр. Алек (3к.с.), зимой на Южный Урал на лыжах (1к.с.) и в июле 2004г - в Крым, на плато Караби (3к.с.) - как репетиция. Кроме походов подготовка включала активные тренировки, участие в многочисленных соревнованиях, изготовление и покупку разнообразного снаряжения, изучение литературы и контакты с другими группами и научными организациями.

1.3. Организация похода

При паковке груза мы исходили из того, что предстоит переход границы в Псоу - таможня, пограничный и милицейский контроль, т.е. вещей должно быть поменьше и перенести (или перевезти) их через зону досмотра надо за 1 раз. Но при этом рюкзаки получались такого веса и размера, что их невозможно было нести и укладывать в поезде, к тому же весь груз все равно не влезал - поэтому мы остановились на варианте 1 человек - 2 упаковки груза (свой рюкзак + "групповой" рюкзак или транспортный мешок). Группа сильно зависела от автотранспорта, поэтому внутримаршрутные переезды съедали очень много денег.
Подъезд и отъезд
машина на Курский вокзал - 800руб., поезд Москва- Адлер (2дня, в среднем 800руб. на человека), машина Адлер - Псоу (30 мин., 400 руб.).
Переход границы, вещи перевозят местные "тачкисты", 1 тачка - 8-10 рюкзаков, 300 руб., у нас было 3 тачки(900 руб.), остальное - на себе.
Пограничный контроль не представляет сложности, если у всех в порядке паспорта и доверенности, таможенники попросили показать аптечку (есть ли сильно- действующие наркотические препараты), но мы знали о такой возможности и все лишнее из аптечки убрали на дно рюкзака еще в поезде. Единственная неприятность - долгое стояние в очереди при подходе к первому пункту контроля на Российской территории при сильной жаре.
Машина из Псоу до пос. Блабурхва обошлась нам в 1 000 руб., до пос. 10-й км по шоссе на оз. Рица - еще 1 000 руб. Выбор этого поселка объясняется тем, что только в нем есть мост через р. Бзыбь (пешеходный), а дальше - пешком, 2 км - вдоль реки, по её левому берегу, а потом - подъем на хребет, до родника на границе леса (место прошлогоднего лагеря), потом по хребту до места лагеря. Отъезд выглядел так: 17.08 вечером нас ждала машина у моста в пос. 10-й км. до пос. Блабурхва 18.08 - поездка в Новый Афон и обратно, 19.08 - поездка к источнику Мчишта и в г. Пицунда, а 20.08 - до границы в Псоу - за все 5 000 руб. (проживание в Блабурхве - бесплатное, в доме Виталия Пкина, нашего друга с прошлого года).
Переход границы - 2 тачки (500руб.), машина до Адлера - 400руб. Обратные билеты обошлись существенно дороже, по 950руб. на человека (конец августа), поезд только Российский (75, 404 или 35 из СПБ) - Украинские поезда не рекомендуются из-за сложностей при двойном пересечении границ.
Транспорт и варианты заброски
Днем по трассе Псоу - Сухум, на которой расположен поворот на Рицинское шоссе, оживленное движение, уехать нетрудно, но с наступлением темноты машины останавливаться перестают. Время в пути от Псоу до пос. 10-й км. - 1час. Вариант заброски - вертолетом из Сухума, но его высокая стоимость (900- 950 долларов) делает этот способ труднодоступным. Другие виды транспорта, такие, как электричка, имеют только 1 достоинство - не надо стоять в очереди при переходе границы (контроль прямо в вагонах), но она ходит 1 раз в день и все равно потом искать машину, так что лучше сразу делать это в Псоу. После сентября 2004г появился новый вариант - прямой поезд из Москвы до Сухума, ехать надо до г. Гагра и там брать машину.
Еще можно договориться с абхазами-пастухами об аренде лошадей - мы воспользовались этой возможностью наверху (от родника на границе леса до места лагеря, 3 лошади по 500руб.) и выиграли целый день.
Медпункты
Ближайший медпункт - в пос. Бзыбь, но лучше, если возникла необходимость в медицинской помощи, ехать в г. Гагра.
ПСС
Телефон ПСС г. Сочи 8-8622-68-02-02 (или 68-03-03), адрес - г. Сочи ул. Пластовская 151-А (остановка "вертодром Спартак"). Следует отметить тот факт, что в отличие от прошлого года в ПСС нас не записывали в журнал учета групп, хотя и поставили необходимые печати, записав все наши сроки на листке бумаги, что оставило неприятный "психологический осадок" - сказываются последствия спасработ в пещере Крубера на плато Арабика в августе 2003г.
На самом хребте мобильники не работают, но внизу, в пос. 10-й км и при подходе к нему - работают, позвонить уже можно. В случае аварийной ситуации от лагеря вниз до зоны работы мобильника можно добежать за 4-5 часов. Кроме того, в целях обеспечения безопасности, поддерживались контакты с другими спелеогруппами, работающими в это время на Бзыбском хребте - из Москвы, СПБ и Томска, информация о которых была получена из спелеорассылки в интернете.
Магазины и закупка продуктов
Ближайшее к району похода место, где есть различные магазины, хозяйственные, промтоварные, а не только продуктовые ларьки - это г. Гагра. Но мы рекомендуем покупать все, кроме овощей и фруктов, на Казачьем Рынке в Псоу, перед пограничным мостом (на территории России) - там есть всё, начиная от круп и кончая батарейками и резиновыми сапогами, причем по приемлемым ценам. Овощи и фрукты лучше покупать в Абхазии - либо на рынке в Псоу, либо по Сухумской трассе. Следует учесть, что молоко, сыр и творог можно брать у пастухов - в подарок, на обмен (те охотно берут сухари, печенье и т. п.) или за деньги, хотя они это не очень любят - все таки мы у них в гостях.

2. Таблица дневных переходов

Участок маршрута
(от – до)
КМ
ЧХВ
Характер пути и естественные препятствия
Дата: 24.07 - 26.07. Первый-второй дни пути
Москва-Адлер     Поезд
Дата: 26.07. Третий день пути.
Адлер-Псоу     А\машина, переход через границу
Псоу – пос. Блабурхва     А.\машина
Дата: 27.07. Четвертый день пути. Солнце, жарко
Пос. Блабурхва – мост в пос. 10-й км.     А\машина
Мост в пос. 10-й км- Начало тропы на Бзыбский хр. 6 Ровная хорошая грунтовая дорога по левому берегу Бзыби (2 ходки - 2+2+2км)
Начало тропы на Бзыбский хр.- перевал 6 Грунтовая дорога, тропа, набор высоты 1150м, лес
Перевал – русло р. Амжуляра 1 0,5ч Спуск , тропа, сброс высоты 100 м.
русло р. Амжуляра - граница леса на «поляне папоротников» 1 Подъем по склону, тропа, набор высоты 200м.
«поляна папоротников» 1 Тропа по склону, заросшему чертополохом и папоротни-ками, набор высоты 200м
«поляна папоротников» - граница леса в верхней части хребта, родник, прошлогодний «лагерь-Пантюхина» 2 Тропа по лесу, набор высоты 130м
Дата: 28.07. Пятый день пути. Солнце, жарко
Лагерь у родника – граница леса на «поляне папоротников» 2 0,5ч Тропа по лесу, сброс высоты 130м
«поляна папоротников» 1 0,5ч Тропа по склону, заросшему чертополохом и папоротниками, сброс 200м.
Граница леса на «поляне папоротников» – русло р. Амжуляра 1 0,5ч Спуск по склону, тропа, сброс высоты 200м.
русло р. Амжуляра - перевал 1 0,3ч Подъем по тропе, набор высоты 100м.
Перевал - Начало тропы на Бзыбский хр. 6 1,5ч Тропа, грунтовая дорога, сброс высоты 1150м.
Дата: 29.07. Шестой день пути. Солнце, ясно
Начало тропы на Бзыбский хр.- перевал 6 2,5ч Грунтовая дорога, тропа, набор высоты 1150м, лес
Перевал – русло р. Амжуляра 1 0,5ч Спуск , тропа, сброс высоты 100 м.
Дата: 30.07. Седьмой день пути. Солнце, жарко.
«Лагерь-Пантюхина» у родника на границе леса – «желтое плато» 4 1,5ч Тропа по пологим склонам, заросшим травой, набор высоты 250м
«желтое плато» - место базового лагеря экспедиции 3 1,5ч Тропы практически нет, трава, скальные выходы, набор высоты 50м.
место базового лагеря экспедиции – рекогносцировка вокруг 1 Поиск снежников, строительство кухни и бассейна
Дата: 31.07. Восьмой день похода. Солнце, ясно.
Группы Кашепова, Шахова –обучающий маршрут на край плато 1 4 Обследование пещер Е-01 и Е-02
Группа Коновалова – маршрут по нижним воронкам вокруг лагеря 1 5 Нашли Е-03 и Е-04, попытка раскопа
Группа Кашепова –рекогносцировочный маршрут на гору на обрыве плато 2,5 2 Нашли Е-05
Дата: 1.08. Девятый день похода. Солнце, ясно.
Группа Кашепова – кольцевой рекогносцировочный маршрут на г.Химсул 7 8 Нашли Е-06, Е-07, Е-08, Е-09, Е-10, Е-11
Бровка обрыва, снежники, воронки, скальные участки
Группы Шахова, Коновалова- раскоп Е-04, ближние выходы 0,5 6 Раскоп- безрезультатно, нашли озеро
Дата: 2.08. Десятый день похода. Солнце, вечером ветер и облака.
Группа Кашепова – проверка Е-06 и Е-11, поиск на карровом поле 2 7 воронки, скальные участки, склоны, обрывы, уступы
Группы Шахова – работа в Е-05 1 7
Дата: 3.08. Одиннадцатый день похода. Дождь, ветер, облачно, иногда туман.
Вынужденная дневка - - Выживание в лагере
Дата: 4.08. Двенадцатый день похода. Облачно с прояснениями, иногда дождь.
Группа Коновалова- проверка Е-09, Е-10 3 8 воронки, скальные участки, склоны, обрывы, уступы
Группы Шахова – выход в р-н южнее озера, до «зуба» 4 6 воронки, скальные участки, склоны, обрывы, уступы, найден грот
Дата: 5.08. Тринадцатый день похода. Солнце, ясно, иногда облачно.
Группа Кашепова – выход на границу каррового поля, проверка Е-07 6 7 Нашли Е-12 (и проверили), грот «обманный», Е-13
Группы Шахова – выход в р-н «зуба» 4 6 Нашли «грот со снежником»
Дата: 6.08.Четырнадцатый день похода. Облачно, иногда дождь, туман
Выходов нет, после обеда – раскоп «Кисельной» 0,5 4 Применение полиспаста, раскоп продвинулся
Дата: 7.08. Пятнадцатый день похода. Солнце, ясно.
Группа Кашепова – проверка Е-13, заход на г. Ахалке 7 8 воронки, скальные участки, склоны, обрывы, уступы
Группы Шахова – поиск в р-не южнее Е-13 6 7 Нашли «грот-колодец»
Дата: 8.08.Шестнадцатый день похода. Облачно, иногда солнце.
Группы Шахова и Коновалова – поиск на склонах и дне ущелья «Южное» 5 8 Нашли и проверили Е-14, Е-15 (1и2), грот «языковый»
Дата: 9.08. Семнадцатый день похода. Солнце, иногда облачно.
Группа Кашепова – выход на г. Напра 10 9 Нашли и проверили Е-16, нашли ТК-78, Е-17
Группы Шахова и Коновалова – ближние выходы, раскоп «Кисельной» 2 7 Раскоп признан бесперспективным
Дата: 10.08. Восемнадцатый день похода. Облачно, иногда солнце.
Группа Кашепова – выход на топосъемку Е-17 1 6 Нашли грот «У Е-17»
Группы Шахова и Коновалова – ближние выходы, раскоп Е-03 1,5 6 Раскоп признан перспективным
Дата: 11.08. Девятнадцатый день похода. Дождь, сильный ветер, туман
Вынужденная дневка     Выживание в лагере
Дата: 12.08. Двадцатый день похода. Дождь, ветер, туман
Дата: 13.08. Двадцать первый день похода. Облачно, иногда дождь.
Радиальный выход в р-н г. Абац 4 2 Склоны, мокрая трава, скальные выходы, осыпи
Дата: 14.08. Двадцать второй день похода. Облачно, иногда солнце
Группы Кашепова и Шахова – раскоп Е-03 - 9 Применение полиспаста, раскоп продвинулся
Группа Коновалова – выход в ТК-78 с навеской и прохождением 6 7 воронки, скальные участки, склоны, обрывы, уступы
Дата: 15.08. Двадцать третий день похода. Облачно, иногда солнце
Группы Кашепова – рекогносцировочный маршрут на г. Кванша 14 9 воронки, скальные участки, склоны, обрывы, уступы, осыпи, снежники
Группа Коновалова – выход на Е-08 6 9 Попытка раскопа Е-08
Группа Шахова – раскоп Е-03 - - Раскоп продвинулся
Дата: 16.08. Двадцать четвертый день похода. Облачно, иногда солнце.
Раскоп Е-03, после обеда – подготовка к сброске - - Стирка веревок и др. снаряжения
Дата: 17.08. Двадцать пятый день похода. Облачно, иногда солнце.
Базовый лагерь – «желтое плато» 3 Тропы практически нет, трава, скальные выходы, сброс высоты 50м.
«желтое плато» - «Лагерь-Пантюхина» у родника на границе леса 4 Тропа по пологим склонам, заросшим травой, сброс высоты 250м
Лагерь у родника – граница леса на «поляне папоротников» 2 Тропа по лесу, сброс высоты 130м
Русло р. Амжуляра – перевал 1 0,5ч Подъем по тропе, набор высоты 100м.
Перевал - Начало тропы на Бзыбский хр. 6 2,5ч Тропа, грунтовая дорога, сброс высоты 1150м.
Начало тропы на Бзыбский хр. – мост в пос. 10-й км. 2 0,5ч Ровная хорошая грунтовая дорога по левому берегу Бзыби
мост в пос. 10-й км.-пос. Блабурхва     Автомашина.
Дата: 18.08.Двадцать шестой день похода. Облачно, иногда солнце
пос. Блабурхва – Новый Афон – пос. Блабурхва - - Автомашина.
Дата: 19.08.Двадцать седьмой день похода. Облачно, иногда дождь.
Пос. Блабурхва – форелевое хозяйство, источник Мчишта, храм в г. Пицунда – пос. Блабурхва - - Автомашина.
Дата: 20.08. Двадцать восьмой день похода.
пос. Блабурхва - Псоу - - Автомашина, переход границы
Псоу – Адлер - - Автомашина, заезд в Сочинское отделение РГО
Адлер – Москва - - Поезд
Дата: 21-22.08.Двадцать девятый - Тридцатый день похода.

Активная часть маршрута - 22 дня
Общая протяженность (с учетом заброски-сброски и поисковых маршрутов) - 156 км, поправочный коэффициент - 1,5

Состав Групп:
Кашепов М.В.
Шаповал Денис, Ларионов Стас, Пашкова Ольга, Николаев Дмитрий
Шахов А.В.
Рымарь Даниил, Самсонов Сергей, Бугакова Наталья, Дробецкая Ада.
Коновалов Григорий
Гатилов Дмитрий, Кретинин Дмитрий, Саблина Анна, Зырин Михаил.
В разные выходы состав менялся, кто-то переходил в другую группу, кто-то оставался в лагере, неизменны только "водящие".

3. Техническое описание маршрута

Первый раздел содержит описания и координаты пещер и гротов, их топосъемки, второй - описание поисков с фотографиями. Такая структура обусловлена требованиями к отчетам в МГЦТК и РГО.
3.1. Спортивно-техническое описание пещер
Авторы: Шаповал Денис, Рымарь Даниил, Самсонов Сергей, Бугакова Наталья, Коновалов Григорий, Кашепов М.В.
Разрезы пещер: Дробецкая Ада, Самсонов Сергей

Е-01
43 19'57" СШ, 40 33'14" ВД, высота входа 2110 м. над уровнем моря

Вход на северной стороне пограничного хребта Абац - Химсул, на самой бровке обрыва. Размер входа - щель длиной 4м и шириной 0,2-1,5м, Навеска за глыбу у входа. Спуск 20м. На дне - зал 10 х 15м, глыбы, завал, маленький снежник. Амплитуда по вертикали 5-7м, в левой стороне (если лицом к веревке) - непроходимая щель, а в правой - крутонаклонная осыпь, выводящая на дневную поверхность на склоне обрыва, откуда виден свет и есть тяга воздуха.

Е-02
43 19'58" СШ, 40 33'12" ВД, высота входа 2106 м. над уровнем моря

Вход - щель размером 1х0.5 м. Находится в 15 м. от края обрыва. Навеска за глыбу у входа. Спуск до "пережима" 2 м. Пройти "пережим" не удалось. Камень летит на 8-10 метров

Е-03
43 19'53" СШ, 40 33'24" ВД, высота входа 2067 м. над уровнем моря

Раскоп.

Е-04
43 19'53" СШ, 40 33'22" ВД, высота входа 2048 м. над уровнем моря

Е-05 "Штаны"
43 19'51" СШ, 40 33'54" ВД, высота входа 2241 м. над уровнем моря

Входы на южной стороне хребта Абац - Химсул. Южный вход диаметром 8м. Начинается К15 до слоя снега. Внизу колодца зал 7х12м, пол снежный, наклонен под 20-35 градусов. Зал сообщается с северной штаниной через шкурник 0.5м длиной 4м. В зале находится снежный конусообразный К12 диаметром 1м, образованный капелью в снегу. На дне К12 закольцованный в снежнике один ход. Южная штанина соединяется с северной каменной сыпухой, постепенно соединяющейся кверху. Она упирается в дырку (очко), ведущее в параллельный колодец. Снизу он начинается уступом 1.5м. Уступ кончается полочкой, на которой надо развернуться на 180 градусов и пойти по меандру под снежниками. Потом повернуть еще на 90 градусов, продолжая движение по постепенно сужающемуся меандру, выходящему опять же в Южную штанину.

Е-06
43 19'49 " СШ, 40 33'44 " ВД, высота входа 2145 м. над уровнем моря

Вход на южной стороне пограничного хребта Абац - Химсул. Размер входа
1.5х1м. Края ровные. Навеска за глыбу у входа. Спуск 12м. Полка, Переход в
другой колодец - спуск =15-17м. На дне завал из щебня вокруг большой глыбы, запирающей ход, тяги почти нет.

Е-07 Химсульская
43 19'55" СШ, 40 35'04" ВД, высота входа 2437 м. над уровнем моря

Вход - щель вверху воронки, ориентированной на северо-восток, размер 1.5х1м. Навеска за глыбы в стене воронки (ЕО). Наклонный спуск 7м до перегиба, перестежка за ЕО, спуск около 10м, отвес 1.5-2м ширина, 3-4м длина. Дно - мелкие камни, щебенка, маленький гротик, диаметр 1м, везде тупики, тяги нет, общая глубина - 18м.

Е-08 Родник
43 19'33" СШ, 40 34'49" ВД, высота входа 2364 м. над уровнем моря

Вход представляет собой щель 2х1 м., уступ 1.5 м. В пещеру втекает ручей со снежника на северной стороне "цирка". От снежника до пещеры 20 м. После уступа горизонтальная щель высотой 0.6 м. залита водой, дно глинистое. Попытка раскопа не увенчалась успехом, глину замыло. Вода уходит дальше вниз.
Е-09 "Воронья"
43 19'30" СШ, 40 34'07" ВД, высота входа 2241 м. над уровнем моря
Вход представляет собой трещину, ориентированную с востока на запад, находящуюся на южной стороне небольшого хребтика. Трещина длиной 3м шириной 1м. Навеска за глыбы. Нужен протектор. Спуск до первой полочки 10м. Вторая полочка ниже на 1.5м. Полочки образованы глыбовыми обломками. Ниже второй полочки трещина резко расширяется до 6м в длину и до 3м в ширину. Второй ствол слепой, на поверхность не выходит, виден через окна в диаметре около 3-4м. Дно основного ствола представляет ровную площадку размером 5-6м. Дно ограничено с двух сторон глыбовыми завалами. Дно колодца переходит в наклонный зал размером 15х8м с двух сторон. В стене зала на высоте 3-4м видно окно 1.5м ,сквозь которое виден еще один параллельный слепой ствол. В пещере гнездо птиц. На дне в нижней части зала много птичьих костей.

Е-10 Колодец "Цилиндр"
43 19'30" СШ, 40 34'04" ВД, высота входа 2231 м. над уровнем моря

Вход ориентирован на северо-запад, размер 1.5х3м. Навеска за 2 камня расположенные перпендикулярно провалу. Спуск до 10м, справа видно окно 1.5х1.5м уходящее вниз на 0.5м заваленное камнями. Дальше еще 15м до дна. Дно чистое ровное размер 2х4м. На 2.5м от пола ведет окно 0.5х1м перпендикулярно стенке колодца на 1м, уходящее вверх на 1м переходящее в трещину. Общая глубина пещеры 25м.

Е-11 "Перекусная"
43 19'10" СШ, 40 34'02" ВД, высота входа 2332 м. над уровнем моря

Вход - щелевидная воронка, ориентирована В-З, северная стена - крутая, южный край - пологий. Cплошные "живые" камни и глыбы, сильная камнеопасность! Навеска за глыбу с южной стороны, нужны протекторы, спуск 8м до наклонной полки, засыпанной камнями, перестежка за ЕО на северной стене щели, спуск 15м до каменного конуса на дне, прохода нет, все завалено щебенкой. Средняя ширина щели - 0.8м; в длину - 5-8м.

Е-12 "Трещина"

Вход - щелевидная воронка, ориентирован С-Ю; длина 3м, ширина 0.8м. Навеска за глыбу в 6м от воронки на перегибах - протекторы, спуск 6-7м до полки, длина 3м, ширина 0.8м. Направо уходит трещина, длиной 1.5м шириной 20см, выходящая во второй колодец, примерно 20-25м(по звуку падающего камня), пройти трещину не удалось. Нужно расширять стенки, которые монолитные, без трещин, работа затруднена.

Е-13
43 19'11" СШ, 40 33'55" ВД, высота входа 2305 м. над уровнем моря

Вертикальный колодец, К80. Вход найден 5.08. Хребтик, ограничивающий карровое поле, от "пика" на GPS - примерно 350м. С обеих сторон гребня - обрывы, ширина гребня - 20-25м, весь верх гребня - колодцы и воронки. У Е-13 - круглый колодец, диаметр 1.5м, навеска за S в глыбе на южной стене и за ЕО (глыба) на северной стене. Спуск по веревке - 22м, перестежка за ЕО, колодец становится щелевидным длина 4-5м, ширина 1.7-2м, спуск от перестежки 30м, перегиб, нужен протектор. Колодец в сечении становится треугольником со стороной 1.5-1.8м. Есть "очко" влево глубиной 3м, диаметр 1м, затык. После перегиба спуск 30м на дно. Дно ровное, щебенка, овальной формы зальчик, ширина 2м, длина 4м.

Е-14
43 19'26" СШ, 40 34'12" ВД, высота входа 2263 м. над уровнем моря

Вход смотрит на северо-запад. Представляет собой отверстие в склоне горы, находящейся в ущелье "Южное". Навеска осуществляется за 2 глыбы на северной и юго-восточной стороне входа. Колодец начинается с уступа, примерно 1.5м. Продолжается извилистой щелью. Ближе к низу находится полочка с сыпухой, на левой стене колодца, длиной около 2м, шириной 1.5м. Щелевидный колодец продолжается еще на 3м вниз и заканчивается наклонным дном диаметром равным колодцу (ширина 2м, длина 2.5м). На дне сыпуха, прохода нет.

Е-15 -1 (Очко)
43 19'27" СШ, 40 33'07" ВД, высота входа 2090 м. над уровнем моря

Вход направлен на восток. Представляет собой щелевидное очко, уходящее по горизонтали. На протяжении 3-х метров сужается. За щелью расширение (пролезть невозможно). Тяги нет.

Е-15-2 (Провал)

Провал круглой формы, вход на южной стороне холма. Глубина около 4-5м. Книзу камни покрываются мхом. Дно тоже покрыто мхом. Почти во все стороны уходят тупиковые щели. Диаметр дна (также как и всего остального) 3м.

Е-16, "Узкий треугольник" в районе г.Напра
43 18'33" СШ, 40 31'59" ВД, высота входа 2299 м. над уровнем моря

Вход - треугольной формы (в плане), на краю воронки (на холме на север от Напры), размер входа - 0.5х0.6х1.5м - треугольник . Навеска за ЕО внутри входа - треугольной формы кусок скалы, за который продевается петля, на которую скользящий карабин со спусковой веревкой. Спуск по узкой щели с острыми ребрами, щель - 30-40см, щирина 0.8м, пройти удалось 8м, камень летит на 15-20м.

Е-17
43 19'16" СШ, 40 33'29" ВД, высота входа 2105 м. над уровнем моря

Вход на южной стене ущелья "Южное", в 150 м от дна ущелья. Спуск по осыпи 6-7 м выводит в зал 10 х 15 м, из него - 2 хода, левый (длинный) и правый (короткий) заканчиваются каменными завалами-осыпями, подход к которым снизу! Возможный разбор завалов снизу опасен, хотя тяга холодного воздуха в обоих ходах сверху однозначно доказывает наличие верхних входов в воронках со снежниками выше по стене ущелья.
См. журнал топосъемки раздел 6.1 и разрез-развертку и план на стр.

Грот Е-18
43 19'50" СШ, 40 34'06" ВД, высота входа 2250 м. над уровнем моря

Вход внизу большой воронки у подножия хребта Абац - Химсул. Размер входа 5х4 м. Наклонный спуск в зальчик 6х5 м. С северной стороны непроходимая щель. На дне каменная осыпь, высота потолка 4-6 м. В потолке просматривается щель уходящая наверх 0.3 м.

ТK78
43 19'10" СШ, 40 31'50" ВД, высота входа 2100 м. над уровнем моря

Щель 2х0.6 м. на северном склоне горы TREUG. Навеска за глыбу у входа, спуск 20 м., перестежка за ЕО, спуск 50 м., перестежка за ЕО, спуск еще 40 м. Начиная с глубины примерно 55 м. второй параллельный ствол в двух местах соединяющийся с основным окнами примерно по 15 м. Общая глубина пещеры примерно 110 м. На дне каменный завал, длинна 30 м. ширина 4 м. Вся пещера представляет собой щель с юга на север (см. разрез).

Грот-тупик
GPS координаты отсутствуют

Вход в стене воронки с запада, размер 4х2 м. За входом зал 5х7 м. высота до 3х метров. На дне каменная осыпь.

Грот со снежником
43 19'30" СШ, 40 32'51" ВД, высота входа 2125 м. над уровнем моря

Высота входа 3 м. ширина 2 м. на входе большой снежник уходящий глубоко в грот. Проход 2 м., потом зал 5х4 м., высота 4 м. В конце зала наклонный спуск вниз 3 м., дальше тупик. Весь пол зала - снежник, заканчивающийся за 1.5 м. от тупика.

Грот-колодец
43 19'06" СШ, 40 33'45" ВД, высота входа 2275 м. над уровнем моря

Вход смотрит на север. Размер 8х5м. Перед входом снежник. Грот 12/15. Дно грота ровное глыбы и щебенка. В зал сверху входит два колодца. Северный колодец 25м до дна грота. В той части, которая выше потолка колодец имеет размер 1х1.5м. От потолка до поверхности 8м. Внизу колодца навален снег. Южный колодец 26.5м до дна грота. В той части которая выше потолка колодец имеет размер 4х2м - 1.5-1м. От потолка до поверхности 11.5м. Была сделана навеска на два камня наверху.

Грот "у Е-17"
43 19'20 " СШ, 40 33'28" ВД, высота входа 2085 м. над уровнем моря

Вход на северной стороне ущелья "Южное" на высоте 100 м. от дна ущелья. Размер входа 10х3 м. На дне большой наклонный снежник. Слева скальная полка 6х3 м. После полки уступ 5 м. завален снегом, справа небольшая полка 2х0.5 м. Есть красивые натеки.

Грот "Обманный"
GPS координаты отсутствуют.

Вход - на восток, скальным лазанием, спуск 3м, внутри - уходящая вверх трещина длиной 3м, шириной 0.5м, выклинивается, маленький зальчик, 1.5х2м, везде тупики, капель.

Грот "Языковый"

Вверху снежника в южной стене ущелья "Южное" на высоте 150м от дна ущелья. Перед входом снежник. Ширина входа 2м, высота 1м. Горизонтальный ход 20м, ход вверх и вправо 3м, дальше колодец вверх 8м, диаметр 2м.

3.2. Прохождение маршрута

Авторы: Шаповал Денис, Ларионов Станислав, Шахов А.В., Кашепов М.В.

Дата: 27.07. Четвертый день пути

Активная часть маршрута началась в поселке 10 километр Рицинского шоссе утром 27-ого июля. Поселок 10 километр представляет собой несколько домиков для хранения лошадиной утвари и используется как промежуточная стоянка пастухами при смене машины на гужевой транспорт, а так же для содержания лошадей. Своим существованием поселок обязан единственному в округе мосту через реку Бзыбь. Остальные мосты были разрушены в 1992-93 г.
По этому мосту группа переправилась на левый берег. По мосту может пройти пешеход, лошадь и двухколесные средства (велосипед, мотоцикл), но не автомобили. Ширина реки в этом месте 20-25 метров при очень сильном течении, что исключает переправу вброд.
Группа продолжала движение вверх по течению по хорошей тропе порядка 2 км до начала подъема, (где был лагерь промежуточной ночевки в прошлом году). Здесь мы спрятали рюкзаки на вторую ходку.
Взяв первую партию рюкзаков, группа начала подъем наверх по тропе с генеральным направлением на восток. Тропа, в начале очень широкая (остатки старой дороги), постепенно сужается, но всегда хорошо заметная. Ей постоянно пользуются пастухи для подъема и спуска на хребет. Практически везде тропа идет по лесу. Лес представляет собой типичный среднегорный кавказский лес - буки, грабы, всякого рода вьюны. Хвойные породы практически отсутствуют.

Как и все тропы, наша была проложена по оптимальному (в смысле крутизны) маршруту, хотя иногда крутизна достигала 30 градусов, но в среднем составляла 10-15 градусов. По дороге иногда попадаются ручейки в оврагах, вполне пригодные для забора воды. В двух местах на тропе мы встретили так же родники, оборудованные специальными ковшиками для удобства. Расход воды в них, однако, крайне мал - кружка набирается примерно за полминуты. Движение группы было организовано следующим образом: 40-45 минут - движение, 10-15 минут отдых. Примерно на середине подъема на перевал (на уровне 900 метров) тропа немного выполаживается и слева виден небольшой пастушеский кош (GPS-маркер SARAI), потом опять подъем, перед перевалом крутой участок (30-35градусов), высота перевала - 1230 м (GPS-маркер PEREVAL). После перевала - спуск по тропе к пересохшему руслу р. Амжуляра, крутизна 20-25 градусов, сброс высоты около 100 м. После русла опять подъем, крутизна 20-25 градусов, примерно на высоте 1400 м тропа выходит из леса на большой безлесный участок склона - "Поляну папоротников" - заметный ориентир, эта "Поляна" сплошь поросла папоротником, достигающим в высоту 2-2.5 метра. Довершает картину растущий в этих дебрях чертополох - гроза открытых участков ног и рук. Длина этого участка около 1 км. Разминуться на нем весьма непросто. Тропа идет однозначно, а желающих прогуляться по диким зарослям немного. Ширина коридора в папоротнике и чертополохе всего 30-50 см. Далее, на высоте около 1550 м тропа снова уходит в лес. Осталось совсем немного. Всего каких-то 200-250 метров по высоте и мы у цели. На это "совсем немного" у нас ушел остаток дня - люди устали, хотя тропа на последнем участке не очень крутая, 20-25 градусов .
Место для лагеря - наше прошлогоднее, на границе леса рядом с родником. ( GPS -маркеры LAGER PANT и KOSH). Вокруг родника группируются несколько кошей пастухов, которые проводят в них все лето. Ностальгия, сантименты, встреча со знакомыми…
Всего переход занял у нас около 12 часов (с учетом привалов). Быстро поставив палатки и приготовив еду (которая тут же была уничтожена), все дружно завалились спать.

Дата: 28.07. Пятый день пути

Вся первая половина дня 28 июля была проведена с несомненной пользой: все отдыхали после вчерашнего ударного перехода. Но все хорошее рано или поздно кончается, и после обеда группа двинулась вниз за остатком груза, оставив лагерь под присмотром одного члена группы и нескольких местных пастухов, с которыми накануне был налажен контакт. Дорога вниз заняла часа четыре - шли налегке. Заночевали на том же месте, где и в прошлом году (у начала подъема), сейчас там были спрятаны рюкзаки. Т.к. погода стояла хорошая, то было решено оставить палатки наверху и переночевать под тентом.

Дата: 29.07. Шестой день пути

День 29 июля ознаменовался "воссоединением рюкзаков". Остаток груза по уже знакомой тропе был занесен наверх часов за 8. Жаль, не получилось использовать лошадей, хотя такая мысль была еще в прошлом году - мы не договаривались точно, поэтому лошади оказались наверху, их хозяева - частично внизу, у пастухов свои планы, которые не всегда стыкуются с нашими.

Дата: 30.07. Седьмой день пути

Утром, договорившись накануне о лошадях, завьючиваем 3-х лошадей (взяли запас воды 50 литров) и выходим к месту базового лагеря, примерно намеченному в прошлом году. Сначала подъем от родника на границе леса по тропинкам в папоротниках и чертополохе, хотя и не таким неприятным, как на "поляне папоротников", но все-таки, иногда мешающим. Тропинки протоптали коровы, каждый день пасущиеся здесь, а ночующие у родника.

Набрав по высоте около 250 м, выходим на довольно плоский участок - "желтое плато". Такое название определяется преобладающим цветом растительности, характер которой изменился . Еще 3-4 километра по относительно ровному (набор высоты около 50 м) плато, правда, уже без тропы - и мы приходим к месту, которое наметили ещё в прошлом году.
Такая схема заброски традиционна для нашей группы. По такой же схеме
забрасывались и в прошлом году, и в 2002 на Напру, но по сравнению с прошлым годом маршрут удлинился на 1 день (а без лошадей было бы на 2 дня!), на который необходимо делать заброску воды (на первое время, пока не добыли на месте). Общее расстояние подъема от моста на 10-м км. - порядка 18 км при перепаде высоты в 2000 м. 4-х дневная заброска кончилась! Дело за малым - поставить и обустроить лагерь. На постановку и обустройство лагеря ушло все 30-е июля. Работа была проделана немалая: построен бассейн, который сразу начали наполнять, и кухня. Бассейн - это вопрос обеспечения лагеря водой, в пасмурные дни снежники не тают, добыча воды сильно затруднена, поэтому его емкость должна быть не менее 300 литров, а надежность от проколов полиэтилена - абсолютной. Мы не пожалели ковриков и пустых групповых рюкзаков - все получилось по высшему разряду, сказывается опыт предыдущих лет.
Первого числа были так же совершены рекогносцировочные выходы на поиск снежников, нашли 2 неплохих, из ближнего сразу начали добывать снег для снеготаялки
К моменту, когда бассейн был полностью готов, снеготаялка уже работала полным ходом, и мы наполнили обе 25-литровые бочки. Началось торжественное наполнение бассейна. Отныне это будет ежедневной обязанностью дежурных.
Параллельно шло строительство кухни - работенка непростая, ведь жить в ней предстояло следующие 2,5 недели, чем больше камней натаскаешь и чем лучше их уложишь, тем комфортнее будет жизнь.

Дата: 31.07. Восьмой день похода

В этот день был наш первый маршрут в этой экспедиции - учебно-тренировочный (см маршрутную карту №1), хотя проверять мы шли пещеру, которую показал Виталий в последний день прошлогодней экспедиции, и с которой были связаны надежды всего года - а вдруг это будет наш "тысячник"! С утра долго собирались, была лекция руководителя о снаряжении поискового отряда, о том что обязательно брать в поисковые маршруты и зачем все это нужно. Поднявшись на край плато я быстро нашел вход, потому что был здесь в прошлом году. Он находится в 15 метрах от большого камня в сторону обрыва. У входа мы тренировались забивать спиты, в процессе забивания спита поучаствовало 3 человека (Рымарь, Самсонов, Бугакова), надо забить спит, поворачивая пробойник после каждого удара, периодически продувая дырку от каменной крошки, но не ртом, а спринцовкой, чтобы уберечь глаза.
Потом берут бобышку, вставляют её в коронку, расклинивают коронку в пробитой дырке молотком и вывертывают пробойник, а коронка намертво сидит в скале. Всё, спит забит, в него вворачивается ухо с болтом, а в него уже вщелкивается карабин, только надо проверить, не шатается ли ухо - точка навески (ИТО - искусственная точка опоры) готова. Потом сделали навеску, за 2 точки - забитый спит и Е.О.. Рымарь Д. спустился на дно (оно нашлось, увы, очень скоро), исследовал "очки", видные в стенах (все тупиковые) и нашел в конце трещины выход на склон обрыва и спустился по нему до конца веревки (отстегиваться не стал, потому что склон практически отвесный, метров 200!). На обратном пути было организовано спасение птенца, который упал из гнезда в камнях на входе (его аккуратно подняли в маршрутном рюкзачке). Пещере торжественно присвоили GPS-маркер Е-01. Тем временем остальные нашли неподалеку другую щель, где камень летел на 10-15 метров (по звуку), её проименовали Е-02. Когда вынули веревку из Е-01, Самсонов полез проверять Е-02, но не смог пролезть глубже 2-х метров. Решили вернуться в лагерь, пообедать, а на обратном пути группа Коновалова нашла перспективные "дырки" Е-03 и Е-04 - была тяга воздуха, хотя камень летел немного, метра 3-4. Их решили оставить на будущее для раскопа, но промаркировали краской
После обеда руководитель с добровольцами поднялся на гору возле лагеря, осмотрели район работ сверху и наметили большой маршрут на завтра. Спускаться стали с другой стороны горы, и на спуске нашли большую пещеру из 2-х воронок, её сразу назвали Е-05 "Штаны"

Дата: 1.08. Девятый день похода

В этот день был большой рекогносцировочный маршрут - осмотреть район работ сверху, с разных углов, оценить перспективность поисков на северном склоне хребта, посмотреть, что же за Химсулом, наметить маршруты на следующие дни. Как уже понятно было вчера идти надо по бровке обрыва краевого хребта Абац-Химсул (см маршрутную карту №1). Поднимались на хребет через Е-05, чтобы увидели вход те, кто не видел вчера. По пути случайно наткнулись на новый вход, поставили GPS-маркер Е-06. Подъем от лагеря около 300 м, склон крутой, 25-30 градусов, а ширина гребня (бровки обрыва) - 1-2 метра! На север - обрыв, в каньон р. Бзыбь, на юге - наш район работ, он называется "карровое поле". При подходе к Химсулу открывается потрясающий вид на величественный цирк на северном склоне . Поиск на северном склоне невозможен - нет места, где можно было бы спуститься не применяя веревки - везде обрывы 300 - 400 метров! Неожиданно мы наткнулись на настоящий карстовый мост, или арку - прямо в гребне хребта, в 20 м от бровки "окно" 15 х 10 м, сквозь которое виден километровый спуск почти до самой Бзыби! Красота! Поставили GPS-маркер VOROTA.
На вершине Химсула задержались, любуясь видами во все стороны горизонта, поставили GPS-маркер HIMSUL, фотографировали.
Наметили дальнейший путь возвращения в лагерь, а так же несколько районов каррового поля, куда пойдем в другие дни. При спуске обследуя большую воронку со снежником нашли вход-щель Е-07.

Далее, обследуя множество воронок и трещин дошли до большого снежника на северной стороне цирка ( 80 х 40 м), с которого вытекал ручеёк, через 20 м исчезающий под землей - вход в пещеру, получившую имя Е-08 RODNIK, от него пошли низом, чтобы проверить, не выходит ли ручеёк на поверхность. Шли цепью, на расстоянии 50-70 м друг от друга, но ручья нигде не видно, значит он просачивается вглубь, только сможет ли пройти человек? (мы не смогли, вода уходит в щель высотой 30 см, надо раскапывать). Проверяли много воронок и тещин, у одной даже поставили GPS-маркер "TRESH".
По пути в лагерь обнаружили рядом 2 входа, первый назвали Е-09 VORON "Воронья" - там гнездились птицы, а второй Е-10 "Колодец-цилиндр". Еще через 600 м поисков нашли вход Е-11 "Перекусная" - мы успели перекусить, пока на наши крики подошел Дима с GPS-ом. Вернулись в лагерь страшно довольные и полные впечатлений.
В этот же день группа Шахова пыталась раскапывать Е-04, но после 5 часов работы (прокопали 2 метра) пришлось признать раскоп бесперспективным - завал остался, а тяга исчезла.
Во время ближних выходов было найдено озеро, из которого взята проба воды.

Дата: 2.08. Десятый день похода

Обе группы вышли одновременно, группа Кашепова проверяла найденные вчера Е-06 и находящуюся неподалеку от неё Е-11 "Перекусную". Проверка заняла 4 часа, увы, не принеся удовлетворения - везде "затык", после 2-х навесок веревки прошли небольшим поисковым маршрутом по карровому полю (см маршрутную карту №2), проверив около 20 щелей и трещин
Группа Шахова работала в величественной пещере Е-05 "Штаны". На навеску, прохождение и фото- и видео- съемку ушел весь день, один только спуск занял 2 часа. Здоровенные снежники на дне также произвели сильное впечатление
К вечеру начала сильно портиться погода - задул ветер, появились неприятного вида облака.

Дата: 3.08. Одиннадцатый день похода

Дождь с самого утра, примерно с 5.00, подмокла одна палатка, у которой сняли тент, чтобы не хлопал на ветру - вот и поплатились за беспечность.

Дата: 4.08. Двенадцатый день похода

Группой Коновалова было решено обследовать две пещеры, найденные ранее. (см. карту района поиска), (см. видео) Добрались и нашли эти пещеры сравнительно быстро, исключительно благодаря GPS. Погода была, мягко говоря, странной. С одной стороны горы шел ливень и стоял плотный туман, а с другой светило яркое солнце. К входу в пещеру Е-09 подошли в полном "молоке", но GPS вывел нас абсолютно точно. Навеска заняла немного времени, гораздо больше времени отняли птицы, все старались быть очень аккуратными, чтобы их не потревожить. Сама пещера оказалась неглубокой - примерно 25 метров. Весьма интересным оказался параллельный ствол колодца, который, впрочем, также как и основной вывалился в нижний грот пещеры. На поверхности параллельному стволу соответствовала воронка. Птицы у входа в пещеру все время с интересом наблюдали за нами. Среди нас не было орнитологов, поэтому, что это за птицы мы так и не поняли, но они очень похожи на ворон, только меньше.
Вторая пещера Е-10 оказалась огромной трещиной со снежником на дне приблизительно такой же глубины, что и Е-09. На самом дне группа обследовала все щели, уходившие под свод, но продолжения не нашли. По дороге в лагерь, благодаря погоде, все успели несколько раз промокнуть и высохнуть. На обратном пути было найдено несколько небольших ниш и гротов, но все они закончились ничем.
Еще в самом начале экспедиции обратили внимание на черное отверстие входа в районе GPS-точек Е-15 и GSNOW (см. карту района поиска, GTUPIK) и, естественно, не могли не сходить туда. Но грот не оправдал наших надежд. Это была большая ниша в скале, высотой 1,5 метра и заканчивающаяся залом 4Х5 метров.

Дата: 5.08. Тринадцатый день похода

Группа Кашепова вышла в поисково-разведочный маршрут, имея задачей проверку Е-07 и дальнейший поиск в районе цирка (см маршрутную карту №2) Быстро дойдя по знакомой дороге до входа в Е-07 сделали навеску (пригодились "хвосты" по 4м и протекторы) и начали спуск Увы! Опять "затык"! Двинулись дальше по гребню цирка, минуя спуск к Е-08, проверяя все воронки и трещины по пути на 50 - 100 метров вправо-влево от гребня цирка. Нашли вход, воспряли духом, но это оказался всего лишь грот, его назвали "Обманный"

На вершинке 2423,5 поставили GPS-маркер PIK, а через 300 метров поисков первая удача - вход, камень летит на 25-30м, навесились, но путь преградила непроходимая щель, ещё бы 5-8 см ширины! Нужно разбивать молотком, оставляем это на будущее. Назвали Е-12 "Трещина". Через 200 метров - опять удача, неприметный маленький вход, но камень летит аж на 60м, или даже больше! Нечего и думать проверять такое с 40-метровой веревкой, да и вечер близится - пошли в лагерь.
В этот день группа Шахова пошла проверять свой вчерашний район - западнее озера, который не успели облазить вчера. Итог - несколько гротов, самый интересный из которых получил название "Грот со снежником", точку на карте поставили позже, её имя - GSNOW.

Дата: 6.08. Четырнадцатый день похода

После обеда дождь перестал, поэтому было решено попробовать раскопать воронку, найденную в один из прошлых выходов, и получившую название "Кисельная". В воронке была небольшая тяга холодного воздуха, и что нас очень заинтриговало огромный водосбор воронки - громадная котловина примерно 150 на 200 метров. Выше был найден след от ручья, который каждой весной стекает в воронку. На самом русле ручья, чуть выше воронки на 5 метров, нашли щель шириной 15 см. с сильной тягой холодного воздуха. Сразу задувает зажигалку! Но прокопать ее не представляется возможным, слишком узкая щель с монолитными стенками.
В связи с этим воронка очень обнадеживала. При первых попытках раскопать воронку, уперлись в большой камень, который не позволял вести дальнейшие раскопки. Поэтому был применен полиспаст, правда, возникли проблемы с обвязкой камня, но все они были решены. Дружно, на раз два, камень был вытащен из воронки. Открылась перспектива дальнейшего продвижения вниз. Передавая камни по цепочке, продвинулись примерно на 2 метра вглубь, с наступлением темноты работы были свернуты.

Дата: 7.08. Пятнадцатый день похода

Утром погода наладилась, и группа Кашепова, захватив запас веревки, двинулась на проверку Е-13. По пути позавчерашнего маршрута, только в обратную сторону, (см маршрутную карту №3) случайно был обнаружен грот "Языковый", точка на карте GYAZIK, была поставлена позже. Совместно с этой группой вышла группа Шахова, имея задачей "прошерстить" весь район Е-13, а в случае чего - помочь "Кашеповцам" (втайне надеясь, что у тех пещера "пойдет" их веревки кончатся, вот тогда-то "Шаховцы" помогут своей - но вслух об этом никто не говорил, боялись "спугнуть" пещеру). Поднялись, быстро нашли вход, "Кашеповцы" начали делать навеску, а "Шаховцы" - искать новые объекты.
На навеску Е-13 пустили веревку 60 метров, не хватило, нарастили куском 45 м (см фото 36) спуск на дно (которое увы, опять нашлось быстро) занял 2,5 часа, проверка дна - 0,5 ч, подъем и выемка снаряжения - ещё 1 час. Моральный удар был сильный, "затык" после 80 метров, это не после 25, как до сих пор! После перекуса было решено пойти на гору Ахалке, посмотреть сверху на ур. Абац. Поднявшись и поставмв GPS-маркер AHALKE, мы осмотрелись, увидели г. Напра, возникла идея большого маршрута на неё, но пора было возвращаться, и на спуске зашли на озеро, ведь наша группа ещё не была там (см фото 37), где поставили GPS-маркер OZERO и искупались.
Успехи группы Шахова были такие: обыскав приличный район и проверив множество воронок и трещин, сделали навеску в одной из них, спустились, осмотрели дно, и тут обнаружили, к своему удивлению, огромный выход (или вход) на улицу! (см фото 37) Это оказался "Грот - колодец", такое название было дано после окончания работ.

Дата: 8.08. Шестнадцатый день похода

В этот день было запланировано исследование склонов и дна ущелья "Южное" Быстро позавтракав, обе группы примерно через час были готовы к выходу. До начала ущелья, где впоследствии планировали разделиться, (.GPS-маркер TRESH) обе группы добрались вместе, чтобы двигаться вниз по северному и южному склонам ущелья и вести поиск. Группа Шахова выбрала северный склон, группа Коновалова, соответственно, южный.

Группы должны были находиться в визуальном контакте и в случае непредвиденных обстоятельств прийти друг другу на помощь. После разделения, группой Шахова была найдена и обследована пещера, условно названная Е-14. Пещера оказалась неглубокой около 15м. Навеска и обследование заняли немного времени и группа двинулась дальше. Воодушевленные таким быстрым успехом все начали искать "свою пещеру", заглядывая в каждую воронку и разбирая "подозрительные" щели. Но удача отвернулась от нас, воронки и щели заканчивались ничем. Лазание по склонам высотой 150 метров, заросшим густой травой добавило усталости. К моменту соединения с группой Коновалова пыл у всех заметно поиссяк. За несколько сот метров до соединения группы перекрикивались и договорись о месте встречи. И вот оно долгожданное место встречи, но группы Коновалова все нет, прошло уже два часа, решаем выйти им навстречу. У группы Коновалова настоящий успех целых две пещеры, правда небольших, но все же. В самом начале на южном склоне ущелья им не "попалось" ни одной пещеры. Но они не сдались и вот в конце маршрута им повезло. В конце маршрута две группы совместно совершили исследование этих пещер, получивших условные названия Е-15-1 и Е-15-2. Е-15-1 оказалась неглубоким ходом, заканчивающимся узкой щелью на глубине 4 метров, а Е-15-2 слепым колодцем всего 5 метров глубиной.

Дата: 9.08. Семнадцатый день похода

В этот день было решено вернуться к "старому" раскопу - "Кисельной". Применили тот же способ, что и в начале раскопа камни передавали по цепочке. Углубились еще на 1,5 метра, но в процессе работ встал вопрос о креплении стен раскопа. Чем дальше вниз, тем опаснее становилось копать. В воронке как-то незаметно пропала тяга, возможно, что мы сами засыпали ее землей сверху. Поэтому раскоп было решено признать "бесперспективным". Но надежды всегда остаются, если в следующем году мы притащим сюда экскаватор, у нас все получится!
Утром группа Кашепова отправилась на поисково-разведочный выход на г. Напра, через ур. Абац, огибая справа г. Ахалке (см маршрутную карту №4). В самом урочище много воронок, но мы знали, что в конце 70-х годов здесь вели интенсивный поиск несколько сибирских спелеоклубов, поэтому, не теряя времени на проверку, начали подъем на гору "Треугольная" по её северному отрогу. По пути нашли вход, весьма заманчивый, камень летит метров на 80, но эта пещера уже найдена - у входа маркировка TK -78 (Томский клуб, 1978 год?). Поставили одноименный GPS-маркер (см фото 42) и двинулись дальше. Поднявшсь на вершину горы увидев почти все урочище Абац (см фото 43), поставили GPS-маркер "TREUG" и двинулись на Напру.
По пути проверяли воронки и трещины и обнаружили еле заметный вход (см фото 44), сразу же стали навешивать и спускаться в него - навеска начинается ниже входа, веревка ужасно трется, узко и неприятно (см фото 45), удалось спуститься метров 8, назвали Е-16. Поднявшись на Напру, постояв около входа в пещеру, поставив важный GPS-маркер "NAPRA" и перекусив на месте лагеря 2002 года (воспоминания, сантименты...) мы направились к нашему цирку по оптимальному маршруту, чтобы не терять высоту. Случайно вышли на лагерь сборной группы из СПБ и Томска, встретили знакомых по соревнованиям, договорились о возможной взаимопомощи, и выйдя на границу ущелья "Южное", начали спуск в ущелье, довольно крутой, иногда со скальным лазанием. Случайно наткнулись на вход, не требующий навески и практически незаметный ниоткуда (если только не выйти прямо на него), назвали его Е-17. Спустились поняли, что очень интересно, есть где полазить и пошли в лагерь. На северном склоне ущелья, оглянувшись назад, увидели "окно" в северной стене ущелья. (см фото 46) - в нем вчера работали 2 других группы, но Е-17 они не нашли!

Дата: 10.08.Восемнадцатый день похода

С утра погода плохая, туман, "обезьяна", выходов не было, после обеда видимость немного улучшилась, группа Кашепова двинулась на топосъемку открытой вчера Е-17 (см маршрутную карту №5). До ущелья "Южное" дошли быстро, но вход нашли только по GPS-у - как только нашли, облака рассеялись! Даже солнышко выглянуло! Начали работать (см фото 47), измерения длились 3,5 часа (см фото 62). После выхода направились домой немного другим путем и обнаружили очень красивый грот в северной стене ущелья. Ему присвоили имя "Грот У Е-17" - игра слов, зато разнообразие! (см фото 48)
Группы Шахова и Коновалова обследовали все ближайшие воронки вокруг лагеря в радиусе 200 метров. Но ни в одной из них явных проходов не было. Поэтому решили обратиться к своим старым "заначкам".

Воронка Е-03 была найдена в один из первых дней экспедиции. Определив, что в воронке есть тяга, решили оставить на потом. При первой попытке разобрать завал на дне воронки открылась небольшая ниша, из которой стало дуть еще сильнее. Это и решило вопрос о дальнейших раскопках. Раскопав нишу и убрав несколько камней открылся небольшой узкий лаз 30 на 40 см., за которым, судя по камням падающим в лаз, ощущался какой-то объем с глубиной около 3 метров. Но раскопки требовали большего количества людей, поэтому раскоп было решено продолжить на следующий день.

Дата: 11.08. Девятнадцатый день похода

Целый день -дождь, туман, очень сильные порывы ветра. Укрепляем кухню, т.к. снежники "не работают", то набираем воду способом "котелок+молоток" (край тента держится на котелке с помощью скального молотка. (см фото 50, 51)

Дата: 12.08. Двадцатый день похода

Опять дождь, слабый, но весь день, ветер утих, но туман не дает ничего делать! Занимаемся камеральными работами (см фото 63)

Дата: 13.08. Двадцать первый день похода

С утра опять туман, облака, морось, но после обеда развиднелось, чтобы не опухнуть от безделья, руководитель с добровольцами сходили в радиальный выход на г. Абац, поставили важный GPS-маркер ABATS - там остатки триангуляционного пункта, который обозначен на карте, это будет точка привязки. (раньше все недосуг было)

Дата: 14.08. Двадцать второй день похода

Из-за непогоды к раскопкам в Е-03 смогли приступить только через 4 дня. Эти несколько дней непогоды сделали свое дело. Приступив к раскопкам, и сразу углубили и расширили раскоп, но крупные камни, лежавшие чуть выше стали сползать по мокрому грунту внутрь, и грозили "похоронить" всю нашу работу. Перед обедом несколько крупных камней все-таки "съехало" вниз похоронило под собой все результаты нашего труда. После обеда никому из нас не хотелось идти в раскоп. Но, взвесив все за и против и учитывая большую перспективность раскопа решили продолжать. Захватив веревки и все необходимое снаряжение для поднятия камней по 300 кг и более. Мы начали практически с того места, где начинали.
Для поднятия больших глыб известняка применили полиспаст. Это значительно увеличило наши возможности. Когда все крупные камни были убраны, мы быстрыми темпами стали продвигаться вниз. Уже под кровлей стены, на глубине 2,5 метров мы вошли в небольшой объем 3 на 4 метра, из которого было несколько направлений для раскопок. Но, к сожалению, пропала тяга. Данила Рымарь так и не смог обнаружить перспективного направления, пришлось лезть нашему руководителю Кашепову М.В. После детального обследования маленького зала, в одном из глухих карманов тяга была вновь обнаружена, что прибавило энтузиазма.
Раскоп опять начал продвигаться вниз. Прошли вниз еще около 1 метра. Для разборки завала из мелких камней был применен плоский кан, как наиболее подходящее средство для раскопок. Вечером все ждали утра, чтобы продолжить раскоп.
Пока велись саперные работы группа Коновалова, используя GPS, сходила на прохождение пещеры TK-78, взяв 150 м веревки. Ни на что не отвлекаясь, они навесили и спустились в пещеру за 4 часа, за 1 час поднялись и вынули снаряжение, а вечером, после ужина, составили СТО и построили разрез (одна беда - забыли фотоаппарат)

Дата: 15.08. Двадцать третий день похода

Группой Шахова вновь был продолжен раскоп Е-03. Теперь это была довольно тяжелая монотонная работа по разборке мелкоглыбового завала, раскоп медленно углублялся, а количество камней и земли, вытащенных на поверхность росло. В раскопе продвинулись на 3 метра вниз, но завал продолжался, не пропала и тяга воздуха. Вечером, когда закончили работу, посмотрели на объем вытащенного материала, смотрелось довольно внушительно, примерно 2,5 куба породы. Надо копать дальше, но времени остается очень мало.
Погода с утра вроде бы сносная, значит можно устроить последний большой выход - по традиции, рекогносцировка на будущий год. Группа Кашепова - рекогносцировочный маршрут на г. Кванша, группа Коновалова - проверочный маршрут на Е-08, попытка раскопать вход со втекающим в него ручейком со снежника (см маршрутную карту №5) Чтобы работать в воде, взяли гидрокостюм - хоть к концу похода пригодится! До Химсула обе группы идут вместе, на вершине (см фото 54) расстаются, договорившись, что "Кашеповцы" зайдут за "водопроводчиками" на обратном пути вечером - и взаимоконтроль, и подстраховка.
Дорога на Кваншу - для сильных духом (и телом), но впечатлений масса идем по гребням, чтобы поменьше сбрасывать-набмрать высоту, много фотографируем. Обрывы и 300-метровые осыпи впечатляют! (см фото 55-57) На вершине мы в 16-50, пристально смотрим на ур. Химсул - самую северную часть Бзыбского хребта. (см фото 58) Не махнуть ли туда следующим летом? Обратно выходим в 17-30, через 2 часа мы у родника, где группа Коновалова целый день пытались раскопать вход в Е-08 (см фото 59) Использовали лопату, ломик, который с боем вырвали у оставшихся в лагере копать Е-03 "Шаховцев", миску, но все было тщетно - глину замывало водой, ручей надо отводить, а это дело для следующей экспедиции.
Вместе идем в лагерь, но не через Химсул, а понизу- надоело по горам бегать сегодня. По дороге находим здоровый грот, даем ему имя и ставим GPS-маркер "Е-18 GROT" (см фото 60). В лагерь приходим поздно, но до темноты - это наш последний выход перед сброской!

Дата: 16.08. Двадцать четвертый день похода

Это был последний шанс раскопать Е-03. Все работали по ударному, раскоп быстро рос вниз. Чтобы не сильно уставать люди менялись каждые полчаса. К обеду продвинулись еще на 2,5 метра. По ощущениям участника, который последним работал в завале, завал под ним начал "дышать" т.е. стал не таким спрессованным, как раньше, было впечатление, что внизу пустота, некоторые камни начали проваливаться вниз. Было очень грустно сматывать веревки собирать снаряжение, когда завал мог вот вот поддаться нашим усилиям. Пещера так просто нам не сдалась, а то, что там есть пещера, никто из нас не сомневается. В следующем году мы продолжим начатое.
После обеда все собирали, приводили в порядок и тщательно упаковывали экспедиционное снаряжение. Утром было собрано личное снаряжение. Аккуратность и тщательность в этом вопросе позволили нам быстро и главное без задержек начать сброску.

Дата: 17.08. Двадцать пятый день похода

3.3. Обеспечение безопасности при поиске пещер

В связи с особой экстремальностью спелеоэкспедиции, сложными условиями жизни на плато особое внимание уделялось вопросам безопасности, для обеспечения которой были приняты следующие меры:
а) организован набор спасательного снаряжения, находящийся в постоянной готовности и не использующийся при обычных работах. Его состав: транспортный мешок, 50 метров основной веревки, 5 карабинов, блок-ролик, 3 модуля - перекуса, специальная аптечка
б) график выходов по возможности составлялся так, чтобы старшими групп были взрослые люди (руководитель, заместитель, помощник руководителя) и группы выходили вместе или работали недалеко друг от друга, или возвращались вместе (как после большого выхода на Кваншу)
в) Постоянно, с первого дня жизни на плато велся журнал выходов, в который записывались все, кто выходил из лагеря больше чем на полчаса, независимо от возраста и количества выходящих. Журнал имеет такую форму:

Дата
Фамилия
р-н выхода
время выхода
время и число возврата
контрольный срок
роспись о возвращении

Контрольный срок, по возможности, назначался либо на вечер, до 22 часов. Если двойка не пришла в лагерь к контрольному сроку, то автоматически начинаются спасработы - выходит новая двойка со спасфондом, сворачиваются все текущие работы до окончания спасработ, но такой необходимости не возникло.
д) В базовом лагере всегда был резерв людей, способных организовать спасработы (руководитель, его заместитель или помощник, или кто-то из старших воспитанников, имеющих опыт 4-х последних больших летних спелеоэкспедиций).
В дождь и туман выходы не проводились, т.к. опасность заблудиться или поскользнуться на мокрых камнях делала поиски пещер бессмысленными - из-за плохой погоды мы потеряли несколько дней для работы.

4. Картографический материал

При изготовлении картографического материала за основу была принята топокарта масштаба 1:100000, которая была у нас с прошлого года. Особенность её в том, что на наш район работ приходится склейка 4-х листов карты, границы которых не полностью совпадают. Для прошлого года, когда мы работали в пещере им. Пантюхина это было не важно - там не имел большого значения весь остальной хребет. Иное дело сейчас, когда склейка листов проходит почти по всему рабочему участку карты, а расстояние от лагеря до линии склейки - 250м! Поэтому, при совмещении топокарты с GPS-схемой такого же масштаба возникли проблемы - не совпадали реперные точки привязки, которые мы предусмотрительно замеряли GPS-ом в походе (характерные вершины Напра, Абац, Химсул, Кванша и др.). Пришлось корректировать карту по местам склейки листов. На совмещение GPS-схемы и топокарты ушло много времени и сил - была проделана большая работа на компьютере.
На обзорной карте района похода показаны только важнейшие точки привязки и маршрут заброски-сброски (с высотным графиком), на карте района поисков - все найденные объекты, в т. ч. и нанесенные без GPS-маркировки, а на картах поисковых маршрутов - найденные в них объекты (эти карты помещены в раздел 3.2 "прохождение маршрута"), и сами маршруты, нанесенные по GPS-навигатору с некоторым огрублением.
Обработка данных GPS-навигатора делалась уже после похода на компьютере в несколько этапов. "Скачивание" и сохранение данных из навигатора в компьютер производилось с помощью "родной" программы Garmin MapSource. Эта программа "понимает" только карты в своем фирменном формате, а для района работ удалось найти очень грубую карту с городами и основными дорогами. Поэтому все дальнейшие работы производились в "не родных", но более функциональных и удобных программах. С помощью программы OziExplorer, которая умеет работать с отсканированными с бумаги картами, была произведена привязка хорошо читающихся точек на частях карты (наша карта составлялась из 4х листов) к точкам, помеченным навигатором. Полученные 4 "куска" были совмещены друг с другом с помощью программы MapEdit. После того, как карта была "склеена", она снова открывалась программой OziExplorer. И уже в ней делались "картинки" маршрутов и высотного графика заброски/сброски, поисковых выходов, обзорной карты и карты района поисков. В ней же было поризведено огрубление маршрутов, по научному - генерализация, до размеров минимального "шага" 30 метров. Так были исключены из маршрута данные типа "шаг вправо, шаг влево", которые GPS легко улавливал, но большого смысла в них не было. Да и на карте, даже 250-метровке их все равно не было видно. За одно, на будущее, уменьшается количество памяти, необходимого для хранения маршрутов в навигаторе, которой и так не очень много.
Поскольку у нас не было цветного принтера, мы решили напечатать все карты и схемы как фотографии в центре цифровой фотопечати. Все созданные "картинки" мы сохранили в файлы как рисунки большого разрешения, записали их на диск CD-ROM и отнесли в ближайший фотоцентр. Через час у нас были цветные карты и схемы отличного качества.

4.1. Обзорная карта района похода

4.2. Карта района поиска

4.3. Высотный график заброски - сброски

5. Итоги похода, выводы и рекомендации

5.1. Общие итоги

Поставленные перед группой задачи могут считаться выполненными -мы нашли много новых пещер, составили их описание и построили разрезы, сделали GPS-маркировку входов, т.е. все, что поручили нам в РГО, жаль только, что глубина всех найденных пещер оказалась небольшой. Кроме того, взяли и доставили в Москву (совместно с другой группой) пробы воды и снега (см. краеведческое задание).
Очень хорошо зарекомендовали себя 25 литровые бочки для воды и 5-литровые пластиковые бутылки - у группы всегда был достаточный запас теплой воды. Не подвела также наша испытанная кухня - прием пищи всегда был комфортным, особенно в условиях непрекращающегося дождя и ветра. Большим подспорьем была газовая лампа и гидроскотч - им можно герметизировать от воды все - от порванных сапог, до фотоаппарата. Подтвердила свою эффективность система дублирования основных должностей - у завхоза, завснара, медика, ремонтника всегда был дублер.
Составленная раскладка продуктов, опробованная в предыдущих экспедициях, хорошо оправдала себя и на этот раз, особенно в отношении сладкого - минимальная норма "плюшек к чаю" одна упаковка (литровый пакет) на раз. Словом, все наработки прошлых лет служили нам "верой и правдой"
Разумным оказалось снаряжение маршрутной группы из 3-5 человек - компас, карта, GPS, веревка 40м и 1-2 4-х метровых куска для организации петель за глыбы (чтобы не перетиралась основная веревка, а еще этими кусками удобно вьючить лошадей), 3-4 протектора, 6-8 карабинов, пробивной набор, 5-6 спитов и ушей для них, каска, комбинезон, комплект вертикального снаряжения, баллончик с краской, карандаш, бумага, скотч, 3-4 бутылочки для проб, перекус и бутылка с чаем. Пригодились небольшие маршрутные рюкзачки по 30л. - все снаряжение влезало в 2 рюкзачка. Такой набор делал поисковую группу автономной, позволял в случае находки быстро навесить потенциальную пещеру и спуститься в неё, если, покидав камешки и оценив примерную глубину, принималось такое решение. В день иногда проверялось по 2 пещеры!
Есть и принципиально новые моменты в организации экспедиции в этом году - прежде всего, применение GPS-навигатора, с которым мы только начинаем учиться работать. Так как прибор был в одном экземпляре, то схема выходов была такая - одна группа с GPS-ом выходит в рекогносцировочный или поисковый маршрут, другая группа выходит проверять ранее обнаруженные пещеры, а третья остается в лагере дежурить и совершать ближние выходы - в пределах 500 - 800 м от лагеря или занимается раскопом ( вблизи от лагеря были найдены Е-03, Е-04 и "Кисельная", что позволяло идти от места работы до лагеря 2-3 минуты). После 2-х первых маршрутов в 1-й и 2-ой дни после заброски мы решили ставить GPS-точки только у пещер, требующих навески снаряжения, чтобы не перегружать карту (правда иногда отступали от этого решения - когда в округе было мало уже поставленных GPS-маркеров. Выяснилось, что направление на север по GPS-у и по стрелке компаса несколько отличаются друг от друга, примерно на 10 градусов. Вряд ли это можно объяснить тем, что GPS был настроен на указание истинного полюса, а компас показывал на магнитный. Магнитное склонение для данной местности на текущее время составляет только около 4,5 градусов.
Существует большая проблема с совмещением GPS-карты с обычной топографической картой - зная о ней мы постарались "заджипиэсить" все главные вершины района работ, однозначно читающиеся на карте. Но даже при этом пришлось очень сильно помучиться при составлении итоговой карты - сказалась склейка разных листов топокарты, границы которых, как назло, проходят по району работ! Заодно получилась корректировка карты!
При обсуждении в Географическом обществе выяснилось, что никто еще не доводил до конца совмещение GPS-карты с обычной - все, кто работал на Бзыбском хребте, ограничивались распечаткой GPS-схемы в масштабе топокарты, не мучаясь совмещением. Мы сделали это первыми!
Второй принципиально новый момент этого похода - применение лошадей на 4-й день заброски, от кошей пастухов до места лагеря экспедиции, а также на сброске от лагеря до моста на 10-м километре. Это настоящее облегчение, в следующий раз мы обязательно воспользуемся лошадьми для заброски на хребет, до родника, что не получилось в этом году - все лошади были наверху в момент нашего приезда. Договорились с Виталием, что точно сообщим день приезда в следующем году, и у моста нас будут ждать 4 лошади (по 4 рюкзака по 25-30 кг на 1 лошадь). Можно будет сэкономить 2-й и 3-й дни заброски, спуск-подъем на родник. Очень пригодились для заброски дополнительные групповые рюкзаки в количестве 8 шт.
Третий важный момент - потеря нескольких дней из-за плохой погоды, такого у нас не было за все 4 прошлые большие летние экспедиции. Там, при работе в вертикальных пещерах даже в случае длительных дождей могла продолжаться работа, хотя и с оглядкой на возможную паводкоопасность, а в этом году приходилось сидеть в лагере - в дождь, а главное, в туман в маршрут выходить нельзя. Во-первых, опасны мокрые скалы, во-вторых, и это главное, не видно куда идти, поиск теряет смысл. Мы потеряли 3 полных дня и 3 раза по полдня - с утра дождь и туман, а к вечеру видимость улучшается.
К концу похода у большинства участников сложилось представление о бесперспективности дальнейших поисков, "везде одно и то же, мелкие пещеры-щели по 20-30 метров", прекрасная мечта о "своем" тысячнике отступила на второй план, но зато появился "копательный азарт" - из поисковиков мы превратились в саперов.
Кроме спортивной стороны поход имел также большое познавательное значение. Мы впервые получили задания "со стороны", ощутили свою нужность для науки, а это очень важно не только для подростков, но и для взрослых членов группы.
Контакты и взаимодействие с другой группой тоже были полезны - народ не расслаблялся, хотелось "пофорсить", не ударить в грязь лицом с пробами, да и пещер хотели найти "больше чем они".
Все участники в очередной раз познакомились с республикой Абхазия, особенностями менталитета местных жителей, которые, не смотря на не так давно закончившуюся войну, остаются очень жизнерадостными и приветливыми людьми. Мы пообщались с пастухами, изучили уклад их повседневной жизни, выслушали много интересных рассказов, посмотрели памятники войне 1992-1993гг. Немалый интерес представляют также такие природные памятники, как пещера-источник Мчишта и Новоафонская пещера. Контакты с Сочинским отделением РГО также расширили кругозор младших членов группы.
Рекомендации на будущее:
Группам, прибывающим в Абхазию, следует останавливаться исключительно у местных жителей (именно в доме или во дворе, а не разбивать лагерь где-то рядом). Это дает своего рода покровительство хозяина дома и позволяет избежать каких-либо эксцессов с местным населением - в Абхазии безотказно работает закон кавказского гостеприимства.
Заброску нужно свести к 2-м дням: в первый, с 4 лошадьми до лагеря Пантюхина у родника на границе леса, во второй - на место базового лагеря экспедиции, который возможно ставить в двух местах - на месте этого года (где уже построен бассейн и сложены камни для кухни) или у ручейка, втекающего в Е-08 с громадного нетающего снежника.
Организация работ должна быть именно такая, какая была у нас в конце экспедиции - желающие идут на поисковку, а раскоп (очень полезен ломик) продолжается постоянно. Надежд на то, что удастся найти доступный "тысячник" осталось немного, но его можно раскопать - все эти мелкие щели по 20-40 метров должны выходить в зону "больших объемов", т. н. "коллектор". Доказательство этому - ручей, втекающий в Е-08, средний расход воды 4-5л/сек. Нигде не появляется на поверхности, он просачивается вглубь, так же, как и вода со всех остальных снежников хребта.
Поисковые маршруты не должны быть очень долгими - после проверки нескольких десятков воронок и трещин внимание притупляется, можно проглядеть что-то действительно стоящее. По этой же причине группа, выходившая в поисковый маршрут, на следующий день должна заниматься чем-то другим - либо проверять обнаруженные раньше объекты, либо работать на раскопе, дежурить, отдыхать - тогда сохранится "поисковый запал".
Для работ на раскопе надо брать не котелки, а пластмассовые ведра 8-литровые, не больше, не менее 2-х штук - пока 1 наполняют, другое можно поднимать и передавать по цепочке. Лопаты неудобны под землей, лучше стальные миски или изогнутые совки - для работы лежа. Не помешают палки для крепления стенок раскопа- около 1 метра длиной. Перчатки только дорогие резиновые или латексные - простые не выдерживают и полдня работы в забое.
Обязательно длительное кипячение воды, не менее 3-5 минут, мы рассматриваем вопрос о применении скороварки или автоклава - чтобы увеличить температуру кипения воды (см. краеведческое задание).

5.2. Специальное групповое снаряжение

1. Веревка основная - 400 м.
2. Карабины - 80 шт.
3. Пробивной набор - 3 шт. (молоток, пробойник, ключ разводной, скай-хук, спринцовка)
4. Спиты - 60 шт.
5. Уши для спитов - 80 шт.
6. Тросовые петли, оттяжки - 10 шт.
7. Протекторы - 10 шт.
8. Транспортные мешки - 14 шт.
9. Гермоупаковка - 3 шт.
10. Гидрокостюм - 4 шт.
11. Подземная посуда - 1 комплект.
12. Топонабор (рулетка, компас, угломер, пикетажка, карандаш, транспортир) - 2 шт.
13. Видеокамера, аккумулятор, свет.
14. Карбид - 15 кг.
15. Емкости под карбид - 4 шт.
16. Бочки для воды 25л - 2 шт.
17. Дополнительные рюкзаки - 6 шт.
18. Лопаты - 2 шт.
19. Ломик 70 см. - 1 шт.
20. Полиэтилен - 5 кв.м.
21. Кухня (дуги -54 шт., система стропы с люверсами, полиэтилен - 6х10м, шнур - 60 м., скотч - 10 рулонов).
22. Газовые горелки - 6 шт.
23. Газовые баллоны - 50 шт.
24. Газовая лампа - 1 шт.
25. Дополительные палатки (для продуктов и снаряжения) - 2 шт.
26. Аптечка - 3 шт (поверхностная, подземная, спасфонд).
27. Ремнабор - 2 шт.
28. Гидроскотч - 1 рулон.
29. Баллончики с краской - 2 шт.
30. GPS -навигатор GARMIN ETREX LEGEND
31. Радиостанции "Таис" - 2 шт.
32. Батарейки АА - 40 шт.

6. Краеведческое задание

Краеведческое задание группы состояло из 2-х частей - научно-исследовательской (топосъемка пещер и взятие проб воды и снега) и познавательно-экскурсионной
( продолжение знакомства с природными и историческими объектами Абхазии, начатого в 2002 году - описание ацангуаров, пещеры-источника Мчишта и музея в Новом Афоне и масок в кафе-музее). Мы сознательно не стали включать в краеведческое задание описание Новоафонской пещеры, это слишком известный и "затертый" объект.

6.1. Топосъемка пещер

Найти новую пещеру- это еще не все, надо её задокументировать, т.е., сделать топосъемку, обработать её, построить разрез-развертку и план, все это представить в научную организацию (с названием пещеры, годом и фамилиями авторов). Когда -то давно еще патриарх Советской спелеологии В.Н. Дублянский сказал: "нет топосъемки - нет пещеры".
Наша группа получила задание от Русского Географического Общества (наш руководитель - действительный член РГО) - заснять все открытые нами пещеры, сделать GPS - привязки входов и все это сдать в комиссию карста и спелеологии Московского Отделения РГО, которая находится в Институте Географии РАН.
Методика измерений была такая:
Оператор стоит на нулевом пикете на входе в пещеру, держит в руках бобину рулетки, а второй человек с нулем рулетки переходит (переползает, спускается по веревке, просачивается сквозь щель) на пикет № 1, оба держат рулетку на одном уровне от "пола" (иногда это очень трудно, например, когда оба висят на веревке), натягивают рулетку, оператор записывает длину. Потом оператор по компасу определяет азимут на пикетчика (обычно визир компаса наводят на фонарь пикетчика) и угломером измеряет угол наклона рулетки (поэтому так важно, чтобы рулетка была хорошо натянута) и записывает все в пикетажную книжку, в строчку того пикета, на котором сам стоит, т.е. в строке пикета 0 записаны расстояние до ПК 1, азимут и угол наклона на ПК 1. Кроме того оператор записывает ширину хода (колодца, зала, щели) вправо и влево от себя, и, если есть потолок, то примерную высоту (хода, зала, меандра, но только не колодца) и примечания, характеризующие пикет - все это относится к тому пикету, на котором он сам стоит. Затем он переходит на место пикетчика, становится (садится, ложится, зависает на веревке) точно на то же место, что и пикетчик, а тот перемещается на ПК 2, и весь цикл измерений повторяется заново. Места для пикетов выбираются на всех характерных точках пещеры - поворотах, перегибах, краях колодцев и т.д.

В пикетажку азимут пишется без значков градусов - чтобы не спутать значок с 0, а длина округляется до десятых метра - чтобы не путаться с сантиметрами, угол наклона с + если ход идет вверх, с - если ход идет вниз.
Так выглядит журнал измерений из Е-17, где была проведена наиболее серьезная топосъемка пещеры

A
0-1 118 5.4 -37 - - - Вход - щель 2х1
1 116 3.3 -50 2 0.5 0.5 Глыба, сыпуха
2 82 6.2 -58 1 2 1 Начало спуска в зал по сыпухе
3 30 6.2 14 0.5 5 5 Зал, торец-стенка. Ход в обе стороны, пошли влево вдоль стены
4 72 4.6 12 0.5 1.5 2 Подъем из зала
5 4 2.8 -4 0.2 2 1.3 Поворот хода влево
6 102 4.1 0 0.5 0.1 3.5 Поворот, трещина, расширение
7 110 3.4 -8 0.2 0.3 4 Меандр
8 106 4.2 -8 0.2 0.3 5 Меандр, живые стены
9 98 6.5 8 0.2 0.2 8 Перегиб - “Яма”
10 92 4.4 46 0.2 0.2 6 Подъем по залу. Опасно, камни!
11 102 3.9 -11 0.2 0.2 0 Шкурник Н-30. Перегиб дна меандра по каменному завалу, тяга слева.
12 152 2.7 0 0.2 0.5 1 “Камера”, слева поворот хода направо
13 174 4 4 0.2 0.5 1.5 Поворот вправо
14 4 4.1 0 0.2 0.3 0.5 Завал подходит к потолку
15 - - - 0.1 0.2 0.3 Непроходимая щель. Завал смыкается с потолком. Сильная тяга холодного воздуха навстречу слева вверху. Оттуда же направление завала.
03-Apr 234 7 6 4 0.5 6 Ход из зала вдоль торцевой стены вправо. В конце зальчик.
04-May 90 8 25 0.5 0.3 3 Зальчик 1.5х2. Вправо непроходимая вертикальная щель. Влево резкий поворот хода, по сыпухе вверх.
3-? 80 - - 0.2 0.3 4 Затык, непроходимая щель в коренных скалах, шириной 0.2м. Сильная тяга холодного воздуха навстречу

После измерений, по возвращении в лагерь, надо сразу переписать данные из пикетажной книжки в тетрадку - важно сделать это в тот же день, до того, как лечь спать, пока все еще в памяти и неясно записанные цифры можно вспомнить - наутро половина нюансов забудется.
Дальше - следующий этап работы, это камеральная обработка ("камералка"). Выбирается масштаб построений, обычно 1:500 или 1:200, в зависимости от общей длины хода и среднего расстояния между пикетами. Потом берется лист миллиметровки и строится разрез - развертка. От условного нуля по вертикали (вход в пещеру) в масштабе откладывается длина L, под соответствующим углом наклона (главное - правильно прикладывать транспортир), ставится точка - это ПК 1, потом от этой точки откладывается следующий участок, ставится следующая точка - это ПК 2, и так до конца хода. Потом прорисовываются линии пола и потолка (если позволяет масштаб) и подписываются наиболее важные пикеты - развилки, притоки и т. п.
Потом строится план пещеры - тут самое главное, правильно поставить первую точку. Иногда её надо расположить в центре листа миллиметровки, иногда ближе к левому или правому краю (или верху - низу) листа - это зависит от средних углов азимутов хода (восточные - значит смещаем точку 0 влево, западные - вправо, северные - вниз, южные - вверх). При ошибке расположения ПК 0 линия хода может "вылезти" за край листа, тогда приходится аккуратно подклеивать второй лист, что неудобно. В масштабе от ПК 0 откладывается горизонтальное проложение на ПК 1 (не расстояние по рулетке, а его проекция на горизонтальную плоскость), которое берется с разреза-развертки. Транспортир прикладывается нулем на север (обычно С-Ю - это верх-низ листа миллиметровки), откладывается азимут, горизонтальное проложение, ставится точка следующего пикета и так до конца хода. Потом прорисовываются линии левой и правой границ хода и подписываются важные пикеты. Нами было заснято и отстроено 15 пещер и 3 грота.

Итоговые чертежи для наглядности были выполнены в разных масштабах Дробецкой Адой и Самсоновым Сергеем (см. раздел Спортивно-техническое описание пещер)

6.2. Пробы воды и снега

Ещё в Москве мы договорились с другой спелеогруппой о том, что поможем им отбирать пробы воды для их последующего анализа в лаборатории.
Задача:
- проведение предварительного анализа экологического состояния водных ресурсов на Бзыбском массиве в районе от границы леса, вершины Абац до г. Химсул на высотах 1700-2100 метров, что соответствует высокогорной горно-луговой климато-ландшафтной зоне.
Эта зона активно используется абхазами в качестве летних пастбищ в течение 4-5 месяцев в году. Бзыбский массив представляет большой интерес для туристов, поток которых возобновился после окончания военных действий и стабилизации политической обстановки в стране. Данный участок привлекает в первую очередь горных туристов и спелеологов.
Отличительной особенностью данного района является недостаток источников питьевой воды для скота и людей. Местное население использует воду из источника-родника на границе леса, там и стоят их летние коши (рядом в прошлом году был лагерь нашей группы при работе в пещере им. Пантюхина). Утром и вечером скот пьет из источника-родника, а в течение дня приходит на водопой к небольшим озерам (часто временным), расположенным в плоских карстовых воронках с глинистым дном. Туристы используют в качестве питьевой воды воду из родника, дождевую воду и воду из снежников и пещер. Соответственно, нужно было взять пробы из открытых водоемов, снежников, пещер и из главного источника-родника.
Контроль за экологической обстановкой важен как для сохранения полноценных пастбищ так и для безопасности туристических групп.

Методы:
С целью предварительной оценки санитарного состояния были проведены исследования качества воды в основных источниках. В стерильные пластиковые бутылки емкостью 150 мл набирали воду из озер и ванночек, в пещерах, из источника возле коша и снег и лед (а иногда и талую воду) из снежников.

Открытую емкость споласкивали небольшим количеством отбираемой воды и только затем наполняли и закрывали. На бутылке делали пометку с местом отбора пробы и датой, место отбора пробы отмечали на карте, а места подземных проб на топосъемке пещеры. Отбирая пробы из снежников, снимали верхний слой снега и затем наполняли бутылку, стараясь не касаться снега и льда руками. В озерах для количественного учета фитопланктона были отобраны количественные пробы объемом 0.25 литра.
Всего было отобрано 20 проб из снежников (14 из них - нами), 11 проб из озер и ванночек (5 - нами), 7 проб из пещер (3 - нами), 1 из главного источника-родника.

Мазина С.Н., выдержка из научной статьи:
Анализ проб воды проводился на Биологическом факультете МГУ. Пробы фиксировали глутаровым альдегидом с последующей дофиксацией 2% четырехоскисью осмия. Для качественного анализа воду центрифугировали и делали препарат из осевших клеток, препарат просматривали в световом микроскопе.

Результаты:
Во всех поверхностных пробах были обнаружены синезеленые и диатомовые водоросли, в пробах воды из меандров пещер, расположенных под озерами были обнаружены синезеленые водоросли, количество диатомовых водорослей было незначительно, что свидетельствует о частичной фильтрации воды. В некоторых снежниках водоросли рода Ancylonema, возможно эти снежники никогда не тают. В пробах из снежников, озер и ванночек были обнаружены Enterobius vermicularis детская острица и Echinococcus granulosus цепень эхинококк. Среди синезеленых водорослей выделены виды, вызывающие конъюктивит и пищевые интоксикации.
Количественный анализ проб из озер показал, что биомасса водорослей составляет 1000 г/м3 - 1800г/м3 (биологическое загрязнение 500г/м3). Химический анализ воды выявил наличие токсических соединений, являющихся следствием жизнедеятельности микроорганизмов.
Вода из источника и из большинства пещер пригодна для питья, а из ванночек и снежников - нет.
Наличие в пробах воды паразитов человека говорит о небезопасности использования не только воды без предварительного кипячения, но и мяса выращенных в этой местности животных. Особое внимание следует уделить личной гигиене, поскольку накопление яиц глистов в снежниках свидетельствует об их наличии на траве и кустах, в земле. Даже употребление воды из подземных полостей может быть небезопасно.

P.S.
Хорошо, что мы всегда кипятили воду, даже для чая не меньше 3-5 минут, т.к. на высоте 2000м вода кипит при 95-96 градусах, но необходимо будет, на всякий случай, провериться у врача - вдруг кто-нибудь в маршруте выпил некипяченую воду!

6.3. Ацангуары - постройки древних абхазских пастухов

В ходе поисковых работ в урочище Абац мы обнаружили странные постройки из камней сделанные, явно руками человека (их вы можете увидеть на сделанной нами фотографии). Нас очень заинтересовала природа их происхождения. Мы много гадали для чего, могли служить эти прямоугольники из камней и многие склонялись к версии шаманства или каких-нибудь древних жертвоприношений. Когда мы находились в сочинском РГО, то попросили объяснить эту загадку сотрудника Ксенофонтова В.Л. И он поведал, нам очень занимательную историю. Оказывается, эти постройки относятся к раннему средневековью (VI-X вв.) Ацангуары или "ограды карликов" находятся в определенных местах, то есть в наиболее благоприятных местах для выпаса скота. Представляют они собой прямоугольное помещение площадью от 8 до 20 кв.м., со стенами толщиной до 1-2 метров при высоте до1-1,5 метров (то, что дошло до наших дней). Непременное условие для сооружения ацангуар - близость воды, наличие камней и в меньшей степени - леса. В некоторых случаях ацангуары образуют целый посёлок -"город карликов", в который входят 15-20 жилых помещений. Скорее всего, ацангуары использовались для выпаса овец, так как козы могли с легкостью перепрыгнуть через ограду, а овцам это не под силу. И еще, потому что пастухи коз должны были иметь возможность кипятить молоко, а это значит, что поблизости должен быть лес. А аценгуары обычно находятся вдали от леса, в пустынных высокогорных местах, где пасутся, в основном, только овцы. Также нам рассказали, что уже в XI-XV вв. в народе забыли о аценгуарах и некоторые из них превратились в места для жертвоприношений горным духам. В основном это те постройки, которые были расположены у перевалов и вершин.

6.4. Поездка в Новый Афон

Посещение Новоафонской пещеры запомнилось огромными красивейшими залами и натеками, но так же не менее огромными очередями у кассы - мы прождали 2,5 часа!
После пещеры, мы зашли в Новоафонский музей боевой славы.
Скорее это пантеон боевой славы. Музей небольшой, всего один зал, даже музеем назвать трудно, но впечатление, которое он произвел, огромное. Первое, что бросилось в глаза, это обилие фотографий на стенах, и с этих фотографий на меня смотрели, в основном молодые люди, некоторым не было даже восемнадцати. Через какое-то время пришло осознание того, что этих людей уже нет в живых, а ведь многие из них практически наши ровесники. Люди, отдавшие свою жизнь за маленький кусочек земли под названием Абхазия. Я стоял у этих фотографий, вглядывался в лица, среди них были абхазы, русские, грузины, люди, защищавшие свою землю. Вначале, когда мы вошли в музей, было довольно шумно, все громко говорили, делились впечатлениями от музея, но потом наступила тишина.
Я переходил от фотографии к фотографии, вернее от человека к человеку, и до меня начало доходить, что эти люди никогда уже не смогут жить и работать на этой земле, любить, растить детей, радоваться жизни. Для них она оборвалась навсегда.
Сотрудник музея мог рассказать практически о каждом человеке на фотографиях. Я увидел даже нескольких женщин. Многим из этих людей присвоено звание Герой Абхазии.
Большое впечатление произвела фотография Басаева - ведь он тогда воевал за абхазов, против грузин, и по свидетельству сотрудника музея, лично его знавшего, пользовался уважением и авторитетом.
И уже в конце, когда мы собирались уходить, я понял, что было бы гораздо лучше, чтобы этого музея никогда не было. Не было бы войны в Абхазии, разрушенных домов, семей, потерявших своих родных и близких. Я не знал, той, старой Абхазии, но все взрослые мне говорили, что это был благодатный край.
Надеюсь, он таковым и останется, и все политические страсти, которые сейчас там бушуют, утихнут.

6.5. Пещера-источник Мчишта

Спелеологи из многих городов уже не первый год приезжают на Западный Кавказ, к подножию Бзыбского хребта. Здесь из под отвесной скалы выбивается на поверхность целая река. Мчишта - след лодки - так по- абхазски называется этот источник.. На базе источника создано большое рыбное хозяйство, поставляющее форель и карпа в курортные санотории и дома отдыха.
Нашей группе посчастливилось побывать там на экскурсии в самое безопасное время года, в конце августа, когда дожди достаточно редкие. Но мы выбрали именно дождливый день, и отправились изучать местные достопримечательности. И именно источник - Мчишта отложился в нашей памяти, своей красотой и необычностью. Но несмотря на проливной дождь и скользкие глиняные склоны нам удалось попасть прямо к тому месту, где бурлящие потоки воды с шумом вырываются на поверхность.
С 1976 года на Мчиште начали нырять. В августе туда погрузились на 15-20 метров в " дальний " сифон В.Коносов и Г.Бяков (Красноярск). За ними в 1981, тагже в августе нырнули П.Миненков (Красноярск) и Р.Бадрутдинов (Владивосток), их погружение было на 40 (по длине) /-15 м (по глубине). С тех пор почти ежегодно там работает 1-2 экспедиции. Не все они заканчиваются успехом, иногда случается непоправимое. Об этом мы узнали из табличек прикреплённых рядом с источником. Одна из них посвящена Сергею Шадрину, рагически погибшего там на глубине -20 м в С1 (экспедиция февраль- март 1991г.). Другая Александру Кашлеву, погибшему на -30 м (экспедиция октябрь 1988г.).
Но помимо печальных вестей, мы разузнали много интересного у местного населения. Например, то что на скале, где расположен источник, есть монастырь. Он выглядит как отверстие на склоне отвесной стенки, а монахи спускались туда по верёвкам, и жили там очень долго. У нас было огромное желание попасть туда, но к сожалению не было верёвок и карабинов. Также нам поведали много интересного о самом форелевом хозяйстве, и даже разрешили покормить рыбу.
Тем не менее для нас самым важным оставался сам источник. Нам сказали, что Мчишта - это крупнейший в бывшем Союзе карстовый источник с расходом до 200 кубометров в секунду (в самое сильное снеготаяние)! Страшную картину представляет собой этот поток, всё сметающий на своём пути. А прохождение гидросистемы с перепадом высот около 2000 метров (вода в источник Мчишта поподает с огромной части Бзыбского хребта, в том числе и из пещеры Напра, высота входа которой 2350 м, что было доказано окрашиванием ещё 80-е годы 20-го века) обещает открытие самой глубокой в мире пропасти. И тогда мы будем гордиться тем что побывали там, и надеяться что не последний раз.

6.6. Маски на стенах

Стихийный музей - что это такое? В современной Абхазии это выставка деревянных скульптур, сделанных из корней буков и грабов, развешанная на стенах кафе на берегу Бзыби у дороги на озеро Рица - и музей, и средство рекламы и привлечения туристов. Мне очень понравились эти скульптуры, я сфотографировал 8 из них, а всего их около 30, причем, как нам рассказали, автор постоянно меняет их, значит сделал он гораздо больше. Я спросил, что означает скульптура "СССР", и мне объяснили, что поза и кепка в руке символизируют Ленина, трубка, усы и френч - Сталина, кукуруза - Хрущева, брови и медали - Брежнева, очки -Андропова, больная печень - Черненко, родимое пятно на лбу - Горбачева, теннисная ракетка - Ельцина, кимоно - Путина.
Так вот 9 в 1! Кто будет следующим?

7. Список литературы

1. Дублянский В., Илюхин В. Путешествия под землей. М.1981
2. Вахрушев Б.А., Дублянский В.Н., Амеличев Г.Н.. Карст Бзыбского хребта. Западный Кавказ. М. 2001.
3. Отчет Кашепова М.В. в библиотеке ДДЮТЭ "Родина", 2003г.
4. Материалы Сочинского отделения РГО.

Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина