15 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Русский север
Год путешествия: 2010

Даты похода: 17-25 августа 2010 г.

Автор: Анна Якимова (г. Березники, Пермский край)

Маршрут похода: мост через Вишеру в районе пос. Вая - Вишерогорск

Плавсредство: плот - самодельный

Состав группы: 2 человека

Началось все с того, что я и мой муж Сергей в еще мае 2010 решили поехать на сплав. Т.к. отпуска наши были в августе, то времени на подготовку было достаточно. С группой ехать не хотелось: подъем по расписанию, куда все - туда и ты и т.д. В общем, решили ехать сами по себе. Точкой отправления назначили мост через Вишеру в районе пос. Вая.

На катамаране в прокат решили не идти, деньги лишние тратить (на двоих рублей 5 вышло бы не меньше), да и подсунуть могут что-нибудь нехорошее - будет спускать всю дорогу. В этом году, тем более, с этой засухой, боялись, что весь порвем его. В общем, нашли альтернативное решение: плот. Насобирали бутылок (думаю около 800 штук), купили мешки и вперед!

В общем, много еще чего купили. Оставалась одна проблема - транспорт. Через знакомых буквально за день до отъезда (тот с кем заранее договаривались, внезапно отказался) нашли водилу на буханке. И вот…..

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. 17.08.2010

Встали в 4 утра в г. Усолье (там у нас дача). Ждем нашего извозчика, а его все нет. Оказывается - проспал. Приехал около 6 утра, погрузились, тронулись. Надо сказать, что это была первая неделя прохлады после адского пекла лета 2010, но нас снижение температуры, конечно, не остановило. Хотя Сергей сел в машину в шортах, то в д. Жуланово (где при выходе из автомобиля изо рта шел пар) быстро переоделся.

Доехали до Красновишерска, повернули на Ваю, через 4-5 км сделали остановку. Пока ходили в лесок, заметила, что водила че та у наших вещей трется. Подошли, а он наше пиво пьёт! Извиняется, мол, свадьба у дочери была (в пятницу - сегодня вторник!!!) оч-чень плохо. Ну, нам не жалко. Поехали дальше, чем больше пива, тем быстрее, что не могло не радовать, только доски гремели.

Ближе к месту проезжали мосты через речки Золотихи. они совершенно высохли, но груды камней в их руслах выглядели очень красиво…

К 11:40 мы были на месте. Разгрузились и приступили к стройке плота. Накрыли столик небольшой, водитель решил дождаться того, как мы поплывем. Очень удивлялся и не верил в нашу затею. Но через пару часов совсем напился и решил ехать обратно. Мы пожелали ему удачи и продолжили стройку.

Кстати, когда достали колбасу (купленную накануне), обнаружили на ней опарышей!!! Жесть! Остались без колбаски. А тут как раз прибежала собака, по виду похожая на лайку, и мы решили ее угостить.

После такой невиданно щедрой трапезы пёс в нас влюбился, и был готов на любые фотосессии.

К восьми вечера плот был собран и опущен на воду. На берегу, мы нашли флаг из кульков и взяли его с собой. В этом месте река бежит быстро, и мы поплыли, даже помчались!

Проплыв около часа, начали искать место ночевки. Как лохи нашли вытоптанную траву под кустами с костровищем и остались там (на кучу дров рядом повелись), а нормальная стоянка была, оказывается в 50 м. Ну, да ладно. Подкрепились и спать.

1. р. Акчим в д. Мутиха

9. У этой скалы первая ночевка

10. Наш плот

ДЕНЬ ВТОРОЙ. 18.08.2010

Проснулись в девять. На туристических ковриках с непривычки не очень удобно спалось. Мы обычно на машине своей путешествуем и берем с собой обычный матрац. Красота.

Встретили первый рассвет, приготовили кушать, поели, собрались и отчалили. Через пару минут с ужасом обнаружили, что из-за ветра плывем не вперед, а назад. Причалили к берегу, решили переждать. Наивные. Ну, не знали мы, что весь сплав будет такая хреновая погода!

Пока сидели, покормила мальков. В рыбе не разбираюсь, но у нас в Березниках такой не видела.

Спустя некоторое время сидеть надоело, решили пешком идти. Ступив в воду в наших "супер-сапогах" (будь они неладны), выяснили, что и у меня и у Сережи правые дырявые. Дело в том, что когда в Усолье собирались, из всей батареи местных сапог (пар 20) выбирали по размеру, встать ногой в ведро с водой лень было, за что и поплатились. В общем, я пошла по берегу, а Сергей в двух левых (!) сапогах, причем один на 5 размеров меньше потащил плот за веревку.

Идя по суше, я встретила очень странный камень, который непонятным образом передвинулся.

Воды в этом году было очень мало и даже прибрежные лантухи, растущие в воде засохли.

11. Первый рассвет

12. Местные голодные мальки

13. Бурлаки на Вишере

14. Самоходный камень

15. Лантухи

Тащить плот пришлось недолго, и Серега, внезапно поплыл, а я все еще оставалась на берегу. Еле успел меня подобрать, а то унесло бы. Времени уже было около четырех. Погнали дальше. Заморосил дождь, но недолго, после него ветер успокоился, и мы поплыли быстрее. Но через пару часов погода совсем сошла с ума, да и время было уже девять. Судорожно стали искать время ночевки, стоянкой его невозможно назвать. Пришлось лезть в гору, а там высохшее болото. Пошел дождь. Даже не ели. Упали под большой елкой (корни мешали всю ночь), чтоб дождь совсем не залил.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. 19.08.2010

Проснулись в районе 10.00. Попили чаю с бутерами и погнали. Благо погодка стала лучше. Видели рыбаков, на машине приехали, а на наших долбанных магазинных картах никаких таких дорог к реке как всегда нет.

Красота вокруг обалденная.

Скалы, лес и мы одни одинешеньки. После этих рыбаков сутки людей не видели.

В течение дня ничего особенного не происходило, кроме того, что я немного измочилась. Один раз останавливались на обед, хоть на нашем крейсере можно было, и бродить, и лежать и готовить (примус с собой тоже взяли).

К вечеру на нашем пути возник остров с двумя обходами. Сделали ошибку пошли левее. Поздно поняли, что это тупик. А на другом берегу показалась отличная стоянка. В общем, покарачиться пришлось, переругались все, чуть мимо стоянки не унесло. Зато когда припарковались, возрадовались, что это закончилось и мы, можно сказать дома!

Сварили суп. Сережка голову помыл. Баню, которые встречались на каждом шагу, так и не сделали. Пленка была, а вот большое количество воды нагреть не в чем, да и температура воздуха уже не очень то позволяла.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. 19.08.2010

Красота вокруг обалденная.

Скалы, лес и мы одни одинешеньки. После этих рыбаков сутки людей не видели.

16-19. Красивейшие берега

Отчет о сплаве по реке Вишера (север Пермского края)Отчет о сплаве по реке Вишера (север Пермского края)Отчет о сплаве по реке Вишера (север Пермского края)

20. Первая сушка шмотья

21. Вот и дома

22. Печурка для баньки

ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ. 20.08.2010

Этой ночью мы хорошо поспали. Проснулись около 11.00. Туда сюда, около часа вышли. Погода была отличная, безветренная, поэтому плыли и наслаждались чудесными видами красавицы реки Вишеры

Через некоторое время показалась очень красивая скала.

Названия её мы, к сожалению, не знали. Но очень впечатлились. такие огромные глыбы правильной формы нагромоздились друг ну друга.

Плывем дальше. Я принялась делать салатик. Сергей с шестом управлял нашим кораблем. И тут я уронила нож, еле успели достать. Кстати посуду на дне реки еще не раз видели.

Где-то в районе трех часов дня нас догнала семья на двух байдарках. Они шли из Велса. Конечно, обогнали нас, после чего встали на обед, и, пока мы плавно катились по одному из плесов (мы их прозвали "засадами"), снова нас обошли.

Меж тем, мы подходили к острову, напротив устья р. Акчим. Пошли в правую протоку. Нужно было идти у самого берега.

Но тут в маленьком гроте прибрежной скалы мы увидели бобра внушительных размеров, загляделись и сели на самую страшную за весь сплав мель. Сапоги одни. Ну, так как я девушка, я в них, а любимому мужу пришлось раздеваться снизу и топать так в ледяной воде. Кое-как удалось сдвинуть наш кораблище.

Перед д. Акчим лесовозы марки "Урал" вброд возили лес на наших глазах. Впечатляет!

Напротив деревни среди кустарника мы заметили трехметровый резной крест. Интересно, кому же это было не лень тащить его в такую глушь!

Через пару часов подошли к камню Писаный. Туристов перед нами прошло немало, но нам осталась достаточно большая стоянка. В общем, дрова, попить, поесть и в дрых.

23. И березки здесь тоже растут

32. Крест

33. Закат у Писаного

ДЕНЬ ПЯТЫЙ. 21.08.2010

Это была самая холодная ночь. Даже салфетки на столе покрылись инеем. Утром решили прогуляться по берегу. Сергей полез на скалу, я не пошла, нога болела. Потом собрались и поплыли. Погода была самая лучшая за весь сплав.

Покой, солнце, лепота, в общем. Когда мы подошли к скале, нас нагнал целый караван из катамаранов еще и с мотором "извращенцы" :. Сборная граждан европейской части России. Сняли нас на камеру и сказали, что наше плавсредство покажут по телеку в Тольятти. Мы похихикали и продолжили путь. Однако длился он недолго. У подножия скалы, какие то товарищи, как, впрочем, и все встречные, поинтересовались, что у нас в мешках, и откуда мы.

Оказалось, что все мы из Березников. После чего эта компания предложила 100 г, а мы отказались и поплыли дальше. Но после брошенной вслед фразы: "А говорили земляки…" уплывать было неудобно. В общем, причалили, посидели и решили никуда уже сегодня не плыть. С удовольствием остались бы с ними, но под горой места уже не было, и мы отчалили на противоположный берег.

Опять обустройство, варка ужина.

Вечером соседи обещали запускать ракеты. Начало смеркаться, слышим зовут. Ну, поглядели. Прикольно, но ничего особенного. Посидели у костра, стало немного обидно, что ничего такого не взяли с собой. Но! У нас было три (!) баллончика с газом для примуса. Вышли на берег напротив земляков и развели огонь. Они даже в шутку забеспокоились, не заденет ли их. В результате та-ак шарахнуло плюс эхо от скалы. И чувство гордости не заставило себя долго ждать! Со спокойной душой уснули.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ. 21.08.2010

Опять обустройство, варка ужина.

34. Громада Писаного

35. Земляки!

36. Писаный

37. Варка ужина

38. Вечерело…

ДЕНЬ ШЕСТОЙ. 22.08.2010

Вышли около 11 часов, одновременно с земляками. Они, понятно, на катамаране быстрее пошли, хотя у ск. Бычок тоже кат тащили. Погода опять была паршивая. Нет, чтоб накануне побольше пройти, когда солнышко, ни ветерочка! А сегодня опять ветрище в рожу!

Доплыли до д. Писаное, от которого остались только две развалины. Я одна ходила их фоткать, а то рыбаки всякие ошиваются. Мне в заброшенной деревне было жутковато одной.

Идем дальше. Волны огромные, ветер в лицо.

Боролись, боролись, устали, чуть опять под кустом каким то ночевать не остались. Но ветер немного утих, и мы тронулись дальше. Так и дошли до старых Сыпучей. Тут увидели прекрасную стоянку на противоположном берегу. Из последних сил наш "Титаник" отгребли туда. Какой же тяжелый он у нас получился! На стоянке даже дровишки уже были. Перекусили и вырубились.

39. д. Писаное

40. Развалины Писаной

41-42. Волны, ветер

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ. 23.08.2010

Проснулись мы в 9.50 от тепла солнышка и пения пташек.

Замечено, что на Вишере утреннее пение птиц - признак предстоящей хорошей погоды. Птички оказались вроде воробьев и просто в огромном количестве. Сфотать их не удалось, уж очень пугливые. Солнце приветливо светило, и, спустя час, и немного подкрепившись, мы двинули в путь.

На противоположном берегу виднелось ухоженное кладбище и останки Старых Сыпучей и ручей, под звуки которого мы и уснули накануне.

Между Старыми и Новыми Сыпучами находится каменистая гора, которая осыпается, образуя кучки земли и камня у своего подножия.

Мы решили, что деревня в честь этой горы и названа. Возле нее речка вновь спокойна и глубока, но ближе к деревне из-за острова посередине русло сужается и течение ускоряется.

О, да! Неужели добрались до цивилизации! Телефон! Магазин! Так как нас двое, ходили звонить по очереди. Мобилы не берут, купили на почте карточку, позвонили родным. Зашли в магазин. Очень колоритный, надо сказать, магазинчик. Реальное сельпо. Посередине печь и бабуля перед минителеком сидит, чипсы жуёт. Она была очень добра к нам: зарядила аккумулятор фотоаппарата и подарила пару журналов почитать. Все веселее.

Но и разочарование присутствовало. Дело в том, что несколько групп туристов, в их числе и наши земляки, ходили на Вишеру на выходные. Сплав их заканчивался в Сыпучах, в воскресенье. А мы туда прибыли в понедельник. Магазинъ был практически пуст. Все необходимое у нас, конечно, было с собой, но что-нибудь вкусное скоропортящееся тоже хотелось. Да ту же колбасу! Но делать нечего, купили пива, мне губную помаду (жутко розовую, других не было, а губы все обветрились) и пошли дальше.

После Сыпучей опять поднялся ветер, и даже начался небольшой дождь, но мы с уверенностью продвигались вперед. Через некоторое время на горизонте показался очередной остров, который мы, как всегда не знали где обойти. Но уже накопленный небольшой опыт нам помог, и мы виртуозно обошли все мели.

Неподалеку нами была замечена обустроенная стоянка. Там даже куча досок лежала. И кто их сюда притащил?

Спокойно пообедать здесь нам не дали вездесущие осы. Как они нас доставали всю дорогу, даже посередине реки. В общем, пошли дальше. Я читала журналы вслух, а Сергей рулил.

Небольшое отступление по моей супер-шапке-каске-антиветер. Мы ее брать не собирались, топор в нее был завернут. А когда начало задувать, стало наплевать, что носить, лишь бы тепло.

Прошли в этот день довольно много (для нас). На горизонте показались своеобразные скалы Столбы.

А после них и камень Дыроватый.

С удовольствием остановились бы у него и полазили внутри и сверху. Но солнце уже садилось, и было необходимо срочно найти стоянку. Ее мы нашли возле уже полностью исчезнувшей деревни Мартино. Заночевали.

43. Утро

44-46. Старые Сыпучи

47. Сыпучая гора

48. Новые Сыпучи

49. Сельпо

50. Шавка - профессиональная попрошайка

51-52. Отличная стоянка после Сыпучей

53. Кто там на ком женится?

54. Бархатный лес

55. Моя супер розовая помада

56. Столбы

57. Плес перед Дыроватым

58. Дыроватый

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ. 24.08.2010

При пробуждении, к сожалению, был обнаружена крайне пасмурная погода. Начали готовить еду, пошел мерзкий моросящий дождик. Мы подумали, что он, как и все предыдущие быстро закончится. Но мы ошиблись. В результате промокли сами и промочили палатку. Ничего не оставалось, поплыли, как есть. Было очень холодно и мерзко. И самое обидное, что в этот непогожий день мы проходили д. Велгур. В ней еще много останков домов, напротив камень Притон, на который можно подняться. Везде бы побывали, но погода - отврат.

Идем дальше, завиднелась большая скала. Очень красивая, как будто ненастоящая с прямоугольными пластами. Рыбаки из кустов звали нас на огонек, но мы не решились общаться с малознакомыми пьяными людьми.

Мимо пробежало устье реки, ведущей в д. М. Щугор, а впереди показался замысловатый монумент, именуемый Чертовым пальцем. И, правда, похож.

Меж тем, в первый раз за весь сплав ветер задул нам в спину. Мы расправили свои дождевики, как паруса. Так и добрались до Б. Щугора, хоть и нежилого, но видно было, что за некоторыми домами приглядывают. Видимо, приезжают сюда на рыбалку и охоту. В речке видели мобильник, вылавливать не стали.

Стоянку обнаружили как раз после деревни. Там и обосновались. Дождь кончился, но мы все равно переживали, что он опять начнется, и из каркаса бани построили себе крышу.

У берега напротив два мужика ловили рыбу в мутной воде. Дело в том, что неподалеку в Вишеру впадает р. Б. Щугор, а на ней выше по течению стоит драга. Вот и мутнеют воды наших прекрасных горных рек. На наших глазах, кряхтя и охая от удовольствия, рыбаки поймали рыбину с полметра длиной. Нам тоже захотелось рыболовных снастей, которых мы не взяли.

В этот вечер мы дольше всего сидели - до 3-х ночи. Кушали жареную картошку, спиртные напитки и веселые воспоминания…

59. история Мартино

60. Нежилой Велгур

61. Камень Притон

62-63. Не знаю как эту гору зовут

64. Чертов палец

65. Наше последнее пристанище

66. Ночные посиделки

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ. 25.08.2010

Утро выдалось очень туманным. После летней засухи и продолжительного вчерашнего дождя под лучами утреннего солнца земля парила. Даже наш Титаник с берега не был виден.

К часу дня собрались в наш последний день пути.

Проплыв около километра на правом берегу увидели чудесной красоты родник, и решили набрать в нем воды. Бросили пару монет, чтоб вернуться.

Сегодняшний наш маршрут пролегал практически по прямой и прошел без сюрпризов. Видели на одном из перекатов дедушку-рыбака уже на обычной "Казанке".

Конечно, не загадывали, что дойдем сегодня до Вишерогорска, но, увидев на полях стога, поняли, что уже недалеко. Достали телефоны - и, о чудо, связь есть! Позвонили родителям, чтоб они за нами приезжали.

67. Туман

68. Можно отчаливать

69. Алёнушка

70. Вишерогорск

Так и дошли в спокойствии до Вишерогорска, точнее до его начала. Увидели на берегу пару автомобилей Нива и решили парковаться. Выгрузились и стали ждать. В результате нескольких звонков близким, выяснили, что автомобиль нас ждет на другом конце деревни!!! А время было уже около 12 ночи. Ну что ж делать, перетащили все вещи обратно, с трудом сдвинули плот с мели, на которую сами же его и загнали (в темноте это было вдвойне сложнее). В общем, погребли в ночи навстречу дому.

На противоположном берегу от Вишерогорска, очень крутом, ночью были видны несколько очагов лесных пожаров, но небольших как костры - отголоски "адского лета 2010".

В результате, посередине ночи мы, наконец, увидели родителей и с превеликим счастьем пересели со всеми пожитками в авто. В четыре утра мы были дома. Довольные и счастливые!!!