Виды туризма

15 июля 2021
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: I
0 1605 0

Отчет 

о спортивном водном походе 

первой категории сложности по маршруту 

Москва – ст.Нара (г.Наро-Фоминск) – р.Нара (сплав) – г.Серпухов – ст.Серпухов – Москва, 

совершенном группой туристов Москвы и Московской области 

в период с 30.04 по 03.05 2016 года 

 

Маршрутная книжка №1/4-105 

Руководитель группы Яшкин Д.С. 

dsjashkin@yandex.ru 

+7(926)420-38-46 

 

 

Маршрутно-квалификационная комиссия ФСТ-ОТМ рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю _____1____ категорией сложности. 

 

Отчет использовать в библиотеке _____ФСТ-ОТМ________________ __________________________________________________________________. 

 

Москва, 2016 

 

 

 

Отчет 

о спортивном водном походе 

первой категории сложности по маршруту 

Москва – ст.Нара (г.Наро-Фоминск) – р.Нара (сплав) – г.Серпухов – ст.Серпухов – Москва, 

совершенном группой туристов Москвы и Московской области 

в период с 30.04 по 03.05 2016 года 

 

 

 

 

 

 

Маршрутная книжка №1/4-105 

Руководитель группы Яшкин Д.С. 

dsjashkin@yandex.ru 

+7(926)420-38-46 

 

 

Маршрутно-квалификационная комиссия ФСТ-ОТМ рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю _____1____ категорией сложности. 

 

Отчет использовать в библиотеке _____ФСТ-ОТМ________________ __________________________________________________________________. 

 

 

Москва, 2016 

 

  1. Справочные сведения 
  1. Проводящая организация. 

Поход организован и проведен сборной группой туристов г.Москва и Московской области. Руководитель – Яшкин Дмитрий Сергеевич. 

  1. Место проведения. 

Поход проходил по территории Московской и Калужской областей. Географический район – Центр Европейской части России. 

  1. Общие справочные сведения о маршруте и группе.  

Вид туризма 

Категория сложности 

Протяженность активной части похода, км 

Продолжительность 

Сроки проведения 

Сплав 

Всего 

Общая 

Ходовых дней 

Водный 

Первая 

112 

112 

4 дня 

4 дня 

30.04-03.05.2016 

 

  1. Подробная нитка маршрута. 

г.Москва – ст.Нара (г.Наро-Фоминск) – р.Нара (сплав) – г.Серпухов – ст.Серпухов – г.Москва. 

 

  1. Определяющие препятствия маршрута. 

Препятствие 

Тип 

Категория трудности 

Описание 

П2 

Перекат 

Немного не доходя д.Папино. Поперек русла гряда камней, по центру прохода нет. Проход под левым берегом – струя идет под корягу. Для быстрых малогабаритных судов возможен прострел, для менее маневренных рекомендуется заход в улово за сливом с последующим траверзом струи (см фото со схемами движения). 

П3 

Обливная труба 

Газопровод ниже д.Папино пересекает Нару по дну. Труба обливается слоем воды, недостаточным для прохождения «поверх». Большая часть воды перетекает через трубу у левого берега – там возможна проводка.  

Пл1 

Плотина 

На карте Завьялова отсутствует. Находится в районе д.Булгаково. Хорошо видна на спутниковых снимках. Обнос по правому берегу  около 100 м. 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Таблица основных ориентиров маршрута. 

Маршрут проходит в густонаселенном районе, поэтому большинство ориентиров – антропогенные. Особое внимание уделялось пересекающим реку мостам и ЛЭП.  

Ориентир/ препятствие 

Тип 

Время от предыдущего ориентира 

Время прохождения 

ЧХВ 

Описание 

Стапель 

  

  

  

0:00 

  

р.Березовка 

приток 

0:09 

  

0:09 

левый 

М1 

мост 

0:11 

  

0:20 

Наро-Фоминск 

М2 

мост 

0:22 

0:07 

0:49 

Киевское шоссе 

Л1 

ЛЭП 

0:04 

  

0:53 

  

Л2 

ЛЭП 

0:17 

  

1:10 

из Мякишево 

З1 

Завал 

0:02 

0:33 

1:45 

обнос ПБ 20 м 

Л3 

ЛЭП 

0:29 

  

2:14 

перед д.Атепцево 

М3 

мост 

0:13 

  

2:27 

у моста перекат 

Л4 

ЛЭП 

0:24 

  

2:51 

  

М4 

мост 

0:13 

  

3:04 

д.Слизнево 

Л5 

ЛЭП 

0:00 

  

3:04 

  

М5 

мост 

1:00 

  

4:04 

д.Чичково 

Л6 

ЛЭП 

0:10 

  

4:14 

  

П1 

перекат 

0:15 

0:05 

4:34 

с.Каменское. Проход по правой протоке. Коряги, низкие ветки. 

М6 

мост 

0:00 

  

4:34 

пешеходный, в конце переката 

М7 

мост 

0:10 

  

4:44 

д.Мельниково 

М8 

мост 

1:40 

  

6:25 

с беседками 

Р.Кременка 

приток 

0:10 

  

6:35 

левый 

П2 

перекат 

0:12 

0:18 

7:05 

Гряда поперек русла, проход у левого берега, струя бьет под корягу, у самого берега после слива – улово. 

На короткой маневренной лодке возможен прострел струи. На длинной рекомендован заход в улово с разворотом и последующим траверзом струи. Осмотр, обнос – ЛБ. 

М9 

мост 

0:15 

  

7:20 

д.Папино 

П3 

препятствие 

0:10 

0:20 

7:50 

Труба обливная поперек русла. У нас воды недостаточно, чтобы с неё слиться. Проводка по струе в изломе трубы у левого берега 

М10 

мост 

0:30 

  

8:20 

д.Орехово 

Л7 

ЛЭП 

0:50 

  

9:10 

д.Глядово 

М11 

мост 

0:40 

  

9:50 

с.Тарутино 

Л8 

ЛЭП 

0:55 

  

10:45 

д.Жуково 

Л9 

ЛЭП 

0:10 

  

10:55 

д.Марфино 

М12 

мост 

0:10 

  

11:05 

д.Марфино 

М13 

мост 

0:25 

  

11:30 

Остатки пешеходного моста близ д.Рыжково 

М14 

мост 

0:20 

  

11:50 

д.Мельхово 

П4 

перекат 

0:20 

0:05 

12:15 

Мелко. Слева чуть поглубже 

Пл1 

плотина 

0:55 

0:45 

13:55 

Плотина у д.Булгаково. Обнос 100 м ПБ. 

П5 

перекат 

0:40 

0:05 

14:40 

Перекат напротив д.Кормашовка делится на протоки. В правой слив по центру. 

М15 

мост 

0:35 

  

15:15 

СНТ "Нара" 

М16 

мост 

0:25 

  

15:40 

Военный складной мост от д.Бутырки 

Л10 

ЛЭП 

0:10 

  

15:50 

Две ЛЭП в д.Съяново 2-е 

М17 

мост 

0:25 

  

16:15 

д.Съяново 

М18 

мост 

2:00 

  

18:15 

Мост ниже д.Станково не отмечен на картах 

М19 

мост 

0:45 

  

19:00 

А-108 д.Рыблово 

Л11 

ЛЭП 

0:40 

  

19:40 

  

Л12 

ЛЭП 

0:05 

  

19:45 

  

М20 

мост 

0:25 

  

20:10 

ж/д мост на Протвино 

М21 

мост 

0:25 

  

20:35 

пешеходный мост в г.Серпухов 

М22 

мост 

0:05 

  

20:40 

  

М23 

мост 

0:10 

  

20:50 

  

М24 

мост 

0:10 

  

21:00 

Варгинский мост. Антистапель. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сведения о руководителе и участниках. 

№ 

Фамилия, Имя, Отчество 

Туристическая подготовка 

Обязанности в группе, средство сплава. 

Яшкин Дмитрий Сергеевич 

Охта (Карелия) 3У, Пшеха (Кавказ) 3У 

Руководитель, штурман, логист, капитан «Маринка» 

Парфенова Елена Андреевна 

Пшеха (Кавказ) 3У, Поньгома (Карелия) 2У 

Медик, ЗавХоз, хронометрист, матрос «Маринка» 

Богданов Антон Валентинович 

ПВД 

Капитан «Щука» 

Лазаренко Любовь Владимировна 

ПВД 

Матрос «Щука» 

 

 

  1. Картографический материал 

Во время похода использовались карты В. Завьялова, которые можно самостоятельно «нарезать» на сайте: 

"http://aparshin.ru/mapsheetcreator/" rel="nofollow" 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.

Содержание отчета. 

  1. Общегеографическая и туристская характеристика района. 

Маршрут проходит по территории Московской и Калужской областей в центральной части Восточно-Европейской равнины. Местность является густонаселенной. Вдоль реки расположено много деревень и сел. Из многих можно уехать/приехать на автобусе. На всем протяжении маршрута ловится сотовая связь. Везде, где требовался, был мобильный интернет. 

 

  1. Варианты подъезда и отъезда, аварийные выходы с маршрута, его запасные варианты. 

Маршрут начинается в пешей доступности от ж/д станции Нара Киевского направления. При желании можно начать маршрут от моста Калужского шоссе у д.Папино. Там же можно аварийно сняться с маршрута: в трех километрах по шоссе на левом берегу находится д.Каменка, откуда регулярно ходят автобусы в Москву. 

Далее по маршруту, начиная с д.Бегичево, можно уехать на автобусе до ж/д станций в  г. Чехове, либо в г. Серпухове а также до пл. Шарапова Охота. 

Выброска с маршрута на ж/д ст.Ока Курского направления, либо в г. Серпухов (со ст. Серпухов электрички ходят куда чаще). 

 

 

 

  1. График движения. 

Дни пути 

Дата 

Участок пути 

Протяженность, км 

ЧХВ 

Определяющие препятствия 

30.04 

г.Наро-Фоминск – д.Чичково 

17 

4 ч 

Завал, коряги, перекаты 

1.05 

д.Чичково – с.Тарутино 

34 

6 ч 

Перекат выше д.Папино, обливная труба ниже д.Папино 

2.05 

с.Тарутино – с.Райсеменовское 

43 

8 ч 

Плотина у д.Булгаково 

3.05 

с.Райсеменовское – г.Серпухов 

18 

3 ч 

мосты 

Отчет о спортивном водном походе первой категории сложности по маршруту Москва – ст.Нара (г.Наро-Фоминск) – р.Нара (сплав) – г.Серпухов – ст.Серпухов – Москва 

Рис.1. Схема маршрута. 

  1. Разрыв страницы
  2. Дневник похода и техническое описание. 

День первый. 30 апреля. (г.Наро-Фоминск – д.Чичково) 

Поскольку география проживания группы раскинулась по всей Московской области было решено встречаться уже в Наро-Фоминске на станции Нара. Часть группы из Щербинки и Лобни ехала через Москву, а из Климовска решили добираться по окружной железной дороге через Столбовую и Бекасово - и не прогадали. Хотя по времени вышло примерно столько же, но, если на земле и есть коммунизм, то это окружная железная дорога. Контролеры, билетные кассы, да и сами билеты на ней отсутствуют принципиально. В результате бюджет заброски от Гривно до Нары оказался 80 рублей на двоих. 

Но вот 10 утра и мы встретились на площади перед вокзалом. Вдоль железной дороги с левой стороны от нее, если смотреть в сторону Вязьмы, к речке спускается дорога, после поворота переходящая в тропинку и приводящая к пешеходному мостику через Нару. Под этим мостом мы в 10:30 и встали на стапель. Осмотрелись, разложили вещи. Девушки отправились по магазинам докупать раскладку, парни собирали лодки. После зимы занятие это протекало тяжело, со скрипом, местами с матом в адрес старушки "Маринки". Уже в 11:50 девушки вернулись, уже и перекусили минут за 20, а лодки все не готовы. Но наконец после трех часов возни наши суда оказались готовы к спуску на воду, после чего мы переоделись, запихнули друг друга в лодки, сверху на "Щуку" усадили собаку и в 14:18 отплыли! Ура!  

Отчет о спортивном водном походе первой категории сложности по маршруту Москва – ст.Нара (г.Наро-Фоминск) – р.Нара (сплав) – г.Серпухов – ст.Серпухов – Москва 

Рис.2. Щука готовится стартовать. 

Через десять минут в 14:27 миновали левый приток Березовку, еще через десять в 14:38 прошли мост, что за парком Победы. Над речкой то и дело нависают кусты, деревья. Приходится петлять. Как-то Щука подошла близко к берегу - Рэдж соскочил и дальше бежал вдоль реки, пока не устал. 

К 15:00 подошли к мосту, по которому речку пересекает Киевское шоссе. Увидели за мостом немножко бурления - решили устроить фотосессию. Ну нам же нужны фотографии прохождения препятствий - а бог знает, что там дальше будет. Бурление было весьма незначительно, но за семь минут мы управились и, вымазанные болотной грязью, уселись обратно в лодки. 

Отчет о спортивном водном походе первой категории сложности по маршруту Москва – ст.Нара (г.Наро-Фоминск) – р.Нара (сплав) – г.Серпухов – ст.Серпухов – Москва 

Рис. 3. Щука под мостом Киевского шоссе. 

Отчет о спортивном водном походе первой категории сложности по маршруту Москва – ст.Нара (г.Наро-Фоминск) – р.Нара (сплав) – г.Серпухов – ст.Серпухов – Москва 

Рис. 4. Маринка там же. 

Через несколько минут (15:11) пересекли ЛЭП, что идет вдоль шоссе, а в 15:28 пересекли уже более серьезную ЛЭП, идущую с подстанции в Мякишево. Вообще, наиболее надежными ориентирами на всем маршруте являются ЛЭП и мосты, поэтому далее по тексту они будут часто упоминаться.  

Через несколько минут (15:30) мы узрели перед собой неимоверной красоты напоминание, что поход наш проходит все-таки в густонаселенных местах. Поперек реки лежало дерево, перегораживая все русло, а перед ним скопилось изрядное количество плавучего мусора антропогенного характера. Ну делать нечего - разгружаем лодки и обносим. Обнос по правому берегу метров 15-20. За полчаса управились и в 16:03 отчалили. Далее нам таких завалов больше практически не попадалось, так что, возможно, и то дерево - явление временное. 

В 16:32 пересекли ЛЭП перед Атепцево и в 16:45 подошли к мосту. У моста перекат. 

16:50 - на правом берегу рядом с церковью обустроенный родник - можно пополнить запасы воды. У нас запасы были полны - поэтому проплываем мимо. Вообще, проблема питьевой воды на маршруте нами принципиально решена не была и этот вопрос периодически поднимался и решался на месте. Воду из Нары после увиденного нам пить не хотелось, несмотря на отзывы знакомых, которые "кипятили и нормально", поэтому запаслись на первые сутки в Наро-Фоминске с намерением пополнять по возможности, но, к сожалению, прогадали с количеством. Взяли десять литров на четырех человек. Оказалось мало - надо было пятнадцать, но об этом - далее. 

17:05 - реку пересекает ЛЭП. 

17:18 - мост в д. Слизнево и еще одна ЛЭП. После Слизнево решили причалить и устроить перекус, ибо плывем уже долго. Встали на левом берегу (17:20), перекусили и поплыли дальше (18:04). Однако время поджимает. Вечерело, стало холодать, и, несмотря на поступающую из пополненных желудков свежую энергию решили поглядывать, искать место для стоянки. Таковое место нашлось в 18:50 - прекрасная высокая поляна на правом берегу, не доходя полкилометра до д. Чичково. Дополнительным аргументом в пользу выбора этого места было то, что на карте неподалеку был отмечен родник, который тогда же вечером, либо назавтра утром предполагалось отыскать. 

Встали мы, как потом признали, вовремя. Ибо лагерь разбили по-светлому, дрова нашли по-светлому и даже родник тоже, можно сказать, нашли практически по-всетлому. Пока красны девицы готовили ужин, добры молодцы захватили с собой собаку и отправились на поиски. Собственно, искать было нетрудно, ибо ручей протекал в десяти метрах от места, что мы выбрали для костра - хотели лишь найти его исток. Очевидного истока его мы все же не нашли, но удовлетворились сочащимся склоном холма, с которого собирался один из притоков этого ручейка. Итак, сегодня воду можно было не экономить! 

В 21:00 был готов ужин и мы, поевшие, довольные, немного, разумеется, усталые, чуть-чуть попев под гитару, отправились спать (23:00). Подъем назначен на 7:30. 

 

 

День второй. 1 мая. (д.Чичково – с.Тарутино) 

7:30 - Подъем! Утро красит нежным светом! Итак, всем МИР! ТРУД! МАЙ! А верующим еще и Христос Воскресе! Ночью были заморозки, но вроде светит солнышко и все теплее и теплее. Ну почему мы так ме-е-едленно-о-о вылеза-а-аем из пала-а-аток? Но тем не менее завтрак готовится, посуда моется и вот в 10:00 мы уже поели. А что у нас за вкусности на завтрак? А на завтрак у нас КУЛИЧ! Он немного искрошился, но все равно очень даже прекрасен! Ну теперь сходить на родник - пополнить запасы воды, собрать лагерь и можно идти дальше. Ну почему мы так ме-е-едленно шевелимся? 

Ладно, в 11:38 четверо в лодках, не считая собаки все-таки отчаливают. Через минут десять (11:50) проходим мост в Чичково, еще через десять (12:00) - ЛЭП 

12:20 - на левом берегу село Каменское. Перекат, русло разделяется на две протоки, проход по правой, над водой низкие ветки, в воде - коряги, требует маневра между коряг. Левую не смотрели, но с воды возникло ощущение, что там хуже. В конце - пешеходный мостик. Забавно, на правом берегу сидел рыбачил мужик, и пока мы туда-сюда лопатили веслами пытался рассказать нам, где и как здесь лучше рыба ловится. Мы бы с удовольствием послушали, да уж больно момент неподходящий. Вообще, рыбаки и отдыхающие на реке встречались в среднем каждые метров 300. Люди, как правило, приветливые, здороваются, спрашивают что, да как...  

Через десять минут (12:30) прошли мост деревни Мельниково, а еще через десять (12:40) реку перегородило бревно неизвестной природы и назначения. Река в том месте неглубокая, бревно практически на уровне воды, потому лодки просто освободили от экипажа и перекинули через препятствие. 

14:00. Плывем уже два с половиной часа. Команда оголодала. Раздаются все более недвусмысленные намеки и все более красноречивые взгляды. Мы тем временем пересекаем границу Калужской области и у меня не остается выбора - это надо отметить перекусом. Чалимся к высокому левому берегу и кушаем... … аж до 15:00. 

Вскоре после отплытия перед нами возникает неожиданный вид (15:10). Небольшой мостик через реку и несколько беседок на берегу, но отделаны они под камень. Судя по снимкам из космоса, на левом берегу находится какой-то рекреационный объект, однако Яндекс отказывается признаваться, что же именно там находится. Впрочем, чуть ниже по течению расположен ряд СНТ с красноречивыми названиями: "Журналисты", "Наука", "Минфин". 

15:20 В Нару впадает левый приток Кременка. А еще через десять минут (15:32) мы подошли к самому интересному препятствию на р.Нара. В среднем течении реки распространенным препятствием является гряда камней поперек русла. Как правило, камни расположены довольно свободно и между ними бывает даже несколько подходящих проходов, которые без проблем можно увидеть метров с двадцати. Соответственно, тактика прохождения таковых - не спеша подходить к препятствию, найти нужный проход и подрулить в него. На данном же препятствии проход был только один, располагался у левого берега и мощная струя уходила прямо под ветку растущего в пяти метрах ниже по течению дерева. Маринка, шедшая первой зачалилась к песчаной отмели левого берега выше слива и сигнализировала Щуке сделать то же самое. После краткого анализа препятствия Маринка выполнила прострел струи и, успешно уйдя от ветки, зачалилась в десяти метрах ниже. Для Щуки такой маневр был невозможен в силу её большей длины и меньшего опыта экипажа. Щуке было рекомендовано заходить по струе в улово, образованное левой частью слива, а затем, траверзом пересекать струю. Собака сошла на берег и экипаж пошел в порог. Ребята успешно вошли в улово, но взяли слишком большой угол при траверзе, их снесло на ветку и положило классически через борт навстречу струе. ОВЕРКИЛЬ! Ну что ж, не зря спасжилеты с касками одевали. Дотолкав лодку до берега, стали выяснять потери. Фотоаппарат! Подмок, увы. Ну благо у нас их два. Да елки-палки! Мы ж забыли отснять прохождение этого расчудесного места! Ладно, обносить и второй раз идти уже некогда. Пришлось сходить и сфотографировать хотя бы просто само препятствие. Но тем не менее в 15:50 мы уже загрузились в лодки и пошли дальше.  

Отчет о спортивном водном походе первой категории сложности по маршруту Москва – ст.Нара (г.Наро-Фоминск) – р.Нара (сплав) – г.Серпухов – ст.Серпухов – Москва 

Рис.5. Порог ниже впадения Кременки со схемами движения. Длинные стрелки – направление движения лодки, короткие пересекающие стрелки – положение лодки. Красные – линия движения «Маринки», желтые – рекомендованная линия движения «Щуки», розовые – реальная линия движения «Щуки» (оверкиль). 

А еще через десять минут нас ждало чудо природы - чудесный водопадик на левом берегу. Разумеется, мы решили таки причалить и потратить несколько минут на фотосессию (до 16:07), тем более, что там было кому сфотографировать нас всей командой. 

Отчет о спортивном водном походе первой категории сложности по маршруту Москва – ст.Нара (г.Наро-Фоминск) – р.Нара (сплав) – г.Серпухов – ст.Серпухов – Москва 

Рис. 6. Команда на фоне водопада «Радужный». Обидная капелька на объективе. 

И наконец в 16:10 мы проплываем мост Калужского шоссе в Папино, первую точку аварийного схода. Ура, она нам не нужна! 

А вот еще через десять минут (16:20) мы подошли к еще одному препятствию, на этот раз точно антропогенной природы - реку пересекает газопровод, причем труба имеет изгиб под прямым углом в русле. При нашем уровне воды труба обливается на всей длине, но для КНБ глубина слишком мала. Ярко выраженный слив имеется в районе изгиба трубы. Решили лодки проводить именно там силами мужской части команды, что и было выполнено к 16:40.  

 

 

Отчет о спортивном водном походе первой категории сложности по маршруту Москва – ст.Нара (г.Наро-Фоминск) – р.Нара (сплав) – г.Серпухов – ст.Серпухов – Москва 

Рис. 7. Проводка «Щуки» через газопровод. На заднем плане видна лодка соседней команды. 

Отчет о спортивном водном походе первой категории сложности по маршруту Москва – ст.Нара (г.Наро-Фоминск) – р.Нара (сплав) – г.Серпухов – ст.Серпухов – Москва 

Рис.8. Проводка «Маринки» через газопровод. 

17:14 - проходим мост в д. Орехово 

18:20 - ЛЭП ниже д. Глядово. 

А время идет и вот мы уже думаем, где бы встать на ночь. Хочется опять с родником, или с водой, которой можно доверять. На сегодня-то вода у нас есть, а вот на следующую ночь... Но увы, ничего многообещающего мы не нашли и, проследовав устье  Истьи, встали на левом берегу в прибрежных деревьях близ знаменитого села Тарутино. Время прихода на стоянку - 19:00. 

Стоянка нам, в принципе, понравилась. Дрова нашлись весьма в изобилии, в качестве растопки, как оказалось, замечательно подходят сухие прошлогодние стебли борщевика. Вот только при более внимательном осмотре стало ясно, что стоянка эта хороша только по весне, на что намекали сплошной ковер молодой крапивы и такие же сплошные заросли её же, но сухой, прошлогодней и двухметровой высоты. Также довольно много змей наутро вылезло погреться на солнышке. Но пока у нас еще вечер. В 20:40 лагерь разбит, ужин готов, к десяти часам мы уже, сытые и довольные, ведем философские беседы под гитарный аккомпанемент и созерцаем звезды. В 23:00 пошли спать, ибо подъем опять на 7:30. 

 

День третий. 2 мая.  (с.Тарутино – с.Райсеменовское) 

07:30! Подъем! Девушки готовят завтрак, парни разбираются со снаряжением. У Маринки вот баллон потек. Помеху устранили, по крайней мере до конца похода. В 9:00 завтрак, в 9:20 уже все сыты и начинаем собираться. Точнее, девушки начинают собираться, потому что парни берут емкости, берут собаку и идут в Тарутино за водой. В Тарутино, нам сказали, есть колонка, но её мы не нашли. Зато мы нашли колодец, про который нам не сказали, но мы не обиделись, ибо это было понятно - в колодце отсутствовало ведро. В результате женщина, работавшая неподалеку у себя на огороде налила нам воды у себя из скважины и мы, довольные и благодарные, пошли обратно.  Видимо, четыре часа на сборы - это наша новая фундаментальная физическая константа, потому что встали на воду мы в 11:30. 

11:40 - проходим мост в Тарутино  

12:35 – ЛЭП  в Жуково  

12:45 – ЛЭП в Марфино.  

12:54 – мост в Марфино.  

13:22 – Над рекой висят остатки пешеходного моста. Судя по висящей на них траве, в половодье эта конструкция может заливаться, что делает её, безусловно, опасной. Чуть ниже слабенький правый приток из Рыжково.   

13:40 – проходим под мостом в Мельхово  

14:05 – перекаты после правого поворота реки, река мелкая, байдарка цепляет дно, проход под левым берегом чуть глубже. 

А команда снова начинает требовать калорий. Памятуя и негодуя по поводу того, сколько времени занял вчерашний перекус, сегодня решили кушать на воде. Скатамаранились (14:10), привязали несчастную собаку к носу байдарки, достали заранее порезанную еду и кушаем! Мимо проплывают другие группы - смеются, фотографируют, жалеют собаку. Товарищи! Если вы это сейчас читаете, пришлите, пожалуйста, фотографии! Мы будем очень вам благодарны. :)) 

Но, как и все хорошее, еда имеет свойство заканчиваться, и вот, в 14:35 мы спрятали все, что доставали, по лодкам, раскатамаранились и включили полный вперед! Но ненадолго, поскольку уже скоро мы услышали хороший такой шум воды. Это была плотина близ деревни Булгаково. Посмотрели на эту прелесть. Ну тут обнос без вариантов (по крайней мере, при наших судах и нашем уровне воды). Зачалились в 15:00, выкинули вещи, перетащились, покидали вещи, вышли в 15:45. Обнос по правому берегу длиной 100 м. 

Отчет о спортивном водном походе первой категории сложности по маршруту Москва – ст.Нара (г.Наро-Фоминск) – р.Нара (сплав) – г.Серпухов – ст.Серпухов – Москва 

Рис. 9. Вид на плотину близ д.Булгаково. 

В 16:30 подошли к деревне Кармашовка. Напротив нее перекат с разделением на протоки. Мы шли правой протокой, слив - по центру. 

За деревней Лопино в речку впадает левый приток (16:55). Наблюдали сцену, как этот приток пытался пересечь квадроцикл. Неудачно. Завяз. Хорошо так завяз. Ну он там был не один - выдернули наверное. За СНТ "Нара" располагается лесок, в котором мы, в общем-то планировали вставать по пятидневной схеме похода. А дальше более-менее нормальных мест мы ожидали только в районе деревни Райсеменовское. Но у всех вроде силы есть, времени еще хватает, поэтому, посовещавшись решили идти дальше. В 17:05 прошли мост из Кудаево в СНТ "Нара", который примечателен своей многоярусностью и тем, что на всех его ярусах стоят рыбаки.   

17:12 – церковь у Спас-Темня на левом берегу  

17:30 – через речку переброшен военный складной мост из Бутырок к Надежде! В смысле, из деревни "Бутырки" к СНТ "Надежда". Переброшен, судя по всему, давно и насовсем. Через десять минут (17:40) над рекой проходят одна за другой две ЛЭП в Съяново-2.  

17:55 – мост в д. Съяново  

18:10 - на левом берегу храм Архангела Михаила.  

Ниже д. Клейменово на карте отмечен родник. В тех окрестностях и хотели встать, да вот близость Серпухова, да праздничные дни нам это не позволили, ибо народу было весьма и весьма. Встали в итоге в 19:10  на левом берегу в лесу на полке над рекой напротив с.Райсеменовское. Наверху довольно много дров, вода у нас, в принципе, на ужин и завтрак есть. Так что жизнь прекрасна! Заключительная ночевка этого похода! Поужинали в 21:00 и в 23:00 спать. 

 

День четвертый. 3 мая. (с.Райсеменовское – г.Серпухов)  

Заключительный день похода. Накануне вечером мы решили вылезти немного в цивилизацию и включили телефоны. Поймав интернет и посмотрев еще раз расписание электричек со станции Ока мы все же были удручены перспективой уехать в десятом часу вечера. Поэтому было принято решение идти до Серпухова, антистапеляться под одним из мостов и выбрасываться со ст. Серпухов, откуда электрички ходят не в пример чаще. 

Как обычно, подъем в 7:30, разжигаем костер, готовим завтрак, немножко расслабленно собираем лагерь и в 11:10 мы на воде. 

Уже через 20 минут в 11:30 проходим церковь у пос. Пролетарский, а еще через 25 - в 11:55 проплываем под мостом, не обозначенным на наших картах. Впрочем, на снимках Яндекса его прекрасно видно, и видно, что ведет он пока что в никуда. Скорее всего, на другом берегу будет строиться коттеджный поселок. 

 В 12:38 проходим под мостом трассы А-108 у д. Рыблово. В 13:20 и 13:26 пересекаем две ЛЭП, а в 13:50 проходим под железнодорожным мостом ветки, уходящей на Протвино.  

Вплываем в г.Серпухов. Проходим в 14:15 под пешеходным мостом, а затем в 14:20 и в 14:30 под автомобильными. 

В 14:40 под последним перед плотиной автомобильным мостом (Варгинский мост) причаливаем и встаем на антистапель. Только успели внести все вещи под мост - начался первый за этот поход дождь. Перекусили, собрали рюкзаки и пошли вверх по ул. Ворошилова до остановки "Школа", откуда каждые минут 10 ходит автобус на станцию Серпухов. Электричка 18:41 до Царицыно. 

Отчет о спортивном водном походе первой категории сложности по маршруту Москва – ст.Нара (г.Наро-Фоминск) – р.Нара (сплав) – г.Серпухов – ст.Серпухов – Москва 

Рис. 10. Антистапель под Варгинским мостом. 

 

  1. Потенциально опасные участки на маршруте. 

В своих верховьях Нара изобилует нависшими над водой ветками и торчащими из-под воды корягами.  В сочетании с весьма ненулевой скоростью течения в половодье они могут представлять собой опасность, в связи с чем МКК ФСТ-ОТМ дала указание идти маршрут непременно в касках. 

Плотина у д.Булгаково представляет собой слив с плиты – с воды определяется по прибрежным строениям и характерному шуму воды. 

 

Разрыв страницы

III. Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута. 

Одно из определяющих достоинств данного маршрута – удобная заброска и выброска на электричках. Также имеется много дополнительных точек заброски-выброски, что позволяет подобрать вариант практически любой протяженности.  

В нашем случае маршрут был сокращен на 6 км с целью более удобной выброски через ст. Серпухов. Изначально маршрут планировалось пройти за пять дней, но за несколько дней до похода у одного из участников возникли сложности с тем, чтобы отпроситься с работы на день, и нам пришлось укладываться в четыре дня.  

Маршрут хорошо подходит для прохождения на байдарках. У катамаранов же в верховьях могут возникнуть габаритные проблемы.  

В весеннее время мест для стоянок довольно много, однако есть опасения, что летом берега зарастают крапивой и борщевиком. Также желающим совершить поход по Наре следует озаботиться проблемой питьевой воды. На реке есть ряд источников, некоторые из которых упомянуты выше в отчете. 

 

IV. Материальное обеспечение группы. 

Байдарка 

2 шт 

Топор 

1 шт 

Палатка 

2 шт 

Пила цепная 

1 шт 

Спасконец 

1 шт 

Спасжилет 

4 шт 

Каска 

4 шт 

Гидрокостюм 

3 шт 

Ремнабор 

1 шт 

Аптечка 

1 шт 

Комплект карт 

3 шт 

Гитара 

1 шт 

Бортовой пёс 

1 шт 

Раскладка 

800 г/(день*чел) 

 

 

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию