19 января 2013
Год путешествия: 2005
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: IV
Траверс 4A к.с. Бриг - 9 Мая - Сев. Башня Трехглавной - Центральная башня

Дата: 31 августа - 4 сентября 2005 г.

Источник: Клуб приключений "Чемберлены"

Отчет Владимира Вальковича

Траверс для души

Сразу оговорюсь, это не отчет в стиле профессионального альпинизма, изобилующего профессиональными терминами и статистической информацией, скорее это краткий обзор проделанного маршрута с фото-отчетом, немного лирики и прочих рассуждений на свободные темы прилагается.

В 17:37 я и Толя выезжаем из Иркутска на электричке в сторону Слюдянки. Обмен новостями, обсуждение предстоящего маршрута и прочий дружеский треп. В Слюдянке договариваемся с таксистом, который согласился увезти нас вечером до Аршана, согласие было достигнуто на цифре 600. В Аршане мы оказались около 11 вечера. Одеваем рюкзаки, ледорубы в руки и вперед в ночь с фонарями. Заряда бодрости хватило до "Стрелки", тут и был организован ночлег, спать легли около 2 ночи.

Замечу, что все наши походы и вылазки очень страдают от отсутствия четкой программы действий и минимального расписания, элементарно - точного времени отбоя и подъема, порой это вредит, но я не жалею, да и вообще, у всех свой стиль.

В 10 утра мы выдвинулись в сторону Приюта Надежды, в полдень мы были там. Огорчил тот факт, что с последнего визита к зимовью в мае оно сильно пострадало, кто-то полностью разрушил "предбанник", не понимаю таких людей…

Около часа дня мы были у подножия ребра, ведущего к началу маршрута - к вершине Бриг. Довольно живо взяв высоту и вот мы уже на перевале рядом с вершиной (посещение вершины Бриг "сократили", мы были там в мае и интерес представлял дальнейший траверс).

Наконец-то достали веревку и дело пошло. Надо сказать, что гребень на всем протяжении траверса крайне опасен в плане "живых" камней и резких сбросов высоты по бокам, по моему мнению использование страховки на всем маршруте очень желательно (не нужно только разве что на плато после спуска с 9 мая). Что до "живого", то это очень замедляет передвижение, при провешивании веревки сложно использовать быстрые перегруппировки, а тем более легкие прыжки, приходится все ощупывать в радиусе вытянутой руки и ноги. Но в этом и прелесть естественного рельефа.

Ночевку мы разбили на крутом участке на перевале (стенка перед подъемом на гребень к "9 мая"), наконец-то я ощутил "вертикальный мир", до этого подобные вещи видел только в чужих отчетах. Что сказать, мы могли бы быть более предусмотрительными и избежать ненужного экстрима, но попробовать подобное все-же стоило, ведь это не просто встежка на самостраховку, все, начиная от котелка с ботинками и заканчивая палаткой - держится на станции. Кстати, палатка успешно выдержала это издевательство.

Следующий день начался с зарядки, несколько веревок прокинутых на нижней страховке по гладким и не очень стенкам здорово освежают после некомфортной ночи. И вот ты снова бодр и рвешся к вершине.

Ее мы достигли в 14:00 (кстати, с выходом опять все провалилось, вышли около 10…). Небольшая записка в неформальной форме и мы продолжаем маршрут.

Спуск, обход, стенка, жандармы, очередной подъем и мы видим чудо - гребень превратился в футбольное поле, в пору проводить Кубок Кынгарги ;).

Отдых и небольшой обед, временное возвращение в горизонтальный мир, не хватает только шезлонгов и зонтиков.

Продолжаем маршрут, приближаемся к взлету на Северную Башню. Вспомнив опыт предыдущей ночи, решаем пораньше закончить дневное продвижение и около 8 вечера начинаем разбивать лагерь, с местом на этот раз повезло - сформировали площадку 1,5x2,5 на одном из относительно пологих склонов.

В 9:40 выходим на штурм Северной Башни, чему предшествует еще 3 часовое продвижение по гребню с провесом 3-4 веревок по стенкам и почти везде перил по всем правилам. Кстати, на маршруте в ключевых точках оставлены кольца, в ряде мест мы сделали свои, даст бог и они кому-нибудь пригодятся. Повторюсь о "живых" камнях, требуется максимальная аккуратность и слаженная работа (в случае нескольких участников), в ряде мест есть застрявшие запасы камней, похожи на бутылочное горлышко, срываешь один камень внизу и вылетает тонна других. Здорово, что все обошлось без проишествий ! Около 13:00 мы на вершине Трехглавой, красивая и могучая гора, виды великолепные.

Собственно траверс близок к завершению, но мы решаем (в общем так было и запланировано) продолжить его до центральной башни, около 5 часов мы на ней.

Начинает портиться погода, чувствуется идет смена сезонов. На спуске попадаем в мощный и холодный снежный град, который очень затрудняет спуск и работу со снаряжением. На перевал между Центральной и Южной башней попадаем около 7 вечера. Холодные массы воздуха продолжают перетекать из одного ушелья в другое, формируя климат в долинах, процесс крайне занимательный.

Здесь нас ждала еще одна удача, достойная внимания ценителей - мы увидели фокус радуги который формировался через перевал. Зрелище фантастическое.

Спуск был не из приятных, кулуар "гнилой" в прямом и переносном смысле, все "живое", а земля глинистая и потому скользкая. Рискнув спускаться пешком мы вскоре об этом пожалели и сдюльферяли верхний крутой участок кулуара.

Около восьми часов мы были внизу у зоны леса, дошли до первой воды. Вода ! Как мы ждали ее, все-таки 3 дня на 6 литрах воды, которую мы заносили дали о себе знать, за весь вечер и ночь мы выпили каждый по 6-8 литров обычной и газированной воды, организм набирал свое.

В 10 вечера мы на развилке троп в Цирк Трехглавой и на Надежду, варим чай, бульон, пытаемся согреться. Чему очень помог чай с добавлением коньяка настоянного на бруснике, которую мы собрали 3 дня назад, чертовски вкусная и согревающая штука. Наша заброска была тщательна профильтрована, исчезли шоколад, печенье и прочие "перекусные" радости, пришлось делать что-то вроде окрошки из роллтона, сала, лука, чеснока и еще какой-то всячины. Этого хватило на последующий марш-бросок до Аршана и в 3 ночи мы в поселке. Такие вот "черные" альпинисты, заходили в ночь и вышли из ночи.

А на утро - опять яркое тункинское солнце, сочные позы и радостные лица местного населения. Три дня, так мало и так много, спасибо вам Горы, вы вновь были гостеприимны.

Отчет Анатолия Казакевича

Траверс Бриг - 9 мая - Трехглавая

Дата: 1-3 сентября 2005 г.

Состав: Валькович, Казакевич

Ну вот, мы с Вовкой прошли маршрут, о котором так долго думали. Маршрут 4А. Траверс Бриг-9 мая - сев.башня Трехглавой - центральная башня трехглавой.

А у нас... у нас просто экстрима до жо…ы было.

Мы, как оказалось, даже быстрее этих ребят прошли. 27 часов на маршруте были, против 31. Но некоторые маршрут и за сутки бегают, что тоже возможно без большого веса.

Заехали в Аршан ночью, 31-го августа вечером (пришлось вечером в среду из офиса сбежать), зашли на стрелку, не торопясь утром вышли, ...

К маршруту подошли к 13.30, вместо 7 утра ;).

Итог - ночевка у нас была на 60 градусных скалах. Висишь в обвязке, надо тобой сверху натянута палатка и спальник (на независимой страховке). Спальник стараешься удержать, что бы не упал вниз палатки. К 5 утра обвязкой уже все передавливает... я в итоге лег спать на улице, на системе перила/рюкзак/коврик - подвешенной за скальник. Значительно удобней оказалось ;)

Зато утром подъем был раненько ;)).

Следующие сутки тоже отлично, все прошли. Опять ночевка на гребне, но нашли почти ровный пяточок. Уже был не вертикальный, а горизонтальный мир ;). На 9 мая и сев.башне Трехглавой - оставили записки, что здесь были Чемберлены!

Проход маршрута сильно осложнялся старыми, разрушенными сказалами.

Постоянные обвалы, очень большие. Вовка я думаю на долго запомнил один обвальчик ;). Действительно, очень опасно. Не рекомендуется летом ходить такие горы. Тонны скал срываются в кулуары, страховка не достаточно надежная.

В субботу продолжили маршрут, поймали град, дождь, снег и сильный ветер. Сыпуха, мокрые, разрушенные скалы, обвалы...

В Аршан мы спустились мокрые, усталые (18 ходовых часов в последний день), но довольные, к 3 часам ночи. Заселились в гостиницу, и пили пиво ;). В воскресенье вечером до Иркутска доехали.

О, еще же у нас на машруте другое веселье было. Там воды нет, совсем. Откуда на скалах вода будет ;). Воду мы брали с собой. 6 литров. на двоих. на 2,5 дня. это и на еду, и на чай и на все про все... Тяжко.

Когда мы ночью, в субботу добрались до реки, каждый из нас выпил литров по 8-10 воды.

Усталость и куча мазолей до сих пор одолевают :).

Вот такой вот "отдых" ;)

Отчет о траверсе в Восточном Саяне Отчет о траверсе в Восточном Саяне Отчет о траверсе в Восточном Саяне Отчет о траверсе в Восточном Саяне Отчет о траверсе в Восточном Саяне Отчет о траверсе в Восточном Саяне Отчет о траверсе в Восточном Саяне Отчет о траверсе в Восточном Саяне Отчет о траверсе в Восточном Саяне Отчет о траверсе в Восточном Саяне Отчет о траверсе в Восточном Саяне Отчет о траверсе в Восточном Саяне Отчет о траверсе в Восточном Саяне Отчет о траверсе в Восточном Саяне Отчет о траверсе в Восточном Саяне Отчет о траверсе в Восточном Саяне Отчет о траверсе в Восточном Саяне Отчет о траверсе в Восточном Саяне Отчет о траверсе в Восточном Саяне Отчет о траверсе в Восточном Саяне