Виды туризма
Дата: 29 апреля - 9 мая 2007 г.
Начальник школы: Коссовский Ю.И. (клуб водного туризма МГУ им. М.В. Ломоносова)
Отчет прислала: Вера Кочина
Оглавление
1. Введение
2. Паспорт маршрута
3. Список участников
4. График движения
5. Описание р. Малка
6. Заброска и пешая часть
7. Лоция р. Малка
8. Карты реки
9. Движение на маршруте и обеспечение безопасности
10. Выводы и рекомендации
11. Групповое снаряжение
12. Личное снаряжение
13. Ремнабор
14. Раскладка продуктов
15. Медаптечка
16. Смета расходов
17. Литература
В отчете приводится описание учебно-тренировочного похода водной школы специализированного уровня при Клубе водного туризма МГУ им. М. В. Ломоносова по реке Малка в Кабардино-Балкарии в мае 2007 г.
Начальник школы - Коссовский Ю.И.
Завуч - Марчук Д.Л.
Инструктора отделений: Гирусова М.В., Зыков К. А., Коссовский Ю.И.
Участников, инструкторов и стажеров было 40 человек. Для обеспечения безопасности при прохождении маршрута КВТ МГУ организовал спасотряд из опытных туристов в количестве 5 человек, который шел в составе школы.
Таким образом, на маршруте всего было 45 человек, 15 судов: катамаран-четверка - 7 шт., катамаран-двойка - 6 шт., "ЛАС-5" - 1 шт., "Скаут" - 1 шт.
5 лет назад по реке Малка прошел сель. В результате этого река полностью поменялась, оставив только скальные каньоны. По результатам похода была составлена новая лоция реки, которая и приводится в этом отчете.
- Сроки проведения: 29 апреля - 9 мая 2007 г.
- Район: Северный Кавказ, республика Кабардино-Балкария.
- Нитка маршрута: г. Москва - г. Кисловодск - т/б "Долина нарзанов" на р. Хасаут - пеший переход до слияния р. Хасаут и р. Малки - р. Малка (сплав) - п. Хабаз - г. Кисловодск - г. Москва.
- Общее количество - 45 чел. (4 группы)
- Средства сплава: катамараны 4-ки 7 шт., катамараны 2-ки 6 шт., "ЛАС-5" 1 шт., "Скаут" 1 шт.
- Категория сложности: "короткая" тройка с эл.4 к.с.
- Протяженность сплава: 37 км.
- Пешая часть: 5 км.
- Уровень воды: низкий
- Общее количество дней (Москва - Москва): 10 дней
- Заброска + пешеходная часть: 1 день
- Стапель: 1 день
- Сплав: 5 дней
Работали над отчетом:
- Буряков М.
- Гирусова М.
- Королева А.
- Коссовский Ю.
- Кочина В.
- Северин А.
- Смолов М.
Фотографии В. Кочиной
Схему Лохранского каньона выполнил М. Смолов
Отделение №1
№ Ф.И.О. г. р. тел. тур. опыт обязанность в походе распр.по судам
1 | Зыков Константин Анатольевич | 1966 | 6 р, 6у | Инструктор, Кап. к-4, рук. гр. |
2 | Буряков Михаил Леонидович | 1982 | Охта 3у Писта 3у | К-4 |
3 | Ткачев Алексей Владимирович | 1988 | Мста 2у | к-4 |
4 | Чернышев Сергей Владленович | 1979 | Барбитай 4у | Кап. К-2-1 реммастер |
5 | Чернышева Елена Анатольевна | 1980 | Барбитай 4у | к-2-1 |
6 | Лапин Михаил Александрович | 1983 | Кекемерен 6у | Кап. Кат-2-4 |
7 | Кудрявцева Вероника Евгеньевна | 1985 | Урик 4у Жом-Болок 4у | Экип.К-2 -4 медик |
8 | Савельева Ольга Андреевна | 1985 | Барбитай 4у | Экип К-2-2 завхоз |
9 | Полубянцев Дмитрий Дмитриевич | 1983 | Н.Кураган 5у | Кап К-2-2 |
10 | Смолов Максим Александрович | 1980 | Б.Сумульта 5у Чуя 4р | Кап.К-2-3 завснаряж. стажер |
11 | Медведкова Ксения Александровна | 1981 | Мста 2у | . К-2-3 |
12 | Степанова Елена Сергеевна | 1988 | Ч.Черемош 3у | .К-4 |
Отделение №2
1 | Гирусова Марина Владимировна | 1966 | Тумча 3р Кара-Алаха-Аргут 6у | Инструктор кап кат-4-1. Рук. гр. |
2 | Ланчиков Даниил Эдуардович | 1993 | Мста 2у | Экипаж к-4-1 |
3 | Голубев Михаил Сергеевич | 1982 | Охта 3у Писта 3у | Экипаж кат-4-1 |
4 | Изумрудова Мария Владимировна | 1983 | Охта 3у Шуя ЮС3у | Экипаж кат-4-1 |
5 | Северин Александр Валерьевич | 1966 | Башкаус 6у Лепсы 4р | Кап.кат-4-2 видеооператор, Стажер |
6 | Королева Анастасия Николаевна | 1986 | Воньга 2у Калга 2у | Экипаж кат.-4-2 Медик |
7 | Кочина Вера Григорьевна | 1963 | Чулышман 6у | Кат-4-2 фотомастер |
8 | Горбунов Игорь Андреевич | 1987 | Мста 2у | Кат.-4-2 |
9 | Гульбекян Георгий Георгиевич | 1984 | Тумча 3у Кутсайоки 3у | Кат.-2-1 завхоз |
10 | Семин Василий Алексеевич | 1985 | Тумча 3у Кутсайоки 3у | Капит.кат.-2-1 реммастер |
11 | Ноздря Дмитрий Анатольевич | 1984 | Воньга 2у Калга 2у | Кат.-4-3 |
12 | Цибизова Ирина Александровна | 1988 | Чирко-Кемь 3у | Кат.-4-3 |
13 | Красноперов Алексей Владимирович | 1972 | Н.Кураган-Катунь 5р Акалаха-Катунь 6у | Кап.кат.-2-2 |
14 | Гульбекян Мария Георгиевна | 1988 | Тумча 3у | Кат.-2-2 |
15 | Тугаенко Антон Вячеславович | 1983 | Умба 3у Калга 2р | кап.кат.-4-3 |
16 | Орловский Всеволод Дмитриевич | 1983 | Воньга 2у Калга 2у | Кат.-4-3 |
Отделение № 3
1 | Марчук Дмитрий Львович | 1964 | 6у,6р | Руководитель гр.. завуч школы, Кап. кат-4-1 |
2 | Ерилов Дмитрий Павлович | 1977 | Кекемерен 5у | Стажер, реммастер., Капитан кат.-4-2 |
3 | Коссовский Юрий Исаакович | 1941 | 6у,6р | Начальник школы,Инстр.отд., Капитан кат.-4-3 |
4 | Морозова Ирина Александровна | 1984 | Кекемерен-Нарын 5у | Медик кат.-4-2 |
5 | Погорелов Максим Витальевич | 1986 | Жом-Болок-Ока 4у | Завхоз кат.-4-3 |
6 | Урывский Борис Викторович | 1969 | Мста 2у | Кат.-4-3 |
7 | Боровкова Анастасия Михайловна | 1980 | Мста 2у | Кат.-4-3 |
8 | Пелех Валерия Владимировна | 1966 | Белин-Кызылхем-Ка -Хем 5у | Кат.-4-1 |
9 | Байбиков Владимир Александрович | 1967 | Урик 5у | Кат.-4-2 |
10 | Таубинская Анна Викторовна | 1974 | Билин-Кызылхем-Ка -Хем 5у | Кат.-4-1 |
11 | Таубинский Илья Михайлович | 1973 | Башкаус 6у | Кат.-4-1 |
12 | Глазкова Инна Вячеславовна | 1971 | Б.Лаба 3у Б.Зеленчук 3у | Кат.-4-2 |
Спасотряд
1 | Корнетов Игорь Владимирович | 1969 | Сары-Джаз 6у, Она 4р | Руководитель, Кап. «Скаут» |
2 | Шевченко Александр Александрович | 1968 | Башкаус-Чулышман 6у | Завхоз. Матрос «Скаут» |
3 | Валуев Илья Александрович | 1972 | Умба 3у,Чуя-4у | Кап. ЛАС-5 медик |
4 | Дронов Кирилл Кимович | 1969 | Укучикта 6у | Матр.ЛАС-5 реммастер |
5 | Кирюхин Павел Владимирович | 1966 | Жом-Болок 5у | Матр. ЛАС-5 видеооператор |
1- 2 29-30.04 Москва-Кисловодск Поезд
2 30.04 Кисловодск-турбаза
"Долина нарзанов" 36 Автобус
Турбаза-устье р. Хасаут 5 Пешком
3 1.05 устье р. Хасаут Стапель
4 2.05 р. Малка до устья р. Б. Лохран 7 Сплав
5 3.05 Снег. Полудневка.
р. Малка до пор. 9 Сплав
"Девичьи слезы"
6 4.05 р. Малка до Лохранского
каньона. Обнос вещей 5 Сплав
Прохождение каньона.
7 5.05 р. Малка до теснины Тешкепюр.
Обнос теснины Тешкепюр. Р. Малка
за 2 км до каньона Короткий 10 Сплав
8 6.05 р. Малка до пос. Хабаз 11 Сплав
Хабаз. Антистапель.
Хабаз - Кисловодск 150 Автобус
8-10 6-8.05 Кисловодск-Москва Поезд
Итого: пешком - 5 км
сплав - 42 км
Река Малка - левый приток реки Терек. Общая протяженность от истока до устья - 210 км. Берет свое начало на северных склонах Эльбруса. Наиболее значимый исток - Кызылсу. Кызылсу берет свое начало с самого западного в бассейне Малки ледникового языка Уллучиран. Долина этой реки безлесная, довольно широкая и неглубокая. После слияния с еще одним притоком - Каракаясу - долина Малки сужается, появляется лес. Долина реки Малка после Хасаута - узкая, глубокая, классическая V-образная долина. Здесь природа сохранилась в первозданном виде. Когда-то в расширениях долины жили люди. Фундаменты их построек можно найти в районе впадения Большого Лохрана на правом берегу Малки. Сейчас на реке никто не живет.
В месте впадения Хасаута расход Малки составляет около 20 куб.м./c. В дальнейшем расход увеличивается, но не сильно. Тропа вдоль реки есть не везде, местами она смыта селем и оползнями. Малка - одна из немногих кавказских рек, вдоль которых нет дороги. Поэтому здесь нет поселков. Первый населенный пункт - Хабаз - находится там, где маршрут заканчивается. Местные пастухи встречаются в районе Тешкепюра. Их там всего 2-3 человека.
Лес преимущественно лиственный, иногда сосновый, много ореха, всевозможных ягодных кустарников, в реке водится форель.
В месте впадения левого притока Большого Лохрана долина реки расширяется, с левого берега есть скотопрогонная тропа и развалины кошары.
Везде встречаются следы пребывания лошадей, коров и т.п.
Падение реки на протяжении сплавного участка неравномерно и составляет:
- Устье р. Хасаут - приток Б. Лохран 13 м/км
- Б. Лохран - Лохранский каньон 10 м/км
- Лохранский каньон 15 м/км
- Лохранский каньон - Тешкепюр 11 м/км
- Тешкепюр - п. Хабаз 12 м/км
Падение реки Хасаут составляет в среднем 20 м/км, основное падение приходится на каньонные участки этой реки.
Многие из нас были на Малке в 1990-1991 г.г. За это время река изменилась до неузнаваемости. 5 лет назад, летом, по ней прошел сель. "По реке шел цемент с камнями", - рассказывал нам местный пастух. Реку перемыло, срезало лесные и луговые полочки, намыло новые острова и отмели, которые густо поросли молодой ольхой и сосенками 3-х летнего возраста. Вместе с полочками во многих местах исчезла тропа вдоль берега. Это привело к тому, что во многих местах нельзя пройти и посмотреть, что там за поворотом. Это можно делать, только карабкаясь по кручам. Иначе не пройдешь. Это надо учитывать, если для прохождения некоторых препятствий планируется замена одних участников на других. Структура и ориентиры порогов из отчета № 5569 почти полностью изменились. Только по инерции начинаешь называть пороги старыми именами. На прежнем месте остались Лохранский каньон, теснины Тешкепюр, каньон Короткий. Но ориентиры этих препятствий теперь совсем другие. Пришлось составить новую лоцию реки и описание препятствий.
После селя река представляет собой сплошную сильную шиверу с довольно большим уклоном, местами до 15 м/км. Расход воды у нас был примерно 20 куб.м/с, ширина русла 10-20 м. Там, где локальный уклон повышается, появляются участки, которые можно назвать порогами. Надо отметить, что больших уловов, теней камней и других мест для чалки маловато. Часто приходится чалиться на струе при ограниченном пространстве для маневра.
Т.к. река довольно узкая, сложных маневров делать не приходится. Но из-за большого уклона и высокой скорости течения движение по этой "бесконечной" шивере требует большого морального и физического напряжения. Поэтому, как только впереди покажется что-то, похожее на порог, на просмотр народ идет с удовольствием. Несколько порогов требуют осмотра: "Стражники", "Монастырский", "Девичьи слезы".
Конечно, надо смотреть Лохранский каньон, особенно порог на входе.
Неплохо просмотреть каньон "Короткий", но с ориентирами у него также не очень четко.
Перед прохождением Нижнемалкинского ущелья провели общую разведку начального участка, до тех пор, пока можно было идти по правому берегу. Смотрели на общий характер реки и наличие на камнях в русле деревьев. В двух местах эти деревья и были обнаружены.
Основной метод движения по реке это движение сходу. Все очень напоминает бобслейную трассу: сильная струя бьет от берега к берегу, многократно меняя направление.
Множество прижимов, почти полное отсутствие плесов и уловов осложняет проведение каких-либо спасработ в случае необходимости.
По нашим оценкам реку можно отнести к 3 категории сложности с элементами 4. Дополнительную сложность реке придают: непрерывная, почти без плесов, сильная шивера, узкая V-образная долина, по которой не везде можно пройти по одному берегу, участки реки с уклоном до 15 м/км, Лохранский каньон, теснины Тешкепюр, каньон Короткий.
По результатам похода составлена новая лоция реки. Скорее всего, не все пороги мы четко описали. Надеемся, что последующие группы внесут свои коррективы в нашу лоцию.
Прибыли в Кисловодск в 11-20 (поезд №3 Москва - Кисловодск). Автобусы были заказаны еще в Москве. Погрузка заняла 40 мин. Дорога до турбазы "Долина нарзанов" не очень сложная, но с крутыми и длинными подъемами, один автобус "закипел". В стороне от дороги на перевале имеются небольшие участки снега. Сыпется снежная крупа, дует сильный ветер, не жарко. Дорога пересекает границу с Кабардино-Балкарией, здесь документы проверили только у водителя. Заставы нет, есть только временный пост милиции.
Время заброски на автобусе 3 часа. При спуске в долину Хасаута снег сменился мелким дождем. Вода в Хасауте выше средней, мутная [фото 1].
На турбазе местные люди сказали нам, что тропы вдоль Хасаута по левому берегу нет, её смыло водой, что нужно идти вдоль правого берега, да к тому же несколько раз бродить речку: "Хоть сколько-то пройдете…". Все сказано было с сочувствием и весьма доброжелательно. Предлагали даже взять проводника. Мы не поверили и пошли по левому берегу, зная, что для местных "тропа" - это когда можно проехать на лошади. Воды в Хасауте много, накануне шли дожди, и закончились они только с нашим приездом. Хасаут производил впечатление вполне сплавной реки. Не было никакого желания бродить эту реку. Да и погода (прохладно и мелкий дождичек) не располагала к водным процедурам. Группа, прибывшая до нас, послушала советы местных и пошла по дороге правого берега. Через 800 метров они подошли к первому броду через Хасаут; здесь им и пришлось начать стапель.
Тропа вдоль Хасаута идет по левому берегу реки и начинается сразу за турбазой. Надо пройти по турбазе метров 200-300,там, в самом низу, есть мостик на левый берег. Дальше идет малозаметная тропа вдоль берега, временами спускается к самой воде. Тропа непростая, иногда её трудно различить среди камней. А по другому берегу идет отличная дорога, а по реке кажется можно плыть… Но скоро ситуация изменится.
За первым правым поворотом на левом берегу Хасаута находится навес с летней печкой и столом, видимо, полевая кухня для пастухов, в это же место приходит и дорога с правого берега, преодолевая брод через Хасаут. Дальше тропа нахоженная около 600 м.Затем конная тропа опять переходит на правый берег, а пешая круто поднимается в гору для обхода скального бома. Именно в это место спускалась бы старая тропа, описанная в предыдущем отчете. Видно, что она действительно смыта водой. Подъем метров 40, дальше по полочке тропа проходит скальный бом и спускается на берег. Спуск без проблем. Дальше 700 м ровной дороги. Затем имеется довольно сложное место - переход через скальный выход по узкой полочке в 3 метрах над водой. В стену вбито 3 крюка, можно повесить веревку для страховки. Внизу, под скалой, совсем мелко, дно твердое, галечное, так что если воды мало проще и легче пройти эти 5-7 метров по воде. Метров через 20 ступенька высотой 2 м, спуск с этой полочки. Тропа попадает в грот, необходимо передавать рюкзаки, т.к. каменный свод мешает продвижению в полный рост. Это последнее трудное место, дальше 15 мин. до места стапеля налегке или 30 мин. с грузом по хорошей тропе.
В целом тропа весьма непростая, поэтому имеет смысл оценить целесообразность разного рода лишнего груза… С рюкзаком и с учетом времени на отдых тропа проходится за 3 часа. Те же, кто бесконечно возвращался за рамами, потратили 5-6 часов, но до темноты все успели…
Поляна для стапеля частично смыта селем, но все равно большая, правда, неровная [фото 2]. Дрова находятся на склонах гор или выше по Хасауту. На левом берегу Хасаута, не доходя до поляны метров 50, есть приток с чистой питьевой водой (в темном распадке ручеек, набрать воду можно кружкой).
Возможность сплава по Хасауту на катамаранах сильно зависит от уровня воды, мастерства, желания и возможности вытаскивать катамаран в местах непроходов [фото 3]. Во всяком случае реку надо просматривать перед прохождением полностью. Средний уклон Хасаута-20 м/км. В районе турбазы река производит впечатление сплавной, но чем ближе к Малке - тем уклон становится больше, русло уже. Есть негабариты, завалы, река входит в ущелье с вертикальными стенками, поднимать на тропу собранные суда не просто. Перед впадением в Малку река входит в каньон, в котором по нашей воде был, по крайней мере, один непроход. Пройти там можно только при более высокой воде. Прохождение Хасаута подготовленной группой при достаточном уровне воды потребует не менее двух дней.
Вода в Малке низкая, на стрелке Малки и Хасаута видно, как чистая вода Малки смешивается с мутной водой Хасаута [фото 4].
1. Через 200 м от устья Хасаута первый прижим, перед прижимом по центру лежит крупный камень, проход слева по струе трудности не представляет.
2. Сильная шивера.
3. По ПБ осыпь желтого цвета - ориентир пор. "Алексеевский". Можно просмотреть. По центру остров, основная протока - левая. Камни в шахматном порядке с прижимом в конце. В прижиме может быть негабарит. Сразу за порогом чалка на ПБ.
4. За поворотом прижим к ПБ с сильным падением. У нас был осложнен упавшим с ПБ деревом. Сразу за прижимом чалка к ПБ.
5. Порог "Ворота". Гряда обливных камней с навалом на ЛБ. Возможен чистый проход только для катамаранов-двоек справа, что потребует четкого маневра. Для четверок проход по центру, пропустив какой-нибудь из обливников между баллонами. Вдоль самого ПБ "канализация".
6. Шивера с множеством обливных камней.
7. Гряда камней с чуть большим падением напротив грота с ЛБ. Можно идти сходу.
8. Долина реки расширяется, видно, что береговые полочки смыты, намыло множество новых горок-пляжей, есть мелкие протоки, река имеет странное, почти прямое русло (как канал). Такое впечатление, что оказались в карьере, где что-то добывают и при этом немереные кучи отвалов. Река - несложная шивера. Возможные места для стоянки загажены скотом. В конце долины, перед первым правым поворотом на ПБ есть место для стоянки в ольховом лесочке. Дров много. Сплав по долине занимает 15 мин по малой воде.
9. Берега резко сужаются, река входит в Нижнемалкинское ущелье. Ущелье начинается прижимом к ПБ, сразу за ним каменистая отмель на ПБ, но чалиться надо на ЛБ напротив каменистого бома, примерно за 30 м до поворота.
10. Пор. "Первомайский". Горка с большим падением и навалом на ЛБ, зуб по центру на выходе. Стоит посмотреть. За порогом чалка к ПБ.
11. Шиверы с островами. На одном из них у нас лежало дерево, перегородив корнями полструи, остров низкий, дерево скоро смоет.
12. Сильные шиверы, локального падения нет.
13. После крутого правого поворота прижим к скале ЛБ, сразу заметна горка из обливников с сильным падением, струя хорошо видна, проход по центру.
14. Небольшая горка на правом повороте, сразу после нее. С обрыва ЛБ падает приток в виде множества мелких струек. Под струйками ярко-зеленый мох. Это ориентир порога "Девичьи слезы". Чалка к ПБ.
15. Пор. "Девичьи слезы" - первое препятствие, которое действительно можно назвать порогом [фото 5], [фото 6]. Требует просмотра. На заходе струя чистая, сильно разгоняется и падает через 2 ступени обливняков, образуя в конце бочку. Это первая бочка, которая "кусает" катамаран.
16. Через 100 м следующий порог "Кызылташ". Несложный. Чистая горка на левом повороте, в русле два больших черных камня, проход справа, слева выносит на галечную косу. Над порогом есть отличное место для стоянки.
17. Прижим к скале ПБ с горкой перед самым прижимом, посмотреть можно от предыдущей чалки.
18. Длинный, плавный левый поворот, ПБ крутой, река - шивера с четкой струей 200 м. Появляется сосновый лес. Впереди видна черная нависающая скала ЛБ - ориентир пор. "Стражники". Чалка к ЛБ.
19. Пор. "Стражники" [фото 7], [фото 8], [фото 9]. Сложный. Еще издалека видны большие камни в русле. Три камня, навал на огромный центральный. Проход с уходом влево от центрального камня, сразу за камнем уход в центр. За порогом несильный прижим к той самой нависающей черной скале ЛБ.
20. Далее сильная шивера 200-250 м с заметным падением.
21. Пор. "Монастырский" представляет собой уменьшенную копию "Стражников" с тем же расположением камней и тем же маневром для прохождения. Чалка перед порогом на ЛБ. За порогом на правом повороте в стене ЛБ есть грот, а напротив приемлемое место для стоянки [фото 10].
22. Сильная шивера.
23. С крутых скал ПБ водопадом впадает приток - ориентир Лохранского ущелья. Впереди видны скальные стены, порог на входе в ущелье, сильное падение. Чалка напротив притока-водопада, на широкую каменистую отмель левого берега. Рядом, на берегу, есть место для стоянки, но лучшее место находится дальше - над ущельем в сосновом лесу, сразу после перехода тропы через левый приток Малки - Малый Лохран. Здесь же красивейший водопад на М. Лохране.
24. Лохранский каньон [фото 11], [схема 1]. Начало сразу за водопадом с ПБ [фото 12]. На заходе в каньон расположен порог, состоящий из горки полуобливных камней. Можно идти и слева, и справа, но чистого прохода нет ни там, ни там, всё сильно забито камнями [фото 13]. Дальше несколько мощных сливов подряд. Это самое сложное место во всем каньоне. Река в каньоне представляет собой мощную шиверу [фото 14]. Есть несколько четких сливов и прижимов и две узости. Первая узость образована упавшим сверху куском конгломерата. Проход слева от конгломерата, ширина прохода 3 м, на заходе чистая несильная, места для четкого захода достаточно. Эта глыба размывается водой, вероятно, скоро исчезнет.
В конце каньона узость, видимо, остатки порога "Амбразура". Ширина 4 м, перед ней горка из обливников с зубом по центру. Можно пустить зуб между баллонами, можно пройти между ним и ЛБ. В любом случае с горки легко смывает, не нарушая курса судна. В узости чистая струя [фото 15], [фото 16]. Это место предварительно можно посмотреть, зачалившись на отмель ПБ после последнего прижима. Затем все чисто, чалка к отмели ЛБ [фото 17].
25. Дальше идет самый сложный для ориентирования участок реки - где-то впереди находится теснина Тешкепюр, попадание в которую крайне нежелательно. Теснина представляет собой узкую (шириной с раму катамарана), извилистую щель в скальных берегах с вертикальными стенками высотой 3-4 м. Четких ориентиров её нет. Начинается она сразу за одним из левых крутых поворотов. Причем вход в неё заметить трудно, резкий левый поворот и сразу начинается теснина. Ближе к теснине Тешкепюр падение заметно усиливается, два ощутимых слива на плавном правом повороте и сразу чалка на ЛБ Чалка очень сложная, на хорошей струе. При нашей воде можно было выброситься на камни у левого берега [фото 18]. При более высокой воде эти камни, очевидно, будут частично залиты водой.
Хороших четких ориентиров места чалки нет, есть косвенные. Так как ошибиться нельзя, необходимо обращать внимание на все:
1. От Лохранского каньона по ЛБ тянется сосновый лес. Первое место, где лес отступает и видна безлесная поляна, - искомое.
2. На фоне довольно ровной шиверы резко усиливается падение, есть несколько сливов перед слабым правым поворотом, на котором чалка.
Самый надежный способ избежать попадания в теснину - это сплошной просмотр реки от Лохранского каньона. Вначале можно пройти по довольно узкой тропке левого берега, которая идет высоко над рекой чуть дальше хорошего ориентира на реке - огромного квадратного камня в русле. Пешком около 30 мин, по воде 4-5 мин. Дальше тропа ещё немного идет, а затем исчезает, смытая дождями вместе с крутым склоном долины. После прохождения камня-ориентира надо уже осматривать каждое препятствие реки от чалки до чалки.
26. Обнос. За тесниной № 1 есть ещё теснина № 2 и теснина № 3, совсем узкая, шириной полметра. Обносить лучше сразу все три теснины по хорошей тропе левого берега [фото 19], [фото 20]. Подъем на тропу перед 1-й тесниной в конце отмели. Троп, натоптанных животными, множество, важно не забирать сильно вверх. Ориентиром для спуска к реке служит видимая на другом берегу ярко-зеленая тропа, спускающаяся к реке, там мостик через 3-ю теснину. Спуск судов сразу за ней на левом берегу.
Стоит сходить посмотреть все 3 теснины. Две из них в самом начале [фото 21], потом 1,5 км чистой воды, но сплавляться здесь не надо, т.к. выбраться по отвесным скалам перед 3-й узостью очень проблематично.
27. Средние шиверы. Чем ближе к каньону "Короткий", тем сильнее.
28. Каньон "Короткий" [фото 22]. Хороший и сложный порог в небольшом каньоне с отвесными стенками. Резкие повороты, скальные обломки в русле, увеличение падения и мощи реки [фото 23], [фото 24]. В конце каньона мостик, за ним чалка к ПБ [фото 25].
29. Сильные шиверы вплоть до Хабаза и дальше. Появляются ощутимые бочки, прижимы, постоянно требуется повышенное внимание.
Поселок виден издалека. Перед самым поселком на левом берегу Малки есть большая поляна для антистапеля, сюда же может подъехать машина. Основная дорога начинается на 100 м дальше, у поселка. В поселке есть множество мелких магазинов, а также минеральный источник и завод по разливу минеральной воды.
- Карта 1, карта 2 - р. Малка
- Схема - Лохранский каньон
9. Движение на маршруте и обеспечение безопасности
Общий состав нашей школы вместе со спасотрядом состоял из 15 судов: 7 катамаранов-четверок, 6 катамаранов-двоек, один "ЛАС-5" и один "Скаут". Прохождение маршрута такой большой флотилией на довольно узкой реке с очень быстрым течением и трудностями выбора мест чалки для всех судов потребовало от нас разработки разумной тактики.
Для прохождения реки весь отряд был разбит на подгруппы по 2-3 катамарана под руководством инструкторов, стажеров, начальника школы и завуча. На участках, где не было порогов, эти подгруппы шли со взаимной страховкой. На порогах, как правило, собирался весь состав школы для организации страховки, фото и видеосъемок.
Большей частью впереди шел катамаран завуча, как самый опытный, в сопровождении экипажа "Скаута". Другой экипаж спасотряда шел во второй части школы. Но так было не всегда. Перед тесниной Тешкепюр впереди шло отделение Зыкова, применяя тактику движения как при первопрохождениях, т.е. просмотр от чалки до чалки. Перед тесниной они выставили сигнальщика для остальных судов.
Чалка перед Лохранским каньоном сложности не представляла. При его прохождении применяли следующую тактику. Провели осмотр каньона, наметили место лагеря, над каньоном, сразу после притока М. Лохран и перенесли туда часть вещей. Прохождение каньона осуществлялось усиленными экипажами. Все участники с опытом 2 к.с. каньон не шли. Поэтому некоторые участники с большим удовольствием прошли каньон несколько раз. Перед прохождением внимательно изучили порог на входе в каньон, пожалуй, самое сложное место. Каньон проходили с промежуточной чалкой перед остатками порога "Амбразура". Сель потрудился на славу, и ширина прохода там стала больше 3 метров.
Первыми каньон проходили экипаж завуча и "Скаут" со взаимной страховкой. Для передачи команд на прохождение остальных катамаранов использовали рации. В одном отделении на страховку после каньона принесли катамаран-двойку.
Последнее сложное препятствие на реке - это каньон Короткий. Его тоже неплохо бы посмотреть. Но каких-то четких ориентиров нет. Шивера, которая начинается после Тешкепюра, становится все сильнее и сильнее и постепенно переходит в каньон с вертикальными стенками, резкими поворотами, скальными обломками в русле и мощной струёй.
Успешному прохождению маршрута способствовало наличие у всех слушателей личного спасательного снаряжения: каски, спасжилеты, гидрозащита, штаны с "пенкой". Так как оверкилей не было, групповое спасательное снаряжение - "морковки" - по прямому назначению использовали только один раз, снимая катамаран, который зацепился задней поперечиной за корягу в середине русла реки, в районе впадения Большого Лохрана. Хотя в сложных местах страховку ставили. Более активно "морковки" применяли во время тренировок по метанию спасконца. Немалое значение имел теоретический курс, прочитанный во время занятий школы в Москве, в котором были лекции по технике, тактике, безопасности, личному снаряжению. Большое значение имел также хороший психологический климат в отделениях школы.
Пройденный маршрут по р. Малка, несмотря на малую воду, можно оценить как короткую 3 к.с. с элементами 4 к.с. После прошедшего в 2002 г. мощного селя сложность реки в целом немного уменьшилась за счет размывания многих локальных порогов. Но при этом фоновый сплав приобрел большую динамику из-за обилия камней в русле и значительного уклона реки (местами до 15 м/км). Сплав при таких уклонах на реке довольно эмоционален, требует постоянного внимания, быстрой реакции и слаженной работы экипажа. Особые требования предъявляются здесь к технике чалки катамарана в нужных местах. Чалиться надо очень быстро и точно.
При более высокой, чем у нас, воде сложность реки, несомненно, возрастет. Поэтому к организации сплава по Малке надо подходить со всей серьезностью.
На маршруте вполне возможны завалы, деревья, выброшенные на камни.
На реке много сложных для прохождения прижимов. Большая извилистость русла и отсутствие четких ориентиров осложняют ориентирование на реке.
Самое интересное препятствие на реке это, пожалуй, Лохранский каньон. Настоящий каньон со всеми присущими каньону атрибутами: отвесными стенами, трудностью просмотра, обносом вещей и т.п.
Самое опасное место на маршруте - это теснина Тешкепюр, состоящая из трех теснин. Она характерна габаритными непроходами, отсутствием четких ориентиров у первой теснины. Первая теснина извилистая, шириной с раму катамарана, довольно длинная с вертикальными стенками около 3 м. После селя чалка перед ней стала очень сложной. Чалка проводится на струе, с лежащими у берега камнями, затрудняющими чалку. Ориентиры теснины, указанные в отчете № 5569 совершенно исчезли. Никакой чалки, как там написано, "в крайнем случае", сейчас нет. Группа, шедшая перед нами, "загнала" в эту щель 7 катамаранов один за другим. Отделались "легким испугом": поломанными катамаранами и уплывшими веслами. Причем двумя годами раньше туда тоже попадал катамаран. Остальные 2 теснины дальше легко обносятся.
Единственный верный способ не попасть в теснину - это на последнем участке перед тесниной идти в режиме первопрохождения, т.е. просматривая реку от чалки до чалки. Что и делала в нашем походе идущая впереди группа, выставив для остальных групп сигнальщика.
Маршрут по Малке отличается наличием практически всех элементов большого автономного похода. Здесь и пешеходная часть вдоль р. Хасаут до места стапеля, и обнос вещей в Лохранском каньоне и у теснины Тешкепюр, и практически полное отсутствие "населенки" и дорог вдоль реки. Сложность реки возрастает постепенно, что дает возможность раскататься перед порогами Нижнемалкинского ущелья. Река очень красивая.
Любители рыбалки могут попытаться поймать форель, которая водится в реке.
Мы заезжали на Малку из Кисловодска, куда добирались поездом № 4, идущим через Россию. Обратно ехали на поезде № 27, идущим через Украину. Он идет на 12 часов дольше и 2 раза пересекает границу России и Украины. 2 раза происходит встреча с пограничниками и таможней. На подростков до 18 лет при этом надо иметь доверенность от обоих родителей.
Транспорт из Кисловодска до турбазы "Долина нарзанов" и обратно из Хабаза до Кисловодска мы заказывали из Москвы в АТП "Кисловодсккурорт". Директор АТП - Виталий Викторович, тел. 8-928-371-01-11, (87937) 4-19-49, 4-19-43, 4-19-82.
Было заказано 2 автобуса ПАЗ для людей и грузовик ЗИЛ для вещей. Расстояние от Кисловодска до турбазы составляет 36 км, от Хабаза до Кисловодска 160 км.
11 самых отважных путешественников остались на один день в Кисловодске [фото 26] и предавались прелестям курортного отдыха [фото 27]. Некоторые даже умудрились увидеть Эльбрус с ближайшей к городу вершины.
Для тех, кто спешит в Москву, в Минеральных Водах имеется аэродром. Этой возможностью воспользовались двое участников.
В заключение можно смело сказать, что поход по Малке никого не оставил равнодушным - ни опытных, ни начинающих. Все готовы ехать туда ещё раз.
11. Групповое снаряжение на группу 14 человек
- Катамаран-четверка, полностью оборудованный 3 шт.
- Катамаран-двойка, полностью оборудованный 1 шт.
- Запасные весла 7 шт.
- Спасконцы 5 шт.
- Основная веревка (10 мм, 40 м) 1 шт.
- Репшнур (40 м) 1 шт.
- Тент групповой 2х3 м 2 шт.
- Палатки 4х3 м + 1х2 м
- Пила лучковая 1 шт.
- Пила-цепочка 2 шт.
- Топоры 3 шт.
- Таганок 1 шт.
- Тросик костровый 1 шт.
- Каны (10+9+8 л) 1 компл.
- Скатерть, половник, ершик, разделочная доска, рукавицы костровые 1 компл.
- Оргстекло Набор
- Зап. спички 5 кор.
- Ремнабор 1 компл.
- Медаптечка 1 компл.
- Приемник GPS 1 шт.
- Рация 1 компл.
- Видеокамера 1 шт.
- Фотоаппарат 5 шт.
- Безмен 1 шт.
- Бинокль 1 шт.
- Гитара 1 шт.
Водное
- Спасжилет (25 л) + стропорез
- Каска
- Гермомешок (под рюкзак) + завязка к нему
- Гидрокостюм (сухой или мокрый). Штаны +куртка. Для "сухой" гидры - пояс, для "мокрой" - неопреновая обувь.
- Рюкзак 100 л (минимум)
- Защитный костюм с пенополиуретаном
- Веревка для привязки рюкзака (6 мм, 5 м)
- Обувь сплавная (кеды на 2 размера больше номинала)
- Комплект сплавной одежды. Под сухую гидру - тонкий тренировочный, штаны из полара, носки х/б, носки шерст. - 2 п.
Общетуристское
- Костюм штормовой ветрозащитный.
- Костюм от дождя
- Рубашка х/б - 2 шт.
- Бельё - 2 компл.
- Теплый тренировочный костюм
- Свитер
- Запасные носки (х/б и шерсть)
- Купальный костюм
- Туалетные принадлежности
- Коврик из пенки
- Спальник
- Куртка или жилет синтепоновые
- Лыжная шапочка
- Головной убор от дождя
- Кружка, миска, ложка, нож рабочий
- Спички в герметичной упаковке
- Турботинки (вибрамы, трекинги)
- Темные очки
- Перчатки рабочие
- Компас
- Личный ремнабор
- Личная аптечка
- Фонарь налобный
- Часы
- Билет, паспорт, деньги.
- Клей резиновый - 0,5 л
- Бензин - 0,3л
- Клей для Тезы - 0,5 л
- Резина тонкая (чернуха, БЦК) - 0,7 кв.м.
- Теза - 1,5 кв.м.
- Кисточка для клея - 2 шт.
- Тряпочки для протирки резины
- Ролик для прокатки швов (ролик для кромки обоев)
- Иголки толстые - 5 шт.
- Иголки тонкие - 7 шт.
- Шило - 1 шт.
- Нитки капроновые тонкие - 2 катушки
- Нитки капроновые толстые - 2 катушки
- Пассатижи - 1 шт.
- Отвертка универсальная - 1 шт.
- Ножовка по металлу + запасные полотна - 1 компл.
- Дрель малогабаритная - 1 шт.
- Сверла (3 мм, 4 мм) - по 5 шт.
- Напильник трехгранный - 1 шт.
- Винты с гайками (М3,М4) - по 10 шт.
- Шкурка водостойкая - 0,5 кв.м.
- Брусок наждачный - 1 шт.
- Ножовка по дереву - 1 шт.
- Скотч металлизиров. - 1 рул.
- Скотч обыкнов. - 2 рул.
- Клей эпокс. - 1 шт.
- Проволока стальная обожженная ф 1,5 мм - 2 м
- Проволока медная ф 1,5 мм - 1,5 м
- Ножницы - 1 шт.
- Пуговицы, булавки, наперсток - компл.
- Киперная лента - 50 м
- Репшнур, стропа, шнур капроновый ф 3 мм - набор
14. Раскладка продуктов на группу 14 человек
Завтрак
- Рис - 1,1 кг. Утренние крупы менялись: рис, гречка, пшено, макароны (с сыром)
- Чернослив - 0,3 кг.
- Сгущенка - 1 б ( 330 гр. )
- Галеты - 3х14 = 42 шт. Вечерние крупы: макароны, рожки,
- Топл. масло - 50 гр. гречка.
- Сыр "Пармезан" - 0,7 кг
- Чай - 75 гр. (на весь день) Топл. масло, соль, пряности (перец,
- Сахар - 0,8 кг (на весь день) приправы и т.п.) - у завхоза
- Крендель с корицей - 14 шт.
Обед Раскладка раздавалась по принципу- один человек - завтрак и обед, другой
- Борщ - 7 пакетов (0,3 кг ) - ужин и завтрак, третий - обед и
- Вермишель - 50 гр. ужин и так далее.
- Тушенка (330 гр.) - 1 б.
- Галеты - 3х14 = 42 шт. На 1 человека.
- Конфета "Аленка" - 2х14 = 28 шт.
- Курага - 4х14 = 56 шт. Вес раскладки - 700 гр.
- Лук - 1 гол.
- Чеснок- 2 гол. Стоимость - 125 руб/день
- Чай
- Сахар
Ужин
- Рожки - 1.4 кг
- Тушенка (330 гр.) - 4б (1320 гр.)
- Галеты - 4х14 = 56 шт.
- Пряник "Тульский" - 7 шт.
- Шербет - 0.5 кг
- Кетчуп - 300 гр. - 2 уп.
- Лимон 2 шт.
- Лук - 2 гол.
- Чеснок - 2 гол.
- Чай
- Сахар
15. Медаптечка на группу 14 человек
- Бинт узкий - 4 шт.
- Бинт широкий - 3 шт.
- Бинт сетчатый - 2 шт.
- Бинт эластичный - 2 шт.
- Вата - 100 гр.
- Йод - 3 фл.
- Зеленка - 2 фл.
- Перекись водорода - 2 фл. + гидропирит 10 табл.
- Марганцовка - 1 уп.
- Спирт ( 95 % ) - 200 гр.
- Фурацилин - 10 табл.
- Клей БФ - 1 тюб.
- Пантенол - 1 уп.
- Ножницы - 1 шт.
- Пинцет - 1 шт.
- Градусник - 1 шт.
- Пластырь бактерицидный - 10 шт.
- Пластырь в рулоне ( 2 см ) - 2 уп.
- Ватные палочки - 100 шт.
- Булавка - 2 шт.
- Иголка - 3 шт.
- Нитки - 1 кат.
- Нашатырный спирт - 1 уп.
- Парацетамол - 40 табл.
- Аскофен - 40 табл.
- Аспирин - 40 табл.
- Анальгин - 30 табл.
- Баралгин - 10 табл.
- Эритромицин - 30 табл.
- Сульфадиметоксин - 30 табл.
- Валокордин - 1 уп.
- Валидол - 20 табл.
- Йокс - 1 уп.
- Отривин - 1 уп.
- Сода - 50 гр.
- Ношпа - 10 табл.
- Уголь активированный - 20 табл.
- Супрастин - 1 уп.
- Стрептоцид - 10 табл.
- Настойка календулы - 1 уп.
- Галазолин - 1 фл.
- Долгит крем - 1 тюб.
- Таблетки от кашля - 40 шт.
- Коробка для аптечки (прочная )
16. Смета расходов на 1 человека
- Поезд № 4 "Москва - Кисловодск" 1860 руб.
- Поезд № 3 "Кисловодск - Москва" 1575 руб.
- Автобус ПАЗ "Кисловодск - Хасаут" 135 руб.
- Автобус ПАЗ "Хабаз - Кисловодск" 360 руб.
- Питание (125 руб. х 6 дн.) 750 руб.
- Медаптечка + ремнабор 120 руб.
Итого 4800 руб.
- Отчет № 5569 Перовского турклуба из библиотеки Московского городского центрального туристского клуба.
- Материалы из Интернета.
Комментарии