Виды туризма

17 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Саянский
Год путешествия: 2003
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV
0 1752 0
Руководитель: Лебедев В.И. (Москва)

Турклуб "Перово"

Содержание
  1. Паспорт похода;
  2. Список участников;
  3. График движения;
  4. Общегеографические сведения о районе путешествия;
  5. Подъезды и отъезд с маршрута;
  6. Пешая часть;
  7. Радиальный выход;
  8. Лоция р.Она;
  9. Дневник путешествия;
  10. Выводы и рекомендации;
  11. Приложения:
    1. Аптечка;
    2. Ремнабор;
    3. Список снаряжения;
    4. Список литературы;
    5. Список прилагаемых карт и схем

Паспорт похода

Сроки проведения: 1 августа 2003 г. – 24 сентября 2003 г.

Район: Западный Саян

Нитка маршрута: г. Москва – г. Абакан – г. Абаза – 314 км трассы Абаза – Ак-Довурак – пер. Кохош – р. Курукуль – сплав по р. Она – г. Абаза – г. Абакан – г. Москва

Состав группы: 10 чел.

Средства сплава: катамараны (три двойки и одна четверка)

Категория сложности: четвертая

Протяженность сплава: 169

Протяженность пешей части: 25 км

Радиальный маршрут: 18 км

Уровень воды: выше среднего

Общее количество дней (Москва - Москва): 24 дня

Количество дней на маршруте (г.Абакан - г.Абакан): 15,5 дней

из них:

подъезд к 315 км – 0,5 дня

пешая часть – 2,5 дня

стапель – 1,5 дня

радиальный выход – 1,5 дня

сплав – 6,5 дней

дневки - 2 дня

антистапель – 0,5 дня

отъезд – 0,5 день

Работа над отчетом:

текст, оформление – Лебедев В.

дневник – Лебедев В., Григорьева Т., Дьячков Д., Тангиев Н., Кирпичев Д., Козырев И.

фотографии – Паршина М., Лебедев В., Тангиев Н.

Список участников

№ п/п ФИО Год рожд. Адрес Тур. опыт Обязанности в походе, распред. по судам
1. Лебедев Валерий Иванович 1959 Москва, ул. Снайперская д.6, к.3, кв.20, т. 374-24-21 V – р. Шавла
V – у. Китой
Руководитель,
кат. 4-ка
2. Григорьева Татьяна Владиславовна 1973 МО, г. Люберцы,
ул. Толстого, 9А, кв. 10
т. 558-56-06
IV - у. Она Завхоз,
кат. 4-ка
3. Дьячков Денис Михайлович 1975 Москва, ул. Щербаковская, д. 9, кв. 131, т 365-73-33 III – у. Кутцаеки

III – р Пистайоки
Снаряженец,
кат. 2-ка
4. Тангиев Никита Игоревич 1974 Москва, ул. Шумкина, д. 9 кв. 37, т. 269-27-85 III – у. Тумча
I – р. Великая
кат. 2-ка
5. Козырев Игорь Александрович 1973 М.О., г. Лыткарино,
ул. Набережная, д. 18/1, кв.53, т. 555-04-70
III – у Б.Зелнчук
II – р. Ундоша
Ремонтник,
кат. 4-ка
6. Кирпичев Дмитрий Евгеньевич 1980 Москва, пл. Победы, д.1, к.Е, кв. 92, т. 148-17-77 III – у. Тумча
I – р. Великая
кат. 2-ка
7. Махнева Татьяна
Владимировна
1979 М.О., г. Долгопрудный,
ул.Молодежная, д. 10, кв.29, т. 353-89-73
III – у Пшеха Медик (проф.),
кат. 2-ка
8. Паршина Мария
Владимировна
1976 Москва, ул. Кунцевская,
д.4, к.1, кв.93, т. 417-92-56
III – у. Тумча Казначей,
кат. 2-ка
9. Чумакова Екатерина
 
1984 Москва, ул. Снежная, д. 27, к. 1, т. 491-28-09 III – у. Пшеха Кат. 4-ка
10. Антонов Михаил Юрьевич 1969 М.О., г. Железнодорожный, ул. Новая, д. 45, кв. 63,
т. 748-28-21
V – у. Урик-Анод
III – р. Тумча
Кат. 2-ка

График движения

Дата Дни пути Участки маршрута Путь Способы передвиж. Примечание
1.08.03- 5.08.03   Поезд Москва - Абакан   Поезд  
5.08.03 1 г.Абакан – 315 км трассы Абаза-Ак-Довурак – пер.Кохош – стоянка на р.Курукуль 315 6 Машина, пешком Два участника группы идут челноком в две ходки. остальные в одну.
6.08.03 2 Стоянка на р.Курукуль – стоянка на р.Курукуль 12 пешком Два участника группы идут челноком в две ходки. остальные в одну.
7.08.03 3 Стоянка на р.Курукуль – стоянка на р. Она в устье Курукуля 9 пешком Пол дня заняли поиски потерявшегося участника.
8.08.03 4 Стапель - -  
9.08.03 5 Стапель. Начало радиального выхода на озеро 9 пешком  
10.08.03 6 Возвращение из радиалки. (от озера до стапеля) 9 пешком  
11.08.03 7 Сплав до пор.Максим, прохождение пор.Максим и Змейка 12 сплав До пор. Максим без просмотра. П. Максим и Змейка просмотр.
12.08.03 8 Стоянка за пор.Змейка – ст за п.20 9 сплав Просмотр «от чалки до чалки», страховка с воды
13.08.03 9 Стоянка у п.26 – прохождение «Трехступенчатого» - стоянка за «Трехступенчатым» на пр. 29 7 сплав Без просмотра. Пр. 28 просмотр, страховка с берега и с воды
14.08.03 10 Дневка - -  
15.08.03 11 стоянка за «Трехступенчатым» – стоянка за устьем Карасума 26 сплав Без просмотра
16.08.03 12 Стоянка за устьем Карасума - стоянка у п. Кубайка 35 сплав Без просмотра
17.08.03 13 Стоянка у п. Кубайка – стоянка у пор. «Ревун» (Нижняя Она) 17 сплав Без просмотра
18.08.03 14 Дневка - -  
19.08.03 15 Стоянка у п. «Ревун» – прохождение Больших Онских порогов – р.Абакан 20 сплав Пороги с просмотром и страховкой
20.08.03 16 Сплав по Абакану до г.Абаза Антистапель 17 сплав  
21.08.03 17 Отъезд в г.Абакан, отъезд из Абакана в Москву 127 Машина, поезд  
24.08.03   г. Москва   поезд  

Общегеографические сведения о районе путешествия

Маршрут пролегает в горах Западного Саяна, на территории республики Хакассия. Западный Саян – горная система на Юге Сибири, протянувшаяся более чем на 600км от верховьев Абакана до границы с Восточным Саяном в верховьях рек Уды и Казыра. Высота гор до 3000м. С запада этот горный район ограничивается Шапшальским хребтом Восточного Алтая и Абаканским хребтом Кузнецкого Алатау. Горы носят сглаженный характер, выше пояса тайги они поросли травами и лишайниками. Между пологими хребтами глубоко врезались речные долины с крутыми скалистыми склонами.

На северных склонах горы покрыты сосново-лиственничными лесами, на южных – горными лесостепями и лиственничными лесами. Наибольшую площадь в Зап. Саяне занимает пояс светлохвойной тайги (до высоты 2000м). До высоты 1000м встречаются сосны и лиственные породы (береза, осина). По затененным долинам ручьев и речек растут ель, пихта. В лесах большое количество грибов и разнообразных ягод (жимолость, красная и черная смородина, брусника, малина, голубика). Животный мир также разнообразен. Здесь водятся медведь, лось, кабарга, заяц, куница, белка, бурундук и др. Из птиц наиболее многочисленны кедровка, сойка, куропатка, дятел. Встречаются змеи-гадюки. Типичные представители кровососущих – комары, мошка – немногочисленны, а в хорошо продуваемых долинах их практически нет. Однако, в зарослях кустарника и березовых лесах по долинам рек в изобилии встречаются клещи (пик их активности приходится на май-июнь).

Климат здесь резко континентальный, с продолжительной и холодной зимой, коротким и прохладным (в горах) летом. Лето в горах, особенно в высокогорье, отличается неустойчивой погодой и низкими температурами (средняя температура июля 10-12С 0). При этом разница температур в течении суток в горах достигает иногда 30С 0 . Осадки выпадают, главным образом, летом. Количество их сильно меняется в зависимости от высоты местности и ориентации склонов – от 400-500мм до 1000-1200мм на северных склонах, 400-500мм на южных, и в межгорных котловинах 300-350мм. На основной площади гор снег стаивает только в июне. Но и в конце лета можно встретить участки, покрытые снегом.

Все реки Западного Саяна имеют ярко выраженный горный характер, почти все они берут начало в озерах, в основном ледникового происхождения: каровые, моренно-подпрудные или образованные горными обвалами. В верховьях рек температура воды все лето держится ниже 10 градусов, только в Абакане вода бывает теплее – до 20 градусов. Все реки Саян относятся к бассейну Енисея. Основные реки Западного Саяна: Абакан, Она, Кантегир, Алаш, Хемчик. Все они имеют снегодождевое питание и доступны для сплава с июня до первой половины сентября. Режим рек характеризуется высоким весенним половодьем и летней меженью, прерываемой за лето дождевыми паводками. В крутосклонных и узких ущельях рек вода во время дождевых паводков поднимается за несколько часов и спадает за 2-3 дня, причем расход воды в паводок может превышать максимальный расход весеннего половодья в несколько раз.

Река Она протекает на территории Таштыпского района республики Хакасия. Республика Хакасия расположена в южной части Центральной Сибири. Протяженность ее территории с севера на юг составляет 450км, с запада на восток – 210км. Общая площадь – 62 тыс. кв. километров. Столица Хакасии – г.Абакан, расположенный у впадения реки Абакан в Енисей. В Абакане проживает более 170 тыс. человек. Это крупный культурный, промышленный центр и транспортный узел. В Абакане есть крупный речной порт и аэропорт. Кроме Абакана, в республике еще 4 города – Черногорск, Саяногорск, Сорск и Абаза. Все они были образованы в годы Советской власти в связи с разработкой месторождений полезных ископаемых.

Население республики составляет 650 тыс. человек, причем городское население составляет около 70%. Средняя плотность населения – 7,7 человека на 1 кв. км. Наиболее плотно заселены котловины (25 человек на 1 кв.км), где сосредоточены 3/4 жителей. Хакасия – многонациональный край, где проживают представители 108 национальностей и народностей. Наиболее многочисленны из них русские, хакасы, украинцы, татары, белорусы.

В Хакасии широко развита транспортная сеть. Протяженность железных дорог республики свыше 800 км. Железнодорожная линия Ачинск-Абакан (с веткой на Черногорск) соединяет Хакасию с Транссибирской железнодорожной магистралью. Хакасию пересекает Южно-Сибирская ж.д. магистраль (Тайшет-Абакан-Новокузнецк-Магнитогорск) с ветками на Абазу и Саяногорск.

Протяженность автомобильных дорог – 1828 км, в том числе с твердым покрытием – 1207 км. Наибольшее значение имеют Усинский (Абакан-Минусинск-Кызыл) и Абазинский (Абакан-Абаза-Ак-Довурак) тракты, связывающие Хакасию с Тывой. Из других автодорог наиболее важные: Абакан-Черногорск-Шира-Ужур, Шира-Новоселово, Сонский-Цветногорск, Боград-Усть-Ерба.

Город Абаза, в котором начинается и заканчивается маршрут по Оне, связан с Абаканом и Новокузнеком автомобильным и железнодорожным сообщением. Однако, в настоящее время пассажирские поезда из Абакана в Абазу (и обратно) не ходят, а Новокузнецкие поезда ходят три раза в неделю.

К традиционным туристским маршрутам, расположенным в Зап. Саяне, относится сплав по рекам Абакану, Оне, Кантегиру, Алашу, Хемчику, Усу. Из этих рек наибольший интерес представляют Она и Кантегир.

Подъезды и отъезд с маршрута

Заброска на маршрут может осуществляться через города Абакан и Новокузнецк. Так как в настоящее время поезда из Новокузнецка ходят редко (три раза в неделю), целесообразнее ехать через Абакан. Наша группа добиралась до Абакана поездом №68 Москва – Абакан (отправление 22-56). На вокзале в Абакане нас встретила заказанная по интернету машина*. Далее заброска идет через г.Абазу до столба 315/104 км трассы Абаза – Ак-Довурак. Дорога занимает 6-7 часов. От Абакана 315 км, от Абазы – 127 км. На всем протяжении дорога хорошая, с твердым покрытием, так что полноприводные машины не требуются. Вполне можно доехать и на автобусе, и на легковом автомобиле. От столба 315/104 начинается пешая часть маршрута.

Сплав по р.Оне и р.Абакану заканчивается в г.Абаза. Отсюда можно уехать в г.Абакан или г.Новокузнецк. До Новокузнецка в настоящее время поезд (прицепные вагоны) ходит по вторникам, четвергам и воскресеньям, отправление около 23-00 местного времени. До Абакана сейчас поезда не ходят. Из Абазы в Абакан ходят маршрутки каждые два часа (стоимость 80-00 руб. с человека) и автобус два или три раза в день.

В Абазе нас ждала заказанная заранее машина. Дорога до Абакана заняла 2ч 40 мин. Доставка в оба конца нам обошлась в 5000 руб. (на 10 чел.).

Из Абакана ходят поезда в Москву, Красноярск (каждый день) и Новокузнецк (три раза в неделю). Прямые билеты до Москвы лучше приобретать заранее, что мы и сделали. Но при их отсутствии всегда можно уехать с пересадками.

* Заказать машину из Абакана до начала пешей части маршрута и обратно из г. Абаза до г. Абакана можно через ООО "Родник". Офис фирмы находится в г.Абаза, ул. Филатова, 8-1, т./ф. (39047) 232-81, т. (39047) 244-63,
E - mail rodnik_a@khakasnet.ru. Кроме того эта фирма предлагает конную заброску до Оны и различные туристические туры (для охотников, рыболовов, велосипедистов и т.д.).

Пешая часть

Маршрут начинается от километрового столба 104/315 км трассы Ак-Довурак - Абаза (от Абазы 127км, от Абакана 315км). В этом месте долина Б.Она довольно широкая 1-1,5км, параллельно дороге идет ЛЭП. Дно долины заболочено и поросло стелющимся кустарником. Дно болота каменистое, глубина не превышает 40см. Дорога пересекает Б.Он и идет по ПБ (орографически) реки. Последний перевал перед въездом в долину безлесный, в отличие от всех предыдущих, покрытых лесом.

От километрового столба хорошо просматривается седловина перевала Кохош, через который лежит путь в долину р.Курукуль - правого притока р.Она.

Тропа через болото до левого борта долины вполне различима. Надо двигаться от столба к опоре ЛЭП, имеющей форму свечки (остальные П-образные). От опоры через болото и вброд через Б.Он надо идти на кедровый мысок на левом берегу р.Оненок, текущего с хребта и впадающего в Б.Он. Здесь хорошее место для стоянки. Путь через болото занимает около 20 мин.

От кедрового мыска на перевал идет хорошо набитая тропа. Подъем на перевал занимает 40-50мин. На перевале остатки тура (пирамида из камней).

После перевала тропа сначала траверсирует склон вправо, затем круто устремляется вниз к р.Курукуль. Спуск до воды занимает примерно 40 мин.

Вдоль р.Курукуль тропа идет преимущественно правым берегом. Тропа хорошо заметная, натоптанная и потерять ее практически невозможно. Часто тропу пересекают ручьи, впадающие в Курукуль. Примерно в середине пути тропа четыре раза переходит с берега на берег Курукуля, обходя скальные бомы и осыпи. Всего на пути около 12 бродов. Некоторые из них можно преодолеть по бревнам или камням, но большинство приходится идти по воде. Сложности броды не представляют. Выбор места ночлега в долине Курукуля также не представляет больших затруднений, особенно для небольшой группы.

Местами тропа идет через кустарник, представляя собой желоб глубиной 15-20 см при такой же ширине, двигаться по которому довольно трудно.

Радиальный выход

Из лагеря в устье р.Курукуль можно совершить прогулки к истокам р.Она на озера Улуг-Мунгаш-Холь и Пичи-Мунгаш-Холь. Озера были образованы в результате каменных обвалов, перегородивших долины рек.

От места стоянки тропа идет до устья р.Курукуль и вброд на левый берег. (Брод устья: ширина 5м, глубина 20см). Далее тропа идет вверх по долине р.Она по правому (орогр.) берегу.

Через 20мин хода тропа поднимается наверх, обходя бом, и пересекает русло крутопадающего ручья. Еще через 20мин движения - устье левого притока р.Оны - реки Субурдак. Еще через 30мин движения по ПБ реки Она начинаются «Онские тиши». Перед «тишами» тропа пересекает вброд еще один небольшой приток Оны. «Тиши» - мелководный разлив р.Она длиной 200м. В этом месте падение Оны небольшое, река разливается по лесу несколькими протоками. Тропа местами идет по курумнику. На ПБ перед «тишами» место стоянки.

После «тишей» долина р.Она поворачивает несколько вправо (по ходу). На повороте - брод через крупный правый (орогр.) приток р.Она, третий от лагеря. Налево, вверх по притоку уходит хорошо натоптанная тропа. Впереди на стыке долин рек видна пирамидальная гора, которую надо обойти справа. Тропа, ведущая через ручей заметна плохо. Ширина брода 1,5м, глубина - 10см. После брода тропа пересекает курумник, и через 20мин выводит к бревну - переправе через Ону. Бревно на высоте 1м над водой. После переправы тропа поднимается вверх 300м по долине р.Оны до большой поляны. Затем - крутой подъем на завал - по правому борту (орогр.) распадка. Есть стоянка за завале, заросшем лесом и кустарником.

За завалом - озеро Пичи-Мунгаш-Холь (Нижнее Озеро), длиной 1,5км, шириной 300-400м. От переправы до озера 30-40 мин хода. Обратный путь от озера до лагеря занимает около 3 часов.

От озера Пичи-Мунгаш-Холь можно вернуться к переправе через р.Ону. От переправы тропа идет по ПБ р.Она вверх по долине через заросли кустарника, через 200м пересекает каменистую осыпь и выходит на луг. Здесь в высокой траве основную тропу легко потерять. Необходимо держаться ближе к руслу Оны.

За лугом тропа хорошо заметна. Подъем к озеру от бревна через р.Ону занимает 1,5ч (без рюкзаков). На подъеме можно выделить 4 последовательных «языка» завала. Т.е. подъем на каждый «язык», спуск, ровный участок и подъем на следующий «язык». Наиболее крутой подъем на 4-й «язык». На завале возможна стоянка слева от тропы. Тропа спускается в левом углу озера (по ходу). Здесь залив озера Улуг-Мунгаш-Холь. Длина озера 4 км, ширина 700м. В правом углу озера остатки избушки.

Спуск от озера до переправы через р.Ону занимает 40мин.

Протяженность около 5км.

Лоция р. Она

1. Верхняя Она

Устье р.Курукуль - п.Б.Он - 55-57км
Уклон - 4,5 - 11,7 м/км
Расход в устье р.Курукуль - 15м 3 /сек
Расход в устье р.Каратош - 30м 3 /сек
Расход у п.Б.Он - 100м 3 /сек

До пор. «Максим» препятствия не превышают 3 к.с., их можно идти сходу. На участке после «Максима» мощность и сложность препятствий возрастают. Возможность прохождения без просмотра зависит от опыта группы и типа судов. Картина препятствий очень сильно меняется в зависимости от уровня воды. По большой воде повышается скорость течения и усложняется чалка (особенно для больших судов). По малой воде значительно усложняется линия движения из-за обилия камней в русле. Разделение на препятствия довольно условно – часто пороги и шиверы многоступенчаты, расстояние между ними небольшое. Шиверы после пор. «Трехступенчатый» значительно мощнее шивер в верховьях Оны, но также не превышают 3 к.с.

Используемые сокращения:
ЛП (ПП) – левый (правый) поворот
КрЛП (КрПП) – крутой левый (правый) поворот
ЛБ (ПБ) – левый (правый) берег

Если название препятствия выделено шрифтом и стоит знак (!), значит разведка обязательна, в остальных случаях в зависимости от опыта группы.

1. Мелкая шивера с равномерным уклоном, вал до 0,5м. Ширина реки 7-12м, скорость 2-2,5м/сек. Длина ок. 3км. За шиверой двумя протоками слева впадает р.Каратош. Навал на бом ПБ. На ЛБ стоянка. За притоком начало преп.№2

2. Каратошская шивера-порог. 80м. Большое падение, крупные камни по всему руслу, проход по центру. Несколько сливов по 0,5-0,6м. При необходимости разведка возможна по обоим берегам.

3. Шивера 2км (до Каратошской заставы). Много крупных камней. Вал до 0,5м, скорость течения 3 м/сек. Каратошская застава - несколько полуразрушенных строений на ПБ, с воды заметна плохо.

4. Шивера с разбоями. В некоторых протоках возможны завалы.

5. Шивера. За островом небольшой слив. Сразу за сливом правый приток.

6. Простая шивера длиной ок. 3км.

7. Шивера на ЛП. В начале поворота видна скала ПБ прямо по курсу.

8. Порог (сразу за п.7). Гряда камней у ЛБ. Слабый прижим к скале ПБ. Перед порогом на ЛБ отмель с остатками многолетнего залома. Можно идти без разведки.

9. Шивера средней сложности. Длина 1,5км

10. Порог «Калибр». Большой остров, поросший лесом. В начале левой протоки впадает левый приток. Правая протока мелкая. В левой несложная шивера заканчивающаяся сливом 1м через гряду камней с узкими проходами. Основная струя наваливает на центральный камень. Просмотр по ЛБ (от притока). После слияния проток плес 200м. Прямо по курсу у ЛБ многолетний завал и каменный остров. Левая протока мелкая, в правой - пор. «Максим».

11. Порог «Максим» (!) . Разведка по ЛБ, ПБ скальный. В сужении правой протоки (7-8м шириной) мощный слив водопадного типа 1-1,2м высотой, за ним пенный котел. (По большой воде три слива по 0,6м). Затем плес 20-25м.

12. Порог «Змейка». Напротив скальной стенки ПБ небольшой навал на ЛБ глыбы. Правая часть русла перегорожена грядой больших обливных плит. Далее сливы через группы больших камней с узкими проходами. Далее шивера с обилием камней и менее мощными сливами. Длина всего пор. около 300м. Препятствие заканчивается у впадения небольшого правого притока, на берегу которого стоит изба. На ЛБ напротив притока хорошая стоянка.

13. До левого притока Арыла 1,5 км шивер средней сложности, есть один заметный слив. Через 50м после устья Арыла начинается каскад - один из самых сложных и опасных участков реки.

14. Первый порог каскада. Начинается несложной шиверой. Далее струя собирается у ПБ и сваливается влево через полуподводный камень, образуя котел. Узкий проход у ЛБ.

15. Сливы 0,5-0,8м через гряды камней, есть проходы по чистым языкам. Далее чалка на правый берег для разведки п.16,17.

16. Вода собирается в четко оформленную струю шириной 4-5м у ЛБ. Практически это желоб с большим уклоном и валами. Длина 50-70м. Несколько сливов 0,7-0,9м. Левый берег крутой, скалистый. Просмотр по ПБ. Заканчивается ПП струи в русле и сливом 1м через острый «зуб».

17. Локальный ПП русла. Впереди виден ЛП. Порог («Орландина», «Трон»)(!) , длина 50-60м. На берегу и в реке много камней, уклон возрастает и образуется ряд ступеней. На заходе два слива 0,9-1м. Через 15-20 м слив 0,7 м, за ним струя бьет в торчащий остроконечный камень слева. Далее несложный прижим к бому ПБ. За бомом струя рассыпается, образуя множество сливов между камнями. Просмотр по ЛБ. На полке ЛБ место для стоянки.

18. На протяжении 2км участок мощных шивер с валами и сливами. В конце участка небольшой слив и шивера с небольшим островом, поросшим невысоким кустарником. За островом плес 20-30 м и две небольшие гряды камней на ЛП реки. Чалка слева за поворотом для просмотра п.19.

19. Порог «Косые ворота» (!). Ориентиры: впадение левого крутопадающего притока и почти напротив правого. Порог начинается несложной шиверой на ЛП. Затем река резко сужается, образуя в центре два слива и навал на центральный камень. Основная масса воды идет через левый слив, наваливая на плиту у ЛБ. Общий перепад 2,5-3м. У ЛБ огромные глыбы, за которыми хорошие улова, удобные для организации страховки.

20. Прямая шивера длиной около 300м.

21. Порог на ПП. На входе река разбивается на два рукава. Правая протока мелкая (но проходимая), основная струя идет по левой протоке. В конце протоки резкий перепад высоты (около 1,5м) двумя подковообразными сливами. Далее на прямом участке валы. Проход по центру. Разведка по левому берегу.

22. Река делает легкий Л, затем ПП в пределах долины. От п.21 около 300м. На ПП довольно сложный порог . Просмотр возможен с обоих берегов, но удобнее с П. На входе две гряды камней с узкими проходами между ними, узкий слив у ПБ высотой около 1м. Через 5м навал на камень справа, струя уходит к ЛБ. Далее в сужении русла горка с валами до 1м и сливами

23. Почти сразу за п.22 начинается длинное, около 800м, препятствие «Бык» с несколькими ярко выраженными сливами и участками шивер между ними. Можно выделить три ступени, с участками быстротока между ними. После первой ступени собственно Бык – камень в центре русла, напоминающий очертаниями быка. Линия движения сложная. Разведка по ПБ. После препятствия плес 50м.

24 - 25. Мощные шиверы со сливами. Первая делится островом на две протоки. Левая мелкая, но проходимая, на выходе из правой несколько гряд камней. После слияния проток довольно сильный навал на ЛБ и мощная бочка в левой части русла. Вторая шивера расположена на прямом участке.

26. Порог-прижим на КрПП. В первой трети порога левый приток. Перед прижимом гряды камней. После прижима у ПБ удобный улов для страховки. На ПБ хорошее место для стоянки.

27. Прямой участок 2-2,5 км. Скорость течения 10 км/ч. Прямо двуглавая вершина, у подошвы которой несложный прижим к ЛБ. За ним простой перекат, впереди видна трехглавая вершина на ПБ. За следующим ЛП пор. «Трехступенчатый». С правой стороны небольшой приток. Чалка на ЛБ до поворота. Возможен просмотр с ПБ.

28. Порог «Трехступенчатый» («Бобслей») (!) начинается сразу за ЛП. Образован крупными глыбами диаметром
6-7 м. Первая ступень - крутой слив 1,5 м, за ним яма, в большую воду есть узкий проход у ЛБ. Затем легкий навал на камень по центру русла, и далее навал на ЛБ. Далее есть возможность зачалиться для организации страховки. Через 50-60м вторая ступень длиной около 130 м. Чистый проносной слив 0,7-1 м с мощным валом, за ним валы около
70-80 см. Ступень переходит в третью часть без четких разделений. Третья ступень - слив между двумя скальными глыбами, на выходе плита. В центре большой камень, выступающий из воды. За порогом плес. Разведка возможна по любому берегу. Место для стоянки ниже порога на ПБ.

29-38.Участок мощных шивер. Можно идти без разведки. В конце участка большой остров делит реку на две протоки, правая более полноводная. Внимание: опасность глухих завалов в протоках!

39. Остров делит реку на две протоки. Основная левая протока делает ПП. При слиянии проток русло перекрывают обливные плиты. Слив около 0,7 м.

40. Разбои в районе устья р.Карасумы. В протоках есть глухие завалы, очень опасные из-за большой скорости течения.

При разделении реки на протоки имеет смысл выбирать маловодную протоку (по большой воде), отходящую от основного русла под прямым углом - там не будет завала.

Далее до п.Б.Он 5км перекаты.

2. Средняя Она.
Пос.Б.Он - пос.М.Анзас - 55-57км
Уклон - 2,7 - 5,8м/км
Расход у п.Б.Он - 100 м 3 /сек
Расход у м.М.Анзас - 120 м 3 /сек

41-50. Шиверы и легкие прижимы, иногда с валами до 1м. Все препятствия средней Оны проходятся без разведки. От п.Б.Он до п.Кубайка вдоль реки проходит трасса Ак-Довурак - Абаза. Мест для стоянки мало. Есть стоянка после третьего бетонного моста на ПБ после ЛЭП у впадения правого притока. В п.Кубайка деревянный мост и железный трос у моста. Перед п.М.Анзас водомерный пост - трос над рекой. В М.Анзасе впадение большого левого и почти напротив правого притока. После М.Анзаса начало участка Нижней Оны.

3. Нижняя Она.
Пос.М.Анзас - устье - 22км
Уклом - 4,4 - 6,9м/км
Расход в устье - 140-150м 3 /сек
Ширина реки - 40-70м

От пос.М.Анзас до «Больших порогов» около 3км сплава. Ориентир начала порогов - крутопадающий с ЛБ ручей на ПП. Река входит в систему довольно высоких хребтов. Длина шивер 500-1000м. До пор.64 все препятствия можно идти сходу. Мощные бочки расположены по центру русла, везде есть место для маневра и обхода по «канализации». Пороги и шиверы довольно однотипны. Местами препятствия переходят одно в другое без четких границ.

51. Шивера. Валы, редкие камни с бочками. Проходится без разведки.

52. Шивера на прямом участке 300-400м. В валах камни. Проходится без разведки.

Внимание: при высокой воде п.51-52 не заметны!

53. Порог на ПП реки. Вал до 1,5м. Мощные бочки. Длина около 100м. Осмотр с ПБ. При высокой воде его можно принять за шиверу.

54-56. Шиверы. В русле камни, валы до 1,5м. Идутся без разведки.

57. Порог. Мощные сливы, бочки. Можно идти без разведки.

58-60. Аналогично п.54-56.

61. Порог. Начинается шиверой. На выходе мощные сливы, валы, крупные камни.

62. Порог с крупными камнями в русле. На выходе мощные бочки.

63. Простая шивера 300-400м.

64. ЛП. Река разливается на два рукава (в высокую воду остров залит водой). При слиянии проток порог «Ревун» - мощная бочка у скал ПБ. На скалах ПБ старый залом. Далее гряда камней и слив. Чистый проход вдоль ЛБ, затем смещаясь к центру. Напротив бочки на ЛБ хорошая стоянка. После порога небольшой плес около 100м. Чувствуется подпор. Чалка в улове у ЛБ для просмотра п.65.

65. Порог «Джаргинская яма» (!) (Первый Онский) - самый сложный и опасный порог на Оне. На протяжении 90м река падает на 6-7 м. Валы до 2м. Порог состоит из двух ступеней. Начинается порог мощной шиверой. Далее в первой ступени по центру русла лежит огромный камень, справа от него мощный слив, за ним огромная пенная яма. Слева узкие проходы между обливных камней. Во второй ступени мощные сливы через три обливных камня в правой части русла. Основная струя сваливается к ПБ. Проход может быть осуществлен вдоль ЛБ, или вдоль П, проходя вторую ступень по основному сливу. За порогом быстроток. На ЛБ перед порогом есть место для стоянки. В горах на ЛБ напротив порога находится «Джаргинский провал».

66. Участок 600м. В центре русла скальные обломки. Вал до 1,5м. Вдоль берегов большие улова за камнями. За ЛП слив до 1м через всю реку (у ЛБ слив меньше). За ним через 200-300м порог «Остров». Чувствуется подпор, виден большой перепад высот. Чалка на ЛБ в небольшом заливе.

67. Порог «Остров» (! ) (Второй Онский). Второй по сложности порог на Оне. В русле большой каменный остров, расположенный ближе к ПБ. Правая протока мелкая, в левой порог. Две ступени. В первой три мощных слива с интервалом 15м. Второй слив самый мощный. Высота сливов наибольшая по центру русла. По нашей воде первая часть порога представлял из себя череду валов высотой примерно 2 м. Вторая ступень после быстротока около 30м. Высокий слив через всю реку. В центре русла камень в сливе. Справа и слева от него мощные пенные котлы. У ПБ чистый проход по валам. Так как уровень воды был выше среднего центральный камень на второй ступени порога был затоплен. Вода перетекала через него образуя язык удобный для прохода между довольно жесткими бочками.

68. Шивера с крупными камнями и суводями сразу за п.67.

69. Простая шивера.

70. Порог 500м (в высокую воду шивера). Много крупных камней в русле.

71. Порог «Выходной». На прямом участке реки после двух левых поворотов (от пор.Остров). С П и ЛБ скопления огромных валунов. Три слива с мощными бочками. Разведка возможна с обоих берегов, лучше с ПБ. Впереди видна горная гряда поперек реки - это впадение Оны в Абакан.

Далее до устья Оны и на Абакане серьезных препятствий нет.

Дневник путешествия

Средства сплава и распределение по судам (в порядке движения на маршруте):

Катамаран - 2 (синий):
Антонов Михаил (капитан)
Паршина Мария

Катамаран -4 (красно-синий)
Лебедев Валерий (капитан) Григорьева Татьяна
Козырев Игорь
Чумакова Екатерина

Катамаран - 2 (серый):
Кирпичев Дмитрий (капитан)
Махнева Татьяна

Катамаран - 2 (зеленый):
Дьячков Денис (капитан)
Тангиев Никита

1.08.03
Поезд отправляется в 22:56 с Ярославского вокзала . Мы начали собираться за 1,5 часа. На пункте взвешивания ручной клади проверили вес рюкзаков - у всех перевес в 3 – 4 кг. . Весовщица промолвив: «А-а-туристы» - выдала всем билетики, где было удостоверено, что у нас рюкзаки по 36 кг. Таким образом обзавелись документами что мы не нарушаем правила проезда в поездах . Никто не опоздал – тронулись в дальнюю дорогу

2 – 4.08.03
Едем, едим, пьем, шьем. На каждой стоянке разминка – вспомнили детство, прыгаем через веревочку. Благопристойные пассажиры умиляются на нас глядючи. Некоторые просятся в игру, а пускай поскачут. Вечером убаюкиваем соседей песнями. Днем слушатели инструкторского отделения занимаются написанием методичек по темам, которые раздал Валера. Строгий наставник внимательно их изучил. Некоторым товарищам пришлось переписывать. На маршруте планируем проводить по ним занятия.

5.08.03
В 2:00, по Москве - 6:00, по местному, прибыли в Абакан. По предварительной договоренности с фирмой «Родник» нас встретил шофер. На привокзальной площади грузимся в микроавтобус «Газель» и заполняем его собой и грузом до предела. Машина без надрыва трогается и к 12 доставляет нас в Абазу к офису (избе) фирмы. Расплачиваемся и продолжаем путь. Из низких облаков льет дождь. По выезде из Абазы обедаем в кафешке и едем дальше. В 15 ч. приехали к началу пешей части. Вопреки описаниям маршрута на километровом столбе цифры 315 \ 104 км. Подошли под перевал. Пообедали. Подъем на перевал занял около 40 мин. на полпути к вершине на нас налетел дождь сградом. На перевале морось. Далее вниз по хорошей тропе, но под дождем она стала скользкая. На спуске видны следы недавнего пожара. Встали на ночлег в 19 часов примерно в 3-х км после перевала. Дождь по прежнему моросит. Дрова плохо разгораются (в этом месте растет преимущественно пихта, которая сильно отсырела из-за дождей).
За день пройдено 6 км.

6.08.03
Вышли в 10 часов. Пока на пешей части проблем нет – движемся в графике.
14 час. – обед в 10 мин. ходьбы от каменистой осыпи на ПБ ручья. Прошли от места ночевки примерно 9 км. Что – то начали отставать Антонов и Козырев - они предпочли переноску груза «челноком». Пока готовится обед Валера и Дима пошли на встречу отстающим. Принимаем решение удлинить плечо «челнока», чтобы идти в одном темпе. Обед давно готов, а отстающих и помощников пока не видно. В 16:00 Никита с Татьяной Г. отправились вперед по тропе разведать место для ночевки, т.к. стало ясно что к Оне нам до темна не успеть. Контрольное время назначили 40 мин (20 мин. туда, и 20 – обратно). Примерно 16:10 часов пришли отстающие и их спасители. Покормились. 16:10 вернулись 16:50 вернулись разведчики. И сказали, что за «сухим» руслом притока (по которому в это дождливое лето, вопреки описанию маршрута, текла вода) есть неплохое место для стоянки. Только необходимо пройти неприятное место каменистую осыпь, где тропка становится очень узкой и можно как следует навернуться. В 17:00 взвалили на спины неподъемные рюкзаки и пошли дальше.
Миновав осыпь уходящую в воду, «сухое» русло ручья проходим еще 15 мин и становимся на ночевку в 17:35 (примерно 2 км от места обеда). Занялись постановкой лагеря, заготовкой дров. Пока не пришел Денис Дьячков. У него диарея и он часто останавливается. Татьяна (медик) снабдила его фуразолидоном т.ч. все идет своим чередом. Через полчаса ожидания Миша и Игорь вызываются сходить за оставленными рюкзаками (челноки) и по пути посмотреть куда девался Денис. Ждем. Восстанавливаем хронометраж и выясняем что Дениса потеряли из виду перед осыпью на 5-10 минут. Тропа набита до звона и единственное место где она теряется из виду – сразу после сухого русла и подъема на полку, в высоком подболоченном травостое. Но выбор: идти вверх на отрог хребта или продолжать движение вдоль Курукуля очевиден и мы решаем ждать возвращения «челноков». На тропе вместе с нами движутся к Оне 2-3 группы. На разных участках тропы часто встречаемся с членами других групп. Решили пройти по тропе назад на 40-50 минут и собрать информацию от других групп – кто, когда и где видел Дениса. Лебедев и Тангиев двинулись в путь - расспросы ни к чему не привели. Нету Дениса. Вернулись к группе, вскоре вернулись «челноки» - у них тоже нет позитивной информации. Уже смеркается – ставим лагерь. Искать в темноте непонятно где смысла нет – решили ждать утра.

План действий:

1) просмотреть Курукуль после осыпи до завалов, на случай если Денис в воде;

2) отправиться вверх по тропе вдоль сухого русла и поискать на ней.

Тропа малозаметна и ведет куда-то вверх но других предложений нет т.к. на основной тропе рюкзака Дениса нет – значит он где-то с рюкзаком. Мрачный ужин, бессонная ночь.
За день пройдено 12 км.

7.08.03
Утром завтракаем и двумя группами отправляемся к осыпи – смотреть реку и к сухому руслу – найти и пройти по тропе уходящей вверх вдоль него. Просмотрели реку до лагеря – ну негде ему там спрятаться –4 глухих просмотренных от и до завала. Вернулась группа с сухого русла. Итог: в реке Дениса нет. На тропе также ничего и никого только кабаньи следы и еле заметные кострища охотников. Ждать невыносимо. Два человека отправились на разведку к Оне. Обернулись за 2 часа. Опросили стоящие там группы. Наш орел там не появлялся. Ребята из других групп не видели его. Надо обедать и решать что дальше. Делаем обед. В 15 часов притопал усталый телом и душой Денис.
Рассказ Дениса: «Перед спуском с перевала девчонки спросили Валеру будут ли дальше такие подъемы? Будут небольшие подъемы при движении вдоль Курукуля на полку с полки и т.п. Вот эта фраза крепко-накрепко засела в денисовой голове. Выйдя на полку после сухого русла и в о густой траве , в которой потерялась основная тропа, услышанная на перевале фраза прозвучала с такой силой в сознании Дениса, что он безотчетно двинулся вверх наперекор здравому смыслу и затихшему в смятении рассудку .К сожалению группы он отыскал тропу ведущую на отрог какого-то хребта и с похвальным в иных обстоятельствах усердием взошел на небольшой подъем. По отрогу шла тропа по которой Денис к сумеркам дошел к точке с которой далеко внизу были видны Она и летающие над ней птицы. Пора было позаботиться о ночлеге каковой и был устроен на полке из шкуры катамарана. Утром пришел кабан и обнюхал Дениса чье место занял-ка Потом Денис рассказал как в утреннем тумане он видел двух девушек прошедших мимо него. Утром Денис наконец сообразил что он не там и двинулся в обратный путь». Дальнейшее прошло без приключений. Спуск. Мы. Медик работает с стертой в кровь спиной Дениса. Кормежка героя.
К 17-ти часам пришли на Ону и встали на стапель.
За день пройдено 5 км

8.08.03
Стапель.
8:00 - завтрак. Занятие по изготовлению рубленных рам (проводит Дьячков Д.). Потом заготавливали стройматериал. Все рамы для катамаранов делали из березы. Благо еще осталась не так далеко от лагеря. С рамами провозились целый день, поглядывая на небо (ведь завтра радиалка). А погода не балует, переменчивая. То солнце, то дождь.13:00 обедаем и вновь принимаемся за дело. Экипаж четверки самый шустрый и ответственный успел связать раму к ужину, за это катамаран был прозван «Пионером».

9.08.03
До обеда занимались катамаранами. После обеда в 15:10 вышли в радиальный выход на сутки к озеру Улуг-Мунгашхоль в истоках Оны. В лагере остались Дьячков, Тангиев, Антонов, не успели отстапелиться, пришлось им отказаться от прогулки. Погода отличная, как по заказу. Рюкзаки легкие. Поднимаемся по живописной долине Оны. Тропа хорошая. Через несколько часов перешли в брод большой правый приток, примерно через 1,5 км тропа подходит к бревну перекинутому через реку от него отходит тропа на оз. Пичи-Мунгашхоль, так как бревно было скользкое, опереться не на что, а течение быстрое, мы решили на это озеро не заходить. Преодолели четыре гряды старинного завала в результате которого появились озера и в 19:15 вышли на берег озера. Прошли налево вдоль берега около 300 метров и заночевали на мысу. Уровень воды в озере – выше обычного примерно на метр (береговая, сухопутная растительность затоплена). Тропа вдоль берега тоже затоплена, пришлось продираться по колючим кустам почти до самой стоянки. Девчонки полезли купаться. Вода в озере холоднющая.
За день пройдено 9 км.

10.08.03
В 9:00 позавтракали и отправились посмотреть, что такое шумит напротив мыса на склоне горы. Это оказался небольшой (0,1 куб/с мах) но шумный ручей который разбежавшись по склону пропадал на галечниковой полянке размером с обеденный стол. В 14:30 вышли в обратный путь. Около 16:00 нас на привале догнал парень с вопросом не видели ли мы их товарищей. Выяснилось что половина их группы пришла на стрелку Курукуля и Оны, а другая половина каким-то образом через Саянский перевал пришли на Улуг Мунгаш Холь сами не желая того – т.е заблудились. Придя на озеро они построили катамаран (они водники) и переправились к началу тропы по которой мы шли и послали гонца за известиями. Парень побежал дальше, а мы к 17:00 как и было обещано вернулись в лагерь на стапеле. После ужина Валера назначил дежурного руководителя на следующий день. (в учебных целях). В его обязанности входило командование группой и заполнение дневника на этот день. Счастливчик, которому выпала нелегкая доля, глубоко задумался и отправился спать.
За день пройдено 9 км.

11.08.03 (дежурный руководитель Григорьева Т.)
8:00-Завтрак. В 8:45 Начали собирать лагерь. Поход наш учебно-тренировочный для отделения И.П. поэтому с 10:45 до 12:00 - занятия по организации переправ, с шестом и стенкой (проводил Козырев И.). Выбрали прямой участок реки с более или менее ровным дном. Глубина русла примерно 70 см. Течение вроде бы не сильное, когда смотришь с берега, а зайдешь на середину – с ног сбивает. На страховку выставлен кат. 2-ка и человек с морковкой. Пока мы бродили через реку, дежурные приготовили обед.
12:00 – 13:00 обед
13:30 Оседлали катамараны и вышли на маршрут. Первый ходовой день - экипажи не схоженные. Благо препятствия пока не серьезные. Капитаны занимаются строгой дрессировкой. Идем без просмотра.
Уровень воды в р.Она выше среднего (примерно на 1 м выше чем в августе 2001 г.). В шиверах и перекатах выступающих из воды камней почти нет, в основном обливные.

Порядок движения на прогонном участке:

Кат-2 (Паршина, Антонов)
Кат-4 (Лебедев и К О )
Кат-2 (Тангиев, Дьячков)
Кат-2 (Кирпичев, Махнева)

13:55 – устье Каратоша на Л.Б. (Каратошский пор. – пр 2 по схеме). На левом берегу новая изба.
14:40 – река разбивается на две протоки, левая более полноводная, в ее начале с левой стороны к реке подходит долина, в лоции написано что там должен течь ручей, но устья его не видно. Скорее всего он впадет в Ону на болотистом участке. За ним примерно через 200 м порог калибр. Прошли его под правым берегом без просмотра.
14:50 – После п. Калибр зачалились на левый берег и пошли на просмотр п.Максим, и п.Змейка, который начинается сразу за Максимом, а заодно присмотреть место стоянки. Экипаж ката-4 и одной из двоек разгрузились и занесли вещи на место чалки которое наметили за п. Змейка. Там хорошая, оборудованная стоянка. Она нам понравилась еще два года назад, только рядом с ней теперь стоит памятник погибшим в 2002 году ребятам.
16:15 – начали прохождение п-в Максим и Змейка. Решили проходить два порога сразу т.к. подходящих уловов для чалки после Максима не было. Страховку не ставили, только камеру и фото. Катамараны проходили препятствие в том же порядке, как и на прогонном участке. Все прошли без помарок, только четверка при прохождении Максима, не успела сманеврировать и наехала баллоном на обливную плиту. Пришлось немного на ней посидеть на радость кинооператору.
17:00 - закончили прохождение препятствий и зачалились за порогом Змейка, около стоянки на левом берегу (напротив впадает правый приток).
19:00 – Ужин. Дежурным пришлось помучится с костром, под постоянными дождями пихты отсырели. Хорошо горят только кедры и лиственницы (у них толстая кора, не пропускающая влагу, поэтому древесина внутри остается сухой). - J прямо как реклама памперсов. (После прочтения необходимо тщательно стереть надпись отмеченную оранжевым цветом!) А за ними идти далеко. От костерка отходить не хочется. Какое никакое, а все-таки тепло. Дежурному руководителю досталось от Адмирала, за то что не загнал народ в лес за нормальными дровами.
В общей сложности за этот день прошли 12 км.

12.08.03 (дежурный руководитель Дьячков Д.)
7:00 Встали дежурные. Завтрак приготовили к началу девятого. Идет противный дождь. Он сопровождает нас с самого перевала. И не как не отвяжется.
11:15 Выход на воду. Сплав 10 мин. до начала «Каскада». Ориентир-приток слева «Арык». Просмотр ступеней занял примерно 40 минут. Это препятствие по нашему уровню воды не представляло большой сложности для прохождения на катамаране. Шивера с ярко выраженной центральной струей.
12:00 Начали прохождение «Каскада». Чалимся перед порогом «Трон». Порог «Каскад» практически переходит в п. «Трон», четкой границы между ними указать невозможно. Перед началом порога была организована принудительная чалка (улова маленькие, пришлось поставить чальщиков). При прохождении Трона организована страховка с берега и с воды. С 14:00 14:20 проходим участок мощных шивер (без просмотра). При нашем уровне воды камни затоплены, стоят высокие валы. Для катамаранов большой сложности на представляет. Зачалились для просмотра перед порогом «Косые ворота». Ориентир порога два притока (левый и правый). Прохождение препятствия особых маневров не потребовало. 17:24 встали на ночевку на ПБ примерно за 150 до начала
пр. №20. Нам попалась старая заросшая стоянка, сухих дров мало, сыро и холодно. Разожгли костер, согрелись и жизнь наладилась.
За день пройдено примерно 9 км.

13.08.03 (дежурный руководитель Тангиев Н.)
8:15 завтрак. Пасмурно.
11:15 начало сплава. Прошли участок от п. № 20 до п. № 25 (без просмотра). После препятствий сильные экипажи (кат.-4, кат.-2 синий) чалились страхуя остальных с воды.
11:50-12:10 чалка после препятствия 26 (на ПБ) страховка с воды более слабых экипажей.
12:40 чалка перед порогом «Трехступенчатый» на ПБ. На левом берегу прямо напротив I ст. порога стоит гриппа из Екатеринбурга (у них топится баня – дневка наверное).
14:05-14:30 обед
15:15–16:00 просмотр порога по П.Б., организация (морковка) страховки и фотосъемки на I ступени.
16:15-16:50 прохождение I ст.
17:00 организация страховки и фотосъемки после III ст. порога.
17:15-18:00 - прохождение II и III ст. порога. Вторую ступень все экипажи проходили по центру. А на третьей самый красивый и техничный маневр изобразил кат-2 под руководством Михаила Антонова (вписались в косые ворота по центру реки). Тяжело груженая четверка рисковать не стала и прошла под правым берегом. Остальные – ближе к левому.
18:20 – встали на ночевку примерно на 500 м ниже п. «Трехступенчатый» на правом повороте, напротив серого скально бома. Примерно посередине на нем растет одинокая пихта (предмет изучения наших фотографов и видеооператоров).
За ужином Валера объявил: «Завтра быть дневке! И баньку истопим». Ну дневка, так дневка, подумали мы, погода противная (дождливая). Ни за что на улицу завтра не вылезем. Завтрак назначили на 9:00.
За день пройдено примерно 7 км.

14.08.03 (дежурный руководитель Козырев И.). Дневка
На утро случилось чудо. Рассеялся традиционный предрассветный туман и открылось нашим неверящим глазам бездонное голубое небо. Из за гор медленно поползло вверх жаркое летнее солнце. Все, без исключения, даже самые большие сони, выползли на песчаный, залитый теплыми лучами, берег и застыли в замысловатых позах, впитывая ультрафиолет. Даже завтракать не пошли к костру, а расселись по-турецки на берегу. Мимо прошли катамараны с Екатеринбуржцами на борту. Им с погодой на дневке повезло меньше. Мы от души позавидовали сами себе. Отогревшись, вспомнили о давно отсыревших спальниках и других дорогих сердцу вещах. «Солнце – радость у нас». Стирка. Сбор ягод (смородина, брусника). Вот с грибами пока напряженка. Почти не попадаются. О рыбе даже и не мечтаем, поскольку она, в отличие от грибов еще и плавать умеет. Заготовили дров для бани, сложили печку, затопили. Пообедали, а потом, нацепив каски и спасжилеты, отправились на учебную топосъемку порога (занятие проводит Григорьева Т.). Вечером – баня. Ужин с киселем. Песни у костра и спать.

15.08.03 (дежурный руководитель Кирпичев Д.)
Утром опять пасмурно. Моросящий дождь. В 11:00 Выход на воду. Небо начало прояснятся. Дождь закончился.
Начинается Средняя Она участок с разбоями, в которых можно налететь на завал. До 12:36 сплавляемся осторожно и осмотрительно. Завалы пока не встречаются. В русле реки шиверы, линия движения хорошо видна. Идем без просмотра. ориентиры по лоции:
11:38 - крутопадающий ручей слева
12:23 - крутопадающий ручей справа,
12:36 - крутопадающий ручей слева.
Зачаливаемся на обед. С 12:36 – 15:35 обед – 3 часа на приготовление и еду разгельдяйтво конечно, но в график укладываемся и спешить вроде бы некуда.
15:35-18:00 сплав, разведка на предмет завалов головным катамараном. На этом участке реки несложные шиверы, в разбоях встречаются упавшие деревья. Все объехали без приключений. В 16:38 пр. 39 (слив с плиты, на ЛБ серый скальный бом).
С поисками стоянки пришлось повозится. Места здесь болотистые, неровные.
Прошли мимо разрушенного моста. По берегам заросли кустарника, для ночевки не лучшее место.
В 17:35 Устье реки Карасума. В 18:00 - наконец то попалось приличное место для стоянки на правом ПБ реки, после правого поворота. Напротив серая осыпь 20-30 м высотой
Караул! На нас надвигается большая черная туча. Надо поторопится с постановкой лагеря.
а день пройдено примерно 25-26 км.

16.08.03 (дежурный руководитель Григорьева Т.)
8:00 завтрак.
10:24 Вышли на воду. Природа балует солнышком. Народ расслабляется.
10: 50 -справа впадает река Б.Он (давненько мы его не видели).
Река на этом участке широкая относительно спокойная. Сплавляемся и от скуки считаем мосты:
11:35 - 1-вый авт. мост (прошли 10 км за 1ч. 10 мин. V= 9 км/ч).
11:50 – Пр приток на ЛП. реки (на схеме не указан).
12:10 – 2-ой авт. мост (прошли 5 км за 35 мин. V= 10 км/ч).
12:20 – лев. приток (Крутой лог).
13:15 – 3-ий авт. мост (прошли 7 км за 1ч. 5 мин. V= 7 км/ч).
13:35 – пр. приток.
13:45 - пр. приток.
14:00 – 15:40 Обед. Жара. Любители сухих гидрокостюмов прячутся в прозрачной тени прибрежных кустов, ноители мокрых – блаженно греются на солнышке. Намерзлись в дождь.
До обеда все расслаблялись, почти не гребли, когда уставали бездельничать – играли в подвижные игры «Догонялки», «Обливалки», «Наезжалки». После обеда вспомнили, что в п. Кубайка есть магазин, а в магазине есть сгущенка, пиво, другие блага жизни и налегли на весла.
16:04 – пр. приток на Л.П.
16:20 – Онская Застава.
16:37 – деревянный мост (не отмечен на схеме).
17:20 – 4-тый авт.мост (прошли 7 км за 50 мин. V= 8,5 км/ч).
17:30 – прав. приток и авт. мост через него.
17:45 – п. Кубайка. Завхоз отправился на разведку. Магазин закрыт по случаю выходного дня. Все сало в поселке скупила предыдущая группа. В баре на турбазе только водка по 100 руб и пьяный бармен. Цивилизация вновь разочаровала.
18:10 – Встали на ночевку в 1 км ниже поселка, на правом берегу. Место ровное, дрова есть, местные жители не беспокоят, что еще нужно для счастливой жизни туриста. Маша с Таней проверили кормовую базу – ничего кроме пауков и клещей не нашли. Рядом с нами обосновалась группа московских школьников. Руководители обмениваются впечатлениями и ценными сведениями.
20:00 ужин. Ночь позабавила звездопадом и магически притягательной луной. Разве заснешь?
За день пройдено примерно 35 км.

17.08.03 (дежурный руководитель Дьячков Д.)
8:30 завтрак. 10:50 вышли на воду. Традиционный утренний туман рассеялся, погода обещает быть солнечной. 11:00 поломка на кат-2 (зачалились на галичном острове и быстро устранили). 11:10 группа двинулась дальше. 12:35 проходим поселок мал. Анзас, два катамарана зачалилась за поселком, напротив скалы, на ЛБ и ждала вторую половину группы, которая пошла в поселок узнать, есть ли там магазин. Магазина нет.
Подкачали спасжилеты, подтянули упоры, проверили чалки, выстроились походным порядком: первым кат-4, двойки за ним, и отчалили (12:55) впереди серьезный участок – Нижняя Она. Через 20 мин сплава начались полноводные шиверы следующие друг за другом. Хороший ориентир начала шивер – крутопадающий ручей с ЛБ на ПП реки. Препятствия № 51-64 проходили без просмотра обходя неприятные бочки (места для маневра достаточно и можно выбрать путь по силам). Четверка страховала остальные экипажи с воды. В 14:00 зачалились после п.64 (пор. Ревун) на затопленный каменистый пляж у Л.Б. Порг имеет четкие ориентиры. На крутом Л.П. реки перед поворотом вытянутый каменистый остров. По нашей воде ближе к ПБ - высокие валы, у ЛБ чистый проход. Каменистый пляж у ЛБ (затоплен). На ЛБ хорошая стоянка и дерево с табличками групп, которые когда либо там останавливались. Поставили лагерь. Развесили барахло по веревкам и пошли посмотреть на 1-вый Онский (Джаргинскую яму). Машка-добытчица обнаружила россыпи осенних опят. Другие грибы почти не встречаются, а эти растут везде, куда не посмотри. Вечером наелись ими до отвала.
За день пройдено примерно 17 км.

18.08.03 (дежурный руководитель Тангиев Н.). Дневка.
С вечера собирались сходить в горы посмотреть на Джаргинский провал. Но никто толком не знает где он находится. И погода испортилась Наползли тучи. Гроза. Ливень. Кто забился под тент, кто дрыхнет в палатке. Двое смельчаков Игорь и Машка все-таки отправились погулять и честно бродили до обеда не смотря на проливной дождь. Пришли вдрызг мокрые, но довольные. Залезли на ближайшую лесистую горушку, посмотрели вниз порешили, что это и будет знаменитый Дж. провал, который никто до селе не видел и спустились вниз.
Вечером объелись опятами, а рыбы как не было, так и нет.

19.08.03 (дежурный руководитель Тангиев Н.)
8:00 Завтрак. Погода пасмурная. В воду лезть совсем не хочется.
11:00 Закончили сборы. Пошли на просмотр «Джаргинской ямы». Страховка организована пока только с берега (поставлены 2 морковки на ЛБ в уловах после порога).
12:00 Начало прохождения порога. Дождь моросивший с самого утра усиливается. Стартовали от стоянки на Ревуне. Первым проходи зеленый катамаран 2-ка (Денис с Никитой), по валам ближе к ЛБ, и встают в улово ниже береговой страховки на ЛБ. Пока готовится наш второй экипаж это препятствия начала проходить группа из Екатеринбурга. У них проходят две четверки одна из них встает в улово за большим валуном напротив основной бочки порога. Вторыми идет синий кат-2 (Маша с Мишей). Идут по центральной струе через большие валы, проходят косую бочку и попадают одним баллоном на струю, а вторым в основную бочку порога. Катамаран киляет по диагонали. Экипаж в воде. Машу вылавливает кат-4 Екатеринбургской группы. Мише удается забраться на перевернутый катамаран. Он пытается зачалится самостоятельно к ЛБ. Таня с берега кидает ему морковку, попадает между баллонами катамарана. Миша решил, что он сможет зачалиться сам и морковку не взял. Но течение оказывается сильнее. Его сносит к нашему катамарану на страховке, который и заталкивает его к берегу. Все спасены. Третий кат-2 (серый) проходит тем же вариантом, что и первый. Четверка проходит по центру. По валам, через косую бочку, потом по краю «ямы». 13:00 порог пройден.
С 13:30 до 15:00 обед. Приготовление обеда совместили с просмотром Порога-Острова (II - Онский). Перед нами порог прошел большой пятибалонный плот с хмурыми парнями на борту. Потом Екатеренбуржцы. На выходе ступени из порога примерно через 50 м после второй ступени по середине русла образовался большой жесткий вал, совершенно не заметный с берега и с воды. Зазевавшаяся 2-ка из екатеринбургской команды кильнулась в этом месте. Ребята предупредили нас об опасности. В 15:00 начали проходить наши экипажи. Подходящего места для страховки с берега на этом препятствии нет, поэтому первым пошел кат-2 (зеленый). Выбрали наиболее безопасный путь – прижимаясь направо к острову. Зачалился в улове на ПБ после II ступени порога. Встали на страховку. Вторым проходил серый кат-2 тем же путем, что и первый экипаж. Чалятся немного ниже зеленого катамарана. Следом за ними пошел кат-2 (синий). Экипаж на нем опытный, схоженный. Прошли первую ступень по центру, вторую по чистому языку между бочками. Четверка, проходившая порог последней повторила путь предыдущего катамарана. Синяя двойка проходила I и II онские пороги разгруженными, остальный не разгружались. В 16:30 команда отправилась дольше. Прошли препятствия №68-71 без просмотра. В 18:00 Она впадает в Абакан. 19:00 встали на ночевку на р. Абакан. Ночью опять пошел дождь.
За день пройдено примерно 20 км.

20.08.03
8:00 завтрак. Погода не радует, а хотелось бы посушить каты. Сплавляемся по Абакану. Мышцы привыкшие к ежедневной гребле радуются движению. Экипажи гребут слаженно. Поход заканчивается. Грустно.
Обед. Рядом со старой штольней.
Чалка примерно в 1 км от автомобильного моста через Абакан в г. Абаза. Антистапель. Катамараны приходится сушить под дождем.
Праздничный ужин при свечах.
За день прошли 17 км.

21.08.03
В 8:00 на мосту нас ждет машина (по предварительной договоренности). Загрузились в 8:30. В 11:30 были в Абакане. В поезде на Москву поехали 5 человек. Остальные, счастливчики с длинным отпуском, сели на автобус и отправились в Красноярск, посмотреть на знаменитый «Столбы».

Выводы и рекомендации

Поход оставил в целом положительные впечатления, несмотря на преобладание холодной, сырой погоды и волнения за судьбу заблудившегося участника путешествия. В группе сложились ровные отношения. План учебных мероприятий в основном выполнен (не удалось провести занятия по организации страховки с берега и отработке управляющих гребков).

В качестве тренировочного похода для большей части группы послужил поход по р.Пшеха (Сев.Кавказ) в мае 2002 г.

При нашем уровне воды (выше среднего) прохождение Верхней Оны на катамаранах облегчилось, т.к. пороги стали полноводнее камни под водой, проходы шире, появилось больше возможности для маневра. На Средней Оне большая вероятность образования завалов. Необходима предельная осторожность при прохождении участка разбоев. Нижняя Она, напротив, стала сложнее (жесткие бочки и валы). Тем не менее на этой реке, почти всегда можно выбрать вариант прохождения препятствия по своим силам, обойти сложные места по канализации и т.д.

Приложения
Аптечка

Экстренная аптечка

Наименование Количество Наименование Количество
Нитроглицерин 1 уп. Р-р CaCl 10%- 10 мл 4 амп.
Преднизолон 1 мл 10 амп. Р -р Анальгина 50%- 2мл 4 амп.
Дроверин (но- шпа) 2 мл 4 амп. Р-р Димедрола 1мл- 2 амп.
Кофеин 1 мл 3 амп. Спирт 90% 20 мл.
Атропин 1мл 2 амп. В ата 1 уп.
Ацетилсалициловая кислота 0.5 г 20 таб. Бинт 1 шт.
Фуросемид 2 мл 5 амп. Зеленка 1 фл
Супрастин 1 мл –5 амп. Р-р Иода 5 амп.
Скальпель. 1 шт. Валокордин 1 фл
Ножницы 1 шт. Р -р Перикиси водорода 3% 1 фл
Зажим 1 шт. Аммиак 1 фл..
Жгут 1 шт. Р-р Кордиамина 1мл 5 амп
Салфетки стерильные малые. 1 шт. Коргликон 1мл 1амп.
Термометр 1 шт. Шприцы 2 мл 3 шт
Р -р NaCl 0,9%- 5 мл 2 амп Шприцы 5 мл 3 шт
Р -р NaCl 0,9%-10мл 2 апм Ватные палочки.  

Основная аптечка

Наименование Количество Наименование Количество
Димедрол 0.05 10 таб Стрептоцид порошок 2 гр 5 уп.
Цитрамон 6 таб. Статин порошок 1 гр 2 уп.
Каффетин 10 таб. Салфетка марлевая, ранозаж. 1 шт.
Бисакодил 12 таб. Перчатки стерильные 1 пара.
Азитромицин 12 таб. Амильгаф 2 уп.
Активированный уголь 50 таб. Бинты стерильные широк. 2 шт,
Маалокс суспензия 3 уп. Бинты стерильные средние 3шт,
Регидрон порошок 7 уп. Бинты стерильные узкие 2 шт.
Энтеросгель 1 уп Лейкопластырь бактериц. 13 полосок.
Диклофенак 3мл 5 амп. Лейкопластырь (рулон) 1 шт.
Линкомицин 1мл 10 амп. Бинты не стерильные сред. 3 шт.
Кетонал 2 мл 5 амп. Зубные капли “Дента” 1 фл .
Фталазол 50 таб. Р-р Сульфацил-натрия 30% 1 фл .
Олазоль 1 фл. Салфетки стерильные мал. 1 уп.
Йодантипирин 150 таб Мазь “Левомиколь” 1 фл.
Гидроперид 6 таб Зеленка 1 фл
Шприцы 5 мл 3 шт, Иод 1 фл.
Шприцы 10 мл 3 шт, Мазь “Финалгон” 1 тюб.
Шприцы 2 мл 3 шт, Борный спирт 1 фл
Шприцы 20 мл 3 шт, Спирт 96 % 300 мл
Бинт эластичный № 2 2 шт.

Ремонтный набор

Наименование Количество Наименование Количество
Инструменты и приспособления Материалы
Плоскогубцы 1 шт. Капрон 1х0.3м
Напильник 1 шт. Авизент 1х0.3м
Отвертка (универсальная) 1 шт. Теза 1х0.3м
Шило 1 шт. Прорезиненная ткань 1х0.3м
Полотно ножовочное 2 шт. Пряжки 5 шт. 1х0.3м
Ланцет 1 шт. Стропы 3х3м
Иголки 10 шт. Винты М4х30 10 шт.
Цыганская игла (с большим ушком) 3 шт. Винты М5х30;х50 10 шт.
Наждачная бумага 4 шт. Винты М6х50;х70 5 шт.
Свечка 2 шт. Шурупы 2х20 5 шт.
Нить капроновая (разные номера) изолента изолента 2 шт. Шурупы 2.5х35 5 шт.
Изолента скотч 2 шт. Гвозди 2х40 5 шт.
Скотч 2 шт. Гвозди 3х100 3 шт.
Клей и растворители Проволока 2х 0.5 стальная 1 шт.
Резиновый 0.5 л. Проволока 2.5х0.5 алюм. 1 шт.
ПВХ «Уран» 0.5 л. Трубки 012х150 алюм 1 шт.
Бензин 0.5 л. Трубки 08х150 алюм 1 шт.
Штуцер 2 шт.
Н.А.З. 1 к-т

Список снаряжения

Наименование Количество Наименование Количество
Каны: Катамараны:
5 л 2 шт. 4-ка 1 шт.
7 л 1 шт. 2 -ка 1 шт.
Таганок 1 шт. 2-ка 1 шт.
Половник 1 шт. 2-ка 1 шт.
Рукавицы 1 пара Запасные весла 4 шт.
Топоры 3 шт. Спасконцы 4 шт.
Пилы (двуручн., лучек) 2 шт. Веревка основная 30 м
Тент костровой 1 шт. Ремнабор 1 шт.
Спининг 1 шт. Палатки:
Фотоаппараты 3 шт. 4-х м 1 шт.
Видеокамера 1 шт. 3-х м 1 шт.
Штатив 1 шт. 3-х м 1 шт.
Аптечка (экстренная, основная) 2 шт.

Список литературы

1. Отчет №4178 из библиотеки МГЦТК (лоция, схемы)
2. Отчет о походе по Оне 2001, руководитель Бронер Ю., м.кн. № 1/4-414 (г. Москва)
3. Отчет о походе по Оне 1997г. Руководитель Малова С.Ю. (г.Саратов)
4. Д.Кувалин. Лоция р.Она.
5. Отчет о походе по Оне 1997г. Руководитель Лебедев В.И. (сост. отчета Бронер Ю.Е.). Библиотека Перовского РТК.

Список прилагаемых карт и схем

1. Схема пешей части. 1 лист.
2. Схема р.Она. Масштаб 1см:1км. 5 листов.
3. Лесоустроительная карта Анзасского лесничества. Масштаб 1см:1км. 2 листа.
4. Схема-расхребтовка. Масштаб 1см:1,66км. 1 лист.

Отчет о туристском спортивном походе (водном) IV категории сложности по маршруту: г. Москва – г. Абакан – 314 км трассы Абаза-Ак-Довурак – пер. Кохош – р. Курукуль – сплав по р. Она – г. Абаза – г. Абакан – г. МоскваОтчет о туристском спортивном походе (водном) IV категории сложности по маршруту: г. Москва – г. Абакан – 314 км трассы Абаза-Ак-Довурак – пер. Кохош – р. Курукуль – сплав по р. Она – г. Абаза – г. Абакан – г. МоскваОтчет о туристском спортивном походе (водном) IV категории сложности по маршруту: г. Москва – г. Абакан – 314 км трассы Абаза-Ак-Довурак – пер. Кохош – р. Курукуль – сплав по р. Она – г. Абаза – г. Абакан – г. МоскваОтчет о туристском спортивном походе (водном) IV категории сложности по маршруту: г. Москва – г. Абакан – 314 км трассы Абаза-Ак-Довурак – пер. Кохош – р. Курукуль – сплав по р. Она – г. Абаза – г. Абакан – г. МоскваОтчет о туристском спортивном походе (водном) IV категории сложности по маршруту: г. Москва – г. Абакан – 314 км трассы Абаза-Ак-Довурак – пер. Кохош – р. Курукуль – сплав по р. Она – г. Абаза – г. Абакан – г. МоскваОтчет о туристском спортивном походе (водном) IV категории сложности по маршруту: г. Москва – г. Абакан – 314 км трассы Абаза-Ак-Довурак – пер. Кохош – р. Курукуль – сплав по р. Она – г. Абаза – г. Абакан – г. МоскваОтчет о туристском спортивном походе (водном) IV категории сложности по маршруту: г. Москва – г. Абакан – 314 км трассы Абаза-Ак-Довурак – пер. Кохош – р. Курукуль – сплав по р. Она – г. Абаза – г. Абакан – г. МоскваОтчет о туристском спортивном походе (водном) IV категории сложности по маршруту: г. Москва – г. Абакан – 314 км трассы Абаза-Ак-Довурак – пер. Кохош – р. Курукуль – сплав по р. Она – г. Абаза – г. Абакан – г. МоскваОтчет о туристском спортивном походе (водном) IV категории сложности по маршруту: г. Москва – г. Абакан – 314 км трассы Абаза-Ак-Довурак – пер. Кохош – р. Курукуль – сплав по р. Она – г. Абаза – г. Абакан – г. МоскваОтчет о туристском спортивном походе (водном) IV категории сложности по маршруту: г. Москва – г. Абакан – 314 км трассы Абаза-Ак-Довурак – пер. Кохош – р. Курукуль – сплав по р. Она – г. Абаза – г. Абакан – г. МоскваОтчет о туристском спортивном походе (водном) IV категории сложности по маршруту: г. Москва – г. Абакан – 314 км трассы Абаза-Ак-Довурак – пер. Кохош – р. Курукуль – сплав по р. Она – г. Абаза – г. Абакан – г. МоскваОтчет о туристском спортивном походе (водном) IV категории сложности по маршруту: г. Москва – г. Абакан – 314 км трассы Абаза-Ак-Довурак – пер. Кохош – р. Курукуль – сплав по р. Она – г. Абаза – г. Абакан – г. МоскваОтчет о туристском спортивном походе (водном) IV категории сложности по маршруту: г. Москва – г. Абакан – 314 км трассы Абаза-Ак-Довурак – пер. Кохош – р. Курукуль – сплав по р. Она – г. Абаза – г. Абакан – г. Москва

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию