Виды туризма
Руководители: Федоров М.С., Григорьева Т.В., Дьячков Д. М. (Москва)
Московский туристский клуб "Перово"
Содержание:
- Паспорт маршрута;
- Состав отделений школы. Распределение по судам;
- Общая идея похода;
- Варианты подъезда и отъезда;
- Аварийные выходы с маршрута;
- График движения. Погодные условия;
- Дневники с техническим описанием (по отделениям школы):
- Маршрутная книжка № 1/4-302;
- Маршрутная книжка № 1/4-305;
- Маршрутная книжка № 1/4-308;
- Потенциально опасные участки маршрута;
- Общие сведения о районе путешествия;
- Состав аптечки;
- Состав ремнабора;
- Финансовые затраты;
- Итоги. Выводы и рекомендации;
1. Паспорт маршрута |
1. Вид туризма – водный;
2. Район путешествия – Северный Кавказ;
3. Нитка маршрута: г. Москва - г. Невинномыск - пос. Рудничный - р. Аксаут (сплав)- г. Невинномыск - г. Москва;
4. Уровень воды – средний;
5. Средства сплава:
катамараны 2-ки – 6 шт.;
катамараны 4-ки – 3 шт.;
каяки пол. – 2 шт;
6. Категория сложности – третья;
7. Протяженность водной части – 15 км;
8. Время проведения путешествия – 30 апреля – 9 мая 2005 г.;
9. Количество участников похода – 27 человек (три отделения школы БТП);
10. Общее количество дней (г. Москва – г. Москва): 10 дней;
11. Количество дней на маршруте (г. Невинномысск - г. Невинномысск): 6 дней.
Из них:
поезд г. Москва - г. Невинномысск – 31 час;
подъезд к реке – 0,5 дня;
стапель – 1 день;
сплав – 3,5 дня;
учебные мероприятия – 0,5 дня;
антистапель – 0,5 дня;
отъезд – 0,5 день;
поезд г. Невинномысск - г. Москва – 31 час.
Маршрут утвердила МКК 6 апреля 2005г., в составе: Рязанский, Климин, Офицеров.
МКК рассмотрела отчет и признала, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю.
Отчет использовать в библиотеке МКК.
Работа над отчетом:
текст, оформление – Григорьева Т.В., Федоров М.С., Дьячков Д.М., Лебедев В.И.;
дневник – Ковалева Н., Фрох Э., Зельгина Е.;
фотографии – Лебедев В., Култаев И., Ивушкин А.
2. Состав отделений школы. Распределение по судам |
Маршрутная книжка № 1/4-302
№ | Ф.И.О. | Год рожд. | Туристический опыт | Обязанности в группе | Распределение по судам |
1 | Федоров Максим Станиславович | 1969 г. | Шавла - 5р Утулик - 4р | Руководитель,инструктор | Кат. 2 |
2 | Харьков Сергей Валентинович | 1964 г. | Чаткал - 5У | Инструктор | Каяк |
3 | Волконовский Игорь Валентинович | 1965 г. | Катунь - 4У Умба - 3У | снаряженец | Кат. 4 |
4 | Чубаренкова Наталья Александровна | 1982 г. | Кубань - 3(4)У Хайлама - 4У | завхоз | Кат. 2 |
5 | Куделина Юлия Владимировна | 1969 г. | Подмосковье | Пом. завхоза | Кат. 4 |
6 | Савоненкова Анна Александровна | 1977 г. | Кубань - 3(4)У Пшеха - 3У | медик | Кат. 2 |
7 | Покровченко Владимир Владимирович | 1966 г. | Подмосковье | реммастер | Кат. 4 |
8 | Гладков Алексей Владимирович | 1985 г. | Ока - 4У | казначей | Кат. 2 |
9 | Винников Виктор Александрович | 1985 г. | Ока - 4У | Фото-видео | Кат. 2 |
10 | Свешников Антон Юрьевич | 1984 г. | Нижн. Кураган – - Катунь - 5У | реммастер | Кат. 2 |
11 | Ковалева Надежда Юрьевна | 1976 г. | Кубань - 3(4)У | летописец | Кат. 4 |
12 | Култаев Илья Владимирович | 1966 г. | Китой-Анот - 5У | Наблюдатель от кадровой комиссии | Каяк |
Маршрутная книжка 1/4-305
№ | Ф.И.О. | Год рожд. | Туристический опыт | Обязанности в группе | Распределение по судам |
1 | Григорьева Татьяна Владиславовна | 1973 г. | IV у. – р. Она III р. – р. Кубань | Руководитель | Кат. 4 капитан |
2 | Фрох Эдуард Викторович | 1985 г. | III у. – р. Малка | Медик, финансист | Кат. 4 матрос |
3 | Максимова Ольга Викторовна | 1965 г. | II у. – р. Мста III у. – р. Кубань | Фото | Кат. 4 матрос |
4 | Мулач Андрей Владимирович | 1971 г. | III у. – р. Кубань III у. – р. Аексаут | Реммастер | Кат. 2 капитан |
5 | Ушков Николай Евгеньевич | 1990 г | II у. – р. Мста III у. – р. Умба | Снаряженец | Кат. 4 матрос |
6 | Зельгина Елена Владимировна | 1983 г. | II у. – р. Мста | Завхоз, хронометрист | Кат. 4 матрос |
7 | Новикова Ольга Евгеньевна | 1978 г. | IV у. – р. | Фото | Кат. 2 матрос |
Маршрутная книжка 1/4-308
№ | Ф.И.О. | Год рожд. | Туристический опыт | Обязанности в группе | Распределение по судам |
1 | Дьячков Денис Михайлович | 1975 г. | Кубань 3р | инструктор | Кат. 2 |
2 | Ивушкин Алексей Борисович | 1974 г. | Мста 2у | снаряженец | Кат. 4 |
3 | Пальвелев Артем Витальевич | 1982 г. | Тумча 3у | завхоз | Кат. 2 |
4 | Кочеткова Екатерина Сергеевна | 1983 г. | Мста 2у | медик | Кат. 4 |
5 | Рагозин Андрей Юрьевич. | 1962 г. | Кубань 3у | штурман | Кат. 2 |
6 | Лебедев Валерий Иванович | 1959 г. | Она 3р | Начальник школы | Кат. 4 |
7 | Пономарева Мария Константиновна | 1982 г. | Кубань 3у | Кат. 4 | |
8 | Поликарпова Галина Сергеевна | 1981 г. | Кубань 3у | фото | Кат. 2 |
9 | Плюхин Николай Николаевич | 1961 г. | Б. Зеленчук | Кат. 2 | |
10 | Куликов Павел Николаевич | 1974 г. | Кубань 3у | Летописец, казначей | Кат. 2 |
11 | Грашин Игорь Алексеевич | 1956 г. | Пшеха 3у | реммастер | Кат. 4 |
3. Общая идея похода |
Данный поход проводился как учебно-тренировочный поход водной школы Перовского турклуба г. Москвы. Основными задачами похода были:
- обучение слушателей школы технике водного туризма;
- проведение занятий по переправам;
- ознакомление с одной из рек Северного Кавказа;
- спортивный отдых.
4. Варианты подъезда и отъезда |
Заброска. До станции Невинномысск можно доехать поездами, идущими в Нальчик, Владикавказ, и др. От станции Невинномысск на заказном транспорте до пос. Рудничный. Местный общественный транспорт ходит только до ст. Кардоникская. Поэтому лучше договориться с машиной заранее из Москвы.
Выброска. От п. Хасаут-Греческий до Невинномысска на заказном транспорте. От п. Хасаут-Греческий до ст. Кардоникская, в принципе, ходит 1 раз в день автобус, но рассчитывать на него не стоит. От Невинномысска в Москву на поезде.
5. Аварийные выходы с маршрута |
Аксаут, река малонаселенная. Ближайший населенный пункт где могут оказать квалифицированную медицинскую помощь Хасаут-Греческий. На протяжении всего маршрута вдоль реки идет довольно приличная грунтовая дорога. Транспорт встречется редко, в основном лесовозы. В сезон машины забрасывающие туристические группы.
6. График движения. Погодные условия |
Дата | Дни пути | Участки маршрута | Путь км | Способы передвижения | Погодные условия на маршруте |
30.04.05 г.-
02.05.05 г. | 1 2 | г. Москва г. Невинномысск. | поезд | ||
02.05.05 г. | 3 | 4:00 – 9:30 г. Невинномысск – п. Рудничный 9:30 – 20:00 - стапель | автобус - | Переменная облачность, к вечеру пошел дождь | |
03.05.05 г. | 4 | п. Рудничный, р. Аксаут (начало сплава), 11:00 – 13:30 прохождение участка шивер. 15:00 – 17:00 – занятия по переправам. | сплав | В первой половине дня дождь, во второй - снег с дождем. | |
04.05.05 г. | 5 | стоянка на П.Б. 500 м ниже п. Слалом. – п. Корнет- - стоянка на ЛБ 500 м ниже п. Корнет. | сплав | В первой половине дня дождь, во второй - снег с дождем. | |
05.05.05 г. | 6 | Стоянка на ЛБ 500 м ниже п. Корнет. – п. Узкий - S -образная шивера | сплав | Утром шел снег, вечером прояснилось | |
06.05.05 г. | 7 | S -образная шивера – п. Мустанг – мост перед началом каньона «Осыпной» | плав анитистапель | Солнце | |
07.05.05 г. | 8 | Антистапель | Солнце | ||
07.05.05 г. -
9.05.05 г. | 9 10 | г. Невинномысск. – г. Москва | поезд |
Поход проходил в условиях неблагоприятной погоды. В период активной части похода, со 2 по 5 мая погода была дождливая и прохладная. По утрам шел снег. Днем температура поднималась до +10 – +15 С, ночью 0 – -2 С. Это в общем не очень типично для данного времени на серверном Кавказе. Обычно бывает и температура потеплее да и дождей поменьше. 6-7 мая была солнечная погода, температура 22-25°С.
7. Дневники с техническим описанием (по отделениям школы) |
7.1 Маршрутная книжка № 1/4-302 |
Руководитель: Федоров М.С.
Хронометрист- Ковалева Н.
2-ое мая
Прибытие на место. Стапель примерно в 20 минутах до порога «Слалом». Уровень воды средний.
3-е мая
11.00 – отплытие. Идем в установленном порядке: двойка инструктора, еще одна двойка, каякеры, четверка и двойка с реммастером.
– порог «Слалом». Чалка к правому берегу перед деревянным мостом. Осматривали с правого берега. . Слева узкий чистый слив. Далее 400-метровый прямой участок отдельными камнями в русле, а затем правый поворот. За поворотом всю реку перегораживает гряда камней, через которые валит вода. Проход в центре.
Порог начинается на левом повороте сразу же за большим левобережным плоским камнем. Порог начинается сливом через валуны в центре. Далее на левом повороте по центру зуб в основной струе, на который валит вся вода. Перед зубом большой обливной камень. Проходили в установленном порядке слева от камня с резким уходом влево от зуба. Расстояние между камнем и зубом 15м. После зуба держались левого берега, т.к. основная масса воды идет через гряду камней, перегораживающую 2/3 русла у правого берега. Берега постепенно понижаются. Протяженность каньона около 2-х км.
12.10 - В 150м за устьем правого притока Большая Марка река делает правый поворот на 90 град с несильным прижимом под левый берег. На выходе из прижима большой обливной камень. Перед прижимом практически все русло забито камнями, через которые идет вода. Осматривали с левого берега. Заходили по центру с уходом вправо от прижима и от камня в сливе.
Встали на ночевку на чуть ниже правый берег.
4-е мая
10.30 – отплытие. Примерно через 700м мост в пос. Красный Карачай еще через 200м река делает правый поворот, а затем левый. На повороте порог "Корнет"
13.26 – подходим к порогу «Корнет». Слив, по середине камень, справа от него струя бьет в прибрежную плиту, слева, по ходу движения торчит копье завала, да, и узковато. Проходили ближе к правому берегу. Страховали с правого берега морковкой.
Причалили на место ночевки минут на 30 ниже по течению от порога.
5-е мая
10.15 – отплытие.
10.30 - В 800-900м от моста в русле плиты, выходящие к центру с левого и правого берегов, оставляют неширокие проходы. Струя в основном идет между плитами. Осматриваем. Порог извилистый, протяженностью около километра. Пилим завалы, ставим страховку. Проходим в установленном порядке по центру.
До фермы на левом берегу река представляет собой шиверу с большим уклоном забитую камнями. От моста до фермы 50 мин сплава. Сразу за фермой начинается трехкилометровый участок, по средней и выше воде здесь может потребоваться детальная разведка.
13.00 – подходим к протяженному s -образному участку. Осмотр. Этот участок представляет собой крутое падение с массой камней как подводных, так и надводных. В основных струях, как правило, зубья. Необходим постоянный маневр. Ширина реки 15м. Во многих местах чистого прохода нет, приходится прыгать через камни и зубья. Четверка этот участок обносит. Остальные идут в установленном порядке: двойка инструктора, еще одна двойка, каякеры, двойка с реммастером. Страхуем двумя морковками с левого берега, ближе к концу s -образного участка. Не доходим до моста чуть меньше километра – становимся на стоянку.
6-е мая
Собираем вещи и несем их к месту чалки за мостом, нужно аккуратно пройти извилистый каменистый участок, а также не вписаться в березу, которая расположилась вдоль левого берега. Идем не гружеными.
10.30 – отчаливаем, идем в установленном порядке. Проход до моста сначала под левым берегом, потом уходим под правый. Проходим мост, березу. Чалка на правый берег. «Через 400м подвесной мост, проход под левым берегом, где высота моста над водой 1.5м».
Подвесного моста не заметили, возможно, его снесли.
11.54 - Проходим прижим с карманом, так как воды мало, то карман находиться над уровнем воды и хорошо виден, опасности не представляет.
13.50 – порог «Мустанг». Ориентиры чалки: перед правым поворотом реки дорога уходит резко вверх. До шоссейного моста, где дорога переходит с правого берега на левый, река представляет собой мощную шиверу с большим количеством камней. Примерно в 1 км перед мостом, между километровыми столбами 12/33 и 13/32 на правом повороте порог "МУСТАНГ". Разведка порога и страховка первого экипажа с левого берега.
Река в этом месте перегорожена крупными и мелкими камнями. Под левым берегом слив более 1м с пенной ямой, после чего вся струя ударяется перпендикулярно в плиту, расположенную в 10м от слива и с нее сваливается вправо. Примерно в 5м после плиты под правым берегом еще две, расположенные одна за другой. Ширина реки 7-9м. Далее правый поворот. Заходили в порог по центру, перед поворотом прижались к правому берегу, чтобы не попасть на зуб, расположенный в центре основного слива.
После порога длинная мелководная шивера, заканчивающаяся перед мостом.
Чалка перед мостом. Сразу за мостом сошел сель. Далее начинается каньон «Осыпной».
Встали на антистапель.
7.2. Маршрутная книжка № 1/4-305 |
Руководитель: Григорьева Т.В.
Хронометрист- Зельгина Е.В.
02.05.05 г.
3.30 – Прибытие на станцию Невинномысск.
3.30 – 4.00 – Загрузка вещей в машину, посадка в автобус.
4.00 – 9.30 – Дорога на автобусе.
9.30-10.00 – Прибытие на место стапеля не далеко от фермы в начале слабовыраженного каньона с порогом «Слалом». Разбивка лагеря.
10.00 – 11.00 – Завтрак.
11.00 – 15.30 – Сбор катамарана.
15.30 – 16.30 – Обед и завершение стапеля.
20:00 - ужин.
03.05.05 г.
8.00 – Подъем.
8.00 – 9.00 – Завтрак.
9.00 – 11.15 – Сбор вещей, упаковка, подготовка катамаранов к отплытию. Первый день сплава. Поскольку наше отделение самое малочисленное на общем совете школы решили, что мы пойдем между отделениями Федорова М. и Дьячкова Д.. На маршрут Федоров вышел на 15 мин. раньше нас.
Наше отделение шло в следующем порядке: сначала кат-2 как более маневренное судно с более опытным экипажем, следом четверка. С первых минут сплава стало понятно что четверке придется попотеть. Много камней, мелко. Кое-где просто негабарит. Проходим начало каньюна. С первых минут сплава стало понятно что четверке придется попотеть. Много камней, мелко. Кое-где просто негабарит.
11.50 – Увидели строения на ЛБ. Перед порогом на ПБ зачаленный кат-4 отделения Федорова. Они уже просмотрели препятствие поставили фото видео и страховку для каякеров и благополучно прошли его. Наши катамараны зачалились на ЛБ. Пошли на просмотр порога. Ни какого деревянного моста указанного в лоции мы не видели. Кода вернулись с просмотра, отделение Дьячкова чалилось перед порогом на ПБ.
п.1. порог «Слалом» – начинается на ЛП реки. Две гряды камней перегораживают русло камни стоят в шахматном порядке. На заходе по центру камень мешает сразу уйти в право где более менее чистый слив. Основная струя проходя через первую гряду валит влево на острый зуб во втором ряду камней, грозящий поломкой рамы. Ориентир порога большой плоский камень на ЛБ. Чалится надо до него. За порогом идет несложная шевера.
Первой прошла 2-ка. Обошла слева камень на заходе в порог, за ним резко ушла направо и точно попала в слив у правого берега. Зачалилась на ПБ. Следом пошла 4-ка (пассажира с собой не брали), которая не успела сделать этот маневр и плотно засела на первой гряде камней. Зуб слева нам уже не грозил и слезть с камней не получалось. Сразу налетели фотографы и кинооператоры. Мы кинули на берег морковку. Отделение Дьячкова стянуло нас немного с камней. Потом мы сами еще побрыкались, и спихнувшись с первой гряды сразу засели на второй. Но там мы уже обошлись без посторонней помощи. После порога в походном порядке прошли еще 300 м и заачлились на ПБ. Где отделение Федорова уже ставило лагерь.
13.30 -14.30– чалка на ПБ, организация лагеря, обед. В этот день встали рано, потому что наметили провести занятия по переправам.
15.15 – 17.30 – Упражнение по переправе через реку, измерения ширины, расхода и скорости течения реки.
04.05.05 г.
8.00 – Подъем.
8.00 – 9.00 – Завтрак.
9.00 – 10.40 – Сбор вещей, упаковка, подготовка ката к отплытию.
12.00 - 13.00–шивера на правом повороте реки, организация разведки, страховки, фото.
13.10 – впадение реки Б. Марка и п. Красный Карачай.
13.30 – 14.30 – порог «Корнет», разведка, обнос судна.
п. 2. порог «Корнет» начинается заходной шеверой не ПП реки за шиверой на ПБ реки хорошее улово для чалки, затем идет плавный левый поворот за ним прямой участок реки где струя идет через гряды камней в конце этого участка стоят три бульника. По нашему уровню воды сдесь образовалось 2 слива по правому берегу и по левому, проходимые только для двоек. Причем в правом торчали бревна, лежащие на берегу.
Экипажи четверок во всех отделениях школы решили обнести этот участок. Двойки проходили по левому берегу. Наша четверка прошла заходную шиверу. Зачалилась в улове на ПБ и обнесла опасный участок. Четверка отделения Федорова попробовала пройти часть каскада немного подальше. Но задела последней поперечиной зуб, сломала раму и зачалилась на ПБ в 20 м от улова. Пока двойки проходили порог экипажи четверок обнесли катамараны. И начали готовить обед. Мы решили на присоединиться к отделению Федорова. Была холодная дождливая погода, у нас был запас дров на катамаране, а они нам помогли с обносом.
14.30 – 15.45 – Обед совмещенный с ремонтом рамы у Федоровской четверки. Харьков и Федоров провели разведку с берега и предложили встать на ночевку в 500 м ниже на ЛБ где была удобная полочка. Замерзшая школа быстро с этим согласилась.
16.00 – чалка на ЛБ, организация лагеря.
05.05.05 г.
8.00 – Подъем.
8.00 – 9.00 – Завтрак.
9.00 – 10.15 – Сбор вещей, упаковка, подготовка ката к отплытию.
10.25 – 12.50 – п. Узкий просмотр, страховка, фото, прохождение.
п.3 порог «Узкий» Перед порогом река разбивается на 3 русла, порог начинается на ЛП реки. Другие ориентиры препятствия - обрывистый правый берег, по которому идет дорога и большой валун у левого берега. Осматриваем по правому берегу. Отделение Федорова спилило нависающее под правым берегом дерево и освободило проход по главной струе.
Заходили в порог под левым берегом. Потом уходили под правый берег. На входе два слива до 1 м, далее s-образный участок и выходной слив с косым валом. Длина порога около 500 м.
Зачалились за порогом подождали отделение Федорова. Пропустили их вперед.
13.10 – 13.50 – чалка на ЛБ, осмотр S -образной шиверы.
п. 4 «S-образная шивера» Этот участок начинается на ПП реки. Ориентиры: примерно в 100 м до начала порога развалины фермы на левом берегу. В лоциях и схемах здесь обозначен мост и переправа которых не существует сейчас. На правом берегу выраженная полка, удобное место для стоянки, дорога уходит вверх, далее правый поворот с выраженным падением и обилием камней. В конце участка два слива.
13.50 – 16.00 - организация лагеря, обед. Отделение Федорова прошло этот участок до обеда. Мы же решили встать лагерем за порогом, пообедать, а потом проходить.
16.00 – 18.00- прохождение S -образной шиверы. Договорились о совместной страховке с отделением Дьячкова Д.. Расставили сигнальщиков и фото на ключевых точках и страховку с берега (морковку) после последнего слива. Первым пошел кат-2 отделения Дьячкова и встал за порогом на страховку. Затем все остальные двойки. После них наша 4-ка.
06.05.05 г.
8.00 – Подъем.
8.00 – 9.00 – Завтрак.
9.00 – 10.45 – Сбор вещей, упаковка, подготовка ката к отплытию.
10.45 – 11.15 – при выходе из каньона открытые камни, сидим на камнях.
11.30 – зачалились на ПБ. Впереди виден комель дерева лежащего в русле. Посмотрели есть проход для прохода катамаранов. Первой пошла двойка, за ней четверка, которая не справилась с маневром и попали на комель. Экипаж вылез на него, привязал чалку к корню и стал ждать подмоги. Кат сняли морковкой, экипаж по перилам переправился на берег.
Уклон реки увеличился начался участок шивер. Решили идти дальше в походном порядке. до моста являющегося ориентиром порога Мустанг. Зачалиться рядом с ним и дождавшись отделение Дьячков пройти порог.
11.45 – На правом повороте реки вписались в ворота между камнями и заметили что правый болон порван и быстро сдувается. Примерно через 50 м, со второй попытки, смогли зачалиться на ПБ примерно в 200 м от моста. Двойка ушла вперед и остановилась в условленном месте. Мимо нас прошли катамараны соседнего отделения. Мы отсигналили им об аварии. Ребята остановились у моста и пришли помогать вытягивать на берег наш кат. Балон был порван по середине в двух секциях. Ремонтироваться было бесполезно (последний день сплава) мы решили разобрать катамаран и продолжить путь пешком до места апнтистапеля.
11.50 – 13.00 – вынос ката на берег, разбор, сушка. В отделение Дьячкова две двойки тоже прорвали правые баллоны. Скорее всего в том же месте где и мы. И решили совместить ремонт с обедом.
13.00 – 14.00 – Обед. Пока два наших дружественные группы готовили обед Валера Лебедев успел дойти до отделения Федорова которые прошли пор. Мустанг и обедали около моста перед началом каньона «Осыпной» и предупредить их об аварии в наших отделениях. До них был час хода, примерно 4 км по дороге. Кроме того Лебедев принес весть, что рядом с мостом от обилия осадков осыпался склон и перегородил дорогу. Экипаж четверки отправился до моста пешком, а двойка пошла в составе отделения Дьячкова. Договорились встретиться у моста и встать там лагерем.
14.00 – 15.00 – пеший переход до моста занял 50 мин. Отделение Федорова отказалось от прохождения каньона «Осыпной» что бы школа сильно не разбивалась и тоже начали антистапель.
15.00 – 16.00 – разбили лагерь.
07.05.05 г.
8.00 – Подъем.
8.00 – 9.00 – Завтрак.
9.00 – 10.30 – Сбор вещей, упаковка, подготовка к выходу с маршрута. Пришлось обходить осыпь выще по склону. Заодно вспомнили горную технику.
11.00 – посадка в автобус.
15.00 – прибытие на ж.д. станцию в Невинномысск.
21.05 – посадка в поезд.
21.30 – отправление в Москву.
08.05.05 г. – поезд.
09.05.05 г. – рано утром прибыли в Москву.
7.3. Маршрутная книжка № 1/4-308 |
Руководитель: Дьячков Д. М.
Хронометрист- Куликов П. Н.
Последнее собрание перед походом было назначено на вторник 26.04.2005 г. Обсуждение затянулось. Ключевым вопросом было несколько:
Повестка дня:
- Первый, распределение дежурств;
- Общественное снаряжение;
- Размещение в палатках (свободное);
- Определение места встречи.
30.05.2005 г.
Ехали поездом 27МА Москва-Владикавказ (через Украину), который отправляется 21.30 с Курского вокзала. По пути следования, складывается такое впечатление, что, мы проезжаем по Прибалтике, всего три длительные остановки, но на низ проводится таможенный досмотр, поэтому выходить нельзя. Тем более приобретать что-либо у местного торгующего населения. Строгая девушка, украинский таможенник, пригрозила одному из наших спутников, тем, что оштрафует его за нарушение правил поведения в зоне таможенного контроля. Узнав, что мы (граждане России) и следуем транзитом, из России в Россию, досмотра вещей не проводили.
02.05.2005 г.
3.25. Прибытие на станцию Невинномысская. Грузовой автомобиль был уже на привокзальной площади. Наш водитель встретил нас около вагона. А вместе с ним нас встречали бдительные стражи порядка, из линейного отделения милиции, которые строго следили за тем, чтобы пассажиры не переходили железнодорожные пути в неустановленных местах. За это они штрафуют. Несмотря на то, что, на вокзале приняты повышенные меры безопасности, туристов без особой надобности не досматривают, за что, им особая благодарность. Погрузившись отправились в путь. Дорога проходит по красивейшему ущелью р. Аксаут, практически все время вдоль реки. На последнем участке, в одном из узких месте, дорога разбита настолько, что автобус дальше следовать не мог. Поэтом решили дальше добираться на грузовой машине. Часть основная группы осталась дожидаться машины, а трое Куликов П. Н., Грашин И. и Плюхин Н. пошли (налегке) пешком, идущие пешком прибыли практически одновременно со вторым рейсом грузовика.
Стапель. Собирались бодро. Погода радовала, правда иногда набегали небольшие облачка, из которых накрапывал мелкий дождик. Некоторые суда претерпели небольшие конструктивные изменения. На одном катамаране К-2 дюралевая рама была заменена на деревянную, на другом вязки из стропы были заменены на резиновые жгуты, благо резина была взята с запасом.
Примерно 14.00. Обед.
В состав группы были внесены изменения. Одну из наших девушек пришлось уступить другому отделению., т.к. один человек не смог пойти.
После сборка судов была продолжена.
20.00. Ужин. Отбой.
03.05.2005 г.
8.00. Подъём.
11.20. «Совет в Филях». Получаем информацию по 1-му участку сплава.
11.30. Определяется порядок движения: К-2 (Дьячков/Плюхин), К-2 (Куликов/), К-2 (Рагозин/Пономарева), К-4 замыкающая (ремнабор).
При осмотре места стоянки был обнаружен фиолетовый сверток. С загадочным видом он (Плюхин Н.) сказал, что знает чье это, но не скажет. Как выяснилось сверток принадлежал Галине П.
11.50. Выход.
12.05. Осмотр пор. Слалом
пор. Слалом - нагромождение камней в центре русла. Ориентиром является лагерь на ЛБ, и бетонная конструкция, похоже на отвод канализации на ЛБ у самой воды.
Река в этом месте сжата крутыми берегами, уклон заметно возрастает. Порог осматривать проще с левого берега, по которому идет дорога. Осмотр производили с правого берега- то же хорошо видно. Длина порога около 2 км, сложность нарастает от входа к выходу. В пороге беспорядочное нагромождение камней с узкими проходами, на выходе прижим к левому берегу и слив в 1 м.
12.20. При прохождении этого препятствия К-4 (группа Григорьевой Т.), не справился с маневром и засел одним баллоном на камень. Самостоятельно выбраться с него они не смогли, поэтому были организованы спасательные работы. На ПБ (ориентир: большой камень) была переброшена спасательный конец «морковка», с помощью которой К-4 был снят с камня. Но течением был развернут. В следствии чего не попал в чистый слив по ПБ, а скатился с каменной гряды по средине русла. Далее пошел самостоятельно.
12.50. Прохождение всех судов без аварийное. Катамараны двойки прошли по ПБ, К-4 по ЛБ.
13.30. Ниже по течению, примерно 300 метров, окончание ходового дня. Встали на ПБ. В сосновой роще. Вдоль ПБ проходит лесовозная дорога.
15.05. Обед готов. Во второй половине дня запланированы учебные занятия по организации переправы через реку.
Виды:
- Переправа со страховкой (горизонтальные перила);
- Переправа с веслом, страховка с одного берега;
- Переправа (стенкой).
Проводились Лебедевым В. И., Григорьевой Т., Федоровым М., Харьковым С.
17.00. Окончание первого упражнения.
17.06. Начало второго упражнения, по измерению расхода воды. Проводится Дьячковым Денисом. Участие принимают слушатели всех трех отделений.
Для дополнительного интереса слушателям предлагается определить характеристики данного участка реки (расхода), до проведения необходимых измерений.
Первое – слушатель Гладков – 20 м куб.
Второе – Винилев – 7 м куб.
Третье – Покровенко – 15 м куб.
Измерения производятся в следующем порядке:
а) Измеряется ширина реки: С использованием доступных измерительных приборов (компаса). Методом построения геометрической фигуры (прямоугольного треугольника).
б) С использованием спасательного конца «морковки», производим определения расстояния до точки, где угол, на предмет, взятый за ориентир на противоположном берегу составит 45 градусов. Мы установили, что ширина реки в этом месте составляет 18,5 м.
в) Определяем скорость течения. Для этого необходимо два человека, первый стоит в точке «А» начало отсчета, а второй в точке «Б» в конце измеряемого участка. По команде первый человек кидает приготовленный предмет в воду, а второй засекает время его прохождения в конечной точке. Для дополнительной гарантии необходимо произвести не мене трех замеров скорости течения. Для расчетов принимается среднее значение.
В наше случае были сняты следующие данные: 1 – 11 секунд, 2 – 10, 5 секунд, 3- 11, 5 секунд. Среднее значение 11 секунд.
Схематическое изображение сечения реки:
Производим расчет:
18.40. Была предпринята попытка дойти до снежного языка, который был виден на горе, которая возвышается над поворотом теки 300 метров. В восхождении участвовали Куликов П. Н. и Пономарева М. Снег был добыт. Когда они спустились, пошел мелкий снежок. Мораль сей басни такова: Нечего лесть наверх за снегом, когда он сам спускается вниз.
20.00. Ужин был готов. Из добро го десятка, только четверо ставили свои кружки. Поэтому в этот вечер «языческой смеси» вышло 500 или 600 мл. на всех. Для них вечер закончился быстро. Подвергшись страсти поглощения пищи, кто то наступил на Галину миску, все содержимое которой оказалось на земле. Смотрите под ноги, уважаемые граждане, а также не разбрасывайтесь мисками. Из-за этого в нашем коллективе появился первый голодающий. По кругу сбросились по ложке в пользу пострадавшего.
Ночью пошел настоящий снег.
Что же будет завтра???
04.05.2005 г.
Подъем дежурных в 7.00 (по факту встали 7.16). Ночью выпал снег позже перешедший Вокруг бело и сыро. На завтрак рисовая каша. Стали жаловались, что каша пересолена. Пришлось обратиться к арбитру (Лебедеву В. И.), он сказал, что: «В такую погоду много чего не нравится.
10.54. Выход. Летучка. Денис опять зачитывает лоцию.
11.00. Просмотр шиверы.
К-4 сел на камень на ПП по ПБ, правым баллоном, самостоятельное снятие, правый передний гребец лежал на баллоне, так и прошли.
12.09. Заготовка свежей зелени к обеду (крапива). Завхоз не одобряет.
12.53. Чалка по ПБ за железным мостом, примерно 100 м. ниже по течению, сразу за правым притоком (Большая Марка).
Проводим осмотр мощной шиверы, встречаем шедших с просмотра членов других групп, которые комментируют увиденное. Шивера представляет из себя S образный изгиб реки, на выходе из которого середина русла перекрыто камнями, имеется два слива по ПБ и ЛБ. Левый слив представляется наиболее подходящим, а в правом торчит зуб. При просмотре наблюдали прохождение этого участка другими группами. Им удалось пройти как справа так и слева (гружеными). После этого отпали последние сомнения и мы решили пройти шиверу, за исключением К-4, который не проходил по габаритам. Обнос вещей от места чалки до большой поляны по ПБ, на которой имеется автомобильная яма, занял 10 минут.
Прохождение было совершено в обычном порядке, за исключением того, что К-2 (Дьячков/Лебедев), К-2 (Куликов/?), К-2 (Рогозин/Пономарева). Интервал составлял 10 минут. На пороге была организована фото и видео съемка.
15.40. Обед на обед сегодня у нас был суп харчо с настоящим копченым мясом. Поистине царское угощение.
17.00. Отходим. Через 5/10 минут стоянка на ЛБ. Чалится К-2 (Денис/Плюхин), К-2 (Куликов/), К-2 (Рогозин/Пономарева), К-4.Небольшая полочка на 7-8 палаток. Из-за недостатка места организуем общий костер с другой дружественной группой (Григорьевой Т.). Получилось очень хорошо. Ужин был готов без чего то 20.00. Откуда то появился сосуд с жидкостью прозрачного цвета. Срочно потребовался мерный стаканчик, который вскоре был найден, им оказался футлярчик из-под пленки. Произведя точные лабораторные исследования, было установлено, что его объем составляет 37 мл. Выпили по три раза, при этом, принесли жертвоприношение местному божку, по три капли на землю. Пьющих водников становится с каждым днем все меньше, сегодня выбыл еще один, им оказался Денис. Но жизнь продолжается, на мало а спирта много.
20.30. Пошел снег с дождем, который все равно не мог испортить на настроения. Кочеткова Катя, наш генератор хорошего настроения, предложила сыграть в интересную игру под названием «У…». в общем было очень весело. Даже тем кто в это время укладывался спать. Запланированной дневки не будет. Очень жаль.
05.05.05. Вот такое число
7.45. Подъем.
8.00. Завтрак
10.25. выход
В 10.35. просмотр порога Узкий.
Ориентиром могут служить обрывистый правый берег, по которому идет дорога и большой валун у левого берега. Осматриваем по правому берегу . Вход в порог у левого берега. На входе два слива до 1 м, далее s-образный участок и выходной слив с косым валом . Длина порога около 500 м.
На этом участке в русле встречаются несколько островов, последний из которых может служить ориентиром сложного порога.
Другие ориентиры: сухая сосна, свисающая с берега параллельно воде и каменное строение на левом берегу. Нагромождение камней, видное с воды, возрастающий уклон, говорит о начале порога. Порог расположен между км-отметками 5/40 и 6/39. Длина порога около 800 м. По правому берегу вдоль порога несколько неплохих мест для стоянки. Порог представляет собой хаотичное скопление большого числа камней различного размера (что характерно для большинства препятствий Аксаута. На входе шивера, далее несколько "трековых" участков и габаритных проходов. Кульминация порога - s-образный участок с 1,5 м сливом, сразу за которым необходимо отработать вправо.
Организуем фото и видео съемку. Ориентиром на дороге является береза со знаком 39 километр. ПБ с воды ПП, галечный остров обходим по полноводной протоке. Прохождение в обычном порядке, но с измененными экипажами К-2 (Дьячков/Лебедев), и др. проходят чисто. К-2 (Куликов/) слишком близко подошли к галечному острову, сели на небольшой полуобливной камень, в результате чего корму занесло вперед, и им пришлось выводить катамаран на траекторию при помощи приема «Теле Марк».
12.33. Зачалились на галечной отмели по ПБ. Короткий перекус. Перечалились ниже по течению на ПБ , напротив разрушенных строений на ЛБ. В этом месте 5 крупных камней в русле, но проходятся они достаточно просто. Попробовали провести осмотр следующего участка реки, к сожалению прохода по ПБ нет. Нам пришлось перечалится на 300 метров ниже по течению на ЛБ. С берега были заметны несколько крупных камней в русле. Поэтому решили провести осмотр S-образного порога.
Ориентиром порога служит большой камень у левого берега, в который бьет часть струи. Длина порога около 100 м. Порог несложный, основная трудность - точный заход. Порог начинается грядой камней от левого берега, которая перегораживает часть русла. Струя уходит вправо от гряды и упирается в отмель и гряду у правого берега, образуя очередной s-образный участок. На выходе два слива, из них последний до 1 м. Порог проходили со взаимной страховкой.
13.27. Обнос вещей по ЛБ до большой поляны, который занял 10 минут.
Первыми прошли другие отделения.
Решаем пообедать, а прохождения осуществить позже.
После обеда , который мы организовали той же группой, что и предыдущий, первыми прошли К-2 (Дьячков/Лебедев), потом К-2 (Куликов/), а третьими К-2 (Рогозин/Поликарпова), их немножко приложило об камень в левом сливе, далее прохождение нормальное, затем К-2 (Мулач/Новикова) и К-4 (Григоьева /Лебедев /Алексей/), Грашин И. (страховка). К-4 проходил по габаритам, тем не менее, собрав несколько камешков зачалились по ЛБ в улов за большим камнем. Берег в этом месте крутоват, но дальше подойти к ЛБ сложно, так как много камней. Наш К-4 не проходящий по габаритам пришлось обнести. Несли по двое.
При осмотре днища К-4 были обнаружены разрывы по швам левого баллона. Но благодаря героическим усилиям Грашина И. поломка была устранена в кротчайший срок.
Ужин был совместный. Татьяна угощала нас настоящим компотом из сухофруктов. Было очень вкусно. К вечеру погода разгулялась окончательно, местами показалось голубое небо и облака озарились розовым цветом садящегося где-то за горами солнца.
22.53. Я пишу этот дневник, а в это время самые стойкие сидят вокруг костра и глядят на звезды.
Сегодня наши девушки отказались мыть волосы, для того чтобы завтра была хорошая погода.
Пятница 06 мая 2005 г.
Подъем ранний наши фотографы любители ушли на съемку.
8.20. Погода отличная. Жаркое солнце у нас и белоснежные вершины вокруг. По предсказаниям наших гидрологов к вечеру ожидается повышение уровня воды.
Вокруг лежат тела загорающих на солнце водников. Но необходимо соврать всю волю в кулак и встать.
Эдик из соседнего отделения вспоминает, что в прошлом году в этот день он кильнулся.
Как оказалось устами младенца глаголет истина.
11.11. Выход
11.25. Спасательные работ. К-4 (Григорьева) с сотоварищами сидят на сосне по средине русла. Самостоятельно выбраться с него они не смогли. Было принято решение вытянуть его на ПБ используя спасательный конец.
Судно вышло достаточно легко. Устанавливает горизонтальные перила. И пострадавшие по одному выходят на ПБ.
Продолжаем движение. Первыми идут К-2 (Рагозин/Поликарпова), стартовав позднее К-2 (куликов/), натыкаются на них. После чего принято решение обойти их. Но перед мостом они обгоняют, и садятся на камни по ЛБ. Причаливаем перед ними. Так как, что-то не так. Помогаем выбраться на берег. Как оказалось баллон и шкура распороты. Остальные К-2 и К-4 чалятся за мостом.
Настроение у пострадавших «чемоданное». К-4 (Григорьевой) решаются на антистапель, так как их правый баллон распорот (1,5 метра). Пробоину получил также и К-2 (Дьячков/Плюхин), повреждения у которых незначительные.
12.36. Вернулся Лебедев В. И. который ходил ниже по течению. До места антистапеля 1 час ходу.
17.04. Вышли. В составе нашего отделения идет К-2 из отделения Григорьевой.
Как выяснилось порог Перпендикуляр (Мустанг) начинается ниже этого моста.
Старый автомост служит ориентиром порога Перпендикуляр, который необходимо осмотреть (по правому берегу). От моста до начала порога около 500 м. С воды порог заметен большими валунами, перегораживающими часть русла. Порог при доим) порядка 50 м имеет значительный перепад по высоте. На входе ближе к левому берегу слив, за которым через 7-8 м следует основной (около 1,2 м) слив. Через 10-15 м поток упирается в скальный обломок, лежащий перпендикулярно основной струе. Выход у правого берега. Порог мы проходим без просмотра, определив траекторию движения с воды.
После прохождения п. Перпендикуляр на ПБ видим наших.
Похоже все закончилось.
17.50. Антистапель.
Дров мало. Дорога в 100 метрах от моста перегорожена сошедшим селем. По всей видимости придется обходить его по верху.
Ужин как по расписанию. Народ повеселел, кружек стало больше- к нам вернулся блудный сын (Денис).
День отъезда 07.05.2005 г.
Подъем дежурных в 7.00. Погода хорошая. Уезжать не хочется. Все должны передраться к машине в 11.00. К этому времени должен подойти автобус.
Отправляемся в обратную дорогу.
15.20. мы на ст. Невинномысская. Вещи складываются на вокзале. Организуется совместное дежурство. Свободные отправляются кто куда. Одни в кафе «Невинка», на право от вокзала 10 минут, другие в баню, а третьи на рынок.
20.00. Общий сбор.
Поезд подан вовремя. «Приятным» открытием стало то, что в каждом багажном отделении было по два ящика какого-то пойла. А я думаю, почему проводник забеспокоился насчет объема наших рюкзаков. Но консенсус был найден.
Прибытие в Москву по расписанию.
8. Потенциально опасные участки маршрута |
Потенциально опасным можно считать практически весь верхний сплавной участок реки. Который имеет приличный уклон, резкие повороты ограничивающие видимость. высокие обрывистые берега поросшие лесом повышают вероятность образования завалов. Практически отсутствуют прогонные участки (плесы).
На протяжении всего маршрута встречались нависающие над водой деревья. В русле реки много обломков конгломератных пород с острыми гранями. Для катамаранов-4 во многих местах недостаточно расстояния для прохода и маневра между камнями, поэтому вероятность поломки рамы очень велика.
9. Общие сведения о районе путешествия |
На юге Ставропольского края у подножья Эльбруса расположена небольшая горная страна - Карачаево-Черкесия. Теберда, Домбай, Архыз на ее территории - красивейшие уголки западного Кавказа. Этот край богат лесами, живописностью пейзажей, прозрачностью рек и озер, чистотой воздуха. Тебердинский государственный заповедник в курорте Теберда создан как эталон природного ландшафта для его постоянного изучения и сохранения.
Особенности климата Карачаево-Черкессии определяются геофизическим положением, близостью Черного и Каспийского морей, сложностью и разнообразием рельефа.
Район Кубани относится к среднегорной зоне, где климат умеренно влажный. Здесь на высоте 1200-2000 м. над уровнем моря в формировании микроклимата велика роль Скалистого и Бокового хребтов, они служат надежной защитой от холодных ветров и туманов, проникавших с северо-востока и юго-запада. Для района характерна высокая интенсивность солнечной радиации, которая является основным источником тепла.
Реки Карачаево-Черкессии берут начало с ледников (которых здесь насчитывается более 350), либо вытекают из высокогорных озер. Крупнейшая река Карачаево-Черкессии - Кубань (от черк. къ-обан (къоб-бурная, полноводная)). Река Кубань берет свое начало у ледников на западных склонах Эльбруса. Общая ее протяженность 941 км. (из них 187 км река течет по Карачаево-Черкессии). В своих верховьях Кубань принимает ряд правых притоков (Худес, Индыш и т.д.), слева в нее впадают Ускулан, Даут, Теберда и другие реки. Теберда впадает в Кубань у города Карачаевска, это одна из самых многоводных рек Карачаево-Черкессии.
В Карачаево-Черкессии около 400 озер. К крупнейшим озерам в верховьях Кубани относятся Уллукуль (бассейн реки Учкулан) и Хурлакуль (левобережье реки Худес).
Карачаево-Черкессия богата разнообразными минеральными источниками. Особенно много их в Приэльбрусье. Несколько источников имеется в долинах Учкулана и его притоков, в бассейне рек Даут, Индыш, Худес, Мара и других. Наиболее популярны Джамагатские нарзаны в верховьях реки Джамагат. Находятся они в девяти километрах от города- курорта Теберда на высоте более 1800 м.
Около 30% всей территории Карачаево-Черкессии занимают леса, в которых насчитывается более 120 видов кустарников и деревьев, некоторые из них являются реликтами и эедемиками, занесены в Красную книгу.
Животный мир Карачаево-Черкессии характерен тем, что среди его представителей немало эндемиков, т.е. животных, обитавших только в данной местности на небольшой территории, среди таких обитателей здесь - тур западнокавказский, кавказский тетерев, кавказский улар. Наиболее богаты дикими животными горные леса. Здесь можно встретить зубра, кавказского оленя, косулю, дикого кабана. Живут в лесах бурый медведь, куница, лесной кот, кавказская выдра, рысь и другие дикие животные, в горах Карачаево-Черкессии обитают несколько десятков видов птиц (альпийская галка, беркут, черный гриф и др.). Встречается немало пресмыкаюшихся - ящерицы, гадюки, ужи, медянки. В горных реках водится ручьевая форель, в некоторых озерах - озерная форель. Для сохранения уникальной природы горного Кавказа созданы заповедники и заказники, крупнейшим из которых является тебердинский заповедник (его площадь составляет 65 тыс. га).
На территории Карачаево-Черкессии проживают более 371 тыс. человек (данные 1979 г.), 92 национальностей и народностей. Из них русских 45,1%, карачаевцев-29,7%, черкесов-9,4% и т,д. Основные занятия коренного населения – скотоводство: карачаевская порода овцы наилучшая на Кавказе, широко известны лошади кабардинской (черкесской) породы. Автомобильные дороги с твердым покрытием пересекают территорию Карачаево-Черкессии с севера на юг и с запада на восток. Большая часть дорог проложена в долинах рек. Широко развито автобусное сообщение.
10. Состав аптечки |
Желудочно-кишечные
№ п/п | Название | Показания к применению | Возможный диагноз | Количество |
1 | Гастрофарм | Боли в животе | Повышенная кислотность, гастрит | 6 шт. |
2 | Но-шпа | -//- , 1 табл. – разовая доза | Лекарство универсального действия ( в основном отравление ) | 12 шт. |
3 | Фестал | Переход от походной пищи к обычной , ферментные препараты | - | 20 шт. |
4 | Иммодиум / Лопедиум | Жидкий стул , 1 капсула после жидкого стула | Диарея , отравление | 10 шт. |
5 | Активированный уголь | -//- | -//- | 12 шт. |
6 | Смекта | -//- | -//- | 5 пак. |
7 | Сенаде | Слабительное | - | 4 шт. |
Сердечные
8 | Валидол | Боли в сердце , высотные боли в глотке , 1 таблетка под язык | Стенокардия , сердечный приступ и т.д. | 14 шт. |
9 | Кордиамин | Нарушения сердечной деятельности и/или дыхания Разовая доза – 1 мл (20 капель) В ампулах! | -//- | 4 ампулы |
10 | Дибазол | Повышенное артериальное давление | Повышенное артериальное давление | 10 шт. |
11 | Нашатырный спирт | Обморок и т.п. | 20 мл. |
Противовоспалительные
12 | Аспирин (Ацетилсалициловая кислота ) | Жаропонижающее, Разжижает кровь | Простуда, ангина, пневмония | 34 шт. |
13 | Цитрамон | Тяжелое дыхание + Общая усталость + Тошнота + Головокружение | Горная болезнь | 28 шт. |
14 | Тавегил | Аллергическая реакция | Аллергия, по 1 табл. Утром и вечером | 2 0 шт. |
15 | Дексаметазон | Тяжелые формы аллергии, черепно-мозговые травмы, Припухоли + усиленное сердцебиение + откашливание пенной мокротой | Аллергия черепно-мозговые травмы Высотный отек легких | 5 ампул |
16 | Фалиминт | Кашель, смягчает горло | Простуда | 20 шт. |
17 | Ибупрофен | Жар, воспаление, необходимость обезболить | - | 10 шт. |
Обезболивающие
18 | Солпадеин | Боли в любых частях тела, Кодеинсодержащий препарат | Травмы, отравления и т.д. | 12 шт. |
19 | Кетанов | Острая зубная боль | Острая зубная боль | 5 шт. |
20 | Темпалгин | Головная боль | Головная боль | 5 шт. |
21 | Баралгин | Очень сильные боли | - | 2 амп. |
22 | Анальгин | -//- | - | 4 амп. |
Антибиотики
23 | Бессиптол | Жар, Применять 5 – 7 дней по 2 таблетки утром и вечером | Ангина, пневмония | 80 табл. |
24 | Амоксиклав | -//-, если первая группа (№ 14) не помогает, на неделю, применять по 1 таблетке каждые 8 часов | -//- | 15 табл. |
Витамины
25 | Аэровит | Ежедневно по 2 таблетки в день на участника | - | 33 0 табл. |
26 | Глюкоза+ аскорбиновая кислота | Дополнительные витамины | - | 80 табл. |
Заболевания глаз и носа
27 | Галазолин | Насморк | Насморк, простуда | 10 мл. |
28 | Сульфацил натрия (альбуцит)/ Софрадекс | Заболевания глаз | Заболевания глаз (Снежная слепота и т.д.) | |
29 | Каметон | Насморк(аэрозоли) | Насморк | 30 г. |
30 | Биопарокс | Антибиотик через носоглотку (местного действия), 4-5 дней | Пневмония, ангина | 20 мл (400 доз) |
Антисептические препараты
31 | Йод | Раны | Раны | 1 фл. |
32 | Перекись водорода | -//- | -//- | 1 фл. |
33 | Марганцовка | Только промывание раны и обеззараживание воды ! | - | 1 уп. |
34 | Хлоргексидин (интим-спрей) | Универсальное антисептическое средство | Ожоги, раны | 1 фл. |
35 | Пренднизолоновая мазь | Противовоспалительное : укусы пчел, ожоги, неясные отеки | Укусы пчел, ожоги, неясные отеки | 1 фл. |
36 | Солкосерил | Ранозаживляющее | Раны | 1 фл. |
37 | Олазоль | Ранозаживляющее | Ожоги, потертости, раны | 1 фл. |
Препараты для лечения растяжений и травм
38 | Диклофенак | Мышечные или воспалительные боли, нестероидное противовоспалительное средство | Растяжения | 30 г. |
39 | Апизатрон | Мышечные боли, разогревающие препараты | -//- | 1 фл. |
40 | Звездочка | Универсальное средство | - | 1 шт. |
41 | Спасатель | -//- | - | 1 уп. |
Перевязочные материалы
42 | Лейкопластырь | Мелкие раны, ссадины | Мелкие раны, ссадины | 1 шир. + 1 узк. |
43 | Лейкопластырь бактерицидный | Средние, крупные раны, ссадины | Средние, крупные раны, ссадины | 2 уп. + 2 шир.+3 узк. |
44 | Бинты марлевые стерильные | Необходимость тугой повязки ( сильные кровотечения, ушибы, переломы, вывихи, сильные растяжение, и т.д.) | См. показания | 6 шт. |
45 | Эластичные бинты | Несильные растяжения | Несильные растяжения | 1 дл.+1 ср. |
46 | Марлевые стерильные салфетки | При наложении бинта на рану | Раны, открытые переломы, ожоги | 2 уп. мал. + 1 уп. больш. |
47 | Вата | Обработка ран | - | 70 г. (шарики) нестер.+ 50 г. стер. |
48 | Сетчато-трубчатые бинты №№1-4 | Фиксация повязки | - | По 1 кажд. |
Средства защиты от солнца и ветра
49 | Антигерпексная помада с UV -протектором+ Солнцезащитный крем фактор 48 | Обветривание губ | - | 1 фл. |
Прочие предметы
50 | Термометр | Контроль состояния организма | 1 | |
51 | Жгут | Использовать только в крайнем случае, если невозможно остановить кровь повязкой | Артериальное или венозное кровотечение | 1 |
52 | Пинцет | Извлечение инородных тел | - | 1 |
53 | Ножницы | Отрезать пластырь и т.д. | - | 1 |
54 | Салфетка антисептическая спиртовая | Защита раны от инфекции | Раны | 5 |
55 | Шприцы | Введение инъекций | 3 шт. х 5 мл 5 шт. х 2 мл | |
56 | Ватные палочки | Наложение мазей, обработка ран и т.д. | 10 шт. |
11. Состав ремнабора |
Наименование | Количество | Наименование | Количество |
Инструменты и приспособления | Материалы | ||
Плоскогубцы | 1 шт. | Капрон | 1х0.3м |
Напильник | 1 шт. | Авизент | 1х0.3м |
Отвертка (универсальная) | 1 шт. | Теза | 1х0.3м |
Шило | 1 шт. | Прорезиненная ткань | 1х0.3м |
Полотно ножовочное | 2 шт. | Пряжки | 5 шт. 1х0.3м |
Ланцет | 1 шт. | Стропы | 3х3м |
Иголки | 10 шт. | Винты М4х30 | 10 шт. |
Цыганская игла (с большим ушком) | 3 шт. | Винты М5х30;х50 | 10 шт. |
Наждачная бумага | 4 шт. | Винты М6х50;х70 | 5 шт. |
Свечка | 2 шт. | Шурупы 2х20 | 5 шт. |
Нить капроновая (разные номера) изолента изолента | 2 шт. | Шурупы 2.5х35 | 5 шт. |
Изолента скотч | 2 шт. | Гвозди 2х40 | 5 шт. |
Скотч | 2 шт. | Гвозди 3х100 | 3 шт. |
Клей и растворители
| Проволока 2х 0.5 стальная | 1 шт. | |
Резиновый | 0.5 л. | Проволока 2.5х0.5 алюм. | 1 шт. |
ПВХ «Уран» | 0.5 л. | Трубки 012х150 алюм | 1 шт. |
Бензин | 0.5 л. | Трубки 08х150 алюм | 1 шт. |
Штуцер | 2 шт. | ||
Н.А.З. | 1 к-т |
12. Финансовые затраты |
Билеты Москва – Невинномысск - Москва | 1534 р. |
Аптечка | 79 р. |
Питание | 557 р. |
Ремнабор | 66 р. |
Машина + автобус Невинномысск- Аксаут - Невинномысск | 500р. + 500 р. |
Итого | 3236 р. |
13. Итоги. Выводы и рекомендации |
1. Маршрут интересен в спортивном плане. Для отдыха не очень удобные стоянки, малое количество дров. Местное население мы практически не видели. Маршрут проходит по красивым местам. Очень живописная природа.
Весь намеченный маршрут полностью пройден не был. В отличии от той же Кубани, где между препятствиями были продолжительные прогонные участки (по несколько часов), здесь препятствия идут практически одно за другим. В рамках Школы все препятствия требовали полной обработки: страховка, фото-видео. В следствии этого уменьшился и километраж.
2. Довольно легкая заброска/выброска (отсутствие пешей части) понижают требования к весовым характеристикам снаряжения.
3. Сам по себе сплав по Аксауту оказался очень динамичным, и, хотя для спортивного похода желательно эту речку брать в связке, для школьных целей это очень «правильная» река, на которой можно отработать практически все элементы водной техники.
4. Наиболее оптимальные суда для прохождения реки, как в рамках школы, так и для обычного похода – это катамараны-2 и каяки, четверткам там тесно, байдарки может поломать.
5. В лоциях взятых из различных отчетов много неточностей. Ориентирами многих порогов пройденного нами участка реки являются мосты которых уже давно нет. На пройденном нами участке реки от фермы выше п. «Слалом» до моста перед к. «Осыпной» мы насчитали всего 3 моста. 1-вый в п. Красный Карачай, 2-й за 500 м до порога Мустанг, и третий перед к. «Осыпной».
Подводя итог: для целей и задач Водной школы речка признана вполне подходящей и очень удачной.
Комментарии