17 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2005
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
Руководитель: Василий Галямов (п. Чик, Новосибирская обл.)

1. Справочные сведения:
    9. Снаряжение;
    10. Схемы маршрута;
    11. Фотоматериалы
Вид туризмаКатегория сложности походаПротяжённость активной части похода
км.
Продолжительность днейСроки проведения
общаяХодовых дней
ВодныйТретья120322005 год
27.05 – 30.05

Нитка маршрута:
Г. Новосибирск - п. Куяган - р. Песчаная – с.Солоновка - Г. Новосибирск.

Поход рассмотрен МКК: пройденный маршрут соответствует заявленной категории сложности и может быть зачтён участникам и руководителю.

1. Справочные сведения
1.1. Состав и опыт группы

Фамилия, имя, отчествоГод рожденияАдресТуристская подготовкаДолжн.
1Галямов Василий Александрович1978Адрес: Новосибирская область, Коченёвский район, п. Чик, ул. Линейная 8Рук. - 4 к.с. р.Чуя-Катунь, Горный  АлтайРуководитель
2Шаваров Вячеслав Евгеньевич1974Г. Новосибирск ул. Чигорина д.-4 кв-105
дт.-47-52-28
Рук. - 1кс. р. Буготак - р. Иня НСО
Уч. - 4кс р. Урсул - р. Катунь, Горный Алтай
лоцман
3Мельникова Марина Владимировна 1979Г. Новосибирск, ул.Широкая 129\32Уч. - 4 кс. Р.Чуя-Катуньучастник
4Савин Виктор Владимирович1966Г. НовосибирскУч. 4кс Катунь
Уч - 4кс р.Чуя
Рем-мастер
5Тарасов Игорь Анатольевич1970Г. Новосибирск
Уч - 4кс р.КатуньУчастник
6Иванова Анна Сергеевна1985Г. НовосибирскУч - 1 р. Издревая - р. Буготак р. Иня.завхоз

1.2. Подробная нитка маршрута

ЗаявленнаяПройденная
ДатаДни путиСпособ передвиженияУчастки  маршрутаКм.Участки  маршрута
(Без изменений)
Км.
27.051Авто.Г. Новосибирск – п. КуяганГ. Новосибирск – п. Куяган
28.052сплав.П. Куяган  (стапель) – стоянка "Весёлая"60П. Куяган  (стапель) – стоянка "Весёлая"60
29.053сплавстоянка "Весёлая"–мост у с.Солоновка, стапель.50стоянка "Весёлая" – мост у с.Солоновка, стапель.50
30.054Автомост у с.Солоновка—г. Новосибирск.мост у с.Солоновка - г. Новосибирск.
Всего активным способом передвижения110110

1.3. Определяющие препятствия

Вид препятствияКатегорияДлина препятствияХарактеристика препятствия
Путь прохождения
вода Средняя
Порог 12 "Кривой"350мОн представляет собой 50 - метровый участок реки с сужением до 30 м Порог в виде протяжённого пологого слива с множеством подводных камней, за порогом удобное место для чалки. При прохождении желательно держаться левого берега, здесь меньше торчащих камней.
Порог 16 "Входной"330мНе длинный порог около 25 м. Начинается сливами множество обливных камней требующих постоянных маневров далее валы коло 0.5м. После порога участок быстротока с обливниками. Легко зачаливаемся на левый берег, разбиваем лагерь. На стоянке "Весёлая" ни кого. Это место можно считаеть началом каньона.
Порог 17
"Три камня"
3150мРасположен на сравнительно прямом участке реки в малую воду действительно можно найти эти камни.Не знаю какие три камня именно те, что дали название порогу, но камней в пороге много. Большинство опасно торчащих камней по правому берегу. Проход по основной струе, которая расположена ближе к левому берегу. Множество обливников, создают небольшие сливы и требуют маневрирования для безопасного прохода и захода в следующий порог. Выглядит менее опастным чем в большую воду.
Порог 18 "Слаломный"3100мСледом на левом повороте входим в порог. Для правильного захода нужно взять немного правее, что бы попасть в основную струю. На повороте русло расширяется до 55м. В середине реки подобие каменистого островка. В нашем случае с левой стороны островка прохода не было совсем. Основная струя обходила островок с права. Проход по центру струи, но иногда потребовалось придерживаться правой стороны струи, лавируя меж камней. Порог сложный, из-за обилия камней. Из порога был единственный выход в виде ворот из двух крупных камней, чтобы попасть в ворота необходимо резко повернуть на лево (схема 2а). Казалось, будь уровень воды поменьше, и прохода не было бы совсем.
Порог 193150мНаходится в начале правого поворота, конец первой "петли каньона" (схема 2, лоция лист 8). представляет собой сплошные шиверы, но с большим падением воды. Множество камней, но благодаря большёй ширине реки, 50-60м., возможны варианты проходов. В сравнении с большёй водой порог выглядят просто.
Порог 20.380мВ конце правого поворота - начало прямого участка реки - "лука" Песчаной (река на карте напоминает лук). Представляет собой 2 ступени на небольшом расстоянии друг от друга. Множество камней, но возможны варианты проходов. В сравнении с большёй водой порог прост.
Порог 21.340мРасположен в районе середины прямого участка реки. Ближе к правому берегу небольшой слив. Сплошные камни и обливники.
Порог 22 "Троллейбус"340мРасположен в конце прямого участка. Начинается от большого характерного камня в струе (камень "Троллейбус" по московской лоции) - первая ступень, в начале левого поворота- вторая ступень. Порог переходит в шиверу левый (поворот продолжается). Камень "Троллейбус" мы не нашли. Порог представляет множество камней и обливников. В большую воду большинство камней залиты водой, но появляются бочки.
Порог 23360мНа левом же повороте. Справа - невысокая длинная скала (высота 3м.). В районе скалы - первая ступень порога, после которой можно легко пристать. Здесь, на левом берегу, хорошее место для стоянки (среди сосен). Далее вторая ступень, также обливники с камнями. После порога идет шиверный участок реки, в струе есть камни.
Порог 24310Он короткий, представляет собой легкую входную шиверу и ворота со сливом между камнями. В большую воду хороший вал.
Порог 25 "Булка"350Начинается камнями, при входе в основную ступень также надо пройти ворота. Далее, под высокой скалой справа - слив, после него - улово у левого берега. Рядом с уловом - березы. Здесь хорошее место для стоянки. Порог "Булка" удобно считать концом первой части "каньона".
 Середина "каньона"
Порог 263Простой, напоминающий шиверу. Сразу же после порога "Булка".
Порог 273На правом повороте валы, обливники. После поворота начинается шивера. и некоторое время, отсутствуют серьезные препятствия, хотя сплошная шивера продолжается.
Порог 283На небольшом правом повороте. Несложен, иногда воспринимается как часть шиверы. А шиверы продолжаются и после порога. Бдительность терять нельзя: впереди один из самых сложных порогов.
Порог 29 "Первый розовый бом"370мВ последней ступени порога справа - скала, которую при известной фантазии можно назвать розовой. Порог длинный и красивый, 3 ступени не явно выражены при большёй воде. В нашем случае ярко выражена лишь дна ступень у начала скалы, проходы широкие, но есть большие обливные камни, требующие маневрирования и аккуратного прохождения. За последним крупным, в рост человека, камнем у правого берега, слив 0.50м. В большую воду на этом месте была мощная бочка, а камень обливным. С двух сторон слива неприятные острые камни, стоящие в струе. Чтобы не напороться на  них, используем затишье за большим камнем справа, и сливаемся по струе, меж камней. Порог заканчивается небольшим левым поворотом, справа при этом скала (розовый бом). Слева удобная чалка и место для лагеря. Чалку используем для страховки с воды.
Порог 30350мСледует сразу же на прямом участке реки. Порог представляет собой шиверу с обливниками.Порог лучше выделяется в большую воду. Валы до 0.50м.
Порог 313300мДлинный и сложный заканчивается порог правым поворотом. На повороте слева очень высокая скала (40м.), видна издалека. Основные препятствия-камни. После порога рекомендуется зачалиться сразу за скалой на левом берегу, для дальнейшего осмотра "каньона". Здесь между камней есть немного места. Если чалиться позже, то придется бороться с усиливающимся течением и есть риск уйти в порог "Челюсти" без разведки. Чалиться до скалы не имеет смысла так как нет прохода по берегу, а лишь тропа через гору.
На этом второй участок "каньона" заканчивается.
Конец "каньона"
Порог 32 "Челюсти"370 Порог очень красив и технически сложен. Там где по большёй воде был проход слева от больших камней, теперь можно было ходить пешком, и осматривать препятствия (схема 6а). В отличье от описания Хакимова (малая вода), был не один, а два параллельных друг другу прохода и улово с права от проходов, под скалой. Проходы разделены между собой выстроенными в линию камнями. Правый проход и улово также разделены грядой торчащих и подводных камней. В проходах сильное течение готовое повредить судно, если оно налетит на какой либо камень. Потому проходить порог надо строго по струе без отклонений. Левый проход немного шире с безопасным выходом. Осмотр порога необходим. Порог часто называют "ключевым" на Песчаной.
Порог 33330Расположен на заметном издали правом повороте. Порог короткий, камни и слив. В большую воду там был вал до 1м. После порога продолжается достаточно серьезная шивера с обилием камней.
Порог 34 "Второй розовый бом"330Следующий локализованный порог на левом повороте. Справа - скала розового цвета. Есть не большой прижим к скале. По нашей (средней) воде невысокий вал 0,5м. и несколько обливников, не представляющих сложности.
Порог 35315На следующем, правом, повороте. Слева - высокая ровная скала. Порог короткий, но с большим падением. В центре, перед входом в слив, есть "зуб".
Порог 36320В нашу воду небольшой вал 0.5м
Порог 37320Не высокие валы вдоль скалы. По нашей воде, здесь была единственная на реке бочка. На выходе из порога, вертикальный слив на всю ширину прохода (около 8м), высота слива 0,8 м. Далее образуется жёсткая бочка.
По большой воде были самые высокие валы на Песчаной до 1.8м., и возможен обход с лева.
Порог 38315Последний порог, на следующем правом повороте. Порог оказался не сложным, сплошные камни. Далее, справа остается характерный камень в русле - ориентир. Слева впадает приток. Это река Быстрая.

2. Отчет
2.1. Введение

Подготовка

При подготовке к походу были использованы материалы отчета  Хакимова и опыт участника группы (Шаварова В.Е.), руководившего сплавом по данному маршруту двумя неделями ранее. За это время уровень воды существенно снизился, что сильно изменило реку и её техническое прохождение. Прохождение одних препятствий упростилось, благодаря уменьшению валов и "бочек", другие же усложнились за счёт увеличения количества камней. Сплав между локальными препятствиями стал однозначно сложнее, так как приходилось постоянно лавировать между обнажившимися камнями, а так же следить за подводными камнями и перекатами.
Чтобы создать более полное представление о реке в данном техническом писании  будут использованы материалы и фотографии обоих отчётов. Такое сравнение должно помочь туристу, не знающему реки, лучше ориентироваться на маршруте, при разных уровнях воды.

Для наглядности выписки из других отчётов будут выделены шрифтами.

Например:
По отчёту Хакимова (малая вода):
В малую воду есть камни. На надувных судах участок проходится без разведки (в малую воду). На байдарках рекомендуется осмотреть порог "Кривой" (осмотр с левого берега).
По отчёту Шаварова (большая вода):
Далее, на левом повороте, начинается длинна, несложная шивера.

Описание района

Район проведения похода расположен на юго-востоке Алтайского края. Рельеф той части Алтая, где расположен бассейн реки Песчаной, определяют средневысотные хребты: Семинский (наибольшая высота - 2507), Чергинский (2013), Ануйский (1815), Бащелокский (2421). Они постепенно понижаются с юга на север. Бассейн реки Песчаная ограничен: с запада - бассейном реки Ануй, левого притока Оби, с востока - бассейнами рек Сема и Каменка - левых притоков Урсула, с юга - бассейнами рек Черги и Урсула, с севера - рекой Обь в которую и впадает. Река Песчаная берет начало на восточном склоне Семинского хребта, огибает Чергинский хребет и большей частью течет между Чергинским и Ануйским хребтами. В районе села Солоновка река выходит из гор на плоскую лесостепную равнину и впадает в Обь несколько ниже ее начала. Длина реки - 276 км,  средняя высота водосбора - 900 м. Средний уклон - около 4,8 м/км.

На климат в бассейне реки Песчаная сильное влияние оказывают Алтайские горы и Западно–Сибирская низменность. Климат более мягкий чем в Новосибирской области. Весна сравнительно ранняя и тёплая, полный сход снега в середине апреля. Однако даже в мае ночью часты заморозки, а в горах возможны снегопады.

Горные районы преимущественно лесные, в равнинах  - лесостепь. Распространены лиственница, пихта сибирская, кедр, осина, береза, сосна. Много съедобных и лекарственных растений: дикий лук, ревень, бадан, душица. Из ягод: малина, клубника, кислица, смородина, ежевика, боярышник, рябина. Грибы: белый и сырой грузди, подосиновик, подберезовик, маслята, боровики, волнушки.

2.2. Общая смысловая идея похода

Поход планировался как тренировочный и должен был пройти в короткие сроки, что вполне реально для мобильной и подготовленной группы. Так как Каньон представляет непрерывную череду препятствий, то в  большей мере осуществлялась взаимная страховка, а в особо опасных препятствиях с берега или с воды.

2.3. Варианты подъезда и выезда

Для подъезда и выезда с маршрута, удобнее пользоваться авто транспортом. Если ехать поездом Новосибирск Бийск, то тратится время на перегрузку на авто, хотя есть экономия средств. От Новосибирска до Бийска возможны два подъезда: на поезде и на автомобильном транспорте.

Если по "Чуйскому" тракту
Новосибирск – Бийск 367км.

Далее можно продолжать маршрут по "Чуйскому" тракту (трасса М52) через г. Горно – Алтайск до с. Черга, а после свеннуть в сторону с.Булухта:
г. Бийск – г. Горно – Алтайск (50км) – с. Черга (23км) – с. Куяган (49км)
всего 216км.

Можно сократить сто километров, проехав через посёлок Алтайский, от Бийска  сразу в южном направлении. Это более оптимальный вариант:
г. Бийск – п. Алтайский (76км) – с. Куяган (45км)
всего 120км.

Есть более короткий путь через с. Белокуриха:
г. Бийск – с. Белокуриха (69км) – с. Куяган (39км)
всего 107км.

Но участок от Белокурихи до с. Никольское (30км) трудно проходим, а по тому никто не рискует пользоваться этой дорогой.

2.4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Самая сложная часть маршрута (от с. Куяган до с.Красный Городок) проходит в мало населённой местности. Есть брошенные деревни – это Дресвянка, Сосновка, Осиновка, Смоленское, Песчаное и другие. К селу Песчаное подходит дорога от села Карпово, далее дорога уходит вверх к остальным брошенным селам. На этом участке отъезд затруднителен. Ниже с.Красный Городок, равнинные села: Солоновка, Новотырышкино, Смоленское и другие находятся на тракте Бийск – Солонешное. Можно легко сойти с маршрута.

2.5. Изменения маршрута и их причины

Кардинальных изменений маршрута не было, лишь несовпадение прохождения по времени и мест стоянок соответственно.

2.6. График движения

ДатаДни путиУчасток переходаКмХодовое время часы/минОпределяющие препятствияМетеоусловия
27.051Г. Новосибирск – п. Куяган-
28.052П. Куяган  стапель (6.00-13.00) – сплав (13.36-17.00) стоянка "Весёлая"6012.20-19.30
7 ч 10мин
8,4 km/ч
Пор.12 Кривой
Порог 16 "Входной"
Ясно
29.053стоянка "Весёлая" (10.40) – обед с. Сосновка (13.20-15.10) – мост у с.Солоновка, стапель (17.20).5010.40-15.30
5ч 10мин
10 km/ч
Порог 17 "3 камня" Пор. 18 "Слаломный"
Порог 19 Порог 20 Порог 21
Порог 22
Порог 23
Порог 24
Пор. 25 "Булка"
Порог 26
Порог 27
Порог 28
Пор. 29 "Первый  розовый бом"
Порог 30
Порог 31
Пор 32 "Челюсти"
Порог 33
Пор. 34 "Второй  розовый бом"
Порог 35
Порог 36
Порог 37
Порог 38
Преп. 39 шивера
Преп. 40 шивера
Ясно облачно
30.054мост у с.Солоновка— г. Новосибирск.

2.7. Техническое описание прохождения маршрута

Крайними точками описываемого маршрута являются село Куяган (начало) и с. Солоновка (окончание) маршрута. Данную часть реки удобно разбить на два условных участка:

1. с Куяган—река Большая Тихая;
  2. река Большая Тихая – с. Красный  Городок;

Далее река приобретает равнинный характер.

1. С. Куяган – река Большая Тихая

27 мая 2005 года

Прибыли в с. Куяган уже затемно.

По отчёту Шаварова:

Посёлок небольшой, большая часть стоит на левом берегу реки Песчаная. Находится в широкой  долине. Все дороги  в селе размыты, проехать через село затруднительно. Остановились на правом берегу реки ниже моста на старой дамбе. Удобное для стапеля и к тому же единственное сухое место. Из леса пригодного для дров лишь ивы да кустарник (фото 1).

По опыту предыдущего похода используем старую дамбу для стоянки. Место удобное для подъезда, находится в стороне от поселка и к тому же скрыто от любопытных глаз зарослями ивняка. Причём уровень воды упал на столько, что мы смогли съехать с дамбы и встать лагерем на том месте, где три недели назад уже во всю гребли, отчалив от дамбы (фото 1). Вода упала более метра.

Благодаря сухой погоде пойма, недавнее дно, просохла, а нанесённый рекой плавун стал пригоден в качестве дров. Наскро отужинав ложимся спать.

28 мая 2005 года

Раннее утро около 6.00, небо ясное, всё говорит о хорошей погоде на день. Это радует, так как планы наполеоновские: собрать суда и дойти до стоянки "Весёлая". Этот 60 километровый марафон необходим, чтобы оставить больше времени на прохождение более сложной части  маршрута, выпадающей на второй день.

12.20 начинаем сплав (фото 2). Течение быстрое. В районе села Куяган - Куяганские протоки. После автомобильного моста, а это второй мост в селе Куяган,  река сразу разбивается на протоки. Рекомендуется держаться правых проток. Они короче и, как правило, шире, в узких протоках большая вероятность попасть в завал. Тем более что после паводка появилось больше торчащих коряг и низко нависших над рекой деревьев.

В районе устья реки Куяча, основные протоки сливаются в единое русло. Река, как правило, течет в одном русле, ширина 40 - 60 м. Основные препятствия - несложные пороги и широкие шиверы. Есть плесы с медленным течением. На участке расположено несколько порогов 2 категории сложности и один порог 3 категории сложности.  После реки Дресвянка - 2 порога пр. № 9,10 (см. подробную лоцию лист-3) 2-й категории сложности, иногда их объединяют в один порог с названием "Две ступени".

"Две ступени" (пр. № 9,10).

По отчёту Шаварова (большая вода):

Крупные камни, о которых предупреждают изученные перед сплавом отчёты, скрыты большой водой. Первый порог появляется неожиданно, расположен на правом повороте. Есть валы на основной струе, за ними бочка. Через 5 минут сплава - второй порог, послабее. Далее на левом повороте идет шивера.  Левый берег пологий представляет собой широкую поляну. Поляна была заполнена туристами водниками, здесь старт проходящих на реке соревнований. Дабы не быть помехой участникам соревнований, решаем зачалиться и стать на поляне.

По отчёту Хакимова (малая вода):

Первый порог (пр. №9) появляется неожиданно, расположен на правом повороте. Слева в воду входит плита, за ней - бочка. Справа есть чистый проход, но туда трудно попасть. Через 5 минут сплава - второй порог (пр. №10), послабее. Далее идет шивера, заканчивается порожком еще проще). Далее на левом повороте начинается длинная несложная шивера.

В нашем случае (средняя вода) состояние порогов было схоже с описанием  Хакимова, но в пороге №9 за плитой не было бочки. Встречалось много больших камней, лавируя между которыми, можно отточить навыки управления судном. Через пол часа сплава от порогов видим порог "Кривой" (пр. №12). Сразу за длинным островом скальный правый  берег.

Порог "Кривой" (пр. №12).

Порог в виде протяжённого пологого слива с множеством подводных камней, за порогом удобное место для чалки (фото 2). Убедившись в несложности порога проходим его без особого труда. При прохождении желательно держаться левого берега, здесь меньше торчащих камней.

Отчёт Шаварова (большая вода):

Сам порог расположен на следующем, правом, повороте, после слияния проток. Порог представляет собой 50 - метровый участок реки с сужением до 30 м. Валы около 1м (фото 3). На выходе мощная бочка (фото 4). За бочкой с лева удобное место для зачаливания и страховки (фото 5). Проход порога по основной струе прижимающейся к левому берегу (фото 6), осмотр и страховка с левого берега (схемы препятствий – схема-1). Далее река течёт медленно, берега пологие.

Отчёт Хакимова (малая вода):

Порог "Кривой" (местные жители называют "Узкое место") - через 40 минут сплава после первых порогов и 10 минут сплава после первого поворота реки (со скалой к концу поворота). Сам порог расположен на следующем, правом, повороте, у слияния проток, начинающихся через некоторое время после левого поворота. Он представляет собой 50 - метровый участок реки с сужением до 30 м и валами до 1 м. В малую воду есть камни. На надувных судах участок проходится без разведки (в малую воду). На байдарках рекомендуется осмотреть самый первый порог и порог "Кривой" (осмотр с левого берега).

За порогом, прямой участок около 100 м. с видимым перепадом высоты, много обливных камней. В среднюю воду представлял несложную щиверу. Далее на левом повороте реку в двух местах перегораживают гряды камней. Есть несколько проходов. В большую воду (три недели назад) оба участка были залиты водой и лишь на повороте  небольшие "бульки" выдают подводные камни (фото 7). Далее течение замедляется и лишь одиночные и подводные камни прерывают воцарившееся спокойствие (фото 8). Здесь, дабы не прерывать движения, мы устраиваем небольшой перекус прямо на катамаранах.

Такой спокойной река остаётся до устья реки Тихая.

2. Река Большая Тихая – с. Красный  Городок

Устье реки "Большая Тихая" встречается на крутом повороте (см. подробную лоцию схема №7). С этого места берега становятся всё более скалистыми и начинаются сплошные шиверы. Время позднее, но мы решаем всё же  дойти до стоянки "Весёлая" для того, чтобы завтра начать день с разведки сложных порогов параллельно с приготовлением завтрака и подготовки сплава.

Из описания Хакимова:

Участок река Большая Тихая – с. Красный  Городок—это и есть "изюминка" Песчаной - самый сложный участок реки, определяющий категорию сложности всего маршрута. Сплошная цепь шивер и порогов, с большим уклоном (средний уклон 8 м/км). Заканчивается участок выходом реки из гор. Основная часть препятствий сосредоточена в нижнем каскаде порогов с принятым у туристов названием "каньон". Это весьма насыщенный препятствиями 20 - километровый участок реки, начинающийся первым серьезным порогом после правого поворота (слева стоит несколько отодвинутая от реки длинная скала) и заканчивающийся у устья река Быстрая (местные называют Быстренок), после которого появляется первый плес. В большую воду в каньоне стоит высокий вал, есть мощные бочки. В малую воду - неприятные шиверы с узкими проходами между камнями, часто при отсутствии основной струи. На порогах вода падает с обливных камней и нужен правильный заход, чтобы не сесть на них. Участок более опасен в большую воду, в малую - технически более интересен. Отмечается постоянное ускорение реки: после устья Большой Тихой - небольшой спокойный участок, легкие шиверы, переходящие в шиверы сложные, и - непрерывная цепь порогов.

Все шиверы до начала каньона могут быть пройдены без разведки. Сложность их - для надувных судов - 2, для байдарок - до 3 категории сложности. Следующие пороги рекомендуется смотреть с левого берега. Для удобства описания "каньон" разделен на 3 части, каждая из которых в среднюю воду требует более 30 мин. Чистого времени для прохождения.

Проходим несколько шивер, со множеством обливных камней. Солнце, клонящееся к закату, создаёт сильные блики на воде, что затрудняет просмотр препятствий. После длинной шиверы, на правом повороте входим в порог "Входной".

Порог №16 "Входной".

Не длинный порог около 25м. Начинается сливами множество обливных камней требующих постоянных маневров далее валы коло 0.5м. После порога участок быстротока с обливниками. Легко зачаливаемся на левый берег, разбиваем лагерь. На стоянке "Весёлая" ни кого кроме нас. Это место можно считать началом каньона.

Отчёт Шаварова (большая вода):

проходим к порогу №16 "Входной". Сильный вал до 1.20м. После порога - участок быстротока. Зачаливаемся на левый берег для осмотра следующих, более сложных, порогов (схема-2). Здесь расположена удобная стоянка под названием "Весёлая", но в праздничные дни там много желающих остановиться и место обычно занято, как и в этот раз (поход проходил на майские праздники). Осматриваем следующий порог.

Из описания Хакимова

Порог 16 ("Входной") - короткий и, вообще говоря, не сложный (3 категории сложности). В большую воду наблюдается сильный вал, в малую есть камни. После порога - участок быстротока (в малую воду - плес), на котором легко зачалиться. При сплаве на надувных судах часто проходят, порог с ходу и зачаливаются на левый берег для осмотра следующих, более сложных, порогов.

29 мая 2005 года

Солнечное утро, небольшие облачка на синем небе. Но из-за высоких скал каньона солнце согревает стоянку только к  9.30 часам. Тут же идём на разведку двух порогов—порога № 17 "Три камня" и порога №18 "Слаломный" (фото 910).

10.40 начинаем сплав.  Оба порога проходим с хода зачаливаясь после слаломного для подстраховки. После порога "Три камня" нет удобного места для чалки из-за множества подводных камней.

Порог №17 "Три камня"
Не знаю какие три камня именно те, что дали название порогу, но камней в пороге много. Большинство опасно торчащих камней по правому берегу. Проход по основной струе, которая расположена ближе к левому берегу. Множество обливников, создают небольшие сливы и требуют маневрирования для безопасного прохода и захода в следующий порог. Выглядит менее опасным чем в большую воду.

Отчёт Хакимова

Порог 17 ("3 камня"), в малую воду действительно можно найти эти камни, - посложнее, и, главное, подлиннее. Расположен на сравнительно прямом участке реки. В зависимости от уровня воды, различают от 3х до 5ти ступеней - сливов, основной из них - последний, где в среднюю и большую воду образуется мощная бочка. Множество больших камней делают возможными не все варианты прохождения, и порог рекомендуется смотреть, тем более что его часто называют одним из самых сложных на маршруте. После порога можно зачалиться, хотя сделать это труднее, чем в предыдущем случае. Чалиться нужно сразу после характерного камня "Кирпич", торчащего над водой с левого берега. Сразу же следующий порог.

Отчёт Шаварова (большая вода):

В просматриваются 3  ступени - слива, основная струя  ближе к левому берегу, а с права видны большие обливные камни (фото 11). В последней ступени действительно образуется мощная бочка (фото 12). С права, выше бочки, большой обливной камень не явно заметный с воды (фото 13), необходима осторожность.  Валы образованные сливами от 0.8 до 1,20м. Проход по центру основной струи. После порога чалимся на правом берегу перед левым поворотом (схема-2) (фото 14).

Порог №18 "Слаломный"

Следом на левом повороте входим в порог. Для правильного захода нужно взять немного правее, что бы попасть в основную струю. На левом повороте река расширяется. В середине реки подобие каменистого островка. В нашем случае с левой стороны островка прохода не было совсем. Основная струя обходила островок с права. Проход по центру струи, но иногда потребовалось придерживаться правой стороны струи, лавируя меж камней. Порог сложный, из-за обилия камней. Из порога был единственный выход в виде ворот из двух крупных камней, чтобы попасть в ворота необходимо резко повернуть налево (схема 2а). Казалось, будь уровень воды поменьше, и прохода не было бы совсем.

Отчёт  Хакимова:

Порог 18 ("Слаломный") - на левом повороте. Сложный, с обилием камней, образующих в середине реки подобие каменистого островка. В среднюю и большую воду отмечается 2 прохода: слева и справа по центру. Первый проход менее опасен, хотя второй - посвободнее из-за большой ширины реки, с левого берега (его трудно рассмотреть и организовать страховку). В малую воду остается один проход, или их не остается совсем. Порог рекомендуется разведать. После выхода из него рекомендуется смещаться влево. Порог переходит в шиверу, достаточно мелкую в малую воду.

Отчёт Шаварова (большая вода):

на левом повороте река расширяется до 55м. обилие камней, образует в середине реки подобие каменного островка который легко было обойти с правой стороны. Далее проходим шиверу и зачаливаемся для разведки следующего порога (схема-2).

После порога "Слаломный" идут сплошные шиверы с множеством камней и обливников.

Порог 19 и 20

Находятся в начале правого поворота, это конец первой "петли каньона" (схема 2лоция лист 8). Идут друг за другом и представляют собой сплошные шиверы но с большим падением воды. Множество камней, но благодаря большёй ширине реки, 50-60м., возможны варианты проходов. В сравнении с большёй водой пороги выглядят просто.

Порог 19

Река  широкая до 50м. Валы до 0,8м. Много подводных камней. Возможны проходы как по центру  так и ближе  берегам. Порог плавно переходит в следующий.

Порог 20.

В конце правого поворота - начало прямого участка реки - "лука" Песчаной (река на карте напоминает лук). Представляет собой 2 ступени на небольшом расстоянии друг от друга. В первой ступени основная струя начинается в начале правого поворота от крупных камней  и переходит к левому берегу в конце поворота. Высокий вал, до 1.8м в центре (ф.15,16), можно обойти вдоль правого берега. Дальше сплошная шивера подробная лоция (лист8).

Порог 21.

Отчёт Шаварова (большая вода):

Расположен в районе середины прямого участка реки. Ближе к правому берегу слив (0.50м), бочка, валы около 0.60м.

Порог 22 "Троллейбус"

Расположен в конце прямого участка. Начинается от большого характерного камня в струе (камень "Троллейбус" по московской лоции) - первая ступень, в начале левого поворота - вторая ступень. Порог переходит в шиверу (левый поворот продолжается). Камень "Троллейбус" мы не нашли. В большую воду большинство камней залиты водой, но появляются бочки.

Отчёт  Хакимова:

Порог 22. Расположен в конце прямого участка. Длинный. Начинается от большого характерного камня в струе (камень "Троллейбус" по московской лоции) - первая ступень, и кончается за ним - вторая ступень - в начале левого поворота. Порог переходит в шиверу (левый поворот продолжается).

Порог 23

На левом же повороте. Справа - невысокая длинная скала высота (3м). В районе скалы - первая ступень порога, после которой можно легко пристать. Здесь, на левом берегу, хорошее место для стоянки (среди сосен). Далее вторая ступень, также обливники с камнями. После порога идет шиверный участок реки, в струе есть камни.

Отчёт Шаварова (большая вода):

На левом же повороте. Справа - невысокая длинная скала высота (3м). В районе скалы - первая ступень порога красивый чистый слив (0.50м), после которого можно легко пристать.

Порог 24

Порог 25 "Булка"

Далее видна скала на правом берегу обозначающая следующий порог. Это порог "Булка", состояние порога соответствует описанию Хакимова.

По лоции Хакимова:

Порог 25 "Булка" - на левом повороте. Начинается камнями, при входе в основную ступень также надо пройти ворота. Далее, под высокой скалой справа - слив, после него - улово у левого берега. Кстати, это единственное классическое улово в "каньоне". Рядом с уловом - березы. Здесь также хорошее место для стоянки. Порог "Булка" удобно считать концом первой части "каньона".

Отчёт Шаварова (большая вода):

В нашем случае начинается камнями проход широкий. Далее, под высокой скалой справа валы до 0.50м на месте слива в малую воду), после - улово у левого берега.

Улово, стоящее сразу за порогом, используем для страховки.

Порог 26

Простой, напоминающий шиверу. Сразу же после порога "Булка".

Далее виден правый поворот перед продолжительным прямым участком. Следующие два порога напоминали шиверы в нашем случае.

Порог 27

Порог 28

На небольшом правом повороте. Несложен, воспринимается как часть шиверы. А шиверы продолжаются и после порога. Бдительность терять нельзя: впереди один из самых сложных порогов.

Увидев в конце прямого участка скалу на правом повороте (фото 19), чалимся для осмотра порога №29 "Первый розовый бом".

Порог 29 "Первый розовый бом"

По лоции Хакимова:

В последней ступени порога справа - скала, которую при известной фантазии можно назвать розовой (фото 19). Порог длинный и красивый, 3 ярко выраженные ступени. Начинается после характерного большого камня в воде у левого берега. В малую воду струя в ступенях уходит с берега на берег. В большую - проходы шире, но есть большие обливные камни, требующие аккуратного прохождения. Порог по сложности похож на второй порог в "каньоне". Заканчивается небольшим левым поворотом, справа при этом скала (розовый бом). В некоторых отчетах отмечают, что слева хорошее место для лагеря.

В нашем случае ярко выражена лишь дна ступень у начала скалы, проходы широкие, но есть большие обливные камни, требующие маневрирования и аккуратного прохождения. За последним крупным, в рост человека, камнем у правого берега, слив 0.50м. В большую воду на этом месте была мощная бочка, а камень обливным. С двух сторон слива неприятные острые камни, стоящие в струе. Чтобы не напороться на  них, используем затишье за большим камнем справа, и сливаемся по струе, меж камней. Порог заканчивается небольшим левым поворотом, справа при этом скала (розовый бом). Слева удобная чалка и место для лагеря, до него необходимо подняться по крутому берегу. Чалку используем для страховки с воды.

Отчёт Шаварова (большая вода):

По нашей высокой воде отчётливо выделялась лишь средняя ступень, где за крупным обливным камнем, стоящем у правого берега, слив 0.50м. Слив образует мощную бочку шириной около 4м (на весь проход). На против скалы действительно есть стоянка. Тут удобно зачалиться и организовать страховку (схема-4) (ф. 20212223).

Порог 30 следует сразу же на прямом участке реки. Порог представляет собой шиверу с обливниками.

Порог 30 следует сразу же на прямом участке реки. Валы до 0.50 м (схема-4).

Порог 31

Длинный и сложный заканчивается порог правым поворотом. На повороте слева очень высокая скала (40м), видна издалека. Основные препятствия-камни. После порога рекомендуется зачалиться сразу за скалой на левом берегу, для дальнейшего осмотра "каньона". Здесь между камней есть немного места. Если чалиться позже, то придется бороться с усиливающимся течением и есть риск уйти в порог "Челюсти" без разведки. Чалиться до скалы не имеет смысла, так как нет прохода по берегу, а лишь тропа через гору.

Отчёт Шаварова (большая вода):

Порог 31. В большую воду камни залиты, но появляется хороший вал, особенно в конце порога. После порога чалимся, сразу за скалой на левом берегу (здесь есть небольшое место) для дальнейшего осмотра "каньона".

Далее осматриваем сложнейший в каньоне порог "Челюсти".

По лоции Хакимова (малая вода):

Порог 32 "Челюсти" (по московской лоции).

Порог начинает эту часть реки. Он очень красив и технически сложен в малую воду: вода по узкому желобу стекает к большому камню и бьет в него. Нужно лавировать между камней на входе, попасть в этот желоб, поставить судно лагом и уходить влево. Это единственный проход. Осмотр порога в малую воду необходим. В среднюю воду сложность порога не убывает, так как камни на входе продолжают мешать правильному заходу, но: заходов, возможно, несколько, а выход один. В большую воду сложность несколько падает: камни скрываются под водой, вал при этом не сильный. Тем не менее, от разведки порога отказываться не следует. Порог часто называют "ключевым" на Песчаной. Подразделяют его на 3 ступени, основная из них (описанная выше) вторая.

Отчёт Шаварова (большая вода):

Порог 32 "Челюсти". Основная струя обходит центральные камни с права (фото 20) и бьёт в камень стоящий ближе к правому берегу. Большая часть потока, ударяясь в камень, уходит влево (и создаёт косой вал отбойник) вдоль камня, а часть переваливает через камни с правой стороны от большого камня. По большёй воде центральные камни можно было обойти и справа, и слева. Обход с лева осложнён подводными камнями, но безопаснее. Для небольшого судна это более оптимальный вариант. С правой стороны в основной струе высокий косой вал (1.30м) и бочка, сбивают судно с нужного курса. Перед камнем необходимо повернуть резко влево и выгрести (схема 6).

Осмотр порога необходим. Порог часто называют "ключевым" на Песчаной. За третьей ступенью, в виде валов за обливным камнем чалка с лева, место организации страховки.

Впереди виден правый поворот обозначающий следующий порог.

В нашем случае, (средняя вода) порог отличался от обоих описаний. Там где по большёй воде был проход слева от больших камней, теперь можно было ходить пешком, и осматривать препятствия (схема 6афото 21). В отличье от описания Хакимова (малая вода), был не один, а два параллельных друг другу прохода и улово с права от проходов, под скалой. Проходы разделены между собой выстроенными в линию камнями (фото 22). Правый проход и улово также разделены грядой торчащих и подводных камней. В проходах сильное течение и вероятность повредить судно, если оно налетит на какой либо камень. Потому проходить порог надо строго по струе без отклонений. Левый проход немного шире с безопасным выходом, но на входе у левого берега подводные камни, мешающие правильному заходу (фото 23). Правый проход, уже, но немного шире нашей четвёрки, в конце обливной, неприятный камень, создающий слив, и менее приятный полу обливной камень на выходе с лева, грозящий порчей судна (фото 24). С правого берега, перед входом, каменная плита длинной около 7-ми метров, расположившись перпендикулярно скале перегораживает часть реки. При этом создаётся мощное течение в проходах и спокойное улово за плитой.

Для прохождения выбираем более широкий левый проход, но мощное косое течение сносит в правый. Опасаясь неровного захода уходим в улово. Вторая попытка перегрести течение, соскочив с плиты, не удаётся, снова уходим в улово. В третий раз решаем идти по правому, более узкому проходу. Удачно заходим в проход и на выходе сливаясь с обливника огибаем торчащий на выходе камень. Страховка за камнем на месте чалки.

Порог 33

Порог короткий, камни и слив. После порога продолжается достаточно серьезная шивера с обилием камней. В большую воду там был вал до 1м.

По лоции Хакимова:

Расположен на заметном издали правом повороте. Порог короткий. В малую воду выделяют 3 слива, расположенных на близком друг от друга расстоянии, в большую они сливаются. В большую воду за сливом - сильный, но ровный вал, может быть, самый сильный на реке. После порога продолжается достаточно серьезная шивера с обилием камней.

Порог 34 "Второй розовый бом"

"Второй розовый бом" (по московской лоции). Следующий локализованный порог на левом повороте. Справа - скала розового цвета. В определенную воду отмечают прижим к скале. Интересно, что в большую воду сильного прижима нет. В некоторых отчетах этот порог называют самым мощным на Песчаной.

Из отчёта Шаварова (большая вода): здесь были высокие валы до 1.50м, прижим к скале не сильный, его можно избежать держась центра струи. За порогом с права удобная чалка. Далее небольшое затишье. При входе в следующий правый поворот видна скала на левом берегу, ориентир следующего порога.

Порог 35

Этот порог совпадает с описанием Хакимова, но с лева от "зуба" в сливе нет обливника.

По лоции Хакимова:

На следующем, правом, повороте. Слева - высокая ровная скала. Порог короткий, но с большим падением. В центре, перед входом в слив, есть "зуб". Его лучше оставить справа (но при этом приходится в самом сливе прыгать с большого камня слева).

Отчёта Шаварова (большая вода): В нашем случае эти препятствия были основательно залиты водой (фото 2526).

Следом на слабом левом повороте очередной порог.

Порог 36

В нашу воду небольшой вал до 0.5м.

Далее на этом же левом повороте следующий порог, на правом берегу скалы и камни.

Порог 37

По большой воде, здесь были самые высокие валы на Песчаной, до 1.8м, и возможен обход с лева.

Порог 38

По лоции Хакимова:

Последний порог, на следующем правом повороте. Далее, справа остается характерный камень в русле - ориентир. Еще через несколько минут слева впадает приток. Это река Быстрая - условный конец "каньона". Отсюда по левому берегу начинается дорога. Впереди еще остаются сильные шиверы (2 категории сложности для катамаранов, 3 - для байдарок), переходящие иногда в сплошную шиверу. Это шивера "Выходная". Она постепенно ослабевает. От Быстрой до равнины в среднюю воду около 40 минут хода. Еще через несколько километров - первый после Куягана населенный пункт - Красный городок (на левом берегу, с воды плохо заметен). На этом очередной участок реки закончен.

Порог оказался не сложным, сплошные камни.

Зачаливаемся за устьем реки на пологом галечном пляже (фото 27). Пляж ограничен двух метровым,  поросшим кустарником склоном.  От пляжа в вех идёт тропа. На верху ровная зеленая поляна, костровище. За поляной  грунтовая дорога и высокая скала (50м) (фото 28).

Проходим несложные шиверы (фото 29), препятствие 39, 40. Вторая более длинная, на повороте много обливных камней.

3 с. Красный  Городок – с. Новотырышкино.

За линией обозначенной на карте как "конец гор",  действительно рельеф местности из горного резко превращается в плоскую равнину. Соответственно и р. Песчаная становится равнинной рекой. Встречаются разбои на протоки, перекаты, торчащие коряги. Скорость течения 3-5 км/ч. Ширина реки - 50-80 м. От Красного Городка до села Солоновка (совхоз "Солоновский") на левом берегу - 5 км. На полпути на левом берегу остается еще одно отделение совхоза - Красный Перекоп. Солоновка очень удобна для окончания сплава. Чалимся за дорожным мостом в Солоновку. Далее река приобретает равнинный характер и начинает сильно петлять.

2.8. Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута

Река Песчаная удобный и интересный водный маршрут 3-кс. Причём заканчивать маршрут лучше в с. Солоновка или с. Красный городок. Далее река приобретает монотонный характер и абсолютно не интересна. Можно порекомендовать везти с собой готовые каркасы, так как в местах традиционного строительства годного леса осталось мало, и за ним придется подниматься высоко по склону, что потребует лишних временных затрат. На протяжении всего маршрута встречалось много клещей. Рекомендуем перед походом всем сделать противоэнцефалитные прививки.

Для подготовленной группы этот маршрут можно рассматривать как тренировочный,  каким он и был задуман в данном случае. На относительно коротком участке "Каньона", около 20 км., концентрированно сосредоточены основные препятствия. Для новичков эта река не менее интересна, тем более, что в среднюю и малую воду много камней, а это заставит участников отработать управление судами. Первый день сплава спокоен, что даёт возможность команде сработаться до сложных препятствий в "Каньоне".

Все члены группы показали хорошую спортивную и техническую подготовку.

2.9. Снаряжение

Гидрокостюм1/6
Спальник1/6
Рюкзак1/6
Одежда  Гигиенич. принадлежности и т.п.

Состав рем набора

16. Набор игл
  17. Наперсток

Походная аптечка

1. Индивидуальный перевязочный пакет 10 шт.
2. Вата 2 пакета
3. Бинт эластичный 2 комплекта
4. Жгут 2 шт.
5. Йод 20 ампул
6. Олететриновая 4 тюбика
7. Пластырь бактерицидный 15 шт.
8. Пластырь рулонный 2 шт.
9. Анальгин 40 таблеток
16. Энтеросептол 40 таблеток
17. Валидол

2.10. Схемы маршрута
Отчет о туристском спортивноом походе 3-й категории сложности в районе Алтайского края, река ПесчанаяОтчет о туристском спортивноом походе 3-й категории сложности в районе Алтайского края, река ПесчанаяОтчет о туристском спортивноом походе 3-й категории сложности в районе Алтайского края, река ПесчанаяОтчет о туристском спортивноом походе 3-й категории сложности в районе Алтайского края, река ПесчанаяОтчет о туристском спортивноом походе 3-й категории сложности в районе Алтайского края, река ПесчанаяОтчет о туристском спортивноом походе 3-й категории сложности в районе Алтайского края, река ПесчанаяОтчет о туристском спортивноом походе 3-й категории сложности в районе Алтайского края, река ПесчанаяОтчет о туристском спортивноом походе 3-й категории сложности в районе Алтайского края, река ПесчанаяОтчет о туристском спортивноом походе 3-й категории сложности в районе Алтайского края, река ПесчанаяОтчет о туристском спортивноом походе 3-й категории сложности в районе Алтайского края, река ПесчанаяОтчет о туристском спортивноом походе 3-й категории сложности в районе Алтайского края, река ПесчанаяОтчет о туристском спортивноом походе 3-й категории сложности в районе Алтайского края, река ПесчанаяОтчет о туристском спортивноом походе 3-й категории сложности в районе Алтайского края, река ПесчанаяОтчет о туристском спортивноом походе 3-й категории сложности в районе Алтайского края, река ПесчанаяОтчет о туристском спортивноом походе 3-й категории сложности в районе Алтайского края, река ПесчанаяОтчет о туристском спортивноом походе 3-й категории сложности в районе Алтайского края, река ПесчанаяОтчет о туристском спортивноом походе 3-й категории сложности в районе Алтайского края, река ПесчанаяОтчет о туристском спортивноом походе 3-й категории сложности в районе Алтайского края, река ПесчанаяОтчет о туристском спортивноом походе 3-й категории сложности в районе Алтайского края, река ПесчанаяОтчет о туристском спортивноом походе 3-й категории сложности в районе Алтайского края, река ПесчанаяОтчет о туристском спортивноом походе 3-й категории сложности в районе Алтайского края, река ПесчанаяОтчет о туристском спортивноом походе 3-й категории сложности в районе Алтайского края, река ПесчанаяОтчет о туристском спортивноом походе 3-й категории сложности в районе Алтайского края, река ПесчанаяОтчет о туристском спортивноом походе 3-й категории сложности в районе Алтайского края, река ПесчанаяОтчет о туристском спортивноом походе 3-й категории сложности в районе Алтайского края, река ПесчанаяОтчет о туристском спортивноом походе 3-й категории сложности в районе Алтайского края, река ПесчанаяОтчет о туристском спортивноом походе 3-й категории сложности в районе Алтайского края, река ПесчанаяОтчет о туристском спортивноом походе 3-й категории сложности в районе Алтайского края, река ПесчанаяОтчет о туристском спортивноом походе 3-й категории сложности в районе Алтайского края, река ПесчанаяОтчет о туристском спортивноом походе 3-й категории сложности в районе Алтайского края, река Песчаная