6 декабря 2021
Вид туризма: Велотуризм Категория сложности: II

Петров Вал - Урюпинск 2010

Отчет

о велотуФиг.тском походе 2-й категории сложности по Волгоградской и Саратовской области, совершенном с 25 по 31  июля 2010 года

по маршруту:

Петров Вал - Камышин - Ураков Бугор -  Верхняя Добринка - Нижняя Добринка - Щербаковская балка - Пановка-Первомайское-Алешники - Мирный -Жирновская аномальная зона - Новинка - Невежкино - Красноармейское - Садовый - Самойловка - Тюменевка - Андриановский - Новониколаевск -Урюпинск , 493 км

Руководитель похода – М. Сушко

Родион Калмыков

Казначей

1. Общая смысловая идея:

Совершение учебно – тренировочного похода 2–й категории сложности по северу Волгоградской и югу Саратовской области. Знакомство с природными ландшафтами, посещение исторических и природных достопримечательностей, знакомство с историей Волгоградской области.

2. Варианты подъезда, отъезда:

Выезд из Волгограда электричкой до ст. Петров Вал.

Финиш в г. Урюпинске и выезд автобусом до Михайловки и Волгограда.

3. Аварийные выходы с маршрута:

Автобусом из г.Жирновска.

4. Отклонения от запланированного маршрута.

А) Ночевка 2-го дня была перенесена из Даниловской балки в Щербаковскую. Было связано с высыханием речки Даниловка и отсутствием воды в Даниловской балке.

Б) Ночевка 5-го дня была перенесена с пруда под Садовым на пруд под Новосамойловским в связи с высыханием последнего.

В) По той же причине стоянка с пруда под Хоперским была перенсена на Крадаил.

5. График движения:

Чистое ходовое время

- Петров Вал- Ураков Бугор

Асфальт, грунтовка, песок, холмы

Солнечно, очень жарко, боковой ветер

6 час 15 мин

Ураков Бугор-Щербаковска балка

40 (экскурсионный маршрут по природному парку)

Асфальт, гравий-щебенка, песок горные тропы

Солнечно, жарко, боковой ветер

15 мин

Жирновская аномальная зона – Невежкино

Асфальт, грунтовка

Очень жарко, солнечно, попутный ветер.

4 час

40 мин

Невежкино – пруд под Новосамойловским

Очень жарко, солнечно, попутный ветер

9 час

50 мин

пруд под Новосамойловским-Кардаил

Асфальт, грунтовка.

Очень жарко, солнечно, боковой ветер.

8 час

55 мин

Кардаил-Урюпинск

Асфальт, грунтовка

Солнечно, жарко, встречный ветер.

4 час

6. Техническое описание прохождения маршрута:

25 июля Первый день похода

11-15 Прибываем электричкой в Петров Вал. Собираем велосипеды. Отправляем SMS-сообщение о выходе на маршрут.

13-30- 15 км. Посещаем памятник природы «Камышинские Уши». Описанный в путеводителе родник в балке между «Ушами» отсутствует.

14-45 22 км. Останавливаемся в г. Камышин на обед, набираем воды. Покидаем пределы города. Выезжаем на дорогу Камышин-Воднобуерачное. Местность очень холмистая. До Терновки трасса загружена- дачи.

19-20 45 й км. Не доезжая Нагорного сворачиваем направо по направлению к Уракову бугру. Ночевка- ниже по течению от бугра- через залив. Дно водохранилища сильно илистое. Спуск неудобный. Поломок и проколов не было.

Отчет о велопоходе 2-й категории сложности по Волгоградской и Саратовской области

Фиг. 1 - Подъезжаем к «Камышинским Ушам» (Уху)

26 июля Второй день похода

09-00 59-й км. Посещаем Ураков Бугор, пещеру Стеньки Разина.

11-00 66-й км. Посещаем поселение немцев поволжья Нижняя Добринка. Дороги песчаные, местность сильно пересеченная, перепады высот до 120 м.

13-00 73-й км. Заезжаем в управление Природного парка Щербаковский в Верхней Добринке. Ставим отметку в маршрутную книжку.

14-30 80 км. Посещаем природный памятник «Столбичи»

17-00 92 км. Останавливаемся в Щербаковской балке. В Даниловской балке, где планировалась ночевка, по словам директора природного парка уже 2 месяца нет воды. Осматриваем развалины домов немецких поселенцев. Пейзаж сходен с кавказским. Со скал бьют родники, по камням течет чистая речка Щербаковка, растут ивы, березы, летают огромные бабочки, температура воздуха- 23. На верху балки –40.

Проколов и поломок в течение дня не было. Ночью даже подмерзли.

Фиг. 2 - Водохранилище цветет! Вид с «Уракова бугра»

Фиг. 3 В пещере Стеньки Разина. Прохладно!

Фиг. 4 - Лаз в пещеру.

Фиг. 5 По одной из версий, ради таких камней и копались эти пещеры.

Фиг. 6 На склонах Щербаковской балки

Фиг. 7 - Развалины дома немецких колонистов в Щербаковской балке.

Фиг. 8. Ну чем не Кавказ? Речка Щербаковка

27 июля Третий день похода

8-40 Выходим из балки по крутой осыпающейся тропинке по направлению к Щербатовке.

11-00 112-й км. Пересекаем оживленную трассу Р228 на Саратов.

13-30 133-й км. Закупаемся в Первомайском (Саратовская область), делаем отметку, обедаем на противоположной стороне ЖД. Уходим в поля. Температура 39. Два часа пережидаем в тени в посадке. С 16-00 температура падает до 37-ми. Можно ехать! Большая часть дороги до Макаровки проходит под уклон. Да еще ветер попутный. Названия местных населенных пунктов с необычными для нашего уха ударениями- МакарОвка, АлешникИ.

17-30 152-ой км. Макаровка. Волгоградская область. Магазинов нет, воды нет. От деревни к Алешникам очень разбитый асфальт.

18-20 –163-й км. Алешники. На развилке после моста уходим по грунтовке налево. Местность сильно пересеченная.

21-00 187-ой км. В темноте, с использованием GPS, выходим к березовой роще в аномальной зоне. Зона населена- около десяти человек ловят летающие тарелки.

Родник имеет такой же дебет, как и всегда. Озеро на дне балки пересохло. Купаемся из бутылок. Ночь прошла спокойно. Инопланетяне не приходили.

Фиг. 9. АлешникИ!

Фиг. 10. Темнеет. Пора запускать GPS

Фиг. 11.Ночь близка. А мы все едем к Аномальной зоне

Фиг. 12. Утреннее фото с тотемами.

Фиг. 13. Странные местные березки

28 июля Четвертый день похода

С утра побродили по зоне. Выехали в 12 дня.

16-15. 227-ой км. Большие Копены. От Пограничного до Больших Копен идет хорошо накатанная грунтовка через подсолнечные поля. Температура- 39,5. Вода кончается очень быстро. Бодяжим раствор с солью и аскорутином. В Б. Копенах покупаем традиционное мороженое и лимонад. Далее идет разбитый асфальт.

18-00 , 245-ый км. Мост через Медведицу. Сразу после моста поворачиваем направо и через 2 км дорога выводит на замечательную полянку с маленьким пляжем

18-20. 247-ой км. Стоянка на берегу Медведицы. До Невежкино 2 км.

Фиг. 14. На подъезде к Большим Копенам. Опять Саратовская область.

Фиг..15 +39,5 Очень хочется пить!

Фиг..16 Лилия ну в ОЧЕНЬ больших «ромашках»

29 июля Пятый день похода

9-00, 249-ый км. Объезжаем Невежкино с северной стороны, по замечательной накатанной грунтовке поднимаемся из поймы р. Медведица на холмы. Поима, с лесами и прохладой, тянется справа. Холоднее, чем в прошлый день- +38. Едется легче.

16-40, 310-ый км. Галицыно. Начинается асфальт. Жители уверяют нас, что прудов на нашем пути не будет- засуха.

17-30, 317-ый км. Садовый, Саратовская область. Пруд, на котором планировалась стоянка, высох. Путем опроса местного населения выяснили, что ближайшая большая вода имеется только в озере , недоезжая 18 км. до районного центра Самойловка, Саратовская обл.

20-30. 354-ой км. С попутным ветерком по раздолбаному асфальту домчались до озера. Озеро большое, глубокое, полное холодной воды. Делаем тут стоянку.

Фиг..17 Галицино. Саратовская обл.

30 июля Шестой день похода

10-00, 372-ой км. Объезжаем районный центр Самойловку по окраинам, с южной стороны. Колонок с водой нет. Пьем купленный в магазине лимонад и сок.

12-00, 386-ой км. Село Красавка. Пустынно. Около одного из домов замечаем движение и горный велосипед STELS. Просим воды. Велосипедистам отказать не могут- включают насос, но предупреждают, что вода плохая. Соглашаемся и на плохую. Пока холодная- пить можно. Потом приобретает горько-кисло-соленый вкус. (вкусной воды мы больше не увидим до Новониколаевской)

16-20, 404-ый км. Тюменевка- на границе с Волгоградской области. Купаемся в пруду, набираем воды из скважины местного жителя. Эту воду трудно пить даже холодную – яркий горько-сладкий привкус. Делимся водой- у тебя вода есть- только плохая, давай, а то у меня совсем плохая.

17-05, 410-ый км, Адриановский, Волгоградская область. Очень мрачное впечатление- большое умирающее село, без воды, деревьев, огородов.

18-15, 422-й км. Пруды окло Хоперского обмелели, к воде подойти невозможно. Принимаем решение остановиться на Крадаиле.

19-20, 439-ой км. В Верхнекардаильском закупаемся, поворачиваем на юг, вдоль Кардаила, ищем стоянку. Это не просто- все хорошие места, с деревьями и спуском к воде на противоположной стороне. Наконец находим, с кустами, с плохим спуском к воде.

20-10, 449-ый км. Стоянка на Кардаиле.Чай из воды из речки пить невозможно. Суп с тушонкой- более съедобен. Очень красивый закат.

Фиг..18 Последний на нашем пути населенный пункт Саратовской обл.

31 июля Седьмой день похода

11-00, 460-ый км. Въезжаем в Новониколаевск с западной стороны по проселочной дороге, мимо больших энергетических подстанций. Делаем отметку в администрации. Наконец-то набираем нормальной вкусной воды в колонке.

15-00, 493-й км. Урюпинск. Поезд в этот день не ходит. Останавливаемся на берегу Хопра, ночуем, дожидаемся утренних автобусов в Волгоград и Михайловку.

Вечером- посвящение в велосипедисты нашего юного участника похода Родиона Калмыкова.

Фиг..19 Прибытие в Урюпинск.

Фиг..20 3 девицы-бабушки встречают нас у вокзала.

Фиг..21 А родственники- в лесу

Фиг..22 Отметка от звездочки на ноге Родиона- штамп о принятии в велосипедисты.

7. Потенциально опасных участков на маршруте нет. Определенную осторожность надо проявлять на спусках в балках Щербаковского природного парка.

8. Наиболее интересные объекты:

Ураков Бугор, пещеры в районе бугра, поселения немцев, Щербаковская балка – в Щербаковском природном парке, Аномальная зона в Жирновском районе Волгоградской области, достопримечательности Урюпинска.

9. Прохождение маршрута не требует специального снаряжения. От Самойловки (Саратовская обл.) до Новониколаевска (Волгоградская область) нет нормальной питьевой воды- желательно возить с собой запас для приготовления еды и питья.

10. Стоимость похода:

Первоначальный сбор – по 350 руб. с чел.

Стоимость проезда:

ж/д билеты Волгоград – Петро Вал - 210 руб.(включая билет на велосипед)

автобусные билеты Урюпинск-Волгоград- 350 руб.

Газовые баллоны-2 шт. на группу

ИТОГО: в среднем общие необходимые расходы не превысили 1000 рублей на человека.

11. Общие выводы:

Маршрут при наличии сухой погоды достаточно напряжён, разнообразен и интересен. Особенно интересна первая часть маршрута- первые 3 дня. Далее целесообразно проводить движение в спортивном режиме. На осмотр достопримечательностей Щербаковского парка и погружения в атмосферу Аномальной зоны желательно закладывать по 2 дня.

Асфальтовые дороги – 250 км

Грунтовые дороги – 230 км

Тропы - 13 км.

Определяющие препятствия маршрута – сложный рельеф дорог в первой части маршрута с перепадами высот до 120 м.

Маршрут усложнила аномально высокая температура воздуха в период проведения похода, пересыхание водоемов, на которых планировались стоянки.

Источник: "http://orionvelo.narod.ru/trips/reports/petrovval2-10.htm" rel="nofollow"