Виды туризма

14 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Казахстан
Год путешествия: 2010
Вид туризма: Велотуризм Категория сложности: I
0 1750 0

Даты похода: 1-22.08.2010 г.

Маршрут: Алматы - Тургенское ущелье - плато Ассы - вдхр. Бартогой - Кокпек - Чарынский каньон - пер. Кегенский - Кеген - Каркара - (Кыргызстан) Балыкчы - Боконбаево - Каракол - Чолпон-Ата - Балыкчы - Кочкор - пер. Долон - пер. Джаанбулак - пер. Тескейторпо - сев. берег оз. Сонг-Коль - пер. Кара-Кичи - Чаек - Суусамыр - пер. Тёо-Ашуу - Сосновка - Бишкек

Пройденное расстояние: 1300 км

Автор: Евгений Кудрявцев (Искитим, Новосибирская область)

Общая идея и предыстория похода

Отчет о велопоходе по Казахстану и Кыргызстану

Разработку маршрута мы начали в январе 2010 года. В процессе его прохождения планировалось посетить юго-восточную часть республики Казахстан (Алма-Атинскую область), затем после пересечения границы республик Казахстан и Кыргызстан попасть в Иссык-кульскую область Киргизии. Планировалось прохождение перевала Тосор и посещение Нарынской области Кыргызстана и ее центра - города Нарын. Далее - путь на высокогорное озеро Сонг-Коль и объезд его по северному берегу. Конечная точка похода - столица республики г. Бишкек.

7 апреля в Кыргызстане произошла революция, отзвуки которой отражались на обстановке в стране вплоть до октябрьских парламентских выборов. Первоначально в походе должны были принять участие шестеро человек, но из-за волнений на юге страны, по состоянию здоровья и ряду других причин количество заявленных участников похода уменьшилось до двух.

Было принято решение не менять нитку маршрута, т.к. она была проложена вдали от беспокойных Ошской и Джалал-Абадской областей. 19 мая граница между республиками Казахстан и Кыргызстан была открыта.

Участники похода

  1. Евгений Кудрявцев, 1988 (Искитим, Новосибирская обл.). Велосипед Norco Mountaineer'08 - Повар, автор отчета, специалист по связям с общественностью
  2. Константин Кудрявцев, 1991 (Искитим, Новосибирская обл.). Велосипед GT Avalanche 2.0' 08 - Завхоз, штурман, врач

30 июля 2010 года.

18 часов 16 минут. Время местное. Погода теплая и солнечная. Поезд, на котором мы в третий раз в жизни должны были отправиться в южную столицу Казахстана, медленно подкрадывался к остановочной платформе искитимского вокзала. Короткое прощание с теми, кто решил нас проводить, беглый подсчет вагонов, быстрая транспортировка велосипедов и рюкзаков к вагону №2. Проводник медленно изучил наши билеты и попросил предъявить билеты на велосипеды. Во время ответа нашего отца, мы с Костей в большой спешке закидывали вещи в тамбур плацкартного вагона. Тем временем, проводник (или тот, кто временно исполнял функции проводника) потребовал с нас некую квитанцию, в которой должно быть написано, что нам позволяется везти с собой негабаритный груз - велосипеды. Вот так, на ровном месте, проблемы всплыли блестящими волдырями на стройных планах нашего путешествия. И.о. проводника вагона № 2 позвал начальника поезда, и уже два подвида казахов (толстый белолицый и худой смуглый) в один голос начали требовать у нас квитанции. На тот момент нами доподлинно было известно то, что никакой квитанции для провоза велосипедов в плацкартном поезде железнодорожного вагона нам не требуется. Эту информацию мы вычитали на сайте Казак Темир Жолы (Казахстанский вариант РЖД). И.о. проводника и начальник поезда стояли на своем. Точнее, и.о. уже остыл. 6 минут - столько поезд стоял на платформе - длился спор 3 на 2 с участием нашего отца, в планы которого отъезд в Казахстан не входил. Начальник потянул наши вещи к выходу, но тут поезд тронулся. Силы сторон сравнялись. Через 10 минут всё встало на свои места: начальник поезда получил от нас то, что втихаря попросил, а мы, получив хоть какую-то надежду без проблем доехать до Алматы, закинули вещи на третью полку.

Аппетит пропал до утра. Благо, попутчики попались бывалые, - объяснили, как впредь нужно вести себя в подобных ситуациях и немного успокоили. Сидя на месте, мы поняли, как нам повезло в том, что мы остались в вагоне. Возможность попасть в горы и пройти по маршруту стоит меньше, чем деньги, поэтому инцидент, открывший наше путешествие, мы оставили на совести нечистых на руку проводников.

Через час с небольшим поезд прибыл в Черепаново - следующую после Искитима крупную станцию, где поезд стоял длительное время. Я решил сбегать в кассу вокзала и купить багажный билет. Кассир заявила, что продавать багажные билеты на поезда СНГ она не имеет права. Едем дальше. Следующая длительная остановка - Барнаул. В 22-00 прибываем на вокзал, в справочной я узнаю, что и багажного вагона в нашем поезде нет. Ситуация патовая. Вывод, сделанный на месте: любой, кто в России сунется в казахский поезд с велосипедом, обречен на неприятности. Скрытая реклама РЖД. У этих товарищей хоть правила прозрачны и ясны, да и проводники посговорчивее, адекватные они.

От Барнаула отъезжаем с мыслями о предстоящей границе. Спросят или не спросят о злополучной квитанции на границе?

Эх, Таможенный союз… Кому от этого легче?

31 июля. Граница.

Всё прошло гладко. Таможенного досмотра не было ни со стороны России, ни со стороны Казахстана - Таможенный Союз подразумевает отсутствие досмотра. Казахстанские пограничники цокали при виде велосипедов, но на том дело и кончилось. Впервые с момента посадки в поезд организм принял пищу, наконец-то появились мысли о предстоящем походе. И семипалатинский мужик, уже какой год продающий в вагонах собачьи пояса, показался родным.

День был пасмурным, поэтому в вагоне было прохладно.

1 августа. Алматы. Начало похода.

Точно по расписанию - в 7 часов утра по местному времени приехали на вокзал Алматы-1. Там же обменяли равную часть денег на тугрики тенге и сомы. Тенге хватило на всю часть похода по Казахстану. Курс валют на вокзале, как оказалось, самый невыгодный из тех, что можно найти в городе. Курс Рубль - Тенге на вокзале = 4,5 Тг; Рубль - тенге в городе = 4,89 Тг. Рубли на сомы меняют через тенге, что тоже невыгодно. Мы купили сомы в расчете на то, что в Караколе (первом по маршруту городе Кыргызстана) курс может быть еще более невыгодным.

Обменяв деньги, я пошел в справочную, чтобы узнать, где в городе можно сделать регистрацию. Женщина в окне молчаливо пожала плечами. Что ж, отложим регистрацию на пару дней.

На площади перед ж/д вокзалом, как всегда, было много городского транспорта. Еще больше было таксистов, которые, поняв, что их высококвалифицированные услуги нам не нужны, стали помогать нам в сборке велосипедов. Сперва я резко отвечал на их вопросы "Кто? Куда? Зачем? Платят ли вам за путешествие? Сколько стоят велосипеды?", это не понравилось казахам, которые были старше меня по возрасту. Поняв, в какую страну я попал, начал отвечать мягче. Чтобы окончательно не вводить таксистов в ступор, велошлемы решили надеть за площадью.

Сложилось впечатление, что казахи - это арбуз. На границе и за ее пределами можно столкнуться с черствыми, грубыми и наглыми, но внутри страны народ, как арбузная мякоть, сладок и, в основном, благосклонен к иноземцам.

Шлемы надеты, едем по ул.Сейфуллина вверх к горам в сторону парка имени 28-ми гвардейцев-панфиловцев. По пути мы планировали заехать в магазин туристического снаряжения и купить газ. Проезжую часть грызли работники ремонтных служб южной столицы. В феврале Алматы примет участников зимней Азиады 2011 года. В поезде бабушка-попутчица думала, что мы с велосипедами едем именно на Азиаду!

В моей записной книжке было записано несколько адресов нужных нам магазинов. Дома на электронной карте города я находил их, но здесь, на месте, попытки отыскать магазины оказались тщетны. К тому же в воскресное утро все торговые точки, кроме рынков, были закрыты до 10:00. На рынок и поехали. На Зеленый базар - искать счастья в поисках дешевых фруктов и газа. Но сначала заехали парк, где, сидя на лавочке под дубами, доели взятые из дома "Яшкинские" вафли. Там к нам, изрядно голодным, подошел мужчина славянской внешности и без традиционного вопроса о стоимости велосипедов начал рассказ о своей судьбе. Инвалид детства, потерявший документы пять лет назад, уже год сторожил дом турков-миллионеров, тем и зарабатывал на жизнь. Прежде - 4 года жизни на улице на грани жизни и смерти. Жизнь в ожидании восстановления документов и переезда на ПМЖ в Ульяновск, "на веки вечные"! "Человек, идущий широкой дорогой, идет к пропасти. Идущий дорогой узкой в вечную жизнь попадет". Что-то притчевое было в его рассказе и знаковое во встрече с ним. В то утро в Вознесенском кафедральном соборе Русской православной церкви шла воскресная служба. Мужчина ушел вглубь парка и был рад жизненным перспективам, а мы задумались о том, не той ли дорогой идем и мы в этом походе.

Вафли съедены, выпит холодненький "Сарыагаш", едем на Зелёный базар. Там в первой попавшейся палатке нашелся Новосибирский газ - 250 Тг за 200-граммовый баллон. Купили 5 баллонов. В палатке напротив покупаем фрукты. Цены кусаются, хоть мы и на самом крупном фруктовом базаре "Отца яблок". Кстати, при покупке дыни я настолько заболтал продавца, что она обсчиталась на 1000 Тг - дала большую сдачу. Это стало скромной компенсацией низкого курса рубля в обменнике.

В 10:00 покупки были завершены. Костя взялся вывести нас от базара на Тургенскую трассу. Сделав пару поворотов, выезжаем на нужную дорогу и через 5 километров подъезжаем к указателю "Алматы". Поход начался.

12:00. На 17-м километре трассы Алматы-Талгар остановились на обед у арыка. Погода отличная. Оголенные хребты, которые были видны из Алматы, остались за спиной. Едем вдоль холмов, которые, переходя в долину р. Или, влияют на рельеф дороги - постоянные спуски и подъемы с небольшим перепадом высот. Кажется, преодолеть их не составляет большого труда, но силы иссякли быстро. Пополняем их персиками и дыней.

Выезжаем в 12:40. В Талгаре нас обгоняет команда велогонщиков в форме команды "Astana". Лёгенькие, с одной лишь фляжечкой на борту. После въезда в город дорога спускается к р.Талгар на мост. За мостом на светофоре сворачиваем налево, где, как нам сказали, находится полиция. Дергаем ручку, закрыто - сегодня воскресенье. Придется ждать буднего дня. Впереди - Есик, последний, не считая Тургена, населенный пункт на пути, в котором возможна регистрация (затем нам нужно было в горы). На Турген мы не рассчитывали, т.к. он не является райцентром.

Оказалось, что не так-то просто в Талгаре найти дорогу на Турген. После полиции проехали вниз по улице и, как нам сказали, свернули направо. Дорога пошла от реки, а нам нужно было ехать вдоль нее. Вернулись к светофору, свернули направо к реке. Опять не та дорога. Трижды меняли направление и на четвертый раз угадали. В скитаниях потеряли около 30 минут. Вода заканчивалась, в пос. Рахат в магазине "Кайназара" купили минералки (там она дешевле, чем в Алматы), там же налили воды из колонки. По плану, за Рахатом у нас должна была быть ночевка. Придерживаемся плана, в 15:23 сворачиваем налево в поле. Удобное место, прикрытое от дороги деревьями. Расстелили коврики и легли в ожидании условленного времени - времени уничтожения двух оставшихся персиков (18:00 по Новосибирску). Съели, ждали еще час до лапши с мясом. Природа вокруг полностью копировала сибирскую. За спиной отличия от Сибири (высокие горы) прикрывал клён, а впереди были привычные поля. 4 часа мы валялись на траве. Ни одного комара, ни одной мошки - вот главное отличие от Сибири. Хотелось в Тургенское ущелье!

  • Пробег - 50 км
  • Время в пути - 3:30

2 августа. Есик. День десантника.

Это был приятный и очень тяжелый день. С одной стороны порадовало гостеприимство казахов, с другой стороны - большой набор высоты на малом расстоянии.

Из Рахата выехали в 9 часов, в 10 были в Есiке. Первым делом узнали местоположение полиции. Ранним утром в отделении была планерка - какое-то очень важное мероприятие, из-за которого на территорию РОВД не пускали никого. Вообще понедельник считался у полицейских выходным днем, а в ОВИРе этот день был посвящен регистрации мигрантов. Нам предложили подождать окончания планерки. После тридцати минут ожидания и пятнадцатиминутной процедуры регистрации мы получили печати в миграционные карты с датой регистрации и датой ее окончания. Денег с нас не взяли, к тому же ксерокопии паспортов нам сделали бесплатно. Не знаю, везде ли так… Начальник отдела регистрации посоветовал быть осторожными в горах и предупреждал нас о "диких" чабанах, которые, то и дело, нападают на туристов почём зря. Спустившись от полицейского участка вниз по улице, мы подъехали к рынку. Там купили красную дыню (дыню-арбуз), абрикосы и самсы. Отъехав 5 километров от Есiка, остановились на пригорке справа от дороги и пообедали.

В Тургене перед бензоколонкой свернули направо в сторону ущелья. Солнце жарит по-казахски, останавливаемся под деревьями, чтобы отдохнуть от жары, попить и отправить домой смс. Через 20 минут подъезжаем к шлагбауму, преграждающему путь в Тургенский национальный парк. Въезд стоит 341 Тг с человека. Билетом в горы служит чек. Сразу за постом покупаем кумыс - 0,33 л. за 250 Тг. Дорого, но хочется ведь!

Решили умыться в одном из ручьев. Отъехали и тут же были остановлены казахом "Колей" - так звучит русский вариант его имени. Он пригласил нас в гости, накормил, дал в дорогу пакет яблок. "Все под Богом ходим", - слова, которые часто повторял он. У Коли мы пробыли дольше часа и очень благодарны ему за доброту и гостеприимство. Оказывается, что он в свое время сам ходил через горы, зарабатывал на жизнь транспортировкой гашиша. Сейчас он сидит дома без работы и страдает душой. Поэтому пьёт.

От колиного дома асфальтированная дорога идет вниз к р. Турген. Горы теснят дорогу и мешают обзору. Местами грунтовка вплотную приближается к реке и пересекает ее. В одном из свободных от туристов мест наконец-то моемся про запас. Примерно в 15 часов подъезжаем к развилке. Одна дорога ведет на какой-то водопад, куда едет большинство отдыхающих, другая ведет на плато Ассы. Дорога на плато преграждена шлагбаумом, как и на въезде в нац. парк. Костя протягивает постовому чеки, но тот говорит, что "грех с нас деньги брать" и пропускает. Видимо, за въезд из парка тоже нужно платить… Сразу за шлагбаумом асфальт исчезает, начинается крутой подъем. Крупный гравий не дает ноге зацепиться. Возможно, удобнее было бы ехать в седле, но уклон не позволяет. Костя говорит, что Оя Грицкова в этом месте ехала в седле. Я тихо удивляюсь. Пейзажи в Тургенском ущелье поражают красотой: горная река, над которой, как солдаты, стоят ровные Тянь-Шанские ели, скалы, выступающие к дороге и витки горного серпантина. Встречные машины с трудом расходятся на некоторых участках. К 18:30 подъехали к резкому подъему на плато Ассы. Виден свёрток на кумысолечебницу, указатель поворота сильно обветшал. Плато Ассы находится чуть ниже уровня обсерватории. 7-8 витков крутого подъема - и мы на плато. Забрались за час. Дважды обгоняем УАЗ с местными жителями, которые то и дело чинятся: колеса не хотели поворачиваться. Едва поднявшись на плато, свернули с дороги и устроились на ночлег. Время 19-30. Высота н.у.м. 2583м. Накрапывал дождь. Сразу же от юрт неподалеку к нам направились двое всадников. Как выяснилось - старый чабан на лошади и его внук на ослике. Ребенок, недавно отметивший пятый день рождения, сидел в седле ровно, хотя был изрядно соплив. Дедушка пригласил нас на утренний чай и повернул лошадь к дому.

На ужин у нас была гречка с самодельной тушенкой и чай с вафлями. Дров на плато нет. Хвойные деревья растут на подошвах холмов на противоположном берегу реки, но идти и ехать до них далеко.

  • Пробег за день - 60 км
  • Время в пути 05:45

День прожит не зря.

3 августа. Ассы.

Утром воздух был очень свеж и прохладен. Поднявшись на пригорок, можно было увидеть снежные хребты и обсерваторию, самую высокорасположенную из всех обсерваторий бывшего СССР. К чабану так и не заехали - он еще спал, а собаки, лежавшие у юрты, даже не залаяли.

С утра был постепенный спуск к р. Ассы. У Кости сбились настройки велокомпьютера, вдобавок на его велосипеде отломилось переднее крыло. Привязали крыло к багажнику, да так и везли до конца похода. В одной из юрт купили 1,5 литра кымыза за 600 Тг. Дешево по казахстанским меркам. Продолжили путь вдоль р. Ассы по грунтовой многоколейке, напоминавшей монгольский hi-way. В 11:00 перед бродом через Ассы остановились на обед.

Плато продувалось сильным ветром. Была задумка готовить на сушеном кизяке, но тот никак не хотел гореть и лишь выплевывал клубы едкого дыма. В Монголии использование кизяка в качестве топлива удавалось лишь с добавлением дров, но на Ассы под рукой была одна трава.

После обеда мы сразу же преодолели бродик через Ассы. Воды по щиколотку, ширина реки приблизительно 20 м. Сразу за бродом начинается резкий подъем, взлет на правую сторону ущелья Ассы. Качество дорожного покрытия ухудшается - теперь вместо мягкого грунта дорога приняла вид затвердевшей массы из колючего, рыхлого щебня и песка. После подъема на вершину ущелья дорога с неудобным покрытием и постоянным перепадом высот длилась около 8 километров.

Дорога представляет как большой интерес в плане техники прохождения, так и опасность. Глубокие сухие промоины пересекают дорогу и вдоль, и поперек движения. Однажды на размытом участке дороге, я упал с велосипеда. По пути нам встретилось около 5 ручьев с чистой водой, протекавших через дорогу. Длительный и сложный спуск привел нас к реликтовой роще. Что за деревья растут, не понятно. На въезде в долину, где зеленеет роща, стоят три дома, над головами промелькнул шлагбаум, но никто не остановил нас, никто не взял денег. На крышах домов начертаны огромные цифры.

За рощей (через которую течет заболоченная в некоторых местах река) открывается вид на скалы выветривания. Довольно красиво. Дорога из долины по направлению к водохранилищу Бартогой представляет собой практически вертикальный взлет, засыпанный плоскими камнями разной величины. Подъем был очень сложен также из-за сильной жары. Вдоль дороги кроме пожелтевшей крапивы и колючек разных мастей не росло ничего. Только в тени мы обнаружили акацию, под ней и устроили привал.

Подъем длиной около 4 километров каждые 30-60 метров прерывался тридцатисекундным передыхом. Вода шла на ура. Пройдя эти 4 километра, мы оказались у водопоя - колодца, оснащенного поилкой для скота. Не побрезговали и набрали воды из падающей струи. Тут увидели первый на этой дороге автомобиль - серьезный внедорожник Suzuki, вслед за ним проехала Нива. От водопоя угол наклона дороги увеличился, и мы буквально поползли вверх. Пятисотметровый или километровый взлет (мы не поняли) был преодолен за 20 минут. Перед нами открылось плато. Сверившись с GPS, сворачиваем направо и начинаем спуск к водохранилищу. Сперва дорога идет по склону холма, затем через ложбину между холмов выходит к водохранилищу. Местами дорога сужается до ширины двухсторонней колеи и окружается скалами. В тех местах на дороге щедро рассыпаны гильзы ружейных патронов, хотя никаких животных мы не увидели. Дорога оставляет желать лучшего. Около часа мы спускались к водохранилищу по рыхлой поверхности, посыпанной каменной крошкой. Глубокие колеи и кюветы создавали опасность свалиться с дороги или поскользнуться на выезде из колеи, что и произошло со мной два или три раза. Летишь в колючки и становится обидно из-за того, что падения происходят ни с того ни с сего. Причину падений я вижу в завышенном центре тяжести - велорюкзак при выезде из колеи кренился на бок, переднее колесо скользило по щебенке, и я переворачивался вместе с велосипедом. После третьего падения правая коленка не выдержала и закровилась. Костя оказал первую медицинскую помощь, но тут же обнаружил, что передняя колодка его ви-брейков стёрта до металлического основания из-за длительного торможения на спуске. Быстрая замена колодок позволила успешно добраться до Бартогоя. Проезжая над кромкой воды, мы чувствовали гнилостные дуновения ветерка, несущегося из-под коряг и куч мусора на берегу водоема. Сверху была отчетливо видна граница между отстоянной и мутной водой. Камни под мостом водохранилища мутили быстрый Чилик, ил и рыбацкие сети покрывали берег. В 18:00, переехав мост, мы остановились в шестистах метрах после него и в трёхстах метрах от воды. Притулив велосипеды к колючему кусту, мы разложили коврики и принялись готовить ужин. Дров на берегу завались - много плавника. Каша "пшено + рис" была не доварена и оставлена на утро. Затем Костя в течение 10 минут ходил на берег за водой. Воду прокипятили, отстояли, но всё равно она была неприятной на вкус.

Машин и людей на озере очень мало. Зато местная собака была рада лаять на нас целых пять минут. Она лаяла и в пятидесяти метрах от нас, и в пятистах, стоя на мосту. На противоположной от моста стороне водохранилища стояли несколько домиков, вечером в них горел тусклый свет. Перед закатом по дороге проехала женщина на джипе, больше людей мы не видели. Спать легли в 8:45, ночь была ясной, звездной и очень теплой.

Как выяснилось позже, на одном из участков нашего пути от реликтовой рощи до Бартогоя однажды располагался этап кросс-кантрийной гонки "Джейран-трофи".

  • Пробег за день - 64 км.
  • Время в пути - 05:56

4 августа. Чарынский каньон.

Примерно в 07:30 выехали со стоянки. От водохранилища дорога поднимается вверх и переходит в асфальтированную трассу, ведущую к плотине. На подъеме за нами увязались облезлые собаки. Самые ленивые отстали через 50 метров, но одна, самая наглая, пёрлась за нами метров триста. Я меняю положение заднего колеса, сильнее затягиваю эксцентрик, т.к. в предыдущий день меня выматывало трение покрышки о перо при сильном нажатии на педаль газа. На асфальте набрали хорошую скорость и через 60 минут после выезда со стоянки прибыли в Кокпек, где купили лепешки и минералку. В поселке есть водопровод, на улице, у придорожного кафе можно набрать воду. Через Кокпек проходит трасса, соединяющая Алматы с Китаем и Кыргызстаном. На старое дорожное полотно неряшливо нанесено новое, всё в буграх, более мягкое покрытие. Устроили монашеский ланч на обочине (хлеб с водой). Прямая дорога раздваивалась: налево пойдешь - в Китай попадешь, направо пойдешь - в Кеген попадешь, а может, и дальше, в Кыргызстан. После развилки дорога выпрямилась еще сильнее. 15 а то и 19 километров мы ехали по направлению к холмам на горизонте. Там, у подножия небольшого перевала через хребет, мы свернули на Чарынский каньон, до которого, согласно знаку, 10 километров. 10 километров жесточайшей стиральной доски. Именно там у меня возник интерес к причинам и условиям образования стиральных досок на грунтовых дорогах. До конца похода эта мысль не отпускала мой разум.

Добрались до шлагбаума. Казахстан - страна природной красоты и шлагбаумов. Одно без другого не обходится. Заплатили по 600 Тг за проезд. "Подниматель шлагбаума" разглядел в нас поляков - недавно каньон посетили несколько групп польских велобайкеров. Открестившись от польского верноподданства, мы начали спуск к каньону. 45 минут посвятили обеду, фотографированию голубя, гулявшего среди каменных истуканов, и рассматриванию этих самых истуканов. "Долина замков" - одна из жемчужин юго-восточного Казахстана.

Для того чтобы в полной мере убедиться в величии природного объекта, по заверению бывалых, нужно провести на нем не менее двух дней. Где-то наверху есть спуск на дно каньона, на кромках каньона обустроены смотровые площадки, но вид с них особо не впечатлил.

Дневной пробег на каньоне - 58 км. По дороге к трассе мы попали в зону безветрия. Неподвижный горячий воздух и стиральная доска сделали свое дело. Серое небо, накрывшее долину от Кокпека до Чарына, было похоже на фольгу. А мы, как бройлеры, барахтались в духовке. У свертка на трассу Костя обнаружил небольшую неисправность своего велосипеда. Гайка, удерживающая стойку багажника, открутилась. В ремкомплекте отыскали замену и начали подъем на мини-перевал. Мелкий дождь сбил жар, охладил асфальт. Набрали высоту и тут же сбросили ее - спустились к Чарыну. У моста через реку есть кафе. От реки снова поднялись вверх и начали путь по длинной прямой к поселку Аксай. Главная дорога на развилке уходит налево, к перевалу через поселок. Нам же нужно прямо, минуя Аксай, забраться на Кегенский перевал. Эта дорога в своем начале слабо размечена, а затем вообще прерывается промоиной. Около десятка лет назад эту дорогу размыло, с тех пор все едут через Аксай, но и по старой дороге можно ехать. Об этом говорят свежие следы автомобильных протекторов. Справа от дороги, у ручья, ферма. Набираем воду на вечер и встаем на ночевку, не доехав двухсот метров до пересечения старой и новой дорог на Кеген. Старая дорога оказалась очень даже удобной. Рекомендуем ее - она на 5 километров короче объездной.

На ужин - лапша с тушенкой, кофе с печеньем и кумыс с сухарями.

  • Пробег за день - около 107 км,
  • Время в пути - 07:00.

5 августа. Крушение надежд.

Ночь была теплой. Утром, зарядившись кумысом, за 34 минуты проехали 5,8 км - поднялись на седловину Кегенского перевала. Средняя скорость подъема - 9 км/ч. Подъем затрудняла вереница грузовиков с углем. Спуск с перевала - длинный и прямой ведет в Кеген. Слева и справа - горы. Слева за ними - Китай, справа - Кыргызстан.

В 10.30 выезжаем из Кегена по направлению к пограничному поселку Каркара.

Дорога прямая и длинная - 17 км. В Каркаре, пока фотографировались у мечети, к нам подъехал начальник погранзаставы и сообщил, что граница закрыта. Закрыта с 7 апреля. Казахстан убрал с границы пункты паспортного и таможенного контроля, пропуск людей не осуществляется. Что ж… Порядком расстроившись, поехали в поселок. Там отыскали здание полиции. Я зашел внутрь, поднялся на второй этаж, там расспросил работников полиции о перспективах перебраться через границу. Седой мужчина в сером пиджаке посочувствовал нам, около 5 раз пробовал дозвониться на пост, но там трубку не брали. Затем он посоветовал съездить в казарму. Там нас окончательно разубедили в том, что мы можем пройти границу в Каркаре. Гм…

На территории заставы стояла серьезная бронетехника. Казахи были обеспокоены недавними попытками кыргызов пересечь границу, из-за чего несколько казахских пограничников были застрелены или ранены. Русский казах, томившийся на службе, сообщил нам военную тайну - Казахстан строит современную линию охраны границы - "систему". Когда достроят, тогда и откроют погранпереход. С введение в строй "системы" казахи смогут моментально засекать нарушителей.

Мы попали в сложную ситуацию. Казахи советовали нам побывать на местных озерах, но мы хотели попасть в Кыргызстан. Перед походом мы неоднократно слышали о том, что граница между Кыргыстаном и Казахстаном открылась 19 мая. Не было мысли о том, что какие-то переходы могли остаться закрытыми. Более того, в пути никто, даже казахстанские полицейские не предупреждали нас о том, что граница в Каркаре закрыта.

Нас поставили перед фактом на месте. В чем заключался наш выбор: крутить педали в Алматы, оттуда перебираться на Иссык-Куль и батониться там остатки отпуска, второй вариант - ехать на маршрутке в Алматы, оттуда - на Иссык-Куль, продолжив прохождение маршрута, этот путь мы и выбрали. Вернулись в Кеген, там нашли такси, со скрипом договорились с водителем. Условия переезда в Южную столицу неплохие: 250 километров за 5000 Тг, три с половиной часа в пути. Стоит отметить, что сначала группа таксистов просила 15000 Тг за доставку в Алматы - они подумали, что мы французы или англичане, у которых полно денег. В 13:30, погрузившись в серебристый Mersedes S200, мы, можно сказать, отправились в Кыргызстан. Водитель - казах - оказался хорошим человеком. В пути беседовали о топонимике, политике, истории и туризме. Он раскрыл нам секрет происхождения названия нашего города. Искитим - "ашка там" - буквально "пустой курган", но мы-то знали, что слово Искитим имеет татарское происхождение (от татарского "ишкитим" - "яма, чаша"). Водитель нахваливал Капчагайское водохранилище в 60 км от Алматы и всячески пытался отговорить от поездки в Киргизию.

В 17:10 мы остановились у автовокзала "Саяхат" в центре Алматы, там собрали велосипеды и отправились в путь до автовокзала "Сайран" на другом конце города. Дорога лежала по центральным перегруженным улицам мегаполиса - тот еще экстрим. Билеты на автобус из Алматы в Балыкчи обошлись нам в 3200 Тг на двоих. В 22-00 погрузились в рейсовый автобус, ночью перешли границу. Пришлось вытаскивать весь багаж, включая велосипеды, и тащить его через таможню. В сумках никто не копался.

  • Пробег за день - 65 км
  • Время в пути - 4 часа.

6 августа. Озеро.

В семь утра были на автовокзале Балыкчи. Раннее утро на Иссык-Куле было мрачным и холодным. Солнце взошло, но тучи делали свое дело. На площади перед автобекетом таксисты громко подзывали клиентов, очень старые бабушки расставляли вёдра абрикосов на поребриках, готовились к торговле. Мы неспешно собрались и выехали из Балыкчи в сторону южного берега. Мы планировали доехать до пос. Тосор, провести в нем три дня я начать подъем на перевал Тосор согласно первоначальному графику похода.

Из Балыкчи мы буквально вырывались - хотелось поскорее оказаться на природе и здраво оценить наше положение, сделать планы на будущее. Отъехав три километра от города, мы остановились, чтобы изучить карту. Тут рядом с нами остановилась русская женщина, опустив стекло автомобиля, она спросила: "Мальчики, зачем вы сюда приехали? Вы не знаете, что тут стреляют? Уезжайте. Ведь такие молодые еще". По заверению женщины, на Иссык-Куле вокруг да около идет раздел власти, погромы и разборки. В Нарыне, как утверждала водитель, тоже неспокойно. Слова женщины нас огорчили. Насколько мы были осведомлены, беспорядки на тот день будоражили только в Ошскою и Джалал-Абадскую области, которые находятся далеко от линии нашего маршрута. Сразу после неприятных новостей, мы почувствовали всю серость кыргызского утра, на моральном состоянии стала сказываться бессонная ночь, проведенная в автобусе. Озеро было невзрачным. Проехав без завтрака до 12 часов дня, мы остановились под урюком и наелись зрелых плодов. После фруктового обеда был обед более питательный. Макароны с тушенкой на краю картофельной плантации восстановили силы и подняли настроение. Как же всё-таки влияет прием пищи на общий настрой! Тут же стало глубоко перпендикулярно до местных разбойников и революционеров. Через полчаса после макарон мы купили полведра абрикосов на краю одного из многочисленных прибрежных бедных поселков. Женщина-продавец приглашала нас на чай. Она вразрез полученной до этого информации сообщила, что на озере спокойно, в Нарыне и Бишкеке тоже никто давно не стреляет. Вот так, опрокинув ушат холодной, а потом и теплой информации, местные жители повлияли на наше настроение и стремление продолжать поход в задуманном ключе. Абрикосы кстати были дешевые, но зеленоватые. Сразу после покупки фруктов у женщины мы остановились, чтобы приобрести абрикосы у детей. В виде игры за 10 сом мы купили у детей 10 абрикосов.

К тому времени мы уже придумали новый маршрут. Было решено подстраховаться и не ехать в Нарын. Вместо этого мы запланировали объехать Иссык-Куль, через Кочкор подняться на озеро Сонг-Кёль, а затем через перевал Тёо-Ашуу перебраться в Бишкек.

Дорога на южном берегу озера заасфальтирована на всей протяженности от Балыкчи до Каракола, но качество асфальта… монголам, конечно, снится, но для россиян не приемлемо. Нам удалось понаблюдать за ямочным ремонтом дороги. Рабочие в оранжевых накидках в залитую битумом яму кладут асфальт и усердно прихлопывают его лопатой. На месте ямки появляется горка. Бугры - визитная карточка трассы Балыкчи-Каракол. До Боконбаево рельеф дороги непростой. Однажды свернув от берега, она петляет по холмам.

К слову, заночевали мы в тот день на берегу за поселком Кажисай. Ужинали в поселке. На 210 сом подали две больших порции лагмана, лепешку и чайник чая. Палатку поставили в семи метрах от воды. Не купались, но вымыться удалось. Ночью был сильный прибой, накрапывал дождь.

  • Пробег за день - 115 км
  • Время в пути - 6:30

7 августа. В Искитиме - день города.

На завтрак - гречневая каша, заваренная с вечера + тушенка. Всё утро, весь день шел дождь. Весь день ехали в дождевиках. В одном из поселков удалось за 80 сом купить ведро крупных спелых абрикосов. Пищеварительная система была в шоке, но мы не сдавались и ели абрикосы весь день. Вдоль дороги за заборами мелькают сады, в которых эти самые абрикосы растут.

В 10:30 За поселком Тосор встретили двоих француженок - сестер Софи и Одри. Они шли пешком из Кочкора через Нарын и Иссык-Куль в Бишкек. Вместе с ними путешествовал конь Garson. Мы не приняли их приглашение на обед и поспешили дальше. Хотя сами в тот день так и не пообедали.

На ночевку встали рано из-за осточертевшего дождя. На выезде из крупного поселка Кызыл-Суу нашли густые заросли молодого клёна, за ними и поставили палатку. Спать легли в 18-00, поужинав лепешкой, абрикосами и арбузом.

  • Пробег за день - 85 км
  • Время в пути - 5:30

8 августа. Пржевальск - Каракол.

Позавтракать решили в Караколе, за полтора часа добрались до города. Дважды заезжали в кафе, чтобы поесть ашлямфу. 15 сом за порцию.

Был воскресный день, на пути из Каракола в Тюп одна за другой нас обгоняли машины, везшие скот. Кони, бараны, коровы разлетались на рынках Каракола, как горячие пирожки. Местные ГИБДДшники были рады такому наплыву нестандартного груза и останавливали каждую такую машину для проверки документов. За Тюпом остановились в природном парке, отдохнули, съели две дыни. В прибрежных поселках есть водопровод. Сразу почувствовалось, что северный берег более развитый, чем южный. На севере и магазины, и заправки, и люди славянской внешности.

В полдень остановились на обед с целью высушить намокшие за предыдущий день вещи. На выкошенной полянке невдалеке от березок разложили всё от носков до спальных мешков и принялись готовить обед. Тут Костя заметил велосипедиста с рюкзаком, педалившего в сторону Каракола. Костя выбежал на дорогу. К тому времени велосипедист припарковался у обочины. Брат жестом позвал его к нам, но тот в одно мгновение сорвался и уехал дальше. Испугался. Через 5-7 минут я увидел второго велосипедиста, ехавшего в том же направлении. В спешке я выбежал на дорогу и тем же жестом, что и Костя, позвал велотуриста. Тот мигом повернул в нашу сторону. Он оказался тайландцем и был в пути девятый месяц, а испуганный велобайкер был его другом. Вместе они ехали из Тайланда через Китай, Лаос, Камбоджу, Индию и Пакистан. Они планировали закончить поход в сентябре в Узбекистане. Они планировали преодолеть пер.Тосор и добраться до Сонг-Кёля. Тайландец с удивлением разглядывал наши вещи, разбросанные на траве, заглянул в нашу кастрюлю и уехал. Он является участником какой-то экологической экспедиции в поддержку орангутанов и предотвращения глобального потепления климата. На его велорюкзаке были соответствующие наклейки.

Не доезжая Ананьево, на краю одного из поселков встретили автостопщика из Питера - Шурика (Тут его можно найти). Вместе заночевали на берегу озера. Было тяжело найти дорогу к воде. До берега, среди трясины, дорога одна. Вечером немного искупались, хотя дно очень пологое, вода из-за сильной волны была мутная.

В темноте на замечательной горелке Санька приготовили ужин, долго жгли костер и слушали рассказы нового знакомого о его поездке в Памир.

  • Пробег за день - 95
  • Время в пути - 6:40

9 августа. Обед у дороги.

Ночью шел небольшой дождь, но утром небо прояснилось, озеро успокоилось. Завтрак готовили уже на нашей горелке. Это был последний раз, когда она хоть как-то фурычила, хотя до того момента горелка работала без перебоев. Попрощавшись с Саньком, мы поехали обратно на дорогу, выезд занял 15 минут. А Санёк, как выяснилось позже, прожил на этом месте восемь дней. Пока ведро абрикосов не доел.

В следующем после стоянки поселке купили сим-карту "Мегаком за 120 сом. За поселком звоним домой. Оказалось, что наши билайновские сим-карты в Кыргызстане звонки и смс-сообщения не принимали.

Приехали в Ананьево и были удивлены этим селом. Основное средство передвижения жителей - велосипед. На нем ездят все - и мужчины, и женщины любых возрастов, и тем более дети. В основном ездят на старых "Уралах". В Ананьеве (село названо в честь бойца, воевавшего под руководством Панфилова и погибшего при обороне Москвы) заехали на рынок, где купили арбуз и жарма (национальный напиток из забродившей смеси талкана с водой). За поселком в небольшом чистом парке остановились на обед. В Ананьево много русских, на окнах домов есть ставни, это говорит о том, что хозяин точно не кыргыз. Как нам сказали позже, в селе также много германцев. Мы вовремя выехали из села, так как через считанные минуты его накрыла дождевая туча. Нас же всю оставшуюся часть дневного пути нещадно жарило солнце.

В Чолпон-Ату приехали в 14-20. Качество асфальта улучшилось на глазах. Он был идеальным и начинался ровно от границы туристической столицы озера. Кое-где велись дорожно-ремонтные работы, но работники не утрамбовывали асфальт с помощью лопаты - в их руках была виброплита. В Чолпон-Ате зашли в давно известные нам магазины (мы бывали в городе дважды до похода), купили продукты на вечер. Обедали мы в нескольких метрах от дороги, сидя на траве и прислонив велосипеды к низкой ограде клумбы. Сами себе мы напоминали бомжей с велосипедами, и эта мысль вызывала уважение к самим себе.

На ночевку остановились, не доехав пары километров до поселка Чон-Сары-Ой, на берегу озера. Дно на месте стоянки было каменистым, берег был довольно грязным из-за большого количества людей, отдыхавших когда-либо на том месте. Так и не искупались. Однако мы нашли ровную площадку, покрытую газоном. На ней и поставили палатку. Пробираясь через колючки к месту стоянки, я проколол заднее колесо. В то время, когда Костя готовил ужин, я клеил камеру.

  • Пробег - 95
  • Время в пути - не считали

10 августа.

Выехали без завтрака. В Чон-Сары-Ой на 100 сом купили полукилограммовый рулет, в глубоком кювете запили его лимонадом и поехали дальше. Организм больше и не требовал. Перед ТамчЫ (да, местная орфография поражает) купили две дыни, это был наш обед. Обедали на поляне в тени высокого пирамидального тополя и наблюдали, как два ослика вдалеке от нас мирно валялись на земле. Они чесали спину и бока, поднимая клубы пыли.

Стояла необыкновенная жара, дорога давалась тяжело. В Балыкчи приехали в 14-30, на кольце свернули налево и выехали в сторону Орто-Токойского водохранилища. Заночевали в ущелье на берегу р.Чу. Вечером поднялся сильный ветер, прошел небольшой дождь.

Можно вкратце описать природу Иссык-Куля, вокруг которого мы объехали. Западный и юго-западный берега пустынные. Растительность скудная, рек, впадающих в озеро очень мало. Открытых водоемов с пресной водой практически нет. Юго-Восточный берег влажный и плодородный. Главный туристический поселок южного берега - Кажисай. Восточный и северо-восточный берега имеют влажный климат. Годовой объем осадков там самый высокий на территории Иссык-Кульской котловины. Богатая растительность и достаточное для комфортных путешествий количество пресной воды. Северный берег от Каракола до Балыкчи иссушается. Оптимальный для отдыха и туризма климат Чолпон-Аты и Бостери дает право этим поселкам быть туристическим центром Северного берега. По многим причинам Северный берег более популярен среди туристов, чем южный. Это и природное разнообразие, и существующая туристическая инфраструктура.

Как стало известно в момент написания отчета, Китай подписал договор с Кыргызстаном о строительство дороги вокруг Иссык-Куля, поэтому описания дорожных ухабов на берегу озера могут уйти в лету уже через пару лет.

  • Пробег за день - 70 км
  • Время в пути - 5 часов

11 августа. В тени баобаба.

Ничего интересного в этот день не произошло. Выехали, как обычно, в 9 утра. На дороге стали появляться давленые змеи. Столько змей, сколько я увидел за первые 15 минут пути, я не видел за всю свою жизнь. Коричневые, серебристые, свёрнутые колесиком, распластынные поперек дороги во всю длину. Разные.

Перед Орто-Токойским водохранилищем у дороги стоял блокпост, через встречную полосу движения был перекинут шлагбаум, но ни денег, ни документов никто не требовал. Водохранилище не впечатлило, но мы ничего удивительного не ожидали. От водохранилища дорога шла вдоль Чу под горами. Из ущелья она перешла в широкую долину. Слева открылись высокие снежные вершины - настоящие горы. В долине мы переехали границу Иссык-Кульской и Нарынской областей, об этом напомнил пост ДПС, до крыши обложенный мешками с песком. Через 5-6 километров после въезда в долину мы приехали в село Кочкор. Там мы купили ошскую дыню и встретили бельгийцев - мужчину и женщину. Они ехали почти по нашему маршруту. Их так же развернули на границе, маршрут по Кыргызстану проходил через те же природные объекты, что и наш маршрут. Они в красках описали озеро Сонг-Кёль и сложный подъем на перевал Тескей-Торпо: "Very-very-very hard!".

За Кочкором последовала развилка. Нам - прямо. На обеде съели купленную дыню и накопали картошки для ужина. Мелкая, нужно сказать, попалась. Откуда взяться крупной в глинистой земле?

После обеда дорога начала подниматься вверх. Выбравшись из-под придорожных деревьев, мы почувствовали не иссык-кульскую жару. Так на технически простой дороге мы почувствовали всю серьезность того пути, который мы выбрали взамен подъема на Тосор. Не выдержав напора солнца, мы остановились под огромной ивой справа от дороги. Под деревом толщиной в четыре охвата лежали детские игрушки, всё было устроено для игры. От корней дерева в разные стороны расходились дороги для игрушечных машин. Мы же встали на нашу прежнюю и поехали дальше. Снова появились змеи. К ним добавились большие китайские фуры, они ехали парами, тройками с периодом в 10 минут. Мы ехали против потока товаров из Поднебесной. Заночевали за 5 километров до поселка Сары-Булак на берегу реки. Палатку разложили за зарослями облепихи и тальника. Комары порядком надоедали. Ночью было холодно, но все неприятности компенсировало наличие дров.

  • Пробег - 80 км
  • Время в пути - 4:55

12 августа. Два перевала.

Ранним утром проехали пос. Сары-Булак. Он обозначен на карте, хотя состоит всего лишь из вагончиков и киосков. Если и были в нем капитальные дома, то они не запомнились ввиду капитальной ветхости. От поселка начинается набор высоты на перевал Долон (3030 м.).

Проехали сверток на Сонг-Кёль. Подъем на перевал занял около трёх часов, от подножья до седловины ехали в седле. Особо тяжело дался только перевальный взлет длиной около полутора километров, асфальт к тому времени исчез. Последние полтора километра подъема на перевал располагаются над широкой долиной с пасущимися лошадьми и баранами. Еле заметны остатки развалившихся загонов для скота. На Долоне нам встречались те же китайские фуры с забавными китайскими дальнобойщиками, они не по-казахски и не по-кыргызски кивали в ответ на наше приветствие. Спуск с перевала был асфальтированный, кое-где на дороге техникой с китайскими номерами велись ремонтные работы.

13:30. Сразу после спуска с перевала - поворот на Сонг-Кёль. Возле поворота - юрты, в которых можно купить кымыз, бензин и прочее, но мы без остановки свернули направо и начали подъем на плато, где остановились на обед. Силы к тому времени почти иссякли, требовалось их восстановление за счет калорийной еды. Макароны с мясом и кымыз немного пополнили запас энергии. Сидя на краю плоской высокой долины, мы смотрели на блестевшие напротив скалы. Солнце напоминало о том, что мы находились довольно высоко в горах. Прошел небольшой дождь, но солнечные лучи моментально высушивали одежду и раскаляли ее. Контраст температур между тенью и открытым солнцем был очень ощутим. Приходилось накрываться велочехлами, чтобы греться и чтобы укрываться от лучей. Во время обеда к нам подъехал кыргыз в стильной шляпе, неспеша расспросил о пути и поехал дальше. Мы собрались и поехали вслед за ним. Дорога спускалась к реке, кыргыз свернул направо, а мы направились к перевалу Джаанбулак (3013м.). На подъеме мы заметили следы бельгийцев, проехавших по той дороге два дня назад. Грунтовка не мешала ехать в седле, но мы предпочли подъем пешком. Через два часа подъема мы снова почти набрали высоту перевала Долон. Заночевали мы на спуске с перевала - на ровной вершине холма, который обвивала дорога.

  • Пробег - 57 км
  • Время в пути - 4:52

13 августа. Тридцать два поворота.

Ночь, несмотря на то что мы ночевали почти на седловине перевала, была теплой. В 8:00 снялись с места и продолжили спуск в перевала. Внизу стало холодно, нам пришлось одеть все теплые вещи, которые везли с собой. Дорога шла вдоль р.Сонг-Коль, вытекающей из одноименного озера, и пересекала реку. В 10:25 через пять километров после моста мы неожиданно оказались у подножья перевала Тескейторпо (в народе за особенную извилистость его прозвали "32 поворота"). Подъем занял два с половиной часа, но поворотов мы насчитали 34. Местные уверили нас, что их ровно 32. Перевал оказался настолько сложным, насколько его описывали бельгийцы. Да, были съедены все конфеты, да, была выпита вся вода, но за подсчетом поворотов особой усталости мы не почувствовали.

На седловине - стадо коров, чью трапезу мы прервали своим появлением. В трехстах метрах Костя заметил пастуха, глядевшего на нас в бинокль. Технологии пришли и в быт скотоводов. Недалеко от стада мы устроились на обед - кымыз с лепешкой, купленной еще в Кочкоре. После обеда начал накрапывать дождь, дорога по холмам повела к Сонг-Колю. У одной из юрт после приглашения мы выпили по пиале кымыза. Сонг-Кольский кымыз очень отличается от всего остального концентрата кобыльего молока, который продают в селах и на дороге. Он более густой и не такой кислый. Местный кымыз был больше похож на кефир, чем на кымыз, которые мы пили раньше.

От юрты гостеприимных кыргызов мы поднялись на холм и наконец-то увидели озеро. На развилке "северный - южный берег" свернули направо и поехали на север. Дождь набирал силу, через полтора километра после развилки остановились на ночевку. Рядом со стоянкой находилось глубокое русло высохшей реки, впадающей в р.Сонг-Коль. Тучи разошлись, солнце очень сильно разогрело палатку, но потом вновь над озером стали ходить дождевые облака. Дождь шел весь вечер и всю ночь.

  • Пробег - 30 км
  • Время в пути - 3:20

14 августа. Морской бой.

Проснулись под дождь. Утром в "предбаннике" палатки вскипятили воду и выпили чаю. Так вышло, что на шесть дней в нашем распоряжении было 3 лепешки - четверть в день на брата. Количество круп и макарон тоже не позволяло шиковать. После обеда принимаем решение не выезжать до прояснения. Дождь. Дождь. Дождь. Дождались 12:00 и начали варить борщ из пакета, добавив гречки. В 13:00 начали собираться. Проблемы с передним колесом, заменил камеру. Закутавшись в дождевики для сохранения тепла, выехали в расчете перебраться с северо-восточного на северный берег.

Слева вдоль дороги на север заметны курганы. Тут же - юрта, на ней обрывок заткнутой под войлок вывески "газин". Костя догадался, что под этим замысловатым словом скрывается "Магазин". Решили зайти. Внутри - женщина, испуганная моим неожиданным появлением, и ее сын. В предыдущий день он упал с осла и уже сутки неподвижно лежал под овечьей шкурой. В магазине нас напоили чаем и кымызом. Прекрасно покушали. Удалось пополнить запас печенья (ничего кроме печенья, газа, капусты, водки и помидоров в юрте не было).

Дальше дорога пошла на северо-запад в горы. Местные сказали, что она непременно приведет на северный берег, но, проехав еще 500 метров, мы решили вернуться к курганам и свернуть на чуть заметную тропу. Тропа пересекает ручьи и переходит в грунтовую автодорогу прямо по берегу озера. У воды стояло большое количество юрт (проходил некий съезд с национальными танцами, закланиями баранов, рыбалкой и песнопениями). Хозяева юрт не слишком приветливые. Проехав юрты, встали на ночлег. Тут же начался дождь.

На ужин - кумыс, лепешка, чай с печеньем. День выдался короткий, но приятный - настроение подняло посещение "газина". Времени навалом, никуда не торопимся. Впереди запланированы днёвки и полуднёвки.

  • Пробег - 24 км
  • Время в пути - 1:30

15 августа. 20 лет без "Кино".

Просыпались долго. Побывали в озере (вода не холоднее, чем в Байкале в то же время года). Моё переднее колесо снова спустило, воздух пропускала старая заплатка. Около получаса выбирал лучшую для замены камеру, заменял испорченную. Выехали в 11. Солнце жарило, как следует. Встретили французов. И французы, и кони под ними были разморены необычайно жарким утром. Шестеро ковбоев не знали, куда ехали, но путь их лежал вокруг озера. Мы ни-ку-да не торопились и поэтому решили посидеть на траве, посмотреть на озеро. Около получаса пролежали под солнцем, хорошо прогрелись после двух предшествующих пасмурных дней. Пока мы сидели на месте, нас обволокла большая отара голов на 500. Я пытался привлечь овец поддельным блеянием, но они не признавали во мне вожака. Хотя Костя признал моё блеяние лучше оригинального овечьего.

В одной из юрт решили купить кумыс. Хозяева от души накормили нас, пожарили местную рыбу, они называют ее перец. Отец семейства пригласил нас в гостевую юрту, где побеседовал с нами о политике и жизни на Сонг-Коле. Зимой там остаются только рыбаки, они ставят сети подо льдом и отправляют улов на продажу в город. До распада Союза на озере было хорошее рыбное хозяйство. Сейчас от него осталось одно облупленное побеленное здание. Хозяйства больше нет, а рыба измельчала. Если раньше перец весил от кило до трех, то сейчас максимальный размер рыбки - полкилограмма.

От юрт дорога пошла по прибрежным холмам от бухты к бухте. На берегу одной из них мы остановились на ночлег после сильного града.

  • Пробег - 14 км
  • Время в пути - 1:29. Мы ни-ку-да не торопились.

16 августа. Печень в кулаке.

Приятный, довольно тяжелый день. Проснулись в 6:40, в 8 закончили завтракать, в 9 выехали. Осматриваем многочисленные и красивые бухты озера, с пригорка на западном берегу озера удалось увидеть его целиком - от западного до восточного берега.

На дороге заметили подсохшие следы велосипедных покрышек. Как сказали местные, днем ранее по дороге проехал велотурист. В юрте за 25 сом купили полтора литра кумыса. Пока Костя ходил в юрту, я беседовал с кыргызским мальчиком. Он одинаково плохо говорил по-русски и английски. Хотя по-русски немного хуже. Отъехав два километра от юрты, сели на траву, чтобы вновь насладиться кумысом и пейзажем. Сидели так долго, что над нами успели сгуститься тучи. Смотрели на тени туч, бежавшие по короткой траве, пили кымыз.

Затем нас пригласили на обед. Хозяева доедали запчасти барана, трёхлетняя девочка стояла рядом с бидоном молока и в руках сжимала баранью печень. Нам предложили курдюк, лепешку, кымыз. В беседе выяснилось, что девочка родилась в Москве у родителей-гастарбайтеров, но назад в Москву она больше не хочет. Пока мы беседовали с хозяином юрты, хозяйка сепарировала молоко. Свежую ярко-жетлую сметану подали на стол.

После обеда хозяева юрты налили нам бутылку кымыза в дорогу и небольшое количество курута (сушеная выжимка из коровьего молока). Всё это мы довезли до дома в память об озере и его жителях.

Затем мы продолжили дорогу к перевалу Кара-Кичи. Кыргызы указали дорогу: нам нужно было двигаться на юго-запад под высокую заснеженную гору. Там, под горой, идет дорога с южного берега на перевал. Дорога по юго-западному и западному берегу озера слегка заболочена, но проблем с этим не возникало. Спокойно бродили ручьи и речушки. Злоупотребив гостеприимством местных жителей, вновь остановились у одной из юрт. Впечатления от хозяев остались не самые приятные. Товарно-денежные отношения отбили у тех кыргызов традиционное душевное гостеприимство. Они заметно погрустнели, когда поняли, что мы не французы и не англичане, от этого чай наливался без особого уважения, а лепешка пожилой женщиной была попросту брошена на стол.

Постаравшись поскорее забыть этих людей, мы с давно забытым напряжением взяли высоченный холм (3200 метров) с набором высоты около 200 метров. С холма открылся прекрасный вид на всё западное побережье озера. Погода начинала портиться, мы одели дождевики. На холме мы внимательно изучили карту, сверились с GPS и отправились дальше, по направлению к высокой заснеженной горе. Дорога спускалась в небольшое ущелье, на дне которого была настоящая топь. Утонуть и бесследно исчезнуть в ней было невозможно, но провалиться по пояс - запросто. Передвигаясь по кочкам, мы выбрались на твердую землю. За нашим передвижением через болото наблюдал кыргыз на коне с ребенком. Мы спросили у него дорогу на перевал и поехали дальше. Кыргыз ехал в гости со своей семьей. Жена и дети ехали позади. Около двух километров под дождем и при холодном ветре мы ехали вместе с ними. Вдруг вдали показалась дорога с южного берега, это означало, что нам было пора сделать остановку. Выбрав самый ровный участок склона, мы поставили палатку, затянули все внутренние завязки, так как стоять на этом месте нам предстояло около 38 часов. Продуктов было в обрез. Чтобы как-то разбавить ощущение голода, играли в морской бой и вспоминали пройденный маршрут. Высота места ночевки - 3290 м.

  • Пробег - 33 км
  • Время в пути - 4:03

Ночью было очень холодно. Спали в куртках, но ногам от этого теплее не было. Этой же ночью вокруг нашей палатки кружили, громко хрюкали, фыркали и чавкали кони. Табун. Один из ночных визитеров запнулся о крепление палатки и громко ускакал.

17 августа. Как в сказке.

Днёвка.

Этот день был отмечен чтением журнала "Наука и религия". В нем мы во второй раз читали отрывок из рассказа одного австрийского альпиниста "Семь лет в Тибете", в журнале за 89 год были найдены статьи о неформалах и мнение Лихачева об интеллигенции. Этот журнал стал не просто окном в мир европейской культуры, он стал машиной времени. Мы переместились в Европу, да к тому же на 20 лет назад. Язык журнала, отличающийся от современного языка бульварного чтива, гармонировал с нашими душами, очищенными физическими нагрузками и легким недоеданием. В выскобленные километрами головы ложились слова о Далай-ламе и моральных нормах интеллигентов. В том же журнале был предложен неберущийся кроссворд. В полдень, в палатке стало скучно, мы вылезли на улицу, провели чистку велосипедов и просто позагорали. К нам подъезжал пастушок пятнадцати лет. Он поздоровался и протянул горсть конфет. Я отказался. Около двух минут он наблюдал за тем, как я чистил цепь велосипеда. Затем я предложил ему конфету и усадил на вычищенный велик. Он навернул кружок, поблагодарил меня, сел на своего ишака и укатил в гору муштровать коней. День тянулся долго. Ближе к вечеру нас, полудремлющих, вынудил выйти из палатки свист назойливого кыргызёнка. Мальчик кружил вокруг палатки на белом коне и буквально требовал, чтобы на него обратили внимание. Около двух минут смотрел на нас, ехидно улыбаясь. По-русски он знал не более десяти слов. При этом он был уверен, что мы отлично говорим по-кыргызски, и поэтому изъяснялся при помощи родного языка. Затем в ход пошли жесты. Он явно чего-то просил. Через пару минут мы поняли, что он хотел конфет и покататься. Получив отказ, он попросил воды, но ее у нас было не больше литра, поэтому и попить ему не удалось.

Ситуация напомнила нам сказку "Морозко", когда две сестры по очереди попали к Морозко. Одна ничего не просила и получила всё, а другая, требуя богатства, ушла ни с чем.

18 августа. Угольный карьер. Два человека.

Утром было настолько холодно, что, собирая палатку и активно двигаясь, мы успели замерзнуть. Через 5 километров после отъезда с места стоянки, мы оказались на седловине Кара-Кичи. Перевального взлета, по сути, не было, хотя мы успели набрать 70 метров. Вид с перевала был замечательный: широкое ущелье, резко уходящее вниз венчали скалы, а внизу бежала река. Спуск перевала был очень интересным, витки серпантина давали повод жалеть тех, кто на велосипеде проедет в обратном направлении. В одном из ручьев, пересекавших дорогу, набрали воды и, как следует, напились за все предыдущие два дня.

Проехали полузаброшенный или малоиспользуемый угольный разрез. Старая советская техника, грустные рабочие и серый поселок Кара-Кичи не оставили приятных впечатлений. Вниз от карьера потянулись ЛЭП. Начал накрапывать дождик, накинули плащи и понеслись по укатанной грунтовке вниз. Ущелье Кара-Кичи поразило нас красотой. Красные скалы, превосходившие по красоте Джеты-Огуз, бурная река заставляли притормаживать, глазеть и вертеть головой.

На смоченном грунте мы увидели отпечатки двух велосипедных протекторов. Судя по тому, что они были прямыми, мы решили, что велосипедисты ехали впереди нас. Вскоре мы увидели хозяев следов в пятистах метрах от нас и начали погоню. Велотуристы оказались семейной парой из Германии. Им было около 45-50 лет, они путешествовали по стране без какого-либо запланированного маршрута, хотя финишировать они хотели в столице Узбекистана. С этими людьми мы доехали до ближайшего поселка, зашли в магазин и затем пообедали на спортивной площадке поселкового стадиона. У супругов с продуктами было еще хуже, чем у нас. Корка черствого хлеба - всё, что осталось у них после Сонг-Коля.

Им было приятно, что за последние две недели кто-то понимает их речь; нам же было приятно поделиться впечатлениями от Кыргызстана, обсудить политическую обстановку в стране и узнать о том, как путешествуют граждане Евросоюза. Затем мы выехали на трассу Кочкор - Мин-куш. Немцы повернули направо и отправились в сторону Кочкора, а мы поехали в противоположном направлении в сторону Бишкека. Долгое время после общения с иностранцами в моей голове русские слова мешались с английскими, но в Чаеке, где мы купили вкусную самсу с мясом, это прошло.

Добрались до поселка Арал. Сразу за ним - пост МАИ (ГАИ или ГИБДД) и поворот на Бишкек. Самодельный знак указывает на то, что главная дорога сворачивает направо. Через 3 километра после поворота встаем на ночевку невдалеке от р.Кёкёмерен.

Весь вечер лежали в палатке с открытой дверью, смотрели на горы, разглядывали облака. Ночью было тепло.

  • Пробег - 90 км
  • Время в пути - 5:12

19 августа. Стиральная доска.

Выехали в 9:05. Дорога шла вдоль Кёкёмерена, спуститься к реке было негде. Через 25 километров после начала движения приехали в село Кызыл-Ой. В единственном магазине выбор продуктов питания небольшой. Для особо заблудившихся в селе есть Tourist information office. Дорога просто ужасная. Снова задумываешься о природе и происхождении стиральной доски. Большое количество прижимов делает опасным движение по дороге от Кызыл-Ой до Суусамырской долины. Снова на дороге появились раскатанные в блин змеи. Изредка стиральную доску пересекают бурные ручьи, в которых можно набрать воду. Спустя 6 километров после моста через Кёкёмерен приезжаем в село 8 марта. Это старое название, новое мы не запомнили. Подъезжая к селу, представляли его как островок кыргызского матриархата (иначе как объяснить название села?). В селе первым делом заехали в магазин, где Костя за смешные деньги купил дыню, молоко и печенье. В 8 марта есть водопровод. Сельчане рады этому факту настолько, что колонки на центральной улице они расположили чуть ли не через каждые 20 метров.

За селом опять началась доска, трясло очень сильно. Бросили крутить педали в 14:30 и свернули на ночевку. В поисках места стоянки мы перешли русло высохшей реки и скрылись в тальнике. Небо было безоблачным, палатка разогрелась до неприличия, мошки, забившиеся под внешний тент палатки, нагнетали обстановку.

  • Пробег - 53 км
  • Время в пути 3:50

20 августа. Суусамыр.

Выехали в 8:30. Ужасная стиралка до Суусамыр! Прямая дорога, от села 8 марта, свернула налево и перешла реку Каракол. Затем грунтовая стиралка сворачивает направо, переходя в асфальтированную центральную улицу поселка Суусамыр. В поселке есть водопровод, магазины, мечеть и мобильная связь. В одном из магазинов покупаем арбуз, заплесневелые пряники, в доме нам наливают молоко. Товары и продукты в поселке просрочены из-за низкой покупательской способности населения. За поселком, у ручья, 8-килограммовый арбуз ушел на раз. Позвонили в Бишкек, отправили смс домой. Впереди показался хребет, путь через который проходил сквозь тоннель перевала Тёо-Ашуу. За 2 километра до начала подъема остановились на ночевку. Ходовой день выдался очень коротким. С 12 дня до 17 сидели на поляне под открытым солнцем. Было очень жарко! От дороги нас отделяли какие-то заросли метровой высоты, а от солнечных лучей - пенка. 6 часов мы провели в наблюдении за машинами, поднимающимися и спускающимися с самого на нашем пути высокого перевала. С мыслью о предстоящем подъеме мы съели ужин и легли спать. Ночью было тепло.

  • Пробег - 25 км
  • Время в пути - 1:58

21 августа. Тёо-Ашуу.

Начало подъема - 7:45, завершение - 9:22, дистанция подъема - 11,5 км, средняя скорость 8-10 км/ч. В течение подъема на перевал сделали 3-4 перерыва для того чтобы попить воды, купить кымыз и выпить его. Тоннель явился неожиданно.

Перед въездом в трёхкилометровый тоннель к нам подошли дальнобойщики, попросили у нас клей, чтобы заклеить дыру в протекшем радиаторе. Клей у нас не термостойкий, поэтому они отказались от предложенного. В то же время водилы побеспокоились, есть ли у нас маски или респираторы (в тоннеле высокая загазованность). Респиратора не было. Решили ехать в футболке, натянутой до носа. Фуры пошли первыми, медленно удаляясь. Мы теряли из виду огни впереди идущих машин и медленно катились под уклон разбитой тоннельной дороги. В середине пути воздуха было очень мало. Его нехватку усугублял громкий шум мощных и бесполезных вытяжек, а также темнота в промежутках между такими же бесполезными фонарями. Тем не менее, мы увидели свет в конце тоннеля и оказались на северной стороне Кыргызского хребта. На камнях над тоннелем лежал снег. Спуск вниз был куда круче и длиннее подъема. Спуск до Сосновки длиной 51 километр занял 2:15.

Во время спуска проезжали резкие витки серпантина, тоннели и мосты через реки. Ближе к завершению спуска дорога прижалась к реке Кара-Балта. В 12 часов дня были на даче Бишкекского кросс-кантрийщика, апхилльщика, полумарафонца и просто человека, готовившегося к свадьбе, Санька. Самого Сани на даче не было, нас встретили его родители. Накормили, отмыли и угостили ежевикой. А, еще и спать уложили. Спасибо.

  • Пробег - 65 км
  • Время в пути - 3:57

22-25 августа. Конец каникул.

Утром 22 августа выехали из Сосновки по объездной дороге, напрямую соединяющей Сосновку и Беловодское (Ак-Суу). Дорога на всей протяженности асфальтированная, но комментировать качество асфальта не хочется. Да, выбоин нет. Есть складки. То ли дорог в Кыргызстане мало, то ли кыргызы ездят так быстро, что под колесами многочисленных Volksvagenов, Mersedesов и BMW (других машин, на первый взгляд, в стране нет) асфальт складывается в гармошку, как скатерть. Зато добрались до трассы Кара-Балта - Бишкек очень быстро. Дальше - больше. Плотный поток автомобилей воскресным утром тянулся в столицу. Обочина трассы не позволяла ехать прямо. Она упрашивала вилять и уворачиваться от выгрызенных отрезков асфальта. Обочина была обильно посыпана стеклом и дынными корками. Ранние гаишники тихо высматривали добычу. Автомобильный рынок на подъезде к Бишкеку был забит товаром и покупателями, которые одновременно были и продавцами. Всего лишь с одним проколом за день мы добрались до площади Ала-Тоо в центре столицы, где встретили Александра Викторовича aka Hash, с которым заранее договорились встретиться. Он отвез нас к себе домой и, как сделали его родители на даче в Сосновке, накормил и спать уложил, но прежде провел замечательную экскурсию по архитектурным и историческим достопримечательностям города.

Мы побывали у дома, где ЯКОБЫ родился красногвардейский военачальник М.В.Фрунзе, пощупали статую Кожомкула, который с детства таскал на себе лошадь, чем и вызвал всенародное почтение. Были на месте апрельских погромов, видели следы пулеметных и гранатометных выстрелов на площади, видели здание сожженной прокуратуры республики и многое другое.

  • Пробег 85 км

Вечером ходили в китайскую кафешку, блюда в которой вызвали неописуемый восторг и желание повторить банкет. Повторили его вечером 23 августа. В тот вечер мы зашли аж в две кафешки подряд! День 23-го августа выдался дождливым. Вдвоем с Костей ездили на Ошский рынок, купили фруктов, орехов и мёда. Одним словом, совершили автономный выход в открытый город. На могилу к прадеду, похороненному на одном из кладбищ в пригороде, из-за дождя выехать не удалось.

Утром 24 августа на маршрутке выехали в Алматы. Велосипеды погрузили на задние сидения. На границе проблем не возникло, байки из машины не выгружали. Одно было неприятным - казахский служака на паспортном контроле. Высокомерный, он не терпел никакого снисхождения к тем, кто считал его зазнавшейся сволочью. Обещал распять на пограничном шлагбауме, но великодушно отпустил. Я усвоил с того момента, что говорить лишнего на границе не стоит.

В Алматы прибыли в половину шестого вечера. Сдали вещи в камеру хранения ж/д вокзала Алматы-1 и поехали в центр города с целью провести там ночь.

Ночью вдоль и поперек исследовали лавочки и дорожки парка 28-ми гвардейцев-панфиловцев и многие остановки общественного транспорта в центре. Утро встретили на Зеленом базаре за покупкой яблок. Частники начинают торговлю задолго до рассвета и торгуют при свете фар. Домашние яблоки можно купить намного дешевле, чем в дневное время. За 20 Тг можно было купить килограмм прекрасной грушовки.

В 8 утра явились на вокзал, собрали велосипеды и в ожидании поезда уселись на лавку в подвале вокзала. Поезд объявили за полтора часа до отъезда. Началось взвешивание проносимой ручной клади. Опять не обошлось без проблем. Наверное, эти проблемы были не менее серьезные, чем те, с которыми мы столкнулись при посадке в поезд в Искитиме. Человек, отвечавший за взвешивание и ставивший печати в билет, категорически запрещал нам проносить велосипеды в поезд. Наконец, парень назвал сумму взятки. "2000 Тг",- прошептал он слегка неуверенно. Тем временем, служба весового контроля (амбалы, стоявшие стеной перед дверьми тоннеля), бдила и препятствовала свободному (но законному и с билетом) проникновению в поезд. Я пошел наверх, где обратился к работникам транспортной полиции, изложил им суть дела, сказал, что с меня в открытом виде требуют взятку и ни с того ни с сего запрещают проносить велосипеды в поезд. Один из полицейских спустился к взяточнику, шепнул ему что-то на ухо. Только тогда нас пропустили. И то мы заплатили 1000 Тг за печать в билете (ее ставили всем, чей груз выходит за габариты 200 см по сумме трёх измерений).

Проводница пустила в поезд без скрипа. Тогда мы задумались, каким способом ехать в Казахстан в следующий раз и ехать ли вообще.

В целом казахи выскребли у нас 1500 руб. +1000 Тг = 1700 рублей.

В Искитим прибыли рано утром 27 августа.

Поход завершен. Слава Богу!

Поломки

  • Женя: четыре прокола, от влаги отказался работать велокомпьютер;
  • Костя: Открутился болт стойки багажника, стёрлись тормозные колодки, отломилось крепление переднего крыла.

Общие денежные затраты на поход составили 12 тысяч рублей на человека.

Выводы и рекомендации

Маршрут был пройден интересный и довольно сложный. Для его преодоления требуется хорошая физическая подготовка и наличие опыта туристических походов.

Заброску в начальную точку (г.Алматы) из Новосибирска удобно производить с помощью поезда №325 Новосибирск - Алматы. Российские поезда ходят через день по нечетным числам. Казахские также через день, но по четным. Багажные билеты в поезда Казак Темир Жолы в кассах РЖД не продаются, поэтому возможны проблемы с негабаритным багажом при посадке в казахстанский поезд. По санитарно-гигиеническим условиям поезда практически не отличаются.

Речная и озерная вода в Кыргызстане и Казахстане пригодна для питья без химической обработки. Минимальный набор продуктов питания представлен во всех пройденных нами населенных пунктах.

Особое внимание стоит уделить сохранению тепла в ночное время суток. Следует иметь теплый спальный мешок с температурой комфорта -5; 0 °С. В дневное время суток опасны прямые солнечные лучи. Во избежание солнечных ожогов следует применять солнцезащитный крем с уровнем защиты 30 и выше.

Необходимо иметь одежду, предназначенную для сухой, жаркой погоды, а также для холодных дней, которые не редки на территории Кыргызстана в течение всего лета.

Мобильная связь на протяжении маршрута поддерживается во всех крупных населенных пунктах Казахстана и Кыргызстана (Иссык-Куль, Кочкор, урочище Суусамыр, Бишкек).

Кыргызы и казахи в основном очень приветливы и доброжелательны, подавляющее большинство взрослых говорит по-русски. Молодежь и дети русский язык почти не знают и приветствуют вас то ли "Hello", то ли "Hallo".

Обмен валют в Казахстане лучше производить в центральных обменных пунктах Алматы, а в Кыргызстане - в обменниках Каракола и Бишкека.

Благодарности

  • Женщине в поезде №301, которая вышла в Рубцовске. Ни имени, ни фамилии не знаем;
  • Коле, живущему в Тургенском ущелье;
  • Александру Монастырскому (Hash) и его родителям,
  • А также нашим родителям и всем, кто следил за походом и всячески поддерживал нас.

Отчет завершен в октябре 2010 года.

Добавлено: 11.01.2011 г.

Отчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и КыргызстануОтчет о велопоходе по Казахстану и Кыргызстану
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию