3 августа 2020

← Анекдот на закуску.

День Победы. Женшины на войне. →

Опубликовано 20.04.2017 автором Serg

Отчет о велосипедном походе по Камчатке.Кто не хотел побывать на Камчатке? Еще с детских времен нас манил край вулканов,  медведей и побережья бескрайнего Тихого океана. Нам посчастливилось проехать несколько сот километров по ее диким, мало хоженым местам и испытать огромное удовольствие от увиденного. Предлагаю вам ознакомиться с отчетом нашего велосипедного похода.

Оглавление

13. Заявленный маршрут велопохода

14. График прохождения маршрута

15. Описание прохождения маршрута по дням и фотографии

16 Расчет категории сложности велосипедного маршрута Паспорта протяженных препятствий.

17. Выводы

6. Разрешения на проезд по маршруту

7. Картография

Сведения о выпускающей МКК

Туристско-спортивная маршрутно-квалификационная комиссия (МКК) Федерации спортивного туризма — объединения туристов Москвы. Шифр: 177-00-56666252 Спортивный маршрут согласовывался в велосипедной подкомиссиях.

1. Справочные сведения о походе

1.1 Место проведения

Российская Федерация, Камчатский край

1.2 Общие справочные сведения о маршруте

Группа туристов ФСТ ОТМ в составе шести человек совершила с 12 по 28 августа 2016 г. спортивный велосипедный маршрут третьей категории сложности по территории Камчатского края по маршруту: Елизово – ДРП Апача – озеро Толмачева – Мутновская ГеоЭС – бухта Жировая — Вилючинский перевал – Елизово — кордон Авачинский – Елизово (аэропорт) Первопрохождение участка: Верхне Мутновская ГеоЭС – бухта Жировая — Верхне Мутновская ГеоЭС

Общий километраж: 506,0 км

Из них: по сухому асфальту хорошего качества – 91,4 км; по мокрому асфальту хорошего качества – 78,5 км; по сухой мелкокаменистой дороге – 143,9 км; по мокрой мелкокаменистой дороге – 109,8 км; по песчаной дороге рыхлой – 1,6 км по грунтовой дороге – 41,7 км по крупнокаменистой дороге – 17,2 км по бездорожью с множеством локальных препятствий – 21,9 км — перевал: Снежный (H=1044м) — состав группы: 6 человека — общее количество дней: 15 — ходовых дней: 14 — дневок: 1 — погодные условия днем: 16 — 25 гр С — криминогенная обстановка: спокойная — подготовленность группы к походу: хорошая — маршрут пройден полностью, в соответствии с заявленным. — Данные GPS Время старта: 08/13/2016 16:33 Время финиша: 08/27/2016 17:07 Дистанция: 513,4km (325:01) Время движения: 169:53 Средняя скорость: 1,6km/h Средн. скорость движ.: 3km/h Макс. скорость: 56km/h Мин. высота: 11m Макс. высота: 1044m Набор скорости: 74,8m/h; Сброс скорости: -181,9m/h Набор высоты: 9431m Потеря высоты: -9396m Время набора скор.: 126:06

Высотный график маршрута:

Отчет о велосипедном походе по Камчатке.

1.3 Нитка маршрута: Елизово (аэропорт) — Елизово – Сокоч – Малкинские горячие источники – ДРП Апача – Апачинские горячие источники – плотина Толмачевской ГЭС 1 – урез Толмачевского озера – брод р. Правая Толмачева – лавовые пещеры — перевал Снежный – под пер Горелый – Мутновская ГеоЭС – река Мутновская (многочисленные броды) – бухта Жировая (Тихий океан) — Мутновская ГеоЭС – перевал Вилючинский – п. Термальный – Елизово – по р. Сухая речка – кордон Авачинский – Елизово (аэропорт)

1.4 Определяющие препятствия на маршруте

Название препятствия Границы препятствия Вид препятствия Категория трудности Характеристика препятствия

1 От р. Плотникова до р. Толмачева протяженное третья Расстояние 47.233 м

2 От оз.Толмачева до Мутновской трассы протяженное третья Расстояние 29.985 м

3 От Мутновской ГеоЭС до бухты Жировая Протяженное первопрохождение третья Расстояние 26.185 м

4 от Мутновской ГеоЭС до Паратунки протяженное третья Расстояние 62.045 м

5 От трассы Елизово- Петропавловск до кордона Авачинский протяженное третья Расстояние 21.156 м

6 От трассы Елизово – Усть Камчатск до р. Плотникова протяженное вторая Расстояние 47.571 м

7 От бухты Жировая до Мутновской ГеоЭС Протяженное первопрохождение четвертая Расстояние 26728 м

1.5 Типы дорожного покрытия по дням движения

Дата Асфальт (км) Недеформируемое покрытие (км) Деформируемое покрытие (км) Брод рек и озер (км) Бездоложье, осложненное локальными препятствиями (км)

13.08 Асфальт хорошего качества сухой 35,4 км

14.08 Асфальт хорошего качества мокрый 64,5 км Мелкий камень дорога укатанная мокрая 4,5 км

15.08 Асфальт хорошего качества мокрый 14 км Мелкий камень дорога укатанная слегка разбитая мокрая 68 км

16.08 Мелкий камень дорога укатанная слегка разбитая, сухая 45,3км Грунт, заброшенная лесная дорога 6,2 км

17.08 Мелкий камень дорога укатанная слегка разбитая, сухая 1,5км Грунтовая колея , заброшенная полевая дорога 1,3 км Брод озера Толмачева 1,2 км Бездорожье без колеи 3,5км

18.08 Грунтовая колея , заброшенная полевая дорога 7,1 км Бездорожье без колеи 7,6км

19.08 Каменистая дорога 2,2км Грунтово- каменистая дорога мокрая 15,9 км Грунт вулканический мокрый 4,6км Бездорожье без колеи 4,3км

20.08 Мелкий камень дорога укатанная слегка разбитая мокрая 9,0 км Грунтово- каменистая дорога мокрая 4,6 км

21.08 Мелкий камень дорога укатанная слегка разбитая мокрая 3,8 км Каменистая горная дорога со значительными неровностями 14,2 км Грунт, заброшенная лесная дорога 7,5 км Песчаная дорога 1,6 км Броды (около 35 шт) реки Мутновская

22.08 — — — — — 23.08 Каменистая горная дорога со значительными неровностями 4,2 км Грунт, заброшенная лесная дорога 9,0 км Броды (около 28 шт) реки Мутновская

24.08 Каменистая горная дорога со значительными неровностями 4,2 км Мелкий камень дорога укатанная слегка разбитая мокрая 3,8 км Непрпроезжая каменистая дорога круто вверх 6,5 км

25.08 Мелкий камень дорога укатанная разбитая, сухая 45,2 км

26.08 Асфальт хорошего качества сухой 43,7 км Мелкий камень дорога укатанная разбитая, сухая 16,9 км Каменистая дорога 14,8 км Грунт, лесная дорога 1,8 км

27.08 Асфальт хорошего качества сухой 12,3км Мелкий камень дорога укатанная разбитая, сухая 14,9 км Грунт, лесная дорога 2,6 км

Асфальт различного качества: 169,9 км ( сухой — 91,4 км, мокрый — 78,5 км )

Недеформируемое покрытие: 270,8 км

Деформируемое покрытие: 42,7 км

Непрпроезжая каменистая дорога ( круто вверх): 6,5 км

Бездорожье осложненное локальными препятствиями: 15,4 км

Протяженность пройденного маршрута — 506 км

Из них: — локальных препятствий, засчитанных — 4,2 км — радиальных линейных выходов ( спуск с Авачинского кордона, подьем от бухты Жировой, движение от Малкински источников) — 65,3 км

Итого в зачет – 436,5 км

1.6 Протяженные препятствия

1 Подъём р. Плотникова — ГЭС 1 протяженность 47.233 м КТ = Кпр * Кпк * Кнв * Ккр * Кв * С * Г КТ = 1.47 * 1.42 * 1.47 * 1.21 * 1.11 * 1.00 * 1.20 = 4.95 третья категория трудности

2 Подъём на Мутновское плато протяженность 29.985 м КТ = Кпр * Кпк * Кнв * Ккр * Кв * С * Г КТ = 1.30 * 2.12 * 1.29 * 1.19 * 1.38 * 1.00 * 1.20 = 7.01 третья категория трудности

3 Спуск в бухту Жировая протяженность 26.185 м КТ = Кпр * Кпк * Кнв * Ккр * Кв * С * Г КТ = 1.26 * 2.52 * 1.16 * 1.26 * 1.12 * 1.00 * 1.20 = 6.24 третья категория трудности

2 Состав группы

№ Фамилия, Имя Год Опыт и район путешествия Обязанности в группе

1 Емельянов Сергей Алексеевич 1959 6 р, Тянь- Шань Руководитель, казначей,. отчет, фото

2 Емельянова Светлана Алексеевна 1964 5у Кольский п-в

3 Воробьев Денис Александрович 1972 2у Южная Индия Примусист, фото

4 Чернов Андрей Анатольевич 1970 2у Шотландия Медик, завхоз

5 Синяев Алексей Николаевич 1978 5у Алтай Механик, штурман

6 Шида Сергей Александрович 1961 3у Кавказ 5у Кавказ (горы) Культорг

3. Подготовка к походу

3.1 Идея похода

В 2013 году я в составе группы Саши Качалова впервые побывал на Камчатке. Это был автономный пеший поход в районе вулкана Плоский Толбачик. Что мне особо запомнилось тогда это — бесконечные застывшие лавовые поля и лава, движущаяся по склонам гор. Еще тогда я решил найти возможность проехаться по Камчатке на велосипеде. При этом все, знающие этот вопрос друзья не раз бывавшие на Камчатке говорили мне, что Камчатка – не велосипедная. Это и вправду так: основная дорога с севера на юг из Усть Камчатска до Усть Большерецка в основном не интересна, а все ответвления от нее в основном радиальны и требуют пешехода. И все же хотелось пройти логичный велосипедный поход и главное — интересный. Такое, как оказалось, можно было достичь лишь в районе Петропавловска Камчатского. Почитав литературу и проанализировав редкие отчеты в интернете, я остановился на велопоходе группы Олега … из Котласа пройденном в 2010 году. Он и был взят за основу. Ведь – «от добра, добра не ищут».

3.2. Подготовка группы

Тренировочные походы. Перед походом отрабатывалась физическая подготовка группы и движение по различным покрытиям, взаимодействие членов группы в движении и на местах организованных стоянок. Проверялось общественное и личное снаряжение. Особое внимание уделялось проверке готовности велосипедов к походу. Тренировочных походов было четыре:

Пл. Подосинки – пос.имени Цурюпы – Виноградово протяженностью 45 км (1 день)

Балакирево — Переяславль Залесский – Сергиев посад протяженностью 206 км (2 дня)

Шиферная – Воскресенские карьеры – Куровское протяженностью 84 км (1 день)

Шарапова охота — Приокско террасный заповедник – Озеры – Коломна протяженностью 145 км (2 дня)

Все члены группы показали хорошую физическую и психологическую подготовленность к походу по Камчатке.

Информационная подготовка

Большую помощь в организации и подготовке к походу оказал интернет. Для благополучного прохождения намеченного маршрута нам предстояло получить разрешения на проезд через каскад Толмачевских ГЭС и посещение Мутновской ГеоЭС. Для этого я списывался с руководством данных режимных предприятий. Нам удалось примерно за 2 недели до отьезда из Москвы получить оба пропуска и даже договориться о заброске на Мутновскую ГеоЭС коробки с продуктами и 4 л. бензина на машине вахтовиков. Хочется выразить особую благодарность начальнику слубы безопасности АО «Геотерм» Литвишко Андрею Петровичу и зам. Ген. директора АО «Геотерм» Басманову Олегу Леонидовичу, а также генеральному директору ПАО «Камчатский газоэнергетический комплекс» Зарубинскому К.С.

Материальная подготовка

Велосипеды и снаряжение проверялись перед походом, ненадежные детали заменялись на новые и обкатывались в тренировочных походах.

4 Цели велосипедного похода

Наши цели были таковы:

— увидеть Камчатку во всей ее красе — доказать, прежде всего себе, что по Камчатке можно совершить велосипедный поход

— совершить интересный и сложный велосипедный поход

— посмотреть, а может и подняться на вулканы, поесть ложками икру и красную рыбу, понежиться в горячих источниках, а так же увидеть камчатских медведей. Несколько ниже я расскажу, что из этого нам удалось выполнить.

5 Общая характеристика маршрута

Маршрут проходил через интересные природные места домашней Камчатки ( по подобию домашние вулканы: про Карякский и Авачинский вулканы). Начальный участок путешествия проходил по асфальтовым дорогам общего пользования. Это — около 120 км. Здесь мы смогли раскатиться и морально и физически подготовиться к сложным автономным дням. Далее асфальт мы увидели через 12 дней пути. Отсутствие цивилизации и магазинов на участке от ДРП Апача до поселка Паратунка предполагала высокую автономность похода с 15 по 26 августа мы могли располагать только на продукты в рюкзаках подножный корм в виде красной рыбы и грибов, а так же на заброску, ждущую нас на Мутновской ГеоЭС.

5.1 Дороги Камчатки

На полуострове совсем мало дорог, а большая — и вовсе одна. Камчадалы даже говорят не «полуостров», а просто «остров», ведь до Большой земли по суше добраться нельзя. Так что если вы хотите куда-то попасть большой группой людей, у вас два выхода: вертолет или вахтовка. Кроме того, путники могут передвигаться пешком, что долго, трудно и опасно, ведь здесь очень много диких медведей. Некоторые пользуются услугами местных джиперов, которые много куда могут проехать на своих «поднятых монстрах». Все эти методы весьма дороги, и жители Камчатки чаще всего не путешествуют по своей земле. В лучшем случае передвигаются на утреннем рейсовом автобусе по центральной дороге Петропавловск-Камчатский — Ключи или Петропавловск-Камчатский — Эссо. Нам же предстояло познакомиться со всеми дорогами Камчатки: от основной Петропавловск Камчатский – Ключи до заброшенной колейной дороги и оценить красоту полуострова. Могу сказать, что простыми эти дороги назвать нельзя.

6. Обзор района путешествия

Камчатка — полуостров в северо-востоке России. Омывается с запада Охотским морем с востока – Тихим океаном. Полуостров вытянут с северо-востока на юго-запад на 1200 км. Соединяется с материком узким (до 93 км перешейком Парапольским долом. Наибольшая ширина (до 440 км) — на широте мыса Кроноцкий Общая площадь полуострова ~ 270 тыс.км кв. Восточный берег полуострова сильно изрезан, образует крупные заливами Авачинский Кроноцкий Камчатский и бухты Авачинская, Карага, Оссора и др.). Далеко выступают в море скалистые полуострова Шипунский, Кроноцкий Камчатский Озерной. Центральную часть полуострова пересекают два параллельных хребет Срединный и восточный хребет между ними находится Центральнокамчатская низменность, по которой протекает река Камчатка. Самая южная точка полуострова — мыс Лопатка находится на 50° 51’ 55’’ с. ш. Существует более 20 версий происхождения топонимического названия «Камчатка» По версии Б Полевого название полуострова Камчатка произошло от реки Камчатка, а река была названа в честь Ивана Камчатого. В 1659 году для ясачного сбора были направлены на реку Пенжина Федор Чюкичев и Иван Иванов по прозвищу «Камчатый» (прозвище было дано вследствие того, что он носил шелковую рубашку, в те времена шелк называли «Камчатой тканью» или «Дамаск»). Иван Камчатый — калымский казак, поверстанный в 1649 году по собственному желанию, в прошлом промышленный человек. В честь Ивана Камчатого один из притоков реки Индигирки в 1650-х годах уже называли «Камчаткой». В своем походе они не ограничились реками Парень и Пенжины, посетили реку Лесную, где встретились с Федотовым сыном и Савой Шароглазом. Известно, что поднявшись в верховье реки Лесная, они перевалили на восточное побережье Камчатки, по руслу реки Караги вышли на берег Берингова моря, где некоторое время занимались промыслом «рыбьего зуба» (моржовая кость). В 1662 г. верхнеколымскими юкагирами все участники похода были обнаружены убитыми возле зимовья Чюкичева на реке Омолон — «Блудная». Считается, что поход Ивана Камчатого породил среди ительменов необычную для этого народа легенду «о славном, уважаемом воине Конш(ч)ате». Леонтий Федотов сын и Сава Сероглаз перебравшись в низовья реки Камчатки на один из её притоков, которую впоследствии стали называть «Федотовкою», передали ительменам рассказ об Иване Камчатом. Так как ительмены на реке Камчатка не могли знать об Иване Камчатом, его путь проходил северней. Другим же русским исследователям Камчатки ительмены передали легенду об Иване Камчатом, то есть о Конш(ч)ате. Этноним «Камчадал» возник не ранее 1690-х годов. Только в 1690-х годах русские узнали, что ительмены совсем не коряки, а особый народ. В те времена было принято местных жителей называть по названию рек. Так от реки Опуки появились «опуцкие люди», от реки Олюторы — «олюторские», по реке Похаче — «Погыче» — «погыцкие» а от реки Камчатки — «камчатцкие» которые во времена уже Атласова стали называть «камчадальцами» или кратко «камчадалами», а отсюда некоторое время спустя южный полуостров стали иногда называть «Камчадалией» или «Камчадальской землей». Поэтому ительмены этноним «камчадалы» не считают ительменским словом. Есть этимологические версии. Русские первопроходцы на Камчатском полуострове встречали морских котиков (кам-котиков) и охотились на них. Отсюда возник топоним «Камчатка» — «земля камчатов». Ранее слово «камчат» в значении «большой бобр» проникло в русские говоры при взаимодействии с татарскими торговцами и распространилось на всю Сибирь. Тюркское «камка», уйгурское «кимхап», «кимхоб» в таджикском означают «узорчатую ткань» — это слово происходит от китайского «кин хуа» («золотой цветок»). Для оторачивания шапок татары использовали не ткань, а шкуру бобра (или другого зверя) — по-татарски «кама», «кондыз» (отсюда, происходят слова «камчат», «кымшат»), откуда по одной версии и берет начало название полуострова.] Существует версия, что Камчатка — это русифицированный вариант якутского «хамчаккы, хам-чаткы», возведенное от «хамса (камча)» — курительная трубка, либо от глагола «хам-сат (камчат)» — шевелиться, колыхаться. Вулканы Вулканы являются главными достопримечательностями полуострова Камчатка. Изображения вулканов фигурируют на флаге и гербе Камчатки и Петропавловск Камчатского, а также на большинстве сувениров, производящихся на Камчатке. Активность вулканов является одной из причин мелких подземных толчков, происходящих в непосредственной близости от вулкана или на нём самом. Во время извержения вулканов в атмосферу выбрасываются вулканический пепел, вулканический шлак и вулканические бомбы — сгустки расплавленных горных пород, а также большое количество разнообразных газов и водяной пар. Всего на Камчатке насчитывается больше 300 вулканов. К активным и потенциально активным вулканам относят от 28 до 36, количество зависит от применяемых классификационных признаков, и от числа активизировавшихся вулканов, которые ранее считались потухшими. Крупнейшие действующие вулканы на полуострове – Шивелуч Ключевская Ичинская Корякская Авачинская Карымская и Кроноцкая сопки. Вулканы Камчатки включены во Всемирное наследие ЮНЕСКО. Землетрясения Полуостров Камчатка относится к сейсмически активным зонам России. Большинство камчатских землятресений происходит на расстоянии 30—150 километров от восточного побережья полуострова в зоне примыкающей к Курило Камчатскому желобу. Реки Большинство камчатских рек берут начало у подножья гор и в ледниках. Этим объясняется чистота и качество их вод. В период нереста рыбы реки Камчатки привлекают к себе большое количество туристов, любителей рыбной ловли, а также природных рыболовов — камчатских медведей. Многие реки Камчатки хороши для спортивного рафтинга. Наиболее популярны среди поклонников этого вида спорта река Авача и река Малкинская Быстрая. Самая большая река — Камчатка в нижнем течении пригодна для судоходства. На полуострове имеется большой количество красивейших озер. Флора. Растительный мир Камчатки насчитывает около 1200 видов растений. Из деревьев самая распространённая порода — береза каменная (Betula ermanii), образующая редкостойные леса по всему краю и доходящая на север до юга Корякского нагорья. В оптимальных условиях берёза каменная — довольно крупное дерево, до 15-20 м высотой и 90 см в диаметре. Однако на океанском побережье, у верхней границы леса и на севере полуострова вследствие неблагоприятных климатических факторов её ствол нередко сильно искривлён и редко достигает даже 10 м высоты. По склонам гор и на плато широко распространены кедрач или кедровый стланник (Pinus pumila) и ольха камчатская (Alnus kamtschatica), образующие на огромных площадях своеобразные стланиковые леса.  Для Камчатки очень характерно высокотравье, такие виды, как борщевик сладкий (Heracleum dulce), лабазник камчатский, или шеломайник (Filipendula camtschatica), дудник медвежий (Angelica ursina), какалия камчатская (Cacalia kamtschatica), страусопер обыкновенный (Matteuccia struthiopteris) и др. достигают высоты 3-4 метров. Степан Крашенинников писал: «Травы по всей Камчатке без изъятия столь высоки и сочны, что подобных им трудно сыскать во всей Российской империи. При реках, озёрах и в перелесках бывают гораздо выше человека, и так скоро растут, что на одном месте можно сено ставить по последней мере три раза в лето». Черемша — дикий чеснок и пучка это характерные камчатские растения. Камчатка богата дикими ягодами — на полуострове растет жимолость съедобная, два вида голубики водянка (шикша) брусника, два вида клюквы морожка княженика (арктическая малина) сахалинская смородина— красноплодные виды: печальная и бледноцветковая, а также редкая здесь черноплодная смородина-дикуша и др. Морская фауна Воды, омывающие Камчатку, богаты разнообразными морскими млекопитающими: тюлень сивуч калан морж морской котик, а также большим количеством видов рыб: в Беринговом море — 394 вида, в Охотском море — 270 видов. Одной из наиболее распространённых и многочисленных глубоководных промысловых рыб в этом районе является гигантский макрурус. В Тихом океане видовой состав ещё разнообразнее и включает в себя семейства рыб: тресковые камбаловые корюшковые, морские ленки, окуни морские, рогатковые или морские бычки, а также морские беспозвоночные. Пресноводная фауна Видовой состав рек и озёр Камчатки сравнительно беден, типичных пресноводных видов очень немного. Сухопутная фауна.  Фауну сухопутных млекопитающих составляют: камчатский соболь горностай выдра заяц лось северный олень рысь полярный волк и др. Фауне присущи некоторые черты островного характера: на Камчатке нет многих типичных для Восточной Сибири и Дальнего Востока таёжных животных Из крупных хищных зверей лесной зоны самым заметным и самым известным видом был и остаётся камчатский бурый медведь. Особо охраняемые территории Значительная часть территории Камчатского полуострова отведена под особо охраняемые территории. Среди них — 3 государственных заповедника, 5 природных парков, 8 заказников федерального значения и 23 — местного, 105 памятников природы, 2 санаторно-курортные зоны и некоторые другие виды охраняемых территории. История

До прихода русских Камчатку населяло несколько народностей: ительмены коряки чукчи айны. Первое посещение русскими земли Камчатской 9 февраля 1651 года Михаил Стадухин и его спутники вышли из зимовья на реке Анадырь на нартах посуху в поисках пути на знаменитую реку Пенжину. 5 апреля 1651 года после почти двух месяцев голодных блужданий они вышли на реку Аклен, правый приток Пенжины. Построили маленькие кочи и сплавились до устья реки. Там они построили морские кочи. Проплывая от Пенжины к Гижиге стадухинцы огибали полуостров Тайгонос о котором писал ещё С. П. Крашенинников: «Между Чондоном и Паренем есть Тайноцкий мыс, который столь далеко в море простирается, что с изголови его можно видеть Камчатский берег». Это были первые русские, которым удалось увидеть западное побережье полуострова Камчатка. По архивным данным, на рубеже 1650-х — 1660-х годов на Камчатку из русских одними из первых пришли беглый колымский казак Леонтий Федотов сын и промышленный человек Сава Анисимов Сероглаз (он же — Шароглаз). Они продолжительное время незаконно собирали ясак с коряков в районе реки Лесная (она же Уемлян, Воемля), северо-западное побережье Камчатки. В 1729 году Витус Беринг обогнул Камчатку с юга, открыв Камчатский залив и Авачинскую губу. Источник: "https://ru.wikipedia.org" rel="nofollow"

7 Меры безопасности на Камчатке

Через Камчатку проходит Огненное кольцо Земли. Именно здесь на расстоянии 40-150 км от Тихоокеанского побережья происходят наиболее активные тектоничское процессы Здесь постоянно извергаются действующие вулканы и земля сотрясается до 9 баллов. Вблизи фумарол и выходов термальных вод следует соблюдать меры предосторожности так как можно провалиться в Об этом нам рассказывали на малой долине гейзеров. Выходы сернистых газов также представляют опасность особенно при организации ночевок вблизи этих мест. Наибольшую опасность на Камчатке представляют медведи. Поведение медведя при встрече с человеком чрезвычайно пластично, разнообразно и часто непредсказуемо. В большинстве случаев медведь не представляет опасности для человека, ведущего себя адекватно ситуации. Неправильное поведение со стороны человека, например, попытка убежать при встрече с ним, может спровоцировать нападение. Наибольшую опасность представляют голодные медведи они бродят в поисках пищи и склонны к нападению. Наиболее опасный период – после пробуждения от спячки до июня, когда в изобилии появляется пища в виде дикорастущих ягод и грибов а также рыба идущая на нерест в реки. Поведение медведя по отношению к человеку определяется равновесием между врожденным страхом перед ним, с одной стороны, и исследовательским поведением, совмещенным с агрессией или хищническим инстинктом, с другой. Пределы этого равновесия довольно широки, и, как правило, нападения на человека не происходит. В то же время некоторая агрессивность медведя при встрече с человеком может проявиться. Чаще всего элементы агрессии проявляют медведицы с медвежатами. Вот что пишут знатоки: Итак, следите за своим положением в пространстве — нельзя оказаться на единственном пути отступления медведя, и если медведю уйти некуда, ему ничего не останется, кроме как «спасаясь» напасть на вас. Если вы окажетесь между медведицей и медвежатами нападение неизбежно, встреча с матухой одна из самых опасных ситуаций. Не ловите рыбу на виду у медведя, зверь может начать защищать свою территорию, свое рыбное место. И тем более не следует пугать медведя, чтоб отогнать его от уже пойманной им рыбы. Медведь может уйти, но через некоторое время вернуться за вами. Готовьте пищу с максимальной осторожностью, старайтесь на привале себя вести как можно тише и не заметнее. Мифы о том, что запах костра и бензина отпугивают медведей остаются мифами. Медведь не только сильное, но и умное животное — за многие годы медведи усвоили, что где есть люди — там пища — и зачастую страх перед человеком у медведя пересиливается голодом. Не оставляйте объедки, не подкармливайте медведя, он не отстанет от вас и может пытаться силой отобрать вашу еду… Не устраивайте лагерь на медвежьей тропе, он может и рассердиться непрошенным гостям В основном, у медведей прекрасный нюх и зрение, но со слухом проблемы. Если вы идете с подветренной стороны — он не учует вас и не увидит вас, вы рискуете столкнуться с медведем нос к носу. Из-за неожиданности он может дать деру, а может и напасть. Поэтому, продираясь через стланик по особо медвежьим местам, старайтесь производить больше шума, шумите, пойте, громко разговаривайте, хорошо помогает свисток или колокольчик. Но вот встреча с медведем состоялась. Первое сохраняйте спокойствие. Второе — СОХРАНЯЙТЕ СПОКОЙСТВИЕ. Ни в коем случае нельзя убегать. Если вы убегаете, значит, вас нужно догонять! А медведь догоняет даже лошадь — шансов убежать от него нет. Миф о том, что от медведя можно удрать вплавь не соответствует действительности. На камчатке медведи плавают на острова в оз. Кроноцком по 8 км в одну сторону. Посмотрите на медведя, дайте ему понять, что вы видите его, он видит вас. Медленно, не делая резких движений, снимите рюкзак и поставьте перед собой. Как правило медведь посмотрит на вас, может встанет на задние лапы, и постарается скрыться, человека медведи стараются не трогать. Если медведь не движется по направлению к вам, попытайтесь очень осторожно удалиться. Если ваше движение провоцирует медведя на приближение к вам, замрите на месте, говоря этим на языке тела: «я не боюсь тебя, могу напасть в ответ». Что же делать, если медведь не уходит. Он может не собирается нападать, ему может быть просто любопытно, впрочем как и вам. Медведи боятся того, кто больше их по размеру, главное — выше. Залезьте друг другу на плечи, поднимите над головами лыжные палки, весла, размахивайте всем этим, громко кричите, хлопайте в ладоши, стучите в котелки — часто это помогает: иногда достаточно просто поднять над головой палку, иногда — нет… Медведя можно сильно испугать, если сделать что-то для него неожиданное. Бывали случаи, когда медведь умирал от испуга (разрыв сердца). Но на это лучше не надеяться… Если ничего не помогает, медведь начинает рычать, рыть перед собой лапой землю, делать короткие выпады в вашу сторону — значит, он готовится к нападению. А если встал на задние лапы и пошёл на вас, значит пришла пора защищаться. Если у вас есть ружье, то надо стрелять… в воздух конечно. Нет ружья, можно брать с собой фальшвеер или петарды, они мало весят, а шуму и эффектов производят достаточно. Однако не все медведи боятся выстрелов. Существуют газовые баллончики от медведей — Grizly attack spray. Однако надо иметь железные нервы, чтоб подпустить на расстояние действия баллончика (3-5 метров) нападающего хищника, способного одним ударом лапы, когтями рассечь ребра и вскрыть грудную клетку. К тому же, надпись на таких баллонах помогает в 14 из 15 случаев, кое о чем говорит… Сильно толкните вперед к медведю снятый рюкзак на растерзание и бегите до ближайшего дерева, на которое сможете залезть. Камчатские медведи не могут лазать по деревьям! Если деревьев нет, то остаётся только убегать, бросая за собой вещи которые способны его задержать, даже если там не окажется съестного, медведь остановится обнюхать находку. Может помочь быстро перебраться на другой берег реки, возможно вам повезет и медведь не захочет лезть в ледяную воду. Итак, еще раз медведь — хищник серьёзный и он вполне резонно чувствует себя хозяином. А турист — всегда гость на его территории и вообще-то непрошенный. Об этом надо не забывать и вести себя соответственно. И всё-таки остаётся ещё медведь медведю рознь -поведение его предсказать невозможно. Как и среди людей, среди них попадаются типы с неадекватной психикой. И что ждать от такого — неизвестно. Да и жизненные ситуации не всегда складываются в вашу пользу… Поэтому будьте внимательны!

8. Достопримечательности маршрута

Камчатка — край вулканов термальных источников медведей и лососевой икры. Все это нам предстояло увидеть и попробовать на зуб. Единственное к чему было противоречивое отношение были медведи с одной стороны хотелось их увидеть и сфоткать (лучше в обнимку), а с другой стороны так много историй, прочитанных нами при подготовке к походу и услышанных на месте, что … а ну их «…» эти фотки. ))) Будем лучше наслаждаться красотами вулканов, нежиться в горячих источниках, поедая ложками красную икру. Август был лучшим месяцем для всего этого: голубики и грибов — завались, икры также хватало, да и медведи на такой диете на нас не обращали внимания. Итак, отделим медведей от икры… Медведи. Вспомним сказку Маша и медведь и проникнемся к ним … любовью. На Камчатке самая большая популяция медведей их около 50.000 особей Вулканы. На Камчатке 300 вулканов, из них около 30 — действующие Икра лососевая. Это — то чего нельзя не попробовать на Камчатке и без чего тебя не примут на малой Родине по возвращении. Об этом знают местные и на этом они делают свой бизнес. Браконьерство икорное процветает на Камчатке, но всех это положение устраивает. Камчатка. Это — уже самая большая достопримечательность. Сюда все мечтают попасть, но не все могут. 9 часовых поясов цена билета 50.000-60.000руб, отсутствие развитой туристической инфраструктуры и цены выше московских — не помогают увидеть Камчатку всем желающим. Только оторванные туристы да толстосумы с запросами на вертолет осваивают этот район. Мы были среди первых и Камчатка показала нам свои красоты.

9. Метеоусловия на маршруте

27 августа + 22 облачно

10. Общая карта

Отчет о велосипедном походе по Камчатке.

11. Карта нашего маршрута с треком.

12. Подьед и отьезд

Готовясь к походу, я изначально прорабатывал маршрут по Камчатке такой, чтобы можно было максимально пройти его в седле. А для Камчатки пройти логичный веломаршрут — дело очень сложное. В результате остановился на районе близ Петропавловска Камчатского с наиболее развитой дорожной системой. Началом и окончанием маршрута стал аэропорт Елизово. Для выхода на маршрут нам предстояло лишь добраться из Москвы в Елизово. Но в этом и была большая проблема: цена перелета на авиа сайтах начиналась от 53.000руб. ведь никакой конкуренции на этих линиях не наблюдалось. Сюда из Москвы летал лишь Аэрофлот и S7. (сейчас на август 2017г. билеты стоят от 62.000 руб). В какой то момент, на короткое время, цены рухнули и мы купили билеты Аэрофлотом за 20.000 руб в оба конца. Повезло! Летели мы из Москвы через аэропорт Шереметьево. Регистрация начинается за 3 часа до вылета. Перелет, что приятно, беспосадочный продолжительностью примерно 8 час 30 мин. Основная проблема в воздухе — скованность в передвижении, а так-хорошо кормят (2 раза), кино на любую тематику, можно поспать. В общем долетели с мыслью: скорее бы на маршрут.

13. Заявленный маршрут велопохода

Дата Участок маршрута Километраж Способ передвижения Примечание

12, пятн Вылет 16-45 из Шереметьево

13, субб. Прилет в 09-55 в аэропорт Елизово. Выезд 15-00 Елизово – до Сокоч 60 км вело 14, вскр. До Сокоч – Малкинские гор. источники 40 км вело

15, пон Малкинские источники- Апачинские источники 80 км вело

16, вт Апачинские источники — дневка

17, ср. Апачинские источники — Толмачевская ГЭС 50 км вело

18, чт. Толмачевская ГЭС – под пер. Снежный 25 км Вело пешком Брод р.В.Толмачева

19, пт. под пер. Снежный – исток р. Карымчина 35 км Вело пешком пер. Снежный

20, субб. исток р. Карымчина – влк. Горелый — Мутновская ГеоЭС 35 км Вело пешком Пеший подьем на влк. Горелый

21, вскр. Восхождение на вулк.Мутновская сопка 28 км, пешком Пеший подьем на влк. Мутновская сопка

22, пон. Мутновская ГеоЭС – бухта Жировая 30 км Вело пешком Броды р Мутновская

23, вт. бухта Жировая — дневка

24, ср. бухта Жировая — Мутновская ГеоТЭС 30 км Вело пешком Броды р Мутновская

25, чт. Мутновская ГеоТЭС – Термальный 65 км вело Вилючинский пер (25-й км)

26, пятн. Термальный – около Елизово — Авачинский кордон 55 км вело

27, субб. Авачинский кордон – аэропорт Елизово 30 км вело

28, вскр. около Елизово – аэропорт Елизово Вылет в Москву в 12-45. Прилет в Шереметьево в 12-30. 15 км вело Итого: 550 км

14. График прохождения маршрута

Дата Участок маршрута Километраж Способ передвижения Примечание

12, пятн Вылет 16-45 из Шереметьево —

13, субб. Прилет в 09-55 в аэропорт Елизово. Елизово – близ п. Лесной 35,4 км вело

14, вскр. близ п. Лесной – Малкинские гор. источники 69 км вело

15, пон Малкинские источники- Апачинские источники 82 км вело

16, вт Апачинские источники – у плотины Толмачевская ГЭС 1 51,5 км Вело, пешком

17, ср. у плотины Толмачевская ГЭС 1 – оз. Толмачева 7,5 км Вело, пешком Брод оз. Толмачева

18, чт. оз. Толмачева – исток реки пр. Толмачева 13 км Вело, пешком Брод р.В.Толмачева

19, пт. исток реки пр. Толмачева — под влк. Горелый 27 км Вело, пешком пер. Снежный ЛП 3,5 км

20, субб. под влк. Горелый — Мутновская ГеоЭС 13,6 км Вело Пеший подьем на влк. Горелый

21, вскр. Мутновская ГеоЭС — бухта Жировая 27,1 км Вело, пешком Пеший подьем на влк. Мутновская сопка 8 км

22, пон. бухта Жировая. Дневка — Дневка

23, вт. бухта Жировая – Воиновские источники 13,5 км Вело, пешком Броды р. Мутновская

24, ср. Воиновские источники — Мутновская ГеоЭС 14,2 км Вело, пешком Броды р. Мутновская

25, чт. Мутновская ГеоЭС – Верхне Паратунские источники 44,7 км вело Вилючинский пер.

26, пятн. Верхне Паратунские источники – Авачинский кордон 77,2 км вело

27, субб. Авачинский кордон – аэропорт Елизово 29,8 км вело

28, вскр. аэропорт Елизово Вылет в Москву в 12-45. Прилет в Шереметьево в 12-30. —

Итого: 506,0 км

16. Описание прохождения маршрута по дням и фотографии

12 августа ( перелет Москва — Петропавловск Камчатский).

День начинался обычно для начала похода. Мы добирались до аэропорта Шереметьево, терминал D, каждый по своему. Я со Светой и Алексеем поехали на электричке до ст. Планерная с Ленинградского вокзала и далее 6 км своим ходом на велосипеде.Отчет о велосипедном походе по Камчатке.

У стойки регистрации все собираемся за 3 часа до отправления. Начинаем паковать багаж — нам разрешено к провозу одно место багажа в 23 кг, включая велосипед. Разбираем велосипед, укладываем его в чехол и туда же прикрепляем часть багажа до веса 23 кг. ) Остальной вес, около 10 кг берем с собой в салон. У нас остаются еще продукты, которые мы везем из Москвы, как раз еще на одно дополнительное место в 23 кг и его мы оплачиваем 2.500 руб со всей группы. В общем вопрос с багажем решен, идем в зону посадки. Здесь – толпа, представляете огромный Боинг на 402 места. Как оказалось, заполненный под завязку. Размещаемся, взлетаем, в полете смотрим видео и дважды нас кормят очень прилично. 9 часовых поясов, через всю Россию. Вылетев около 17 час, в 10 утра следующего дня мы приземляемся в аэропорту Елизово. Отчет о велосипедном походе по Камчатке.

13 августа ( первый день движения).

Елизово – речка у п. Лесной

Взлетную полосу обновляли несколько лет и наконец доделали, но здание и инфраструктуру еще не ввели. Поэтому получали багаж во временном ангаре и при этом долго ждали наш негабаритный груз в виде велосипедов.

Все прилетело и как оказалось после сборки велосипедов во вполне хорошем состоянии. Перепаковываемся и отлаживаем велосипеды. Мы могли бы сразу стартовать по маршруту, но нам необходимо было закупиться продуктами на автономный участок и закупить фельшфейера на случай встречи с медведями. Если первая задача оказалась достаточно простой в выполнении, то со второй нам пришлось изрядно повозиться. Ближайший магазин c с продуктами мы нашли в 100 м от аэропорта и решили не заморачиваться и почти все продукты закупили здесь. Отчет о велосипедном походе по Камчатке.

Потрачено было около 5 тыс. рублей. Купленные продукты выносились на улицу и там делились на 2 части: одна шла в заброску на Мутновскую ГеоЭС и упаковывались в коробки из соседнего магазина, вторая же часть распределялась по рюкзакам пока из расчета наличия свободного места. Продуктов оказалось много, надо было учитывать, что достойных магазинов впереди не было (лишь в Сокочи и на повороте с трассы у ДРП), кроме того это — почти все наши продукты на весь автономный участок в 11 дней. Итак, рассовав еду по рюкзакам, мы стали ожидать приезда на машине Володиного знакомого, который должен забрать Володю в Петропавловск Камчатский и заодно забросить наши продукты на «ГеоТерм» по адресу: Петропавловск Камчатский ул. Академика Королева д. 60. Задача передачи нашей заброски в руки Андрея Петровича — начальника службы безопасности АО «ГеоТерм» возлагалась на Володю, с чем он прекрасно справился. При этом уже в этот же день наши продукты и бензин отправились на Мутновку. Теперь у нас появилась еще одна цель похода: забрать эту заброску. ) Теперь задача №2 — покупка фальшфейеров, но, обьехав все извесные охотничьи магазины Елизово, мы поняли, что надо ехать в Петропавловск. Тяжелое решение, связанное с потерей времени. Оседлав маршрутку, едем в спортмагазин «Старт». 40 минутная поездка не принесла нам нужных результатов: в «Старте» фальшфейеров нет. Нам рекомендуют магазин «Русский фейерверк» на окраине города и мы уже на такси едем туда. Удача улыбнулась нам, но не сразу, так как пришлось долго искать этот магазин. Адрес: ул. Пограничная д.89. В продаже были белые и красные фальшфейера в пластмассовой упаковке, они лучше, так как не отсыревают при хранении. Белые оказались более дешевыми по 480 руб., а красные — по 590 руб. Конечно, мы расстроились таким ценам и взяли только 4 штуки: по паре тех и других, прикупив еще патроны «Cигнал охотника». Водитель такси ждал нас у магазина и вернул обратно в центр Петропавловска за 450 руб. в оба конца. Едем еще 40 мин на маршрутке и вот мы в Елизово. Ребят находим на берегу реки в полусонном состоянии. Выходим на маршрут около 16 час. и движемся по достаточно оживленной дороге в направлении на Сокоч. Сегодня – хороший солнечный день и нам хотелось бы максимально отьехать от Елизово. За городом, на одной из остановок, звоню в ПСО и активирую выход нашей группы на маршрут ( письмо с нашими данными ушло к ним еще из Москвы), нам присваивают номер 615, мы на учете у спасателей. По мере удаления о Елизово количество машин на дороге сокращается, мы наблюдаем справа по движению вулкан Корякская сопка высотой 3.456м.

Отчет о велосипедном походе по Камчатке.

От самого аэропорта движемся вверх хорошему асфальтовому покрытию. После 18 часов начинаем поиск места первой стоянки, но хороших мест — пока нет.

Проезжаем км 10 прежде, чем на одной от отходящих лесных дорог я решаю углубиться и осмотреться. Примерно в 500 м от дороги нахожу прекрасное место на береге горной речки правда и никого кроме мошки. Вызываю по рации ребят, ставим лагерь. Теперь мы можем поужинать и поделиться впечатлениями прошедшего дня. Проехали: 35,4 км

14 августа ( второй день движения).

речка у п. Лесной – Малкинские горячие источники

Ночью идет дождик, с утра тоже и мы не торопимся вылезать из палаток. Но все же к 9 час, Денис ставит тент и мы с Андреем начинаем готовить завтрак. Ко времени выхода, а это около 11 час, дождик заканчивается. Погода — пасмурная, но осадков в этот день больше не было.

Отчет о велосипедном походе по Камчатке.

Продолжаем вчерашний подьем на небольшой перевальчик и на 55 км пути достигаем его вершины: 416 м. Еще 15 км преимущественного спуска приводит нас в поселок Сокоч. Это то, что нам сейчас нужно. Здесь можно вкусно и дорого пообедать ))) и дозакупиться недостающими продуктами. В магазинах есть почти все, плоховато только с колбасой длительного хранения и качественным сыром. Возможно, это связано с тем, что мы оказались здесь в выходные. Вкусно обедаем в местном кафе в среднем на 500-600 рублей (да, такие здесь цены). Основной достопримечательностью Сокоча являются местные пирожки с ягодам, мясом и творогом. Мы не преминули их попробовать, цена одного — 90 руб. Наевшиеся и затаренные продуктами, выезжаем к месту нашей плановой стоянки, к Малкинским горячим источникам. До них нам еще ехать около 35 км. 82 км — развилка Мильково — Усть Большерецк, нам направо по асфальтовой дороге.

99 км — магазинчик в Малках, у поворота на источники. Продуктов в магазине мало: печенье, сахар и прочая мелочь. Разговорились с продавщицей. Она интересуется, как мы едем, ведь здесь много медведей и все их боятся. Рассказывает, что к ее магазину постоянно приходит медведь. – Хорошо, что есть собака. Очередная страшилка! Сворачиваем с асфальта на гравийную дорогу и едем по ней еще 4,5 км.

Перед вьездом на источники шлагбаум и рядом с ним магазин более богатый, чем в Малках (рыбные консервы, сгущенка, сладости, некоторые крупы). Проезжаем мимо. Вскоре, у реки, видим парящие дикие водоемы, чуть в стороне — стоянка машин и палаточный городок. Ищем место ночевки и встаем на берегу реки (104 км). Дежурные начинают готовить, остальные идут понежиться в источниках. Народа — на удивление мало, выбирай любой водоем с любой, подходящей тебе температурой воды.

Отчет о велосипедном походе по Камчатке.

Песня! После купания ужинаем и перевешиваем продукты. Проехали: 69 км (104,4 км)

15 августа ( третий день движения)

Малкинские горячие источники – Апачинские горячие источники

С утра решаем опять погреться в полезных горячих источниках и позавтракав, выходим на маршрут. Сегодня нам предстоит проехать по Большерецкой трассе до Апачнских горячих источников. Проезжаем Малки и по асфальту движемся до поворота на Усть — Большерецк. Моросит дождик, но вскоре он заканчивается. Сразу на повороте начинается укатанная гравийная дорога достаточно плохого качества.

Отчет о велосипедном походе по Камчатке.

Нам предстоит проехать по ней около 40 км и как оказалось потом это — достаточно утомительное занятие. Особо не разгонишься, лужи, гравий не дают испытать удовольствия от преимущественного спуска. На 12 км от схода с асфальта у Андрея обнаружился боковой порез задней покрышки и нам пришлось остановиться и латать ее в этом месте с заменой камеры. Движение по трассе — неоживленное, лишь иногда проезжают редкие машины.

Никаких населенных пунктов тоже нет, дорога скучная и монотонная, наверное, сказывается пасмурная погода. Первый населенный пункт — ДРП Апача (62 км). Это — не поселок Апача, до которого надо ехать еще 6 км, а только место нашего отворота с трассы. Нас радует приличный магазин, возле которого мы и останавливаемся, чтобы наскоро пообедать. На перекус у нас были рыбные консервы, хлеб и сок с печеньем. Здесь было последнее место, где можно закупиться некоторыми продуктами. Возник еще вопрос бензина, но мы заранее знали, что чуть в стороне от магазина ДРП есть бензоколонка. Денис заливает бензин на 5 дней до Мутновки. Это — 3 литра с небольшим запасом. Загруженные, уходим в сторону Толмачевской ГЭС. Лесная дорожка через несколько км выводит нас к мосту через реку Плотникова. Здесь нас встречают очень бойкие пацаны лет 14 и, предлагают нам свежепойманную лосось, кг на 3-4 с икрой и всего за 300 руб. Решаем не отказывать себе в удовольствии.)) Как будто чувствуя криминал вскоре подьезжает ОМОН, он здесь контролирует браконьеров. Полицейские находят в кустах пару браконьерских снастей, мы общаемся с ними и перекинувшись новостями уезжаем к месту стоянки. Чувствуется, что группа утомлена. Нас греет только скорая стоянка и будущий вкусный ужин из свежей рыба из рюкзака Андрея. Дорога на Апачинские источники свободна, но в выходные здесь должно быть бывает оживленнее. Вскоре прибываем к источникам. Они хорошо благоустроены и представляют собой место отдыха с открытым бассейном, есть раздевалка и душ. Нам предлагают искупаться за 300 руб.. и мы не отказываемся.

Место, конечно, цивильное, есть даже какая-то гостиница и кафе «Берлога», при отсутствии магазина, сеть тоже не ловит. Приятно поплавать в теплой воде после 80 км непростой гравийной дороги. Уже после помывки встаем лагерем в 100 м от бассейна, на хорошей поляне с небольшим ручьем. Ставим палатки, готовим рыбу.

Проехали: 82 км (186,4 км)

16 августа ( четвертый день движения)

Апачинские горячие источники – у плотины Толмачевской ГЭС 1

Утром, на завтрак, молочная каша с бутербродами с икрой. Восторг!

Отчет о велосипедном походе по Камчатке.

Сегодня с утра солнце, день радует. Едем 4 км до поворота на Толмачевскую ГЭС. Здесь, на повороте, – КПП. Готовлюсь предьявить разрешение, но постовой на КПП пропускает нас, махнув рукой. Теперь наше движение проходит по приятной дороге все время вдоль линии электропередач, идущей с ГЭС параллельно дороге. Мелкий укатанный щебень, дорога поддерживается в хорошем состоянии, ведь она ведет к Толмачевской ГЭС, а ее необходимо постоянно обслуживать. До 12 км идет постоянный подьем на небольшой перевальчик с высотой 314 м (19 км). С него открывается красивый вид на сопку Опала — классический конус высотой около 1950м.

Здесь даже пытается ловиться сеть больше ее уже не будет до самой Мутновской ГеоЭС. Я проверил это на своем МТСе, позвонив в Москву, Москва молчала, там была глубокая ночь. Спусаемся с перевальчика

и вскоре обнаруживаем на открытых местах заросли голубики. Оседаем у кустиков, как же не попробовать эту прекрасную спелую ягоду, Отчет о велосипедном походе по Камчатке.

потом решаем перекусить хорошей колбасой и плавлеными сырками, купленными в Сокочи ( сырки — полная отрава из искуственных жиров). На 39 км подьезжаем к шлагбауму (людей нет, есть кнопка) нажимаем на нее. Тишина. Решаем ехать вперед. За шлагбаумом дорога разветвляется: одна прямо, по которой мы и едем, а вторая вправо она ведет на вторую и третью ГЭС и еще одно основное КПП (возможно, это дорога была более проста по сравнению с нашей). Итак, мы едем более короткой дорогой прямо и вскоре, Андрей замечает в кустах медведицу с медвежатами, до них метров 100. Делаем фото и только потом, по возвращении, видим с каким вниманием медведица наблюдает за нами.

Отчет о велосипедном походе по Камчатке.

Км через 3 подьезжаем к бывшему поселку строителей ГЭС (здесь еще кто-то живет, несмотря на то, что строительство каскада ГЭС завершено). Почти сразу у городка хорошая дорога заканчивается и мы начинаем подьем по разбитой лесной дороге. Вскоре начинается дождик и он продолжается до самого вечера, усложняя и без того нелегкий наш путь вверх. Группа движется тяжело, иногда так круто, что приходится вести велосипеды.

Подьем на хребет продолжается до 45 км, откуда мы спускаемся к предполагаемому месту ночевки. Это – логичная стоянка, так как завтра нам предстоит сложный и малоизведанный участок пути. Дорога выводит нас к необитаемому жилищу. Сначала я хотел было встать на лугу под открытым небом, но продолжающийся дождик, мокрый мох и достаточно высокая трава расстроили эти планы и мы решили встать у заброшенного жилища. Высота — 640 м. Мест, где поставить палатки было в достатке, а от дождя и на время готовки располагаемся в просторном сарае, слегка прибрав там. Ставим палатки, переодеваемся, жизнь налаживается. Сегодня у нас был очень тяжелый день, особенно его вторая половина. Строим планы на завтра: с утра идем смотреть Медвежью чашу. Вечер прошел, как всегда хорошо и на удивление всем было уютно. Проехали: 51,5 км (237,9 км)

17 августа ( пятый день движения)

у плотины Толмачевской ГЭС 1 – берег Толмачева озера

Утром солнце и мы, перед тем как пойти на Медвежью чашу, развешиваем для сушки, вымокшие вещи и ставим на зарядку все наши девайсы и аккумуляторы. В лагере, по собственному желанию, остается только Алексей, мы же пешком возвращаемся по вчерашней дороге примерно на 1,5 км и уходим по боковой дорожке вправо. Сюда заезжают джипы и есть колея, но вскоре она упираемся в кустарник и далее мы идем тропой с подьемом сквозь высокую траву и деревца. Тропа заканчивается у верхнего склона и перед нами открывается прекрасное озеро в кольдере бывшего вулкана, заросшего лесом. Впечатляющее зрелище! Спуститься вниз к озеру не представляется возможным, из-за отсутствия всякой тропы. Наслаждаемся видами и движемся обратно.

Отчет о велосипедном походе по Камчатке.

Вся дорога в обе стороны занимает у нас примерно 3,5 часа. По возвращении собираем лагерь и выходим на маршрут, в 11-30. Через 500 м пересекаем реку по мосту и вскоре оказываемся у плотины ГЭС1.

Далее — никакой дороги нет. Пытаемся найти хоть одну живую душу, ходим по машинному залу и у сброса воды. Вскоре появляется работник и рассказывает нам о ГЭС. Оказывается она (ГЭС1) только подает воду на 2 следующих каскада ГЭС 2 и ГЭС3, вырабатывая двумя блоками лишь по 1 МВт, а уже ГЭС 2 и ГЭС 3 еще 4 блоками — по 15 МВТ каждый и дают основную энергию. Работает весь каскад ГЭС не постоянно, а только по звонку города (Перопавловск — Камчатского). При нас позвонили, сказав отключить турбины. Стоп машины. По интересующему нас вопросу: — где идет тропа вдоль озера? нам ответили: — А фиг ее знает, мы туда не ходим. Значит мы будем первопроходцами. Отдаем рабочему наш пропуск и пересекаем плотину. Перед нами открывается большое озеро Толмачево, его берега круты и поросли кустарником. На первых км от плотины никакой тропы не наблюдается. Пытаемся ее найти. Мы с Алексеем уходим по кромке озера на разведку. По возвращении обнаруживаю, подьехавшего на машине Володю, фотографируемся и начинаем движение.

Тактика такая: идем сначала с велосипедом по самой кромке воды, выше не получается: крутой заросший склон, ниже нельзя: в 1 м от берега соскальзываешь в глубину озера. Двигаться тяжело, но возможно.

Отчет о велосипедном походе по Камчатке.

Так переносим велосипеды, а потом возвращаемся за рюкзаками. Несколько раз по глинистому дну сползаем в озеро. Кое кто — мокрый по пояс. Впереди рвет Леха. Этот участок, в 1200м длиной, проходим часа за 2 и при выходе на берег встаем на перекус и отдых.

Оглядываемся назад и даже не верится, что здесь можно было пройти. В месте выхода — песчаный берег с прекрасными видами на озеро и горы. Сложность данного участка характеризуется в основном тем, что ты идешь даже не по тропе, а по воде полуметровой глубины и любое неверное движение сталкивает тебя в глубину вместе с велосипедом или рюкзаком. Приходится страховать друг друга. Отдыхаем около получаса, Леха делает небольшую разведку и мы начинаем движение в направлении от озера в поисках автомобильной колеи. А пока нам предстоит пробраться через хвойный стланник и, спустившись в глубокий овраг, обогнуть небольшой залив. Здесь — мы челночим. Впереди открывается долина, по которой еще 1 км ведем велосипеды с багажем. И вот радость, появляется колея она, конечно, труднопроезжа из за мягкости растительного грунта, поэтому кто то едет, а кто то идет.

На душе становится как то легче. По пути мы топчем кусты голубики и встречаем множество грибов. Света и Денис набирают пакет грибов на ужин. Но нам еще долго до ужина и на такой дороге мы их наверняка помнем.

Отчет о велосипедном походе по Камчатке.

К вечеру все же грибной супчик был. Колея иногда прерываясь и ведет нас к видному впереди урезу воды . Опять выходим на берег Толмачева озера. Наше внимание привлекают медвежьи следы. Мы фотографируем их и идем по ним.

Скоро будет темнеть и нам надо искать место ночевки.

Дров по берегу много и есть хорошие песчаные площадки для палаток. Через 1 км ставим тент и палатки. Высота — 626 м. Быстро купаемся, так как начинается дождик и начинаем готовить ужин на костре. Дождь вскоре заканчивается и мы наслаждаемся видами, вспоминая тяжелый день. Проехали и прошли: 7,5 км (245,4 км)

18 августа ( шестой день движения)

берег Толмачева озера – приток р.Правая Толмачева

Утром – сплошной туман, моросит противный дождик. Вылезаем из палаток, готовим завтрак и собираемся. Едим под тентом и собираем его перед самым выходом. Некоторое время идем о кромке озера, дождик заканчивается.

На 4 км переходим овраг и уходим от озера. Еще несколько раз переходим овраги в рост глубиной. Опять начинается дорожная колея, но едется тяжело.

На нашем пути постоянно попадаются благородные грибы и голубика. Мы набираем полные пакеты с надеждой на вечерний грибной супчик. Колея идет между небольших гор и с подьемом выводит нас в долину реки Правая Толмачева. Именно эта река перегорожена плотиной каскада ГЭС. Справа мы явно видим край озера Толмачева и подтопленное русло реки, слева от нас горы. Движемся параллельно руслу, несколько приближаясь к нему,

теперь нам необходимо переправиться. Первая попытка найти брод оказалась неудачной: очень широкое русло. Движемся чуть далее и находим подходящее место.

Сначала неглубоко — максимум по пояс, но когда доходишь до основного русла реки глубина резко увеличивается. Алексей первым делает разведку русла реки на этом месте и переходит его без груза. Течения здесь почти нет, а дно песчано-илистое. Максимальная глубина оказалась по шею (на протяжении около 10 м ). После обсуждения переправы Алексей и я делаем первый переход русла реки с велосипедами, их приходится держать на вытянутых руках над головой. Вода в какой то момент доходит до подбородка. При этом надо сказать, что нам повезло с погодой в этот день: ясное солнце и тепло. Возвращаемся обратно и группа последовательно под контролем других участников переправляется на противоположные берег.

Вся переправа занимает около часа. Интересный способ опробовали мы здесь для перемещения рюкзаков, его предложил Андрей. Из куска толстой полиэтиленовой трубы делаем мешок, помещаем в него рюкзак и поддув его воздухом завязываем бечевкой. Дальше просто толкаешь этот пузырь впереди себя и при этом не напрягаешься.

Денис даже проделал то же самое с велосипедом и тентом от дождя. Получилось вполне сносно. Около 3 часов дня все мы были на противоположном берегу,

после чего устроили легкий обед с чаем, а заодно посушили промокшие еще вчера вещи и зарядили гаджеты от солнечных батарей.

Мне удается после сушки восстановить работоспособность фотоаппарата. Недолгие сборы после обеда и мы начинаем удаляться от реки, обходя ее приток.

Идем широкой долиной реки и через пару км сворачиваем влево, в направлении к горам и истоку р. Правая Толмачева.

Трек ведет нас на возвышенность, через 0,5 км мы поднимаемся по склону и в 20 час. встаем на ночевку. С возвышенности открывается красивый вид на горы, обширную долину реки и Толмачево озеро. Перед нами панорама почти всего нашего сегодняшнего дня. Красота! Ставим тент и делаем ужин.

К 22 час начинается дождик, но мы к нему готовы и уже отужинали. Проехали: 13 км (258,4 км)

19 августа ( седьмой день движения) приток р.Правая Толмачева – под влк.Горелый Ночью шел сильный дождик, а с утра — вполне приличная погода, облачно. Спускаемся в глубокое, сухое ущелье реки и переходим по его каменистому дну, минуя небольшой снежник. Выбираемся из ущелья и идем с небольшим подьемом.

Выходим на снежник, лежащий в глубоком овраге и поднимаемся по нему примерно 500м. Сразу чувствуется холод и ноги в кроссовках начинают мерзнуть.

Выбравшись из лощины, уже наверху, встречаем многочисленные овраги различной глубины, которые затрудняют наше движение.

Некоторые из них очень круты в спуске и подьеме.

Начинается моросящий дождик. На 264 км переходим вброд каменистую речку, которая находится в овраге.

После нее идет крутой подьем и нам приходится катить велы.

На 5 км с начала дня, примерно в 13 час, выходим на грунтовую дорогу, по ней иногда ездят джипы и квадроциклы за ягодами и грибами.

Собираемся вместе и в душе радуемся тому, что прошли один из наиболее сложных участков нашего маршрута.

Он был сложным, но очень запоминающимся и красивым. Едем по грунту с небольшим подьемом, часто встречая большие лужи на дороге, она вскоре становится каменистой. На 7 км пересекаем очень холодную речку и устраиваем обед при плохой погоде, с моросящим дождиком.

Нам надо погреться! Гороховый суп с грибами и сало с хлебом несколько улучщает наше настроение.

Каменистая дорога вскоре приводит нас к лавовым полям. Они впечатляют своей масштабностью. Где то здесь рядом должны быть известные лавовые пещеры. Решаем не пропускать их и посмотреть. На развилке гравийной дороги уходим влево. 278 км – лавовые пещеры (Н=1002м), около получаса осматриваем их.

Огромные лавовые нагромождения и пещеры в них.

Через 1 км после пещер выезжаем на Асачинскую трассу, идущую от золотоносных рудников, нам — в противоположную сторону, к вулкану Горелый. Дальнейшее движение проходит по пемзовому песку. Дорожное полотно отсыпано прямо этим песком, по сторонам дороги стоит вода, видимо, это — последствия последних дождей. По такой дороге мы проезжаем около 7 км, потом начинается каменистая дорога, перед нами базовый лагерь для восхождения на вулкан Горелый. Сворачиваем с дороги и ищем место стоянки. С водой здесь проблем — нет, текут ручьи и можно даже, поискав найти ветки для костра. 287 км — ставим лагерь у подножья вулкана Горелый. Высота над уровнем моря — 1102 м Проехали: 27 км ( 285,4 км)

20 августа ( восьмой день движения) под влк.Горелый – Мутновская ГеоЭС Завтракаем и принимаем решение: в связи с пасмурной погодой и плохой видимостью, не идти на восхождение вулкана Горелого. Собираемся и выезжаем. Спускаемся на каменистую дорогу, по ней едется сложновато. Через 1 км дорога пересекает заледенелый снежник, оставшийся с зимы, протяженностью около 150 м.

Обьезжаем слева озеро, вернее то, что от него осталось. Колеса топнут в сыром вулканическом песке. На 289 км уходим от озера влево вверх по крупно-каменистой дороге. Где-то впереди должна быть Мутновская трасса, она появляется на 290 км пути (Н=1040м). Эта дорога идет из Термального на Мутновскую ГеоЭС.

Это — шебеночную дорога не очень хорошего качества. Движемся в направлении к ГеоЭС под мелким дождиком. Горелый и близлежащие горы — в облачности. От поворота поднимаемся на 100 м и начинается спуск к Мутновской ГеоЭС. Впереди замечаем дымящиеся гейзеры. На 299 км нам встречается КПП и с нас спрашивают пропуск, предьявляем его и проезжаем на территорию. Здесь шумно, вокруг обветшалые постройки, но люди работают и энергия Земли тоже.

Подьезжаем к знаменитой среди туристов постройке с названием Шайба, где располагается гостиница для вахтовиков.

Здесь же мы находим свою заброску с продуктами, заблаговременно отправленную из Петропавловска в первый день после прилета. Решаем сначала встать на стоянку и разбить лагерь, а потом забрать провизию и бензин. Поиск места стоянки не занял много времени, туристов оказалось мало и были свободные палаточные места. Располагаемся внизу от Шайбы немного ниже, у горной речки, и после установки палаток идем купаться в местных горячих источниках.

Местные источники это – небольшая «ванна» человек на 5, как раз для нас, с температурой воды около 40 гр. С. Греем свои тела. Вечером ужин на костре с тушенкой и экскурсия к близлежащим фумаролам.

Здесь находится малая долина гейзеров (копия Большой только в миниатюре), не зря же здесь построили геотермальную электростанцию. Вокруг все дымит, кипит и иногда ревет.

Впечатляет! 300 км – стоянка на Мутновской ГеоЭС Проехали: 13,6 км ( 299 км)

21 августа ( девятый день движения) Мутновская ГеоЭС – бухта Жировая Встали в 7 час, но вышли только в 11 час, время ушло на завтрак и ремонт стойки багажника Шиды (большую трещину в стойке обнаружили сегодня с утра. С помощью толстой проволоки сделали П образную стойку и закрепили ее (багажник дошел до аэропорта и там мы с трудом эту часть демонтировали, чтобы не везти в Москву.

Начинаем движение в сторону Верхне-мутновской ГеоЭС, сначала идет подьем до 303 км, а далее спуск. Перед Верхне-мутновской ГеоЭС правый поворот, вначале с крутым подьемом и далее в бухту Жировую. Вот здесь, у поворота (303,5 км), и начинается «задница» для велосипедистов.

Подьем очень крут и усыпан крупной щебенкой. Вскоре взбираемся на пологий участок дороги, идущей по склону горы. Траверсируем ее.

На 305 км открывается перспектива нашего движения и начинается крутой спуск в долину р. Мутновская,

а через 1 км мы встречаем первый брод на своем пути в бухту Жировую, это- небольшая речка с каменистым руслом 10м шириной. Едем на спуск и на левом повороте дороги преодолеваем более серьезный приток Мутновской 308,5 км с крупными камнями и шириной русла 15м. От речки начинается крутой подьем на отрог хребта.

Сегодня солнечный день и катится хотя и трудно, но в удовольствие.

Вскоре на 312 км дорога приводит нас к первому броду (ширина реки 15м, глубина 0,4м, крупный камень) через саму р. Мутновскую.

Чувствуется ее мощь, переходим ее и решаем устроить здесь обеденный перекус на небольшой площадке свободной от камней. С этого брода на протяжении 6,5 км нам предстоит пройти около 35 бродов через р. Мутновская.

Дорога идет по узкой долине реки, сама же река извивается и приходится постоянно бродить ее русло c достаточно сильным течением и крупно-каменистом дне. Постоянные броды ( 35 штук) достаточно быстро надоедают: только сядешь на велосипед – река и так 30 с лишним раз. Сбиваешься со счета.

Я даже подумал, что мы не доберемся сегодня до бухты.

Но стремление и хорошая подготовка группы помогла нам не расслабляться и выйти на приличную лесную дорогу. Да, чуть не забыл, на расстоянии около 1,5 км от первого брода Мутновской мы стали замечать в заводях реки горбушу, недавно отнерестившуюся. Она стояла в мелких заводях и мы, конечно, все захотели ее. Но поймать не удавалось: больно шустрая была рыба. Леха — наш штатный рыбак, нашел к ней подход, когда она пряталась в ветках, хватал ее за жабры.

Так мы поймали четыре хороших рыбины без икры и Андрей тут же разделал ее и подсолив кусочки выложил ими два 5 литровых канна.) Это — наш ужин и масса наших впечатлений от удачной рыбалки. Движемся дальше (в основном крупный камень), едется с трудом очень: много бродов.

На 7 км я насчитал около 35 раз, когда мы бродили реку глубиной около полу метра. Хорошо, что с погодой нам повезло, сегодня – ясная, теплая погода. В какой то момент даже я почувствовал, что эти бесконечные переправы ( по самое небалуй) надоели, захотелось приличной дороги и относительной сухости.

На 318,5 км делаем брод и дорога входит в лес, становясь грунтовой. Некоторое время едется (км 2), но вскоре появляются огромные лужи, видимо, это — следствие сильных дождей. Где-то мы проезжаем по ним, а где-то приходится их бродить или обходить. Единственный джип, не останавливаясь поднимает в одной из них фонтан брызг и скрывается за поворотом. Еще немного и мы выезжаем к развилке: кому-то прямо к горячим источникам а нам влево — к берегу Тихого океана, бухте Жировая.

Дорога слегка пересеченная и мокрая.

Уже на выезде из леса, км за 4 до бухты, едем по реке текущей прямо по дороге, течение слабое. Так продолжается км 1,5 и вот перед нами открывается вид на бухту и прибрежные горы. Мы движемся по песчаной дороге через высокую траву.

Едется тяжеловато, наверное, мы устали на этих дорогах. В бухте никого нет, кроме постоянных рыбаков, которые здесь живут. Находим хорошее место и ставим лагерь с видом на Тихий океан. Мы видимо первые из велосипедистов, дошедших сюда. Готовим рыбу на ужин и наслаждаемся видами.

Завтра у нас дневка — единственная в этом походе. Сюда мы стремились не зря. Проехали:27,1 км ( 326,1 км)

22 августа ( Дневка) бухта Жировая С утра прекрасный солнечный день. Сегодня отдыхаем и наслаждаемся видами.

Мы почти одни на этом побережье, если не считать рыбаков, промышляющих здесь весь сезон. Вода в океане холодная, поэтому купания были чисто символическими — с криками, которые пугали окрестных птиц. Мы производили в этот день текущий ремонт и зарядку аккумуляторов от солнечных батарей. Еще по приезду сюда рыбаки дали нам рыбину с икрой и мы весь день баловались ей. Была опять уха и были бутеры с красной икрой. Сбылась мечта туриста: оказаться на диком океанском побережьи.

23 августа ( десятый день движения.) бухта Жировая – Воиновские источники Сегодня нам выезжать, но с ночи идет дождь и, проснувшись утром мы поняли, что нам повезло. Все заволокло густой облачностью и c небес моросит дождик то усиливаясь, то слегка затихая. Решаем немного переждать в надежде на улучшение погоды. К 10 часам никаких изменений не происходит. Поднимаемся и начинаем готовить завтрак, едим под тентом. Выходить не хочется. В 15-30 после сборов и обеда выдвигаемся в сторону Мутновки под моросящим дождем. 327 км – бухта Жировая. Вода льет сверху, вода течет снизу. На ровных участках с небольшим подьемом едем по руслу речки текущей прямо по дороге. Дорога в дальнейшем достаточно скользкая, с большими лужами.

Повторяется позавчерашний день с одним отличием настроение от такой погоды хреновое, но ехать надо и мы движемся.

Через 8,5 км подходим к реке Мутновская и начинаем ее бродить. За ночь и полдня ее налило столько, что там, где вчера было по колено сегодня уже под уровень небалуй. У ровень воды сильно поднялся см на 20 и, конечно же, река стала более серьезной.

Сегодня, к вечеру, мы проходим почти все броды, их около 25 и успеваем как и планировали добраться до засыпанных Воиновских источников. Все проходимые нами броды были достаточно глубокими с уровнем до промежностей и достаточно сильным течением. Дно у всех бродов р Мутновской — крупно-каменистое.

С велосипедом и грузом они переходятся тяжело, приходится приподнимать велосипед, чтобы уменьшить площадь давления потока воды. Полдня движения в таких условиях измотали нас и Воиновские горячие источники, встретившиеся нам на пути оказались очень кстати. С трудом находим площадку под палатки (кругом камни) и идем отогревать ноги, продрогщие в холодной воде, в горячих источниках. Температура воды — близка к + 80 гр. С и приходится смешивать почти кипяток с холодной водой реки.

Удается согреть замерзшие ноги и начать готовить ужин, а также заняться установкой палаток. В ужин всем прописывается лекарство из НЗ доктора.

Нам на радость к вечеру проглядывает солнце и перед нами открывается красивый закат на горы. Красота окружающей природы и дикость мест – впечатляет. Проехали: 13,5 км ( 339,6 км)

24 августа ( одиннадцатый день движения.) Воиновские источники — Мутновская ГеоЭС С утра погода нас радует: на небе солнце и, подходящая для сложного подьема температура. Выходим около 11 час.

Проезжаем несколько еще несколько водных преград и на 3 км последний раз бродим р. Мутновская.

Вода за ночь немного сошла и река вошла в свое привычное русло. Начинается крутой подьем с высоты около 130 м круто в гору. Некоторую часть дальнейшего пути ехать просто невозможно: крутяк по разбитой каменистой дороге заставляет нас спешиться и вести велосипед в гору.

На дистанции 7 км нам предстоит подняться по высоте на 750 м, иногда мы все же седлаем велосипеды и едем по этой дороге.

Некоторые участки этой дороги и дорогой назвать сложно: разбитая, усыпанная крупными камнями, да еще с неимоверным перепадом высот. В общем – песня! На последних километрах подьема она превращается в серпантин и траверсирует склон. 10,3 км выходим на дорогу ведущую к Верхне-Мутновсой ГеоЭС, нам налево, на небольшую горку. Только здесь опять начинает работать мобильная связи и мы звоним домой, в Москву. Именно здесь заканчивается самый сложный за весь поход участок маршрута. Коротко его можно охарактеризовать словом «жопа», нам это место понравилось. ))) Спускаемся к Мутновской ГеоЭС и встаем недалеко от Горячих источников.

Первым делом ставим лагерь и все кроме Алексея и Андрея идут расслаблять свои тела в источниках, с последующей их помывкой. Вечером был праздничный ужин, как всегда с красной икрой.

14,2 км стоянка на Мутновке (Н=809м). Проехали: 14,2 км ( 358,8 км)

25 августа ( двенадцатый день движения.) Мутновская ГеоЭС — Верхне Паратунские источники Утром занялись профилактическим осмотром своих велосипедов подкрутили все гайки, подрегулировали тормоза и смазали ходовую. С самого утра дул очень сильный ветер В подьем шли очень медленно, но когда мы все же забрались на него, то ощутили всю силу бокового ломового ветра, да еще с порывами.

Он уже дул нам вбок и в какие-то моменты валил так, что с трудом удавалось держаться на колесе. При почти ровной гравийной дороге на плато приходилось упираться, а Свету из-за ее небольшого веса пару раз валило. Участок до подножья пер. Вилючинский, который начинался от небольшой речки (19км) ехали медленно иногда даже спешивались (Света). Такого штормового ветра я давно не помню.

На плато встретили машину зам. директора Мутновской ГеоЭС, который помогал нам в оформлении пропуска. Он то и рассказал, что этот ветер у них дует постоянно с середины августа по середину сентября, но при сьезде с плато, у подножья пер. Вилючинский, стихает. Перед перевалом устроили обеденный перекус достали колбасу и сухари. Впереди извивался серпантин на перевал Вилючинский, грунтовая дорога вывела нас к нему на 23 км (377 км) здесь решили осмотреться и насладиться прекрасными горными видами.

Место и в правду хорошее открывается прекрасный вид на Вилючинский вулкан и горную систему. Обзорная площадка (Н=801 м) благоустроена, сюда заезжают туристы. Некоторые из них рассказывали нам о встреченных ими в этих местах медведях. Везет же им! )) Спускаемся с ветерком по крутому серпантину дорога изобилует крупно каменистым покрытием, поэтому иногда, особенно на поворотах, снижаем скорость.

На одном из участков прокол заднего колеса у Андрея. На 34 км пересекаем р. Паратунка, переезжая на ее левый берег. Дорога каменистая плохого качества.

К концу дня накопилась усталость, но надо доехать до горячих источников поэтому.

На 40 км — база «Снежная долина», проезжаем ее и на 45,2 км встаем на ночевку на Верхне-Паратунских источниках, на берегу речки. Прекрасное место, но рассказывают, что сюда иногда наведываются медведи и здесь было несколько трагических случаев. Ставим лагерь и готовим ужин, сегодня гречка с грибами.

Проехали: 45,2 км ( 399,0 км)

26 августа ( тринадцатый день движения.) Верхне-Паратунские источники — Авачинский кордон С утра готовим завтрак и втроем идем купаться в горячих источниках. Для этого нам предстоит перейти на другую сторону дороги и по оборудованной лестнице подняться метров на 100 по высоте. Источники — хорошо оборудованы, кроме нас в это утро никого нет и мы нежимся в приятно горячей воде. Выезжаем, дорога постепенно улучшается. Отьехав км 5 от стоянки Леха обнаруживает потерю своего фотика и они с Денисом едут искать его и находят, возвратившись минут через 30. На 12 км останавливаемся у вывески Серебряный ключ набираем здесь воды и фоткаемся у интересного щита.

А мы то всю дорогу думали: наверное же опасно ездить по этим дорогам? ))) Еще через 3 км на 15 км выезжаем на асфальтовую дорогу Термальный – Елизово. Это – первый асфальт за последние 11 дней движения по маршруту и только сегодня мы выходим в цивилизацию. Представляете наше состояние, почти что радость со слезами на глазах. )) Погода к 13 час разгулялась : солнце и 22 гр С. Поворачиваем влево и через 2 км на кругу вьезжаем в населенный пункт – Паратунка. Решаем здесь пообедать, нам порекомендовали шашлычную «Русь» (17,5 км). На мой вопрос к хозяйке: Вкусно готовите? Последовал ответ: некоторым нравится. )) Ассортимент блюд – большой, готовят вкусно, но как и везде, подобные заведения на Камчатке дорогие. Обед обошелся нам по 430-850 руб. в зависимости от аппетита. Наевшиеся, с полным желудком и довольные, выдвигаемся по маршруту. Асфальтовая дорога пока – слабооживленная.

До Елизово едем по лесистой местности, постепенно горы уходят и мы вьезжаем на равнину. Пересекаем многочисленные горные речки. 48,2 км — центр Елизово.

49,3 км — круг развилка на Петропавловск Камчатский и аэропорт. Нам налево и через 2 км в направлении на город подьезжаем к монументу «Здесь начинается Россия» в виде медведя с медвежонком с горбушем в зубах (451 км).

Сначала мы здесь были одни и фотографировались, но вскоре подьехали молодожены. В 16-40 выезжаем в сторону Авачинского вулкана и через 4 км на 454 км у здания с вывеской Строй двор сворачиваем влево с основной дороги. Заходим в этот Стройдвор и … закупаем хлеб и сладости. Прямая дорога идет стрелой еще 4 км и на резком повороте от нее уходит слегка заметная лесная дорога. Нам сюда. У предупреждающего щита (458,8 км) делаем техническую остановку и ориентируемся по карте. Далее по дороге, залитой водой, нам встречаются редкие авто, возвращающиеся с Авачи. Выезжаем в долину Сухой речки. Она оправдывает свое название: реки как таковой нет, есть только русло и отдельные участки воды, а дорожная колея идет вдоль высохшего русла. Приходится двигаться по каменистой дороге с постепенным набором высоты.

День клонится к закату впереди, вдали, появляется лагерь. Это — Авачинский кордон, но нам еще до него прилично. Дорога уходит от русла и более круто набирает высоту. Мы наблюдаем сам Авачинский вулкан и впереди перевал Верблюд.

Уже здесь есть места стоянок, но нам надо подьехать к подножью вулкана. 477 км – «Камчатскинтур», высота Н=912м. Находим подходящее место и ставим палатки. Уже почти темно. Успели! Тяжелым был сегодняшний день. А завтра у нас восхождение на вулкан Авачинский, лишь бы погода не подвела. У подножья вулкана достаточно туристов это и иностранцы и жители Петропавловска, которые так же как и мы, завтра пойдут на восхождение. Готовим легкий ужин и ложимся спать. Проехали: 77,2 км ( 476,2 км)

27 августа ( четырнадцатый день движения.) Авачинский кордон – восхождение на Авачинский вулкан (до высоты 1900м) – аэропорт Елизово Сегодня с утра идем на восхождение вулкана Авачинский.

Погода облачная сам вулкан в пелене, но все же мы решаем подниматься, а там посмотрим по месту. Припарковали велосипеды с багажем у «Камчаткаинтур», договорившись с дежурным и вышли на восхождение около 8 час после легкого завтрака. С собой взяли лишь перекус ( печенье, колбаса, хлеб, вода) и теплые вещи. Наверху говорят ветер и холодно до +6 гр С. Вначале идем бодро, переходим русло реки (с водой ) и начинаем подьем по склону сопки. Особых проблем с ориентированием – нет, да и идется пока легко. Постепенно поднимаемся, нам открываются красивые виды на долину Сухой речки, перевал Верблюд и Петропавловск Камчатский где то вдали. Движемся по вулканическому туфу, участками бывает круто и ноги проскальзывают в сыпучей породе. С высоты 1300 м ветер усиливается и на некоторых участках тебя просто начинает валить.

Кажется, что такой ветер скоро разгонит облачность, но не тут то было, на высоте 1600 м входим в облачность. Пока можно двигаться, видимость метров 50.

Решаем подниматься, но к высоте 1900 м понимаем, что ветер не утихает, а облачность усиливается. Я предлагаю не испытывать судьбу, да и при такой видимости мы ничего не увидим наверху. Только пелена.

На вопрос, как поступим? никто отступать не хочет, ответ: можем идти, можем и не идти. Принимаю решение спускаться, помятуя, что нам еще сегодня в аэропорт приехать надо. Жаль, конечно, Но разведочное восхождение на Авачинский влк., до высоты 1900 м, мы все же совершили. Оставим покорение на следующий раз, при лучшей погоде. Спускаемся, ноги бегут сами, хотя не так быстро, как кажется. Также на высоте около 1400 м ветер стихает и открывается хороший вид на долину Сухой речки и нашу стоянку на Авачинском кордоне.

Подьем (до высоты 1900 м) и спуск к местуночевки получился около 8,8 км. На кордоне заходим в столовую с просьбой о кипятке для чая. Нам не отказывают. Перекусываем и около 15 час начинаем спуск по Сухой речке, в обратную сторону. Погода немного портится. Дорога- щебеночная, на начальном участке крупно каменистая.

Что бросается в глаза, так это то, что Сухая речка уже не сухая, по ней течет вода и нам приходится переезжать небольшие русла с текущей водой.

Странно, еще вчера все они были сухие. Вниз, конечно, катится много легче, иногда мимо нас проезжают машины. Выезжаем на асфальтовую дорогу в другом месте, чем вьезжали сюда. Еще несколько км и мы поворачиваем, на кругу, в сторону аэропорта. По дороге закупаемся рыбой и красной икрой. Снимаем комнату в еще не открывшемся хостеле, в 200 м от аэропорта. Условия – так себе, но нам не привыкать. Моемся и переодеваемся, пакуем вещи к завтрашнему вылету и готовим праздничный ужин.

Поход по Камчатке закончен. У нас масса впечатлений от Камчатки и их еще необходимо осмыслить. Проехали: 29,8 км ( 506,0 км)

28 августа Перелет аэропорт Елизово – аэропорт Шереметьево Собираемся и подьезжаем к зданию аэропорта. Располагаемся перед ним и разбираем велосипеды, перепаковываем вещи и велосипед в один чехол до разрешенного к провозу 1 места в 23 кг. Еще у каждого из нас ручная кладь в салон самолета кг на 10-12. Без труда регистрируемся на рейс и сдаем багаж. Дальнейшее по стандартному пути: перелет 8 час 15 мин, получение багажа и теплые прощания с ребятами. Каждый своим путем добирается домой. Поход закончился. Камчатка оставила в нашей душе массу прекрасных воспоминаний и желание еще раз вернуться туда.

16. Расчет категории сложности велосипедного маршрута Категория сложности велосипедного похода определяется по формуле: КС= S * I *A S — сумма баллов категорий трудности пройденных протяженных препятствий Протяженные препятствия 1. Подъём р. Плотникова — ГЭС 1 протяженность 47.233 м КТ = Кпр * Кпк * Кнв * Ккр * Кв * С * Г КТ = 1.47 * 1.42 * 1.47 * 1.21 * 1.11 * 1.00 * 1.20 = 4.95 третья категория трудности 2. Подъём на Мутновское плато протяженность 29 .985 м КТ = Кпр * Кпк * Кнв * Ккр * Кв * С * Г КТ = 1.30 * 2.12 * 1.29 * 1.19 * 1.38 * 1.00 * 1.20 = 7.01 третья категория трудности 3. Спуск в бухту Жировая протяженность 26.185 м КТ = Кпр * Кпк * Кнв * Ккр * Кв * С * Г КТ = 1.26 * 2.52 * 1.16 * 1.26 * 1.12 * 1.00 * 1.20 = 6.24 третья категория трудности 4. Траверс Вилючинский протяженность 62.045 м КТ = Кпр * Кпк * Кнв * Ккр * Кв * С * Г КТ = 1.62 * 1.23 * 1.40 * 1.18 * 1.14 * 1.00 * 1.20 = 4.50 третья категория трудности 5. Подъём на Авачинский кордон протяженность 21.400 м КТ = Кпр * Кпк * Кнв * Ккр * Кв * С * Г КТ = 1.21 * 1.39 * 1.43 * 1.39 * 1.09 * 1.00 * 1.20 = 4.37 третья категория трудности 6. Дорога на ДРП Апача КТ = Кпр * Кпк * Кнв * Ккр * Кв * С * Г КТ = 1.48 * 1.39 * 1.14 * 0.98 * 1.06 * 1.00 * 1.20 = 2.92 вторая категория трудности 7 Подьем от бухты Жировая КТ = Кпр * Кпк * Кнв * Ккр * Кв * С * Г КТ = 1.27 * 2.43 * 1.55 * 1.63 * 1.12 * 1.00 * 1.20 = 10.48 четвертая категория трудности

I — показатель интенсивности I = (Lф * Кэп + ЛП) * Тн / (Tф * Lн) I = (426,2 + 98,0) * 10 / ( 15 * 500 ) = 0,7 Эквивалентный пробег

1. Дороги высокого качества (Кпк от 0,8 до1,10) 152,4 км x 0,8 = 121,9 2. Дороги хорошего качества (Кпк от 1,11 до1,50) 259,7 км х 1,0 = 190,2 3. Дороги среднего качества (Кпк от 1,51 до1,90) 23,7 км х 1,2 = 27,5 4. Дороги низкого качества (Кпк от 1,91 до 2,40) 25,8 км х 1,5 = 38,7 5. Дороги сверх низкого качества (Кпк более 2,40) 26,6 км х 1,8 = 47,9

Итого эквивалентный пробег: 426,2 км

Локальные препятствия Переправы Переправы вброд н/к реки Мутновская 35 бродов ( засчитаны наиболее сложные 10 шт) 10 х 2 = 20 км Переправы вброд н/к по кромке оз Толмачева 1,2 км глубина до 0,7 м 12 x 1,5 = 18 км Переправа реки Правая Толмачева 100 м, 1б 20 км Перевальные взлеты Перевальный взлет от оз. Толмачева 1,5 км 1,5 за 100 м 15 х 1,5= 22,5 км Каньоны Каньон н/к после переправы реки Правая Толмачева 500 м 1 x 5 =5 км Снежно-ледовые участки Прошлогодний плотный фирн в каньоне р Пр. Толмачева 400 м 4 х 2 =8 км Прошлогодний плотный фирн у пер Горелый 200 м 4 х 2 = 4 км Итого сумма ЛП равна 98 км А – показатель автономности Продолжительность похода: 338 ч. (15 д.) Автономность похода: 1.11 Подробный расчёт по временным интервалам: 1. Начало временного интервала: 13.08.2016 16:00 Конец временного интервала: 14.08.2016 12:00 Количество часов: 21 Автономность временного интервала: 0.80 2. Начало временного интервала: 14.08.2016 13:00 Конец временного интервала: 14.08.2016 16:00 Количество часов: 4 Автономность временного интервала: 0.80 3. Начало временного интервала: 14.08.2016 17:00 Конец временного интервала: 15.08.2016 9:00 Количество часов: 17 Автономность временного интервала: 0.80 4. Начало временного интервала: 15.08.2016 10:00 Конец временного интервала: 15.08.2016 13:00 Количество часов: 4 Автономность временного интервала: 0.80 5. Начало временного интервала: 15.08.2016 14:00 Конец временного интервала: 20.08.2016 17:00 Количество часов: 124 Автономность временного интервала: 1.32 6. Начало временного интервала: 20.08.2016 18:00 Конец временного интервала: 24.08.2016 16:00 Количество часов: 95 Автономность временного интервала: 1.17 7. Начало временного интервала: 24.08.2016 17:00 Конец временного интервала: 26.08.2016 11:00 Количество часов: 43 Автономность временного интервала: 0.91 8. Начало временного интервала: 26.08.2016 12:00 Конец временного интервала: 26.08.2016 15:00 Количество часов: 4 Автономность временного интервала: 0.80 9. Начало временного интервала: 26.08.2016 16:00 Конец временного интервала: 27.08.2016 15:00 Количество часов: 24 Автономность временного интервала: 0.80 10. Начало временного интервала: 27.08.2016 16:00 Конец временного интервала: 27.08.2016 17:00 Количество часов: 2 Автономность временного интервала: 0.80

Определение категории сложности пройденного велосипедного похода по Камчатке КС= S * I *A КС= (4,95 + 7,01 + 6,24 + 4,50 + 4,37 + 2,7) * 0,7 * 1,11 = 23,1 Маршрут соответствует велосипедному походу третьей категории сложности.

Паспорта протяженных препятствий.

Паспорт протяжённого препятствия р. Плотникова – ГЭС1

Общие сведения

Наименование: подъём р. Плотникова- ГЭС 1 Страна: Россия Регион: Камчатка Границы: р. Плотникова — ГЭС 1 Характер дороги: подьем Характер покрытия: Мелкий камень, грунт разбитый Время прохождения: 16 августа Автор паспорта: Емельянов Сергей Алексеевич Ссылка на видео: Категория трудности: 3 Статус паспорта: —

Параметры препятствия

Протяжённость, м: 47233 Максимальная высота, м: 674 Минимальная высота, м: 175 Набор высоты, м: 940 Сброс высоты, м: 489 Количество точек GPS-трека: 1038 Усреднённый интервал между точками GPS-трека, м: 46

Параметры учётной записи Классификатора ПП

ID-номер: 159 Загрузил: saemel Дата загрузки: 13.01.2017 URL: "http://velotrex.ancrane.ru/files/1484299034_58789b1a8724a.xml" rel="nofollow"

Описание препятствия

От р. Плотникова переезжаем мост с рыбаками и начинаем подьем по лесной гравийной дорога до поворота на каскад Толмачевской ГЭС. Проезжаем КПП и от него дорога идет вдоль линий электро передач. Пстепенно забираемся на небольшой перевал Н=314м с которого открывается прекрасный вид на сопку Опала. Очень редкие машины даже радуют нас Дорога идет на спуск и представляет из себя мелко каменистое покрытие иногда слегка разбитое. Такая дорога продолжается до шлагбаума и после него через 1 км превращается в разбитую грунтовую дорогу с крутым подьемом на отрог хребта на высоту 670 м. Ситуацию усугубляет начавшийся дождь, который продолжается до самого вечера. После подьема выезжаем из лесистой зоны и едем почти до плотины ГЭС1 по разбитой грунтово каменистой дороге. Хорошее место для ночлега – заброшенное жилище, ставим палатки и ужинаем в небольшом сарайчике.

Протяжённость препятствия (Lпп): 47.233 км

Кпр = 1 + (Lпп — Lлп)/100 = 1.47

Протяжённость препятствия: 47233 м

Характеристика покрытия № Длина участка, м Вид покрытия Кпк Примечание 1 33600 Мелкий камень, хорошего качества, сухой 1.20 Фото 1, фото 3, фото 5 2 6200 Грунт, разбитый, мокрый 2.40 Фото 6 3 7433 Мелкий камень, разбитый, мокрый 1.60 Фото 2, фото 4

Кпк = 1.42

КТ = 1.47 * 1.42 * 1.47 * 1.21 * 1.11 * 1.00 * 1.20 = 4.95

Паспорт протяжённого препятствия Подьем на Мутновское плато

Общие сведения

Наименование: Подьем на Мутновское плато Страна: Россия Регион: Камчатка Границы: оз. Толмачева – Мутновская трасса Характер дороги: Пересеченная местность, преимущественный подьем Характер покрытия: Мелкий камень, крупный камень, грунт разбитый Время прохождения: 19-21 августа Автор паспорта: Емельянов Сергей Алексеевич

Параметры препятствия

Протяжённость, м: 29985 Максимальная высота, м: 1016 Минимальная высота, м: 629 Набор высоты, м: 589 Сброс высоты, м: 215 Количество точек GPS-трека: 676 Усреднённый интервал между точками GPS-трека, м: 44

Параметры учётной записи Классификатора ПП

ID-номер: 160 Загрузил: saemel Дата загрузки: 13.01.2017 URL: "http://velotrex.ancrane.ru/files/1485344388_58888e8470c79.xml" rel="nofollow"

Описание препятствия

Данное препятствие начинается км в 2 от оз. Толмачева после того, как появляется возможность ехать сначала по плотному грунту, а несколько позже появляется не наезженная колея. Нам удается по ней ехать. Слева от нас склоны гор. Несколько поднявшись, видим впереди красивую долину – Толмачевский дол и реку Правая Толмачева. Нам предстоит ее бродить. Находим наиболее подходящее место для брода, делаем разведку и переправляемся на другой берег. Ширина реки около 100м, дно илистое, глубина более 1,5 м. Время переправы около 1 часа. Хорошее место для обеда. Далее движемся по долине в направлении возвышенностей. Пересекаем многочисленные овраги и выходим на грунтовую дорогу. Последние 2 км пути, перед ней, крутой подьем, представляющий локальное препятствие. Дорога поднимается на пер Снежный, характер дороги меняется на каменистый с бродами небольших, но холодных речек. Дорога выводит к лавовым выходам и, минуя местную достопримечательность — лавовые пещеры, выезжаем на гравийную трассу ведущую на Асачинские рудники. Движемся по мокрому лавовому песку и вскоре выходим на Мутновскую трассу.

фото 3 Фото 4

Фото 7

Фото 8

Фото 9

Протяжённость препятствия (Lпп): 29.985 км

Кпр = 1 + (Lпп — Lлп)/100 = 1.30

Протяжённость препятствия: 29985 м

Характеристика покрытия № Длина участка, м Вид покрытия Кпк Примечание 1 10375 Мелкий камень, разбитый, мокрый 1.60 Фото 3 2 3200 Крупный камень, разбитый, мокрый 2.10 Фото 1, фото 2, фото 8 3 7100 Грунт, разбитый, мокрый 2.40 Фото 7 4 9310 Грунт, со множеством ТП, сухой 2.50 Фото 4, фото 5, фото 6

Кпк = 2.12

КТ = 1.30 * 2.12 * 1.29 * 1.19 * 1.38 * 1.00 * 1.20 = 7.01

Паспорт протяжённого препятствия Спуск в бухту Жировая

Общие сведения

Наименование: Спуск в бухту Жировая Страна: Россия Регион: Камчатка Границы: Мутновская ГеоЭС – бухта Жировая Характер дороги: Крутой спуск с множеством препятствий Характер покрытия: Разбитый грунт, каменистое покрытие Время прохождения: 21 августа 2016 Автор паспорта: Емельянов Сергей Алексеевич Ссылка на видео: Категория трудности: 3 Статус паспорта: —

Параметры препятствия

Протяжённость, м: 26185 Максимальная высота, м: 886 Минимальная высота, м: 13 Набор высоты, м: 313 Сброс высоты, м: 1088 Количество точек GPS-трека: 558 Усреднённый интервал между точками GPS-трека, м: 47

Параметры учётной записи Классификатора ПП

ID-номер: 158 Загрузил: saemel Дата загрузки: 12.01.2017 URL: "http://velotrex.ancrane.ru/files/1484229445_58778b45ee292.xml" rel="nofollow"

Описание препятствия Первые 2 км от Мутновской ГеоЭС идет подьем по каменистой дороге, далее спуск почти до Верхне Мутновской ГеоЭС. Здесь левый поворот с подьемом на хребет по крупно-каменистой дороге. Сверху открывается прекрасный вид на долину р. Мутновской, по которой нам предстоит ехать. Начинается спуск с высоты около 900 м по очень крутой и разбитой дороге. Характер дороги меняется от каменистой до разбитой грунтовой и опять каменистой. Преодолеваем несколько бродов. Ехать можно почти везде, но сложно и иногда опасно. Спускаемся до высоты 130 м здесь на пути первый брод реки Мутновской, теперь нам предстоит на расстоянии в 6,5 км 35 раз перебродить русло реки. Фактически приходится ехать и идти по долине, пересекая реку. Очень напряженное занятие: крупный камень и постоянные броды. Далее, когда дорога уходит от реки в лес, начинается грунтовка. Здесь она затоплена водой и мы едем прямо по воде. На развилке источники — бухта уходим вправо и продолжаем движение по лесу к бухте Тихого океана. Последние почти 2км дорога превращается в песчаную. Дорога сложная, зато какие виды нас ждут впереди. Первопрохождение данного протяженного препятствия. Одно из самых красивых мест похода.

Фото 7

Фото 8

Фото 9

Фото 10

фото 11

Протяжённость препятствия (Lпп): 26.185 км

Кпр = 1 + (Lпп — Lлп)/100 = 1.26

Протяжённость препятствия: 26185 м

Характеристика покрытия № Длина участка, м Вид покрытия Кпк Примечание 1 3800 Мелкий камень, хорошего качества, сухой 1.20 фото 12 2 8200 Крупный камень, со множеством ТП, мокрый 2.80 Фото 3, фото 5, фото 7, фото 4 3 7500 Грунт, со множеством ТП, мокрый 3.30 Фото 1, фото 11 4 1600 Песок, рыхлый, сухой 3.50 Фото 5 5085 Мелкий камень, разбитый, мокрый 1.60 Фото 2, фото 6

Кпк = 2.52

КТ = 1.26 * 2.52 * 1.16 * 1.26 * 1.12 * 1.00 * 1.20 = 6.24

Паспорт протяжённого препятствия Траверс Вилючинский

Общие сведения

Наименование: траверс Вилючинский Страна: Россия Регион: Камчатка Границы: Мутновская ГеоЭС – п. Паратунка Характер дороги: Пересеченная местность Характер покрытия: Мелко каменистое, разбитое Время прохождения: 25 августа 2016 Автор паспорта: Емельянов Сергей Алексеевич Ссылка на видео: Категория трудности: 3 Статус паспорта: —

Параметры препятствия

Протяжённость, м: 62045 Максимальная высота, м: 1041 Минимальная высота, м: 49 Набор высоты, м: 794 Сброс высоты, м: 1580 Количество точек GPS-трека: 1371 Усреднённый интервал между точками GPS-трека, м: 45

Параметры учётной записи Классификатора ПП

ID-номер: 162 Загрузил: saemel Дата загрузки: 16.01.2017 URL: "http://velotrex.ancrane.ru/files/1484571821_587cc4ad67218.xml" rel="nofollow" Описание препятствия

Подьем по гравийной дороге на Мутновское плато проходит при сильнейшем встречно боковом ветре. Еле едем. На самом плато ветер становится боковым и валит нас. Приходится напрягаться. Около 15 км боремся с ветром. Перед подьемом на перевал Вилючинский он стихает, мы же вьезжаем на сам перевал. Открываются очень красивые места с видом на Вилючинский вулкан. На спуске с перевала дорога каменистая, разбитая, движемся с соблюдением мер безопасности. В районе Верхне Паратунских источников гравийная дорога несколько улучшается и вскоре выезжаем на асфальтокую дорогу Термальный – Елизово.

Протяжённость препятствия (Lпп): 62.045 м

Кпр = 1 + (Lпп — Lлп)/100 = 1.62

Протяжённость препятствия: 62045 м

Характеристика покрытия № Длина участка, м Вид покрытия Кпк Примечание 1 48400 Мелкий камень, хорошего качества, сухой 1.20 Фото 2, фото 5 2 12100 Мелкий камень, разбитый, сухой 1.40 Фото 1, фото 3, фото 4 3 1545 Асфальт, хорошего качества, сухой 0.80 фото

Кпк = 1.23

КТ = 1.62 * 1.23 * 1.40 * 1.18 * 1.14 * 1.00 * 1.20 = 4.50

Паспорт протяжённого препятствия Авачинский кордон

Общие сведения

Наименование: подъём на Авачинский кордон Страна: Россия Регион: Камчатка Границы: Дорога Елизово-Петропавловск Авачинский кордон Характер дороги: подьем Характер покрытия: мелко и крупно каменистая дорога вверх Время прохождения: 26 августа Автор паспорта: Емельянов Сергей Алексеевич Ссылка на видео: Категория трудности: 3 Статус паспорта: —

Параметры препятствия

Протяжённость, м: 21156 Максимальная высота, м: 917 Минимальная высота, м: 74 Набор высоты, м: 861 Сброс высоты, м: 20 Количество точек GPS-трека: 465 Усреднённый интервал между точками GPS-трека, м: 45

Параметры учётной записи Классификатора ПП

ID-номер: 161 Загрузил: saemel Дата загрузки: 16.01.2017 URL: "http://velotrex.ancrane.ru/files/1484568114_587cb6325db37.xml" rel="nofollow"

Описание препятствия

От автомобильной трассы движемся с небольшим подьемом около 4 км до вьезда в Авачинский заповедник. Незаметная грунтовая дорога уходит в лес Движемся пару км по лесной дороге и выходим на русло Сухой речки. Дальнейшее движение вверх прходит по этому сухому руслу. Дорога в основном каменистая, приходится постоянно напрягаться, иногда переезжая значительные неровности вызванные потоком реки во времена наполнения. Км за 5 до кордона дорога уходит от русла и взбирается на склон, с которого открывается вид на Авачинский вулкан и гору Верблюд. Разбитая каменистая дорога постоянно прыгает то вверх, то вниз. К вечеру мы измотались вконец, но поднялись с 46 метров до 912 м. Завтра восхождение на Авачинский вулкан.

фото 5

Протяжённость препятствия (Lпп): 21.156 км

Кпр = 1 + (Lпп — Lлп)/100 = 1.21

Протяжённость препятствия: 21156 м

Характеристика покрытия № Длина участка, м Вид покрытия Кпк Примечание 1 8500 Мелкий камень, разбитый, сухой 1.40 Фото 5 2 5800 Крупный камень, разбитый, сухой 1.90 Фото 1, фото 2, фото 3 3 1800 Грунт, хорошего качества, сухой 1.40 фото 4 5056 Асфальт, хорошего качества, сухой 0.80 Фото 4

Кпк = 1.39

КТ = 1.21 * 1.39 * 1.43 * 1.39 * 1.09 * 1.00 * 1.20 = 4.37

Паспорт протяжённого препятствия Трасса на ДРП Апача

Общие сведения

Наименование: равнинное Трек до ДРП Апача Страна: Россия Регион: Камчатка Границы: Дорога Елизово — Усть Камчатск — ДРП Апача Характер дороги: равнинный Характер покрытия: Мелко каменистая разбитое Время прохождения: 15 августа 2016 Автор паспорта: Емельянов Сергей Алексеевич Ссылка на видео: Категория трудности: 2 Статус паспорта: —

Параметры препятствия

Протяжённость, м: 47571 Максимальная высота, м: 266 Минимальная высота, м: 122 Набор высоты, м: 276 Сброс высоты, м: 404 Количество точек GPS-трека: 1067 Усреднённый интервал между точками GPS-трека, м: 45

Параметры учётной записи Классификатора ПП

ID-номер: 165 Загрузил: saemel Дата загрузки: 20.01.2017 URL: "http://velotrex.ancrane.ru/files/1484894824_5881b2682e20c.xml" rel="nofollow"

Описание препятствия На сьезде с основной асфальтовой дороги начинается гравийная дорога на Усть Большерецк, она достаточно разбита на всем протяжении в 42 км. После дождя мы двигались по мокромум гравию, при этом на нашем пути не было ни одного населенного пункта вплоть до ДРП Апача с магазинчиком и бензоколонкой. Местность на всем протяжении достаточно безликая. От ДРП дорога и уходит на Апачинские горячие источники и тупиковую дорогу на Толмачевскую ГЭС.

Фото1

Протяжённость препятствия (Lпп): 47.571 км

Кпр = 1 + (Lпп — Lлп)/100 = 1.48

Протяжённость препятствия: 47571 м

Характеристика покрытия № Длина участка, м Вид покрытия Кпк Примечание 1 46671 Мелкий камень, хорошего качества, мокрый 1.40 Фото 1, фото 2, фото 4 2 900 Асфальт, разбитый, сухой 0.90 Фото 3

Кпк = 1.39

Кв = 1.06

КТ = 1.48 * 1.39 * 1.14 * 0.98 * 1.06 * 1.00 * 1.20 = 2.92

Препятствие соответствует II категории трудности

Паспорт протяжённого препятствия подьем отбухты Жировая

Общие сведения

Наименование: подъём с бухты Жировая Страна: Россия Регион: Камчатка Границы: Бухта Жировая-Мутновская ГеоЭС Характер дороги: низкого и сверхнизкого качества Характер покрытия: камень и грунт с множеством ТП Время прохождения: 23-24 августа 2016 Автор паспорта: Емельянов Сергей Алексеевич Ссылка на видео: Категория трудности: 4 Статус паспорта: —

Параметры препятствия

Протяжённость, м: 26728 Максимальная высота, м: 881 Минимальная высота, м: 10 Набор высоты, м: 1103 Сброс высоты, м: 309 Количество точек GPS-трека: 602 Усреднённый интервал между точками GPS-трека, м: 44

Параметры учётной записи Классификатора ПП

ID-номер: 168 Загрузил: saemel Дата загрузки: 26.01.2017 URL: "http://velotrex.ancrane.ru/files/1485413932_58899e2ccef3a.xml" rel="nofollow"

Описание препятствия

Выезжаем только после обеда. Сегодняшний подьем будет несомненно сложнее спуска в бухту. Сначала пару км едем по сырому глубокому песку бухты и вскоре вьезжаем в лес.фото1. На нашем пути многочисленные огромные лужи и текущие по дороге потоки. Едется непросто учитывая, что все еще идет дождик. Через 8 км выходим к р. Мутновская и начинаем бродить один за другим, на протяжении 6 км, 28 бродов. фото 2, фото 3. Броды достаточно сложные и мы прибегаем к индивидуальной страховке и помощи друг другу. Подьем по реке происходит частично по другой дороге, чем мы спускались. Очень холодная вода реки и сложность переправ утомляет нас. На некоторых участках едем по каменистому руслу. К вечеру все замерзли, нас спасали только горячие источники, у которых мы остановились на ночевку. На 14 км, сделав последний брод реки, начинаем крутой подьем с градиентом в 20 гр. фото 4, фото 5. После 4 км взлета разбитая каменистая дорога выполаживается и мы едем до следующего взлета на отрог хребта. фото 6. Очень сложный подьем, приходится иногда отдыхать и собирать группу. На 23 км дорога слегка выполаживается и вскоре мы спускаемся на хорошую гравийную дорогу ведущую на Мутновскую ГеоЭС.  Карта препятствия

Трек от бухты Жировая

Протяжённость препятствия (Lпп): 26.728 км

Кпр = 1 + (Lпп — Lлп)/100 = 1.27

Протяжённость препятствия: 26728 м

Характеристика покрытия № Длина участка, м Вид покрытия Кпк Примечание 1 1600 Песок, разбитый, мокрый 1.60 фото 1 2 7500 Грунт, со множеством ТП, мокрый 3.30 фото 8, фото 10 3 8400 Крупный камень, со множеством ТП, мокрый 2.80 фото 4, фото 5, фото 6 4 5428 Мелкий камень, разбитый, мокрый 1.60 фото 7, фото 9 5 3800 Мелкий камень, разбитый, сухой 1.40 фото 11

Кпк = 2.43

Кв = 1.12

КТ = 1.27 * 2.43 * 1.55 * 1.63 * 1.12 * 1.00 * 1.20 = 10.48

Препятствие соответствует IV категории трудности

17. Выводы. Нам удалось пройти интересный и сложный велосипедный маршрут по Камчатке. Редкий московский, да и российский велотурист забирается в эти места, и тем приятнее было нам прокатиться здесь. — Дороговизна перелета является одним из отрицательных моментов посещения этого места, но как говорится, было бы желание и вам откроются возможности. В декабре 2015 года Аэрофлот открыл акцию и мы взяли билеты за 20.000 руб. в оба конца. Ищите такие возможности и вам повезет. — Основные траты в походе были как раз связаны с перелетом. А вообще на Камчатке дорого все: еда, транспорт, снаряжение, туры. Мы всем этим озаботились еще в Москве и смогли провезти некоторые из продуктов, правда за дополнительную плату. Оказалось сьэкономили до 30 процентов. — Продукты на Камчатке купить можно, лучше их брать в Елизово или Петропавловске. Конечно выбор не московский, но что делать. В небольших поселках ассортимент достаточно скуден и необходимо заранее знать, чем богат этот магазин, иначе можно попасть. — Такая же проблема с бензином: в городе он есть и вполне сносный, хотя мы периодически чистили примуса. Стоит брать резервный примус на случай засора или поломки основного. — В период нереста рыбы с июня по август в этих местах можно разжиться или поймать рыбу, а иногда и икру, поэтому рыбные блюда дополнят ваш рацион. Удочкой, скорее всего, вы ее не поймаете, но вам ее предложат браконьеры. — Хорошее время для путешествия по Камчатке июль – сентябрь В это время здесь много рыбы, ягод и грибов, но все это будет вам только в глухих местах, так как местные тоже за этим добром охотятся. Грибные и рыбные блюда часто были в нашем рационе. — Время июля — сентября хорошо и в смысле безопасности, ведь основная опасность здесь — медведи, а они в это время сытые, как раз рыбой и ягодами (шикша и голубика). Но на это не стоит слишком полагаться, ведь медведь – верь непредсказуемый. Закупайте фальшфейера и конечно будьте внимательны. Камчатка полна разговорами о сьеденных туристах и прочих любителях природы. И это – не шутка. — Дорог на Камчатке – мало, а те которые есть – неинтересны, а иногда и пыльны. Когда же ты уходишь вглубь Камчатки, то видишь ее первозданной, правда, со сложными дорогами и локальными препятствиями в виде бродов, оврагов, снежно-ледовых участков. К этому надо быть готовыми, но в этом и вся красота Камчатки. — Мы проехали и прошли Камчатку, нам открылись самые дивные ее места. Особенно хочется отметить: Малкинские и Дачные горячие источники, Толмачево озеро и дорогу по Толмачеву долу, бухту Жировая на берегу Тихого океана и дорогу к ней, подьем по Сухой речке и восхождение на вулкан Авачинская сопка. А еще камчатская рыба и икра. Вот ради чего мы забрались так далеко, на край нашей земли под названием КАМЧАТКА.

Приложение

1. Велосипеды Емельянов Емельянова Синяев Воробьев Шида Чернов Рама Trek Treking Fox Merida Stark Treking Merida Колеса 28* 32 сп 26* 36 сп 26* 32 сп 26* 36 сп 26* 36 сп 26* 36 сп Покрышка Тормоза V-brake V-brake V-brake дисковые V-brake V-brake Пер.перекл Shimano Shimano Shimano Shimano Shimano Зад.перекл Shimano Shimano Shimano Shimano Shimano Shimano Ручки пер грипшифт грипшифт манетки манетки манетки манетки Пер звезды 3 3 3 3 3 3 Зад звезды 8 7 9 9 8 9 Багажник all all all all all all Цепь 300 км новая 600 км 700 км новая 1000 км

1.1. Неисправности проявившиеся в походе За 15 дней велопохода — порвалась задняя покрышка на велосипеде Андрея Чернова. Сначала ее переставляли и латали, а во второй половине похода заменили на новую. В ремнаборе была запасная. — сломалось крепление стойки багажника Сергея Шиды. Багажник был совершенно новым. На Мутновской ГеоЭС подобрали подходящую проволоку, согнули ее П- образно и прикрутили тонкой капроновой веревкой к обеим стойкам. С трудом разобрали эту конструкцию в аэропорту Елизово. — проколы 3-х камер с заменой их на новые

2. Групповое снаряжение Номер п/п Наименование снаряжения Кол-во Кто берет 1 Палатка 3 Емельянов, Синяев, Шида 2 Каны 2 Воробьев 3 Примус бензиновый с балонами 3 Емельянов, Воробьев 4 GPS приемник 3 Синяев, Емельянов, Воробьев 5 Карты 1 комп. Емельянов 6 Половник 1 Емельянова 7 Скатерть обеденная 1 Емельянова 8 Тросик с замком 1 Емельянов 9 Фонарик 3 Емельянов, Синяев, Воробьев 10 Фонарь задний 1 Воробьев 11 Фотоаппарат 3 Емельянов, Шида, Синяев 12 Аптечка комплект Чернов 13 Ремнабор комплект Синяев 14 Экран ветрозащитный 1 Емельянов 15 Насос 3 Емельянов, Синяев, Воробьев 16 Солнечная батарея 2 Воробьев, Емельянов 17 Репшнур 7 мм 50м, обвязка 1 Емельянов 18 Карабин 1 Воробьев 19 Продукты Закупается в Москве и Елизово 20 Швейный набор 1 компл. Емельянова 21 Емкость для бензина 2 Воробьев 22 Безмен 1 Синяев 23 Рация 1 компл. Воробьев 24 Тент от дождя 1 Воробьев 25 Топорик 1 Емельянов 26 Фальшфейер 4 Закупается в Петропавловске 27 Рукавица 1 Емельянов

3 Личное снаряжение Номер п/п Наименование 1 Велосипед 2 Велочехол 3 Велорюкзак 4 Обувь 5 Обувь трекинговая 6 Чехол для велорюкзака 7 Накидка от дождя 8 Спальник 9 Куртка с капюшоном 10 Теплая поларка 11 Российский паспорт 12 Страховка медицинская 13 Коврик 14 Рубашка с длинным рукавом 15 Головной убор 16 Термобелье 17 Одежда для езды 18 Очки солнце защитные 19 Авиабилет 20 Крем от загара 21 Деньги 22 Нож ложка миска кружка 23 Велошлем 24 Лекарства индивидуальные 25 Рюкзачек 26 Средства гигиены, полотенце 27 Перчатки

4. Покупка фальшфейеров

5. Страховой медицинский полис

6. Разрешения на проезд

7. Картография.

Источник : "http://s-emelyanov.ru/otchet-o-velosipednom-pohode-po-dalekoj-kamchatke/" rel="nofollow"