24 августа 2021
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Горно-Кавказский
Вид туризма: Велотуризм Категория сложности: III

О Т Ч Е Т

о велосипедном туристском походе третьей категории сложности

по Северной Осетии

совершенном с 07.08.20111 по 20.08.2011

Маршрутная книжка: N 48/11

Руководитель: Петрова А.Д.

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть засчитан всем участникам и руководителю как поход третьей категории сложности.

Содержание отчета

Карпаты 2010 II к.с. У

костровой

1.2. Нитка маршрута

Владикавказ – Алагир – Дур-Дур – Чикола – Ахсарисар – Мацута – Стур-Дигора – турбаза Таймази – Мацута – Махческ – Камунта – пер.Кионский – Верхний Згид – Садон – альплагерь "Цей" – Бурон – Мизур – Унал – пер.Архонский – Фиагдон – Гусыра – пер.Батайраг – Кобан – Дзуарикау – Фиагдон – Фазикау – Джимара – Мидаграбинские водопады – Даргавс – Кармадон – верх.источники – Горная Саниба – пер. Суаргомский – Чми – Балта – Владикавказ

1.3. Схема маршрута

2. Организация похода.

2.1. Общая идея похода

Приобретение опыта велопоходов в высокогорном районе, изучение возможности комбинирования велопохода с радиальными пешими выходами в труднодоступные для велотуриста места, ознакомление с природным, культурным и историческим наследием Северной Осетии

2.2. Обоснование выбора района, и начальной и финальной точек маршрута

По финансовым причинам наиболее доступным высокогорным районом оказалась российская часть Кавказа. По сведениям из интернета и новостям, районы Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии выглядели нестабильно и небезопасно. Дополнительный поиск по туристским форумам дополнил общую картину контр-террористическими акциями, в этом случае из района вежливо, но твердо выдворялись все туристы, альпинисты и отдыхающие, и несколько походов из-за этого оказались сорваны. Наиболее привлекательной – миролюбивой и спокойной выглядела Северная Осетия, а благоприятная информация от лично знакомых мне туристов-горников, уже два года подряд ходивших туда в походы еще более убедила в правильности выбора. Таким образом стояла задача составить веломаршрут не покидая пределов республики Северная Осетия. Позже возникла идея скомбинировать маршрут с радиальными пешими выходами, которая и была успешно воплощена. Выбор направления прохождения маршрута вызван характером рельефа и правилами планирования – первые дни асфальт и плавный набор высоты, что позволяло организму спокойно акклиматизироваться, в последние дни – постепенное снижение километража и большое количество интересных для посещения объектов, что позволяет скомпенсировать накопленную усталость и добавить положительных впечатлений.

2.3. Варианты подъездов и отъездов

Из финансовых соображений были выбраны следующие варианты подъезда и отъезда

туда Одесса – Ясиноватая – Ростов-на-Дону – Владикавказ

обратно Владикавказ – Ростов-на-Дону – Знаменка – Одесса

Довольно дорогим оказался поезд Ясиноватая – Ростов-на-Дону, видимо значительную часть стоимости билета составляет сам факт пересечения на нем границы. Желающие сэкономить могут пересечь границу своим ходом (на велосипедах) и от Таганрога добираться на электричках в Ростов. Это сэкономит примерно долларов по 20 в каждую сторону, но и отнимет почти сутки врменени, тоже в каждую сторону.

2.4. Варианты аварийного схода с маршрута

Из любой точки маршрута в течении не более чем одного ходового дня можно попасть на одну из дорог соединяющих горные районы с Владикавказом. Откуда, если повезет, можно уехать рейсовым автобусом либо нанять частного перевозчика.

3. График движения и техническое описание прохождения маршрута

35.5

16/31/10 °C

солнечно, во второй половине дня дождь

радиальный выход к водопадам (пешком)

6.6

5.4

утром 13 °C

солнечно, во второй половине дня дождь

радиальный выход на перевал Кубус (пешком)

4.4

3.3

23/31/13 °C

солнечно

радиальный выход к леднику Сказский (пешком)

5.1

53.5

15.5

17/21 °C

солнечно, во второй половине дня сильный дождь

Фазикау – нижние кармадонские источники

31.6

12.2

17.2

14.4

облачно/пасмурно, временами дожди

радиальный выход на верхние кармадонские источники (пешком)

нижние кармадонские источники – пер. Суаргомский

16.3

6.8

6.3

8/12/14 °C

солнечно, облачно, ближе к вечеру дождь

пер. Суаргомский – Владикавказ

43.7

20.3

9.7

утром 14 °C

пасмурно, облачно

Всего за 14 дней

Из них:

пешком – по горным тропам и моренам : 39,1 км (набор высоты 2403м)

на велосипеде – 483,9 км (набор высоты 10420м), в том числе:

асфальт – 243.2км,

грейдер – 164,9км,

грунтовые дороги – 72.5км

бездорожье – 3.3км

3.2. Техническое описание прохождения маршрута

07.08.2011 Владикавказ – Дзуарикау – Алагир – Карман – Дур-Дур – Чикола – Ахсарисар

Пасмурным утром приезжаем во Владикавказ. Встречаемся с Русланом, который помогал нам с оформлением пропусков и обмениваем деньги на пропуска.

Надо зарегистрироваться в МЧС, но сегодня выходной день и в офисе никого нет. Приходится ехать на такси на базу МЧС, которая находится за городом. Регистрация проходит без проблем – нам проводят инструктаж, снимают копию с маршрутной книжки (кстати, ее наличие здорово ускоряет процесс регистрации) и отпускают.

В 11:15 выезжаем от ж.д вокзала. Через годород едем неспеша и максимально аккуратно. Сегодня первый вкатывательный день, пробег хоть и запланирован большой, но преимущественно по асфальту и с небольшим набором высоты.

В 11:45 (6.4 км от вокзала) выезжаем из Владикавказа (фото 1).

За городом устраиваем технический привал. Согласно сегодняшнему маршруту пересекаем республику с востока на запад по предгорью, без приключений едем по трассе до Алагира. По пути находим дикие яблоки, которые немного скрашивают общую пасмурность (фото 2).

У дороги видели стеллу матери погибших на фронте семи сыновей. Дорога очень приличная, удивляет множество брошенных на обочине пакетов с мусором.

В Алагире, небольшом цивильном поселке-райцентре – закупка в магазине, расспросы о погоде (испортилась в последние дни). Пока выезжали из поселка через улицы с частными домами – обнаружили, что здесь типичный двор – небольшая крепость: фронтально возвышается целая стена с огромными воротами и дверью, переходящая в стену дома, а сами дворы, как правило, крыты. В целом это все напоминает ряды трамвайных депо, разве что без рельс. Осетины сопровождают нас слегка исподлобья, но никакого ажиотажа мы не вызываем – чувствуешь себя просто нетипичным явлением природы.

В 14:45 Останавливаемся у речушки за Алагиром и Црау на обед. На десерт порадовали себя арбузом, купленным в Алагире.

В 16:00 продолжаем движение.

За поселком Карман сворачиваем в поля и приезжаем в Дур-Дур грунтовками. Уже на асфальтовой дороге на въезде в Дур-Дур нас догоняет и останавливает машина с главой местной администрации – проверка документов, выяснение как мы сюда попали и почему нас никто не видел. Оказывается, Дигора закрытый город. Выяснив, что мы приехали сюда полями и в Дигоре не были. Нас отпускают с миром и пожеланием счастливого пути. Все вежливо и корректно.

В Дур -Дур въезжаем в 17:36, пытаемся попросить обычной воды из под крана в магазине, но на дарят просто так несколько бутылок минеральной. Первое приятное столкновение с кавказским гостеприимством.

От Дур-Дура до Сурх-Дигоры едем живописной грунтовкой, впервые начинают открываться какие-то панорамы, хотя все еще и прикрытые довольно толстым слоем облаков. Примерно через километр дорога пересекает ручей. Здесь довольно неплохое место для стоянки, но нам надо дальше.

На въезде в Чиколу фотографируемся у красивой арки с орлом (фото 3). Сквозь нее виднеются горы и это символично, что через нее мы въезжаем в горный район.

После Чиколы начинаем искать место для ночлега, но вдоль дороги долго тянутся ограды. Наконец видим ближайшее ответвление в сторону и ныряем туда (фото 4). Дорога выводит к коровнику и будке с местными пастухами, которые, впрочем, не проявляют к нам интереса. Доезжаем до обрыва, внизу каньона шумит река, но спустится возможности нет. Видит око, да зуб неймет. Приходится за водой ходить к ручейку у коровника, вода мутная, но после отстаивания и кипячения вполне употребима.

Итого: постановка лагеря в 20:30. Местные к нам интереса не проявляют.

Отчет о велосипедном туристском походе третьей категории сложности по Северной Осетии

фото 1. Выезд из Владикавказа

Дистанция за день – 95.5км, из них: асфальт – 83.7км, грунтовые дороги – 11.8км

Средняя скорость – 17.6 км/ч

Высотный профиль участка

Трек дня "http://www.gpsies.com/map.do?fileId=ecrbfbtmproetguh" rel="nofollow"

08.08.2011 Ахсарисар – Мацута – Стур-Дигора – турбаза «Таймази»

Общий подъем был назначен на 6, дежурным на 5. Однако, вследствие моей забывчивости, всем пришлось подняться на час раньше. Зато выехали рано – в 8 утра.

Постепенно стало даже солнечно, за Ахсарисаром пошли и подъемы (фото 5), асфальт окончательно исчез, дорога стала типичной горной – щебенка, камни, выбоины – но в целом ровнее, чем в Карпатах или на подъемах в Крыму – грунт твердый, тяжелой техники почти нет, джипы особо тоже не не разъезжают. Перед ущельем на лугу замечаем пасеку на грузовой платформе, у дороги продают мед. Таких передвижных пасек в Осетии мы встретили затем немало.

Через 14.3 км подъезжаем к дигорскому ущелью, останавливаемся и идем на обзорную площадку (фото 6). Расстояние до воды около 70 метров, брошенный камень летит, летит, затем теряется из виду, а в пенной круговерти и следа не видно.

На въезде, в скале вырублен впечатляющий тоннель (фото 7).

На протяжении всей дороги по ущелью стены сочатся влагой, то тут то там встречаются небольшие осыпи. Как ни красиво тут, а все же задерживаться не хочется.

Длина ущелья около 4 километров, мест для стоянок нет. Но на выезде встречается, как говорят сами осетины, "святое место" и источник рядом. Такие места оборудованы навесом, столом, скамейками, родником, очагом и прочими полезными для путника вещами. Рядом непременно стоит табличка с изображением местного святого в виде старца/богатыря на коне в лучах света (фото 8). Это первое такое встреченное нами место.

После ущелья долина кажется просто огромной. На склонах начинают встречаться развалины родовых башен (фото 9). Эти башни использовались как сторожевые, оборонительные, а иногда и как жилые помещения. Арочный вход в башню располагался на высоте 2-3 метров над землей, и, в случае нападения, вся семья взбиралась в нее по лестнице, затем, лестница втягивалась внутрь, и вход закрывался тяжелой кованой дверью. При должном запасе еды и воды, обитатели такой башни могли выдерживать довольно долгую осаду. Кроме вполне практичных целей, эти башни заодно служили символом силы рода, так как постройка такой башни была делом весьма и весьма дорогостоящим. Говорят и сейчас считается престижным отреставрировать "свою" башню.

В Мацуте начинается Аланский национальный парк (фото 10). Сейчас нам надо на Стур-Дигору и мы поворачиваем направо. Дорога ухудшается и становится круче, в ход идут передачи 1-2, 1-1.(фото 11)

Иногда на склонах встречаются вот такие непонятные сооружения (фото 12). Позже нам сказали, что это древние захоронения. Удивительно, но за ними, похоже, кто-то присматривает.

На обед останавливаемся за Билягидоном – на симпатичном разливе (фото 13). Там полого, находим топливо для горячего обеда, укрываемся от ветра, по традиции идущего вверх по ущелью, за кустарником.

После обеда поднимаемся по небольшому серпантину, доезжаем до развилки на Дзинагу и Караугом – тут и начинается дождь (фото 14). Временами он перестает идти, однако в целом мрачно, мокро и довольно прохладно, скорость сильно падает, часто делаем остановки на «подышать».

Стремясь забраться повыше, на самую верхнюю базу мы счастливо проехали все базы и чуть не уехали до Жемчужного водопада. Осторожно скатились обратно к последним воротам, поражаясь – как выперлись с велами на такую труднопроезжаемую крутоту вверх.

Поселять нас сначала не хотели.

- А вы откуда? Из Одессы? опять одесситы?? да от вас одни неприятности!

В ходе препирательств выясняется, что местная полиция украинцев тут отлавливает и штрафует за отсутствие пропускных документов, а если их ловят на территории базы, то и владельцев базы штрафуют тоже, поэтому украинцев селить не хотят. Но нам очень нужно заночевать именно на базе, ведь мы хотим завтра уйти погулять пешком и надо где-то оставить под присмотром вещи. После долгих и мутных переговоров, (а все это время ребята мерзли и мокли на улице) нам разрешают поставить палатки у забора без официального оформления документов на поселение. А администрация, если что, скажет, что видит нас впервые.

Мы уже собираемся плюнуть на все и уйти ночевать куда-нибудь в лес, но тут из палаток у забора выходят поздороваться ребята-альпинисты. Слово за слово разговорились и решили остаться, тем более, что они предложили воспользоваться электрической плитой и чайником в домике. Не успели поставить палатки и организовать тент, как опять от души ливануло, но мы уже спрятались.

Ужин готовили долго – темно, дров не найдешь, да и все мокрое. Ничего – у нас на Таймази рассчитан бензин. Другое дело, что собранная в первый раз моветоновская проблемная горелка в полный рост показала все свои проблемы – шланг стал нещадно травить, раз пять воспламенялась вся «кухня». Олег в непонимании – дома на столе без проблем готовил макароны. Уже почти отчаявшись, все-таки нащупали безопасное положение шланга и вода стала греться. Грели долго – даже с ветрозащитой и крышкой конфигурация и поверхность закопченных овальных канов не оптимизированы под горелку. Так или иначе – ужин состоялся, хотя чая дождались не все.

фото 5. На подъезде к ущелью.

фото 6. Вид с обзорной площадки

фото 7. Тоннель

фото 8. У «святого места»

фото 9. Развалины родовых башен

Дистанция за день – 48.6км, из них: асфальт – 13.1км, грейдер – 35.5км

Средняя скорость – 8.8 км/ч

Высотный профиль участка

Трек дня "http://www.gpsies.com/map.do?fileId=yrglrnhmwoxnfqtx" rel="nofollow"

09.08.2011 турбаза «Таймази» – радиальный выход в сторону водопада «Жемчужный» – турбаза «Таймази»

В этот день у нас был запланирован радиальный выход по ущелью. Ночевать мы собирались уже не на базе, поэтому перед выходом все вещи упаковали по походному и вместе с велосипедами занесли к соседям в домик.

На базе "Таймази" можно поглядеть, как жили какие-нибудь комсомольцы на строительстве Очередного Важного Объекта Страны – сколоченные из грубых досок лежанки, ветхий пол и стены. В недавно построенном туалете, правда, было освещение, а возле тропинки стояло корыто с несколькими кранами – универсальный рукомойник.

Выходим из лагеря в 10 часов. К водопаду "Жемчужный" идет хорошая грунтовая дорога, которая сначала сквозь лес круто забирает вверх, а затем довольно полого идет траверсом (фото 15).

По мере выхода наверх солнышко выглядывало все больше, куда ни повернись – везде великолепные виды и разнотравье – Кавказ, наконец, сбросил с себя пелену дождей и облаков, иногда приоткрывая заснеженные вершины и полосы ледников. По пути довольно много ручьев с чистой вкусной водой, даже не нужно брать с собой фляги.

Примерно через 4,3 километра выходим к водопаду (фото 16). На поляне рядом мы обнаружили огромный арбуз и съели его, затем искупались в водопаде, памятуя о том, что в любой момент можно получить «жемчужинкой» в голову, да и вообще, купаться там – довольно свежее ощущение: вода ледяная, струи тугие и бьют без скидок, еще и немного меняя свою тяжесть – находясь под ними кажется, что они живые.

После купания у нас еще остается много свободного времени и мы решаем посмотреть, что находится за табличкой «Пограничная зона». Дорога переходит в тропу и плавно набирает высоту, внизу в извилистом каньоне шумит река. (фото 17) Продвигаясь вперед, не перестаем удивляться масштабам всего – валунов, водопадов, уклонов. Временами попадается малина. Постепенно приоткрываются языки ледника Тананцете, рассматриваем горы в бинокль – очень красиво, необычно! (фото 18) Дойдя до очередного пригорка, все-таки отмечаем точку возврата и приваливаемся на мягкую траву, укрывшись от свежего ветерка. Есть время подумать о смысле бытия, пощелкать затвором или просто пожевать травинку, свыкаясь с мыслью, что ты – на Кавказе.

В половине третьего начинаем спуск вниз. На полпути между водопадом и базой встретили пограничников, рассказали им, что дальше водопада не ходили, а документы все есть – нас и проверять не стали.

Перед серпантином собрался и пошел дождь, на базу прибежали уже под ливнем и мокрые – приятного мало, особенно учитывая наступившие какие-то обеденные сумерки и ощутимую прохладу. Кое-как переодевшись, заполучили от знакомых туристов пару чайничков кипятку, а согревшись, принялись готовить обед, попутно общаясь с обнаруженным на базе одесским туристом – выяснилась целая куча общих знакомых даже у тех, кто его не знал. Весь спуск занял около часа времени.

Дождь все не заканчивается и мы решаем остаться на базе до утра, чтобы не мыкаться по мокрым окрестностям под вечер в поисках укрытого от лишних глаз ночлега. Такая мысль пришлась по вкусу даже погоде – постепенно дождь перестал и выглянуло мягкое вечернее солнышко, а мы получили возможность постираться и перегруппировать силы! Попутно приходит еще одна мысль – раз у ж мы остались ночевать, не пойти ли нам с утра на Кубусский перевал, говорят, там красиво! Единогласно решаем идти, но встать придется очень рано, чтобы не сорвать общий график движения.

фото 15. Дорога вверх по ущелью

фото 16. Водопад «Жемчужный»

фото 17. Панорама ущелья

фото 18. Вид на ледник Тананцете

Температура утром – 13 °C

Набор высоты – 590м

Дистанция за день – 12км, из них: грунтовые дороги – 6.6км, горные тропы – 5.4км

Высотный профиль участка

Трек дня "http://www.gpsies.com/map.do?fileId=alvcpzlhnucgjxyx" rel="nofollow"

10.08.2011 турбаза «Таймази» – Мацута – РОВД Чиколы – Мацута – Махческ

Утро выдалось чрезвычайно холодным, как и ночь – было пару градусов тепла. Поднялись мы еще до рассвета. Благодаря одолженному маленькому электрочайнику быстро попили чай, поставили на электроплитку свои канны с водой – и по утренним сумеркам двинулись по мокрой крутой тропе на Кубусский перевал. Когда выбрались на потрясающий мягкостью и разнотравьем торфяник седловины – то облюбовали большой плоский камень и посвятили себя вкушению красоты восхода в горах (фото 19). Весь подъем бодрым шагом занял 35 минут.

От перевала прошлись еще немного траверсом, чтобы выйти из зоны лесов и увидеть цирк полностью (фото 20).

Потом быстро бежим вниз. В лагере мы в 8 часов. Быстрые сборы, завтрак и выезд из базы в 9 ровно.

Катимся вниз с ветерком, вокруг солнечно и красиво (фото 21), но вот только через несколько километров начались приключения – местный житель в форме полиционера на «Ниве» с номерами 555 остановил нас и, представившись участковым, потребовал сходу пропуска. Еще толком не глянув в них, заявил, что это «не те» пропуска. Будучи смущен отпором и печатью ФСБ, стал звонить и передавать наши данные куда-то «туда», резюмируя, что пропусков у нас нет и он должен нас доставить в РОВД Чиколы. После препирательств со словами «езжайте пока» – укатил вверх, все равно мы далеко не уедем. Через некоторое время он на обратном пути вновь нас остановил – только разговор стал жестче, имя человека, дающего ему указания, он отказался называть, но вновь отпустил с формулировкой «скажу, что вы убежали» – да и куда мы денемся – дорога пока одна.

Повисло напряжение, продлившееся до самой Мацуты, где нас ждали и, собственно, задержали в 9:30 утра. Вначале предполагалось переправить нас без велосипедов по трое в двух машинах, но мы разделяться не стали, и, вытребовав помещение для велосипедов (вначале предлагалось «оставляйте здесь у забора, никто их тронуть не посмэет!»), набились в подъехавший УАЗик с приметной надписью «полиция».

В Чиколу доехали с ветерком. По пути поймали связь, связались с КСС, описали ситуацию, немного разговорились с Аланом – полисменом и водителем бобика. Теплилась надежда, что недоразумение как-то рассосется – можно подумать, велотуризм в Осетии укрепился настолько, что отрицательные отзывы будут каплей в море. Однако по приезду и длительному ожиданию информации от нашего «представителя ФСБ» нас отпускать не торопились – долго запечатывали данные ожесточенным однопальцевым методом, сканировали отпечатки пальцев, а затем и вовсе троих на том же бобике отправили в миграционную службу ФСБ Чиколы, где основные боевые действия вела Светлана, в то время как с оставшимися разбирались методом «добрый и злой полицейский». Основные мотивы вымогателей от власти – «незнание закона не освобождает от ответственности» (кои законы должным образом донесены не были, что и было отписано в протоколах), «мы вас прекрасно понимаем, но просто вынуждены оштрафовать». Разбирательства продолжались до глубокого послеобеденного времени, аргументы и контраргументы зациклились. Когда мы с воодушевлением отреагировали на альтернативу штрафа – депортацию – стали пугать 15ю сутками. Голос анонима в трубке убедительно советовал по-хорошему оплатить штраф за троих. При этом ситуация была такова, что по выезду из Ирафского района мы попадали в Алагирский, где, наверняка, попали бы в ту же историю – некой регистрации в зоне регламентированного доступа на остальных районах у нас также не было, да и никто не знал, как выглядит соответствующий пропуск – «у вас его нет», и весь сказ.

Видимо, всерьез давить на нас поостереглись (неясно, почему) и, осознав нашу упертость в нежелании давать взятку и признавать свою вину, нас отпустили. Удивительно – но Алан ждал нас, чтобы отвезти обратно к велосипедам, спасибо ему большое. (фото 22)

Выгружаемся уже хорошим вечером (примерно полвосьмого), забираем свои велосипеды и вещи, фотографируемся на память с Аланом и местными жителями, которые довольно искренно за нас переживали.

Наскоро покупаем и съедаем тут же арбуз и шоколадки (ведь мы целый день не пили и не ели), достаем фонарики и выезжаем. Мы все еще находимся в ущелье – с одной стороны горная стена, с другой обрыв и даже заночевать негде.

В глубоких сумерках выезжаем за Махческ и останавливаемся на ночевку в первом же овражке. Рядом чистый ручей, дров завались, поляна усеяна чабрецом. Как же приятно почувствовать себя свободным человеком.

Из-за сегодняшних приключений мы отстаем на день и не сделали запланированный подъем (более чем на 1000м) к перевалу. Однако, не смотря на отсутствие физической нагрузки за день, все чувствуют себя вымотанными до предела. Так что быстрый ужин и по палаткам. Завтра нам нужно выполнить двойную норму километража.

фото 19. Восход на перевале

фото 20. Вид с перевала на ледник

фото 21. Спуск к Мацуте

фото 22. Вот так мы и ехали

Температура утром – 6 °C

Набор высоты – 330+321м

Дистанция за день – 4.4 + 25.9, из них: щебень/гравий – 25.9км, горные тропы (пешком) – 4.4км

Средняя скорость  – 12.6 км/ч

Высотный профиль пешеходного участка

Трек дня (пешеходная часть) "http://www.gpsies.com/map.do?fileId=ufrqunudwflrcgvr" rel="nofollow"

Высотный профиль велосипедного участка

Трек дня (велосипедная часть) "http://www.gpsies.com/map.do?fileId=jqgjazejhrqreqbg" rel="nofollow"

11.08.2011 Махческ – Фаснал – Камунта – пер. Кионский – Згид – Садон – альплагерь «Цей»

В этот день нам надо было сделать двойную дневную норму и было на это несколько очень уважительных причин. Во-первых, на следующий день у нас было целых два именинника и хотелось провести этот день на отдыхе с толком и с расстановкой, а не налегая на педали. Во-вторых, у нас был запланирован не только отдых, но и небольшой радиальный выход к леднику, единственный с возможностью подобраться к нему так близко, насколько это возможно для неподготовленной группы и без спецснаряжения, ужасно не хотелось терять этот шанс. Ну и в-третьих, в Цее у нас была запланирована встреча с группой наших друзей-горников, а встреча в походе двух дружественных групп это мегасобытие. Поэтому мы постарались собраться побыстрее и выехать.

Первую длительную остановку сделали в Фаснале у остатков бельгийской обогатительной фабрики конца XIX – начала ХХ в. Из дома рядом вышел местный житель, который оказался бывшим инженером и рассказал нам, что когда-то в этих местах была очень продвинутая горнодобывающая отрасль. Бельгийцы разрабатывали тут месторождения серебряных, свинцовых и цинковых руд, а со временем к шахтам были проложены узкоколейки и была установлена новейшая для своего времени электростанция. Сейчас остатки стен фабрики, да пара домов – все что осталось от того великолепия (фото 23)

Нас звали на посиделки на чай и предлагали подвезти до Дунты. Мы еще раз помянули про себя недобрым словом местную полицию, из-за которой у нас теперь такой дефицит времени и с искренним сожалением отказались от чая. Впрочем как и от машины.

Из-за полиции же, с этого дня мы каждый раз начинали мяться и испытывать неловкость при невинном вопросе «вы откуда?». Очень уж не хотелось повторения эпизода с РОВД. Ведь мы последовательно пересекали несколько районов Северной Осетии, и в каждом из них нам могли устроить заново «теплый прием от официальных лиц». В итоге договорились, что будем говорить, что мы из города (Владикавказа), ведь едем мы на велосипедах именно оттуда. Кстати, вот еще интересная деталь – местные называют Владикавказ просто «город», видимо подразумевая, что это единственный город в Северной Осетии, а все остальное поселки.

Красивая дорога по ущелью до Дунты заняла часа два. По дороге остановились у старого могильника.(фото 24)

На развилке на Дунту повернули наверх по серпантину – и на передаче 1-1 въехали в Камунту, располагающуюся в седловине хребта. (фото 25)

В селе осталась всего пара жилых дворов, а хлеб – большая редкость. Тем не менее, очень интересный поселок – сложенные без раствора дома ярусами, непременная телефонная будка и флаг Алании на фоне старины. Имеется кран со вкусной родниковой водой. В селе мы раздобыли полкруга коровьего сыра – хозяйка долго не хотела брать за него денег.

Отсюда интересный обзор – с одной стороны видна Дунта, с другой – дорога на наш перевал, на Галиат («мертвый город», куда мы ехать не планировали), на Скалистый хребет. (фото 26)

От Камунты начинается непосредственно подъем на перевал, дорога выглядит довольно прилично и вселяет в нас надежду успеть к вечеру в Цей. Но довольно скоро накатанная дорога заводит в тупик, приходится возвращаться и сворачивать на разбитую, в ямах и застывших комьях грязи грунтовку (фото 27). Радуемся, что сейчас сухо.

Но и грунтовка со временем заканчивается – упираемся в овражек, через который вещи и велосипеды приходится челночить (фото 28). Далее дорога становится совсем неочевидной, но другого пути нет – и мы прорубаемся старым заросшим серпантином через лесок, преодолевая не только поросль, но и перебираясь через заросшие валуны, ямы и местами подболоченные старые колеи. (фото 29)

День уже клонился к вечеру, когда, наконец, после бесконечного подъема по пересеченной промоинами тропе, стало ясно – мы вышли на перевал (фото 30).

Наскоро съедаем расплавившуюся от жары шоколадку и пару бутербродов, утепляемся и начинаем спуск. Дорога здесь каменистая, опять-таки очень много промоин и местами сплошные лужи. По сыпухе, тем более мокрой – не очень и разгонишься.

Аккуратно проезжаем мимо Згида. Виды становятся фантастическими – над ГКХ встала огромная полная луна, сзади подсвечивает Кионхох и Скалистый хребет закатное солнце (фото 31). Дорога становится более укатанной, местами удается разогнаться до 40 км/ч, но, все-таки, не стоит на этом бесконечном серпантине превышать скорость 30 км/ч, а в разбитых поворотах – тем более.

Пока спускались, стало ясно, что скоро стемнеет, а нам еще медленно и печально ехать вверх до Цея около 25км после выезда на трассу, чтобы сделать сегодня норму за два дня и встретиться с друзьями в альплагере. Кроме того, опасались обязательного КПП в Буроне, да и устали сегодня – Кионский перевал дался нелегко. Появилась мысль найти транспорт до Цея в Садоне.

Впечатление от поселка довольно удручающее – он, как и Згид, довольно-таки заброшен. Впрочем, местных жителей мы все-таки встретили – те удивись, что мы с Камунты, расспросили о состоянии дороги через перевал, а затем посоветовали обратиться «в школу, к дагестанцам» – только у них есть большие машины. Спустившись еще, тормозим у крыльца школы, там же стоят симпатичные пассажирские Камазы. На крыльце обнаруживается пожилой горец, с которым встречались еще в Мацуте. Он согласен и бесплатно нас довезти, но – минут через сорок, когда вернется, отвезя рабочих. В это время на крыльцо высыпают те самые дагестанцы, преимущественно пьяные. Вначале робко, затем все увереннее зазывают за стол, пошли нехорошие разговоры – и мы, не сговариваясь, мчимся вниз, в сумерки. Доехав до огромной пылевой завесы, и затем до действующего гранитного карьера, замечаем уазик-буханку. После переговоров и получасового ожидания (ничего здесь не делается сразу!) – грузимся в чисто грузовой отсек уазика, спотыкаясь о десяток катающихся бутылок и, пыльные, на корточках или на чем придется, трясемся по дороге. Когда проезжали КПП – ощущения были непередаваемы: чувствуешь себя нелегальным мигрантом и ждешь своей участи в очереди из автомобилей. Наш водитель коротко переговорил с патрульным – и мы поехали дальше, ощущая себя удачливыми нарушителями границы.

Выгружаемся в альплагере поздно вечером. Сразу же в администрацию – разительный контраст с Таймази. Очень приятная женщина-администратор, встречает нас со словами «ну, наконец-то, вас уже заждались». Для нас уже приготовлено место рядом с палатками наших друзей, к нашим услугам горячий душ, кафе, официальная регистрация. По слухам, альплагерь «Цей» откупился от вымогательств полиции и на территории лагеря никого не трогают.

Встречаем друзей. Оказывается, они очень сильно задержались на спуске с перевала и тоже еле-еле добрались до Цея. По их словам, если бы не сознание того факта, что в Цее их ждем мы, они бы точно заночевали где-то по дороге. И еще радостный факт – они решили устроить тут дневку, так что завтра у нас еще будет целый день на общение.

фото 23. Развалины в Фаснале.

фото 24. Старый могильник

фото 31. Вид со спуска с перевала Кионский

Температура утром/днем/вечером – 23/31/13 °C

Набор высоты – 1530м

Дистанция за день – 41.2км, из них: грейдер 19км, грунтовые дороги – 18.9км, бездорожье 3,3 км

Средняя скорость – 7.5 км/ч

Высотный профиль участка

Трек дня "http://www.gpsies.com/map.do?fileId=iqwqnbuerrclxpyh" rel="nofollow"

12.08.2011 альплагерь «Цей» – радиальный выход к леднику Сказский – альплагерь «Цей»

Утром не спеша позавтракали, собрались и двинулись к станции подъемника. Как оказалось – работает он чуть ли не по праздникам, но у нас сегодня двойной праздник: у Сергея и Алексея – день рождения, и им полагается по бесплатной поездке! Немного обождав и пообъедав окрестную малину, группа рассаживается по креселкам и возносится вверх (фото 32).

Слезли у «лавинной» пушки, достали трекинговые палки и пошли вверх по гребню морены. (фото 33) Что интересно – идешь потихоньку, идешь... оглядываешься – ни людей, ни станции! Ощущение, что сзади что-то типа холмика, и все – настолько непривычны масштабы и смещена оценка расстояний.

В конце гребня тропа с зеленки выходит на мелкую, а потом и крупную сыпуху. Здесь уже требуются навыки хождения по сложному рельефу, потому что любой неосторожный шаг, может запустить вниз камни, которые могут больно ударить идущих снизу. Поднявшись до конца явно обозначенной тропы делаем небольшой привал у ручейка ледникового происхождения. Вода стекает по камням и добраться до нее сложно. В этом случае очень хорошо помогает трубочка от капельницы – ее можно просунуть под любой камень, куда не пролезет ладошка или кружка (фото 34). Вода очень вкусная, но почти дистиллированная, напиться ей невозможно.

От ручья немного проходим траверсом по все укрупняющемуся конгломерату. И вот на середине траверса выясняется, что у Сергея камни разодрали почти в клочья его контактные туфли. Не смотря на то, что он утверждал, что они нормально выдерживали походы в горном Крыму, где приходилось много ходить. Видимо, Крым Крымом, а Кавказ Кавказом. Морены очень здорово убивают обувь и как ни хочется сэкономить на весе, но все-таки стоит брать с собой запасной «ходовой», а не «ездовой» комплект обуви, особенно, если вы едете в контактах.

Посовещавшись, мы оставили Сергея на середине траверса, под защитой большого валуна, чтобы случайно скатившийся камень не задел, взяв с него страшную клятву не высовывать оттуда. А сами прошли еще пару десятков метров до конца траверса, чтобы заглянуть по другую сторону морены. Там и привалили (фото 35), (фото 36), (фото 37).

Между тем, погода портилась, и мы поспешили, пусть и аккуратно, спуститься вниз. Спустя пару часов нас накрыл дождь, а затем и ливень – но мы уже почти добрались до наших палаток.

Дальнейшие пару часов провели в делах хозяйственных и сборах в сауну. Сауна была маленькой и дымной, однако время мы провели душевно и напарились от души – можно сказать, завтра поход начинаем снова, чистыми и бодрыми.

фото 32. Подъем на кресельном подъемнике

фото 33. Подъем по гребню

фото 34. Применение трубочки от капельницы

фото 35. Вид на ледник сбоку

фото 36. Вид на ледопад и перевал «Сказский»

фото 37. Вид вниз

Температура утром/днем/вечером – 17/33/17 °C

Набор высоты – 458

Дистанция за день – 5.1км, из них: бездорожье (морены) – 2.9км

грунтовые дороги – 2.2км

Высотный профиль участка

Трек дня "http://www.gpsies.com/map.do?fileId=cglsrpvyylkhnpig" rel="nofollow"

13.08.2011 Альплагерь «Цей» – Бурон – Мизур – Ниж. Унал – пер. Архонский

Утром фотографируемся с нашей дружественной группой (фото 38) и в 9 утра выезжаем из лагеря. Спуск до КПП на трассе проходит довольно быстро – восемь километров асфальтового спуска и еще два грейдерного. Перед КПП собираемся в организованную группу и безпрепятственно покидаем район.

До Унала едем по асфальтированной трассе. Дорога довольно скучна, но часто встречаются длинные тоннели. Проезжать их приходилось в напряжении – тоннель узкий, освещение либо скудное, либо вообще отсутсвует, а носятся местные джигиты очень быстро. В один из тоннелей нас даже не пустила дорожная полиция, а направила в объезд. Говорят высокая вероятность ДТП.

Перед Уналом фотографируемся (фото 39) и начинаем наше восхождение на перевал. Дорога довольно приличная, потому на 1-2 и 1-1 удается ехать не переворачиваясь.

Витки перевала вначале длинные – до 2км, потом становятся короче (фото 40)

После обеда начался традиционный дождик, но, поскольку спрятаться все равно было негде, мы продолжили путь. По дороге неоднократно попадали в облака, которые стремительно плыли в разные стороны, в один из таких моментов дошли до сомнительной развилки – и решили искать ночлег, так как стали подмерзать, да и вариантов других могло не быть. Дима пошел наверх по грунтовке на разведку и, к нашему огромному удивлению, наткнулся на целый навес с длинным столом, лавками, сложенным очагом и табличкой «Путник! Остановись, отдохни.»

К сожалению, на стоянке не оказалось источника, и Олегу и Сергею пришлось съездить пару километров за водой. Во всем прочем – стоянка очень удобная и красивая (фото 41), (фото 42)

фото 38. Встреча двух групп

Дистанция за день – 40.5км, из них: асфальт – 25.3км, щебень/гравий – 15.2км

Средняя скорость – 10.4 км/ч, максимальная 66 км/ч

Высотный профиль участка

Трек дня "http://www.gpsies.com/map.do?fileId=jtjpbruqqdxmumxc" rel="nofollow"

14.08.2011 пер. Архонский – Фиагдон – Гусыра – пер. Батайраг.

Утро выдалось солнечное. Собираемся довольно быстро и выезжаем в 7:42. Но через полкилометра у Димы обнаруживаются проблемы с переключателем – выкрутился один из роликов, потерялась керамическая втулка и щечки. К счастью, подходят части от запасной перекидки аливио, и мы продолжаем наш путь наверх.

Со свежими силами довольно быстро преодолеваем оставшиеся 5 километров до перевала (фото 43) и начинаем спуск (фото 44), оказавшийся довольно крутым

Вскоре показалось каменное здание монастыря. Свято-Успенский Аланский мужской монастырь – самый высокогорный в России, расположенный в окружении заснеженных вершин Куртатинского ущелья. Здесь же сооружен новый Храм – точная копия древних аланских храмов. Его стены выложены из камня в традициях древнего осетинского зодчества.(фото 45)

Мы движемся в Фиагдон, но вначале мы видим старый город наверху – Цимити (фото 46). Цимити – старинное осетинское горное селение. Расположено на склоне горы Кариу-хох, возвышаясь над левым берегом реки Фиагдон. Постоянное население давно отсутствует, но выходцами отсюда считаются многие осетинские рода и фамилии. В селении зафиксировано более 30 памятников архитектуры – боевых и жилых башен, склепов и др. И это при том, что подавляющее большинство башен Осетии было разрушено и уничтожено в ХIХв войсками российского правительства.

От Фиагдона начинается приятный спуск по ущелью по хорошей трассе. К сожалению, тогда мы не знали о Дзигивсской наскальной крепости – мы проехали неподалеку от нее целых два раза. А ведь крепость немаленькая – рассчитана на сотенный гарнизон.

Дальше над дорогой нависает большая скала из серии «Пронеси, Господи!» (серьезно, так ее и называют). Кажется, что вот-вот она рухнет и погребет под собой кусок трассы. Здесь мы встречаемся еще с одним из маленьких природных чудес. Место это у осетин называется «Кадаргаван» (перевал леса). Клокочущий далеко внизу Фиагдон пропилил здесь в хребте узкую, словно удар меча, щель – Кадаргаванский каньон. И в этой огромной расселине (глубина до 60м, ширина 3-4м), перекрывая ее от скалы до скалы, застрял когда-то сорвавшийся громадный валун. Под ним с ревом, несется Фиагдон. К сожалению, недостаток времени не позволил нам пройти по платному экскурсионному маршруту, поэтому смотрели мы на Кадаргаван со стороны.

Про это место существует следующая легенда:

В древние времена дороги у скал Кадаргавана не было. Люди передвигались по очень узкой опасной тропе, проходящей в скалах высоко над бурлящей горной рекой. В то время кровная месть на Кавказе бессмысленно губила много достойных людей. Однажды на этой узкой дороге повстречались два осетина-кровника из враждующих фамилий. Всадники ещё издалека узнали друг друга, но оба хотели избежать кровопролития. Один из них напрвил коня к пропасти, к грохочущему Фиагдону. Перепуганный конь, точно слушался сильного хозяина, и вскоре они благополучно очутились на берегу реки. Ни на секунду не задумываясь, джигит направил коня в кипящий Фиагдон. Стойкость и мужество боролись с бешеным течением, и всадник победил реку. Джигит далеко объехал своего кровника, и уставший рухнул на травянистый берег отдохнуть. Тут раздался звон копыт второго всадника, который через мост прискакал к своему врагу по адату.

Он не поднял оружия, а подал руку для рукопожатия. Оба радостно посмотрели друг на друга и сняли папахи. И они увидели, что оба поседели. Первый – когда боролся с пропастью и рекой. Второй – когда наблюдал за поединком человека и стихии. Так, стойкость, мужество и Кадаргаван примирили кровников.

Увлекшись хорошим асфальтовым спуском, мы почти на 4 километра промахиваемся мимо поворота на перевал, приходится возвращаться. У развилки останавливаемся на обед, как раз чтобы пересидеть дождь

После обеда начинаем подъем на наш второй за день перевал. Воды непредвидится и поэтому мы набираем ее с собой в бутылки.

Дорога плохая – камни, сыпуха, промоины (фото 47). Но самое ужасное это мухи, из-за которых мы прозвали этот перевал "мушиным". Морально мы оказались совершенно не готовы – ничто так не досаждало, как облепляющие все – лицо, пальцы, одежду – мухи, а их слаженное жужжание постепенно становится оглушительным, и если не сводит с ума – раздражает так, что готов бить их на себе кулаками. Поэтому даже вновь начавшийся дождь все восприняли с энтузиазмом, но напрасно – мухи оказались к дождю не чувствительны. По дороге встретили каких-то местных жителей, приехавших на сенокос и поинтересовались – что это у них за "мушиная напасть". Те в ответ пожали плечами и сказали, что тут всегда так, когда ветра нет.

Временами мы останавливались, срывали высокий сочный бурьян и хлестали себя им то души – на время становилось легче, пока стоишь и машешь. Потом кому-то в голову пришла идея сорвать огромный лопух, коих вокруг росло в неимоверных количествах и накрыть голову – помогло вроде! (фото 48) Тотчас все принялись рвать лопухи, совать их под шлем, запасаться впрок. Впрочем, и эта мера подействовала ненадолго – и мы продолжили свои мытарства, восходя на перевал.

Так мы выбрались на одну верхнюю точку, сбросили, стали набирать вновь (перевал Батайраг – как двугорбый верблюд, есть сброс метров 100-150 посередине) – и тут случилась поломка у нашего механика, Сергея. При педалировании кассета проворачивается на втулке, можно либо ехать с горки – либо катить, чем он и занялся до самого перевала – мы решили, что залипли собачки, а пока можно дойти и так, уже пора и ночлег искать.

Воды по прежнему не наблюдалось, зато постепенно исчезали мухи, солнце намекало о скорых сумерках, когда мы вышли на перевал – он отмечен туриком высотой в метр (фото 49), (фото 50).

Ночевать планировали в нижерасположенной зеленке – там должна быть вода. Однако, предполагаемый родник оказался высохшим и, хотя место для стоянки там было неплохое, мы решили спуститься чуть ниже, в надежде найти воду. В результате остановится нам пришлось почти на въезде в поселок, пара разведок ни к чему не привела – склоны оказались крутые и обрывистые, к ручью спуститься не получалось, и уже в темноте мы нашли небольшую и не очень ровную площадку за маленьким холмом от дороги. Ночевка не лучшая – над нами проходила ЛЭП, место не очень ровное, чай был лимитирован, и надо всем этим довлел вопрос со втулкой, который постепенно отложился до утра.

фото 43. Вид на перевал Архонский

фото 50. Спуск с перевала Батайраг

Температура утром – 14 °C

Набор высоты – 1534м

Дистанция за день – 58.3км, из них: асфальт – 27.1км, грейдер – 12.4км, грунтовые дороги – 18.8

Средняя скорость – 9.6 км/ч, максимальная 45 км/ч

Высотный профиль участка

Трек дня "http://www.gpsies.com/map.do?fileId=xhzwnlbmctbqgchz" rel="nofollow"

15.08.2011 пер. Батайраг. – Кобан – ущелье р. Геналдон

Как ни хотелось уехать побыстрее с неудобного места ночевки, все равно пришлось задержаться для ремонта втулки. Однако, хотя Сергей с Димой и проявили чудеса смекалки, втулка оказалось неремонтопригодна. Подробнее см. отчет механика.

До Кобана Сергей спускается "самокатом". А от Кобана идет уже асфальтовая дорога. Уклон у нее небольшой, и разогнаться как следует для "самоката" неудается. Применяем способ толкания в спину (фото 51). Это позволяет держать неплохой темп. Но вскоре дорога выполаживается и ясно, что темп и силы участников скоро упадут. Доезжаем до моста близ Геналдонского ущелья. Отсюда до Владикавказа асфальт очень хорошего качества (фото 52). Мы перебрасываем велосипеды и вещи через ограждения и по остаткам старой дороги немного углубляемся в сторону ущелья, чтобы нас было не видно с трассы. Разгружаемся. Олег и Сергей налегке на двух велосипедах с колесом на багажнике едут во Владикавказ искать новую втулку. У остальных участников непредвиденная дневка.

Сейчас мы находимся в самом удаленном месте куда докатился ледник Колка. Выглядит оно все еще неласково – река мутная, по берегам остатки селя, рытвины и нагромождения валунов и грунта, в низинах болотца и мусор (фото 53)

Глобально нам как раз надо попасть по другую сторону Геналдонского ущелья, мелькает надежда – а вдруг дорогу все-таки успели хоть как-то расчистить. По официальным данным дорога там не существует, но где не проедет автомобиль там может проехать велотурист. Я и Света уходим в разведку вверх по ущелью. Мимо нас несколько раз проезжают фуры с камнями – куда-то же они едут. Но пройти нам удается лишь до засыпанного туннеля, дальше дорога исчезает и начинается каменный хаос. И, хотя до выхода из ущелья всего пара километров, становится ясно, что гораздо быстрее будет объехать его, дав круг в лишние 70 км.

Попытка представить себе, как по этому зажатому со всех сторон ущелью мчится селевой поток, оставляя за собой разрушения, а ледник который все это спровоцировал отсюда даже не виден, заставляет поеживаться. Рядом работает дорожная техника, интересуемся расчищают ли они дорогу на Кармадон. Оказывается нет, строят в обход новую.

На обратном пути присматриваем место для ночлега более уютное и приятное, чем то, где мы сейчас ожидаем ребят. До контрольного времени возврата в лагерь у нас остается совсем немного и поэтому мы просто примечаем пару потенциально подходящих мест.

Возвращаемся в лагерь, почти одновременно с Олегом и Сергеем приехавшими из Владикавказа. На наше счастье им все-таки удалось заменить втулку и пересобрать колесо. Недалеко от лагеря останавливается машина, откуда гремит музыка и слышны крики. Похоже, эти ребята планируют тут остаться надолго, так что присмотренное новое место для ночлега оказывается весьма кстати. Правда, оно оказывается настолько укромным, что нашли мы его аж с третьего раза, как минимум дважды проехав мимо. Аккуратно переходим на другой берег по "лестнице" (к бревнам прибиты сходни, поручень очень хлипкий) (фото 54), затем пробиваемся по камням и зарослям к небольшой полянке. Грунт везде очень неровный – фактически это заросший сель, хаотическое нагромождение грунта, на котором за 9 лет успел подняться лесок. Однако красиво и спокойно – правда, костер горит только под постоянным поддувом, и воду закипятить стоит упорного труда и подыскивания веточек посуше, которые все так же с неохотой горят.

фото 51. Траспортировка Сергея методом «толкания в спину»

фото 52. Асфальт от геналдонского ущелья

фото 53. Геналдонское ущелье

фото 54. Переход на другой берег к месту ночевки

Набор высоты – 182

Дистанция за день – 13.3км, из них: асфальт – 6.5км, грейдер – 4.5км, грунтовые дороги – 2.3 км

Время движения – 13.8 км/ч

Высотный профиль участка

Трек дня "http://www.gpsies.com/map.do?fileId=cdkgtawknzetgcxx" rel="nofollow"

16.08.2011 ущелье р. Геналдон – Гизель – Дзуарикау – Фиагдон – Фазикау

Выезжаем поздновато в 9:40. Съехав на пустынную по причине относительной тупиковости трассу, мы бодро пошли с небольшого уклона против традиционного ветра – сегодня мы должны нагнать около 40 км, чтобы выйти на график – однако это сущие мелочи в сравнении с облегчением от успешной замены втулки. Развиваем невиданные до этих пор в походе скорости: темп доходил до 45 км/ч, максимальная в группе была выше 50 – крутилось легко и приятно по гладкому шоссе. До выезда на трассу к Владикавказу остановка была только одна – у оборудованного родника.

От трассы мы неспешно едем в сторону Дзуарикау – пока что довольно легко, а вот перед гравийным перевалом Фиагдон-Даргавс нас ожидает хороший подъем наверх, половину которого мы проезжали позавчера, но вниз.

Вскоре останавливаемся – у Сергея под нагрузкой в свежеперебранном колесе спицы ослабились так, что дребезжат, нужно основательно подтягивать. Пока механик плдкручивает спицы, остальные набирают с собой диких яблок – и сейчас витаминная подпитка и на вечер компот. Кстати, вся трасса Владикавказ-Чикола засажена по обочинам яблонями – ешь, не хочу.

Вскоре начинается затяжной подъем до Фиагдона, который, несмотря на уклон и начавшийся в районе Карцадона (фото 55) дождь, преодолевается проще, чем ожидалось. Сказывается хорошее качество асфальта и неожиданный отдых накануне.

В Фиагдоне закупились в магазине, хотели попросить горячего чаю, но, к сожалению, у них не было возможности закипятить воды. К этому времени дождь усилился, стало очень холодно. В поисках укрытия заехали за вагончик у какого-то дома и очень вовремя растянули тент – пустился настоящий ливень! Кое-как разместившись под тентом, мы на горелке вскипятили чай, пообедали – а дождь все шел. В общей сложности нам пришлось провести под тентом около трех часов, и лишь когда время стало приближаться к пяти часам вечера – дождь несколько утих, и мы все таки поехали на перевал. К счастью, состояние дорог было таково, что позволяло передвигаться даже по основательно промокшему грунту (фото 56). По пути приходилось довольно часто останавливаться – начали сказываться усталость, холод и подъем (в этот день у нас был самый большой дневной набор высоты за поход). К тому времени, как мы въехали на небольшой безымянный перевал, отделяющий нас от Фазикау, начинало уже смеркаться (фото 57). Пришлось смириться с тем, что на водопады мы сегодня уже не попадем.

На пути от Фазикау до Джимары нас застают густые сумерки, Алексей здесь окончательно подмерз и перестал ехать – стало ясно, надо искать место ночевки между дорогой и рекой. Река уже настоящая горная – мощнейщий грохочущий поток, который к тому же несет очень много черного туфа, воду здесь просто так не наберешь, даже руки сполоснуть опасаешься – ощущение, что кто-то тебя за них цепко хватает (фото 58).

Движение транспорта было крайне слабым – еще по дороге нас обогнали местные на автобусе и приглашали переночевать в дом в Джимаре. В отличие от "дагестанского" общежития в предложении сразу чувствовались искренность и доброжелательность. Но нам повезло – мы нашли удивительно красивое, хоть и мокроватое, место у реки среди огромных камней, от дороги нас скрывали небольшие заросли, а в паре сотен метров протекал чистый ручей.

фото 55. Дождь на подъеме

Дистанция за день – 69км, из них: асфальт – 53.5км, грейдер – 15.5км

Средняя скорость – 14.3 км/ч Максимальная 48.5 км/ч

Высотный профиль участка

Трек дня "http://www.gpsies.com/map.do?fileId=slqgxufqzhckkcew" rel="nofollow"

17.08.2011 Фазикау – Джимара – Мидаграбинские водопады – Даргавс – Кармадон – нижние кармадонские источники

Сегодня у нас по плану было посещение Мидаграбинских водопадов, самых высоких в Европе. Однако дорога туда тупиковая, и возвращаться нам все равно надо через место нашей ночевки. Поэтому когда с утра по палатке все еще барабанил дождь, подъем был отложен до его окончания. Никакого смысла ехать смотреть водопады под дождем. Но дежурный Дима поркутился-покрутился и все-таки вылез готовить завтрак. А ко времени его готовности и дождь перестал и тучи разошлись и солнце выглянуло (фото 59)

Выезжаем опять поздно, в 10:10. До Джимары мы вчера не доехали всего полтора-два километра, однако учитывая вчерашнюю усталось и градиент подъема, вчера бы мы их ехали очень долго.

Выше Джимары горы расступаются и мы въезжаем в широкую долину. Вдалеке видна погранзастава (фото 60), там у нас забирают паспорта и пропуск и уходят переписывать. В 10:50 перед нами открыт путь.

Долина выглядит ровной и пологой, но это обман зрения, приходится поупираться (фото 61)

Наконец мы достигли подножия гор, дорога упирается в реку и пропадает. Всего от места нашей ночевки до водопадов 6,2 км. Здесь очень хорошее место для лагеря – ровное, красивое, рядом вода и дрова.

Мы находимся на дне огромной котловины, вокруг нее скальные стены по каждой из которых стекает сразу по несколько водопадов. В том числе и главный мидагрибинский, высота его падения 800 метров, это самый высокий водопад в Европе. Настолько высокий, что не видно его начала, и кажется, что он вытекает прямо из облаков (фото 62)

Здесь мы делаем длительный привал и двумя группами по очереди пытаемся дойти до водопада, но безуспешно – не хватает времени. Зато сверху открываются красивые виды на долину, а Алексей находит грибы (фото 63), которые тут же были определены в обеденный суп.

Пока мы обедаем, тучи опускаются ниже и прячут водопады, начинает моросить дождь. Недолго отсиживаемся под тентом и при первом же просвете отправляемся в обратный путь.

В Даргавсе делаем закупку, к сожалению, ассортимент тут очень невелик. Можно купить только основные продукты, даже хлеба нет. Однако продавщица, пожилая осетинка Ира, угостила нас своим пирогом, а потом подарила нам буханку хлеба, который оставила для себя – мы отказывались, но она очень настаивала и даже жалела нас – мол, не прокормитесь вы три дня тем, что купили! Деньги предлагать было совестно, взамен подарить нечего. Хорошо, что Света насобирала горных трав, которые мы и приподнесли. Ира была рада, раньше она и сама ходила в горы собирать травы, а теперь уже здоровье не то. Было очень приятно видеть ее искреннюю радость.

На выезде из Даргавса расположен город мертвых – большой некрополь из склепов, туда целыми семьями приходили умирать люди во время эпидемии чумы, унесшей жизни 184 из 200 тысяч осетин. Умерших сносили в эти склепы еще живые, да и сами заползали туда умирать. (фото 64)

Далее начался подъем на перевал. Он оказался оптически очень странным – там, где виделся сброс высоты, был подъем, а крутые с виду подъемы оказывались достаточно средненькими. (фото 65)

К вечеру мы спустились в Кармадон к началу ущелья. Вид очень угнетающий – там где раньше была долина с рекой и поселком перед нами предстали остатки селя, разрушенные пустые дома (просто удивительно насколько быстро природа захватывает брошенные человеком места), покореженные машины.

Пока мы раздумываем, где во всем этом селевом хаосе найти нужную дорогу на источники, нам на встречу двинулась группа местных. Среди них оказалась и Белла – чрезвычайно словоохотливая осетинка, ее дед открыл здесь горячие источники и активно участвовал в развитии Кармадона как курорта. Всего несколько лет назад, до схода ледника рядом с тем местом, где мы стоим высились многоэтажные здания санаториев, теперь же об этом ничто не напоминает. Огромные горизонтальные "процарапы" по стенам ущелья на высоте полусотни метров это следы оставленнные Колкой. Со временем ледник стаивал и уровень ущелья вновь опускался, но все еще находится очень высоко от первоначального. Склоны выглядят непривычно голо – ледник уничтожил растительность, а новая еще ростом не вышла, только маленькие тоненькие деревца да кусты. Река большей частью все еще скрыта под селем, но кое-где уже вырывается на поверхность.

Белла указывает нам правильную дорогу к источникам, мы благодарим и начинаем спуск. Примерно через 4,5 километра дорога заканчивается у щита оповещающего о "начале пограничной зоны". Рядом несколько площадок под палатки, но все открытые. Выбора нет – ночуем тут. Нижние кармадонские ванны оказались ваннам в прямом смысле. За фанерными стенками набольшая ширмочка и несколько очень старых в неприглядном виде советских ванн, в которые по трубе поступает вода из источников – заходи, отмокай, но не больше десяти минут, чтобы сердце не грузить.

фото 59. Лагерь утром.

Дистанция за день – 31.6км, из них: грейдер – 17.2км, грунтовые дороги – 14.4км

Средняя скорость – 12.2 км/ч

Высотный профиль участка

Трек дня "http://www.gpsies.com/map.do?fileId=jsvsyocpjtudhidu" rel="nofollow"

18.08.2011 нижние кармадонские источники – радиальный выход на верхние кармадонские источники – нижние кармадонские источники

Накануне вечером Алексей изъявил желание остаться в лагере вместо совершения марш-броска к верхним источникам. Благодаря этому у нас оказалось в запасе достаточно времени, чтобы подняться к источникам спокойно.

Тропа к верхним источникам идет выше по склону от Кармадона, через погранзаставу, нам же приходится подниматься просто траверсом по буеракам до тех пор пока мы на нее не выходим. (фото 66)

Когда мы уже бодро топаем по тропе слышим сзади крики, оборачиваясь видим спещащего к нам пограничника. Догоняет нас, спрашивает почему не зашли на погранзаставу, переписывает наши документы и пропуска, на обратном пути велит обязательно зайти и отметиться, говорит от погранзаставы есть спуск к нижним ваннам.

Сначала тропа довольно натоптана, идти удобно, по обочинам много малины. Но потом она выходит на морену и приходится двигаться, выискивая нужное направление по турам или собственной чуйке (фото 67) временами случается пересекать остатки небольших боковых селей, в этих местах мы собирались плотной группой и старались пересекать такие участки побыстрее, не забывая все время поглядывать наверх.

По дороге встречается очень много ручьев, причем чем ближе к "ваннам", тем более они минерализированны.

Рядом с ваннами расположены "ночевки", здесь собираются туристы и альпинисты перед(и после) штурмом Казбека. Здесь постоянно находится несколько групп, за несколько часов нашего пребывания, мы повстречали около четырех.

Верхние ванны нескольких типов – черные родоновые (фото 68), серые сероводородные (фото 69), рыжие нарзанные. Температура от 40 до 70 градусов. Говорят, на камнях рядом можно варить яйца. Пребывать в ваннах рекомендуют не больше 10 минут.

Чуть выше ванн находятся открытые нарзанные источники, узнать из можно по характерному рыжему цвету (фото 70).

После ванн чувствуешь себя омолодившимся, во все теле легкость. Спускаемся быстро, чтобы успеть к контрольному времени, но как послушные туристы решаем заглянуть на погранзаставу, как нас просили. Но, во-первых, нас там не ждали и удивились, во-вторых спуска от заставы к нижним источникам не оказалось и пришлось нам спускаться по крутонаклонным травяным склонам, хорошо хоть треккинговые палки с собой были. Рекомендуем этот наш подвиг не повторять, а в случае необходимости вернуться и спустится тем же путем, каким мы поднимались с утра.

Общее время подъема, спуска и нахождения на источниках – 8,5 часов.

фото 66. Подъем к тропе

фото 67. Морена

фото 68. Родоновая ванна

фото 69. Сероводородная ванна

фото 70. Нарзан

Набор высоты – 1025м

Дистанция за день – 17.6км, из них: асфальт – 59.12км, лесные дороги – 4.8км

Высотный профиль участка

Трек дня "http://www.gpsies.com/map.do?fileId=ulosdeuxisegljoc" rel="nofollow"

19.08.2011 нижние кармадонские источники – Горная Саниба – пер. Суаргомский

На этот день были самые неопределенные планы. Нам необходимо перебраться на другую сторону ущелья заваленного селем. По отчетам пешеходные группы проходят там без проблем, но что годится для пешеходника, не всегда приемлимо для велосипедиста.

Возвращаемся к Кармадону и делимся на несколько групп – одна группа ищет способ перебраться на другой берег, другая ищет магазин, так как все припасы мы уже подъели, остальные охраняют вещи. Я и Дима ищем способ переправиться на другой берег. Дорога у реки обрывается, ее просто разрушило и смыло. Сама река возле Кармадона выглядит устрашающе – поток ревет и катает валуны, переправляться здесь без полноценного комплекта снаряжения равноценно попытке самоубийства (фото 71).

Где-то с полкилометра движемся вверх по течению до того места, где река засыпана селем и можно пройти "поверх нее", пересекая лишь отдельные выступающие на поверхность ручейки. Но даже в ручейках чувствуется сила течения. Каждый шаг предварительно прощупывается палками, ведь под верхним слоем селя может оказаться что угодно, например, глубокая каверна. Пересекая каждый раз новый ручеек мы отмечали точку входа и выхода небольшими туриками, в последствии это позволило пересекать сель довольно быстро по промаркированной тропе.

Еще около получаса мы пробирались до дороги по моренам и перелескам – мы будто оказались на другой планете – так все дико и несколько враждебно выглядело вокруг. Когда стали подходить к дороге, принялись искать брод, место для прокидывания какого-то моста или даже легкой переправы, так как полчаса ходу от точки брода (это налегке) отбили всякую охоту тащить по такому опасному пути велосипеды с баулами. Несколько попыток поискать брод в кажущихся безопасными с расстояния в сотню метров местах привели к полному фиаско – помимо опасений быть сбитыми потоком или громыхающими камнями, которые волочила река – непонятна была глубина брода, шест просто уносило при попытке прощупать что-то в полутора метрах от берега. В конце концов Дима убедил меня в возможности использовать газовую трубу, проходящую над рекой, для переправы велосипедов и баулов на другой берег. Люди же пройдут тем же путем, что и мы. А для наведения переправы можно использовать растяжки для тента. На том и порешили. Я вернулась на другой берег, а Дима остался на этом.

После возвращения пришлось хорошо вытряхивать обувь и носки – вода успевает накидать внутрь мелких камней в таком количестве, что идти становится невозможно.

У второй группы успехи тоже не велики – в Кармадоне магазина толком нет, чего-то удалось купить, но придется обойтись опять без хлеба. Начинаем перетаскивать вещи к трубе. Оценив скорость преодоления всего 50 метров полных буераков, укрепляюсь в верности принятого решения (фото 72).

Затем началось наше немое кино – из-за грохота реки ничего слышно не было, Дима знаками показывал, что он имеет в виду, а мы пытались догадаться. Для наведения переправы пришлось связать все оттяжки тента и их хватило ровно впритык – повезло.

Наконец мы закрепили концы вытяжной веревки, Алексей усадил на челнок первый баул, и он пошел. Вернее, не пошел, а попрыгал вверх по неровной трубе на сильно трущемся тросике, ровно тянуть не выходило никак – тонкая веревочка сильно динамила, ухватиться за нее не получалось, только мотать на руку. Да и пришел баул нижней частью на уровне диминой головы. Но даже такая переправа, была лучше, чем тащить вещи на себе (фото 73). После второго баула, убедившись что процесс вроде как налажен, я перевожу Сергея на другой берег на помощь к Диме. Про себя отмечаю, что всего за полтора часа уровень воды в ручейках поднялся.

После баулов настал черед велосипедов (фото 74), заставивший всех поволноваться. Но все обошлось удачно. Переправив вещи, все переходим на другой берег по промаркированной тропе, Алексей несколько раз пытается вырваться куда-то в сторону и приходится его возвращать. Все-таки реки и сели это не игрушки. Пока мы еще были на том берегу, меня несколько раз ребята переспрашивали – а точно ли нам надо возиться с переправой, может так протащим. После перехода на другой берег налегке, таких вопросов уже не возникало и решение единогласно было признано верным. Всего у нас на разведку ушло около трех часов, а на саму переправу около двух.

В 16:40 мы с вещами выбираемся на дорогу и можем ехать. Сегодня у нас впереди еще Суаргомский перевал.

Подъем на перевал получился крутым, но достаточно спокойным – правда, с какого-то момента мы въехали в туман, облака, стало темно, промозгло и очень холодно. На перевале мы уже хотели заночевать, но не понравилось место – прямо у дороги и под высоковольтными проводами, да еще и дождь.

Спустившись на пару километров вниз, обнаружили грунтовку на обширные закрытые поляны. Тут все было насквозь мокрым, но зато целиком закрыто со стороны дороги.

фото 71. Здесь была дорога

фото 72. Перенос вещей к месту переправы

фото 73. Переправа баула

фото 74. Переправа велосипеда

Набор высоты – 593м

Дистанция за день – 16.3км, из них: грунтовые дороги – 6.3км, грейдер – 10км

Средняя скорость – 6.8 км/ч

Высотный профиль участка после переправы (к сожалению, на самой переправе гпс не мог спозиционироваться точно и все время кидал нас то на одну сторону ущелья, то на другую)

Трек дня "http://www.gpsies.com/map.do?fileId=nudkohalbbrgysjc" rel="nofollow"

20.08.2011 пер. Суаргомский – Чми – Балта – Владикавказ

Последний день похода, всего около 40 километров до Владикавказа и преимущественно вниз. Поэтому мы выспались и не торопясь собрались. Вокруг было все так же мокро, похоже мы ночевали в облаке.

После пары километров спуска показались кусочки чистого неба, стало ощутимо тепло.

В конце спуска выкатились к ГЭС и свернули на трассу на Владикавказ, по которой ходко и быстро до ехали до города. Последнее приключение с нами случилось уже во Владикавказе, когда нам начали делать замечание о нашем вызывающе-неподобающем виде (велоформе). Мы безропотно быстро оделись, так что обошлось без последствий.

Температура утром – 14 °C

Набор высоты – 142

Дистанция за день – 43.7км, из них: асфальт – 34км, грейдер – 9.7км

Средняя скорость – 20.3 км/ч

Высотный профиль участка

Трек дня "http://www.gpsies.com/map.do?fileId=jtedexdsqandawjz" rel="nofollow"

Итого за поход:

Набор высоты – 12823м

Общий километраж – 523км; Дней в походе – 14

Ходовых дней – 13

4. Выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Северная Осетия очень интересный и насыщенный достопримечательностями район, привлекательный для комбинирования велопохода с радиальными пешими выходами.

При разработке маршрута следует учитывать некоторые особенности района.

1. Почти всегда летом во-второй половине дня погода ухудшается и нередок дождь. Если маршрут несложный или неспортивный рекомендую планировать бивуак часа на 4 вечера.
  2. Большинство дорог через перевалы проезжаемы в любую погоду, кроме перевала Кионский. Прохождение перевала Кионский в дождливую погоду (либо при наличие обильных дождей накануне) может увеличить время преодоления почти в два раза
  3. Для успешного совершения радиальных выходов на морены (в нашем случае это был подъем к леднику возле альплагеря «Цей» и подъем к горячим источникам) необходимо брать с собой комплект ходовой горной обуви.
  4. Верхние кармадонские источники селеопасны, обязательно стоит уточнять их актуальное состояние в МЧС
  5. Почти вся Северная Осетия находится в пограничном районе, для иностранцев обязательное получение пропусков в ФСБ, документы должны подаваться минимум за два месяца. Помимо пропуска в пограничную зону местные власти в лице полиции часто предъявляют требования к наличию пропуска в "пред-пограничный район". У них это называется "зона регламентированного посещения". Чтобы избежать неприятных ситуаций и не подвергать риску успешное совершение похода, в ходатайстве в ФСБ указывайте сразу просьбу "получить разрешение на нахождение в пограничной зоне" и "получить разрешение на нахождение в зоне с регламентированным посещением". Это избавит от многих неприятных минут и часов.
  6. К сожалению, к нижним кармадонским источникам подъезд существует только со стороны Фиагдона. Геналдонское ущелье засыпано и непроходимо, а выход в сторону Суаргомского перевала для велосипедистов затруднен – необходимо либо везти с собой снаряжение для переправы, либо выделять целый день на перетаскивание велосипедов и вещей через сель.
  7. В целом пройденный маршрут оказался очень красивым, интересным, насыщенным и разнообразным и может быть рекомендован как обзорный велосипедный маршрут по Северной Осетии.

5. Приложения

трос 3м на замочке

3м – 0,18кг

1. Итого общий вес: 20.75 кг
    Стоит сказать, что навигационные карты были просто отвратительны в плане привязок, точность гуляла до 1 км, зато неожиданно точно мы шли по проложенному в Google маршруту. У нас была карточка российского оператора Мегафон, привязанная к банковскому счету для возможности пополнения счета с телефона или через Интернет. Также с собой были две солнечные батареи 5В с максимальным током 700 и 220 мА, специальные крепления к ним на рюкзак и ряд переходников для телефонов и устройств, USB-зарядка для АА и ААА аккумуляторов. И карточка, и батареи отлично помогли в походе.
    5.2. Личное снаряжение
    Поскольку в нитке маршрута была запланирована значительная пешеходная часть, помимо стандартного личного снаряжения в поход каждым участником была взята пара треккинговой обуви – необходимое условие для успешных выходов на морены. Так же было взято несколько треккинговых палок, которые, помимо прямого назначения, неоднократно успешно использовались как растяжки для тента.
    5.3. Смета затрат на поход
    Бензин – 54 грн
    Стоянки в альплагерях – 1260 руб
    Остальные расходы (баня, канатная дорога) – 1600 руб
    Итого общая стоимость похода на одного человека составила 1928,6 грн. + 2000 руб.
    5.4. Отчет веломеханика

Поломка

Устраниение

Инструмент, запчасти

Затраченное время

Причина и возможность избежать в дальнейшем

Выбита спица у Сергея (white).

Заменена спица, устраннена восьмерка.

Универсальный спицной ключ, съемник касеты, разводной ключ, цепь использовалась вместо хлыста для удержания касеты. Запчасти: спица

20 мин. Работы проводились вечером на привале, без потери ходового времени

Естественный износ. Рекомендованно заменить часть спиц.

Поломка задней втулки Сергей (white)

В процессе попытки ремота втулки заменили пружинку собачек (подозрение пало на нее) – первый вариант изготовили из стальной проволки, второй более крепкий и более пружинящий изготовили из кольца для ключей. Калили на горелке, закаливали в обычной воде. Когда стала понятна причина поломки (распресовка кольца фиксации собачек) предприняли попытку собрать фиксированную глухую передачу, но передвижение на ней оказалось не возможным. В результате "самокатом" спустились в долину с перевала где оставили лагерь и на двух велосипедах Сергей и Олег отправились во Владикавказ для покупки новой втулки (или возможно ремонта). Во Владикавказе нашли три веломагазина и две веломастерские. В магазине Аист нам пошли на встречу и пересобрали колесо на свежекупленной втулке. Пробег во Владикавказ и обратно (включая поиски магазинов и закупку продуктов для группы) составил ~65км. К сожалению после веломехаников магазина пришлось "пересобирать" колесо дважды ("обтягивать спицы"). Первый раз сразу после 10км пробега по асфальту на обочине дороги, второй раз более качественно и точно в лагере вечером.

Универсальный спицной ключ. Запчасти: куплена новая втулка, куплены 18 новых спиц, стальная проволка и пласт стяжки.

Час на попытку ремонта "собачек", фактически ходовой день на приобретение втулки и сборку колеса, час на переобтяжку спиц.

Уникальная поломка. Ни один из веломехаников Одессы с подобной поломкой не сталкивался. После консультаций по приезду в Одессу, стало понятно, что поломка относится к серии брака, и ремонт подобных поломок у втулок с хоть какой-то долей стабильного результата невозможен в силу конструктивных особенностей. Рекомендовано заменить все колесо в сборе. Также анализ ситуации показал, что унификация оборудования и включение в ремкомплект подходящей втулки могли бы помочь решить эту проблему за меньшее время, что могло быть критично в других условиях.

Открутился багажник

Установлен новый болт. Багажник не пострадал.

Мультитул, 1 болт на 4

2 мин

Раскрутился от вибрации. Все крепления багажников проверялись ежедневно. Для предотвращения подобных ситуаций рекомендовано в условиях горных затяжных спусков проводить проверку креплений багажников перед и по окончании спуска.

Ослабли тормоза у Анны

Почищенны и подтянуты тормозные тросики, замена колодок не требовалась.

Мультитул, ветош, масло

5 мин. Работы проводились на привале, без потери ходового времени

Естественный износ.

Ослабли тормоза у Светланы

Почищенны и подтянуты тормозные тросики, замена колодок не требовалась.

Мультитул, ветош, масло

5 мин. Работы проводились на привале, без потери ходового времени

Естественный износ.

Поломка заднего переключателя у Дмитрия

Замена втулки ролика натяжной рамки заднего переключателя.

Мультитул, детали запасного переключателя

10 мин. Работы проведены на месте.

Раскрутился болт от вибрации. Редкая поломка, возможно можно избежать в дальнейшем методом нанесения фиксатора резьб в период предпоходной подготовки.

1. Список ремнабора:

выжимка

отвертка прямая маленькая

надфиль плоский

насос высокого давления для вилок

большие шестиграники

общий мультитул

Головка 8мм

Запасные части

покрышка

тормоз vbrake + колодки + направл

перекидка задняя

трос торм (длин и кор)

трос трансмиссионный (длин и кор)

рубашка торм. 1м

Расходные материалы

сталька 1м+

стяжки 10шт

патчи для покрышек 4х7см, 2шт + 4латки

ремнабор: болты, гайки, звенья в кор

рейка с дырками 2шт

хомуты железные

масло для цепи

WD-40

масло косистентное

изопропиловый спирт во флаконе с расп

педали

ВСЕГО

1. 5.5. Отчет медика
    Аптечка была раделена на 3 части:
    1. Часто используемые препараты(вазелин, разовый пластырь, гигиеническая помада) были помещены в поясной карман.
    2. Средне используемые препараты(бетадин, бинт, вата, крем от солнца, разогревающие мази, витамин С и т.п) в заплечном рюкзаке
    3. Редко используемые препараты(таблетки, бинты, растворы, жгут) в кармане велорюкзака.
  2. Здоровье участников в этом походе оказалось на высоте и участие медика требовалось по минимуму. Основными используемыми препаратами оказались вазелин(потертости в области промежности) и пластырь. Последний использовался как для порезов так и от мозолей от обуви.
    Попадание незначительного кол-ва фототоксичного сока борщевника на кожу двух участников вызвало пару небольших химических ожогов(1х1см). Растение встретилось в районе альплагеря Таймази.
    Общее использование препаратов:
    1. Крем от солнца. Яркое солнце вызвало обильное использование крема. Использовано меньше половины упаковки.
    2. Вазелин. Использовано три четверти тюбика. В основном на профилактику натертостей от седла в промежности.
    3. Гигиеническая помада. Использовалась от обветривания губ и профилактики герпеса. Использована незначительно.
    4. Бетадин. Первичная обработка ран при падениях, порезах. Использован незначительно.
    5. Бальзам спасатель. Обработка ран при падениях, порезах, ожогов. Использован незначительно.
    6. Пантенол. Обработка химических ожогов и ожогов от солнца. Использована примерно четверть от баллончика.
    7. Спазмалгон и ибупрофен. Использованы пару раз от головной боли.
    8. Никофлекс и апизатрон. Сначала использовались незначительно, но со второй половины похода испльзовались регулярно. Профилактика и восстановление коленей. Обезбаливание коленей. Использованы на три четверти
    9. Витамин С. Регулярное использование во время холодных и дождливых дней. Профилактика простудных заболеваний. Использовано на 100%.
    10. Трахисан. Использовался Димой при начале простудного заболевания. Красноватое горло. Использовалось 2 дня. Полностью использована одна пластинка.
  3. Список аптечки:

наименование

от чего лечит

кол-во

Пантенол

ожоги и повреждения кожи

Вазелин

Натертости от велоформы и т.п.

Бальзам "Спасатель"

Ожоги, порезы, повреждения, гематомы. Имеет обезболивающий эффект.

1 тюбик

вата

полупаковки

Бетадин

антисептический препарат широкого спектра антимикробного действия по отношению к бактериям, некоторым вирусам, грибам и простейшим. При контакте с кожей и слизистой оболочкой йод постепенно высвобождается и оказывает бактерицидное действие.

Гидропирит

Для изготовления перекиси водорода

кровоостанавливающие салфетки

повреждение кожи, паренхимное кровотечение

3 шт

Жгут

открытое артериальное кровотечение

Пластырь 2-3см

вспомогательный материал и от словоблудия

3 шт

Пластырь разовый

царапины, порезы, натертости

6 уп

Ремантадин

Противовирусный препарат. Профилактика вирусного энцефалита, болезни лайма(переносчик – клещ). Лечение в начальной стадии (1-2 дня) гриппа и профилактика гриппа и острых вирусных респираторных (дыхательных) заболеваний в период эпидемии гриппа.

2 уп

Нифуроксазид

Кишечные инфекции

Марганцовка

большой спектр применения

1 б

Сорбекс

Адсорбирующее средство. Выводит из организма токсины при отравлениях

3 уп

Зиннат (антибиотик)

Инфекции верхних и нижних дыхательных путей, в том числе острый и хронический бронхит, инфицированные бронхоэктазы, бактериальная пневмония, абсцесс легких, послеоперационные инфекции органов грудной клетки; ЛОР-инфекции, в том числе синусит, острый средний отит, фарингит, тонзиллит; Инфекции мочеполовой системы, в том числе цистит, уретрит, асимптоматическая бактериурия, острый и хронический пиелонефрит; Гонорея, в том числе острый неосложненный гонококковый уретрит и цервицит; Инфекции кожи и мягких тканей, в том числе фурункулез, импетиго, пиодермия; Простатит; Сепсис, перитонит, менингит.

Витамин Ц (стирол)

Общеукрепляющее и стимулирующее иммунную систему средство при различных болезнях

1б на 30

Но-шпа

Спазм желудка и кишечника, спастические запоры, приступы желчно- и мочекаменной болезни, стенокардия, спазм периферических сосудов

Спазмалгон

Обезбаливающее, смазмолитик. Желудочные и кишечные колики, заболевания органов пищеварительного тракта, которые сопровождаются спазмом гладкой мускулатуры кишечника и желудка и болевым синдромом. Головная боль.

2 пластинки

Кетанов

Сильное обезбаливающее

Ибупрофен

Обезбаливающее

Лазолван

Муколитик, отхаркивающее. Острые и хронические заболевания дыхательных путей, сопровождающиеся выделением вязкой мокроты: острый и хронический бронхит; пневмония; хроническая обструктивная болезнь легких; бронхиальная астма с затруднением отхождения мокроты;

1 уп

Парацетамол

Жаропонижающее, болеутоляющее. Показан для симптоматического лечения болевого синдрома различного происхождения легкой и средней интенсивности: головная боль, зубная боль, альгодисменорея, миалгия, невралгия, боль в спине, артралгия, а также состояния, которые сопровождаются гипертермической реакцией при инфекционных и воспалительных заболеваниях.

2 уп

Виброцил

Cосудосуживающее средство для слизистой полости носа. Симптоматическая терапия при респираторных простудных заболеваний; острый и хронический ринит; аллергический ринит; острый или хронический синусит, полисинусит;

Левомеколь (мазь)

Оказывает антимикробное и противовоспалительное действие. Применяют для лечения – гнойных ран, трофических язв,гнойно-воспалительных кожных заболеваний, фурункулов, ожогов 2-3 степени;

Герпевир мазь

герпетическое поражение кожи и наружных слизистых оболочек вызванное вирусами

Трахисан

Препарат предназначен для лечения воспалительных и инфекционных заболеваний полости рта и глотки, таких как стоматиты, гингивиты, парадонтиты, глосситы, тонзилиты, фарингиты и другие состояния, которые сопровождаются нарушением глотания. Для профилактики инфекций перед хирургическим вмешательством в полости рта и глотки (экстракция зуба, тонзилектомия).

6 пластинок

Ингалипт

Тонзиллиты (воспаление небных миндалин), фарингиты (воспаление глотки), ларингиты (воспаление гортани), афтозные и язвенные стоматиты (воспаление слизистой оболочки полости рта).

Супрастин

Антигистаминный препарат. Блокирует Hi-гистаминовые рецепторы. Аллергические заболевания (дерматозы, ринит, конъюнктивит, отек Квинке, начальные стадии бронхиальной астмы и др.).

1шт

Апизартрон

Субхронический и хронический полиартрит, миалгия, ишиас, люмбаго, невралгия, хронический неврит, нарушение периферического кровообращения, артроз, нарушения функции мышц, связок и сухожилий; для разогрева мышц до и после занятий спортом.

1 шт

крем от солнца! (коэф. защ. 35 ед)

Маалокс

Острый гастрит (воспаление желудка) хронический гастрит с нормальной или повышенной секреторной функцией (выделением желудочного сока) в фазе обострения; грыжа пищеводного отверстия диафрагмы; язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в фазе обострения; Изжога.

Нормакс

Конъюнктивиты (включая гонококковые). Кератиты. Кератоконъюнктивиты. Корнеальная язва. Блефариты.Блефароконъюнктивиты. Трахома.Наружный отит. Острый и хронический средний отит. Внутренний отит.

Гигиеническая помада(с противогерпесным эффектом)

Профилактика герпеса, высушивания и растресткивания губ.

Залаин/Тридерм

Солевой набор

1п

Никофлекс

Комбинированный препарат для местного применения. Обладает анальгетическим (обезболивающим) и разогревающим действием.

5.6. Питание
По существующим отчетам, можно было предположить, что широкого продуктового ассортимента в магазинах Осетии не стоит ожидать, поэтому из Одессы с собой были взяты необходимый на весь поход запас орехов, сухофруктов, сала, тушенки, и сушеных овощей для супов. Сушка овощей и приготовление тушенки проводились самостоятельно.

P.S. большее количество фотографий можно посмотреть тут

Источник : "http://romantik.odessa.ua/reports/northosetia.html" rel="nofollow"