Виды туризма

16 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Северо-Кавказкий
Год путешествия: 2000
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
0 1220 0
Руководитель: Климин С. В. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба

Содержание:
  1. Справочные сведения о маршруте:
    1. Паспорт маршрута;
    2. Вступление;
    3. Состав группы;
    4. Заброска на маршрут;
    5. Выход с маршрута;
    6. Туристская характеристика района;
    7. График движения группы;
  2. Техническое описание маршрута;
  3. Итоги путешествия, выводы, рекомендации
Справочные сведения о маршруте
Паспорт маршрута

Вид туризма: водный.
Категория сложности: третья (с элементами четвертой к. с.).
Район путешествия: Северный Кавказ (Карачаево-Черкессия).
Нитка маршрута: г. Москва - г. Черкесск - п. Маруха - р. Маруха от нижнего водопада - п. Маруха - перезд на р. Кубань до правого притока Джалан-Кол) - г. Карачаевск - г. Черкесск - г. Москва.
Протяженность активной части маршрута: 74 км.
Радиальный выход 8 км.
Сплав по р. Маруха 34 км.
Сплав по р. Кубань 32 км.
Количество участников: 12 человек.
Средства сплава: Четырехместные катамараны.
Уровень воды: р. Маруха - ниже среднего; р. Кубань - высокий.

Вступление

Район Северного Кавказа уже давно освоен туристами-водниками и пользуется заслуженной популярностью. Только здесь за 10 майских дней можно пройти речку (а то и две - три) с хорошим набором препятствий 4 - 6 категории сложности. Одна беда - район очень маленький и реки быстро кончаются. Вот и приходится каждую весну выбирать что лучше: Лаба по пятому разу или Кубань по четвертому.

Весной 1998 года, в очередной раз, просматривая карту Северного Кавказа, мы обратили внимание на левый исток Малого Зеленчука - р. Маруха. Название вроде знакомое, а информации в Москве нет никакой. Поэтому, закончив сплав по верхним порогам Зеленчука, мы наняли автобус в Нижнем Архызе и через Зеленчукскую обсерваторию заехали на Ужумский хребет. Спустившись пешком к реке, мы построили суда, и прошли несколько километров реки по средней воде. Внезапно начавшийся паводок и заранее купленные обратные билеты вынудили нас сойти с маршрута не доплыв до пос. Маруха.

Значительный уклон реки и технически сложные препятствия оставили приятное впечатление, а потому, история потребовала продолжения.

Весной 2000 г. р. Маруха в запланированном нами маршруте стояла под № 1, причем, начинать сплав было решено как можно выше. Основной целью похода являлось составление подробной лоции р. Маруха и ее категорирование. Далее, в зависимости от оставшегося времени, планировался переезд на р. Лаба или р. Кубань.

Настоящий отчет написан по результатам двух походов 1998 и 2000 гг.

Состав группы

№ п/п Фамилия И. О. Год рожд. Туристский опыт Обязанности в группе
1 Вилинский Дмитрий Борисович 1976 Кеке-Мерен 5у, Китой-Онот 5 зам. рук., Мста 2р, Зеленчук-Маруха 3(4)у Руководитель, капитан К-4-1
2 Климин Сергей Валентинович 1964 Мастер спорта, Кеке-Мерен 6р, М. Нарын 5р, Зеленчук-Маруха 3(4)р Зам. Руководителя, капитан К-4-2
3 Мягкова Светлана Сергеевна 1974 Шавла-Аргут-Катунь 5у, Урик-Хончин-Даялык 5у Летопись, матрос К-4-1
4 Демидов Андрей Вячеславович 1967 Шавла-Аргут-Катунь 5у, Белая 2(6)у матрос К-4-1
5 Наумова Наталия Михайловна 1976 Китой-Онот 5у, Мзымта 2(5)у матрос К-4-3
6 Аравин Алексей Алексеевич 1976 Шавла-Аргут-Катунь 5у, Зеленчук-Маруха 3(4)р матрос К-4-3
7 Александров Филипп Григорьевич 1976 Урик-Хончин-Даялык 5у, Зеленчук-Маруха 3(4)р матрос К-4-1
8 Ниселовский Вадим Анатольевич 1966 Шавла-Аргут-Катунь 5у, Зеленчук-Маруха 3(4)р капитан К-4-3
9 Трубецкой Сергей Александрович 1975 Снежная 4у, Пшеха 2у матрос К-4-2
10 Столоногов Андрей Иванович 1971 Урик 4у матрос К-4-2
11 Шарапов Игорь Петрович 1973 Урик 4у матрос К-4-2
12 Оникиенко Андрей Алексеевич 1967 Китой-Онот 5у, Б. Лаба 2(5)у матрос К-4-3

Заброска на маршрут

30.04. Забрасываться на речку Маруха наиболее удобно из города Черкесск, куда ходят прицепные вагоны из Москвы. Вагоны прицепляются к поезду № 61 Москва-Нальчик и отцепляются на станции Невинномысск. Второй вариант заброски - можно доехать до станции Невинномысск, через который идут много проходящих поездов, но оттуда гораздо сложнее найти автобус, чтобы заехать на речку, поскольку город находится значительно дальше и стоить это будет гораздо дороже. В случае, если не удается достать билеты на прицепные вагоны из Москвы до Черкесска, можно доехать до Невинномысска, а там пересесть на местный поезд (прицепные вагоны, которые идут до Черкесска). Мы из Москвы заранее договорились, что нас встретит в Невинномысске машина, и поэтому взяли билеты до Невинномысска. В результате машина так и не приехала, и мы взяли билеты до Черкесска на поезд, который отправлялся спустя три часа, после нашего прибытия туда. Поезд (прицепные вагоны) прибыл в Черкесск в 8 часов утра. На вокзале практически тут же нам удалось договориться с автобусом (ПАЗ) за 2 тысячи рублей. Погрузившись в автобус, спустя 2 часа мы были в поселке Маруха, откуда поднимается грунтовая дорога в верховья реки Маруха.

К верховью Марухи мы поднимались порядка 2,5 - 3 часов, дорога оказалась достаточно приличной, хотя в двух местах наш автобус черканул кузовом, а в одном месте застрял, но что такое застрявший ПАЗик для десяти здоровых мужиков.

В верховьях Марухи находится несколько водопадов, причем "нижний" водопад находится напротив горы Б. Карабек в районе бывшего сыроваренного завода. Здесь на момент нашего приезда жил местный отшельник Синдбад. Мы остановились чуть дальше первых строений, в этом месте есть отличая поляна, на которой можно собрать катамараны и разбить лагерь. В 200 м выше на реке прекрасный вид на 7-8 метровый водопад. К месту стоянки мы подъехали в 13.20. К вечеру все суда были готовы к сплаву.

Стоимость заброски немного увеличилась, поскольку мы добавили водителям пятьсот рублей за то, что они нас довезли до самого верха (итого две с половиной тысячи рублей).

Выход с маршрута

Выход с маршрута по р. Маруха несколько сложнее, чем с любой другой речки этого района. Это объясняется несколькими причинами:

  • в месте пересечения реки и трассы Черкесск-Армавир отсутствует поселок, т.е. рассчитывать придется либо на попутку, либо на заранее заказанный транспорт;
  • о доплыве по р.Маруха до пересечения с автотрассой нет достоверной информации. Мы столкнулись с участком завалов за 5 км до поселка. Ниже по реке еще несколько участков, где Маруха разбивается на протоки и течет через лес (сведения из окна автобуса). Так что, доплыв до автотрассы - скорее всего малоприятное занятие.
  • пос. Маруха - достаточно маленький и действующего автотранспорта здесь немного, причем большинство автовладельцев согласится отвезти вас только на 15-16 км до автотрассы. У многих нет прав, а остальные не хотят связываться с ГАИшниками, пост которых стоит у выезда на трассу.

Выезжая с р. Маруха нам оба раза приходилось посылать гонцов в поселок. В 1998 г. нас довезли только до автотрассы, где пришлось заночевать. С утра несколько человек отправились на попутке до ст. Зелечукской, где взяли билеты на рейсовый автобус в Черкесск. Остальные подсели на перекрестке у поста ГАИ. В 2000 г. нам повезло больше: затратив почти полдня, мы все же нашли машину, которая без пересадок отвезла нас до верховьев реки Кубани.

Выход с маршрута по р. Кубань проблем не представляет. Из города Карачаевск несколько раз в день ходит рейсовый автобус (практически пустой, особенно рано утром). Кроме того, поймать "частника" за те же деньги не составляет труда.

На основании нашего опыта хочется посоветовать всем группам, планирующим заканчивать свой маршрут в городе Карачаевск, не оставаться на ночевку на традиционной поляне ниже устья Теберды, а сразу сворачиваться и уезжать в Черкесск, либо ставить лагерь ниже по течению. Пришедшая к нам вечером местная молодежь оказалась достаточно агрессивной, затеяв драку. В итоге мы скрутили "гостеприимное" местное население и сдали в руки милиционеров. Во избежание дальнейших конфликтов нам пришлось свернуть лагерь и, перекантовавшись ночь на посту ГАИ, первым рейсовым автобусом уезжать в Черкесск.

Туристская характеристика района

Водные маршруты Карачаево-Черкессии своеобразны. Большинство рек здесь имеют малую протяженность и вместе с тем большие уклоны, высокую скорость потока, сложные, разные по характеру препятствия, узость, а часто и каньонообразность русла, что самым жестким образом проверяет техническую и тактическую вооруженность, моральное состояние туристов-водников. В общем, это уникальный тренировочный полигон для коротких и сложных походов в межсезонье. Популярности маршрутов Карачаево-Черкессии способствует развитая сеть автомобильных дорог практически вдоль каждой реки до самых ее верховий. Спортивная классификация рекомендуемых для путешествия основных рек этого района оценивается 2-3 категорией сложности с элементами 4 и 5 категории.

Основными сплавными реками Карачаево-Черкессии являются р. Кубань и ее левые притоки первого и второго порядков: Теберда, Аксаут, Маруха, Бол.Зеленчук, Уруп, Бол.Лаба. Попробуем вкратце описать эти реки, расположив их в порядке убывания спортивной сложности маршрута (за основу берется средний уровень воды).

  • р. Большая Лаба - безусловно самая сложная река района по совокупности технической сложности препятствий и среднего расхода воды. Основные препятствия - три коротких каньона, наиболее сложный - "Соленые скалы", протяженностью 2,5 км и основным порогом "Затычка". Препятствия оцениваются 5-й категорией сложности.
  • р.Кубань. Основные препятствия: каньон "Аманхит", "Каменномостский", "Желоб" не уступают порогам Лабы по водности, но технически проще их. Маршрут от пос. Учкулан до г. Карачаевск оценивается как элемент 4-й категории сложности для катамаранов. Выше пос. Учкулан на притоке Уллу-Кам есть неплохой каньон, но надо поймать высокую воду.
  • р. Маруха. Обладает, пожалуй, самым высоким уклоном на сплавной части маршурта. Техническая сложность препятствий Ужумского ущелья значительно выше, чем у порогов Кубани. Однако, малый расход реки делает их более безопасными, поэтому маршрут можно оценить хорошей технической " четверкой". Здесь следует отдельно упомянуть Марухский каньон: на наш взгляд, сложность этого препятствия, несмотря на невысокий расход, превышает сложность порогов Лабы, хотя трудно оценивать не пройденное пока препятствие.
  • р. Зеленчук по расходу сравнима с Б. Лабой, однако количество препятствий и их техническая сложность оставляют желать лучшего. Основной порог "Пушка" по сути напоминает мощную шиверу, а каньон "Курлюк" в нижнем течении Зеленчука может доставить только эстетическое удовольствие. В зависимости от уровня воды сложность препятствий меняется от 3-й до 4 категории сложности для катамаранов.
  • р. Аксаут имеет расход значительно меньший, чем в Зеленчуке, но технически сложнее его. В верховьях реки есть несколько неплохих каньончиков, представляющих интерес по средней и выше воде. Как и р. Зеленчук Аксаут можно оценить от 3-й до 4-й категории сложности.
  • р. Уруп - простая речка, фактически с одним порогом 3-й категории для надувных судов. К тому же дорога в верховья реки достаточно плохая. В силу указанных причин река пользуется невысокой популярностью.
  • р. Теберда - также река с одним порогом 3-й категории сложности. Однако, ввиду простой заброски и прекрасных пейзажей, река пользуется популярностью у начинающих водников. Из еще не пройденных рек этого района можно отметить:
  • р. Кяфар - левый приток Б.Зеленчука. По воде выше средней возможен сплав на маломерных судах. О технической сложности информации нет.
  • р. Даут - левый приток Кубани. По средней и выше воде представляет спортивный интерес для маломерных судов (во время радиального выхода в Даутское ущелье мы осмотрели реку на 3-4 км выше устья). О сложности проезда в Даутский заказник информации нет.
График движения группы

День пути Дата Участок маршрута Расстояние
в км

Способ передвижения
1-2 28.04 - 29.04 г. Москва - ст. Невинномысск - ж/д
3 30.04 ст. Невинномысск - г. Черкесск - верховья р. Маруха - ж/д
автобус
4 1.05 Пешая прогулка до верхних водопадов.
Сплав до "Марухского"каньона и его обнос.
8
3,5
пешком
сплав
5 2.05 Сплав до порога "Ирбис" 14 сплав
6 3.05 Прохождение порога "Ирбис". 0,5 сплав
7 4.05 Сплав за порог "Динозавр" 7 сплав
8 5.05 Сплав до поляны в 5 км выше пос. Маруха.
Переезд на р. Кубань
9 сплав
авто
9 6.05 Сплав по р. Кубань от ее правого притока р. Джалан-Кол до г. Карачаевск 32 сплав
10-12 7.05-9.05 Выброска до г. Черкесск. г.Черкесск - г. Москва - авто, ж/д

Техническое описание маршрута

Радиальный выход в верховья р. Маруха

Отчет о водном (катамараны) туристском путешествии 3 (c эл. 4) категории сложности в районе Северного Кавказа (Карачаево-Черкессия), совершенном с 28 апреля по 9 августа 2000 г.

01.05. Наслушавшись вчера вечером рассказов местного отшельника Синдбада о красоте верхних водопадов Марухи, решили потратить полдня на радиалку. Протяженность нашего перехода около 7- 8 км, по сухой грунтовой дороге быстрым шагом это заняло около 1,5 часов. Уже на подходах к верхним водопадам, называемым "Чертовой мельницей", дорога несколько раз скрывалась под снежными "мостами". Обе ступени водопада произвели не сильное впечатление, мы ожидали большего. Первая ступень - слив с общим перепадом около 4-х метров оценили как вполне проходимый для 2-х местных катамаранов. Вторая ступень "Чертовой мельницы" находится сразу за мостом через речку в скальном каньоне.Это препятствие для каякеров-"самоубийц", уж больно там узко. Для любителей проходить (или обносить) высокие водопады, сплав можно начинать и отсюда: даже наш невысокий уровень позволял это. Но доезжать до "Чертовой мельницы" можно не в любую погоду и не на любой машине. Выше водопадов мы реку не осматривали, т.к. дорога сразу за мостом полностью уходила под снег, а ходить по береговым камням не было желания. От "Чертовой мельницы" до нашего лагеря - спокойный сплав по мелководным шиверам и перекатам, завалов не видно. Главное - не промахнуться мимо "нижнего" водопада. Вероятность его безаварийного прохождения, на наш взгляд, невысока. Основная - правая часть водопада бьёт в береговой выступ (для более точной оценки необходимо осмотреть водопад с левого берега Марухи или вешать верёвки на скальном выступе правого берега, чтобы подобраться ближе и разглядеть правую часть водопада, закрытую скалами). Прохождение по левой части струи возможно только по высокой воде, когда закроются все острые плиты в водопаде, но тогда и "бочка" внизу будет соответствующей.

Отчет о водном (катамараны) туристском путешествии 3 (c эл. 4) категории сложности в районе Северного Кавказа (Карачаево-Черкессия), совершенном с 28 апреля по 9 августа 2000 г.

Наша группа начала сплав в 200 метрах ниже по течению пр. №1 - нижнего водопада р. Маруха высотой 7- 8 метров. Река в месте стапеля достаточно широкая и мелководная. Чуть ниже поляны, на правом повороте, начинается слабая шивера, русло реки сужается. В конце прямого участка видно дерево- мост через реку. Прошли под ним вдоль правого берега, в наиболее высоком месте и сразу же зачалились к левому берегу. Здесь река делает крутой левый поворот, за которым низкое бревно через все русло. Обнос по левому берегу - около 50 м. Этот участок мы осмотрели еще во время стапеля и замеряли высоту прохода под деревом-мостом. При более высоком уровне воды это тоже будет обносом.

На последующих 2,5- 3 км сплава Маруха сильно петляет, в русле мелководные перекаты, притопленные бревна, несколько раз потребовалась проводка. На прохождение этого участка затратили 20-25 минут. В конце участка река делает длинную правую дугу, разворачиваясь почти на 180 градусов. За крутым правым поворотом у правого берега галечная отмель, за ней - очередной правый поворот. Лес на левом берегу отступает, к воде вплотную подходит высокая каменистая осыпь. В начале правого поворота крупная скала в центре русла, левая протока перекрыта бревном. Чалились к галечной отмели правого берега для осмотра пр. №2 - каньона "Марухский".

Данное препятствие имеет протяженность 650- 700 м и общий перепад около 35 метров (измеряли по двум часам со встроенными альтиметрами). Каньон, безусловно, относится к высшей категории сложности. Его техническая сложность и средний уклон превышают эти же показатели всех пройденных препятствий на реках Карачаево-Черкессии. Препятствие проходимо на 4-х и 2-х местных катамаранах даже при нашем невысоком уровне воды. Для этого потребуется серьезная работа по организации мест для промежуточных чалок и точек страховки в ключевых местах. Кроме того, в нашем случае требовалась большая работа по расчистке русла от деревьев в основной струе (эта картина в следующем году после паводка может измениться в любую сторону).

Мы не располагали лишними сутками для расчистки каньона, к тому же его сложность значительно превышала заявленную категорию похода, поэтому было принято решение - обнести "Марухский" каньон по правому берегу до поляны в конце каньона. Для удобства описания препятствие было разбито на несколько участков, разделенных либо поворотами русла, либо резко меняющимся характером потока. Промежуточные чалки между участками даже по невысокой воде весьма условны.

Порог № 2 Каньон "Марухский"

Участок № 1 (170 - 190 метров). 

Отчет о водном (катамараны) туристском путешествии 3 (c эл. 4) категории сложности в районе Северного Кавказа (Карачаево-Черкессия), совершенном с 28 апреля по 9 августа 2000 г.

Начинается за крутым правым поворотом. Между крупной скалой в центре русла и камнями правого берега узкий слив высотой более 1 метра. С берега на скалу перекинуто дерево. После входного слива поток прорывается через несколько гряд полуобливных камней, образуя крутопадающую мощную шиверу со сливами до 0.7 - 0.8 метра. Основная струя на протяжении первых 80 - 90 метров идет ближе к правому берегу. На плавном левом повороте поток упирается в гряду камней справа и переходит под левый берег. Такой же характер потока сохраняется на протяжении еще 90 - 100 метров до крутого правого поворота.

Участок № 2 (80 - 90 метров).

Отчет о водном (катамараны) туристском путешествии 3 (c эл. 4) категории сложности в районе Северного Кавказа (Карачаево-Черкессия), совершенном с 28 апреля по 9 августа 2000 г.

Начинается на крутом правом повороте серией мощных сливов до 1.5 м. Далее группа камней в центре русла делит поток на две части: справа более мелко и "негабарит", основной поток уходит под левый берег мощным сливом более 1.5 метров. Чуть ниже гряда крупных камней вдоль русла образует две протоки: левая, более мелкая падает отвесно через открытые зубья, заход в правую, более полноводную протоку, осложнен заломом из бревен на одном из камней гряды. Сразу за слиянием проток сильный навал на камень в центре русла. С обоих сторон от камня мощные сливы более 1 метра с бочками. После участка пены река плавно поворачивает влево.

Участок № 3 (70 - 80 метров).

Отчет о водном (катамараны) туристском путешествии 3 (c эл. 4) категории сложности в районе Северного Кавказа (Карачаево-Черкессия), совершенном с 28 апреля по 9 августа 2000 г.

Сразу за левым поворотом несколько крупных камней образует ряд "ворот" с жестким слаломом. Прохождение также осложнено макушкой дерева, лежащего вдоль основной струи. Далее поток разгоняется и в несколько ступеней падает мощным косым сливом с общим перепадом около 2-х метров через все русло. После короткого участка быстротока следует крутой правый поворот.

Участок № 4 (180 - 190 метров). 

Отчет о водном (катамараны) туристском путешествии 3 (c эл. 4) категории сложности в районе Северного Кавказа (Карачаево-Черкессия), совершенном с 28 апреля по 9 августа 2000 г.Отчет о водном (катамараны) туристском путешествии 3 (c эл. 4) категории сложности в районе Северного Кавказа (Карачаево-Черкессия), совершенном с 28 апреля по 9 августа 2000 г.

Ключевой участок всего каньона. Начинается после правого поворота двухступенчатым водопадным сливом высотой 4 - 4.5 м. Первая ступень высотой более 1.5 метров разделяется на две части крупным полуобливным камнем. Правая часть слива - чистая, заход в левую осложнен бревном, прижатым к правобережному камню. Вторая ступень водопадного слива высотой 2.5 - 3 метра отделена от первой 10 метровой "подушкой". Сама "подушка" также разделена вдоль грядой камней. Правая часть второго слива, более широкая, внизу разбивается о гряду открытых камней. Левая часть более узкая но чистая, образует мощный котел, ниже которого около 30 - 40 метров бурного быстротока. Затем поток справа поджимается грядой крупных камней и образует крутой 1.5 метровый слив под левым берегом, чуть ниже мощная водяная горка, заканчивающаяся сливом 1 метр. Далее, в русле ближе к левому берегу остров с деревьями.

Участок № 5 (150 метров). Выходной участок, начинается в правой от каменного острова протоке. В русле мощная крутопадающая шивера с жестким слаломом между камнями. Заканчивается участок и каньон в целом грядой крупных острых камней поперек всего русла. За грядой камней река разбивается на три протоки и входит в лес: центральная протока - маловодная, в крайних по-прежнему большое падение и слалом между камнями и деревьями.

2.05. Обнеся каньон по правому берегу и переночевав на поляне, мы спустили суда в устье правого притока и продолжили сплав. Через 300 метров на выходе из протоки нависающее дерево справа. Зацепили веревкой, спилили, вытащили. Через 10 - 15 минут сплава осмотрели проход под мостом через реку. Еще через 3 - 4 мин. сплава старая ферма на левом берегу, долина реки в этом месте ровная и широкая. Русло сильно петляет, прижимы под нависающие деревья, мелководные шиверы. Через 40 мин. сплава еще одна заброшенная ферма (МТФ) на левом берегу, здесь же хорошая поляна у воды.

Два года назад часть нашей группы начала сплав по р. Маруха от этой поляны, перевалив хребет Ужум со стороны Нижнего Архыза и попутно посетив Зеленчукскую обсерваторию. Для групп, планирующих поход на Маруху до 4-ой категории сложности рекомендуем начинать сплав именно с этой поляны.

В районе бывшей молочно-товарной фермы напротив горы Пастухова Маруха имеет ширину 15 - 20 метров, расход воды около 12 - 15 куб. м/сек. От МТФ река течет одним руслом, на поворотах мелководные перекаты, тем не менее, даже груженые "четверки" идут без проводок по основной струе. Примерно через 1 км долина реки поворачивает влево, Маруха входит в Ужумское ущелье, лес подступает вплотную к реке. Последующие 1 - 1.5 км сплава напоминают подмосковную Каширку в половодье: река дробится на протоки, в русле низко нависающие деревья, завалы. На этом участке мы сделали три обноса-проводки длиной от 5 до 50 метров. После очередного слияния проток, Маруха собирается в одно русло шириной 15 - 20 метров и на протяжении 1 км быстро течет в "лесной трубе" с крутыми поворотами. Шли сходу.

На крутом правом повороте виден резкий уклон и первые крупные камни в русле. Это начало пр. №3 - 1.5 километровой входной шиверы Ужумского ущелья. Ориентировочная привязка к карте - урез воды 1520 метров. Для осмотра чалились на правый берег до начала поворота.

Препятствие несложное, хотя и требуется интенсивная лавировка. Шли в режиме походной колоны с интервалом 30 - 40 метров между судами. Шивера заканчивается на правом повороте, где река наваливается на группу камней в центре русла. Уходили под правый берег.

Далее следует участок быстротока длиной 150 - 200 метров и крупный остров в русле. Мы шли правой - более полноводной протокой. Здесь расположено пр. № 4 - короткий порог длиной около 100 метров со слаломом между крупными камнями. Шли сходу.

Примерно через 1 км сплава в Маруху с интервалом 50 метров впадает сначала левый, а затем правый приток (это место хорошо видно на карте). Чуть выше по течению - небольшой узкий островок с деревьями у правого берега. Это ориентир пр. № 5 - порога "Ирбис". Чалка для осмотра выше острова к левому берегу. Длина порога около 400 метров. За впадением притоков в русле крупный остров с лесом. В голове острова залом из деревьев. Правая протока мелкая, полностью перекрыта завалом. Основной поток сваливается влево, где по центру протоки стоит крупный камень. Проход правее камня перекрыт торчащим с острова бревном, левее камня - слив 0.7 - 0.8 метра с бочкой. Мощная струя через 15 метров после слива разбивается о гребенку острых подводных камней, перекрывающих 3/4 русла. Прорываясь через камни, поток наваливается на дерево, лежащее корнями навстречу в голове галечного острова. Узкий чистый проход правее гребенки вдоль острова, но туда сложно уйти со струи. За слиянием проток начинается лабиринт из крупных полуподводных камней. Основная струя идет вначале вдоль правого берега, а затем переходит под левый. В русле сливы до 1 метра. Порог заканчивается за крутым левым поворотом перед автомобильным мостом через реку. Сразу за мостом удобное место для чалки у правого берега. На левом берегу над порогом удобное место для ночевки, куда мы и перенесли вещи от места чалки. Ночью температура воздуха сильно опустилась, выпал снег.

3.05. Перед прохождением порога выставили страховку двумя спасконцами напротив гребенки камней. При нашем уровне воды основная опасность - возможность повреждения оболочек на острых камнях и далее прижим под дерево. По основной струе порог решили не проходить из-за опасности туда не выгрести. "Четверки" на заходе шли вдоль левого берега через мелководные камни. Заключительную часть порога все суда преодолели успешно и зачалились сразу за мостом на правый берег. (Два года назад пройти "Ирбис" по основной протоке у нас решилась только одна двойка, и той не удалось чисто миновать навал на гряду камней.)

По случаю холодной погоды и нескольких дырок в "шкуре", полученных при прохождении, было решено организовать полудневку.

04.05. Через 500 метров сплава после моста в расширении русла два маленьких галечных острова (по средней и высокой воде могут быть залиты). Сразу за слиянием проток русло сужается, река перегорожена деревом, торчащим из левого берега. Высота прохода от 1.5 - 0.5 метров, но в самой высокой части ветви дерева касаются воды. Требуется ювелирная точность захода, чтобы не быть сброшенным в воду. Мы решили не рисковать, обнесли по правому берегу 30 метров.

Отчет о водном (катамараны) туристском путешествии 3 (c эл. 4) категории сложности в районе Северного Кавказа (Карачаево-Черкессия), совершенном с 28 апреля по 9 августа 2000 г.

Далее через 500 - 600 метров сплава на правом берегу высокая крупнокаменистая осыпь желтого цвета. Это ориентир препятствия № 6 - порога "Дикобраз". Сразу за осыпью чувствуется подпор воды, дорога вплотную подходит к реке. У правого берега в воде стоят деревья. В резком сужении русла, образованным выступом левого берега виден вход в порог, перед ним галечный островок. Чалились к правому берегу в 30 - 40 метрах выше начала порога. Длина препятствия 150- 200 метров. Порог начинается пологой водяной горкой, через 10 метров преходящей в водопадный слив высотой более 1 метра. В 20 метрах за сливом река круто поворачивает влево, сильно наваливаясь на группу камней в центре. Центральная часть русла на протяжении 50 - 60 метров забита острыми камнями, напоминающими иглы дикобраза. Левая протока - мелкая с "негабаритами" даже для "двоек" (хотя в 1998 году мы проходили именно левой протокой). Узкий проход шириной 3 - 4 метра просматривается вдоль правого берега в лабиринте между камнями. Здесь несколько ступенек-сливов до 1 метра. Пришлось спилить макушку торчащего из залома дерева. За слиянием проток река поворачивает вправо на 90?, прижим средней силы под скалу левого берега и далее слабая шивера. Левый берег здесь - скальная стена, правый берег - низкий, вдоль реки идет дорога.

Перед прохождением поставили страховку морковкой в центральной части порога с правого берега. Все суда шли вдоль правого берега с лавировкой между камнями. От прижима на выходе из порога ушли достаточно легко. Чалились за выходной шиверой к правому берегу для просмотра следующего препятствия.

Пр. № 7 порог "Единорог". 

Отчет о водном (катамараны) туристском путешествии 3 (c эл. 4) категории сложности в районе Северного Кавказа (Карачаево-Черкессия), совершенном с 28 апреля по 9 августа 2000 г.

Начинается через 200 - 250 метров на правом повороте разгонной шиверой. Правый берег здесь вновь повышается. Сразу за поворотом три последовательных слива в левой части русла. Между сливами - маневр среди камней. Основной слив около 1.5 метров с острым подводным камнем. Через 50 метров русло сужается грядами камней слева и справа. По центру струи стоит "зуб" на который идет мощный навал воды. С обеих сторон от него - узкие чистые проходы. Далее еще около 100 метров слалома между крупными камнями и улов у правого берега перед левым поворотом русла. Сюда подходит автомобильная колея, здесь же возможна ночевка. (В этом месте мы закончили сплав в 1998 году из-за нехватки времени и начавшегося паводка).

Перед прохождением порога поставили страховку "морковкой" напротив "зуба". Входную часть порога шли по языкам сливов с лавировкой между камней. Далее первая "четверка" пыталась проскочить правее "зуба". Попытка окончилась посадкой на камень. Остальные суда чисто прошли левее "зуба". Чалились в улове правого берега.

За порогом река немного расширяется. На протяжении примерно 1 км идет несложная шивера, в русле несколько островов с деревьями. На очередном крутом повороте видно резкое сужение русла - это ориентир пр. № 8 - порогa "Калибр". И без того узкое русло сразу за поворотом сжимается грядами камней с обоих берегов. По центру русла стоит крупный камень к которому прижато бревно, перекрывающее весь проход правее камня. Слева от камня между берегом и торцом бревна проход шириной 2.5 - 3 метра. Далее вдоль левого берега идет серия сливов высотой до 1 метра.

Чалились перед порогом на правый берег до поворота. После осмотра было решено траверсировать реку перед поворотом и зачалиться в "тени" крупного левобережного камня. Оттуда, перекинув судно через гряду камней можно спокойно войти в узкий проход между торцом бревна и береговыми камнями. Все суда по очереди успешно реализовали намеченную линию движения. Первое судно подстраховали спасконцом с правого берега ниже порога.

Отчет о водном (катамараны) туристском путешествии 3 (c эл. 4) категории сложности в районе Северного Кавказа (Карачаево-Черкессия), совершенном с 28 апреля по 9 августа 2000 г.

Примерно через 1 км достаточно спокойного сплава река делает локальный правый поворот и вплотную подходит к дороге, идущей невысоко над водой. Впереди видно резкое сужение русла на левом повороте. Чалились к правому берегу для просмотра пр. № 9 - порога "Песочные часы". В сужении русла поток образует серию мощных сливов с общим перепадом около 2-х метров, затем река резко расширяется, несколько гряд камней образуют "лабиринт" с достаточно сложной линией движения. Общая протяженность порога около 150 - 200 метров, заканчивается он перед правым поворотом в устье правого притока.

Перед прохождением выставили страховку спасконцами ниже основных сливов "узкого" места. Все суда на заходе шли строго по языкам сливов. На выходе резко уходили под левый берег, а далее смещались к правому с лавировкой между камней. Чалились к правому берегу в устье притока.

От места чалки вдоль ручья можно подняться на дорогу и осмотреть следующее пр. № 10 - порог "Динозавр". Порог начинается за крутым правым поворотом разгонной шиверой. Далее, по центру русла стоит крупный камень: справа от него - чистый проход, слева - серия небольших сливов с лавировкой. Река круто поворачивает влево, сильно наваливаясь на гряду крупных камней, перекрывающую правую часть русла. Далее эта гряда (как хвост динозавра) тянется вдоль русла, деля его на две протоки. В левой протоке серия невысоких сливов, осложненных мелкими надводными камнями. За порогом река расширяется, в русле слабая шивера.

Порог "Динозавр" показался нам несложным, поэтому страховку решили не ставить. Первый катамаран на заходе пошел правее крупного камня, но за ним не сумел быстро уйти под левый берег и "прочно" застрял на гряде камней в центре русла. С трудом сняв катамаран с гряды, сместились влево и чисто прошли выходную часть порога вдоль левого берега. Остальные "четверки" учли печальный опыт и на заходе шли между крупным камнем и левым берегом, что позволило удачно пройти весь порог в целом.

Через 500 - 600 метров сплава за порогом встали на ночевку на поляне правого берега. Напротив - устье левого притока. Вечером приехали "погранцы", надавали кучу инструкций, на удивление, ничего кроме паспортов не попросили.

05.05. Дальнейшие препятствия на реке мы решили объединить под одним номером - пр. № 11 и назвать их мощной выходной шиверой. Каждый отдельный участок шиверы проще предыдущих порогов, но возросшая мощь воды, практически отсутствие плесов, узкое русло в сочетании с обилием камней заставляют экипажи серьезно работать. Через 30 минут такого сплава, рама одной из "четверок" оказалась разобранной на мелкие запчасти. Экипаж, перепаковавшись, отправился пешком по дороге догонять остальных. Общая протяженность выходной шиверы около 5 - 6 км, заканчивается она за 6 - 7 км до пос. Маруха.

Проплыв по разбоям около 1.5 - 2 км мы остановились перед небольшим завалом на поляне правого берега. Через 50 метров виден еще один завал и дальше река входит в лес. До пос. Маруха около 5 км, время 15.00. Было решено закончить сплав здесь и послать гонцов в поселок для поисков автотранспорта.

Переброска на р. Кубань

Поиск подходящего автотранспорта в пос. Маруха растянулся на пол-дня. Тем не менее, в 23.00 мы погрузились в бортовой КАМАЗ, не разбирая судов, и через 2 -2.5 часа доехали до правого притока Кубани - р. Джалан-Кол. Перед притоком дорога переходит на левый берег, в 100 метрах ниже по течению хорошая поляна. Интересное занятие - отыскивать знакомые ранее места при свете фонариков. В верховьях Кубани - постоянные вспышки молний, очевидно сильная гроза. У нас дождик слегка накрапывает. Перенос грузов на поляну и установку лагеря в темноте закончили к 3 часам утра.

Сплав по р. Кубань

06.05. Уровень воды в Кубани с утра оказался весьма высоким, что не могло не радовать. К 11.00 все катамараны были готовы к сплаву, включая "четверку", поломанную на р. Маруха.

Приводить подробную лоцию р.Кубань в данном отчете вряд ли имеет смысл, т. к. она хорошо знакома большинству водников и в избытке имеется в библиотеке МГЦТК. Отметим лишь то, что сплав от моста через реку до традиционного места окончания маршрута - поляны на правом берегу ниже устья р. Теберда занял у нас ровно 6 часов (включая 1 ч. 10 мин. - обед ниже "Аманхита"). Мы осмотрели с берега пороги "Зигзаг", вторую ступень каньона "Аманхит", "Каменномостский" и "Желоб".

Итоги путешествия, выводы, рекомендации

1. Наша группа прошла интересный, а главное, новый маршрут в хорошо освоенном водниками районе. То, что р. Маруха долгое время оставалась в стороне от водных трасс можно объяснить лишь инертностью мышления и ленивостью нашего брата - водника.

2. Пройденный маршрут на наш взгляд оценивается как элемент хорошей "техничной" четверки. Река Маруха имеет очень большой средний уклон на участке сплава (около 20 м/км на участке порогов Ужумского ущелья), поэтому не исключено, что с повышением уровня воды этот элемент может вырасти до "пятерки".

3. Отдельно стоит упомянуть о каньоне "Марухский". При любом уровне воды его возможное прохождение следует оценивать как элемент высшей категории сложности.

4. Маршрут по р. Маруха интересен в плане повышения технического мастерства водников как сам по себе, так и в связках с другими, более полноводными, но менее техничными реками (например: Зеленчук, Кубань). Особенно удачна на наш взгляд связка верхних порогов Зеленчука и порогов Ужумского ущелья Марухи с переездом и экскурсией в Зеленчукскую обсерваторию. А для любителей ходить пешком - масса неизведанных водниками троп вокруг горы Пастухова.

5. Начинать сплав по Марухе для группы, идущей в "четверку", рекомендуем от МТФ напротив горы Пастухова. Выше ничего нет (если не считать обноса канона "Марухский"), а до начала основных препятствий экипажи вполне успеют сработаться.

6. Долина Марухи очень узкая, расположена высоко и, очевидно, имеет неплохой модуль стока. В 1998 г. мы сами убедились, к какому резкому подъему воды может привести даже не очень сильный дождик. Это следует учитывать при подготовке маршрута и во время сплава.

7. Дорога вверх по Марухе строилась (или реконструировалась) сравнительно недавно, поэтому большинство порогов изобилует острыми камнями. В связи с этим, не лишним будет увеличить содержимое ремнабора.

8. Мы надеемся, что некоторые проблемы при выходе с маршрута на Марухе не отпугнут любителей новых рек. К тому же, "лесной" участок реки до поселка и ниже может оказаться и не таким противным, как кажется из окна автобуса.

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию