Виды туризма

17 марта 2021
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV
0 70 0

Клуб туристов г.Екатеринбурга СООО «Уральские тропы» 

Отчет № __ _

о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай 

(реки Катунь и Урсул) 

Маршрутная книжка № 27/18 

Руководитель:Солдатова Оксана Владиславовна e-mail: oks-soldatova@yandex.ru, 922-20-78-443 Поход проведен в сроки: 

с 29 апреля по 12 мая 2018 г 

Отчет рассмотрен МКК и зачтен маршрутом четвертой категории. Справки выданы в количестве    14 штук. 

Использовать отчет в библиотеке СТК г. Екатеринбурга

г. Екатеринбург, 2018 г 

Справочные сведения о путешествии 

Паспорт маршрута 

Район похода: 

Республика Алтай 

Вид туризма: водный 

Категория сложности: четвертая 

Время путешествия: с 29 апреля по 12 мая 2018 г (14 дней) 

Количество дней активного маршрута: 10 

Протяженность активной части маршрута: 214 км, из них: сплав по реке Катунь 

– 196 км, сплав по реке Урсул – 4 км, пешком – 14 км 

Нитка маршрута: 

г. Екатеринбург - Барнаул /поезд/ – переезд к пос. Тюнгур (микроавтобус) – сплав по р. Катунь до устья р. Урсул – пеший переход к пор. Замок на р. Урсул – сплав по р. 

Урсул до устья - сплав по р. Катунь до дер. Еланда – переезд в г. Барнаул (микроавтобус) - г. Екатеринбург (поезд) 

 

Маршрутная книжка № 27/18 

Маршрут рассмотрен МКК Областной туристско-спортивной МКК Свердловской области (166-00-56665555). 

Место хранения отчета – ФСТ Свердловской области, ул. Шейкмана, 57, комн. 226, 244, "http://turist-club.ru" rel="nofollow"turist-club@list.ru 

Определяющие препятствия. 

Река 

Вид препятствия 

Название препятствия 

Категория сложности* 

Прохождение 

Катунь 

порог 

Аккемский прорыв 1 ст. 

4В 

все 

Катунь 

порог 

Аккемский прорыв 2 ст. 

4С 

все 

Катунь 

порог 

Ильгуменский 

4С 

все 

Катунь 

каскад порогов и шивер 

Кадринская труба 

4А 

все 

Катунь 

порог 

Шабаш 1ст. 

4В 

все 

Катунь 

порог 

Шабаш 2ст. 

4А 

все 

Урсул 

порог 

Замок 

4С 

К4-1, К4-2 

Урсул 

каскад порогов и шивер 

Нижний каньон 

4С 

К4-1, К4-2 

Катунь 

каскад шивер 

Каянча 

4С 

все 

Катунь 

шивера 

88 

4А 

все 

Катунь 

порог 

Тельдекпень 1 

4А 

все 

Катунь 

порог 

Тельдекпень 2 

4А 

все 

Катунь 

порог 

Еландинский 

4В 

все 

*На Катуни многие препятствия можно обойти или пройти наиболее простым вариантом. Категория сложности определялась по фактической линии движения в препятствиях. 

Уровень воды: Катунь: средний - ниже среднего; Урсул: высокий. 

 

Состав группы. 

 

№ 

Фамилия, имя, отчество 

ГР 

Туристский опыт 

Экипаж 

Солдатова Оксана Владиславовна 

1970 

3 ВР: Белая Уба - Уба 5 ВУ: Снежная 

К4-1 

Безроднов Сергей Борисович 

1958 

6 ВР: Лукина-Белая-Бухтарма 

К4-1 

Горшков Илья Викторович 

1988 

2 ВУ: Сакмара 

К4-1 

Зубков Эдуард Владимирович 

1978 

3 ВУ: Белая Уба - Уба 

К4-1 

Лукьянов Сергей Валерьевич 

1958 

5 ВУ: Коксу 

К4-2 

Лукьянова Юлия Викторовна 

1976 

3 ВУ: Бухтарма 

К4-2 

Казанцев Егор Владимирович 

1984 

4 ВУ: Чуя - Катунь 

К4-2 

Барышева Анастасия Юрьевна 

1976 

4 ВУ: Чуя – Катунь 

К4-2 

Оглобличев Василий Владимирович 

1981 

4 ВУ: Она – Абакан 

К4-3 

10 

Пискунов Евгений Владимирович 

1975 

3 ВУ: Белая Уба - Уба 

К4-3 

11 

Пискунов Юрий Владимирович 

1971 

3 ВУ: Белая Уба - Уба 

К4-3 

12 

Машарова Дарья Александровна 

1981 

3 ВУ: Белая Уба - Уба 

К4-3 

13 

Барсуков Александр Витальевич 

1964 

3 ВУ: Белая Уба - Уба 

К2 

14 

Томилов Владимир Германович 

1979 

3 ВУ: Белая Уба - Уба 

К2 

Сведения о страховой компании: Участники похода застрахованы от НС страховой компанией ОАО «САК «Энергогарант» «Уралэнергогарант», отделение «Кокс-полис» 

 

Средства сплава. 

  1. К4, катамаран четырехместный спортивный, пр-во Горшкова 
  2. К4, катамаран четырехместный спортивный, пр-во Горшкова 
  3. К4, катамаран четырехместный спортивный, Белрафт 4Т 
  4. К2, катамаран двухместный туристический, "Гоблин-2" (Барнаул) 
  1. Выбор маршрута и цели путешествия. 

Алтай наиболее близкий район к Уралу, позволяющий совершать походы любой категории сложности, поэтому путешествия в майские праздники группами из нашего региона, когда многие ограничены во времени, достаточно распространенная практика. 

Маршрут проводился в рамках школы специализированного уровня по водному туризму. 

Главной задачей данного похода было повышение уровня подготовки участников. Для большинства участников поход стал первым сплавом четвертой категории сложности. 

 

Сведения о районе путешествия 

Алтай – горная страна на территории юго-западной Сибири, Казахстана, Монголии и Китая. Состоит из хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточной области Центральной Азии. Длина свыше 2000 км. Разделяется на собственно Алтай, Гобийский Алтай и Монгольский Алтай. Наиболее высокие хребты на территории России – Катунский, Северный и Южный Чуйские достигают высоты 3000-4000 м, самая высокая точка – г. Белуха (4506 м). Для Горного Алтая типичны также хребты и массивы высотой 1500-2000 со слаборасчлененными гребнями, разделенные межгорными котловинами, носящими названия степей - Чуйская степь, Курайская и др. 

Климат Алтая резко континентальный с продолжительной холодной зимой и коротким, но теплым летом. В равнинной части Алтая средняя температура января – -19ºС, июля +19ºС, годовое количество осадков 250-300 мм. В Горном Алтае средняя температура января колеблется от -12ºС до -31ºС, июля от +9 ºС до +18ºС. В горах количество осадков составляет 1500-3000 мм в год. Характерной особенностью климата Горного Алтая являются горно-долинные ветры (фены). Наиболее значительные реки Алтая – Катунь, Бухтарма, Чуя, Бия. От слияния рек Бии и Катуни берет начало Обь – третья по водоносности (после Енисея и Лены) река России. Все реки отличаются быстрым течением. Основным источником питания алтайских рек являются осадки, ледниковое питание составляет до 10% всего водосбора. На территории Алтая более 3500 озер. Самые большие из них – Телецкое и Маркаколь. 

Почти 1/3 территории Алтая покрыта лесами, особенно большие массивы которых, расположены в долинах горных рек, вокруг Телецкого озера, в бассейне рек Бия и Катунь, на западных склонах Салаирского кряжа. Леса в основном хвойные, составленные сибирской лиственницей, кедровой сосной, пихтой, сосной, в меньшей степени елью. Есть и лиственные леса, где основные породы дерева – береза и тополь. В горных лесах много ягодных кустарников: жимолость, смородина, крыжовник, малина, а также брусника, голубика и костяника. Для равнинной части характерно сочетание степей, в основном распаханных, с массивами ленточных сосновых боров и полезащитными полосами. По берегам рек в равнинной части растет облепиха. Животный мир достаточно разнообразен. В горах водятся лось, марал, горные козлы и бараны, сурки, белки, мыши-пищухи. В степях многочисленны грызуны, из хищников – волк, лисица, степной хорек. Маршрут проходит по территории республики Горный Алтай, коренное население которой – алтайцы. 

Основная транспортная магистраль Горного Алтая – Чуйский тракт, идущий из Бийска в Монголию. Основными пунктами заброски на Алтае являются Барнаул и Бийск, связанные автобусным сообщением с Горно-Алтайском и другими городами края. По Чуйскому тракту автобусами можно добраться до Ини, Чибита, Кош-Агача, Кокорю. Среди туристов-водников Горный Алтай чрезвычайно популярен, т.к. здесь имеется широкий выбор маршрутов любой сложности, среди которых есть и маршруты с относительно несложной заброской. Все сплавные реки относятся к бассейну Оби. Аргут – правый приток Катуни, он лишь немногим меньше последней по водности в месте их слияния. Катунь после слияния с Аргутом заметно увеличивает свою водность. Общее направление дальнейшего течения реки – на север. Мутные Аргут и Чуя придают воде Катуни молочный оттенок (до впадения Аргута, она чистая, зеленоватая). Вниз по течению реки безлесные и покрытые лесом участки долины сменяют друг друга. Препятствия 

приобретают специфический для столь многоводной реки характер: высокие валы, обширные бочки после невысоких сливов, в нижнем течении – мощные водовороты. Между препятствиями длинные прогонные участки. Для берегов Катуни во многих местах характерны невысокие (1-2 м) скальные стенки, что придает реке своеобразный колорит. Типичные точки окончания водных маршрутов, включающих Катунь – Иня, Еланда, Чемал, Манжерок. 

 

Подъезды и подходы к началу маршрута. 

Из Екатеринбурга до Барнаула команда добралась поездом Москва-Барнаул 

Дорога на протяжении всего пути – асфальт. Есть небольшой участок грунтовки между поселками Усть-Кан и Абай, но и он в хорошем состоянии. 

 

Аварийные выходы с маршрута. 

После пос. Тюнгур река Катунь входит в горы и до пос. Инегень имеются только летники и полевые станы. Однако по берегам идут грунтовые дороги, либо тропы. В случае аварийной ситуации на этом участке надо пытаться по этим дорогам и тропам двигаться вниз по течению реки, т.к. этот район гуще населен и имеет лучшие транспортные связи. 

Далее, от пос. Инегень до устья р. Б. Ильгумень, Катунь протекает в достаточно населенном районе. В месте впадения Чуи к реке подходит очень оживленный Чуйский тракт. На этом участке расположены поселки Инегень, Иня, Яломан, в устье реки Б. Ильгумень расположена большая турбаза. Здесь же Чуйский тракт уходит от реки. В этом районе аварийный сход с маршрута не представляет особого труда. 

От устья реки Б. Ильгумень, до устья реки Урсул, Катунь протекает по горной, малозаселенной местности. По обоим берегам идут тропы. В случае аварии надо по этим тропам либо возвращаться к базе у пор. Ильгуменский, либо выходить к дороге за устьем р. Урсул. 

Аналогичная ситуация сохраняется почти до пос. Куюс. Вдоль берега идут грунтовые дороги и тропы. В районе впадения правого притока Бельтерук, к Катуни подходит дорога, ведущая в пос. Куюс и далее вниз по течению реки. При сходе с маршрута на этом участке необходимо выходить к дороге у р. Урсул, либо добираться до Куюса. 

Далее вдоль Катуни постоянно идет дорога и с каждым километром движение на ней оживленнее. Аварийный сход здесь возможен в любом месте. 

Вдоль Нижнего каньона Урсула по левому берегу идет дорога. 

График движения группы 

 

дни 

 

дата 

 

участок 

 

км 

 

ЧХВ 

 

ТХВ 

способ передви 

ж 

определяющие препятствия 

29- 

30.04 

Екатеринбург – Барнаул 

-- 

-- 

-- 

поезд 

-- 

30.04 

Барнаул – Тюнгур 

750 

-- 

14.2 

авто 

-- 

1.05 

стапель 

до устья реки Аккем 

-- 

17 

-- 

1.23 

-- 

1.45 

-- 

сплав 

-- 

2.05 

до реки Аргут 

16 

1.14 

3.30 

сплав 

Аккемский прорыв 1,2 ст. 

3.05 

до р. Сольжар 

49 

3.52 

5.20 

сплав 

-- 

4.05 

дневка 

радиальный выход на гору 1395 

-- 

10 

-- 

-- 

-- 

5.30 

-- 

пешком 

-- 

5.05 

5 км от р. Кадрин 

20 

1.33 

4.00 

сплав 

Ильгуменский, Кадринская 

труба 

6.05 

Катунь до р. Урсул 

24 

2.06 

4.20 

сплав 

Кадринская труба, Шабаш 

1,2 ст. 

7.05 

Заброска к пор. Замок на р. Урсул 

Урсул до устья 

-- 

0.20 

3.05 

пешком 

сплав 

Замок, Нижний каньон 

10 

8.05 

до р. Ороктой 

46 

3.54 

6.10 

сплав 

Каянча 

11 

9.05 

Катунь до дер. Еланда 

антистапель 

24 

2.02 

3.40 

сплав 

шивера 88, Тельдекпень-2, 

Еландинский 

12 

10.05 

антистапель 

Еланда – Барнаул 

-- 

450 

-- 

-- 

-- 

7.30 

-- 

авто 

-- 

13 

10- 

12.05 

Барнаул – Екатеринбург 

-- 

-- 

-- 

поезд 

-- 

Километраж измерен по GPS-навигатору. 

 

ЧХВ – чистое ходовое время, ТХВ – техническое ходовое время, включающее в себя остановки, разведку и т.д. (без обеденного времени). Для машин указано общее время движения со всеми остановками. 

Погода на протяжении маршрута не баловала. Обычная дневная температура порядка 

+10+120. На воде, особенно в первой половине дня не очень комфортно. Мы даже сдвинули время выхода на воду после ночевки на 11 часов, чтобы было несколько теплее. Ночью холоднее, один раз под утро был небольшой минус. Несколько раз были дожди, продолжительные и короткие, пару раз тучи сыпанули зарядами снежной крупы. 

  1. Техническое описание маршрута1 

 

1 день (29.04.2018) 

Поезд г. Екатеринбург-г. Барнаул отправлялся поздно вечером 28 апреля. Ребята с разборными катамаранами заказали микроавтобус и, следуя по нескольким адресам, собрались и прибыли на вокзал вместе. Так как вокзал города Екатеринбурга в 2018 году находился на особом положении из-за Чемпионата мира по футболу, пришлось все снаряжение, включая металлические рамы, проводить через рентгеновский аппарат. К счастью, проблем не возникло. 

В последнее время мы стали приобретать багажные квитанции на провоз лодок и катамаранов, поэтому каких-то вопросов в момент погрузки не было. 

Сутки в поезде прошли как обычно: спали-ели-спали. 

 

 

2 день (30.04.2018) 

В 8.31 (здесь и далее время местное) в Барнаул прибыл наш поезд, в 9.40 выехали с вокзала. Ехали на 14-местном микроавтобусе 

«Истана» с прицепом. В таком автобусе 14 человекам было тесновато, и он оказался очень плотно загруженным. Поэтому, поездка получилась долгой, на место прибыли около полуночи, хотя останавливались редко. Длительная остановка была только на обед. 

На протяжении всего пути – асфальт. Есть небольшой участок грунтовки между поселками Усть-Кан и Абай, но и он находится в хорошем состоянии. 

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

Фото 1. Транспорт для заброски 

Предвидя такую длительную поездку из г. Барнаул в пос. Тюнгур, заранее договорились с водителем о том, что мы остановимся на территории его гостиного двора, находящимся на краю села Тюнгур. Гостиный двор предназначен для туристов, в нем есть травяная поляна для палаток и сбора катамаранов, просторный чум, в котором очень удобно готовить пищу, есть навес со столом и лавками, разрешено пользоваться хозяйскими дровами. Такое решение дало возможность группе отдохнуть после длительного переезда. 

 

 

3 день (1.05.2018) 

Подъем в 8-00. Сборка катамаранов. 

Три четверки собрали в течение двух-трех часов. 

Сборка двойки, из-за своеобразной конструкции, затягивалась.… Более того, при надувании обнаружили травление на одной из гондол на ней. Пришлось вытаскивать гондолу, искать дыру и клеиться. Объяснение может быть только одно, повредили гондолу где-то при перевозке. Поэтому стапель растянулся. 

 

 

 

1Сокращения в тексте: кс - категория сложности, ПП, ЛП – правый, левый поворот; ПБ, ЛБ – правый, левый берег, ЧХВ - чистое ходовое время, в скобках после названия препятствия – категория сложности для условий на момент прохождения. Препятствия ниже 3 к.с. не оценивались. 

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

 

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

 

Фото 2. Экипаж K4-1 

Фото 3. K4-2 

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

 

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

 

Фото 4. K4-3 

Фото 5. K2 

 

Уровень воды определили, как средний. При дальнейшем сплаве был непродолжительный скачок до выше среднего, он пришелся на прохождение Аккемского прорыва. Далее вода постепенно упала до ниже средней и оставалась такой до окончания маршрута. Второе повышение уровня воды из приведенного графика сайта "http://allrivers.info/" rel="nofollow", фактически на реке было не очень заметено. 

Несколько человек из группы были в разные годы на Катуни, но в более высокую воду, поэтому было интересно, как отразится такой уровень воды на сложности препятствий. В итоге, наша табличка определяющих препятствий достаточно существенно отличается от стандартной, но она отражает реальность сплава по воде ниже средней (после Аккемского прорыва) и учитывает линию прохождения препятствий, что немаловажно на Катуни. 

 

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

На участке до р. Аккем несколько шивер, валы до 1,5 м, встречаются значительные бочки, причем в самых неожиданных местах. В дальнейшем сложность шивер на Катуни 2-3 (за исключением шиверы № 88), а бочки, зачастую очень мощные, вплоть до Еланды возникают там, где их совсем не ждешь. 

При сплаве отрабатывались различные элементы водного туризма: пересечение и траверс струи, заход в тень камня, экстренная чалка, телемарк, аварийная чалка двумя членами экипажа и т. д. 

По плану, мы были должны дойти до реки Берткем, но стоянка перед Аккемским прорывом могла быть занята, и нам очень понравились стоянки сразу за устьем р. Аккем. Поэтому остановились на ночевку там. В 23 часа пошел дождь, который продолжался до шести утра. 

 

 

4 день (2.05.2018) 

Утром вода, из-за интенсивного дождя, поднялась на 40 см, пока завтракали и собирались, еще на 15-20 см. До начала Аккемского прорыва примерно 30 минут ЧХВ. Сходу прошли входную шиверу и зачалились перед первой ступенью прорыва. 

Особых примет Аккемского прорыва нет. В качестве ориентира можно указать домик на высоком левом берегу (далее ЛБ) за 1,5-2 км, да обратить внимание, что долина (распадок) р. Берткем очень четко виден. Здесь лучше держаться ближе к ПБ. Река входит в ущелье. 

Аккемский прорыв. Ущелье с крутыми склонами. ПБ – крупноглыбистый, левый, в основном, отвесная скальная стенка. Выделяют от 3 до 10 ступеней. В нашу воду (выше средней) логичнее всего прорыв делится на 3 ступени. 

  1. ступень (4В). Длина - около 150 м. Начинается сливом чуть ближе к ПБ с последующей огромной бочкой. Бочка варящая, в случае попадания гарантирован как минимум переворот, как худший вариант заваривание перевернутого судна и экипажа надолго. Обходится с любой 

стороны. Правый проход у́же и сложнее, т. к. выступ ПБ направляет поток прямо в бочку. Левый - неприятен тем, что попадаешь в самый центр мощного потока. Струя резко разгоняется и через 50 м. следует пологий слив через всю реку. За основным сливом 3 вала: первый 1,5-2 м.; второй 2,5-3 м высотой, не очень понятной конфигурации с небольшой пульсацией; третий 1,5-2 м, второй. 

Далее дорожка менее впечатляющих валов по затухающей. 

Прохождение осуществляли тандемами по одной линии. Бочку обходили справа, постепенно смещались к центру и шли через валы на скорости. Затем соскакивали с затухающей дорожки валов и чалились к ПБ. Проблем не было, все катамараны выдержали намеченную линию движения. Не самый простой сход со струи на чалку. Страховка тремя спасконцами довольно далеко от окончания ступени, там где струя перемещается к ПБ, в других местах просто не хватает длины морковки. Дополнительная страховка первым прошедшим катамараном. 

За ступенью быстроток 300-400м. 

 

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

 

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

 

Фото 6. Прохождение 1 ступени 

Аккемского прорыва экипажем 1 К4 

Фото 7. 2-й К4 

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

 

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

 

Фото 8. 3-й К4 

Фото 9. К2 

 

ступень (4С). 100-120 м. Самая сложная часть Аккемского прорыва. На входе две большие бочки: одна ближе к ПБ, вторая по центру реки. Чистый проход у ЛБ, но там длинная (около100 м) дорожка валов, высотой до 3 м с небольшим разрывом посреди ступени. Валы крутые, опрокидывающие, некоторые с обратными гребнями. 

Ступень разведывали по ПБ. Эффективную страховку спасконцами поставить практически негде, основная струя идет ближе к ЛБ, длины морковок не хватает. Было принято решение проходить ступень компактной колонной, не растягиваясь, постоянно держа в поле зрения ближайшие экипажи. В итоге запланированное было выполнено как задумано, хотя пару острых моментов на самых высоких валах все же было, но хватило набранной скорости, чтобы обойтись без неприятностей. 

ступень (3) – это отдельные сливы, бочки, валы до 1,5 м высотой. Особой сложности не представляет. Ширина реки позволяет, при желании, заранее уйти от препятствий, все они хорошо читаются с воды. 

Ступень шли походной колонной. Каких-либо затруднений она не вызвала. 

Далее, до устья Аргута менее получаса сплава. На этом участке 3 шиверы с валами до 1,5 м. Лагерь разбили на большой поляне ПБ в устье р. Аргут. Здесь музей туристского творчества, постепенно приходящий в упадок. Поляна достаточно чистая, мусора практически нет. Единственный недостаток этой стоянки - отсутствие дров вблизи из-за ее популярности. 

На последнем   пороге   Аргута   - 

«Ворота», были запланированы практические занятия по спасательным работам. Их пришлось отменить из-за критически малого уровня воды в Аргуте. Порог превратился в единственный простой неширокий слив у ПБ не выше 2 к.с. с россыпью подводных и надводных камней. Вместо этого была проведен семинар по безопасности и спасработам с последующими тренировками по попаданию морковки в цель на берегу с максимального расстояния. 

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

Фото 10. Группа на поляне-музее в устье Аргута 

 

5 день (3.05.2018) 

Вода за ночь упала на 35-40 см. 

Сразу за стрелкой рр. Катунь-Аргут, мощная шивера с валами до 2 м. До устья Чуи еще несколько, но гораздо менее мощных. За Аргутом по ПБ начинается степь, деревья остаются только у воды. 

Примерно через 2.45 ЧХВ прошли устье Чуи. Воды, также как в Аргуте, совсем мало. Не останавливаясь, продолжили сплав по Катуни. За устьем Чуи шивера с валами до 1,5 м. Примерно 

через 5 км начинается порог Ининский. Незадолго до него остановились на перекус, еду не варили, вскипятили только чай. 

Порог «Ининский» (3) длиной более километра. По сути – это шивера с валами до 1,5-2 м. 

Валы пологие, неопасные по средней и ниже воде, если держать достаточную скорость. Заканчивается порог у двух высоких мостов в пос. Иня. 

Рассчитывали встать на ночевку перед устьем р. Б. Яломан, но ранее бывшее хорошее место стоянки теперь застроено новенькими домиками очередной турбазы, которые растут по берегам Катуни, как на дрожжах. Пришлось идти дальше. Стоянка нашлась через 3 км, перед устьем р. Сольжар. Но и здесь уже начинают что-то строить, стоит готовый домик, туалет без крыши, стол с лавками под навесом. Мы остановились перед стройкой, на большой песчано- травяной поляне. 

От пос. Иня до р. Сольжар несколько шивер 2-3 к.с. Самая мощная и интересная начинается перед и заканчивается за устьем р. Б. Яломан. 

 

6 день (4.05.2018) 

Запланированная дневка. Подавляющее большинство группы (11 человек) совершили несколькими группами радиальный выход 

на ближайшую вершину. Высота места стоянки - 686 м, высота точки восхождения 

- 1395 м. Забирались на вершину разными маршрутами, время в пути - от 4,5 до 6 часов. Расстояние - 10 км. 

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

Фото 11. Стоянка. Фото со склона горы 

 

 

Для оставшихся в лагере тоже нашлось, чем заняться. На К4-2 все предыдущие дни травила одна гондола, приходилось часто качаться. Нашли 5 маленьких дырочек, заклеили. 

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

Фото 12. Заклейка баллона на днёвке 

 

Наверное, единственный день на всем маршруте было тепло. Не настолько, чтобы можно было загорать, но до футболок разделись. 

Вода в течении дня падала и к вечеру стала ниже средней, такой и оставалась на Катуни до окончания сплава. 

 

 

7 день (5.05.2018) 

До очередного порога несколько достаточно мощных шивер с валами до 1,5 м и 45 минут сплава от стоянки. 

Порог «Ильгуменский» (4С). Длина 170-200 м. Ориентиры: справа большое улово и большой песчаный пляж, ниже пляжа видны скальные выходы по обоим берегам – начало порога. В настоящее время самым надежным ориентиром являются домики турбазы на ЛБ, они хорошо видны с воды. Осмотр порога возможен с любого берега, береговая страховка эффективней с левого, но и она не гарантирует, что морковка долетит до нужного места. 

В сужении русла по центру несколько валов до 3 м высотой. Валы крутые и жесткие с обратными гребнями. Далее длинная цепь разнонаправленных жестких валов до 2,5-3 м ближе к ЛБ. Порог заканчивается на ПП. 

Причалили к ЛБ перед порогом. Провели разведку, выставили 3 спасконца у ПП, там струя ближе всего подходит к берегу. Проходили тандемами. Первыми К4-1 и К4-2 наиболее сложным вариантом через центральную часть и затем под ЛБ через все основные валы. К4-1 прошел чисто, хотя катамаран пошвыряло изрядно. К4-2 в заходной части, на самом высоком валу, завис на какое-то мгновение, затем его повело в сторону и он перевернулся по диагонали. 

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

Фото 13. Прохождения Ильгуменского порога экипажем 1 К4 

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

 

Фото 14. Переворот 2-го К4 в пороге Ильгуменский 

 

Двое бойцов остались на катамаране, двоих оторвало и выкинуло в правую половину струи. Из-за этого морковки не сработали, не хватило длины. К4-1 попытался соскочить со струи и встать к ЛБ, чтобы дождаться плывущих, но под берегом мощная турбулентность, которая выкинула кат обратно (под ПБ на слабое течение уйти сложно, да и далеко от места событий). Пришлось работать против хорошего течения. Вначале подобрали Егора, затем Юлю. Сергей и Настя самостоятельно зачалили перевернутый катамаран к ПБ. Туда же чуть ниже пристал и К4-1. 

Причиной переворота явилась недостаточная скорость. Катамаран не смог быстро перевалить самый высокий вал. Помощь была оказана достаточно быстро, учитывая условия спасательных работ. Но два участника провели в воде все-таки приличное время. Развели костер, достали термос с горячим чаем. 

Переворот К4-2 произошел на “глазах” страхующих из катамарана К4-3. Капитаны К4-3 и К4-2 еще раз проработали тактику движения, избегая валов по центру реки. Неприятностей в пороге уже было достаточно. Заходили ближе к ЛБ пробивая небольшую бочку и минуя валы по центру “резали” струю вправо. Прошли хорошо. 

Отогрелись возле костра. Попили чай и двинулись дальше. До реки Кадрин 25-30 минут ЧХВ. 

Кадринская труба (4А). Начинается через пару километров от устья р. Кадрин и продолжается 13-14 км. Начало выражено не ярко. Мощность препятствия постепенно нарастает. Представляет собой серию сужений в скальных берегах, многочисленные шиверы с валами до 2- 2,5 м. Валы зачастую разнонаправленные. На плесах между сужениями река вскипает обширными поганками. Ближе к концу шиверы становятся мощнее и сложнее. Во второй половине много участков с неприятной турбулентностью. 

Примерно через 5 км от Кадрина, в «Кадринской трубе», после крутого ЛП, на ПБ высокая полка с хорошей стоянкой. Решили, что не принципиально подходить сегодня ближе к порогу 

«Шабаш», как было запланировано, лучше остановиться на хорошем месте. Возле стоянки на берегу стоит МОГУЧАЯ сосна! 

Целый день хмурое небо, но достаточно тепло. Около 19 часов пошел дождь, который прекратился только ночью. 

 

 

8 день (6.05.2018) 

После старта, более часа ушло на прохождение «Кадринской трубы», т.к. вчера мы прошли только ее начало. До порога Шабаш было несколько довольно мощных шивер с валами до 2-2,5 метров. Заключительный участок Кадринской трубы можно оценить как 4А. 

От выхода из Кадринской труба до порога «Шабаш» одна достаточно мощная шивера с пологой проносной бочкой посреди шиверы. Шли сходу, страхуя друг друга с воды. 

Порог «Шабаш» (4В) одно из самых серьезных препятствий Катуни. Ориентиры: большая галечная отмель на ЛБ и огромный камень в русле реки ближе к ПБ. Мимо проехать сложно. Разведка с ПБ нужна в любую воду. Имеет 2 ступени общей длиной около 400 м. В воду ниже средней выглядит несколько по иному по сравнению с другими описаниями. 

  1. ступень (4В). На прямом участке несколько сливов с бочками, левая часть реки - несложная шивера. После перегиба русла направо у огромного камня (справа прохода нет), у ЛБ на половину русла огромная впечатляющая бочка, у ПБ валы и небольшие сливы. Далее быстроток около 50 м и возможность чалки на ПБ. 

  1. ступень (4А). На входе горка с валами, заканчивающая бочкой с косым валом по всей ширине реки. Далее дорожка валов, имеющих не совсем понятную направленность, т.е. не стоят перпендикулярно потоку, но и не являются косыми. Два из них пульсирующие, высокие и опасные, велика вероятность переворота. Несколько бочек вдоль дорожки валов. 

Сначала шли первую ступень два катамарана четверки К4-1 и К4-2. Страховали между ступенями тремя спасконцами. Прошли ровно, держась правее от основной бочки. Прошедшие первую ступень порога встали на страховку второй пары. 

 

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

Фото 15. Страховка спас. концами на первой ступени пор. Шабаш 

 

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

Фото 16. Экипаж 1 К4 на входе в первую ступень пор. Шабаш 

 

 

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

Фото 17. Экипаж 2 К4 проходит первую ступень пор. Шабаш 

 

Затем пошли К4-3 и К2. Четверка придерживалась правого берега, сделав телемарк на второй входной бочке, неинтересно прошла ступень порога. Капитан двойки избрал другой путь: пройти входную часть по центру, а затем уйти вправо перед основной бочкой. План удался наполовину. Двойка слишком оптимистично заходила ближе к ЛБ, но поток воды не дал 

полностью отработать траверс вправо. В результате двойка попала в правый край бочки… Ребята, стоящие со спасконцами на страховке напряглись… К4-3, который только что прошел ступень, готов был отчалить… Но вал, в который уперлась двойка на скорости не пробив его, сложился и двойка вышла из бочки нормально. Далее К2 успешно зачалился на правый берег. Глаза у ребят были увеличены. 

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

Фото 18. Экипаж 3 К4 проходит первую ступень пор. Шабаш 

 

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

Фото 19. Экипаж К2 входит в основную бочку первой ступени пор. Шабаш 

 

Вторую ступень проходили в обратном порядке, выставив для страховки троих со спасконцами чуть дальше выброшенных на берег понтонов. Сначала пошла четверка К4-3. Держась чуть левее середины реки вначале, затем, ближе к основной части валов, пересекла струю справа налево и ушла в улова левого берега. Далее пройдя вдоль ЛБ берега перечалилась на правый и встала на страховку спасконцами. 

 

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

Фото 20 Начало второй ступени Шабаша: 3 К4 Фото 21 Начало второй ступени Шабаша: К2 

 

 

Остальные прошли тем же маршрутов, не испытав каких то трудностей. Никто во второй ступени в самую гущу хаотичных валов не пошел. 

 

От порога «Шабаш» до р. Урсул пара шивер 3 кс и 40 минут ЧХВ. Подошли к стрелке в начале пятого. Стоянку разбили на высоком ПБ Урсула, буквально в месте слияния рек. Место для чалки удобное, хватает для большого количества катамаранов. Стоянка очень удобная и уютная, часто посещаемая туристами, что привело к дефициту дров. С появлением дороги вдоль Урсула, противоположный берег в качестве стоянки тоже очень развит, но ситуация с дровами еще хуже. Одновременно с нами, на другом берегу стояли туристы, сплавляющиеся на каяках, тренировались 

на быстротоке реки Урсул. Еду готовили на примусах, жили в палатках у машин. 

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

Фото 24. Устье Урсула и дорога к порогу «Замок» 

9 день (7.05.2018) 

Очень холодное утро, +3. Дождались, пока хоть немного потеплеет и в 11:30 начали переправу на левый берег Урсула, для переброски вверх по реке. На сплав по Урсулу пошли экипажи легких К4 (Горшкова). Первый К4 - в полном составе. Второй К4 - с заменой Юли Лукьяновой на Дашу Машарову. 

Заносили по хорошей асфальтовой дороге. Больших проблем не было. Значительного напряжения потребовал лишь участок на подъеме от реки к асфальтовой дороге. Далее путь пролегает по верху каньона. Ориентир порога «Замок» – памятник. Он стоит прямо над порогом и с дороги хорошо виден. Чуть далее, метров через 100, распадок, по которому удобно спуститься к реке. Этот путь приводит к началу порога. 

Общее время пешего подхода 1.30, расстояние около 4 км. Воду в Урсуле оценили как очень высокую. 

 

Нижний каньон – название весьма условное. Это ущелье с высокими крутыми берегами. В среднюю воду практически везде можно причалиться и осмотреть очередное препятствие, в высокую воду чалок немного. Но особой надобности в чалках нет. Если группа, или хотя бы командиры катамаранов, имеют опыт 5 к.с., или нескольких походов 4 к.с. весь каньон можно идти без просмотров и остановок, ни одно препятствие не превышает категорию 4С даже в большую воду. 

Порог «Замок» (4С). Просмотр для него обязателен, это входной порог каньона. Препятствие начинается на ПП реки. После входной шиверы по центру стоят 2 больших камня, на них идет сильный навал воды, между ними узкая щель. В нашу воду один камень был полностью залит, от второго торчала тодько верхушка. Появился достаточно широкий проход по центру со сливом 1,5-2 м и бочкой. Далее на протяжении 70 м три слива до полутора метра высотой, после них приличные бочки. Разведка возможна с любого берега, с левого удобней. 

В нашу высокую воду, вода переваливала через камни, образовывая слив. На взгляд Сергея Безроднова, порог упростился до категории 4С. 

 

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

Фото 25. Порог «Замок», р. Урсул. 

После просмотра порога, начали прохождение. Все катамараны прошли порог «Замок» по центру между валунов идеально и продолжили свой путь. 

 

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

Фото 26.   Экипаж   1   К4 проходит 

«Замок» 

 

 

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

Фото 26.   Экипаж   2   К4 проходит 

«Замок» 

 

Нижний каньон (4С). В нем выделяют именные пороги, но на наш взгляд это чисто условное деление – весь участок можно идти без разведки и как-то разделять препятствия не имеет особого смысла. Сплав очень динамичный, линия движения неоднозначная, ломаная. Валы, сливы и бочки достаточно мощные, В нашу высокую воду, большинство камней было залито водой. 

  Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

Фото 27, 28. Большая вода на Урсуле 

 

Все прохождение 4-х километрового участка, от Замка до устья, заняло 23 минуты. 

Сплав получился очень динамичным и эмоциональным. В русле периодически встречаются камни, в т. ч., едва прикрытые водой, что очень сильно затрудняло их своевременное обнаружение. Для ухода от них требовались своевременные и резкие маневры. 2-3 раза посадки на камни не удалось избежать, но обошлось без поломок и прорывов катамаранов. 

Финишировали в 14:45 

10 день (8.05.2018) 

Встали, позавтракали и двинулись в путь в 11-00. 

Через 7 мин. после устья Урсула база. База состоит из несколько красивых домов, имеются спуски к воде, беседки. Причаливать, скорее всего, нельзя, потому что серьезность охраны данного объекта видна невооруженным взглядом. За устьем р. Сумульта несколько простых шивер. В дальнейшем на выходе из скальных сужений на плесы практически везде образуются мощные и обильные поганки. 

Порог «Каянча» (4С). Сужение реки в скальных стенках перед устьем р. Каянча 1. Представляет собой серию шивер с валами до 2,5-3 м. Встречаются валы с обратными гребнями и косые. Скальные выходы с обоих берегов заставляют зачастую идти самым сложным вариантом. По стилю напоминают 2 ступень Аккемского прорыва и порог Ильгуменьский, только значительно длиннее - порядка 800-1000 м. 

После порога ПП, за ним 3 достаточно мощные шиверы с валами до 1,5-2 м. От устья р. 

Каянча 2 начинается сосновый лес с хорошими стоянками. 

Между местами впадения рр. Кемечапык и Байтыгем две длинные шиверы с валами до 1,5- 

2 м. 

Порог «Айяла» (3) расположен за устьем р. Б. Айяла. В русле большие скальные выходы. 

В нашу воду превратился в шиверу в валами до 1,-2 м. Далее на реке несколько простых шивер. 

Двигались походной колонной, страхуя друг друга. Первый проходит, встает на страховку с воды, ждет прохождения всей колонны, уходит дальше. 

По ходу сплава тренировались: заход в струю, выход из нее, заход за камни, залезали в самую кашу. 

Финиш дня - 17:30, перед левым притоком, выше Эдигана. 

 

 

11 день (9.05.2018) 

Перед порогом «Тельдекпень 1» стоит внушительная шивера. Оценили в 4А. По всей ширине русла валы до 2-2,5 метров, несколько бочек. Протяженность около 150 метров. Катамараны очень впечатляюще швыряет и заливает водой. 

 

Порог «Тельдекпень 1» (4А). Ориентиры: правый приток – р. Эдиган, на правом повороте ЛБ засыпан галечником, после поворота на ПБ песчаный пляж, реку пересекает ЛЭП. 

Порог представляет собой скальный коридор с большими глубинами. Здесь нет классических валов и бочек. Вода вскипает грибами, крутятся воронки, структура потока очень сложная и неустойчивая. Вода легко захватывает катамараны и крутит их как щепки. Осмотр препятствия возможен с обоих берегов, наиболее удобен с моста, который расположен над порогом. 

Шли без просмотра парами. Первая пара К4-1 и К4-3. Далее К4-2, К2. Катамараны в пороге швыряет изрядно, иногда просто невозможно бороться с потоком. В результате вышла следующая ситуация: Второй катамаран в первой паре К4-3 шел другой траекторией движения в пороге, чем 1-й. В один момент, под катамараном К4-3 возникла огромная “паганка” и катамаран скатываясь с нее как с горки на огромной скорости, чуть не налетел на первый К4-1. Команда К4-3 очень слаженно отработала по месту и буквально пролетела мимо первого катамарана, попавшего в турбулентность. 

За порогом несколько сот метров спокойного течения 

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

 

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

 

Фото 30, 31 Подход к порогу Тельдекпень 

 

 

Порог «Тельдекпень 2» (4В) находится в скальном сужении через 8 мин. сплава после предыдущего препятствия. Ориентиры: справа устье р. Чеба, широкий песчаный пляж по ЛБ, за ним местный ЛП, порог начинается на этом повороте. 

 

Особенность порога – обильная и исключительно сложная турбулентность. Воронки, грибы и поганки постоянно возникают и сменяют друг друга. Поток очень неустойчив и непредсказуем. Препятствие гораздо мощнее, чем «Тельдекпень 1». 

Встали на ЛБ, организовали страховку и видеосъемку. Первым пошел катамаран K4-3. Пошли по центру. Под катамараном образовалась воронка, и заднюю часть катамарана стало засасывать внутрь нее. Носовых приподняло, катамаран развернуло вокруг своей оси, воронка ослабла, и катамаран вышел благополучно из неё. Катамаран K4-3 встал на страховку у ПБ. 

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

 

Фото 32. «Веселое» прохождение порога Текдельпень-2 экипажем 3 К4 

Остальные прошли ровно и даже скучно. 

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

 

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

 

Фото 33. Экипаж К2 в Текдельпень-2 

Фото 34. Экипаж 2 К4 в Текдельпень-2 

 

Далее на реке простые шиверы, за устьем р. Коскол – порог. Ориентиры: справа высокая скальная стенка и выходы штолен, слева устье р. Тыгкескен, за ним округлый утёс – "черепаха" 

Порог «Еландинский» (4А). Резкий сброс воды между скальными выходами по центру русла и скалой ЛБ, 2 бочки и высокие хаотичные разнонаправленные валы. Длина порога - 80-100 метров. 

Остановились на разведку, размялись и прошли с взаимостраховкой по наиболее сложному варианту прохождения. 

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

 

Фото 35. Прохождение Еландинского порога 

Финиш возле недостроенного моста в районе с. Еланда. 

В Еланде сняли домики для того, чтобы переночевать, высушиться, приготовиться к выходу в цивилизацию. Баз в поселке Еланда несколько, но по цене и по расположению нам подошла база в самом конце деревни, практически на выезде, в сторону Чемала. На базу ведет вполне приемлемый заход от реки на высокий берег, где расположено поселение. И на берегу, и на территории базы имеются хорошие площадки для разбора/просушки катамаранов, беседка, баня, плохой интернет. 

 

12-14 день (10-12.05.2018), Барнаул – Екатеринбург 

Около 13 часов выехали в Барнаул и в тот же день на поезде отбыли с Алтая на Урал, домой. 

  1. Организация путешествия. Итоги и выводы 

Для 8 участников группы это был первый поход 4 категории сложности. Маршрут по реке Катунь от п. Тюнгура до п. Еланды является классической четверкой. Он достаточно популярен среди туристических групп и связано это, прежде всего, с его транспортной доступностью и красотой Алтая. 

Группа для транспортировки до места старта п. Тюнур и выхода с маршрута из п. Еланда использовала заказной транспорт. Отметим, что частный автотранспорт в регионе развит хорошо и его можно заказать заранее. На переезд из г. Барнаула в п. Тюнгур нужно закладывать весь день. Несмотря на то, что выехали мы рано утром, остановок было мало, приехали мы п. Тюнгур в темное время суток. Предвидя заранее такую ситуацию, был заказала гостевой двор, где удалось поставить палатки и имелись дрова. 

На всем протяжении спортивной части реки присутствуют населенные пункты и дороги (Чуйский тракт). С одной стороны, это обеспечивает быстрый аварийный выход с маршрута, с другой - постоянное внимание отдыхающих туристов и местных жителей. 

Сотовая связь в активной фазе маршрута встречается, на стрелке р. Урсул - р. Катунь есть интернет 4G. 

Сергей Безроднов прочитал лекции по организации спасательных работ, действиям в экстремальных ситуациях и прохождении основных препятствий. Комплекс теоретических и практических занятий повышают технический уровень группы. 

Маршрут проходил при среднем уровне воды в реке Катунь и высоком уровне в реке Урсул. Стоит отметить, что на реках Алтая уровень воды непредсказуем. Некоторые участники, которые неоднократно здесь бывали, попадали как в малую воду, так и в половодье. Например, на выходном пороге реки Аргут, “Ворота”, во время нашего визита наблюдался крайне низкий уровень воды. 

Так как первый порог, Аккемский прорыв, является достаточно протяженным и сложным препятствием, необходимо тренировать слаженные действия экипажей сразу после выхода из с. Тюнгур. Наиболее характерными препятствиями являются высокие и мощные валы, а также бочки, порой очень опасные. Также можно выделить обширные поганки и водовороты. В некоторых случаях, ширина реки позволяет, при правильной тактической схеме прохождения порогов и слаженности экипажа, избегать наиболее сложных препятствий. 

Сплав по притоку Катуни – р.Урсул, является очень динамичным. Подъем катамаранов к месту старта, с появлением дороги, значительно упростился. Порог “Замок“ при высоком уровне воды, по мнению Сергея Безроднова, упростился до 4 категории. 

Результаты спасработ после переворот катамарана, произошедшего во время прохождения Ильгуменьского порога, показали правильную подготовку группы. Дали знать о себе проводимые Сергеем Безродновым теоретические занятия. 

Местное население к туристам привыкло и относится, преимущественно, довольно доброжелательно, но все же, группа старалась избегать лишних контактов. 

Итог похода показал, группа полностью выполнила поставленные задачи по прохождению реки 4 категории и готова к более серьезным маршрутам. 

Приложения 

Специальное снаряжение 

 

Групповое 

Личное (на группу) 

Наименование 

Количество 

Наименование 

Количество 

Катамаран К4 

спасжилет 

14 

Катамаран К2 

каска 

14 

Спасконец 

гидрокостюм 

14 

Насос 

весло 

14 

Запасное весло 

гермомешок 

14 

Ремнабор 

 

 

Аптечка 

 

 

Палатка 

 

 

Котелок 

 

 

Топор 

 

 

Пила 

 

 

Чалочный конец 

 

 

Весовые характеристики груза, взятого на маршрут: 

 

Наименование 

На 1 человека 

На группу 14 чел. 

Продукты (всего / в день) 

6,6 /0,6 кг 

92,4 

Групповое снаряжение 

15 

210 

Личное снаряжение 

12 

168 

Всего : 

33,6 

470,4 

Максимальная нагрузка на одного мужчину 37     кг женщину 25      кг 

 

Личное снаряжение 

Наименование 

Кол-во 

Наименование 

Кол-во 

Рюкзак 1 шт 

1 шт 

Попер 1 шт 

1 шт 

Пенка (коврик) 1 шт 

1 шт 

КЛМН комплект 

1 шт 

Одежда и обувь 

 

 

 

Куртка 

1 шт 

Термобельё 

1 компл 

Штаны 

1 шт 

Лѐгкая обувь 

1 пара 

Анорак 

1 шт 

Шерстяные носки 

1 пара 

Водолазка (тельняшка) 

2 шт 

Носки х/б 

2 пары 

Нижнее белье 

2 смены 

Перчатки ХБ (рабочие) 

3 пары 

Прочее 

 

 

 

Документы комплект 

 

Гигиенические принадлежности 

(паста, щѐтка, мыло, туал. бумага) 

 

Деньги 

 

Спички и сух.горючее в 

гермоупаковке 

1 компл. 

Еда 

 

 

 

Сухари 

2-3 бул. 

Личный сахар, соль, перец 

 

По желанию 

 

 

 

Фотоаппаратура 

компл. 

Ремнабор личный 

компл. 

Письм. принадлежности 

компл. 

Аптечка личная 

компл. 

Ремонтный набор и Походная аптечка 

Ремонтный набор 

 

 

Походная аптечка 

 

Узкогубцы 

1 шт. 

 

Бинт стерильный 

Шило 

1 шт. 

 

Бинт нестерильный 

Иглы 

20 шт. 

 

Бинт эластичный 

 

Шнурки 

4 шт. 

 

Жгут 

1-2 

Скотч 

2 шт. 

 

Лейкопластырь 

2 рул 

Фурнитура 

комплект 

 

Лейкопластырь 

бактерицидный 

Стропа 

комплект 

 

Иод, р-р спиртовой 

1 фл 

Нитки 

комплект 

 

Анальгин или баралгин 

10 табл 

Шурупы 

комплект 

 

Калия перманганат 

1 фл 

Отвертка 

2 шт. 

 

Спирт нашатырный 

 

Резиновый клей 

5 шт. 

 

Вата 

1 п 

Кусок наждака 

1 шт. 

 

Зелёнка 

1 фл 

Булавки 

10 шт. 

 

Перекись водорода 

40 мл 

Изолента 

1 шт. 

 

Ножницы 

 

Проволока (разная) 

комплект 

 

Альбуцид 

 

Ножницы 

1 шт. 

 

Пантенол 

 

Заплаты капроновые 

комплект 

 

Салфетки стерильные 

1 уп 

Напильник 

1 шт. 

 

 

 

Надфили 

комплект 

 

 

 

Резинка 

1 шт. 

 

 

 

Резина 

комплект 

 

 

 

Напёрсток 

1 шт. 

 

 

 

Запасные болты 

Комплект 

 

 

 

Заплаты для баллонов 

комплект 

 

 

 

 

10. Литература. 

  1. Безроднов, С. Б. Отчет о водном туристском путешествии Чуя – Катунь. Нижний Тагил 2006. 
  2. Безроднов С.Б. Отчет о водном туристском спортивном походе четвертой категории сложности по рекам Катунь и Чуя с нижними порогами Аргута и Урсула. Нижний Тагил. 2009 
  3. Говор, М.. Средняя Катунь. Техническое описание маршрута. Новосибирск. 
  4. Каменецкий, А. Отчет о водном туристском путешествии Шавла – Аргут – Катунь. Москва 2002. 
  5. Кривонос, А. Отчет о водном туристском спортивном походе по реке Катунь. Оренбург 2004. 
  6. Паршаков, П. В. Отчет о водном походе по реке Катунь. Москва 2004. 
  7. Постнов, Д. А. Отчет о водном спортивном походе М.Сумульта – Б.Сумульта – Кадрин – Катунь. Саратов 2003. 
  8. Филимонов, Г. А. Отчет о водном походе Чуя – Катунь, Кадрин. Томск 2004. 
  9. Черник, С. И. Отчет о водном туристском путешествии Богояш – Чулышман, Башкаус, Ак-Алаха – Аргут, Чуя. Москва 1998. 
  10. Шварц, Д. А. Отчет о водном туристском походе Кумир – Чарыш – Коргон, Урсул – Катунь. Москва 2004. 
  11. Шварц, Д. А. Урсул. Конспект отчета 5123 библиотеки МГЦТК. 
  12. Юрин, В. Е. Отчет о водных туристских путешествиях Катунь и Шавла – Аргут – Катунь. Москва 2000. 

7. Картографический материал 

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

Рис. Сплавной участок на картах Генштаба 1:100 000 (номенклатура карт) 

 


Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

 


Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

 


Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

 


Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

 

 Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

Отчет о водном маршруте четвертой категории сложности по Республике Алтай (реки Катунь и Урсул)

 

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию