Виды туризма

13 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 2001
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
0 337 0
Руководитель: Суворов А. В. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба №5789

Содержание:
  1. Паспорт маршрута;
  2. Состав группы;
  3. Пути подъезда и выезда с маршрута;
  4. Техническое описание маршрута;
  5. Выводы и рекомендации
Паспорт маршрута

Вид путешествия: водный.

Категория сложности: третья.

Средства сплава: 4-х и 2-х местные катамараны.

Нитка маршрута: Г. Ковдор – 6-ая Погранзастава – верховья реки Тунтсайоки – сплав до г. Алакурти – пор. Первенец – пор. Падун – пор. Водопадный – пор. Кривой – пор. Красивый – пор. Яма – пор. Котел – пор. Карниз – пор. Шляпа – Иовское водохранилище – г. Зареченск.

Протяжённость маршрута: 179 км.

Состав группы

Фамилия, имя, отчество Год рожд. Туристский опыт Обязанности в группе, судно
1 Суворов А.В 1970 Ока 4р, Катунь 4р руководитель, К4-1
2 Самуленков С.А 1979 Катунь 4у, Умба 3р зам. руковод., К4-2
3 Девятков А.В. 1982 Тумча 3у, Ока 4у пом. Руковод., К2-1
4 Павлова Елена 1986 Поньгома 2у медик, К2-1
5 Коваленко Елена 1986 Поньгома 2у завпит, К4-1
6 Чотчаева Яна 1986 Поньгома 2у рем. Мастер, К4-1
7 Ворончихин Виталий 1986 Поньгома 2у завхоз, К2-2
8 Девятков Денис 1985 Ока 4у хронометрист, К2-2
9 Баранов Саша 1985 Ока 4у казначей, К4-1
10 Васин Николай 1983 Ока 4у метеоролог, К4-2
11 Быков Слава 1984 Ока 4у топограф, К4-2
12 Дудукалло Дима 1985 Селигер 1у фотограф, К4-2
13 Гмыря Леонид 1986 Селигер 1у краевед, К4-2
14 Романов Виктор 1985 Поньгома 2у ответств. за отчет, К4-2
15 Вельмов Сергей 1985 Поньгома 2у фотограф, К4-1

Пути подъезда и выезда с маршрута

Подъезд к началу активной части маршрута по линии – Москва – Мурманск до г. Кандалакша поездом № 182. Обычное время отъезда из Москвы – 19.28 и прибытие в Кандалакшу в 5.15 утра через день было изменено из-за ремонта железнодорожного полотна. Отправление 06.08.2001г в 0.40 час прибытие в Кандалакшу 07.08.2001г в 7.45 час.

Поезд №6346 Кандалакша – Ковдор отправляется в 6.40 мин. и прибывает в Ковдор в 11.35 час. Мы на этот поезд опоздали. До Ковдора добирались на заказанном в Кандалакше АТП (Автоколонна 1143). Время в пути 2 часа 40 мин. Из Ковдора до 6 Заставы наняли вахтовку на Ковдорском ГОКе. Время в пути 2 часа.

Выезд. Из Зареченска до Кандалакши едем автобусом заказанным в АТП г. Кандалакши (Автоколонна 1143). Время в пути 2 часа 15 мин). Из Кандалакши в Москву едем по линии Мурманск – Москва поездом № 181, время отправления 1 час 50 мин. 28.08.2001г. Прибытие в Москву 29.08.2001г. в 12.50 час.

Техническое описание маршрута

06.08. Поезд № 182 отправлением из Москвы в 0.45 час.

07.08. Из-за изменения расписания на поезд № 6346 Кандалакша – Ковдор мы опоздали. Заказываем автобус в АТП г.Кандалакши (АК 1443) до Ковдора, а также автобус для выброски из Зареченска. Время в пути до Ковдора на автобусе 2 часа 15 мин. По пути оставляем заверенный список группы на пограничном посту.

В Ковдоре нас ожидает на ж/д вокзале заказанная из Москвы по телефону на ГОКе вахтовка. Оставляем заверенный список группы в погранкоммендатуре г.Ковдора и предъявляем документы на всех участников. Время в пути до заставы № 6 два часа. На заставе оставляем еще один список и знакомимся с ее новым начальником.

Через 7 мин проезда от заставы мы на месте стапеля. Это достаточно замусоренная поляна на ЛБ р.Тунтсайоки в 300м от следовой полосы. Сухих дров практически нет, строительного леса для судов тоже нет. Вокруг заболочено. Собираем суда.

08.08. Суда полностью собраны к обеду. Через заболоченный берег переносим их на воду и начинаем неспешный сплав до первого подходящего места ночевки. Течение слабое, берега заболочены. Через 1 час 10 мин сплава, походным порядком пройдя 3 несложных переката П1. – П3. встаем на ночевку на пологом сухом ПБ. Сюда подходит грунтовая дорога от границы. Обилие сухостоя, огромное кол-во ягод и грибов. Хороших мест для стоянки более чем на 100 человек.

09.08. П-4. Простая 100 метровая мелкая шивера. Редкие надводные и подводные камни.

П-5. Порог б/к, протяженность 50 м. Осмотр не требуется. Ярко выраженных ориентиров нет.

П-6. Порог 1 к.с. Протяженность 250 м. Проход без осмотра. Ориентир: берега невысокие (0.5- 1 м), поросшие смешанным лесом, кустарниками. Местами (от П-4 до П-6 и от П-11 до П-15) левый берег снижается, становится болотистым.

Через 7,5 км от места ночевки к реке подходит дорога по левому берегу. Это возможный вариант начала маршрута. Отсутствие ровных площадок под палатки делает данное место неудобным для ночлега. Дорога является ориентиром препятствия 4, через 400 м ниже П-5, шум воды. Ярко выраженные ступени с гладким центральным сливом, затем шивера, за ней, через короткий плес, чуть более простая шивера. Все время движемся походным порядком, без осмотра проходя несложные шиверы и перекаты.

В конце шиверы П-6 ЛБ повышается. На нем есть ровные пологие площадки, поросшие мхом. Хорошее место для ночевки. Есть сухостой. Удобное место для игры в волейбол и футбол. Посвящаем этому весь вечер.

10.08. Через 300 м П-7. Порог б/к. Проход без осмотра, протяженность 50 м. Ориентир: перед порогом 150 метровый остров.

П-8. Порог 2 к.с. Возможен проход без осмотра. Ориентир: 500 м ниже П-7. Шивера протяженностью 100 м. Обилие подводных и надводных камней. Линия движения многовариантна.

П-9. Порог б/к, проход без осмотра. Ориентиры: сужение реки, скальные выходы по обоим берегам. 100 м быстротока и несколько хорошо просматриваемых обливных камней.

П-10. Порог 2 к.с., возможен проход без осмотра. Ориентир: 100 м ниже П-9, красивые скалы высотой более 15 м по обоим берегам. Протяженность 50 м, заход простой и очевидный, проход основными сливами между плитами, но попадание в сливы требует маневрирования на ощутимой струе.

П-11. Порог 2 к/с, возможен проход без осмотра. Ориентир: ярко выраженных ориентиров нет, единственно слышен шум порога, который замыкает 2.5 километровый плес. Простая, но длинная (1 км) шивера.

Через 300 м - П-12. Порог б/к, проход без осмотра. Очень простая шивера протяженностью 100м.

Все препятствия являются простыми и пройдены сходу походным порядком. После плеса длиной 3 км по ЛБ хорошо заметны скальные выходы. Слышен шум порога. Из-за ухудшения погоды останавливаемся на ночевку на высоком ЛБ напротив П-13. Много сухостоя, ягод, грибов, возможна рыбная ловля. Наклонных площадок под палатки больше чем пологих. Есть хорошее место для бани.

11.08. П-13. Порог 2 к/с. Возможен осмотр левым берегом. Ориентир: порог замыкает 3-х километровый плес, шум воды, высокие скальные выходы по ЛБ. Порог в 2 ступени без возможности промежуточной чалки между ними. Река делает S-образный поворот. Длина 100 м, расстояние по прямой от входа до выхода не более 50 м, перепад высот не менее 2,5 м. На выходе из 2-й ступени валы до 0,7 м и обливной камень у левого берега.

П-14. Порог б/к, проход без осмотра. Ориентир: гарь по правому берегу. На участке в 500 м река падает четырьмя ярко выраженными ступенями, отделенными друг от друга 100-метровыми плесами.

П-15. Шивера 2 к.с. Для байдарок рекомендуем осмотр выхода из шиверы. Осмотр возможен по обоим берегам. Ориентиры: очень большой остров делит реку на 2 рукава, правый рукав воспринимается как приток. Шивера протянулась на 1400 м (весь левый рукав и далее после слияния рукавов). Шивера несложная, к тому же, разбита двумя короткими плесами на 3 ступени. Именно завершение 3-ей ступени и обусловливает 2 к.с. препятствия (обилие камней, неоднозначная линия движения). Правый рукав (ширина 10 м) в 4-5 раз уже левого. При слиянии рукавов с воды видно, что он заперт мелким порогом.

П-16. Шивера б/к длиной 50 м. Без осмотра. Ориентир: на 200 м ниже П-15.

П-17. Порог б/к длиной 50 м. Без осмотра. Ориентир: на 400 м ниже П-15.

П-18. Порог 2 к.с. Возможен проход без осмотра. Ориентир: замыкает километровый плес; шум воды. Шивера-порог протяженностью 200 м. Проход ярко выраженными основными сливами между камней и через плиты.

П-19. Осмотр возможен по обоим берегам. Ориентир: 300 м ниже П-18. Порог 70 метров. Ярко выраженная основная струя. Осмотр желателен из-за наличия острых подводных камней.

П-20. Порог б/к длиной 100 м. Без осмотра. Ориентир: остров делит реку на 2 рукава. Левый непроходим из-за маловодности. В конце правого рукава и ниже быстроток с подводными и надводными камнями.

П-21. Порог 2 к.с. длина 70 м. Возможен проход без осмотра по ярко выраженной основной струе. Ориентир: запирает 600 метровый плес, шум воды.

П-22. Порог 2 к.с. Для байдарок желателен осмотр по правому берегу. Ориентир: 650 м ниже П-21. Порог 400 м из 2-х ярко выраженных ступеней, разделенных 70 метровым плесом. Плиты через всю реку образуют 1-ю ступень. Заход у правого берега, затем уход в центр. Вторая ступень - камнеобильная шивера.

П-23. Трехсотметровая шивера 2 к.с. Возможен проход без осмотра. Ориентир 1 км ниже П-22.

Прохождение препятствий 4-го ходового дня в наших условиях – сверхнизкую воду - не требовало осмотра препятствий. Экипажи отрабатывали слаженность действий, двигаясь походной колонной с интервалом 10 – 15 м. Камни порогов представляли опасность лишь для старых шкур судов. Останавливаемся на ночлег на ЛБ за П-23. Обилие ровных площадок, сухостой, множество ягод и грибов. Рыбалки нет.

12.08. Через 600м П-24. Шивера б/к длиной 200 м. Без осмотра. Ориентир: ярко выраженных ориентиров нет, шум воды.

П-25. Порог 2 к.с. протяженностью 100 м. Возможен проход без осмотра. Ориентир: в конце плеса 2.2 километра, каменистый остров разбивает реку на 2 рукава. Левый из-за мелководья непроходим. В правом П-25. После П- 25 400 метров мели!

П-26. Шивера 2 к.с. длиной 80 м. Возможен проход без осмотра ярко выраженными основными сливами. Ориентир: высокие очень живописные скалы по обоим берегам.

П-27. Порог 2 к.с. Возможен проход без осмотра. Ориентир: остров делит реку на 2 рукава. Левый более полноводен, в его конце П-27. Сразу же после начала порога левый водопадный приток. Шивера протяженностью 70 м. Начало- быстроток, затем, на выходе из протоки обилие камней на заметной струе. После слияния рукавов -забитый камнями, но легко проходимый быстроток. Ориентир: 1.7 км ниже П-26.

П-28. Порог 2 к.с. длиной 50 м. Возможен проход без осмотра ярко выраженной основной струей. Ориентир: 230 м ниже П-27.

П-29. Плита через всю реку образует 40 метровый порог б/к. Проход без осмотра. Ориентир: плита запирает 1.4 километровый плес, шум воды.

П-30. Шивера 2 к.с. длиной 1000 м. Возможен проход без осмотра. Ориентир: на 500 м ниже П-29. Наиболее сложны первые 300 м и выход: обилие подводных камней, неоднозначная линия движения. Валы до 0,6 м.

П-31. 80-метровая, обильная камнями и невысокими валами шивера 2 к.с. Ярко выраженные основные сливы и простой заход делают возможным проход без осмотра. Ориентир: 250 м ниже П-30.

П-32. Порог 2 к.с. протяженностью 100 м. Высокая гряда камней у правого берега на выходе. Для байдарок желателен осмотр. Ориентир: ярко выраженных ориентиров нет, шум воды. Порог замыкает 1300 метровый плес.

П-33. Шивера б/к протяженностью 1000 м. На выходе мелко. Осмотра не требует. Ориентир: ярко выраженных ориентиров нет, на 300 м ниже П-32, шум воды.

Между П-33 и следующим препятствием (П-34) плес в 5.1 километра. В середине плеса левый приток - очень красивый водопад. С воды заметен плохо, но хорошо слышен. Этот водопад является ориентиром серии препятствий П-34. - П-39. , которая начинается через 3.6 км после водопада. Каждое из указанных шести препятствий представляет собой очень простую шиверу, (практически быстроток) легко преодолеваемую по центру не требующую осмотра. Единственное, что их различает, протяженность: П-35,36,37–50 м, П-34,39 – 100 м, П-38 – 700 м

П-40. Порог 1 к/с. Ориентир: большой залесенный остров посреди реки, протяженность 300 м. Левая протока – основная. Слалом в условиях мелководья.

Все препятствия этого дня были пройдены походным порядком с взаимной страховкой. После П-40 по берегам много антропогенного мусора. По ЛБ идет хорошая грунтовая дорога. Достаточно пологих мест для стоянок. Останавливаемся на ночлег в 4-х км ниже П-40. На высоком ПБ за бродом. На ЛБ вышка управления стрельбой (стрельбище). Много ягод, грибов, обилие дров.

Несмотря на то, что стоянка была на правом ненаселенном берегу, в лагерь ночью наведались местные рыбаки и украли снасти, обувь, продукты.

13.08. С места ночевки сплавляемся по плесу на юг. По ЛБ хорошая грунтовая дорога и заметная сопка. Течения практически нет. Через 4 км по ЛБ строения города Алакуртти. По ПБ – макеты стрельбища. Через 2 км проходим под высоким автомобильным мостом – это ориентир П-41 порога Первенец. Чалка на ПБ для осмотра порога.

П-41. Пор. Первенец. 3 к/с. Протяженность 250 м. Два острова разбивают реку на три протоки. Левая – мелководная и непроходимая. Средняя – проходима в среднюю и высокую воду – это пологие сливы через плиты, высотой до 1 м, а также слалом между крупными надводными камнями. Правая протока: входная шивера, вход по центру, затем основными сливами уходить к правому берегу! Шивера на всю ширину протоки запирается плитой. Основной слив у правого берега, водопадный высотой более метра направлен от правого берега к центру. Справа слив ограничен косым отбойным валом и короткой проносной бочкой. Проход этим сливом осложнен двумя острыми "зубами". После слива основная струя уходит влево, причем часть ее сваливается с большого обливного камня. Далее все 3 протоки сливаются. Возникает сильно захламленная камнями и антропогенным мусором 150 метровая шивера с короткими бочками, валами до 0,5 м. Через 80 м она пересекает высокий мост. Шивера преодолима основными сливами по центру. Требуется тщательный осмотр сливов на наличие антропогенного мусора!

Прохождение правой протокой. Обнесли разгруженный К-2. Поставили ниже 1-го слива на страховку. Ниже страхующего судна расположились 2 метальщика со скасконцами. После прохождения первый К-4 встал на страховку ниже шиверы. Далее прошел К-2. Оценив сложность порога, оставшиеся суда прошли походным порядком с взаимной страховкой. Внимание! В более высокую воду пор.Первенец требует к себе гораздо серьезного отношения!

Через 500 м после "Первенца" ЛЭП пересекает реку, река поворачивает влево. На ПБ – погранкоммендатура. Здесь нужно отметиться. Через 20 м после поворота препятствие 42.

П-42. Порог Падун. 3 к/с, протяженность 200 м, общий перепад 4 м. Осмотр с обоих берегов. Ориентир: ЛЭП через реку, поворот реки налево. Каменный остров разбивает реку на 2 протоки. Правая: каскад невысоких сливов, обливные камни, несильный (после 1-го слива) прижим к правому берегу (отвесная скала). Левая протока: 2 длинных водоската, расположенных последовательно с небольшим смещением по оси высотой 0,9 и 1,3 м. Водоскаты запираются проносными бочками (1,5 м). Расстояние между бочками около 10м. Заход в левую протоку осложняет каменистая гряда, которая тянется от левого берега почти на 2/3 ширины реки. Обход гряды обуславливает опасность попадания в первую бочку лагом. Ниже острова протоки сливаются в мощную, но многоводную шиверу, несложную для прохождения очевидными основными сливами.

Прохождение левой протокой тандемами с взаимной страховкой. За вторым сливом диагональный уход под ПБ между обилия камней. В нашу воду порог представлял собой 2 водоската с валами и бочками до 1,5 м. В высокую воду сложность препятствия и мощность струи существенно увеличивается! При этих условиях следует тщательно продумать заход и обеспечение страховки.

Через 600 м река поворачивает направо, острова разбивают русло на несколько проток, начинается препятствие 43.

43. Шивера 3 к.с., длиной 200 м. Ориентир: река поворачивает направо, острова, шум воды. Правая протока более полноводна. Шивера проходима этой протокой ярко выраженными основными сливами, легко читаемыми с воды. Наиболее сложный участок - на выходе: река поворачивает налево, к подводным и надводным камням добавляются валы высотой до 0,75 м. Прохождение сходу походным порядком. Через 100 м ниже шиверы ЛЭП, затем плес 4.5 км и преп. 44.

Останавливаемся на ночлег на ПБ перед П-44. Это грунтовая дорога в хвойном лесу. Ночевка обусловлена необходимостью пополнить запасы продовольствия. Достаточно дров, но места для палаток не очень. Ягоды, грибы. Необходимо круглосуточное дежурство – при наличие дежурных местные в лагерь не суются.

14.08. Дневка. Посещение пекарни, магазинов, почты в финском поселке. Футбол, волейбол на спортивных площадках. В банно-прачечном комбинате помыться не удалось – там новое строгое начальство. Хождение по городу без документов не приветствуется.

15.08. П-44. Порог Двойной. 2 к.с. протяженностью 50 м, общий перепад 2 м. Осмотр левым берегом. Ориентир: река поворачивает налево на 90°, остров, шум воды. Остров разбивает реку на 2 рукава, основной - левый. Его перегораживает плита, длинный слив, рукава сливаются, быстроток, отдельные камни, снова плита через всю реку и остатки плотины. Проход под левым берегом коротким водоскатом через прямой крутой вал высотой более 0,5 м. Прохождение сходу тандемами.

Через 100 м высокий а/м мост, еще через 50 м острова делят русло на несколько проток. Проходима любая. В протоках очень простые, проходимые без осмотра короткие (10-20 м) пороги б/к (быстроток, 2-3 камня в русле). Через 1,7 км от моста ЛЭП. Идет плес в 1600м, заканчивающийся П-45. Перед ним на ПБ хорошее место для стоянки.

П-45. Пор. Водопадный. 3 к/с. Протяженность 700 м. Две ступени. Осмотр первой возможен по ПБ, второй – по ЛБ. Ориентир: остров и крутой правый поворот. Первая ступень: плита через всю реку, два узких слива, плохо читаемых с воды. Перепад более 1 м. Далее валы до 1,2м. Через 50 м крутой левый поворот и навал на скалу ПБ. За ней быстроток и вторая ступень - мелководная шивера с проходом под ЛБ и валами на выходе до 1м. Прохождение походным порядком с взаимной страховкой.

Через 2,5 км плеса – разрушенный мост. Через 3 – 4 км от моста левый, широкий хорошо заметный приток. За ним на ЛБ возможное место стоянки. Грунтовая дорога по ЛБ. Через 750 м П-46.

П-46. Порог Кривой. 3 к/с. 2 ступени. 200м. Ориентир: левый поворот и сильный шум воды. Первая ступень – несложная шивера 50 м. У ПБ – большой остров. Ниже острова плита через всю реку. Через нее водопадные сливы, высотой до 1,5 м. Мелко, много камней на входе и выходе. Чалка на ЛБ напротив острова. Осмотр по ЛБ. Прохождение тандемами, траверсом от ЛБ к "зубу" под ПБ и проход в 2-х метрах левее него. Через слив 1,3м и валами на выходе 0,6 м. Чалка на ЛБ сразу за сливом осложнена мелководьем и валунами.

Останавливаемся на ночлег на прекрасном песчаном пляже перед второй ступенью П-46, представляющего собой мелководную шиверу, на ЛБ. Много ягод, грибов, возможна рыбалка. Прекрасное место для бани. Сухостой в 500 м от лагеря.

16.08. Дневка. Тренировки в ближнем сливе к ЛБ на К-2, баня, грибные блюда. Мелкий ремонт снаряжения. Сбор краеведческого материала.

17.08. Через 750 м ниже пор.Кривой – левый приток, остатки разрушенного моста через него. Через 500 м П-47 – б/к порог, длиной 70 м. Проходим сходу. Через 700 м группа островов, далее П-48.

П-48. Порог 2 к.с., протяженностью 100 м, проходим без осмотра основной левой протокой. Ориентир: острова, река рассыпается на несколько рукавов. Шум воды, высокий левый берег. Ниже П-48 на участке в 3,8 км река принимает правый, затем 2 левых притока. Через 0,55 км от последнего левого притока - преп.49.

П-49. Порог Юрьев день. Зк.с., состоящий из 4-х ступеней, общей протяженностью 0.5 км. Ступени разделены короткими (около 50 м) плесами. Ориентир: остатки мостовых опор в русле, скала по правому берегу.

Первая ступень. Возможен осмотр левым берегом. Несложная 50 метровая шивера оканчивается ярко выраженным основным сливом с плиты (перепад высот 0,8 м). После слива еще 200 м шиверы, более сложной, чем входная.

Вторая ступень. Отделена от первой 50 метровым плесом. Осмотр с острова, который делит реку на 2 протоки. В протоках и ниже острова - шивера. Проходимы оба рукава. Первый уже, но имеет более ярко выраженные основные сливы.

Третья ступень. Отделена от второй 50 метровым плесом на правом повороте реки. Шивера 80 метровая, с валами во входном сливе до 1 м, подводными и надводными камнями. Вход в шиверу у правого берега.

Четвертая ступень. Отделена от третьей коротким плесом, в конце которого остров разбивает реку на 2 рукава. Проходимы оба рукава. На входе в левый рукав - слив с валами более 0,5 м, далее шивера. Правый рукав уже. В нем 3 последовательно расположенных слива, в разломах плит, смещенных по оси относительно друг друга. С общим перепадом высоты около 1,5 м. Внимание! В ряде описаний ступени П-49 указаны как самостоятельные пороги (Скалистый глаз, Надежда). Через 0.5 км – П- 50.

П-50. Порог Подкова. 2 к.с, протяженностью 60 м. Ориентир: ярко выраженных ориентиров нет, шум воды. Река делает поворот на 180°, быстроток. Валы до 0,7м. В более высокую воду не исключен ощутимый прижим к левому берегу и валы. В нашу воду ничего этого не было. В середине поворота впадает узкий левый приток.

Перед пор. Подкова начался сильный дождь, и нас порадовала прекрасная стоянка на ЛБ прямо за порогом. Пологие места. Возможна баня. Обилие дров, ягод, грибов. Рыбалка.

18.08. Вынужденная дневка из-за сильного ветра против нашего движения. Ветер настолько силен, что гонит волну против течения в пор. Подкова. Наше настроение существенно улучшается после знакомства с природными богатствами сопок ЛБ.

19.08. С места ночевки пересекаем плес 2,750 км, в конце его – П-51.

П-51. Порог Марч. 3 к.с. протяженностью 30 м. Осмотр левым берегом. Ориентир: остров, слабый шум воды. Внимание! Порог с воды плохо заметен. Не терять бдительности!

Остров делит реку на 2 рукава: правый мелкий, левый основной. Плита перегораживает весь левый рукав. Перепад высот 1,5 м. В разломах 2 слива. Левый длиной 5 м запирается косой бочкой. Правый слив в 2 ступени, менее мощный, заканчивается короткой проносной бочкой. Прохождение правым сливом осложнено острыми подводными камнями. Проходим под ЛБ. Сначала тандем К-4, затем "двойки" со страховкой под ЛБ. Через 0,5 км – П-52.

П-52. Порог б/к длиной 50 м. Ориентир: хорошее место для стоянки на правом берегу. Через 0,8 км остров разбивает реку на 2 рукава. В протоках преп.53.

П-53. Порог б/к протяженностью 100 м. Проходимы оба рукава. Через 1,4 км правый приток Эньяньйоки, через 1,7 км преп.54.

П-54. Порог Кошмарики. 3 к.с. протяженностью 0,5 км. Возможен осмотр с острова и с левого берега. Ориентир: остров, приверх острова – скальный выход, шум воды. Остров делит реку на 2 рукава: основной левый. Правый также проходим, но существенно менее интересен: 50 метровая, забитая камнями мелкая щивера. Левый рукав: через весь рукав - плита. Высота перепада не более 1 м., сливы длинные, ярко выраженные. Далее каменистый островок. Наиболее сложное место порога – выходная шивера со слабым прижимом к левому берегу. Перед порогом на острове возможна ночевка. Здесь хорошее место для рыбалки. Также прекрасное место за порогом на ЛБ.

Прохождение порога из-за сверхнизкого уровня воды не представляет сложности. Это мелководная шивера с валами до 0,5 м. Проходим походным порядком с взаимной страховкой. Через 3 км П-55.

П-55. Порог б/к длиной 40 м. Ниже порога - острова, многократное ветвление русла. Через 1.1 км лабиринта все протоки запираются сливами через плиту.

П-56. Порог б/к протяженностью 40 м. Через 1.4 км протоки собираются в одно русло. На правом берегу перед правым поворотом место, пригодное для стоянки.

На протяжении всего дня берега средней высоты (0.5-2 м), поросшие мхом и соснами, лиственных деревьев и кустарников мало. Русло реки "врезалось" в скалу. Очень красивый участок лабиринта (от П-55 до П-56). Места для стоянок найти реально. Одно из них – на ПБ – сосны, баня.

Через 1,5 км П-57. б/к. Шивера, протяженностью 50 м. Через 60 м –П-58.

П-58. Порог Красивый. 3 к/с. Длина 700 м. Осмотр по ПБ. Входная шивера 200 м. Сначала слив через плиту 1 м. Затем валы до 0,7 м, и улово под ПБ перед основной частью порога. Длина до 30 м. Ширина – до 12 м. Это водоскат через плиту, высотой 1,5 м и косой вал, высотой более 1 м. За ними короткая проносная бочка. Сразу после водоската улово под ПБ для надежной нижней страховки.

К-2 был обнесен и поставлен на нижнюю страховку в улово под ПБ. Был выставлен метальщик со спасконцом. К-4 прошел через водоскат и встал на страховку под ПБ. Далее прошли остальные суда. Желающие обнесли несколько раз К-2 для тренировки на пороге. В высокую воду сложность порога существенно выше.

Через 4,5 км плеса П-59. Пор. Вечерний. 2к/с. Длина –450м. Возможен осмотр по ПБ. Ориентир: скалистый остров, шум воды. Это четыре ступени мощной шиверы, разделенной короткими плесами. Заход у ПБ, затем траверс к середине. Сходу, походным порядком. Через 600 м П-60.

П-60. Порог Узкий. Ориентир: шум воды, явное падение уровня реки. Длина 20 м. Это слив с плиты, высотой до 1,3 м. Сходу с взаимной страховкой. Через 100 м П-61.

П-61. Порог Яма. 4к/с протяженностью 100 м. Ориентир: сужение русла, скальные плиты по берегам. В нашу малую воду это перепад высоты около 1,5 м. Сужение на входе водного потока до 10 м. Прямой вал – 0,8 м, за ним косой вал - 1,2 м, заканчивающийся ямой диаметра около 4-х м. Глубина около 1 м. Далее валы на выходе до 0,7 м.

Прохождение по струе через "бочку" с организованной страховкой с воды из улова ЛБ (т.к. это место нашей ночевки, один К-4 был разгружен и перенесен ниже "бочки" на страховку). При нормальном заходе в "бочку" прохождение порога сложности у участников не вызвало.

На ЛБ прекрасное место стоянки и бани. Много ягод, грибов. Рыбалки нет совсем. Сухостой вдалеке. Имеется культовое место водников – дерево различных памятных сувениров. Песчаный пляж прекрасен.

20.08. Тренировки на пороге по отработке слаженности экипажей, последствия неправильного захода в порог, спасработы. Каждый третий сомнительный заход К-2 в порог заканчивался килем. Спасработы отработаны на все 100%.

21.08. Дневка. Сбор информации по краеведению о местах ночлега, баня, проверка и подгонка снаряжения. Продолжение тренировок с целью подготовки к прохождению более серьезных препятствий.

22.08. С места ночевки пересекаем короткий (около 150 м) плес, далее чалимся в песчаном заливе ЛБ после 250 м плавного течения среди крупных скальных плит по обоим берегам. Река сужается. Впереди явное резкое понижение и отчетливый шум П-62.

П-62. Пор. Котел. 4 к/с. Порог образован подводной плитой, перегораживающей всю реку в месте небольшого сужение русла. Протяженность – 100 м. Осмотр по ЛБ. Сразу за порогом на ЛБ несколько хороших мест стоянки, бани, песчаные пляжи.

В воду несколько выше среднего уровня, порог представляет собой следующее. Повышение плиты в центре разбивает поток на 2 слива. Левый: водоскат высотой около 3 м, запираемый косым, отбойным от левого берега валом высотой около 1,5 м. Далее хаотичное волнение, обливные камни. Правый: косой (от центра к правому берегу) - длинный слив, непроходимый, очевидно, в более низкую воду, а в малую, видимо, вовсе отсутствующий. Слив запирается несложной бочкой. Далее основная струя идет вплотную (ощутимый прижим) вдоль правого берега. Затем берег отступает вправо (конец сужения). С этого места хаотичное волнение. Выделяются 2 стоячих пирамидообразных вала, первый высотой более 1 м. У обоих берегов уловы. Порог заканчивается озерообразным разливом.

В нашу воду (ниже среднего уровня) правый слив практически отсутствовал (возможен лишь проход малых судов). Слева – водоскат высотой 1,9 м. с проносной "бочкой" около 4-х м в диаметре. Под ЛБ относительно простой слив через обливник с "бочкой" около 1,3 м. Прохождение: 1-й К-4 прошел под ЛБ (в 2-х метрах от берега) по простейшему пути через обливник под командой зам. руководителя и встал на страховку сразу за сливом в улове ЛБ. Здесь же расположился и метатель спасконца. Далее прошел второй К-4 через основной слив и встал за порогом в улове ЛБ на страховку. Далее на двойках с двойной страховкой с ЛБ прошли все желающие. Катание заняло 1,5 часа. Килей не было. В среднюю и высокую воду к/с порога значительно выше.

Через 0,4 км - правый приток р. Кутсайоки. Через 3.5 км - П-63.

П-63.Порог Ночной. 2 к.с. длиной 30 м, проход основным ярко выраженным сливом. Проход без осмотра походным порядком. Через 0,1 км П-64. Карниз. Перед ним на ЛБ прекрасная стоянка. Живописные скальные плиты, прекрасный вид на порог. Много мест под палатки. На удалении 500 м можно найти дрова. Слабая рыбалка. Ягод и грибов достаточно.

23.08. П-64. Порог Карниз. 4 к.с. Осмотр по левому берегу, либо с острова, либо правым берегом. Общая протяженность порога 250 м Ориентир: скальный остров разбивает реку на 2 рукава. Шум воды. Плита перегораживает всю реку. Надводный выход в ней образует скалистый остров, разбивающий реку на 2 рукава. В среднюю воду: правый рукав практически через всю протоку идет слив (почти водоскат) в 2 ступени, обшей высотой более 1,5 м. В конце первой ступени - короткая (ширина не более 2 м) проносная бочка, крутой, высотой менее 1 м вал. Все это проходится без проблем, но судно при этом тормозится и входит в следующую проносную, но широкую (5- 6 м) нежесткую бочку, за которой стоит длинный вал высотой более 1м. Справа и слева от слива - обширные уловы.

Левый рукав: слив высотой не менее 1,5 м в узком разломе плиты. Вход зигзагообразный: 8- 10 м от центра к правому берегу, затем поворот на право под углом 120° и 10 м почти водоскатом в узкую глубокую бочку, на выходе из которой практически отвесный косой вал высотой около 1 м.

В нашу воду (ниже средней) в правой протоке на входе 3 косых вала, высотой до 1 м., затем поворот на 90 гр. и слив по языку через 2 косых вала, высотой до 1,5 м через проносную "бочку", диаметром 3 м. Затем рукава сливаются и следует 100 м многоводной шиверы, обуженной в середине скальным выступом левого берега. Здесь невысокая ступенька, валы 0,5- 0,75 м. Далее плавный поворот и еще 100 м очень сильной, но в нашу воду чистой струи.

Прохождение: тандем К-4 через правую протоку через косые валы до 1 м и проносную "бочку", диаметром 3 м, далее уход одного К-4 под ЛБ для страховки К-2, идущей через 1,5-метровый косой слив левой протоки. Второй К-2 страховался оставшейся "четверкой" и прошел через правую протоку по пути "четверок". Выходную шиверу прошли походным порядком с взаимной страховкой.

Сразу за порогом на высоком ЛБ хорошее место стоянки. Отсюда открывается вид на обе протоки порога. В высокую воду это самый мощный и опасный порог на реке!

От порога Карниз до пор. Каньонный берега средней высоты. Но после острова перед последним, оба берега резко идут вверх и нависают над водой отвесной стеной высотой более 30 м. Это очень красиво. Затем от порога Змея берег плавно снижается и к порогу Шляпа достигает обычной высоты (0.5-1 м). После Шляпы берега средние (0.5-1.5). Лес больше похож на подмосковный. Ближе к началу водохранилища левый берег понижается, а правый высоты не меняет.

Через 7,5 км плеса (от пор. Карниз), длинный остров (100 м) делит реку на 2 рукава. Проход правым. Через 150м прел.65.

П-65. Порог Каньонный. 2 к.с. протяженностью 300 м. Возможен проход без осмотра. Ориентир: отвесные скалы высотой более 35 м по обоим берегам. Валы до 1 м, ярко выраженные сливы между подводными и надводными камнями. Сходу походным порядком. Через 50 м П-66.

П-66. Порог Змея. 3 к.с. протяженностью 70 м. Возможен осмотр левым берегом. Ориентир: остров. Остров разбивает реку на 2 рукава. В основной, левой протоке - S-образный поворот, косые валы до 1 м. На входе камни, валы до 0,5 м. Прохождение сходу походным порядком. Через 0,7 км П-67.

П-67. Порог Шляпа. 4 к.с. Осмотр левым берегом и с острова. Ориентир: левый поворот реки, остров, безлесный правый берег, хорошо заметное с воды место для стоянки на левом берегу, шум воды. Остров делит реку на 2 рукава. Правый - скальный коридор (шир. около 8 м), косой полуметровый слив на входе, небольшая бочка, 2 полуметровых косых отбойных, смыкающихся вала, через 10м небольшой поворот направо, ощутимый прижим к правому берегу, далее чистый быстроток. Протяженность 60 м.

Левый рукав - основной. Река делает поворот на 90 градусов налево. В точке перелома от левого берега отходит подводная плита, повышающаяся к правому берегу и выходящая наверх островом. От острова через 15м отходит параллельная плита, прогнутая посередине. Левая оконечность плиты - круглый каменный остров с отвесными стенами. Слив с первой плиты идет от середины до левого берега, высота его более 1,5 м. Он заканчивается проносной бочкой диаметром 3 м.

"Бочку" можно обойти, оставив ее слева, спустившись по длинному основному правому сливу, часть воды которого сваливается водопадным сливом со второй плиты, а часть подпираемая второй плитой, уходит влево, образуя трековый участок длиной около 40 м. В районе левой оконечности второй плиты вода из обоих сливов объединяется в один мощный поток, короткий (5- 8 м) участок хаотического волнения. Река поворачивает на 90° направо, в точке перегиба от правого берега (островной выход второй плиты) находятся: метровый слив, короткая проносная бочка, косые отбойные валы (высотой более 0,5м). Далее полноводная шивера протяженностью около 40 м.

В высокую воду порог весьма опасен слабозаметным на первый взгляд навалом трекового участка на скалу острова ПБ. Недооценка этого может привести к удару о скалу правым баллоном и килем через левый. В нашу воду достаточно было зайти в левую по ходу часть трека для успешного прохождения порога. Прохождение тандемами К-4 через трек с взаимной страховкой (валы до 1м), тандемы К-2 через простой слив (1,3м) под ЛБ.

Ниже порога на левом берегу вахтовый поселок лесорубов (разграблен, частично сожжен). Здесь торопящихся домой туристов ожидает катер на 40 – 50 мест. Цена билета от 100 руб. Мы же продолжаем движение к Иовскому вдхр. после короткого обеда на острове за пор. Шляпа. Далее порогов нет, есть несколько перекатов и бескрайняя гладь водохранилища.

Движемся 2 км на юг, затем 2 км на восток. Берега заболочены. Стоять негде. Через 1,5 км движения на Ю-З, справа по ходу оставив длинный залив, поворачиваем на Ю-В. Безветренно. Стараемся пройти в этот день как можно больше т.к погода может измениться. По берегам затопленный лес, много островов. Движемся на Ю-В в узкий пролив между островами. Издали он не заметен. Его можно найти ориентируясь левой по ходу береговой линией. Через 5 часов 15 мин движения по вдхр. останавливаемся на ночлег на мысу правого по ходу острова. Мест для палаток мало, всего остального – дров, ягод, грибов, рыбы – в изобилие.

24.08. С места ночевки при хорошем попутном ветре движемся на восток вдоль ЛБ. Живописные берега, скальные выходы, много затопленных деревьев по берегам. Рыбалка слабая – уже холодно и рыба стоит на дне (здесь глубина до 30 м).

Для парусов используем групповые тенты и тенты от палаток. Благодаря попутному ветру через 4 часа 10 мин оказываемся у высокого мыса ЛБ в 9-ти км от причала г.Зареченск. Останавливаемся на ночлег и дневку. Обилие сухого топляка, есть удобные места для лагеря. Ягод и грибов море. Рыбалка слабая.

25.08. Дневка. Ремонт снаряжения, кулинарные изыски, работа над отчетом, баня, рыбалка.

26.08. С места ночевки при условии бокового ветра движемся на С-В вдоль ЛБ. Справа – группа островов. Склоны берегов покрыты огромным количеством ягод и грибов. Мест возможных стоянок практически не наблюдается. Через 1,5 часа движения по ПБ слышна дорога. Движемся на С-В в сторону хорошо заметных лодочных сарайчиков и причалов. Чалимся не доходя 500 м до пристани ЛБ на ПБ. Здесь в 500-х метрах выше по склону огромная поляна, правда близко от дороги. Переносим суда сюда. Антистапель.

Обилие дров, ягод, грибов. Нормальная рыбалка. Ночью постоянно дежурим – "сюрпризов" нет. В 100 м от лагеря щит, указывающий границу между Кольским п-вом и Карелией.

27.08. К 12 часам по проселочной дороге зам. руководителя прошел за 40 мин до остановки автобуса в г. Зареченск. Забрал здесь заказанный автобус и пригнал его на поляну антистапеля. Менее чем через 3 часа мы в Кандалакше. На ночном поезде отправляемся в Москву.

Выводы и рекомендации

1. Кольский п-ов и Северная Карелия – полезный район для водных маршрутов 2-3 КС групп школьников с целью подготовки к более серьезным путешествиям в других районах России.

2. Идеальное время проведения похода – август, хотя в июне вода гораздо выше.

3. Возраст и опыт участников полностью отвечал сложности похода.

4. Простота подъезда и отъезда делает сплав по реке Тумча весьма популярным у туристов.

5. Поход пройден полностью со смещением графика движения из-за перенасыщенности реки туристскими группами, погодными условиями и узкоцелевыми задачами по тренировке экипажей с целью подготовки к более сложным походам.

6. Маршрут был пройден при обычных в это время погодных условиях при сверхмалом уровне воды.

7. При высоком уровне воды характер препятствий, их сложность и прохождение весьма существенно отличаются от описанного нами.

8. Необходимо отметить постепенность нарастания сложности препятствий на данной реке.

9. В высокую воду следует обратить внимание на прохождение порогов Первенец, Падун, Красивый, Яма, Котел, Карниз, Шляпа. Их проход только после осмотра и организации страховки.


0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию