4 июня 2021
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV
0 2013 0

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

Проводящая организация: группа туристов гг.Йошкар-Олы, Ульяновска, Волгограда.

424007, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Район похода: Россия, республика Алтай, Алтайский край.

Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

Категория сложности

похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

дней

13 июля - 28 июля

2018 г

Километраж активной части: всего 152,5 км. Водная часть 124,7 км (в т.ч Кумир – 14,6 км, Коргон – 24,4 км, Чарыш – 85,7 км). Пешая часть 27,8 км. (25 км заброска в верховья р.Коргон, 2,8 км разведка р.Антонов Коргон).

Средства сплава: 2-х местный катамаран “Зимородок” (имя собственное, К-2-1) пр-во судоверфи “Корвет”, 2-х местный катамаран фирмы Белрафт (К-2-2), 4-х местный катамаран “Альтаир” фирмы “Альта-мир” (К-4).

Уровень воды: выше среднего р.Кумир, средний верховья р.Коргон, низкий р.Антонов Коргон, выше среднего низовья р.Коргон.

Погода: частично переменная облачность с дождями (преимущественно ближе к вечеру), частично ясная погода.

Подробная нитка маршрута: г.Йошкар-Ола – г.Казань (автобус+легковой автомобиль) - г.Новосибирск (поезд) - г.Бийск (поезд) – переезд к мосту на р.Кумир – заброска к Ипатовскому мосту на р.Кумир (трактор) – сплав р.Кумир до р.Чарыш – сплав по р.Чарыш до п.Коргон – пеший переход до вдп.Спартак на р.Коргон (лошади) – сплав до р.Антонов Коргон - разведка р.Антонов Коргон на предмет возможного прохождения – сплав по р.Коргон до р.Чарыш – сплав по р.Чарыш до пос.Красный Партизан – отъезд в г.Барнаул (микроавтобус) – г.Казань (поезд) – г.Йошкар-Ола (легковой автомобиль).

Обзорную карту см. Приложения.

Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута:

Вид препятствия

Категория трудности

Длина препятствия (для протяженных)

Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.)

Путь прохождения (для локальных препятствий)

Порог Миндойский (Мендойский)

0,15 км каждая ступень

Выделяют либо две ступени, либо два отдельным порога (как у В.Юрина – порог в устье р.Миндой и собственно Миндойский).

Рассмотрим как две ступени порога. 1-я

1-я ступень – левой протокой (если вода высокая – может открыться         правая

протока), обход

ступень. Скальный выход слева перед

крутым левым поворотом, сразу за ним по центру русла – огромный камень в виде тумбы высотой около 4 м. Ниже него остров с кустами, правая протока забита камнями, в середине ее впадает р. Миндой. В левой протоке слабая шивера, вода несет на большой надводный камень на выходе – проход как слева (со сливом с обливных зубьев), так и чистый проход справа от него.

2-я ступень – галечный остров делит реку на две протоки. В протоках шиверы, в конце острова сливы, в

правой протоке 0,8-1м, в левой – 1,5 м.

выходного камня как

справа, так и слева (слив через камни 0,5 м), справа безопасней

– чистый проход. 2-я ступень – любой из проток, чаще идут правой.

Можно не

осматривать, идется походной колонной.

Девий (Девичий) плёс

0,2 км

Порог в каньоне, высота стенок 10-15 м. Принято делить на 3 ступени:

1. я заходная ступень – мощная шивера с цепочкой валов до 0,7 м, при воде ниже средней появляется слив через ступеньку с языком посередине.

1. я основная ступень. Слив по всей ширине русла высотой до 1,5-2 м. В левой части слив наиболее вертикальный. По центру несколько крупных скальных обломков (в зависимости от воды обливных или полуобливных), под сливом бочка. В правой части слив более пологий, но вода несет на зуб у берега с отбойным валом (если вода низкая его может и не быть). Через несколько метров после слива- камень в русле, необходим маневр влево

1. я ступень – через десяток метров после основного слива сужение камнями русла как с левого, так и правого берега, невысокий слив между ними. Далее вода успокаивается и сплав

по гладкой воде в каньоне.

Основное прохождение по цепочке валов в 1-й ступени порога, уход ближе к правому берегу на основной слив 2-й ступени с последующим уходом после основного слива от камней в центр 3 ступени порога. В высокую воду прохождение основного слива возможно по центру или слева.

Разведка и страховка с ПБ.

Большой

н/п..5-6 КТ

0,07 км

На заходе небольшой слив (до 0,7 м на заходе), через 25 м скальный выход посередине реки, через который вода пробила щели, под левым берегом идет основная струя с камнями-затычками, общее падение во второй ступени около

4 м при длине 30 м

Прохождение в очень большую/ паводковую воду под левым берегом

Малый

0,05 км

Слив через всю ширину реки, общим

перепадом до 1,5-2-х метров. Слева слив более вертикальный с бочкой, справа осложнен выходом камней, более-менее чистый слив по центру через обливной булдыган. За сливом короткий каньон

со слабым прижимом к ПБ

Проход по центру по “языку” через обливной булдыган

Интеграл

0,07

Отмель посередине реки, проход слева, на заметном правом повороте легкий

прижим к скале ЛБ, валы до 1 м.

По валам, уходя от прижима

Вираж

4В

0,37 км

несколько   десятков   метров   друг   от

По основной струе, уходя от прижимов и камней

друга, формируя своеобразную

“змейку”

Спартак

0,01 км

Через 40 м после п.Вираж. Слив высотой 3 м под углом 45-50.ͦ За сливом мощная бочка, но кат не держит по средней воде, за бочкой с ЛБ подводная плита (в среднюю воду залита), за порогом плес 30 м и за плесом

начинаются шиверы

По основному сливу

0,03 км

Самый мощный и опасный из шивер-

“кривунов”. Слив сложный ломаный высотой 1,2-1,4 м, сразу за которым (в 8-10   м)   скала   в   виде   носа   боевых

кораблей, к которой образуется мощный прижим. У ЛБ маленькое улово.

В правой части слива,

резко уходя вправо от прижима к скале

№10

№11

0,1 км

Галечный остров, основная протока

левая, в которой после мелководной заходной шиверы в русле стоят два камня , образующих узкие сливы 0,5-0,7 м, через 30 м еще один слив, далее продолжается шивера с еще одним

выраженным сливом

Проход между

камнями ближе к ЛБ, далее по струе

0,2 км

В русле видны большие камни, которые

несколько ограничивают ширину струи, формируя своеобразный желоб с валами 0,5 м, в последней трети желоба два слива под углом друг к другу, первый чистый высотой 0,6-0,8 м, через 30-40 м быстротока второй слив высотой до 1, в центре слива зуб и застрявшее бревно, выход из слива левее, где раньше был чистый проход, в настоящее время заперт большим надводным камнем, необходим маневр к левому берегу в

обход слива.

По основной струе,

уходя от второго слива под ЛБ

Ступенька

4В

0,15 км

(основная часть)

Перед порогом лесистый остров, левая

протока более мелководна, чем правая, мощная шивера с энергичным маневром между камнями, заход в правую может быть осложнен упавшим деревом. За островом основная струя уходит под ЛБ, от которого начинается собственно п.Сюрприз – мощная струя с валами 0,5- 0,7 м упирается в большой полуобливной камень, слева от которого образуется слив до 1 м, после него (через 30 м) струя упирается в обломок скалы, слева габаритный непроход между     скальными     обломками,     на

выходе слив 0,5-0,7 м

По основной струе, в

конце порога уходить вправо от обломка скалы

Абзац

0,07

Короткая   крутопадающая    горка    на

левом повороте, забитая камнями, каменная отмель в середине русла вынуждает уходить под ЛБ, на струе большой полуобливной камень

Под ЛБ, уходя от

камней

Ф.И.О., адрес, телефон, факс, e-mail руководителя и участников, их опыт и обязанности в группе.

№

Фамилия, имя, отчество

г/р

Место работы (полное наименов. должн., тел.)

Домашний адрес, телефон

Туристская подготовка

Обязанности в группе, распределение по

средствам сплава

Дубцов Александр Геннадьевич

1982

ИП Дубцов Г.А. Рук.группы ООС

г.Йошкар-Ола

V -у – Уда (Центральный Саян) V-р -Катунь с вых. порогами притоков Чуи, Кадрина (Алтай); Жомболок-Ока

(Восточный Саян).

Руководитель, Капитан К-2-1

Лоскутов Владимир Александрович

1953

Фотоателье “Коника” фотограф

Йошкар-Ола

V-у -Катунь с вых. порогами притоков Чуи, Кадрина (Алтай); Жомболок-Ока (Восточный Саян).IV -у

– Она (Зап.Саян)

"СУ № 515" ФГУП "ГВСУ №

5" Ведущий инженер ПТО

Йошкар-Ола,

III - у - Сывтуга (Архангельская область)

Хронометрист К-4

III-у- Умба (Мурманская область), IV усл -у.– Аварское

Койсу (Кавказ)

К-4

Адрес хранения отчета, наличие видео, фотоматериалов

отчет находится в библиотеке руководителя похода, фото и видеоматериалы у руководителя и участников похода.

Поход рассмотрен в МКК ФСТ РТ

Содержание отчета

Общая идея похода

На этапе разработки маршрута его участники исходили из следующих целей:

• продолжение знакомства с реками Алтая (для некоторых членов команды начало знакомства с данным регионом), природой и историческими достопримечательностями региона, особенно учитывая факт сплава на западе респ.Алтай, который отличается от востока;

• было необходимо уложиться в 2 недели (16 дней с дорогой);

• повышение мастерства участников.

В западной части республики Алтай ранее никто из нашей команды не бывал. Опыт нашей команды позволял пройти основные сплавные реки данного района: Кумир и Коргон – левые притоки р.Чарыш, а также попробовать разведать и пройти малохоженный правый приток р.Коргон – Антонов Коргон, о котором мы узнали из отчета Гольдиса А.К.(отчет 2014 г.)

При выборе реки были приняты во внимание следующие соображения:

• связка рек Кумир и Коргон является достаточно известной и популярной у туристов-водников. Раньше связка данных рек была маршрутом 5 КС, однако в последнем варианте Перечня классифицированных и эталонных туристских маршрутов (2008 г.) она фигурирует как 4 КС, что и показал поход: в условиях средней и немного выше средней воды данная связка рек является маршрутом сильной 4 КС;

• малорасходные слаломные речки позволяют совершенствовать мастерство управления катамараном, для одного из членов команды данный поход был первым походом 4 КС;

• возможность пройти малоизвестную для сплава реку – Антонов Коргон;

• своеобразная природа западного Алтая;

• удобная заброска-переброски-выброска.

Водная составляющая маршрута: Река Чарыш

Основная река северо-западного склона Алтая. Длина реки — 547 км, площадь водосборного бассейна — 22 200 км². Расход воды 192 м³/с. Уклон реки на участке сплава – 4-5 м/км.

Река берёт начало на склонах Коргонского хребта. В верхнем течении она протекает по горной местности, и лишь в нижнем течении выходит на широкую равнину. Повсеместно встречаются пороги и перекаты. Устье находится выше села Усть-Чарышская Пристань.

Препятствия на самом Чарыше несложные - отдельные шиверы 1-2 к.с., струйного типа. Верхняя часть реки, от пос. Усть-Кан до устья р. Кумир, изобилует разбоями и завалами после устья р.Кумир завалы в протоках практически не встречаются, имеются острова в русле, что подразумевает некоторую вариативность прохождения разными протоками. Маршрут 2 КС.

Р.Кумир:

Левый приток реки Чарыш. Длина 66 км. Площадь водосборного бассейна — 1090 км². Берет начало из горных озёр на юго-востоке Коргонского хребта, на высоте около 2000 метров над уровнем моря, в верховье называется Кызылгая. На протяжении   40 км   река   течёт   в   глубоком   ущелье.   Насчитывается   около 17 порогов и 20 шивер. Самый известный её порог — «Девичьи плёсы» расположен недалеко от села Усть-Кумир, за порогом бурная и стремительная река Кумир образует тихую заводь с прозрачной до дна водой. Впадает в реку Чарыш восточнее села Усть-Кумир. Высота устья — 747 м над уровнем моря. Средняя высота водосбора - 1450 м. Средний уклон на сплавном участке от Ипатовского моста –10 м/км.

Р.Коргон:

Левый приток Чарыша. Берёт начало на северном склоне Коргонского хребта. Длина 43 км. Средний уклон на сплавном участке – 12-13 м/км.

Река Коргон течёт в ущелье и только перед самым впадением в Чарыш она расширяется. Повсеместно течение реки Коргон быстрое, порожистое, местами река образует каскады. Коргон вместе с реками Кумир и Чарыш образуют связку Кумир — Чарыш — Коргон — Чарыш, которая является маршрутом 4 категории сложности. Река сложней, уклон воды больше, чем на Кумире.

Тактически прохождение маршрута включало просчитанное передвижение на определенное расстояние каждый день, с ночевкой, по возможности, в заранее намеченных местах, осмотр наиболее сложных порогов 4 КТ и трех порогов 3+ категории – Малого, Ступеньки, №11 (см.п.3.5. Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута), прохождение с выставлением страховки. Остальные препятствия с учетом уровня подготовки членов группы проходились без осмотра. Пройдены все препятствия р.Кумир от места стапеля, за исключением п.Большой, все препятствия р.Коргон (п.Вираж пройден отдельными участниками). Пороги проходились штатными экипажами. Прохождение порогов конкретным участником дано в таблице ниже.

Варианты подъезда и отъезда.

Основной вариант подъезда на маршрут из г.Йошкар-Олы самым доступным железнодорожным транспортом: из Йошкар-Олы доезжаем автобусом (наемным транспортом, мы ехали на автомобиле товарища и несколько человек ехали на автобусе без вещей) до Казани, время в пути – около 2,5 часов. Из Казани едем поездом “076 Москва-Нерюнгри” до Новосибирска, пересаживаемся (время пересадки около 3-х часов) на поезд “601 Новосибирск-Бийск” и утром прибываем в г.Бийск. В Бийске нас ждала заказанная “Газель” фирмы БиАлТур (руководитель Иван Замчалов, т.89609391155, есть сайт, знает основных забросчиков на Кумир – Виталия и Валерия), которая довезла нас до съезда на дорогу в верховья р.Кумир. При желании можно рассмотреть вариант автомобильной заброски на реку от Новосибирска или Барнаула, данные варианты проигрывают несколько в цене, дают выигрыш во времени, удобство такой длительной поездки в “Газели” или чем-то подобном остается на любителя.

Заброска основные сплавные реки.

Кумир. Обычно в верховья (до пасеки и моста через Кумир) заезжают либо на УАЗ-буханке, либо на тракторе. Основных забросчиков два:

1. Виталий 89139931040, 89831819860, владелец базы близ устья Кумира и УАЗ-“буханки”, лошадей. В интернете еще контакты, но сразу дозвониться не получилось. Цена заброски на УАЗе до пасеки близ чертова моста была 5 т.р.

1. Валерий 8-983-326-3615, владелец пекарни, имеется УАЗ-хантер, вместимость небольшая, хотя по отчетам туда вроде 5-6 человек помещались. Родственник Сергея Поломошнова. Предоставил нам для 8 человек трактор с тележкой за 3,5 т.р.

Коргон. В отчетах приводятся контакты нескольких человек. Мы пользовались услугами Сергея Поломошнова, с.Коргон, ул.Набережная 32, городской телефон 8-388-47-2-65-30 (встречающийся в отчетах) не отвечает. Имеется сотовый телефон (МТС появился в Коргоне пару лет назад), к сожалению, номер нами был утрачен, с ним можно связаться через Валеру.

Антистапель в п.Красный Партизан представляется оптимальным производить зачаливаясь на правый берег сразу за автомобильным мостом, имеется большая поляна, удобная для антистапеля. Отсюда можно уехать на заказанной заранее машине в Барнаул. Отъезд – из Красного Партизана до Барнаула проще добраться заказанной заранее газелью, что и было заранее сделано в упоминавшейся фирме БиАлТур. Из г.Барнаула есть прямой поезд

№095 Барнаул-Москва до г.Казань. Из Казани на машине товарища добрались до г.Йошкар-Олы.

1. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты Возможность для аварийного выхода с Чарыша имеется на всем протяжении

сплава. От р.Кумир до с.Коргон имеется щебеночная дорога по ЛБ, по которой можно выехать в сторону Усть-Кана, далее до моста близ п.Сентелек остаются по всей видимости проселочные дороги, проезд по которым зависит от погоды и качества этих дорог. Дорога, по которой можно уехать в Чарышское, появляется недалеко от п.Сентелек – через реку имеется автомобильный мост. Далее до п.Красный Партизан по берегам имеются отдельные базы отдыха, к которым ведут грунтовые и возможно не только грунтовые дороги, по которым можно уехать в сторону п.Красный Партизан (и с.Чарышское). Вдоль рек Кумир и Коргон имеются тропы, по которым можно выйти в п. Усть-Кумир и Коргон соответственно. Вдоль р.Антонов Коргон также имеется тропа.

Запасные варианты маршрута не разрабатывались, маршрут проходил в середине июля, вероятность высокой или паводковой воды в это время на данных реках невелика, однако было время на пережидание возможного паводка в случае необходимости. Более вероятен сценарий габаритных непроходов и шкрябанье по камням на Кумире и Коргоне.

Изменения маршрута и их причины

Движение по маршруту было практически полностью выдержано согласно маршрутной книжке.

Прохождение препятствий отдельными участниками

стоянка ниже п.Спартак

7 часов

Брод ч/з Коргон

С утра дождь, с обеда ясно

t=+17+24

стоянка ниже п.Спартак – прохождение п.Спартак и Вираж.

0,5

3 ч 45 мин ОХВ

разведки АК

Аврора

С утра ясно, после обеда переменная

обл., кратк.дожди t=+18+23

стоянка в устье р.Антонов Коргон – п.Ступенька

1 час 50 мин

переменная

облачность t=+21+22

Дневка

С утра ясно, после обеда перем. облачность, вечером неболь.

дождь t=+21+22

Стоянка ЛБ р.Чарыш за 1 км до р.М.Татарка - ПБ Чарыша 3 км за р.Бащелак

37,5

5 ч 10 мин

Обложной дождь до 14 часов, после перем.облачн.

t=+14+21

ПБ Чарыша 3 км за р.Бащелак –

мост п.Красный Партизан

45 мин

Ясно

t=+23+25

Названия препятствий маршрута взяты из туристских отчетов (список наиболее информативных маршрутов приведен в конце текстовой части отчета). Нумерация препятствий на р.Коргон взята по отчету Юрина В.Е. “По левым притокам Чарыша”, который в свою очередь ссылается на отчет Боброва А.В. Кумир-Коргон 1991 г. Нумерация препятствий на р.Кумир в техническом описании нами не приводится ввиду низкой категории трудности неименных препятствий – шивер слабой и средней мощности, ориентироваться лучше по названиям порогов. Схемы расположения порогов (приведены в Приложениях) имеются в разных отчетах, подкорректирована схема препятствий р.Коргон.

ЧХВ – чистое ходовое время, время движения на маршруте: на пешей части без учета времени отдыха, обеда; на водной части – время движения на реке без учета осмотров препятствий, обносов, обедов. ОХВ (общее ходовое время) – передвижение в течение дня без учета обедов.

Техническое описание прохождения группой маршрута Полностью группа собралась в г.Новосибирск 15.07, своими поездами

добирались участники из Йошкар-Олы и Ульяновска, Дмитрий Андреев добрался самолетом из Москвы. Вечером погрузились в поезд №601 Новосибирск-Бийск.

По приезду в Бийск рано утром 16.07 загрузились в “Газель”, докупили немного хлеба в магазине на начало маршрута, и выдвинулись в сторону р.Кумир. Добрались до моста через Кумир около 15.30, около часа ждали трактор с прицепом. В прицепе разместили вещи и разместились сами, за рулем – сын Валеры. Прицеп оказался с низкими бортами, ехать в нем сидя оказалось не очень

удобно, особенно под дождем, который шел, не прекращаясь всю заброску – около 2,5 часов (фото 1). Дорога идет по правому берегу р.Кумир. На некоторых спусках выбирались из тележки и шли пешком. До самой пасеки и Ипатовского моста добраться не удалось, остановились за 400 метров до пасеки около 19 часов на большой поляне, дальше трактор не поехал – размытая глиняная глубокая колея в горку оставляла мало шансов на дальнейшее успешное продвижение даже на тракторе с тележкой. Место достаточно неплохое (фото 2), имеются дрова в небольшом количестве (несколько срубленных деревьев, возможно на дрова для пасеки, можно поискать сушины в окрестностях). Натягиваем тент от дождя, разбивка лагеря, ужин, отбой.

17.07.2019. День первый.

В 7.00 по местному времени (здесь и далее +4 часа к московскому времени) подъем. Руководитель совершил выход к пасеке и мосту (фото 3), вывод – если нет цели переходить через мост на левый берег и забираться еще вверх по Кумиру, то выбранное место ночевки и стапеля оптимальное. В 9.00 завтрак и начало стапеля, который закончился к обеду. Групповое фото (фото 4) и на воду вышли в 15.25. На протяжении 5,5 км до п.Миндойского заслуживающих описания препятствий нет, бодрые шиверы, прошли это расстояние за 40 минут, средняя скорость течения – 8-8,5 км/ч.

П.Миндойский (3 КТ). Выделяют либо две ступени, либо два отдельных порога (как у В.Юрина – порог в устье р.Миндой и за ним собственно Миндойский). Рассмотрим как две ступени порога. 1-я ступень (длина 150 метров). Порог возникает неожиданно за скальным выходом слева перед крутым левым поворотом, за поворотом по центру русла – огромный камень в виде тумбы высотой около 4 м, если идти под левым берегом на чалку времени не остается, да она особенно и не нужна. Ниже него остров с кустами, правая протока забита камнями, в середине ее впадает р. Миндой. В левой протоке шивера, вода несет на большой надводный камень на выходе

• проход как слева (со сливом с обливных зубьев), так и справа от него.

Проход левой протокой сходу, два катамарана прошли справа от выходного камня, один слева. 2-я ступень через 100 м после 1-й (длина ступени 150 м с учетом заходной шиверы) – галечный остров делит реку на две протоки. В протоках шиверы, в конце острова сливы, в правой протоке 0,8-1 м, в левой

• 1,5 м. Проходили сходу правой протокой.

Катамараны не разгружали, весь маршрут, за исключением порогов Вираж и Спартак, катамараны прошли с вещами.

После прохождения Миндойского причалили к левому берегу размяться и попробовать просмотреть расположенный впереди п.Девий плес. Осмотр по ЛБ неудобен, до порога около 350 метров и троп нет, прошли метров 200 и повернули обратно, лучше сразу зачаливаться ближе к порогу на ПБ. Перечалились на ПБ за 150 м до основного слива порога. Ориентиры порога – за прямым участком после п.Миндойский, впереди видны скальные стенки каньона и начинающаяся заходная шивера.

П.Девий плес (4С КТ, фото 5). Порог на входе в каньон, высота стенок 10-15 м. Принято делить на 3 ступени:

1. я заходная ступень (120 м) – мощная шивера с цепочкой валов до 0,7 м, при воде ниже средней появляется слив через ступеньку с языком посередине.

1. я основная ступень (20 м). Ломаный слив через каменную гряду по всей ширине русла высотой до 1,5-2 м. В левой части слив наиболее вертикальный. По центру несколько крупных скальных обломков (в зависимости от воды обливных или полуобливных), под сливом бочка. В правой части слив более пологий, но вода несет на зуб у берега с отбойным валом (если вода низкая его может и не быть). Через несколько метров после слива- камень в русле, необходим маневр влево

1. я ступень (60 м) – через десяток метров после основного слива сужение камнями русла как с левого, так и правого берега, невысокий слив между ними. Длина порога около 200 м. Далее вода успокаивается, и дальнейший сплав происходит по гладкой воде в каньоне.

После осмотра и выставления страховки (2 спасконца с правого берега за основным сливом порога) проходили по одной схеме: по цепочке валов в 1-й ступени порога, уход ближе к правому берегу на основной слив 2-й ступени с последующим уходом после основного слива от камней в центр 3 ступени порога. Следует отметить, что после слива в 3-й ступени струя прижимает к ЛБ.

Первым проходил К-2-2, из всех катамаранов (фото 6, 7) он прошел основной слив ближе к центру, на выходе из 3-й ступени катамаран уперся носом в ЛБ и с разворотом вышел из порога. После прохождения катамаран ушел на страховку в 200 м ниже в улово с “пляжем” ПБ. За ним порог прошел К-4, прошел чисто (фото 8, 10). Третьим порог прошел К-2-1 (фото 9, 11), основной слив пройден у самого правого берега, в данную воду от берега “работает” отбойный вал. Выход из 3-й ступени как и К-2-2 прошли с разворотом на 360 градусов. Прохождение закончили в 18.40 (обработка, съемка, прохождение заняло 2 часа 10 минут).

После прохождения решали оставаться (уж больно хорошее красивое место – фото 12) или идти дальше, учитывая график похода решили идти до п.Большой. Вышли в 19.05 и через 15 минут были у п.Большой, пройдя 1,6 км неторопливым ходом. Еще 40 минут заняли осмотр порога, варианты на каком берегу вставать и выбор места на правом берегу (встали в 200 м от порога). Стоянка (имеется кострище, скамейка) в лесочке на террасе с выходом на луг (фото 13). Разбивка лагеря, ужин, отбой.

За день пройдено 8,5 км, общее ходовое время 4 ч 35 минут, чистое ходовое время 1 час 40 минут.

18.07. День второй.

Подъем в 7.30., в 9.00 сборы, осмотр п.Большой (фото 14, 15), перечалка от места ночевки к первой ступени п.Большой (К-2-2 зачалился перед основной второй ступенью порога на скальные плиты), воды для катов мало, нелегкий обнос 150 м. Можно спустить катамараны сразу за основной второй ступенью порога (обнос 20-50 м), однако это достаточно трудоемко и грузить вещи очень

неудобно, лучше пройти еще 100 м и спустить катамараны по нормальной тропе на берег, где их можно легко загрузить. Ориентиры п.Большой – шивера на крутом левом повороте, справа крупные камни на берегу, слева осыпной склон.

П.Большой (н/п). На заходе небольшой слив – 1-я ступенька (до 0,7 м на заходе), через 25 м скальный выход посередине реки, через который вода пробила щели, под левым берегом идет основная струя с камнями- затычками, общее падение во второй ступени около 4 м при длине 30 м. Прохождение на катамаранах возможно только в период половодья или затяжных сильных летних дождей, это подтвердили алтайские водники. Общая длина порога около 70 м.

В 12 часов выдвинулись в сторону п.Малый (фото 16, 17), через 15 минут и 1,2 км зачалились метров за 100 перед порогом на ПБ. Осмотр и страховка по правому берегу. Ориентир – округлая глыба около 3 м на ЛБ, далее видны каменные выходы с обоих берегов, сжимающие русло, образующие короткий (несколько десятков метров каньон).

п.Малый (3+КТ). Ступенчатый слив через всю ширину реки, общим перепадом до 2-х метров. Слева слив более вертикальный с бочкой, справа осложнен выходом камней, более-менее чистый слив по центру через большой обливной камень (булдыган). Далее на левом повороте сбойка струй и легкий прижим к высокому правому берегу. Длина порога 50 м.

Проход по центру по “языку” через обливной булдыган всеми катамаранами, уход влево от легкого прижима к ПБ (фото 18, 19, 20). Первый катамаран страховка спасконцом за сливом с ПБ, остальные катамараны с воды за порогом.

На осмотр и прохождение п.Малый затратили 1 ч 15 мин. Через 0,8 км и 10 минут сплава – п.Интеграл.

п.Интеграл (3- КТ). Отмель посередине реки, проход слева, на заметном правом повороте легкий прижим к скале ЛБ, валы до 1 м. Длина порога 70 м.

Проход сходу по основной струе, уходя от прижима.

Через 20 минут (2,8 км) уже были за мостом дороги на Усть-Кумир и Коргон, в 150 метрах по ЛБ неплохое место для готовки обеда, сходили сфотографироваться с табличкой   (фото 21). В 16.00 выход с обеда, через 15 минут дошли до устья р.Чарыш. В 17.10 прошли мост у д.Владимировка. С 19.00 начали поиск стоянки по левому берегу вверх и вниз по течению, недоходя до устья р.Коргон 1,1 км. В 20.00 нашли более-менее подходящее место вверх по течению с выходом на луг, чтобы забросчики с лошадьми могли нас быстро найти утром (фото 22), антистапель. Можно было бы встать на 700 м ниже (в 2015 году там стояла группа Гладкова М.С.), но где-то в тех краях находится свалка отходов, а уточнять насколько она близко к реке не очень хотелось, да и идти оттуда дальше. С 20.35 до 22.15 руководитель с одним из участников ходили в п.Коргон (4,5 км в одну сторону) уточнять детали заброски с лошадьми в верховья Коргона. Номера сотового телефона у нас не было, дом нашли по адресу.

За день по воде пройдено 28,5 км, общее ходовое время 6 часов, чистое ходовое время 3 часа.

19.07. День третий

Заброска в верховья р.Коргон. Подъем в 6 часов. В 8.20 пришли Сергей Поломошнов с напарником верхом на лошадях (посетовали, что мы далеко остановились от с.Коргон), до 9 часов крепили груз на лошадей (фото 23). Нюанс: для перевозки вещей взяли 4-х лошадей, но оказалось, что надо/можно бы было взять 5 лошадей, т.к. катамараны складывали не в рюкзаки (по два на лошадь), а в отдельные упаковки и всего баулов оказалось больше 8 штук. Дубцов, Абакумов шли в арьергарде (подчас глубоком), под своими рюкзаками, пусть и разгруженными, Михаил Трухин с рюкзаком шел в середине группы.

Маршрут пешего перехода многократно описан в разных отчетах, поэтому будет описан относительно кратко. От места ночевки по лугам дошли до моста через Коргон (около 1,5 км), перешли на левый берег и по полю дошли до брода через реку (4,2 км от моста). Брод относительно глубокий (до 0,5 м), течение сильное, места перехода людей и лошадей разные. Медленно, но успешно перешли, хотя по воде выше средней лучше переходить на лошадях. Далее тропа (а местами и целая лесная дорога) ведет 6 км по правому берегу к Чертовому мосту. При подходе к п.Абзац относительно ровная местность заканчивается и начинаются подъёмы и спуски, которые после моста (фото 24) приобретут постоянный характер (фото 25), виды красивые (фото 26). Легкий перекус (закипятили воды на чай) и дальше за лошадьми, которые стабильно держались где-то впереди, помечая нам тропу. Через примерно 2,5 км после ЧМ тропа выходит к берегу реки у порога №11 по лоции Юрина (п.Разиня по отчету Гольдиса). Еще через 2,2 км тропа отходит от реки, срезая излучину и идет по достаточно ровной и местами болотистой местности с небольшими ручьями, затем снова возвращается к реке. Заканчивая 3-х километровый участок с ручьями, тропа выходит к берегу в районе правого притока – Антонова Коргона (фото 27), в этом месте через Коргон устроена навесная тросовая переправа с люлькой. Через 600 метров дошли до нижней пасеки (фото 28), хозяин был на месте. Немного передохнули и двинулись дальше, лошади пошли на правый берег через брод, пешие полезли на склон горы по своему левому берегу, на этом участке самый большой локальный набор высоты и последующий спуск, тропинка узкая, склон крутой, лошади здесь не ходят, длина 300 м. Через 2,5 км от нижней пасеки расположена средняя пасека, на ней никого не было. Через 1,4 км тропа выходит к скале п.Аврора. Еще через 1,1 км в 19 часов вышли на стоянку (фото 29) в за п.Спартак (фото 30).

За день пройдено 25 км. Набор высоты составил 310 м. Общее время перехода 10 ч чистое ходовое время около 7 часов.

20.07. День четвертый

Подъем в 8.00. Задача на сегодняшний день – прохождение п.Спартак и по желанию/возможности п.Вираж. После завтрака до обеда производилась сборка катамаранов. Прохождение порогов Спартак и Вираж производилось в период времени с 15 до 18 часов. Сначала решили отработать порог Спартак, а затем по желанию занести катамараны вверх на прохождение п.Вираж (фото 31).

п.Спартак (4С КТ). Через 40 м после п.Вираж. Слив высотой 3-3,5 м под углом 45-50ͦ. За сливом мощная бочка, кат притормаживает, за бочкой с ЛБ подводная плита (в среднюю воду залита), за порогом плес 30 м и за плесом начинаются шиверы.

Первым порог проходил К-2-2 (фото 32, 33), на страховке К-2-1 у левого берега, 1 спасконец с ПБ. Прохождение по центру слива всеми катамаранами. После прохождения К-2-1 встал на страховку, порог прошел К-4 (фото 34, 36), а затем и К-2-1 (фото 35, 37). После прохождения п.Спартак пройти п.Вираж изъявил желание только экипаж К-2-2. Катамаран занесли на 200 метров выше по течению () к основной части п.Вираж, за последним сливом порога поставили на страховку К-2-1. Сначала Вираж прошел экипаж Трухин В. – Трухина Е. (фото 38), затем Трухин В. – Трухин М., который после Виража сразу прошел и п.Спартак (фото 39).

п.Вираж (4В КТ). Несколько сливов по 0,6-0,9 м ориентированных поочередно слева направо и справа налево на расстоянии несколько десятков метров друг от друга, формируя своеобразную “змейку”. Длина 370 м.

Прохождение по основной струе, лавируя между камнями, пробивая бочки, уходя от прижимов.

После прохождений был потренирован самосплав (Дубцов, Абакумов, Фёдоров, Андреев) за п.Спартак, страховка с воды – К-2 (Трухин В. - Трухин М.), страховка спасконцом (фото 40, 41, 42).

За день пройдено 0,5 км. Общее время обработки порогов и прохождения, спасработ 3 ч.

21.07. День пятый

Подъем в 8 часов. Выход в 12.00. По лоции Юрина Спартак числится препятствием №8 р.Коргон. Сразу за ним до п.Аврора идут шиверы средней мощности с обилием камней, обливных, полуобливных, надводных. Постоянное маневрирование, высокая скорость воды, просчет ближайшей линии движения. За маневрированием не сразу заметили, что подошли к п.Аврора (1,1 км). К-2-1 прошел слив перед порогом левее чем было нужно и был прижат к данной скале. Учитывая форму скалы, из прижима можно уйти (если напором воды не перевернет катамаран) только в улово под берегом (фото 43), что и было сделано, из улова поднялись вдоль берега вверх на несколько метров и уходя в сторону слива ущли от прижима. Остальные катамараны прошли слив правее и успешно миновали прижим, зачалившись за скалой на пляж ЛБ.

п.Аврора (4А КТ). Самый мощный и опасный из шивер-“кривунов”. Слив сложный ломаный высотой 1,2-1,4 м, сразу за которым (в 8-10 м) скала в виде носа боевых кораблей, к которой образуется мощный прижим. У ЛБ маленькое улово. По лоции Юрина ориентир порога ручей справа, левый поворот со стенкой слева, но их легко не заметить, просто надо успевать смотреть вперед, высматривая характерную скалу.

Осмотревшись за п.Аврора на предмет возможных повреждений катамаранов после данного достаточно мелководного участка, в 12.40 выдвинулись дальше. Авророй начинается участок “кривунов” (3, 3+ КТ) – каскады крутопадающих

неглубоких шивер (фото 44), разделенных короткими плесами. Прохождение данного участка в 4,6 км до р.Антонов Коргон закончили в 14.25, по пути посетили среднюю пасеку (людей не оказалось) и нижнюю пасеку (взяли мёд). Встали на стоянку на высоком ПБ Антонова Коргона на стрелке с Коргоном.

17.35-21.20 Разведка р.Антонов Коргон на предмет возможного прохождения. Подробно описание препятствий и прохождение р.Антонов Коргон описано в отчете Гольдиса А.К. (август 2014). Отчет хороший, однако с расстояниями от устья до препятствий есть некоторые неточности, также не очень понятно, почему расположение препятствий не привязали к спутниковому снимку, а выполненная от руки схема неточно повторяет изгибы реки. GPS трека группы Гольдиса у нас не было (он шел у них отдельно от основной части отчета). Уровень воды в р.Антонов Коргон перед впадением в р.Коргон оптимизма не прибавлял (фото 45). Тропа начинается на правом берегу реки Коргон (группа Гольдиса шла до брода около 1,5 км, у нас получилось около 1,7 км), сначала выходит на поле, где судя по следам любят лакомиться кабаны, затем взбирается высоко на склон, на этом участке она хорошо отслеживается, рядом с тропой растет смородина, жимолость. После спуска со склона бродим через реку (место перехода координаты - N50º58´11,6´´ E83º56´49,3´´), воды по колено и немного выше. Тропа отходит от берега что неудобно для просмотра, идем без тропы, через 200 м выходим к п.Карманный (фото 46), воды мало. Выше п.Карманный (через 30 м) лес по берегу заканчивается и начинается высокотравный луг, имеется слабая тропинка, местами пропадает, видимо места все-таки малопосещаемые. Через 600 м выходим к реке в районе п.Горка (фото 47, фото 48), вечереет, решаем пройти еще метров 300 вперед, дошли до точки (N50º57´42,5´´ E83º56´52,9´´) откуда видно выход с п.Каскад (фото 49), затем пошли обратно в лагерь, тропа по ЛБ по лесу более выражена, чем по правому берегу, бродили ниже по течению чем по дороге в верховья, потом искали тропу по ПБ, в лагерь вернулись в 21.20. Результат разведки – воды мало, прохождение черевато повреждение шкур катамаранов, хотя при сильном желании сплав возможен с шарканьем по камням и проводкой на отдельных участках, но мы посчитали, что такое прохождение/проводка не стоит затраченных усилий на разбор катамаранов, перенос их в верховья, сбор и

последующий сплав.

За день пройдено по воде 5,7 км, разведка р.Антонов Коргон – 2,8 км в одну сторону. Общее ходовое время на воде 2 ч 25 мин, чистое ходовое время 1 час 10 минут, разведка р.Антонов Коргон заняла 3 часа 45 минут.

22.07. День шестой

Подъем 6.30. Долго собираемся, на воде в 12.00. За устьем Антонова Коргона мелководная шивера, в середине русла каменная отмель, проход левой протокой. Далее идут шиверы с камнями в русле, невысокими локальными сливами. Через 3 км от устья Антонова Коргона порог № 10 (3+ КТ), проход в правой части русла лавируя между камнями, две ступеньки сливом с выходными сливами по 1-1,5 м на расстоянии 80 м друг от друга. После преп.10 несколько длинных мощных шивер со сливами 0,5-0,7 в конце. Через 2 км после преп.10 расположен порог №11 (3 КТ) – галечный остров, основная протока левая, в которой

после мелководной заходной шиверы в русле стоят два камня (фото 50), образующих узкие сливы 0,5-0,7 м, через 30 м еще один слив, далее продолжается шивера с еще одним выраженным сливом. Здесь главное по средней воде – попасть в слив между вторым и третьим камнем, считая камни от ЛБ. Далее плес длиной 400 м и преп. 12 - пор.Желоб.

п.Желоб (4А КТ)- в русле видны большие камни, которые несколько ограничивают ширину струи, формируя своеобразный желоб с валами 0,5 м, в последней трети желоба два слива под углом друг к другу, первый чистый высотой 0,6-0,8 м, через 30-40 м быстротока второй слив высотой до 1, в центре слива зуб и застрявшее бревно, выход из слива левее, где раньше был чистый проход, в настоящее время заперт большим надводным камнем (!), необходим маневр к левому берегу в обход слива и камня (фото 51). В случае более высокого уровня воды и отсутствия бревен, возможен проход по центральному сливу. Общая длина порога около 200 м.

Осмотр порога неудобен, причалили на ЛБ, приходится пробираться по кромке воды по камням, тропы вдоль берега нет. Все катамараны проходили по основной струе, в конце уходя под левый берег (фото 52, 53, 54). Страховка первого катамарана спасконцом в конце порога с ЛБ, остальных – спасконцом и катамараном с воды. Осмотр и прохождение заняло 1 час с 13.45 по 14.45.

Далее за порогом мощная шивера длиной 150 м, в которой два слива – первый относительно чистый, во втором стоит камень. Через 100 м плёса порог Ступенька, с воды практически не виден (угадывается перепад высот) и не слышен, впереди видна скальная стена по ПБ, левый поворот реки. Мы осматривали с ПБ.

П.Ступенька (3+ КТ) Одиночный слив-ступенька высотой 1,5 м, по краям более пологий, проходить можно в любой части слива.

Страховка спасконцом первый катамаран, остальные с воды катамараном. Проходили по центру и в правой части слива (фото 55). За Ступенькой поворот налево, расширение русла – плес, по ЛБ неплохая стоянка на узкой полочке, однако ожидали лучшего, думали оставаться или пройти подальше, сходили на осмотр берега – дальше метров 300-400 стоянок нет! Можно будет встать только ближе к Коргончику. Есть места для стоянки на ПБ напротив п.Ступенька. Окончательно встали на стоянку в 16 часов.

За день пройдено 6 км, общее ходовое время 3,5 ч, чистое ходовое время 1 час 50 минут.

23.07. День седьмой

Дневка (фото 56). Баня. Проходил рыбак. Вечером пошел дождь. Вода начала подниматься, затапливая галечный пляж.

24.07. День восьмой

Подъем 7.20. Дождь шел ночью и утром, вода поднялась на 20 см. Выход на воду в 10.45. Сразу за стоянкой шивера длиной 100 м, небольшой плес 50 м и преп.14 пор.Разиня (3 – 3+ КТ) 100 м. В русле крупные камни, между которыми сливы, к некоторым камням несильно прижимает. Можно просмотреть с

левого берега. Проходили походным строем по основной струе, лавируя между камнями. За порогом мелкий перекат и справа впадает р.Коргончик, за ним относительно спокойный участок с отдельными камнями, небольшими валами и бочками. В 11 часов прошли Чертов мост, 1,2 км от места ночевки. За мостом начинается мощная длинная шивера (длина 650 м), проход ближе к левому берегу до начала правого поворота и острова. Зачалились к ЛБ перед островом. Формально (по отчету Юрина) здесь начинается преп. №15 - пор.Сюрприз. Имеется две протоки вокруг острова, правая более полноводная, однако на входе лежало дерево, которое перекрывало в надземной части минимум 2/3 русла, перечаливаться к ПБ для более детального осмотра захода в правую протоку не стали, т.к. в случае непрохода, попасть в левую протоку было бы проблематично. Вход в левую протоку выглядел достаточным для катамарана, туда и пошли. На деле протока даже в условиях воды выше средней оказалась мелководной с камнями в русле и прижимами к ним, узкими проходами, и если К-2 шаркаясь по камням удалось их проскочить, то К-4 ближе к концу протоки оказался прижат к камню, сдернуть его удалось только с помощью спасконца с берега. После слияния проток в русле несколько крупных камней и сложный, но чистый слив справа налево, после прохождения которого в 11.45 чалились к ЛБ для осмотра основной части пор. Сюрприз (фото 57).

п.Сюрприз (основная часть 4В КТ) – мощная струя с валами 0,5-0,7 м упирается в большой полуобливной камень (напротив которого по ЛБ большой обломок скалы), слева от которого образуется слив до 1 м, после него (через 30 м) струя упирается в обломок скалы, слева габаритный непроход между скальными обломками, справа на выходе слив 0,5-0,7 м. Длина основной части порога 150 м.

Страховка с ЛБ спасконцами за порогом. Первым проходил К-2-2 (фото 58), после прохождения встал на страховку у ЛБ. Вторым шел К-4 (фото 59), замыкающим К-2-1 (фото 60). Обработка порога заняла около часа. За порогом прогонный прямой участок с небольшими шиверами 0,6 км, за которым на левом повороте расположен пор.Абзац. Осмотреть можно с камня по ПБ.

п.Абзац (4А КТ). Короткая крутопадающая горка на левом повороте, забитая камнями, каменная отмель в середине русла вынуждает уходить под ЛБ, на струе большой полуобливной камень и несколько более мелких. Длина около 70 м.

Прохождение в 13.15 слева от отмели, уходя под самый левый берег от навала на полуобливной камень. Порядок прохождения – К-2-2 (фото 61), становится на страховку, затем К-2-1 (фото 62) и К-4 (фото 63). По отчетам за порогом на ПБ хорошая стоянка, не смотрели, сразу ушли дальше.

Далее идут несколько мощных шивер, в конце одной из них (через 0,9 км от п.Абзац) слева изба (возможно очередная пасека) и низко натянут трос переправы (!!!), практически задевает вещи на катамаране.

После переправы мощь шивер падает, начинаются разбои, появляются сначала множественные галечные, а затем и обычные острова с деревьями, выбор линии движения подчас становится нетривиальной задачей. Прохождение данного участка длиной в 7,6 км заняло 40 минут, высокая скорость течения. В

13.55 прошли мост (фото 64), за мостом до устья еще 1,4 км, река еще разбивается

на две протоки, основная правая. 14.10-16.05 обед перед п.Коргон, по правому берегу высокие скалы (фото 65). В 16.20 прошли р.Воровская (ЛБ). В районе 17 часов на полчаса пришлось остановиться, чтобы укрыться от мощной грозы. В

18.30 прошли р.Б.Татарка (ЛБ). Хороших мест для стоянок нет. В 19.05 встали на стоянку на ЛБ не доходя 1 км до М.Татарки. Открытая местность, редкие березы по самому берегу, но выбора уже нет. По Чарышу прошли 17,9 км. Начался дождь.

За день пройдено 30 км, общее ходовое время 6 ч 25 минут, чистое ходовое время 4 часа 15 минут.

25.07. День девятый

Подъем в 7.20. Собираемся под дождем. Выход в 10.50. В 11.55 проходим мост у п.Сентелек. Остановились на 20 минут у моста для проверки связи - есть слабая связь МТС. Дождь шел до 14 часов (фото 66). Решаем без обеда идти до места ночевки. Время от времени по берегам встречаются избушки, дома, особенно ближе к р.Бащелак. р.Бащелак (34,5 км от места ночевки) прошли в 15.15, впадает справа мутной струей (хочется надеяться что из-за глинистых грунтов), если есть возможность вставать до нее – лучше это сделать, вода в Чарыше становится заметно мутнее. Сразу за впадением реки – база из нескольких домиков на ПБ Чарыша, теоретически можно вставать на отдых/ночевку, связи нет. Встаем в

16.00 на ПБ на 3 км ниже р.Бащелак на хорошей поляне (на островах выше по течению мест для стоянок нет).

За день пройдено 37,5 км, общее ходовое время 5 ч 50 минут, чистое ходовое время 5 часов 10 минут.

26.07. День десятый

Подъем в 7.00. В 09.55 вышли. С утра ясная погода. Расстояние до моста п.Красный Партизан в 8 км прошли за 50 минут. Встречаются острова с выбором проток, отдельные шиверы, мелкие перекаты. Хотели встать за мостом на левый берег, но не очень понятно как подъезжать машине, перечалились на правый берег, место более удобное (фото 67), есть подъездная дорога. В 15 часов закончили антистапель, сфотографировались на фоне таблички р.Чарыш (фото 68) и выехали в сторону Барнаула (через Алейск), дорога весьма живописна (фото 69). На вокзале в Барнауле были в 20.00. Закупка продуктов в дорогу, сувениров (на вокзале есть хороший киоск) и в 22.08 выдвинулись в сторону дома.

За день пройдено 8 км, общее ходовое время 45 минут часов, чистое ходовое время 45 минут.

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

К числу наиболее опасных препятствий на маршруте можно отнести пороги Девий плес и Большой на Кумире, связку Вираж-Спартак, Аврору, Желоб, Сюрприз на Коргоне. Описание порогов и их прохождение см. Техническое описание прохождения маршрута, фотографии порогов есть в Приложениях, также в Приложениях приводятся схемы расположения порогов.

К числу наиболее опасных явлений природы отнесем:

Дожди и грозы. Вызывают резкое повышение воды в реках, особенно явно это заметно на Коргоне. Грозу лучше переждать на берегу.

1. Засуха. В случае отсутствия дождей, ближе к августу сплав по Коргону может быть невозможен из-за камней в русле.

Медведи и пр.крупные животные визуально замечены не были, были следы жизнедеятельности кабанов и медведей. Комаров, мошки и пр. неприятных насекомых практически не было.

1. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов К числу интересных природных объектов относятся:

• п.Девий плес. Плёс в каньоне за одноименным порогом, зеленая спокойная прозрачная вода, красивое место, много мест для стоянок.

Существует древняя алтайская легенда. Давным давно, когда алтайцы боролись за свою независимость с великим Джунгарским ханством, прорвался отряд завоевателей в долину реки Кумир. Все местные жители полегли в борьбе с неприятелем, но силы были неравны. И вот остались в живых только две сестры красавицы, не желая сдаваться врагу, они вскочили на единственного уцелевшего коня и кинулись с оружием на Джунгарцев, положив несколько десятков неприятелей они были окружены, но не желая сдаваться, девушки кинулись со скалы в реку. На этом месте река неожиданно стала тихой и спокойной.

• водопад Спартак. Красивый 3-4 метровый водопад в верховьях р.Коргон.

- каменоломни на р.Коргон. Обнажения земной коры - Коргонские каменоломни находятся в 12 км к югу от поселка Коргон и представляют собой коренные скальные выходы на обрывах по берегам реки Коргон, распространяющиеся от уреза воды до высоты 310 м. Коргонские каменоломни открыты горным инженером Колывано-Воскресенских заводов П. Шангиным в 1786 г. В задачу его экспедиции входил поиск цветных поделочных камней для художественных изделий Локтевского и Колыванского камнерезных заводов. На реке Коргон в глухом ущелье расположена знаменитая Коргонская каменоломня, откуда еще в

19 веке на Колыванскую шлифовальную фабрику везли яшмовые глыбы благороднейших оттенков.

К числу интересных исторических и культурных объектов относим:

• пасеки на реках Кумир и Коргон. По берегам рек расположены многочисленные пасеки. В пределах сплавных участков нами были встречены 1 пасека на р.Кумир и 3 (возможно 4 с учетом самых низовьев) пасеки на р.Коргон. Удалось пообщаться с двумя владельцами пасек на р.Коргон, доброжелательные люди, можно купить мед (недешево, 500-600 руб./кг), есть сотовый мед, а вот медовуху начинают изготавливать ближе к августу. Пасечники являются инициаторами восстановления мостов через реки, которые периодически смываются паводками.

• мараловодческое коллективное хозяйство близ п.Сентелек на р.Чарыш. ФГУП “Новоталицкое”. Образование хозяйства связано с развитием отрасли мараловодства. В горно-таёжной зоне Южной Сибири водится в диком виде

благородный олень-марал. С давних пор, местные люди использовали в лечебных целях молодые рога марала – панты. Постепенно маралы одомашнивались и появлялись хозяйства по разведению маралов. В 1957 году в результате ликвидации в районе колхозов и укрепления совхозов образован современный совхоз «Новоталицкий». В 2001 году поголовье маралов превысило 4000, в том числе рогачей 1668 голов; произведено3428 кг консервированных пантов это в четверо больше, чем в 1957 году.

Во всём животном мире нет ничего удивительнее, чем панты марала. В толковом словаре Даля (1966г.) сказано: «панты – молодые, вешние рога изюбря, марала, настоящего оленя до спадания с них сорочки, лыка покупаемые в Китай на лекарственные снадобье». Проанализировав имеющиеся научные источники, обобщим данные древних врачевателей о лечебных свойствах пантов настоящего оленя:

• Тонизирующее действие, особенно за мужскую половую сферу;

• кровоостанавливающее, в том числе при влагалищных кровотечениях;

• укрепляющее организм – кости, мускулы, зубы, зрение и слух;

• развивающее умственные способности, укрепляющее волю;

• при подагре, конвульсиях и ознобом, застое кров, камнях в мочевом пузыре;

• отдаляющее старость, увеличивающее «жизненную силу человека»;

• при плевритах, пневмонии, астме;

• при болях в суставах, остеопарозе, проблемах с позвоночником. Знаменитый женьшень считался лечебным средством для женщин, а панты – для мужчин. Так в древнем Китае в качестве приданного дочери давали панты, а сыну

– женьшень.

Применяли панты в виде порошка, реже – водного экстракта. Панты относились к очень дорогим и очень эффективным средствам комплексного воздействия на организм человека в целом, которые при их постоянном применении реально отдаляют наступление старости.

• усадьба “Лесная”. В с.Сентелек имеется база отдыха. Если есть время – можно заглянуть сюда. Пантовые ванны, мед, фитобаня, фиточай, сувениры и пр.

Дополнительные сведения о походе

О районе путешествия написано много в отчетах. Приведем основное.

Алтай (от монгольского алтан – золотой) - горная страна, расположенная в центре Евразии, отдельные части которой находятся на территории России, Казахстана, Китая и Монголии. Алтай расположен на юго-востоке Западной Сибири. В административном отношении Российский Алтай поделен между Алтайским краем и Республикой Алтай (с 1991 г.). Эти два региона имеют общие границы с Казахстаном (в южной части), Монголией и Китаем (юг, юго-восток), Новосибирской, Кемеровской областями, респ.Хакасия (север и северо-восток), Республикой Тува (на востоке).

Алтай разделяется на собственно Алтай, Гобийский Алтай и Монгольский Алтай. На территории России с севера на юг высота хребтов постепенно возрастает и достигает наибольшей величины в Катунско-Чуйской цепи, наиболее высокие хребты - Катунский (наивысшая точка Алтая - гора Белуха (4506 м)), Северный (4177 м – г. Маашей-Баши) и Южный Чуйские (3914 м – г. Иикту)

достигают высоты 3000-4000 м. На вершинах многих гор лежат вечные снега, с перевалов спускаются ледники, дающие начало горным рекам. Весь район характеризуется резкой расчлененностью рельефа, наличием глубоких эрозионных врезов. Во многих местах сохранились формы ледникового происхождения: троги, сглаженные скалы, системы моренных валов. Хребты – пикообразные, с крутыми обрывистыми склонами, осыпями, узкими ущельями и молодыми долинами рек. Для Горного Алтая типичны также хребты и массивы высотой 1500-2000 со слаборасчлененными гребнями, разделенные межгорными котловинами, носящими названия степей - Чуйская степь (1800 м), Курайская (1600 м) и др. Благоприятны условия для развития карста: наличие растворимых горных пород привело к образованию более трех сотен пещер (наибольшая из них имеет длину 700 м). Специфика формирования рельефа обусловила многообразие полезных ископаемых: ртуть, магний, цинк, графит, грифовые сланцы, мирабилит, медь, серебро, золото и другие.

Климат восточной части Алтая – резко континентальный: короткое жаркое лето и морозная долгая зима. В Горном Алтае средняя температура января колеблется от -12° до -31,8°, июля от +9° до +18°. Однако часты и экстремумы температур, как под -50° зимой, так и под +40° летом. Температура в горах понижается с подъемом на каждые 100 м на полградуса. Осадки распределены неравномерно: в горных районах количество осадков достигает 1000 мм в год, в равнинной части – не более 500 мм. Летом край находится под влиянием воздушных масс арктического происхождения, прогревающихся над Западной Сибирью. На формирование климата оказывает влияние рельеф местности. От высоких гор на юге местность амфитеатром понижается на север и северо-запад, открывая путь арктическому воздуху, который проходит через всю территорию в долины между хребтами, из-за веерообразного расположения хребтов приходящие потоки влажного воздуха проникают вглубь гор, образуя мощную облачность. В высокогорье в летнее время часты дожди и грозы, много дней с ненастной погодой, нередки снегопады. Нередко в середине лета на окружающих горы равнинах устанавливается жаркая погода, но и тогда горы с их более прохладным климатом способствуют активизации образования осадков. Тем не менее, по мере продвижения воздушных масс с северо-запада на юго-восток содержание влаги в воздушных массах сильно уменьшается. В верховьях р. Чуя осадков выпадает очень мало. В Кош-Агаче, например, менее 130 мм в год. Наибольшее количество осадков приходится на лето (июль) и зиму (декабрь- февраль).

Район похода расположен в Западном Алтае на границе Алтайского края и Республики Алтай.

Климат района более континентальный, с относительно мягкой зимой и теплым летом. Средняя температура января составляет -18С, июля +18С. Район хорошо увлажнен. За год выпадает 500-700 мм осадков, значительная часть из них приходится на июль – август, зимы также довольно снежные.

Реки похода берут начало на Коргонском хребте, Чарыш далее ограничен с севера Бащелакским хребтом, а с юга Тигирецким хребтом. При прохождении рек четко видна разница в их геологическом строении. Крутые склоны Коргонского хребта сильно расчленены притоками левыми  Чарыша: долинами рек Коргон,

Кумир и другими, Сам хребет – сложная система гребней и отрогов с длинной осевой частью, вытянутой с северо-запада на юго-восток. Хребет сложен туфами и туфогенными породами, а также на отдельных участках встречаются песчаники и сланцы.

Тигирецкий хребет сложен эффузивными (излившимися на поверхность) породами и гранитами, А Бащелакский – кристаллическими сланцами и гранитами. Это прослеживается в различных по структуре выходах скальных массивов по правому и левому берегу реки.

Значительная часть района занята лесами. По склонам Коргонского хребта преобладают ель и пихта, выше начинается зона высокогорных лугов с невысоким разнотравьем. На Куксуйском хребте лиственница и кедр сменяются травяным покровом субальпийских и альпийских лугов, переходящих в тундру, покрытую мхом и лишайником. Тигирецкий хребет занят осиново-пихтовыми и осиново-березовыми лесами, встречается кедр. Повсеместно растет лиственница. В тайге по склонам речных долин много различных кустарников, в том числе ягодных: черная и красная смородина, малина, жимолость, рябина, калина. Часто встречается черемуха, в июле – августе изобилие грибов.

Ввиду относительно низких отметок высот русла рек – около 700 м Кумир, 800-900 м Коргон, вдоль русла рек как раз и наблюдается всё многообразие как древесной, так и кустарниковой растительности: сосна сибирская (кедр), ель, пихта с примесью лиственницы, осина, много березы, смородина, жимолость, малина.

Гидрологический режим рек весной зависит от зимнего накопления снега – это гарантирует очень высокий паводок (видно по верхней отметке воды в каньоне Девичьего плеса), а летом уровни воды колеблются в соответствии с количеством выпадающих дождей, которые летом идут очень часто, причем почти всегда сопровождаясь грозами, это вызывает резкие подъемы с запозданием на 3-5 часов после дождей, при этом наблюдается легкое помутнение воды. Спадает уровень после 6-12 часов после прекращения дождя. Тем не менее, все равно есть определенный уровень воды, который корректируют дождевые паводки, у нас он в середине июля он был оптимальным средним и достаточно комфортным.

Большая часть населения расположена в долинах реки Чарыш и его притоках. Основное занятие жителей – сельское хозяйство: производство зерна, мяса, молока, племенное животноводство. Хорошо развиты типично горные отрасли: мараловодство, оленеводство, горное пчеловодство. Ведется добыча пушного зверя. Дорог в районе не много, в основном автотрассы местного значения, часто оканчивающиеся тупиками; состояние многих составляет желать лучшего. Хорошая трасса связывает районный центр с городом Барнаулом. По району проходит граница между Алтайским краем, Республикой Алтай и Казахстаном.

Животный мир Алтая также богат и разнообразен. В горных районах Алтая насчитывается до сорока видов промысловых животных. Охотничье значение имеют белка, соболь, выдра, норка, рысь, медведь, росомаха; из копытных – лось, марал, косуля, кабарга, сибирский козерог, архар, антилопа, дзерен. Из водоплавающих птиц обитает около семнадцати видов уток, гуси, лебеди. Пo

всему Алтайскому краю запрещена охота на ряд животных и птиц, численность которых в последние годы сократилась: северный олень, выдра, дрофа. В горных реках водятся ленок, таймень, хариус. Из пресмыкающихся встречаются ужи, щитомордник, узорчатый полоз. Кровососущих насекомых в конце июля-августе практически нет.

Основные населенные пункты маршрута:

Столицей и культурным центром республики Алтай является г. Горно- Алтайск с населением около тридцати тысяч человек. От него расходятся дороги во все основные районы области. Главной транспортной артерией Горного Алтая является Чуйский тракт, связывающий Россию с Монголией. Вдоль него расположены наиболее крупные поселки региона: Онгудай, Акташ, Иня, Курай, Кош-Агач. Также уходят дороги в сторону Телецкого озера на восток республики, и на юго-запад в сторону Усть-Кана, Усть-Коксы.

Населенные пункты на маршруте есть только вдоль долины Чарыша – Усть- Кумир, Владимировка, Коргон, Сентелек и Чарышское, хотя пасеки и заимки встречаются и на притоках, так и на слабо проезжаемом для транспорта участке Сентелек-Коргон. Ближе к Чарышскому по берегам уже есть дачные поселки и лагеря детского отдыха.

В Коргоне и Усть-Кумире имеются магазины с относительно большим разнообразием продуктов, однако хлеба может не быть, т.к его выпекают немного.

Некоторые телефоны:

• алтайский поисково-спасательный отряд (Горноалтайск) 8-388-22-5-11-06

- Иван Замчалов (БиАлТур) 8-3854-311110, +79609391155.

Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения Общая стоимость данного похода составила для участников из г.Йошкар-

Олы около 20 тыс. руб. на 1 человека (всего 4 человека). Затраты на заброску от Бийска делились на 8 человек. Основная статья расходов – транспортная. Заказ железнодорожных билетов осуществлялся через сайт РЖД.

Заброска до г.Казань – 540 рублей (здесь и далее с человека). Поезд Казань- Новосибирск – 4326 руб.(+122 за багаж). Поезд Новосибирск-Бийск – 1119 руб. (+206 за багаж). “Газель” до р.Кумир – 1575 руб., заброска на тракторе в верховья Кумира – 468 руб., заброска в верховья Коргона на лошадях (4 шт.) – 1690 руб. Машина от Красного Партизана до Барнаула – 1462 руб. Поезд от Барнаула до Казани – 4497 руб. (+129 за багаж). Машина от г.Казань до Йошкар-Олы – 350 рублей. Всего транспортных расходов – 16484 руб. на участника из Йошкар-Олы.

Остальные расходы – провиант 2365 руб., пополнение аптечки, питание в поездах – около 700 руб.

Итого: около 19549 руб. с человека (на участника из Йошкар-Олы, без учета личных расходов).

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута Группа успешно прошла маршрут по рекам Кумир-Коргон-Чарыш, не

удалось пройти препятствия правого притока Коргона - р.Антонов Коргон из-за низкого уровня воды (полноценное прохождение возможно по видимому в половодье или дождевые паводки, что подтверждают местные жители), также не удалось пройти п.Большой на р.Кумир (проходится только в большую или паводковую воду), все остальные пороги удалось пройти. Удалось приобщиться к красотам Алтая и повысить мастерство участников на сильных порогах 4 КТ. Данный вариант маршрута представляется достаточно интересным для перехода от походов 4 КС к походам 5 КС.

Тезисно можно выделить основные моменты:

• данный маршрут является сильной четверкой (4 КС), если вода будет высокая, отдельные препятствия могут перейти в 5 КТ (Девий плёс, связка Вираж- Спартак);

• прохождение на небольшом К-4 р.Коргон с верховьев возможно в условиях околосредней воды, хотя на К-2 лавировать между камнями в русле легче;

• удобный подъезд к началу маршрута, отъезд с окончания маршрута, есть возможность заброситься вверх по рекам (автомобили, трактор, лошади). Однако следует учитывать:

• заброска на Кумир в тележке трактора весьма специфична, особенно в дождь, лучший вариант для небольшой группы – договориться с владельцем базы в устье Кумира Виталием об УАЗе-“буханке”.

при заброске в верховья Коргона количество лошадей следует брать с расчетом укладки на них всего снаряжения и собственного пешего хода налегке, это сэкономит время и силы. Еще неплохой вариант, предложенный Сергеем Поломошновым на будущее – доплывать вечером до с.Коргон, делать антистапель, сразу же забрасываться максимально вверх по реке на его тракторе с тележкой, утром он приходит с лошадьми и заброска продолжается;

• маршрут достаточно тяжелый физически в случае пешего перехода в верховья рек без техники и лошадей, команда должна быть готова к этому, а также быть психологически устойчивой, состоять из людей сходных взглядов;

• велика вероятность как высокой (в случае затяжных дождей), так и низкой воды, группа должна быть морально готова к этому;

• удобный подъезд и отъезд, рынок услуг по заброскам - выброскам развит, сейчас в п.Коргон есть сотовая связь, что значительно облегчает поиск лошадей на заброску в верховья Коргона;

• простые аварийные выходы с маршрута, есть населенные пункты, где можно пополнить запасы продуктов;

• встреченное местное население было настроено в целом доброжелательно, пасечники приветливы и готовы продать продукцию пчеловодства, однако следует учесть, что в середине июля медовухи скорее всего не будет;

• рыбачить надо уметь, рыба есть, но мелкая и немного;

• вредные насекомые в данное время года практически отсутствовали.

GPS координаты некоторых мест:

1) Место стоянки и антистапеля перед с.Коргон: N51˚04ˈ44ˈˈ E084˚01ˈ10.8ˈˈ

2) п.№11 р.Коргон: N50˚59ˈ39ˈˈ E084˚00ˈ15ˈˈ

3) п.Желоб р.Коргон: N50˚59ˈ40,7ˈˈ E084˚00ˈ37ˈˈ

4) Место стоянки перед п.Красный Партизан: N51˚22ˈ21,3ˈˈ E083˚40ˈ57ˈˈ

Прим.: координаты основных порогов Кумира и Коргона имеются в отчете Гладкова М.С., Антонова Коргона – в допматериалах (диске) Гольдиса А.К.