15 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Путоранский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2003
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV
Руководитель: Чилап В. В. (Москва)

1. Вместо предисловия;
  2. Состав группы;
  3. График движения;
  4. Подъезды и отъезды;
  5. Техническое описание маршрута;
  6. Итоги, выводы, рекомендации;
  7. Вместо заключения
Вместо предисловия

Этим походом, в современной трактовке для нашего состава – путешествием, мы завершаем своеобразный триптих, посвященный памяти моего Друга и Учителя, одного из выдающихся водников СССР, Леонида Николаевича Дубровского. В 2001 г. мы прошли Подломку – Кожу (Архангельская обл.), в 2002 г. – Каа-Хем (Тува), и, наконец, в этом, 2003 г. - Б.Хоннамакит – Аян. Все три маршрута были этапными в биографии Учителя и пройдены нами в одном составе.

Мы, это ученик и соратник Дубровского - руководитель группы В.Чилап, жена Дубровского - С. Солодченкова, наш коллега, хорошо знавший Леонида Николаевича, - Е. Самохин и наша постоянная спутница, на наш взгляд самая квалифицированная в туристском плане в России, собака Чоли.

Выбор маршрута определился несколькими обстоятельствами:

1. Мы давно хотели вновь побывать в Путоранах. Увидев в прошлом году отчеты С. Офицерова и С. Цветковой и оценив их сметы расходов, мы поняли, что если напрячься в финансовом отношении, то это реально (без вертолетной заброски).

2. Анализ физических и возрастных особенностей группы (а изначально предполагалось участие еще 3-х возрастных мужиков, у которых впоследствии не сложилось участие) показал, что в одну ходку нам (без вертолетной заброски части груза на плато) не уйти, т.е. однозначно челнок. А это удлинение пешки в 3 раза и значительное увеличение времени на нее. В результате громадье планов с вариациями на тему нашего маршрута 1984 года с попаданием в район Бельдунчаны, Нерала, Иркинды пришлось отложить до лучших времен. Таким образом, стал вытанцовываться классический вариант: Б. Хоннамакит – Аян – Хета.

3. Третий аспект выбора маршрута – чисто профессиональный. Дело в том, что в 1984 году мы первыми, и похоже последними из водников, прошли в сторону Нерала не традиционным путем через Б. Хоннамакит и оз. Аян, который предполагает выход на плато по Бучараме, а с выходом на плато по Бунисяку и далее по Гулями с выходом в южную оконечность Аяна. К сожалению, отчет о том походе оставался не дописанным все эти годы. Хотелось сравнить пройденный нами и хорошо запротоколированный выход на плато по Бунисяку и по Бучараме. Кроме того, при подготовке маршрута этого года я почувствовал необходимость для нового поколения водников как опубликования отчета 1984 года, так и проведения сравнительного анализа различных вариантов прохождения маршрутов в этом интереснейшем районе.

Еще одним моментом было желание устроить себе роскошный подарок к юбилею и избежать соответствующих торжеств, которые обычно напоминают участие в генеральной репетиции собственных поминок. Поэтому всем желающим было предложено лично поздравить юбиляра на плато Путорана. Как видно из состава группы – способных оказалось несколько.

Поэтому, этот отчет будет носить несколько нетрадиционный характер, что связано как с несколько необычным составом нашей группы, так и с наличием в качестве приложений отчета 1984 года и аналитических размышлизмов по району. Кроме того, таким образом мы выполняем наши обещания данные руководству Государственного природного заповедника "Путоранский", любезно предоставившему нам разрешение на посещение его территории. А также выражаем нашу глубокую признательность за помощь лично директору заповедника, кандидату биологических наук В.В. Ларину.

Большую помощь в организационно-техническом и консультационном плане по сегодняшнему состоянию дел в Норильске и возможностям заброски оказал нам С. Офицеров (Москва), за что ему отдельное большое спасибо!

Фамилия, имя, отчество Год рожд. Туристский опыт Обязанности в группе
1. Чилап Валерий Викторович 1953 Путораны Vр, Шавла-Аргут–Катунь Vр, Каа-Хем Vр Руководитель, завхоз
2. Солодченкова Светлана Александровна 1939 Б.Хоннамакит-Аян Vу, Бельдунчана-Курейка Vу, Каа-Хем Vу Фотограф, врач
3. Самохин Евгений Викторович 1947 Кожа IVр, Кожим IVр, Каа-Хем Vу Рыболов, ремонтник
4. Чоли (собака сигнальная) 1992 Тавайоки IIIу, Подломка-Кожа IIIу, Каа-Хем Vу Охранница, рыбоед

График движения

День Дата Участок маршрута Км Способ передвиж. Характеристика участка маршрута
- 16 - 17.07 Москва - Норильск– оз.Лама 3140+ 200 Самолет, автобус, катер Катер-водомет высадил чуть ниже устья (где можно было подойти к берегу). Короткая разведка.
1.- 2. 18 - 19.07 Оз.Лама – 300м выше поворота р.Геологической к Бучараме 10 (30) Пешком (челнок) 1-я ходка по косам Хихикамыгды, затем по тропам вдоль Бучарамы до выхода на Геологическую. Обратно по протокам Бучарамы с выходом на Хихикамыгду. 2-я ходка по разведанному на обратном пути маршруту.
3.- 4. 20 - 21.07 До ~середины пути между 1-м и 2-м правыми притоками на терраске левого берега. 4 (12) пешком (челнок) Разведка. Движение вдоль левого берега по реке. Выше 1-го левого притока река имеет крутопадающий участок, зажата крутыми берегами. Далее по тропе с выходом в сухую протоку и на большую галечную косу. Разведка вверх.
5.- 6. 22.- 23.07 До правого притока 7,5 (22,5) Пешком (челнок) Движение по галечным косам. Много бродов. Разведка выхода на плато. Приготовили закрутки для рамы.
7. 24.07 До рыжих базальтовых ворот вблизи истока р. Геологической 5 (10) Пешком (челнок) 1-я ходка. От лагеря по тропе (50мин. ход. времени), от последней лиственницы траверс по куруму на 1-ю полку плато. Далее с набором высоты с полки на полку. Перед поворотом реки к северу пошли по гипотенузе, чтобы выйти к повороту реки на восток.
8. 25.07 До озера – истока левого притока Б. Хоннамакита 13 пешком Перенос лагеря в истоки Б.Хоннамакита. Обед у базальтовых ворот. Выход к озеру – истоку Геологической. Далее по левому по ходу борту по 3-й сверху террасе до истоков Б.Хоннамакита.
9. 26.07 2-я ходка 8 (16) пешком Принесли весь груз в лагерь. На обратном пути на правом берегу озера видели большого полярного волка. Стапель.
10. 27.07 До р. Б.Хоннамакит 5 Сплав, пешком Озеро закончилось. Река не началась. Обносы, проводки. Слились с Б. Хоннамакитом. Проводки протаскивания. После крутой каменной ступеньки на левом берегу небольшая площадка, слегка укрытая от ветра.
11. 28.07 До р. Южн. Нералах 16 Сплав и пешком Протаскивания, проводки, озера. После левого притока сплава стало больше, чем проводок. Света после слияния идет по левому берегу. Встали на лев. берегу за небольшой гривкой.
12. 29.07 До леса на левом берегу между Пэдеем и Гулями-Икон. 30 Сплав и пешком За ночь вода поднялась на ~0,5м. Перекаты стали легко проходимы, на плесах вода течет ~7 км/ч. За ~1,5 часа дошли до 1-й шиверы. Участок шивер – не менее 12 штук. Все шиверы - сходу, линия движения читается с воды, валы приличные, воды много.
13. 30.07 До р. Чопко 1-я 30 Сплав и пешком Река приобрела характер горной. Линия движения читается с воды. Вода не жесткая, маневр осуществлять легко, но сплав напряженный. Ниже Гулями-Икон на плесе переправили Свету с Чолькой на правый берег.
14. 31.07 До 1-го водопада р.Б.Хоннамакит. 17 Сплав и пешком Вода немного упала, но долина узкая. Валы до 1,5м, бочки, котлы, мощные камни в струе. Несколько очень красивых порогов. Линия движения читается с воды. Всю реку можно оценить при нашей воде IV к.с.
15.- 16. 01.- 02.08 До оз. Аян 13 (39) Пешком (челнок) Челнок в 1,5 ходки. Во вторую ходку – 1 рюкзак с катамараном, трубами, снаряжением. На 2-й ходке нашли оптимальный путь к озеру. Время 2-й ходки – 5ч.40мин. (1-й – 8час. с более удобным грузом).
17.- 20. 03.- 06.08 Дневки - - Постройка катамарана, ловля и поедание рыбы, отдых. По озеру решили не сплавляться в поисках рыбы – ее здесь сколько хочешь. 6.08 очень сильный встречный ветер и дождь.
21. 07.08 До ручья в 3 км выше (напротив) впадения Б.Хоннамакита 9 сплав С утра очень сильный встречный ветер. После выходного переката и разбоев река почти стоит – фактически озеро. Пришлось идти на бечеве вниз по течению до стоянки.
22. 08.08 До ~2 км ниже М.Хоннамакита 15 сплав Ночной дождь перешел в снег. Озерный кусок, при впадении Б.Хоннамакита мощный перекат, далее разбои. Ниже устья М.Хоннамакита сильный встречный ветер с мокрым снегом – куда идти не видно.
23. 09.08 До устья правого притока 38 сплав Дождь, снег, сильный встречный ветер. Разбои, протоки, затем долина сужается. Река несет хорошо, но большой коэффициент извилистости.
24. 10.08 До р. Калтамы 36 сплав Долина сузилась. Перекаты, шиверы. При впадении Калтамы длинная шивера – порог с большими хаотическими валами на правом повороте.
25. 11.08 До правого притока между Холокитом и Дакитом 38 сплав Пороги представляют собой очень длинные шиверы с большими хаотическими валами, обливниками в русле. Идутся сходу, линия движения читается с воды. В районе р.Порожистой препятствия практически заканчиваются.
26. 12.08 До 2-го правого притока после Хукэлче 38 сплав Долина широкая, разбои, острова. Перед Хукэлче река почти стоит при встречном ветре. Ниже долина поуже, меньше островов, течение приличное.
27. 13.08 До слияния с Аякли 40 сплав Перед р.Муниль – широко, острова, протоки. Река широкая, долго петляет по долине – никак не можем слиться с Аякли- длинные дуги.
28. 14.08 До начала дуги мыса Через 36 сплав Вода течет, но падает. Перед левым притоком Чопку на правом берегу брошенная буровая.
29. 15.08 До р. Букатый 34 сплав Река течет, вода сильно падает, встречный ветер. Избы с баней после мыса Через не видели – баня обломилась.
30 16.08 До р. Балаган 24 сплав На высоком левом берегу брошенный рыбучасток – изба, баня – все полуразрушено, нежилое.
31. 17.08 До поворота реки к северо-западу 33 сплав Перед факторией Камень река практически стоит. Встречный ветер. Вода падает на глазах, топкие илистые берега, реку перегораживают поперечные илистые косы по несколько сот метров длиной.
32. 18.08 До Волочанки 5 + 60 Сплав, моторка Через ~1 час сплава под левым крутым земляным подмытым берегом моторка, в глубине через болото изба. Рыбак Федор. Договорились о подброске в Волочанку, разобрались просушились и в 21-30 – в Волочанке.
- 19.- 20.08 Пос. Волочанка – г.Дудинка – а/п Алыкель - Москва Вертолет, такси, самолет - Встретились с главой администрации поселка, она организовала экскурсию в музей поселка, а вечером помогла договориться с вертолетом.

Подъезды и отъезды

Общие вопросы подъезда и отъезда с маршрута достаточно подробно описаны в 2-х отчетах 2002 г. (рук. С. Офицеров и С. Цветкова). Поэтому в этом разделе, чтобы не повторяться, отметим некоторые методологические моменты транспортной организации маршрута в Путораны и обратно, а также наши непосредственные действия.

Главным фактором, определяющим стоимость маршрута, является Аэрофлот. Здесь необходима следующая последовательность действий. Вначале, в любой кассе (в нашем случае оказалось оптимальным в кассах аэровокзала – никаких очередей) нужно выяснить наличие рейсов, билетов и возможности приобрести их по минимальным тарифам. При этом оказалось, что в авиакомпании "Красэйр" имеются возможности значительных скидок при приобретении билетов туда и обратно. В случае приобретения билетов с открытой датой вылета при обратном вылете не позже чем через месяц с даты вылета "туда" можно было сэкономить до ~2 тыс. руб. с билета. Однако, поскольку у нас на выходе была временная неопределенность, связанная с вертолетом из Волочанки, мы предпочли сэкономить ~1 тыс. руб. с билета с открытой датой вылета до 2-х месяцев с даты вылета "туда".

Следующим шагом, который мы по недомыслию не сделали, приобретя билеты в той же кассе аэровокзала, является приобретение билетов в кассе той авиакомпании, которую вы выбрали. Наше недомыслие обошлось нам потерей ~350-400 руб. с билета на комиссионные сборы, которые авиакомпании не взимают.

Необходимо отметить, что в этом году самолеты всех авиакомпаний улетали из Москвы с понедельника по четверг, а из Норильска со вторника по пятницу.

Далее, в связи с наличием в группе собаки, а также, как всегда, перегруза, мы произвели "разведку боем" непосредственно в аэропорту "Домодедово". Оказалось, что даже маленьких животных, согласно правилам (ну очень мелко пропечатанным в билете) необходимо сдавать в багаж в специально приобретенных неизвестно где клетках. Но, проблему можно решить, т.е. взять собаку с собой в салон самолета, если договориться с представителем авиакомпании за "не имеющую границ благодарность в пределах разумного". Кроме того, как выяснилось, в отличие от ж/д, помимо того, что собака взвешивается и оплачивается как перегруз, на нее необходимо получить (при наличии вет. свидетельства и паспорта собаки) посадочный талон у ветконтроля аэропорта (плата по таксе ~150 руб., присутствие собаки обязательно). Этот нюанс мы выяснили непосредственно перед посадкой и пришлось побегать по зданию аэропорта.

Отметим, что при обратном вылете из Норильска никаких проблем такого рода не возникает. Ставь собаку на весы, оплачивай перегруз и веди на посадку в самолет. Единственное, что мы можем порекомендовать – это, чтобы при оформлении вет. свидетельства был записан кольцевой маршрут, т.е. чтобы концом пути стояли Норильск и Москва, поскольку свидетельство действительно не более 3-х суток с момента выдачи и действует на все время в пути.

Разведка показала, что при регистрации на полиэтиленовые пакеты бирок ручной клади не давали, и если ее не очень афишировать, не настаивают на взвешивании, чем мы не преминули воспользоваться для минимизации затрат. Из опыта можем порекомендовать не жадничать и небольшой перегруз все же показывать – тогда проблем не возникнет вообще. У нас при посадке в Москве перегруз составил 23 кг , из них 8 кг – собака, 8 кг – негабарит (рама и т.п.) и 7 кг – рюкзаки.

В аэропорту Норильска (Алыкель) с группой из 8-ми человек (рук. Д. Сорокин г. Москва), которая должна была лететь вертолетом на стрелку Дулисмара и Ягтали, и с которой мы договаривались о попутной заброске нас в истоки Б. Хоннамакита при наличии погоды (при низкой облачности – ниже 1300 м – вертолет пойдет долинами рек далеко в стороне), мы за 2,0 тыс. руб. на 11 человек сняли микроавтобус "Газель" на все передвижения по Норильску вплоть до аэропорта "Валек". Пока руководители оформляли разрешения на посещение заповедника, обе группы успели закупить продукты. Облачность оказалась низкой (800м) и мы на служебном автобусе аэропорта с оказией за 50 руб. доехали до моста через Норилку. Кстати, расписание рейсов из Дудинки, висевшее в а/п "Валек" оказалось не соответствующим действительности – вместо указанных 2-х рейсов в неделю оказался 1 рейс в 2 недели и не АН-3, а МИ-8.

В связи с тем, что в этом году с 18 по 20 июля отмечалось 50 лет Норильску, ситуация с катерами оказалась крайне тяжелой – приказ чужих не брать – наехало много руководящих гостей и шансов уехать на следующий день в пятницу было немного. Чудом (волка ноги кормят) удалось на правом берегу Норилки найти водометный катер всего за 12 тыс. руб. (обычная такса 15 тыс. руб.) и всего за три с небольшим часа он довез нас от моста через Норилку до устья Бучарамы –Хихикамыгды.

В 60 км выше Волочанки на Хете встретили в зимовье рыбака с моторкой, от которого и узнали, что рейсовый вертолет в этом году летает раз в две недели. Поскольку вода сильно упала и обнажила множество поперечных кос на широченной реке, оставшиеся 60 км грозили превратиться минимум в 120. Мы договорились с рыбаком и он за 1800 руб. довез нас за 6 часов до Волочанки.

Билет на вертолет стоит ~4000 руб./чел. Нам удалось улететь с оказией за полцены на следующий день. Очень помогла новая глава администрации Нина Федоровна Алексеенко, за что ей огромное спасибо – она там надежда всего поселка и царь и бог – работает всего 3 месяца, но все уже почувствовали перемены к лучшему. Кстати, за некоторое время до нас некая группа из, предположительно, Владимира просидела в Волочанке в ожидании вертолета ~5 дней.

Вертолет сел в гидропорту Дудинки, так что через Енисей переправляться не пришлось. Поскольку прилетели достаточно поздно и на последний автобус не очень успевали, вызвали такси – там это очень просто, а время подачи не превышает 3 минут!!!, и за 500 руб. нас отвезли в аэропорт Алыкель (Дудинка претендует на попадание в книгу рекордов Гиннеса по количеству такси на душу населения). Наутро без проблем зарегистрировали билеты и улетели в Москву. Все рейсы задержали на 2-3 часа из-за тумана в "Домодедово".

Техническое описание маршрута

16 июля. Домодедово. Суета. За разрешение не сдавать собаку клетке в багаж – 1500р. Нужно получить у ветеринарного контроля аэропорта (при наличии вет. свидетельства и паспорта собаки) посадочный талон на собаку (присутствие собаки обязательно) – 150р. Это выяснилось в самый последний момент – пришлось бегать с Чолькой на руках через все здание аэропорта. Перегруз 23 кг , в т.ч. 8 кг – собака, 8 кг – негабарит (трубы и т.д.), 7 кг – перегруз рюкзаков. На полиэтиленовые пакеты бирок ручной клади не дают, просмотр только на рентгене на спецконтроле. Сели, взлет, прощай Москва.

17 июля. Норильск. 1,5 часа получали багаж в аэропорту – похоже это норма жизни. В аэропорту много комаров. С группой Д. Сорокина (Москва) из 8-ми человек сняли микроавтобус "Газель" за 2 тыс. руб. за все передвижения до а/п "Валек".

Вначале в заповедник, там остались руководители оформлять разрешения, остальные на "Газели" по магазинам – закупка продуктов.

Директор заповедника, Владимир Владимирович Ларин, производит очень приятное впечатление – не чиновник, не кабинетный ученый, а настоящий таежник, сам немало полазивший по этим удивительным местам. Подход очень жесткий – чем ты можешь быть полезен заповеднику? Работают только с профи, которые впоследствии выполняют свои обещания, по сути реализуя старый туристский принцип: "Думай о тех, кто пойдет за тобой и не гадь людям". Да, в общем-то, в этих суровых краях любителям делать нечего. Ларин точно спрогнозировал, что мы не улетим с группой Д. Сорокина и разрешил обратиться к начальнику охраны заповедника А.А. Кожекину, чтобы разместиться на базе заповедника у моста через Норилку. Живут люди заповедника небогато. Да, впрочем, весь Норильск производит впечатление обветшавшего, по сравнению с впечатлениями 19-ти летней давности, только сверкает яркими красками новая мечеть. Видимо, новые хозяева города просто выкачивают деньги из украденного на "законном" основании всенародного достояния. Как вспомнишь, на каких костях построен город и…

По закупкам продуктов. Оказалось, что в городе проблема в магазинах с сухим молоком – нет. Купили последнюю банку детского питания. Чудом купили на оптушке на выезде из города сухое молоко. Там можно кое-что взять, но можно потерять ~1 часа из-за очереди оптовиков. Крупы есть все. Бензин (для примуса), как и в Москве, в пластик и стекло на заправке не наливают.

А/п "Валек". Мы еще в Москве с группой Д. Сорокина, летящей на слияние Дулисмара и Ягтали договорились о том, что нас сбросят по дороге в верховьях Б. Хоннамакита при наличии погоды и полете вертолета напрямую через плато за 20 тыс. руб. с троих. В Вальке указали маршрут, все принято, заплатили, показали где нас выбросить. Пообедали в столовой аэропорта, узнали расписание и ориентировочную стоимость билетов Волочанка – Дудинка (из Валька стоимость есть, а рейсов давно нет). В расписании указан самолет АН-3 (это АН-2 с турбовинтовым двигателем – летает быстрее, колеса и лыжи – гидрачей давно нет), но вроде летает МИ-8.

В 15-00 летчик сказал, что облачность дают 800м, а перевал – 1200м, возможно погода есть, но выяснится только там и мы можем слетать туда – обратно за 20 тыс. руб. От полета отказались. Я вздохнул с облегчением. Очень хотелось посмотреть путь на плато по Бучараме и сравнить с Бунисяком, но искушение залететь и не таскаться было слишком велико.

В 16-00 на служебном автобусе аэропорта с оказией за 50 руб. добрались до моста через Норилку у которого расположена база заповедника. Оказалось, что она расположена на месте бывшей базы красноярских геологов, на которой мы останавливались в 1984г. Договорились с Алексеем Алексеевичем Кожекиным о размещении. Выяснилось, что за 2 часа до нашего приезда на базу на Ламу ушел катер Вадима, который занимается частным извозом, загруженный стройматериалом.

Пошел разговаривать с катерами. Рейс на Ламу (до Бучарамы) у всех стоит ~15 тыс.руб. и выше если снимать катер целиком. Подумалось об оказии, но…. 18-20 июля празднуется 50 лет Норильску. Наехало много руководящих гостей, приказ чужих на брать, водометы "Заря" моют поливальными машинами. Короче шансов уехать на следующий день, в пятницу, особенно с оказией, очень немного. Решили "башлять" - благо рассчитывали на 20 тыс.руб. за вертолет.

Отчет о водном походе 4-й категории сложности в районе Плато Путорана по маршруту: г. Норильск – оз. Лама – р. Бучарама – р. Геологическая – р. Б. Хоннамакит - оз. Аян – р. Аян – р. Хета – пос. Волочанка – г. Дудинка, совершенном в июле - августе 2003 годОбошел обе стороны Норилки по причалам, чудом нашел Михаила Коваленко – чудный мужик – сам делает водометы и много чего еще. Такса – 12 тыс.руб. Он вызвал своего компаньона и приятеля Мишу Погребного, с ним за компанию переехали к базе заповедника, загрузились и через три часа, в 21-30, (средняя скорость пластикового водомета – 55-60 км/час) с большим комфортом были недалеко от устья Хихикамыгды (насколько возможно было подойти). Распрощались с ребятами. В 200 метрах ближе к устью отличное место для стоянки. Комаров практически нет. Поставили лагерь, сделали небольшую разведку. В нашу воду – много сухих и мелких проток – тропы по берегу гораздо хуже. Прошел 20м плавника на входе за первый мысок и дальше как по мостовой.

Замечательный день – не прошло и суток с момента вылета из Москвы, а мы уже стоим уютным лагерем на берегу озера Лама у подножия Путоран. Масса впечатлений - удивительные, чистые, цельные люди, сказочный первозданный пейзаж.

На правом борту долины Бучарамы стоят УФОлоги. У них периодически что-то ухает – ищут "Контакт".

18 июля. С утра до 11 – дождь, до выхода – еще трижды. Поздний подъем, подготовка груза к челноку, легкий обед и в 16-45 вышли вдвоем, чтобы не бросать вещи на берегу озера и поберечь силы девчонок, в первую ходку. Путь как по мостовой, за 50 ходовых минут дошли до поворота Хихикамыгды на восток. Увлеклись. Поднялись по слабой крутой с мелкой сыпухой тропе на косогор, перейдя в долину Бучарамы. Сглупили. Тропа то хорошо набитая, то пропадает. Не хотелось терять высоту, потом пришлось. Болота, ольховник. Ходки от 15 вначале до 5-10 минут в конце. В пути еще один небольшой дождь. Тучи комаров, сыро пасмурно.

В 00-50 вышли на р. Геологическую в ~200м выше поворота ее левой части к Бучараме. Оставили вещи на относительно высоком полуполуострове на камнях, накрыв полиэтиленом. Легкий перекус.

Обратно решили идти и смотреть путь по протокам Бучарамы. В эту воду – небо и земля. Путь обратно занял 2ч.20мин. чистого ходового времени, в т.ч. 20 мин. переход от Бучарамы к Хихикамыгде, из них 5 мин. – противных, через ольховник и сухие протоки в лесу. Всего за три часа дошли до лагеря. Вышли обратно в 01-15, в 4-15 – дошли. Девчонки вначале наслаждались видами озера, а затем здорово испереживались.

19 июля. Подъем в 14-00. На озере комаров практически нет. Жарко. Завтрак, обед, упаковка. Пойдем вечером – меньше комаров и прохладнее. Как и рассказывали Михаилы, в нашем краю озера никто не появился, да и вообще, Лама теперь гораздо менее посещаемая, бензин дорог. Прошла в стороне моторка УФОлогов. К нам они не заходили. А мы и рады. Неохота на фоне этакого великолепия общаться со сдвинутыми. Вышли в 17-45. (Кстати, пугающие издали завалы плавника в устье Хихикамыгды протяженностью всего 10-20м и не сплошные. Их нет резона обходить по тропе. Подошел ближе и виден путь – экономия сил и времени). Пришли тучи с озера, над горой встала яркая радуга. После первой ходки – 20 мин., решили выходить на Бучараму - рановато. В результате путь через слабый водораздел удлинился вдвое, до 40 мин., но он шел к Бучараме и вверх по течению, и заросли ольховника были гораздо более щадящими. Видимо, оптимально пройти ~30-40 минут, в зависимости от выходного веса, по галечным разбоям Хихикамыгды и уходить к Бучараме. Логика выводит на крутой левый берег Бучарамы, который отжимает ее русло к востоку. В конце этого берега понижение, и можно спуститься к протокам и галечным косам Бучарамы. Долина широкая, много проток и галечных кос. Периодически перебредая протоки, придерживаясь левого (орографически) берега Бучарамы, в 00-30 пришли к оставленным вещам. Метрах в 150 выше, на заросшей терраске левого берега р.Геологической углядели малюсенькую полянку для нашей палатки. Продравшись к ней, и не найдя поблизости ничего хорошего, поставили лагерь. Отбой в 3-00.

20 июля. С утра до 13-00 дождь. Подъем в 14-00, разведка тропы и дороги по берегу. Решили сменить тактику (благо ушли с озера). С более легким и удобным (без труб) грузом идти вперед и ставить лагерь, разведывая дорогу, чтобы не повторять безумства 1-й ходки. В 18-45 вышли. Идем вдоль левого берега Геологической по сухим протокам, по воде, иногда перебредая на галечные острова, иногда короткие отрезки проходя по прибрежным зарослям, обходя глубокие места и прижимы под кусты. Вышли к 1-му левому притоку. Поднявшись ближе к водопаду, увидели, что выше река имеет крутопадающий участок, зажатый крутыми берегами. Нашли выход на тропу – он там, где наиболее логично подняться на крутой правый борт долины ручья ~300м ниже водопада. Тропа хорошо набита вначале, затем теряется, множится. В конце концов через небольшую полосу ольховника выходит на сухую протоку и далее большая галечная коса. На терраске отличное место для стоянки (да нам много места и не надо), много дров, плавника, хорошо продувается. В 22-00 встали. Ужин, большой сушильно - сугревный костер. Отбой в 02-00.

21 июля. Подъем в 12-00. Дождя нет, прохладно. В 13-40 мы с Евгением ушли за вещами, разведывая по дороге оптимальные, насколько возможно, пути обхода прижимов для движения с трубами. Вернулись в 20-00.

Света в это время с Чолькой разведывала тропу и путь дальше. Дошла до 2-го левого притока с каскадом водопадов. От нижнего водопада хорошо видно, что вниз и вверх по течению, насколько видно, оптимальный путь лежит по галечным косам – река выположена. А звериные тропы, используемые туристами - их логика определяется потребностями зверей. Пробовали ловить хариуса – к счастью не клевал. Отбой в 24-00.

22 июля. С утра до 13-00 дождь. Подъем в 14-00, разведка тропы и дороги по берегу. Решили сменить тактику (благо ушли с озера). С более легким и удобным (без труб) грузом идти вперед и ставить лагерь, разведывая дорогу, чтобы не повторять безумства 1-й ходки. В 18-45 вышли. Идем вдоль левого берега Геологической по сухим протокам, по воде, иногда перебредая на галечные острова, иногда короткие отрезки проходя по прибрежным зарослям, обходя глубокие места и прижимы под кусты. Вышли к 1-му левому притоку. Поднявшись ближе к водопаду, увидели, что выше река имеет крутопадающий участок, зажатый крутыми берегами. Нашли выход на тропу – он там, где наиболее логично подняться на крутой правый борт долины ручья ~300м ниже водопада. Тропа хорошо набита вначале, затем теряется, множится. В конце концов через небольшую полосу ольховника выходит на сухую протоку и далее большая галечная коса. На терраске отличное место для стоянки (да нам много места и не надо), много дров, плавника, хорошо продувается. В 22-00 встали. Ужин, большой сушильно - сугревный костер. Отбой в 02-00. Выход в 13-50 (1-я ходка вдвоем с Евгением). Через 3 ходки по 20 мин. – 2-й ручей с каскадом водопадов. В 18-30 дошли до площадки на правом берегу в ~300-400м выше впадения правого притока. Перекус, укрыли вещи, в 19-00 вышли обратно. В 21-40 в лагере. Чистое ходовое время обратно ~2 час. Детали завтра.

23 июля. Шли ~5,5 часов. Дорога по галечным косам, много бродов, простых и не очень. В трудных местах переправлялись по двое с подстраховкой. Я переносил Чольку. Регулярно, еще с Бучарамы, попадаются следы небольшой группы, хорошо ориентирующейся на реке и в тайге. Дошли в 19-00. Ориентиры площадки – с конуса выноса правого притока недалеко от правого берега Геологической виден первый "пупырик" - терраска с "букетом" елок и лиственниц. Двигаться по гальке вдоль зарослей правого берега р. Геологическая ~200м и затем стрелять под 45° вверх через ольховый стланик всего ~100м, что мы и делали. Отличная ровная площадка на группу ~12 человек, в пяти метрах тихий ручеек, по его берегу заметна тропа вверх по реке. Много пламенеющих жарков, появились первые эдельвейсы. Пока ставили лагерь, Света побежала снимать цветы. Вернулась довольная – здесь и камнеломка, и смолевка, и аубреция, и низкий иван-чай, и незабудки.

В 21-00 вышли со Светой на разведку подъема на плато. (Женя остался делать закрутки для рамы катамарана). Пошли по тропе. Она идет вверх по реке, обходя по краю курумники, часто теряется, ветвится. Через ~20 мин. выходит на голый галечный "пупырь" - на камне череп горного барана, кострище, обложенное камнями. С "пупыря" уходит несколько троп, но все они сходятся у одинокой лиственницы, откуда оптимальным путем поднимается на "гривку", которая образует правый борт правого ручья с V-образной долиной. Борт – как набережная Москвы-реки – крутой и ровный. Тропа поднимается вдоль борта и под склоном и водопадом ручья переходит на левый берег ручья. Идет до следующей лиственницы (она оказалась последней) и далее. Мы прошли по ней еще ~1 км, но далее перспектив подъема не увидели. Вернулись к лиственнице. В 10м перед ней (снизу) от тропы ответвление вверх на траверс курумника и 1-й полки. Я поднялся на первую полку – подъем из 2-х частей: вначале курум, кусты, мелкая сыпуха, затем люфт-пауза и взлет чистого курума. Света на середине первого подъема отмаркировала направление траверса. На обратном пути обнаружили еще несколько вариантов тропы (выше, ниже), в болотце в русле ручья между лагерем и первым "пупырем", но все они идут по ключевым ориентирам. Вернулись в 23-30. Отбой в 01-00.

24 июля. С учетом разведки, в первую ходку с основным грузом вышли в полном составе в 12-00. До начала подъема дошли за 50 мин. чистого времени. Поднялись на 1-ю полку. Света узнала водопад на ручье, где был промежуточный лагерь у них в 1969г., сходила туда. Далее пошли, набирая высоту с полки на полку, стараясь не допускать потери высоты, траверсируя склоны и поднимаясь в наименее крутых местах. Подъем гораздо более жесткий, тяжелый и крутой, чем по Бунисяку. Зато как приятно передохнуть в окружении эдельвейсов. Дошли почти до поворота долины к северу, двигаясь в ~500м от русла реки. Разведка показала, что дальше двигаться вдоль реки бесперспективно. Сместившись несколько назад с набором высоты, чтобы по гипотенузе выйти к повороту реки на восток, вышли к "воротам" - очень характерным двум рыжим (коричневым) скалам из вертикальных столбчатых базальтов. Между ними курумный пандус ~20° (под ним журчит ручей), затем курум переходит в горизонталь, далее зеленая полянка ~10м и за ней курумная ровная площадка с ручейком. Справа курумная осыпь, затем мелкий галечный подъем направо выводит через ~50м к еще одним базальтовым "воротам", а впереди озеро в чаше из осыпей. А прямо (если не пойти направо по галечному подъему) после правого подъема еще один курумный пандус, за которым относительно ровный и плавный подъем направо выводит мимо левой "стойки" вторых "ворот" к озеру. Однако, путь получается длиннее + курумный пандус вначале. Перед поворотом направо в 18-30 оставили вещи и в 22-00 усталые, но довольные вернулись в базовый лагерь.

25 июля. Выход в 11-40. К "воротам" выходим напрямую, без вчерашнего возврата. В 17-40, пообедав (первый раз на примусе), забрав примус и бензин, вышли в путь к Б. Хоннамакиту. Перед этим на подъеме на первую полку у Светы пошел камень и придавил лапу Чольке. Кроме того, 2 подъема за 2 дня – она набила подушечки лап и безумно устала – по курумам после "ворот" ее приходилось проносить на руках – она жалобно поскуливала, задние лапы разъезжались.

Отчет о водном походе 4-й категории сложности в районе Плато Путорана по маршруту: г. Норильск – оз. Лама – р. Бучарама – р. Геологическая – р. Б. Хоннамакит - оз. Аян – р. Аян – р. Хета – пос. Волочанка – г. Дудинка, совершенном в июле - августе 2003 годПоднявшись ко вторым "воротам" и обойдя озеро слева, стараясь минимально терять высоту, вышли на противоположный борт озера. Справа впереди за небольшой "гривкой" открылось красивое озеро – исток Геологической. На противоположном берегу озера (левый берег по реке) – много снежников. Каменный "мостик" - метрах в 400-х сзади, но путь по левому берегу не привлекает – снежники и изрезанность. Чтобы не пересекать разломы и не терять высоты, решили идти по правому борту по третьей сверху полке, считая гриву – нулевой. Ну что-же, здравствуйте Путораны!

Отчет о водном походе 4-й категории сложности в районе Плато Путорана по маршруту: г. Норильск – оз. Лама – р. Бучарама – р. Геологическая – р. Б. Хоннамакит - оз. Аян – р. Аян – р. Хета – пос. Волочанка – г. Дудинка, совершенном в июле - августе 2003 годОбходя озеро, вышли на третью полку. По дороге пришлось пересечь два небольших снежника – соблюдая все меры безопасности. Выбор оказался правильным. (Удивительно, но в этой каменной пустыне существует жизнь – она уверенно цепляется, используя короткое полярное лето. Здесь растут полярные маки, белая герань, дриада, морозник и множество других, названий которых мы, точнее даже наша Светлана, не знаем). Последние три ходки по 30 мин. я шел с Чолькой в сумке на шее – она уже совсем не могла идти. Прошли поверху водораздел, справа видно небольшое озерцо в истоках притока Б. Хоннамакита. Вышли по третьей полке на гривку и справа впереди и сзади увидели протяженное узкое озеро – исток левого притока Б. Хоннамакита. Мне очень хотелось пройти еще одну – две ходки, но ребята здорово устали (мы в пути уже 13-й час), да и вот же она вода – по ней можно сплавляться. Спустились по курумнику и встали в 22-30.

Из дневника Светланы: "Белая ночь (или полярный день) – кругом дожди, у нас сухо. Нас окружают радуги. Путораны – это не эти разломы, которые промыла вода и теперь стекает по ним ручьями, речками, падает водопадами. Путораны – это вот это бесконечное каменное безмолвие, уходящее за горизонт. Это горы, осмелившиеся подняться ввысь, в холод. Когда-то здесь бушевал пламенный котел, вздыбились базальты. И теперь стоят здесь эти горы. Не горы, нет. Это стол – стол мира. Древние, упорные …. Не повидав этого не имеешь правильного представления о том, что такое Путораны.

Да это правильно – здравствуй Путораны!

Однако, все здесь ледяное, в том числе и ветер. Он гонит вниз. Поставить палатку и спать. Маленький домик, хрупкий – защищает от ветра и холода".

26 июля. В 11-20 ушли с Евгением за вещами. До "ворот" дошли за 2,5 часа. Обратно пришли за 4,5 часа. На обратном пути, перед спуском к нашему озеру видели на другом берегу крупного полярного волка. Погода все время от стоянки выше устья правого притока Геологической – благоприятствовала – дождя не было, солнце было 2 раза по чуть-чуть. Пока ходили за вещами, Света собирала семена цветов (чуть было не собрала семена обыкновенного одуванчика – настолько сильно цветы отличаются от своих равнинных сородичей), выхаживала Чольку. Начали сборку катамарана. Вечером – холодно. Женя поймал в озере маленького гольца – засолили и съели.

27 июля. С утра дождик. Достройка катамарана, упаковка. Для рамы катамарана мы взяли продольный набор из 8-ми 2-х метровых труб с переходниками. На Б. Хоннамакит до границы леса мы вязали укороченную раму – 4 трубы вдоль, 4 – поперек (чтобы сберечь лес и время, перестраивать катамаран ниже границы леса из-за одного дня сплава не стали – вода и конструкция позволяли). Отошли в 14-30. Озеро закончилось. Река не началась – она фильтруется через довольно крутой каменный мостик – пандус. Затем система озерков, соединенных мелкими перекатиками. Обнесли вещи, катамаран – проводимся. Время от времени идет дождь, облака низкие – идут по долинам, ветер. Света с Чолькой идут по берегу – собака немного ожила, а уж от колбаски она никогда не отказывается. Слились с Б. Хоннамакитом – непрерывные проводки – протаскивания. Вскоре после крутой каменной ступеньки на левом берегу Света нашла небольшую площадку, слегка укрытую от ветра. Поставили палатку.

28 июля. Ночью сильный ветер, утром моросит дождь. Протаскивания, проводки, озера. Света с Чолькой идут по берегу. Света поймала 3-х небольших хариусов. Слева впал приток – сплава стало больше чем проводок. Обед на месте стапеля всех нормальных групп – выложен камин – печь из камней. С редкими перерывами моросит дождь. После обеда переправили Свету на левый берег, а Чольку посадили в сумку на катамаране и закрыли – она вся вымокла, дрожит. В 5-ти км выше Южн. Нералаха встали на левом берегу за небольшой гривкой, слегка укрывающей от ветра.

Отчет о водном походе 4-й категории сложности в районе Плато Путорана по маршруту: г. Норильск – оз. Лама – р. Бучарама – р. Геологическая – р. Б. Хоннамакит - оз. Аян – р. Аян – р. Хета – пос. Волочанка – г. Дудинка, совершенном в июле - августе 2003 год29 июля. За ночь вода поднялась на ~0,5м, подошла достаточно близко к палатке и катамарану. Перекат, перед которым стояли и который вечером требовал хорошей проводки, стал легко проходим. На озерных участках вода течет ~7 км/час. Южн.Нералах здорово добавил воды. Светлана сначала, пока мы грузились, прошла по левому берегу вперед за перекаты, затем перед Южн. Нералахом посадили ее на катамаран и прошли с ней ~1 часа, включая 1-ю шиверу. Чолька все время шла с нами в сумке, укрытая от дождя. После первой шиверы Свету с Чолькой высадили на левый берег и выпустили их вперед (ненадолго). Она сумела снять прохождение 2-й шиверы.

Участок шивер составляет не менее 12 шт. По описанию С. Офицерова идентифицировал 7-ю. Впадения Пэдея не заметили, приняв за протоку шиверы – его отследила Света. 7-я шивера была на самом деле не менее чем 10-я. Таких 7-х было ниже еще ~5 шт. Гребенка справа, или слева – это характерная черта Хоннамакитских шивер и порогов. Ниже 7-й на левом берегу появились ольховые кустики. Еще 4-5 шивер и за скальным левым носом "включили" лес на левом берегу. Примерно на полпути между Пэдэем и Гулями-Икон встали на высоком левом берегу в лесу. Все шиверы пройдены сходу – линия движения читается с воды, валы приличные, воды много. Света набрала грибов – подберезовики, маслята. Наконец-то, костер – просушились, отогрелись.

30 июля. Река приобрела характер горной. Воды много, но она не жесткая. На коротких плесах скорость течения до 12-15 км/час, в шиверах и порогах из-за обилия камней несколько ниже. Линия движения читается с воды, но сплав напряженный. Тактика прежняя. С утра после завтрака выпускаем Свету с Чолькой вперед, а сами не торопясь грузимся (обычно выходим через 1 час после их ухода). Затем сплавляемся ~1-1,3 часа и становимся готовить обед, поджидая пока они дойдут. Впадения Гулями-Икон с воды, в череде шивер и порогов не заметили – его опять отследила Света. Нашли кусок гладкой воды ниже впадения Гулями-Икон – переправили Свету с Чолькой на правый берег. Перед устьем Чопко 1-й стали на стрелке на высоком правом берегу. Света с Чолькой сильно отстают - за 1час 10 мин. сплава после переправы они отстали на 3 часа – пришлось обходить прижимы. Зато опять грибы – маслята.

Отчет о водном походе 4-й категории сложности в районе Плато Путорана по маршруту: г. Норильск – оз. Лама – р. Бучарама – р. Геологическая – р. Б. Хоннамакит - оз. Аян – р. Аян – р. Хета – пос. Волочанка – г. Дудинка, совершенном в июле - августе 2003 год31 июля. Сплав от Чопко 1-й до водопада составил ~1 час 20 мин. практически без гребли. Вода немного упала, но долина узкая. Валы до 1,5м, бочки, котлы, мощные камни в струе. Несколько очень красивых порогов, 2 из них описаны С. Офицеровым. Река идет под горку, мощные сливы, препятствия разделены участками коротких быстрин (максимальный 500м). Весь участок до предводопадной шиверы прошли сходу – линия движения читается с воды. Река делает левый поворот, впереди несильный правый поворот и шивера в начале поворота. На левом берегу видны понизу невысокие плоские выходы черных плит, правый берег – крупногалечная полка, круто спускающаяся к воде. На левом берегу посередине склона рыжие (бурые) базальтовые осыпи, прямо за поворотом вдали виден "пупырь" с базальтовыми выходами (красно-рыжими) у вершины. Это предводопадная шивера! Зачалились перед шиверой, посмотрели, провели до места удобного для выгрузки. Поставили катамаран на просушку, поставили лагерь – чуть выше водопада отличное обжитое место для стоянки. Чистое, незатапливаемое, дров достаточно. Чуть дальше на скале в глубине мраморная доска – Иванов В.А. – погиб в 1974г. Сняли записку Криворотова из Минска от 29.07.03г. Он снял записку С. Офицерова от 21.07.03г. Оставили свою от 01.08.03г. Света пришла через 3,5 часа после нас – я уже начал беспокоиться. Всю реку можно оценить при нашей воде IV к.с.

01 августа. Вышли к озеру Аян в 15-00. Пойдем в 1,5 ходки. В лагере оставили рюкзак с катамараном, трубами и прочим барахлом – я вернусь за ним завтра. Дошли по тропе до Чопки 2-й, переправились, поднялись и пошли по тропе ведущей на восток, согласно рекомендациям С. Офицерова. Тропа часто теряется, болотится. Забрались выше под склон – тропы нет. Стали пробираться ниже – по гривкам поросшим ягелем. Между ними болота, ручьи. Двигаясь близко под склоном, находя и теряя попутные тропы прошли 2/3 пути. Здесь под склоном старый лабаз. От него хорошо набитые тропы – часть – вниз, часть под склоном. Продолжили путь под склоном, затем пошли вниз. Болота, ручьи. Вышли к спуску в устье р. Каменный, спустились. Прошли ~20 мин. вдоль берега реки и встали в глубине мыска в истоках реки Аян из озера. Здесь был стапель не одной группы, но чисто. В пути дважды накрывало непродолжительным дождем. Дошли в 23-00, время в пути – 8 часов.

02 августа. С утра со Светой вдвоем пошли во вторую ходку – вдвоем надежней. Перед нашим уходом Евгений в тапочках сделал пару пробных забросов спининга с берега и поймал кумжу на ~2 кг. Евгений оставался в лагере готовить поперечины рамы и закрутки и ловить рыбу (очень рыбки хотелось). Вышли в 11-00. Поднявшись по тропе на борт ручья Каменный, решили попробовать пройти по крайней береговой террасе. Она представляет собой "гривки", поросшие ягелем – идти легко и без тропы. Путь пересекают ~7 распадков с ручьями. Перед распадками обязательно обнаруживается тропа для оптимального прохода с небольшой потерей высоты. Тропы часто идут по болотам вдоль гривок (так "оленя" ходит), мы же идем по гривкам. Зайдя за "нос" Хоннамакита и Аяна, пересекли 2 болота и по "гривкам", обходя глубокие цирки, пошли вдоль Хоннамакита, где-то посередине между склоном и каньоном. Гривки пошли поперек. Пересекли 2 болота практически напрямую, взяв слишком близко к склону и вышли на неплохую тропу, ведущую к Чопке 2-й. Перешли, дошли до лагеря. Время в пути – 5 часов. Пришли никакие - солнце, жарковато, вымотали болота вдоль Хоннамакита. Пришли в 16-00. Обед, отдых – 2 часа.

Отчет о водном походе 4-й категории сложности в районе Плато Путорана по маршруту: г. Норильск – оз. Лама – р. Бучарама – р. Геологическая – р. Б. Хоннамакит - оз. Аян – р. Аян – р. Хета – пос. Волочанка – г. Дудинка, совершенном в июле - августе 2003 годВышли в 18-00. Попрохладнее. Перейдя Чопку и поднявшись, решили пойти по ягельным светлым гривкам вдоль каньона, смещаясь по возможности вправо. Миновав (не зацепив) много болот и цирки, подрезав "нос", пошли к берегу Аяна через 2 болота. На этом маршруте сэкономили массу сил и времени ("прямо – 7, кругом – 4"). Вдоль Аяна шли практически как утром. В лагерь пришли в 23-40. Время в пути – 5 час. 40 мин. Евгений сделал палки для рамы, а главное - нас ждал роскошный ужин – соленый голец, уха из кумжи и гольца, и жареный хариус. Он поймал (всего за день) 2-х гольцов, кумжу и 4-х здоровых хариусов – больше не съесть.

Тактика пешки (челнока) оказалась оптимальной. Тропы в основном оленьи, поэтому следовать им нужно осмысленно – зачем уходить в болото, если рядом гривка. Кроме того, эти тропы теряются, как только "оленя" нашла еду или еще чего. Последний переход – оптимальный по затратам сил и времени.

03 августа. Дневка. Утром подскочил в 7-00, схватил спининг, поймал кумжу. Погода хорошая. Наступила реакция на напряжение последних 16-ти дней. Женя за 20 мин. поймал 2-х гольцов и кумжу. Решили не ходить по озеру до Дулик-Икона, поскольку главная идея была по устьям притоков за рыбой, а рыбы здесь, в истоке, - навалом. Вечером я поймал крупного красавца гольца и четырех хариусов – больше не надо. Хариусы здесь с огромным "парусом", крупные. Пообедали соленым гольцом и ухой. Объелись, поспали. Вечером Света есть не смогла. Нажарили 2 противня (по 1-му гольца и хариусу), съели с Евгением и Чолькой 1,5 противня. Вечером, после 22-00 пошел дождь. Он шел всю ночь.

04 августа. Планировали с утра ловить рыбу, устроить баню и строить катамаран – размечтались. Всю ночь и весь день с небольшими перерывами шел дождь. Спешить не будем. Объедаемся рыбой – праздник обжорства, спим. В промежутках между дождем ловим рыбу. Строиться будем завтра. Идущие дожди везде подняли уровень воды, потекли бурно сухие ручьи.

Отчет о водном походе 4-й категории сложности в районе Плато Путорана по маршруту: г. Норильск – оз. Лама – р. Бучарама – р. Геологическая – р. Б. Хоннамакит - оз. Аян – р. Аян – р. Хета – пос. Волочанка – г. Дудинка, совершенном в июле - августе 2003 год05 августа. С утра погода хорошая. Фотографируемся на фоне озера. Решили сначала половить рыбу, затем строиться. Гольцов и кумжи нет. Я пошел пониже ловить хариуса. Евгений в ямке у берега перед выходным сливом из озера с первого заброса выловил фантастического гольца не менее 8 кг. Привязал на спасконец и пустил в озеро – пусть живет до приготовления на вертеле 7 августа. К вечеру погода стала портиться, построили катамаран.

06 августа. С утра очень сильный встречный ветер, временами дождь. Решили переждать ветер. Ветер дул весь день – северный, холодный. Решили выходить завтра. Голец плавает у берега.

Отчет о водном походе 4-й категории сложности в районе Плато Путорана по маршруту: г. Норильск – оз. Лама – р. Бучарама – р. Геологическая – р. Б. Хоннамакит - оз. Аян – р. Аян – р. Хета – пос. Волочанка – г. Дудинка, совершенном в июле - августе 2003 год07 августа. Ночью шел дождь. С утра, не прекращаясь, очень сильный встречный северный холодный ветер. Как будто озеро не хочет отпускать нас. Решили ломать фишку и уходить. Выходной перекат и разбои прошли нормально. Дальше река в расширении почти стоит – фактически озеро. Ветром сдувает назад, разворачивает катамаран. Пошли на бечеве вниз по течению. Встали на правом берегу Аяна на правом берегу ручья, на ~3 км выше (напротив) впадения Б. Хоннамакита. Стоянка чудесная.

Мой юбилей. Голец на вертеле, коньяк "Юбилейный", конфеты "Речной край" и т.д. Великолепный стол. Голец фантастический не только по размерам, но и по вкусу. Попили, поели, попели. Мечта, а не юбилей.

08 августа. Ночью шел дождь. Под утро по тенту зашуршало – пошел снег. Все горы вокруг в снегу, на склонах снег. У нас пока тает. Ветер встречный, не очень сильный. Сначала озерный кусок. На впадении Б. Хоннамакита большие конусы выноса, косы, мощный перекат с камнями, далее разбои. Сильный встречный холодный ветер, мерзнут руки на веслах. Снег идет с небольшими перерывами и уже не тает на уровне берега.

В устье Муниля (перед впадением М. Хоннамакита) – длинная остановка с костром для обогрева. Обогрелись, подсохли слегка. Снег почти перестал. Прошли устье М. Хоннамакита – в разбоях налетел сильный встречный ветер с мокрым снегом. Видимость резко упала, заливает очки. Без очков ребятам глаза залепляет снегом. Куда идти практически не видно + ветер сносит. Встали на носу острова у левого берега с сухой левой протокой и косой перед ним. Разожгли завал перед носом острова. Заряд продолжался еще ~3 часов, затем снег шел с перерывами.

09 августа. Ночью снег начал таять. Временами дождь, снег, сильный встречный ветер. Настроение паршивое. Поздний выход. Разбои, протоки, затем долина сужается. Перекаты, шиверы. Холодно, приходится каждые 2 часа останавливаться с костром – греться – Света дубеет без движения. Река несет хорошо, но сильный встречный ветер. В разбоях и расширениях долины большой коэффициент извилистости – карта генерализована. В устьях притоков ловим большую рыбу – "хочем" ленка и тайменя, но … хариус. Встали в устье правого притока на правом берегу. Надеялись, что это Аянко и скоро Калтамы – оказалось у нас мания величия.

10 августа. Долина сузилась, погода относительно улучшилась. Перекаты, шиверы. Незадолго до впадения Калтамы – 2 порожка – прямые сливы, ступенька, коренные выходы. На впадении Калтамы длинная шивера – порог с большими хаотическими валами на правом повороте реки. Она продолжается и за левый поворот. Проходили сходу. За левым поворотом встали на левом берегу. Снег начал таять в горах.

11 августа. В Путоранах наконец началось лето. После Калтамы река хорошо несет. Долина узкая. Пороги представляют собой очень протяженные шиверы с большими хаотическими валами, обливниками в русле. Воды много. И река уже многоводная, и снег тает – вода высокая. Валы не жесткие. Пороги по определению – ступеньки в русле, коренные выходы. Чем-то напоминают шиверы верхней (до Аккема) Катуни. Мы шли сходу, линия движения читается с воды. Участок довольно напряженный, перерывы между препятствиями небольшие. Категория сложности – IV. Поскольку шли сходу, на этом участке снимки только на остановке, во время которой как всегда – ловля рыбы. В районе правого притока - р. Порожистая – препятствия практически заканчиваются. На последнем порожке перед устьем Порожистой на правобережной скале памятник красноярскому гидрологу Васильеву – погиб 19.08.82г. Парню было всего 25 лет. Что здесь могло случиться – непонятно – порожек только по названию. Хотя …. Туда дошли за ~2 часа сплава. Обед, ловля рыбы. После Порожистой и порогов долина расширяется. Протоки, перекаты. Ночевка за устьем правого притока между Холокитом и Дакитом на острове.

12 августа. Долина широкая, разбои, острова. Вода падает. В устье Дакита – большие выносы – хариус. Евгений поймал лосося – не голец, не ленок. Особенно гнусно перед Хукэлче – река почти стоит при встречном ветре, земляные острова. Устье Хукэлче явно не выражено – много проток. Примерно напротив устья Хукэлче на левом берегу изба – зимовье – чисто, выметено, антенна. Судя по лыжам и т.п. там бывали и зимой. (Потом рыбак Федор из Волочанки сказал, что там стояли егеря из заповедника, хотя граница заповедника проходит по Калтамы).

Отчет о водном походе 4-й категории сложности в районе Плато Путорана по маршруту: г. Норильск – оз. Лама – р. Бучарама – р. Геологическая – р. Б. Хоннамакит - оз. Аян – р. Аян – р. Хета – пос. Волочанка – г. Дудинка, совершенном в июле - августе 2003 годПосле Хукэлче долина становится поуже, меньше островов, течение заметное, приличное. Красивые берега, хорошая погода, все довольны. Рыбу ловить в устьях крупных притоков неудобно – большие выносы, мели. Хариуса много везде. Других, кроме двух неопознанных лососей – не попадалось. Встали на правом берегу, ниже 2-го правого притока после Хукэлче.

13 августа. Перед р. Муниль – широко, острова, протоки. Впадение Муниля явно не видели – шли правыми протоками. Обед в районе Муниля. Перекаты, быстрины. Река широкая, долго петляет по долине. Никак не можем слиться с Аякли – длинные дуги реки. Наконец сливаемся, с хорошим течением. Прощай Аян! Аякли гораздо мутнее Аяна. На левом берегу, на косе за слиянием с Аякли стали. Вода падает.

14 августа. Вода течет, но падает. Перед левым притоком Чопку на правом берегу брошенная буровая. Идем, в устьях небольших притоков ловим рыбу – хариус. Норма – уха на обед, 2 противня жареной на ужин, остальное (не зверствуя) – в засол. Встали на большой галечной косе перед поворотом реки к северо-востоку в начале дуги мыса Через. Тепло. Масса мошки – бедной Чольке разъели брюхо до крови.

15 августа. Река течет, но вода сильно падает, жарко, встречный ветер. Избы с баней после мыса Через (по описанию С. Цветковой) не видели – баня обломилась. Метрах в 400 перед нами переплыл реку олень и пошел по правому берегу нам навстречу, не обращая на нас внимания – он здесь живет. Идем, ловим рыбу. Евгений поймал пару щук – он охотится за большой рыбкой, а у меня – хариусы. Встали в устье правого ручья на высоком правом берегу, не доходя 1 км до р. Букатый – место отличное. Здесь когда-то стояли геодезисты. Чолька быстро адаптируется – плюхается брюхом на мох и лапами отгоняет мошку от морды.

16 августа. На высоком левом берегу, где на карте показаны избы, брошеный рыбучасток – изба, баня - все полуразрушенное, нежилое. В устье правого притока ниже рыбучастка ловится муксун. Вода сильно падает. Днем на левобережной косе видели медведицу с медвежонком – мы ей не понравились, она ломанула в лес, а медвежонок остался. Тогда она ему из леса рыкнула и он ускакал получать по заднице за излишнее любопытство. Встали на огромной песчаной косе правого берега, ниже впадения правого притока р. Балаган. Выше лагеря к воде идут огромные медвежьи следы – попить ходил.

17 августа. Перед факторией Камень река практически стоит. Встречный ветер, горы закончились. Факторию видно издалека - в конце прямого участка дома. Подниматься не стали.

Вода падает на глазах, топкие илистые берега. В конце дня вышли к расширению реки. Перед этим в устье левого притока за крутым правым поворотом безумный клев щуки. Оттянулись по полной программе – не удержались. Далее расширение реки, реку перегораживают поперечные илистые косы по несколько сот метров – река как море. Ночевали на относительно высоком сухом песчаном правом берегу (перед ним топкая илистая грязь). В нескольких десятков метров озеро. Почему-то не сохнет, хотя выше уровня реки. Место чудесное.

18 августа. Через ~1 час сплава под левым крутым земляным подмытым берегом – моторка. В глубине берега после болота протока, через нее мостик, на другой стороне изба. Ее плоскую крышу немного видно уже недалеко от берега. Рыбак Федор Нифонтов, 46 лет, удивительный мужик. С очень интересной судьбой. Не пьет, много и интересно рассказывает о поселке, о здешних местах, о людях. Он здесь уже почти две недели, приехал за ягодой и поправить зимовье. Выяснилось, что рейсовый вертолет летает не два раза в неделю, а раз в две недели. Ближайший должен быть послезавтра – 20 августа. Билеты дорогие – 4 тыс.руб. в один конец. Договорились, что за 1800 руб. он нас подбросит до Волочанки (бензин нынче дорогой, ему, как сдающему коммерсантам рыбу – со значительной скидкой). Разобрались, просушились, упаковались. В 15-40 вышли. Река сильно обмелела, фарватер изменился за две недели. Временами приходится выскакивать из моторки и проводить ее. В 21-30, через 6 часов пришли в Волочанку. Своим ходом шли бы не менее 2-х дней, если без встречного ветра – много движения поперек реки из-за огромных поперечных кос. Высадились в начале поселка в районе аэропорта. Начальник аэропорта Солодов Виктор Васильевич – в отпуске. С начальником коммунхоза – Сохатиным Вячеславом Борисовичем договорились о размещении в комнате в здании аэропорта. Понесли с Евгением рюкзаки с берега – нам навстречу (информация распространяется мгновенно) – глава администрации поселка Алексеенко Нина Федоровна, о ней мы уже слышали много хорошего от Федора. Познакомились, представились. Договорились о встрече в 10 утра. Разместились. Очень пригодился примус с оставшимся бензином – готовили за зданием аэропорта.

Отчет о водном походе 4-й категории сложности в районе Плато Путорана по маршруту: г. Норильск – оз. Лама – р. Бучарама – р. Геологическая – р. Б. Хоннамакит - оз. Аян – р. Аян – р. Хета – пос. Волочанка – г. Дудинка, совершенном в июле - августе 2003 год19 августа. К 10 утра прибыл в администрацию поселка. Без всякого евроремонта, но чистенько, аккуратно. Зам. главы администрации – Самойлова Татьяна Александровна. Нина Федоровна – очень интересный, болеющий за дело человек. Жесткий, но заботливый администратор. Она всего три месяца, как избрана на сходе граждан. До этого работала "всего-лишь" координатором "Народной партии" по Таймырскому округу. До нее было три главы администрации – разворовали все, что возможно. С нею у жителей поселка связаны надежды на возрождение нормальной жизни. При Советской власти поселок был райцентром. Был цех по пошиву изделий народных промыслов – у них даже был магазинчик в Москве на ВДНХ. Сейчас все закрыто, народ пьет. Работы мало. Раньше потребсоюз принимал рыбу, выдавал карабины на сезон отстрела оленя. Сейчас все сложно – за лицензией на оружие надо лететь на пару недель в Дудинку, а это 8 тыс.руб. только на дорогу. Самые уважаемые люди в поселке – учителя – зарплата 20 тыс.руб. в месяц. Тушу оленя (~30- 40 кг можно купить за 1000 руб.). Сразу вспомнился визг о благодетельности московского мэра – зарплата учителя в Москве с его надбавками аж 4 тыс. руб. Тут уж никакие полярные надбавки не играют. В поселке сейчас около 1000 жителей. Поселок дотационный. Годовой бюджет аж 200 тыс. руб. – ну что на них сделаешь? В 1993-95г.г. голодали – северный завоз был сорван – в Москве делили деньги, власть, собственность.

Нина Федоровна организовала нам посещение музея поселка, расположенного в здании отделения связи. С 1989г. его директор и организатор бывшая учительница Монастырева Прасковья Дмитриевна. С огромной любовью собраны материалы по истории поселка, истории советского периода освоения этого сурового края. Поселок образован 25 июня 1932г. Коренные жители – нганасаны и долганы, много русских (советских). Основные занятия – оленеводство, рыболовство, охота, пушнина. Поселок был райцентром, в нем располагался райком партии, издавалась газета в своей типографии. Отсюда родом известный национальный художник Турдагин Матюмяку Саржукеевич.

Прошлись по магазинам – цены на ~20% выше московских. Ассортимент не богат. Нина Федоровна подсказала, что в 17-00 будет спецборт на Дудинку, посоветовала договориться с пилотами. Последние снимки на память в районе аэропорта на фоне поселка. Прилетел вертолет. Собралась масса народа – оказывается это одно из немногих развлечений в поселке и всегда событие. Шум, гам. Пилоты ни да, ни нет. Появилась Нина Федоровна, мигом воцарился порядок. Все вопросы оказались решены, грузимся летим. Прощай этот удивительный край! За бортом проплывают бесконечные озера и, наконец, - Дудинка. Сели в гидропорту на правом берегу Енисея. Один из встречавших объяснил местную ситуацию и вызвал по мобильнику нам такси – "Волгу". Такса – 500 руб. до а/п "Алыкель". Через 3 мин. подъехала машина. Погрузились. В пути беседа с водителем. В Дудинке несколько частных компаний. Все машины с транковой связью. Собираются подавать в книгу рекордов Гиннеса по количеству такси на душу населения. Народу сначала было непривычно ездить на легковых – привыкли голосовать и подбрасываться на грузовиках. Сейчас привыкли – иногда ездят в гости в соседний подъезд в домашних тапочках (при "- 40°С" на улице). Цены стабильные, зависят от расстояния. 10% получает фирма, остальное водитель со своей машиной. Норма времени на подачу машины – максимум 3 минуты.

Разместились в здании аэропорта. Позднее подъехала большая группа каякеров. Разговорились. Они залетали на вертолете 8 августа на Моя-Ачин – проходили водопады, попали как раз под снег. (Уже в Москве, увидев фильм по ОРТ понял, что это команда "Русский экстрим"). Что приятно, что кроме "каякинга" и "водопадинга" у ребят горели глаза и была масса впечатлений от района – это не часто бывает в наше праматичное время.

20 августа. Регистрация, задержка рейса на 2 часа – туман в Домодедово. С собакой никаких проблем – ставь на весы, плати как за перегруз (Чолька потеряла 1 кг веса) и лети. С местами проблем никаких – Ил-86. Посадка, взлет.

До свиданья, Таймыр! До встречи плато Путорана!
Итоги, выводы, рекомендации

1. Поскольку часть маршрута проходит по территории Государственного природного заповедника "Путоранский" (границы территории на маршруте проходят по р. Пэдэй и р. Калтамы), а также по его буферной зоне, необходимо получить разрешение администрации заповедника. Для этого необходимо направить письмо с соответствующей просьбой на имя директора заповедника кандидата биологических наук Владимира Владимировича Ларина с указанием целей и задач, маршрута, планируемых сроков проведения, списка участников с указанием возраста, паспортных данных и адресов. Адрес дирекции: 663302, г. Норильск, ул. Комсомольская, 1. E-mail: plato@norcom.ru, тел.(3919) 46-86-84, 46-86-82, факс (3919) 46-86-84. При этом надо иметь в виду следующее. Первое - поскольку туристы для заповедника дополнительная головная боль, необходимо постараться оказаться полезными в чем-либо заповеднику. Второе и чрезвычайно важное! - если вы что-либо пообещали и не выполнили, то вы "нагадили" всем кто пойдет за вами. У Ларина подход простой, жесткий и совершенно правильный. Если до 1 января он не получил от кого-либо обещанных материалов, то больше ни одна группа не получит разрешения, а все будут переадресованы к тому, кто "кинул".

Кроме того, поскольку это все равно потребуется, необходимо отправить сообщение о проведении похода со всеми вышеперечисленными сведениями начальнику управления по делам ГО и ЧС административного Таймырского (Долгано – Ненецкого) автономного округа Джураеву Ильдару Иргашевичу, а также приложить гарантийное письмо от спонсора, который будет оплачивать проведение спасработ, если они, не дай бог, потребуются.

Без разрешения на вертолете вы не улетите абсолютно точно, а по реке проблематично – начальник безопасности заповедника Кожекин Алексей Алексеевич человек очень серьезный и основательный. Кроме того, на маршруте возможна встреча с егерями – известен случай, когда егерь под угрозой применения табельного оружия положил группу "фэйсом в землю" и крупно оштрафовал за лес, использованный на раму катамарана.

Мы списывались заранее и окончательное разрешение получали в соответствии с предварительной договоренностью на месте в день прилета.

2. С учетом того, что с момента подъема на плато и почти до Гулями-Икон на маршруте нет дров, мы брали с собой старый добрый примус "Шмель-2", производства Ленинградского завода, прошедший с нами еще маршрут 1984г. Предстартовые испытания, проведенные в Москве показали, что ему возраст не помеха, и он также исправно и надежно отработал в этом маршруте.

3. График движения закладывался достаточно гибким, поскольку во-первых, это частично позволял маршрут, во-вторых, для подстраховки мы договорились на берегу о наличии у каждого участника некоторого резерва времени, чтобы не устраивать в конце гонку. От блуждания по озеру Аян до Дулик-Икона в поисках рыбы мы отказались по вышеизложенным причинам.

Относительно тактики можно сказать следующее, в основном по пешим частям. Движение челноком позволяет находить оптимальные пути пешки на вторую ходку. Лишний раз мы убедились, что в Путоранах, в отличие от других, более обжитых мест, к тропам надо подходить с большой осторожностью. Оптимальным является при малейшей возможности двигаться по реке, по разбоям, бродя протоки – это экономит массу сил и времени.

Движение береговой команды в количестве 1-го человека и 1-й собаки, несмотря на то, что это движение происходило вдоль линейного ориентира, не советуем повторять никому – это очень тяжело психологически для тех, кто сплавляется. К сожалению, это была вынужденная мера.

4. Относительно сплава можно сказать, что при достаточном опыте группы препятствия проходятся в большую воду, или проводятся – в малую, - сходу. Категория сложности для катамарана не выше IV.

Вместо заключения

Так трогательна и хрупка природа в этом крае, где лето всего ничего – два месяца: июль да август, и те часто проходят со снегом. Но и здесь можно жить. Как только солнце сгонит снег, все торопится жить. Пока и ночью длится день, пока хоть чуть-чуть греет солнце, на этом каменном столе расцветает великое множество цветов. По ручьям пламенеют жарки, иван-чай, аубреция, гвоздика. На самый верх забираются незабудки с их пронзительным небесно голубым цветом, нежные белые эдельвейсы. Там же в камнях – поляны полярных маков белых и лимонно-желтых, кустики бело-голубой герани. Лежат, распластавшись на камнях террас, открытых всем ветрам, пушистые, чуть желтоватые, цветы морозника. Склоны верхних озер, питающих Б. Хоннамакит, покрыты как снегом цветами дриады. И много здесь других цветов, названия которым не знаешь, а может быть просто не узнаешь, так фантастически изменила их суровая жизнь.

Из деревьев выживает только лиственница. И долго-долго, пока спускаешься вниз с гор на равнину, всё лиственница и только лиственница. Даже самая тоненькая листвяночка, имеющая ствол всего-то сантиметров пять, и та уже пятидесятилетняя старушка, ведь она растет от силы два месяца в году.

Хочется, чтобы все, кто путешествует по рекам и озерам этой каменной страны, держа в руках топор, помнили, что эти деревья в своей столетней жизни тепла-то толком не видели и долго и трудно растут, цепляясь за жизнь и принимая самые причудливые формы.

А, вообще-то, Путораны не для "покорителей" водных преград, хотя и требуют высокой квалификации и гибкости водников. Повезет – будет вода, нет – вы никогда не останетесь обделенными впечатлениями и эмоциями в этом удивительном крае.

И последнее. Тот не видел Путораны, кто не поднялся пешком на плато, кто не прошел ножками этот трудный, но удивительно красивый, незабываемый путь. Мы вернулись с рецидивом старой болезни, называемой Север. Он не отпускает, тянет к себе, и тот кто побывал здесь хотя бы раз, уже никогда не избавится от него.