11 октября 2021
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV

Горная секция Московского Физико-Технического Института

Неофициальный отчет

о водном походе четвертой категории сложности по р. Белый Иркут и  р. Урик (Всточный Саян), совершенном с 31 июля по 17 августа 2011 г. под руководством Дениса Доропея.

Долгопрудный, 2011 год.

Содержание отчета

1. Паспорт маршрута.

2. Сведения о районе путешествия.

3. Организация путешествия.

4. Состав группы.

5. Описание прохождения маршрута.

6. Общие впечатления.

7. Финансовые затраты.

1. Паспорт маршрута.

Вид туризма                      Водный

Район путешествия          Восточный Саян

Категория сложности      Четвертая

Число участников            7

Сроки проведения           31 июля — 17 августа 2010 г.

Продолжительность

похода                                   18 дней (с заброской)

Протяженность маршрута   210 км

Уровень воды                   От среднего к высокому вплоть до паводка

Средства сплава               Катамаран-4 - 2 шт

Маршрут группы:

г. Москва — г.Иркутск — р. Белый Иркут (первый автомобильный мост выше п. Монды) – р. Белый Иркут (первый автомобильный мост ниже п. Монды) — р. Урик — р. Большая Белая — д. Инга — г. Черемхово — г. Иркутск — г. Москва.

2. Сведения о районе путешествия.

Река Белый Иркут является притоком реки Иркут. Иркут начинается в горном узле Нуксу-Дабан в Восточном Саяне на высоте 1875 м над уровнем моря, вытекая из озера Ильчир; после слияния со Средним и Белым Иркутом приобретает название Иркут, а перед этим именуется Чёрным Иркутом. Круто поворачивает на восток, течёт в ущелье — Тункинскую долину. Далее прорезает хребет Большой Саян, отделяя от него Тункинские Гольцы. Имеются пороги. Впадает в Ангару в черте Иркутска.

Река Урик принадлежит бассейну Ангары. Она вытекает из небольшого озера, расположенного на заболоченном высокогорном плато. Урик является правым притоком Большой Белой, которая, сливаясь с Малой Белой, принимает название Белая и впадает в Ангару.

Некоторые справочные данные о реке Урик:

Длина - 210 км

Площадь водосбора - 3230 км2

Средняя высота водосбора - 1870 м

Средний уклон реки - 8,5 м/км

Средний расход воды - 40,1 м3/с

Средний расход воды в августе - 107,0 м3/с

Средняя температура воды в августе - 11,6.С

Все характеристики привязаны к водомерному посту в поселке Шанхар.

3. Организация путешествия.

Идея похода родилась у руководителя, Дениса Доропея, давнего любителя Саян.

Практически богатырь!

4. Состав группы.

На идею похода с радостью откликнулись семеро участников:

1. Денис Доропей, руководитель, капитан К4-1, Москва (Чернигов).
  2. Светлана Стрешникова, жена руководителя, матрос К4-1, Москва.
  3. Сергей Барабанов, матрос К4-1, Долгопрудный (Владимир).
  4. Дмитрий Истомин, ремнабор, матрос К4-1, Долгопрудный (Тамбов).
  5. Александр Логинов, завхоз, капитан К4-2, Москва (Томск).
  6. Дмитрий Клочков, матрос К4-2, Москва (Шахты).
  7. Максим Попов, фотограф, матрос К4-2, Москва (Волгоград).

Фото группы.

5. Описание прохождения маршрута.

Текст с описанием не изобилует техническими подробностями и точными сведениями о прохождении маршрута. Отчет написан по субъективным впечатлениям матроса Истомина.

30.07 У меня, Барабанова и Макса вылет в 22.50 из Домодедово. У остальных вылет раньше, но их задержали. По килограммам прошли. Приятно удивила стоимость пива в самлете у С7 – 100 р. за банку. Летели чуть более 5 часов.

31.07 Водителя нашего зовут Мунко, микроавтобус «Истана». Мунко переводится как «вечный» с бурятского (вершина Мунку–Сардык – как «вечно белый голец»). Немного подождали подгруппу Доропея, загрузились, поехали по направлению к Мондам. На выезде из Иркутска заехали в супермаркет, затарились продуктами, насосом матрасным, сковородкой и решеткой для копчения рыбы. К последним трем я относился критично, но впоследствии оценил.

До Монд по прямой порядка 260 км. По дороге отобедали недалеко от Слюдянки на берегу Байкала. Омуль копченый стоит 70 р. за рыбку.

Поздно вечером приехали под мост на берегу Белого Иркута, что немного выше по течению от Монд. Здесь нам  предстоит построить рамы для катов и сплавиться пару дней вниз по течению до следующего после Монд автомобильного моста. В команде 3 новичков (я, Барабанов и Макс) - им предстояло в эти два дня пройти водный КМБ. Насколько я слышал, Белый Иркут в этих местах не особо категорийный, перекаты фоном 2 к.с.

Рядом стоит группа из Ижевска.

Первая фотография.

Весь день постигали премудрость по постройке рам для катов. В качестве рабочего материала использовали березу, было немного жалко рубить их.

Отчет о водном походе четвертой категории сложности по р. Белый Иркут и р. Урик                         Отчет о водном походе четвертой категории сложности по р. Белый Иркут и р. Урик

Порубленные березы.                                                 Денис контролирует процесс.

Разделение труда.

Мухи тут кусачие, задолбали. Пока раскачались,  активность пошла после обеда ближе к вечеру, когда появились признаки дождя.

02.08 Раскачка, подгонка снаряжения, сборы. Вводная лекция Доропея об основах водного сплава.

Наша «Ласточка».

После обеда тронулись. С Богом! И понеслась: «Греби б..., гребу б...». Я думал, так только в анекдотах. Оказывается, анекдоты берутся из жизни.

Наш кат называется «Ласточкой», другой «Улан Батор». Наша Ласточка, понятное дело, не идет, а летит по воде!

Отчет о водном походе четвертой категории сложности по р. Белый Иркут и р. Урик

Старый служака «Улан Батор»

Отчет о водном походе четвертой категории сложности по р. Белый Иркут и р. Урик           Мы с Барабановым путаем лево и право, к носу и от носа. Ноги затекают, глаза слепит солнцем от воды. Красота вокруг! Прошли Монды. Там детишки в воде купаются как в речке средней полосы. Нас пока хватало, чтобы окунуться и назад.

Затарились некоторыми продуктами и стали чуть ниже Монд на стоянку. Купались, точнее, окунались. Затеяли рыбалку, да ничего не  поймали.

Ты знаешь, что такое «Морковка»?

03.08 Денис с утра пошел в аптеку в поселке. По дороге встретил водителя Мунко на машине, который должен нас был встретить на мосту ниже Монд. По такому случаю мы загрузили его вещами и пошли дальше налегке.

Тренировались, упражнялись в траверсах кормовых, носовых, разворотах, и чалках. Река стала полноводнее и интереснее.

Белый Иркут.

Во второй половине дня добрались до места встречи. Гондолы спустили, но каты не разбирали, погрузили целиком на крышу. Поехали на Урик. На погранпосту пообедали, порции тут совсем маленькие.

До места перегрузки в ЗИЛ-131 проехали около 60 км, далее на ЗИЛу еще 25.

Перегрузка.

По дороге лузгали семечки и пили пиво. Видели коров, лошадей, яков, аистов и здоровенных орлов.

В кузове.

На стапеле уже стояли 3 группы, из Казани, Томска и Кемерово.

Вечером пошел дождь. Паковались до самой темноты и даже более. Параллельно качали каты. Ночью были звезды.

04.08 Встали поздно. Опять пакуемся и плавно перебазируемся на берег Урика.

Еда.

Мандраж в предчувствии рыбалки, которая так и не состоялась. Купаемся – окунаемся.

Вечером в начале пятого часа тронулись. Пару километров прошли беззаботно и далее начались камни. Большую часть времени шли пешком в воде, тащили каты. Ходить очень опасно, скользко и кат наперевес.

Начало камнежопинга.

Дошли до места, где пройти можно только целиком подняв кат над водой. Дело было уже к вечеру. Света чуть ранее по берегу ушла вперед. Мы дальше не пошли, разгрузили и вытащили каты на берег. Вещи понесли вниз по течению с собой до стоянки.

Пасмурно, идет дождь. Вечером дождь стал совсем сильный. Тент рулит, ровно как доропеевский саянский костер.

Еще офигенно рулят пенопулеуретановые сапожки. Я их не купил, хотя Денис советовал, теперь вот жалею.

05.08. С утра я, Денис, Макс и Дима пошли за катами. Остальные с рюкзаками выдвинулись ниже до места впадения в Урик реки Хара – Нур.

Сплавляться стало поинтересней. Мы всех сделали (имеется в виду другие 3 группы, которые шли гружеными) на этом участке и первыми добрались до слияния.      Денис зарулил в тактике. Заняли хорошую стоянку и повесили флаг, чтобы все видели откуда мы!

Обед, рыбалка, книжки. Пошел хариус на мушку, правда мелкий, пошел дождь.

Без комментариев.

Зажарили первую сковородку.

В 10.30 утра сегодня было 13 градусов по Цельсию.

06.08 Я, Света и Макс под рюкзаками пошли пешком вниз. Решили каты не пускать под полной нагрузкой, камней еще много. Через пару километров нас подхватили. Отчет о водном походе четвертой категории сложности по р. Белый Иркут и р. Урик

Чалка.

Сплав пошел весьма динамичный. Получилось, что опять мы всех обогнали и встали на стоянку перед порогом Монумент. Казанцы пришли почти следом и стали рядом, кемеровчане прошли порог и стали сразу за ним, а вот тобольские застряли, порвали кат по неофициальной информации.

За порогом начинается Хара – Жалгинский каньон, самый сложный участок.

Стоянка хорошая, с лавочкой и местами для рыбалки. Парни на 3 сковородки рыбы наловили, хариус.

Сделали одну ходку с рюкзаками в обход каньона, на стоянку перед Красной скалой. Осмотрели некоторые участки каньона. Завтра планируем еще одну и после, возможно, прохождение.

Тропа проходит по болотистому склону, много воды, голубики, мха, попадаются грибы, есть кедр с шишками. Брусника еще не созрела.

Вечером пошел дождь, весьма сильный. Спасибо Барабанову, что привязал за меня кат.

07.08 Паводок. Вода прибыла на 1,5 метра. Ежели мне кто рассказал бы, не поверил. За одну ночь. Каты болтаются на веревке, вода подступила к палаткам. Кострище залило, вода приблизилась к лавочке. Спининг мой ушел (новый, блин, жалко). Оставил его на ночь с воблером на катамаране.

Отчет о водном походе четвертой категории сложности по р. Белый Иркут и р. Урик

Там, где палки справа, было кострище.

Вода бурлит, пенится, мутная.

По большой воде каньон не пошли. Сделали две ходки до стоянки. Первую с оставшимися вещами, вторую с катами и рамами.

Нашлись тобольцы. Они натянули переправу через ручей, что впадает после п. Монумент в Урик, и помогли нам переправить рамы.

Отчет о водном походе четвертой категории сложности по р. Белый Иркут и р. Урик             Отчет о водном походе четвертой категории сложности по р. Белый Иркут и р. Урик

Переправа рамы.                                           То ли рама держит Барабанова, то ли он ее.

Мы с Барабановым рвали кедровые шишки по дороге. Иногда шишки отрывались прямо с ветками (отломанными макушками). Было немного стыдно.

Казанцы тоже обносили каньон. Тропа превратилась в месиво. Кеды в такой каше не рулят...

Во время второй ходки Барабанов пел нам песни. Шлось замечательно.

На привалах ели голубику. Оказывается, голубика отличается от черники.

Отчет о водном походе четвертой категории сложности по р. Белый Иркут и р. Урик               Отчет о водном походе четвертой категории сложности по р. Белый Иркут и р. Урик

По центру фотки – тропа.                                           Привал.

На стоянке нас ждал компот из жимолости – Света постаралась. Густой, как кисель почти.

08.08 С утра солнышко. С шутками и прибаутками начали собирать и немного ремонтировать (зашили Ласточку) каты.

Отчет о водном походе четвертой категории сложности по р. Белый Иркут и р. Урик         Отчет о водном походе четвертой категории сложности по р. Белый Иркут и р. Урик

Посушились, пообедали. Вода немного спала.

Вышли около 16.00 и уже через пару часов встали на стоянке перед п. Змейка.

Есть купальня и место для рыбалки. Доропей зажигает, ловит хариуса с большим воодушевлением.

Отчет о водном походе четвертой категории сложности по р. Белый Иркут и р. Урик        Интересы к этому моменту у нас распределились следующим образом: Доропей был главным рыбаком, Логинов – главным чтецом книг (хотя Саня рыбу иногда тоже ловил). Остальные колебались между рыбалкой, картами, разговорами и чтением книг. У меня было дополнительное хобби – зашивание кед (кеды купил полное г..., сразу расклеились).

В 20.20 температура 14 градусов по Цельсию.

Хариус пошел покрупнее, все больше на сковородку. Впервые закоптили партию на костре, Денис провел мастер класс. Очень вкусно.

Денис со своей чудо-снастью.

09.08 С утра пошли пороги. Змейка, а далее Амбортагольские Щеки. Осмотры, страховка, проход... Пару минут сплава и десятки подготовки. Нудновато, конечно. Но ничего не поделаешь. Зато в воде тут интересно. Второй по сложности участок после Хара – Жалгинского каньона. Сливы, течение, повороты.

Осмотр.

Сложные пороги Денис проходит дважды, на Ласточке и потом на Улан Баторе.

Порог Змейка.

Отчет о водном походе четвертой категории сложности по р. Белый Иркут и р. Урик

Между 1 и 2 ступенями Амбортагольских Щек.

Затащили каты на берег между второй и третьей ступенями, около 15.00. Вернулись на стоянку. Полудневка.

Чалка перед полудневкой.

В этот же день подошли казанцы, они встали ниже Змейки. День теплый, было и солнышко и тучи. В 18.00 температура 19 градусов. Чувствуется усталость и незавершенность дня. Отдых, рыбалка.

10.08 Сделали крепление на каску для маленького водного фотика. Вещи оставили на стоянке. Пошли налегке на дальнейшее прохождение Щек. С нами в параллель казанцы. Денис до наших катов с ними шел.

Отчет о водном походе четвертой категории сложности по р. Белый Иркут и р. Урик

Между 3 и 4 ступенями Амбортагольских Щек.

День незаладился – уронили весло как только отошли от берега. Экипаж был неготов к отплытию, немного ступили. Пока ловили весло, сели на камень и заплыли не пойми куда.

Прошли порог и стали на страховку. Наблюдаем за Улан Батором, на нем в этот раз трое, Денис с нами. Смотрим, а он киляется в пороге на сливе. Дима сразу на камень выскочил – ушел потом с казанцами, Саня с Максом рядом с катом плыли (Саня, по – моему, на кат вылез). Зачалились с перевернутым катом.

Мимо нас проплывает фотик Макса. Мало того, что дорогущий, да еще и с нашими фотками. Мы с Барабановым суетимся и рвемся за красным гермомешком. Но железная выдержка Доропея выждала нужный момент и только после этого мы пустились догонять фотик. Света его выловила и от радости мы (я и Барабанов) перестали грести и управлять катом. Еще бы чуток и беда с нами могла бы случиться. Денис нас долго потом за это взбадривал.

Отчет о водном походе четвертой категории сложности по р. Белый Иркут и р. Урик

Между 3 и 4 ступенями Амбортагольских Щек.

Конец Амбортагольских Щек.

Один раз было страшно, когда моим боком заходили в слив. Такое ощущение, что сейчас тебя либо смоет, либо вся твоя сторона уйдет под воду.

На стоянку за Амбортагольскими Щеками зачалились около 16.00. Пошли обратно на место ночевки (налегке идти неспеша порядка часа).

Ужин, коньяк, расслабон.

11.08 Собрались, перенесли вещи к катам по тропе через каньон. Пообедали. Казанцы показали душистую траву, которую можно заваривать в чай – саган-дайля. Погода отличная, солнышко.

Солнышко и туман.

Дошли до водопада высотой 10 метров. Стали на хорошо оборудованной стоянке. Казанцы обосновались чуть ниже водопада.

Пошла новая рыба – ленок. Я и Доропей поймали по штучке. Ловим на блесну. Радости моей не было предела.

12.08 Долго завтракаем, раскачиваемся, собираемся. Играем в угадывание фильмов. Перетаскиваем каты, вещи. Погода отличная.

В заливе после водопада Денис вчера оставил блесну. Пытались найти ее и достать. Вода холодная для долгого пребывания. Голова мерзнет.

Денис нашел чужую блесну, а со своей окончательно распрощался.

Дотянули до обеда, пообедали тут же у водопада.

Вышли наконец таки. По сторонам красиво, скалы, тайга, вода в темных уловах. Деревья в некоторых местах повалены так, будто медведи рыбу на удочку ловят.

Километра три не дошли до базы «Соболь» и встали на ночевку рядом с небольшим заливом. Рыбалка пошла отменная. Наловили почти два кана рыбы.

Вечером пошел дождь.

13.08 С утречка на завтрак была рыба по-тамбовски.

Подъехали рыбаки на лодке с пропеллером. Попросили клея – пробоина у них небольшая.

Началась цивилизация.

Быстренько добрались до базы «Соболь». Приличный дом, баня.

Баню более 5 часов раскочегаривали. Какая-то она неправильная. Камни так и не прокалились сильно. Жар тем не менее был, парились долго, в две смены. С березовыми веничками, с окунанием в Иркут.

Баня.

После нас в третью смену пошли кемеровчане, они немного позже нас зачалились к базе.

Немного выпили, чаи гоняли.

Рыба в этом месте совсем не ловилась. Видели следы медведя. В течение дня несколько раз зачинал дождик.

14.08 Под утро замерз. Начал колоть дрова – разбудил Макса, мы на улице спали.

Перед порогом Чертики-3  Света вышла на берег дабы не замочиться. А мы, пользуясь случаем и перевесом по левому борту, лихо так кильнулись с вещами. Обошлось все благополучно, Денис сразу почти выскочил на берег, я забрался на раму, Серега плыл рядом за внешней стороной ката. Он потом на берег вышел, а я с катом приземлился на камень среди реки. Потеряли весло, но потом его нашли ниже по течению.

Страшнее всего было, когда я в воде пытался вынырнуть во внутреннюю часть рамы, а голова упиралась в гондолу.

Радости моей не было предела. Перед началом похода хотелось, конечно, кильнуться – но было стремно. А тут раз – и готово. Слава Богу, без травматизма. Ласточка не уступила Улан Батору в переворачивании.

Сушка, обед, разговоры. Денис потом анализировал ситуацию. Вроде зашли правильно в слив...

На стоянку встали в месте, где ночевала группа ровно пять лет назад, отчетом которой мы пользуемся.

Рыбы ноль.

15.08 Река стала ровнее и спокойнее. Теперь я бывалый, ноги в стремена и раньше частенько не засовывали, а теперь и подавно. Наказание не заставило себя ждать. На относительно спокойном участке реки в повороте кат попадает в воронку (водоворот) и меня выбрасывает под действием центробежной силы с Ласточки. Удивлению моему не было предела. Получается, что расслабляться не стоит до конца даже на казалось бы спокойных участках.

Отчет о водном походе четвертой категории сложности по р. Белый Иркут и р. Урик        Спарили между собой каты и играем в контакт. В параллель два человека на диаметрально противоположных концах ловят рыбу.

Предложение поиграть в «Царя катамарана» не нашло отклика у матросов.

Плывется очень хорошо. Двое гребут, остальные бездельничают.

Рыба ловится сегодня отлично. Денис вытаскивает с берега огромного ленка, килограмма на 3,5. Я такого раньше не видывал. Пасть у него такая огромная, ох и здоров же он. В тот же вечер разделали его и пожарили вместе с остальной рыбой. Вкусный, но немного жестковатый.

16.08 Вышли поздно, около 12.00. Голову ленка оставили на стоянке на дереве.

Ловим рыбу, играем в контакт. Рыбы поймали одну штуку. Все чаще попадаются  охотники и рыбаки. Здесь уже во всю орудуют обычные моторки.

Видели, как в Иркур впадал ручей с теплой водой от которой шел пар. Эта теплая вода еще некоторое время плыла обособленно в Урике рваными площадями и парила.

Под вечер волею капитана мы встали на весла и почти на крыльях влетели в Большую Белую. Пару километров спустя причалили к антистапелю.

Разгрузка, ужин. Только поздно вечером, при полной луне пришло осознание, что поход закончился.

Денис, Света и ленок!

Просушка на антистапеле.

Отчет о водном походе четвертой категории сложности по р. Белый Иркут и р. Урик        17.08 Пошли с Барабановым за машиной в п. Инга. Там есть 2 хозяина с подходящими машинами, номерами и пройденным ТО (чтобы можно было ехать на «большую землю»), у обоих ЗИЛ-131. Первый, встретившийся нам на дороге, не смог в этот день, со вторым сошлись. Ехать порядка 150 км.

Водитель нам очень понравился, сибиряк весь такой колоритный.  Очень интересно с ним пообщались в дороге.

В г. Черемхово приехали за 20 мин до электрички на Иркутск (20.20).

К полуночи были в Иркутске, далее пути группы разделились по интересам. Мы с Барабановым поехали на Ольхон, остальные в Листвянку.

Шиповник и саган-дайля.

6. Общие впечатления в сухом остатке.

До поездки у меня водный поход ассоциировался с американскими горками. Хотелось обязательно кильнуться (но при этом было страшновато от этой мысли) и чтобы кат с матросами полностью ушел под воду в нормальном своем положении (например, после какого – нибудь здоровенного слива).

Понятное дело, ощущения и впечатления оказались отличными от планируемых. Здоровенные сливы (более 2 - 3 метров)  обносятся от греха подальше, а основная задача – технично проходить пороги, не попадать в бочки, воронки и прочие водовороты и не насаживаться на камни и скалы.

Затащить катамаран под воду целиком, к сожалению, невозможно.

Отдельно понравилась рыбалка.

Природа шикарная, тайга, туманы, горы. Быстро меняющаяся погода и так же быстро меняющиеся картины за бортом ката.

Больше всего понравилось сваливаться с больших сливов в порогах. Запомнились еще места в поворотах, когда река образует наклонную поверхность в подобие велотреков. Когда кат проходит такие места, ощущаешь себя в гоночной машине, один борт чуть ниже, другой выше.

Когда ехал на Ольхон на маршрутке, в очередном повороте поймал себя на мысли, что корму заносит и надо срочно табанить!

7. Финансовые затраты.

24 тысячи билеты на самолет Москва-Иркутск-Москва, 10 тысяч на продукты и прочие общественные затраты.