Виды туризма

26 июля 2021
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Ленинградский район
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: II
0 787 0

Содержание

Отчет о водном походе по реке Охта 2020: общая информация о маршруте

Справочные сведения о маршруте и группе

Вид туризма Категория сложности Протяженность активной части похода Продолжительность Сроки проведения
общая ходовых дней
водный вторая 118 км 8 дней 7 дней 13.07-19.07.2020г.

Район проведения — Республика Карелия

Нитка маршрута: г. Санкт-Петербург – г.Петрозаводск – оз.Кевятозеро – оз.Муезеро – р.Охта – оз.Юлязеро – р.Охта – оз.Лежево – пор.Пебозерский (2кс) – оз.Воронье – р.Охта – пор.Пиче-порог (2кс) – пор.Хемег (2кс) – пор.Кивиристи (обнос) – пор.Печкопорог (2 кс) – пор.Тютерин (обнос) –– пор. Охтапорог (обнос) – р.Кемь – Подужемская ГЭС – г.Кемь – г.Петрозаводск – г.Санкт-Петербург

уровень воды – низкий.

Отчет о водном походе по реке Охта

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия  Характеристики препятствия Способ прохождения
Порог

 

Мельничный 2кс

Ориентир – ряжевые стенки по берегам

 

Представляет собой длинный прямой лоток между ряжевыми стенками с валами 0,5м,

Сходу по основной струе
Порог

 

Пебозерский 2кс

Ориентир – ряжевая стенка справа.

 

Порог имеет две протоки: правая мелкая, левая — лоток с валами до 1 м и камнями, на выходе большой обливной валун, проход справа от обливняка впритирку к ряжу. Осмотр лотка по ЛБ

Осмотрели по ЛБ. Первой шла Хатангта вдоль ЛБ, где глубже и меньше торчащих из воды камней, прошла притирку к обливняку, на него сносит, с воды видно плохо. Встала на страховку с правого берега. Щукарь прошел справа, где мельче.
Порог Ойнегайне 2кс Ориентир – под ЛБ ряжевая стенка

 

Порог с валами до 1 м, левым поворотом и мощной бочкой на выходе

Осмотрели по ПБ. Хатанга прошла по центральной струе.

 

Щукарь-обнос.

Порог Пиче-порог 2кс Ориентир – сужение русла, ускорение течения, каменистые берега.

 

Длинная шивера. Требует маневра между отдельными камнями. Между ступенями есть место для чалки.

 

Осмотрели заход по ПБ. Первой шла Хатанга. Зачалилась в промежуточной суводи для фото и страховки Щукаря.
Порог Хемег 2кс Ориентир — река упирается в косу ЛБ из каменных плит, за которой на левом повороте начинается быстроток (справа ряжевая стенка)

 

Затем — в скальном сужении мощный участок с сильным течением и валами, прижим к ПБ, ближе к выходу поток разбивается грядами камней — возможны проходы под ПБ или под ЛБ. Осмотр с плит ЛБ перед порогом. Страховка с воды желательна

 

Осмотрели с ЛБ. Требуется точный заход из-за прижима вправо. Первой прошла Хатанга пол ЛБ, встала в суводь для страховки и фотографирования.
Порог Печкопорог

 

2кс

Ориентир — порог имеет правый поворот на каменном берегу.

 

Слив около 1 м на входе, разделенный плитой на два языка, за которым длинный шиверный участок. Осмотр по высокому ПБ, страховка за сливом желательна.

Осмотрели по ПБ. Первой шла Хатанга по левому языку, так идти проще, туда сильно сносит. Встала в суводи за порогом для страховки и фотографирования. Щукарь так же прошел слева.
Порог Курна 2кс Ориентир – скальные выступы по берегам реки

 

Чистый водоскат через узкий скальный желоб на левом повороте

Сходу по основной струе

Сведения о руководителе и участниках

Фамилия, Имя, Отчество Адрес Туристская подготовка Обязанности в группе
1 Баширова Лариса Викторовна г. Санкт-Петерубрг 2Р Суна

 

3У Кутсайоки-Тунтсайоки

Руководитель

 

Картограф

Капитан «Хатанга-1»

2 Синявин Антон Юрьевич г. Петрозаводск 2У Суна Штурман

 

Реммастер

Капитан «Щукарь-1»

Варианты подъезда и отъезда

Заброска – до г.Петрозаводск личным автомобилем (6 часов). Далее до места стапеля оз.Кевятозеро Беломорского района Республики Карелия на легковой машине с водителем Константином (тел. 8-921-702-00-62) (8 часов).

Выброска – с пос. Подужемье такси (8-911-222-22-72) (30 мин) до г.Кемь, далее поезд 021ЧА г.Кемь-г.Петрозаводск (7ч 30мин). Из Петрозаводска до Санкт-Петербурга личным автомобилем.

Есть другой вариант заброски: г.Санкт-Петербург – ст.Сосновец (поезд), далее на автомобиле с водителем до места стапеля. Стоимость автомобиля в этом случае почти такая же, как с Петрозаводска. Телефон водителя: Игорь г.Кемь (8-921-222-21-30).

Аварийные выходы с маршрута

Аварийный выход возможен в дер. Ушково Беломорского района Республики Карелия (примерно в 22 км от стапеля) на оз.Муезеро, деревня обитаема только летом, примерно 100 км до федеральной трассы М-18 по лесовозной дороге, далее по маршруту на озерах много нежилых бывших временных поселений лесовиков, от которых идут старые лесовозные дороги к федеральной трассе.

На р. Нижняя Охта от порога Кожаный вдоль реки идет грунтовка по левому берегу. В районе порогов Хемег, Кивиристи есть дорога до п.Кривой Порог, висят объявления извозчиков.

Круглосуточный телефон МЧС по Республике Карелия:

8-814-279-56-00; дежурный 8-814-375-42-90.

График движения

День Дата Нитка маршрута Протяженность (км) Ходовое время (ч) Препятствия на участке Метеоусловия
1 13.07 Стапель. оз.Кевятозеро – р.Охта – оз.Куккомозеро – р.Охта –оз.Муезеро 21 8 Плотина 1

 

Шивера Лестница

Плотина 2

Переменная облачность, +18
2 14.07 оз.Муезеро – р.Охта– оз.Юлеозеро 21 8 Плотина 3 Грозы, ливневые дожди, пасмурно +15
3 15.07 оз.Юлеозеро – оз.Ригорека –оз.Алозеро – р.Охта –оз.Лежево 22 8 Плотина 4

 

Пор.Немес – 2кс

Грозы, ливневые дожди, пасмурно +15
4 16.07 оз.Лежево – р.Охта – озВоронье – р.Охта пор.Ойнегайне 25 8, 30 Плотина 5

 

Пор.Мельничный – 2кс

Пор.Пебозерский – 2 кс

Плотина 6

Шивера Нижкакошки

Пор.Олений – 2 кс

Пор.Пиче-порог – 2кс

Пор.Кожаный – 2кс

Пор.Ойнегайне – 2кс

Ясно, +20-22
5 17.07 пор.Ойнегайне – пор. Курна 23 9 Пор.Лоуна – 2кс

 

Пор.Каменный – 2кс

Пор.Хемег – 2кс

Пор.Кивиристи – (4-5 кс, обнос)

Пор.Белый – 2кс

Пор.Темный – 2кс

Пор.Печкопорог – 2 кс

Шивера Тарашенкоро

Пор.Нилош – 2 кс

Шиверы Муравейные (6 шт)

Пор.Тютерин – (3 кс, обнос)

Ясно, +22-24
6 18.07 Днёвка Ясно, +22-24
7 19.07 пор.Курна – р.Кемь – пос.Подужетье. Антистапель 6 2 Пор.Курна – 2 кс

 

Пор.Охтапорог – (3 кс, обнос)

Ясно, +22-24

Техническое прохождение маршрута

Заброска. 12.07

Выезд из Петрозаводска в 8:30 на легковом автомобиле до начала маршрута. На стапель (оз. Кевятозеро) приехали около 16:30. Встали на ночёвку.

День 1. 13.07

Стапель.

оз.Кевятозеро – р.Охта – оз.Куккомозеро – р.Охта –оз.Муезеро, 21 км

ЧХВ: 8ч

Подъём в 9:00. На воду вышли в 11:00. До Муеозера прошли сходу, преодолев озеро Кукомозеро, несколько мелких шивер и две плотины. В случае ещё меньшего уровня воды плотины непроходимы и нужен обнос. На стоянку встали около 19:00 на острове Троица, на котором расположена Церковь Николая Чудотворца. Ветер попутный юго-западный.

День 2. 14.07

оз.Муезеро – р.Охта– оз.Юлеозеро, 21 км

ЧХВ: 8ч

Подъём в 8.30. На воду вышли около 14:00.  Задержка произошла в связи с резким ухудшением погодных условий (гроза, ливневой дождь, резкие порывы юго-восточного ветра). Приняли решение переждать. Посетили церковь Николая Чудотворца. Пересекли озеро Муезеро.

На выходе из озера плотина. При данном уровне воды пройти сходу её можно лишь на байдарке. Участок пути между Муезером и Юляозером представляет собой заболоченную местность. Стоянок, как и потенциальных мест для них практически нет. Преодолели три мелкие шиверы (проход сходу). На стоянку встали около 22:00 на Юляозере сразу на выходе из реки на левом мысу. После грозы установилась пасмурная погода с моросью.

День 3. 15.07

оз.Юлеозеро – оз.Ригорека –оз.Алозеро – р.Охта –оз.Лежево, 22 км

ЧХВ: 8ч

Подъём в 8:00. Выход на воду около 12:00. С утра так же прошла сильная гроза с ливнем. При впадении Охты в Юляозеро — на высоком скальном мысу и далее по ПБ есть стоянки. Юлязеро и Алозеро разделяет большой мыс, через который было сделано два прокопа для сплава леса. Прокопы заросли и непроходимы в любую воду. Обходить необходимо с востока – по оз. Ригорека. На ПБ озера видны останки одноименной деревни. Преодолели Юляозеро при сильном встречном северо-восточном ветре. Далее преодолели озёра Алоозеро и Ригорека.

На выходе из Алозера плотина с двумя лотками: правый мелкий, левый более сложен — необходим осмотр. Прошли по левому. Сразу за плотиной преодолели шиверу. За шиверой река входит в небольшую ламбину сразу за которой начинается порог Немес (2кс — 600м). Прошли сходу, по основной струе вследствие хорошего обзора с воды. За порогом преодолели ряд мелководных шивер и вышли в озеро Лежево. На стоянку встали на небольшом острове расположенном напротив выхода из реки около 20:00.

*Отсюда существует два варианта продолжения маршрута.

Отчет о водном походе по реке Охта

Первый вариант – по Средней Охте, длиной 25 км. Путь к ней лежит через С3 часть оз. Лежево. В истоке Средней Охты остатки плотины. Дальше до оз. Воронье три шиверы и сложный порог Кехань (150 м, кар. «Кипучий»).

Средняя Охта непроходима в малую и среднюю воду.

Второй вариант (в настоящее время единственно возможный, из-за маловодности Средней Охты) – через прокоп Кирос. Курс на мыс с развалинами дер. Лежево. На выходе из озера плотина (Пл5) с чистым сливом, общим падением около 1 м.

День 4 16.07

оз.Лежево – р.Охта – оз.Воронье – р.Охта пор.Ойнегайне, 25 км

ЧХВ: 8ч30м

Подъём в 9:00. Выход на воду в 11:30. Вышли из озера Лежево, преодолев плотину. Далее пересекли небольшую ламбину сразу за которой начинается порог Мельничный (2кс — 150м), представляющий собой длинный прямой лоток между ряжевыми стенками с валами 0,5м, проходим сходу.

Отчет о водном походе по реке Охта

Хатанга. Порог Мельничный

Отчет о водном походе по реке Охта

Выход из порога Мельничный

Прошли, предварительно просмотрев траекторию движения с ЛБ. Сразу же за ним порог Пебозерский (2 кс — 100м). N 64°49.127′ E 33°37.672′

Отчет о водном походе по реке Охта

Вход в порог Пебозерский

Порог представляет из себя несколько полуразвалившихся ряжевых стенок и остатки лотка на входе в Пебозеро. Имеет две протоки: правая мелкая, левая — лоток с валами до 1 м и камнями, на выходе большой обливной валун, проход возможен справа от обливняка впритирку к ряжу. Видно отчётливое резкое падение воды, поэтому предварительно его осмотрели по ЛБ. Проход был возможен по левому или правому берегу относительно центрального нагромождения из камней. В левом более сильная струя и выше уровень воды, но больше обливных камней. В правом уровень воды меньше и нет чётко выраженной траектории движения.

Хатанга прошла по левому краю и встала на страховку в улове. Щукарь прошёл вдоль правого берега.

Отчет о водном походе по реке Охта

Выход из порога Пебозерский. Вдоль правого берега

Отчет о водном походе по реке Охта

Остров добрых духов на озере Воронье

Сразу за порогом озеро Пебозеро. Далее за ним идёт озеро Воронье. На нём посетили Остров Добрых Духов. Преодолели озеро Воронье при умеренном боковом восточном ветре. На выходе из озера плотина с небольшой бочкой по центру.

(Пл.6) N 64°51.420′ E 33°42.811′

Заход неочевиден, требуется осмотр. Вследствие низкого уровня воды стали видны торчащие куски арматуры в брёвнах. При  внимательном осмотре с ПБ решили проходить по центру через бочку.

Отчет о водном походе по реке Охта

Плотина на выходе из озера Воронье

Далее сходу преодолели ряд мелководных шивер, включая шиверу Нижкакошки, проходили под ЛБ.
Перед озером Карнизозером сходу по основной струе преодолели порог Олений (2кс — 150м) сходу.
На выходе из Корнизозера острова разделяют русло реки на две протоки. Правая протока широкая, но мелкая, на входе перекрыта глухой плотиной. В основании левой протоки шивера (200м).

Далее преодолели Пиче-Порог (2кс — 500м)N 64°53.088′ E 33°46.092′ предварительно осмотрев его с ПБ – слаломная шивера с несколькими резкими поворотами. Перед порогом можно встать на стоянку на высоком ПБ.
За Пиче-порогом река широким плесом поворачивает влево. Далее следуют два участка, где в низкую воду обнажаются камни, в высокую воду быстроток. Практически сразу за Пиче-порогом на левом повороте идёт порог Кожаный (2 кс – 100м). Очень мелкий, прошли без осмотра. Встали на ночёвку на пороге Ойнегайне (2кс – 150м) N 64°54.913′ E 33°47.008′

Отчет о водном походе по реке Охта

Порог Ойнегайне

Порог с валами до 1 м, левым поворотом и мощной бочкой на выходе. Под ЛБ ряжевая стенка. Осмотр по ПБ. За порогом есть хорошая стоянка справа, где мы и встали.  Была организована страховка с берега для Хатанги. Она прошла по центральной струе, преодолев в конце порога мощную бочку. Щукарь не пошёл, вследствие того, что оболочка была повреждена на мелководье, решили не рисковать. На стоянку и ремонт встали около 21:00.

День 5. 17.07

пор.Ойнегайне – пор. Курна, 23 км

ЧХВ: 9ч

Подъём в 9:00. На воду вышли в 11:30. Спустя 200 метров после порога Ойнегайне преодолели слаломную шиверу Дялучимет без осмотра сходу по основной струе. Через 1,5 км преодолели порог Лоуна (2кс – 300м), представляющий собой слаломную шиверу с валами до 0,5 м, со множеством камней и косыми сливами на выходе. Ориентир – ряжевая стенка по ПБ. Порог предварительно осмотрели по ЛБ, так как заход был с воды не очевиден. Сразу за порогом Лоуна порог Каменный (2кс – 100м). Прошли сходу, порог – простой локальный слив.

Через 1 км порог Хемег (2кс – 100м)N 64°55.622′ E 33°48.461′

Отчет о водном походе по реке Охта

Порог Хемег

Перед порогом река упирается в косу ЛБ из каменных плит, за которой на левом повороте начинается быстроток (справа ряжевая стенка), затем в скальном сужении мощный участок с сильным течением и валами, прижим к скале к ПБ, ближе к выходу поток разбивается грядами камней — возможны проходы под ПБ или под ЛБ. Каменистая насыпь разбивает струю на множество отдельных потоков и вследствие этого выход из порога не очевиден. В высокую воду порог категорируется как 3кс и желательна страховка с воды, так как после 100 м плеса начинается быстроток, уводящий в порог Кивиристи.

Отчет о водном походе по реке Охта

Вид на порог Кивиристи

При данном (низком) уровне воды порог соответствует 2 категории сложности и не требует страховки.
Опасность представляет прижим. Уйти от него можно, если зайти в порог по центру. Хатанга прошла первой, на выходе зашла в суводь слева для страховки с воды Щукаря. После небольшого плёса (около 100 м) начинается порог Кивиристи (4-5кс – 500м). N 64°56.054′ E 33°49.007′

*Сложнейший порог Охты, состоящий из трех ступеней: входной слив, падун и каньон. Первая ступень – входной слив представляет собой чистый водоскат в скальном сужении с быстротоком за ним, длинной около 100 м. Вторая ступень – падун Кивиристи высотой более 2 м, в узком скальном ущелье шириной около 8 м с прижимом к высокому ПБ. В высокую воду под падуном образуется пенный котел, в среднюю и малую воду мощная бочка. За падуном на левом повороте 50-60 м мощного быстротока, и затем река входит в каньон. Третья ступень — каньон Кивиристи, имеет длину около 200 м, ширину 8-10 м, высота стен до 15 м (на редкость живописное место).

В начале каньона прижим к правой стене, в середине — правый поворот с сильным прижимом к левой стене. В каньоне в высокую и среднюю воду образуются мощные бочки и отбойные валы до 2 м. Для осмотра порога Кивиристи чалиться за высоким мысом, перед сужением к скальным плитам ЛБ. Вдоль порога — по ЛБ есть широкая тропа для осмотра (обноса). Осмотр Кивиристи и страховка обязательны. На ЛБ, начиная от входа в Хемег и до самого конца Кивиристи, много мест для стоянок, но с дровами проблемы. Есть также стоянка за порогом на ПБ.

Порог обнесли по левому берегу. Сразу за порогом Кивиристи прошли пороги Белый (2кс — 250м) и Тёмный (2кс — 200м). В нашем случае при таком низком уровне воды пороги представляли собой шиверы с большим количеством одиночных камней, в которых мы двигались по основной струе сходу.

Через 500 м отлогий слив и еще через 150 м Печко-порог (2кс – 500м)N 64°56.800′ E 33°50.459′

Отчет о водном походе по реке Охта

Печко-порог

Порог имеет правый поворот и слив около 1 м на входе, разделенный плитой на два языка, за которым длинный шиверный участок. Осмотр по высокому ПБ, страховка за сливом желательна. Вход в порог осмотрели. Преодолели по основной струе, обогнув ряд плохо читаемых с воды обливных камней.

Почти сразу за Печко-порогом шивера Тарашенкоро (400м) с большим количеством камней в струе. Затем широкий плес и порог Нилош (2 кс) – одиночный слив между каменными плитами. Проходим сходу, хорошо читаем с воды. На ЛБ удобные места для стоянки.

Далее преодолели плёс длиной около 4 км. За ними пороги Муравейные (6 очень мелких и каменистых шивер). N 64°56.111′ E 33°57.087′

Преодолели сходу, лавируя между камнями.

Вскоре за Муравейными разрушенный мост с шиверой под ним. Мост в настоящее время почти полностью разрушен, проход свободный. Через 100 м после моста на ЛБ стоянка.

От моста примерно 8 км до порога Тютерин (3кс – 100м).

N 64°53.714′ E 34°01.964′

В низкую воду технически не проходим. Порог образован множеством огромных наклонных каменных плит, большое падение — около 2 м. По ПБ ряжевая стенка. Порог безаварийно проходим лишь в высокую воду, в низкую воду непроходим вообще, очень высок риск порвать судно или оверкиля на плите. Осмотр (обнос) по ЛБ. У порога есть стоянка — большая травянистая поляна (без дров).

Обнесли порог Тютерин волоком по траве. Спустя ещё 5 км порог Курна. На нём организовали стоянку на ПБ около 20.30.

 День 6. 18.07 Днёвка

 День 7. 19.07

пор.Курна – р.Кемь – пос.Подужетье., 6 км

Антистапель

ЧХВ: 2ч

10:00 подъём. На воду вышли в 13:00. Преодолели порог Курна (2кс – 150м), это чистый (даже в низкую воду) водоскат через узкий скальный желоб на левом повороте. N 64°54.164′ E 34°07.695

Отчет о водном походе по реке Охта

Порог Курна. Хатанга

Спустя 1,5 км Охта-порог (3-4 кс – 300м)N 64°54.456′ E 34°08.833′

Мощный порог даже в низкую воду. Русло реки перегорожено грядой камней, проход есть только у ЛБ через узкий сложный слив высотой более 1 м (требуется очень точный заход!). После слива длинная крутая слаломная шивера с множеством обливных камней и высокими валами до 1-1,5 м. Обязательна тщательная разведка всего порога и страховка. Стоянки есть на ПБ перед порогом и на выходе из него.

При настолько низком уровне воды очень большой риск порвать оболочку судна, было принято решение обнести. Обнесли по ПБ. На протяжении всего порога торчат большие (до 1 м в диаметре) обливные камни. На входе в порог падение до 1,5 метров с большим количеством острых скальных выступов.

Далее Охта не имеет препятствий и через 1,5 км впадает в реку Кемь. Пройдя 4 км по Кеми высадились на левом берегу в 300 м. от Подужемской ГЭС около 16:00. В наше время берег густонаселён и вдоль реки тянется хорошая грунтовая дорога. На такси выбросились в город Кемь.

Конец маршрута.

Дополнительные сведения о маршруте

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

В этом сезоне река сильно обмелела, рекомендуем при сплаве в июле-августе, когда река мелеет, тщательно выбирать траекторию движения в порогах, особенно на каркасных байдарках. Предпочтительнее держаться основной струи.

Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте.

Никольский храм на Муезере — последняя крупная сохранившаяся постройка Троицкого Муезерского мужского монастыря (XVI-XVIII вв.). Основан монастырь около 1573 г., предположительно монахом Кассианом, позже приписан к Соловецкому монастырю, а в 1764 г. упразднен.

В «Истории русской церкви» митрополита Макария указывается, что Муезерский мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы основан «ранее 1591 года». Основателем монастыря был преподобный Кассиан Муезерский, канонизированный в XVII в. По преданию, преп. Кассиан был пострижеником Соловецкого монастыря и приплыл на Муезеро с Соловков на большой гранитной плите, якобы покоящейся у основания часовни Спаса Нерукотворного.

Храм святого Николая Чудотворца на Троицком острове на таежном озере Муезеро является одним из немногих уцелевших деревянных храмов Древней Руси, сооруженных до XVII в. (предположительно, построен в 1602 г.) Представляет собой деревянный храм на подклете, был теплым храмом монастыря. Над западной частью прямоугольного сруба его основного объема поставлен восьмерик под шатром.

Недалеко от алтарной части храма сохранился старый монастырский колодец, выложенный из гранитных валунов. В XIX в. храм святого Николая был приписан к Маслозерскому храму, обшит тесом. Был закрыт не позже 1930-х гг. Остров не заселен. Раз в году в храме проводится служба. Поддерживается сохранность храма, в данный момент храм находится на реставрации в Санкт-Петербурге, а на острове ведутся реставрационные работы.

Озеро располагается в 70 км на запад от г. Беломорска. Название озера происходит от слова «муе», как в тех местах называли рыбу ряпушку. Местность вокруг Муезера подвергалась вырубке, в связи с чем остались технологические лесовозные дороги, однако ведущая к озеру дорога ограниченно проходима. У западной оконечности озера имеется заброшенная деревня Ушково с сохранившимися строениями, имеющими историко-архитектурную ценность.

Культовая роща

Она расположена на возвышенности с восточной стороны острова и благодаря значительной высоте хвойных деревьев (до 20 м.) и в обхвате 4 м. выполняет роль ориентира при движении по озеру.

В роще находится деревенское кладбище, но не сосем обычное. Старообрядческое. На могилах вместо православных крестов стоят так называемые кресты — колубцы: резные столбики с двускатной кровелькой, под которой старообрядцы обычно устанавливали медную иконку с изображением того святого, который был покровителем умершего человека. Самое раннее захоронение – 1859 год

Остров добрых духов – стоянка-музей на озере Воронье

Официальное название острова — «Большой Логин-Остров». В туристической среде снискал себе новое имя: «Остров Добрых Духов». На острове находится музей туристического творчества под открытым небом.

Географическая и климатическая характеристика района

Маршрут проходил по территории Беломорского и Кемского районов Республика Карелия.

Климат умеренно-континентальный. Морские воздушные массы обусловливают сравнительно мягкую зиму с частыми оттепелями и умеренно-тёплое, прохладное лето. Среднегодовая температура от 0 до +3°C. Количество осадков за год 600—700 мм.

Район находится в зоне избыточного увлажнения. В июне-июле наблюдаются белые ночи.

Характеристика реки Охта

Реки Карелии сравнительно коротки. Так, Охта имеет протяженность 142 км. Большинство рек Карелии, представляющих туристский интерес, имеют протяжённость от 75 до 150 км. При этом значительная часть километража (вплоть до 50%) может приходиться на проточные озера. Охта представляет собой озерно-речную систему, состоящие из цепи озер, соединенных порожистыми протоками.  Всего река протекает через 15 озёр и пересекает большое количество моренных гряд, образуя многочисленные пороги и перекаты.

Относительно малая длина рек Карелии в сочетании с заметной разницей высот истоков и устьев обуславливает значительный их уклон. В среднем он составляет около 1 м/км, а на порожистых участках — до 3-5 м/км. При этом практически все падение уровня воды срабатывается на локальных препятствиях, между которыми идут тихие плесы.

Для оценки характера реки существенно распределение падения по ее длине — продольный профиль. Обычный продольный профиль, так называемый «профиль равновесия», представляет собой вогнутую кривую. Но реки Карелии геологически очень молоды, их русла проходят по трудно размываемым породам и они только начали вырабатывать себе долину (с неширокими поймами, без высоких террас) и продольный профиль. В Южной Карелии, где коренные твердые породы покрыты довольно мощным покровом послеледниковых отложений, размыв долины рек происходит более или менее равномерно. В этом случае продольный профиль представляет собой почти прямую линию), нарушаемую лишь на участках сосредоточения порогов.

Охта относится к «многоводным» рекам, т.е. с расходом выше 50 куб. м/сек, прохождение перекатов и шивер, как правило, затруднения не вызывает. Зато пороги бывают сложны, и опасны, в первую очередь из-за мощных неоднородностей потока — прямых и косых валов, «бочек» и пенных котлов за сливами, прижимов, суводей. Средний уклон у таких рек меньше — 0,5-0,8 м/км.

Препятствия

По материалам книги «На байдарках по Карелии», автор — А.Л. Нилов

Искусственных препятствий в Карелии относительно мало. Это, в основном, деревянные плотины, построенные для регулирования уровня воды в интересах лесосплава. Сложность их преодоления, как правило, тем выше, чем хуже их сохранность.

Дополнительную сложность на препятствиях могут создать низкогабаритные мосты лесовозных дорог и лесооттеснительные ряжевые стенки, особенно в узостях. На плесах ряда сплавных (в настоящем и прошлом) рек хлопоты могут доставить полузатонувшие бревна.

Наиболее часты на реках Карелии перекаты — каменистые отмели на участках поворота или расширения русла. Они, как правило, коротки — не длиннее 50-100, реже — 200 м, На малых и средних реках часто приходится сталкиваться с неприятным, ловушечным типом перекатов. Начинаются они четко выраженной струей в камнях, а на выходе рассыпаются крутой каменистой горкой с сомнительными проходами. Пожалуй, на подобных «косогорах», а не на серьезных препятствиях расходуется основное количество клея и резины.

Большими уклонами характеризуются шиверы — участки падения реки, беспорядочно засоренные камнями, разбивающими речной поток. Преимущественная их длина 300-500 м, хотя встречаются шиверы и по 50 м, и по 1,5-2 км. Кстати, туристам, возможно, интересно будет узнать о происхождении слова «шивера». Оно чаще встречается (в том числе — и в туристских описаниях) в Сибири. Но туда оно было принесено северорусскими землепроходцами. А родилось слово в речи карельских поморов-из саамского чиврай, что значит «галька, булыжник».

Пороги образуются в местах выхода коренных пород, где сужения русла, гряды крупных камней или плиты создают ступени-сливы. Наиболее сложно сочетание порогов с шиверами. Охта, одна из немногих рек Карелии на которой встречаются каньоны и каньонообразные сужения.

Особенности общественного и личного снаряжения

Для фото и видеосъёмки использовались мобильные телефоны.

Для навигации по маршруту использовалась топографическая карта (масштаб 1:100000), а так же навигатор Garmin с отмеченными точками основных препятствий и возможными местами стоянок.

Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.

Стоимость средств передвижений:

Заброска:

До г.Петрозаводск личным автомобилем

Автомобиль г.Петрозаводск – оз.Кевятозеро              – 10 т.р.

Выброска:

Такси пос.Подужемье – г.Кемь                                   – 500 руб.

Поезд г.Кемь-г.Петрозаводск                                      – 1050 руб./чел.

г.Петрозаводск – г.Санкт-Петербург личным автомобилем

Личное и общественное снаряжение у участников группы собственное.

Раскладка была составлена из расчета двух горячих приготовлений пищи (завтрак, ужин), перекус (обед), карманное питание в виде сухого пайка (орехи, сухофрукты, энергетические батончики и т.д.). Приготовление пищи осуществлялось на дровах, проблем с их наличием на стоянках не возникало.

Питание на маршруте (2 человека. 7 дней)                 – 4000 руб.

Итого: 16.600 руб.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

 В итоге, выбранная стратегия прохождения похода и компоновка группы оказалась удачной, маршрут был пройден в полном составе без происшествий.

Маршрут может быть пройден как за короткий срок в спортивном режиме, так и в качестве летнего путешествия.

Вопрос категорирования препятствий на р .Н. Охта непростой, т.к. зависит от уровня реки, а понятие полукатегорий в эталонном перечне отсутствует. Изучение отчетов позволяет сделать вывод, что в период июля 2020г. река сильно обмелела и категорийность порогов упала. В целом, считаем, что сложность порогов в наш уровень воды соответствует 2 категории сложности, пороги, чья категорийность оказалась выше – были обнесены в целях безопасности.

Маршрут рекомендуется проходить период конец мая — июнь, когда уровень воды достаточно высок, однако в этом случае категорийность маршрута повысится с 2кс до 3кс.

Группам, проходящим маршрут на байдарках в более раннее время года,  рекомендуется учитывать, что в связи с усложнением прохождения препятствий, желательно увеличить количество участников похода минимум до 4 для обеспечения надежной страховки.

 

Источник : "https://putnicki.ru/otchet-o-vodnom-pohode-po-reke-ohta/" rel="nofollow"

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию